План к рассказу еще про мальку 3 класс

История созданияуже во второй половине xix века в русской литературе сложилась традиция обращения к теме детства. об этой прекрасной поре

История создания

Уже во второй половине XIX века в русской литературе сложилась традиция обращения к теме детства. Об этой прекрасной поре жизни писали Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, что он чувствует и испытывает, о чем мечтает эта маленькая и еще не до конца сложившаяся, но уже достаточно самобытная личность, — все это интересовало и продолжает интересовать писателей. Проблеме детства посвящен рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Цифры».

Произведение это написано в 1906 году и представляет собой исповедь взрослого человека, дяди, перед своим племянником. Перед читателем рассказ от первого лица в трех частях об одном случае, скорее даже происшествии, из тех времен, когда маленький мальчик Женя еще только учился читать, считать и писать, и самой большой его мечтой было поскорее выучить цифры.

Сочинение по произведению Цифры

В основе сюжета рассказа Ивана Александровича Бунина «Цифры» описываются и раскрываются две личности(и проблематика из взаимоотношений), являющиеся по совместительству главными действующими лицами.

Задумкой автора было наглядно продемонстрировать ситуации недопонимания между двумя поколениями, каждое из которых имеет свои убеждения, моральные установки и взгляды на жизнь в силу своего возраста. Мало что может поколебать взрослого человека в его правоте, особенно если перед ним – ребёнок.

Ситуация в рассказе проста, но вопреки этому не лишена доли нравоучения от автора и темы сакральности отношений между людьми: ребёнок просит своего дядю показать цифры, но тот, бросаясь в вихрь негативных эмоций и теряя над собой контроль, настоятельно отказывает ему, откладывая изучение на следующий день. Главная причина, обуславливающая ответ дяди, банальна – лень. Постепенно его гложет мысль о жестокости совершенного поступка по отношению к своему племяннику, тем самым формируя основополагающую мораль касательно сущности восприятия дорогих тебе людей, корректируя необходимость показывать те или иные эмоции в определённых моментах. Иными словами, автор затрагивает механизмы взаимоотношений между людьми (в данном контексте – между родственниками) и влияние взятой линии и тактики в этой сфере

Следовательно, мораль заключается в демонстрации порой опрометчивого отношения к желанию другого, которое спустя пару мгновений может инстинктивно запечатлиться в голове и нагромождаться в виде угрызений совести. Заметна некая обознанность автора в данных вопросах, но здесь нету ничего странного : у каждого из нас подобные ситуации встречались, и мало кого не задел итог, ведь для того, чтобы к человеку относились с добром и уважением, он сам должен повсеместно сеять то, что он хочет пожинать потом. Кричащий произвол откликнется тем же, в то же время как доброта и отзывчивость найдут своего обладателя при любом раскладе.

Забавно и то, что сердце ребёнка просто не в силах долго хранить в себе накопившуюся злость – он(ребёнок) её напрочь забывает, продолжая жить счастливой жизнью. В этом и есть их преимущество, которое перекрывает поток зла и ненависти в современном мире.

Приятно осознавать, что есть ещё на свете то существо, которое всё простит, хоть и сознательно своего выбора не понимая, все обиды и причинённые пакости, испарятся спустя непродолжительный отрезок времени.

Суть

В центре сюжета произведения находится конфликт между дядей и его племянником, мальчиком Женей. Ребенок, исполненный энергии учиться, просит его показать ему цифры, но взрослому лень ехать за карандашами в город, и он отказывается, все время откладывая урок.

Женя, так загоревшись тягой к познанию, не может терпеть и начинает вести себя слишком активно, чем раздражает своего дядю. В результате происходит крупная ссора, в ходе которой ни один, ни другой не хотят признавать свою неправоту – а, между тем, она свойственна им обоим — только бабушка делает попытки примирить «мужчин». В конце концов, у нее получается, и, пройдя через этот конфликт, оба, и ребенок, и взрослый, вынеся из него жизненный урок, садятся за стол и занимаются счётом.

Бунин цифры анализ. Бунин, анализ произведения цифры, план

Анализ произведения

Жанр произведения — психологический рассказ. Герои — маль­чик, дядя, мама, бабушка. Завязка — мальчик упрашивает дядю показать ему цифры и доставить небольшие детские радости. Кульминация — дядя резко обрывает мальчика, вызвав его бур­ные слезы. Развязка — ребенок учится писать цифры.

Это рассказ о взаимоотношениях ребенка и взрослого, постро­енный на изложении отдельных моментов ссоры. О непонимании детских радостей, о нежелании взрослых идти ребенку навстре­чу, часто просто по причине собственной лени. Иногда дело до­ходит до серьезных конфликтов, и очень важно взрослому чело­веку найти возможность наладить контакт с ребенком.

План

1. Мальчик просит дядю показать ему цифры.

2. Дяде не хочется этим заниматься, поэтому он находит мас­су причин для отказа.

3. Ребенок ждет завтрашнего дня и своеобразно выражает свою радость.

4. Это проявление радости вызвало у дяди прилив не просто раздражения, но и ненависти.

5. Он грубо обрывает ребенка, вызвав у того бурные слезы.

6. Загладить конфликт удается бабушке.

7. Дядя учит мальчика писать цифры.

Бунин, Анализ произведения Цифры, План

5 (100%) 1 vote

На этой странице искали:

  • бунин цифры анализ
  • бунин цифры план
  • план рассказа цифры бунин
  • план рассказа бунина цифры
  • анализ рассказа бунина цифры

1) Особенности жанра. Произведение И.А. Бунина «Цифры» принадлежит к жанру рассказа.

2) Особенности повествования в рассказе. Повествование в рассказе ведётся от первого лица, от лица дяди, который опи­сывает произошедший случай и даёт нравственную оценку сво­ему поступку. Наказав мальчика, дядя чувствует, что не прав, по­этому он «через полчаса после того, как ты затих, заглянул в детскую. И то как? Подошёл к дверям, сделал серьёзное лицо и растворил их с таким видом, точно у меня было какое-то дело». Взрослый человек оказался перед нравственным выбором: при­знать свою вину и помириться с ребёнком. Но гордыня, жела­ние выдержать характер не позволили дяде сразу же наладить отношения с племянником. Нравственно мудрее оказался ма­ленький герой рассказа, который смирился, робко вышел из детской и попросил у дяди прощения: «Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня». Прошло много лет, но именно дядя помнит со всеми подробностями тот давний случай, так как в тот момент не смог верно оценить ситуацию.

От какого лица ведётся повествование в рассказе? (от лица дяди)

Как рассказчик характеризует пору детства? (пора «беззавет­ной, той страстной нежности»)

Чем, по мнению дяди, ребёнок отличается от взрослого чело­века? (Ребёнок не способен лукавить, быстро забывает обиду, стремится немедленно осуществить свою мечту.)

3) Особенности сюжета произведения. Сюжет рассказа И.А. Бунина «Цифры» основан на описании ссоры между мальчи­ком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день. Оба героя оказались перед выбором: пле­мянник должен был подождать до завтра, а дядя не руководство­ваться мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей». Непосредственность детской натуры привела к тому, что мальчик «придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы но­гами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у нас чуть не лопались барабанные перепонки».

4) Характеристика героев рассказа.

Какова была заветная мечта мальчика? (увидеть цифры)

Из-за чего произошла ссора между дядей и племянником? (Мальчик хотел как можно быстрей осуществить свое жела­ние: увидеть цифры, а дядя решил выдержать характер и по­казать цифры племяннику на следующий день.)

Чем руководствовался дядя, решив не показывать племяннику цифры в тот день? (мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей»)

Как повёл себя мальчик, узнав о решении дяди не показывать в этот день цифры? (племянник начал шалить)

Почему дядя накричал на племянника, что вывело его из се­бя? (племянник дерзко оговорился дяде)

Кто виноват в ссоре между мальчиком и дядей? (и дядя, и племянник) Поясните свою точку зрения.

По мнению К. Г. Паустовского, в области русского языка И. А. Бунин был мастером непревзойденным… Из необъятного числа русских слов он безошибочно выбирал для каждого своего рассказа слова наиболее живописные, наиболее сильные, связанные какой-то незримой и почти таинственной связью с повествова-нием и единственно для этого повествования необхо-димые.

В рассказе И. А. Бунина «Цифры» два главных ге-роя — дядя и мальчик. Судя по их теплым отношениям, они давно дружат. Чувствуется лю-бовь дяди к племяннику, но он держит племянника на расстоянии, так как он уверен в том, что «вредно бало-вать детей». И душой он понимает, что надо сразу от-кликнуться на просьбу мальчика, но медлит с ответом все по той же причине.

«Я, видишь ли, очень, очень, умный дядя…» Глав-ное чувство этой фразы — ирония. Дядя иронизирует над собою, но он забыл самое главное — то, каким он был сам в детстве.

