Письмо с фронта лактионов рассказ по картине

Знакомимся с историей создания одной из самых известных песен военных лет и заглядываем в самодельную детскую книжку.в государственном музее обороны

Знакомимся с историей создания одной из самых известных песен военных лет и заглядываем в самодельную детскую книжку.

В Государственном музее обороны Москвы открылась выставка «Адресат — наша память. Письмо папе», посвященная семейным перепискам времен Великой Отечественной войны. Более чем из двух с половиной тысяч посланий, хранящихся в фондах музея, куратор Дарья Брунова отобрала 20. Письма, написанные членами пяти московских семей, объединяет одна черта — близким, оказавшимся так далеко друг от друга, хотелось говорить о бытовых мелочах, как будто и нет никакой войны.

Кроме писем и фотографий из семейных архивов, никаких вещей, принадлежавших героям, нет, но каждая витрина дополнена предметами эпохи: здесь можно увидеть небольшого плюшевого медведя, офицерскую планшетную сумку, перьевые ручки, чернильницы. На стенах — плакаты, картины, детские рисунки, созданные в начале 1940-х. За стеклом представлены две маленькие комнаты, составленные также из фондовых предметов: первая (с книгами и граммофоном) рассказывает о незатейливых развлечениях военного времени, а вторая (с собранными чемоданами и коробками) — о подготовке к эвакуации.

1(961722)

Сурковы: стихи о страшном волке и большой любви

В 1941 году поэт и журналист Алексей Александрович Сурков ушел на фронт корреспондентом изданий «Красноармейская правда» и «Красная звезда», оставив дома жену Софью, дочь Наташу и сына Алешу. Где бы он ни оказался, он всегда находил время, чтобы написать родным несколько строк:

«Очень скучаю и очень одиноко. Как бы хорошо было вдруг очутиться во Внукове. <…> Обжился я, видно, дома и теперь трудно отрываться. Как у вас? Тоже чай дожди льют и тоже скучно? А у меня еще не веселая перспектива — не знать о вас ничего суток 15–20 — очень плохо!»

(Здесь и далее тексты писем даны с сохранением авторской орфографии и пунктуации).

Сохранились открытки, которые отправляла отцу Наташа — она рисовала для него членов семьи, цветы, город. А он писал для нее стихи, в которых иногда объяснял, что такое война:

Волк ползет по просторам твоей земли.
Хочет крови твоей добыть,
Чтобы воины наши домой пришли,
Надо злого волка убить.

Эти стихи Алексея Суркова знали только его родные. Другое стихотворение, также написанное им на фронте, позже выучила вся страна. Эти строки, которые он написал осенью 1941-го в землянке под обстрелом авиации, стали песней из репертуара певицы Лидии Руслановой:

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Рукопись в солдатском письме-треугольнике Сурков отправил жене, которая уехала с детьми в эвакуацию в Чистополь (Татарстан). Стихотворение «В землянке» было опубликовано в одном из изданий и быстро стало популярным — люди переписывали его от руки и пересылали друг другу. Одно из таких писем также нашлось в музее.

Песня «В землянке» стала своего рода символом победы: она прозвучала в освобожденном Берлине — у стен поверженного Рейхстага и у Бранденбургских ворот.

1 PismopoetaAASyrkovajenesfronta 1

PismopoetaAASyrkovajenesfronta 1(1)

Масаиновы: холод и арбуз на именины

На примере семьи Масаиновых на выставке рассказывается, как чувствовали себя в эвакуации дети, как скучали по дому и какие письма отправляли родным, оставшимся в своих городах. 10-летняя школьница Зоя уехала вместе с матерью в город Чембар Пензенской области (ныне — Белинский). Оттуда она писала отцу, писателю-фантасту и критику Борису Алексеевичу Масаинову, известному под псевдонимом Борис Анибал. Он почти забросил литературную деятельность, работал на столичной швейной фабрике «Труд». На момент начала войны ему был 41 год, поэтому под призыв он не попал.

«Я в школу не хожу так — как у меня ангина в очень сильной форме. Вчера были мамины именины. Они выразились в том что мы съели зеленый арбуз и выпили по стакану чаю с таким кусочком сахара. Все отсюда постепенно уезжают. На улице холодно у меня нет зимнего пальто и валюты, а так же рукавиц. <…> Я предпочитаю болеть дома чем здесь все равно тем что я далека от пулеметов это меня не спасает», — писала девочка в сентябре 1941-го.

А 26 декабря отец получил от нее очень тревожное письмо. Дочь рассказала, что маму вызвал пензенский военкомат: она знает немецкий язык, поэтому ее могут отправить на фронт, а саму Зою — в интернат или в Москву. В конце Зоя не забыла поздравить родителя с наступающим Новым годом.

