План к рассказу филипок толстого

Десять книг льва толстого для детейльву николаевичу толстому было немногим больше двадцати лет, когда он начал учить грамоте крестьянских детей

Десять книг Льва Толстого для детей

Льву Николаевичу Толстому было немногим больше двадцати лет, когда он начал учить грамоте крестьянских детей у себя в имении. Работу в яснополянской школе он продолжал с перерывами до конца жизни, над составлением учебных книг трудился долго и увлечённо. В 1872 году вышла «Азбука» — книжный комплект, содержавший собственно азбуку, тексты для первоначального русского и церковно-славянского чтения, арифметику и руководство для учителя. Через три года Толстой опубликовал «Новую азбуку». При обучении он использовал пословицы, поговорки, загадки. Он сочинил много «пословичных рассказов»: в каждом пословица разворачивалась в короткий сюжет с моралью. «Новую азбуку» дополняли «Русские книги для чтения» — несколько сотен произведений: рассказы и были, пересказы народных сказок и классических басен, природоведческие описания и рассуждения.

Толстой стремился к предельно простому и точному языку. Но современному ребёнку трудно понять даже самые простые тексты о старинном крестьянском быте.

Так что же? Произведения Льва Толстого для детей становятся литературным памятником и уходят из русского детского чтения, основой которого они были целый век?

Недостатка в современных изданиях нет. Издатели стараются сделать книги интересными и понятными нынешним детям.

Далее — десять примеров подхода к выбору текстов и иллюстраций.

1. Толстой, Л. Н. Истории для детей / Лев Толстой ; [предисл. В. Толстого ; сост. Ю. Кублановский] ; рисунки Натальи Парэн-Челпановой. — [Ясная Поляна] : Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», 2012. — 47 с. : ил.

Иллюстрированные русской художницей в эмиграции Натальей Парэн-Челпановой детские рассказы Льва Толстого в переводе на французский язык были изданы в Париже издательством «Галлимар» в 1936 году. В яснополянской книжечке они, конечно, печатаются по-русски. Здесь есть как рассказы, обычно включаемые в современные сборники и бесспорные в детском чтении («Пожарные собаки», «Котёнок», «Филипок»), так и редкие, даже удивительные. Например, басня «Сова и заяц» — как самонадеянная молодая сова хотела поймать большущего русака, вцепилась одной лапой ему в спину, другой в дерево, а тот «рванулся и разорвал сову». Читаем дальше?

Что верно, то верно: литературные средства Толстого сильные; впечатления после прочтения останутся глубокие.

Иллюстрации Натальи Парэн приближали тексты к маленьким читателям её времени: герои рассказов нарисованы, как если бы они были современниками художницы. Встречаются французские надписи: например, «Pinson» на могилке воробья (к рассказу «Как тётушка рассказывала о том, как у неё был ручной воробей — Живчик»).

2. Толстой, Л. Н. Три медведя / Лев Толстой ; художник Юрий Васнецов. — Москва : Мелик-Пашаев, 2013. — 17 с. : ил.

В том же 1936 году Юрий Васнецов иллюстрировал пересказанную на русский лад Львом Толстым английскую сказку. Вначале иллюстрации были чёрно-белыми, а здесь воспроизведён поздний красочный вариант. Сказочные медведи Ю. Васнецова, хотя Михаил Иваныч и Мишутка в жилетах, а Настасья Петровна с кружевным зонтиком, — довольно-таки страшные. Ребёнку понятно, почему «одна девочка» их так испугалась; но убежать-то ей удалось!

Для нового издания сделана цветокоррекция иллюстраций. Увидеть первое издание, а также переиздания, отличающиеся одно от другого, можно в Национальной электронной детской библиотеке (книги защищены авторским правом, для просмотра необходима регистрация).

3. Толстой, Л. Н. Липунюшка : рассказы и сказки / Лев Толстой ; иллюстрации А. Ф. Пахомова. — Санкт-Петербург : Амфора, 2011. — 47 с. : ил.— (Библиотека младшего школьника).

У многих взрослых сохранилась в памяти «Азбука» Льва Толстого с иллюстрациями Алексея Фёдоровича Пахомова. Художник отлично знал крестьянский уклад жизни (сам родился в дореволюционной деревне). Крестьян рисовал с большим сочувствием, детей — сентиментально, однако всегда твёрдой, уверенной рукой.

Петербургская «Амфора» не раз издавала маленькими сборниками рассказы из «Азбуки» Л. Н. Толстого с иллюстрациями А. Ф. Пахомова. В этой книге — несколько рассказов, по которым крестьянские дети учились читать. Затем сказки — «Как мужик гусей делил» (про хитрого мужика) и «Липунюшка» (про находчивого сыночка, что «в хлопочке вывелся»).

4. Толстой, Л. Н. О животных и птицах / Л. Н. Толстой ; художник Андрей Брей. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 19 с. : ил. — (Любимая мамина книжка).

Рассказы «Орёл», «Воробей и ласточки», «Как волки учат своих детей», «На что нужны мыши», «Слон», «Страус», «Лебеди». Толстой не сентиментален нисколько. Звери в его рассказах бывают хищниками и жертвами. Но, конечно, в азбучном рассказе должна прочитываться мораль; не в каждой истории она прямолинейна.

Вот «Лебеди» — подлинное стихотворение в прозе.

О художнике надо сказать, что он выразительно рисовал животных; среди его учителей был В. А. Ватагин. «Рассказы о животных» с иллюстрациями Андрея Андреевича Брея, изданные «Детгизом» в 1945 году, оцифрованы и доступны в Национальной электронной детской библиотеке (для просмотра также необходима регистрация).

5. Толстой, Л. Н. Косточка : рассказы для детей / Лев Толстой ; рисунки Владимира Гальдяева. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 79 с. : ил.

В книге собраны, в основном, чаще всего издаваемые и читаемые детские рассказы Л. Н. Толстого: «Пожар», «Пожарные собаки», «Филипок», «Котёнок»…

«Косточка» — тоже рассказ широко известный, но мало кто готов согласиться с показанным в нём радикальным воспитательным методом.

Содержание книги и макет — такие же, как в сборнике «Рассказы и были», изданном в 1977 году. Больше текстов и рисунков Владимира Гальдяева было в «Книге для детей» Л. Н. Толстого, вышедшей в издательстве «Московский рабочий» в том же 1977 году (издания, конечно, готовились к 150-летию писателя). Строгость рисунка и характерность персонажей хорошо соответствуют толстовскому литературному стилю.

6. Толстой, Л. Н. Детям : рассказы / Л. Толстой ; рисунки П. Репкина. — Москва : Нигма, 2015. — 16 с. : ил.

Четыре рассказа: «Лев и собачка», «Слон», «Орёл», «Котёнок». Они иллюстрированы Петром Репкиным, художником-графиком и мультипликатором. Интересно, что изображённые художником лев, орёл, слон и его маленький хозяин очевидно напоминают героев мультфильма «Маугли», художником-постановщиком которого был Репкин (вместе с А. Винокуровым). Ни Киплингу, ни Толстому повредить это не может, зато наводит на размышления о различиях и сходствах взглядов и талантов двух великих писателей.

7. Толстой, Л. Н. Лев и собачка : быль / Л. Н. Толстой ; рисунки Г. А. В. Траугот. — Санкт-Петербург : Речь, 2014. — 23 с. : ил.

На форзаце помещён рисунок, изображающий графа Льва Николаевича Толстого в Лондоне в 1861 году и как бы подтверждающий: этот рассказ — быль. Сам рассказ дан в виде подписей к иллюстрациям.

Первая строчка: «В Лондоне показывали диких зверей…» Старинный разноцветный, почти сказочный западноевропейский город, горожане и горожанки, кудрявые дети — всё в манере, издавна свойственной художникам «Г. А. В. Траугот». Мясо, брошенное в клетку льву, натуралистично (как у Репкина) не выглядит. Лев, тоскующий по умершей собачке (Толстой честно пишет, что она «издохла»), нарисован очень экспрессивно.

Подробнее о книге «Библиогид» рассказывал здесь.

8. Толстой, Л. Н. Филипок / Л. Н. Толстой ; художник Геннадий Спирин. — Москва : РИПОЛ классик, 2012. — [36 с.] : ил. — (Шедевры книжной иллюстрации).

«Филипок» из «Новой азбуки» — один из наиболее известных рассказов Льва Толстого и всей русской детской литературы. Переносное значение слова «хрестоматийный» здесь совпадает с прямым.

Издательство «РИПОЛ классик» уже несколько раз переиздавало книгу с иллюстрациями Геннадия Спирина и включало её в подарочную «Новогоднюю коллекцию». Такой «Филипок» прежде издавался на английском языке (см. на сайте художника: https://gennadyspirin.com/books/). В рисунках Геннадия Константиновича много умиления старинным крестьянским бытом и зимней русской природой.

