План для сочинения 5 класс русский язык

Сочинение по картине в начальных, средних и старших классах. как научиться правильно писать сочинение-описание картины? 1. составление плана сочинения по

Сочинение по картине в начальных, средних и старших классах. Как научиться правильно писать сочинение-описание картины?

1. Составление плана сочинения по картине в начальных классах

Подготовительный этап работы начинается со знакомства с картиной и художником. Ведь мы знакомим учеников с писателем, когда изучаем литературное произведение. Иначе сложно понять его замысел. Найдите в интернете информацию о художнике, его творческом пути. Познакомьте ребёнка с другими творениями этого автора. Постарайтесь вместе с учеником ответить на вопрос, чем выделяется творчество этого мастера среди работ других живописцев. На подготовительном этапе написания сочинения также важно определить её жанр. У описания пейзажа или портрета свои особенности, о которых стоит поговорить отдельно. Натюрморт или бытовой сюжет также будут иметь свою специфику описания. Хорошо, если уже в начальных классах ребёнок будет разбираться в жанрах живописи.

Попросите школьника внимательно рассмотреть предлагаемую для описания картину. Пусть ребёнок попытается устно рассказать о том, что он видит, как будто он описывает картину слепому человеку или другу по телефону. Помогите ученику увидеть и описать словами общее настроение картины.

Внимательное рассмотрение играет очень важную роль при написании сочинения по картине. Порой мы спешим приступить к написанию, заглядывая в предложенный план и стараясь ему соответствовать. Однако забываем, что задача ученика не только в том, чтобы развивать речевые или какие-либо ещё навыки, но и в том, чтобы благодаря картине открывать что-то новое в себе, обогащать свои впечатления, умения истолковывать увиденное. Хорошо, если ребёнок переживет какие-либо эмоции, глядя на творение художника. Для сочинений предлагаются работы прославленных мастеров, в которых можно и должно искать важный смысл, особое значение. В них видна индивидуальность автора, а каждая картина – это неповторимый визуальный образ. Написание сочинения по картине не должно становится только тренировкой предложенного учителем алгоритма действий.

Учите ребёнка рассматривать все детали картины, а не только то, что изображено на переднем плане. Ведь каждая деталь вносит дополнение в понимание общего замысла картины. Пусть задумается, почему художник выбрал именно такой фон. Познакомьте ученика с понятием композиции.

Следующий этап – разговор о цветовой гамме картины. Ученик начальных классов способен различать общий тон, обозначить большинство оттенков цвета как тёмные или светлые, тёплые или холодные. Важно почувствовать гармонию тонов, увидеть глубину и контрасты в картине. Порой больше говорят о замысле художника именно контрасты, а не композиция картины и не её цветовая гамма.

Ну, вот уже и собраны технические составляющие картины. Остаётся задуматься о своём отношении к увиденному. Пусть ребёнок озвучит, что его впечатлило, больше всего заинтересовало на полотне. Какое настроение вызвало увиденное? Захотелось ли ему получше рассмотреть другие работы автора. Задумался ли ученик, почему именно так изобразил живописец природу или человека? Что он хотел поведать, чем предложил восхититься, о чём поразмышлять? Ответы на эти вопросы помогут ребёнку объяснить замысел автора и оформить своё мнение о картине. Пришло время составить план и пункт за пунктом изложить всё, над чем вы потрудились в предварительной работе.

Примерный план может выглядеть так:

I.Вступление

  • Название картины, её автор, жанр
  • Короткое сообщение о художнике и картине

II. Описание полотна

  • Сюжет картины
  • Что изображено на переднем плане
  • Описание фона
  • Описание деталей, их значение
  • Цвет в картине
  • Настроение

III. Заключение

  • Что хотел сказать автор?
  • Моё отношение к изброженному на картине

2. Составление плана сочинения по картине в средних классах

Начинаем предварительную работу с рассмотрения картина и составления общего впечатления от неё. Определите жанр картины, обратите внимание на композицию и на то, что изображено. Подумайте над названием картины. Ответьте на вопрос, почему, по вашему мнению, художник назвал её именно так. Найдите информацию о том, в какое время написана картина. Какие события в истории страны и в обществе происходили в момент создания полотна. Отразились ли происходящее в творчестве художника? Необходимо также узнать об истории создания картины, по которой вы пишете сочинение.

Следующий этап – описание того, что вы непосредственно видите, рассматривая творение живописца. Как расположены на картине предметы, люди или животные. Опишите то, на что вы обратили внимание в первую очередь и почему. Что изображено на первом плане, есть ли особо выделенные, одиночные предметы? Какую роль они играют в композиции картины, в замысле художника, как влияют на общее настроение полотна.

На каком фоне изображены раскрывающие замысел автора предметы? Ответьте на вопросы, какую роль играет освещение на картине, какой цвет преобладает и как он влияет на общее настроение картины. Есть ли противопоставление светлого тёмному, яркого тусклому? Какое время дня, года изображено, если это пейзаж? Но, если это люди или одиночный портрет, необходимо описать внешность, одежду, предположения о характере изображённого. Опишите главные предметы и «говорящие» детали. Как, на ваш взгляд, они помогают понять замысел картины?

Закончить работу нужно высказывание собственного мнения о картине, своего отношения к изображённому, к общему замыслу автора. Как отозвалось изображённое в вашей душе, какие воспоминания или чувства родились у вас при знакомстве с работой художника? Из «кирпичиков» — ответов на все эти вопросы легко выстроить план.

