План к произведению сказка о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс

Сочиненияпо литературепушкинанализ сказки о мертвой царевне и о семи богатыряхзнакомая всем с детства сказка а.с.пушкина о мертвой царевне и семи
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.

В центре произведения поставлен конфликт между молодой царевной и ее мачехой, прекрасной царицей. Конфликт возникает из-за ревности царицы к своей падчерице.

Прекрасная царица хочет быть единственной красавицей во всем «белом свете». Стремясь в этой цели, она полностью забывает о таких качествах как доброта, порядочность, отзывчивость. Подрастающая молодая царевна становится главной конкуренткой перед поставленной задачей, стать «всех красивей, всех милей».

Гоняясь за званием «самой красивой» царица идет на преступление, забывая обо всем. Она слишком «своенравна и горда», чтобы думать о других. Царица враждебно относится ко всему своему окружению.

Когда узнает, что служанка не убила в лесу молодую царевну, и та спокойно живет среди 7 богатырей, решается на преступление. Царица хочет отравить молодую царевну. В своем порыве быть «самой, самой» решает убить молодую девушку, что в результате у царицы не получилось.

Обладая решимостью, царица в то же время не уверенна в себе. Ей требуются похвалы «зеркальца» в своей красоте, неповторимости. Когда она узнает от зеркала, что падчерица жива и здорова, то ее сердце разрывается на части от ужаса, царица умирает.

Воскресшая прекрасная молодая царевна, обладающая добродетелью, кротостью, отзывчивостью, верностью, становится женой царевича Елисея. Царевну все любят отец, каждый из 7 богатырей рад взять ее в жены, царевич Елисей. Но она остается верной своему возлюбленному, ждет, когда Елисей отыщет свою невесту. В конце сказке они играют пышную свадьбу.

Как и во всех сказках, в данном произведении зло наказывается, добро побеждает.

Сказка А.С.Пушкина учит нас добру, что нельзя ради красоты, карьеры, пренебрегать важнейшими качествами людей, нельзя «перешагивать через людей». Только доброта, понимание, взаимовыручка, дружба, любовь могут творить чудеса не только в сказках, но и в реальной жизни.

Вариант 2

Пушкин Александр Сергеевич самый великий поэт. Он с детства заслушивался рассказами своей няни Арины Родионовны. Стал записывать народные песни и сказки, любил фольклор. А потом начал сочинять и свои. Он автор многих произведений. «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» написал Александр Сергеевич в 1833 году в Болдино.

В сказке Пушкина А.С. описываются такие качества человека, как доброта, верность, нравственность, любовь, которая творит чудеса. Главный корень в произведении: зависть мачехи (царицы) к молодой царевне. Царица ревнует свою падчерицу. А всё из-за чего? Всего лишь красота становится виной. Царица мечтает быть самой красивой во всём свете, хотя она, итак, очень красива. Но она впала в полное забвение о том, что есть добро, чувство любви, милосердия, отзывчивости. Ей надо устранить свою первую соперницу царевну, которая год за годом подрастает и становится всех краше и милее.

Царица совершает тяжкий грех. Хочет убить царевну ради своего титула «Красавица во всём свете». Она «горда и своенравна», ей некогда подумать о других людях. Всё окружающее ей чуждо, лучше сеять вокруг зло, враждебность.

Служанка по приказу царицы не смогла убить царевну, оставила её одну в глухом лесу. Царевна, блуждая, вышла к дому семи богатырей и начала жить там, дожидаясь своего любимого царевича Елисея. Царица, конечно же, узнала об этом с помощью своего говорящего зеркала. И злая мачеха сама идёт в далёкий путь, чтобы убить падчерицу. Но добро побеждает зло. И царевна всеми чудесами остаётся жива.

Полная решимости, но всё же не уверенная в себе, царица вновь обращается к своему зеркальцу. Зеркало опять ей ответило, что царевна лучше неё. Ужас охватывает царицу. Гнев и жестокость, сидящие внутри царицы настолько охватывают разум, что сердце не выдерживает и наступает смерть.

Царевна, имеющая все хорошие качества, душевная, любящая, верная, кроткая выходит замуж за царевича Елисея. Семь богатырей, у которых она жила, были влюблены в неё. Но она была верна только Елисею. Его любовь помогла ему разыскать свою возлюбленную. Их свадьба была пышной.

Добро победило зло, как это всегда бывает. Сказка на том и стоит, чтобы показать насколько бессильно зло. А добро всегда в цене.

Сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях» показывает нам, что нельзя думать только о себе, печься о красоте наружной. Нужно хранить в себе и красоту духовную. Беречь и ценить друзей. Относиться к людям с пониманием, потом может случиться и так, что они тебе тоже в нужный момент протянут руку помощи.

Несостоятельная языческая подоплека сказки

Школьные мифы о сказке

Начиная изучать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», школьникам часто даются пояснения тем или иным мотивам, образам и поступкам, не учитывая все то, о чем мы писали выше. Действительно, как можно говорить детям что королевич Елисей был язычником, так как он обращался к солнцу, ветру и луне? Как можно говорить детям, что сказка отражает собою языческие верования народа? Как можно вообще объяснять сказку, не учитывая ее христианские мотивы, которые заложил в нее Пушкин? Как можно не учитывать христоцентричность русского человека, которая отражена в сказке? Как можно не учитывать то, что Пушкин не только отлично знал Священные Писание и Предание, но и к концу жизни был глубоко верующим человеком и просто не мог превозносить язычество в том понимании, в котором понимают сказку сегодня?

Почему королевича зовут Елисей?

Разбивается миф о язычестве Елисея очень просто, если мы найдем ответ на вопрос, заданный выше. В инвариантах сказки такого имени вы не найдете, значит, Александр Сергеевич вставил это имя намеренно, вложив в него, несомненно, какой-то смысл.

Если внимательно читать сказку, то можно обратить внимание, что имя есть только у одного персонажа – королевича Елисея. Другие герои только отождествляются: Царь, Царица, Царевна, богатыри, Чернавка и собака по кличке Соколко.

