План для сочинения по произведению дубровский

А.с. пушкин написал повесть дубровский. в ней главный герой владимир дубровский.дубровский был высоким, красивым, храбрым. он носил чин офицера.

А.С. Пушкин написал повесть «Дубровский». В ней главный герой – Владимир Дубровский.Дубровский был высоким, красивым, храбрым. Он носил чин офицера. Очень любил своего отца, ради которого и ушел в отставку.Владимир получил письмо, в котором было написано, что все имение, которое было у Дубровского – старшего переходит Троекурову, и решается приехать к отцу. Но когда он к нему приезжает, Дубровский – старший умирает прямо на руках у своего сына.Вскоре после смерти отца к Дубровскому приходит извещение, что дом и все, что осталось, после суда переходит к Троекурову. Жители Кистеневки не хотели переходить к другому хозяину, и поэтому Дубровский решается спалить дом и увести жителей в лес.Чтобы прокормить свой народ, Дубровский становится разбойником. Ему приходится останавливать на дорогах богатых помещиков и грабить их, не давая им проходу.Дубровский очень хочет отомстить Троекурову. И вдруг Дубровскому везет: благодаря поддельному паспорту, перехваченному у Дефоржа, который собирался устроиться учителем французского языка у Троекурова, он сам устроился учителем у своего врага.Дубровский ждал удобного случая для мести, но встретился с Машей, дочкой Троекурова, и влюбился в нее. Из-за любви к Маше он не смог отомстить Троекурову. Но любовь Дубровского к Маше оказалась неудачной, потому что Маша вышла поневоле замуж за соседа. Дубровский хотел ее спасти, но безуспешно.Я считаю, что Дубровский стал разбойником поневоле, потому что ему надо было прокормить своих людей.

Одним из известнейших произведений Александра Сергеевича Пушкина является роман “Дубровский”, опубликованный в 1841 году, уже после смерти поэта. Роман этот основан на реальной истории, которую Пушкину рассказал П.В. Нащокин. Писатель так и не закончил произведение, и даже название романа было дано ему издателями при первой публикации.
Действие романа разворачивается в поместье Троекурова. Повествование начинается с рассказа о дружбе представителей разных классов общества – Кирилла Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Из-за неравного положения в обществе их дружба прерывается. Для того времени эта проблема была очень актуальна, так как именно в эти годы шла социально-классовая борьба, в которой преобладали те, у кого было много денег.
Главный герой этого произведения – Владимир Дубровский, сын Андрея Гавриловича. В начале романа он предстает нам молодым самоуверенным парнем, ему двадцать три года, он привык раскидываться деньгами, так как абсолютно не знает им цены. Но все меняется, когда его отец умирает. Зная, что к его смерти косвенно причастен Троекуров, тем, что променял дружбу на деньги, Владимир решает мстить ему.
Несмотря на то, что Дубровский превращается в настоящего разбойника, грабит он только тех, кто ради денег предал все свои человеческие качества. Именно это показывает нам его как человека чести, благородного человека. Также мы видим, что Дубровский очень смел и решителен в своих поступках.
Его уверенность в себе смогла пошатнуть только любовь, любовь к Маше Троекуровой, ради которой он был готов оставить свою месть и начать новую жизнь. К сожалению, их отношения не сложились и Дубровский так и остался несчастным разбойником.
Я считаю Дубровского очень хорошим и искренним человеком, но все же он несчастлив. Иногда мне кажется, что описание внутренних качеств Дубровского – это описание темперамента самого Пушкина.
Мне очень понравился данный роман Александра Сергеевича Пушкина, так как он имеет очень захватывающий сюжет. Огорчает меня только то, что роман не окончен и нам, читателям, осталась неизвестной дальнейшая судьба так полюбившегося героя.

Судьба Владимира Дубровского непроста. Он сын поручика гвардии, рано оставшийся без матери. С детства воспитывался в кадетском училище. Однажды молодому корнету приходит известие о том, что отец его тяжко болен, а их родовое имение переходит во владение Троекурову, для которого крестьяне были всего лишь рабами, с которыми можно обходиться, как заблагорассудится. Владимир же, напротив, исполнен дворянской чести и достоинства, а к крепостным относится по-человечески.
Получив отпуск, молодой Дубровский мчится домой к отцу, однако вскоре после его приезда тот умирает. Чтобы родной дом не достался врагу, Владимир его поджигает. Крепостные, не пожелавшие переходить к Троекурову, уходят за Дубровским в лес. Чтобы их прокормить, дворянину приходится стать разбойником.
Неудивительно, что он мечтает о мести, но пока ждет удобного момента, влюбляется в Машу – дочку Троекурова. Любовь заставляет его отказаться от своих планов. Однако все усугубляется тем, что Машу насильно выдают замуж за пожилого князя. Дубровский всячески старается спасти девушку от этого замужества, но ему это не удается.
Люди Дубровского окружают Машину карету во время переезда в имение мужа, но она отказывается от его помощи, объясняя свое решение данной клятвой. Спустя какое-то время отряд Дубровского попытались окружить власти, но, к счастью, безуспешно. После этого он распускает банду и уезжает за границу.
Думаю, эта повесть заставляет задуматься, но не о любви, а о понимании чести, благородства, о справедливости и продажном правосудии. Ведь романтический налет в произведении скрывает под собой жестокую реальность тех времен. Богатый и необремененный честью дворянин мог с легкостью лишить неугодного человека всего. Он, как помещик, имел полную власть над крепостными, а также над менее влиятельными соседями.

Маша и Владимир родились и воспитывались в разных семьях. Семья Маши Троекуровой была очень обеспеченной, а Владимир рос в бедной семье. По взглядам и характеру они тоже сильно различаются. Владимира никогда не беспокоило будущее, он растрачивал средства, многое себе позволял. Маша была очень хорошо воспитана, образованна, любила читать французские романы, она скромна и любит мечтать.
Когда в доме появился Дефорж, он не произвел на Машу никакого впечатления, но когда он мужественно повел со зверем, и убил медведя, Машу поразил этот поступок, и она оценила Дефоржа и изменила свое отношение к нему. Молодые люди стали больше общаться и проводить время вместе, Маша обладала хорошим слухом, поэтому француз начал заниматься с ней музыкой. Прошло время, и Дефорж покорил сердце молодой девушки. Когда Маша узнала на встрече в саду, что перед ней Дубровский она очень удивилась. Она узнала, что ее чувства взаимны.
В это время отец Маши – Троекуров, человек очень грубый и своенравный, решил выдать Машу замуж за старого князя Верейского, ради богатства, которое было у князя. Маша очень не хотела выходить замуж за старика, но ее мнения никто не собирался учитывать. Она решила попросить помощи у Дубровского, как они и договорились кольцо, которое он ей дал, она положила в дупло, с помощью брата. Во время венчания она была очень бледной и выглядела нездоровой, она постоянно ждала, что приедет Дубровский, но его так и не было. Ей пришлось согласить стать женой Верейского. Когда они после венчания ехали в свое имение, их карету остановил Дубровский, он хотел дать ей свободу. Она не согласилась, так как уже была обручена и дала клятву.
На этом история любви Дубровского и Маши закончилась. Она поступила по чести и совести, не нарушила свою клятву. Оба героя были преданны своему слову. Ради свободы совести они отказались от своей любви.

