Мероприятия будут проходить в рамках Международной недели бизнеса.
В Экспертный совет премии вошли:
- Михаил Нелюбин– член Академии Российского телевидения, генеральный директор АО «Бизнес Ньюс Медиа», Издатель газеты «Ведомости»
- Мария Ситтель– член Академии Российского телевидения, телеведущая Дирекции информационных программ «Вести», ведущая программы «Специальный Корреспондент» на телеканале «Россия»
- Павел Гусев — главный редактор газеты «Московский комсомолец»
- Быстрицкий Андрей – член Академии российского телевидения, Декан Факультета коммуникаций, меди и дизайна НИУ ВШЭ, профессор
- Дмитрий Абзалов– политолог, президент Центра стратегических коммуникаций
- Алексей Воробьев — главный редактор радио «Коммерсантъ FM»
- Илья Доронов — управляющий директор телеканала РБК
- Илья Копелевич — главный редактор радио «Бизнес ФМ»
- Оксана Пушкина — телеведущая, общественный деятель
Для участников предусмотрена образовательная и деловая программа – мастер-классы, воркошопы, круглый стол.
15 декабря состоится Торжественная церемония награждения победителей премии.
Экспертный совет определил финалистов конкурса:
- Номинация: ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЮЖЕТ
МЕДОВЫЙ БИЗНЕС
АНО «ТРК «Тюменское время»
Кканал-вещатель «Тюменское время» г. Тюмень
НОЯБРЬСКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ОТКРЫЛ ПЕРВЫЙ НА ЯМАЛЕ ЦЕХ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ШИН
АНО «Ямал-Медиа»,
Канал-вещатель «Ямал-Регион»,
г. Салехард
КНУТ И ПРЯНИК
ООО Нижнетагильская телекомпания «Телекон»
Канал-вещатель «Телекон»,
г. Нижний Тагил
2. Номинация: ИНТЕРВЬЮЕР
ПРОХОРОВА ЮЛИЯ
«Эксклюзивное интервью. Андрей Трубников»
АО «РБК-ТВ»
Канал-вещатель «РБК», г. Москва
БАГИЗОВ РУСТАМ
«Миллионные потери»
ООО «ТВ проект Прикамье»
Канал-вещатель «РБК Пермь», г. Пермь
ДОРОНОВ ИЛЬЯ
«Эксклюзивное интервью. Леонид Федун»
АО «РБК-ТВ»,
Канал-вещатель «РБК», г. Москва
3. Номинация: РЕПОРТЕР
ХАРИСОВА СВЕТЛАНА
«Большие люди малого бизнеса»
ООО «РБК-Уфа»
Канал-вещатель «РБК-Уфа», г. Уфа
СТОЛЯРОВА ЕКАТЕРИНА
«Спецпроект. Мутные воды камчатки»
АО «РБК-ТВ»
Канал-вещатель «РБК», г. Москва
КРЫМОВА АННА
Жительницы Воронежа отметили 8 марта походом в «горящую избу»
АО «Студия «Губерния»
Канал-вещатель «TV-Губерния», г. Воронеж
4. Номинация: ЛУЧШИЙ РЕПОРТАЖ В ЕЖЕДНЕВНОМ ВЫПУСКЕ НОВОСТЕЙ
ЖИЗНЬ ЗАВОДА
Филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Орёл»
Канал-вещатель «Россия – 1», г. Орёл
ТЮМЕНСКИЕ АВИАСТРОИТЕЛИ
АНО «ТРК «Тюменское время»
Канал-вещатель «Тюменское время», г. Тюмень
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Вайнах»
Канал-вещатель «Россия 1», г. Грозный
5. Номинация: ЛУЧШИЙ РЕПОРТАЖ В ЕЖЕНЕДЕЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ
СЛАБЫЙ ПОЛ — СИЛЬНЫЙ БИЗНЕС!
ООО «Агентство «Правда Севера» (ООО «АПС»)
Канал-вещатель «Регион 29», г. Архангельск
СПАСИТЕ БИЗНЕС-КЛАСС
АО «ОБЛ-ТВ»
Канал-вещатель «ОТВ» г. Челябинск
ИЗОИЗОЛЯЦИЯ
АО «РБК-ТВ»
Телеканал «РБК», г. Москва
6. Номинация: ТЕЛЕПРОГРАММА
БИЗНЕС ПРОТИВ КОРОНАВИРУСА. КТО ПОМОГ В БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ ПОДМОСКОВЬЮ?
ООО «Телеканал 360»
Канал-вещатель «Телеканал 360», г. Москва
МАМА В ДЕЛЕ. ИРИНА КИЛЯКОВА
Филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Волгоград-ТРВ»
Канал-вещатель «Волгоград -24», г. Волгоград
ТЕПЕРЬ Я БОСС!
«Битва рестораторов! Дмитрий Левицкий против Дмитрия Зотова»
Канал-вещатель «Пятница», г. Москва
7. Номинация: ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ
ВРЕМЯ ВЫБРАЛО НАС. ЛЕСНАЯ ОТРАСЛЬ
ООО «ИТА «Губерния»
Канал-вещатель «Губерния», г. Хабаровск
«СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. ИСТИНА О ВИНЕ»
АО «РБК-ТВ»
Канал-вещатель «РБК», г. Москва
СТОЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ООО Телемеханика
Канал-вещатель «Про Бизнес ТВ», г. Москва
8. Номинация: ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ
ТОЧНЫЙ РАСЧЕТ АВТОСТРАХОВАНИЕ
Филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Кузбасс»
«Россия-24», г. Кемерово
РОССИЯ «ОТКАТИТ» ЦЕНЫ НА БАЗОВЫЕ ПРОДУКТЫ ПРОВЕРЕННЫМ МЕХАНИЗМОМ
ФБА «Экономика сегодня»,
«Экономика сегодня», г. Санкт-Петербург
ДАВАЙ ЗАЙМЕМСЯ БИЗНЕСОМ
ООО «Телерадиокомпания «Ариг Ус»
«Ариг Ус», г. Улан-Удэ
9. Номинация: ЛУЧШИЙ ТЕЛЕКАНАЛ
ТЕЛЕКАНАЛ РБК
АО «РБК-ТВ»,
Телеканал «РБК», г. Москва
РБК-ПЕРМЬ
ООО «ТВ проект Прикамье»,
Телеканал «РБК Пермь», г. Пермь
ТЕЛЕКАНАЛ ПРО БИЗНЕС
ООО Телемеханика,
Телеканал «Про Бизнес ТВ», г. Москва
Информационные партнеры:
Газета «Ведомости»
Радиостанция «Бизнес FM»
Журнал «Эксперт»
Телеканал «РБК-Уфа»
О премии:
Премия «ТЭФИ-Капитал» была учреждена в 2018 году Фондом «Академия Российского телевидения» при участии Фонда «Ялтинский международный экономический форум». В апреле 2019 года в Ялте в рамках ЯМЭФ впервые была проведена Всероссийская телевизионная премия «ТЭФИ-Капитал». В 2020 году из-за сложной эпидемиологической ситуации в стране и в мире проведение премии стало возможным в декабре в Уфе в рамках Международной недели бизнеса. В 2021 году гостеприимная Уфа вновь принимаем участников и гостей премии.