Елисей, безусловно, положительный персонаж, на плечи которого ложится спасение Царевны от мертвого сна. Кто мог быть прототипом или образом Царевича и какая аллюзия должна возникать при восприятии его имени?

Самый известный человек, носивший имя Елисей – это пророк Елисей, живший в IX веке до Р.Х., который был учеником другого пророка – Илии. Самым известным чудом, которым прославился пророк Елисей – это воскрешение мертвых (! а Царевич Елисей разбудил Царевну от мертвого сна), об этом вы можете прочитать в его житии. Пророк Елисей прославился также тем, что мог повелевать силами природы (! а Царевич Елисей просил помощи у сил природы), в частности, разделял воды реки Иордан. Имя Елисей переводится как «Бог – спасение» (! а Роль Царевича Елисея в сказке – это спасение Царевны). Оно было весьма популярно среди христиан, в том числе на Руси.

Согласитесь, здесь совпадения быть не может, автор намеренно выбрал главному герою подчеркнуто–христианское имя Елисей, что в корне разрушает мнение о языческой природе Королевича.

Разрушая миф о язычестве

Стоить также вспомнить как Королевич Елисей собирался в путь:

Королевич Елисей, Помолясь усердно Богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой.

Согласитесь, что язычник, скорее всего, молился бы «богам».

Обращаясь к силам природы, стоит сказать, что Елисей называет их следующими словами: «солнышко», «месяц», «ветер». У Пушкина все эти обращения написаны с маленькой буквы (если обращение не попадает на начало предложения или строки), что, конечно, не позволительно при обращении к «богам» если таковы подразумеваются. Наоборот, слово Бог у Пушкина всегда с большой буквы. К сожалению, со времен советского книгопечатания практически по всем изданиям «гуляет» вариант сказки, в котором слова: «Бог», «Царь», «Царица» написаны с маленькой буквы. Как было напечатано в первом издании 1834 года можете посмотреть здесь. В последнем обращении к силе природы – к ветру, Королевич Елисей и вовсе говорит следующее:

“Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме Бога одного.

Бога одного или Бога единого. Здесь в принципе разговоры о «язычнике Елисее» можно закрывать. Вы, конечно, понимаете, что «Бог один» может подразумеваться только у монотеистической религии, которой является Христианство, но никак не язычество, имеющим целый сонм богов.

Анализ сказки 3

Александр Пушкин один из величайших писателей русской литературы. С раннего детства он увлекался народными песнями и сказками. А рассказывала ему их его няня Арина Родионовна. И уже во взрослой жизни Пушкин использовал фольклорные сюжеты услышаны с детства при создании своих замечательных сказок. Он был известным автором стихов, поэм, романов, поэтому для многих показалось странным, что писатель взялся писать сказки. На самом деле это не была обычная обработка народной сказки, Пушкин в произведении нарушил вечные вопросы, на которые мудрецы многих поколений не могли дать ответа.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана в Болдино в1833 году. В сказке рассказывается о том, что в одном королевстве жили-были царь и царица. Однажды правитель отправился в дальний путь, а пока его не было царица родила дочь. Как только царь возвращается, его жена умирает. Царь тоскует, но со временем он находит себе новую жену. Она прекрасна, но бессердечная, завистливая.

Также у нее есть магическое зеркальце, которое ежедневно говорит ей, что она самая красивая в мире. Но проходят годы, ее падчерица подрастает, у нее уже есть жених. И как-то раз зеркало сказало царице, что нет никого прекраснее на свете, чем ее падчерица. Царица как будто сходит с ума от гнева, немедленно зовет служанку и приказывает ей отвести падчерицу в лес и оставить ее волкам. Служанка не хочет этого делать, но не может идти против ее воли. Царевна обо всем догадывается и просит ее отпустить.

Царь горюет, что потерял дочь, Елисей, невеста царевны, отправляется на ее поиски. А царевна наткнулась на дом семи братьев богатырей и остается в них. Царица узнает, что царевна жива и решает сама ее убить. Притворяется старой нищей и идет к дому братьев богатырей и дарит царевне яблоко, пропитанное ядом. Только она откусила кусочек яблока, как упала не дыша. Братья увидев ее тело, решили положить ее в хрустальный гроб в пещере. Между тем ее жених ее повсюду ищет, спрашивает помощи у солнца, луны и ветра. Ветер рассказал ему о пещере. Елесей мчится туда. От отчаяния он разбивает гроб, и царевна оживает. Они возвращаются в королевства и когда царица встречает свою соперницу, то умирает он злобы и зависти. Сказка заканчивается свадьбой царевны и королевича.

Сравнивая образы царевны и ее мачехи читатели хорошо понимают, что внешняя красота ничего не стоит без красоты внутренней, доброты и искренности. А зависть, коварство теряют красавицу — царицу. В мире, где искренние чувства, преданность и любовь побеждают, нет и не может быть места коварства. Концовка пушкинского произведения, как и полагается в сказке, — счастлив. Человеческие добродетели — вознаграждаются. Красота, Добро и Справедливость — побеждают.

Другие сочинения: ← Народ в произведении Капитанская дочка↑ ПушкинИстория создания Повестей Белкина →

Что сделал Пушкин с народной сказкой?

Для Александра Сергеевича, народные сказки оказались неограненным алмазом, из которого он творил свои произведения. Действительно, многие народные сказки записаны простым языком, порою не имеют вообще никакой литературной обработки. В этом их и ценность и недостаток. Например, в сборнике сказок А.Н. Афанасьева вы можете найти много грубых или простоватых выражений, местечковых слов, что сильно мешает восприятию сказки. Впоследствии многие литераторы специально обрабатывали сказки, например, Алексей Толстой, Лев Толстой, Владимир Одоевский и другие, придавая им литературный лоск.

Пушкин не просто обработал сюжет народной сказки о мертвой царевне.., переложив записанную с устных рассказов сказку на стихи, а вдохнул в нее Евангельский дух, запечатлел в ней русскую самобытность. Это выразилось в созданных персонажах, характерах главных героев, в деталях, по которым легко можно идентифицировать русскость сказки. Когда читаешь сказки Пушкина, чувствуешь необыкновенную легкость слова, его текучесть, плавность и певучесть.

