Написание сочинения на ЕГЭ по литературе считается самым сложным заданием. Правильно структурированное и оформленное рассуждение с элементами анализа художественного произведения оценивается в 14 баллов. Чтобы получить максимально возможную отметку, надо учесть все требования разработчиков КИМ. Итак, каким должно быть сочинение.
План
План сочинения по литературе в формате ЕГЭ состоит из трех основных пунктов: никаких открытий — это вступление, основная часть и заключение, но содержание каждого из них должно быть подчинено выполнению задачи раскрыть тему сочинения с опорой на анализ художественных произведений определенного автора, конкретного периода или предложенного жанра.
Джакупова C.C.
Член Лаборатории Корпусной лингвистики НИУ ВШЭ. Автор научных публикаций по лингвистике.
Онлайн-курс подготовки к декабрьскому сочинению и сочинению ЕГЭ, 11 класс
30 занятий
6 сочинений
220 ₽ / час
- Вступление. В этом разделе надо обозначить главную проблему исходного текста. Вступление может начинаться с риторического вопроса либо же с интересной цитаты из опорного произведения. При этом выбранные фразы должны быть явно связаны с его основной идеей и постепенно подводить повествование к размышлениям автора. В этой части сочинения можно написать несколько слов о биографии писателя, привести интересные факты, связанные с историей создания произведения, или прокомментировать историческую, социально-культурную обстановку времени написания романа, стихотворения и т.д.
- Основная часть. Понятно, что этот раздел должен быть наиболее содержательным. Чтобы добиться максимальной информативности минимальными средствами (не забывайте об ограничениях объема), надо выполнить несколько важных задач. Во-первых, необходимо прокомментировать поднятую в произведении проблему. Если у вас нет собственных светлых мыслей по этому вопросу, то вы всегда можете воспользоваться размышлениями автора и рассказать о его точке зрения. Для этого обратитесь к тексту и выберете в нем несколько предложений, которые подтверждают основную тему. Во-вторых, свою позицию все-таки придется обозначить, хотя бы поддержкой авторской идеи или несогласием с ней. Важно, чтобы ваше мнение не было расплывчатым, а представляло собой четко сформулированные тезисы, подкрепленные литературоведческим анализом текста опорного произведения.
- Заключение. На ЕГЭ в этой части сочинения по литературе важно сделать логический вывод, который должен соответствовать вашим рассуждениям. Для этого нужно вновь коснуться проблем, затронутых во вступлении. Во многом идеи первого и третьего разделов работы повторяют друг друга: разница лишь в том, что во вступлении форма мысли вопросительная, а в заключении – утвердительная.
Советы по написанию сочинения
Чтобы получить максимальную оценку за сочинение на ЕГЭ по литературе:
- Выбирайте наиболее близкую вам тему по хорошо знакомым (возможно, даже любимым) произведениям.
- Попробуйте подобрать подходящий эпиграф.
- Делайте только такие утверждения, которые сможете подтвердить аргументами — не просто цитатами из текста, а литературоведческим анализом фрагментов, образов, деталей.
- Набросайте предварительный план сочинения, запишите в черновик первые тезисы.
- Поразмыслите о доказательствах, которые будете приводить в сочинении. В качестве аргументов должны использоваться цитаты из произведения, ярко иллюстрирующие тему.
Определитесь со стилем сочинения.
- Позаботьтесь о композиционной целостности своего текста. Вступление и заключение должны быть логически связаны. Этого можно добиться, высказывая одни и те же идеи, но разными словами: во вступлении — с позиции приглашения к рассуждению, в заключении — в качестве вывода-утверждения. К примеру, сочинение ЕГЭ по литературе на тему родной природы в лирике Есенина можно начать риторическим вопросом: «Любил ли Россию поэт?» Закончить его можно уже однозначным ответом: «Безусловно!» Основная часть в соответствии с требованиями ЕГЭ будет посвящена анализу трех стихотворений, который послужит доказательной базой для вывода, сделанного в заключении.
- Определившись с примерной структурой, снова обратитесь к теме сочинения и соотнесите ее с вашими задумками.
