План к рассказу чехова гриша

Текст работы размещн без изображений и формул. полная версия работы доступна во вкладке файлы работы в формате pdf а. п.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

А. П. Чехов как художник тонко чувствующий и понимающий человеческую душу, нередко обращается в своем творчестве к различным проблемам семейного характера. Писатель понимает, что и в частной сфере человеческой жизни встречаются мещанство и пошлость, причем как в низших слоях общества, так и среди других сословий. Он рассматривал и взаимоотношения мужа и жены, и чувства людей, еще только собирающихся вступить в брак.

В рассказе «Кухарка женится» А. П. Чехов наглядно доказал, что брак не всегда несет счастье, гармонию и свободу женщине. Союз с нелюбимым мужчиной может обернуться для нее настоящим рабством.

В нем говорится о том, как пошла и жестока была существовавшая тогда барская привычка выдавать замуж и женить людей из прислуги. Всю чудовищность и нелепость такого поступка видит и семилетний Гриша, с интересом наблюдающий за тем, как мама и нянька выдают кухарку Пелагею замуж за некрасивого извозчика против ее воли. Здесь Чехов показывает ситуацию глазами мальчика. Оказывается, ребенок ясно видит и понимает то, чего не могут или не хотят замечать взрослые: «…Не понимаю, зачем это жениться? Мамаша женилась на папаше, кузина Верочка — на Павле Андреиче. Но на папе и Павле Андреиче, так и быть уж, можно жениться: у них есть золотые цепочки, хорошие костюмы, у них всегда сапоги вычищенные; но жениться на этом страшном извозчике с красным носом, в валенках… фи! И почему это няньке хочется, чтоб бедная Пелагея женилась?» Мыслит он, конечно, руководствуясь своими, детскими, немного наивными, но довольно свежими, справедливыми и чистыми понятиями. Мальчик Гриша, как никто другой в господской семье, наблюдателен и способен к сочувствию, сопереживанию безвольному человеку, которого заставляют делать то, к чему у него душа не лежит. Познающий мир ребенок замечает все видимые ему оттенки настроения Пелагеи. Он четко ощущает, что самой кухарке неприятен ни навязанный ей чужой волей жених, ни сама затея замужества. Но высказаться несчастной девушке не дают, излить душу ей некому. Пелагея оказалась в замкнутом кругу. Только безмолвный, по малолетству лишенный права голоса барский сын Гриша тайно сочувствует Пелагее: «Бедная, бедная! — думал Гриша, прислушиваясь к рыданиям кухарки. — Куда ее повели? Отчего папа и мама не заступятся?.. Бедная, плачет теперь где-нибудь в потемках! А извозчик на нее: цыц! цыц!.. Грише стало горько. Ему страстно, до слез захотелось приласкать эту, как он думал, жертву человеческого насилия…».

Проблема произведения в том, как видит ребенок женитьбу с точки зрения своего детского мировосприятия; противопоставление двух равных по значимости миров, детского и взрослого. Итак, детская точка зрения в данном аспекте – это специфика пространственно-временных координат, то, как ребенок измеряет и оценивает время и пространство. Однако важно выбрать не только реалии, но и слова, которые их обозначают. Характерно употребление “детских” номинаций, т.е. передача фразеологической точки зрения ребенка. Преимущественно это перифразы. Даже название может подчеркивать, что повествование ведется с точки зрения ребенка: “Кухарка женится”. Хорошо передает детскую точку зрения соотношение “крупного” и “общего” планов. В рассказе “Кухарка женится” при описании свадьбы больше всего внимания уделено “мальчику Фильке”, а не молодоженам: “Кухня битком была набита народом. Тут были кухарки со всего двора, дворник, два городовых, унтер с нашивками, мальчик Филька… Этот Филька обыкновенно трется около прачешной и играет с собаками, теперь же он был причесан, умыт и держал икону в фольговой ризе”. Автор подробнее передает то, на что обращает внимание ребенок. Автор высказывает идею отличия детского мировоззрения от взрослого; непонимание ребенком необходимости выйти замуж для кухарки, когда она имеет полную, физическую и материальную свободу, а выйдя замуж становится зависимой от своего мужа, который по-своему распоряжается ею и ее деньгами.

Пафос произведения – сентиментальный, ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев.

В сюжете рассказе показаны события из жизни кухарки, сватовство к ней извозчика, их свадьба и как эти события переживает она и маленький мальчик, сын хозяйки.