Примечательно, что в «Новой азбуке» за этим рассказом (в конце которого Филипок «начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так») следовали «Славянскiя буквы», «Славянскiя слова подъ титлами» и молитвы.

9. Толстой, Л. Н. Моя первая русская книга для чтения / Лев Николаевич Толстой. — Москва : Белый город, [2014]. — 79 с. : ил. — (Русские книги для чтения).

«Белый город» предпринял полное издание «Русских книг для чтения». Таким же образом изданы вторая, третья и четвёртая книги. Здесь нет сокращений. Рассказы, сказки, были, басни, описания и рассуждения даны в том порядке, в каком их расположил Лев Николаевич. Каких-либо комментариев к текстам нет. Вместо словесных пояснений используются иллюстрации. В основном, это репродукции картин, известных и не столь уж известных. Например, к описанию «Море» — «Девятый вал» Ивана Айвазовского. К рассуждению «Отчего бывает ветер?» — «Дети, бегущие от грозы» Константина Маковского. К рассказу «Пожар» — «Пожар в деревне» Николая Дмитриева-Оренбургского. К повести «Кавказский пленник» — пейзажи Льва Лагорио и Михаила Лермонтова.

Диапазон возраста и интересов читателей этой книги может быть очень широк.

10. Толстой, Л. Н. Море : описание / Лев Николаевич Толстой ; художник Михаил Бычков. — Санкт-Петербург : Азбука, 2014. — [31] с. : ил. — (Доброе и вечное).

Из перечисленных книг эта представляется наиболее принадлежащей нашему времени. Художник Михаил Бычков говорит: «Несколько строк Л. Н. Толстого подарили мне прекрасную возможность нарисовать море». На большеформатных разворотах художник изобразил море южное и северное, тихое и бурное, дневное и ночное. К краткому тексту Толстого сделал рисованное приложение о всевозможных морских судах.

Работа увлекла Михаила Бычкова, и он иллюстрировал три рассказа из «Азбуки» Толстого, объединив их вымышленным кругосветным путешествием на парусном военном корабле. В рассказе «Прыжок» такое путешествие упоминается. Рассказ «Акула» начинается со слов: «Наш корабль стоял на якоре у берега Африки». Действие рассказа «Пожарные собаки» происходит в Лондоне — и художник нарисовал русский корвет под Андреевским флагом на фоне строительства Тауэрского моста (строился с 1886 по 1894 год; «Азбука» составлена раньше, но в ту же эпоху, особенно если смотреть из нашего времени).

Книга «Были» вышла в издательстве «Речь» в 2015 году. Весной 2016 года в Государственном музее Л. Н. Толстого на Пречистенке состоялась выставка иллюстраций Михаила Бычкова к двум этим детским книгам.

«Море широко и глубоко; конца морю не видно. В море солнце встаёт и в море садится. Дна моря никто не достал и не знает. Когда ветра нет, море синё и гладко; когда подует ветер, море всколыхается и станет неровно…»

«Море. Описание»

«…Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьёв течёт в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…»

«Куда девается вода из моря? Рассуждение»

Рассказы Льва Толстого из «Азбуки» и «Русских книг для чтения» лаконичны, даже лапидарны. Во многом архаичны, на сегодняшний взгляд. Но существенно в них вот что: редкое теперь не игровое, серьёзное отношение к слову, простое, но не упрощённое отношение ко всему окружающему.

Светлана Малая

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Вклад в развитие русского языка Л.Н. Толстого

Сообщение:

Вклад в развитие русского языка

Л.Н. Толстого

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

С произведениями этого великого человека знаком каждый. Его вклад в мир литературы бесценен, так же как вклад А.С.Пушкина или М.Ю. Лермонтова. Еще не одно поколение будет читать их произведения и проводить параллель с настоящим, находить в каждом из них что-то свое, напоминающее о чем-то или учиться на ошибках прошлого. Многие выросли на сказках и былинах Льва Николаевича: «Филипок», «Котенок», «Два товарища» и, конечно же, «Три медведя» и на протяжении всей жизни, в определенный период знакомились с его величайшими, вечными творениями: «Война и мир» и «Анна Каренина». Но знаете ли вы, какой вклад внес этот человек в мир прекрасного и богатого русского языка? Поверьте, он не менее ценен.

Лев Николаевич был поглощен своей педагогической деятельностью в Яснополянской школе. Работу в ней он считал выполнением своего долга перед народом. Однако в зарубежной учебной литературе он не нашел примера для подражания. Именно это обстоятельство подтолкнуло его к созданию собственных учебников. Стоит о и «Новой Азбукой» он трудился 17 лет. Процесс обучения должен был быть творческим и развивающим, для этого им было написано более 600 произведений, из них 133 на естественнонаучные темы, где он использовал обычаи и традиции русского народа, былины, пословицы и поговорки.

«Азбука», о которой было сказано ранее, представляет собой четыре весьма объемные книги, в которых, по сути, дается весь материал для первоначального обучения. Первая книга включает в себя собственно азбуку и начальные тексты для чтения. Последующие же книги являются именно литературным чтением, куда помимо художественных произведений входили рассказы по естествознанию, химии, физике и истории, что делало процесс обучения гораздо интереснее, ведь дети познавали не только русский язык и чтение, но и другие науки. Однако критики не оценили по достоинству новаторства Толстого.

Лев Николаевич очень трепетно относился к родному языку. Одно из его высказываний гласит: «Если бы я был царь, то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розгами». Именно поэтому каждое свое слово он обдумывал и анализировал. Свои знания он хотел донести до учащихся, чтобы России не страшны были происходящие на тот момент события. Во многих его произведениях встречается французский язык, однако, как говорил классик, родной язык всегда остается родным. А когда хочешь поговорить по душам, ни одного французского слова на ум не приходит. Да и зачем? Ведь в русском языке столько красивых, нежных слов, с помощью которых можно описать любые чувства. Не знаю, любил ли русский язык кто-нибудь так, как любил его Лев Николаевич. Достаточно только прочитать любое его предложение из произведения:

Его произведения «Война и мир» и «Анна Каренина» ознаменовали собой вершину русского романного искусства. 9 сентября исполнилось 186 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого. Сегодня о России в западных СМИ пишут мало хорошего. Когда речь идет о политике президента Владимира Путина, проводятся параллели с автократичным правлением Ивана Грозного, Петра Великого или Иосифа Сталина. Но когда речь заходит о литературе, например, о новом переводе романа «Война и мир» или экранизации «Анны Карениной», даже самых ярых русофобов охватывает восторг. Поскольку с произведениями Льва Николаевича Толстого русская литература достигла своей вершины. В жизни и в творчестве Толстой не олицетворял собой противоположность русского человека того времени, напротив, он был тесно с ним связан. Время жизни он понимал как часть русского мира, в нем он видел исходную точку своего творчества, его он хотел направить на правильный путь. В день, когда великому писателю исполнилось бы 186 лет, всемирная поисковая машина Google разместила на своей странице дудл, посвященный Толстому. Толстой был насквозь русским человеком. Его отец происходил из дворянского рода, у семьи было родовое имение в Ясной поляне, в 200 километрах к югу от Москвы с 300 крепостными. Лев Толстой относился к числу среднестатистических русских дворян, чье мышление и действия на протяжении многих поколений было тесно связано с царской Россией. Он изучал восточную словесность в Казани, но обучение не закончил, отправился в армию. Но то, что двадцатилетний молодой человек стремился улучшить состояние своих «душ», как назывались крепостные, показывает, что Толстой рано почувствовал признаки изменения общества и менталитета. «Я хочу образования для народа»