Цель премии — поощрение наиболее ярких телевизионных программ и тележурналистов, освещающих темы бизнеса и предпринимательства на российском телевидении.
Присуждение Премии осуществляется на конкурсной основе один раз в год.
Участники конкурса: Российские производители (телекомпании, студии, продюсерские центры, объединения, региональные телевещатели и редакции программ), имеющие эфирное телевещание, вещание посредством спутниковых, кабельных операторов и в сети интернет.
Номинации:
«Информационный сюжет»
«Интервьюер»
«Репортер»
«Лучший репортаж в ежедневном выпуске новостей»
«Лучший репортаж в еженедельно-аналитической программе»
«Телепрограмма»
«Документальный фильм»
«Лучший интернет проект»
«Лучший телеканал»
«За вклад в развитие российского телевидения, освещающего темы предпринимательства и социально-ответственного бизнеса»
Приз премии — «Атлант» — абстрактная, многоугольная фигура, которая подчеркивает деловой характер премии. Этот специальный приз, созданный эксклюзивно для премии «ТЭФИ-Капитал». В этой концепции обыгрывается мотив героя, превозмогающего препятствия и стремящегося возвысится и достичь вершин.
Статистика |
---|
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
6 июня отмечается Пушкинский день России или День русского языка, в честь Дня рождения Пушкина. В 2020 году 6 июня отмечается 222 годовщина со дня рождения А.С. Пушкина. Безусловно, все мы с детства знаем кто такой Пушкин. Александр Сергеевич Пушкин – это великий писатель и поэт, который оставил нам в наследие шедевры русской литературы. Пушкина читают во всем мире, не только в России, и этим мы можем гордиться.
Тот удивительный мир сказок, который он создал, не оставит равнодушным ни одного маленького читателя. Когда читаешь Пушкинское лукоморье, строки из Царя Салтана, о золотой рыбке и другие его сказки, сразу погружаешься в необычайный мир фантазий. Ведь сколько поколений уже выросло на этих сказках, они интересны и поучительны для всех.
Пушкин создал и более серьезные произведения, его поистине можно назвать гением пера, он тонко чувствовал природу и глубоко понимал окружающий его мир, именно поэтому ему удалось создать такие восхитительные образы природы в своих произведениях и неповторимые образы героев – Онегина, Татьяны, Алеко и другие. Он ценил и уважал историю страны, ее быт, поэтому ему удаются и исторические произведения, такие как Капитанская дочка и Арап Петра Великого. Можно долго перечислять произведения великого поэта, но лучше увидеть их собственными глазами. Тогда можно будет с гордостью сказать: «Я читаю Пушкина!».
Предлагаем Вам вспомнить прекрасные произведения А.С. Пушкина и принять участие в Международном творческом конкурсе к 222-летию со дня рождения А.С. Пушкина «Мы Пушкина читаем с малых лет!» по мотивам его произведений. Мы ждём ваши интересные рисунки, поделки, истории, стихи, рассказы, фотографии и видеоролики на тему Пушкина и его произведений.
Порядок проведения Конкурса:
Прием работ с 01 мая по 20 ноября 2021 г. включительно.
Подать заявки можно в любой из 6 этапов, на который Вы успеваете! Определение победителей конкурса ежемесячно 25 числа среди работ, присланных в предыдущем месяце!
1 ЭТАП: Прием работ: 01.05-20.06.2021 Определение победителей: 25.06.2021
Рассылка наград: 05-25.07.2021
2 ЭТАП: Прием работ: 21.06-20.07.2021 Определение победителей: 25.07.2021
Рассылка наград: 05-25.08.2021
3 ЭТАП: Прием работ: 21.07-20.08.2021 Определение победителей: 25.08.2021
Рассылка наград: 05-25.09.2021
4 ЭТАП: Прием работ: 21.08-20.09.2021 Определение победителей: 25.09.2021
Рассылка наград: 05-25.10.2021
5 ЭТАП: Прием работ: 21.09-20.10.2021 Определение победителей: 25.10.2021
Рассылка наград: 05-25.11.2021
6 ЭТАП: Прием работ: 21.10-20.11.2021 Определение победителей: 25.11.2021
Рассылка наград: 05-25.12.2021
Публикация результатов конкурса 25 ноября 2021 г.
Для участников группы Вконтакте доступно экспресс-участие (подробнее в Положении конкурса).
Цель и Задачи Конкурса:
-
Привлечение интереса к творчеству А.С. Пушкина;
-
Популяризация русского языка и культуры в мире, пропаганда всемирного значения наследия творчества А.С. Пушкина;
-
Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей;
-
Содействие развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка;
-
Воспитание в детях любви к творчеству, красоте, искусству;
-
Приобщение детей к культурным ценностям;
-
Стимулирование познавательных интересов ребёнка;
-
Содействие повышению квалификации педагогов учреждений любого типа, развивающих детей дошкольного и школьного возраста; выявление творчески работающих педагогов и создание условий для их самореализации.
-
Стимулирование детей, педагогов к участию в сетевых проектах;
-
Поощрение детей, педагогов.
-
Предоставление участникам возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки учреждения и региона в рамках дистанционного конкурса.
Участники конкурса:
-
воспитанники дошкольных учреждений любого типа РФ и зарубежных стран;
-
учащиеся ДХШ, ДШИ, детских центров ДОД, дети, посещающие секции, кружки в домах культуры, в частных студиях и др.;
-
учащиеся художественных школ, учреждений дополнительного образования детей;
-
дети, не посещающие образовательные учреждения.
-
студенты вузов, ссузов, колледжей, училищ и др.;
-
взрослые (педагоги, воспитатели, родители и др.);
Номинации конкурса:
-
«Мы с Пушкиным знакомы с малых лет…» (на конкурс принимаются исторические работы, рефераты, статьи, эссе, сочинения на тему Пушкина и его творчества)
-
«Наш Пушкин – гений слова» (эссе, стихи, сочинения, рассказы, изо, декоративно-прикладное творчество и другие творческие работы на тему номинации)
-
«Почаще надо Пушкина читать!» (эссе, стихи, сочинения, рассказы, изо, декоративно-прикладное творчество и другие творческие работы на тему номинации)
-
«Любимый сказочный герой» (принимаются стихи, сочинения, рассказы, рисунки, поделки и другие творческие работы, посвящённые сказочным героям)
-
«Аппликация» (принимаются фото аппликаций в различных техниках исполнения)
-
«Пластилинография» (принимаются фото пластилиновых картин и рисунков из пластилина на тему Пушкина и его творчества)
-
«Декоративно-прикладное творчество» (на конкурс поделок по сказкам Пушкина и другим произведениям принимаются фото и видео материалы, на которых изображен(ы) поделки на тему Пушкина и его творчества)
-
«Игрушка своими руками» (принимаются фото поделок – игрушек на тему Пушкина, его творчества, сказочных героев)
-
«Иллюстрация к любимому произведению» (на конкурс принимаются фото иллюстраций к сказкам, поэмам и другим произведениям Пушкина)
-
«Изобразительное искусство» (на конкурс рисунков Пушкина принимаются фото рисунков по произведениям Пушкина)
-
«Рисунок в нетрадиционной технике» (принимаются фото рисунков в различных техниках исполнения: ладошками, пальчиками, нитками, трафаретами и др.)