Часто взрослые не понимают своих детей, забыв себя в детстве, забыв о своих детских радостях и горе-стях, превратившись в справедливых и строгих дядей и тетей.

Жизнь показана в восприятии взрослого человека, который опытен, умен, умеет владеть своими чувства-ми, знает, как можно наказать ребенка. Он не хочет понять огромного желания мальчика, чтобы не бало-вать его.

А ребенок этого понять не может! Ведь у него нет жизненного опыта, он не может управлять своими чувствами, и его поступки становятся непредсказуе-мыми, неуправляемыми. Мальчик не понимает, поче-му ему отказывают: «Ведь можно же в царский день показывать цифры?» Его рассуждения исходят от ог-ромного желания испытать радость познания, а ему отказывают не по какой-то серьезной причине, а про-сто дяде этого сейчас делать не хочется.

Чтобы обратить внимание на себя, мальчик реша-ется на бунт. Мы можем осуждать мальчика, топаю-щего ногами, пронзительно кричащего и не обращаю-щего внимания на замечания взрослых. Но вот мы на-ходим слова, оценивающие поведение взрослого и передающие отношение к мальчику: «в бешенстве вскочил», «рявкнул во все горло», «какой черт ока-тил меня», «ушат злобы», «дернул за руку», «с насла-ждением шлепнул», «вытолкнул из комнаты».

Мы понимаем, что этот рассказ написан не для нра-воучения детей, не для того, чтобы сказать детям, как надо себя вести, а и для того, чтобы взрослые смогли посмотреть на себя со стороны.

Взрослые переживают во время конфликта: «У ба-бушки вдруг задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро, быстро колотить чайной лож-кой по столу». —«Ужасно испорченный ребенок», — сказала, нахмуриваясь и стараясь быть беспристраст-ной, мама». Хотя она понимает, что это не так.

Дядя осуждает себя за лень: «Уж очень не хотелось мне идти в город», «сердце говорило мне, что я совершаю великий грех», «мне было уже стыдно, я зажи-гал папиросу, не поднимая глаз на бабушку» Он со-жалеет о своем поступке: «Хотелось встать с места распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь го-рячим словом пресечь твои страдания».

Мальчик забыл все, что произошло в тот зимний ве-чер, а взрослый помнит. Забыл, потому что его не му-чает совесть, ведь он не хотел никому причинить зла а просто жил и радовался жизни. Детское сердце от-ходчиво, оно не может долго помнить зло, питать себя ненавистью, оно жаждет любви и счастья…

Ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули сердце взрослого человека, а мучили его ко-робочки, пустые спичечные коробочки, которые пере-двигал мальчик, сидя на полу. Эти коробочки — сим-вол беспомощности, незащищенности, неприспособ-ленности ребенка. И взрослым должно быть стыдно обижать детей, показывая им свою силу и превосходство»

Этот случай помог дяде критически взглянуть на себя, проанализировать свою жизнь.

А Жене пришлось отступить перед препятствием: «Самолюбие было сломлено. Ты был побежден»; «И ты смирился». Ему пришлось смириться, признать свою вину, хотя ни в чем не был виноват.

Он начинает притворяться: «Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликат-ным, осторожным в каждом своем движении старал-ся ты быть!» Ребенок пытается заменить прекрасную мечту чем-то мелким: играет пустыми спичечными коробками. Искренний порыв души сменила поддел-ка. С одной стороны, он учится быть сдержанным, но с другой — теряет самого себя. А это слишком дорогая

Бунин вводит нас в сложный мир, во взаимоотношение взрослых и детей. Взрослые порой ведут себя властно по отношению к детям, не видя в детях малень-ких людей. А ведь у детей свои желания, чувства, ко-торые тоже нужно уважать. Автор учит взрослых быть с детьми внимательнее и осторожнее, стараясь не ранить их чуткие души.

1) Особенности жанра. Произведение И.А. Бунина «Цифры» принадлежит к жанру рассказа.

2) Особенности повествования в рассказе. Повествование в рассказе ведётся от первого лица, от лица дяди, который описывает произошедший случай и дает нравственную оценку своему поступку. Наказав мальчика, дядя чувствует, что не прав, поэтому он «через полчаса после того, как ты затих, заглянул в детскую. И то как? Подошел к дверям, сделал серьезное лицо и растворил их с таким видом, точно у меня было какое-то дело». Взрослый человек оказался перед нравственным выбором: признать свою вину и помириться с ребёнком. Но гордыня, желание выдержать характер не позволили дяде сразу же наладить отношения с племянником. Нравственно мудрее оказался маленький герой рассказа, который смирился, робко вышел из детской и попросил у дяди прощения: «Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня». Прошло много лет, но именно дядя помнит со всеми подробностями тот давний случай, так как в тот момент не смог верно оценить ситуацию.

От какого лица ведётся повествование в рассказе? (от лица дяди)

Как рассказчик характеризует пору детства? (пора «беззаветной, той страстной нежности»)

Чем, по мнению дяди, ребёнок отличается от взрослого человека? (Ребенок не способен лукавить, быстро забывает обиду, стремится немедленно осуществить свою мечту.)

3) Особенности сюжета произведения. Сюжет рассказа И.А. Бунина «Цифры» основан на описании ссоры между мальчиком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день. Оба героя оказались перед выбором: племянник должен был подождать до завтра, а дядя не руководствоваться мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей». Непосредственность детской натуры привела к тому, что мальчик «придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у нас чуть не лопались барабанные перепонки».

4) Характеристика героев рассказа.

Какова была заветная мечта мальчика? (увидеть цифры)

Из-за чего произошла ссора между дядей и племянником? (Мальчик хотел как можно быстрей осуществить свое желание: увидеть цифры, а дядя решил выдержать характер и показать цифры племяннику на следующий день.)

Чем руководствовался дядя, решив не показывать племяннику цифры в тот день? (мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей»)

Как повел себя мальчик, узнав о решении дяди не показывать в этот день цифры? (племянник начал шалить)

Почему дядя накричал на племянника, что вывело его из себя? (племянник дерзко оговорился дяде)

Кто виноват в ссоре между мальчиком и дядей? (и дядя, и племянник) Поясните свою точку зрения

Чью сторону заняли мама и бабушка? (дядину) 11очему?

Чем закончилась ссора между мальчиком и дядей? (мальчик смирился и попросил у дяди прощение)

Простил ли сам себя дядя за эту ссору? Поясните свою точку зрения. (Дядя себя не простил, иначе он не помнил бы о ссоре.)

5) Особенности авторской позиции в рассказе. Автор пытается объективно оценить ситуацию, никого не обвиняя. Каждый (и мальчик, и дядя) по-своему виноват в ссоре, по всС же взрослый человек должен быть мудрее и попытаться найти выход из создавшегося положения.

6) Смысл названия рассказа. Рассказ И.А. Бунина называется «Цифры», так как цифры — мечта мальчика, объект, из-за которого произошла ссора между племянником и дядей.

Это часто задаваемые вопросы учителей и ответы на них!

«Цифры» Бунина И.А.

1) Особенности жанра.

Произведение И.А. Бунина «Цифры» принадлежит к жанру рассказа.

2) Особенности повествования в рассказе.

Повествование в рассказе ведётся от первого лица, от лица дяди, который описывает произошедший случай и дает нравственную оценку своему поступку. Наказав мальчика, дядя чувствует, что не прав, поэтому он «через полчаса после того, как ты затих, заглянул в детскую. И то как? Подошел к дверям, сделал серьезное лицо и растворил их с таким видом, точно у меня было какое-то дело». Взрослый человек оказался перед нравственным выбором: признать свою вину и помириться с ребёнком. Но гордыня, желание выдержать характер не позволили дяде сразу же наладить отношения с племянником. Нравственно мудрее оказался маленький герой рассказа, который смирился, робко вышел из детской и попросил у дяди прощения: «Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня». Прошло много лет, но именно дядя помнит со всеми подробностями тот давний случай, так как в тот момент не смог верно оценить ситуацию.

От какого лица ведётся повествование в рассказе? (от лица дяди)

Как рассказчик характеризует пору детства? (пора «беззаветной, той страстной нежности»)

Чем, по мнению дяди, ребёнок отличается от взрослого человека? (Ребенок не способен лукавить, быстро забывает обиду, стремится немедленно осуществить свою мечту.)

3) Особенности сюжета произведения.

Сюжет рассказа И.А. Бунина «Цифры» основан на описании ссоры между мальчиком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день. Оба героя оказались перед выбором: племянник должен был подождать до завтра, а дядя не руководствоваться мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей». Непосредственность детской натуры привела к тому, что мальчик «придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у нас чуть не лопались барабанные перепонки».

4) Характеристика героев рассказа.

Какова была заветная мечта мальчика? (увидеть цифры)

Из-за чего произошла ссора между дядей и племянником? (Мальчик хотел как можно быстрей осуществить свое желание: увидеть цифры, а дядя решил выдержать характер и показать цифры племяннику на следующий день.)