Примерный план может выглядеть так:

I.Вступление

  • Краткие сведения о жизни и творчестве художника
  • История создания картины

II. Основная часть (описание картины)

  • Сюжет картины
  • Описание переднего и заднего планов
  • Детали
  • Цветовая гамма
  • Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень)

III. Заключение

  • Собственное мнение о картине
  • Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор

3. Составление плана сочинения по картине в старших классах

Подготовка к сочинению и составлению плана должна включать знакомство с биографией и творчеством художника. В каких стилях он писал свои работы, к какой школе живописи принадлежал, у каких мастеров учился. Как эпоха, в которую творил данный автор, отразилась на его творчестве и непосредственно на предложенной к описанию картине. Почему художник дал ей такое название? Какое слово в названии, по вашему мнению, главное? Отражает ли название идею картины? К какому жанру вы относите эту картину и почему?

Далее необходимо сделать анализ картины. Определите её композиционный центр, разберите изображения переднего плана, подумайте над смысловой нагрузкой фона. Назовите используемые автором изобразительно-выразительные средства. Как они влияют на общий замысел картины и её настроение? Какое время суток изображено? Может, это переходящий момент солнечного дня в сумерки вечера. Или художник ухватил момент превращения утренней зари в жаркий день. Поразмышляйте о красоте и ценности изброжённого момента, а также о композиции картины, световой нагрузке, цветовой гамме и других средствах выразительности. Определите их роль в передаче основной мысли художника, в выражении авторской позиции.

Обратите внимание на мелкие детали, особенно там, где речь идёт о портрете или интерьере. Что с помощью их говорит автор? Какова смысловая нагрузка деталей? Как они подчёркивают замысел картины? Если это пейзаж, то задумайтесь, ощущается ли в нём присутствие человека. Если да, то как автор сумел передать это? Если это интерьер, то почему именно в такую обстановку поместил живописец своих героев?

Объясните, какие цвета использовал мастер и почему. Какие тона преобладают и какое настроение они создают на полотне? Чувствуется ли в картине обилие воздуха, света? Или же мы поёживаемся от колючих ноток холода и безжалостных порывов ветра? Присутствует ли в работе мастера цветовой контраст? Какую смысловую нагрузку он несёт?

Прочувствуйте своё отношение к картине. Подумайте, чем она вам понравилась, о чем заставила задуматься, какое настроение создала. Определите главную мысль картины. Понравился ли вам авторский замысел? Сделайте вывод после размышлений. Что вам рассказывает картина о человеческих чувствах, о жизни в те или иные времена, о вере человека в Бога, о судьбе страны? Какие вечные темы затрагивает автор. Что нового вы узнали, что показалось интересным, как повлияла на вас картина и в чём вы ведете ее силу?

Составляя план старайтесь придерживаться следующих пунктов:

I.Вступление

  • Справка о жизни и творчестве художника (его наиболее известные картины, особенности их исполнения, направления, стили работы, года активного творчества)
  • Справка о картине (год создания, её жанр, история создания, судьба картины, под влиянием каких событий написана)

II. Основная часть (анализ)

  • Сюжет картины
  • Описание переднего и заднего планов
  • Описание героев картины, если они присутствуют
  • Детали, их роль в картине
  • Цветовая гамма, основные краски, их роль в картине
  • Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень), роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины

III. Заключение

  • Собственное мнение о картине
  • Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор

Мы надеемся новые знания помогут написать легкое, интересное сочинение по картине!

Все сочинения по картинам можно условно разделить на:

1) Сочинение повествование по картине

  • по серии сюжетных картин;
  • по одной сюжетной картине;

2) Сочинение-описание по пейзажной или сюжетной картине;
3) Сочинение-рассуждение по картине (преимущественно в 8-9 классах) 

Сочинения по серии картин проводятся в 1-2-м классах, поскольку оно легче. Дети составляют 1-3 предложения, озаглавливают небольшие рассказы.

Написание сочинения по одной картине значительно труднее, чем по серии картин. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после момента, запечатленного на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.

Как правило, данный вид работы характерен для старших классов, но допустим и в 3-4-м классах (элементы описания картины возможны и в 1-2-м классах).

  • середине или концу;
  • написание сочинений по заданной теме или основной мысли в соответствии со стилем, типом речи, жанром речевого высказывания;
  • упражнения комплексного характера.

Картина может служить одним из эффективных средств развития речи учащихся и формирования у них коммуникативно-речевых умений. Она активизирует и направляет мысль детей, развивает внимание и наблюдательность. Зрительные ряды, особенно репродукции с полотен известных художников, обогащают знания детей об окружающей действительности, помогают развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.

План сочинения по картине в 1,2,3,4 классе:

В начальных классах дети описывают картину следующим образом:
1) тема картины (что на ней изображено);
2) композиция картина;
3) действующие лица, действие, если оно есть;
4) идейный смысл, «настроение» картины.
От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.
 
Последовательность анализа картины может отличаться в зависимости от особенностей самой картины, целей, возраста учащихся и уровня развития у них художественного восприятия. 

Примерный план сочинения по картине 5,6,7,8,9 класс:

  1. Биографические сведения
  2. Анализ картины:
  • На первых этапах работы над анализом картины иногда используют следующую последовательность, особенно при рассматривании пейзажей: низ картины (земля, вода, фон); средняя часть (основная), где, как правило, находится композиционный центр картины, нахождение этого центра; верх картины (фон, небо). 
  • жанр картины; 
  • ее предметное содержание (кто или что изображено); 
  • настроение, вызываемое этим произведением изобразительного искусства; 
  • основные микротемы картины; 
  • изобразительно-выразительные средства, которые использует художник для создания образов (формат, композиция, свет, цвет и др.),
  • роль этих средств в выражении основной мысли картины, авторской позиции. 