-
«Компьютерная графика» (принимаются компьютерные рисунки, а также обработанные в графических редакторах изображения, анимации и т.д.)
-
«Плакат» (на конкурс плакатов Пушкина принимаются фото плаката коллективного или индивидуального плаката по произведениям Пушкина)
-
«Стенгазета» (на конкурс стенгазет принимаются презентации и фотографии стенгазеты вашего класса, группы, коллектива, соответствующие тематике)
-
«Мастер-класс» (на конкурс принимаются мастер-классы на тему конкурса в виде текстовых документов или презентаций, сопровождающихся фотографиями, видеоматериалами)
-
«Сказочный костюм» (принимаются фото (в) сказочных костюмов: из традиционных и нетрадиционных материалов)
-
«Тематический уголок» (на конкурс принимаются фотографии тематических уголков, оборудованных информационными материалами на тему А.С. Пушкина, его произведений, возможно с рисунками, поделками учащихся или воспитанников, книгами с произведениями и др.)
-
«Праздничное оформление» (принимаются фото и видео, на которых показано как вы украсили класс, окна, группу, зал, территорию возле детского сада, школы и т.п. к Пушкинскому дню)
-
«Литературное творчество» (на конкурс стихов Пушкина принимаются любые выполненные вами и творчески оформленные работы, рассказывающие о Пушкине, в том числе стихи, песни, рассказы)
-
«Выразительное чтение» (на конкурс чтецов Пушкина принимаются аудиозаписи, видео материалы выразительного чтения стихов и прозы наизусть)
-
«Театральное искусство» (принимаются видео материалы монологов, сценических коллективов, сценок, фрагментов спектакля на тему конкурса)
-
«Вокальное и музыкальное искусство» (принимаются аудиозаписи, видео материалы солистов, музыкальных коллективов (ансамбли, группы, оркестры, хоры и т.д.), танцевальных коллективов, юных композиторов и исполнителей, соответствующие тематике конкурса)
-
«Презентация» (на конкурс презентаций по произведениям Пушкина принимаются выполненные вами презентации, соответствующие тематике)
-
«Фильм» (на конкурс видеороликов по произведениям Пушкина принимаются презентации, видео материалы)
-
«Мультфильм» (принимаются отснятые вами рисованные, пластилиновые, компьютерные и т.д. мультфильмы, соответствующие тематике)
-
«Авторская фотография» (принимаются интересные, необычные фотографии, соответствующие тематике)
-
«Методические разработки» (принимаются методические разработки уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, викторин, сценарии праздничных мероприятий, акций и т.п.)
-
«Творчество без границ» (свободная номинация, в которой на конкурс принимаются лэпбуки, кроссворды, презентации и любые материалы на тему произведений А.С. Пушкина, его биографии и творчества)
Стоимость:
Орг.взнос(УЧАСТИЕ+ДИПЛОМ): 70 руб. за каждого участника в каждой номинации, 70 руб. за диплом руководителя работы.
ЭКСПРЕСС — 100 руб. за каждого участника в каждой номинации, 100 руб. за диплом руководителя работы.
Оплатить можно одним платежом за все дипломы.
Способы оплаты указаны на странице Способы оплаты оргвзносов и в Положении конкурса.
Также можно оплатить на ЮMoney 410012112592773 — Ссылка-визитка для переводов (при этом способе оплаты укажите в заявке дату, точное время платежа и сумму — точное время платежа можно взять из смс).
Либо Qiwi-кошелек +79655776221 — Ссылка для переводов (при этом способе оплаты укажите в заявке дату, точное время платежа, сумму — точное время платежа можно взять из смс, укажите, что оплата была на Qiwi).
Инструкция по оплате орг.взносов через Сб.Онлайн на ЮMoney 410012112592773 без комиссии
Квитанция для оплаты через отделение банка Здесь
Как правильно подать заявку на конкурс:
-
Скачать Положение конкурса «Мы Пушкина читаем с малых лет!»
и подробно ознакомиться с ним.
-
Скачать и заполнить БЛАНК ЗАЯВКИ
-
Написать письмо на почтовый адрес putznany.konkurs@yandex.ru К письму необходимо прикрепить заполненную заявку, конкурсную работу(ы) и копию чека. В теме письма указать название конкурса.
-
После отправки письма, Вам придет автоматический ответ о том, что письмо получено, если автомат.ответ Вы не получили, проверяйте, возможно сделали ошибку в написании нашего эл.адреса, скопируйте его и отправьте письмо еще раз.
-
После обработки заявки, Вам будет отправлено подтверждение о том, что работа зарегистрирована, подтверждение должно прийти от 3-х до 5-ти дней (макс. 10 дней).
О награждении участников:
По итогам оценки конкурсных работ ОЦ «Путь знаний» будут определены победители (I, II, III место в каждой номинации) и призеры (дипломанты). Решение Портала является окончательным, и не комментируется. Победители и призеры конкурса в качестве итогового документа получают именной Диплом. Участники — Диплом участника.
Педагоги, воспитатели, родители, оплатив свой организационный взнос, могут получить собственный именной диплом за руководство при выполнении работы.
Также педагоги, организовавшие участие в конкурсе 5-ти и более детей (на которых оформлены Дипломы), вне зависимости от результатов конкурса, получают бесплатно Благодарственное письмо с формулировкой «за отличную подготовку и педагогическое сопровождение участников в Международном конкурсе», которое высылается на электронную почту, указанную в Заявке, вместе с дипломами.
Все дипломы соответствуют ФГОС и аттестации педработников.
В случае ошибок, допущенных при заполнении заявок, исправления в дипломах вносятся только за дополнительную плату (20руб./документ). Если мы допустили ошибку в вашем дипломе – исправим бесплатно!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»
Ивановская область, г.о. Шуя
Выполнила:
ученица 6 «а» класса МОУ «СОШ №8»
Кузьмина Юлия
Руководитель:
Власенкова Виктория Юрьевна
2
1
раунд
раунд
3
раунд
Великая
Отражение войны
Отечественная
в искусстве
война
Край родной
в годы войны
ФИНАЛ
1 РАУНД
НАЧАЛО ВОЙНЫ
10
20
30
40
50
50
КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ
10
20
30
40
50
40
30
20
10
СОКРУШЕНИЕ
ФАШИСТСКОЙ
ГЕРМАНИИ
30
50
40
20
10
ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
БОЕВАЯ ТЕХНИКА
10
20
30
40
50
Начало войны
10
По всей стране радио разносит голос диктора Юрия Левитана. Звучит сообщение советского правительства …
Ответ
О вероломном
Нападении
Фашистской
Германии на
Советский Союз
22 июня 1941
года
Кот в мешке
20
Назовите полк, сформированный в 1941 году в районе деревни Косячево вблизи Шуи из приписного состава Ивановской области
Ответ
602-й пушечный
артиллерийский полк
Начало войны
30
Эта битва длилась в общей сложности семь месяцев и явилась крупнейшей к тому времени битвой во II второй мировой войне
Ответ
Битва за Москву
40
Начало войны
8 сентября 1941 замкнулось кольцо вокруг Ленинграда. 22 ноября была проложена ледовая трасса…
Ответ
Эта трасса называлась «Дорога жизни» и проходила по Ладожскому озеру
50
Начало войны
С 26 августа 1942 г. — заместитель Верховного Главнокомандующего, командовал фронтами (псевдонимы: Константинов, Юрьев, Жаров): Резервным, Ленинградским, Западным (одновременно был главкомом Западного направления), 1-м Украинским, 1-м Белорусским.