Обрабатывая таким образом народные сказки, Пушкин оказался у истоков русского языка, создав тот литературный эталон, который оказался фундаментом последующей русской литературы. Можно сказать, что Поэт поднял обычные народные сказки, близких к устной разговорной речи (что можно назвать низким уровнем языка), до уровня литературного, не являющимся самым высоким типом (есть еще более сложный, высший уровень – церковнославянский), но который стал главенствующим для все более секуляризирующегося общества.

Несколько интересных сочинений

  • Грибоедов А.С.
  • Сочинение Язык это путь цивилизации и культуры (Куприн)
    Первобытные люди не могли общаться между собой так, как можем мы.Они пользовались невербальным видом общения, используя вместо полноценного грамотного языка жесты, мимику, различные звуки
  • Сочинение Авторское отношение к Мцыри
    Талантливый писатель Лермонтов в произведении не указывает на своё отношение к главному герою поэмы. Если сравнивать это произведение с поэмой «Евгений Онегин» не менее выдающегося автора А. С. Пушкина,
  • Сочинение по поэме Василий Теркин 8 класс
    Александр Твардовский написал поэму «Василий Теркин» в 1941 году в марте. Поэма посвящена вечно теме, которая всегда остается актуальной. Это тема – война. И имеется в виду даже не только война на поле боя, но и война
  • Образ и характеристика Жени Комельковой в повести А зори здесь тихие Васильева сочинение
    Евгения Комелькова — одна из ключевых фигур повести «А зори здесь тихие…». История её жизни трагична. Зенитчица, поступившая со своим батальоном на попечение Федота Евграфыча, вместе с такими же молодыми девушками, как и она сама.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 90-91. 

УКМ «Школа России»

1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

В этом произведении действуют сказочные персонажи — колдунья-царица, солнце, месяц, ветер. В ней есть волшебные предметы — зеркальце. Действие происходит в вымышленном, сказочном мире.

Всё это приметы волшебной сказки, поэтому эта история и названа сказкой. Её события не могли произойти в реальности.

2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная? Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Главные героини сказки: царица и царевна.

Про царицу можно сказать, что она жадная и равнодушная. Ведь она думала только о себе, и считала себя лучше других. Я бы добавила ещё слова Жестокая и Безжалостная, потому что она стремилась погубить царевну.

Про царевну можно сказать, что она добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая. Её все любили и жалели, она никому не делала зла. Я бы добавила к этому описанию слова Прекрасная и Доверчивая. Она была очень красивой, поэтому её все любили, и она доверилась незнакомке, из-за чего чуть не погибла.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Пушкин любит царевну и поэтому рисует очень привлекательный её облик. И он не позволяет ей умереть, а дарит счастье.

Пушкин не любит царицу за её злость и жестокость, поэтому сурово наказывает её в конце.

4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?

Представить солнышко помогают слова: «Свет наш, солнышко» и «Всех нас видишь под собою».

Представить месяц помогают слова: «Дружочек», «Позолоченный рожок» «Круглолицый, светлоокий».

Представить ветер помогают слова «Ты могуч», «Гоняешь стаи туч», «Волнуешь, веешь», «Не боишься никого».

Елисей обращается к Солнцу с уважением, оно дарит жизнь и тепло. К Месяцу он обращается как к равному, как к весёлому другу. К Ветру Елисей обращается с трепетом, он признаёт его могущество и силу.

Ответы Солнца и Месяца я бы прочитала с жалостью, сожалением. Они бы рады помочь герою, но не могут. Ответ Ветра я бы прочитала с состраданием, он видел гроб и не может обнадёжить героя.

5. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Подумай, о чём важном хотел сказать автор в каждой части, что именно нужно изобразить и почему.

Разделение сказки «О мёртвой царевне на части» и заголовки к ним

  1. Смерть старой царицы, женитьба на новой. «Злая царица».
  2. Царица узнаёт о красоте царевны. «Соперница».
  3. Чернавка отпускает царевну в лесу. «Жалость Чернавки».
  4. Царевна живёт у семи богатырей. «Семь богатырей».
  5. Царица даёт царевне отравленное яблоко. «Отравленное яблоко».
  6. Богатыри хоронят царевну. «Хрустальный гроб».
  7. Елисей ищет невесту. «Поиски Елисея».
  8. Царевна оживает. «Свадьба».

Устные иллюстрации к частям сказки «О мёртвой царевне»

  1. Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
  2. Царица перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
  3. Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
  4. Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
  5. Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
  6. Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
  7. Елисей на коне на вершине горы. Слева — солнце, справа — месяц, в середине — ветер.
  8. Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.

6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в рабочую тетрадь. Выдели слова писателя, которые используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.

Пересказ сказки «О мёртвой царевне» по частям с авторскими словами.

Злая царица.

Когда царь-отец отправился в поход, царица долго ждала его. Прошло девять месяцев, царица родила дочь. Тут вернулся царь и царица умерла.

Через год царь женится на другой. Новая царица была красивой, но она же была горда и ломлива.

Царица постоянно спрашивала у зеркальца, кто красивей всех на свете, И зеркальце отвечало, что она всех румяней и белее.

Соперница.

Между тем подросла молодая царевна. Она стала очень красивой, чернобровой и белолицей. У неё появился жених — королевич Елисей.

И однажды зеркальце назвало царевну красивей царицы. Царица вышла из себя, бросила зеркальце и топнула по нему ногой. Но зеркальце знай твердило своё.

Жалость Чернавки.

Царица позвала Чернавку и велела отвести царевну в глушь лесную, где оставить на съедение волкам.

В лесу царевна стала умолять Чернавку отпустить её. Чернавка пожалела царевну и отпустила. Царице она сказала, что выполнила её приказ, и молва стала твердить, что царская дочь пропала.

Елисей собрался на поиски невесты.

Семь богатырей.

Царевна добралась до лесного домика. Она увидела, что в нём живут добрые люди и навела порядок.

Когда вернулись богатыри, они стали звать царевну сестрой.

Долго она жила у них в покое, а богатыри уважали её, зная, что у царевны есть жених.

