План к рассказу листопадничек 3 класс и составить план

Инфоурок русский язык презентацииизложение по рассказу н.сладкова лочка. 3 класс описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда:

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииИзложение по рассказу Н.Сладкова «Ёлочка». 3 класс

Развитие речи.Изложение по рассказу Н.Сладкова «Ёлочка».3 классСоставила:...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Развитие речи.Изложение по рассказу Н.Сладкова «Ёлочка».3 классСоставила:

    Описание слайда:

    Развитие речи.
    Изложение по рассказу
    Н.Сладкова «Ёлочка».
    3 класс
    Составила:
    Проскурина Ольга Геннадьевна
    учитель начальных классов
    МБОУ «Школа № 18»
    г.Нижнего Новгорода

  • 2 слайд

    Отгадайте загадку Что же это за девица? Не швея, не мастерица. Ничего сама не

    Описание слайда:

    Отгадайте загадку
    Что же это за девица?
    Не швея, не мастерица.
    Ничего сама не шьёт,
    А в иголках круглый год.

  • 3 слайд

    Осенняя ёлочка. Ёлочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки

    Описание слайда:

    Осенняя ёлочка.
    Ёлочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листву.
    Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клён роняет оранжевые звёзды. Ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
    И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.

  • 4 слайд

    -С чем автор сравнивает листья осины, клёна, ивы? Какое слово использует авт

    Описание слайда:

    -С чем автор сравнивает листья осины, клёна, ивы?
    Какое слово использует автор, чтобы не повторять слово «дарят»?
    Какой стала ёлочка?

  • 5 слайд

    День рождения ёлочки. Ёлочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья,

    Описание слайда:

    День рождения ёлочки.
    Ёлочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листву.

  • 6 слайд

    Подарки осины, клёна, ивы. Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочк

    Описание слайда:

    Подарки осины, клёна, ивы.
    Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клён роняет оранжевые звёзды. Ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

  • 7 слайд

    Счастливая и нарядная ёлочка. И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и ра

    Описание слайда:

    Счастливая и нарядная ёлочка.
    И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.

  • 8 слайд

    План 1. День рождения ёлочки. 2. Подарки осины, клёна, ивы. 3. Счастливая и

    Описание слайда:

    План
    1. День рождения ёлочки.
    2. Подарки осины, клёна, ивы.
    3. Счастливая и нарядная ёлочка.

  • 9 слайд

    1.Когда ёлочка появилась на свет? 2.Что она сделала? 3.Что роняли деревья? 4.

    Описание слайда:

    1.Когда ёлочка появилась на свет?
    2.Что она сделала?
    3.Что роняли деревья?
    4.Сколько лет прошло?
    5.Что делают деревья каждую осень, в день ёлочкиного рождения?
    6.Что дарит осина?
    7.Что роняет клён?
    8.Чем ива засыпает ёлочку?
    9.Какая стоит ёлочка?
    10.
    11.Где у неё подарки?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

План к рассказу листопадничек 3 класс и составить план

  • Сейчас обучается 931 человек из 79 регионов

План к рассказу листопадничек 3 класс и составить план

  • Сейчас обучается 328 человек из 65 регионов

План к рассказу листопадничек 3 класс и составить план

  • Сейчас обучается 1004 человека из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Тема:
Текст. Предложение. Словосочетание

Похожие материалы

  • Нетрадиционные виды упражнений для развития связной речи у детей интегрированного типа.

  • Презентация по русскому языку на тему: «Виды предложений по цели высказывания». 5 класс.

  • Программа учебного курса по русскому языку для 5 класса»Моя речь»

  • Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

  • Статья «Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер, И. П. Иванов)»

  • Обучающее изложение «Путешественница» 3 класс

  • Дидактический проект урока: «Виды предложений по цели высказывания».

  • Звонкие и глухие согласные звуки разделительный ь

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435595 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

Конспект урока по литературному чтению:

В. А. Осеева «Хорошее» для учащихся 2 класса

Тема урока: В. Осеева «Хорошее»

Тип урока: урок освоения новых знаний.

 Цели:

 Обучающая: формировать навыки правильного и осознанного
чтения, умения составлять характеристику героя, формулировать главную  мысль
произведения;

Развивающая: развивать мышление детей через анализ, обобщение,
рассуждение, сравнение;

Воспитывающая:
воспитывать нравственные качества личности ребенка.

Оборудование:   учебник  «Литературное чтение» 2 класс
Л.Ф.Климанова и др., листы-заготовки слов для составления характеристики
литературного героя,  индивидуальные карточки  с  пословицами, словарь
характеристик, компьютер, презентация к уроку.

                                                      Ход
урока:

І. Орг. момент

Надпись: Добрый день, дорогие ребята! Очень рада видеть вас! Все мы знаем, был звонок, начинаем наш урок!

1.Приветствие

    Уважаемые ребята! Предлагаю начать наш  урок с
упражнения «Поздороваемся ладошками!».

— Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу,
посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не
прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

·              
желаю
(соприкасаются большими пальцами);

·              
успеха
(указательными);

·              
большого
(средними);

·              
во всём
(безымянными);

·              
и везде
(мизинцами);

·              
здравствуйте!
(прикосновение всей ладонью)

Ø Психологический настрой

¾Посмотрите на различные изображения «солнышек» на
доске.

¾Скажите, какое изображение соответствует вашему
настроению? Спокойное, грустное или веселое?

¾Мне нравится ваше  настроение.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

       — Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествие будет
длиться целый урок, на нашем пути будут препятствия и интересные задания.

 Стадия вызова.   Игра «Верите ли Вы»:

·       
что нас ждёт увлекательный
урок — путешествие?

·       
что можно научиться делать
хорошие дела просто так?

·       
что можно  думать о том,
что  читаете?

·       
что сделать, что-то
хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.?

·       
что мы сегодня
познакомимся с интересным произведением?

— Давайте выберем, чем на уроке мы будем
заниматься? (учиться думать и предполагать, размышлять и рассуждать, понимать
смысл прочитанного и  услышанного, а также делать для себя какие-то выводы). И,
возможно, в конце урока вы поверите в то, во что раньше не верили.

III. Подготовка к работе

1) Разминка  речевого аппарата

—  На уроке будем много читать и говорить, поэтому подготовим свой
речевой аппарат. Посмотрите на доску. Прочитайте и скажите, что это? 

Про пёстрых птиц поёт петух,  

Про перья пышные, про пух.

— Для чего нужны скороговорки? (Чтобы правильно произносить все
звуки языка. Улучшается речь, дикция. Это упражнение для дикторов радио и
телевидения, ораторов.)

— Какие правила чтения скороговорок мы знаем? (Сначала надо читать
медленно, затем в обычном темпе, а потом быстро.)

— Хором проговорите шёпотом медленно, проговаривая каждый звук. Теперь
прочитайте в обычном темпе. А сейчас постарайтесь прочитать быстро.

Прочитайте друг другу, а потом   всему классу.    

2) Подготовка к изучению нового материала

— Я не зря подготовила для вас именно эту скороговорку. 

— О ком говорится в скороговорке? (О петухе)

— Недавно мы с вами читали одно произведение, где одним из героев тоже
был петушок, который так любил свою хозяйку, но хозяйка эта не очень хорошо
поступила с ним и другими своими друзьями.

— Догадайтесь, о коком рассказе идёт речь? А кто его автор? 

         «Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром
петушок, запоёт:

              — Ку-ка-ре-ку! Доброе утро,
хозяюшка!»                               (В.Осеева «Добрая
хозяюшка»)   

— Итак, о ком будем говорить на уроке? (О В.Осеевой)

 Какой раздел мы изучаем? (Я и мои друзья). Мы уже читали
некоторые произведения этого раздела.

-Чему учат нас эти произведения? (дружбе, вежливости, доброте)

– В этот раздел включено и произведение В. Осеевой.

IV. Изучение нового материала

1. Знакомство с творчеством В. А. Осеевой

Пока мы с вами
беседовали, к нам пришло письмо из прошлого.

 «Дорогие
ребята!

 Когда я была
такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла
читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

 – Понравился
тебе рассказ?

 Я ответила:

 – Не знаю. Я о
нём не думала.

 Мама очень
огорчилась.