Как его звали?
Ответ
Георгий Константинович Жуков
(19 ноября (1 декабря) 1896 — 18 июня 1974)
Жуков в октябре 1941. Фото из газеты «Красная звезда»,
опубликовано по личному указанию Сталина
10
Коренной перелом
В этот день, который стал
первым днем Второго этапа
Великой Отечественной войны
Красная Армия начала
контрнаступление на немцев во время Сталинградской битвы
Ответ
19 ноября 1943 года
20
Коренной перелом
12 июля 1943 у этой деревни произошло самое крупное танковое
сражение в мировой истории
(возможно, после Смоленского):
с обеих сторон в нём
принимало участие 1200 танков
Назовите деревню или название сражения.
Ответ
Под Курском у деревни Прохоровка
Диорама «Курская битва»
Автор — народный художник РФ Н.С. Присекин
30
Коренной перелом
Как называлась конференция состоявшаяся 28 ноября – 1 декабря 1943 года, основным вопросом которой было открытие второго фронта?
Ответ
Тегеранская конференция
И. В. Сталин (СССР), Ф. Д. Рузвельт (США) и У. Черчилль(Англия)
40
Коренной перелом
Какая фамилия была у человека, который 20 июля 1943 года подложил под стол Гитлера портфель с взрывным устройством
Ответ
Клаус Шенк фон Штауффенберг
(15 ноября 1907-
21 июля 1944). Офицер Баварского кавалерийского полка
50
Коренной перелом
Есть в Волгограде место, самым тесным образом связанное с событиями Второй Мировой войны, с Великой Сталинградской битвой — это прославленный…
Ответ
Мамаев курган с «Историко-мемориальным комплексом «Героям Сталинградской битвы»
10
Сокрушение фашистской Германии
В январе 1944 г. войска каких фронтов окончательно сняли блокаду Ленинграда?
Ответ
Ленинградский и Волховский фронты окончательно сняли блокаду Ленинграда 27 января 1944 года
20
Сокрушение фашистской Германии
Крупномасштабное советское наступление
23 июня—29 августа 1944
во время
Великой Отечественной войны,
названное в честь
российского полководца
Отечественной войны 1812 года
Ответ
Операция «Багратион» в Белоруссии
Немецкие солдаты плененные во время
Белорусской операции
30
Сокрушение фашистской Германии
Что зачитывает Маршал Советского Союза Г. К. Жуков?
Ответ
Акт о капитуляции Германии
40
Сокрушение фашистской Германии
Ранним утром 1 мая над поверженным рейхстагом взметнулось Красное знамя,
водруженное разведчиками
756-го стрелкового полка
150-й стрелковой дивизии… ,
действовавшими совместно с политработником лейтенантом …
Назовите фамилии разведчиков и политработника лейтенанта.
Ответ
Разведчики М. А. Егоров и М. В. Кантария
и лейтенант А. П. Берест
М.В. Кантария и М.А. Егоров с одним из штурмовых флагов
Кот в мешке
50
Назовите генерал-полковника, командовавшего в годы Великой Отечественной войны 61-ой армией, участвовавшей в Курской битве, в битве за Днепр, Беллорусской, Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. В честь которого названа одна из улиц нашего города
Ответ
Белов Павел Алексеевич
Вопрос аукцион
10
Этот орден имеет три степени. Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года. Орденом награждаются лица рядового и сержантского состава Советской Армии, а в авиации — младшие лейтенанты, проявившие в боях за Родину храбрость, мужество и бесстрашие
Ответ
Ордена Славы 3-х степеней.
20
Партизанское движение
6 сентября 1942 года была учреждена должность Главнокомандующего партизанским движением, на которую был назначен член Политбюро ЦК ВКП(б)…
Ответ
Маршал Советского Союза
Климент Ефремович Ворошилов
30
Партизанское движение
Партизанка, красноармеец диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта. Схвачена гитлеровцами при поджоге домов в селе Петрищево 28 ноября 1941 года, где квартировали немецкие солдаты.
Ответ
Зоя Космодемьянская перед казнью
29 ноября 1941 года
40
Партизанское движение
- Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий в тылу врага, мужество и героизм Ковпак Сидор Артемьевич удостоен
Ответ
Сидор Ковпак удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена
Ленина и медали «Золотая Звезда»
50
Партизанское движение
Комсомольская подпольная антифашисткая организация в г. Краснодоне, созданная в 1942г. бежавшим из плена командиром красной Армии
И. В. Туркеничем.
Ответ
Молодая Гвардия
П. Соколов-Скаля Краснодонцы 1948
И. В. Туркенич
10
Боевая техника
Создание этих танков
явилось новой ступенью в
развитии советской бронетанковой техники, определившей направление в мировом танкостроении в 1940 г.
Ответ
T-34
КВ
20
Боевая техника
Тяжелый танк ИС-3 был разработан в 1944 — 1945 годах на Опытном заводе №100 в Челябинске. Он стал последним танком, созданным в период Великой Отечественной войны. Как расшифровывается аббревиатура ИС?
Ответ
Иосиф Сталин
30
Боевая техника
Назовите подводную лодку, первым командиром которой был назначен капитан-лейтенант Маринеско Александр Иванович.
Ответ
М-96 — советская малая подводная лодка серии XII типа М — «Малютка»
40
Боевая техника
Это был первый в мире высотный тяжелый бомбардировщик, прообраз всех летающих «крепостей», самолетов, имеющих мощное оборонительное вооружение для надежной защиты от истребителей, большую высоту полета (выше зоны зенитного огня) и большую бомбовую нагрузку для эффективного поражения цели.
Ответ
АНТ-42 (ТБ-7, Пе-8)
50
Боевая техника
Народное название реактивных систем гвардейских минометов БМ-13, находившихся во время войны на вооружении реактивной артиллерии.
Ответ
«Катюша»
БМ-13 «Катюша» на платформе ЗиС-6, Музей Великой Отечественной войны, Киев, Украина
2 РАУНД
ЛИТЕРАТУРА
20
50
40
30
10
50
30
ХУДОЖНИКИ
10
20
40
О ВОЙНЕ
30
20
10
40
МУЗЫКА
50
50
40
20
10
КИНЕМАТОГРАФ
30
20
50
40
30
10
ПАМЯТНИКИ
10
Кот в мешке
Сколько памятных плит установлено на Мемориале воинам, павшим в
Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг
на площади Фрунзе?