Примерные планы сочинений по роману Пушкина «Дубровский»
!!! Планы на листочки с готовым сочинением переписывать НЕЛЬЗЯ!
Первая тема
Почему Владимир Дубровский стал разбойником?
I. Вступление: требуется кратко рассказать об истории создания романа
II. Основная часть: (занимает больше половины всей работы, в ней должны быть небольшие цитаты из текста романа, взятые
в кавычки, и собственные рассуждения по теме сочинения. Просто пересказанный текст не считается сочинением!!!)
1) Краткая история героя: Владимир – сын А. Г. Дубровского, рано потерял мать, воспитывался в Петербурге, стал
офицером, вел вольную жизнь – гл. III.
2) Характер героя. Честолюбие, расточительность, любовь и привязанность к отцу – гл. III; благородство – гл. V, где
Дубровский заступается за Шабашкина; смелость, отвага, находчивость, решительность, хладнокровие – история в
«медвежьей комнате».
3) Письмо из дому, нарушившее налаженную жизнь. Чувство вины и ответственности – гл. III.
4) Болезнь и смерть отца, смутные сведения о виновнике всех несчастий – Троекурове (Владимир по реакции отца
понимает, что именно Троекуров виноват в их разорении, отец не успевает ему ничего объяснить).
5) Последняя ночь Владимира в родном доме и решение поджечь его (уже преступный, с точки зрения властей, поступок).
6) Желание отомстить Троекурову и тем, кто считает богатство и власть выше закона. Смерть приказных (преступление, за
которое должен был нести ответственность и Дубровский) – гл. VI.
7) Ответственность Дубровского за крепостных людей, разделивших его судьбу. Появление шайки «отважных злодеев».
8) Дубровский открывается Маше, объясняя, почему он стал разбойником: «Да, я тот несчастный, которого ваш отец
лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах» -гл. XII.
9) Дубровский – «благородный разбойник»: слухи о великодушии Дубровского – гл. VII, история Глобовой – гл. IX.
10) Авторские симпатии на стороне Дубровского.
III. Заключение: требуется рассказать о своём впечатлении от романа и показать собственное отношение к главному герою.
Размер заключительной части должен быть равен вступлению.
Вторая тема
История любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой
I. Вступление: требуется кратко рассказать об истории создания романа и о том, кто является его главными героями
II. Основная часть: (занимает больше половины всей работы, в ней должны быть небольшие цитаты из текста романа, взятые
в кавычки, и собственные рассуждения по теме сочинения. Просто пересказанный текст не считается сочинением!!!)
1) История героев и их семей: дружба отцов, оба рано лишились матери, были одиноки и впечатлительны. Троекуров
когда-то прочил Машу за Владимира Дубровского – гл. I, IX.
2) Владимир отказывается от мести Троекурову, полюбив Машу, когда проникает в их дом ради мести – гл. XII.
3) Маша понимает, что неравнодушна к Дефоржу: история с медведем -гл. IX.
4) Объяснение Дубровского с Машей, его признание в обмане – гл. XII.
5) Маша боится и самого Дубровского, и чувства к нему: они разные и по происхождению, и по положению в обществе
(Маша – аристократка, Владимир – разоренный дворянин, разбойник) – гл. XII.
6) Сватовство Верейского, угроза замужества. Согласие Маши принять помощь Дубровского – гл. XIV-XV.
7) Свадьба Маши. Маша проявляет твердость, верность данному слову. Она готова была стать женой разбойника, но
преступить клятву она не может – гл. XVIII.
8) Отчаяние Дубровского. Дубровский оставляет шайку – гл. XIX.
9) Честь и верность данному слову как главные ценности для Владимира и Маши.
10) Авторское отношение к героям.
III. Заключение: требуется рассказать о своём впечатлении от романа и показать собственное отношение к истории главных
героев. Размер заключительной части должен быть равен вступлению.
Третья тема
Образ Владимира Дубровского
I. Вступление: требуется кратко рассказать об истории создания романа и о том, кто является его главным героем и почему
II. Основная часть: (занимает больше половины всей работы, в ней должны быть небольшие цитаты из текста романа, взятые
в кавычки, и собственные рассуждения по теме сочинения. Просто пересказанный текст не считается сочинением!!!)
1) Краткая история героя
2) Характер героя. Честолюбие, расточительность, любовь и привязанность к отцу; благородство, смелость, отвага,
находчивость, решительность, хладнокровие
3) Письмо из дому, нарушившее налаженную жизнь. Чувство вины и ответственности
4) Почему Владимир Дубровский – благородный дворянин – стал разбойником? Появление шайки «отважных злодеев».
5) Ответственность Дубровского за крепостных людей, разделивших его судьбу.
6)
Дубровский – «благородный разбойник»: слухи о великодушии Дубровского
7) Дубровский в доме Троекурова – своего врага
8) Чувства Дубровского к Маше и история их любви
9) Как закончилась история Дубровского – благородного разбойника?
10) Почему авторские симпатии на стороне Дубровского?
III. Заключение: требуется рассказать о своём впечатлении от романа и показать собственное отношение к главному герою.
Размер заключительной части должен быть равен вступлению.
Четвёртая тема
Образ Маши Троекуровой
I. Вступление: требуется кратко рассказать о том, кто является главной героиней произведения Пушкина и почему
II. Основная часть: (занимает больше половины всей работы, в ней должны быть небольшие цитаты из текста романа, взятые
в кавычки, и собственные рассуждения по теме сочинения. Просто пересказанный текст не считается сочинением!!!)
1) Краткая история жизни героини
2) Характер героини романа, её отношения с членами семьи
3) История взаимотношений Марии Крилловны и Владимира Дубровского
4) Что мешает счастью влюблённых?
5) Как Маша пытается бороться за своё счастье?
6) Как закончилась история любви благородного разбойника Дубровского и Марии Троекуровой?
7) Почему Маша не сбежала с Владимиром?
8) Как автор относится к главной героини?
III. Заключение: требуется рассказать о своём впечатлении от романа и показать собственное отношение к главному герою.
Размер заключительной части должен быть равен вступлению.
ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ ( третья тема)
Образ Владимира Дубровского в повести А. С. Пушкина «Дубровский»
В первое наше знакомство с Владимиром Дубровским перед нами предстает молодой, уверенный в себе и своем
будущем дворянин, гвардейский корнет, мало когда задумывающийся о том, откуда берутся деньги и сколько их у его отца
есть. С проблемой нехватки денег Владимир никогда не сталкивался, потому как, будучи единственным сыном своего отца,
хоть далеко и небогатого дворянина, он “получал из дому более, нежели должен был ожидать”. А, известное дело, если
деньги достаются легко, то очень легко с ними и расставаться. Так было и с Владимиром: “Он позволял себе роскошные
прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту
бедной молодости”. Одним словом, наследник Андрея Гавриловича Дубровского в первое наше с ним знакомство показался
нам ничуть не выдающимся, молодому человеку были свойственны все те шалости и поступки, которые, не задумываясь,
можно приписать почти всем молодым людям его возраста и сословия.
Читая о праздном времяпрепровождении юного Владимира в кругу своих друзей, представляешь, забегая наперед,
этого молодого человека в недалеком будущем этаким самодовольным, глухим к чужим бедам, а порой и жестоким барином
— подобием Кирилы Петровича Троекурова. Но очень скоро начинаешь понимать, что представления эти были ложными,
потому как Владимир Дубровский — настоящий сын своего отца: такой же честный, справедливый, порядочный. Время,
проведенное в кадетском корпусе, нисколько не повлияло на врожденные и заложенные отцом в детстве благородные
качества. Узнав о болезни Андрея Гавриловича, сын, ни минуты не колеблясь, направляется к нему в поместье. Очень корит
он себя за то, что долго не получая письма от родителя, сам не удосужился справиться о его здоровье.
Родина для юного Дубровского — это не просто слово. Подъезжая к родительскому дому, узнавая родные и
знакомые с детства места, “он смотрел вокруг себя с волнением неописанным”. Все в нём вызывало трепет и боль: и
“березки, которые при нем только что были посажены около забора”, а теперь стали “высокими ветвистыми деревьями”, и
“двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками”. Умиление и жалость вызвала у Владимира добрая его няня
Егоровна, которую при встрече юноша обнял с нескрываемой любовью. Про встречу Владимира и Андрея Гавриловича
написано всего несколько слов: “…Владимир с жаром обнял отца своего”. Но и этих нескольких слов достаточно для того,
чтобы сделать вывод: сыновнее сердце за столь долгую разлуку не остыло, оно полно жалости, любви и сострадания. Более
того, в этих нескольких словах, которыми автор передал встречу отца и сына, на мой взгляд, весь Владимир — прямой,
сдержанный, немногословный — точная копия своего отца.
Узнав о причине болезни Андрея Гавриловича, о том, как обошелся с ним Троекуров, молодой Дубровский
собирается мстить. Сносить обиды — не в его правилах. Но обида не ослепила Владимира: устраивая на дорогах разбои, он
подвергает преследованию только виновных, по его мнению, людей, тех, которые из-за денег лишились своих человеческих
качеств.
Присуще Дубровскому и чувство товарищества. Поймав на дороге приказчика с деньгами для гвардейского
офицера, он не отобрал эти деньги, а возвратил их обратно. Потом, при встрече с матерью этого офицера, он скажет: “Знайте,
что Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища”.
О благородстве и доброте Дубровского говорит и тот факт, что все жители бывшего имения отца тут же перешли на его
сторону и готовы были сложить за него свои головы. Но принять такую жертву Владимир не согласился. Понимая
обреченность своего и их положения, Дубровский в конце повести велит крестьянам разойтись и смириться. Это самое
лучшее, что мог он для них сделать.
Дубровский — сильный, смелый, бесстрашный. Вряд ли найдется тот, кто станет опровергать наличие этих качеств у
молодого человека. Но зато каким робким и сдержанным кажется он нам на страницах, посвященных встречам его с
любимой девушкой — Машей Троекуровой. Любовь для Дубровского — чувство чистое, возвышенное, обман и любовь для
него — несовместимы. Поэтому и признается Владимир Маше, кто он на самом деле, оставляя за девушкой право выбора.
Если собрать все вышесказанное о Дубровском воедино, то получится образ весьма привлекательный. Именно таким:
честным, благородным, смелым, добрым и нежным хотел показать своего героя А. С. Пушкин. Что касается лично меня, то,
познакомившись с жизнью и творчеством поэта, я и самого Пушкина вижу именно таким.

