План характеристики героя сказки о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс царевна

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ухоловская средняя школа рязанской области александровская начальная школа конспект урока литературного чтения в 4 классе

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Ухоловская средняя школа Рязанской области «Александровская начальная школа»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

                               А.А.Пушкин 

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».  

Разработала:

Латина Елена Алексеевна

2020г

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Класс: 4

Предмет: литературное чтение

УМК: Школа России

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Тип урока:  урок закрепления изученного.

Цели: обучать грамотному, выразительному чтению; учить анализировать поступки героев; учить делить текст на части; формировать умения анализировать литературные произведения, аргументировать свой ответ; развивать речевые умения и творческие способности; формировать осознанное чтение целыми словами; воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания; формировать прочные нравственные позиции на определение истинной  красоты; воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Планируемые результаты:

Предметные:

Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Личностные. Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красот человеческих отношений, уважение к старшим).

Метапредметные:

Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, портрет А.С. Пушкина, толковые словари.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Вы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться

Работать как? (старательно)

А слушать как? (внимательно)

Если хочешь отвечать, руку не забудь поднять

Если спросят надо встать

Громко чётко отвечать.

— Ребята, какое нужно настроение, чтобы наш урок получился удачным? Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.

2Вступительное слово учителя

—  Ребята, сказку какого писателя мы с вами читаем? Открою вам маленький секрет. Сказки предназначались автором для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а значит, и содержание сказок столь же глубоко и серьёзно. Мы знакомы со сказками А.С. Пушкина с раннего детства. Невозможно найти человека, который не знал бы замечательные произведения русского писателя. Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему все не ослабевает. А стихи и сказки становятся все ближе, дороже и нужнее.

3.Проверка домашнего задания

4.Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

— Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы познакомились на прошлом уроке. 

— Скажите, что мы можем узнать из названия. 

— Кто такой богатырь? Давайте найдём значение этого слова в словарях. 

— Ребята, скажите, к какому литературному жанру относится наше произведение?  Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки

— Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое — Добро и Зло? Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке? 

— Правильно, ребята, цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.

Вам необходимо найти в толковом словаре значение этих слов.

Добро — 1) всё положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.)

Зло – 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

— Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

— Можем ли мы  четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”?

— А сейчас определим задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить? 

5. Работа по теме урока. Первичное закрепление в знакомой ситуации

— Итак, какие герои сказки главные, без которых не было бы описанных событий.

— Разберёмся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый.

( Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молодая…» на стр. 75)

— Что мы узнали из начала сказки?

— Отчего умерла царица?

— Найдите описание новой царицы.

— Как вы понимаете выражение « и умом и всем взяла»?

— Объясните значение слов «ломлива», «своенравна».

— Как автор показывает характер молодой царевны? 

— Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

— Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

— Обладает ли добрый человек такими чувствами? 

— А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

—  И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? 

—  С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела

— Что узнала царица от зеркальца?

— Зеркальце сказало правду, а нужно ли было её говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

— Ребята, а вы любите правду? Нужна, ли она вообще в жизни?

— Как вы понимаете значение выражения «чёрная и белая зависть»? Чем они отличаются?

— Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят?

— К чему привела чёрная зависть в сказке?

— Что можно сказать о царевне? 

— Какая была царица

—  Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу — стр.71, царевну — стр.72.

6. (Работа в группах — таблица) Составьте словесный портрет главных героев.

Царица

Царевна

Царского происхождения, умны, красивы

Внешность

Высока

Стройна

Бела

Белолица

Черноброва

Характер и поведение

Злая

Завистливая

Гордая

Своенравная

Ленивая

Грубая

Надменная

Жестокосердная

Ревнивая

Добрая

Бескорыстная

Скромная

Кроткая

Трудолюбивая

Вежливая

Простая

Добродетельная

Терпеливая

— Подумайте кто из наших героев положительный, а кто отрицательный?

— Что такое положительные и отрицательные черты характера? 

— Ребята, а как можно определить , злой или добрый человек? Ведь каждый человек считает себя хорошим. 

7. Физкультминутка

8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Прогнозирование содержания сказки.

— Ребята, давайте посмотрим, как дальше будут развиваться события в сказке.

( Чтение продолжения сказки до слов «Раз царевна молодая…» стр. 80)

— Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?

— О каких чертах характера это говорит?

— Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?

— Как богатыри узнали, что в их доме царевна?

-Как царевне жилось у богатырей?

— Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?

— Как братья пришли свататься к царевне?

— Почему она им отказала? Какой она была?

— Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?

— Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев

— Составьте характеристику любого героя сказки по следующему плану.

План характеристики героя сказки.

  1. Где живёт герой?

  2. Внешний облик героя.

  3. Какие поступки совершает?

  4. Какой характер у героя?

  5. Как к герою относится автор?

