План к рассказу детство темы 4 класс

Сочинения по литературе горький план рассказа детство жизнь в астрахани. смерть отца. жизнь в доме деда. мама уехала. дед избил
  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • План рассказа Детство
  1. Жизнь в Астрахани.
  2. Смерть отца.
  3. Жизнь в доме деда.
  4. Мама уехала.
  5. Дед избил Алешу.
  6. Цыганок Иван.
  7. Знакомство с квартирантом Хорошее дело.
  8. Алеша спас соседского мальчика.
  9. Приезд мамы.
  10. Мама выходит замуж.
  11. Ненависть к отчиму.
  12. Возвращение  в дом к деду.
  13. Смерть мамы.
  14. «В люди»

Краткое содержание

Алеша Пешков жил с родителями в Астрахани. Отец у него был краснодеревщиком. К ним из Нижнего Новгорода приехала бабушка Акулина Ивановна. Отец заболел холерой и умер. После похорон они с матерью переехали к бабушке.

В Нижнем Новгороде их встретила большая семья Кашириных. Особенно выделялся маленький старичок дед Василий Васильевич, он был жестким человеком. Дед владел красильной мастерской. Семья жила в огромном доме, но они были недружны между собой. Дяди Яков и Михаил постоянно дрались и ссорились с дедом. Мама ушла из дома.

Алеше было трудно в такой обстановке. У деда была традиция, по субботам он порол розгами провинившихся внуков.  Однажды Алеше тоже досталось.

Чуть позже дед пришел к Алеше и рассказал историю своего детства, что его тоже в детстве секли розгами, а потом он был бурлаком и таскал баржи по реке, а сейчас стал большим человеком.

Алексея навестил цыганок Иван. Он научил его как надо себя вести во время порки. Иван тоже жил в семье Кашириных был добрым человеком.

Однажды дядья попросили Ивана помочь принести крест на могилу жены Якова. Крест упал и придавил Ивана насмерть.

В красильной мастерской деда начался пожар, от испуга у тетки Натальи начались преждевременные роды, и она умерла, у бабушки были сильно обожжены руки.

В мастерской работал мастер Григорий, от паров краски он ослеп. Дед выгнал его, и ему пришлось просить милостыню на улице.

Бабушка разбиралась в травах и стала лечить людей.

Дед продал дом и купил новый с садом. Он стал брать квартирантов. Особенно сдружился Алеша с  квартирантом по прозвищу Хорошее дело.

Алеша через забор заглядывал на соседский двор, где жили Овсянниковы. Он видел, как трое мальчиков дружно играют. Как-то раз, Алеше увидел, как самый  младший упал в колодец, он бросился и спас малыша. И дети стали дружить. Но однажды их увидел Овсянников и запретил Алеше приходить в их дом.

Мамы долго не было и Алеша начал ее забывать, но однажды она приехала и помогала сыну с уроками. Дед и мама часто ссорились, он заставлял ее снова выйти замуж, но она не хотела.

Однажды дед сильно избил бабушку, за то, что та вступилась за дочь, а Алеша в отместку испортил ему святцы.

Однажды к деду в гости пришел кривой часовой мастер. Дед хотел, что бы он женился на маме. Но она отказалась.

Однажды Алексей заболел оспой. Бабушка выхаживала внука и рассказывала истории о жизни отца Алеши Максима.

Его отец родом из Сибири, он его отец был ссыльным солдатом. После смерти матери он долго бродяжничал. Потом он оказался в Нижнем Новгороде, выучился и стал краснодеревщиком.  Женился на матери Алеши не послушавшись ее отца.

Мать позже приняла предложения своего знакомого Евгения, которого Алеша невзлюбил. Бабушка начала употреблять спиртное, часто была пьяной.

Деду не хотелось кормить бабушку, и он продал дом. Он снял две темные комнаты.

После пожара в доме приехали мать и отчим. Но на самом деле отчим проигрался в карты. Они сняли жилье и забрали Алешу. Жили они очень бедно, дети в школе смеялись над мальчиком.  Отчим часто избивал мать. Однажды мальчик хотел вступиться за нее и набросился с ножом на отчима, но лишь оцарапал его. После этого он опять вернулся в дом деда.

Дед становится совсем скупым. Бабушка, стала заниматься вышиванием и плетением кружев, для заработка. Алеша от бедность обирал пьяных и воровал дрова. Над ним смеялись в школе, узнав, чем он помышляет.

Отчим уехал от матери. Совсем больная с новорожденным ребенком она переехала в дом отца. Алеше очень любил младшего брата. Мать вскоре умерла на руках у Алеши, не дождавшись мужа.