Ответ
Пять памятных плит
20
Литература
В каком романе Юрий Бондарь показал решающее сражение войны, участником которого был он сам. Сталинградскую битву, сутки смертельного противостояния, после которых начался наш путь на Берлин…
Ответ
Юрий Бондарев
роман «Горячий снег»
30
Литература
Назовите автора следующих строк стихотворения:
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера…
Ответ
Константин Михайлович Симонов
(15 ноября 1915, Петроград — 28 августа 1979, Москва)
40
Литература
Этот памятник одна из достопримечательностей Смоленска. Назовите поэта – фронтовика и героя его произведения, которых запечатлел скульптор
Альберт Георгиевич Сергеев
Ответ
Памятник А.Т. Твардовскому и Василию Теркину
50
Литература
Назовите известную поэтессу – фронтовичку, изображенную на фотографии
Ответ
Юлия Владимировна Друнина
(10 мая 1924, Москва — 20 ноября 1991, Москва)
10
Художники о войне
В конце июня 1941 года увидело свет, пожалуй, главное графическое произведение Великой Отечественной войны, вошедшее в дальнейшем во все учебники истории – плакат «Родина-мать зовет». Назовите художника-автора.
Ответ
Тоидзе Ираклий Моисеевич
(1902—1985)
20
Художники о войне
На какой день войны появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»
Ответ
На второй день войны
«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»
Кукрыниксы, 1941
30
Художники о войне
Это одна из наиболее знаменитых картин Александра Александровича Дейнеки, работу над которой он начал в конце февраля 1942 года, а закончил к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года.
Ответ
Оборона Севастополя, 1942
40
Художники о войне
Сколько лет Сергей Васильевич
Герасимов работал над своей картиной «Мать партизана»
Ответ
Почти семь лет Герасимов работал над картиной «Мать партизана»
50
Художники о войне
Какое событие
Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг
отражает картина
Дмитрия Константиновича Мочальского, написанная в 1947 году?
Ответ
Картина Д. К. Мочальского
Победа . Берлин. 1945
10
Музыка
Эта песня была написана для фильма «Два бойца».
Ответ
Темная ночь
Музыка: Н. Богословский Слова: В.Агатов. 1943 г
20
Музыка
Песня «Синий платочек» на музыку Георгия Петербургского и слова Якова Галицкого звучала и до войны. Но в 1942 году исполнительница этой песни, попросила написать для нее новые стихи. Кто исполнял новый «Синий платочек»?
Ответ
Клавдия Ивановна Шульженко
30
Музыка
Стихотворение Евгения Долматовского «Танцы до утра» было опубликовано в газете в 1942 году. Под Сталинградом поэт встретил композитора Марка Фрадкина, которому идея стихотворения очень понравилась. В пути от Сталинграда до Ельца в вагоне военного эшелона была написана эта песня.
Ответ
Случайный вальс
Музыка: М. Фрадкин
Слова: Е. Долматовский 1943 г
40
Кот в мешке
В какой школе учился наш земляк Герой Советского Союза
Анатолий Иванович Пугачёв
Ответ
Школа №10
50
Музыка
Русский композитор-песенник. Лучшие песни — «В лесу прифронтовом», «До свидания, города и хаты», «Моя любимая», «Песенка военных корреспондентов». Среди произведений крупных форм оперетта На берегу Амура (1939), сюита для голоса с оркестром и др
Ответ
Матвей Исаакович Блантер
(10 февраля 1903— 27 сентября 1990)
10
Кинематограф
Известный советский кинодокументалист, лауреат Ленинской премии, фронтовой оператор. Во время ВОВ запечатлел на кинокамеру бой под Москвой, блокадный Ленинград, сражения в Сталинграде, штурм Берлина, подписание капитуляции гитлеровской Германии.
Ответ
Роман Лазаревич Кармен
(29 ноября 1906 — 28 апреля 1978)
20
Кинематограф
Двухсерийный художественный фильм, снятый в 1972 году по одноимённой повести
Бориса Васильева
режиссёром
Станиславом Ростоцким.
Ответ
Плакат к фильму «А зори здесь тихие»
Гребенщиков, Евгений Семенович, 1980
30
Кинематограф
Назовите актера сыгравшего штандартенфюрера Макса Отто фон Штирлица, советского разведчика в фильме «Семнадцать мгновений весны», снятого по одноимённому роману Юлиана Семёнова .
Ответ
Штандартенфюрер СС фон Штирлиц
(в исполнении Вячеслава Тихонова)
40
Кинематограф
Как звали главного героя в российском фильме «Я — русский солдат» об обороне Брестской крепости, снятого по мотивам повести Бориса Васильева «В списках не значился»
Ответ
Николай Петрович
Плужников прибыл к
месту прохождения
службы в пограничный
город Брест
50
Кинематограф
Художественный фильм, снятый режиссёром Леонидом Луковым в условиях эвакуации во время Великой Отечественной войны, в 1943 году.
Ответ
Легендарный военный фильм «Два
бойца», снятый по повести Льва Славина
«Мои земляки»
Кадр из фильма «Два бойца» Борис Андреев и Марк Бернес
10
Памятники
Что является композиционным центром памятника – ансамбля
«Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане
в центральном районе города Волгограда
Ответ
Скульптура
«Родина-мать зовет!»
является
композиционным центром всего ансамбля
10
Памятники
Где стоит знаменитый памятник воину-освободителю
Ответ
Знаменитый монумент воину – освободителю стоит в Трептов — парке в Берлине
30
Памятники
Как называется мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска, открытие которого состоялось к 30-летию разгрома германских войск в Заполярье — 19 октября 1974 года
Ответ
Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» ( «Алёша» )
40
Памятники
Где сооружен м емориал «Партизанская слава», посвящённый боевому братству партизан трех областей — Ленинградской, Новгородской и Псковской
Ответ
- Мемориал «Партизанская слава» — мемориальный комплекс в Лужском районе Ленинградской области
Панорама мемориала
50
Памятники
Назовите главного художественного руководителя-скульптора мемориала «Брестская крепость-герой», созданного в 1969-71 гг. на территории Брестской крепости для увековечения подвига участников обороны Брестской крепости.
Ответ
Главный монумент и вечный огонь
Александр Павлович Кибальников
(1912—1987)
3 РАУНД
ОНИ УШЛИ В ГРАНИТ…
10
20
30
40
50
30
ПАМЯТНИКИ
50
10
20
40
30
20
10
40
602 ПАП
50
50
40
20
10
332 ДИВИЗИЯ
30
30
50
40
20
10
ПРОМЫШЛЕНОСТЬ
10
Они ушли в гранит…
10
Они ушли в гранит…
Учащиеся недалёкой от Дюкова десятилетки в посёлке Колобово организовали комнату-музей Героя Советского Союза.
Назовите его фамилию
В этом здании школа функционировала с 1907 по 1971 год
Ответ
Лейтенант А.В.Лопатин
20
Они ушли в гранит…
После Победы отважный офицер продолжил службу в армии. В 1949 году окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе, в 1958 году — Военную академию Генерального штаба. С 1983 года генерал-майор — в отставке. Назовите его имя и фамилию.