Крымская война, в которой Толстой участвовал офицером артиллерии при обороне Севастополя, стала во многом поворотным моментом в его жизни. Он увидел весь ужас войны с применением техники, находясь в окопах с самым современным оружием того времени. И он видел, с каким презрением представители его сословия относились к солдатам, которые десятками тысяч погибали в полевых госпиталях. Подходящие для себя средства для выражения протеста он нашел в литературе. «Севастопольские рассказы», вышедшие в 1855 году, сделали Толстого известным в один миг. Но он видел себя не просто в рамках традиции Пушкина или Гоголя, которые возвели русский язык на вершину мировой литературы. Толстой хотел просвещать, воспитывать, образовывать. В одном письме он писал: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами… на меня находит тревога, ужас… Я хочу образования для народа». Он писал школьные учебники, которые издавались миллионными тиражами. Но его устремления не были этим полностью реализованы. И семейная жизнь с немкой по происхождению Софьей Андреевной Берс, которую он взял в жены в 1862 году, и с которой у него родилось 13 детей, также не могла заполнить его полностью. «Есть вещи, которые я люблю больше добра — славу». Образец морали Роман «Война и мир» Толстой писал на протяжении семи лет. Он вышел в 1869 году. На создание романа «Анна Каренина» (1978) ушло пять лет. Эти произведения принеслиа втору известность, сделали его образцом морали. Толстой использовал свою славу, чтобы обратить внимание на растущие социальные искажения, которые все больше потрясали и разъедали царскую Россию. В то время как представители интеллигенции выступали за радикальные меры, Толстой делал основной упор на русскую душу. Еще в «Войне и мире» герой Пьер Безухов, наследник огромного состояние, осознает, что именно простые крестьяне спасли Россию от Наполеона и его Великой армии. Толстой вернулся в свое имение в Ясную поляну близ Тулы. Открыл для себя вегетарианство и выступал за простой образ жизни. Невыносимо, когда в господском доме много внимания уделяется изысканным, утонченным блюдам. В то время как вокруг царят жуткая бедность и голод, писал Толстой. Основываясь на этой позиции, писатель яростно критиковал православную церковь, которую он считал защитницей автократического устройства и дворянства. То, что Толстой все-таки придерживался христианской веры и морали, существенно отличало его от революционеров 1905 и 1917 годов. Пример для Махатмы Ганди Только слава его романов уберегла Толстого от преследований, которые могли обрушиться на писателя из-за его критики общества. И последующие поколения пытались отделить автора русского национального эпоса «Война и мир» от критика господствующих в стране обстоятельств. Поворот заметен в более поздней повести «Холстомер», которая символизировала неподвластные времени предостережения, о которых писал Толстой. «Есть люди, которые землю называют своею, а никогда не видали этой земли и никогда по ней не проходили. И люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, что они считают хорошим, а к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими». Сам индийский борец за свободу Махатма Ганди обозначил это кредо Толстого основной идеей книги. На Владимира Путина, который с удовольствием выступает в роли спасителя России в духе «Войны и мира», вероятно, этот отрывок особого впечатления не произвел.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

На чтение 11 мин. Просмотров 41 Опубликовано

Толстой Л., рассказ «Филипок» Жанр: рассказы о детяхГлавные герои рассказа «Филипок» и их характеристика

  1. Филипок. Маленький мальчик, который очень хотел учиться в школе. Любознательный и храбрый.
  2. Учитель. Человек добрый, отзывчивый, умный.
  3. Мать Филипка. Добрая и работящая женщина.

План пересказа рассказа «Филипок»

  1. Все ушли в школу
  2. Слишком мал, чтобы учиться
  3. Самостоятельный Филипок
  4. Нападение собак
  5. Бег до школы
  6. Много ребят в классе
  7. Добрый учитель
  8. Как писать свое имя
  9. Теперь ученик.

Кратчайшее содержание рассказа «Филипок» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Филипок хотел пойти в ребятами в школу, но мать его не пустила
  2. Филипок все равно пошел в школу и не испугался собак
  3. Филипок оробел в классе, но учитель заметил мальчика
  4. Ребята рассказали учителю, кто такой Филипок
  5. Учитель проверил как Филипок пишет свое имя
  6. Филипок стал ходить в школу.

Главная мысль рассказа «Филипок» Учиться никогда не рано.Чему учит рассказ «Филипок» Рассказ учит быть решительным, смелым, отважным. Учит самому принимать важные решения и отвечать за них. Учит пользе учения в школе. Учит добиваться желаемого результата.Отзыв на рассказ «Филипок» Мне очень понравился мальчик Филипок, за его упрямство и стремление быть как все. Он не хотел один оставаться неграмотным, он хотел учиться и это очень похвальное желание. А еще Филипок смелый и решительный, он пошел на другой конец деревни, хотя и боялся этого пути.Пословицы к рассказу «Филипок» Не насытиться око зрением, а человек знанием. Знание — дело наживное. Век живи, век учись. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Если воля тверда, цели достигнешь всегда.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Филипок» Жил-был мальчик по имени Филипп. Однажды все ребята пошли в школу и Филипп тоже собрался идти с ними. Но мать его остановила и не пустила. она сказала мальчику, что он слишком мал. Ушла мать на работу, а Филипок в школу отправился. А школа была на другом конце деревни. И пока шел мальчик по своей стороне все было тихо. Но только отошел подальше, как за ним сразу две собаки увязались. Филипок испугался, заспешил и упал. Но какой-то мужичок прогнал собак и Филипок стремглав побежал в школу. Он прибежал в школу и вошел в класс. А там было очень много ребят и все шумели. Филипок растерялся, но учитель сразу заметил новичка и спросил, кто он такой. А кто-то из ребят сказал, что это Костин брат, Филипок, который слишком мал, чтобы ходить в школу. И ребята засмеялись. Но учитель оборвал их и сказал, что поговорит с матерью мальчика, чтобы она отпускала Филипка в школу. А потом попросил мальчика написать свое имя. У Филипка получилось Хвелепок и учитель спросил, кто учил его писать. Мальчик ответил, что брат Костя и улыбнулся. С тех пор он ходил в школу вместе с ребятами.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Филипок»

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Лев Толстой

Год написания: 1875

Жанр произведения: рассказ

Главные герои:Филиппок – мальчик.

Краткое содержание рассказа «Филиппок» для читательского дневника повествует о большом желании мальчика учится в школе, еще раньше срока.

Сюжет

Однажды, все ребята в деревне ушли утром на учебу в школу. Филипп хотел идти с ними, но мать сказала, что он еще мал. Родители ушли на работу, и мальчик остался один с бабушкой. Та уснула на печи, стало скучно. Взяв старую шапку отца, мальчик смело направился к школе. А она находилась за селом. В пути на Филиппка напали собаки, но добрый мужик отогнал их. Мальчик, не объяснив куда спешит побежал оттуда. В школе шел урок, было тяжело решится войти. Но обратно к собакам не хотелось. Войдя, Филлипок от страху не смог ответить на простые вопросы учителя. Вмешались ребята и рассказали, что это Костюшкин брат. Учитель посадил его возле брата, и пообещал, что договорится с матерью, чтобы Филипп постоянно был в школе. Мальчик говорил, что он ловкий, но учитель показал, что хвалится еще нечем. Так Филиппок стал учиться со старшими детьми.

Вывод (мое мнение)

Желание учится в раннем возрасте может повлиять на дальнейшую жизнь. Целеустремленность Филиппка была вознаграждена. Мальчик был смел и мужествен. Нападение собак не заставило бежать домой. И хотя он заплакал со страху перед учителем, победил себя. Учитель показал, насколько важно быть скромным.

Добавить в избранное

Филипок — крестьянский мальчик 5 лет, который очень хотел учиться в школе, как старший брат Костя. Он показывает упорство, смекалку, любознательность и решительность, почти как у взрослого человека.

Костюшка — старший брат главного героя;

Мама — обычная крестьянка;

Сельский учитель;

Прохожий, который отогнал собак;

Краткое содержание рассказа Л.Н. Толстого «Филипок»

Крестьянский мальчик Филиппок еще слишком мал, чтоб ходить в школу, поэтому мама велела ему сидеть дома. Оставшись в доме с бабушкой и заскучав, Филиппок все равно решил пойти в школу, где учился его старший брат.

Идти в школу нужно было далеко, через все село. На окраине на мальчика напали собаки, но какой-то прохожий их отогнал, и малыш продолжил путь.

Прибежав к школе, мальчик оробел, думал, что его прогонят. Но все же Филипок решился зайти.

Мальчик увидел много ребят, которые шумно и весело себя вели, причем учитель не возражал. Он сразу обратил внимание на робкого Филиппка, стал спрашивать, кто он и откуда. Филипок оробел, но ребята подсказали, что это брат Кости.

Учитель пожалел мальчика и разрешил ему остаться на занятиях. Проверив его знания, учитель увидел, что Филипок немножко умеет читать, пишет свое имя, но путается в молитвах.

Мальчик пояснил: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!», и учитель это оценил. С этого памятного дня мальчик начал посещать занятия в школе.

Толстой привлекает внимание к природному познавательному интересу, который есть в детях. Филипок так сильно хочет учиться, что идет в школу наперекор матери.

Малыша не останавливают ни возраст, ни отсутствие шапки (взял отцовскую), ни расстояние, ни погода, ни собаки.

Учитель, увидев такое рвение, сможет использовать его по назначению и обучить мальчика в краткие сроки.