 – Мало уметь
читать, надо уметь думать, – сказала она.

 С тех пор,
прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и
мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло,
то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать
и думать».

–Попробуйте
догадаться? Кто прислал нам письмо?     

– Верно. Это письмо
прислала Валентина Александровна Осеева. 

— Что интересного из
жизни писательницы вы знаете?

Подготовленные
ребята рассказывают сообщение о В. Осеевой

1.Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она
училась на драматическом факультете Киевского института искусств.

2.В юные годы
Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский
факультет.

 Но однажды, когда
увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать
детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних
правонарушителей.

— Ребята, кто такие беспризорники? (Человек, оставшийся без
присмотра, живущий на улице, бездомный.)

 3.Работая
воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для
ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила
придумывать игры.

 Осеева много писала
для малышей – стихи, сказки, короткие рассказы.

4.Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания
подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила
Сталинскую премию за повесть “Васёк Трубачёв и его товарищи”. Это трилогия. По
II части создан кинофильм “Отряд Трубачёва сражается”.

Осеева прожила 67 лет. 

— О чём, о ком её  рассказы, догадались? ( О детях, их хороших и
плохих поступках)

!—  Зная тему урока, пользуясь опорными
словами, поставьте его  задачи.

Познакомиться(с новым произведением  В.А.Осеевой).

Учиться правильно …(и выразительно читать её произведение
«Хорошее»).

Проанализировать … (поступки героя).

— А еще сегодня
обсудим проблемы, которые В.Осеева  поднимает в своих произведениях, и
подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.

-С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке, вы узнаете,
прочитав слово в обратном направлении    ЕЕШОРОХ  (Хорошее)

2. Целеполагание

— Как вы думаете, о чем может говориться в  рассказе «Хорошее»?

 Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» — это как?)

С чем ассоциируется слово «Хороший»

3. «Ассоциативный куст»

— Сейчас мы прочтем
рассказ и определим, чье предположение оказалось более точным?

 (Значит, достойно, прилично, о человеке с образцовым
поведением говорят, что он
хороший.)                                              

Постановка задачи: А чтобы проверить и уточнить свои
предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение –
это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором.

2. Работа над рассказом «Хорошее»

1) Первичное чтение рассказа (учитель)              (у детей учебники закрыты)

— Я прочитаю рассказ ,а вы  подмечайте всё хорошее в этом рассказе.

Чтение текста учителем с остановками

Проснулся Юрик утром.
Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

1 остановка

-Предположите, что будет дальше?

— Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла.

А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка.

2 остановка

-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?

— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

3 остановка

-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?

— Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

— Что бы мне такое хорошее сделать?

2) Проверка первичного восприятия.

— Понравился рассказ?

— Чье же предположение
оказалось более точным?

— Скажите в форме
одного предложения, о чем это произведение, используя для этого следующую
запись на доске (слайде): Это произведение о том, как Ю..(Правильный
ответ: «Это произведение о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки».)

— Как же так
получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и
не смог ее никому доставить?

3) Чтение рассказа детьми. Чтение рассказа вслух «Гонка за лидером».

1) Словарная
работа
.

— Перед тем, как
прочитать рассказ, давайте поучимся читать слова, в которых вы иногда
допускаете ошибки:  

     солнце

     что-нибудь

     что, его,
у него

— А теперь внимательно прочитаем весь рассказ и выделим то, о чём
думал Юра, о чём он мечтал?

— Откройте учебники на с. 34. Читаем по частям.(« Гонка за
лидером», жужжащее чтение, чтение в наушниках).

— Так о чем мечтал Юра?

2) Гимнастика для глаз.

— После чтения выполним гимнастику для глаз. Встали возле
своих парт.

Вверх-вниз, влево- вправо. Зажмурились, широко открываем глаза.

Представьте себе, что ваш нос стал длинным и вы можете им рисовать.
Закрываем глаза, и с закрытыми глазами нарисуйте что-нибудь хорошее, красивое.

3) Анализ
произведения. Выборочное чтение:

 — Итак, насколько вы были внимательны во
время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.

— Скажите, почему мальчику Юрику захотелось сделать
что-нибудь хорошее?

— В какое время суток происходит действие рассказа?

— Какая погода была в тот день? Найдите и прочитайте эти
строки.

— Прочитайте о чём мечтал Юра вначале. (Что, если б
моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

— Есть ещё слово сестра. А чем отличаются между собой слова
сестра и сестрёнка?

— Что вы можете сказать о его мечте: хорошая
она или плохая? (Хорошая)

— О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на
няню волки напали, а я бы их застрелил)

— Что можете сказать об этой мечте?

— Прочитайте о чём Юрик ещё мечтал? (Вот если б
Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

— Что можете сказать об этой мечте?

— Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? (
Мечты у Юры были хорошие)

А теперь посмотрим на его поступки.

— Найдите в тексте и прочитайте разговор Юры с сестрой.

— Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять
с ней)

— А как он поступил? (Он обидел сестру)

— Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

— Как он разговаривал с сестрой?  (Грубо)

— Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с
ней? (Уходи не мешай думать)

— Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не
мешали? (Когда чем-то заняты)

— Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

— Прочитайте диалог Юры и няни.

— Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать
посуду)

 А как он поступил? (Обидел няню)

— Как он с ней разговаривал? (Грубо)

— Что он ей сказал? (Некогда мне)

— А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас
очень много дел)

 Действительно ли у Юры было очень
много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

— Прочитайте, как Юра общался с Трезором. Что Трезорка
будто бы хотел сказать Юре?

— Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать
ему попить).

— Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)

— Сделайте вывод: какие же были поступки Юры?

— Мысли и желания Юры были хорошие, а вот его поступки
плохие.

Проблемный вопрос: — Как вы считаете,

О ком
думает Юра на самом деле?

(Он
думает о себе.

Юра
мечтает, чтобы
его похвалили, хочет прославиться.)

-В каком
случае можно сделать что-то хорошее?

(Сделать
что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)

Почему Юра не заметил простых дел?

— Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым
мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)

— Какой совет вы можете дать Юре? Что бы ему сделать
хорошего?

— Как вы думаете, какой совет дала Юре мама?

— Да, ребята, хорошее нужно совершать на деле, а не в
мыслях. Я надеюсь, вы своим родным помогаете по-настоящему. Наша физминутка так
и называется «Помогаем маме».

4) Физминутка

5) Работа в парах по характеристике Юры

-Как автор относится к своему герою?

— Продолжим разговор о главном герое рассказа — Юре.

-Хотел ли Юра что-то сделать для себя?

-Можно ли назвать его воображаемые  поступки героическими?

-Кто такой герой?

А если вы не знаете значение слова, но хотите узнать, как это можно
сделать? (Герой — это тот, кто совершил подвиг.)

-Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются:
сестрёнка тонет, а он ее спасает.

 -Что сестрёнка испытывает в этот момент?

-А что испытали бы няня, Трезорка, если бы Юра им помог?

-О ком думает Юра на самом деле? Думает ли он на самом деле о своих
близких — сестрёнке, няне, Трезорке?

(Он думает о себе.  Юра мечтает, чтобы его похвалили,
хочет прославиться.)

-Как считаете,  можно ли сделать что-то хорошее, когда думаешь только о
себе, а не о других людях?

-Почему Юра не заметил простых дел: погулять с сестрёнкой, убрать
посуду, дать попить собаке?

-Какой же был Юра?

— На партах у вас лежат листочки с разными личностными качествами
человека. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам
необходимо выбрать и отметить те качества, которые соответствуют характеру Юры.
Чья пара будет готова, поставьте руки домиком.

Смелый +

Мужественный +

трусливый

Непослушный +

послушный

жадный

вежливый

весёлый

Грубый  +

думающий о себе  +

внимательный

Заботливый +

Добрый  +

— Проверим, что вы выбрали и почему именно это
качество.                                            

6) Составление
плана рассказа

— Посмотрите, ребята,
на экран. Что вы видите? (Картинный план)

— Придумайте название
для каждой картинки

Составим план к этому
рассказу.

1ч. Юрик проснулся.
(Захотелось Юрику сделать что-то хорошее).

2ч. Просьба
сестренки.

3ч. Нянина просьба.