В ходе произведения происходит конфликт в сознании героя, он не понимает, зачем кухарка хочет выйти замуж за «страшного извозчика с красным носом и в валенках», зачем вообще нужно жениться.

Композиция произведения содержит следующие элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Эпилог отсутствует, автор оставляет за читателем домыслить окончание этой истории.

Экспозиция. Рассказ начинается с того, что Гриша – маленький мальчик 7 лет, «карапузик», подглядывает и подслушивает, стоя у двери на кухню.

Завязка. На кухне происходит разговор извозчика-жениха с няней, которая была инициатором сватовства. При разговоре присутствует также и кухарка, к которой сватается извозчик. Гриша наблюдает калейдоскоп эмоций на лице кухарки Пелагеи.

Действие постепенно развертывается. После сватовства няня иногда уходит на переговоры, у кухарки еда пересолена или не дожарена, все валится из рук. Но окружающие с пониманием относятся к ее состоянию, «Все кушанья были пересолены, из недожаренных цыплят сочилась кровь и, в довершение всего, во время обеда из рук Пелагеи сыпались тарелки и ножи, как с похилившейся полки, но никто не сказал ей ни слова упрека, так как все понимали состояние ее духа. Раз только папаша с сердцем швырнул салфетку и сказал мамаше: – Что у тебя за охота всех женить да замуж выдавать! Какое тебе дело? Пусть сами женятся, как хотят». Идут приготовления к свадьбе.

Кульминация рассказа приходится на день свадьбы. Свадьба происходит воскресным утром. В кухне собирается много народа, что поражает Гришу. Унтер благословляет молодых и они, поклонившись всем присутствующим по-очереди, выходят на улицу и идут в церковь. Пелагея рыдает. Грише очень ее жалко.

Развязка. На следующее утро кухарка возвращается. Затем приходит извозчик, ее муж и просит хозяйку приглядывать за женой, а также просит дать ему 5 рублей в счет жалования его жены на хомут для лошади. Гришу поражает неожиданное право извозчика на деньги Пелагеи. Ему становится горько за «жертву человеческого насилия» и он, чтобы приласкать ее, принес самое крупное яблоко из кладовки, вложил ей в руку и убежал.

Портрет главного героя — мальчика Гриши-динамический, раскрывается в его поведении и в отношениях к другим героям. Мы понимаем, что он мальчик любопытный, поэтому и подглядывает. Гриша – добрый и чуткий ребенок. «И почему это няньке хочется, чтоб бедная Пелагея женилась?» «Бедная, бедная! – думал Гриша, прислушиваясь к рыданьям кухарки. – Куда ее повели? Отчего папа и мама не заступятся?» «Грише стало горько. Ему страстно, до слез захотелось приласкать эту, как он думал, жертву человеческого насилия. Выбрав в кладовой самое большое яблоко, он прокрался на кухню, сунул его в руку Пелагее и опрометью бросился назад». Пространство в произведении ограничено домом Гриши. Время действия событий рассказа – несколько дней.

В этом рассказе А. П. Чехов показывает читателю судьбу женщин, которых насильно хотят выдать замуж не по любви, а потому что «так надо». Я считаю, что в обоих случаях ситуации пошлы, так как у человека есть право самому искать свое счастье и выйти замуж по своему желанию. Мнения Пелагеи, кроме маленького Гриши, никто не учитывает.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 133-134. 

УКМ «Школа России»

1. Попробуй объяснить, почему Чехов назвал рассказ «Мальчики».

Героями этого рассказа были два мальчика, два гимназиста. Автор назвал рассказ по его главным героям.

Он мог бы назвать рассказ по событиям, которые в нём описаны, например, «Побег в Америку», или по главной мысли, например, «Не подумав, не начинай». Но Чехов назвал рассказ «Мальчики» и это название звучит с доброй иронией. Оно выражает его отношение к героям.

2. Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу? Приведи примеры из текста.

Семья Королёвых кажется мне очень дружной. Родители искренне любят детей, дети любят родителей. Приезд любимого сына стал настоящим праздником. К нему выскочили все, обнимали, целовали, шумели.

Родители и дети вместе занимаются различными делами, например, украшают ёлку. У них общие интересы.

При этом родители стараются уважать детей. Даже когда Володю вернули домой, отец не стал его наказывать, а просто поговорил в кабинете.

3. Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Неудачный побег изменил отношение Володи к семье. В начале рассказа он кажется отстранённым, занятым своими мыслями. В середине его начинают одолевать сомнения, он уже не хочет бежать, потому что понимает, как это отразится на любимых родителях. 

Мальчик понял, что нет ничего дороже семьи и близких людей.

4. О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?

Мальчики мечтали сбежать в Америку. Они хотели стать разбойниками, работать на плантациях, сражаться с дикарями, добывать золото и жениться на красавицах.

Эти мечты не могли сбыться. Ведь реальная жизнь совсем иная. Она не похожа на страницы авантюрного романа.

Да и не смогли бы мальчики добраться до Америки, ведь они не представляли себе всех трудностей этого предприятия.

5. Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?

Мне нравятся эти мальчики. Они целеустремлённые, у них есть мечта. Они наивные, но добрые. Они никому не хотели зла. А что сбежали… Так все мальчишки должны иногда сбегать в Америку, просто потому что любой мальчик мечтает быть героем.

Герои решились на побег, потому что были глупыми и самонадеянными, они мало знали и плохо представляли предстоящие трудности. Но им хотелось быть храбрыми и необычными, как герои прочитанных романов.

6. В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?

Первая встреча происходит после долгой разлуки. Близкие рады приезду Володи, его тормошат и целуют.

Вторая встреча происходит после неудачного побега. Володю снова встречают криками, но теперь в них нет радости.

Эти встречи похожи тем, что в них задействованы одни и те же персонажи.

Они различаются настроением героев.

7. Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?

Это скорее смешное произведение, потому что трагедии в нём не случилось, а само событие представлено автором с юмором.

8. Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.

Мне кажется, что автор не осуждает мальчиков, потому что редкий мальчик не мечтает убежать в Америку или улететь в космос. Автор понимает, что все мальчики так устроены и всегда остаются наивными мечтателями.

Чехов относится с юмором к поступку своих героев. Мы видим, как он смешно обыгрывает фамилию Чечевицын, как описывает наивные и смешные планы мальчиков, как рассказывает о надеждах сестёр на золото, и так далее.

Но введя в рассказ переживания Володи, показав, как он вернулся домой, автор пытается предупредить читателей о том, что так поступать нельзя. Всегда нужно думать о последствиях своих поступков, о том, как они отразятся на близких людях.

9. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в рабочую тетрадь.

Рассказ о подобной ситуации для 4 класса

Однажды мы с братом гостили у бабушки в деревне. 

Игорь прочитал роман Фенимора Купера и вообразил себя настоящим индейцем. Он сделал лук и стрелы, а потом решил сбежать в лес и жить в шалаше.

Мы вместе построили в рощице шалаш, и Игорь сказал, что сегодня домой не пойдёт. Он хотел заночевать в лесу, жечь костёр и печь картошку.

Я ушла домой и рассказала про это бабушке. Бабушка улыбнулась и сказала, что в нашем лесу хищников нет, так что пусть ребёнок поиграет.

Игорь вернулся с заходом солнца. Он был сильно покусан комарами и весь чесался. Он сказал, что современные индейцы спят дома, а вот охотиться ходят в лес. Но только днём.

10. Рассмотри иллюстрации в тексте и кратко опиши эпизоды, которые изображены.

На первой иллюстрации мы видим первый приезд Володи. Он в тёплой одежде, приближается Рождество. С ним рядом его товарищ Чечевицын. Они окружены младшими сёстрами Володи. Рядом сидит собака Милорд.

На второй иллюстрации мы видим Володю и Чечевицына в их комнате. Володя говорит, что не поедет, потому что ему жалко маму, но Чечевицын решительно убеждает его бежать.

1

Сочинение.
Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова «Ионыч»

