План для сказки о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс

Основные персонажи сказкиглавные герои:царевна при родах царица умерла. у царевны через год появилась мачеха. девушка выросла удивительно красивой, умной,

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Царевна – при родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту.
  • Королевич Елисей – жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён.
  • Мачеха, жена Царя — вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. Хочет сжить царевну со свету.

Другие персонажи:

  • 7 богатырей – молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.
  • Чернавка – служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Они интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

Царевна и её мачеха

Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.

О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:

  • своенравие;
  • гордость;
  • ревность.

В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.

Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.

Читатель не имеет представления о детстве царевны. Она росла тихомолком и вдруг расцвела. Сразу же после этого девушка становится жертвой своей завистливой мачехи. Тут читатель проникается к бедной девушке хорошими чувствами. Чернавка любит свою жертву и не может причинить ей зла. Дальнейшее описание поступков героини раскрывает всё больше положительных качеств.

Царевна является идеальным положительным персонажем. Её внешний облик прекрасен, а поведение — выше всех похвал. Это завораживает и заставляет окружающих персонажей хорошо к ней относится. Семеро богатырей называют себя братьями девушки и защищают её от всех опасностей.

Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.

«Сказка о мертвой царевне» очень краткое содержание

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» краткое содержание для читательского дневника:

У царя растет красавица-дочь. Мачеха считается самой красивой женщиной царства, о чем ей постоянно говорит волшебное зеркало, но, когда царевна подрастает, зеркало сообщает, что царевна красивее.

Мачеха, завидуя, приказывает служанке оставить девушку в лесу на съедение волкам, но служанка жалеет госпожу и не связывает ее. Царевна находит дом богатырей и живет с ними. Царица приходит к ней в образе старухи и дает отравленное яблоко.

Царевна засыпает мертвым сном. Елисей находит девушку и пробуждает. Они женятся, а царица умирает от злости.

Вывод:

Зависть, ненависть, гнев и злоба не дают ничего, кроме зла. Каждый человек имеет столько прекрасного в жизни, не нужно смотреть на других и сравнивать, жизнь коротка, намного разумнее — наслаждаться моментом и радоваться тому, что имеешь.

Сказка Пушкина о царевне и семи богатырях по сюжету едва ли не точь-в-точь похожа на сказку Белоснежка братьев Гримм. Написанная в стихах, она рассказывает о царице, которая родила прекрасную дочь, но вскоре умерла, а царь женился вновь и у девочки появилась мачеха. Та всё время спрашивала своё волшебное зеркальце “Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” и однажды зеркальце ответило, что это не так… Итак, Сказка Пушкина о Царевне и Семи Богатырях — читайте на нашем сайте.

Краткое содержание

Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.

План основных событий сказки:

  • Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
  • Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
  • Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
  • Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
  • Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
  • Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
  • Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
  • Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
  • Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
  • Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
  • Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
  • Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
  • Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.

Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.

Короткий пересказ «Сказка о мертвой царевне»

Краткое содержание сказки Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»:

Царь поехал на войну, защищать свое государство от неприятелей. Царица осталась ждать мужа дома. Она очень тосковала по своему любимому, от окна не отходила. Все ждала. В одну из ночей у нее рождается дочь. Вскоре воротился царь, а государыня умерла. Тяжело пришлось супругу, любил он очень жену. Потужил государь, да и женился во второй раз.

Вторая супруга была редкой красавицей, но по характеру злой. У нее было зеркальце, у которого она все время справлялась о своей красоте. Однажды, задав привычный вопрос, царица получила неприятный ответ. Зеркало сказало, что прекраснее ее падчерица, девушка самая красивая на свете. Царица пришла в бешенство и решила извести приемную дочь.

Приказала государыня служанке отвести девушку в лес и привязать к дереву, чтобы ту съели волки. Служанка была доброй, к тому же она хорошо относилась к царской дочери, а новую государыню не любила. Прислужница, просто оставила падчерицу в чаще, не привязывая.

Царевна блуждала по лесу и увидела дом, она зашла туда, навела порядок и приготовила обед. А в этом тереме жили семь богатырей. Они вернулись с охоты, порадовались царевне и предложили ей остаться у них на правах сестры. Они предлагали ей выйти за одного из них замуж, но царевна не могла, у нее был суженый.

Тем временем, королевич Елисей, жених царевны поспешил на ее поиски. Царица же опять спросила у зеркала, кто красивее на свете, и узнала, что падчерица выжила. Государыня переоделась в старческие лохмотья и нашла царевну. Она угостила девушку яблоком с ядом, и та умерла. Богатыри, увидев свою сестрицу мертвой, похоронили ее в гробу из хрусталя.