Сам Толстой придерживался такой же позиции касаемо обучения крестьянских детей. Он был противником жесткой дисциплины: учиться в школе в Ясной Поляне могли любые дети, на уроках было много свободы и личного общения. Писатель верил в то, что образование необходимо людям всех сословий.

Было интересно? Смотри еще:

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробности

Рассказ «Филипок» Толстого был написан в 1875 году. Это история о маленьком крестьянском мальчике, который очень хотел учиться в школе вместе со старшими ребятами.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Филипка». Пересказ пригодится также и для читательского дневника.

Главные герои

Филипоклюбознательный, настойчивый маленький мальчик, который хотел учиться в школе.

Другие персонажи

Костястарший брат Филипка, который научил его буквам.

Учительдобрый, мудрый человек.

Краткое содержание

Маленький мальчик по имени Филипп, которого все называли Филипок, очень хотел ходить в школу вместе со старшим братом Костей и его друзьями. Однажды он уже собрался, чтобы присоединиться к компании, но мать оставила его дома: Филипок был слишком мал для школы. Родители ушли на работу, и мальчик остался на попечении у бабушки. «Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула», и он решил отправиться в школу.

Школа находилась далеко, за селом у церкви. Пока Филипок шел по своей слободке, местные «собаки не трогали его, они его знали». Когда же он приблизился к чужим дворам, к нему подбежали большие злые собаки. Перепуганный Филипок «стал кричать, споткнулся и упал». Его спас мужик, который прогнал собак.

Филипок «пустился бежать во весь дух» в школу. Перед классом он остановился, потому что испугался учителя. Мальчик не знал, что делать: «назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится». Наконец, он набрался смелости и зашел в класс, где шумели ребята. Учитель строго спросил Филипка, что он тут делает, и мальчик окончательно растерялся. Он не мог ничего ответить, потому что «в горле у него от страха пересохло».

Ребята пояснили учителю, что «это Филипок, Костюшкин брат», который давно просится в школу. Мальчик сказал учителю, что он «страсть какой ловкий», и уже знает буквы благодаря брату. Учитель рассмеялся и разрешил Филипку ходить в школу вместе с другими ребятами.

Заключение

Рассказ Толстого учит быть решительным и настойчивым в достижении цели. Маленький герой так стремился получить знания, что уверенно преодолел все преграды на своем пути.

После ознакомления с кратким пересказом «Филипок» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Филипок»?</h3>

    • <label>Максим Горький</label>
    • <label>Александр Пушкин</label>
    • <label>Лев Толстой</label>
    • <label>Николай Гоголь</label>

(новая вкладка)

«Филипок» – рассказ о маленьком любознательном мальчике, который так хотел учиться вместе с братом и другими ребятами, что решился в тайне от родителей отправиться в школу.

filippok-chitatelskiy-dnevnik-72420.jpg

Краткое содержание «Филипок» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Филипок

Число страниц: 4. Толстой Лев Николаевич. «Филипок». Издательство «Стрекоза». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1875 год

Главные герои

Филипок – маленький мальчик, который очень хотел учиться в школе, отважный, настойчивый и любознательный.

Учитель – добрый, понимающий, мудрый человек.

Костя – старший брат Филиппа, который дома обучал его письму.

Сюжет

Однажды маленький мальчик по имени Филипп, которого все ласково называли Филипок, решил пойти с братом Костей и остальными деревенскими ребятами в школу. Мать остановила его, сказав что он еще слишком мал для школы. Родители мальчика рано утром ушли на работу, и он остался в доме с бабушкой. Та вскоре уснула на печи, и Филипку стало очень скучно. Несмело взяв отцовскую шапку, он вышел из дому и отправился в школу.

Пока Филипок шел по своей улице, все было спокойно, но как только он вышел за пределы родной деревни, на него напали большие собаки. Мальчик очень испугался, но на его счастье мимо проходил какой-то мужичок, который прогнал собак.

Филипок опрометью побежал в школу, где уже начались уроки. Мальчик зашел в класс, полный шумных ребятишек. Филипок растерялся еще больше, когда его заметил учитель и спросил его имя. Кто-то из учеников выкрикнул, что это младший брат Кости, который очень хочет ходить в школу. Учитель посадил малыша возле брата, и пообещал, что договорится его матерью о том, чтобы и он наравне со всеми посещал занятия.

Учитель попросил Филипка написать свое имя и тот начертил «Хвелепок». Он сказал, что это брат Костя научил его. С тех пор Филипок стал ходить в школу вместе со всеми ребятами.

План пересказа

  1. Ребята уходят в школу.
  2. Филипок хочет учиться со всеми.
  3. Слишком мал для школы.
  4. Долгая дорога в школу.
  5. Нападение больших собак.
  6. Шумный класс.
  7. Добрый учитель.
  8. Филипок пишет свое имя.
  9. Новый ученик.

Главная мысль

Учиться никогда не рано.

Чему учит

Рассказ учит быть любознательным, решительным, настойчивым в достижении своей цели. Учит самостоятельно принимать решения, и держать ответ за свои поступки, а также понимать, насколько важны в жизни знания.

Отзыв

Филипок, несмотря на свой возраст, оказался очень настойчивым и упрямым мальчиком. Он так хотел учиться вместе с ребятами, что его даже не испугали собаки, повстречавшиеся на пути. Учитель оценил его стремление к знаниям, и принял в класс.

chitatelskiy-dnevnik-72420-risunok-illyustraciya-k-rasskazu-filipok.jpg

Рисунок-иллюстрация к рассказу Филипок.

Пословицы

  • Не насытиться око зрением, а человек знанием.
  • Знание – дело наживное.
  • Век живи, век учись.
  • Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
  • Если воля тверда, цели достигнешь всегда.

Что понравилось

Понравилось, как мальчик Филипок отвечал учителю. Поначалу он растерялся с непривычки, но потом осмелел, и даже написал свое имя.

Используемые источники:

  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post8.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/2-klass/1698-filippok.html
  • https://reshator.com/sprav/literatura/kratkoe-soderganie/filipok-tolstoj/
  • https://obrazovaka.ru/books/tolstoy/filippok
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/filippok.html

Технологическая карта урока по литературному чтению.

Тема урока

ЛПлан к рассказу филипок толстого .Н. Толстой «Филипок»

Цель

Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением; понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа как особого способа познания жизни, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Задачи

Образовательные:учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать; наблюдать за развитием сюжета.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные:воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

Планируемые результаты

Предметные:

  • литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом;

  • основные качества полноценного чтения (правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность);

  • формируют в себе грамотного читателя;

  • учатся по результатам наблюдений делать выводы;

  • обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

УУД

Личностные:

  • Формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

  • Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

  • Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу.

  • Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

  • Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы.

Коммуникативные:

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии .

  • Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в группе, выступать перед аудиторией и представлять интересы группы.

Познавательные:

  • Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя.

  • Осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков.

  • Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения.

  • Школьники учатся творчески мыслить.

Основные понятия

Слобода, простреленок, бедовый, сенцы

Межпредметные связи

Русский язык

Оборудование

УчебникКлиманова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. «Литературное чтение», 2кл. 1часть

Презентация к уроку

Видео-книга«Филипок»

Карточки с заданиями для микрогрупп, для работы в парах.

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Виды и формы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I.Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная.

Словесный. Слово учителя.

— Здравствуйте, ребята.

Солнце радостно проснулось, 
Осторожно потянулось, 
Лучикам пора вставать 
И урок наш начинать.

— Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

II. Речевая разминка

Фронтальная. Словесный. Беседа.

На слайде:

Ученик учил уроки –

У него в чернилах щёки.

Прочитайте жужжащим способом;

— А теперь прочитаем с различными интонациями: удивления, утверждения, раздражения, восхищения, радости; скороговоркой.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Воспроизводят знания и умения, необходимые для решения проблемной ситуации.

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы.

III. Проверка домашнего задания и актуализация знаний учащихся.

Фронтальная. Словесный. Беседа.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

1.Проверка изученного материала.

Чтение по ролям рассказа В. Осеевой «Хорошее»

  • Автор –

  • Юрик – …

  • Сестрёнка – …

  • Няня – …

  • Трезорка – …

  • Мама – …

2. Актуализация знаний учащихся.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, автора которого вы назовете сами, если вспомните…

«Он создал первую азбуку для детей и открыл первую школу для крестьянских детей».

Найдите портрет великого русского писателя на своих столах, покажите.

— Что вы ещё знаете об этом писателе?

1. Сообщение 1

Лев Николаевич родился в 1828 году в большой дворянской семье. Он рано остался без родителей. Его воспитанием занималась дальняя родственница.