В это время царица снова обратилась к зеркальцу, и то опять назвало красивой царевну. Царица поняла, что её обманули и решила сама исправить дело.

Отравленное яблоко.

Царица нарядилась нищей старухой и отправилась к царевне. Собака лаяла и не хотела её подпускать, но царевна отогнала собаку. 

Царица бросила её яблоко и царевна поднесла его к алым губам. Она откусила кусочек и упала замертво.

Хрустальный гроб.

Богатырей встретил пёс, который куснул яблоко и умер. Богатыри увидели мёртвую царевну и решили похоронить её, чтобы она никому не досталась.

Они сделали хрустальный гроб, положили в гроб царевну и отнесли его в пустую гору, где подвесили на столбах.

Поиски Елисея.

Елисей повсюду искал невесту. Он спрашивал дорогу у солнца и месяца, но они ничего не знали о царевне. Только ветер рассказал Елисею про хрустальный гроб.

Елисей нашёл гору и гроб. В горе он ударился о гроб лбом, и гроб разбился. И в тот же миг царевна ожила.

Свадьба.

Царица снова беседовала с зеркальцем и узнала, что царевна ожила. Её взяла тоска и она тут же умерла.

А Елисей женился на царевне, и никто с начала мира не видал такого пира.

7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?

С народными сказками произведение Пушкина роднит:

  1. Сказочный сюжет с мёртвой царицей. Такое встречается и в народных сказках.
  2. Борьба добра со злом, победа добра.
  3. Наличие волшебных предметов — зеркальца.
  4. Зачин в котором мы знакомимся с главными героями.
  5. Концовка: «я там был, мёд, пиво пил».
  6. Троекратные повторы: вопросы Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
  7. Народный язык, который использовал Пушкин.

Отличие сказки Пушкина от народных:

  1. Неизменяемый сюжет, ведь это авторская сказка.
  2. Стихотворная форма.
  3. Использование авторских эпитетов и других средств художественной выразительности.

8. Что хотел поэт сказать читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?

Пушкин хотел сказать о том, что зависть очень плохое качество человека, которое губит его самого. Он хотел сказать, что как бы не было подло и сильно зло, хороших людей больше, чем злых, и они обязательно победят.

1

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

Цели: обобщить знания по сказкам А.С. Пушкина; обогащать словарный запас; развивать внимание, память, творческие способности.

Задачи урока:

  1. образовательные: закрепить знания детей о прочитанных сказках А.С.Пушкина, читать и знать сказки А.С.Пушкина;
  2. развивающие: расширять кругозор учащихся, создать условия для пробуждения интереса к творчеству А.С.Пушкина через сказку, развивать творческий потенциал и использовать приобретённые знания в реальной жизни, формировать коммуникативные умения учащихся (умения слушать и слышать друг друга, работать в команде)
  3. воспитательные: формировать патриотические чувства, чувство гордости за принадлежность к той культуре, к которой принадлежал великий поэт России;

Планируемые результаты:

предметные: хорошо знать сказки А.С. Пушкина, специфические особенности жанра литературной сказки, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;

      метапредметные:  планировать вместе с     учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст, ориентироваться в учебной книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника;

личностные: проявлять интерес к произведениям искусства.

Оборудование: сборники сказок А.С. Пушкина, портрет писателя, иллюстрации к сказкам, маски для инсценирования отрывка из сказки, фигурки рыбок, проектор, ноутбук с презентацией биографии А.С.Пушкина.

Предварительная подготовка: инсценировка отрывка  из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.

Организационный момент:

Прозвенел звонок,          

Начинается урок.
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.

Мотивация учебной деятельности.

— Ребята, скажите, а вы любите сказки? Кто сможет ответить, что такое «сказка»?

Послушайте, какое определение этого слова по словарю Даля:

Сказка – это вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная

повесть, сказание.

Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. А эпиграфом к нашему уроку послужат слова Пушкина:

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (на доске)

— Ребята, сейчас мы послушаем биографию А.С.Пушкина.  (презентация)

Гимнастика для глаз.

— Игра «День-ночь» — глаза закрыли: ночь, открыли – день.

Посмотрите на часы над доской – закройте глаза, посмотрите на свою парту – закройте глаза. Хорошо!

— Ребята, а какие сказки написал Пушкин?  (ответы учеников)

1. «Сказка о рыбаке и рыбке»

2. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе  Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»

3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

4. «Сказка о попе и о работнике его Балде»

5. «Сказка о золотом петушке»

— А вы знаете, что была у Пушкина ещё шестая сказка – «Сказка о Медведихе», но, к сожалению он не успел ёё закончить.

Обратите внимание, у нас оформлена выставка книг со сказками А.С.Пушкина. Вы сможете ознакомиться с ней на перемене. Также вы, ребята, нарисовали иллюстрации к сказкам Пушкина, которые украшают наш сегодняшний урок.

— Давайте вспомним с вами «Сказку о рыбаке и рыбке».

Сколько лет рыбачил старик?

Как называла старуха старика?  (ответы учеников)

— Послушайте, чем закончилась сказка (учитель зачитывает концовку сказки)

— Чему учит нас эта сказка?  (Не быть жадным, быть добрым, уважать друг друга)

Послушайте интересные факты о сказке:

1 ученик.

Самая популярная сказка Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» была написана всего за 1 день.

2 ученик.

Благодаря пушкинской сказке появилась поговорка «Остаться у разбитого корыта», то есть из-за большой жадности остаться ни с чем.

— Ребята, а вы знаете, что скульптуры Золотой рыбке установлены в Санкт-Петербурге и в Астрахани. (показ слайда)

— А в 1975 году Почтой СССР была выпущена марка «Сказка о рыбаке  и рыбке», художник И.Винокуров. (показ слайда)

Физминутка.

Изобразите волны, набегающие на берег.

Покажите Гвидона, натягивающего лук.

Покажите богатырей, выходящих из моря.

Покажите  летящую царевну Лебедь.

Покажите старика, который вытягивает невод из пучины морской.

Покажите Царицу, которая разговаривает с зеркальцем.

Работа  по  учебнику.

— С каким произведением А.С.Пушкина мы с вами недавно познакомились?