Ответ
Нырков Геннадий Матвеевич 10.09.1918, г. Шуя 01.04.2001, г. Москва, Троекуровское кладбище
30
Они ушли в гранит…
Как звали уроженца нашей земли, который повторил подвиг
Николая Гастелло
Дальний бомбардировщик ДБ-3ф (Ил-4). На самолёте этого типа совершил свой подвиг экипаж Н. Ф. Гастелло
Ответ
КУВШИНОВ Александр Кузьмич 20.08.1917 д. Кнутиха, Шуйский р-н, Ивановская обл. 28.06.1942 неизвестно, не вернулся с боевого задания
40
Они ушли в гранит…
В каком воинском звании находился Горелов Владимир Михайлович, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1944 года за умелое руководство частями, за личные подвиги в боях при форсировании реки Днепр ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Ответ
На время представления к званию Герой Советского Союза Горелов Владимир Михайлович находился в звании гвардии полковник.
50
Они ушли в гранит…
Сотни тысяч наших земляков были награждены орденами и медалями. Сколько воинов удостоены всех трёх степеней ордена славы?
Ответ
Двадцать воинов удостоены всех трёх степеней ордена славы.
10
Памятники
В каком году был открыт
«Мемориал Славы»
на площади Фрунзе
Ответ
«Мемориал Славы» на площади Фрунзе
был открыт 1970 году
20
Кот в мешке
9 августа 1942 года, осажденный немцами Ленинград. В этот день в Большом зале филармонии впервые была исполнена …
Ответ
Седьмая симфония
Дмитрия Шостаковича
имеющая подзаголовок «Ленинградская»
30
Памятники
Где в Шуйском районе стоит
памятник неизвестному солдату
с девочкой на руках?
Ответ
Шуйский район, село Китово
40
Памятники
Назовите здание, изображенное на фотографии в котором в годы Великой Отечественной Войны располагался военный госпиталь
Ответ
Гимназия №1 городского округа Шуя, Ивановской области
50
Памятники
Какой объект изображён на Стелле мемориала памяти павших воинов в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов
Ответ
Орден Отечественной войны — военный орден СССР, учреждённый Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об учреждении Ордена Отечественной Войны первой и второй степени» от 20 мая 1942 года.
10
602 ПАП
У какой деревни вблизи Шуи с 24 августа по 28 сентября 1941 года
формировался 602 пушечный артиллерийский полк?
Ответ
602-й пушечный артиллерийский полк (ПАП) формировался в районе деревни Косячево вблизи Шуи из приписного состава Ивановской области.
20
602 ПАП
Под железнодорожной станцией Искровка и населённого пункта Коломак Полтавской области, полк вступил в свой первый бой, который продолжался до 22 октября. Назовите дату начала боевого крещения полка.
Ответ
5 октября 1941 года
30
602 ПАП
В какой полк был преобразован 602 ПАП 18 ноября 1942 согласно постановлению Народного Комиссариата Обороны
Ответ
Из 602 Пушечного Артиллерийского Полка в 76 Гвардейский Пушечный Артиллерийский Полк
40
602 ПАП
9 декабря 1942 года в 76 Гвардейский ПАП отправлена Грамота в том, что трудящиеся города Шуи Ивановской области награждают полк …
Чем награждают полк?
Ответ
Трудящиеся города Шуи Ивановской области награждают полк
Красным Знаменем.
50
602 ПАП
В состав какого военного формирования входил
602 ПАП к концу войны?
Ответ
40-я гвардейская Новороссийская дважды Краснознаменная орденов Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского артиллерийская бригада.
10
332 дивизия
Назовите единственное подразделение дивизии, формировавшееся вне Иванова
Ответ
608 отдельный сапёрный батальон
20
332 дивизия
Кто командовал 332 дивизией в период с 28.08.1941 по 08.04.1942
Ответ
Полковник Князьков Сергей Алексеевич
30
332 дивизия
Куда была переброшена 332 дивизия в феврале 1942 года?
Ответ
К городу Велижу
Смоленской области
Смоленская область.г.Велиж.1943год.Под прицелом орудия…
40
332 дивизия
За что 332 дивизии было присвоено почётное наименование
Иваново-Полоцкая?
Ответ
За освобождение Белоруссии в 1944 году около города Полоцка
50
332 дивизия
Боевой путь 332ой закончился на побережье Балтийского моря в Латвии. Возле какого города она принимала участие в окружении и ликвидации крупной вражеской группировки?
Ответ
Город Лиепаи
Современный город Лиепая. Панорама
10
Вопрос аукцион
Кто в годы Великой Отечественной войны занимал должности Председателя Государственного Комитета обороны, наркома обороны и Верховного Главнокомандующего всеми Вооруженными Силами СССР.
Ответ
Иосиф Виссарионович Сталин
20
Промышленность
Под каким девизом строилась работа в тылу на фабриках, заводах, артелях?
Ответ
«Все для фронта! Все для победы!»
30
Промышленность
Чье имя носила Комсомольско-молодёжная бригада, во главе с бригадиром Ниной Бесшапошниковой, завоевавшая звание передовой на Тезинской фабрике и ставшая известна далеко за пределами города
Ответ
Комсомольско-молодёжная бригада
имени Зои Космодемьянской
40
Промышленность
Только в первые месяцы войны на Тезинскую фабрику вернулось 98 пенсионеров. Назовите фамилию и возраст самого старейшего из них
Ответ
Старейший из вернувшихся пенсионеров 63 – летний
П. М. Маткин
50
Кот в мешке
По показаниям свидетелей, допрошенных как советскими органами контрразведки, так и соответствующими службами союзников, в окружённом советскими войсками Берлине Гитлер вместе со своей женой Евой Браун покончил жизнь самоубийством, предварительно умертвив любимую собаку Блонди. Назовите дату его смерти
Ответ
30 апреля 1945 год
Финал
Когда впервые День победы был широко отпразднован и впоследствии стал нерабочим днём и кто тогда стоял у власти в СССР?
Ответ
День Победы впервые был широко отпразднован в СССР лишь спустя два десятилетия при Брежневе . В том же юбилейном 1965 году День Победы стал нерабочим
Список используемых источников
Список литературы:
- Васильев Б.Н., Мокеичев И.В.Город Шуя Ивановская областная типография, г. Иваново, 1956 г.
- Сурин Г.И. Шуя: Исторический очерк.- Ярославль; Верх. — Волж. кн. щр-во, 1982
- Востриков С. И др. Наш край в истории Отечества. Иваново, 1995
- Ивановский край в истории Отечества: учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 9 класса/ К.Е.Балдин, В.Г.Барвенко, Г.В. Иванов, под ред. К.Е.Балдина; метод. обеспечение- Е.Д.Ерискина.- Иваново: ИД «Реферат», 2007
- Сурин Г.И. Слово о Шуе. г. Иваново
Интернет-источники:
- http://samsv.narod.ru/Div/Sd/sd332/main.html — 332 Ивановская им. М. В. Фрунзе стрелковая дивизия — страница клуба «Память»
- http://www.otvoyna.ru — Великая Отечественная война основные этапы, сражения, итоги
- http://ru.wikipedia.org – Википедия свободная энциклопедия
- http://voyna1941-1945.narod.ru – Великая Отечественная война 1941-1945 гг
- http://velikvoy.narod.ru — Великая Отечественная война 1941-1945 гг
- http://images.yandex.ru – яндекс картинки
- http://www.schuja10.iv-edu.ru – сайт МОУ школа№10, Ивановская обл., город Шуя
- http://www.schujarkolob.iv-edu.ru – Колобовская школа (МСОШ)
Музеи:
- Музей славы в воинской части городского округа Шуя.