- Приступите к написанию вступления. Постарайтесь мысленно исключить из него пару первых предложений, и если без них смысл теряется, оставьте их в своей работе, если нет, смело вычеркивайте.
- В случае, когда возникают трудности с написанием вступления, не теряйте времени и приступите к основной части. Возможно, раскрытие основной проблемы поможет вам правильно организовать начало сочинения.
- Написав несколько первых абзацев в основном разделе, обязательно перечитайте их. Проверьте, соответствуют ли они заданной тематике, а затем продолжайте работу.
- Прежде чем перейти к заключению, обязательно перечитайте основную часть, выделите карандашом ключевые мысли и используйте их в конце сочинения, пересказывая их другими фразами.
- По окончании всей работы прочтите ее несколько раз, исправьте лексические неточности и грамматические ошибки.
- Проверьте сочинение на наличие пунктуационных ошибок.
- Запомните, что эпиграф оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек.
Эксперты ФИПИ и опытные преподаватели советуют начинать выполнение заданий ЕГЭ по литературе с написания сочинения: сначала набросать примерный текст на черновике, причем потратить на это не больше часа, отложить его и перейти к ответам на остальные вопросы. После завершения работы с первой частью снова вернуться к сочинению, свежим взглядом оценить написанное, если все устроит, переписывать в чистовик — бланк № 2. Если возникнут сомнения, еще останется время внести коррективы в первоначальный вариант. Главное — помнить, что вы пишете экзаменационное сочинение по литературе, а не опус свободной формы на вольную тему, поэтому без анализа художественных произведений и использования соответствующих терминов никак не обойтись. Возможно, у вас есть дар критика, вы войдете во вкус, а первым шагом в карьере будет сочинение, написанное на ЕГЭ по литературе. Дерзайте, успеха!
Математика
+27
баллов
к ЕГЭ
Курсы подготовки к ЕГЭ по математике
Русский язык
+30
баллов
к ЕГЭ
Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Обществознание
+25
баллов
к ЕГЭ
Курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Физика
+31
балл
к ЕГЭ
Курсы подготовки к ЕГЭ по физике
Английский язык
+24
балла
к ЕГЭ
Курсы подготовки к ЕГЭ по английскому языку
Биология
+29
баллов
к ЕГЭ
Курсы подготовки к ЕГЭ по биологии
Описание презентации СТРУКТУРА итогового сочинения 11 класс Общий план по слайдам
СТРУКТУРА итогового сочинения 11 класс
Общий план сочинения имеет вид: I. Вступление. II. Основная часть. Тезис. 1. Первый аргумент. 2. Второй аргумент. III. Заключение.
Классическое вступление состоит из нескольких элементов: 1. объяснение ключевых слов темы или цитаты; 2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека; 3. ответ-тезис на главный вопрос темы Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Рассмотрим несколько примеров вступлений с учётом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений. Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, тема — назывное предложение. Вступление
Тема в виде вопроса Например: «Что приносит любовь человеку: радость или страдание? » Ключевые слова темы Любовь, радость, страдание. . .
Общие рассуждения на тему Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех человеческих чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при помощи науки, кто-то говорит о том, что любовь — то, что даётся богом или судьбой. Так или иначе, именно любовь управляет жизнью большинства людей. Недаром Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» .
Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части ) Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?
Будьте аккуратны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать стандартные формулировки, начинающиеся словами: «можно ли утверждать, что. . . » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли. . . » и т. д.
Например, к теме «Писатель — судья своего времени» можно задать вопрос: «Можно ли утверждать, что писатель является судьёй своего времени? Действительно ли он всегда опережает его (идёт в ногу со временем или анализирует прошлое)? » . Если тема сформулирована в виде цитаты, то можно её повторить и далее разъяснить смысл фразы, выделенной в цитату
Тема — назывное предложение (ключевые слова) Например: «Преходящее и вечное» . В этом случае действуем уже знакомым путём: ключевые слова — общие рассуждения — вопрос. Что же, на мой взгляд, можно отнести к таким явлениям, как преходящее и вечное?
Формулировка тезиса Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать. Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы.
Тема-вопрос Если тема уже представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. В этом случае не нужно ничего дополнительно придумывать и переделывать, просто дать ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.