Елисей долго разыскивает любимую, он спрашивает у солнца, месяца об ее местонахождении. Лишь ветер указал королевичу правильный путь. Елисей нашел хрустальный гроб, поцеловал невесту, а она ожила. Вернулись молодые домой, свадьбу сыграли, а злая мачеха померла от досады.

Сказка учит доброте. В любом случае, зло, остается наказанным.

Это интересно: сказочная поэма Жуковского «Спящая царевна» впервые опубликована в 1831 году. Эта история известна всем, благодаря сказкам братьев Гримм, а также мультфильму от знаменитой американской студии, однако краткое содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника — версия Жуковского несколько отличается.

Популярные сегодня пересказы

  • Летучий корабль — краткое содержание сказки
    У старика со старухой было три сына: двое старших умные, а младший дурак. К умным сыновьям родители всегда хорошо относились, мать давала им чистые рубашки. А третий сын все время сидел на печи
  • Краткое содержание Рассказа отца Алексея Тургенева
    История про старика Алексея. Благодаря диалогу выясняются чувства священника которой серьезные психологические проявления. Автор является частным аудитором поместья своей тети, где он встречает местных священников
  • Краткое содержание романа Жизнь господина де Мольера Булгакова
    На жизнь и творчества Булгакова большое влияние оказало творчество Жана Батиста Поклена, и Булгаков посвятил ему книгу.
  • Критика чистого разума — краткое содержание книги Канта
    Данное произведение относится к ключевым работам, которые входят в число философии. Все идеи, которые выдвигает философ касаются теории познания. Автор ставит перед собой задачу, он хочет познать и понять ценности

Сюжет сказки «Сказка о мертвой царевне» Пушкин

«Сказка о мертвой царевне» Пушкин краткое содержание произведения:

Знакомясь с творчеством А.С. Пушкина восхищаешься его талантом. Отдельного внимания заслуживают сказки в стихотворной форме. Оторваться от чтения невозможно. Сюжет настолько захватывает, что кажется будто все происходит на самом деле.

Начинается произведение с того, как царица ждёт мужа, сидя у окна и смотря на снег. В ночь под рождество у неё рождается дочь, и в то же время возвращается царь. Царица умирает, а царь долгое время остаётся в печали. Проходит время, и царь снова женится. Молодая царица вздорная и злая красавица.

Лишь с царем она ласкова. Целый день молодая царица только прихорашивается да смотрит в зеркало. Тем временем подрастает дочка царя. Красавица с кротким нравом и доброй душой всем по сердцу.

Есть у царевны и жених королевич Елисей. Молодая царица завидует красоте царской дочки и решает её погубить. Приказывает отвести царевну в лес, привязать к дереву и оставить там на съедение волкам. Царевну в лес обманом заманили, да пожалели, связывать не стали, а просто оставили в чаще.

Вернувшись доложили царице что приказ её исполнен. А царевна бродила по лесу и вышла к терему. В тереме никого не было, она прибралась, приготовила еды, и уставшая уснула.

В том тереме жили семь братьев. Вернувшись с охоты и увидев порядок в доме, они удивились, а познакомившись с гостьей предложили ей пожить у них. Тем временем царица, спросив у зеркала о своей красоте узнает о том, что царевна жива. Разозлившись решает она сама убить красавицу царевну. Переодевшись в старуху угощает царскую дочку отравленным яблоком. Царевна, откусив кусочек, засыпает мертвым сном.

Вернувшиеся богатыри находят царевну бездыханной. Соорудив для красавицы хрустальный гроб, братья относят его с телом царевны в пещеру, где, подвесив его на цепях, прощаются с названой сестрой.

Но жених царевны ищет свою любимую. Много времени Елисей в пути, у всех он спрашивает о своей царевне. И наконец ветер подсказывает ему где найти гроб с телом красавицы. Елисей, желая проститься навсегда с любимой целует её, и царевна просыпается.

Вернувшись домой, в дверях царевна встречается с мачехой, и та от злости умирает. Отгоревав траур по царице, Елисей и царевна женятся. Все заканчивается богатым свадебным пиром.

Заключение:

«Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина оставит в сердце след у каждого читателя. Добро всегда побеждает. Нужно всегда верить в хорошее и никогда не сдаваться. Хорошим людям всегда судьба подарит счастье.

( 3 оценки, среднее 4.67 из 5 )

Литературное чтение, 4 класс

Урок 11. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и его анализ.