Дубровский сочинение
План
1. Злободневность темы романа.
2. Дубровский
2.1. Судьба героя.
2.2. Образ героя.
3. Мое отношение к повествованию.
Роман “Дубровский” был написан Пушкиным как обличение безнаказанности и вседозволенности, которые царили в аристократических кругах. Богатые помещики не только порабощали и угнетали простой народ, но и притесняли и обижали более бедных соплеменников. При этом они использовали все свое влияние и могущество, чтобы выйти сухими из воды.
Такова центральная тема произведения. Старшие Дубровский и Троекуров – закадычные друзья. Но, из-за абсурдной ссоры и собственной глупости и чванливости, они становятся злейшими врагами.
Троекуров – дворянин богаче и авторитетнее, чем его бывший друг. Он без зазрения совести забирает имущество Дубровского, служит причиной его смерти и разорения его сына.
Молодой Дубровский собственными глазами увидел, что такое смерть, банкротство и несправедливость. Не обладая средствами к существованию, не имея богатых влиятельных покровителей или хотя бы мудрых любящих советчиков, Владимир идет на поводу у своих чувств и становится на опасную жестокую стезю.
И хотя он – жертва интриг и обстоятельств, Дубровский не описан в произведении как слабохарактерный безвольный человек.
Он – смелый и сильный, решительный и находчивый. Это видно из его встречи с голодным медведем и из его поведения среди бандитов.
Главный герой горит жаждой мщения и во что бы то ни стало желает восстановить справедливость. Его разбойничьи поступки последовательны и избирательны. Он не грабит простых людей, он наказывает богатых, отбирая их нечестную прибыль.
Также Дубровский очень нежный и благородный. Например, ради любимой он готов простить ее отца и отказаться от планов мести. Он относится к девушке ласково и с любовью, боясь огорчить ее или чем-то навредить ей. В финальной сцене молодой человек ведет себя также мягко и безупречно. Он не заставляет Машу стать своей женой, он предлагает ей свободу, и, получив отказ, смиряется с тягостным выбором девушки.
Меня глубоко затронула книга и поднятые в ней вопросы. Как видно, насилие порождает насилие, несправедливость – несправедливость. Очень хотелось бы, чтобы главный герой наконец забыл нанесенные ему обиды и оскорбления и нашел свое счастье где-нибудь далеко, ведя честную трудовую жизнь и являясь мужем какой-нибудь замечательной девушки.

Вопросы с ответами по роману “Дубровский”
Пушкина, анализ произведения

Вопросы
с ответами по роману “Дубровский” Пушкина, анализ произведения

Роман “Дубровский” является одним
из самых известных произведений в прозе великого русского поэта и писателя А.
С. Пушкина. 
В этой статье представлены некоторые вопросы с ответами по роману “Дубровский”,
анализ произведения и т.д.

Смотрите: 
– Краткое
содержание романа

– Все материалы
по роману “Дубровский”


О Владимире Дубровском


В каком городе жил и воспитывался Владимир Дубровский?

До 7 лет Владимир Дубровский живет
в имении Кистеневка вместе со своим отцом. В 7-летнем возрасте мальчика
привозят в Петербург, и там он учится в Кадетском корпусе.
Цитаты из текста:

“Сын
Дубровского воспитывался в Петербурге…”

“Владимир
Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию…”

В каком городе служил
Владимир Дубровский?

Закончив учебу, Владимир Дубровский
служил в гвардии в Петербурге. 

Какой
образ жизни ведет Владимир Дубровский в Петербурге?

В Петербурге Владимир Дубровский
ведет расточительную и беззаботную жизнь.
Цитата из текста:

“Будучи
расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и
входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую
невесту, мечту бедной молодости.”


Шабашкин и чиновники


Почему Шабашкин взялся выполнить просьбу Троекурова?

Шабашкин охотно взялся выполнить просьбу Троекурова, чтобы угодить ему и,
вероятно, в будущем получить какую-то выгоду.

Почему
Шабашкин – “продажная душонка”?

Шабашкина можно назвать “продажной
душонкой”, потому что он знает, что Троекуров неправ, но все равно помогает ему
в его подлом деле – помогает отобрать имение у Дубровских.

Какие
черты Шабашкина подчеркиваются автором?

Автор подчеркивает такие черты
Шабашкина, как подлость, отсутствие чувства собственного достоинства.
Какую роль сыграл Шабашкин в конфликте Троекурова и Дубровских?