После смерти дочери дед не захотел кормить мальчика и послал его «в люди».

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Детство

План рассказа Детство

Популярные сегодня темы

  • Образ мещанина во дворянстве

    Стоит сказать, что в образе мещанина показан центральный герой в комедийном произведении, которое написал Мольер. С одной стороны, можно заметить, что герой обладает качествами тщеславия и гордыни, а с другой стороны

  • Сочинение по картине Кустодиева Сирень 7 класс описание

    На картине Кустодиева «Сирень» изображен небольшой весенний пейзаж, датированный 1906 годом. На дворе стояла теплая солнечная погода, и художник, вдохновленный радостной живописной обстановкой

  • Семья Ростовых и Болконских в романе Война и мир Толстого сочинение

    Лев Николаевич Толстой очень любил семейные ценности, поэтому в романе «Война и мир» и он описывает не одну семью. Семья Ростовых очень дружная, все друг друга поддерживали и никогда не осуждали. Все три поколения жили в одном доме.

  • Символы в пьесе Вишневый сад Чехова сочинение

    Рассказ Чехова «Вишневый сад» считается очень символичным. Символов в рассказе много, как первостепенных героев, так и второстепенных. К примеру Раневская и Гаев, изображают старую беспечную богатую жизнь

  • Герои рассказа Хорь и Калиныч Тургенева

    Произведение является составной частью сборника «Записки охотника», ключевой тематикой которого является изображение жизни простых крестьян, их мировосприятии и жизненном существовании.

Цели:

  • ввести в круг детского чтения произведения
    русских писателей,
  • учить понимать главную мысль и содержание
    произведения, понимать позицию автора и выражать
    свою точку зрения, отрабатывать навык чтения
    молча и вслух.

Ход урока

Организационный момент.

(Проверить готовность учащихся к уроку)

– Сегодня у нас урок литературного чтения. Что
даёт этот урок?

(Знакомство с новыми литературными
произведениями, с новыми интересными
писателями.)

– Для чего необходимо изучать литературные
произведения? Может человек и без них мог бы
прожить?

(При изучении литературы у человека
формируется интеллект, повышается культура
общения между людьми, развивается речь. Человек в
своих монологах, суждениях очень часто
использует выражения из литературных
произведений, за счёт чего обогащается
литературный запас человека)

– Какие же цели вы ставите перед собой на урока
литературного чтения?

(Познакомиться с литературными произведениями,
с теоретическими понятиями, с творчеством
писателя)

– А какие цели ставлю перед собой я?

(Научить нас понимать литературное
произведение, преподнести материал в доступной
форме.)

Повторение.

– Давайте вспомним некоторые литературные
произведения. Обратите внимание на выставку
книг, представленную здесь. Назовите авторов и
произведения.

(А. П. Чехов “Ванька”, Л. П. “Честное слово”, К.
Г. Паустовский “Заячьи лапы”, Н. Носов.)

– А как вы думаете, по какому принципу
подобраны все эти книги? (Все эти произведения о
детях)

– А со всеми ли авторами вы знакомы? (нет)

– Что мы можем предположить, увидев эту книгу
на нашей выставке? (Что это произведение о детях)

– А хотите узнать, как она называется? (Да)

– Давайте расшифруем название этого
произведения:

ДТСТВ ТМ
СТРЙ КЛДЗЬ

(Детство Темы. Старый колодезь)

Сообщение темы урока.

– Кто из вас догадался, какова тема
сегодняшнего урока? (Н. Г. Гарин – Михайловский
“старый колодезь”.)

– Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем
уроке?

(Познакомиться с автором, его творчеством и его
произведением)

– А моя задача: вам в этом помочь.

Знакомство с творчеством писателя.

– Настоящая фамилия писателя – Михайловский.
Псевдонимом “Гарин” он обязан собственному
маленькому сыну, которого звали Гари.

Самая знаменитая его книга “Детство Темы” –
произведение автобиографическое. Первое издание
повести 1892 году (114 лет назад) вызывало
единодушное одобрение читателей, писателей,
критиков.

– Рассмотрите портрет Н. Г. Гарина –
Михайловского. Попробуйте, глядя на изображение,
предположить, каким он был человеком?

– Современники считали Гарина – Михайловского
выдающейся личностью и выдающимся писателем,
человеком редкого благородства, талантливым
педагогом.

– Перед вами текст, прочитав который, вы
узнаете много нового и интересного о судьбе
Гарина-Михайловского. (Настоящая фамилия
писателя – Михайловский. Псевдонимом “Гарин”
он обязан собственному маленькому сыну, которого
звали Гари.

Николай Георгиевич Михайловский родился в
богатой семье: его отец был высокопоставленным
военным.