В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества. Но проходят годы, и человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе «Ионыч». Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Дмитрий Старцев работает в Деляже, который расположен в девяти верстах от города. Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много работает, не зная отдыха. Но Чехов в каком-то другом рассказе высказал очень верную мысль, что чаще всего довольно быстро черствеют учителя и врачи. Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному человеку, почаще бывать в городе, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города, его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной. Чехов небольшими штрихами рисует эту «талантливость». Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери понятны Старцеву, но всетаки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать. Лишь через год, приехав к ним скова. Старцев все чаще и чаще наведывается в этот гостеприимный дом. Он влюблен в дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетничает со Старцевым, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Старцев понимает, что ему взрослому человеку неприлично таскаться по кладбищам, получать записочки, как желторотому гимназисту, но тем не менее, он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. Но даже в конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незаметно для него, овладевает трезвый расчет (Он думает: «А приданого они, должно быть, дадут немало»). После отказа доктор переживает не слишком долго. Ему было всего лишь «немного стыдно», что все так глупо и пошло кончилось. Раньше в городе Старцева звали «поляк надутый», тем самым подчеркивая, что он чужой в этом городе. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Когда Старцев пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Обыватели города ровным счетом ничего не делали. День и время уходили на карты, сборища, безделье. Уезжает из города Котик, Старцев равнодушно узнает об этой потере, вспоминая только одно: «Сколько хлопот, однако». С этого времени Дмитрий теряет интерес к работе. В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. Он по. вечерам любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются «безобидные» страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных и стучит палкой. В городе его уже по-домашнему называют «Ионычем», тем самым принимая его в свою среду. Чехов, показывая «лучшую» семью Туркиных, как бы подводит нас вслед за Старцевым сделать вывод: «Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город?» Еще хуже, чем Туркины, потому что в этом милом семействе есть налет хоть какой-то интеллигентности. Старцев не имел семьи, он, должно быть, просто ради удовольствия и не зная, что делать с деньгами, создавал себе душевный комфорт, скупая недвижимость. Чехов нас предупреждает: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека». Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Котик, вернувшись, видит Старцева другим, но ей хочется замуж, поэтому она цепляется за прошлые светлые мечты. Старцев же устало думает: «Хорошо, что я на ней не женился». Ему уже не нравилось: и как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней — дело в том, что Старцев уже давно умер, и ничто нс может вывести его из духовной спячки. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. Имя этой болезни — духовная деградация личности. -Как опытный врач, Старцев мог бы поставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, не раз в своих рассказах повторял: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Высокую оценку Чехову дали не только его современники, но и писатели двадцатого века. Алексей Толстой сказал: «Чехов — это Пушкин в прозе». И я думаю, что с этим утверждением сложно не согласиться.
Художественные открытия Чехова, мастера рассказа, поражали его современников. Лев Толстой дал очень высокую оценку Чехову. «Какой превосходный язык!… Никто из нас: ни Достоевский, ни Тургенев, ни Гончаров, ни я не могли бы так писать,» — утверждал Лев Толстой.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Краткое содержание рассказа

Старая волчица вышла на охоту, чтобы покормить волчат и поесть самой. Из-за слабого здоровья ей редко удавалось поймать добычу, и она всё чаще довольствовалась падалью или похищала маленьких зайчат.

Недалеко от волчьей норы располагалось зимовье Игната, который нередко ходил на охоту в лес со своей собакой. Летом у зимовья бродили овцы, и волчица намеревалась пробраться туда в надежде найти ягнят.

Пробравшись на крышу сарая, волчица разгребла солому и попала в хлев. Она схватила то, что подвернулось ей первым. Поднялся шум. Волчица услышала собачий лай и свист сторожа.

Волчица быстро удалялась от зимовья. По запаху добычи она поняла, что несла в зубах не ягнёнка. Бросив добычу на снег, она захотела было начать трапезу, но отпрянула. Перед ней был щенок. Он был чёрным, только на лбу было белое пятно.

Волчица побежала к своим волчатам. До рассвета она уже была в логове. Щенок прибежал за ней. Волчата обрадовались ей, стали сосать молоко. Сама волчица погрызла старую кость. Её раздражал лай щенка, и в какой- то момент ей даже захотелось разорвать его.

Между тем волчата и щенок подружились. Они весело играли в снегу, покусывали друг друга понарошку. Волчица решила, что так её детёныши научатся отбиваться от собак. Уставшие волчата заснули. Поскулив от голода, Белолобый присоединился к ним.

Волчица решила всё-таки съесть его и приблизилась. Тот лизнул её, и волчица отошла подальше от псиного запаха. Вечером она выбралась на охоту, а Белолобый убежал домой. Волчица догнала его, подходя к зимовью.

Когда волчица поднялась на крышу зимовья и стала разбирать заделанную дыру снова, щенок бросился к ней с весёлым лаем. На шум выскочил Игнат. Он закричал и пальнул из ружья. Старик пошёл к сараю посмотреть, что случилось. В хлеву он увидел Белолобого, но волчица была уже далеко в лесу.