Вспомогательные вопросы для анализа картины.

Время:
Какое время года изображено на картине?
Какой день изобразил художник на картине?

Название картины/жанр:
Почему художник дал такое название картине?
Как бы вы озаглавили эту картину?
Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку?ъ
К какому жанру вы относите эту картину? Почему?

Фон, задний план, передний план, интерьер, главный герой:
Что вы видите на картине?
Что изображено в центре картины?
Почему в центре картины художник изобразил именно этот предмет?
Что вы видите на заднем плане картины?
На каком фоне изображены предметы (цветы, овощи, фрукты и др.)?
Как вы думаете, почему художник нечетко изобразил задний план картины?
Какое значение имеет фон картины, как вы думаете?
Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?
Кто главный герой картины?
Что можно сказать о главном герое?
Почему главный герой изображен в такой позе? Что хотел подчеркнуть художник?
Вы чувствуете присутствие человека в этом пейзаже? Как это показал художник?
Что может рассказать интерьер о жизни человека, которого мы не видим на картине?
Какую роль в этой жанровой картине выполняет натюрморт?
Почему взгляды всех персонажей картины обращены в сторону…(героя)?
Как обстановка комнаты характеризует ее хозяев?
Почему художник выбрал именно этот интерьер для характеристики своих героев?

Цвет, свет, воздух:
Какие цвета использовал художник?
Какой цвет преобладает в картине?
Каков колорит картины? Какие цветовые тона передают радостное (грустное) настроение картины?
Много ли в картине света, воздуха? Какое это имеет значение для раскрытия замысла 
художника?
Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?
Почему художник использовал контрастные цвета в изображении предметов?
Какой цвет вы считаете главным в картине?

Настроение картины, отношение к картине:
Нравится ли вам картина? Почему?
Какое настроение вызывает картина? Почему?

Авторский замысел, главная мысль:
Какие изобразительно-выразительные средства использует художник, чтобы передать..?
Что прежде всего привлекло ваше внимание в картине? Как этого добивается художник?
Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.
С помощью каких изобразительных средств художник выражает свое отношение к героям?

Вспомогательные задания-упражнения для написания сочинения по картине:

Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на… 
Составьте предложения на тему этой картины.
Назовите признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер). 
Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините эти предложения в связный текст.
Составьте 2—3 предложения по картине и продолжите ее описание по цепочке.
Опишите предметы (объекты), которые вы видите: на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
Опишите главного героя картины, его внешний облик:лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
Выразите свое отношение к герою, к картине.
Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.
Составьте описание картины по плану, записанному на доске.
Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске.
Опишите ситуацию, изображенную на картине.
Составьте план описания картины, выбран подходящие фразы из числа предложенных.

Упражнения на развитие воображения:

—Придумайте название картины. Сравните его с тем, которое дано художником.
—Составьте воображаемый диалог между действующими лицами картины.
—Составьте продолжение текста на основе эпизода, изображенного на картине.
Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных на картине, устно опишите их.
—Расскажите о событиях, которые могли предшествовать изображенному моменту на картине.
—Представьте себя в роли героев картины. Как бы вы действовали?
—Какой разговор мог состояться между вами?
—В роли какого героя ты хотел(а) бы оказаться? Почему? 
Подобные упражнения постепенно готовят учащихся к составлению рассказа и сценария (ролевой игры) по картине.

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Помните, как однажды Шерлок Холмс спросил у
доктора Ватсона, сколько ступенек ведет к их
квартире на Бейкер-стрит? Ватсон не смог точно
вспомнить и (как обычно) был поражен подробнейшим
описанием каждой ступеньки, сделанным Холмсом.
Но ведь они оба каждый день много раз поднимались
и спускались по этим ступенькам! Просто Ватсон
(как он сам объяснил) никогда не обращал на них
внимания. Следует ли из этого, что сначала нужно
научиться обращать внимание, исследовать то, что
мы собираемся описывать?

Учиться описывать мы начали с самого простого
– в начале одного из сентябрьских уроков
пятиклассники принесли с собой каштаны.
Рассматривали, сжимали в руках, постукивали о
парту. Недолго – около минуты. Потом получили
задание: собрать материалы для описания. Для
этого нужно было ответить на вопросы: каков
каштан на вид (что вы видите? цвет и его оттенки,
форма, размер, особенности), каков плод каштана на
ощупь (теплый или холодный, гладкость, тяжесть,
ощущение в руке) и звуки, с ним связанные (глухой
или звонкий стук, звук падения с дерева и т.д.), на
что похож. Работали в тетрадках 2–3 минуты, затем
обменивались наблюдениями. Перед этим на доске
записали слова каштан, плод, орех и

Что я вижу?

Что чувствую?

Что могу услышать?

Вот что получилось в результате: на вид: коричневый,
каштановый, бурый, шоколадный, с узорами, с
таинственным рисунком, похожий на карельскую
березу, блестящий, как лакированный,
неравномерно окрашенный, с разводами
темно-коричневой краски, круглый, как шарик от
пинг-понга, небольшой, большой, неровный,
похожий
на маленькое яблочко, с ямкой
. На ощупь: гладкий,
тяжелый, холодный, но если подержать в руке, то
нагревается, приятный, шелковистый, бархатистый,
живой
. Звук: глухой стук, тяжелый удар, шорох в
листьях при падении, щелчок о землю
.