Чем руководствовался дядя, решив не показывать племяннику цифры в тот день? (мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей»)

Как повел себя мальчик, узнав о решении дяди не показывать в этот день цифры? (племянник начал шалить)

Почему дядя накричал на племянника, что вывело его из себя? (племянник дерзко оговорился дяде)

Кто виноват в ссоре между мальчиком и дядей? (и дядя, и племянник) Поясните свою точку зрения

Чью сторону заняли мама и бабушка? (дядину) 11очему?

Чем закончилась ссора между мальчиком и дядей? (мальчик смирился и попросил у дяди прощение)

Простил ли сам себя дядя за эту ссору? Поясните свою точку зрения. (Дядя себя не простил, иначе он не помнил бы о ссоре.)

5) Особенности авторской позиции в рассказе.

Автор пытается объективно оценить ситуацию, никого не обвиняя. Каждый (и мальчик, и дядя) по-своему виноват в ссоре, по всС же взрослый человек должен быть мудрее и попытаться найти выход из создавшегося положения.

6) Смысл названия рассказа.

Рассказ И.А. Бунина называется «Цифры», так как цифры — мечта мальчика, объект, из-за которого произошла ссора между племянником и дядей.

Жанр, направление, композиция

Рассказ состоит из семи частей, в каждой из которых рассказчиком является сам дядя. Он начинает свое повествование обращением к Жене со словами о некоторой ссоре, произошедшей между ними в прошлом. Таким образом, автор сразу определяет предмет, о котором будет идти речь. С помощью приема «взгляд в прошлое» писатель формирует особое восприятие этой истории – назидательное, поучительное. В то же время рассказчик сам оценивает свои действия и делает нравственный вывод из них.

При том его речь – это не просто изложение событий, это живое воспоминание; язык автора легок, динамичен и эмоционален, благодаря чему мы искренне сопереживаем героям и стараемся найти оправдание им в этой ссоре.

Главные герои и их характеристика

Центральные образы – это, конечно, рассказчик и его племянник. Их взаимоотношения движут действием и становятся основой конфликта произведения. Несмотря на то, что все происходящее мы видим со стороны дяди, его слова довольно объективны и содержат компонент анализа.

Очень трогательное и вместе с тем точное описание Жени дается в первой части:

…Ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу!

Характеристика Жени — активный, любопытный и очень любящий ребенок, несмотря на то, что иногда его обуревают капризы. Дядя же сильно любит его, каждый раз, когда от него требовалась строгость, непреклонность, как от взрослого, ему было безумно жаль ребенка. Однако в ссоре между ними двумя есть немалая доля его вины, потому что он вовремя не смог проявить снисходительность и нежность; вверх над ним взяли гордость и упрямство. Это характеристика дяди – человека эмоционального и вспыльчивого, но искренне привязанного к племяннику.

Также в рассказе действуют мама и бабушка Жени, которые тоже разделились во мнениях: мама на стороне дяди, а бабушка – Жени. Однако она не ругает поссорившихся, а пытается их примирить. Бабушка, как образец мудрости и взвешенности, как опытный в жизни человек, понимает глупость этого раздора, и в финале лишь ей удается наладить мир между главными героями.

Сочинения

На уроке литературы мы познакомились с очередным рассказом Бунина Цифры за 7 класс. Читается оно легко и с удовольствием, а поднимает актуальную тему отношения взрослых и детей. Познакомившись с работой, можем теперь кратко записать информацию для читательского дневника о Бунине и его произведении Цифры, сделав анализ.

Рассказ Бунина Цифры

Анализируя рассказ Бунина, хочется сказать, данная работа посвящена неукротимой жажде познания человеком, который только подрастает и хочет знать все и сразу. Вот только взрослые этого не понимают. Им кажется, что это всего лишь козни детей, поэтому и возникают конфликтные ситуации. А ведь как без истерики заявить о себе, достучаться до взрослых и обратить на себя внимание? Именно так поступает герой, котором отказали в такой простой вещи, как изучение цифр.

Сам рассказ — это описание одного дня. Состоит он из семи глав, где мы знакомимся с героями произведения.

Особенности жанра и повествования

Если говорить о жанре, то данная работа — это психологический роман, который автор построил на изложении отдельных моментов ссоры. Рассказ о нежелании взрослого пойти на встречу ребенку, а все потому, что лень.

Если остановиться подробнее на особенностях повествования, то это рассказ, который ведется от первого лица. От лица взрослого героя, того самого дяди, который отказал своему племяннику изучать с ним цифры. Эта ситуация дала возможность герою посмотреть на себя со стороны и дать оценку своему поступку. Дядю все же мучит совесть, он обеспокоен, поэтому старается под любым предлогом заглянуть в комнату к обиженному и наказанному ребенку. Но опять же, это он делает с серьезным лицом, не признавая своей ошибки. Его гордыня не позволила пойти на примирение, в то время как ребенок оказался нравственно мудрее. Он первый попросил прощение за свое поведение, после чего все-таки дядя показал ребенку, как пишутся и как называются цифры. Эту историю ребенок давно уже забыл, а вот дядя до сих пор помнит случай, где он не смог правильно оценить ситуацию.

Герои рассказа

Героями рассказа Бунина являются мальчик Женя и его дядя. Второстепенные герои — мама и бабушка.

Женя — любознательный ребенок, которому все интересно. Он захотел изучить цифры, но по лени взрослых, ему отказывают. Он не может понять, почему нельзя с ним позаниматься, поэтому закатывает истерику. В итоге ребенок сумел забыть обиду и извиниться. Дядя все же уделил внимание ребенку, ведь и сам признал свою вину и неправильность действий, свою жестокость по отношению к племяннику.

Дядя — строгий, сдержанный. Приняв искреннее желание ребенка изучить цифры за прихоть, отказал ему, забыв свои желания в детстве. А когда понял свою ошибку, не смог переступить через свою гордость, поэтому и не делает первый шаг к примирению. Но после извинений ребенка, схватился за первую возможность и с удовольствием стал изучать с ним цифры.

Как видим, автор изображает обычную ситуацию, которая очень часто происходит в жизни людей, но глубина данной ситуации поражает. Казалось бы простая обыденность, но сколько в ней истины и правды.

План

1. Мальчик — шалун 2. Крупная ссора 3. Желание учится 4. Лень дяди. Он отказывает ребенку и не учит с ним цифры 5. Истерика Жени 6. Дядю грызут муки сомнения. Он наведывается в детскую 7. Женя просит прощения за поведение. Дядя учит с ребенком цифры

Темы

Тема рассказа – это взаимоотношения детей и взрослых. Для ребенка все окружающее – это непознанная реальность, она любопытная и манящая, а для взрослого эта реальность уже не представляет такого интереса. В результате возникает непонимание, которое приводит к конфликту.

Автор демонстрирует детское восприятие мира взрослому читателю, дабы заполнить пропасть непонимания между членами одной семьи. Детство скоротечно, оно легко забывается, поэтому взрослым очень сложно осознать и почувствовать то, что переживает ребенок.

Однако ранняя пора жизни – самое ответственное время, когда закладывается фундамент личности. От того, смогут ли родители понять своего наследника, зависит его судьба. Дядя должен всеми силами поощрять любознательность племянника, только так он вырастет образованным человеком. Однако в то же время нельзя потакать его капризам, иначе весь воспитательный эффект просвещения сойдет на нет.

Проблемы

В своем произведении автор поднимает проблему воспитания, отношений взрослых и детей, разницы в восприятии ими окружающего мира. Также важными являются вопросы детского любопытства и мечты, стремления учиться и развиваться, свойственного каждому ребенку, вопросы человеческой натуры, которая упрямством и ленью мешает иногда разумному решению проблемы.

Нравственная проблематика произведения прямо указывает на извечные пороки людей всех возрастов: категоричность, эгоизм, необязательность и т.д. Взрослый человек с годами лишь усугубляет детские недостатки и соревнуется с ребенком, поддаваясь нервному возбуждению. Показывая, насколько охотно почтенные господа впадают в детство, автор обращает внимание на то, что зрелость определяется умением управлять собой, а не возрастом.