4ч. Трезорка хочет
воды.

5ч. Совет мамы.

7) Работа с
пословицами (в парах).

— На уроках чтения мы
часто с вами вспоминаем один из жанров устного народного творчества – пословицы.

 Рассыпались
пословицы. Собери и обьясни смысл пословиц. Какая конкретно подходит к нашему
произведению.

Жизнь дана на
добрые дела.

Лучше хорошо
поступить, чем хорошо говорить.

Не мил свет, когда
друга нет.

Вежливости
открываются все двери.

— Прочитайте
пословицу в конце рассказа. (Лучше хорошо поступит, чем хорошо говорить)

— Объясните, как вы
понимаете эту пословицу. ( Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать
их)

— Подходит ли эта
пословица к нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре)

-Над чем заставил вас
задуматься рассказ?

8. Творческое
задание в группах

— Сейчас мы будем
читать этот рассказ по ролям.Сколько действующих лиц в рассказе?

·        
Давайте возьмем карандаши
и отметим слова автора. Как их надо читать? (спокойно)

·        
С какой интонацией надо
читать слова сестры, няни, Трезорки?

·        
Слова Юры мы будем
одинаково читать?

·        
Как нужно читать мысли
Юры? (мечтательно)

·        
А слова, обращенные к
сестре, няне, собаке? (грубо)

·        
Дети распределяют в
группах роли и готовятся. Затем одна группа афиширует.

6.Подведение
итогов урока

Заключительная минута тишины

Давайте сядем
поудобней, на минутку закроем глаза и вспомним, о чем мы с вами говорили?

Что вы взяли из нашего разговора,
что вы поняли для себя?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что особенно запомнилось?

— Чему я хотела научить вас этим уроком?

Я хочу пожелать вам
вырасти  настоящими людьми, чтоб из ваших маленьких сердец исходили только
добро, любовь, взаимопонимание, а самое главное, чтобы вы умели слушать не
только себя, но и другого человека

7.Обобщение
по теме урока

— Итак, мы прочитали и разобрали рассказ.

— Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»? (Чтобы
дети совершали хорошие дела.)

— Вспомните, какие добрые дела недавно вы совершили ?

 — А какие хотели бы совершить?

— Будете ли вы ждать награды за свои поступки?

— Теперь потренируемся: я буду читать стихотворение, а вы должны
ответить на вопросы в стихотворении словом «да», если, конечно, вы бы
ответили так.

Я готов для всех
всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да!

Будем старших
уважать?

 -Да!
Будем дерево сажать? —Да!
Будем маме помогать? —Да!
А братишку одевать?

Да!
Позаботимся о кошке? —Да!
Птицам мы насыплем крошки?

-Да!
Позаботимся о друге? —Да!
И цветы польем на клумбе?

Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет» 

-Да! Да! Да!

8.Рефлексия

-Оцените своё
состояние  после урока.

Посмотрите
внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите,
какое высказывание подходит вам, и покажите соответствующий смайлик.

Я уважителен и
доброжелателен к людям.

Я не всегда был
уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь
измениться.

Мне трудно быть
уважительным и вежливым.

9. Выставление
оценок

10.Домашнее задание:

Обязательное домашнее задание и задание по
желанию.

1. Выразительно читать текст —  Учебник с
136-138., р.т. с 45 №2,3

2. По желанию:

– Подготовить краткий пересказ.

– Нарисовать
иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.

—  Составить
рассказ «Хорошее» из собственной жизни.

Что такое прогулка?

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой — «ПРОГУЛКА» -пребывание,  хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние для отдыха, развлечения.

Мнение педагогов о том, что прогулка – одна из наиболее лёгких педагогических форм, является заблуждением. Только усвоив сущность прогулки, вскрыв её огромные воспитательные возможности, каждый педагог сможет по достоинству оценить её и включить в арсенал своих методических средств.

Цели и задачи прогулок:

— организовать практическую деятельность в природе (наблюдение, выращивание растений, уход, посадка, уборка, сбор);

— участвовать в общественно полезном труде в природе (уборка территории, прополка клумб, изготовление кормушек, скворечников);

— развивать стремление к познанию, наблюдательность, любознательность, умение ориентироваться на местности;

— формировать правильные представления и понятия об окружающем мире, уважительное отношение к людям труда, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу;

— активизировать самостоятельную деятельность детей;

— выявлять закономерную связь явлений в природе; изучать законы развития природы;

— воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, бережное отношение к природе;

— обеспечивать двигательную активность детей на воздух.

Во время  прогулок у учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки культуры поведения.

Процесс воспитания, направленный на формировани личности ребёнка, создаёт предпосылки социальной адаптации  ребёнка.

На прогулке проводятся запланированные в группее беседы.  Обычно это короткие беседы по подобранной специально иллюстрации, интересной статье, рассказу в газете или по тв.  Правильно построенная беседа создаёт возможность не только дать детям определённые знания или закрепить их, но и развивает мышление, т.е. учит производить анализ, сравнение, обобщение, организовывает внимание.

Прогулка – это одна из форм отдыха  воспитанников в группе продленного дня. Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. Прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха или же, наоборот, быть насыщенной подвижными играми и развлечениями.

Подготовка к прогулке

1. Определить вид прогулки.

2. Установить цель.

3. Разработать маршрут, ознакомиться с ним.

4. Выбрать место проведения.

5. Определить затраты времени на прогулку.

6. Разработать задание.

7. Наметить виды деятельности учащихся.

8. Составить конспект прогулки.

Требования к организации прогулки

1. Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде.

2. Сообщить цель прогулки.

3. Рассказать о маршруте и заданиях.

4. Указать порядок следования по маршруту.

5. Назначить ответственных.

6. Провести инструктаж по ТБ.

Виды прогулок  и их организация в ГПД   

1. Прогулка-наблюдение за

• сезонными изменениями в природе;

• особенностями растительного мира;

• жизнью домашних и диких животных;

• трудом и отдыхом людей.

2. прогулка-задача,    направленная   на   решение   какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить:

• расстояние;

• величину предмета;

• высоту предмета;

• его цвет;

• крутизну склона;

• направление и скорость ветра.

3. прогулка-поиск, во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать:

• лекарственные травы;

• сеянцы;

• семена деревьев;

• природный материал для гербария, коллекции и т.д.

4. прогулка-поход на

• скорость;

• выносливость;

• дисциплину;

• внимание;

• ориентирование на местности.

5. прогулка-фантазия должна представить возможность:

• сделать фотосессию;

• изготовить поделку из природного материала;

• сплести венок, корзину;

• составить букет из листьев, цветов, веток;

• придумать рассказ, составить описание.

6. прогулка-экскурсия, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать:

• местные достопримечательности;

• различные предметы и объекты;

• редкие цветы, деревья, кустарники;

• заметить «следы» хорошего или плохого поведения человека .

7. прогулка-практикум,  предусматривает закрепление знаний и умений учащихся:

• по правилам дорожного движения;

• по технике безопасности;

• по трудовым навыкам;

• по ориентированию;

• по культуре поведения.

8. комбинированная прогулка проводится в сочетании с

• играми;

• спортивными занятиями;

• трудом;

• экскурсионной работой.

Прогулка проводится ежедневно после обеда и до самоподготовки.

Ее продолжительность — 1,5 часа.

В процессе воспитания  детей с ОВЗ сочетается настойчивая работа по формированию у них общественно-ценных личностных качеств со специфической коррекционной работой, направленной на исправление тех недостатков их характера и поведения, которые возникли в результате неправильного предшествующего воспитания и  жизненного опыта.

Во время прогулок создаются такие педагогические ситуации, когда должны действовать и вести себя в соответствии с общепринятыми нормами поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей. Эти навыки необходимы для регулирования поведения детей, они помогают выработать этические нормы отношений с окружающими, приучают ребят к дружелюбию и вежливости, уважению и чуткости по отношению к другому.

Это же простые нормы нравственности, которые составляют начальную азбуку морали, на основе которой растёт и формируется система высших нравственных ценностей.

На прогулках-практикумах отдельные правила многократно отрабатываются в искусственно-созданных условиях.

В процессе такой работы происходит постепенное и последовательное развитие знаний, умений и навыков детей – от правил культурного поведения, воспитанности к осознанию и усвоению простых норм нравственности.