Затем ребята получили задание написать
небольшой текст. Задача: сделать так, чтобы
человек, у которого сейчас нет в руках каштана,
смог его представить. Полезно также обсудить
варианты первого предложения. Например: У меня
на парте лежит каштан
или Сегодня по
дороге в школу я нашел плод каштана
. Еще 3–4
минуты работы – и можно приступать к чтению и
обсуждению текстов. В завершение можно попросить
учеников закрыть глаза и увидеть свой каштан на
«внутреннем экране».

В дальнейшем ребята получат памятки для
самостоятельной работы с сочинением-описанием.

Сочинение-описание (памятка)

1. В сочинении-описании автор описывает
предмет или живое существо, пейзаж, интерьер или
явление так, чтобы было понятно, как он к нему
относится.
Подумай: какое чувство или
настроение ты хочешь передать своему читателю?
Сначала автор наблюдает, потом представляет
изображение на «внутреннем экране».

Моя черепашка такая смешная! Когда она бежит,
то кажется, будто катится камешек. У нее зубки
маленькие и острые, как кнопки, а коготки прямые и
очень острые, как булавки. Иногда она пищит, а
когда заберется в пыльный угол, то начинает
фыркать, как паровозик. У нее панцирь блестящий,
желто-коричневого цвета, с зеленым отливом. И
сама она желто-зеленого цвета.

Она мне очень нравится. (Работа
пятиклассницы)

2. Описание – словесное рисование. Сначала
представь предмет, постарайся увидеть его на
«внутреннем экране», а затем опиши. Если это –
живое существо, вспомни его в самом характерном
состоянии.

Яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если
посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно
просвечивалось, как стакан свежего липового
меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь,
бывало, спелым яблоком около уха – слышно, как
гремят семечки.

3. Сочинение-описание подобно фотографии
или нескольким фотографиям, а иногда фрагменту
из фильма.

В маленькой комнатке на светлом половичке
копошились серые пушистые существа. Они были
похожи на большие клубки шерсти. Клубки
размотались, и за каждым тянулась толстая
шерстяная нитка – хвостик. Из каждого клубочка
болтались мягкие пушистые уши.

4. Сочинение оживляют сравнения. Например: котенок
похож на клубок пушистых ниток; снегирь как
пушистый шарик; улыбка похожа на солнышко
.

Придумай и используй в сочинении свои
сравнения.

5. Лингвисты сравнивают нашу речь с движением
конькобежца. Чтобы продвинуться вперед,
конькобежец одной ногой отталкивается, другой
скользит вперед. Так же строится текст. Мы
отталкиваемся от того, что уже было сказано, от
данного, и делаем шаг вперед в развитии мысли,
добавляем новое, т.е. сведения, ради которых
создается предложение.

6. Проверь, можно ли воспользоваться приемом
фотографирования, читая твое сочинение.

7. Первое предложение – ключ ко всему сочинению.
Помоги читателю «войти в тему». Например:

Мой пес замечательный!

Есть у меня……

Пенал служит для того, чтобы в нем носили
ручку……

Мой ластик хоть и скромен на вид, но служит мне
верно.

В день рождения мне подарили…

8. Подумай, как ты завершишь свое сочинение.
Последняя фраза (или абзац) содержит вывод – чем
тебе близок тот, кого ты описал, как его появление
в твоей жизни тебя обогатило.

Успехов в сочинении!

Задания

1. Прослушайте текст, постарайтесь увидеть
то, что можно увидеть. Запомните и перескажите.

Такса

Длинная,
приземистая собака на кривых ногах семенит
вперевалочку, помахивая задорно задранным
хвостиком-прутиком. Англичане называют таксу
«собака-сосиска». Во Львове я слышал, как
говорили: «Таксы у нас продаются на метры…». И
вправду, природа, создавая таксу, забыла
приделать ей третью пару ножек: пузо ее почти
волочится по земле… Впрочем, у хорошей таксы
живот всегда подтянут выше уровня груди. На своих
коротеньких ножках она чувствует себя
превосходно. (Б.Рябинин. Воспитай себе друга)

Енотовидная собака

Что это была за фигура! Точно его всего
укоротили! Тело длинное, грузное, а ножки такие
коротенькие, что, казалось, ему трудно носить
себя. Короткий пушистый хвост, короткая шея,
короткая узкая головка, острая лисья мордочка,
короткие, широкие, почти спрятанные в густом мехе
уши, глаза как пуговки, щеки будто сажей намазаны.
Не будь этот увалень таким пушистым, он был бы
просто уродцем. Но его выручал густой
серовато-бурый мех, переходящий местами в
желто-серый, превращавший это забавное создание
в какую-то живую меховую игрушку. Звали его
Гомзик. (А.Батуев. Чудесный мир)

Карлсон – это маленький самоуверенный
человечек, и к тому же он умеет летать. На
самолетах и вертолетах летать могут все, а вот
Карлсон умеет летать сам по себе. Стоит ему
только нажать кнопку на животе, как у него за
спиной тут же начинает работать хитроумный
моторчик. С минуту, пока пропеллер не раскрутится
как следует, Карлсон стоит неподвижно, но когда
мотор заработает вовсю, Карлсон взмывает ввысь и
летит, слегка покачиваясь, с таким важным и
достойным видом, словно какой-нибудь директор, –
конечно, если можно себе представить директора с
пропеллером за спиной. (А.Линдгрен. Карлсон,
который живет на крыше)