«Счастлив ли человек, влюблённый в свою профессию? » Т е з и с ы Когда человек трудится с удовольствием, тогда этот труд приносит ему только радость, а значит, и сам человек становится счастливым. Не зря М. Горький говорил: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша!. . »
Тема-утверждение (в том числе цитата) В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих. . . » (Ф. М. Достоевский). (Во вступительной части задаём вопросы: «Почему любовь заставляет человека перерождаться? » Или «Можно ли говорить о том, что любовь всесильна, так как она заставляет перерождаться нас самих? » ) Когда человек влюблён, ему хо- чется быть лучше и, соответственно, делать этот мир тоже лучше, а значит, даже при наличии каких-то пороков, он будет стараться от них избавиться, потому что любовь перерождает человека. Любовь — это самая необъяснимая сила на земле. Она может заставлять людей идти на подвиги.
Тема в виде назывного предложения или просто ключевые слова, нуждающиеся в комментарии Вступительная часть, как правило, заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нужно постараться сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы. «Ваш выбор: книга или компьютер? » (Во вступительной части задаём вопросы: «А что в нашем современном мире можно считать наиболее важным: книгу или компьютер? » , «Можно ли говорить, что компьютер вытеснил из нашей жизни книгу? » ) Время, технический прогресс идут вперёд. Поэтому появляются новые формы передачи информации. Конечно, компьютер сейчас занимает огромное пространство в нашей жизни. Но разве можно сравнивать книгу и компьютер? И то и другое является источником знаний для человека. И всё же книга, с её приятным ше- лестом страниц, с её иногда пожел- тевшими от времени листами, всё равно оказывается в руках того или иного человека. Потому что кни- га — это живая свидетельница ис- тории человечества!
Способы формулировки тезиса · Прямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на вопрос. Тема : «Что важнее: любить или быть любимым? » Тезис: «Важнее любить, чем быть любимым, на мой взгляд. Но быть любимым тоже очень важно»
Рассказ о случае из жизни. Каждый год 9 Мая мы вспоминаем тех, кто отдал за нашу мирную жизнь свою во время той страшной войны 1941— 1945 годов. Нет ни одной семьи в России, которой не коснулась бы та война. В моей семье тоже свято чтят память о тех годах, потому что мои дедушки честно сражались за свою Родину. Один дед был сапёром, а другой — лётчиком-истребителем. Они не любили говорить о войне. Они считали, что это са- мое страшное, что может про- изойти в жизни людей, потому что война несёт не созидание и процветание, а боль, смерть и страдание людям
Образ-аналогия Тема : «Должен ли человек следовать за своей мечтой? » Тезис: «Человек должен обязательно следовать за своей мечтой, потому что она окрыляет его, даёт ему силы, помогает делать новые важные шаги вперёд по жизни к достижению своего счастья»
Вопросно-ответная форма (пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем, это помогает не уйти от темы). В чём проявляется любовь к Родине? Наверное, у каждого она проявляется по-своему. Кто-то, не жалея себя, не задумываясь, встаёт на защиту в самые трудные для Родины минуты. Кто-то воспевает её в своих произведениях, в стихах, в песнях. Кто-то старается сделать пусть небольшой островок земли около своего дома прекрасным, сажая цветы и ухаживая за ними.
Основная часть Аргументация Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод. Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два. Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Структура аргумента Аргумент состоит из нескольких элементов и включает: 1. Обращение к литературному произведению : называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
2. Его интерпретацию : здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу. . . » и т. п.
Заключение Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения. Существует несколько способов закончить сочинение: · Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами! Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.
Заключение-призыв. Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны быть пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату
Заключение — выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Нельзя писать, к примеру, что «природа отомстит за себя будущим поколениям» .
Цитата , подходящая по смыслу. Можно заранее подобрать цитаты по всем тематическим направлениям, может, какая-нибудь подойдёт.
1. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А. С. Пушкин). 2. «Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н. К. Рерих). 3. «Природа — творец всех творцов» (И. В. Гёте). 4. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери) 5. «Любовь к родителям — основа всех добродетелей» (Ци- церон). 6. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный — невозможно. . . » (А. С. Пушкин). 7. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н. Г. Чернышевский). 8. «Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать. . . » (В. Г. Белинский). 9. «Человек — целый мир. . . » (Ф. М. Достоевский ).
14. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д. С. Лихачёв). 11. «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д. С. Мережковский). 12. «Нет счастья в бездействии. . . » (Ф. М. Достоевский). 13. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И. С. Тургенев).
ИСТОЧНИКИ Михайлова, Екатерина Викторовна. М 69 ЕГЭ 2017. Литература. Алгоритм написания сочинения / Е. В. Михайлова. — Москва : Эксмо, 2016. — 256 с. — (ЕГЭ. Задания с развернутым ответом). http: //mainview. ru/wp-content/uploads/2010/0 6/ps-burn-text-01. jpg http: //предыдущая. страна-читалия. рф/upload/image/2_(1). png Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 8 г. Моздок РСО-Алания Погребняк Н. М.
Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку.
Общая структура итогового сочинения
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
- Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы
- Микpoвывoд
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
III. Заключение (60-70 слов)
А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
- объяснение ключевых слов темы или цитаты;
- общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
человека; - ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
- тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
- тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
- тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
- По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
- Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
- Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
- Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
- Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно:
- привести из литературных источников.
- выделить в отдельный абзац.
- в конце каждого аргумента написать микровывод.
- к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
- если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент состоит из 3 элементов:
- Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
- Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
- Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
4 способа закончить сочинение:
- Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
- Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
- Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
- Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.
Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.
Что вас ждёт в документе ниже:
- какое должно быть вступление,
- из чего состоит основная часть сочинения,
- как сформулировать тезисы и аргументы,
- как правильно сделать связку между абзацами,
- как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
- как добиться уникальности сочинения.
Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).
Скачать в формате PDF: Скачать
Смотреть документ онлайн в PDF
Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.
Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:
- Композиционная.
- Логическая.
Композиционная структура
- Вступление
- Основная часть
- Заключение
Логическая структура
Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы
Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)
Вывод. Обобщение по всей теме
Скачать в формате PDF: Скачать
Смотреть документ онлайн в PDF
Вам будет интересно:
Как самостоятельно проверить итоговое сочинение на ошибки и критерии
* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР
Поделиться:
Автор:
Guru
·
Опубликовано
· Обновлено
Как бы учащиеся 11 класса ни хотели обратного, ЕГЭ всё приближается и приближается. Совсем скоро выпускники сядут писать очень важные экзамены, от которых зависит дальнейшее поступление в высшее учебное заведение. Те, кто выбрал для сдачи литературу, уже сейчас могут начать повторять основные произведения школьной программы и активно писать сочинения на самые различные темы. Именно о последнем и пойдет речь. Хорошее эссе по литературе может принести ученику большое количество баллов. Многие его очень сильно боятся, но напрасно. Самое главное ‑ составить чёткий план и привести уместные литературные примеры. А чем больше сочинений будет написано до самого экзамена, тем больше вероятность высокого результата!
Алгоритм написания сочинения
- Перед написанием сочинения убедитесь, что хорошо знаете материал и можете развернуто раскрыть предложенную тему с помощью литературных произведений.
- Если вы определились с темой сочинения, то можете приступать к написанию плана. Он может быть простым или сложным. Главное, чтобы каждый пункт выражал доказательство вашей точки зрения или раскрывал основную тему сочинения.
- При необходимости после плана можно написать тезисы или ключевые моменты той или иной книги, которые ещё шире раскроют выбранную тему.
- Лучше всего сначала написать сочинение на черновик. Там вы можете спокойно исправить ошибки или недочёты и внести необходимые правки в материал.
- После написания чернового варианта сочинения перечитайте его и убедитесь, что полностью раскрыли тему, учли все пункты плана и подобрали верные/точные литературные примеры.
- Затем можете переписывать сочинения на чистовик. Но не забудьте, что материал нужно перепроверить, дабы избежать ошибок и неточностей!