2. Сообщение 2

Долгое время Толстой занимался разными науками, но потом понял, что главное его желание – писать книги. За свою долгую жизнь он написал много книг для взрослых и детей. Среди них «Азбука» и «Книги для чтения». По этим книгам он учил деревенских ребятишек грамоте.

3. Сообщение 3

В то время в России дети бедных людей не могли учиться. Лев Николаевич Толстой решил открыть в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей.

4. Сообщение 4

В его школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал гимнастические упражнения, играл с ними в городки, летом ходил на речку или в лес, зимой катался на санях с гор. Дети любили своего учителя и с удовольствием ходили в школу.

5. Сообщение 5

Толстой всё время трудился, хотя и был дворянского рода. Кроме написания книг, он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен.

6. Сообщение 6

Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебниках есть его сказки, рассказы, были и басни.

— Почему и в современной жизни мы читаем книги Л. Н. Толстого?

— В нашей школьной библиотеке собраны книги Л. Н. Толстого. Советую вам прочитать их.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя.

Речь идет о писателе — Толстой Лев Николаевич

Сообщения учащихся:

Они о дружбе, честности, порядочности, любви, справедливости, стремлении к знаниям — это вечные ценности.

Актуализируют усвоенные раннее знания.

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы.

IV.Работа по теме урока.

1.Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся.

Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы

— Вам предстоит познакомиться ещё с одним произведением Л. Н. Толстого.

— А с чем будут связаны события, происходящие в рассказе, вы узнаете, отгадав загадку.

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают. (Школа)

— Правильно, речь пойдёт о школе.

— По названию первых букв из древнерусского алфавита составьте слово, которое будет являться названием рассказа, который мы будем изучать на уроке (показ букв).

ФЕРТ ИЖЭ ЛЮДИ ИЖЭ ПОКОЙ ОН КАКО

Ф И Л И П О К

— Почему слово Филипок написано с заглавной буквы?

— Как вы думаете, о ком мы будем читать?

Отгадывание загадки.

Расшифровывают тему произведения (работа в парах)

Это имя собственное.

О мальчике, которого зовут Филипок.

Извлечение необходимой информации из сообщения.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Фронтальный. Устные ответы.

2. Словарная работа.

Фронтальная, групповая.

Словесный, практический, исследовательский

— В этом произведении вам встретятся новые слова.

— Прочитайте слова, записанные на доске.

— Объясните значение тех слов, которые уже встречались вам раньше.

Слобода – большое село, деревня

Пострелёнок – непоседа, шалун

Бедовый – шустрый, смелый

— Найдите объяснение этих слов в словарике в конце учебника.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания .

Воспринимают информацию, обнаруживают первичное понимание.

Групповой. Устные ответы

Физкультминутка

Коллективная. Практический

— Перед тем, как начнем работать с произведением, я предлагаю вам немного отдохнуть, встаньте из-за парт.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Выполняют движения под руководством учителя.

Осуществляют профилактику утомления.

Коллективный. Правильное выполнение движений.

3. Первичное знакомство с произведением (первичное чтение).

4.Проверка первичного восприятия текста.

— А теперь внимательно посмотрите и послушайте рассказ, попробуйте прочувствовать все, что услышите.

— Понравился ли вам рассказ?

— Что особенно понравилось?

— Когда было страшно? Почему?

— Что вызвало ваш смех?

— Когда героя было жалко? Почему?

Слушают и смотрят видеофильм.

Отвечают на вопросы.

Ответы детей.

Воспринимают информацию, обнаруживают первичное понимание.

Групповой. Устные ответы

5.Чтение рассказа «цепочкой по частям».

6.Анализ содержания.

Прием «Чтение с остановками»

Чтение первой части

Вопросы после чтения первой части.

Прогнозирование по содержанию.

Чтение второй части

Вопросы после чтения второй части.

Чтение третьей части

Вопросы после чтения третьей части.

Чтение четвёртой части

Вопросы после чтения четвёртой части.

Чтение пятой части

Вопросы после чтения пятой части.

Чтение шестой части

Вопросы после чтения шестой части.

Чтение рассказа обучающимися до слов «взял старую отцовскую и пошел в школу…»

Стадия осмысления. 1 часть

-Что вы узнали о Филипке в самом начале?

— Почему он остался дома?

— Где были родители?

Подённая работа — работа, которая оплачивается по отработанным дням.

— Что сделал Филипок, когда бабушка уснула? Прочитайте.

— Почему он не стал искать свою шапку, а одел отцовскую?

Чтение текста до слов «споткнулся и упал…».

(Пауза для эмоционального восприятия.)

2 часть

Чтение рассказа обучающимися до слов «Филипок стал кричать, споткнулся и упал..»

Слобода — сторона, улица. (во время чтения)

— Далеко ли была школа?

— Что случилось по дороге в школу?

— Почему собаки залаяли?

— Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?

— Что было дальше?

— А как поступили бы вы?

3 часть

Чтение рассказа обучающимися до слов «учителя боится…»

— Кто же помог Филипку?

— Как он назвал Филипка?

Пострелёнок — озорник, сорванец.

— Что значит выражение: подобрал полы и пустился бежать во весь дух?

Полы — нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Во весь дух — очень быстро.

— Какое чувство испытал Филипок на пороге школы?

— Почему?

— Какие сомнения были у Филипка? Прочитайте.

— Какое решение принял Филипок?

4 часть

Чтение рассказа обучающимися до слов «Тогда учителю жалко его стало …»

— Как же Филипок всё-таки решился войти в школу?

— Что он сделал, когда вошёл?

— Почему? (Так принято.) О чём это говорит?

Сенцы — помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал?

Немой— лишённый способности говорить.

— Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филипка.

— А почему же он заплакал?

5 часть

Чтение рассказа обучающимися до слов «мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу…»

— Кто поддержал Филипка?

— Что они рассказали о Филипке? Прочитайте.

Украдкой — скрытно, незаметно от других.

6 часть

Чтение рассказа обучающимися до конца.

— Когда же осмелел Филипок?

— А за что похвалил?

— Как о себе говорит Филипок?

Бедовый — ловкий, сообразительный.

Страсть какой — очень.

— Зачем он так сказал учителю?

— Каков же Филипок?

Выберите подходящие слова, которыми можно охарактеризовать этого героя.

— Что изменилось в жизни Филипка?

— Верите ли вы, что эта история могла произойти на самом деле?

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

(Настоящее имя – Филипп. Он был маленький, и мать не пустила его в школу вместе с другими ребятами.)

(Мать ушла на подённую работу. Отец ещё с утра уехал в лес.)

Выборочное чтение

(Торопился.)

(За селом у церкви)

(На мальчика напали собаки)

(Они не знали его, никогда не видели. А ещё Филипок не шёл, а бежал. Торопился. Вот что важно!)

(Мужик отогнал собак.)

(пострелёнок)

(страх)

Выборочное чтение

(Вдруг учитель прогонит.)

(Назад идти – собака заест, в школу идти – учителя боится.)

Возможные варианты ответов обучающихся.

(Его пристыдила баба. Она подумала, что Филипок опоздал и тем самым подтолкнула его.)

(Снял шапку.)

(Мальчик был воспитанный.)

(напугался)

Выборочное чтение

(Так напугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло.)

(Стало обидно, что ему не разрешат ходить в школу.)

(ребята)

Выборочное чтение

(Когда учитель похвалил его.)

(За то, что знает буквы и сумел сложить своё имя.)

(Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!)

(Хотел убедить учителя, что сможет учиться в школе.)

(стал учеником.)

Возможные варианты ответов обучающихся

Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

Проблемный, словесный.

— Жанр этого произведения так и называется — быль.

Быль — это то, что было в действительности в жизни.

7.Определение темы и идеи текста.

Фронтальная.

Слово учителя.

— Мы познакомились с былью Л. Н. Толстого и узнали кто такой Филипок.

— Но впереди нас ещё ждёт открытие: Чему же учит это произведение?

— Чтобы совершить это открытие поработаем в группах.

V.Аналитическое чтение произведения

Фронтальная, групповая (дифференцированная).

Словесный, практический

Самостоятельная работа учащихся.

1 группа: составить картинный план.

Обсудить в группе и подготовить ответ на вопрос:

Какие препятствия пришлось преодолеть Филипку на пути в школу?

  • Мать не пустила

  • Собаки набросились

  • А главное — преодолел страх и свои сомнения

— Что же заставило Филипка преодолеть все препятствия? (желание учиться)

2 группа: восстановить деформированный план.

Пронумеровать карточки в соответствии с порядком следования событий в рассказе.

2. Филипок отправляется в школу.
1. Скучно дома.
3. Опасная дорога в школу.

5. Встреча с учителем.
4. Раздумья на пороге школы .
7. «Ты погоди хвалиться».
6. Филипок читает.