Глоссарий по теме

Инда – так что даже.

Очи – глаза.

Сочельник – вечер накануне Рождества.

Перст – палец.

Девичник – праздник, на котором собираются девушки.

Горница – чистая, светлая половина крестьянской избы. 

Под святыми – под иконами.

Изразцовый – плитка из обожжённой глины для (отделки) печей (изразцовая печь, изразцовый пол)

Полати – спальное место под потолком между печью и стеной.

Вытравить – выгнать.

Об нём хватилась – о нём вспомнила.

Хлопочет – беспокоится.

Клюка – палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.

Ключевые слова

Стихотворение; литературный прием; сказка; олицетворение; сравнение.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 — 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока

На прошлых уроках мы с вами познакомились с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Мы изучили его биографию и знаем о его тесной связи с няней Ариной Родионовной. Поэт любил и уважал ее, заботился о ее здоровье, называл ее «мамой».

Долгими зимними вечерами он слушал сказки, которых Арина Родионовна знала великое множество и мастерски их рассказывала. Многие из этих сказок поэт изложил в прекрасных стихах.

Кто не зачитывается его сказками: «О попе и работнике его Балде», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», и другими?!

Сегодня на уроке мы будем говорить об одной из наиболее известных его сказок. Возможно, эта сказка вам уже знакома, может быть, вы даже видели мультфильм. Написана она в 1833 году в Болдино. В основу этой сказки легла русская народная сказка, рассказанная няней поэта Ариной Родионовной.

Попробуйте по картинке догадаться, о какой сказке идёт речь?

Конечно же, это «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Сейчас мы вместе прочитаем эту замечательную сказку и поговорим о героях, их поступках, проанализируем и сделаем выводы, постараемся ответить на вопрос: Что важнее – красота внешняя или красота внутренняя?

Для того чтобы нам было понятнее читать «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», давайте узнаем значения некоторых устаревших слов. Сказка была написана очень давно, поэтому в ней встречаются такие слова:

Инда – даже.

Сочельник – канун Рождества Христова, то есть день перед праздником.

Обедня – главная церковная служба у христиан, которая совершается утром или в первой половине дня.

Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой? Пауза.

Потому что это выдуманная история, такого не случится в реальной жизни.

Кто главные герои пушкинского произведения?

Что можно сказать о них? Пауза.

Царевна, дочь царя, очень красивая и добрая, любила королевича Елисея, была честной и трудолюбивой.

Царь, после смерти старой царицы женился на молодой красавице

Царица, очень красивая, но злая, завистливая, гордая, своенравная.

Семь богатырей, витязи в полном расцвете сил, все влюбились в царевну, но вели себя с ней как братья

Королевич Елисей, жених царевны, искал ее по всему свету, спрашивал дорогу у солнца, месяца и ветра.

Далее мы посмотрим с вами фрагмент из мультфильма, созданного по одноимённой сказке А. С. Пушкина.

Подумайте, какой литературный приём применил Александр Сергеевич в этом эпизоде?

Пауза. Какой литературный приём вы узнали? Пауза.

Конечно же, олицетворение. Автор придал природным объектам свойства живых существ, наделил их речью, способностью мыслить и чувствовать. Пауза.

В: Какое впечатление произвела на вас сказка? Что вам понравилось, запомнилось? Почему?

О: Прежде всего, произведение нравится читателям тем, что добро побеждает зло. В сказке очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. Также привлекает читателей чудесное зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов дети выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного пса Соколку. А ещё восхищаются мелодичными стихами.

Давайте дадим характеристику героям сказки.

В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют две противоположности: добро и зло.

Рассмотрим, как автор описывает царевну:

Мы можем сказать, что царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

В: Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?

О:Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.

В: А кто воплощает силы зла?

О: Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Посмотрим, как Пушкин описывает её?

О царице-мачехе мы можем сказать, что она красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой – от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь.

Царица решила погубить царевну, потому что завидовала её красоте.

В: Смогла бы она в одиночку вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха? Кто ей помогал? Найдем ответы в тексте:

О: Помогала царице Чернавка. Сама по себе она злая или нет?

Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, в душе её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …

Чёрт ли сладит С бабой гневной?

Спорить нечего …

Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса. А, спустя некоторое время, приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что неплохая по своей сути девушка совершает плохие, злые дела, страх помогает осуществляться злу, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.

В: Почему же царица так ненавидела царевну?

О: Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её. Это и вызвало гнев мачехи. Ведь она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости.

В: Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно»

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

О: Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя.

В: Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?