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

— Вспомните главных героев сказки? (Царевна, Царица-мачеха, королевич Елисей, богатыри)

— Откройте учебник на стр.84 и зачитайте отрывок о том, как автор описывает Царевну?

— Теперь найдите описание Царицы?

— Какие качества характера присущи Царевне? (Доброта, скромность, трудолюбие). А Царице? (Злоба, зависть, гордыня)

— Можно назвать сказку волшебной?

— Какие элементы волшебства есть в сказке Пушкина? (Волшебное зеркальце, яблоко, Ветер, Солнце, Месяц, чудесное пробуждение Царевны)

— А сейчас у  нас в классе тоже произойдёт волшебство. Ребята покажут нам волшебных героев сказки.

Инсценирование отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

— Пушкинские сказки очень близки к народным, потому что за основу своих произведений поэт брал народные сказки.

Всем нам знакомы первые строки из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зелёный…»

— А что это слово означает – Лукоморье?

Лукоморье – морской залив, бухта, изгиб морского берега. Слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега».

— Так хочется послушать эти незабвенные строки Пушкина!

(Ученики по очереди читают строки )

Этап  контроля и  оценки.

Подведение итогов.

— Сегодня вы почувствовали таинственность, богатство и красоту пушкинского слова.

— Какие сказки А.С.Пушкина, знакомые нам, мы вспомнили?

— Что вам понравилось в сегодняшнем уроке?

Рефлексия.

— Сейчас я раздам вам фигурки рыбок. Если вам всё понравилось – поднимите красную рыбку, если было интересно, но не всё понятно – поднимите жёлтую рыбку, если же вам было скучно, ничего не понравилось, вам было много непонятно – поднимите синюю рыбку.

— Все ребята, которые приняли активное участие в уроке, получают пятёрки.

Домашнее задание.

Урок я хочу закончить небольшим стихотворением, которое будет и домашним заданием. Слушайте внимательно!

«Читайте Пушкина друзья!

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна тепла и ласки.

Читайте Пушкина друзья!

 Вот вам подсказка!

И пронесёте сквозь года

Вы радость сказки»

Спасибо за урок!

Игра-путешествие по сказкам А.С. Пушкина

Оформление: Крутящееся колесо, разбитое на 6 секторов с различной тематикой, выставка сказок Пушкина, жетоны, которые выдаются за правильные ответы, портрет Пушкина.

Правила игры: тематика игры составлена на основе сказок Пушкина, каждый игрок, отвечает на вопросы той темы, которая ему выпадет на круге, побеждает тот, у кого будет больше всего правильных ответов ( жетонов).

Тема 1: «Женские имена»

1. Как звали сватью из «Сказки о царе Салтане»? (Бабариха)

2. Царевна, ставшая женой князя Гвидона. (Царевна Лебедь)

3. Имя няни А.С.Пушкина. (Арина Родионовна)

4. С кем жил старик у самого синего моря? (Со своею старухой)

5. Кто был избранницей царя из «Сказки о Золотом петушке»? (Шамаханская царица)

6. Чей это портрет?

«Правду молвить молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела;

И умом и всем взяла.» (Злая царица)

7. Злой, сварливый персонаж из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке. (Старуха)

8.«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…»

Кем в будущем они стали?

(Ткачиха, повариха, царица)

9. В какой сказке вы прочли про эту красавицу?

«Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выступает будто пава;

А как речь – то говорит,

Словно реченька журчит.» (Царевна – лебедь)

10. Как звали жену Руслана, похищенную Черномором? (Людмила)

11. Сенная девушка, служившая у злой царицы в сказке о Мертвой царевне.(Чернавка)

12. Невеста царевича Елисея. (Царевна)

13. Кто отравил яблоком молодую царевну в сказке о мертвой царевне?(Злая царица)

14.Кто такая Арина Родионовна? (Няня Пушкина)

15. Кем раньше была жена царя Салтана? (Девицей)

16. Жена попа из « Сказки о попе и работнике его Балде»  (Попадья)

Тема 2: «Мужские сказочные имена»

1. Как звали находчивого трудолюбивого работника одной из сказок Пушкина? (Балда)

2. Как звали отца пушкинского князя Гвидона? (Царь Салтан)

3.Имя волшебника, укравшего пушкинскую Людмилу (Злой волшебник Черномор)

4.Назовите имя царя из « Сказки о золотом петушке». (Царь Дадон)

5.Отпрыск царя Салтана.(Князь Гвидон)

6.Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне»? (Королевич Елисей)

7.Муж пушкинской Людмилы. (Руслан)

8.Как старуха обзывала своего мужа –старика, за то, что он отпустил золотую рыбку? (Дурачина и простофиля)

9. Как звали отца Людмилы из поэмы « Руслан и Людмила»? (Князь Владимир – Солнце)

10. Кто звал работника Балду тятей? (Попенок)

11.Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет)

12. Как звали дядьку, стоявшего во главе 33 богатырей? (Дядька Черномор)

13. Кто нанял Балду к себе на работу? (Поп)

14.Кто доставлял письма от царя Салтана Царице? (Гонец)

15. Кто из пушкинских героев может подать следующее объявление:

«Предлагаю свои услуги: работаю за семерых, могу: запрягать лошадь, топить печи, закупать продукты на рынке…»? (Балда)

16. Кем приходились царевне Лебедь 33 богатыря? (Родные братья)

Тема 3: «Животные, птицы, насекомые»

1. Хищник, в которого обернулся злой чародей в пушкинской сказке о царе Салтане. (Коршун)

2.Насекомое, в которое обратился князь Гвидон, чтобы лететь к отцу в первый раз. (Комар)

3.Что оказалось в неводе, когда старик закинул его в третий раз? (Золотая рыбка)

4.Какой зверек жил перед дворцом князя Гвидона в хрустальном домике? (Белочка)

5.Кличка собаки семи богатырей. (Соколко)

6.К кому пошел за оброком Балда по указанию попа? (К чертям)

7. Кто был верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)

8.Канатоходец из пушкинского Лукоморья. (Кот ученый)

9.В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (Комар, муха, шмель)

10.Сказочное существо, жившее в море –океане в одной из сказок Пушкина. (Золотая рыбка)

11. Какая птица плавала поверх текучих вод в одной из сказок Пушкина? (Лебедь)

12.Какое животное исполняло песню «Во саду ли, в огороде…» в одной из сказок Пушкина? (Белка)

13.Назовите небольшого ушастого зверька, который помог Балде собрать оброк с чертей (Заяц)

14.На чем ездили на охоту семь богатырей из сказки Пушкина? (На лошадях)

15.Назовите хищное животное, которое верно служило царевне, томящейся в темнице. (Серый волк)

16. Назовите животное, охранявшее дом семи богатырей. (Собака)

Тема 4: «Угадай сказку»

1.Назовите сказку, в которой есть такие слова:

«Ветер на море гоняет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…» («Сказка о царе Салтане»)

2.Откуда этот отрывок?

«Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской.»

(Поэма «Руслан и Людмила»)

3.Откуда эти строки?

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.»

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

4.Назовите сказку о бесправном положении мужчины – кормильца.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

5.В каком произведении говорится о случае тяжелой черепно – мозговой травмы, сопровождаемой потерей речи, двигательным возбуждением и необратимой функцией дыхания?

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

6.В каком произведении Пушкина главный герой не захотел рассчитываться за оказанные ему магические услуги, за что был справедливо наказан, и погиб?

(Сказка о золотом петушке)

7.В какой сказке герой, несмотря на сложившиеся в обществе неблаговидное мнение о его умственных способностях, в процессе общения с нечистой силой смог доказать, что он обладает острым умом, смекалкой, хитростью?

(«Сказка о попе и работнике его Балде)

8.Назовите сказку, в которой простая работница текстильной промышленности и ее сестра, работающая в общепите, пытаются извести свою преуспевающую сестру и ее сына, с помощью престарелой женщины они плетут интриги.

(«Сказка о царе Салтане»)

9.Какая сказка начинается следующими словами:

«Жил старик со своею старухою

У самого синего моря…»

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

10.Назовите сказку, где некая высокопоставленная женщина выживает свою родственницу, при помощи специального устройства и отравляет ее. Умершую помещают в гроб, однако, девушка, благодаря своему жениху, оживает. ( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

11. Назовите сказку, в которой голова, отделенная от тела, сама называет имя своего убийцы ( Поэма « Руслан и Людмила» )

12. Назовите сказку, в которой два брата губят друг друга, а их престарелый отец, мечтая жениться на молодой красавице, жестоко обходится со своим верным слугой, за что и получает заслуженное наказание. («Сказка о Золотом петушке»)

13. Назовите сказку, в которой даже существо обладающее чудесными способностями, не в силах выполнить запросы жадной старухи, за что жестоко ее наказывает  (« Сказка о рыбаке и рыбке»)

14. Какая сказка начинается словами:

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.»

(Сказка о царе Салтане»)

15. Как называется малоизвестная, незаконченная сказка А.С.Пушкина?

(«Сказка о медведихе»)

16. Назовите сказки в которых мы встречаемся с Черномором, как положительным героем, и сказку – где Черномор – отрицательный герой.

(Поэма «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане»)

Тема 5: « Сказочная математика»

1.Сколько девиц пряло поздно вечерком под окном в одной из сказок Пушкина? (Три)

2.Сколько богатырей было под началом дядьки Черномора? (Тридцать три)

3.Сколько сыновей имел царь Дадон? (Два)

4.Сколько раз закидывал старик невод в море, прежде, чем поймал золотую рыбку? (Три раза)

5.Сколько раз были в гостях у царя Салтана купцы? (Четыре)

6.Сколько сестер было у жены царя Салтана? (Две)

7.Сколько богатырей было в сказке о мертвой царевне? (Семь)

8.Сколько щелчков получил от Балды поп? (Три)

9.Что, в числовом отношении, приготовил царь – отец в приданое молодой царевне в сказке о мертвой царевне? (Семь торговых городов и сто сорок теремов)

10.Через сколько дней кричал золотой петушок, предупреждая царя Дадона об опасности? (Через восемь дней)

11.Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (Тридцать лет и три года)

12.За скольких ел работник Балда? (За четверых)

13.За скольких человек работал Балда? (За семерых)

14.За сколько лет надо было взять Балде оброк с чертей? (За три года)

15.Скольких зайцев поймал Балда, чтобы обмануть чертей? (Двух)

Тема 6: «Сказочный винегрет»

1.В кого превращала золотая рыбка старуху, исполняя ее желания? (В столбовую дворянку, в вольную царицу, во владычицу морскую)

2.Когда родилась царевна из сказки о мертвой царевне? (В сочельник, то есть 6 января)

3.Назовите волшебный предмет, которым владела злая царица из сказки о мертвой царевне. (Зеркальце)

4.Как называлась торговая площадь, на которой Балда встретился с попом и тот нанял его к себе на работу? (Базар)

5.Он по морю гуляет, и кораблик подгоняет в одной из сказок Пушкина. (Ветер)

6.Что понадобилось старику, чтобы поймать золотую рыбку? (Невод)

7.По какому принципу движется с бабой Ягой в пушкинском Лукоморье? (Идет, бредет сама собой)

8.Как назывался дом, в котором жили старик и старуха? (Землянка)

9.Назовите первый заказ, исполненный золотой рыбкой. (Новое корыто)

10. Чего лишился поп, после второго щелчка Балды? (Языка)

11.Кто помог Елисею отыскать невесту? (Ветер)

12.Продолжите фразу:

«Вот в сочельник в самый, в ночь,

Бог дает царице …» (Дочь)

13. На какую работу был нанят попом Балда? (Повар, конюх, плотник)

14.Что кричал золотой петушок, сидя на спице? (Кири- ку –ку, царствуй, лежа на боку)

15. Какие изделия из золотых скорлупок, чеканились и пускались в ход по свету в одной из сказок Пушкина? (Золотые монеты)

17. Что хотела приготовить на весь мир одна из девиц в сказке о царе Салтане? (Пир)

Подведение итогов и награждение победителей.