Шаблоны и клише
Часть структуры текста | Шаблон или клише |
Вступление | 1. Эта тема давно волнует человечество; 2. Над этой проблемой задумывался не один автор. (имя автора) также не был исключением; 3. (Имя автора) затрагивает данную тему в своем произведении»; 4. Эта тема интересует многих писателей. |
Обозначение проблемы | 1. (Имя автора) ставит перед нами очень актуальную проблему — …; 2. (Название проблемы) актуальна и по сей день; 3. Данную проблему автор затрагивает в своём произведении. |
Комментарий проблемы | 1. Эта/данная проблема означает… 2. Автор хочет донести до нас…; 3. Суть проблемы состоит в том, что… |
Авторская мысль | 1. Авторская позиция заключается в том, что…; 2. В данном произведении очень чётко выражена основная мысль автора; 3. Не сложно догадаться, что авторская мысль ‑ это…; 4. Автор убеждает нас в том, что… |
Собственное мнение | 1. Я полностью разделяю точку зрения автора; 2. Позиция автора близка и мне; 3. Нельзя не согласиться с (имя автора); 4. Я солидарен с вышеупомянутой точкой зрения. |
Литературная аргументация | 1. Основная мысль чётко выражена в произведении (название); 2. Данная тема отображена в (название произведения); 3. Эта проблема/тема волновала многих писателей; 4. Эта тема встречается во многих произведениях. |
Заключение | 1. Таким образом, мнение автора правдиво и точно отображает действительность; 2. Сложно не согласиться с авторским мнением; 3. Эти произведения учат нас; доказывают/ показывают нам…; 4. Подводя итог, можно сказать, что….; 5. Как мы видим… |
Примерные темы
- Что внутренне объединяет «отцов города» и помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?
- Как в прозе И. А. Бунина раскрывается тема земного и вечного?
- Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести?
- В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике М. Ю. Лермонтова?
- Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?
- Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
- Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе. (На примере одного-двух произведений 1990‑2000-х годов)
- Тема родной природы в лирике С.А. Есенина
- Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения)
- Какую роль в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» играют описания природы?
- В чём беда и в чём вина владельцев сада? (По пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».)
- Каким предстаёт любовное чувство в лирике Ф. И. Тютчева?
- Как противопоставлены мечта и реальность в пьесе М. Горького «На дне»?
- Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести и бесчестия?
- Какую роль в формировании духовного мира Григория сыграла семья Мелеховых? (По роману М. А. Шолохова«Тихий Дон»)
План сочинения
Структура и композиция сочинения — это памятка, необходимая в работе над эссе. Ее желательно выучить, чтобы на месте спокойно работать по давно знакомому плану. Важно помнить, что необязательно начинать со вступления, можно накидать основную часть и отталкиваться от нее, чтобы все части работы были логически обоснованы и связаны.
- Эпиграф. Это не обязательно, но может добавить баллов. Нужно подобрать точную цитату из произведения, чтобы она была логически связана с содержанием работы. Если не уверены в точности формулировки или в ее смысловой нагрузке, не пишите эпиграф (он оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек).
- Вступление ‑ в самом начале сочинения можно рассказать об истории создания книги, соответствующей культурной эпохе или об авторе. Также необходимо логически подвести мысль к рассуждению на выбранную тему, сформулировать вопрос, от которого вы будете отталкиваться в последующих частях. Важно указать, какая именно проблема есть в тексте, и над чем именно задумывается сам автор. Самыми популярными «вступлениями» можно назвать риторический вопрос (Что же хотел сказать Булгаков между строк?) или цитату из опорного произведения (книги, которую вы используете в качестве источника аргументов). Однако второй вариант сложнее, ведь цитату легко переврать, да и у жюри могут возникнуть сомнения в вашей честности (А не списал ли он часом?).
- Основная часть. В этом разделе текста вы указываете, какое место проблема занимает в самом тексте, её значение в современном обществе. Для солидности можете указать мнение писателя насчет той или иной проблемы. Самое главное ‑ это точная передача его мысли. Собственное мнение тоже необходимо, хотя бы на уровне согласия или несогласия с точкой зрения автора. Но помните, что отрицать ее нужно, опираясь на что-то, и критика авторской позиции значительно сложнее. Хотя бы потому, что писатели в таких текстах транслируют базовые истины, которые принято разделять хотя бы на словах. Бывает, что умный ученик получает меньше баллов, чем посредственный, только потому, что он отстаивал свои убеждения, запутал проверяющего волной эмоциональных выпадов против автора и настроил учителя против себя. Но основа этого раздела — это, разумеется, литературные аргументы. В пример вы приводите только те произведения, в которых есть похожая проблема. При необходимости можно кратко пересказать содержание, но самое важное — логически обосновать, как ваш аргумент связан с темой сочинения.