Шабашкин играет очень важную роль в
конфликте героев, так как именно Шабашкин помогает Троекурову нечестным
способом уладить все дела (подкупает судей и т.д.).
Цитата из текста:

“…Шабашкин
за него хлопотал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь
и впрямь всевозможные указы.”

Как
встречают чиновники уездного суда господина Андрея Дубровского?

Когда старик Дубровский является в суд, чиновники не обращают на него внимания
в отличие от господина Троекурова, которого они встречают с особой почтительностью.
Цитата из текста:

“…Андрей
Гаврилович остановился у знакомого купца, ночевал у него, и на другой день
утром явился в присутствие уездного суда. Никто не обратил на него внимания.
Вслед за ним приехал и Кирила Петрович. Писаря встали и заложили перья за ухо.
Члены встретили его с изъявлениями глубокого подобострастия, придвинули ему
кресла из уважения к его чину, летам и дородности…” 

Возраст
героев


Сколько лет младшему сыну Троекурова?

Младшему сыну господина Троекурова
– Саше – около 9 лет.

Сколько
лет Троекурову?

Возраст Троекурова не указан в
тексте романа. Судя по всему, ему 50-60 лет.

Сколько
лет Владимиру Дубровскому?

Ему около 23 лет.

Другие цифры из романа

Сколько крепостных душ у Троекурова?

У господина Троекурова около 3000 крепостных душ.

Сколько
собак содержит у себя Троекуров?

Он содержит в своем имении 500
охотничьих собак.
Это были вопросы с ответами по роману “Дубровский” А. С. Пушкина, анализ
произведения и т.д.

Анализ
«Дубровский» Пушкин

В начале XIX столетия в русской
литературе большой популярностью стали пользоваться авантюрно-приключенческие
повести и романы.

Не встал в стороне от модных
тенденций и Александр Сергеевич Пушкин, написавший роман о благородном
разбойнике. В «Дубровском» анализ произведения включает в себя раскрытие темы,
описание композиции, жанра и истории создания.

Он будет полезен при подготовке к
уроку по литературе в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с тщательным разбором
по плану «Дубровский».

Перед прочтением данного анализа
рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дубровский.

Год
написания
 – 1833 год.

История
создания
 – В основе произведения лежит рассказ Павла Нащокина о
реально существовавшем дворянине Островском, который в ходе судебных
разбирательств остался без родового имения и был вынужден ступить на преступный
путь.

Тема –
В произведении автор поднимает множество социальных проблем, среди которых –
беззащитность честных бедных людей перед продажным правосудием, конфликт отцов
и детей, защита собственной чести и многие другие.

Композиция –
Экспозиция – описание героев и обстановки; завязка – ссора между Троекуровым и
Дубровским-старшим, приведшая к трагическим последствиям; развитие сюжета –
приезд Владимира Дубровского, поджог Кистеневки, организация разбойничьей
шайки, любовь к Маше Троекуровой; кульминация – свадьба Маши со стариком;
развязка – отъезд Дубровского заграницу.

Жанр –
Социальный роман.

Направление –
Реализм.

Когда Александр Сергеевич услышал от своего приятеля поэта Павла
Нащокина увлекательную историю о разорившемся помещике по фамилии Островский,
он понял, что ее можно взять за основу будущего романа.

По воспоминания Нащокина, однажды
он встретил в остроге молодого белорусского дворянина, ставшего жертвой
подкупного судьи. Он долгое время судился с соседом из-за земельных угодий,
однако в результате был изгнан из собственного имения без гроша в кармане.
Собрав своих крепостных, помещик организовал настоящую разбойничью банду, и
стал промышлять грабежами.

Осенью 1832 года Пушкин приступил к
работе над новым романом, и в короткий срок написал две части из задуманных
трех. Второй том был завершен в феврале 1833 года, а третий по каким-то
причинам так и не был начат.

Роман был издан лишь в 1841 году, спустя 4 год
после трагической смерти Александра Сергеевича на дуэли. Поскольку писатель так
и не успел дать название своему произведению, в редакции его озаглавили
«Дубровский». Смысл
названия
 достаточно прост – так звали главного героя романа.

Процветающая коррупция в органах
государственной власти многим людям покалечила судьбы.

Подобной жертвой стал и старик
Дубровский, который в силу своей бедности не смог отстоять честь и достоинство
в судебном порядке.

Единственный способ защитить честь
своей фамилии Владимир видел лишь в том, чтобы, не опираясь на букву закона,
собственноручно вершить месть. По сути, он был вынужден встать на преступный
путь, другого выхода у него просто не было. Это очень печалит автора, который
понимает, что в России честный, но бедный человек абсолютно бессилен.

Основная
мысль романа
 – отсутствие равноправия между представителями одного
социального слоя, разница между которыми заключалась лишь в финансовом
положении. Автор приходит к неутешительному выводу: закон всегда стоит на
стороне богатства, в то время как благородные, честные и прогрессивные люди,
такие, как Владимир, оказываются на обочине жизни.

Также писатель уделил много внимания проблематике семейного
бесправия – покалеченные судьбы детей, вынужденных покоряться родительской
воле. Троекуров, невзирая на слезы своей 17-летней дочери, отдал ее замуж за
нелюбимого старика, чьим главным достоинством было богатство и положение в
обществе.

Оставаться человеком чести, быть милосердным и
справедливым – вот чему учит произведение. Очень важно уметь находить
компромиссные решения, прислушиваться друг к другу, чтобы не допустить развязки
возможных конфликтов и трагедий. В этом заключается идея романа –
стремиться к взаимопониманию в обществе, позабыв о собственном эгоизме.

Композиция романа отличается четкой
хронологией сюжетных линий. В экспозиции автор знакомит читателя с героями и
обстановкой, в которой будут развиваться события. Даются описания двух главных
персонажей – помещика Кирилла Петровича Троекурова и его близкого соседа Андрея
Гавриловича Дубровского.

Завязкой произведения
ссора между соседями-помещиками, которая быстро перерастает в нешуточный
конфликт. Троекуров подкупает судью и отбирает у Дубровского его имение
Кистеневку. Узнав вердикт судьи, Дубровский сходит с ума и спустя время
умирает.

Далее происходит развитие сюжета.
Узнав о случившемся, из Петербурга приезжает сын Дубровского, гвардейский
корнет Владимир. Он собирает своих крепостных и поджигает Кистеневку, а после
становится разбойником, наводящим ужас на местных помещиков.

Желая отомстить своему главному обидчику
– Троекурову, Дубровский под видом учителя попадает в его дом. Но его планы
разрушены очаровательной Машей Троекуровой, в которую он страстно влюбляется.
Однако счастье молодых людей невозможно – Троекуров уже сосватал Машу старому
богачу.

В кульминации романа Дубровский спешит вызволить
любимую от ненавистного брака, однако не успевает: Маша уже обручена и, дав
клятву супружеской верности, вынуждена остаться с нелюбимым мужем.

Развязка романа
– это роспуск разбойничьей шайки и отъезд Дубровского заграницу.

О героях произведения мы написали
отдельную статью – Главные герои «Дубровского».

При анализе произведения следует
отметить, что принадлежит оно жанру социального романа, в котором раскрыто
множество остро социальных тем своего времени.

Направление, характерное для романа
Пушкина «Дубровский» – реализм. Однако в произведении присутствуют и некоторые
черты романтизма.

Будь в числе первых на доске почета

Викторина
по содержанию романа А.С. Пушкина “Дубровский”

Вопросы
викторины (на знание текста) по роману А. С. Пушкина «Дубровский».