Самая знаменитая его книга “Детство Темы” –
произведение автобиографическое.

По образованию Гарин-Михайловский был
инженером путей сообщения, строил железные
дороги и мосты, объехал почти всю Россию, бывал в
других странах, даже совершил кругосветное
путешествие. Профессия позволяла ему многое
увидеть. Благодаря своему характеру, лишенному
даже намёка на лень, он терпеливо фиксировал
путёвые впечатления, записывая поразившие его
факты на чём придётся, а благодаря природному
литературному дару, смог впоследствии поразить
читателей достоверностью и красочностью своих
рассказав.)

– Значение все слов вам понятно? Проверим.

  • автобиографическое произведение.
  • инженер путей сообщения.
  • путевые впечатления.

Беседа по прочитанному.

– Что узнали нового о семье Н. Г. Гарина-Михайловского?

– Кем он был по профессии?

– Каким образом Гарин-Михайловский собирал
материал для своих рассказов?

– А как вы думаете, каким будет произведение “
Старый колодезь”? (Достоверное и красочное)

Работа с текстом.

– “Старый колодезь” – это 4 глава из повести
“Детство Темы”. Почему “Колодезь”, а не
колодец?

– А как вы думаете, что означает термин
“повесть”? (В повести описывается целый ряд
событий, определённый период в жизни человека, в
событиях принимают участие несколько
действующих лиц).

– Итак, обратим особое внимание на то, что это
отдельная глава из большой и интересной повести,
прочитав которую, вы захотите прочитать всю
повесть.

Перед вами иллюстрация и ключевые слова к
первой части, по ним мы попробуем предугадать
содержание первой части.

– Что вы можете сказать по иллюстрации к первой
части?

– Как вы думаете, кем может быть этот мальчик?

– Обратите особое внимание на выражение лица
мальчика, что можно о нём сказать?

– Обратите внимание на группу слов,
постарайтесь дать своё определение словам.

  • нервно и возбуждённо;
  • кошмарный;
  • с замиранием и наслаждением;
  • начинающаяся горячка;
  • удушливый жар;
  • мысли роем теснились в голове;
  • с ужасом вслушивался в слова няни.

– Посмотрев ещё раз на эту группу слов, можем ли
мы предположить о ком или о чём будет
произведение?

– А теперь давайте проверим наши предположения
по содержанию произведения.

Чтение 1 части. (Читают 2 ученика).

Беседа по прочитанной части.

– В какое время суток происходит действие?

– Что почувствовал Тема после сообщения няни?
Ответьте словами из текста.

– Какие выводы мы можем сделать о состоянии
героя?

– Подтвердились ли наши предположения,
сделанные нами перед прочтением 1 части?

Подготовительная работа к прочтению 2 части.

– Итак, перед прочтением 2 части, мы снова
обращаемся к иллюстрациям. Как вы думаете, что
происходит в этот момент?

– Обращаемся к ключевым словам:

  • прошёл на цыпочках;
  • каретник;
  • вожжи;
  • жердь;
  • болезнь прогрессировала.

– Какие предположения о развитии событий мы
можем сделать?

– Давайте проверим наши предположения.

Чтение 2 части.

Беседа по прочитанному.

– Как готовится Тема к спасению Жучки?

– Какими были эти действия – непонятными,
бессмысленными, чёткими, продуманными? Обоснуйте
свой ответ.

– Как вы думаете, почему Тема ни с кем не
посоветовался, ни у кого не попросил помощи?

– Почему так спешил к колодцу?

– Подтвердились ли наши предположения по
содержанию? Домашнее задание.

– Нарисовать иллюстрацию “Жучка – собачка
Темы”.

Итог урока.

– Каких успехов мы достигли?

– Выполнили ли мы поставленную перед собой
цель?

– Что особенно было интересно?

– Как класс работал на уроке?

– Как бы вы оценили себя?

– Кто был самым активным?

Выставление оценок

Жанр: повесть

Главные герои повести «Детство Темы» и их характеристика

  1. Тема. 8-12 лет. Ленивый, безалаберный мальчик, смелый, добрый, легкомысленный. Стал хорошо учиться.
  2. Карташев Николай Семенович. Отец Темы. Строгий, имеющий смутные знания о воспитании. Бывший военный генерал. Любит сына.
  3. Аглаида Васильевна. Мать Темы. Добрая, честная, умная женщина.
  4. Зина. Его старшая сестра. Живая и озорная девочка, любопытная.