  6. Своё отношение к герою

( Работа в парах)

( После подготовки заслушивают несколько ответов)

Оценивается работа в группах.

— Молодцы, потрудились на славу.

— Какими предстали перед нами герои сказки?

Чем они нам понравились или не понравились?

— Как силы природы помогали героям сказки?

— В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят.

-Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми?

9. Рефлексия

Прочитайте пословицу.

Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.

— Как вы понимаете её смысл?

С каким настроением вы заканчиваете урок?

— За что бы вы себя похвалили сегодня.

— Как вы себя бы оценили.

10. Подведение итогов урока

— Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют?

— Как автор относится к главным героям? Докажите.

— Царица была не только злой, но и очень завистливой. Она завидовала молодости и красоты царевне. Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

— Как вы думаете, царица изменится в следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.

11.Домашнее задание.

Дочитать сказку до конца. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

— Спасибо за урок!

Тема: А.С. Пушкин. «Сказка  о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Характеристика героев сказки, отношение к ним.

Цель урока: учить анализировать произведение.

1) создать условия для формирования умения анализировать поступки главных героев, с целью составления  характеристики и выявления мотивов поступков; аргументировать свой ответ; учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках; способствовать развитию умений работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст;

3) Раскрывать нравственный смысл сказки А.С. Пушкина (ответить на вопрос, чему учит нас сказка?); способствовать формированию прочной нравственной позиции, положительного отношения к доброте и состраданию, умению отличать истинную красоту от мнимой.

Тип урока:  комбинированный.

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.

Оборудование урока:  учебник литературного чтения под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, 4 класс, карточки, мультимедийная презентация, компьютер., иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, русский язык, окружающий мир.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Мотивация

— Я хочу с вами поделиться частичкой доброты. Доброта спасёт мир. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам плодотворной работы на уроке.

Улыбаются друг другу.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками

I. Проверка домашнего задания Актуализация опорных знаний.

— С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

-Что мы можем узнать из названия?

-А кто такой богатырь?

— Мы получили неоднозначные ответы.

— Как мы можем узнать ответ на вопрос?

Работа в группах.

1 группа — читает в словаре Ожегова, узнаёт у взрослых

2 группа — СВОЁ МНЕНИЕ

Проверка всех определений.

— Докажите, что это произведение действительно сказка

Работа в группах

1.        зачин

2.        волшебные предметы

3.        сказочные слова и выражения

4.        троекратный повтор

5.        борьба добра и зла

6.        добро побеждает зло

7.        концовка

Группы представляют своё исследование.

— Как вы думаете, кто в этой сказке  главный герой?

— Есть ли еще герои в сказке?

 (помещаю на доске слова- надписи).

— А на какие группы можно разделить всех этих героев?

Я предлагаю разделить героев на такие группы: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники.

— Есть ли в сказке ещё один герой? К какой группе вы его отнесёте и почему?

(Дети работают в парах)

Проверяем работу.

В сказке герои царевна и семь богатырей.

Спросить у взрослых, узнать из словаря, посмотреть в интернете, СВОЁ МНЕНИЕ

царевна

королевич — Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер

Дети высказывают свои предположения

Группы представляют своё исследование.

Выступают парами от группы

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта Взаимодействуют с учителем, работают в паре

Участвуют  в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Оценивают правильность чтения наизусть отрывка из сказки

Исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения домашнего задания.

Проводят прогностическую оценку задания на основе усвоенного способа действия:

Я справлюсь…

Я не уверен…

Мне нужна помощь…

II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи Определение целей
урока

— Как вы думаете, а почему я поместила главную героиню в центре?

— А  почему главной героиней А.С. Пушкин выбирает именно царевну?

(вопрос записан на доске, а дети высказывают свои предположения)

— Ну что ж, давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.

 — Какова цель урока?

— Проведем с вами исследование, попробуем понять замысел автора.

Вокруг нее разворачиваются все события

Выяснить, почему автор выбрал главной героиней именно царевну

Умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов. Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в  учебном  диалоге.

Предлагают способы выхода из затруднения: посмотреть в  словаре, прочитать в учебнике и т.д.

Участвуют  в  учебном  диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Определяют и формулируют с помощью учителя тему урока, цель в виде проблемного вопроса.

III. Поиск решения.

Решение проблемы (пошаговое) РАБОТА В ПАРАХ

1.У меня на доске записаны слова, прочитайте их. Как вы думаете, что они обозначают? (черты характера)

2.Попробуйте разделить их на 2 столбика

Добрая Злобная Кроткая       Завистливая Ласковая    Жадная Нежная    

Равнодушная  Верный Преданный Любящий Бессердечная

— Как разделили эти слова? И почему именно так?

— Как вы думаете, зачем я взяла эти слова, именно на этом уроке?