Натюрморт Караваджо «Корзина с фруктами»
признан шедевром. Корзина стоит прямо перед вами.
Сливово-синий, прозрачной голубоватой желтизны
виноград свешивается за ее плетеные края. Можно
взять и унести грушу или червивое краснобокое
яблоко. Листья уже покрылись ржавчиной увядания,
на них капельки влаги. Плоды составляют единое
целое, и в то же время каждая груша индивидуальна,
каждое зернышко винограда – как звездочка. (По В.Липатову.
С веком наравне)

2. Представьте себе пейзаж по описанию,
рассмотрите картину на воображаемом экране. Если
есть возможность, сравните с картиной И.Шишкина
«Рожь».

Далеко-далеко, сколько хватает взгляда,
золотится на солнце густая рожь. Ветер легко
колышет налитые колосья. Исчезает во ржи
извилистая тропинка. Далеко впереди мелькают
платки идущих по ней крестьянок. Могучие
великаны-сосны устремились в голубое небо, и от
этого еще шире кажутся просторы золотого поля.
(По В.Прудоминскому. Первая Третьяковка)

3. Используя определения из «Словаря
эпитетов русского литературного языка», опишите
своего друга, брата, сестру, знакомого. Возможно,
предложенных вам определений не хватит. В таком
случае подберите свои собственные.

Лицо: грустное, доброе, виноватое, волевое, злое,
заспанное, испуганное, капризное, серьезное,
сосредоточенное, открытое, обиженное, сияющее,
умное, хмурое; краснощекое, смуглое, бледное.

Глаза: голубые, голубовато-серые, карие,
бархатные, большие, бесцветные, быстрые,
внимательные, искрящиеся, живые, круглые,
лукавые, лучистые, задумчивые, озорные, узкие,
смущенные, счастливые, холодные, удивленные,
укоризненные, ясные.

Нос: большой, с горбинкой, крохотный, курносый,
правильный, прямой, хищный, пуговкой, широкий,
орлиный.

Лоб: благородный, высокий, гладкий, гордый,
крутой, с глубокими морщинами, покатый, низкий,
открытый.

Губы: бантиком, бесцветные, алые, пухлые,
суровые, упрямые, тонкие, яркие, сухие.

4. Представьте себе, что вам предложили
написать статью для журнала «Лица». Как в
портрете передать характеристику человека и
ваше отношение к нему?

5. Задания, связанные с прогнозированием.

Прослушайте отрывки из текста известного
романа. Ответьте на вопросы по ходу чтения.

Если бы у нас в Англии прохожий встретил
человека в таком наряде, как я, он, я уверен,
шарахнулся бы от него в испуге или расхохотался
бы, да зачастую я и сам невольно улыбался,
представляя себе, как я в моем одеянии
путешествовал бы по Йоркширу. (Как вы думаете:
почему внешний вид героя вызвал бы испуг или
улыбку? Как, по вашему мнению, и почему был одет
герой?)

Разрешите мне теперь сделать набросок моей
внешности. На голове у меня красовалась высокая
бесформенная шапка из козьего меха со свисающим
назад назатыльником (как вы думаете: почему
шляпа с назатыльником?),
который прикрывал мою
шею от солнца, а во время дождя не давал воде
попадать за ворот. В жарком климате нет ничего
вреднее дождя, попавшего за платье.

Затем на мне был короткий камзол… и штаны до
колен, тоже из козьего меха. Чулок и башмаков у
меня совсем не было, а вместо них я соорудил
себе… нечто вроде полусапог, но самого
варварского фасона.

На спине у меня болталась корзина, на плече я
нес ружье, а над головой держал огромный меховой
зонтик, крайне безобразный, но после ружья
составлявший, пожалуй, самую первую
необходимость моей экипировки. (Есть ли
предположения, где живет герой.)

Но я упоминаю об этом мимоходом. Не много было
на острове зрителей, чтобы любоваться моим лицом
и фигурой. (По Д.Дефо. Робинзон Крузо)

При выборе места для жилища я должен был
сообразоваться с некоторыми необходимыми в моем
положении условиями. (Какие условия важны при
выборе места для хижины? Помните, что Робинзон
Крузо живет на острове.)

Во-первых, мое жилище должно быть расположено в
здоровой местности и поблизости от пресной воды;
во-вторых, оно должно укрывать от солнечного
зноя; в-третьих, должно быть защищено от
нападения хищников, как двуногих, так и
четвероногих, и, наконец, в-четвертых, из него
должно быть видно море, чтобы мне не упустить
случая спастись, если Бог пошлет какой-нибудь
корабль, ибо мне не хотелось отказываться от
надежды на избавление. (Д.Дефо. Робинзон
Крузо)

Попробуйте представить и описать, как
выглядела хижина Робинзона Крузо.

6. Роль стиля речи в описании.

Перед вами два описания. Чем они похожи и чем
различаются?