План пересказа повести «Детство Темы»

  1. Много неприятностей
  2. Исчезновение Жучки
  3. Жестокое наказание
  4. Прощение
  5. В колодце
  6. Болезнь
  7. На наемном дворе
  8. Мясник и камень
  9. Украденный мундир
  10. Подстава на уроке
  11. Директор
  12. Суровые будни
  13. Новый товарищ
  14. Предательство
  15. Побег в Америку
  16. Провал на экзаменах
  17. Отравление
  18. Пересдача
  19. Смерть отца

Краткое содержание повести «Детство Темы»для читательского дневника в 6 предложений

  1. Сломав цветок, Тема совершил много проступков и был наказан ремнем.
  2. Он спас из колодца Жучку и долго болел, а потом стал играть с дворовыми.
  3. Тема поступил в гимназию, и в первый день его чуть не выгнали.
  4. В гимназии Тема учился плохо, его наказывали, а однажды он наябедничал на товарища.
  5. С друзьями он пытался сбежать в Америку, а потом срезался на экзаменах.
  6. Тему перевели в третий класс, но его отец заболел и умер.

Главная мысль повести «Детство Темы»
Осознание своих недостатков верный путь к победе.

Чему учит повесть «Детство Темы»
Повесть учит быть честным, добрым, ответственным. Учит не баловаться и слушать своих родителей. Учит хорошо учиться, думать своей головой и не идти на поводу у дурных товарищей. Учит отвечать за свои поступки, а не решать легких решений. Учит не жалеть себя, ради спасения друга.

Отзыв на повесть «Детство Темы»
Мне очень понравилась эта повесть и понравился мальчик Тема. У него было много недостатков, он был легкомысленным и недисциплинированным. Но Тема понял, что поступает плохо и стал исправляться. Он сумел взглянуть на себя самокритично и увидеть, каким он был. А значит у него появился шанс стать хорошим человеком.
Мне не понравились порядки в гимназии, в которой учился Тема. Равнодушные учителя, постоянные наказания, могли отбить страсть к учению у любого. Но такие методы сильно закаляли характер.

Пословицы к повести «Детство Темы»
Терпенье и труд дивные всходы дают.
Тяжело в учении, легко в бою.
Сам погибай, а товарища выручай.
Старого человека надо слушаться. молодого учить.
Характер закаляется в труде.


Читать краткое содержание повести «Детство Темы» по главам:

Глава 1. Неудачный день

Восьмилетний Тема первым увидел, что расцвел любимый папин цветок. Он уже представлял себе, как обрадуется отец, когда он скажет ему о цветке. Но неожиданно мальчик потерял равновесие и упал. Цветок оказался сломанным.
Тема потрясен несчастьем и видит словно наяву гнев отца и маленький ремешок, который тот тянет из штанов. Ничего не соображая Тема бежит, пока не находит спасение в кухне.
Узнав, что родители уезжают в город, Тема обрадовался, папа еще долго не увидит цветок. На радостях он выскакивает на улицу и чуть не попадает под экипаж. Потом он вместе с Иоськой играет в индейцев и ломает папины лозы, но делает вид, что так и надо.
Потом Тема садится на Гнедко и не удержавшись падает в кучу навоза. Он рвет юбку бонны и ругается с сестрой Зиной.
За завтраком Тема опять сцепился с Зиной и разбил судок с маслом. Он роняет пастилу и бросается сахарницей.
Потом Тема мрачно сидит у окна в ожидании родителей. Внезапно он вспоминает про Жучку, которую сегодня не видел. Мальчик спрашивает у Акима, но тот только ухмыляется. Тема ищет Жучку повсюду, но не находит. И слышит звук подъехавшего экипажа.

Глава 2. Наказание

Наказание было неожиданно суровым. Отец велел Теме спустить штаны и жестоко высек его. Мальчик в ярости прокусил отцу палец, и тут забежала мать. Она обругала отца и сказала, что никогда больше не даст ему коснуться ее сына.

Глава 3. Прощение

Весь день Тема просидел в детской. Вечером дети прошли в купальню. Последним сходил помыться Тема. В купальне он нашел специально для него оставленный кусок хлеба и с наслаждением его съел.
Потом он стоял перед мамой и рассказывал все, что случилось в этот неприятный день. Мама сказала, что больше не сердится, но что Тема вел себя как трус. если бы он сразу подошел к ней, после того,как сломал цветок, ничего плохого больше не случилось бы.

Глава 4. Старый колодезь

Няня рассказывает Теме, что Жучку бросили в колодец. Во сне Тема видит, как он пытается спасти собаку, но только сам падает в колодец.
Однако, рано утром мальчик отправляется выручать друга. Он пытается достать Жучку веревочной петлей, но собака срывается в воду. И Тема лезет в колодец. Он обвязывает собаку и спешит подняться, чтобы вытащить Жучку.
Сил не хватает и мальчика охватывает страх. Кажется, что он сейчас упадет. Но отдохнув, Тема продолжает подъем. А потом вытаскивает Жучку.
Вскоре Тема оказывается в кровати. Он бредит и все переживают за мальчика.