Рассказа «Цифры» краткое содержание

Основной темой рассказа Бунина «Цифры» является сора между рассказчиком и его племянником. Дядя рассказывает историю этой ссоры самому же племяннику, который забыл о ней. Начинается все с событий, происходящих вечером. После ссоры племянник пытается вести себя как воспитанный мальчик. Обычно сора заканчивалась просто. Ты подходил ко мне прижимался к плечу и услышав от меня доброе слово ты с детской простой обнимал меня и бросался целоваться. Но в этот раз ссора была через чур крупная. Главный герой Бунина «Цифры» лишь подошел и сказал: «Покойной ночи, дядечка» и шаркнул ножкой, как учила нянечка. Я ответил отстраненно6 «Покойной ночи». Но твое детское сердце не выдержало, и ты волнуясь выпалил «Дядечка, прости меня… Я больше не буду… И, пожалуйста, все-таки покажи мне цифры! Пожалуйста!». Я был очень умный дядя и как мне не хотелось прям сейчас выполнить твою просьбу я помедлил.
Но если рассматривать краткое содержание рассказа «Цифры» Бунина, то стоит упомянуть как начинался этот день. Ты проснулся с мыслю о карандашах, книжках с картинками и желанием научиться писать, читать и рисовать цифры. Буквально сразу ты огорошил меня этой просьбой, и я немного слукавил из лени сказав, что все заперто, так как сегодня царский день. Ты начал уверять что это не так и требовать исполнить твою просьбу прямо сейчас, но я уже в воспитательных целях проявил твердость. Прочитав с бабушкой «Отче наш», ты выпил склянку молока и умчался в ожидании завтра, ведь как в рассказе Чехова «Мальчики» ты загорелся идеей.

Далее в рассказе Бунина «Цифры» кратком содержании вы узнаете, как целый день ты жил в ожидании завтра. А вечером нашел отличную игру. Ты подпрыгивал громко кричал и бил ногами об пол. Сначала ты проигнорировал замечание бабушки, потом мамы, а потом и мое. Я постарался делать вид что не замечаю тебя, но сделать это было непросто. Поэтому, когда в очередной раз ты громко крикнул я в бешенстве вскочил со стула. Ты же как будто не испугался еще раз крикнул, и тогда я кинулся к тебе, рванул за руку, и шлепнул тебя. После чего выставил из комнаты.

Далее в рассказе Ивана Бунина «Цифры» читать можно как от обиды и боли ты зашелся пронзительным альтом. Ты начал играть умирающего и кричал: «Ой мамочки! Умираю». «Чай не умрешь» — отвечал я из другой комнаты. Мне хотелось побежать и утешить тебя, но в воспитательных целях я сохранял спокойствие. То же самое пытались делать мама и бабушка, хотя это им давалось с огромным трудом. Ты понял, что просить прощения и жалеть тебя некто не будет, но еще некоторое время охрипшим голосом без слез кричал. Но в конце концов ты затих.

Далее в кратком содержании рассказа Бунина «Цифры» читать можно о том, как примерно через полчаса я якобы в поисках портсигара зашел к тебе. Ты переставлял пустые коробки от спичек. Мое сердце сжалось, и я уж хотел выйти, но ты сказал мне что некогда не будешь теперь любить меня, нечего мне не купишь и даже заберешь японскую копеечку, которую подарил мне. Я ответил, что дело твое, но забирать подарки — это нехорошо. Затем к тебе заходили мама и бабушка. Они так же делали вид что зашли случайно или по делу. Они уговаривали тебя попросить прощения и даже угрожали что я уеду в Москву и больше некогда не приеду. На все это ты только отвечал: «Ну и хорошо». В конце концов мама посоветовала не обращать внимания на эту злючку. Лишь бабушка через некоторое время нанесла победный удар по тебе. Она напомнила, что раз ты не любишь дядю, то он не покажет тебе цифры и не научит писать. Ты был побежден и самолюбие твое сломлено.

На следующий день ранним утром главный герой Бунина «Цифры» проснулся в ожидании. Но следовало подождать и смириться. И ты это сделал. Ты подошел ко мне и попросил прощения. Сказал, что любишь меня. Тогда я смиловался, и предложил тебе нести карандаши и бумагу. Твои глаза заблестели, и ты поспешно, но стараясь не допустить оплошность слушал меня. Старательно ты выводил каждую цифру, а я наслаждался твоим видом и цифрой три, которую ты писал, как букву «Е».

Смысл

Главная мысль рассказа заключается в том, что в общении с детьми необходимо вести себя по-взрослому. Цифры в определении возраста ничего не значат, потому что с годами человек может и не измениться. Дядя легко выходит из себя, показывая капризному воспитаннику дурной пример. Капризничать он, может, и отучит, но привьет зарождающейся личности еще более негативные черты вроде упрямства, вспыльчивости и категоричности.

Идея в том, что дядя под воздействием житейской мудрости из уст бабушки избирает правильный путь: он возвращается назад и исправляет свою ошибку, реализуя давно данное обещание. Женя и его воспитатель умиротворенно берутся за изучение цифр.

Чему учит?

Автор заставляет нас задуматься о том, что необходимо помнить и учитывать эту разницу в опыте, в отношении к миру, ведь ребенок – это совершенно другое, непохожее на взрослых людей, существо и требует особенного подхода. Вывод прост: нужно ответственно подходить к воспитанию подрастающего поколения, не подавая негативного примера.

Более того, в конфликте нельзя однозначно выделить правую сторону, ведь в любом конфликте у каждого своя истина, но каждый и в какой-то мере бывает неправ, поэтому всегда надо уметь идти на компромисс и находить его. В этом заключается нравственный смысл рассказа.

Автор: Юлия Четверикова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Автор: Магомедова Карина Магомедовна
Дети читают рассказ самостоятельно, после чего учитель проводит беседу по содержанию. Определяют главных героев. Размышляют над жанроом произведения. Анализируют. Оценивают поступок мальчика.