Подготовить выразительное чтение по ролям 6 и 7 частей.

3 группа: составить краткий рассказ о главном герое.

Перед вами текст — подсказка. Выбирайте и вставляйте подходящие по смыслу слова.

Филипок — это … … мальчик.

( маленький, деревенский)

У него были мама, …, …, старший … … . (папа, бабушка, брат Костюшка)

Костюшка ходил … . (в школу)

Филипок был … и тоже хотел … . (любознательный, учиться)

Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя. (смелым и настойчивым)

Учитель … Филипку … в школе. (разрешил, учиться)

Самостоятельная работа учащихся

VI.Обобщение полученных знаний.

Фронтальная, индивидуальная (дифференцированная). Словесный, практический.

Взаимообучение групп.

— Давайте проверим, что у вас получилось.

— 1 группа проверим картинный план…

— 2 группа проверяем план, чтение 6 и 7 частей.

— 3 группа дайте характеристику главному герою….

Взаимообучение групп.

Выступление учащихся по группам.

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы

VI.Рефлексивно-оценочный.

  • Работа с пословицами – выводами:

Фронтальная.

Словесный.

— Почему Филипок так стремился в школу?

(У него было огромное желание учиться)

— Верите ли вы, что Филипок будет старательным учеником?

— Почему Толстой написал такой рассказ-быль?

— Чему же учит это произведение?

— Это главная мысль произведения!

— Вот мы и сделали открытие: чему учит быль Толстого «Филипок».

— Перед вами карточка с заданием: соберите пословицы, отметьте ту, которая подходит к прочитанному рассказу.

Корень учения горек,

всегда пригодиться.

Грамоте учиться —

а плод его сладок.

Красна птица перьем,

а человек уменьем.

— Зачитайте пословицы.

— Какая пословица больше всего подходит к данному рассказу?

-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя.

(Надо стремиться к знаниям, надо быть старательным учеником. Нужно ценить то, что у вас есть возможность учиться в школе и в будущем стать образованными, успешными, интересными людьми! Грамоте учиться всегда пригодится. Учиться — это здорово!)

Работают в парах, собирают пословицы.

Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу.

Фронтальный, словесный.

— У каждого из вас на столе стикеры…

VII. Домашнее задание

По выбору:

  1. Прочитать и подобрать пословицы к рассказу.

  2. Подготовить краткий пересказ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №9

Предмет:литературное чтение на родном языке (русском)

Класс:2

Тема:Л.Н. Толстой«Филипок»

УМК, автор учебника: «Школа России»,

Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова,

Л.А. Виноградская, М. В. Бойкина

Тип урока: урок изучения нового материала

План к рассказу филипок толстого

Выполнила:Безумнова Мария Александровна,

учитель начальных классов

высшей категории

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/451746-tehnologicheskaja-karta-uroka-literaturnogo-c

На чтение 21 мин. Просмотров 60 Опубликовано

Толстой Л., рассказ «Филипок» Жанр: рассказы о детяхГлавные герои рассказа «Филипок» и их характеристика

  1. Филипок. Маленький мальчик, который очень хотел учиться в школе. Любознательный и храбрый.
  2. Учитель. Человек добрый, отзывчивый, умный.
  3. Мать Филипка. Добрая и работящая женщина.

План пересказа рассказа «Филипок»

  1. Все ушли в школу
  2. Слишком мал, чтобы учиться
  3. Самостоятельный Филипок
  4. Нападение собак
  5. Бег до школы
  6. Много ребят в классе
  7. Добрый учитель
  8. Как писать свое имя
  9. Теперь ученик.

Кратчайшее содержание рассказа «Филипок» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Филипок хотел пойти в ребятами в школу, но мать его не пустила
  2. Филипок все равно пошел в школу и не испугался собак
  3. Филипок оробел в классе, но учитель заметил мальчика
  4. Ребята рассказали учителю, кто такой Филипок
  5. Учитель проверил как Филипок пишет свое имя
  6. Филипок стал ходить в школу.

Главная мысль рассказа «Филипок» Учиться никогда не рано.Чему учит рассказ «Филипок» Рассказ учит быть решительным, смелым, отважным. Учит самому принимать важные решения и отвечать за них. Учит пользе учения в школе. Учит добиваться желаемого результата.Отзыв на рассказ «Филипок» Мне очень понравился мальчик Филипок, за его упрямство и стремление быть как все. Он не хотел один оставаться неграмотным, он хотел учиться и это очень похвальное желание. А еще Филипок смелый и решительный, он пошел на другой конец деревни, хотя и боялся этого пути.Пословицы к рассказу «Филипок» Не насытиться око зрением, а человек знанием. Знание — дело наживное. Век живи, век учись. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Если воля тверда, цели достигнешь всегда.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Филипок» Жил-был мальчик по имени Филипп. Однажды все ребята пошли в школу и Филипп тоже собрался идти с ними. Но мать его остановила и не пустила. она сказала мальчику, что он слишком мал. Ушла мать на работу, а Филипок в школу отправился. А школа была на другом конце деревни. И пока шел мальчик по своей стороне все было тихо. Но только отошел подальше, как за ним сразу две собаки увязались. Филипок испугался, заспешил и упал. Но какой-то мужичок прогнал собак и Филипок стремглав побежал в школу. Он прибежал в школу и вошел в класс. А там было очень много ребят и все шумели. Филипок растерялся, но учитель сразу заметил новичка и спросил, кто он такой. А кто-то из ребят сказал, что это Костин брат, Филипок, который слишком мал, чтобы ходить в школу. И ребята засмеялись. Но учитель оборвал их и сказал, что поговорит с матерью мальчика, чтобы она отпускала Филипка в школу. А потом попросил мальчика написать свое имя. У Филипка получилось Хвелепок и учитель спросил, кто учил его писать. Мальчик ответил, что брат Костя и улыбнулся. С тех пор он ходил в школу вместе с ребятами.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Филипок»

Опубликовано 11.12.2013 — 16:42 —

Урок второй по теме «Филипок»

Цели:

1.     Продолжить знакомство с новым произведением Л. Н. Толстого «Филипок»;

2.     Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционную     линию.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngurok_chteniya.doc 53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Л. Н. Толстой «Филипок»         (урок 2)                                                  

Цели:

  1. Продолжить знакомство с новым произведением Л. Н. Толстого «Филипок»;
  2. Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционную     линию;
  3. Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в  группах, прислушиваться к мнению товарища;
  4. Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному;
  5. Формировать читательскую деятельность;
  6. Увеличивать словарный запас учащихся;
  7.  Развивать умение оценивать свою работу, рефлексировать.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.
  2. Постановка целей урока.

        О чем мы говорили с вами  на прошлом уроке?

Сегодня мы продолжим работать над этим произведением.

Попробуем сформулировать тему урока.

Для того, чтобы поставить перед собой цели урока, я подготовила подсказки:

  1. Продолжим …
  2. Развивать …
  3. Воспитывать …
  1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке каждый из вас получил карточки с вопросами.

Послушаем, как ребята смогли подготовить полные развернутые ответы.

(выслушиваются ответы детей)

1 вариант.                                      

4. Назвать главных героев 

  1. Работа по теме урока.
  1. Характеристика главного героя.

Какая у Филипка была цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).

Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).

Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка).

  1. Составление сюжетной линии.

На уроках русского языка в начале учебного года мы с вами изучали части текста. Какие же части текста вы помните? (вступление, основная часть, концовка).

Сегодня мы будем изучать основные части текста более глубоко. Посмотрите на эту схематичную линию:

В________З_________К _______________Р__________З        

На этой линии изображены как раз основные части текста:

В – вступление

З – завязка

К – кульминация

Р – развязка

З — заключение              

Такую линию в литературе называют сюжетной.

Назовите уже знакомые вам понятия. Назовите незнакомые понятия.

Вступление — предварительная часть, введение, предисловие.

Завязка — одна из начальных стадий в развитии сюжета произведения. В З. создаются («завязываются») те моменты, к-рые будут развиваться в произведении.

Кульминация — в литературном произведении: самый напряженный момент в развитии действия, момент наивысшего подъема, напряжения в развитии чего-либо.

Развязка — конец, завершение каких-нибудь событий; заключительная часть литературного произведения.

Заключение — заключительная часть художественного произведения, знакомящая с дальнейшей участью героев, концовка, эпилог.

 Давайте построим сюжетную линию данного произведения.

Работаем в учебниках с карандашом, отмечаем основные части сюжетной линии.

  1. Итак, вступление.

 С чего начинается рассказ?

Прочитайте вступление. (скучно дома)

  1. Завязка.