Примерные  беседы на прогулках:

Тема: «Этические нормы общения» беседы: «Вежливо-невежливо», «Кто опрятен, тот приятен».

Тема: «Основы этикета» беседы: « Хочу, не хочу и надо», «Правила для всех».

Тема: «Нормы отношений с окружающими» беседы: « От чего зависит настроение», «Эмоции и здоровье».

Беседа по теме:  «Правила поведения на природе».

Краткая формулировка правил поведения на природе:

1. Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.

2. Не повреждай кору деревьев.

3. Не рви цветов на лугу. Пусть красивые растения и цветы остаются в природе.

4. Съедобные ягоды собирай так, чтобы не повреждать веточек.

5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.

6. Не разоряй птичьи гнёзда.

7. Не шуми в лесу и в парке.

В заключение ещё раз об этапах проведения прогулки.

— Подготовку к прогулке начинать с анализа ранее проведенных прогулок, с тем, чтобы намеченная прогулка не походила на предшествующую.

— Определить цель и вид прогулки, наметить маршрут. Если маршрут не знаком, внимательно изучить его, во избежание каких-либо неожиданностей.

— Зная силы и возрастные возможности детей, установить время прогулки, расстояние, места временного отдыха, объекты наблюдения. В расчёт брать время года, погоду, особенности местности.

— Наметить виды деятельности детей, определить, какие черты личности, характера, поведения будут формироваться, и корректироваться, какие взгляды и мысли будут переданы детям во время прогулки.

Прогулку нужно начинать с сообщения по технике безопасности,  если есть необходимость, дать поручения отдельным воспитанникам, распределить обязанности. Затем наблюдаем за одеванием и организованным выходом из школы, напомнить группе о правилах поведения на улице и сообщить маршрут.

Назначив из числа детей направляющих и замыкающих, выбрать место среди детей с таким расчётом, чтобы было удобно наблюдать за ними, и в любой момент можно было бы приостановить движение.

При движении по маршруту проводить индивидуальные или групповые беседы с детьми. Делать остановки для того, чтобы обратить внимание группы на тот или иной объект. Если требуется ответить на вопросы детей, так же делать периодические остановки.

Общение со всеми детьми обязательно по всем вопросам. Любой вопрос воспитанника требует ответа, всякое слово – внимания. Раз отмахнулся, другой раз не ответил, а потом уже и не подойдут, не захотят поделиться.

По окончании прогулки провести проверку состава группы, подвести итог прогулки и разрешить войти в здание школы. При этом следить за порядком в раздевалке и за тем, чтобы дети не входили в помещение в грязной или покрытой снегом обуви.

При планировании учитывать, что прогулки проводятся регулярно. Поэтому они должны быть разнообразны, использовать различные виды, вносить элементы новизны.

Во время прогулок проходит развитие эмоционально-волевой сферы (через игру), развивается воображение с переходом в действие развития мыслительной деятельности, познание отдельных предметов через трудовые навыки (составление буклетов лекарственных растений, сбор листьев) и т.д.

Работа  направлена на оздоровительные мероприятия, на отношения между детьми, на развитие и коррекцию поведения. Необходимо развивать доверительные отношения друг к другу и взрослым. Развивать социально-бытовую сферу жизни детей (сходить в магазин, в поликлинику, на почту, в банк). Пространственные связи, ориентировка на местности (переходить дорогу, площадь).

Используя хорошую погоду, нужно проводить профилактические мероприятия по обучению  здоровому образу жизни. Чем больше дети на воздухе, тем больше двигаются, катаются на качелях, бегают, играют в подвижные игры, тем больше развивается опорно-двигательный аппарат, а это, в свою очередь, даёт заметный скачок в развитии интеллекта у детей, способствует  социальной адаптации детей с ОВЗ в обществе.

Элементы занимательности на занятиях и во время экскурсий в природу

1. Театрализованное представление «Волшебный огород».

Методическое указание. Проводится после экскурсии в огород осенью.

Девочка Маша (ее роль исполняет ученица 4 класса) пришла в огород за овощами для обеда и просит разрешения взять их у бабушки Загадушки, рядом с которой сидит пёсик Черный носик.

Бабушка Загадушка. Мой огород богатый. Растут в нем и капуста, и морковь, и лук, и зеленый огурчик. Только взять их нелегко: хитрый волшебник спрятал их в загадки, назвал именами людей и посадил пёсика Черного носика стеречь огород. Только того, кто отгадает загадки, пустит пёсик в огород.

Маша (печально). Что же мне делать? Не сумею я отгадать загадки.

Бабушка Загадушка. А ты ребят попроси, они смышленые, живо отгадают.

Дети с радостью соглашаются помочь Маше. И вот бабушка Загадушка загадывает загадки, а Маша с помощью ребят разгадывает и объясняет их.

1. Красная девица родилась в темнице,

Выкинула косу за окошко ловко.

Наступает осень, выдернут… (морковку).

2. Любопытный красный нос по макушку в землю врос,

Лишь торчат на грядке зеленые прядки. (Морковь.)

3. Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю. (Лук.)

4. Скинули с Егорушки золотые перышки,

Заставил Егорушка плакать без горюшка. (Лук.)

5. Закутан ребенок в сорок пеленок. (Капуста.)

6. Кругла да гладка, откусишь — сладка,

Засела крепко на грядке… (репка).

7. Кругленькие братцы в домике ютятся,

В домике зеленом им совсем неплохо,

Варят их в бульоне и зовут… (горохом).

8. И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Подкопай его немножко — под кустом найдешь… (картошку).

Бабушка Загадушка хвалит детей за то, что они отгадали все загадки и помогли Маше набрать в корзинку овощей.

На дом дети получают задание: найти новые загадки об овощах.

2. Задания Ежа Ежовича.

Описание. Знания детей проверяет Ёж Ежович. Он сделан из картона, а на его иголках наколоты картинки, изображающие листочки, яблоки, грибы. Дети снимают их и читают (с помощью воспитателя или самостоятельно) вопросы и задания, написанные на обратной стороне. Например:

Его из леса ветер гонит,

И, как на крыльях, он летит,

И сам он в речке не утонет,

И в ней воды не замутит.

Уносит осенью поток

Опавший желтенький… (листок).

Детям надо определить, с чьей ветки эти детки (по картинкам, где нарисованы плоды и листья деревьев и кустарников).

И на горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы.)

Воспитатель задает вопросы:

1. Назовите съедобные грибы. Найдите их на картинках.

2. Какие птицы улетают от нас осенью?

3. Какой зверек летом серый, а зимой белый?

3. Инсценировки по рассказам.

Дети исполняют инсценировки по рассказам Н. Сладкова или Э. Шима. Например, разыгрывается такой диалог белки и медведя.

— Ау, Медведь! Ты что по ночам делаешь? -Я-то? Да ем.

— А днем?

— И днем ем.

— А утром?

— Тоже ем.

— Ну, а вечером?

— И вечером ем.

— А когда же ты не ешь?

— Да когда сыт бываю.

— А когда ты сыт бываешь? -Да никогда…

4. Загадка — преддверие экскурсии.

1) Перед началом зимней экскурсии воспитатель предлагает детям загадку.

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

«Конечно, зима», — отвечают дети. Воспитатель сообщает, что во время экскурсии они будут искать отгадки на зимние загадки. А загадок у зимы много — и про снег, и про мороз, и про лед на реке. Так дети не только отгадывают загадки, но и наблюдают, какие изменения происходят в природе зимой.

2) Загадку о дереве воспитатель загадывает детям в начале экскурсии в парк.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели.

Затем под руководством воспитателя дети учатся различать лиственные и хвойные породы деревьев.

Что же это за девица –

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?

При подведении итогов экскурсии воспитатель от имени Зимушки-Зимы обязательно должен похвалить ребят за их активность и наблюдательность.

5. Письмо Почемучки.

На одном из занятий в классе воспитатель показывает детям конверт, адресованный им. Когда его вскрывают, то обнаруживают в нем письмо Почемучки. Там, где живет Почемучка, нет зимы, и он просит ребят рассказать ему о зиме и ответить на его вопросы. Вопросы могут быть следующие:

1. Что такое зима?