Автор: Магомедова Карина Магомедовна

Технологическая карта урока. План на 3 урока
Класс __3__ Число __________ Предмет чтение
Тема урока: Б. С. Житков Как я ловил человечков.
Формирование УУД: Личностные действия:(самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия:(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия:(общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия:(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Цели: Наблюдение за способами выражения в рассказе чувств, переживаний и внутреннего мира героя; вовлечение детей в сопереживание с героем своей вины за содеяный поступок.
Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.Организационный момент
(1-2 минуты)
2. Актуализация знаний
(4-5 минут)
3. Постановка учебной задачи (4-5 минут)
4.Открытие нового знания
5. Первичное закрепление
(4-5 минут)
6.Физминутка.
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
8.Включение новогознания в систему знаний и повторение.
9.Рефлексия деятельности.
10.Итог урока.
Настрой на работу
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели.
Выявляет уровень знаний.
Проверка домашнего задания.
Чтение детьми своих сочинений, написанных дома по рассказу В.К, Железникова Три ветки мимозы (Монолог Лены Поповой)
Активизация знаний и создание проблемной ситуации.
Работа над новым материалом.
Слово учителя.
-Сегодня мы будем читать рассказ Бориса Семеновича Житкова Как я ловил человечков. Мы знакомы с его рассказом со 2го класса Прыжок. Его произведение привлекательны прежде всего тем, что взяты из жизни: все, о чем он рассказывает, не выдуманное, а реальное – то, что бывало на самом деле. Именно так он назвал целый цикл рассказов для детей: Что бывало. Он писал обо всем, что сам видел, испытал и пережил в своей жизни: о море и кораблях, о животных, о детях, сказочные повести и реалистические рассказы.
Сейчас мы прочитаем рассказ Как я ловил человечков, а вы постарайтесь понять поступок главного героя.
Организация уч-ся на исследование проблемной ситуации.
Чтение рассказа самостоятельно.
(Для первоначального ознакомления с текстом лучше всего дать детям возможность прочесть его самостоятельно, вдуматься в его содержание)
Ответы на вопросы после чтения.
Похож ли рассказ на сказку? Чем?
От чьего имени ведется повествование?
Кто – главные герои?
Как вы оцениваете поступок мальчика? Осуждаете вы его или оправдываете?
(Как правило, первые впечатления от рассказа построены только на эмоциях, поэтому ответы учащихся могут быть разными. Учитель может использовать эту ситуацию: разбить класс на две группы: обвинителей и защитников. При повторном чтении учащиеся из первой группы будут находить в тексте обличающие факторы, а вторая группа выступать в защиту героя).
Повторное чтение текста с анализом.
(Чтение проводится по логическим частям, которые обозначает сам учитель, останавливая ребят в нужном месте. На данном уроке проводится анализ только первой части, что послужит образцом в дальнейшей работе с текстом).
Устанавливает осознанность восприятия.
1 часть. (От начала и заканчивая словами:
…и схватил бабушку за юбку, стр. 17)
— О чем рассказывает писатель в этой части?
А кроме событий, о которых вы рассказали, что-нибудь еще в этой части изображается?
Прочитайте описание пароходика. Почему автор так подробно его описывает?
. Сравните описание пароходика в рассказе с иллюстрацией: удалось художнику в точности изобразить игрушку по тексту?
А как вы понимаете слова, которые встретились в этом описании: нос и корма.
А теперь найдите слова, в которых автор описывает чувства героя. Подчеркните их карандашом.
А теперь попробуем убрать из этой части те места, которые сейчас вы выделили: описание пароходика и чувств героя. Изменится ли рассказ? Как?
Таким образом, вы узнали, что, кроме событий, имеет место в рассказе?
А для чего это делает автор?
И что вы можете сказать о герое? Каким он был? Есть что сказать обвинителям?
А что скажут защитники героя?
Дома вы продолжите работать с текстом так, как мы это делали в классе. Постарайтесь побыть и в роли обвинителей, и в роли защитников, а ответы поищите в тексте. Тогда вы поймете авторскую мысль, заложенную в этом рассказе.
Разделите текст на логические части и составьте план.
Физминутка.
По дорожке, по дорожкеСкачем мы на правой ножке.И по этой же дорожкеСкачем мы на левой ножке.По тропинке побежим,До лужайки добежим.Стоп! Немного отдохнемИ домой пешком пойдем.
Организация деятельности по применению новых знаний.
Примерный план рассказа.
Замечательная игрушка.
Маленькие жильцы пароходика.
Ночные наблюдения за пароходиком.
Тайный план.
Угощение исчезло.
Я не мог больше терпеть
Охота на человечков.
Чего я наделал – то!
(План записывается на доске. Он послужит ориентиром в дальнейшей работе)
Продолжение работы над художественным анализом произведения.
(Поскольку главным в рассказе считается герой и его поступки, вся работа на уроке будет сконцентрирована вокруг этого. Во время чтения текста обращается внимание детей не только на действия и поступки героев, но и на черты характера, а также мотивы, руководившие поведением героев).
.Чтение текста, наблюдение за действиями и поступками главного героя с обсуждением. Составление характеристики.
Учитель.На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с главным героем рассказа. Какие черты характера мы у него отметили? (Ребята вспоминают, учитель записывает на доске: в первом столбике будут записаны качества мальчика, которые нравятся ученикам, а в другом – те, что дети осуждают. В этой работе используется игра, начатая на предыдущем уроке: Обвинители и Защитники.
Текст прочитывается по логическим частям вслух или про себя с обсуждением. Ребята – строго следуют сюжету рассказа. В результате на уроке был выстроен диалог: (диалог прилагается)
По следам диалогического общения учитель на доске записывает главные черты характера героя, его душевные качества.
ОбманщикФантазер;
СкрытныйВерит в чудеса;
Не умеет держать словоЛюбопытный;
Не умеет контролировать поведение;Любознательный;
Руководствуется только эмоциями.Настойчивый в действиях;
Находчивый Наблюдательный. Впечатлительный; Эмоциональный Нетерпеливый Осознает свой поступок
К какому же окончательному выводу мы должны прийти в конечном результате нашего разговора: можно ли оправдать главного героя?
Конечно, автор нам не рассказывает о том, какой была реакция бабушки, когда она увидит разломанный пароходик. Писатель как бы обрывает свой рассказ на самом остром сюжетном моменте. Как вы думаете, почему?
Давайте сейчас так и сделаем. Сначала войдем в положение главного героя. Как вы думаете, сумеет ли он исправить свою ошибку? Докажите правильность своих предположений с помощью текста.
А теперь давайте попробуем представить себя на месте бабушки, и определить по тексту, какой она была.
А теперь представьте себе, как поведет себя бабушка, увидев сломанный пароходик?
Таким образом, сегодня мы узнали еще об одном авторском секрете, писательском приеме: отсутствием концовки рассказа, – автор как бы подводит читателя не только к оценке ситуации, но способствует тому, чтобы он примерил ее на себя и подумал, как можно из нее выйти, т.е. решить жизненную задачу.
И сегодня нам это удалось.
А теперь я хочу обратить ваше внимание еще на одну особенность рассказа как жанра и задать вам вопрос: почему это произведение записано писателем от первого лица? Я думаю, сто после подробного анализа текста на этот вопрос вы ответите без труда.
И все таки, автор и герой – это не одно и тоже. Автор – это рассказчик о том, сто произошло с героем. А остальное вы сказали правильно: токая форма повествования имеет место в литературе.
Чему же учит нас этот рассказ?
Организация рефлексии.
— Что узнали на уроке?
Домашнее задание.
Включаются в деловой ритм урока.
Ответы детей.
Самостоятельное чтение.
Коллективная работа.
Ответы детей.
Работа по учебнику.
-О том, как мальчику понравился пароходик, и он просит у бабушки поиграть с ним.
-Бабушка не позволила внуку играть с пароходиком, так как это была для нее дорогая память.
-Видя чрезвычайное внимание внука к игрушке, бабушка решила убрать ее от греха, но затем берет с мальчика слово никогда не прикасаться к игрушке.
-Да, описание пароходика.
-И чувства героя…
-Чтобы убедить читателя, почему пароходик так понравился мальчику.
-И чтобы читатель представил себе эту игрушку, которая была точь-в-точь, как настоящий пароходик,
– именно этим он привлек внимание героя.
Да, удалось. Художник точно нарисовал пароходик по описанию.
-И у него он тоже похож на настоящий.
Нос – это передняя часть парохода.
А корма – задняя часть судна.
Автор описывает восхищение мальчика, который был очарован внешним видом пароходика:
– Ах, какие замечательные! Если бы хоть один у меня был!
-Этими словами писатель передает восторг своего героя, вызванный красотой пароходика: Я глаз от него не мог оторвать.
-Автор изображает переживание мальчика, когда бабушка хотела убрать пароходик:
-Я чуть не заплакал и крикнул всем голосом:
-Честное-расчестное, бабушка! – и схватил бабушку за юбку
-Мальчик испугался, что бабушка спрячет игрушку, и он не сможет ею любоваться.
Да, текст изменился: без описания пароходика непонятно, почему наш герой был так им очарован и возбужден.
-И нет объяснения тому, почему бабушка не убрала пароходика,
– она была добрая и поняла состояние души своего внука.
Описание чувств людей.
Описание каких-то предметов…
Чтобы читатель смог лучше понять душу героя.
Заглянуть во внутренний мир его.
И правильно оценить поступок.
Нет, пока что сказать нечего.
Мальчик был очень чувствительным…
Его привлекало все красивое, настоящая красота…
Он очень впечатлительный.
Выполнение упражнений.
Пересказ текста (последовательный или выборочный) по плану.
– Понять можно, но оправдать нельзя.
-Человек не должен управляться только чувствами, какими бы сильными они ни были.
-Эмоции не должны брать верх над разумом.
-В какой-то мере мальчик был эгоистом: думал только об удовлетворении своего желания, но совершенно позабыл о бабушке, которой он принес горе своим поступком.
– Он хочет, чтобы концовку мы додумали сами.
-Чтобы вошли в положение героем, представили себя на их месте и вместе пережили эту ситуацию.
– Мальчик очень переживает случившееся. Особенно это видно в конце рассказа. Автор рисует душевное состояние героя:
У меня руки дрожали…
Теперь все пропало!
Я скорей бросился в кровать, завернулся с головой…
–Бабушка! – под одеялом шептал я. – Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал-то!
-Герой осознал свой поступок, а поэтому он будет искать способ, как его исправить.
-У нас есть уже такой пример из рассказа К. Г. Паустовского: раскаявшись, Филька находит путь к исправлению своего душевного порока. Эти случаи как бы перекликаются.
Дети ищут в тексте подтверждение своим определениям
Конечно она очень расстроится, та как вещь была очень дорога для нее как память.
-Так как бабушка умела быль строгой, то, наверное, она пожурит внука, объяснит, как плохо он поступил.
-Но доброта возьмет верх: видя, как расстроен мальчик и как он сам переживает содеянное, бабушка поймет его душевное состояние и попытается успокоить внука. Наверное скажет ему, чтобы он уснул, а утром они вместе что-нибудь придумают.
-Конечно, мальчик долго еще не сможет уснуть, – он будет думать, как исправить ошибку и придумает: завтра утром вместе с бабушкой они найдут искусного мастера, который починит эту вещь и сделает ее такой, как прежде.
Автор пишет этот рассказ от своего имени, чтобы все, о чем он говорит, было более достоверным.
-В рассказе много внимания уделяется чувствам, переживаниям, – внутренний мир героя будет более раскрыт и понятен читателю, если он будет передан автором от своего имени.
Прежде чем совершить поступок, надо подумать, к чему он приведет?
-И как от этого будут чувствовать себя другие люди.
-Поступками должен управлять разум, а не эмоции.
Ответы детей и самооценка.
Запись домашнего задания в дневниках.
Личностные:
самоопределение. Настрой на успех.
Личностные; интерес к учебному материалу;
Регулятивные: принимать учебную задачу;
Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с
ним строить ответ в устной форме; Коммуникативные: умение допускать существование различных точек зрения, строить понятные высказывания.
Регулятивные: принимать учебную задачу;
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
Предметные: умение приводить доказательство, используя результат наблюдения;
Личностные: способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
Регулятивные: умение оценивать свою деятельность с помощью учителя; адекватно оценивать собственную деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя.

Скачать работу

comments powered by HyperComments

Идентификатор: 259-820-067

Участник: Тимофеева Т.А.

                                            Урок литературного чтения в 3 классе

                                           Тема:  В.И. Белов «Еще про Мальку»

Цели:    1. Приобщить детей к художественной литературе, как к искусству слова.