Как начинаются или завязываются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филиппок отправляется в школу)

Что приключилось с мальчиком по дороге?  Найдите и прочитайте об этом в рассказе. (Знакомая дорога)   (Опасная часть дороги в школу)

Что произошло потом?  (Малыш пришёл в школу и испугался) (Раздумья на пороге школы)

  1. Кульминация.

Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного  момента. (Встреча с учителем).

Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям. Чьи слова нужно озвучить? (Автор, учитель)

— А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филиппка?

 — Как развивались события дальше?

 (Филиппок заплакал, учитель пожалел его и разрешил остаться на уроке).

  1. Развязка.

Конец волнению. Всё обошлось. Филиппок на уроке. (Филиппок читает)

Как он начал складывать своё имя?  Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим?  (Автор, учитель, ученик)

 («Ты погоди хвалиться»)

  1. Заключение.

Чем закончился рассказ?  (Филиппок стал ходить в школу)

— Найдите и прочитайте заключение.

А теперь сравните все части. Что вы заметили?

Да, все части сюжетной линии разные по размеру и по содержанию.  

Самая большая часть – это…, самые маленькие — …

  1. Составление плана. Подготовка к пересказу.

Работа в группах.

Теперь, имея перед собой схему сюжетной линии, попробуйте составить план и подготовиться к пересказу.

Каждой группе я даю отдельное задание по сложности.

1 группа (слабые ученики) получает тест:

Тест

1. Куда ушёл отец у Филиппка?

А) в лес;

Б) на подённую работу;

В) в поле.

2. С кем остался дома Филиппок?

А) с мамой;

Б) с бабушкой;

В) с братом.

3. Чью шапку надел мальчик?

А) брата;

Б) свою;

В) отцовскую.

4. Имя брата Филиппка.

А) Костюшка;

Б) Васютка;

В) Кирюшка.

5. Клички собак, напугавших мальчика.

А) Жучка;

Б) Волчок;

В) Юла.

6. Что сделал мальчик, когда подошел к школе?

А) Постучался и вошел;

Б) Стоял на месте;

В) Убежал домой.

7. Как учитель встретил Филипка?

А) Посадил за парту;

Б) Прогнал;

В) Погрозил пальцем.

2 группа получает деформированный план произведения. Задание: составить план и подготовиться к пересказу.

1 часть. Филиппок заскучал дома.

2 часть. Трудный путь в школу.

3 часть. Встреча с учителем.

4 часть. Филиппок читает.

5 часть. Филиппок стал ходить в школу.

3 группа (сильные ученики): самим составить план рассказа и подготовиться к пересказу.

  1. Пересказ текста.
  1. Подведение итогов урока.

Как вы думаете, как будет учиться Филипп дальше? Почему?

Как вы думаете, у Филиппка уж всё закончилось? (нет, учёба – это тяжёлый труд, но очень интересный).

 Как можно было бы продолжить это произведение?

Какие черты характера вы хотели бы воспитывать в себе? Почему?

  1. Рефлексия.

Соберите  пословицы.

Грамоте учиться  всегда пригодится

Друзья познаются  в беде

Век живи  век учись

Худой мир  лучше доброй ссоры.

Кто за Родину горой   тот истинный герой.

Какая из этих пословиц подойдёт  к нашему произведению.

Оцените свою работу на уроке.

Добились цели, которую поставили перед собой в начале урока?

  1. Домашнее задание.
  1. Подготовить пересказ текста.
  2. Придумать свою историю, похожую на эту.
  3. Придумать продолжение рассказа.

Восстановление деформированного плана

Филипок отправляется в школу

Скучно дома

Опасная часть дороги в школу

 Знакомая дорога

Встреча с учителем

Раздумья на пороге школы

Филипок читает

«Ты погоди хвалиться…»

Тест

1. Куда ушёл отец у Филиппка?

А) в лес;

Б) на подённую работу;

В) в поле.

2. С кем остался дома Филиппок?

А) с мамой;

Б) с бабушкой;

В) с братом.

3. Чью шапку надел мальчик?

А) брата;

Б) свою;

В) отцовскую.

4. Имя брата Филиппка.

А) Костюшка;

Б) Васютка;

В) Кирюшка.

5. Клички собак, напугавших мальчика.

А) Жучка;

Б) Волчок;

В) Юла.

6. Что сделал мальчик, когда подошел к школе?

А) Постучался и вошел;

Б) Стоял на месте;

В) Убежал домой.

7. Как учитель встретил Филипка?

А) Посадил за парту;

Б) Прогнал;

В) Погрозил пальцем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-106894.jpg

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат…

Урок чтения , 1 класс, тема:»Чтение слов, предложений с буквой Ш»

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме «Чтение слов, предложений с буквой Ш»….

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе» Звук и буква «Ф» (Закрепление) Чтение текста «Ферма»

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес…

Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.

К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани…

Развитие речи учащихся. Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи.

Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи“Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное развитие детей: умение выражать свои мысли …

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа «Еж» Е. Чарушина.

— познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен…

Презентация к уроку чтения в 1 классе по темеКонспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

Слайдовая презентация  соответствует теме и содержанию урока…

  • Мне нравится

«Филипок» – рассказ о маленьком любознательном мальчике, который так хотел учиться вместе с братом и другими ребятами, что решился в тайне от родителей отправиться в школу.

Краткое содержание «Филипок» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Филипок

Число страниц: 4. Толстой Лев Николаевич. «Филипок». Издательство «Стрекоза». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1875 год

Главные герои

Филипок – маленький мальчик, который очень хотел учиться в школе, отважный, настойчивый и любознательный.

Учитель – добрый, понимающий, мудрый человек.

Костя – старший брат Филиппа, который дома обучал его письму.

Сюжет

Однажды маленький мальчик по имени Филипп, которого все ласково называли Филипок, решил пойти с братом Костей и остальными деревенскими ребятами в школу. Мать остановила его, сказав что он еще слишком мал для школы. Родители мальчика рано утром ушли на работу, и он остался в доме с бабушкой. Та вскоре уснула на печи, и Филипку стало очень скучно. Несмело взяв отцовскую шапку, он вышел из дому и отправился в школу.

Пока Филипок шел по своей улице, все было спокойно, но как только он вышел за пределы родной деревни, на него напали большие собаки. Мальчик очень испугался, но на его счастье мимо проходил какой-то мужичок, который прогнал собак.

Филипок опрометью побежал в школу, где уже начались уроки. Мальчик зашел в класс, полный шумных ребятишек. Филипок растерялся еще больше, когда его заметил учитель и спросил его имя. Кто-то из учеников выкрикнул, что это младший брат Кости, который очень хочет ходить в школу. Учитель посадил малыша возле брата, и пообещал, что договорится его матерью о том, чтобы и он наравне со всеми посещал занятия.

Учитель попросил Филипка написать свое имя и тот начертил «Хвелепок». Он сказал, что это брат Костя научил его. С тех пор Филипок стал ходить в школу вместе со всеми ребятами.

План пересказа

  1. Ребята уходят в школу.
  2. Филипок хочет учиться со всеми.
  3. Слишком мал для школы.
  4. Долгая дорога в школу.
  5. Нападение больших собак.
  6. Шумный класс.
  7. Добрый учитель.
  8. Филипок пишет свое имя.
  9. Новый ученик.

Главная мысль

Учиться никогда не рано.

Чему учит

Рассказ учит быть любознательным, решительным, настойчивым в достижении своей цели. Учит самостоятельно принимать решения, и держать ответ за свои поступки, а также понимать, насколько важны в жизни знания.

Отзыв

Филипок, несмотря на свой возраст, оказался очень настойчивым и упрямым мальчиком. Он так хотел учиться вместе с ребятами, что его даже не испугали собаки, повстречавшиеся на пути. Учитель оценил его стремление к знаниям, и принял в класс.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Филипок.

Пословицы

  • Не насытиться око зрением, а человек знанием.
  • Знание – дело наживное.
  • Век живи, век учись.
  • Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
  • Если воля тверда, цели достигнешь всегда.

Что понравилось

Понравилось, как мальчик Филипок отвечал учителю. Поначалу он растерялся с непривычки, но потом осмелел, и даже написал свое имя.

Содержание:

Лев Толстой известен как настоящий мастер больших литературных произведений, однако в этой истории он крайне коротко и ёмко продемонстрировал стремление мальчика к мечте. Рассказ написан очень простым и доступным языком, понятным каждому ребёнку. Некоторые угадывают в образе Филипка великого Михаила Ломоносова, знаменитого своим стремлением к знаниям, другие же просто видят в этом персонаже хороший пример для подражания — наглядную иллюстрацию того, насколько важно и нужно учиться каждому человеку.