О: Через год после смерти родной матери:

Год прошёл, как сон пустой,

Царь женился на другой.

В: Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?

О: Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.

В: Когда же мачеха вспомнила о падчерице?

О: Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:

Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Но, несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

В: Вспомните, как автор описал царевну. Какие слова применил?

О: Нраву кроткого такого (тихая, скромная, приветливая). Она не требовала к себе внимания, жила «тихомолком». Оказавшись в тереме богатырей, приняла это смиренно, была, как и прежде, добра, приветлива, верна своему жениху.

Откуда же эти качества у царевны? Конечно же, от матери. Обратимся к тексту, как ведёт себя родная мать царевны в ожидании мужа:

Из этих строк понятно, что главными качествами её характера были любовь и верность.

Умение любить, быть верной и терпеливой передались от неё и дочери.

В: Почему царице-мачехе не удалось погубить царевну?

О: Царевне помог её добрый нрав. Ведь кротким, терпеливым и смиренным героям в сказках оказывают помощь.

Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она

Богатыри приютили царевну в своём доме и всей душой полюбили её. Их пленила её красота и скромность.

А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить.

Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:

Богатыри не решились похоронить царевну, и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без

устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим

кротким нравом …

В: Давайте вспомним, как он искал свою невесту.

О: В сказках добрым героям всегда помогают силы природы. Следуя традициям народных сказок, Пушкин одушевляет такие явления природы, как солнце, месяц, ветер. Ветер сообщает королевичу Елисею печальную новость о смерти царевны.

От чего умерла царевна-мать? От счастья, что увидела мужа после долгой разлуки:

Таким образом, Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю.

В: Что по вашему важнее — красота внешняя или красота внутренняя?

О: Сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра.

Разбор типового тренировочного задания

Угадайте героев сказки по описанию. Соедините героев с их описанием линией.

Первый столбец:

  1. Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

  1. Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя

  1. Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

  1. Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

  1. И кого не спросит он,

Всем вопрос его мудрен.

Второй столбец:

  1. Царевна;
  2. Месяц;
  3. Королевич Елисей;
  4. Царица-мать;
  5. Царица-мачеха.

Разбор типового контрольного задания

1 вариант

Выбор элемента из выпадающего списка

Почему царевна отказалась стать женой одного из богатырей?

Варианты ответа: боялась обидеть остальных; не могла выбрать лучшего из них; хранила верность своему жениху.

2 вариант

Как богатыри догадались, что перед ними царская дочь?

Варианты ответа: по одежде; по речи; по осанке.

А.С. Пушкин

«Сказка о мёртвой

царевне и

7 богатырях»

Урок 15

Составитель: Беляева Ирина Владимировна
учитель начальных классов

І кв. категория
МБОУ СОШ с. Кремово

Организационный момент

На уроке будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Удесный

Мир

классики

Ч

Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич

Пушкин

(1799-1837)

1. Вспомните, когда родился А. С. Пушкин? 


2. Где родился? 
3. Где находится памятник А. С. Пушкину в Москве? 


4. Где находится музей А. С. Пушкина в Москве?


5. Как звали няню поэта?
6. Где учился Пушкин? 
7. Кто присутствовал на выпускном экзамене в лицее? 
8. С кем из известных поэтов и писателей дружил Пушкин?

(6 июня 1799 года)

(В Москве).

(На Пушкинской площади).

(На старом Арбате).

(Арина Родионовна).

(В Царскосельском лицее).

(Великий поэт Державин).

(В. А. Жуковский , Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер).

Любим мы читать и слушать
Сказки и стихи про дружбу,
Ритм ногами отбивать
И героев оживлять.
Здравствуй, сказка и рассказ,
Что готовишь нам сейчас?

Речевая разминка

Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством

А. С. Пушкина. Но прежде вспомним, какие сказки он написал.

— Сказка о рыбаке и рыбке.

— Сказка о золотом петушке.

— Сказка о царе Салтане.

  • Сказка о попе и работнике его Балде.
  • Сказка о мёртвой царевне
  • и 7 богатырях.

Эту сказку А. С. Пушкин написал в Болдине. 
В её основе – народная сказка, рассказанная няней и записанная поэтом в Михайловском. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок.

Н.П. Унжина

«А.С. Пушкин в

Болдино»

А.А. Платонов

«Пушкин в Болдино»

Литературная сказка

— Скажите, что мы можем узнать из названия.

Кто такой богатырь?

Богатырь — человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

Богатырь — человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый, и счастливый воин.

Признаки сказки

  • Зачин.
  • 2. Волшебные предметы.