ответ: это черты характера – положительные и отрицательные

ответ: чтобы можно было охарактеризовать героев сказки

Осуществлять анализ произведения.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания.

Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Работают с толковым словарем.

Характеристика героев

РАЗМИНКА (физминутка)

1)-Давайте попробуем дать характеристику двум героиням ПО    ВАРИАНТАМ

Составьте синквейн по темам «Царевна», «Царица»

          ( проверяем)

-Докажите словами из текста, что вы правильно охарактеризовали героев

— Мы с вами охарактеризовали двух главных героинь, а теперь давайте выясним, какие между ними были отношения, а так же, как складывались отношения между главной героиней и другими персонажами сказки.

(выборочное чтение)

Царевна –

а) белолица, черноброва… (стр. 74)

б) речь   (стр. 76)

в) любящая  (стр. 80). Почему отказала?

г) как она разговаривала с нищей Черницей?  (стр. 82)

д) как к ней относится автор?

е) а как вы относитесь к ней?

Царица –

а) докажите, что она действительно красивая, умная (стр. 73)

б) завистливая (стр. 76)

в) злобная  (стр. 75)

г) как к ней относится автор?

д) а как вы к ней относитесь?

(ответ: она умирает от злобы и ненависти)

Осуществлять анализ произведения.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания.

Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Выражение решения

Царевна:

— любит как братьев, семерых богатырей;                                                                                              уважает их;

не перечит им;

— любит Елисея;

— добра к Чернавке.

Елисей:

— любит царевну, уважает.                                        Чернавка:

— жалеет царевну.

Царица:

— любит себя;

— завидует, ненавидит царевну.                                      

Высказывают своё мнение.

Осуществлять анализ произведения, сравнительную характеристику героев.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе. Строить понятные для собеседника высказывания.

Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Вывод

— Какой вывод можно сделать?

— А царевна, что всем окружающим дарит?  (ответ: добро)

— Так почему же главной героиней Пушкин выбирает именно царевну?

— Она находится в самой гуще событий, все действия разворачиваются вокруг неё, кроме того она несёт окружающим только добро. Автор показывает на примере главной героини, как надо строить свои отношения с людьми. Каждый человек должен помнить, что зависть — один из главных пороков.

— Какова же главная мысль этого произведения?

Есть такая пословица: «Как аукнется, так и откликнется».

Как ты поступаешь с людьми, так и с тобой поступают. За добро платят добром, а зло притягивает к себе зло.

(ответ) 

Старайся  делать  людям добро.  Зависть  и злоба сами себя наказывают.

Осуществлять анализ произведения, высказывать своё мнение.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.. Строить понятные для собеседника высказывания.

Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

IV. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

— Из предложенных выполнить два задания по вашему выбору.

Выучить наизусть   обращение Елисея к  солнцу, месяцу и ветру.

Подготовить пересказ любого отрывка.

Выполнить задание в рабочей тетради (с. 29)

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимают самостоятельное решение.

Планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

V. Итог урока. Рефлексия

        Оцени себя:

На уроке я

•        Работал в группе

•        Работал в парах

•        Отвечал на вопросы

•        Работал с учебником

•        Составлял синквейн

Журнал.

Поставь отметки на оценочной шкале.

Оцени, насколько тебе понравился урок

•        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Насколько трудны для тебя были задачи урока

•        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Оцени своё усердие в решение этих задач

•        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Насколько сплоченно работала твоя группа

•        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

— Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке? Какие герои и эпизоды сказки понравились вам более всего?

– Мотивы каких народных сказок вы вспомнили, читая сказку А. С. Пушкина?

– Выигрывает ли повествование благодаря стихотворной форме изложения?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

Оценивают сою работу. Делают выводы о результатах самостоятельной и совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.

Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 королевич Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Главные герои Сказки о мертвой царевне

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» запоминается на всю жизнь. В этом произведении много героев. Почти все они являются главными.

Характеристика главных героев

Царевна

Царевна является воплощением доброты, скромности и красоты. Причем красота у царевны не только внешняя, но и внутренняя. Читая сказку, я очень переживала за милую царевну. Ее кротость и трудолюбие, красота и душевная теплота восхищают меня. Пушкин так сумел представить образ царевны, что с первых страниц читатель очарован качествами девушки. В ней нет гордыни и высокомерия, несмотря на то, что она царская дочь.

Царевна отличается вежливостью и трудолюбием. Она не может сидеть без работы. Очень хорошо это видно, когда царевна попадает в дом семи братьев-богатырей. Девушка подмела светлицу, прибрала все. О ее трудолюбии говорит и то, что она умеет прясть. По всему заметно, что царевна неизбалованна. Ей чужды такие качества, как лень, горделивость, надменность. Она проста. Ее главным украшением являются вежливость, доброта, трудолюбие.