               2. Формировать умение анализировать текст, восстанавливать события.

               3. Показать возможность различных средств при передачи настроения.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач урока. (по плану на доске)

— Проверим домашнее задание, будем работать с книгой, постараемся глубже осмыслить прочитанное, анализировать события, высказывать свои мысли о прочитанном, учиться вести дискуссию, будем восстанавливать ход событий, учиться кратко пересказывать, посмотрим, как события в произведении влияют на наше настроение, выясним, какова основная мысль текста.

  1. Проверка домашнего задания.

— Вспомните, какое произведение мы читали на предыдущем уроке? О ком или о чем говорилось в произведении? Как называется произведение и кто его автор? Давайте перескажем прочитанную часть.

  1. Новая тема. (Анализ произведения).

— Сегодня мы будем читать «Еще про Мальку». По заголовку можете ли вы определить автора? Почему вы так думаете?

 4.1.  Словарная работа:

—  В тексте нам встретятся непонятные слова.  Давайте объясним их значение. В этом нам поможет толковый словарик.

 Лава – два стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой.

            Водное плёсо (плёс) – участок реки, широкое водное пространство.

Верши (верша) – рыбная снасть в виде воронки из прутьев или проволоки.

Кулик – небольшая болотная птица с длинными ногами.

 4.2. Первичное чтение учителем.

— Попробуйте представить те события, о которых я буду читать.

— Какие чувства у вас возникли, когда слушали? Какой момент вам показался самым волнующим, тревожным? Почему?

 4.3. Анализ произведения.

— Сегодня на уроке у нас присутствует «Волшебная книга», она поможет нам        анализировать данное произведение. Посмотрите, на обложке зеркало…

                                         Если взглянешь на меня,

                                         Не увидишь там себя.

                                         А увидишь отраженье

                                         Целого произведенья.

Открывается 1 страница: «Жанр произведения»

— К какому жанру относится это произведение? Почему?

Вывод:  Знание жанра произведения поможет лучше разобраться в самом произведении.

Открывается 2 страница: « Авторское отношение»

           — Прочитаем еще раз произведение, чтобы точнее отвечать на вопросы.

           — Обратите внимание на слова автора, выражающие его отношение к главному персонажу. Какие слова и выражения он использует?

 4.4. Вторичное чтение рассказа детьми.

4.5. Работа у доски.

            — Соотнесите авторские слова с его чувствами  (соединить линиями словосочетания из 1 и 2 столбиков):                                      

             вдруг поплыла                                                                     желание помочь

             маленькая беспомощная собачка                                      волнение

             с волнением глядел                                                             неожиданность, удивление

             бросил дощечку                                                                  жалость

Вывод: Авторские слова (авторская оценка) помогают проследить взаимоотношения действующих лиц.

  1. Физ. Пауза.

Мы работали, читали,

Мы сидеть уже устали.

Быстро встали, потянулись,

Потихонечку нагнулись.

Покачали головой.

Дружно топнули ногой.

Руки можно опустить

И на пояс положить.

И для ножек есть заданье –

Им работа – приседанье.

Встали ровно,

Тихо сели.

 И друг друга не задели.

Открывается  3 страница: «Взаимоотношения действующих лиц»

— Рассмотрим отношение людей к собаке.

— Как Федя относился к Мальке?

— Какими словами он ее называет? (выборочное чтение)

— А как бы вы поступили в такой ситуации?

Вывод:  Эта страница книги помогла нам глубже понять личное отношение к данной ситуации.

Открывается  4 страница: «Мотивы поведения»

            — Почему Малька сунулась в ледяную воду? Может быть, её щенку грозила опасность? Или его не кормили, и он был голоден?

            — Правильно ли поступила Малька? Ведь она могла погибнуть.

                                                          (дискуссия)

             — А как поступили люди, увидев, что собака тонет?

             — Почему они так поступили?

             — О каких чертах характера говорит этот поступок? (доброта, любовь к животным, неравнодушие)

Вывод:  Очень важно, в наше время не быть равнодушным, не проходить мимо таких ситуаций, если  кому-то рядом нужна ваша помощь.   Эта страница помогла нам понять, что поведение персонажей зависит от их характера.

Открывается 5 страница: «Характеристика героя»

              — Какой была Малька?  Подберите слова, которые подходят к ее характеру: (работа парами по карточкам)

(Ответственная, смелая, находчивая, злая, трусливая, преданная, упрямая, верная).  

              —  Какое чувство побуждало Мальку быть таковой? (любовь)

              — Найдите и зачитайте по тексту те предложения, в которых прослеживается ее находчивость,  верность, настойчивость.

              — Есть поговорка (на доске): «Без матушки пропадут и ребятушки», можно ли эту поговорку соотнести с  прочитанным произведением? Почему?

              —  Материнская любовь – очень сильное чувство. Оно присуще многим животным, так же как и  человеку. Ваши мамы так же с любовью заботятся о вас. Мама может много вынести, многим  пожертвовать, рисковать ради своего дитя. Давайте же беречь своих мам.

Вывод: Характеристика героя помогла нам разобраться в своих личных отношениях к главному  персонажу.

 Открывается  6 страница «Личное отношение»

            — Разбирая авторское отношение, взаимоотношения, мотивы поведения, рассматривая   характеристику героя, мы выражали и свое личное отношение к событиям и персонажам  рассказа.

            — Давайте восстановим последовательность событий и проследим, как менялось ваше настроение на протяжении всего произведения.

4.6. Восстановление сюжета (по картинкам на доске).

           — Расположите картинки в соответствии с сюжетом (в нужной последовательности). Включите сюда же иллюстрацию из учебника.      

           — Какое чувство (настроение) вызывает данный эпизод? (отдельно по каждой картинке)

                          1) спокойствие, легкое смятение

                          2) решительность, волнение, беспокойство

                          3) тревога, страх

                          4) спокойствие

                          5) веселое настроение, радость

4.7. Слушание отрывка из оперы П.И.Чайковского «Иоланта», вступление.

           — Давайте послушаем, как музыка передает это настроение.

           — Как вы думаете, этот отрывок подходит к нашему рассказу?

Вывод: Музыка помогает нам более ярко представить события рассказа. Полнее прочувствовать и понять смысл (сюжет) рассказа.

  1. Краткий пересказ по картинному плану.
  2. Итог урока.

— Что хотел автор сказать нам, написав этот рассказ?  Какова идея (основная мысль) рассказа?

— Какими словами, прозвучавшими на уроке, можно выразить основную мысль рассказа? (Без матушки пропадут и ребятушки)

— Работая над рассказом, что мы разбирали и рассматривали?

7.1. Разгадывание кроссворда (Рисунок1)

— Что же мы учились делать на уроке? (анализ произведения)                                                                                                          

  1. Домашнее задание: пересказ рассказа.                                            

Литературное чтение, 3 класс

Урок 43. В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»

Цель:

познакомиться с произведениями Василия Белова.

Задачи:

развивать умение работать с текстом;

воспитывать любовь и уважение к животным.

На уроке

мы узнаем:

об особенностях произведений В.И. Белова;

мы научимся:

определять жанр и главную мысль произведения;

мы сможем:

оценивать поступки героев.

Необходимо запомнить

Василий Иванович Белов– автор многих произведений: рассказов, очерков, пьес, повестей, романов. Он является одним из основателей жанра «деревенская проза». Герои его книг – люди удивительные, добрые и по-народному мудрые. Произведения писателя написаны ярким языком, они полны описаний природы, проникнуты искренней любовью ко всему живому, к отчему дому.

Тезаурус

Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Идея произведения – главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены.

Композиция произведения – построение произведения (завязка, кульминация, развязка).

Противопоставление – художественный приём, основанный на контрасте слов, образов, персонажей, композиций.

Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Ключевые слова

Рассказ, главная мысль произведения, противопоставление.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.51-58

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 29-32

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем об особенностях произведений В.И.Белова;

Научимся определять жанр, тему и главную мысль произведения; извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов; анализировать внутреннюю жизнь главных героев;

Сможем научиться анализировать объекты с целью выявления существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи.

Основное содержание урока

  1. Мотивационный этап. Постановка целей урока.

Обучающиеся слушают отрывок из песни «Мама», определяют, о ком этот аудиофрагмент и подводятся к мысли, что мама есть не только у человека, но и у животных, которые тоже способны любить своих детей, как и люди. Учитель называет автора и названия произведений, изучаемых на уроке.

Формулируются цели урока.

  1. Знакомство с биографией В.И.Белова.
  2. Чтение рассказа В.И.Белова «Малька провинилась».
  3. Анализ произведения «Малька провинилась.

Одним из главных героев произведения «Малька провинилась» является собачка Малька. Она провинилась в том, что принесла щенят, и теперь хозяйке Лидии надо было думать, что с ними делать и куда их девать.

От чьего имени ведется повествование? Текст нам рассказывает автор, так как повествование ведется от первого лица: «я».