2. Какие месяцы считаются зимними?

3. Как объяснить пословицы?

• Декабрь год кончает, зиму начинает.

• Январь — году начало, зиме середина.

• Вьюги да метели под февраль налетели.

По приготовленным заранее картинкам дети рассказывают о медведе, лисе, белочке, зайце, еже. О каждом животном заранее подбираются маленькие стихотворения.

Белка пряталась в дупло:

В нем и сухо и тепло,

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода — кора.

По картинкам дети вспоминают и о том, какие птицы улетают осенью, какие остаются зимовать. В заключении занятия рассказывают Почемучке о своих зимних забавах, о веселом празднике — встрече Нового года. А чтобы Почемучке легче было представить зиму, воспитатель предлагает детям выполнить рисунки о зиме и отправить их Почемучке.

6. Зимующие птицы.

Отправившись в воображаемое путешествие в зимний лес, ученики знакомятся с зимующими птицами. На одном из занятий воспитатель показывает рисунок, изображающий зимний лес и предлагает детям прогуляться по лесу, внимательно посмотреть, какие птицы в нем остались зимовать.

Черный жилет,             Нос как топор,

Красный берет,            Хвост как упор.

Многие ребята узнают дятла. Один из учеников находит фигурку птицы среди других, разложенных на столе, и прикрепляет ее на доску (можно установить муляж зимнего дерева).

— Почему так говорят про дятла? Как еще называют дятла?

Воспитатель выясняет знания детей и дополняет их. Дачее воспитатель показывает детям шишку, побывавшую в «кузнице» дятла и рассказывает, что там, где кормится дятел, часто можно видеть стайки синичек, так как среди упавших кусочков коры может встретиться жучок или личинка. В голодные зимние дни даже маленький жучок становится добычей для синичек.

Подобным образом дети знакомятся со снегирями, читают о них стихи.

Выяснив, что зимой птицы прилетают ближе к жилью человека, чтобы люди помогли им, позаботились о корме для них, дети читают плакат: «В холодные дни и зимние вьюги

Мы вас не забудем, родные пичуги!»

На дом дети получают задание: понаблюдать за птицами, которые прилетают к кормушке, не забывать насыпать для них корм.

7. Старичок Лесовичок в гостях у ребят.

В гости к детям приходит старичок Лесовичок. В руках у него корзинка с шишками, а на них — листочки с вопросами и загадками о весне.

1. Какие весенние месяцы вы знаете?

2. Угадайте, о каком месяце говорится в каждом из отрывков стихотворений:

Дует теплый южный ветер,

Снег чернеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает,

Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель.)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май.)

3. Какой снег быстрее тает: грязный или чистый, почему?

4. О чем рассказал на экскурсии ручеек?

5. Какое дерево «плачет» весной?

6. Какие цветы появляются первыми?

8. Соревнование — залог активности и любознательности.

Воспитатель продумывает форму соревнования — на лучшую команду или на личное первенство. Итоги воспитатель подводит по-разному: то к веточке, нарисованной на листе бумаги, прикрепляет зеленые, желтые и красные листочки в зависимости от правильности и полноты ответа; то из «снежинок» делает горку; то на кормушку прилетают «птички». (На чьей кормушке их больше?) Дети, правильно ответившие на вопрос или загадку, получают на память фигурку птички, зверя, снежинку или сосульку. Осенний листочек, цветочек и т. д.

Так элементы занимательности, которые использует воспитатель на занятиях и во время экскурсий, делают детей активными и любознательными.

Предмет
литературное чтение

Тема урока: «В.П.
Астафьев «Капалуха» 3 класс

Тип урока: Урок анализа литературного
произведения.

Основные цели урока:

1.      
познакомить   обучающихся    с  жизнью   и   творчеством   В. П. Астафьева,
с новым рассказом «Капалуха»
.

2.      
Воспитывать
нравственные качества личности
доброту, сострадание, любовь к животным.

3.      
Планируемые
результаты: 

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

*умение
прогнозировать содержание по названию произведения;

*умение
осознанно читать и воспринимать на слух произведение;

*умение
определять основную мысль;

умение
самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.

*умение
понимать цель и задачи учебной деятельности;

*умение
планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и *условиями её реализации;

умение
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
организовывать совместную деятельность по достижению общей цели и
осуществлять взаимоконтроль.

*осмысление
поступков героев и умение давать им оценку;

*сравнение
поступков героев со своими собственными.

Образовательная
технология
: Технология формирования типа правильной читательской
деятельности (технология продуктивного чтения),
развитие критического  мышления
через чтение (
  выделять  главное в
тексте и причинно-следственные связи;  понимать, как различные части информации
связаны между собой;
 рассматривать
новые  знания в контексте уже имеющихся;
выражать
свои мысли  ясно, уверенно;
быть честным в своих рассуждениях; умение сотрудничать и работать в группе.)

Демонстрационный
материал:
портрет писателя,  иллюстрации птицы,  опорные слова,
выставка книг, заготовки пословиц, рисунок цветка.

Раздаточный материал: Конверты — карточками с
вопросами, ваза, цветочки (листы самооценки)

Составитель:Филиппова Н.Д., учитель
начальных классов

Ход
урока:

1 этап Организационный
момент(эмоциональный настрой на урок:


Приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Посмотрите друг на
друга, улыбнетесь, друг другу, улыбнитесь
учителю. Мне приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и
творчества. Скучать сегодня не придётся

2
этап:
Мотивационный
момент. Речевая разминка.

На доске (слайд 2): Чистил чиж чижихе четки.
                                 Чистил щёткой
четки четко.


Прочтите глазками.


По слогам.


Какие звуки чаще всего повторяются?( повторяются звуки  ч, с,т).

-Чтобы
наш язычок хорошо работал, потренируемся читать четко. Читаем вместе
проговаривая каждое слово.

Громко-тихо,
быстро – медленно.

-Молодцы!
Наш речевой аппарат готов.

-На столах у вас лежат листы самооценки. На  листе изображено
дерево, рядом лежат птички, напоминаю, как  с ними работать.  Кто что унесёт с
собой с урока зависит от вас самих. На каждом этапе урока мы будем с вами
отмечать какое знание или умение вы получили, а в конце урока посмотрим, кто с
собой что унесёт. Вам нужно будет раскрашивать птичек в определенный цвет
(желтая -легко, синяя-с затруднением, красная -не умею ставить цель урока, не
понимаю) и приклеить на одну веточку. Оцените себя как Вы поработали над
фонетической зарядкой.

3 этап:  Работа
с текстом до чтения (актуализация знаний)


Разгадайте ребус, какое слово зашифровано? ( рассказ) ( слайд )


Сегодня на уроке мы будем читать рассказ. Какие рассказы мы уже с вами
прочитали в разделе «Люби живое» ? (
И.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.Белов «Малька
провинилась» «Еще про Мальку», В.Бианки «Мышонок Пик», Б.Житков «Про
обезьянку»).

— Чему научили вас писатели и их рассказы? (лучше понимать
природу, любить животных, защищать братьев наших меньших, бережно относится ко
все живым существам, понимать, что животные нуждаются в нашей защите, оценивать
свои поступки, отвечать за них).

4 этап: Подготовка
к восприятию нового материала.

 — Сегодня мы продолжим путешествовать по разделу «Люби
живое» и отправляемся в удивительную Зеленую страну, которую населяют
удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса
звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу.

— Поможет увидеть нам  все  это один замечательный
писатель. Выделите только русские буквы и узнаете полное имя писателя, чей
рассказ будем читать.

SLВИWGKТSVIОLРS      ПGIЕSТРSWVОВLИЧLI  WАVСSТLIАФLЬGЕВSL (Виктор Петрович Астафьев)

Как вы думаете кто такой
В.П.Астафьев?

Оцените свою работу.

Биография В.П.Астафьева ( читает 1 подготовленный ученик)

       Виктор  Петрович  Астафьев 
родился  в  Красноярском  крае, на берегах Енисея  в селе Овсянка.  В 7 лет 
мальчик  потерял  мать.  Заботы   по воспитанию  взяли  на себя бабушка и
дедушка.
Мальчиком
Астафьев много времени  проводил в лесу, на  реке  и навсегда  полюбил их.
 Так получилось, что детство и юность писателя прошли
за Полярным кругом — в детском доме посёлка Игарка.
 Здесь Виктор Астафьев встретил
замечательного человека, сибирского  поэта  Игнатия  Рождественского.  Он 
преподавал  в детском доме русский язык  и литературу.  Виктор  много 
читал, ему  было всё интересно, любил пересказывать прочитанные книги, начал
сочинять стишки.