Еще одно не менее важное качество царевны – ее преданность. Она всей душой любит королевича Елисея. Царевна отвергает предложение семи богатырей. Делает она это очень тактично, мягко, так, чтобы не обидеть своих новых друзей. То есть царевна еще и очень тактичная.

Царица

В сказке образу царевны противопоставлена злая красавица-царица, которая озабочена лишь своей внешностью. Царица, мачеха царевны, красива, но очень спесива, высокомерна и своенравна. Она не может простить прекрасной царевне, что та милее и краше нее. Черная зависть, овладевшая царицей, толкает ее на жестокий и страшный поступок. Она решает убить царевну.

Не щадит царица и свое любимое зеркальце, которое не умеет лгать. Услышав от него нежеланный ответ, царица бросает зеркало под лавку как ненужный предмет. Ею овладевает желание отомстить царевне за ее превосходство над мачехой.

Такие люди, как царица, страшны как сами по себе, так и тем, что приобщают к достижению своих корыстных, грязных целей других людей. Так, царица требует от Чернавки полного повиновения. Она приказывает ей отвести царевну в дремучий лес и бросить ее там связанную на съедение хищникам.

Чернавка

Девушка-прислуга оказалась очень доброй. Она сжалилась над попавшей в беду царевной. Чернавка не стала убивать прекрасную царевну, а отпустила ее. Этот эпизод подтверждает мысль о том, что добрых людей вокруг нас намного больше.

Семеро богатырей

Братья живут в тереме, который стоит в лесу. Они очень дружны, хороши собой. Радушно приняли царевну, хотя и не знали, что это царская дочь. Братья честные и добрые люди.Влюбившись в прекрасную невесту, они приходят к ней, чтобы разрешить свой спор. Получив отказ, не сердятся на девушку, с уважением относятся к ее выбору.

Королевич Елисей

Королевич Елисей очень любит свою невесту. Услышав о ее исчезновении, тут же отправляется на поиски царевны.Только его любовь и помогла оживить отравленную царевну.

Зеркальце

Оно правдивое, не умеющее лгать и льстить. Для зеркальца правда превыше всего.

Итог

Противостояние добра и зла заканчивается в сказке Пушкина победой добрых сил.

Идея сказки сводится к мысли о том, что дерево ценится по плодам, а человек – по делам. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из нас мог гордиться своими поступками и мыслями.

Что может сравниться со сказками! Наверное, нет в мире ни одного человека, который бы не любил их. Сказки прочно входят в нашу жизнь еще в раннем детстве. Их дарит нам нежный голос мамы. Повзрослев, мы уже сами читаем их, переживая за судьбу героев, радуясь их успехам, огорчаясь их неудачам.

2 вариант

В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», написанной в Болдино, А.С. Пушкин в очередной раз доказал, что является мастером изображения черт характера персонажей. Главная героиня данного произведения – молодая царевна. С раннего детства судьба к ней оказалась неблагосклонной. Она не знала, что такое материнская ласка. Её мать умерла вскоре после родов, а отец через год женился на другой женщине. Та больше интересовалась собой, а не ребёнком.

Годы пролетели. Выросла царевна красавицей: стала белолицая, румяная, чернобровая. Да и нрав у неё был спокойный, а сердце – доброе. Все её любили. Только царица-мачеха возненавидела за красоту и решила погубить. Однако обстоятельства сложились таким образом, что девушку приютили в лесном доме 7 богатырей. А она, хоть и была царского рода, добровольно выполняла в их тереме разную работу: убирала, печку топила, кушать готовила.

Царевна осталась верна жениху и отклонила предложение братьев-богатырей выйти за кого-то из них замуж. За собственные добродетели в конце сказки она была вознаграждена, то есть обвенчалась с возлюбленным.

Королевич Елисей – жених царевны. Он красивый, смелый, мужественный, настойчивый. Юноша по-настоящему любит свою невесту, а не прельщён её богатым приданным. Узнав о неожиданной пропаже царской дочки, Елисей не раздумывая отправляется на поиски.

Он не теряет надежды и вежливо обращается за помощью не только к людям, но также к красному солнышку, месяцу ясному, ветру могучему и находит-таки свою суженую. Но она мертва. Рыдая от горя, королевич со всей силой ударяется о хрустальный гроб, в котором лежит невеста, и разбивает его. Ожившую после этого царевну Елисей берёт на руки, бережно выносит из мрачной пещеры и отправляется с ней в обратный путь.

Царица – мачеха царевны – женщина умная и очень красивая, но обладает скверным характером. Ей до умопомрачения хочется быть самой привлекательной на свете. Она имеет волшебное зеркало, умеющее говорить, и ежедневно просиживает перед ним немало времени. Услышав от него однажды, что юная царевна краше её, не может смириться с подобным фактом. Приказывает служанке привязать падчерицу в дремучем лесу к дереву и оставить на съедение диким зверям, а позже собственноручно даёт бедняге отравленное яблоко. Как воплощение сил зла, в финале сказки она умирает.