Вернувшись в дом, Игнат рассказал гостю, что щенок вчера убежал из хлева, сделав в крыше дыру, а сегодня снова пробрался в хлев через это место. Утром старик оттаскал щенка за уши, приговаривая, чтобы ходил отныне через дверь.

«Белолобый» очень краткое содержание

А. П. Чехов «Белолобый» краткое содержание для читательского дневника:

Главные герои: волчица и щенок.

Сюжет:

Старая волчица должна найти пищу для своих детенышей. Она вспоминает молодые годы, когда была полна сил, а теперь ей трудно охотиться. Она отвлекает волчат игрой, а когда они засыпают, отправляется в деревню.

Волчица чует приятный запах в хлеву, разгребает сено и хватает ягненка. Она бежит прочь, но добыча кажется ей слишком мягкой. Она бросает его и видит, что это щенок. Он начинает лаять, и волчица относит его в логово. Она хочет съесть малыша, но больно он похож на ее волчат. Она оставляет его в живых.

Щенок очень веселый и энергичный, ласково лижет волчицу, играет с детенышами. А затем сам идет домой, где его отчитывает хозяин за разгреб хлева. О приходе волчицы люди не узнают, а ведь могли и застрелить ее.

Вывод:

Животные имеют чувства, похожие на людские: они переживают за своих малышей, хотят выжить и понимают, что постарели, испытывают жалость и нежность, а детеныши зверей похожи на детей — они беспечные и радостные, озорные и наивные. Нужно помнить о нашем сходстве и быть добрым к животным.

Рассказ Антона Чехова «Налим» повествует смешную историю о том, как мужики рыбу налима ловили. Все герои суетятся вокруг укрывшегося под корягой налима. Но рыба просто не достанется. Интересно и увлекательно описана внешность и диалоги героев. Чехов настолько точно передаёт характер каждого, что кажется, что стоишь на берегу и наблюдаешь.

Чему учит рассказ

Антон Павлович Чехов написал «Белолобого» для детей. В рассказе описан мир диких животных, у которых также полно проблем, забот. Учащиеся начальных классов видят в произведении не злого волка, о котором они привыкли читать в сказках.

Автор показал, что и дикие звери способны на тонкие чувства. Волчице жалко Белолобого, она не видит в нём добычи. Ничто не мешало ей съесть щенка, но материнский инстинкт взял верх.

Рассказ учит быть добрым, гуманным, учит состраданию к беззащитным животным.

“Белолобый” – краткое содержание рассказа А.П. Чехова для читательского дневника

На уроках русского языка и литературы детям часто задают прочитать рассказ А. П. Чехова «Белолобый» и написать по нему краткое содержание для читательского дневника, поделиться своим мнением, составить отзыв или написать сочинение.

Рассказ представляет зарисовку из жизни волчьей семьи и он будет интересен и детям, и взрослым. Ниже представим краткий пересказ и сделаем небольшой анализ произведения.

Главные герои и их характеристика

В рассказе немного главных героев:

Волчица

– она постарела, здоровье её ухудшилось, но она по-прежнему заботливая мать для своих волчат.

Волчата

– беспечные малыши.

Белолобый

– весёлый щенок, бестолковый, любитель поиграть.

Игнат

– старый и опытный охотник.

Краткое содержание рассказа

Старая волчица вышла на охоту, чтобы покормить волчат и поесть самой. Из-за слабого здоровья ей редко удавалось поймать добычу, и она всё чаще довольствовалась падалью или похищала маленьких зайчат.

Недалеко от волчьей норы располагалось зимовье Игната, который нередко ходил на охоту в лес со своей собакой. Летом у зимовья бродили овцы, и волчица намеревалась пробраться туда в надежде найти ягнят.

Пробравшись на крышу сарая, волчица разгребла солому и попала в хлев. Она схватила то, что подвернулось ей первым. Поднялся шум. Волчица услышала собачий лай и свист сторожа.

Волчица быстро удалялась от зимовья. По запаху добычи она поняла, что несла в зубах не ягнёнка. Бросив добычу на снег, она захотела было начать трапезу, но отпрянула. Перед ней был щенок. Он был чёрным, только на лбу было белое пятно.

Волчица побежала к своим волчатам. До рассвета она уже была в логове. Щенок прибежал за ней. Волчата обрадовались ей, стали сосать молоко. Сама волчица погрызла старую кость. Её раздражал лай щенка, и в какой- то момент ей даже захотелось разорвать его.