а) По небу плывут облака. Обычно они похожи на
хлопья ваты. А вот это пушистое облако похоже на
забавного слоненка с вытянутым вперед хоботом.
Важное серое облако – как высоченная гора. Вдруг
сверкнуло солнце – и на горе обозначилась
тропинка. По ней можно подняться на самую
вершину… Еще минута – и… гора превратилась в
птицу с раскинутыми крыльями, а слоненок – в
плывущий корабль…

б) Облака состоят из капель и ледяных
кристаллов. Верхний ярус (выше 6 км) составляют
перистые, перисто-слоистые, перисто-кучевые. Эти
облака состоят из ледяных кристаллов. Средний
ярус (2–6 км над землей) занимают высокослоистые и
высококучевые, состоящие из капель и кристаллов.
Нижний ярус (ниже 2 км) составляют слоистые,
слоисто-кучевые и слоисто-дождевые облака. Они
состоят из капель. Также некоторые ученые
выделяют перламутровые и серебристые облака.

Что меняется при изменении стиля речи?

М.А. ПАВЛОВА,
г.  Москва

Русский язык

5 класс

Урок № 17

Сочинение о памятном событии

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Сочинение о памятном событии.
  2. План сочинения.
  3. Отзыв о сочинении.

Тезаурус

Сочинение – вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.

Отзыв – мнение о ком-нибудь или о чём-нибудь, оценка кого-нибудь или чего-нибудь; анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта. 

Аргумент – основание, довод, приводимые для доказательства своего мнения.

Аргументировать – доказывать, приводить аргументы, доводы в доказательство своего мнения. 

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. – 191 с.

Дополнительная литература:

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012;
  2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

При подготовке к сочинению используется памятка «Как работать над сочинением».

  1. Обдумайте тему сочинения. Определите, о чём следует писать в сочинении.
  2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте план сочинения.
  3. Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.
  4. Обратите внимание на язык сочинения. Удачно ли выражены мысли?

5. Внесите исправления.

Приблизительная схема

сочинения

Опорные фразы

1) Где и когда произошло событие? Кто его участник?

Это случилось…

Этого событияя никогда не забуду! Всё произошло так неожиданно!

Случай этот произошёл со мной…

Можно ли забыть такое происшествие?!

Таких встреч у меня раньше никогда не было…

Всё начиналось как обычно…

2) Как всё происходило, в какой последовательности?

– С чего всё началось?

– Как развивались события?

– Чем они закончились?

Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…;

сначала, потом, после этого…;

в конце концов, наконец…

3) Почему этот день остался в памяти?

Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моейпамяти, потому что…

Невозможно забыть…

Ещё долго буду я вспоминать…

Проанализируем схему, которую можно использовать для сбора материала к сочинению о памятном событии и для составления плана. Определяем, где и когда произошло событие? Кто его участник? Для описания используем следующие опорные фразы:

Это случилось…

Этого события я никогда не забуду!

Всё произошло так неожиданно!

Случай этот произошёл со мной…

Можно ли забыть такое происшествие?!

Таких встреч у меня раньше никогда не было…

Всё начиналось как обычно…

Затем описываем, как всё происходило, в какой последовательности? С чего всё началось? Как развивались события? Чем они закончились? Используем опорные фразы:

Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…;

сначала, потом, после этого…;

в конце концов, наконец…

пишем заключение: почему этот день остался в памяти?

Используем опорные фразы: Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что…

Невозможно забыть…

Ещё долго буду я вспоминать…

Проанализируем несколько тем сочинения, определим основную мысль и сформулируем задачу сочинения. Обратите внимание, что сформулированы только темы сочинения. Вы можете использовать тему как заголовок работы, а затем, после обдумывания темы, анализа воспоминаний из собственного опыта, сможете выбрать другой заголовок к своему сочинению, если это потребуется.

Первая тема – «Памятный день». Задача – рассказать о таком дне, события которого надолго останутся в памяти (произошло что-то важное, неожиданное, необычное, странное, редкое).

Вторая тема – «Весёлое происшествие». Задача – рассказать о происшествии, которое запомнилось радостным настроением, было связано с неожиданной (весёлой, шутливой) развязкой и др.

Третья тема – «Интересная встреча». Задача – рассказать о встрече (знакомстве, беседе) с интересным человеком (интересными людьми), с необычным животным, о наблюдении за ним и др.

Прочитаем пример сочинения о памятном дне.

Осенью мы с мамойходили в лес за ягодами. По дороге нам попадались разные грибы: боровики, лисички, моховики.

Я никогда не видела столько грибов и ягод! Мы быстро набрали целые ведёрки черники! Пока собирали ягоды, мы с мамой шутили и смеялись!

На обратном пути мы увидели олениху с оленёнком! Хоть они и были далеко от нас, я испугалась и обрадовалась. Мама-олениха была гораздо больше, чем я думала. До этого я видела оленей только на картинках.

По дороге домой мы набрали целую корзинку грибов и очень этим гордились!

Ещё долго я буду вспоминать этот день. Мне так было хорошо гулять по лесу с мамой, собирать ягоды и грибы, а оленёнок был просто чудо.

Кроме умения писать сочинения, важно уметь составить отзыв о сочинении другого человека. План отзыва о сочинении выглядит так:

  1. Определить, раскрыта ли тема сочинения? Есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать? О чём следовало бы написать больше, полнее?
  2. Какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она?
  3. Удачно ли названо сочинение?
  4. Что вам понравилось и что не понравилось в сочинении?

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите отзыв на сочинение.

Труднее всего из того, что я делал на уроках труда, было изготовление игрушки для первоклассников. Игрушка простая, а в изготовлении сложная. Надо было выточить сложную фигуру. Самым трудным в вытачивании игрушки было вытачивание прямоугольника. Он должен был быть симметричным. Даже с помощью шаблона мне это долго не удавалось. В конце концов, переделав добрый десяток прямоугольников, я выточил самый удачный. Другие ребята тоже сделали хорошие игрушки.