1) Покровское, Кистеневка, Арбатово
— Шабашкин, Троекуров, Верейский, Дубровский, Спицын. Раздайте имения их
владельцам.

2) «Всегдашние занятия его состояли
в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в
проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно
какой-нибудь новый знакомец…» О ком идет речь в этом фрагменте?

3) Как звали отца Владимира
Дубровского?

4) Поручик. Что это за чин? Кто в
«Дубровском» был поручиком?

5) Какой чин был у Троекурова?

6) Что отвечал отец Дубровского на
предложение Троекурова поженить Машу и Владимира?

7) Кто такой Тимошка?

8) Как звали псаря, обидевшего
Дубровского?

9) «.. .я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас
их не стерплю, потому что я не шут, а …». Вставьте в письмо Дубровского
пропущенное слово.

10) Как обошелся Дубровский с
покровскими ворами?

11) Узнайте героев по описаниям:

а) «маленький человек в кожаном
картузе и фризовой шинели… Через минуту (он) уже стоял перед Кирилом
Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая его
приказаний»;

б) «В эту минуту в залу вошел,
насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и
колпаке»;

в) «Живописец изобразил ее
облокоченною на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах »;

г) «толстый мужчина лет пятидесяти, с круглым и рябым лицом,
украшенным тройным подбородком…»;

д) «человек лет 35-ти, смуглый,
черноволосый, в усах, бороде, сущий портрет Кульнева».

12) Кто такая Егоровна, как ее
полное имя и фамилия?

13) Кто, кому и при каких
обстоятельствах говорит: «Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем».

14) «Приезд Троекурова и прием, ему
оказанный, были уже известны всему околотку, и тамошние политики предвещали
важные оному последствия». О каком событии идет речь и правы ли были «тамошние
политики»?

15) «…я скорее соглашусь, кажется, лаять на владыку, чем косо
взглянуть на … . Как увидишь его, страх и трепет клонят ниц, а спина сама так и
гнется, так и гнется». Кто и о ком это говорит?

Вставьте недостающее имя.

16) Основное занятие Маши
Троекуровой.

17) Чему должен был учить француз
Сашу?

18) «Таковы были благородные
увеселения русского барина!» О чем идет речь в этом предложении?

19) Как звали Спицына?

20) «Знаем мы вас; куда тебе деньги
тратить, дома живешь свинья свиньей, никого не принимаешь, своих мужиков
обдираешь, знай копишь, да и только». Кто и кому говорит эти слова?

21) Сколько лет Владимиру
Дубровскому и Маше в то время, на которое приходятся основные события романа?

22) «…красная шкатулка была точно пуста, деньги, некогда в ней
хранимые, перешли…».

Куда подевались деньги? Чья это
была шкатулка?

23) Сколько времени Дубровский под
именем Дефоржа провел у Троекурова?

24) Сколько лет было Верейскому?

25) Какую песню любил насвистывать
Троекуров?

26) «…оборванный мальчишка, рыжий и
косой, мелькнул из-за беседки…». Как звали мальчика?

27) «Славная весть, — сказал ему
Кирила Петрович, — я поймал Дубровского».

О каком эпизоде идет речь?

Творческое
задание (развернутый ответ в виде сочинения миниатюры)

1.   
Распределите приведенные ниже понятия в соответствии с их
значимостью в романе «Дубровский», назовите три самые, на ваш взгляд,
значительные:

Честь — достоинство — месть —
ненависть — любовь — благородство — приключение — страдание — деньги — красота
— искусство — обжорство — смерть.

1.   
Какую роль в «Дубровском» играют воля и судьба героя? Как вы
думаете, что имеет большее значение в жизни главного героя и других персонажей?

1.   
Почему Пушкин не предполагает счастливой развязки своего романа
(судя по черновикам и планам)?

Ключ к
вопросам викторины:

1) Покровское —Троекуров;
Кистеневка —Дубровский; Арбатово —Верейский.

2) О Кириле Петровиче Троекурове.

3) Андрей Гаврилович.

4) Отставным поручиком (старшим
лейтенантом) гвардии был А. Г. Дубровский.

5) Троекуров имел чин отставного
генерал-аншефа.

6) «Нет, Кирила Петрович: мой
Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться
на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком
избалованной бабенки».

7) Штаб-лекарь, под присмотром
которого находилась псарня.

8) Псарь Парамошка.

9) …старинный дворянин…

10) «Дубровский… решился… проучить
своих пленников прутьями, коими запаслись они в его же роще, а лошадей отдать в
работу, приписав к барскому скоту».

11) а) заседатель Шабашкин; б) Андрей Гаврилович Дубровский; в)
мать Владимира Дубровского; г) Спицын; д) Дубровский, под видом генерала
явившийся к Анне Савишне Глобовой.

12) Орина Егоровна Бузырева, няня
Дубровского.

13) Эти слова говорит кучер Антон
Владимиру Дубровскому по дороге в Кистеневку.

14) Событие, о котором идет речь, —
приезд Троекурова в Кистеневку и изгнание его Владимиром Дубровским.
Последствия этого события — приезд в Кистеневку приказных и пожар.

15) «…на Кирила Петровича…» Дьячок
говорит это о Троекурове.

16) Чтение романов.

17) Грамматике и географии.

18) О «шутке» с медведем.

19) Антон Пафнутьевич.

20) Троекуров Спицыну.

21) Дубровскому 22 года (23-й),
Маше — 17 лет.

22) «…в кожаную суму, которую носил
он на груди под рубашкой». Речь идет о шкатулке Антона Пафнутьевича Спицына.

23) Три недели.

24) Около пятидесяти.

25) «Гром победы раздавайся».

26) Митя.

27) Эпизод, связанный с Митей.

Творческое
задание (развернутый ответ в виде сочинения-миниатюры)

1.   
Распределите приведенные ниже понятия в соответствии с их
значимостью в романе «Дубровский», назовите три самые, на ваш взгляд,
значительные:

Честь — достоинство — месть —
ненависть — любовь — благородство — приключение — страдание — деньги — красота
— искусство — обжорство — смерть.

Возможный
вариант ответа:

«Я считаю, что главное слово в
романе — любовь. Владимир Дубровский любил отца, смерть его очень огорчила
сына. Потом он полюбил Машу и тоже ее потерял.

Второе место, мне кажется, занимает
слово «месть». После смерти отца Владимир хочет отомстить за него Троекурову,
но любовь к Маше пересиливает ненависть.

Третьим важным словом я считаю
«благородство». Дубровский отказывается от мести из-за любви к Маше, из-за нее
он даже пощадил князя Верейского. Он дает слово своей любимой и не нарушает
его».

1.   
Какую роль в «Дубровском» играют воля и судьба героя? Как вы
думаете, что имеет большее значение в жизни главного героя и других персонажей?

Возможный
вариант ответа:

«Воля — способность человека решать,
какой жизненный шаг предпринять; судьба — необходимость поступить так, как
вынуждают обстоятельства. В начале романа Владимир Дубровский — беззаботный
офицер, его ждет блестящее будущее, о котором он пока не очень-то заботится.

Однако уже первое жизненное
испытание (письмо няни) заставляет его принять решение в соответствии с
чувством долга. Решение Владимира уйти в разбойники — попытка изменить судьбу,
которая несла ему бедность и унижение.

Чувство любви к Маше заставляет его
подчиниться ее воле, ее чувство долга перед нелюбимым мужем создает
обстоятельства, которые оказываются сильнее Дубровского, несмотря на его
попытки бороться с судьбой».