Чернавка – служанка завистливой царицы. Боясь ослушаться хозяйку, отводит в лес царевну и просто отпускает. Ей жаль губить невинную душу.

Богатыри – это семь удалых братьев-молодцев, живущих в лесном тереме. Они всегда вместе: и на охоте, и в сражениях с врагами родной земли. Воспитаны и порядочны. Заботятся о царевне, как о родной сестре.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои Сказки о мертвой царевне

Главные герои Сказки о мертвой царевне

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Вампилова Прошлым летом в Чулимске

    Александр Вампилов русский драматург прозаик. Он написал множество пьес: одноактные, короткие сцены, прозу. По его произведениям ставят спектакли, созданы фильмы, поставлена, опера на музыку на музыку

  • Старые и новые хозяева вишневого сада (По пьесе Чехова)

    Одним из последних творений Антона Павловича, была пьеса «Вишнёвый сад». Пьеса была закончена в 1903году, а поставлена уже в начале 1904 года.

  • Мое любимое произведение Пушкина

    А.С. Пушкин, великий поэт и верный спутник в жизни многих людей. На его книгах выросло не одно поколение. Каждое его произведение наполнено огромным смыслом. Перечитывая его рассказы, складывается впечатление

  • Анализ произведения Дело Артамоновых Горького

    Жанровая направленность произведения представляет собой реалистическую прозу, ключевая тематика которой определяется в виде изображения жизни нескольких поколений одной семьи в период угасания капиталистического строя.

  • Анализ произведения Фауст Гете

    Основным персонажем пьесы является доктор Фауст, который олицетворяет в себе грезы и мечты многих людей своего времени. И в первую очередь – это познание мира.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Царевна – при родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту.
  • Королевич Елисей – жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён.
  • Мачеха, жена Царя — вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. Хочет сжить царевну со свету.

Другие персонажи:

  • 7 богатырей – молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.
  • Чернавка – служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Они интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

Царевна и её мачеха

Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.

О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:

  • своенравие;
  • гордость;
  • ревность.

В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.

Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.

Читатель не имеет представления о детстве царевны. Она росла тихомолком и вдруг расцвела. Сразу же после этого девушка становится жертвой своей завистливой мачехи. Тут читатель проникается к бедной девушке хорошими чувствами. Чернавка любит свою жертву и не может причинить ей зла. Дальнейшее описание поступков героини раскрывает всё больше положительных качеств.

Царевна является идеальным положительным персонажем. Её внешний облик прекрасен, а поведение — выше всех похвал. Это завораживает и заставляет окружающих персонажей хорошо к ней относится. Семеро богатырей называют себя братьями девушки и защищают её от всех опасностей.

Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.

«Сказка о мертвой царевне» очень краткое содержание

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» краткое содержание для читательского дневника:

У царя растет красавица-дочь. Мачеха считается самой красивой женщиной царства, о чем ей постоянно говорит волшебное зеркало, но, когда царевна подрастает, зеркало сообщает, что царевна красивее.

Мачеха, завидуя, приказывает служанке оставить девушку в лесу на съедение волкам, но служанка жалеет госпожу и не связывает ее. Царевна находит дом богатырей и живет с ними. Царица приходит к ней в образе старухи и дает отравленное яблоко.

Царевна засыпает мертвым сном. Елисей находит девушку и пробуждает. Они женятся, а царица умирает от злости.

Вывод:

Зависть, ненависть, гнев и злоба не дают ничего, кроме зла. Каждый человек имеет столько прекрасного в жизни, не нужно смотреть на других и сравнивать, жизнь коротка, намного разумнее — наслаждаться моментом и радоваться тому, что имеешь.

Сказка Пушкина о царевне и семи богатырях по сюжету едва ли не точь-в-точь похожа на сказку Белоснежка братьев Гримм. Написанная в стихах, она рассказывает о царице, которая родила прекрасную дочь, но вскоре умерла, а царь женился вновь и у девочки появилась мачеха. Та всё время спрашивала своё волшебное зеркальце “Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” и однажды зеркальце ответило, что это не так… Итак, Сказка Пушкина о Царевне и Семи Богатырях — читайте на нашем сайте.

Краткое содержание

Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.

План основных событий сказки:

  • Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
  • Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
  • Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
  • Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
  • Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
  • Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
  • Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
  • Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
  • Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
  • Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
  • Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
  • Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
  • Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.

Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.