Между тем волчата и щенок подружились. Они весело играли в снегу, покусывали друг друга понарошку. Волчица решила, что так её детёныши научатся отбиваться от собак. Уставшие волчата заснули. Поскулив от голода, Белолобый присоединился к ним.

Волчица решила всё-таки съесть его и приблизилась. Тот лизнул её, и волчица отошла подальше от псиного запаха. Вечером она выбралась на охоту, а Белолобый убежал домой. Волчица догнала его, подходя к зимовью.

Когда волчица поднялась на крышу зимовья и стала разбирать заделанную дыру снова, щенок бросился к ней с весёлым лаем. На шум выскочил Игнат. Он закричал и пальнул из ружья. Старик пошёл к сараю посмотреть, что случилось. В хлеву он увидел Белолобого, но волчица была уже далеко в лесу.

Вернувшись в дом, Игнат рассказал гостю, что щенок вчера убежал из хлева, сделав в крыше дыру, а сегодня снова пробрался в хлев через это место. Утром старик оттаскал щенка за уши, приговаривая, чтобы ходил отныне через дверь.

Главная мысль произведения

Основная тема рассказа заключается в том, что животные, не умеющие говорить, тоже способны на чувства, сострадание, жалость.

Волчица не съела щенка, пожалела. Он для неё был таким же детёнышем, как и её волчата.

Чему учит рассказ

Антон Павлович Чехов написал «Белолобого» для детей. В рассказе описан мир диких животных, у которых также полно проблем, забот. Учащиеся начальных классов видят в произведении не злого волка, о котором они привыкли читать в сказках.

Автор показал, что и дикие звери способны на тонкие чувства. Волчице жалко Белолобого, она не видит в нём добычи. Ничто не мешало ей съесть щенка, но материнский инстинкт взял верх.

Рассказ учит быть добрым, гуманным, учит состраданию к беззащитным животным.

Пословицы к рассказу А.П. Чехова «Белолобый»

В качестве иллюстраций к поступкам старой волчицы хорошо подходят следующие пословицы:

«У кого детки, у того и заботы».

«Ради деток мать готова себя продать».

«Жалость матери меры не знает».

«Матери все дети равны – одинаково сердцу больны».

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: А.П.Чехов «Белолобый»

Жизнь и творчество А.П.Чехова.

Выступление учащихся (творческая группа).

А.П.Чехов — знаменитый русский писатель. Родился он 29 января 1860г на берегу Азовского моря в г.Таганроге, в маленьком домике на Полицейской улице. В этом доме Антон Чехов начинал постигать мир, делал первые шаги, произносил первые слова. Отец, Павел Егорович, был купцом и имел бакалейную лавку. Мать, Евгения Яковлевна – домохозяйка. Открыта лавка была с пяти часов утра до одиннадцати ночи, и когда отец куда-нибудь уходил, в лавке по очереди сидели дети. Детей было шестеро: пять сыновей и одна дочь. Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья. Правда, Антон не блистал в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был занят в церковном хоре и отцовской лавке. В 1879г. Окончив гимназию, Антон поступил на медицинский факультет Московского университета. В 80-е г.г. Чехов сотрудничал в разных юмористических журналах Петербурга и Москвы: “Стрекозе”, “Будильнике”, “Зрителе”, “Москве”, “Осколках”. После окончания в 1884 г. университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарской деятельности и до конца жизни искренне считал, что медицина — главное его дело и призвание. В круг детского чтения вошли рассказы и повести «Ванька», «Беглец», «Мальчики», «Каштанка», «Налим» и др. Последнее десятилетие жизни А.П.Чехов болел, часто лечился за границей. Врачи предписали ему перемену климата, и в 1898 -1904 г. Он жил на даче в Ялте. 15 июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался. Похоронено на Новодевичьем кладбище недалеко от могилы его отца.

(Слайд№2

)

Преступим к выполнению следующей задачи.

а) — Дома вы были в роли читателей.

-Что можете сказать об этом рассказе? (рассказ интересный, вызывает чувство жалости волчиха, интересный щенок)

-Какое настроение вызвал рассказ?

— Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем? — Давайте проверим. Вам будут предложены иллюстации из текста. А вы зачитайте отрывок подходящий к ней.

(Слайд№3,4,5

)

б) — Вы молодцы, были внимательные, а теперь восстановим хронологию событий, но прежде определим жанр произведения.

Схема на доске.