Глава 5. Наемный двор

Тема выздоровел лишь к осени. И его стали отпускать играть на наемный двор. Это был грязный пустырь, где жила голытьба.
Тема целыми днями носился с местными ребятишками, рылся в мусорных кучах и слушал рассказы о мертвецах.
Когда Тема стал ругаться последними словами за столом, его решили оставить дома, но вскоре снова отпустили на пустырь. Однажды Тема проиграл деньги, которые брал в долг, и ему пришлось просить отдать их маму, но та довольно легко отнеслась к этой истории.
Прошел год. Теперь мальчишки больше бегали на море и помогали рыбакам. Однажды они зашли на бойню, и вырвавшийся бык едва не убил Тему. Мясник вытащил мальчика, но надрал ему уши. А Тема в отместку бросил в мясника камень.
Дело пришлось улаживать отцу Темы, но дав мяснику на водки, отец сказал, что мальчик поступил верно. Но мама высказала Теме, что он очень грубый.

Глава 6. Поступление в гимназию

В десять лет Тема сдал экзамены и поступил в первый класс. Он одел новый мундир и побежал к друзьям. Его появление произвело фурор и мальчишки пошли на море.
Некий старик предложил Теме подержать мундир, и пока Тема плавал, убежал с его вещами.
Теме пришлось возвращаться домой голышом через весь город. Люди спрашивали, чей он сын, и узнав, что генерала Карташева, смеялись. Только какой-то старик помог мальчику, посадив его на возок и укутав в свитку.
Новый мундир был готов через неделю и Тема отправился учиться.
Его посадили на последней парте, рядом с верзилой Вахновым, который учился в первом классе уже третий год. Вахнов тут же уколол Тему, и когда мальчик закричал, пригрозил отдубасить под шинелями. Тему выгнали из класса.
В коридоре его увидел директор и обозвал негодяем, а потом выгнал из гимназии.
Отцу с матерью пришлось ехать и объясняться с директором. Тот оказался большой сволочью и ничего не хотел слышать. Теме пришлось каждый день на лишний час оставаться после уроков в наказание.

Глава 7. Будни

Зина будит Тему, но тот не торопится. Он старательно делает все назло, и опаздывает в гимназию. Там он умоляет учителей не записывать опоздание, получает толчок от Вахнова и неудачно склоняет слова. На уроке грамматики Вахнов толкает его на пол и Тема поднимается весь красный. Он пытается пнуть Вахнова и получает единицу за поведение.
Учителя немецкого проказы Вахнова довели до болей в сердце. Только учитель естественной истории Томылин снисходительно относился к Теме и прости невыученный урок.

Глава 8. Иванов

Тема сошелся со своим новым соседом по парте Ивановым, и даже стал косить, как он. Иванов знал много страшных историй и советовал Теме, какие почитать книги. Постепенно Тема привязался к Иванову, который был круглым сиротой и жил у богатых родственников.

Глава 9. Ябеда

Учитель немецкого умер, а вместо него появился новый. Он невзлюбил Вахнова и тот подложил учителю иголку. Поднялся страшный скандал. Тему вызвали к директору, и мальчик испугался. Он выдал Вахнова и того исключили, как и Иванова, который не стал выдавать товарища.
Теме было мучительно стыдно и дома он скрыл свой поступок. И только мать, что-то почувствовав, вынудила сына рассказать ей правду. Засыпал Тема в мучительной тоске.

Глава 10. В Америку

Некоторые ученики жалели Тему, представляя какие он муки испытал. И к нему пересели Косицкий и Данилов. Тема сдружился с ребятами, и Данилов даже покатал их на лодке.
У ребят созрел план сбежать в Америку. Для этого пришлось копить деньги, и Тема похудел.
План был прост. Дождаться подходящего корабля, и пристать к нему прямо в море, чтобы никто не спрашивал паспорта. А значит надо было построить свою лодку.
Всю зиму мальчики самозабвенно работали и весной лодка была готова. Тема учился все хуже и его ждал второй год. Но матери, родившей еще одного ребенка, было не до сына.
И вот пароход был выбран и час отбытия назначен. Рано утром ребята сели в лодку и погребли в море. Они встали на пути парохода, стали стрелять из револьвера и подняли белый флаг.
Но пароход прошел мимо, на нем решили, что мальчики желают им удачи.
Разочарованные ребята вернулись и стали думать, как выдержать экзамены.