Аннотация к рассказу

Филипок очень хотел пойти в школу, но мать его не пускала, считая, что для обучения он ещё слишком мал, поэтому велела ему остаться дома. Однако вскоре его отец и мать отправились на работу, старший брат Костюшка ушёл в школу, и мальчик остался дома только со старенькой бабушкой. Вскоре старушка уснула, а Филипок, заскучав и не найдя себе никакого занятия, решил всё-таки осуществить свою мечту: надел старую отцовскую шапку, поскольку своей не нашёл, и отправился в школу. Он не сомневался, что там ему понравится.

Но его ожидал непростой путь. В родной слободе псы знали его и не трогали, но за её пределами за ним погнались чужие собаки — Жучка и Волчок. Он бросился бежать, но, к счастью, собак отогнал какой-то мужик. Он спросил у мальчика, куда он бежит один, но тот ничего не ответил, подобрав полы и просто убежав.

Наконец Филипок прибежал к школе, но вдруг испугался туда заходить, опасаясь, что учитель прогонит его. Назад идти он тоже не мог из-за страха перед собаками. В это время проходившая мимо баба с ведром сказала ему, что все уже на уроке, а он стоит здесь один, и это заставило его всё-таки войти в школьные сени.

Но, зайдя в класс, наполненный учениками, Филипп снова испугался, особенно когда учитель в красном шарфе строго начал задавать ему вопросы о том, кто он такой. От страха у мальчика пересохло в горле — он даже не смог дать ответ и заплакал. Тогда учитель сжалился над ним, погладил его по голове и узнал у ребят, что это за мальчик и откуда.

Поняв, что Филипок — Костюшкин брат, который давно просится в школу, но не может туда ходить из-за материнского наказа, учитель пообещал, что поговорит с матерью Филипка и договорится, чтобы та отпускала ребёнка в школу.

После этого он усадил его на лавку рядом с Костюшкой и начал показывать ему буквы. Но выяснилось, что Филипок уже и сам знает их, умеет складывать своё имя и даже понемногу учится читать книги: всему этому его учил старший брат. Зато правильно произносить молитвы он ещё не мог, принялся частить их, постоянно путая каждое слово. Учитель посоветовал ему не хвалиться, а поучиться получше — таким образом, Филипок записался в класс и вместе с другими ребятами начал посещать школу, а его заветная мечта сбылась.

План для пересказа

Текст произведения можно условно разделить на несколько основных частей в виде конспекта или плана:

  • Филипок хочет пойти в школу, но он слишком мал.
  • Скука дома и смелый побег.
  • Опасная дорога: собаки, мужик, баба с ведром.
  • Приход в школу и класс с ребятами.
  • Страх перед учителем и разговор с ним.
  • Зачисление в ученики и счастливый финал.

Филипок: характеристика главного героя

В рассказе Л. Н. Толстого Филипок предстаёт перед читателем обычным ребёнком дошкольного возраста, проживающим в небольшой слободе вместе с матерью, отцом, старой бабушкой и старшим братом Костюшкой. Его мать занимается подённой работой, отец трудится в лесу, старший брат ходит в школу. Филипок любознателен, активен и завидует Костюшке, с самого детства тянется к знаниям, поэтому просит брата понемногу обучать его буквам и чтению. Как и многие младшие братья, он старается подражать старшему.

Благодаря любознательности и огромному желанию учиться главный герой вызывает у читателя симпатию: детям непременно захочется брать с него пример.

Кроме того, мальчику присущи такие качества характера, как смелость, решительность, целеустремлённость, отчаянность, настойчивость, упрямство, умение идти к цели и добиваться её. Возможно, другой ребёнок на его месте, услышав, что он ещё мал для школы, смирился бы с этим и просто стал ждать, когда подрастёт. Но не Филипок: он смело бросился навстречу препятствиям, которые поджидали его на пути. И хотя он демонстрирует непоседливость и непослушание, всё это — ради учёбы и знаний.

Несмотря на решительные действия Филиппа, во многом автор рисует его как обычного ребёнка-дошкольника: ему не чужды страх, волнение, сомнения, робость. Он боится собак, из-за испуга не может ответить на вопрос мужика, отогнавшего псов, сомневается, стоит ли заходить в школу, и, наконец, даже плачет при разговоре с учителем. Но когда все беды и волнения оказываются позади, к нему возвращаются его активность, бойкость и веселье.

Что касается внешности, то на основе текста произведения можно предположить, что Филипок очень маленький, низкого роста — даже полы его одежды волочатся за ним. В школу он пришёл в большой старой отцовской шапке.

Сам главный герой описывает себя так: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!». Он немного самоуверен и гордится своими качествами, но учитель останавливает его, советуя ему сначала получше поучиться. Уже в своём возрасте Филипок умён не по годам, а благодаря положительным качествам своего характера он уверенно идёт к новым победам.

Другие персонажи

Помимо главного героя, в произведении присутствуют и другие персонажи, и хотя они скорее второстепенные, благодаря их образам можно составить цельный рисунок жизни Филипка в слободе и его смелого поступка. К ним относятся:

  1. Мать Филипка — добрая, работящая и заботливая женщина. Именно из-за заботы о своём ребёнке она не может просто так отпустить сына в школу, ведь, по её мнению, он ещё слишком мал. Она велит ему сидеть дома.
  2. Сельский учитель — мудрый, понимающий человек. Носит красный шарф. Поначалу кажется очень строгим, из-за чего оробевший Филипок даже не может сдержать слёзы. Но потом учитель демонстрирует доброту и отзывчивость. Он поощряет тягу к знаниям, не отмахивается от нового ученика, а собирается помочь ему. А также он обещает, что поговорит с матерью Филипка, чтобы та отпускала своего сына в школу.
  3. Костюшка — старший брат Филипка, ставший для него хорошим примером. Помогал младшему, обучая его читать, писать, складывать своё имя.
  4. Баба с ведром — встретившись на пути Филипка в школу, своими словами подтолкнула засомневавшегося мальчика всё-таки отправиться в класс.

Анализ и главные мысли произведения

Жанр произведения «Филипок» Толстого — рассказ-быль, но при этом в нём немало элементов сказки. Начинается оно в духе «жил-был»: «Был мальчик, звали его Филипп». И, как это часто бывает в сказочных сюжетах, главный герой на пути к своей цели переживает множество трудностей и преодолевает препятствия, но в итоге его ожидает счастливый конец. Как и из любой сказки, из этого рассказа также можно почерпнуть мудрость и вынести для себя урок.

Пожалуй, практически каждый ребёнок дошкольного возраста, ходивший в садик или сидевший дома, в это время мечтал отправиться в школу: она манила своими возможностями узнавать что-то новое, знакомиться с окружающим миром, общаться со сверстниками. Дошкольники часто буквально бредят школой, постоянно спрашивая у родителей, когда же они смогут отправиться в мир знаний. Поэтому любой человек, мечтавший в детстве поскорее пойти в школу, легко узнает себя в главном герое произведения.

Правда, в настоящее время остаётся всё меньше людей, которые так жадно и искренне стремятся к знаниям: жизненные ценности меняются. Поэтому взрослые должны поощрять тягу детей к учёбе, как это сделал учитель в этом произведении.

Главная мысль рассказа «Филипок» Толстого заключается в том, что учиться никогда не рано. В произведении затрагиваются такие важные темы, как польза обучения и ценность школы. Даже если Филипок и поступил не совсем правильно, ослушавшись мать и сбежав из дома, это гораздо лучше, чем быть равнодушным к знаниям и не стремиться к ним.

Знания на протяжении всей жизни человека играют очень важную

Ещё одна важная мысль произведения — необходимо идти к своей цели, мечте, всегда добиваться желаемого, даже если на пути встанут препятствия. Рассказ учит быть самостоятельным, отважным, принимать смелые решения, не бояться пробовать. А если трудности всё-таки возникли, перед ними не следует отступать.

Пословицы и поговорки к произведению:

  • Знания — сила.
  • Ученье — свет, а неученье — тьма.
  • Человек сам кузнец своего счастья.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  • Если воля тверда, ты непременно достигнешь цели.

Одну из значимых мыслей высказывает также учитель в конце произведения: «Ты погоди хвалиться, а поучись». Из этого можно вынести урок, что следует быть скромнее и не хвастаться зазря.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post8.html
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/12/11/urok-chteniya-2-klass-filipok-urok-2
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/filippok.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/rasskaz-filipok.html

  • План к рассказу серая шейка 3 класс
  • План к рассказу русалочка 4 класс литературное чтение 1 часть
  • План к рассказу ребята и утята 2 класс пришвина
  • План к рассказу поломойка т коти
  • План к рассказу паустовского дремучий медведь