Кто является героями произведения? Правильно, Малька, Лидия и сам автор.

Рассказчик говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но она была настоящей матерью. С первой минуты знакомства с автором, она показала себя очень смелой, встав на защиту своих малышей, хотя он просто хотел взглянуть на щенков.

Лидия ругала Мальку, но на самом деле хозяйка любила свою собачку, об этом говорит решение оставить кутят у себя.

Лидия раздала щенят: одного кутёнка забрал тракторист, а второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню.

Малька очень тосковала по своим детям. Автор встретил ее однажды на тропе и был крайне изумлён: несмотря на препятствия, собачка каждый день в одно и то же время бегала в заречную деревню кормить своё дитятко. Первым препятствием была хозяйка, которая запирала в доме, не пускала к щенку и ругала её. Вторым препятствием — дальняя дорога. В любую погоду, несмотря ни на какие опасности, ни на что не оглядываясь, Малька пробегала два километра в деревню и столько же обратно.

Определите жанр произведения. (тестовый вопрос)

Мы прочитали рассказ, вспомните признаки рассказа.

В этом произведении присутствуют признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое количество героев, описание одного сюжета.

Главная мысль рассказа «Малька провинилась» о безграничной материнской любви, которая характерна не только для людей, но и для животных.

Рассказ учит нас помнить о том, что животным больно терять своих малышей. Поэтому мы должны проявлять к таким мамам внимание, заботиться и о них, и об их детенышах. У маленькой кривоногой собачки мы учимся преданности, верности, смелости, упорству.

Что можно сказать о человеке, рассказавшем нам эту историю? Конечно, он добрый, наблюдательный, любит животных, говорит о собаке, как о человеке, уважает справедливость, неравнодушный ко всему живому.

В.И.Белов – мастер слова. Он заставляет своего читателя влиться в атмосферу рассказа.

Во время чтения возникают разные чувства: сначала – волнение и тревога, когда Лидия ругает Мальку, затем страх за четвероногую героиню сменяется спокойствием – ведь хозяйка решила оставить семейство у себя, мы сопереживаем Мальке, когда щенят отдала хозяйка, а в финале рассказа нас переполняет чувство гордости за собачку, мы поражены поступком Мальки. Писатель говорит: «Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша…»

  1. Чтение рассказа В.И.Белова «Ещё про Мальку».
  2. Анализ произведения «Ещё про Мальку».

Любовь матери к своему ребенку — это очень сильное чувство. Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Малька так и продолжала бегать и кормить своего сынка всю долгую зиму. Автор встретился с ней весной и рассказал нам об этом в рассказе «Ещё про Мальку».

В начале рассказа автор рисует картину наступающей весны. Радость от изменений в природе сменилась тревогой за Мальку: видев разлив реки, понимая, лавы больше нет, он в первую очередь подумал о маленькой собачке: как же она теперь будет перебираться на другой берег?

Подойдя к реке, Малька не испугалась и, ступив в ледяную воду, поплыла. Материнское чувство любви к сыну заставило её броситься в бурлящую реку.

В.И.Белов пишет: река быстрая, с сильным течением, собачка маленькая, беспомощная плыла наперерез струям, боролась с волнами, но ее несло все быстрее и быстрее. Такой прием называется противопоставлением. Автор использует его, чтобы показать беспомощность Мальки и силу разбушевавшейся реки. Таким образом он создает напряженность описываемого момента. В душе читателя возникают волнение, страх за жизнь собачки.

Автор бессилен, хотя и старается изо всех сил помочь несчастной. Появляется новый герой – Федя, который оказался единственным спасением для Мальки. Федя готов прийти на помощь, хотя и сам мог пострадать, смелый, потому что, несмотря на такую погоду, вышел на лодке для того, чтобы помогать людям перебираться с одного берега на другой. Ему удалось спасти несчастную мать. Он ругает собачонку, ругает не со зла, а потому что очень сильно переживал за Мальку. И слова он потом говорит добрые: «Матушка». Своим поведением Федя показывает, что он — человек добрый, неравнодушный. Очень важно в наше время не быть равнодушным, не проходить мимо таких ситуаций, если кому-то нужна ваша помощь.

Федя вытащил Мальку из ледяной воды, и читателю становится спокойно и радостно.

Главная мысль рассказа — это и есть великий инстинкт материнского чувства. Малька знает, что может утонуть, но она все равно идет кормить своего сынка. Мы смело можем сказать, что Малька совершила подвиг.

Тема произведения – рассказ о животных.

Проблемы, поднимаемые автором – любовь матери к своему ребенку, верность, доброта и неравнодушие человека.

Василий Иванович и в этом рассказе с уважением и восхищением говорит: «И оба подивились Малькиной материнской верности».

  1. Обобщение.

Вы, конечно, заметили, что в своих рассказах В.И.Белов наделяет животных качествами человека. Он предлагает нам поучиться у Мальки преданности, верности, упорству, смелости.

Сегодня мы прикоснулись к творчеству Василия Ивановича Белова и по-новому увидели не только окружающий мир, но и самих себя. Ещё раз поняли, что всегда нужно поступать по совести: прийти на помощь в трудную минуту, уважительно относиться к окружающим. На примере этой маленькой бесстрашной собачки, писатель показывает любовь матери к своему ребёнку. Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. И мы всегда должны помнить об этом.

Разбор типового тренировочного задания

Клавиатурный тренажер

Текст вопроса: Дайте характеристику Мальке. Какими из этих качеств обладает собачка, впечатайте с клавиатуры в отведенное место

  1. храбрая
  2. умная
  3. злая
  4. добрая
  5. заботливая
  6. ласковая
  7. кусачая
  8. верная

Ответ:

1. храбрая

2. умная

4. добрая

5. заботливая

6. ласковая

8. верная

Разбор типового контрольного задания

Работа с пословицами.

Текст вопроса: Зачеркните пословицы, которые не подходят к рассказам «Малька провинилась» и «Ещё про Мальку»

1 вариант

Материнское сердце не знает покоя.

Кто матери не послушает — в беду попадет.

Родину-мать ничем не заменишь.

Всякой матери своё дитя мило.

2 вариант

Для матери ребёнок до ста лет детёнок.

Родная земля — матушка, чужая — мачеха.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Материнская любовь нормы не знает.

Ответ

1 вариант

Материнское сердце не знает покоя.

Кто матери не послушает — в беду попадет.

Родину-мать ничем не заменишь.

Всякой матери своё дитя мило.

2 вариант

Для матери ребёнок до ста лет детёнок.

Родная земля — матушка, чужая — мачеха.

Материнская любовь нормы не знает.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

п/п

Дата

проведения

Тема урока

Примечание

план

факт

1 ТРИМЕСТР

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

1

02.09

Введение. Знакомство с учебником.

С. 2-4

Самое великое чудо на свете (3 часа)

2

03.06

Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги.

Рукописные книги Древней Руси. С. 4-7

3

04.09

Начало книгопечатания.

Первопечатник Иван Федоров.

с. 8–11

4

07.09

Первопечатник Иван Федоров. Оценка достижений.с. 12

Проверочная работа№1

Устное народное творчество (12 часов)

5

09.09

Особенности русского фольклора. Русские народные песни, небылицы.

Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства. с. 13–17

6

10.09

Особенности русского фольклора. Русские народные песни, небылицы.

Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства. с. 13–17

7

11.09

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

с. 18–21

8

14.09

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». с. 22–24

9

16.09

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». с. 24–27

10

17.09

Фантастические события и волшебные предметы в русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк». с. 28–32

11

18.09

Фантастические события и волшебные предметы в русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк». с. 32–39

12

21.09

Составление плана сказки «Иван-царевич и Серый Волк». с. 33–39

13

23.09

Осуждение грубости и лени в русской народной сказке «Сивка-Бурка». с. 40–45

14

24.09

Составление плана сказки «Сивка-Бурка».

с. 46–50

Проверочная работа №2

15

25.09

Внеклассное чтение «Русские народные сказки». с. 51–58

16

28.09

Проект: «Сочиняем волшебную сказку». С. 58

Поэтическая тетрадь 1 (8часов)

17

30.09

Как научиться читать стихи. Русские поэты XIX– XX веков.
Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».

с. 59–63

18

01.10

Как научиться читать стихи. Русские поэты XIX– XX веков.
Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья».с. 59–63

19

02.10

Русские поэты XIX– XX веков.
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». с. 64-65

20

05.10

Обновление природы, отраженное в стихах
И. С. Никитина. «Полно, степь моя, спать беспробудно…».с. 66–67

21

12.10

Поэтическая картина зимы. И. Никитин «Встреча зимы».с. 68–71

22

14.10

Образы детей в произведении И. Сурикова «Детство».с. 72–75

23

15.10

И. Сурикова «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирике. с. 76–77

24

16.10

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».с. 78-80

Проверочная работа №3.