- Заключение ‑ обобщение всего вышесказанного. Это то же вступление, но там вы задавали вопрос, теперь самое время дать ответ. Вы должны подытожить ваши рассуждения, излагая те же мысли, что и вначале, но другими словами.
Важно помнить, что в сочинении по литературе большое внимание уделяется терминологии. Для высокого балла текст должен иметь как минимум 5 терминов (например, роман, автор, герой/героиня, завязка, эпитет, сравнение и т.п.)!
Пример сочинения
Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?
(279 слов) Как известно, поэма «Двенадцать» поссорила автора со многими друзьями. В частности, читателей смутила финальная сцена, где отряд убийц возглавил Иисус Христос. Она контрастировала с основным содержанием произведения и в то же время давала ему оценку. До сих пор не утихают споры, что хотел сказать этим Блок.
Есть две основные версии финала. Первая заключается в том, что «в белом венчике из роз» идет Антихрист. Вместе с большевиками он одерживает победу, Россия погружается в хаос. В пользу этой версии говорят зловещие символы: интеллектуальная элита в образе шелудивого пса изгоняется из страны. Те же мрачные ноты, например, звучат в поэме «Скифы» (1918г.). Русский народ поэт-символист называет «тьмой» и говорит, что ему «доступно вероломство». То есть, он негативно оценивает перемены. Все это логично, но как-то искусственно, а ведь Блок писал, что сочинял произведение в порыве вдохновения.
Вторая версия говорит о том, что именно Христос идет во главе отряда красногвардейцев. Это тоже логично, ведь сам мессия провозглашал истины, которые были революционными во времена Кесаря. Тот же бунт мы видим в словах героев. Пока их не принимают, но будущее на их стороне. Белый венец из роз на челе Христа – символ непорочности, а еще – жертвы, ведь шипы розы ранят. Авторское одобрение переворота мы также можем увидеть в произведении «На поле Куликовом». Говоря о судьбе отечества, он упоминает о предстоящих «высоких и мятежных днях». Значит, он верит в успех революции. Таким образом, я придерживаюсь мнения, что финал объясняет содержание поэмы: Блок выражает надежду, что в революционном племени Россия возродится.
В заключение хотелось бы рассказать, что сам автор искренне верил в целительную силу переворота, но позже разочаровался в нем. Однако смысл финала от этого не меняется: Блок приветствовал революцию и считал ее всепожирающий огонь (убийства, грабежи, насилие) спасительным для России.
Критерии оценки
Первый критерий «Содержательный аспект» является самым главным. Если проверяющий ставит за него 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется, и ученик ничего за него не получает.
Рекомендуемый объем ‑ 150 ‑ 200 слов.
- Соответствие сочинения теме и её раскрытие. Если сочинение написано на заданную тему, верно изложена авторская позиция и правильно указана тема, то работе ставится 3 балла. В случае неполного раскрытия темы сочинение получает по первому критерию 2 балла. Работа написана по теме, но авторская мысль искажена и тема раскрыта не полностью ‑ 1 балл. Сочинение написано не по теме ‑ 0 баллов.
- Привлечение текста произведения для аргументации. Если ученик привел два правильных и точных литературных произведения (в лирических темах необходимо три примера), проанализировал на уровне важных фрагментов и не допустил ни одной фактической ошибки, ставится 3 балла. При допущении одной ‑ двух ошибок и/или анализе двух примеров стихотворений ставится 2 балла. 1 балл ‑ если экзаменуемый проанализировал произведений на общем уровне или на уровне пересказа, не допустил фактических ошибок или сделал одну ‑ две и/или в лирических темах указал всего лишь одно стихотворение. Неправильно подобранные тексты и наличие трёх или более ошибок позволяет поставить 0 баллов.