Литература:

Пушкин А.С. «Сказка о Золотом петушке»

Пушкин А.С. « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Пушкин А.С. «Сказка о попе и работнике его Балде»

Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане»

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

(2-3 минуты)

— С какой сказкой мы с вами работаем уже несколько уроков?

— Стремление к любознательности (Л);

Обращает внимание ребят на экран: «Посмотрите на иллюстрации к сказке и скажите, кто изображен на них?
Слайд 1

Предполагаемый ответ: «На первой мы видим мачеху, а другой – царевну молодую».

— умение сопоставлять репродукции (П);

Спрашивает: «Вы догадались, о каких героях пойдет речь на уроке?»

Как вы думаете, ребята, удалось художнику показать, кто из них злой, а кто добрый?

Предполагаемый ответ: «Будем говорить о царице — мачехе и о царевне».

Ребята, мы с вами прочитали уже много сказок. В каждой из них мы встречались с добрыми и злыми героями. А что они делают между собой?

Слайд 2

Предполагаемый ответ: «Сталкиваются, ругаются, борются«.

Правильно. Может, вы сформулируете тему нашего урока, используя опорное слово? Но, сначала я предлагаю подобрать однокоренное существительное

Предлагают название темы урока: борются — борьба

— умение прогнозировать тему урока (Р);

Запишите тему урока.

Слайд 3

Записывают тему урока: Борьба добрых и злых сил. (По «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина).

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
(3-4 минуты).

Ребята, вы внимательно читали сказку?

Я хочу предложить вам задание. Перед вами «текст с пропусками». Попробуйте вставить вместо пропусков опорные слова.

(Приложение 1 – текст с пропусками)

Выполняют пробное действие.

— умение контролировать свое время и управлять им (Р);

— умение предвидеть причину затруднения (Р);

— умение формулировать проблему (Р);

Все ли справились с заданием?

Почему?

Что необходимо нам сделать, чтобы справиться с заданием?

Плохо знаем содержание сказки. Невнимательно читали.

Вернуться к сказке и еще раз прочитать, проанализировать

Мы всю сказку будем анализировать или только отрывки? (вспомните репродукции картин и выполненную работу с текстом)

Только отрывки, в которых встречаются мачеха и царевна.

3. Постановка учебной задачи.

(3-4 минуты)

Какую первую задачу мы ставим перед собой?

Слайд 4.

Предполагаемый ответ:

— проанализировать отрывки, в которых встречаются мачеха и царевна;

— умение управлять своей деятельностью (постановка и формулирование задачи предстоящей учебной деятельности (Р);

Правильно. Итак, мы должны проанализировать эпизоды, в которых встречаются мачеха и молодая царевна.

Как вы думаете, зачем мы будем анализировать отрывки, связанные с царицей и царевной?

Вторая задача, которую мы ставим перед собой: сравнить мачеху и царевну.

Сравнить мачеху и царевну.

«Молодцы. Ребята, мы часто на уроках, читая литературные произведения, тексты, находили в них опорные слова. Зачем?

Сегодня мы будем с помощью опорных слов анализировать отрывки из сказки, сравнивать героев и давать им характеристику. (Это третья задача)

Опорные слова по-другому называются ключевыми словами.

Запомнить и пересказать текст

— умение работать со справочным материалом (П);

Что такое – ключевые слова? Давайте обратимся к определению. Слайд 5.

Ключевые слова – это значимые для понимания текста слова. Запишите определение в тетрадь.

С помощью ключевых слов мы научимся глубоко проникать в содержание текста, что позволит нам выполнять любые задания, в том числе и творческие.

Ключевыми словами мы можем пользоваться, когда работаем с правилом,
с текстом параграфа на любом уроке.

Читает ученик со слайда определение.

Записывают в тетрадь.

4.«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
(4-5 минут).

Обращаю внимание ребят к тексту сказки. Уже с первых страниц автор подчеркивает разницу между главными героями сказки. Откройте стр. 78.
Найдите строчку:
«Долго царь …», продолжите ее. Прочитайте отрывок и укажите ключевые слова, которые точно характеризуют царицу-мачеху, и запишите в соответствующий столбик в ваших иллюстрированных таблицах.

(Приложение 3 – иллюстрированная таблица)

Предполагаемые записи: «молодица, высока, стройна, бела, горда, ломлива, своенравна, ревнива».

— умение работать с текстом сказки (П);

— умение самостоятельно извлекать необходимую информацию для решения задач урока (Р);

— умение работать с таблицей (П);

— умение подводить итоги о проделанной работе (Р);

— умение самостоятельно контролировать свою работу по эталону, анализировать и оценивать (Р);

Работаем дальше.
Откройте стр.
79. Найдите строчку:
«Но царевна молодая,» и с. 80 «На девичник собираясь…,», продолжите их. Прочитайте отрывки и укажите ключевые слова, которые точно характеризуют царевну,
и запишите в соответствующий столбик таблицы.

Предполагаемые записи:

«белолица, черноброва, нраву кроткого такого», «милее, румяней, белее».

А теперь сравните свои записи и проведите работу над ошибками.

Слайд 6.

(Приложение 4 – оценочный лист )

Проверяют свои записи, сравнивают, оценивают работу.

нраву кроткого» — скромная, благовоспитанная, послушная.

Ребята, посмотрите, как автор любит царевну. Какие красивые слова он находит для нее! Но мачеха-то тоже «молодица, высока, стройна, бела». Всегда ли можно судить по внешним признакам о человеке?

Нет, в случае с мачехой нельзя.

Итак, какой предстает мачеха перед нами? А царевна?

Помогаю сделать вывод.

Предполагаемые ответы:

-мачеха уже в начале сказки предстает перед нами злой, а царевна — доброй. И по внешнему виду нельзя судить о внутренних качествах человека

Ребята, посмотрите, что предлагает нам толковый словарь для определения однокоренных слов зло – злой, добро – добрый.

(Приложение 5 – словарные статьи)

Используя ключевые слова из этих определений, составьте предложения, кого можно назвать злым, а кого добрым человеком. Запишите их в тетради.

Посмотрите, что у меня получилось. Давайте прочитаем определения.