презентация представляет направления итогового сочинения в 2022 с комментариями
Орлова Ирина Андреевна
5 направлений итогового сочинения 2022
С комментариями
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
- Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей. Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества. Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
- Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др. Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
- Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника. Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
- Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника. При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
-75%
Сохранить у себя:
Направления итогового сочинения 2022 с комментариями (68.91 KB)
Временный переход на дистанционное обучение из-за пандемии вынудил многих преподавателей освоить образовательные платформы, видеоуроки, тестовую систему проверки знаний. Эти способы работы с учениками переместились и в офлайн-режим. Но несмотря на, казалось бы, расширившиеся границы в образовании, не все считают, что обучение в «цифре» способствует развитию ребенка, а многие уверены в очевидном вреде.
Журналист РИА «Воронеж» поговорила с педагогами, психологом, родителями и попыталась выяснить, как цифровые технологии в школе влияют на качество образования.
Как оснащены воронежские образовательные учреждения?
Михаил Кирьянов (из архива)
Цифровизация в школах Воронежской области набирает темпы. В 2021 году в регионе открылись 154 новых центра естественнонаучной направленности «Точка роста», а в 2019–2020 годах – 105 таких центров. Новые площадки оборудованы компьютерами, цифровыми лабораториями по физике, химии, биологии, микроскопами, учебной лабораторией по нейротехнологии, наборами по механике, мехатронике и робототехнике, учебным роботом-манипулятором. В 2022 году планируется открыть еще 153 «Точки», а в Лискинском районе появится IT-клуб.
Учительница информатики Грибановского центра образования имени Троепольского Зоя Ларина рассказала, что на два кабинета информатики в их учреждении приходится 30 компьютеров. В каждом классе – интерактивная доска. Во внеурочное время дети занимаются робототехникой, осваивают 3D-моделирование.
– В прошлом году осваивали с учениками графические редакторы, делали мультфильмы на конкурс муниципальных компьютерных проектов. Десятиклассники создавали тематические сайты. Конечно, с таким оснащением работать интереснее. Помогают интерактивные доски, а также система голосования, когда ученики с помощью пульта выбирают правильный ответ в тесте, – отметила педагог.
С 2018 года Воронеж участвует в региональном проекте «Цифровая образовательная среда»: школы оснащают современным оборудованием, развивают цифровые сервисы и контент для обучения. Обновляется материально-техническая база, появляется интернет, закупается современное оборудование, обеспечивается доступ к информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды. Такие условия создали уже в 86 школах города.
Мария Ситникова, учитель информатики в воронежской школе №1:
– В моем кабинете 30 ноутбуков, компьютерный стол для учителя. Программирование дети начинают проходить с восьмого класса. Кроме того, в пятых-шестых классах с информационным профилем, а также в физико-математических классах есть дополнительный час в неделю, где ребята учатся моделированию. Цифровые технологии не расслабляют, а наоборот, мотивируют детей к изучению предметов – как минимум информатики. Я бы больше добавила различного оборудования, если бы позволяло финансирование школы.
По словам учительницы информатики воронежского лицея №5 Натальи Лопушанской, в их лицее 150 компьютеров. Не хватает только учебного времени: технологии меняются стремительно, поэтому на уроках информатики эта проблема особенно остра.
– Наша основная задача – заложить основы, чтобы ребенок при появлении новых технологий сам мог их изучить. Это основа алгоритмического мышления, понимания того, что такое информация и как с ней работать, – рассказала Наталья Лопушанская.
Учительница добавила, что даже в очных условиях обучения педагоги всегда выходят на урок, имея в кармане презентацию, какой-то внешний источник. Так ученики лучше усваивают материал, рамки раздвигаются. Кроме того, сейчас образовательный стандарт предполагает создание своего проекта: дети формулируют тему, выбирают преподавателя в качестве наставника, а потом презентуют результат. Наталья Лопушанская подчеркнула, что пройти мимо информационных технологий в рамках проектной деятельности еще никому не удавалось.
Мария Вострикова, учитель физики в воронежской школе №62, участник программы «Учитель для России»:
– Мы всегда использовали разные форматы, потому что у детей разное восприятие: кому-то проще посмотреть видео, кто-то лучше усваивает информацию на слух. Новшества облегчают жизнь учителям, которые не против в них разобраться, и увлекают учеников. Детям интереснее разобраться с какой-то новой программой, чем со схемами 1980-х годов, распечатанных на постерах. Хотя и это я тоже использую: например, смотрим редкие диафильмы. Должно быть сочетание разных способов. Если цифровые технологии направлены на обучение, есть четкое задание, сформулированное учителем, не думаю, что это расслабляет – наоборот, развивает с разных сторон. Онлайн-платформы используются при обучении детей, которые, например, болеют и не могут посещать школу. Кроме того, небольшое число учеников с началом пандемии по желанию родителей перешли на семейное обучение. В таких случаях мы также рекомендуем использовать онлайн-площадки.
Помимо прочего, с 2017 года в Воронеже действует «Кванториум» – центр дополнительного образования для школьников. Технопарк оснащен высокотехнологичным современным оборудованием для обучения научно-технической направленности – компьютерами, интерактивными досками, 3D-принтерами, лазерными станками. Осенью 2019 года филиал технопарка появился в Россоши. В следующем году планируется запустить еще один «Кванториум» на базе воронежской школы №105.
«К дистанционке не были готовы»
Фото – из архива Лилии Аяцковой
Исполнительный директор частного учреждения дополнительного
образования Лилия Аяцкова вспомнила: общеобразовательная школа
не была должным образом подготовлена к дистанционному обучению. Несмотря на то что работы в направлении частичного или полного перехода на образовательные
платформы велись давно, весной 2020 года случился «обвал» всех известных
платформ.
– Учителям пришлось туго, было большое
сопротивление. Для кого-то просто создание электронного адреса стало трагедией.
Но меня удивило, что за весь оставшийся 2020-й и первую половину 2021-го ничего не изменилось: никто не начал суетиться и думать, что делать, если
«завтра война». К следующей дистанционке некоторые школы снова не были
готовы: где-то обучение свелось к тому, что преподаватель присылал задание,
включающее в себя классную и домашнюю работу для самостоятельного изучения. В
результате получился гигантский ком, который дети не в состоянии были осилить.
По словам Лилии Аяцковой, в частном образовании
сложилась иная ситуация. Весной школа, в которой она работает, также ушла в
онлайн – преподаватели прошли обучение, уроки полностью перенесли в ZOOM. Во вторую волну заранее проводили
тренинги с преподавателями, и новый переход на дистанционку был спокойным.
– Мы видим в этом опыте большие плюсы. Если сегодня
ребенок заболевает, он просит присоединиться онлайн. Группа работает в классе,
а рядом стоит ноутбук, где дети занимаются удаленно, – добавила Лилия Аяцкова.