Короткий пересказ «Сказка о мертвой царевне»

Краткое содержание сказки Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»:

Царь поехал на войну, защищать свое государство от неприятелей. Царица осталась ждать мужа дома. Она очень тосковала по своему любимому, от окна не отходила. Все ждала. В одну из ночей у нее рождается дочь. Вскоре воротился царь, а государыня умерла. Тяжело пришлось супругу, любил он очень жену. Потужил государь, да и женился во второй раз.

Вторая супруга была редкой красавицей, но по характеру злой. У нее было зеркальце, у которого она все время справлялась о своей красоте. Однажды, задав привычный вопрос, царица получила неприятный ответ. Зеркало сказало, что прекраснее ее падчерица, девушка самая красивая на свете. Царица пришла в бешенство и решила извести приемную дочь.

Приказала государыня служанке отвести девушку в лес и привязать к дереву, чтобы ту съели волки. Служанка была доброй, к тому же она хорошо относилась к царской дочери, а новую государыню не любила. Прислужница, просто оставила падчерицу в чаще, не привязывая.

Царевна блуждала по лесу и увидела дом, она зашла туда, навела порядок и приготовила обед. А в этом тереме жили семь богатырей. Они вернулись с охоты, порадовались царевне и предложили ей остаться у них на правах сестры. Они предлагали ей выйти за одного из них замуж, но царевна не могла, у нее был суженый.

Тем временем, королевич Елисей, жених царевны поспешил на ее поиски. Царица же опять спросила у зеркала, кто красивее на свете, и узнала, что падчерица выжила. Государыня переоделась в старческие лохмотья и нашла царевну. Она угостила девушку яблоком с ядом, и та умерла. Богатыри, увидев свою сестрицу мертвой, похоронили ее в гробу из хрусталя.

Елисей долго разыскивает любимую, он спрашивает у солнца, месяца об ее местонахождении. Лишь ветер указал королевичу правильный путь. Елисей нашел хрустальный гроб, поцеловал невесту, а она ожила. Вернулись молодые домой, свадьбу сыграли, а злая мачеха померла от досады.

Сказка учит доброте. В любом случае, зло, остается наказанным.

Это интересно: сказочная поэма Жуковского «Спящая царевна» впервые опубликована в 1831 году. Эта история известна всем, благодаря сказкам братьев Гримм, а также мультфильму от знаменитой американской студии, однако краткое содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника — версия Жуковского несколько отличается.

Популярные сегодня пересказы

  • Летучий корабль — краткое содержание сказки
    У старика со старухой было три сына: двое старших умные, а младший дурак. К умным сыновьям родители всегда хорошо относились, мать давала им чистые рубашки. А третий сын все время сидел на печи
  • Краткое содержание Рассказа отца Алексея Тургенева
    История про старика Алексея. Благодаря диалогу выясняются чувства священника которой серьезные психологические проявления. Автор является частным аудитором поместья своей тети, где он встречает местных священников
  • Краткое содержание романа Жизнь господина де Мольера Булгакова
    На жизнь и творчества Булгакова большое влияние оказало творчество Жана Батиста Поклена, и Булгаков посвятил ему книгу.
  • Критика чистого разума — краткое содержание книги Канта
    Данное произведение относится к ключевым работам, которые входят в число философии. Все идеи, которые выдвигает философ касаются теории познания. Автор ставит перед собой задачу, он хочет познать и понять ценности

Сюжет сказки «Сказка о мертвой царевне» Пушкин

«Сказка о мертвой царевне» Пушкин краткое содержание произведения:

Знакомясь с творчеством А.С. Пушкина восхищаешься его талантом. Отдельного внимания заслуживают сказки в стихотворной форме. Оторваться от чтения невозможно. Сюжет настолько захватывает, что кажется будто все происходит на самом деле.

Начинается произведение с того, как царица ждёт мужа, сидя у окна и смотря на снег. В ночь под рождество у неё рождается дочь, и в то же время возвращается царь. Царица умирает, а царь долгое время остаётся в печали. Проходит время, и царь снова женится. Молодая царица вздорная и злая красавица.

Лишь с царем она ласкова. Целый день молодая царица только прихорашивается да смотрит в зеркало. Тем временем подрастает дочка царя. Красавица с кротким нравом и доброй душой всем по сердцу.

Есть у царевны и жених королевич Елисей. Молодая царица завидует красоте царской дочки и решает её погубить. Приказывает отвести царевну в лес, привязать к дереву и оставить там на съедение волкам. Царевну в лес обманом заманили, да пожалели, связывать не стали, а просто оставили в чаще.

Вернувшись доложили царице что приказ её исполнен. А царевна бродила по лесу и вышла к терему. В тереме никого не было, она прибралась, приготовила еды, и уставшая уснула.