1.   
Почему Пушкин не предполагает счастливой развязки своего романа
(судя по черновикам и планам)?

Возможный
вариант ответа:

«Мне кажется, потому что Дубровский
совершил грех. Хоть и во имя справедливости, но все равно грех. Владимир должен
был расплатиться за свои «справедливые грехи» перед несправедливыми богатыми
людьми. «Мы живем в несправедливом мире» — мне кажется, на эту мысль опирался
Пушкин, когда пытался закончить роман. В таком мире невозможна счастливая
развязка».

Урок развития речи

Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина
«Дубровский»

ЦЕЛИ: 

1. Проверить знание  текста
произведения.

 2. Формировать умение отбирать
тематический материал и готовить сообщения.

 3.  Научить характеризовать героев изучаемого
произведения на основании их поступков и поведения.

4. Развивать связную
речь и логическое мышление.

Задачи:

1.  
Обучить составлению плана сочинения.

2.  
Подготовить учащихся к  письменному
сочинению о героях изучаемого произведения.

3.  
 Усилить связь теории с
практикой.

4.  
 Выработать умения
самостоятельно применять знания при написании сочинения.

Ход
урока

Ì. Орг. момент. Знакомство с
темой и целями урока.

 — Здравствуйте,
ребята! Мы с вами в течение двух недель изучали роман      А. С. Пушкина
«Дубровский». Сегодня у нас итоговый урок по этому произведению. На уроке мы
будем собирать материал к сочинению по данному роману. Тема нашего урока «Подготовка
к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский».  (слайд№1)

ÌÌ. Работа по теме урока.

1.    
Формулировка  и
выбор тем сочинения.

— Начнем
нашу подготовку с выбора темы сочинения. Я предлагаю вам 3 темы.   ( слайд
№2)

а)  «К.
Троекуров и  А. Дубровский »

б) «История
любви  М. Троекуровой  и  В. Дубровского »

в) «Почему
В. Дубровский стал разбойником?»

— С темами
сочинения вы познакомились на предыдущем уроке и дома должны были определиться
с темой,  поработав с текстом, сделать пометки, закладки того, что вам
пригодится для вашей работы.

2. 
Работа по 1-ой теме.

— Кто
выбрал эту тему? Перед вами стоит задача сравнить двух персонажей, дать
сравнительную характеристику, найти черты сходства и отличия. План к этой теме
спроецирован на экран. Запишите его в тетрадь.

План  к
теме «К. Троекуров и  А. Дубровский »

Ì.
Вступление. Дворянство в Ì пол. 19 века.

ÌÌ.
Основная часть. К. Троекуров и А. Дубровский.

1.    
Положение в обществе  К.
Троекурова и А. Дубровского.

2.    
Характер героев.

3.    
Отношение с людьми.

4.    
Причина гибели А.
Дубровского.

ÌÌÌ.
Заключение. Отношение А. С. Пушкина к  К. Троекурову
и                            А. Дубровскому.

— Что
касается первого пункта этой темы, то у нас есть сообщение ученика, который
подготовил краткую историческую  справку на тему «Дворянство в Ì пол. 19 века».
Эта информация пригодится и тем, кто выбрал 3 тему.

— Пока ученик
рассказывает, на экране записаны опорные слова и словосочетания, которые вы
можете записать в тетрадь и потом использовать в своем сочинении. (слайд №3)

Дворянство как класс в России, возникло еще в XII веке и
представляло собой военно-служилое сословие, причем низшую его часть. Представители
дворянства составляли двор знатного вельможи: князя или боярина. Само слово
«дворянин» буквально обозначало, что это человек с княжеского или
боярского двора.
     Возвышение дворянства началось в XIV веке. Власть,
признав заслуги дворян, оказала им милости. В частности было разрешено
приобретать землю. Итогом этого шага стало появление класса помещиков, то есть
землевладельцев. К концу XV века земли дворянам начали раздаваться при условии
выполнения службы. Образовался класс поместных дворян, причем это сословное
положение передавалось по наследству. В этот же период изданным Судебником было
введено ограничение на переход крестьян от одного хозяина к другому. Таким
образом, дворяне становились собственниками не только земель, но и крестьян. Позднее
крестьяне были полностью закрепощены.
     В эпоху правления Ивана IV Грозного власть начинает борьбу с боярской
аристократией. Устанавливается централизованная система управления —
самодержавие. Доверенный царя, дворянин Иван Пересветов, предложил идею
усиления власти в руках одного монарха. Это был сильный удар по российским
боярам. Свои реформы Иван IV проводил, опираясь именно на дворянство.
    Итогом этой борьбы стало поселение тысячи выбранных дворян
вокруг Москвы и издание Уложения о службе, в котором дворяне
фактически уравнивались в правах с боярами. Они могли передавать свое звание по
наследству. За свои привилегии они должны были платить верной службой царю.
При Петре I дворянство достигло вершины своего расцвета. Однако
родовитость перестает быть основой высокого положения. Петр отдает предпочтение
тем, кто своей службой приносит больше пользы государству. В результате была
создана «Табель о рангах», которая регламентировала
систему дворянской службы, дворянин не мог приобрести определенный чин, не
выполняя своей службы, при этом жалование старых званий было полностью
прекращено.
     Екатерина II продолжила даровать привилегии
дворянству. Так своим Указом она позволила дворянам не заниматься обязательной
государственной службой. Теперь для получения дохода дворяне полностью
использовали своих крестьян, что привело к их окончательному разорению.
С XIX века начинает закат дворянского сословия. Республиканские настроения,
которые стали бродить в обществе, массонские ложи и революционные организации
подрывали устои самодержавия. Это привело к изданию Указа об отмене крепостного
права. Крестьяне, разорившись, отправлялись в города. Началось зарождение
капитализма, который окончательно снизил позиции дворянства. На высшие ступени
в обществе стали выходит представители новой формации — буржуазии.
      После революции 1917 года в России все сословия, в том числе и
дворянство, были полностью ликвидированы.

— Спасибо за сообщение. Я думаю, что
ребята воспользуются этой информацией. Перейдем к основной части этой темы. Для
того чтобы наглядно  увидеть сходство и отличие Троекурова и Дубровского
поработаем с таблицей, которую вы видите на доске.

персонажи

критерии оценки

К. Троекуров

А. Дубровский

Сходство персонажей

1. Ровесники.                                                                                                                             2.
По происхождению
дворяне.                                                                                             
3. Оба служили и вышли в
отставку.                                                                                    
4. Оба  женились по любви и стали
вдовцами.                                                                 

Различие

Соц. положение

Богатство —  власть, связи.

Бедность – отсутствие власти,
авторитета.

Характер героев

Эгоистичный, своенравный, жестокий,
высокомерный.

Мягкий, порядочный, добрый,
благородный.

Отношение с людьми              (
родные, соседи, чиновники, крестьяне)

Грубо,  строго, властно, жестоко.

Гуманно, уважительно,

Отношение автора к героям

Осуждение,  неприязнь

Сочувствие, симпатия

Беседа по вопросам.

1.    
Каково было положение
героев в обществе?

2.    
Как вы охарактеризуете
Троекурова и Дубровского?

3.    
Какие у них были отношения
с людьми ( родные, соседи, чиновники, крестьяне)?

4.    
Как они относились друг к
другу?

5.    
Какой случай спровоцировал
их ссору?

6.    
Какое обстоятельство
сделало их примирение невозможным?

7.    
Какова причина гибели
Дубровского?

8.    
Как Пушкин относится к
своим героям? Кому он симпатизирует? Почему?

3.    
Работа по 2-ой
теме.

Кто выбрал вторую тему? Здесь вы должны будете
проследить, как на протяжении всего романа развиваются отношения Марии
Троекуровой и Владимира Дубровского. Запишите план в тетрадь.  (слайд №4)

План  к 
теме  «История любви  М. Троекуровой  и  В. Дубровского ».

Ì.
Вступление. История героев и их семей.

ÌÌ.
Основная часть.

1.    
Начало их отношений.

2.    
Объяснение Дубровского с
Машей.

3.    
Страх и неуверенность Маши
в своих чувствах к Дубровскому.

4.    
Сватовство и венчание с
Верейским.

ÌÌÌ.
Заключение. Почему они не могли быть вместе?

— А теперь
разберем каждый пункт плана. Беседа по вопросам.

1. Во
вступлении вы должны будете написать про дружбу отцов, что они оба рано
лишились матери, были одиноки и впечатлительны, что Троекуров когда-то прочил
Машу за Владимира.

2. При  каких
обстоятельствах произошла их первая встреча?

3. Почему
Маша сначала не обратила на учителя внимание?

4. Какое
впечатление произвела Маша на Дефоржа?

5. Как
относились к учителю в доме Троекурова?

6. Почему
Дубровский не стал мстить врагу?

7. Как
относится к Дубровскому Маша?

8. Что
предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским?

9. Была ли
судьба Маши исключительной  или же она закономерна, типична? Ответить на этот
вопрос вам помогут произведения других видов искусства: картина В. Пукирева  «Неравный
брак» и народная песня в обработке и исполнении Жанны Бичевской «У церкви
стояла карета». (слайд №5)

10. Какие
обстоятельства помешали им быть вместе?

4.
Работа по 3-ей теме.

— У нас
осталась еще одна тема. Кто решил писать сочинение по ней? Здесь вы должны дать
полную характеристику персонажа и в итоге  высказать свое  личное мнение к
этому герою. Обратимся к плану. (слайд №6)

План  к
теме «История жизни Владимира Дубровского»

Ì.
Вступление. История жизни героя до приезда к отцу.

ÌÌ.
Основная часть.

1.   
Болезнь и смерть отца.

2.   
Дубровский вступает на
преступный путь.

3.   
Отношения с Машей
Троекуровой.

4.   
Дубровский – благородный
разбойник.

5.   
Главный герой покидает
родные края.

ÌÌÌ.
Заключение.  Мое отношение к герою.

— Разберем
этот план, ответив на вопросы.

1. Что мы
узнаем о жизни сына Дубровского в Петербурге?

2. Каковы
были отношения отца и сына?

3. Как
развивались события по приезде В. Дубровского в родное имение?

4. Как
ведет себя Владимир в сцене с судейскими чиновниками?

5. Какие
обстоятельства толкнули героя на преступный путь?

6. Почему
крестьяне пошли за ним?

7. Что
заставило Дубровского проникнуть в дом к Троекурову?

8. Почему
он не стал мстить врагу?

9. Почему
Дубровский покинул своих крестьян?

10. Как
автор относится к герою?

11. А вы
сочувствуете ему, оправдываете его?

ÌÌÌ.
 Устное сочинение.

ÌV. Итог урока.

-Итак, мы
с вами вспомнили все основные моменты этого произведения, научились
характеризовать героев произведения,  составили план сочинения, а самое главное
– собрали материал для ваших работ. Кто работал на уроке,  получают оценки.

Домашнее
задание
: написать
сочинение по одной из предложенных тем.

Дата:

Учитель: Остапчук Лилия Павловна

Класс: 6

Урок литературы

Тема: Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Домашнее сочинение.

Цели урока: Обучающие: обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения.

Развивающие: развивать речь учащихся, мыслительные способности;

Воспитательные: воспитывать нравственные качества учащихся на примере произведения.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, доброжелательности; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности,

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения.

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Тип урока: урок развития речи.

Средства обучения: учебник, презентация.

Ход урока:

Ì. Орг. момент.

Знакомство с темой и целями урока.

— Здравствуйте, ребята! Мы с вами в течение двух недель изучали роман А. С. Пушкина «Дубровский». Сегодня у нас итоговый урок по этому произведению. На уроке мы будем собирать материал к сочинению по данному роману. Тема нашего урока «Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский»

ÌÌ. Работа по теме урока.

  1. Формулировка и выбор тем сочинения.

— Начнем нашу подготовку с выбора темы сочинения. Я предлагаю вам 3 темы. 

1 «История любви М. Троекуровой и В. Дубровского »

«Почему В. Дубровский стал разбойником?»

— С темами сочинения вы познакомились на предыдущем уроке и дома должны были определиться с темой, поработав с текстом, сделать пометки, закладки того, что вам пригодится для вашей работы.

1) Работа по 1-ой теме.

План к теме «История любви М. Троекуровой и В. Дубровского».

Ì. Вступление. История героев и их семей.

ÌÌ. Основная часть.

  1. Начало их отношений.

  2. Объяснение Дубровского с Машей.

  3. Страх и неуверенность Маши в своих чувствах к Дубровскому.

  4. Сватовство и венчание с Верейским.

ÌÌÌ. Заключение. Почему они не могли быть вместе?

— А теперь разберем каждый пункт плана. Беседа по вопросам.

1. Во вступлении вы должны будете написать про дружбу отцов, что они оба рано лишились матери, были одиноки и впечатлительны, что Троекуров когда-то прочил Машу за Владимира.

2. При каких обстоятельствах произошла их первая встреча?

3. Почему Маша сначала не обратила на учителя внимание?

4. Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа?

5. Как относились к учителю в доме Троекурова?

6. Почему Дубровский не стал мстить врагу?

7. Как относится к Дубровскому Маша?

8. Что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским?

9. Была ли судьба Маши исключительной или же она закономерна, типична?

10. Какие обстоятельства помешали им быть вместе?

2) Работа по 2-ей теме.

План к теме «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?»

Ì. Вступление. История жизни героя до приезда к отцу.

ÌÌ. Основная часть.

  1. Болезнь и смерть отца.

  2. Дубровский вступает на преступный путь.

  3. Отношения с Машей Троекуровой.

  4. Дубровский – благородный разбойник.

  5. Главный герой покидает родные края.

ÌÌÌ. Заключение. Мое отношение к герою.

— Разберем этот план, ответив на вопросы.

1. Что мы узнаем о жизни сына Дубровского в Петербурге?

2. Каковы были отношения отца и сына?

3. Как развивались события по приезде В. Дубровского в родное имение?

4. Как ведет себя Владимир в сцене с судейскими чиновниками?

5. Какие обстоятельства толкнули героя на преступный путь?

6. Почему крестьяне пошли за ним?

7. Что заставило Дубровского проникнуть в дом к Троекурову?

8. Почему он не стал мстить врагу?

9. Почему Дубровский покинул своих крестьян?

10. Как автор относится к герою?

11. А вы сочувствуете ему, оправдываете его?

Оформление творческой работы.

Оформление цитат и работа над темой сочинения.

1.Объяснение учителя.

В своей работе желательно использовать три разных вида цитирования.

Примеры оформления можно поместить на стенд, раздать в виде распечаток и обязательно показать на доске в качестве примера.

а) Полное цитирование. Используется следующая лексика. Автор рассказывает о герое так: «…». А. С. Пушкин обращает внимание читателя на поведение своего героя: «…». Писатель сочувствует герою: «…». Цитата не должна быть большой, надо выбирать самое важное.

б) Частичное цитирование. Например, А. С. Пушкин, подчеркивает, что «…», отмечает такую черту характера, как «…», называясь Дефоржем, Дубровский хотел «…».

в) Ссылка на текст. В разговоре с Машей Дубровский рассказал ей, кто он и почему оказался в их доме.

2. Тренировочное упражнение.

Задание: попробуйте процитировать разными способами фразу «Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах», объяснить, в каком сочинении нам может понадобиться эта цитата.

Работа над темой сочинения.

1. Выбор темы. 2. Подбор цитат.

6. Подведение итогов.

Когда дочитываешь последние страницы повести, охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Такое впечатление, что Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать нам. Повесть действительно считалась неоконченной и не имела названия, именем главного героя произведение назвали, готовя к посмертному изданию сочинения Пушкина (при жизни поэта повесть не была напечатана).

— Подумайте, как могла бы сложиться дальнейшая судьба героев?

7. Домашнее задание.

Написание сочинения на одну из предложенных тем:

Темы сочинений:

1) «История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского»

2) «Почему В. Дубровский стал разбойником?»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • План романа Дубровский
  1. Жизнь богатого помещика Троекурова.
  2. Ссора соседей.
  3. Судебное дело и потеря имения.
  4. Приезд Владимира.
  5. Новый учитель в доме Троекуровых.
  6. Знакомство с Машей.
  7. Дубровский становится разбойником.
  8. Признание.
  9. Машу выдают замуж.
  10. Дубровский опоздал в церковь.
  11. Маша остается с мужем.

 Краткий пересказ по плану

Кирила Петрович Троекуров – богатый владелец поместья. Он дружил с Андреем Гавриловичем Дубровским. У Троекурова была дочь Маша, она проживала в доме своего отца. Сын Дубровского Владимир жил в Петербурге.

Однажды соседи поссорились. Троекуров с гостями отправился в псарню, которая была хорошо оборудована. Дубровский сказал, что не каждому троекуровскому крестьянину живется также хорошо, как собаке. А псарь ответил, что на жизнь он не жалуется, а некоторые дворяне могли бы сменить свое имение на троекуровскую конуру. Троекуров засмеялся, он был доволен  дерзостью крестьянина. А Дубровский оскорбился.

Однажды Дубровский поймал в своей роще троекуровских мужиков. Они воровали его лес. Тот отхлестал их и отобрал у них лошадей. Троекуров был взбешен, он считал, что только он может жестоко обращаться со своими крестьянами. И решил у Дубровского отобрать имение Кистеневку.

Он нанял дельца Шабашкина, которому рассказал, что документы на Кистеневку у Дубровского сгорели. В суде было принято решение, что имением Дубровский владеет незаконно и передали Троекурову. После этого Дубровский сильно заболел.

Младший Дубровский получил письмо от своей няни, что отец болен. Он вернулся домой. Отец стал совсем старым и больным.

 А Троекуров пожалел о своем поступке и решив с Дубровским помириться, приехал к нему. Но когда Дубровский его увидел, с ним случился паралич и он скончался.

 Владимир понимая, что стал нищим, решил сжечь свое имение. В пожаре погибли чиновники. А в лесах около имения организовалась разбойничья банда. Предводителем был Владимир Дубровский. Они грабили всех, кроме имения Троекурова.

Для своего сына Саши Троекуров нанимает французского учителя. Молодой человек ему понравился. А вот дочь не обращает на него внимания. Троекуров решил удивить учителя медвежьей комнатой, там был привязан голодный медведь, и француза закрыли в ней.  Но Дефорж не растерялся и застрелил медведя. После этого француза стали больше уважать.

Француз стал давать Маше уроки пения.

Однажды к Троекурову приехал Спицын, который в суде выступал против Дубровского. Ночью у Спицына пытались выхватить сумку с деньгами.

Ранее на вокзале, куда приехал француз, его встретил Дубровский и за деньги выкупил его договор и документы. Так Владимир оказался в поместье Троекурова.

Все больше времени Владимир проводил с Машей, они полюбили друг друга.

Владимир, когда увидел Спицина, не сдержался и этим выдал себя. Маше он назначил свидание. И та думала, что француз признается ей в любви. А он признался, что на самом деле он – Владимир Дубровский.  Троекурова он простил, т.к. любит Машу. Троекурову тоже доложили, что у него в имении бандит Дубровский. Но Владимир сбежал.

Прошел год. У Троекурова появился новый сосед князь Верейский, ему было 50 лет. Соседи подружились, и князь сделал Маше предложение. Но та ему отказала.

Владимир Дубровский назначает ей тайное свидание, и она ему все рассказывает. Владимир предлагает убить Верейского, но Маша против. Владимир вручил Марии кольцо. И сказал, что если ей понадобится помощь, она должна положить его в дупло дуба.

Маша написала письмо князю и предложила отказаться от нее. А Верейский отдал это письмо ее отцу. Троекуров взбешен и назначает венчание на послезавтра. Маша не знает что делать. Саша предлагает ей свою помощь и относит кольцо в назначенное место.

В доме Троекуровых предсвадебная суета. Венчание состоялось в церкви. До последнего Маша ждала Дубровского, но его не было. А на обратном пути карету остановили разбойники. Дверь открыл человек в маске и сказал, что она свободна. Но Маша ответила, что уже поздно. Она дала клятву мужу и остается с ним. Верейский понял, что перед ним Владимир Дубровский выстрелил, и ранил его в плечо.

За несколько дней до этого Дубровский собрал своих крестьян и сказал, что им нужно разойтись и начать новую жизнь. А сам скрылся за границей.

Также читают:

Картинка к сочинению План романа Дубровский

План романа Дубровский

Популярные сегодня темы

  • Главные герои сказки Снегурочка Островского

    Сказка Александра Островского, написана в конце весны 1873 года, и опубликована журналом «Вестник Европы». Сюжет сказки писатель взял из сборника А. Н. Афанасьева, о воззрении славян на природу.

  • Почему молодежь стремится жить в городе? — итоговое сочинение

    Отправляясь в дальнюю дорогу, мы всегда поражаемся просторам России. Нашу страну населяют люди разных национальностей и возрастов, умений и интересов. Многие города связаны с определенным родом деятельность

  • Описание внешнего вида Падчерицы в сказке Маршака 12 месяцев

    Главной героиней произведения, написанного в жанре детской сказочной пьесы, является Падчерица, девушка, ставшая сиротой и вынужденная проживать совместно с озлобленными против нее мачехой и ее дочерью.

  • Оболт-Оболдуев в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

    Главные герои поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в первую очередь обращаются к высшим слоям населения, чтобы узнать, как им живётся. Одним из опрашиваемых становится помещик Оболт-Облдуев.

  • Главные герои Повестей Белкина (Пушкин) сочинение

    «Повести Белкина»- цикл отдельных эпизодов, объединенных единым рассказчиком. У каждого рассказа свои персонажи и в определенный момент повествования одни герои сменяют другие

  • План для сочинения по литературе дубровский 6 класс
  • План для сказки по щучьему велению
  • План для сочинения владимир дубровский и маша троекурова
  • План для сочинения недоросль
  • План для сочинения описания картины