- Опора на теоретико-литературные понятия. 2 балла ставится за использование литературных терминов при анализе и отсутствие ошибок. 1 балл ‑ если термины есть, но они не использованы в анализе и/или допущена одна ошибка в понятии. При полном отсутствии терминов или наличии более одной ошибки ставится 0.
- Композиционная цельность и логичность. При сохранении композиционной целостности, отсутствии повторов и нарушении последовательности ставится 3 балла. Наличие нарушения последовательности и неоправданных повторов дает право поставить 2 балла. 1 балл ‑ замысел композиции присутствует, но нарушена связь частей и/или главная мысль не развивается и повторяется. 0 баллов ‑ нет композиции, допущены грубые ошибки, нарушена последовательность.
- Соблюдение речевых норм. При отсутствии речевых ошибок или при наличии одной ставится 3 балла. Две ‑ три речевых ошибки дают право поставить 2 балла. 1 балл ставится за четыре речевых ошибки. От пяти и выше ‑ 0 баллов.
Напомним, что максимальный балл за сочинение по литературе ‑ 14.
Автор: Алёна Бузькевич
Читайте также:
СТРУКТУРА
итогового сочинения
11 класс
Общий план сочинения имеет вид:
I. Вступление.
II. Основная часть. Тезис.
1. Первый аргумент.
2. Второй аргумент.
III. Заключение.
Классическое вступление состоит из нескольких элементов:
1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
3. ответ-тезис на главный вопрос темы
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Вступление
Рассмотрим несколько примеров вступлений с учётом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, тема — назывное предложение .
Тема в виде вопроса
Например: «Что приносит любовь человеку: радость или
страдание?»
Ключевые слова
темы
Любовь, радость, страдание…
Общие рассуждения на тему
Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех человеческих чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при помощи науки, кто-то говорит о том,
что любовь — то, что даётся богом или судьбой. Так или иначе, именно любовь управляет жизнью большинства людей. Недаром Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части )
Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?
Будьте аккуратны в формулировке вопроса: не уходите от темы.
В этом случае можно использовать стандартные формулировки,
начинающиеся словами: «можно ли утверждать, что…», «почему
можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли…» и т. д.
Например, к теме «Писатель — судья своего времени» можно задать вопрос: «Можно ли утверждать, что писатель является
судьёй своего времени? Действительно ли он всегда опережает его
(идёт в ногу со временем или анализирует прошлое)?».
Если тема сформулирована в виде цитаты,
то можно её повторить и далее разъяснить смысл фразы, выделенной в цитату
Тема — назывное предложение (ключевые слова)
Например: «Преходящее и вечное».
В этом случае действуем уже знакомым путём: ключевые слова — общие рассуждения — вопрос.
Что же, на мой взгляд, можно отнести к таким явлениям, как преходящее и вечное?
Формулировка тезиса
Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать.
Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы.
Тема-вопрос
Если тема уже представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. В этом случае не нужно ничего
дополнительно придумывать и переделывать, просто дать ответ .
Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная
часть сочинения.
«Счастлив ли человек,
влюблённый в свою профессию?»
Т е з и с ы
Когда человек трудится с удовольствием, тогда этот труд приносит ему
только радость, а значит, и сам человек становится счастливым.
Не зря М. Горький говорил: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша!..»
Тема-утверждение (в том числе цитата)
В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение . Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.
«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…»
(Ф.М. Достоевский) .
(Во вступительной части задаём вопросы: «Почему любовь заставляет человека перерождаться?» Или «Можно ли говорить о
том, что любовь всесильна, так как она заставляет перерождаться нас самих?»)
Когда человек влюблён, ему хо-
чется быть лучше и, соответственно, делать этот мир тоже лучше, а значит, даже при наличии каких-то пороков, он будет стараться от
них избавиться, потому что любовь перерождает человека.
Любовь — это самая необъяснимая сила на земле. Она может заставлять людей идти на подвиги.
Тема в виде назывного предложения или просто
ключевые слова, нуждающиеся в комментарии
Вступительная часть, как правило, заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нужно постараться сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные
вопросы.
Время,
технический прогресс идут вперёд.