Личность
учителя
Педагог отмечает, что и офлайн-, и онлайн-обучение
имеют место быть, но все зависит от того, как работают преподаватели. По ее
словам, всегда были учителя, которые не утруждали себя при подготовке к
занятиям – например, задавали читать параграф на уроке вместо объяснения темы.
– У меня когда-то были коллеги, которые говорили:
«За такие деньги пусть радуются, что я вообще на работу вышла». Странно ожидать
от таких людей, что они кинутся осваивать, заметьте, совершенно бесплатно,
новые технологии. Кроме того, у учителя всегда есть волшебный хлыст, который
называется «оценка». Поэтому они не переживают – если ученик хочет оценку, он
сам найдет материал и освоит его, – заметила Лилия Аяцкова.
Вместе с тем есть категория педагогов, которые
начали осваивать социальные сети, снимать видео на темы своего предмета. Такой эксклюзивный контент можно будет использовать не с одним
поколением учеников.
«Дети теряют свою социальность»
pixabay.com
По мнению психолога Натальи Дашковой, технологии,
которые сейчас внедряются в образовании, полезны, удобны и понятны детям,
которые выросли с мобильным телефоном в руках. Однако в этом случае живой
контакт с педагогом приобретает новое значение и становится более ценным.
– Многие дети привыкли к переписке в соцсетях,
мессенджерах. Им удобен такой формат общения, поэтому когда они начинают
звонить, то чувствуют неловкость и тревогу. Они теряют свою социальность,
коммуникативные навыки. Многие уходят на онлайн-образование только из-за того,
что в школе невыносимо: есть проблема с коммуникацией. У живых учителей
огромное преимущество: часто именно личность педагога стоит во главе угла. Учитель,
который любит свое дело, вдохновляет учеников. Если преподаватель скучен и
неинтересен, как можно полюбить его предмет? Многие уже идут в частные школы,
ищут классическое образование старых времен. Скорее всего, знания, которые
даются человеком, скоро будут эксклюзивными и дорогими. А все, что дается по
образовательным программам, станет масс-маркетом, – отмечает психолог.
Эксперт уверена, что золотой середины здесь быть не
может: современные школьники беспомощны без телефона, копируют тексты из
интернета, делая уроки, и не умеют писать от руки.
Татьяна Щербатых, учитель начальных классов воронежской школы №1:
– С детьми становится тяжелее общаться: они больше живут в виртуальной реальности. Если раньше видела у детей живые глаза, то сейчас часто сталкиваешься с пустым взглядом. Ребенок где-то в своем мире находится, это последствие использования гаджетов, компьютерных игр. Я работаю с образовательной платформой Учи.ру в качестве дополнительного, а не основного материала. Ни в коем случае не заставляю – только по желанию ребенка. Видеоуроки тоже показываю, но действительно грамотных роликов, которые можно было бы использовать на 100%, очень мало. Все эти видео и интернет-ресурсы могут иметь место как дополнительный способ подачи материала, но не как основной. Также я сторонник вырабатывания почерка у детей. Время на прописи в первых классах сокращается с учетом того, что дети ходят на подготовку. Но период обучения грамоте, который был заложен в советское время, ни в коем случае нельзя сокращать. Грамотность графическая впоследствии ведет к грамотности орфографической – здесь прямая связь.
Марьяна Розенфельд, доцент кафедры общего языкознания и стилистики филологического факультета ВГУ:
– Живое общение гораздо значимее виртуального, особенно, если речь идет о школьниках, которые учатся на примере учителя. Я не противник дистанта: он открывает многие возможности – и обучения удаленно, и повышения квалификации, и продолжения учебного процесса во время эпидемии. Это приемлемо в вузе, но затруднительно в школе, потому что школьник не умеет дисциплинировать себя.
Что
говорят родители
Родители к информационным технологиям относятся
по-разному. Так, маме пятиклассника Елене Тарасенко нравится использовать
Дневник.ру: можно увидеть все оценки, объявления, написать в чат учителю. В
классе ее ребенка цифровые технологии используют мало: разве что иногда учитель
истории просит посмотреть тематический фильм и порой задают подготовку
презентаций.
А вот по словам мамы двух школьников и студентки
Виктории Березиной, учитель в школе, где учатся ее дети, может позволить себе
включить видеоурок и уйти с занятия, не объясняя тему. К электронному дневнику
женщина также относится скептически: по ее мнению, обычный дневник удобнее и
нагляднее.
– В электронном дневнике учителя прикрепляют задания,
которые не всегда открываются. Кроме того, для того, чтобы узнать «домашку»,
обязательно нужен интернет. Я считаю, что цифровые технологии отрицательно
влияют на физическое и психологическое здоровье незрелой личности и разобщают
детей, – отмечает Виктория.
Наталья Стародубцева, мама двух школьников:
– В образовательных платформах действительно удобные тренажеры, занимательные упражнения, конкурсы, которые по вкусу поколению Z. Но считаю, что чрезмерно увлекаться тестами и самообразованием в интернете не стоит. Детей надо учить писать сочинения, выразительно читать, публично выступать и, наконец, просто учить общаться друг с другом. Всего этого недостает в современной школе. Учителям – лень. А ведь почти в любой профессии потребуются творческие способности и организаторские навыки – без этого никакого прогресса. И еще один парадокс нашей системы образования: уже в начальной школе учителя требуют от детей подготовить презентации по разным предметам – с красочным оформлением, интересным содержанием и фотографиями, но почему-то сами не показывают детям, как это делать. Подразумевается, что родители должны научить. Вот так и получается, что цифровые технологии осваиваем дома.
А
как за границей?
Фото обычной школы в Израиле, предоставлено Светланой Карабут
В нашей школе нет цифровой техники, кроме компьютерного класса. Более того, запрещено пользоваться личными девайсами. Если возникает потребность что-то сообщить родителям, это делает учитель через стационарный телефон. В доковидное время в нашем классе никогда не задавали домашние задания на платформах. Я вижу очень умеренное, спокойное отношение к технике в образовании. Упор делается на развитии мягких навыков – умение договариваться, работать в команде, а для этого нужно просто сдвинуть парты и дать групповое задание.Светлана Сундукова (Германия, Саксония),
мама ученицы третьего класса
Основные направления в нашей школе: программирование, биотехнологии и робототехника. По некоторым направлениям учебное заведение активно сотрудничает с Армией обороны Израиля, в частности с ВМС и спецподразделениями, а также с компаниями-гигантами в сфере киберзащиты, например CheckPoint, которые заинтересованы в трудоустройстве талантливых выпускников. Домашние задания дают и письменно, и по интернету (в основном, по биологии). В классах есть интерактивные доски. Одна из новаторских идей – отсутствие фронтального преподавания, при котором в центре класса находится учитель, а ученики смирно сидят за партами. Классы спроектированы так, чтобы ученикам было удобно работать на уроках разной направленности и использовать современные средства обучения.Светлана Карабут (Израиль),
мама ученицы седьмого класса школы хайтека и искусств им. Шимона Переса в Тель-Авиве