Глава 11. Экзамены

Тема обманывал родителей так долго, как мог, но в конце концов был вынужден сказать, что срезался по трем предметам. Мать назвала Тему негодяем, а отец болваном.
Тема решил отравиться из мести, и набрав спичечных головок, высыпал их в стакан с водой. Но горничная заметила это и позвала родителей. Отец заставил Тему пить молоко, а мать решила позвать доктора.
Тема чувствовал раскаяние, обещал быть хорошим, и пил молоко. Доктор дал мальчику микстуру и сказал, что ничего страшного не будет. А Тема с жаром принялся учить уроки.
Зина помогала Теме, и на экзаменах Тема отвечал без малейшей запинки.
Дома известие о том, что сына перевели в третий класс, приняли с восторгом. А Тема вспоминал себя неделю назад, и не мог поверить, что это был он.

Глава 12. Отец

Вскоре отец Темы стал слабеть. Он часто рассказывал случаи из своего военного прошлого и требовал от Темы, чтобы тот никогда не ходил против царя. Вскоре отец так ослабел, что не мог подняться с кровати. Началась агония и отец умер.

Рисунки и иллюстрации к повести «Детство Темы»

1

Литературное чтение. Тема урока: Повесть  Н.  Г. Гарина — Михайловского «Детство Тёмы » Глава «Старый колодезь» Окружающий мир. Счастливая пора-детство.

Цель урока: совершенствовать умение постигать главную мысль литературного произведения.

Задачи урока:

—  раскрыть роль важнейших эпизодов произведения в раскрытии мотивов поступков героев и главной мысли; выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу;

—  развивать умение находить изобразительно-выразительные средства языка и понимать их роль;

— воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение.

Ход урока.   

1.    Орг.мом.

2.Вступительная беседа.

Раз в жизни это приходит,

Но неизбежно уходит.

Куда? – задаем мы вопрос.

Ответа, увы, не находим. (детство)

— Кому-нибудь из вас доводилось видеть хоть раз играющую в классики старушку, мчащегося на самокате дедулю?

Работа по учебнику Окр.мир. стр.105-109

 Как в древности представляли возраст человека? (сравнивали с временами года)

— С чем сравнивали весну? (с детством)

— Что происходит весной?

— Рассмотрите картины весны, какие глаголы можно подобрать к ним?

— Почему весну сравнивают с детством?

Итак, Детство – это … какой период в жизни человека? (начальный)

— А когда во всю распускаются цветы?(летом)

— Какой период в жизни человека сравнивают лето? (юность)

— Почему зрелость сравнивают с осенью? (в зрелом возрасте у человека появляются дети)

-Как представляли зиму в древности? (старость)

— Ребята, а может ли в природе после весны наступить осень? (нет)

— Какой вывод можно сделать? (всему свое время)

Почему детство называют счастливой порой.

— У каждого из вас наверняка есть свой детский альбом, в котором запечатлены  самые замечательные события, происходящие с вами. Ваши родные, безусловно, рассказывали вам о самых радостных, смешных, забавных моментах вашей жизни.

— Вспомните, что вам известно о том небольшом периоде, который вы прожили.

— У каждого из вас действительно было счастливое детство, потому что вы познавали все впервые.

— На стр. 94, 95 прочитаем текст и выясним, верно ли сделали вывод.

Работа по учебнику Литер.чт.

— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

На доске: Н. Г.Гарин-Михайловский глава «Старый колодезь»  из повести «Детство Тёмы».                   

-Что вынесено в заголовок этого произведения? Почему так думаете

   — -В трилогии Гарина-Михайловского более 20 глав. Почему же авторы  нашего учебника поместили для    вашего чтения именно  главу «Старый колодезь», что же главное,       важное хотели вам сказать с помощью этой главы авторы учебника? 

  2. Установочно – мотивационный этап        

— Сегодня на уроке  мы  вместе   определим   главную мысль      изучаемого произведения, выясним, какие литературные средства использовал   автор  для её раскрытия.             

-Как вы думаете, для раскрытия главной мысли этого рассказа о чьих поступках мы должны поговорить?

-Кто такой Тёма? 

3. Работа с произведением.

В какой части рассказа находится завязка? (Обращаюсь к схеме «Сюжетно-композиционный треугольник»)      

—   С какого вопроса Тёмы начинаются все события?  («Няня, где Жучка?»)

— Это главная или ключевая фраза завязки, с ней связаны все остальные события рассказа, развитие сюжета.

-Что же отвечает няня на вопрос Тёмы? Найдите и прочитайте.

 — Как  вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец ?