       Затем Астафьев учился в железнодорожной
школе, работал составителем поездов.
Осенью
1942 года — в 18 лет — ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен.
Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями.

      После войны Виктор Петрович работал
слесарем, грузчиком, плотником.
В 1953 году в Перми вышла первая книжка. В 1959 году поступил на Высшие
литературные курсы.

      Виктор Астафьев писал о том, что
отлично знал:  об Урале, Сибири,  их природе,  о людях,  учил  творить  добро, беречь  землю, всё  живое  на ней. 
Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны.

Выставка книг Виктора Астафьева (Слайд)

«Васюткино
озеро». «Пастух и пастушка».  «Царь-рыба». «Ода русскому огороду».

«Перевал».
«Звездопад».«Стрижонок Скрип» и  т. д.

5 этап Работа по определению названия произведения.

Прочитайте название рассказа. (
«Капалуха»).

— Кто такая капалуха? ( не знаем,
кто то может предположить.)

 — Можно
ли по названию рассказа предположить о ком или о чём пойдёт речь? (Нет).-
Почему? (Непонятное слово).

— Значит, читая рассказ «Капалуха»,
мы должны узнать кто это.
Поэтому какая задача стоит перед нами в ходе
чтения
 (в ходе чтения нам нужно определить
значение слова капалуха, узнать кто это).

— Может иллюстрация на с. 98
поможет?  Рассмотрите ее
внимательно и попробуйте предположить, о ком, о чем этот рассказ.

птице)

 -Что вы знаете об этих птицах?

— Ребята, сообщение об этой птице 
подготовили ребята, Ярослав и Вика. Они вам расскажут.

Ярослав( 1 ученик): Капалуха – народное
название самки глухаря
. Так эту птицу привыкли называть в отдельных
регионах России.

Размер самцов достигает 110 см и более, размах 
крыльев — 1,4 м, а масса —
4,1—6,5 кг. 
Самки заметно меньше —весит в среднем 2 кг.
Голова и шея самца черноватые, задняя сторона шеи пепельно-серая с чёрными
пятнами, передняя чёрная с серым. Спина черноватая с бурыми и серыми пятнышками.
Крылья коричневые. Хвост чёрный с белыми пятнами. Голая кожа около 
глаза ярко-красного цвета, клюв — бело-розового. Самка меньше и
окрашена весьма пёстро смесью ржаво-жёлтого, ржаво-красного, чёрно-бурого
и белого цвета (в виде поперечных
тёмных и ржаво-охристых полос). Горло, сгиб крыла и верхняя часть груди —
ржаво-красные. Такой окрас нужен самке для маскировки во время гнездования.

Вика(2
ученик):

Самки в ямках под кустом высиживают от 4 до 15 яиц. Высиживают, как куры, три
недели. Водят за собой птенцов только матери. Глухарь – неперелетная птица. Живут
эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на
деревьях. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и
там ночуют. Весной глухарь-самец поет песню, да так увлеченно, что ничего не
слышит, что происходит вокруг. Поэтому птица так и называется глухарь. Этих
птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. В нашем крае они тоже
водятся.

Послушайте голоса птиц
(ток глухаря). А почему так назвали птицу мы узнаем после того как прочитаем
рассказ.

6 этап
Формулировка темы и задач урока


Назовите тему нашего урока (показ слайда) Виктор Петрович Астафьев «Капалуха».


Сегодня мы будем знакомиться с новым произведением, что для этого мы должны
сделать, попробуем составить план деятельности нашего урока.

1. Узнать значение новых
слов

2.Прочитать произведение.

3.Работа с текстом.

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы
деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы
деятельности

Просит разгадать ребус  и
определить тему урока.

Подводит к уточнению темы урока
через рассказ.

Просит обозначить цель урока .

Просит заполнить лист самооценки.

Разгадывают ребус

Распознают знаково-символические
средства(зашифрованное слово в ребусе)

Взаимодействуют с учителем во
фронтальном режиме

Слушать учителя.

Строить монологическое
высказывание.

Прогнозируют тему урока.

Определяют цель урока и называют
шаги учебной деятельности. Заполняют лист самооценки.

Определять тему и цель урока.

Ставить учебные задачи в
сотрудничестве с учителем.

Планировать свои действия в
соответствии с поставленной целью.

Самостоятельно оценивать
правильность выполнения действия

7 этап  Работа над произведением  Словарная
работа (презентация)
Объяснительно
– иллюстративный

— Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми
словами, проведём словарную работу.

Нас ждут труднопроходимые леса, в которых
растут ели, сосны, пихты – это ТАЙГА (слайда), мы будем проходить по АЛЬПИЙСКИМ
ЛУГАМ- это луга , расположенные высоко в горах(слайда), будем пробираться через
упавшие старые деревья – ВАЛЕЖНИК (слайда), и только на очищенной от деревьев и
кустарников – ПРОСЕКЕ, заросшей мхом будто КОСМАМИ (Спутанными Прядями волос,
(слайда) немного отдохнем, услышим птичьи голоса, найдем ЧЕРНИЧНИК и
полакомимся лесной ягодой черникой (слайда). А еще встретятся такие слова

Покоробленные – кривые.

Озираться – оглядываться.

Напружены – напряжены.

Пастьба – луг, где пасут скот.

Коряга — суковатое дерево или часть его,

В новом произведении есть слова,
которые могут затруднить наше чтение.  Прочитаем.

При-бли-жа-лись

К
аль-пий-ским

По-ко-роб-лен-ные

Ред-ко-ла-пых
е-лей

По-ше-ве-ли-ва-ли

Блед-но-лист-ным

До-цве-та-ю-щим

Чер-нич-ни-ком

За-кос-те-не-ли
от не-под-виж-нос-ти

За-рож-да-ю-щий-ся

По-до-шед-ший

Оцените себя, как вы поняли значение слов, их
произношение.

Вам нужно раскрасить птичку в определенный цвет (желтая -легко, синяя-с
затруднением, красная -не умею ставить цель урока, не понимаю) и приклеить на
одну веточку. Оцените себя как вы поработали над словами.

 7этап Чтение произведения и работа
над содержанием.

 Во время чтения
используются приемы комментированного чтения и «диалог с автором»:

-Приступаем к чтению. Читать мы будем с остановками и в ходе
чтения попробуем составить план произведения.

Чтение
1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»). Читает учитель

— Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка, в
тайге)


Почему ребята шли устало?


Какую ягоду нам подробно описывает автор?


Поднимите руку, Кто из Вас пробовал эту ягоду?


Кто создал шум у черничного бугорка?


Предположите, что могло вызвать такой переполох?


Давайте проверим наши предположения.

Чтение 2 части (до слов «Капалуха
металась…») Читает ученик


Что нашли ребята?

Что
почувствовал автор, когда увидел гнездо?

-Что
решили сделать мальчики с находкой? Для чего?


Как могли поступить ребята?

-Как
вы думаете, как повела себя капалуха?

— Итак, кто такая капалуха?

— Что главное в этой части?

Как озаглавим эту часть (Гнездо! Находка!)

— Как могли поступить ребята?

Чтение 3 части (до слов «И
все весело побежали…)Аудиозапись

— Почему
капалуха не могла взлететь?

— Почему живот
у капалухи был голый?

— Что нового
для себя вы узнали?

— Какой
матерью была капалуха?

Как вы думаете как поведут себя
дети?  (прогнозирование)

— Как озаглавим? (Тревога капалухи!)

Чтение
4 части (до конца)Жужжащее чтение


Почему дети весело побежали?


Почему оказавшись опять в гнезде, капалуха всё равно не могла расслабиться?

— Почему её сердце билось
сильными толчками?

Как озаглавим? (Снова в гнезде!)

— Итак, ребята, кто такая капалуха?(на доске появляется
изображение капалухи)

— Отметьте пожалуйста легко ли вам было находить
ответы на вопросы в тексте?