Вскоре в актовом зале школы состоялось торжественное вручение игрушек малышам. Они очень обрадовались игрушкам.

Приятно было сознавать, что эти игрушки мы сделали сами, своими руками.

Варианты ответа:

А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.

Б) Я прочитал сочинение об изготовлении игрушек. Я тоже на уроках труда мастерил игрушки для малышей. Было очень интересно. Сделанные игрушки мы подарили малышам в детский сад.

В) Игрушки для малышей делать очень сложно, особенно вытачивать. Нужно делать их строго по шаблону, тогда игрушки получатся красивые и правильные. Вот об этом и написано в сочинении.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Вспомнить, что такое отзыв и что должен отражать отзыв о сочинении. В отзыве нужно отразить следующие моменты: определить, раскрыта ли тема сочинения, есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать, о чём следовало бы написать больше, полнее, какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она, удачно ли названо сочинение, что вам понравилось и что не понравилось в сочинении. Наиболее полно соответствует этому плану текст А)

Правильный ответ:

А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.

Подчёркивания элементов

Выберите из списка заголовок сочинения.

Самым памятным днём стал день, когда я пошёл в новую школу в 5 класс. Я очень хотел в эту школу. Её недавно построили, и некоторые мои друзья перешли в неё учиться.

Первого сентября мама разбудила меня, я позавтракал, надел костюм и взял букет цветов для учительницы. Мне стало немного страшно, но мама сказала, что в новом классе нет ничего страшного, и там я заведу хороших друзей.

Я долго буду помнить этот день. Такой красивой школы с бассейном я никогда раньше не видел.

Варианты ответа:

Первый день в новой школе

Школа

Я испугался

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Проанализировать текст, выделить то, о чем говорится в тексте и его главную мысль. В тексте говорится о первом дне в школе и эмоциях от этого события. Из всех заголовков ближе всего заголовок «Первый день в школе».

Правильный ответ:

Первый день в новой школе.

Весенний пейзажСочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося. В большей степени учителя преподают лишь техническую сторону процесса. Школьников обучают тому, как правильно составить план, выделить главную тему, соблюсти общий речевой стиль сочинения. Это, безусловно, помогает в дальнейшем сочинять согласно установленным стандартам, однако вырабатывание индивидуального художественного стиля тормозится. Чтобы работа над сочинением не составляла особого труда для ученика, родители могут тренировать его дома. Лучше начинать с наиболее доступного для младшего школьника типа. В домашних занятиях, например, можно показать, как писать сочинение по картине. Благодаря таким тренировкам у ребенка начнет вырабатываться грамотная и богатая речь, а также широкий словарный запас, что поможет писать любые сочинения без особых затруднений.

Техника правильного написания сочинения по картине

Педагогами давно разработаны основные правила, которые надо знать родителям, чтобы потом обсудить их с маленьким школьником. Усвоив этот шаблон, ребенок легко сможет научиться писать сочинение по картине.

Структура текста

При работе с любым текстом необходимо определить его структуру. То же самое происходит и с сочинением. Перед тем, как начать работу, нужно помнить, что всегда происходит деление текста на три части:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Вступление

Вводит в основную часть текста, не должно быть слишком длинным. Обычно начинается следующим предложением: «Передо мной произведение (художника) (название картины)».

Основная часть

Прежде, чем начать писать, нужно внимательно рассмотреть картину и определить:

Зимний пейзаж

  1. Передний план. Сначала необходимо установить к какому жанру относится картина, ведь разница между портретом и пейзажем – колоссальная. В случае с визуальным искусством (портретом, анималистикой или натюрмортом) на переднем плане чаще всего выступает человек, животное или, находящаяся ближе всех к смотрящему, вещь. Определение объекта на первом плане, как правило, происходит автоматически на подсознательном уровне. Однако, если это пейзаж, то расположение ключевого объекта не так очевидно. Наиболее точный принцип определения первого плана пейзажа является тот, что используется при натюрморте. Для это нужно разделить картину на две половины по горизонтали и проанализировать их содержание. Там, где находится большее количество объектов и ключевых фигур, осуществлена основная идея картины.
  2. Задний план. Здесь необходимо уделить внимание фону, на котором находится главный объект. Обычно задний план задает общее настроение, поэтому в нем идет сильный упор на цветовую гамму. Картины батального жанра чаще всего детализированы больше других, что дает возможность подробнее описать сцену.
  3. Мелкие детали. Этот пункт соблюдается в любом жанре картины. Нужно подробно описать любые приглянувшиеся детали, раскрывая их значение и уместность. В большинстве случаев они находятся на главном объекте. На фоне они проявляют себя лишь в дополнении к основным элементам. Ими являются скрупулезные цветовые переходы, незаметные с первого взгляда, или проработанный элемент по типу складок, аксессуаров или взгляда, в котором кроется вся суть картины.
  4. Цветовая гамма. Цвет – первое, что визуально воспринимает человек. Следует научить школьника передавать описание в соответствии с теплыми и холодными оттенками, которые передают атмосферу картины.

Придерживаясь данных правил и применяя соответствие «передний план – детали, задний план – цветовая гамма», написать сочинение по картине станет не столь трудной задачей.