В том тереме жили семь братьев. Вернувшись с охоты и увидев порядок в доме, они удивились, а познакомившись с гостьей предложили ей пожить у них. Тем временем царица, спросив у зеркала о своей красоте узнает о том, что царевна жива. Разозлившись решает она сама убить красавицу царевну. Переодевшись в старуху угощает царскую дочку отравленным яблоком. Царевна, откусив кусочек, засыпает мертвым сном.

Вернувшиеся богатыри находят царевну бездыханной. Соорудив для красавицы хрустальный гроб, братья относят его с телом царевны в пещеру, где, подвесив его на цепях, прощаются с названой сестрой.

Но жених царевны ищет свою любимую. Много времени Елисей в пути, у всех он спрашивает о своей царевне. И наконец ветер подсказывает ему где найти гроб с телом красавицы. Елисей, желая проститься навсегда с любимой целует её, и царевна просыпается.

Вернувшись домой, в дверях царевна встречается с мачехой, и та от злости умирает. Отгоревав траур по царице, Елисей и царевна женятся. Все заканчивается богатым свадебным пиром.

Заключение:

«Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина оставит в сердце след у каждого читателя. Добро всегда побеждает. Нужно всегда верить в хорошее и никогда не сдаваться. Хорошим людям всегда судьба подарит счастье.

( 3 оценки, среднее 4.67 из 5 )

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина по жанру является литературной стихотворной сказкой. В ней поэт использовал традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и доброй падчерице. В этой сказке, в отличие от народной сказки, даются авторские характеристики. Читатель видит отношение автора к главным героиням. В сравнительной характеристике царевны и царицы отмечены и различия в их речи, а также отношение других персонажей к этим героиням. Всё это является признаком литературной, а не книжной народной сказки.

Портрет: описание внешности, характеристика речи

Царевна сразу после рождения лишилась матери, а когда подросла, стала настоящей красавицей, белолицей и чернобровой. Говорила она так кротко, вежливо, ласково, тихо, выразительно, что богатыри сразу по её речи «спознали, что царевну принимали».

Царица, на которой царь женился через год после смерти матери царевны, тоже была красива: «высока, стройна, бела». Ласково она говорила только с зеркальцем, которое ей досталось в приданое. Оно было волшебное: умело говорить и всегда хвалило красоту своей хозяйки. Но когда зеркальце однажды сказало, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», царица закричала: «Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою».

Характер, поступки

Царевна была доброй, отзывчивой девушкой, её все любили за это, кроме злобной, завистливой мачехи. Поэтому сенная девушка Чернавка, которой царица приказала завести падчерицу в лесную глушь, связать и оставить на съеденье волкам, пожалела царевну. Она её увела в лес, но не связала и отпустила. Живя в тереме у семи богатырей, царевна пожалела нищую черницу (Чернавку, одетую, как монахиня) и дала ей хлеб. Она ласкова не только с людьми, но и с псом, которого зовут Соколко и который живёт у семи богатырей.

Царевна была робкой и догадливой. Догадавшись, что Чернавка завела её в лес, чтобы погубить, она сильно испугалась, попросила не губить её и пообещала пожаловать Чернавку, когда станет царицей.

Молодая царевна скромна, вежлива. Когда в лесной терем вернулись богатыри, она, низко поклонившись им и закрасневшись, извинилась, что зашла к ним в гости, «хоть звана и не была».

Царевна трудолюбива. Живя в лесном тереме у семи богатырей, она не сидела сложа руки: прибирала комнаты в тереме, топила печь, готовила еду, пряла.

Царевна — спокойная, вежливая, миролюбивая девушка. Она, живя у семи богатырей, вела себя скромно, им не перечила. Царевна верна своему жениху королевичу Елисею. Когда богатыри предложили ей выбрать среди них себе жениха, девушка тактично им отказала и сообщила, что она невеста королевича Елисея. И ещё сказала богатырям, что для неё они «все равны, все удалы, все умны», что она любит их сердечно, как родных братцев. Тактичный и вежливый отказ милой девицы не повлиял на отношение богатырей к ней, и все они вновь стали согласно, мирно «жить да поживать».

Царица — настоящий антагонист царевны (то есть её характер прямо противоположен характеру падчерицы). Царица злая, грубая, эгоистичная, любит только себя, считает себя самой красивой на свете, завидует красоте царквны. Ради того, чтобы избавиться от падчерицы, которую зеркало признало более красивой, чем она, царица 2 раза покушалась на её жизнь. Она велела Чернавке оставить царевну в лесу на съеденье волкам. Узнав от зеркала, что падчерица жива, она разозлилась на Чернавку, что та её не связала в лесу. Жестокая царица снова велела ей погубить царевну, иначе хотела надеть Чернавке на шею рогатку (железный ошейник с длинными шипами). Девушка в этом ошейнике погибла бы, так как не смогла бы спать. Чернавка не готова была пожертвовать собой. Поэтому она переоделась в монашеское одеяние, взяла клюку и под видом нищей старой черницы (то есть монахини) пришла к лесному терему и угостила царевну отравленным яблоком.