Вам нужно раскрасить птичку в определенный цвет (желтая -легко, синяя-с
затруднением, красная -не умею ставить цель урока, не понимаю) и приклеить на
одну веточку. Оцените себя как вы работали во время чтения рассказа.

Физминутка ( музыкальная)

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы
деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы
деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы
деятельности

Читает рассказ, делая паузы
(коментированное чтение и «Диалог с автором»).

Дает задание заполнить лист
самооценки.

Находят в тексте необходимую
информацию для ответа на вопросы учителя.

Проявлять познавательную
активность в сотрудничестве с учителем.

Осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают ответы друг друга.

Дополняют.

Слушать
учителя. Строить монологическое высказывание.

Отвечают на вопросы по содержанию
рассказа.

Заполняют лист самооценки.

Учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Самостоятельно оценивать
правильность выполнения действия.

8 этап: Работа с текстом после чтения(продуктивное задание)

— Какой жанр этого произведения? (рассказ)

— Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в
школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят.

Какие чувства вы
испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе,
гнева на ребят)

-Почему птицу носят такое
название? Кто такая капалуха?
(самка глухаря) Почему глухарь носит такое название?

(от слова Копала — глухой… пришло из
карельского языка — Глухой как коппала — так говорят.. ну и по аналогии глухари
на току)

— Сколько частей мы с вами выделили? ( 3 части). Посмотрите на
доску. Что это у нас получилось? (План)

-Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство
грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят). 
Почему у вас возникли
такие чувства?

— Что решили сделать мальчики с гнездом?

— Какое правило они забыли? Давайте его вспомним? (Не
трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса.)

— Для того чтобы лес открыл нам свои тайны, надо вести себя в нем
тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое
увидеть и узнать.

— Прочитайте следующих 2 абзаца и подчеркните в тексте слова,
которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди
приблизились к гнезду.

(Металась в стороны. Крылья разброшены, мела ими.Закостенели от
неподвижности.

Пыжилась и не могла взлететь.)

— Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы
показать состояние капалухи.)

— Какие слова еще использует писатель внутреннее состояние
птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)

— Это
доказывает, что капалуха заботливая мать.

На доске вы
видите вопросы к этому рассказу. Давайте попробуем ответить на них.

Сколько яиц
высиживает самка глухаря?

Почему так
называется птица ( глухарь)?

Что делают
глухари в снежные зимы с деревьев в сугробов?

Когда глухарь
–самец поет песню?

-Дети затрудняются ответить на эти вопросы, т.к в рассказе нет
ответов на них.

— Я предлагаю вам
поработать в группах: У вас в конвертиках лежит листочек с вопросами и сообщение
о глухаре, которое в начале урока читала Вика. Давайте попробуем найти ответы
на эти вопросы опираясь на научный текст.

Повторение правил работы в
группе

Ø 
четко
выполнять задание;

Ø 
распределение
обязанностей;

Ø 
выслушивать
мнение каждого, не перебивать;

Ø 
уметь
находить общее решение;

Ø 
не
мешать другим группам;

Ø 
выбрать
выступающего.

Каждая группа зачитывает
ответ на один вопрос, на доске в таблице появляется ответ. Дети взаимопроверяют
друг друга, дополняют ответы друг друга.

Сколько яиц высиживает самка глухаря? (Самка глухаря
высижывает от 4 до 15 яиц)

Почему так
называется птица ( глухарь)?
(Весной глухарь-самец поет песню, да так увлеченно, что
ничего не слышит, что происходит вокруг. Поэтому птица так и называется
глухарь).

Что делают
глухари в снежные зимы с деревьев в сугробов? (
В снежные зимы поздним вечером
глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют).

Когда глухарь
–самец поет песню? (
Весной
глухарь-самец поет песню).


Возьмите
ваших птичек. Раскрасьте нужным цветом,  легко ли вам было работать в группах?
Договариваться с одноклассниками, приходить к общему мнению? (Желтая -легко,
синяя-с затруднением, красная -не умею ставить цель урока, не понимаю)

— Посмотрите на доску. Какие из
предложенных пословиц подходят к этому рассказу? Обсудите в паре значение
пословиц, выберите подходящие нам. Свой выбор обоснуйте:

Хочешь быть хорошим гостем – хвали
хозяйку.

Материнская забота и
в огне не горит, и в воде не тонет.

Знай, кому добро делаешь.

Мала
пташка и та своё гнездо бережёт.

Какова главная мысль рассказа? ( О
материнской любви, заботе и нежности. В образе капалухи он воплотил черты всех
мам. И надо беречь все живое).

Возьмите ваших птичек. Отметьте
пожалуйста поняли ли вы, чему учит нас этот рассказ, какова мудрость?
(Желтая -легко, синяя-с
затруднением, красная -не умею ставить цель урока, не понимаю).

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы
деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы
деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы
деятельности

Дает
задание и о
рганизует
фиксацию учащимися затруднения в его выполнении.

Проговаривает  алгоритм
выполнения задания и контролирует правильное выполнение его в группах

Задает вопросы, направленные на
выявлениеучащимися главной мысли произведения.

Дает задание заполнить лист
самооценки.

Поиск ответа на вопросы из представленного
текста.

Подбор подходящих пословиц к
рассказу

Осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Соотносить факты с общей идеей
текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую.

Определять главную мысль текста

Выполнение задания в группах.

Взаимодействуют
с учителем во фронтальном режиме.

Договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности.

Формулировать собственное мнение
и позицию.

Участвовать в учебном диалоге при
обсуждении прочитанного текста

Соотносят свои варианты ответа с
мнением товарищей. Приходят к общему мнению

Контролируют соблюдение правил
работы в группе

Внимательно выполняют задание,
учитывая поставленную перед ними цель.

Выполняют взаимопроверку.

Заполняют лист самооценки.

Проявлять познавательною
инициативу в учебном сотрудничестве.

Адекватно воспринимать
предложения товарищей.

Оценивать правильность выполнения
действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи.

Самостоятельно оценивать
правильность выполнения действия

9этап Рефлексия. Итог урока.
Домашнее задание.

— С каким жанром произведения мы сегодня познакомились на уроке? (
рассказ)

— Как называется рассказ? Кто автор произведения?

-Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели,
поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? (Любить, беречь,
охранять природу, заботиться о братьях наших меньших .)

Подведем итоги урока. ( Закончи предложение)

— На уроке я узнал………   

 — Мне было интересно……..   

 — Я хотел бы похвалить за работу……


Составьте вопросы по рассказу используя слова  «
Почему», «Назови»,  «Придумай».

— Возьмите ваших птичек .
Раскрасьте нужный цвет птичку,пожалуйста, легко ли вам было составлять вопросы
(желтая -легко, синяя-с
затруднением, красная -не умею ставить цель урока, не понимаю).

-Возьмите свой лист
самооценки. Оцените свою работу на уроке.
Какое настроение у вас после
сегодняшнего урока?
(желтая
-легко, синяя-с затруднением, красная -не умею ставить цель урока, не понимаю).

— Ну, а теперь давайте посмотрим,
какого цвета у вас больше птичек на дереве получиось? Если больше желтого, то
вы молодцы, хорошо поработали на уроке. Если больше синего и красного, то
обратите внимание над чем именно вам еще надо работать.

Д/З: Дома я предлагаю вам выполнить
задание на выбор (уровни сложности). Самостоятельно подойдите после урока и
выберете карточку с тем заданием, которое вы уверены, что сможете выполнить
самостоятельно.

Простой уровень, карточка зеленого
цвета
:
нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Средний уровень, карточка розового
цвета
:
подготовить подробный пересказ текста от имени глухарки по составленному плану.

Сложный уровень, карточка желтого цвета Подготовить рассказ о
капалухе, как о заботливой матери и записать в тетрадь.

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы
деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы
деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы
деятельности

Просит сформулировать вопросы,
начинающиеся с определенного слова

Задает вопросы по достижению
цели, поставленной в начале урока.

Дает задание на самооценку
учебной деятельности.

Дает домашнее задание на выбор по
уровням сложности.