План сочинения

Когда базовые знания о технической составляющей картины есть и известна ее структура, необходимо составить план согласно требованиям. Стандартная схема плана представляет собой:

Вступление:

  • справка о творчестве художника (какие стили использовал, направление в работах и когда были написаны);
  • справка о картине (под влиянием каких факторов была написана, ее жанр, а также название и год создания);

Основная часть (описание картины):

  • сюжет картины;
  • описание переднего и заднего планов;
  • описание внешнего вида главных героев (если присутствуют);
  • детали;
  • цветовая гамма;
  • роль и используемые художником средства выражения.

Заключение:

  • собственное мнение о картине;
  • общий анализ и описание того, что хотел сказать автор.

Элементы плана могут меняться в зависимости от жанра картины, ее содержания и других факторов. Однако вышеперечисленные установки представляют собой наиболее полное раскрытие содержания картины при описании.

Используемые приемы описания

Существует четыре основных приема описания, тесно связанных друг с другом, но имеющие существенные различия в своей основе. Ими являются:

  • Картинное описание. Прием, который служит для эмоционального воспроизведения того, что находится на картине. Особенно характерно для пейзажей или батального жанра, где необходимо сухо описать факты и передать в тексте то настроение, которое пытался создать художник.
  • Аналитическое описание. Заключается в описании составных элементов чего-либо, то есть деталей. Этот прием очень важен для описания свойств предметов, находящихся у героев, или второстепенных объектов (памятники, архитектурные строения и т.д.).
  • Образная характеристика. Описание представленных на картине групп людей. Характеристика определенного образа необходима для полного раскрытия и наиболее точного описания вида персонажей. В этом также помогут знания истории того периода, в котором происходит действие картины. Наглядная польза от этого приема видна на картинах батального жанра.
  • Характеристика исторической личности. В некоторых произведениях ключевой фигурой является какой-либо исторический персонаж, а все остальное лишь дополнение к его образу. Он выходит на передний план и, так как является исторически важным персонажем, должен описываться согласно следующим характеристикам: внешний облик, признаки личности, вклад или влияние на события, происходящие на картине.

Важно: самостоятельно использовать эти приемы в начальной школе трудно, поэтому ребенку придется помогать в их овладении на домашних занятиях, одновременно прививая ему умение верного использования способов описания.

Раскрытие темы и вывод

Полное раскрытие темы с использованием приемов описания, а также понимание той мысли, что хотел донести автор, является лишь первым этапом. Помимо рассуждения о картине как с технической, так и с эмоциональной стороны, необходимо сделать соответствующий вывод. Он должен основываться на объективном восприятии и субъективной оценке в том виде, в котором была понята картина. В выводе стоит указать насколько описываемое произведение привычно для художника и какое место в его жизни она занимала.

Советы родителям:

  1. Если ребенок увлекается художественным искусством и хорошо разбирается в применении палитры красок, то эти знания могут ему помочь. В основной части сочинения (цветовая гамма или детали) можно сделать акцент на правильном применении тени или цвета. В полной мере раскрывая то, как он влияет на общее настроение картины или описываемого в ней периода.
  2. В случае описания картины батального жанра всегда необходимо давать историческую справку о происходящих событиях. Также стоит приглядеться к любым незначительным деталям персонажей, будь то лицо или поза, ведь в них заложена авторская идея, способствующая раскрытию всего сюжета.
  3. Описание портрета точно так же требует детального осмотра. Автор передает отношение к портрету посредством деталей в гардеробе персонажа, оттенков, взгляда и других частях тела. Всматриваясь в картину необходимо чувствовать настроение и характер личности. Также не стоит забывать и об окружающей среде главного героя, учесть на что сделан акцент.
  4. Если в начальной школе уделить внимание тому, как тщательно ребенок подходит к описанию картины, то в будущем это поможет ему легче замечать важные детали. Поэтому при описании стоит уделить внимание тому, какие мазки использовал художник (легкие или твердые), тон красок (холодный или теплый), как использовал пространство (расположение объектов в центре, по бокам и т.д.). Подсказкой для правильной оценки пространства может стать горизонт, где его расположение снизу говорит об акценте художника на небо, а вверху – на землю. В начальной школе достаточно лишь легкого упоминания об этом, чтобы со временем в сочинениях старшей школы это появлялось чаще.
  5. В описании картины также может помочь ее форма. Если произведение выполнено на широком горизонтальном холсте, то автор, скорее всего, хочет передать протяженность и величие происходящего. Картина, вытянутая вертикально говорит о стремлении вверх и возвышенности чувств, она может не вызывать таких ярких эмоций, как панорамная, характеризуя собой спокойствие и тишину.

Ребенок занимаетсяОбучение написанию сочинения, особенно в начальной школе, трудоемкий процесс, который каждый раз сталкивается с вопросами «Зачем? Почему?» Ответ на данные вопросы кроется в самом значении слова «сочинение». Ребенок в процессе приучает себя к самостоятельной работе и активной мозговой деятельности, что тренирует его воображение и скорость мышления. При грамотном обучении не только учителями, но и родителями, у учащегося не будет проблем с причинно-следственной связью в тексте, подбором слов, рассуждением и формулировкой собственных мыслей. Эти знания пригодятся и в личной жизни, что оправдывает тяжелую работу в начальной школе перспективой на годы вперед.

  • План для сочинения золотая осень
  • План для написания сочинения по картине
  • План для рассказа мальчики чехова 4 класс
  • План для рассказа котенок по лит чтению 2 класс
  • План для написания сочинения по литературе в 11 классе