— Каким словом называет няня этого человека? 

 «Ирод-царь, живший в древности. В христианских мифах говорится, что, когда он узнал о рождении Христа, стал избивать слабых и беззащитных младенцев.Поэтому Ирод прославился. как мучитель и злодей»)

-Итак, в этой части Тёма встречается со ЗЛОМ

Какое чувство вызывает у Тёмы этот бессердечный поступок, найдите в тексте. (Выборочное чтение. Дети зачитывают:: «Тёма с ужасом вслушивался в слова няни…»)

-Что решил сделать Тёма?    

 — Почему Тёма решил спасать Жучку?

-Почему же больной мальчик не возвращается в постель, а спешит к колодцу?

— Какое чувство пришлось испытать нашему герою?                                    

Какие однокоренные слова к слову «страх» использует в этом отрывке автор? ( Поиск однокоренных слов в тексте. страшно, делалось страшнее, что-то страшное лезло на плечи)

-Какое выражение тоже подчёркивает  состояние страха( «…мурашки пробегали у него по спине…»)

-Для чего их использует автор?

-Которая из двух частей (4 или 5) самая напряжённая, кульминационная? Докажите своё мнение с помощью текста.            

  . Приходим к выводу, что в 5 части находится кульминация рассказа, т.к «…подниматься труднее…»)

Работа над эпизодом.

-Да, в пятой части рассказа находится очень важный эпизод.

-Прочитаем, что означает это слово на стр. 115. (Чтение теоретического материала:  Эпизод – это случай, происшествие в череде событий произведения, помогающий нам понять что-то главное о герое, его характере.).  

 —  Какая череда событий предшествовала этому эпизоду? Дети перечисляют предшествующие события.

-Этот эпизод имеет большое значение для раскрытия не только характера Тёмы, но и главной мысли произведения.

— Какие ТРУДНОСТИиспытывал Тёма при подъёме из колодца? (Дети отвечают, что Тёме не хватает  ни сил, ни воздуха).

-Таким образом, мальчиком овладело отчаяние, он уже готов бросить вожжи и упасть на дно, но…мальчик находит силы не в руках и в ногах. Какая сила приходит на помощь Тёме?  В ходе беседы приходим к выводу, что Тёме помогает  сила воли и сила духа

-Какими словами мальчик подбадривает себя? Найдите этот отрывок

— В словах Тёмы есть подсказка, почему он сумел побороть СТРАХ, справиться с ТРУДНОСТЯМИ и благополучно выбрался сам и вытащил Жучку

— Это тоже главные, ключевые слова, характеризующие Тёму.

-Итак, мы добрались до развязки. (Обращаюсь к сюжетно-композиционному треугольнику) Болезнь и всё пережитое взяли верх над мальчиком, и он лежит в бреду.  

Обобщение анализа произведения.

-Кто из вас, глядя на схему,  попытается сформулировать главную мысль рассказа

Домашнее задание.Продолжить чтение произведений о Тёме?!

Читательский дневник по повести «Детство Тёмы» Николая Гарина-Михайловского

Автор: Николай Гарин-Михайловский.

Название произведения: «Детство Тёмы».

Число страниц: 200.

Жанр произведения: повесть.

Главные герои: Тёма.

Второстепенные герои: Зина, отец-генерал Николай Семёнович, мать Аглаида Васильевна, одноклассники Иванов и Вахнов.

Характеристика главных героев:

Тёма — мальчик, который любит играть и баловаться.

На протяжении повести взрослеет и меняется.

Характеристика второстепенных героев:

Николай Карташов — отец мальчика, генерал. Строгий и суровый, но справедливый.

Аглаида Васильевна — любящая, добрая мать. Воспитывает сына честным.

Зина — сестра Тёмы. Добрая, умная, находчивая. Всегда помогала брату.

Иванов — лучший друг Тёмы. Добрый и отзывчивый.

Вахнов — одноклассник Тёмы. Верзила и хулиган. Постоянно задирает мальчика.

Краткое содержание повести «Детство Тёмы»

В тот день на Тёму несчастья сыпались одно за другим.

Он сломал папин цветок, упал в навоз, поломал лозы, порвал юбку бонны и разбил кувшин.

Поэтому отец высек сына и строго наказал.

Тёма узнал, что собачку Жучку бросили в колодец и решил спасти её.

Он спустился в колодец, вытащил Жучку и чуть не упал.

После этого Тёма долго болел.

Он дружил и часто играл с деревенскими мальчишками.

Когда мальчик поступил в гимназии и получил новый мундир, он с ребятами пошёл купаться.

Мундир мальчика украли и ему было очень стыдно.