СКАЗКА
ПОВЕСТЬ РАССКАЗ
— К какому жанру вы отнесёте произведение А.П.Чехова “Белолобый”? (самые разные ответы детей, предположения)

— Вы считаете, что это рассказ?

-В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)

-Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?

-Докажите, поработав в карточке, выделив основные признаки жанра.

Рассказ

– небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя. ( работа по словарю)

Задание «Верно — неверно».

Поработай в паре найди неправильные характеристики жанра рассказ. Рядом с предложениями, если оно правильное ставьте +, если неверно -.

Проверка по слайду:
(Слайд№6)
Рассказ:-небольшой обьем произведения -в основе одно событие -не знаем прошлого героев -1-2 героя + действующие лица

в) —

Назовите главных героев и действующих лиц.

Главные герои:

Волчица и Белолобый.
Действующие лица:
Игнат, Человек, Арапка, волчата

(Слайд№4)

Выполняют физминутку для зрения.

— Чтобы проанализировать произведение нам необходимо дать характеристику героям.

1. Работа над образом волчицы.

-Какие чувства вызывает у вас волчица? Проследите по тексту, как её изображает автор, как он выразил своё отношение к ней? (волчица была слабого здоровья, мнительная, вздрагивала от малейшего шума, думала о том, как бы дома без неё кто не обидел волчат, всё её пугало; была уже не молода, чутьё у неё ослабело, иногда сбивалась с дороги, питалась одной падалью)

-Найдите в тексте слова, которые показывают, что автор понимает заботы волчихи и её трудности, что он очень хорошо знает её повадки, особенности поведения. (Волчица вызывает у нас чувство жалости. Так Чехов умел писать о животном — нам становится жаль, мы сочувствуем волчихе. Хотя волки и нелюбимые животные, но она у нас вызывает не злобу, не ненависть , а чувство жалости.)

2.
Работа над образом Белолобого.
Выборочное чтение.

-Почему автор щенка назвал Белолобым? Найдите описание щенка в тексте.

— Кто наблюдает за игрой малышей?

(За игрой малышей, с одной стороны, с беспокойством наблюдают вороны, а с другой стороны, спокойно наблюдает волчиха.)

— Почему она спокойна?

— Кто считает, что Белолобый глупый? ( щенок скорее маленький, а не глупый) — Неужели щенок действительно очень глупый? Второй раз щенка обвиняют в глупости странник и сторож Игнат.

— Найдите диалог сторожа и странника. Прочитайте.

-Справедлив ли их вывод о щенке?

( Щенок совершенно не виноват в том, за что его наказывает Игнат.)

-А как бы вы поступили на месте сторожа? (Ответы детей).

3.
Работа над образом действующих лиц.
Игнат — герой рассказа “Белолобый”.

– Как Чехов относится с Игнату? С каким чувством его изображает? Высказывания детей.

– Он добрый, и глупый.

– Он совсем не думает — ведь щенок-то не мог сделать такую дыру в крыше.

– А все-таки Чехов над ним подсмеивается не зло.

Дети дают характеристики и выставляют основные понятия на доску.

— Прежде чем мы преступим к последнему этапу нашего урока я хочу предложить вам посмотреть фрагмент мультфильма. – Кто же герой рассказа?

– А почему рассказ назван “Белолобый”?

– Белолобый — причина неудачной охоты.

Он главный герой потому, что без него не было бы рассказа.

– Да, так, ребята, на действиях Белолобого держится рассказ.

Прочитаем о Белолобом.

– Хорошо, что вы почувствовали, что Чехову нравится этот глупый щенок, он пишет о нем с добрым чувством, с улыбкой.

– А в конце рассказа жаль Белолобого.

– Почему?

– Игнат не разобрался, что дыру в крыше сделал не щенок. Щенок спас ягненка.

-Расскажи об отношении Белолобого и волчат.

-Кто наблюдает за их игрой?

-Кто считает, что Белолобый глупый? А еще кто? Щенок действительно очень глупый?

-Видишь ли ты какое-нибудь сходство в рассказах «Гриша» и «Белолобый»?

-Трудно ли в мире быть маленьким?

  • План к сказке две сестры
  • План к рассказу тимур и его команда 4 класс литературное чтение в сокращении
  • План к рассказу сестрица аленушка и братец иванушка 2 класс литературное чтение
  • План к рассказу фронтовое детство ф семяновский 4 класс составить
  • План к рассказу страшный рассказ 2 класс составить