Читатель, видя как ревность царицы к красоте падчерицы и желание первенствовать привели её к преступлению, уже не считает её красивой, ведь её злобность как бы перечёркивает её внешнюю красоту.

Отношение других персонажей к героиням



Овдовевший царь выбрал себе новую жену по красоте, а когда узнал её характер, вряд ли он ему понравился.

Дочь свою царь любит. Когда ей сыскался жених королевич Елисей, царь обещал дать дочери богатое приданое: 7 торговых городов и 140 теремов. А когда дочка пропала, бедный царь сильно по ней тужил.

Царевну ненавидит только ревнивая и завистливая царица, другие люди её любят: и отец, и королевич Елисей, и семеро богатырей. Чернавка в душе её любила, но не осмелилась противиться распоряжениям царицы, решившей, во что бы то ни стало, погубить падчерицу. Даже пёс Соколко, живущий у богатырей, сразу понял, что царевна добра, и стал ласкаться к ней. Соколко хотел, чтобы она бросила яблоко. Он «жалко смотрит, грозно воет, //Словно сердце пёсье ноет, //Словно хочет ей сказать: //Брось!» Но девушка не поняла предупреждения пса, ведь она была доверчива к людям и не заподозрила, что черница хочет её отравить.

Сенная девушка Чернавка боится царицы, так как видит её злость и жестокость.

Отношение автора к героиням

В тексте сказки ясно видна оценка автора главных героинь.

О его отрицательном отношении к царице говорят такие слова, относящиеся к ней: «…горда, ломлива, своенравна и ревнива»; «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» Пушкин дважды называет её «царицей злой» и «злой мачехой».

О том, что автору нравится царевна молодая, свидетельствуют такие слова: «Братья милую девицу полюбили»; «Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша».

Сравнительная характеристика царевны и царицы (таблица)

Параметры сравнения Царевна Царица
Портрет Красива, «белолица, черноброва». Красива, «высока, стройна, бела».
Речь Говорит с людьми тихо, ласково, доброжелательно. Речь её выразительная, красивая. Богатыри по её речи сразу поняли, что она царевна. Её речь грубая, высокомерная. Ласково царица разговаривала только с зеркальцем, которое хвалило её красоту. Но когда оно объявило, что «царевна всех милее», царица закричала на него, называя его мерзким стеклом.
Черты характера, поведение Доброта, отзывчивость, вежливость, тактичность, наивность, доверчивость, верность жениху, трудолюбие. Робкий, кроткий нрав. Она всегда ведёт себя просто, скромно, смирно, не гордится своей красотой. Злобный нрав. Гордость, своенравие, грубость, жестокость, коварство, бессердечие, ревность, завистливость. Ведёт себя надменно, ломливо (то есть манерно).
Отношение к другим людям Помогает людям (вела хозяйство у семи богатырей, подала хлеб нищей чернице). Любит отца и жениха, верна королевичу Елисею. Богатырей любит как братьев, почитает их. К людям относится высокомерно, недоброжелательно, жестоко. Никого не любит, кроме себя.
Отношение других людей к героиням Все, кроме мачехи, её любят, всем она мила. Даже Чернавка, которая по приказу царицы пыталась погубить царевну, в душе её любила. Царица очень злая, поэтому другие люди, конечно, её не любят. Чернавка боится своей жестокой владычицы.
Отношение автора к героиням Любит эту героиню, называет её милой девицей, сочувствует ей, когда она отравилась яблоком, наполненным ядом. Автор относится к ней отрицательно, называет её «бабой гневной», «царицей злой».
Вывод Общее между царевной и царицей состоит в том, что они обе внешне очень красивы. Различие их в том, что царевна обладает положительными качествами характера, а её мачеха — отрицательными.

Вывод

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин показывает, что добро сильнее зла. Молодая царевна олицетворяет добро, а царица является её антагонистом и олицетворяет зло.

Сравнительная характеристика царевны и царицы показывает превосходство душевной красоты над внешней красотой. Молодая царевна добра, скромна, со всеми любезна и совсем не гордится своей красотой. А царица зла, коварна, груба, ревнива, завистлива, она считает себя первой красавицей. Увидев, что ей не удалось погубить свою прекрасную падчерицу, царица умирает от злобной тоски. Сказка учит тому, что нужно относиться к людям по-доброму, не ревновать и не завидовать, потому что злоба, ревность, чёрная зависть губят самого завистника.

  • План характеристики героя рассказа
  • План факт как пишется
  • План характеристики царя из сказки кубок
  • План характеристики героя литературного произведения 3 класс сказка о царе салтане
  • План характеристики героя сказки о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс про царицу