Великие русские писатели (23 часа)

25

19.10

А. С. Пушкин – великий русский писатель. Биография и творчество. с. 81–85

26

21.10

А. С. Пушкин. Лирические стихотворения.

с. 85–87(выучить наизусть)

27

22.10

А.С. Пушкин «Зимнее утро». с. 88–89

28

23.10

А.С. Пушкин «Зимний вечер». с. 90–91

29

26.10

Сходство русской народной сказки и авторской сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста.

с. 92–100

30

28.10

Сходство русской
народной сказки и авторской сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста. с. 100–128

31

29.10

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение народной и литературной сказки.

с. 100–128

32

30.10

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности волшебной сказки. с. 128–129

33

02.11

И. А. Крылов. Биография и творчество.

с. 130–133

34

04.11

05.11

И.А. Крылов «Мартышка и очки». с. 134–135

35

06.11

И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна». с. 136–137

36

09.11

И.А. Крылов «Ворона и Лисица». с. 137–139

37

11.11

М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт. Биография и творчество. с. 140–143

38

12.11

М. Лермонтов. Лирические стихотворения.

с. 144–147

39

13.11

М. Лермонтов. Лирические стихотворения.

с. 146–147

40

16.11

Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя). с. 148–151

2 ТРИМЕСТР

41

23.11

Л. Толстой «Акула». с. 152–155

42

25.11

Л. Толстой «Прыжок».с. 156–159

43

26.11

Л. Толстой «Лев и собачка». с. 160–162

44

27.11

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». с. 162–163

45

30.11

Внеклассное чтение «Великие русские

писатели».

46

02.12

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». С.164-166

Проверочная работа № 4.

Поэтическая тетрадь 2 (5часов)

47

03.12

Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. с. 167–170

48

04.12

Повествовательное произведение в стихах. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

с. 170–172

49

07.12

К. Бальмонт «Золотое слово».с. 173

50

09.12

И. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…».

с. 174–177

51

10.12

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». с. 178

Проверочная работа № 5.

Литературные сказки (10 часов)

52

11.12

Знакомство с литературными сказками. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка).с. 179–182

53

14.12

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост».с. 183–185

54

16.12

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост».с. 185–187

55

17.12

В. Гаршин «Лягушка — путешественница». Характеристика героев сказки. с. 188–191

56

18.12

В. Гаршин «Лягушка — путешественница». Характеристика героев сказки.

с. 191–195

57

21.12

В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки. с. 196–211

58

23.12

В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки. с. 196–208

59

24.12

Внеклассное чтение. с. 212-–213

60

25.12

Обобщение по разделу «Литературные сказки».с. 209-211

Проверочная работа №6.

61

28.12

Проверка техники чтения. С. 215-216

Были-небылицы (9 часов)

62

30.12

М. Горький «Случай с Евсейкой».ч. 2, с. 3–7

63

11.01

М. Горький «Случай с Евсейкой».ч. 2, с. 7–11

64

13.01

Человек и животные. К. Паустовский«Растрепанный воробей». с. 12–15

65

14.01

Человек и животные. К. Паустовский«Растрепанный воробей». с. 15–18

66

15.01

Краткий пересказ рассказа К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей». с. 19–24

67

18.01

А. Куприн «Слон».с. 25–28

68

20.01

А. Куприн «Слон».с. 29–33

69

21.01

А. Куприн «Слон».с. 34–40

70

22.01

Путешествие по «Былям-небылицам». Проверка и оценка достижений. с. 42–44

Проверочная работа №7.

Поэтическая тетрадь 3 (6часов)

71

25.01

Саша Черный. Стихи о животных. «Что ты тискаешь утенка?».с. 45–47

72

27.01

Саша Черный. Стихи о животных. «Воробей», « Слон». с. 47–49

73

28.01

А. Блок. Картины зимних забав.с. 50–51

74

29.01

А. Блок. Картины зимних забав.с. 51–54

75

01.02

Природа в стихотворении С. Есенина «Черемуха».с. 55–56

76

03.02

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».с. 56

Проверочная работа №8.

Люби живое (16 часов)

77

04.02

Автобиографическое повествование. М. Пришвин «Моя Родина». с. 57–59

78

05.02

Автобиографическое повествование. М. Пришвин «Моя Родина». с. 57–59

79

08.02

О братьях наших меньших. И. Соколов-Микитов «Листопадничек». с. 60–63

80

10.02

О братьях наших меньших. И. Соколов-Микитов «Листопадничек». с. 64–67

81

11.02

Верность и преданность.В. Белов «Малька провинилась». с. 68–70

82

12.02

В. Белов «Еще про Мальку».с. 70–72

83

15.02

В. Бианки «Мышонок Пик».с. 73–79

84

17.02

В. Бианки «Мышонок Пик».с. 79–82

85

18.02

Б. Житков «Про обезьянку».с. 83–88

86

19.02

Б. Житков «Про обезьянку».с. 89–93

87

22.02

Б. Житков «Про обезьянку».с. 93–97

3 ТРИМЕСТР

88

01.03

В. Астафьев «Капалуха». Герои произведния.

с. 98–102

89

03.03

В. Драгунский. «Он живой и светится».

с. 102–104

90

04.03

В. Драгунский. «Он живой и светится».

с. 104–106

91

05.03

Обобщение по разделу «Люби живое». Проверка и оценка достижений. с. 107–108

Проверочная работа № 9.

92

08.03

10.03

Внеклассное чтение по теме «Люби живое». В. Бианки «Лесная газета».

Поэтическая тетрадь 4 (8часов)

93

11.03

Образы русской природы. С. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».

с. 109–110

94

12.03

Образы русской природы. С. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».

с. 111

95

15.03

Стихи о детях. А. Барто «Разлука», «В театре».

с. 112–115

96

17.03

Стихи о детях. С. Михалков «Если».

с. 116–117

97

18.03

19.03

Любовь к животным в стихах Е. Благининой «Кукушка», «Котенок». с. 118–119

98

22.03

Любовь к животным в стихах Е. Благининой «Кукушка», «Котенок».

с. 118–119

99

24.03

Проект «Времена года» (праздник поэзии).

с. 120–121

100

25.03

Литературная игра. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» 4. с. 122

Проверочная работа № 10.

Собирай по ягодке-наберёшь кузовок (13часов)

101

26.03

Положительные качества человека.

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».с. 123–126

102

29.03

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».с. 126–128

103

31.03

А. Платонов «Цветок на земле».с. 129–136

104

01.04

А. Платонов «Цветок на земле».с. 129–136

105

02.04

Рассказы о детях. А. Платонов «Еще мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью.с. 137–139

106

05.04

А. Платонов «Еще мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью. с. 140–143

107

07.04

Образы детей в произведении. М. Зощенко «Золотые слова».с. 144–147

108

08.04

Образы детей в произведении.М. Зощенко «Золотые слова». с. 148–153

109

09.04

Общение и поступки детей. М. Зощенко «Великие путешественники». с. 154–159

110

12.04

Общение и поступки детей. М. Зощенко «Великие путешественники». с. 160–164

111

19.04

Юмористические рассказы для детей. Н. Носов «Федина задача», «Телефон». с. 164–172

112

21.04

Внеклассное чтение по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

113

22.04

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». С. 172

Проверочная работа №11

По страницам детских журналов (9 часов)

114

23.04

«Мурзилка» и «Веселые картинки» – самые старые детские журналы. с. 173–174

115

26.04

«Мурзилка» и «Веселые картинки» – самые старые детские журналы. с. 173–174

116

28.04

Рассказ Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой». с. 175–178

117

29.04

Юмор в рассказе. Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». с. 179–181

118

30.04

Юмор в рассказе. Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». с. 181–183

119

03.05

05.05

Веселые стихи для детей.
Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды». с. 183–186

120

06.05

Шутливое искажение действительности.

Р. Сеф. «Веселые стихи». с. 186–188

121

07.05

Внеклассное чтение по теме «По страницам детских журналов»

122

10.05

12.05

Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». Проверка и оценка достижений.

с. 188

Проверочная работа №12.

Зарубежная литература (10 часов)

123

13.05

14.05

Древнегреческий миф. Храбрый Персей.

с. 189–193

124

17.05

Древнегреческий миф. Храбрый Персей.

с. 194–196

125

19.05

Древнегреческий миф. Храбрый Персей.

с. 197–200

126

20.05

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок». с. 200–203

127

21.05

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок». с. 204–208

128

24.05

Нравственный смысл сказки
Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». С. 209-214

129

26.05

Обобщение по разделу «Зарубежная литература». с. 215 Проверочная работа №13.

130

27.05

Проверка техники чтения.

131

Итоговая проверочная работа.

132

Итоговый урок «Что читать летом». с. 218–220

  • План к рассказу детство темы 4 класс
  • План к рассказу детство в сокращении толстого в сокращении 4 класс
  • План к рассказу гуттаперчевый мальчик
  • План к рассказу город в табакерке 4 класс
  • План к произведению сказка о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс