- Сочинения
- По литературе
- Фонвизин
- По произведению Недоросль
В начале восемнадцатого века в Российской империи издали указ о том, чтобы каждый дворянин имел образование. Если предписание царя не будет исполнено, то недоучки не могут вступать в брак. Именно этот документ и положил начало легендарной комедии Фонвизина.
В произведении «Недоросль» автор тщательно рассмотрел дворянство, а именно, проблему становления личности юных людей из семьи помещиков. Фонвизин придавал огромное внимание именно воспитанию детей. Он считал, что лишь воспитанные и образованные люди могут изменить будущее России. В комедии фигурирует такой молодой человек, как Митрофан. По своему происхождению дворянин, его окружения составляют люди с дурным нравом. Противопоставлением этому герою служат такие персонажи, как Стародум, Милон, Правдин и Софья.
Именно эти персонажи имеют те черты характера, которые так ценил Фонвизин. Через их уста автор выражал идеи, которые летают среди образованного и интеллигентного общества. Простковы и Скотины, в свою очередь, являются полным воплощением самого ужасного и скверного. Мать Митрофана настолько любит сына, что это, парой, становиться невыносимо терпеть. Митрофан не может и шагу ступить без ведома матушки. Естественно, это быстро надоедает. Забота – это безусловно отлично, но ее бывает чересчур. В принципе, как было в ситуации с Митрофаном и его матерью.
Речь у всех героев тоже отличительно различалась. Это тоже служило особой характеристикой каждого персонажа. К примеру, Митрофан не блистал красноречием, был молчалив. Правдин же, наоборот, поражал всех своим словарным запасом. Речь Софи была изящна, как и она сама. Простакова часто использовала довольно грубые выражения, которые присущи крестьянам. У каждого из них были свои особенности.
Фонвизину довольно неприятно все это общество грубых, невоспитанных, необразованных людей. Которые просто забыли, что такое дворянское и человеческое достоинство. К сожалению, для данного сословия того времени стало нормально полное отсутствие культуры, множество фальши, грубых слов. Они перестали заботиться об образовании, довольствуясь тем, что есть. Не задумываясь о том, что их ждет в будущем.
2 вариант
Центральным персонажем в произведении «Недоросль» гениального писателя Фонвизина считается Простаков, представитель дворянского рода. Вообще, Митрофан означает «подобный», то есть чем-то схожий на мать. Но возможно таким образом, матушка Простакова хотела показать окружающим, что она хочет воспитать сына, похожего на себя. У неё была мысль оставить сына при себе до 26- летия, и даже не отпустить его в армию на службу. А сама госпожа Простакова обладала твердолобостью, редко слушала других, и именно поэтому переубедить её зачастую было очень трудно. У её же сына отсутствует какая-либо мотивация и цели в жизни, но он любил вкусно покушать. Она говорила, что пока он ещё недоросль, пока ещё его можно женить и не отдать на службу, то такая возможность должна непременно послужить в плюс. Сам Митрофанушка днями бездельничал и, предупреждая об очередной шалости, он говорил об этом матери, а она в свою очередь поощряла его безделье и называла это «лёгким баловством».
И конечно же всеми известная фраза Митрофанушки: «не хочу учиться, хочу жениться». Он считал, что «к наукам он не способен». И даже в этом вопросе мать его поддерживала. Но стоит отметить, хоть и воспитание у неё было неправильным, она очень его любила. Даже когда он объедался, она говорила ему, чтобы он покушал ещё. А когда его кто-либо обижал, мать всегда вставала на защиту сына, не позволяла никому плохо с ним обращаться, рассчитывая на то, что он ответит таким же отношением в дальнейшем. Однако, несмотря на её ожидание, Митрофанушка к матери относился пренебрежительно, он постоянно отворачивался от неё, отталкивал в ситуациях, когда она хотела ему помочь, не хотел, чтобы она присутствовала рядом с ним, и также считал себя крайне умным.
И вообще к окружающим Митрофанушка не питал приятных чувств, например, к своему дядюшке Тарасу по фамилии Скотинин, он также относился пренебрежительно и грубо, постоянно огрызаясь на него и советуя ему убираться. Воспитанием же сына занималась за низкую плату добрая женщина Еремеевна, которая очень хотела научить его чему-то хорошему. Однако другие учителя крайне часто серчали на него. Митрофанушка при этом всём был человеком достаточно высокомерным и считал, что все люди прямо должны отчаянно ему помогать. Автор хотел нам изобразить, что в каждом из нас есть как бы частица такого персонажа как этот Митрофан, и когда мы ленимся, мы частично и становимся на него похожими. К таким людям как он, относиться или хорошо, или плохо очень трудно, ведь они очень неоднозначные, они недалёкие, невоспитанные, и с ними общаться нет никакого желания. Единственная надежда на исправление у такого человека, если он сам этого захочет.
Сочинение 3
В восемнадцатом веке словом «недоросль» именовали молодых дворян, не получивших от своего учителя удостоверения об окончании ими обучения. Замысел создания комедии, высмеивавшей грехи современного русского общества, впервые зародился у Дениса Ивановича Фонвизина в конце 1778 года, уже после своего возвращения из Франции. Впервые комедия опубликована в далеком 1783 году. Все последующие поколения пытались всеми способы не походить на известного и противного всем Митрофанушку
Митрофанушка является избалованным барчонком, которого с самого детства холит и лелеет его матушка госпожа Простакова. День ото дня Митрофан только и делает, как объедается без всякой меры. Остальное время он любит проводить в своей голубятне. Он необычайно ленив и глуп и в этих науках ему помогает немец-учитель Вральман, усердно оправдывая его лень, за что чуть было и не получает по голове. В итоге, за два года изучения арифметики, едва способен досчитать до трех, читать же научился только по слогам.
Злонравие свойственно его матери не с меньшим успехом перешло и к сыну, в основном показывая вид на тех, кто не может ему ответить или дать сдачи. Особенно он любит лаяться со своими учителями и всячески оскорблять свою няню, кормилицу, которая воспитала его с рождения и практически заменила ему мать. Но и к родной матери он расположен не более, ежели к кому другому, ясно демонстрируя это грубым с ней обращением, а главное обидными для, под конец потерявшей слишком многое, госпожи Простаковой словами: «да отвяжись матушка, как навязалась».
Трусость, которая нередко присуща особенно глупым людям обнаруживается, когда Скотинин пытается побить его за откровенное желание жениться и он, вместо того, чтобы защищаться, выдвигает вперед свою няню, прикрываясь ей от возможных ударов.
Во всем своем существе Митрофан представляет собой невежественного, ленивого, трусливого, злого, глупого, словом человека дошедшего последней степени своего совершенства. Таких, как он были миллионы тогда, но и теперь остались десятки миллионов людей, не желающих учиться, считающих, что абсолютное большинство знаний никому не нужно и никогда не пригодиться. Правильно сказал Вральман о Митрофанушке, заглянув далеко вперед: «таких на свете миллионы, миллионы. Как ему не выбрать себе компании?»
Вариант 4
Комедия Фонвизина «Недоросль» повествует о недоросле, который воспитывался таким ужасным образом, что постепенно стал превращаться в некое ленивое, ни к чему не способное, и к тому же жестокое существо.
Сюжет комедии развивается в деревне, где командует крепостница по фамилии Простакова. Она играет в комедии главную отрицательную роль. Жестокая и властная госпожа Простакова презирает всех вокруг: свою свиту, крестьян и в том числе собственного законного супруга. Если ко всем этим качествам приплюсовать ещё и её абсолютную безграмотность – то перед нами будет типичный пример одной из представительниц дворянства, против которого и выступает автор в своей комедии. Простакова не любит никого, за исключением своего сына Митрофана.
Митрофан – кошмарная копия своей матери. Он целиком и полностью унаследовал ее невыносимое поведение и ужасный характер. Целыми днями он предается лени, обжорству и тирании домашних. К отцу он относится презрительно и вообще не воспринимает его как человека. Безграмотность, к слову сказать, тоже полностью заслуга его матери. Так как теперь дворяне имели право выбора – служить ли не служить, Митрофан пребывал при матери. Учиться всё же было обязательно, Простакова закон исполняет, но не слишком то его одобряет. Недоросль только делает вид, что учится, учителей всячески третирует и критикует. На самом деле мечта Митрофана – стать единоличным хозяином всего имения и распоряжаться в нём по своему усмотрению, так как пожелает его бестолковая сущность. Поэтому он только и делает, что ждёт кончины своих родителей.
В деревне Простаковой крепостной строй продержался бы ещё не один век, если бы в один прекрасный момент Митрофанушка не бросил в сторону матери решающую реплику, что мол, отвяжись ты от меня, вот навязалась. Вот именно здесь произошло крушение всех устоев Простаковой, основанных на жестоком обращении и банальном невежестве.
Комедия не потеряла своей актуальности и в наши дни. Люди все также делятся на бедных и богатых, богатые считают себя хозяевами жизни, они позволяют вести себя с бедными жестоко и бесчеловечно, в то время как бедный человек довольно часто оказывается гораздо образованнее, честнее и мудрее многих богатеев.
8 класс
Также читают:
Картинка к сочинению По произведению Недоросль
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему Брестская крепость
Если представить, что вы легли спать в свою постель летним вечером. Вдруг происходит значительный грохот, а из окон стали вылетать стекла. Рядом разрушаются массивные здания, а во дворе поднимаются черные столбы дыма.
- Сочинение Маменька в повести Толстого Детство (образ мамы)
Повесть Детство стала самым первым произведением Льва Толстого, которое принесло ему славу. Он совершил, своего рода, переворот в литературе, углубившись в изучение тайн человеческой души.
- Сочинение Их воскресила любовь (по роману Преступление и наказание)
Известный во всем мире роман под названием «Преступление и наказание» написан Федором Михайловичем Достоевским. Особой сюжетной линией протекает взаимоотношения главных героев произведения
- Сочинение О чем мечтают герои комедии Ревизор Гоголя 8 класс
В комедии «Ревизор» Николай Васильевич Гоголь, изображает очень много персонажей и каждый из них мечтает о своем. Хочет сделать свою жизнь лучше. И все ждут, когда уже уедет ревизор чтобы реализовать
- План рассказа Чук и Гек Гайдара
Мама вместе с сыновьями Чуком и Геком живут в Москве. Отец работает начальником разведовательно – геологической станции. Чук полный мальчик, который любит собирать разную мелочь.
Конспект урока: «Проблема
воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Основной
конфликт и проблематика».
Учитель:
Нестеренко Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы.
Предмет:
Литература.
Класс: 8
Тип урока: освоение новых
знаний.
Цели
урока:
· Обучающая — знакомство с жанром комедии;
выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с
эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от
них.
· Развивающая — создание условий для формирования
умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою
точку зрения, решать проблемную ситуацию.
· Воспитательная — воспитание стремления быть
по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть
и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.
Тип
урока: урок
формирования новых знаний.
Основной
метод: проблемный
метод с аналитической
беседой.
Формы: коллективная , индивидуальная, групповая.
Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.
Оборудование: Портрет Д. И. Фонвизина, тексты комедии
“Недоросль”.
Оформление
доски: запись темы урока,
портрет писателя, проблемы,
словарь к теме, конфликты комедии.
Эпиграф:
Сатира — это » не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев,
а гроза духа, оскорбленного позором
общества».
В. Г. Белинский.
1.Организационный момент. Мотивация (Самоопределение к
учебной деятельности)
«Я рада, мои любезные друзья, видеть вас сегодня.
Вы служите примером, как усердием и трудами можете сделать себе
образование. Ласкаюсь мыслью, что вы покажете мне достойные качества своего
ума и плоды благородного воспитания».
— Возможно, так поприветствовал бы вас, молодое
поколение, писатель Д.И.Фонвизин. Д.И.Фонвизин –
удивительный писатель XVIII века. Ещё А.С.Пушкин назвал его «сатиры смелым
властелином».
2. Проверка домашнего задания
1) Краткие сведения о
Д.И.Фонвизине (выступление
учащегося, задание заранее выдано)
Д. И. Фонвизин (1745-1792) родился в
богатой дворянской семье, образование получил в Московском университете, учился
в университетской гимназии, а в 1761-1762 гг.-на философском
факультете. Сначала писал сатирические произведения, затем занялся переводами.
Он рано увлекся театром. Впервые попал на
представление в возрасте 14 лет и вспоминал об этом как о чуде: «Действия,
произведенные во мне театром, почти описать невозможно».
Будущий драматург рано проявил живое
воображение, сердечную отзывчивость, ироничность, юмор:
«Острые слова мои носились по Москве, как они были для многих язвительны, то
обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою».
В 1762 году Фонвизин переехал в Петербург
и поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763 г. по 1769 г он служил
под началом кабинет-министра И. П. Елагина, который отвечал за работу с
жалобами, что позволило ему близко познакомиться с двором Екатерины Второй.
Первое оригинальное
произведение-сатирическая басня «Лисица-казнодей», затем-первая комедия,
которая пользовалась шумным успехом.
Комедия «Недоросль» была завершена в
1782 году. «…театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием
кошельков».
2)
Выступление учащегося (задание заранее выдано)-записи в тетрадях.
Сатира
— обличающая, бичующая
ирония.
Драма — род литературных произведений, построенных в форме
диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене,
произведения подобного рода, серьёзного, но не героического содержания (в
отличие от комедии и трагедии).
Ремарка — пояснение автора в тексте пьесы (обычно в скобках),
связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и
т. д.
Комедия — это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие
пороки.
Недоросль — молодые люди, которые не
получили достаточного образования и не могли быть допущены (не доросли) до
службы. После появления комедии стали называть нерадивых подростков, юношей.
Слово учителя:
По сюжету и по названию
«Недоросль» — пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина,
вырастив его «недорослем». Проблема воспитания — центральная в произведениях
эпохи Просвещения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы:
речь здесь идет о воспитании в самом широком смысле слова. Митрофан — тот самый
недоросль, о котором говорит название пьесы. История его воспитания объясняет,
откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых.
3. Этап
постановки проблемного вопроса. Актуализация. Работа над проблематикой пьесы.
— Посмотрите
небольшой видеофрагмент (отрывок из комедии «Недоросль»)
—
Зачем я показала видеофрагмент? Вам знакомы такие герои? Нет ли среди нас
потомков Митрофана и его матери?
—
Произведение «Недоросль» Фонвизина
было написано в 18 столетии. С момента первого представления
“Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом
идёт на сцене современного театра.
—
В чем секрет неувядаемости комедии?
Проблемный вопрос:
— Можно
ли Митрофану и его матери, Скотинину доверить будущее России? (на этот
вопрос, я надеюсь, мы сможем ответить в конце урока)
Постановка цели урока.
— Обратимся к теме
нашего урока. Какие ключевые слова есть в названии нашего урока?
(воспитание, гражданин)
—
Подберите слова, которые связаны с этими понятиями.
«Воспитание»: ребенок,
родители, семья, учителя, взросление, формирование человека, развитие…
«Гражданин» : отечество, родина, честь, благо родины…
— Как вы
понимаете слово воспитание?
Воспитание — планомерное воздействие на умственное
и физическое развитие детей, формирование их морального облика
привитием им необходимых правил поведения.
— Какая проблема затронута в комедии « Недоросль»? (Проблема
воспитания достойного гражданина Отечества)
—
Перечитайте тему нашего занятия и подумайте, на какие вопросы вы хотели бы
сегодня получить ответы?
Каковы
цели нашего занятия?
—
Поразмышляем над тем, что такое воспитание.
—
Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином.
—
Кто является настоящим гражданином?
4. Основной этап урока.
Усвоение новых знаний
1) Начнем нашу работу, как говорит один из героев
комедии, «с задов», то есть с повторения.
XVIII в. имел для России особое
значение. Начало новой эпохи было положено преобразованиями Петра I.
Велики были достижения
этого времени в области науки, просвещения, искусства, поставившие Россию
вровень с европейскими государствами:
1) в 1721
г. учреждается Петербургская Академия наук;
2) в 1755
г. открывается Московский университет с двумя гимназиями.
3) в 1757
г. основана Академия художеств.
Это эпоха утверждения самодержавия, власти одного
человека – монарха, монарха сильного и просвещенного, как Петр Великий и
Екатерина Вторая. В это время в искусстве, и в том числе литературе, возникло
новое направление – классицизм, пришедший в Россию из Франции.
Понятие «классицизм» в переводе с латинского значит
«образцовый». Образец деятели искусства классицизма нашли в искусстве Древней
Греции и Рима.
Искусство классицизма проповедовало идеи
гражданственности, идеи просвещения.
Принципы
классицизма:
1.
Основа всего – разум. Прекрасно
лишь то, что разумно.
2.
Главная задача – укрепление
абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
3.
Высшее достоинство человека – исполнение
долга, служение государству.
4.
Наследование античности как
образцу.
Комедия «Недоросль»
является классицистической комедией:
– герои делятся на положительных и отрицательных;
– герои наделены «говорящими»
фамилиями;
– положительные герои являются
воплощением идеи гражданского служения государству;
Комедия
«Недоросль» — блистательное сатирическое произведение для постановки на
сцене. Ведь театр – это место, где исправляются человеческие пороки.
— Еще раз
обратимся к понятиям сатира, комедия.
—Что же
такое сатира? Комедия?
Сатира (от
лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического; резкое осуждение и
осмеяние человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.
Комедия — это жанр драмы, в котором
высмеиваются человеческие пороки.
— Давайте и мы с вами перенесемся на 200 лет назад
и вспомним героев комедии и увидим пороки отрицательных
персонажей.
2) Беседа по вопросам. Первичное восприятие.
— Почему комедия так названа? «Недоросль»?
Понравилась ли она?
— Почему Митрофана называют недорослем?
Недорослями тогда называли всех дворянских
подростков до 15-16 лет.
Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до
20 лет, чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук в
домашних условиях для поступления на службу.
— Какие
качества героя сделали это нейтральное слово нарицательным?
Понаблюдаем за героями комедии и ответим на этот
вопрос.
— Каким вы представляете Митрофана?
(Митрофан – характер комический. Полное незнание
основ грамматики, истории, географии, но развиты смышленость и
сообразительность).
— Как героя воспитывала мать?
—
Какое воздействие
оказывала на Митрофана мать?
3) Групповая работа (решение
проблемы)
Задание на карточке.
1 группа.
— Давайте посмотрим, в какой семье
воспитывается Митрофан.
— Обращаясь к тексту, покажите на
примерах, как Простакова ведет себя со своими близкими: с мужем, братом, с
учителями Митрофанушки, со слугами.
— Что это за женщина?
К Тришке: мошенник, вор, скот, воровская харя,
болван. ( д.1, яв.2, 4 )
К Еремеевне: бестия, остолбенела, а ты не
впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши…
Ты еще, старая ведьма, разревелась…
Еремееевна о себе: Сорок лет служу, а милость вся та
же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день ( д. 3,яв. 6 );
Мужу : Я холопам потакать не намерена. Поди,
сударь, и теперь же накажи ( д.1 яв.3)
Все сама управляюсь, батюшка: то дерусь, то бранюсь; на том дом
и держится. ( д.2, яв.5)
.К брату: … Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи…(
д.З, яв.З — дерется со Скотининым). Сердце взяло, дай додраться! (Милон их
разнял). …Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти! (д.5, яв.2)
К учителям ( д.3 явл. 7 урок Митрофана )
Вывод: Простакова — полновластная
хозяйка имения. Никто в доме не может ни слова сказать, ни шагу ступить без ее
согласия. Властно, грубо она относится ко всем. Она особенно отвратительна со
слугами. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.
Муж у нее под каблуком, она им помыкает.
Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится
неуважительно, кормит плохо.
2 группа.
— Но как эта «презлая фурия»
относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте комедии
ответы. Однако, какая это любовь? Требовательная? Или слепая,
безрассудная, животная?
( Заступается за сына, ругает учителей,
Еремеевну. («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича!
«Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»)
( То, как она им любуется… «Мы все
делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно
ль…посмотреть, как он у нас выучен»).
— В чем она видит благо, счастье
для своего сына? Каков её идеал?
(Её идеал – батюшка, который «не
умел грамоте, а умел достаточек нажить и — сохранить», для этого хочет женить
на Софье Митрофана.
— Как Простакова относится к образованию? Для чего она
нанимает учителей?
“Без наук люди живут и жили”- говорит
помещица. Она присутствует
на уроках и во всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед
шагать не любит…”- говорит она Цыфиркину.
При решении задачи о деньгах она советует
сыну: “…Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все
себе возьми, Митрофанушка.( д.З, яв.7)
Простакова о географии: “…Да
извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская.. (д.4,
яв.8)
— Почему же Митрофан ничему не
научился? На кого похож?
Выводы: Простакова — невежественная,
необразованная женщина, очень властная, деспотичная, жестокая по отношению к
людям, беспощадная крепостница, слепо любящая своего сына.
Она уродует его характер, воспитывает в
нем наглость, лень, подлость и жестокость. И он действительно становится
похожим на мать.
Сама она невежественная, безграмотная
женщина. Простакова вынуждена пригласить к сыну учителей, хотя не считает
образование необходимостью, и смотрит на обучение, как на тяжелую повинность.
3 группа.
Герои — антиподы Митрофана.
Кто они? Прочитайте высказывания Стародума
и объясните их. Согласны ли вы с ними?
•
Глупому сыну не в
помощь богатство.
•
Имей сердце, имей
душу, и будешь человек во всякое время.
•
Невежда без души –
зверь.
•
Золотой болван – всё
болван.
•
Наличные деньги — не
наличные достоинства.
— Кто Милон по роду занятий? Какой он офицер?
Что мы узнаем о нем?
— Какие качества он ценит в человеке?
Можно ли его считать истинным гражданином своего Отечества ( дейст.4 явл.
6 ).
Вывод: Милон любит Родину, он честен,
справедлив, умен, думает о благе государства, он смелый и благородный офицер.
Он образец настоящего гражданина Отечества.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Фонвизин обращается к вам, молодому
поколению страны: вам надо обязательно учиться, получить образование, верой и
правдой служить своему Отечеству, быть полноправными членами общества.
— На какие вопросы вы получили ответы на
нашем занятии?
— Кого можно назвать настоящим гражданином
своего Отечества?
— Продолжите строчку: «Сегодня на уроке я задумался…»
— Вернемся
к проблеме, которую мы озвучили в начале урока, можно ли Митрофану доверить
будущее России? Почему?
Выводы: Митрофан, воспитанный
своей матушкой, становится «злонравия достойным плодом».
Не
уважающий и не любящий свою мать, он не может уважать и любить свою Отчизну,
следовательно, ничего полезно сделать для неё не может, а значит и не может
быть истинным гражданином.
5. Домашнее задание
Напишите мини-сочинение
«Что такое истинное воспитание человека»? (с опорой на читательский опыт:
комедия «Недоросль» Фонвизина).
Используем
фразы: « говоря о воспитании достойного человека, обратимся к литературному
примеру», «в комедии автор рассказывает о Митрофане Простакове, который…», «
трудно назвать этого героя достойным человеком ,потому что…»
Выставление оценок
«Недоросль» — комедия Дениса Ивановича Фонзивина, которую без преувеличения можно считать шедевром ранней русской драматургии.
Темы сочинений по комедии «Недоросль»
- ОДИН ДЕНЬ В ДОМЕ ПРОСТАКОВЫХ ГЛАЗАМИ ШКОЛЬНИКА ХХI ВЕКА.
- ОПАСЕН ИЛИ СМЕШОН МИТРОФАН?
- ТАК ЛИ ПРОСТА ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА?
- «ВОТ ЗЛОНРАВИЯ ДОСТОЙНЫЕ ПЛОДЫ!..» ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ».
- ТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ».
- РОЛЬ ЭПИЗОДА «ЭКЗАМЕН МИТРОФАНУШКИ» (ДЕЙСТВИЕ 4, ЯВЛЕНИЕ В КОМЕДИИ.
- ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ И ИХ РОЛЬ В КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ».
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ НЕДОРОСЛИ – ПЕТРУША ГРИНЕВ И МИТРОФАНУШКА ПРОСТАКОВ. ПОПЫТКА СОПОСТАВЛЕНИЯ.
Тема 1
Эта тема предполагает творческое переосмысление почерпнутых в комедии впечатлений и сведений о жизни мелкопоместных невежественных дворян последней трети 18 века. По сути дела, это воссоздание одного самого обычного дня, предшествующего событиям комедии. В этом дне в концентрированном виде должны быть представлены законы семейства Простаковых, их привычки, черты их характеров, их жизненные цели. Прежде чем браться за эту тему, стоит повторить свой устный ответ на тему «Жизнь в семье Простаковых» и «Жизнь слуг в доме Простаковых», вспомнить предысторию Софьи, суть отношений мужа и жены, брата и сестры, родителей и сына в этом доме, дать краткую характеристику каждому персонажу, не забыв о речевой характеристике – и затем приступать к «конструированию» из этих составляющих обычного дня жизни семьи Простаковых. Не следует пересказывать сюжет комедии, не надо давать характеристику, все нужно передать самим описанием того, что вы «видите»- поступками, разговорами. «Глазами ШКОЛЬНИКА ХХI века» — это ваша оценка всего «увиденного» с позиций нашего столетия и вашего жизненного опыта, а также вашего статуса ШКОЛЬНИКА.
Темы 2 и 3
Эти темы напоминают классическую формулировку «Образ героя». Действительно, проще всего построить свою работу как характеристику персонажа по уже известному вам плану (имя, его роль в создании образа; социальное происхождение, его роль в сюжете; семейное положение, отношения с другими членами семьи, как они характеризуют героя; его взаимоотношения с другими персонажами и их оценка героя; основные черты его характера; основные привычки и занятия героя; его отношение к основным проблемам произведения (в данном случае воспитание и образование дворянина и человека) и роль в их раскрытии; его судьба в финале; ваше отношение к герою). Затем необходимо ответить на вопрос, заданный темой сочинения. Конечно, в заключительной части вы лишь делаете вывод, а ваше отношение к проблеме должно быть видно в каждом абзаце (абзац же соответствует очередному тезису, очередному пункту плана).
Тема 4
Эта тема касается сатирической направленности комедии против непросвещенных дворян. Вчитываясь в формулировку темы, понимаем, что следует: а) рассказать, в чем состоит «преступность» Простаковых (и прежде всего Простаковой) с точки зрения авторского идеала ( в данном случае Правдина и Стародума) — его тоже надо рассмотреть); б) показать, как совершаются эти преступления; в)показать, как происходит «наказание» — то есть раскрыть смысл финала комедии (обе развязки общественной сюжетной линии). Ну и, наконец, высказать свое отношение к происходящему.
Тема 5
Показать, как развивается в произведении тема, значит перечитать еще раз все эпизоды, связанные с ней (уроки Митрофана, его экзамен, разговор Стародума с Софьей о воспитании, финал), а затем рассказать по собственному плану: какое значение придает Фонвизин воспитанию и образованию человека и дворянина; как и кто учит Митрофана; как учили его родителей; что является следствием воспитания Митрофана.
Тема 6
Тема «Роль эпизода» всегда пишется по одному плану:
1‑передать содержание эпизода, 2- объяснить, какое место он занимает в развитии сюжета (обеих сюжетных линий в данном случае), 3- показать, как раскрываются характеры героев в данном эпизоде, 4- поскольку перед нами комедия, показать, какими способами создания комического пользуется автор (ситуации, речь, суждения героев), 5 –сделать вывод о роли эпизода в комедии.
Особый упор следует сделать на позиции Стародума и его отношении к Митрофану (он тут не так уж и сух, как всегда, даже пошучивает), на образе мыслей самого недоросля (он здесь достаточно сообразителен и далеко не глуп), а также на целях, которые преследуют мать и сын Простаковы, устраивая этот экзамен. Не забудьте об Указе о вольности дворянства. Перечитайте еще раз черновик, формулировку темы, сделайте вывод – и перепишите начисто.
Тема 7
Охарактеризовать группу персонажей несколько сложнее, чем отдельный персонаж, но делать это удобнее по тому же плану, который предлагается в темах 2 и 3. Коротко охарактеризуйте каждого из этой группы персонажей, расскажите, кто из них какую роль играет в сюжете, как они все дополняют друг друга, создавая образ идеального дворянина, поделитесь наблюдениями за их речью, расскажите, как вы относитесь к их словам, поступкам и к их образам в целом, что в них действительно достойно подражания, а в чем они несовершенны.Не забудьте о цели работы, сделайте вывод.
Тема 8
Сравнивать героев из разных произведений очень интересно, но сложно дать исчерпывающее сопоставление: для этого надо обладать большой литературной и исторической эрудицией, навыками выполнения такой работы, поэтому мы говорим о попытке сопоставления. В начале работы укажите основание для сопоставления героев разных авторов и разных эпох. Затем сопоставляйте! Но для начала перелистайте страницы обеих книг и составьте таблицу для сбора материала:
- Семья Простаковых и семья Гриневых. Две провинциальные помещичьи семьи. Образ жизни каждой.
- Учение обоих недорослей сложно назвать серьезным. Расскажите об их учителях. В чем разница в отношении родителей к такому учению сыновей?
- В жизни каждого из недорослей важную роль играет крепостной, ставший практически членом семьи – Еремеевна и Савельич. Расскажите о них, об их взаимоотношениях с воспитанниками, об отношениях с господами.
- Расскажите о том, как отец Петруши Гринева определил судьбу сына и как мать Митрофанушки определила будущее (предполагаемое) своего сыночка.
Теперь перечитайте и, избегая повторов, расскажите о сходстве и различии в образах двух недорослей 18 столетия. Не забудьте, что Фонвизин и Пушкин имеют свою авторскую позицию, и она отражается и в изображении жизни недорослей. Пушкин иронизирует, Фонвизин насмехается. А вы как считаете?
Жизненно важные вопросы в пьесе “Недорсль”
Я думаю, что в пьесе Фонвизина затронута жизненоважная проблема дворян в Петровскую эпоху. Во время правления Петра1 усилился контроль за образованием. Петр 1 говорил о необходимости просвещения дворянства. Дворян надо было воспитывать, делать из них не бессердечных невежд, а опору государству.
Петр1 проводил реформы, связанные с образованием. Так же в своей комедии Дмитрий Иванович затрагивает проблему высших и низших слоев населения, обращение дворян к крестьянам. Крестьяне пытаются угодить своим хозяевам, усердно работая на них за гроши.
В пьесе затрагивается проблема так же проблема воспитания детей. Простакова является тираном для всех, кроме своего сына Митрофана. Она потакает ему во всем, делая все для него, а Митрофан не так уж прост и наивен как кажется. Он использует ее любовь и подыгрывает ей. Прежде всего Митрофан усваивает уроки своей матери, а не его учителей. Из-за такого воспитания он становится лицемерным и двуличным человеком. Простакова в конце комедии пожимает плоды своего воспитания.
В комедии утверждаются такие человеческие ценности, как честность и благородство, воинская храбрость и гражданское мужество. Этими духовными ценностями обладают положительные герои Стародум, Правдин, Софья и Милон. Это нам показывает автор на протяжении всей пьесы.
Начиная с комедии “Недорсль”, русская литература начала благородную борьбу за справедливость, за человека.
Сочинение «Недоросль» — 8 класс
Воспитание и образование в комедии «Недоросль»
Произведение Д. И. Фонвизина «Недоросль» является одним из наиболее значимых в 18 веке. Оно имеет социально-политический смысл, описывая беспредел в поведении помещиков по отношению к крепостным: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем».
В пьесе четко прослеживается тема образования и воспитания. Основой образа Митрофана стал нередкий тогда образ подростка из дворянской семьи, не закончившего обучение. До 20 лет, по указу Петра I, сыновья дворян обязаны были учиться, в противном случае они не могли ни жениться, ни идти на службу. Митрофан, как и многие другие, учится фиктивно. Как сказала госпожа Простакова: «ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!». Кроме этого, дворянский сын служит по документам и получает награды и звания, даже не выходя из дома.
Конечно, в комедии есть и положительные умные персонажи: Стародум и Правдин. Они считают, что быть образованным человеком значительно важнее, чем состоятельным дворянином. Также они утверждают, что у настоящего дворянина должна быть определенная система ценностей.
Вина за отрицательные качества Митрофана во многом лежит на его матери. Она передала сыну все свои пороки: грубость, невежество, жестокость, жадность, высокомерие. Простакова соединила в себе множество отвратительных качеств. Неграмотность в ее роду считается признаком истинной дворянской крови. Окружение, в котором рос Митрофан, сделало из него невежду и изверга. Мать избаловала свое чадо, не понимая, что этим еще сильнее его калечит. Нанятые Простаковой учителя не дали молодому человеку ни достойного примера поведения, ни соответствующего образования, потому что были такими же недоучками, как и Митрофан.
В финальном эпизоде ярко проявляются последствия дурного воспитания. Митрофан хладнокровно отворачивается от своей матери. Это стало закономерным итогом приложенных Простаковой усилий.
Проблема эта остается актуальной и по сей день. Родители не заботятся о том, чтоб привить ребенку стремление к учебе, чтобы дать ему хороший пример и воспитать достойного человека. В результате вырастают новые и новые Митрофаны.
Характеристика Митрофана из комедии “Недоросль”
МИТРОФАНУШКА — герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (1781), шестнадцатилетний подросток (недоросль), единственный сын госпожи Простаковой, баловень матери и любимец дворни. М. как литературный тип не был открытием Фонвизина. Русская литература конца XVIII»Шв. знала и изображала таких недорослей, привольно живущих в богатых родительских домах и в шестнадцать лет едва одолевших грамоту. Эту традиционную фигуру дворянской жизни (особенно провинциальной) Фонвизин наделил родовыми чертами простаковско-скотининского «гнезда».
В доме своих родителей М. — главный «забавник» и «затейник», выдумщик и свидетель всех историй вроде той, что привиделась ему во сне: как матушка била батюшку. Хрестоматийно известно, как М. пожалел матушку, занятую тяжелой обязанностью бить отца. День М. отмечен абсолютным бездельем: забавы на голубятне, где М. спасается от уроков, прерваны Еремеевной, умоляющей «ребенка» поучиться. Проболтавшись дядюшке о своем желании жениться, М. тут же прячется за Еремеевну — «старую хрычовку», по его словам, — готовую жизнь положить, но «дите» «не выдать».
Хамская спесь М. сродни манере его матери относиться к домочадцам и слугам: «урод» и «рохля» — муж, «собачья дочь» и «скверная харя» — Еремеевна, «бестия» — девка Палашка. Если интрига комедии вращается вокруг вожделенной для Простаковых женитьбы М. на Софье, то сюжет сосредоточен на теме воспитания и учения недоросля-подростка.
Это традиционная для просветительской литературы тема. Учителя М. были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями. Здесь Фонвизин подчеркивает детали, говорящие о качестве выбора, свойственном именно простаков-скому семейству: по-французски М. учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматику — «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения» по разрешению консистории.
Отсюда в известной сцене экзамена М. — выдающееся изобретение митрофановой смекалки о существительной и прилагательной двери, отсюда интригующе-сказочные представления об истории, излагаемой скотницей Хавроньей. В целом же итог подведен госпожой Простаковой, убежденной, что «без наук люди живут и жили».
Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характер которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство, ему присущее. Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении.
Комические одежды образа забавны только на первый взгляд. В. О. Ключевский относил М. к породе существ, «родственных насекомым и микробам», характеризуя этот тип неумолимой «размножаемостью». Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» (прежде нейтральное) сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.
Обличение крепостного права в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” — сочинение
В восемнадцатом веке в России еще был рассвет крепостничества. Это рабство унижало человеческие ценности и жизни. Крестьяне не считались полноценными людьми — помещики имели право продавать их, заставлять делать самую грязную работу. Наш народ страдал от несправедливости и голода.
Именно в этот период появлялись многие недовольные происходящим писатели. Одним из них и был Денис Иванович Фонвизин. Он проявил особую смелость и широту взглядов во время написания своей комедии под названием “Недоросль”. Вся государственная политика России в то время строилась на крепостном праве. Здесь нужно заметить, что в общем права имели только те, кто был у власти, владел землями и крестьянами. Все остальные люди просто не имели никакого права. Они являлись собственностью хозяев и не могли даже шага сделать без разрешения. Автор сумел очень тонко обличить пороки некоторых крепостников. Среди них были Скотинин и Простаков. Фонвизин показал прочность строя, при котором судьба и жизнь человека полностью зависят от произвола его владельца. Его помещики показаны во всем цвете: власть и деньги разлагают их моральные устои.
Имена самодуров-помещиков тоже подобраны совсем не случайно- Скотинин и Простаков. Автор постоянно сравнивает их со свиньями. Даже лица он называет “рылом”. Скотинин все время упоминает своих любимых свиней. А Простаков “уж такою рохлею родился”. Крепостники совершенно потеряли страх. Автор неоднозначно пишет “свиньи на голову выше каждого”. Это говорит об омерзительном поведении, невежестве и необразованности правящего клана. Простаков постоянно бранится: “А ты, скот, подойди сюда”, “бестия”, “собачья ты дочь”, “твоя скверная харя”. Совсем недалеко от отца ушел и его сын Митрофанушка. Он тоже позволяет себе непростительно общаться с окружающими: “старая хрычовка”, “гарнизонная крыса”.
Помещики даже и на миллиметр не стесняются своей грубости и невоспитанности. Даже свои убытки они намерены устранить за чужой счет: “Сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду”. Простаков уже сумел заметить: “С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда!”
В данной комедии нашла свое отображение идея о просвещенном и справедливом монархе, которому было бы под силу освободить крестьян. Да вот только всякие скотинины не позволяют ему это сделать. Автор хотел пробудить совесть в правительстве того времени.
Вот злонравия достойные плоды!
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», — проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В своей пьесе Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни – крепостничество и нарисовал типичные черты русских крепостников.
На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Автор разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. Мы видим неопрятную усадьбу Простаковых, где живут и Скотинины. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится». Простакова жестока и груба, но она безумно любит сына. Речь Простаковой безграмотна, но очень изменчива: от робкой интонации она легко переходит к властному грубому тону. Речь Скотинина не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит не как о людях, а как о животных.
В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания». Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний.
Учителя Митрофана — отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его…один отставной сержант, Цыфиркин»), семинарист Кутейкин – грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин»), а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман»).
Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит»). Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год), чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою…За столом стакан вина») и одевают в доме («Белье его наши бабы моют»). Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится»).
Характер Митрофана воспитывается атмосферой в семье, где заправляет женщина. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против.Вот как мужчины семейства Простаковых вместе с дядей Скотининым сами себя характеризуют: «Я сестрин брат…я женин муж…а я матушкин сын».
Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок». Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. Гораздо опасенее бессердечие. «Невежда без души – зверь». Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.
Образы учителей Митрофана в комедии “Недоросль”
Правдивы, жизненно убедительны в комедии образы домашних учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана.
Отставной солдат Цыфиркин — человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю», — говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием.
В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин. Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии1, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь — «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы, — вынесенные им из духовной среды и духовной школы.
В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.
Краткое сочинение «Недоросль»
Вариант 1
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль» , — проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности.
В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания» . Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день» . Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове.
К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана — отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его… один отставной сержант, Цыфиркин») , семинарист Кутейкин – грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин») , а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман») . Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит») . Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год) , чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою… За столом стакан вина» ) и одевают в доме («Белье его наши бабы моют») . Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится») .
Создавая образы учителей Митрофана, Фонвизин, скорее всего, стремился показать, что вряд ли учителя, подобные Кутейкину, который сам не закончил семинарию, или Вральману, бывшему кучеру, смогут научить чему-нибудь толковому молодого человека. Из них один Цыфиркин вызывает симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. Он отказывается брать деньги, которые не заслужил, т. к. ничему не смог научить дубиноголового Митрофана.
Драматург считает, что только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись: уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.
Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок». Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. Гораздо опаснее бессердечие. «Невежда без души – зверь». Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме. Если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больным неисцельно», невеждой и безнравственным существом.
Вариант 2
Когда я читаю это произведение, то сразу же представляю, как будут идти события дальше, очень хорошо выражается главная мысль, в тексте всё плавно переходит из одного образа в другой.
Одним из самых главных героев комедии “Недоросль”, стал Митрофанушка, сын Простаковых. И как только произносится название комедии, сразу же просыпается воображение, и я представляю образ маменькиного сыночка, лодыря и неуча.
У самого Митрофанушки нет никакой цели в жизни. Все его любимые занятия-это поесть, поспать, побездельничать и погонять голубей. Его безделье поощряется матушкой. “Поди порезвись, Митрофанушка”,-так она отвечает, когда сын собирается погонять голубей.
Материнское воспитание и среда, в которой жил Митрофанушка, сделали из него бессердечное животное, которому нет дела до родителей и которому, совершенно наплевать на своё будущее.
Вариант 3
Смелым властелином сатиры и другом свободы называл Пушкин одного из самых замечательных деятелей русской культуры, драматурга XVIII века, автора бессмертной комедии “Недоросль” Дениса Ивановича Фонвизина. Фонвизин — представитель передовых, стоящих на уровне евродейской просветительской мысли кругов дворянского общества — пребывал в резкой оппозиции к самодержавному произволу российской монархии, невежественных дворян-крепостников, “угнетающих рабством” отданных в их полную верх крепостных крестьян. Это закономерно поставило его в ряды писателей наиболее прогрессивного “сатирического направления” литературы XVIII века.
Главным произведением, вершиной творчества драматурга явилась комедия “Недоросль”. Одной из центральных проблем, настойчиво ставившихся просветителями XVIII века, было воспитание — создание новых поколений передовых людей. В комедии Фонвизина это одна из первостепенных проблем.
По указу Петра I все малолетние дворянские сынки-недоросли обязаны были обладать знания по закону божию, грамматике, арифметике. Без этого они не имели права ни жениться, ни поступать на службу. Их предписывалось отдавать в солдаты или матросы без выслуги. Именно поэтому Простакова и нанимает учителей Митрофанушке. Но из этого ничего путного не получается, так как “через воспитание разумели они одно питание», — как говорил герой Фонвизина. Но совместно с тем нарисованная в “Недоросле” картина по своему содержанию немаловажно шире, чем просто показ дурного воспитания. Пьеса постепенно перерастает в резкое обличение крепостничества.
Бесчеловечное обращение “презлой фурии” не только с крепостными, но и грубость ее по отношению к мужу, воспитаннице Софье все возрастает. Простакова пользуется неограниченной властью над людьми. Она взяла себе право бранить всех и вся. Не встречая серьезного сопротивления, она распоясалась, временами теряя человеческий облик. Фонвизин реалистично показывает картины жизни в помещечьей усадьбе. “После того, как мы все отняли у крестьян, — сетует помещица, — отнять больше нечего”. Вот в чем видит она беду. Жажда наживы толкает недобросовестных помещиков на неблаговидные поступки. Они так привыкли к безнаказанности и вседозволенности, что более того с равноправными готовы поступать так же, как с крепостными крестьянами. Госпожа Простакова, не боясь последствий, хочет принудить Софью к браку с Митрофаном. Чадолюбивую мать останавливает только сила. Решительное вмешательство Милона предотвращает беду. Госпожа Простакова понимает только язык силы: рассуждение, здравые мысли, доводы — это все ей недоступно, выше ее понимания. Переход от насилия к покорности у нее происходит молниеносно. Только что она была властной барыней и тут же унижающаяся, плачущая, жалкая леди. Способная всех и вся унизить, Простакова с легкостью унижается сама. Сцена не только комична, но страшна.
Имение Простаковых идет в опеку, понимая это, помещица решается на отчаянный шаг. Она на коленях умоляет Правдина, Стародума, Софью пощадить “жестокосердечную помещицу”. Для Простаковой нет границ унижения, она понятия не имеет о человеческом достоинстве. Бездумная материнская любовь Простаковой так же терпит крах. Чувствуя, что почва уходит у нее из-под ног, Простакова бросается к сыну, ища у него любви, понимания, защиты. Митрофан ведет себя соответственно полученному воспитанию. Он видел кругом себя хамство, неуважение к человеку и поступает подобающим образом: “Да отвяжитесь, матушка, как навязалась…” —бросает он небрежно матери. Потерявшая верх и силу, она не нужна ему. Он будет разыскивать новых могущественных покровителей.
Фигура Митрофана становится страшнее, зловещее, чем старшее поколение Скотининых — Простаковых. У них были хоть какие-то привязанности. Митрофан же невежествен, не имеет никаких моральных принципов и, как следствие этого, агрессивен. Отказывая в помощи матери, Митрофан показывает себя законченным негодяем.
Написанная более двухсот лет назад, комедия “Недоросль” не потеряла своей актуальности и для нас. Проблемы, поставленные и решаемые Фонвизином, так же остры и актуальны сегодня. Вопросы воспитания, служения Отечеству, нравственные принципы человека, вероятно, относятся к разряду “вечных”. И каждое поколение будет решать их по-своему, но никогда не откажется от них, не отмахнется, как от малозначительных, потерявших насущную необходимость. Комедия “Недоросль” не только заняла достойное место в классической литературе, но пополнила и золотой фонд русского театра.
- Сочинения
- По литературе
- Фонвизин
- Над чем меня заставила задуматься комедия Недоросль
Сюжет речи поднимает тему воспитания даже в нашем современном мире. Хотя между нами больше двух веков, образы актуальны и сегодня, об этом нам рассказывает Д.И. Фонвизин в своей комедии. Здесь можно увидеть два мира с разными потребностями, возможностями и желаниями.
Сейчас родители чрезмерно опекают своих детей. И выбор чаще остается за ними, нежели за ребенком, считая, что они больше в жизни повидали, и когда чадо подрастет, само все поймет. Но чрезмерная забота не всегда может идти во благо, об этом и говорится в произведении.
Недорослем называют сына главной героини, у него нет ни желания учиться, ни развиваться в каких-либо других направлениях, а его мать не обращает внимания на эту проблему, чем показывает свою безграмотность. Она требует только того, что хочет сама. Главная героиня даже не считает нужным поинтересоваться, сможет ли человек, от которого она требует поставленную задачу, выполнить ее наказы. В этом проявляется ее глупость.
Человеку необходима личная свобода, произведение «Недоросль» поднимает эту проблему. Тема воспитания является главной проблемой в данной комедии. То, что будет изначально заложено в воспитании ребенка, то и будет проявляться в его характере и манере поведения в будущем и поэтому основная задача поставлена перед родителями. От их наставления, поучений и образа жизни зависит будущее ребенка. Очень важно считаться с мнением других и давать право выбора, и прежде чем осуждать, стоит подумать над тем, прав ли сам человек в своих высказываниях и требованиях, Родители должны задуматься, может стоит помочь в тех или иных вопросах.
Замысел самого произведения донести до каждого человека, что нужно понять, чего хочется в жизни и идти к поставленной цели. Произведение заставляет задуматься о том, что нужно жить, а не существовать.
Автор комедии показал, что победа добра над злом существует. Во всех временах, к сожалению, это было и есть, но хочется верить в то, что люди будут друг к другу добрее и чувственней.
Если мы хотим светлого будущего, родители обязаны вносить всю мораль и ценность своим детям. Это касается и педагогов, дающих образование нашему подрастающему поколению.
2 вариант
В комедии под названием «Недоросль», написанной Денисом Ивановичем Фонвизиным в 1781 году, поднимается целый ряд злободневных для соответствующей эпохи проблем, которые остаются актуальными и сегодня. В первую очередь автор обращает внимание читателей на крайнее невежество, корыстолюбие, грубость и даже жестокость по отношению к крепостным крестьянам многих тогдашних дворян. Воплощением этих негативных качеств в пьесе выступают помещица Простакова, мать главного героя комедии Митрофанушки, и ее брат Скотинин.
Госпожа Простакова нисколько не стесняется признаваться в том, что она постоянно бранит своих слуг и даже поднимает на них руку. Чрезвычайно ограниченной женщине даже не приходит в голову, что с крестьянами возможно обращаться иначе, она не представляет себе никаких других способов управления домом и имением. Более того, Простакова весьма бесцеремонно общается и с другими людьми, делая исключение лишь для горячо любимого сына.
Поведение помещицы вызывает глубокое возмущение, к тому же она сама абсолютно не понимает недопустимости своих поступков. С помощью образа госпожи Простаковой Фонвизин подчеркивает, что русские провинциальные дворяне-крепостники, пользуясь собственной безнаказанностью, все более развращаются и утрачивают всякие моральные принципы. В комедии уделяется значительное внимание вопросам воспитания юных представителей «благородных семейств», автора весьма интересует, каким образом сделать из недоросля Митрофана и его ровесников достойную опору для государства.
16-летний наследник Простаковых относится к крестьянам с таким же пренебрежением, как и его мать. При этом Митрофанушка нисколько не уважает и родителей, все его интересы ограничиваются только самыми примитивными рассуждениями. Госпожа Простакова неохотно нанимает для сына учителей, поскольку в соответствии с новым распоряжением императрицы дворяне обязаны получить образование, без которого юноши не будут приняты на службу.
Однако Митрофан не испытывает ни малейшего интереса к наукам, парень не усваивает даже тех весьма незначительных знаний, имеющихся у так называемых «педагогов», которых действительно никак нельзя считать настоящими преподавателями. Сам отпрыск Простаковых откровенно объявляет о том, что он не желает учиться, а стремится жениться. Сцены занятий Митрофанушки с учителем Вральманом, семинаристом Кутейкиным и бывшим сержантом Цыфиркиным вызывают искреннюю улыбку. Однако автор, описывая соответствующие эпизоды, явно испытывает глубокую горечь в связи с тем, что именно таким недорослям предстоит создавать будущее страны.
Взгляды драматурга на вопросы просвещения и воспитания молодежи во многом отражаются в образе порядочного и умудренного жизнью Стародума, старающегося передать свое мировоззрение племяннице Софье. Девушка прислушивается к его словам и действительно намеревается всегда существовать достойно, как и ее избранник Милон.
Несмотря на многочисленные забавные моменты, присутствующие в комедии Фонвизина, произведение заставляет сделать определенные выводы. При чтении пьесы становится ясно, что лишь просвещенный и грамотный во всех отношениях человек сможет принести пользу Отечеству. Для невежественных и беспринципных людей, подобных Простаковым и Скотининым, не существует будущего. Нет сомнений и в том, что любого ребенка необходимо правильно воспитывать с самых ранних лет, прививая ему привычку учиться и трудиться.
Также читают:
Картинка к сочинению Над чем меня заставила задуматься комедия Недоросль
Популярные сегодня темы
- Петербург в романе Преступление и наказание Достоевского
В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает не зеленые сады, роскошные фонтаны, величественные дворцы Петербурга, а его подноготную: узкие переулки, кабаки
- Отзыв о рассказе Человек в футляре Чехова
Рассказы Антона Павловича Чехова несколько десятилетий подряд не могут оставить безразличными читателей разных возрастов. «Человек в футляре» одно из самых известных произведений писателя
- Сочинение-анализ рассказа Кавказ Бунина 8, 9 класс
Рассказ Бунина «Кавказ» описывает несчастную любовь. Молодая женщина, жена офицера, завела себе любовника. Из рассказа видно, что эта дамочка просто бесится от жира. Её муж—офицер, ясно, что он занят на службе
- Анализ рассказа Соль Бабеля
«Конамария»-это произведение И.Бабеля, на протяжении всего сборника ставится тема гражданской войны. У героев очень разнообразная, а порой неожиданная судьба-кто-то умирает, кто-то продолжает жить.
- План рассказа Мишкина каша Носова 2 класс
Мальчик Коля с мамой были на даче. Однажды к ним приехал в гости друг Коли — Мишка. Коля был рад, потому что давно не видел Мишку и успел соскучиться по нему.
Наверх
Тезисы
- Человек осилит дорогу, только если будет предпринимать необходимые шаги для реализации своей цели.
- Как говорят в народе, под лежачий камень вода не течет: если человек не покинет зону комфорта, в его жизни так ничего и не произойдет.
- Путь к мечте требует одного — шагов. Если человек ничего не предпринимает, его грезы не сбудутся, поэтому и говорят, что дорогу осилит только идущий.
- Человек может добиться того, чего он желает, только действием. Ведь дорога сама себя не пройдет, все достигается постепенно.
- Люди ничего не получают от жизни, если не движутся к своей цели, ведь «без труда не выловишь и рыбку из пруда».
- Результата усилий мы добиваемся в ходе самих усилий и только так. Зачастую подлинный смысл пути открывается именно в дороге, а потому его не найти без серьезной работы над собой и своей жизнью.
- Только тот, кто идет, может дойти — это вполне логично. Без определённых шагов цели не достигаются.
Аргументы
- Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Дорогу осилил Стародум — герой пьесы «Недоросль». Разочаровавшись в светском обществе и его методах достижения целей, персонаж отправился в далекий край — Сибирь. Именно там он решил нажить свой капитал честно, а не ценой лести и отказа от принципов. Российская глубинка подарила Стародуму много возможностей. Он открыл свое дело, работал на добыче полезных ископаемых. Теперь у дворянина был свой капитал, добытый трудом. Помещик не паразитировал на крестьянах и своем статусе при царе, а сделал нечто полезное для страны. Он мог бы, как и все, сидеть и ждать, не пожалует ли царь деревеньку с крестьянами, не даст ли чин? Но Стародум пошел по честной дороге к успеху и добился своего. Почему? Потому что рискнул и поехал туда, где нашел то, что искал. Трудом, активностью, целеустремленностью он осилил свой путь.
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Если бы Петруша сидел дома возле маминой юбки, то так и остался бы всего лишь «недорослем», гоняющим голубей по двору. Но отец не хотел для него такой судьбы и отправил сына даже не в Петербург, где для него уже было место в элитной части, а в Оренбургскую губернию, где Петру пришлось пробивать себе дорогу к цели самостоятельно. Этот путь многому научил юношу. Так, он проиграл на бильярде крупную сумму денег и поссорился с Савельичем, который не хотел выплачивать проигрыш. Опыт показал герою, насколько он еще наивный, инфантильный и незрелый. Он извинился перед слугой и больше не стал играть в азартные игры. Также в дороге он познакомился с простым человеком, который помог путникам выбраться из бурана и найти ночлег. За это Петр отблагодарил спасителя. Этот урок благодарности впоследствии выручил героя: Пугачев вспомнил доброту барина и помиловал его. Очевидно, что в путешествии Гринев возмужал, стал умнее и ответственнее. Он осилил дорогу чести, превратившись в смелого и мудрого офицера. Как ему это удалось? Благодаря активным попыткам измениться и достичь целей.
- А.Грин, «Ассоль». Дорогу осилит тот, кто идет — это верное утверждение. Так думал и Артур, герой повести. Он родился в богатой семье дипломата, но с детства мечтал о другом поприще. Его влекли путешествия по морям и океанам. Но родители не позволили мальчику гробить карьеру нелепыми фантазиями. И Артур ушел из дома, чтобы воплотить свою мечту. Он начинал юнгой на корабле, не имея поддержки из родового замка. Артур сам научился всем основам морского дела и смог руководить своим судном. Только благодаря смелости, упорству, решительности юноша добился поставленной цели и стал капитаном корабля с алыми парусами. Но если бы он ничего не делал и плыл по течению, его жизнь никак бы не изменилась. Он служил бы под началом отца и жалел бы о не реализовавшихся замыслах. Только самостоятельные и целенаправленные действия приводят человека к желаемому.
- А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Как бы ни был сложен путь, человек осилит его шаг за шагом. Это доказывает пример Руслана. Главный герой отправился вслед за похитителем своей невесты. Черномор украл Людмилу прямо со свадьбы. Царь был рассержен на непутевого жениха и поручил четырем витязям, в том числе и Руслану, найти дочь. Символично, что в дороге каждый нашел свою судьбу. Рогдай пал в схватке с Русланом, потому что хотел устранить конкурента, но не думал о благе Людмилы. Фарлаф, как самый ленивый и хитрый из соискателей, заключил союз с Наиной и совершил подлость, но в финале был посрамлен и унижен. Ратмир нашел любимую женщину и отказался от поисков Людмилы. И лишь Руслан, который по-настоящему любил девушку, смог ее спасти. Битва с чародеем была опасна и трудна, но упорство и храбрость героя позволили ему дойти до конца и освободить любимую. Его пример учит нас тому, что идущий осилит даже тот путь, который кажется неприступным.
- Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник». Автор показал две противоположные парадигмы мышления: Жилин считал, что он сам должен вызволять себя из плена татар, а Костылин полагался на богатую родню и выкуп. Поэтому один офицер боролся с судьбой и пробовал бежать, даже несмотря на опасность быть пойманным, а другой сидел и лишь жаловался на неудачу. Именно Костылин тормозил Жилина и обрек его попытку освободиться на провал. Но во второй раз Костылин наотрез отказался рисковать, ведь он не верил в возможность уйти. А Жилин верил и пошел, хоть и многие обстоятельства были не на его стороне. Только так он сумел выйти живым из плена и не обременить бедную мать непосильным выкупом. Как бы трудно ни было, Жилин удалось переиграть судьбу, потому что он шел, а не сидел сложа руки.
- А.П. Чехов, «Невеста». Мы убедились на свое опыте, что дорога к успеху открывается только идущему. Вот и героиня рассказа поняла это вовремя. Надя жила в захолустье и не имела возможности разнообразить свою жизнь. Ее судьба в этом месте была предрешена: брак, скучное прозябание с праздности, отсутствие достижений и интересов. Надю перед свадьбой начало тяготить осознание того, что ей этого совсем не хочется. Еще немного, и уже ничего нельзя будет исправить. Тогда она решила воспользоваться помощью знакомого студента Саши и сбежать из дома. План удался. В большом городе ей удалось поступить в учебное заведение и расширить круг знакомств. Надя добилась своего счастья, потому что смогла превозмочь страх и пуститься в рискованный путь. И она его осилила, ведь трудилась и рисковала, а не бездействовала.
- М. Горький, «Старуха Изергиль». Пример Данко убедит каждого, что дорогу осилит идущий. Когда соплеменники героя заблудились в лесу, именно он принял на себя ответственность и повел их к выходу. Но где этот выход — не знал никто. Данко своим примером лишь воодушевлял и обнадёживал людей, ведь нельзя было просто стоять и жаловаться на судьбу. Они шли только потому, что Данко вел их. Но в пути многими овладело отчаяние, и персонажи начали роптать на спасителя, обвиняя его во всем. Тогда Данко вырвал сердце из груди и осветил им дорогу к тому, что так долго искали герои. Он умер со счастливой улыбкой на устах, ведь доказал всем, что путь к свободе существовал, что добраться до него было реально, и он, Данко, этого добился. Если бы он, как и все, стенал и клял злой рок, то племя погибло бы в лесу. Только делом можно было было помочь себе и другим выбраться из чащи.