    3. Сказочные слова и выражения.

    4. Троекратный повтор.

    5. Борьба добра и зла.

    6. Добро побеждает зло.

    7. Концовка.

Борьба добра и зла,

добро побеждает зло

«Добро»

«Зло»

Добро — 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.).

Зло — 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

Какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий.

— Как вы думаете, почему царица решила погубить царевну?

— О какой черте характера это говорит?

— Прочитайте, как автор описывает царевну.

— С чем её сравнивает Пушкин? 

— Как автор противопоставляет царицу другим героям?

— Как царевна набрела на терем богатырей?

— Как произошла первая встреча царевны с богатырями? Прочитайте.

— Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям?

— Как царевне жилось у богатырей?

— Как они к ней относились? Найдите в тексте и прочитайте.

— Что означают слова « не прекословит, не перечат»?

  • Почему царевна отказала богатырям, когда они пришли к ней свататься?
  • — О каком качестве характера это говорит? 
  • — Что придумала злая царица, чтобы погубить царевну?
  • — Как Соколко защищал царевну?
  • — Почему Пушкин называет черницу « старушонкой»,
  • а царевна – бабушкой? 

— Что случилось после того, как царевна взяла яблоко?

— Как отнеслись к этому событию богатыри?

— Как Елисей искал свою невесту?

-К кому он обращался за помощью? Кто ему помог отыскать царевну?

— Какую печальную весть сообщил ветер королевичу?

— Чем заканчивается сказка?
— Хорошо или плохо заканчивается сказка?

Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

-Зависть – это положительное или отрицательное чувство?

-Какого героя можно назвать завистливым?

Физминутка   

Ветер

Осторожно ветер
За калитку вышел,

(руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко,

(постучать пальчиками по парте)

Пробежал по крыше,

(перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько
Ветками черемух,

(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)

Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.

(погрозить пальчиком)

И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.

(махи руками)

-Подумайте и распределите героев по группам: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники.

Царевна

 -Какой была молодая царевна?

— Как звали ее жениха?

— Какое приданое приготовил царь своей дочери?

— Почему девушка служанка отпустила царевну?

— Как повела себя царевна в гостях у богатырей?

— О каком качестве характера это говорит?

—  Как вела себя царевна при встрече с богатырями?

— Почему царевна не приняла предложение братьев?

— Почему с вашей точки зрения, царевна не поняла поведения верного пса?

Портрет молодой царевны

Молодая царевна

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

Царица

— Какую иллюстрацию вы бы нарисовали в своем воображении?

— Прочитать описание царицы.

— Что было дано ей в приданое?

— Какое свойство имело зеркальце?

  • Вспомни разговор мачехи с зеркальцем.
  • Что ответило ей зеркало?
  • — Как повела себя царица с зеркалом?

    — О каком качестве царицы говорит этот поступок?

    -Как вы думаете, царица, страдающая черной завистью, способна на какие поступки?

Портрет царицы

царица

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда , ломлива,

Своенравна и ревнива.

Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная.

— Что же помогает королевичу Елисею найти царевну и вернуть ее к жизни?

— Какими качествами наделил поэт королевича Елисея?

— Прочитайте разговор королевича с солнцем, месяцем, ветром.

— Почему природа помогала ему?

— Прочитайте слова:

«И о гроб невесты милой,

  Он ударился всей силой»

— Что чувствовал в это время Елисей?

Елисей

Портрет Елисея

Елисей

— Почему царевна, войдя в чужой дом, решила, что «тут люди добрые живут »

 Прочитайте отрывок.

 — Прочитайте, что сказал старший брат, когда понял, что в доме кто-то есть.

— Какие качества братьев открылись в этих словах?

— Как выглядели хозяева дома, в который зашла царевна?

Перечитайте слова старшего брата, предложившего стать женою одного из них.

— С каким чувством, по-вашему, произнес эти слова старший брат?

Семь богатырей

Портрет Богатырей

Богатыри

Синквейн. Царевна

-Каждая сказка нас чему – то учит.

-Чему вас научила эта сказка?

— Какой урок вы извлекли для себя?

— От чего предостерегает сказка?

— Какова её главная мысль?

Сегодня я узнал ….

У меня получилось …

Было трудно …

Меня удивило …

Было интересно….

Теперь я умею …

Домашнее задание:

с. 70 — 91

рисунок

  • План график как пишется
  • План два пирожных рассказа
  • План для итогового сочинения 2022
  • План декабрьского сочинения клише
  • План для итогового сочинения по литературе