В гимназии у него сразу всё не сложилось.

Верзила Вахнов постоянно приставал к Тёме, из-за чего учился мальчик плохо.

Он подружился с Ивановым, но того отчислили, когда он отказался доносить на Вахнова.

Тёма, напротив, выдал Вахнова и мучился угрызениями совести.

Он сдружился с Косицким и Даниловым.

Они строили лодку, чтобы сбежать в Америку.

Но затея провалилась, а Тёма получил три двойки в гимназии.

Он хотел покончить с собой, но неудачно. Зато многое понял и принялся с жаром учить уроки.

Он успешно сдал экзамены.

Вскоре отец мальчика заболел и умер.

Детство закончилось.

План повести:

  1. Самый худший день.
  2. Порка.
  3. Пропавшая Жучка.
  4. Спасение собаки.
  5. Игры с деревенскими.
  6. Украденный мундир.
  7. Первые дни в гимназии.
  8. Проказы Вахнова.
  9. Предательство.
  10. Муки совести.
  11. В Америку!
  12. Отравление.
  13. Успехи в учёбе.
  14. Смерть отца.

Основная мысль произведения «Детство Тёмы»

Главная мысль повести заключается в том, что нужно уметь признавать свои ошибки и не перекладывать вину на других.

Основная идея повести в том, что преодолевая трудности и испытания, воспитывается характер молодого человека.

Главной мыслью повести можно назвать и то, что воспитание — это сложная наука, которая требует мудрости и терпения.

Чему учит повесть

Повесть учит быть честными не только с другими, но и самим с собой.

Учит ценить дружбу и помогать близким в трудную минуту.

Учит быть добрыми, хорошо учиться и не обманывать старших.

Краткий отзыв о повести «Детство Тёмы» для читательского дневника

Прочитав эту повесть, я подумала о том, что сколько бы неприятностей ни случалось у человека в детстве, какими бы страшными они ни казались, всё равно следуют любить жизнь и ценить эти самые бесценные годы.

Герой повести часто оказывался в сложном положении.

То сам делал что-то неправильное, то становился жертвой нападок учителей и более сильных товарищей.

Но он рос и менялся и его характер.

В конце повести Тёма уже не был тем наивным мальчиком из её начала.

Он научился ответственности, умению признавать ошибки и их исправлять.

Это интересная повесть, которая показывает нам процесс взросления героя.

Автору удалось убедительно показать, что только преодолевая самого себя и трудности, человек может изменить свою жизнь.

Стать лучше.

Главное, не совершать поступков, которых сам же потом стыдился бы.

Мне нравится главный герой повести.

Это открытый, романтичный, честный мальчик.

У него случаются промахи, он иногда мало думает о последствиях своих действий, но когда понимает, что поступил плохо, всегда старается исправиться.

Он учится на ошибках, и это замечательно.

Я всем советую прочитать эту повесть и подумать о том, что те проблемы, которые сегодня кажутся нам непреодолимыми, ужасными, завтра могут оказаться смешными.

А потому не стоит принимать поспешных, опрометчивых решений.

Пословицы к произведению:

  • Смелый поступок — половина спасения.
  • Богатством родителей не гордись — учись.
  • Дружба — как стекло: разобьёшь — не сложишь.
  • Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  • Ошибайся, да сознавайся.

Словарь неизвестных слов:

  • Пустырь — запущенное, заросшее место.
  • Сирота — ребёнок, у которого нет родителей.
  • Помещики — владельцы загородного поместья.
  • Ябеда — тот, кто жалуется.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

– Ну, хорошо! будем играться в индейцев! – говорит Тёма.

– Нет, в индейцев опасно без мамы, ты разойдёшься.

– А я хочу в индейцев! – настаивает Тёма, и в его голосе слышится капризное раздражение.

– Ну, хорошо! – спроси у фрейлейн, ведь ты обещал, как папу и маму любишь, слушаться фрейлейн?

Зина становится так, чтобы только фрейлейн видела её лицо, а Тёма – нет.

– Фрейлейн, правда в индейцев играть не надо?

Тёма всё же таки видит, как Зина делает невозможные гримасы фрейлейн; он смеётся и кричит:

– Э, так нельзя!

Ещё читательские дневники по произведениям Николая Гарина-Михайловского:

  • «Тема и Жучка»
  • «Волшебница Ашам»
  • «Хитрая девочка»

Библиотека произведений автора пополняется.

  • План к рассказу детство в сокращении толстого в сокращении 4 класс
  • План к рассказу гуттаперчевый мальчик
  • План к рассказу город в табакерке 4 класс
  • План к произведению сказка о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс
  • План к итоговому сочинению по литературе в 11 классе