Формулируют вывод о прочитанном
рассказе

Проявлять познавательную
инициативу в учебном сотрудничестве.

Задают вопросы.

Выражают свою точку
зрения, аргументируя ее.

Помогают товарищам,
дополняют ответы.

Взаимодействуют с
учителем во фронтальном режиме.

Задавать вопросы в соответствии с
заданной тематикой.

Осуществлять взаимный контроль и
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Формулировать собственное мнение
и позицию.

Составляют вопросы, учитывая
условия игры.

Заполняют лист самооценки.

Выбирают задание самостоятельно
оценивая свои возможности

Принимать и сохранять учебную
задачу.

Учитывать установленные правила в
контроле выполнения поставленной задачи.

Самостоятельно оценивать
правильность выполнения действия.

Лист самооценки

Постановка
цели урока

Умение
находить ответы на вопросы в тексте

Умение
работать в группе

Осознание
народной мудрости сказки

Умение
составлять вопросы

Настроение
после урока

image001image002

image001image003image004image004image005

image006image007image008image008image009

image006image003image010image004image011

image012image007image013image013image014

image015image016image017image018image019

AQAGGqflmFRc5GK3xefBjn164iO kTaOoHOBx68l94B7dj

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обратил внимание государства на отрасль производства альтернативной еды. В организации уверены, что в дальнейшем это позволит отечественным производителям конкурировать с западными компаниями. Подробности — в материале «Известий».

Поддержка для новых продуктов

В РСПП заявили, что разработали план по развитию принципиально новых технологий, которые можно применять в сельском хозяйстве и пищевом производстве. Об этом стало известно в начале декабря.

Под альтернативными продуктами питания понимают еду, изготовленную из белка синтезированного или естественного происхождения.

Но для того чтобы эта сфера привлекла предпринимателей, от государства требуется поддержка: льготное кредитование, полная или частичная компенсация капитальных вложений, субсидии на покупку производственного оборудования, более простая система сертификации. По мнению авторов инициативы, сегодня разработаны такие технологии, которые позволяют быстро проанализировать состав и оценить качество продукта.

Для развития сферы альтернативных продуктов питания также требуется обширная нормативная база.

На данный момент в законодательстве не закреплено понятие «альтернативные продукты питания», не предусмотрено никаких стандартов относительно производства и реализации.

В западных странах такие разработки более популярны, чем в России, обращают внимание в РСПП.

«Объем вложенных средств в венчурные высокотехнологические проекты только в США достиг $239 млрд за три квартала текущего года. В России же сумма инвестиций за три года не превысила $300 млн», — цитирует пресс-служба слова вице-президента РСПП, председателя комитета по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке союза Игоря Вдовина.

Кроме выпуска еды речь идет о разработке и применении биологического удобрения и биозащиты от вредоносных насекомых. По мнению промышленников, развитие биотехнологий может способствовать снижению парниковых выбросов в сельском хозяйстве, которое производит до трети всех парниковых газов в стране, а также восстановлению почв.

В дополнение к предложенным промышленниками преференциям от государства эффективными будут налоговые льготы НДС и по налогу на прибыль, полагает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин.

— Пока известных производителей альтернативных продуктов в России мало, но часть крупных игроков уже осваивает этот сегмент. Так, например, стартап Welldone привлек $1,5 млн, а крупный производитель удобрений «Уралхим» вложил 300 млн рублей в переработку желтого гороха для производства искусственного мяса, — перечисляет собеседник издания. — Однако мы ожидаем, что перспективы этого сегмента очень большие и рынок будет привлекать как стартапы, так и крупных производителей: «Эфко», Наро-Фоминский мясокомбинат и др.

По данным НРА, на конец 2020 года россияне потратили на «альтернативное мясо» 2,6 млрд рублей, и рынок будет расти на 10−15% в год.

— Это самые скромные подсчеты, возможен и взрывной рост, выражающийся трехзначными процентами на фоне принятия россиянами концепции устойчивого развития, — продолжает Сергей Гришунин.

Главной проблемой аналитик называет «нераспробованность» альтернативных продуктов питания и предубеждения. Возможный лидер этого рынка — искусственное молоко: «По данным на конец 2020 года, россияне потратили на искусственное молоко 6,5 млрд рублей, с перспективой роста 20−30% ежегодно в последующие несколько лет. Когда россияне наконец распробовали этот продукт, рост продаж достигал 500% ежемесячно».

Такая же судьба, по его мнению, может ждать и искусственное мясо.

Острый дефицит белка проявится в ближайшее десятилетие, считает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

— За последние несколько лет индекс белка на торговой бирже вырос втрое. Причина — в нехватке протеинов. Как правило, животноводческие хозяйства кормят поголовье тем, что могут себе позволить, а не тем, что помогает мясу быть более качественным для потребителя. Грубо говоря, их кормят так, чтобы те не погибли до забоя. В основном — соевым заменителем, которого у нас, кстати, тоже не хватает и который Россия массово закупает у, например, Бразилии, — объясняет Екатерина Косарева.

Проблемы, по мнению эксперта, есть и у агропромышленников.

— Минеральные удобрения нужно применять по науке, исходя из состава почвы, дозированно и выверенно. На практике это получается не всегда, — обращает внимание она.

Так, по словам собеседницы издания, землю сегодня удобряют и навозом. Но не очищенным, а «сырым», что приводит к отравлению верхнего слоя почвы выделениями аммиака.

Следовательно, потребность в белке, синтезированном или естественном, есть.

Если говорить о технологиях, то такие разработки тоже существуют, утверждает аналитик.

— Беда в том, что лабораторные исследования оседают в виде диссертаций или защищенных проектов в архиве научных институтов в разных уголках страны. С другой стороны, есть бизнес, который хочет на этих технологиях заработать. К сожалению, за редким исключением, это две непересекающиеся прямые, — рассуждает собеседница издания.

Кроме того, по мнению эксперта, рынок сбыта сильно недооценен: «Потенциальные потребители искусственного молока и мяса — не только убежденные вегетарианцы, которых, кстати, не так уж и мало. 2% населения в общих масштабах страны — это около 3 млн человек. Это еще и, например, люди, страдающие аллергией на молоко».

Пока технологии не позволяют создать мясо, которое по вкусу конкурировало бы с настоящим, но инженеры над этим работают, и меры поддержки государства должны помочь в развитии этого направления экономики, резюмирует Екатерина Косарева.

Сейчас Россия не может себе позволить активно вкладывать государственные средства, а любые льготы и субсидии — это средства бюджета, считает генеральный директор УК «Универ Сбережения» Виктор Шахурин.

— Даже при массированном подключении средств государства на данном направлении нам сложно будет конкурировать со странами Запада, где объемы венчурных вложений в данный сегмент превосходят российские на несколько порядков. И любой стартап, который в данном сегменте получит какие-то позитивные результаты в России, скорее всего, переберется в итоге куда-нибудь в США, — рассуждает он.

Другая причина, по мнению эксперта, заключается в ограниченном рынке сбыта: «Россияне не настолько озабочены вопросами экологии или идеями вегетарианства, а против определенных технологий, как, например, использование в пищу насекомых, довольно сильно предубеждены».

И наконец, в росте конкуренции в сфере производства продуктов питания на мировом рынке Россия не заинтересована, отмечает собеседник издания.

Интерес к альтернативному рынку еды «должен быть чисто теоретическим», утверждает директор Института аграрных исследований НИУ ВШЭ Евгения Серова.

— Что нужно бы делать, так это вкладываться в научные разработки, в R&D (Research and Development) компании, чтобы мы не отстали от мира. Но создавать искусственного конкурента нашим же производителям мяса и прочего нет потребности, — подчеркивает она.

У нас нет дефицита мяса и нет срочной необходимости дать людям возможность получить животный белок таким способом, напомнила эксперт.

— Однако научная разработка нужна, в этом есть возможное будущее, поэтому субсидирование научных разработок в этой области я бы поддержала, — резюмирует Евгения Серова.

  • План к рассказу ивины из повести детство в сокращении 4 класс л н толстой
  • План к рассказу детство льва николаевича толстого
  • План к рассказу еще про мальку 3 класс
  • План к рассказу детство темы 4 класс
  • План к рассказу детство в сокращении толстого в сокращении 4 класс