Слайд 7.

Формулируют свои определения

Ученик читает определения со слайда.

— умение работать со словарем (П);

5.Первичное закрепление
(4-5 минут).

В теме нашего урока ключевое слово (помогайте) борьба добра со злом. Давайте посмотрим, как это происходит в сказке? Я предлагаю продолжить работу над текстом сказки.

Откройте стр.81. Найдите строчки, в которых говорится о том, какое испытание придумала мачеха царевне в первый раз. Выделите ключевые слова.

Слайд 8. (Чернавка ведет в лес)

Предполагаемый ответ: «Позвала к себе Чернавку

……………………………

На съедение волкам».

— умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (К);

— умение корректировать свою и чужую работу (Р);

— умение анализировать и извлекать необходимую информацию для решения задач урока (П);

— умение прогнозировать результат (Р);

— умение оценивать свою и чужую работу (Р);

— умение работать с текстом сказки (П);

— умение работать со словарной статьей учебника (П);

— умение подводить итоги (Р);

— умение строить логические рассуждения (П);

Вы сказали, что царевна добрая, смог бы автор оставить ее в беде?

Откройте стр.81. Найдите место, где говорится о том, как поступила с ней Чернавка.

А почему она отпустила царевну?

«Нет».

Предполагаемый ответ:

«Та, в душе ее любя,

……………………..

Отпустила и сказала:»

Любила ее за доброту.

«Что далее происходит с царевной? Откройте стр.82. Найдите строчки, в которых говорится о ее судьбе.

Выделите ключевые слова.

Что же с ней стало?»

Предполагаемый ответ:

«Но невеста молодая,

………………………

И на терем набрела».

Она оказалась у семи богатырей.

«Ребята, удалось мачехе погубить молодую царевну? Почему? Используйте при ответе словарную статью, где даны значения слов добро — добрый».

«Вот видите, все на стороне доброй царевны: и автор, и Чернавка, и я. А вы?».

«Нет. Она хорошая, добрая, никому плохого не сделала, никого не обидела, ее любят все, и автор, и Чернавка».

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (6-7 минут).

Работа в парах

«Ребята, откройте стр. 86 — 88, найдите самостоятельно отрывок, в котором говорится о том, какое зло придумала мачеха во второй раз? Используя ключевые слова, кратко перескажите о злом умысле мачехи».

(Приложение 6 — алгоритм самооценки)

Слайд 9.

(Черница угощает отравленным яблоком)

Предполагаемый ответ:

— пересказывают эпизод с отравленным яблоком.

— умение организовать себя для самостоятельной

работы (Л);

— умение работать в паре (К);

— умение оценивать свою и чужую работу (Р);

— умение работать с высказыванием (П);

— умение самостоятельно контролировать свою работу, анализировать и оценивать (Р);

— рефлексия своих действий (Л);

— умение подводить итоги (Р);

Физминутка (соберите пословицу)

Добро не умрет, а зло пропадет.

Злая мысль самому навредит.

Мачехе удалось погубить царевну в этом отрывке?

Да. Она умирает.

Ребята, известный грузинский поэт ШОТА РУСТАВЕЛИ когда-то сказал, что лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет. Слайд 10.

Мог ли А.С. Пушкин допустить, чтобы его любимая героиня умерла?

Работа в парах

Обратитесь к тексту сказки стр. 92 — 93.

Прочитайте еще раз, чем заканчивается сказка: найдите ключевые слова и расскажите с их помощью ответ на вопрос, что произошло с царевной и мачехой?

Слайд 11. (концовка сказки)

(Приложение 6 — алгоритм самооценки)

Предполагаемый ответ:

— царевна ожила, а мачеха умерла от тоски;

Почему ожила царевна?

Значит, прав был грузинский поэт — добро — бессмертно?

-она добрая;

-да.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение
(7-8 минут).

«Как считаете, хорошо знаете содержание проанализированных отрывков сказки?»

Вернемся к тексту с пропусками, попробуем еще раз дать характеристику героям и оценить их поступки, пользуясь текстом сказки?

Слайд 12.

Выполняют работу, проверяют.

— умение прогнозировать результат (Р);

— умение выполнять действия по алгоритму (Р);

— умение анализировать новые знания и применять их в учебном действии (П);

8.Рефлексия деятельности.

Есть желающие прочитать то, что получилось?

Читают.

— рефлексия своих действий (Л);

Ребята, какой урок вы извлекли для себя?

Помогаю сделать вывод: важна не столько внешняя, сколько внутренняя красота.

Мы, ребята, знаем много сказок, и в каждой из них одна и та же народная мудрость: добро всегда побеждает зло.

Высказываются по желанию:

— надо быть добрым, как царевна;

— надо помогать людям, которые попали в беду…

— В сказке добро побеждает зло.

9.Итог урока
(1-2 минуты)

Итак, подведем итоги урока.

Как иначе называются опорные слова? Для чего нужны ключевые слова?

— ключевые слова;

— для того чтобы дать характеристику героям.

— умение строить логическую цепь рассуждения и делать обобщения (К);

— умение адекватно оценивать свою работу на уроке (Р).

Ребята, на уроке мы с вами научились давать характеристику героям с помощью ключевых слов, но умение находить ключевые слова понадобится вам и на других уроках, я буду очень рада, если вы этим умением воспользуетесь.

Запишите домашнее задание: написать рассказ по заданному плану, используя нашу с вами заготовку (текст с дырками) в качестве основной части рассказа. (Приложение 7 – план рассказа)

На вопросы, выделенные курсивом, отвечаете по желанию. Прежде чем на них ответить, необходимо будет проанализировать отрывок из сказки. Какой, догадайтесь сами.

Записывают домашнее задание.

Выставление оценок.

Ребята, «доброе дело без награды не остается». Вы хорошо сегодня поработали.

Ставят себе оценки за урок.

  • План к рассказу воробей тургенева
  • План к рассказу где это видано где это слыхано в драгунский 3 класс
  • План к рассказу барсучий нос 3 класс перспектива
  • План к рассказу ашик кериб 4 класс литература
  • План итоговое сочинение 2022 направления и темы фипи