Поэтому появляются новые формы
передачи информации. Конечно,
компьютер сейчас занимает огромное пространство в нашей жизни. Но разве можно сравнивать книгу и
компьютер? И то и другое является
«Ваш выбор: книга или компьютер?»
(Во вступительной части задаём вопросы: «А что в нашем современном мире можно считать
наиболее важным: книгу или компьютер?», «Можно ли говорить, что компьютер вытеснил
из нашей жизни книгу?»)
источником знаний для человека.
И всё же книга, с её приятным ше-
лестом страниц, с её иногда пожел-
тевшими от времени листами, всё
равно оказывается в руках того или
иного человека. Потому что кни-
га — это живая свидетельница ис-
тории человечества!
Способы формулировки тезиса
· Прямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на вопрос.
Тема : «Что важнее: любить или быть любимым?»
Тезис: «Важнее любить, чем быть любимым, на мой взгляд. Но быть любимым тоже очень важно»
Рассказ о случае из жизни.
Каждый год 9 Мая мы вспоминаем тех, кто
отдал за нашу мирную жизнь свою во время той страшной войны 1941—1945 годов.
Нет ни одной семьи в России, которой не
коснулась бы та война. В моей семье тоже
свято чтят память о тех годах, потому что
мои дедушки честно сражались за свою
Родину. Один дед был сапёром, а другой —
лётчиком-истребителем. Они не любили
говорить о войне. Они считали, что это са-
мое страшное, что может про-
изойти в жизни людей, потому что война
несёт не созидание и процветание, а боль,
смерть и страдание людям
Образ-аналогия
Тема : «Должен ли человек следовать за своей мечтой?»
Тезис: «Человек должен обязательно следовать за своей мечтой, потому что она окрыляет его, даёт ему силы, помогает делать новые важные шаги вперёд по жизни к достижению своего счастья»
Вопросно-ответная форма (пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем,
это помогает не уйти от темы).
В чём проявляется любовь к Родине? Наверное, у каждого она проявляется по-своему.
Кто-то, не жалея себя, не задумываясь,
встаёт на защиту в самые трудные для Родины минуты. Кто-то воспевает её в своих произведениях, в стихах, в песнях. Кто-то старается сделать пусть небольшой островок
земли около своего дома прекрасным, сажая
цветы и ухаживая за ними.
Основная часть
Аргументация
Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной
основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод .
Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой
аргумент!
Структура аргумента
Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:
1. Обращение к литературному произведению : называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
2. Его интерпретацию : здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.
Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу…» и т.п .
Заключение
Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения.
Существует несколько способов закончить сочинение:
· Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного . Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!
Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.
Заключение-призыв. Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны быть пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните».
Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д.
Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату
Заключение — выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
Нельзя писать, к примеру, что «природа отомстит за себя будущим поколениям».
Цитата , подходящая по смыслу. Можно заранее подобрать цитаты по всем тематическим направлениям, может, какая-нибудь подойдёт.
1.«Война есть одно из величайших кощунств над человеком
и природой» (А.С. Пушкин).
2. «Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н.К.
Рерих).
3. «Природа — творец всех творцов» (И.В. Гёте).
4. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де
Сент-Экзюпери)
5. «Любовь к родителям — основа всех добродетелей» (Ци-
церон).
6. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный — невозможно…» (А.С. Пушкин).
7. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г. Чернышевский).
8. «Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г.
Белинский).
9. «Человек — целый мир…» (Ф.М. Достоевский ).
11.«Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!»
(Д.С. Мережковский).
12. «Нет счастья в бездействии…» (Ф.М. Достоевский).
13. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И.С. Тургенев).
14.«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми
других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачёв).
ИСТОЧНИКИ
Михайлова, Екатерина Викторовна.
М69 ЕГЭ 2017. Литература. Алгоритм написания сочинения / Е. В. Михайлова. — Москва : Эксмо, 2016. — 256 с. — (ЕГЭ. Задания с развернутым ответом).
http://mainview.ru/wp-content/uploads/2010/06/ps-burn-text-01.jpg
http://предыдущая.страна-читалия.рф/upload/image/2_(1). png
Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.