В итоге самое страшное обошло семью стороной: маму на фронт не забрали, а девочка вместе с ней потом вернулась домой в Москву.

KartochkapochtovayaZMasainovoivMoskvysvoemyotcyBAMasainovyizevakyacii 1(1)

Новиковы: сказки про медвежонка Костю

Павел Вениаминович Новиков был командиром 175-го стрелкового полка Первой московской пролетарской мотострелковой дивизии. Разлука с детьми, к которым он был очень привязан, давалась ему тяжело. Старшему сыну Виктору было 11 лет, младшему Герману — всего четыре. До войны отец проводил с ними почти все время, любил брать ребят с собой на рыбалку. По воспоминаниям жены, Новиков был отличным отцом, чутким и заботливым, детям никогда не грубил.

«Здравствуй, дорогой Герочка! Посылаю тебе игру и конфекты. Играй и слушай бабушек», — писал он в сентябре 1941-го. Чтобы подбодрить, отвлечь ребенка от плохих мыслей, он сочинял и отправлял ему сказки про медвежонка Костю. Первую страницу самодельной книжки можно увидеть на выставке.

Старший сын Витя получал совсем взрослые послания с наставлениями хорошо учиться, объяснениями, как отремонтировать при надобности полевую сумку, которую прислал ему отец, а также напоминаниями о том, что нужно обязательно носить теплую шапку. Отдельно папа просил Виктора заботиться о младшем брате: «Играй, но не обижай. Он маленький и любит уступку, а ты по больше и по умнее, а поэтому его не раздражай. Крепко целую тебя. Твой папа».

Любимого папы дети так и не дождались. Павел Новиков погиб в том же году в боях за Наро-Фоминск. Сейчас в его честь названа одна из городских улиц.

1 PVNovikovasinyVitesfronta 1(2)

Мочаловы: последнее письмо сыну

До войны Василий Михайлович Мочалов работал руководителем Наркомата заготовок СССР в Ростокинском районе. Призыву он не подлежал, поскольку считался ценным специалистом, однако в стороне не остался: когда объявили сбор в народное ополчение Москвы, Мочалов подал заявление одним из первых. На фронте он занял должность политрука отдельной самокатной разведывательной роты 13-й Ростокинской дивизии народного ополчения. Письма домой, где остался его сын Гена, он старался писать как можно чаще.

«Геня! Мне сообщили, что ты болел… потому что ты мать не слушал ходил гулять раздетым поэтому и простыл. <…> Я бью фашистских людоедов, как бешеных собак, скоро разобью их тогда я тебе расскажу подробно как их бил», — писал он в сентябре 1941 года.

Буквально через несколько дней после отправки этого письма Мочалов пропал без вести. После войны его семья выяснила, что Василий Михайлович погиб на рубеже реки Днепр в районе поселка городского типа Холм-Жирковский в Смоленской области.

Письмо В. Мочалова сыну Геннадию. Музей обороны Москвы

Кузнецовы: агитационные песни и будущий генерал

Никита Ефимович Кузнецов — старший батальонный комиссар, начальник политотдела 330-й стрелковой дивизии 10-й армии. Сохранилась фотография, на которой под Смоленском он вместе с товарищами раздает бойцам листки с текстом агитационной песни.

На протяжении всей войны Кузнецов вел нежную и трогательную переписку с сыном Борисом, которого время от времени спрашивал: «А поют ли песни дома?» Увлеченный своей деятельностью, Никита Ефимович, вероятно, имел в виду песни, которые пели красноармейцы.

«Ты стал еще лучше писать, — хвалил он ребенка в одном из писем. — Этак через годок ты догонишь и перегонишь меня. <…> Над головами нашими рычат моторы. На переднем крае шумно. Добиваем фашистов. Скоро Борик добьем мы их и тогда я приеду к тебе и буду растить из тебя большого большого инженера. Согласен. А хочешь давай будем расти на генерала танковых войск, чтобы ты командовал этими машинами».

У этой истории счастливый финал. Никита Ефимович закончил войну в Кенигсберге (сейчас — Калининград), вернулся домой и воссоединился с родными.

1 PismoNKyznecovasfrontasinyBorisy

Полотна русских художников являются богатством всей мировой культуры. Написанные в разных жанрах, стилях и направлениях, сегодня эти картины стали настоящими жемчужинами как российских, так и зарубежных музеев. Глядя на шедевры, созданные русскими мастерами живописи, невозможно не восхититься точностью создаваемых образов, многообразием техник исполнения, глубиной передачи настроения. А насколько хорошо знаете вы творчество этих великих мастеров? Этот тест поможет выяснить здесь все до тонкостей. Начнем?

1 вопрос

 Какой русский художник воплощал в творчестве былинные и сказочные образы, став основоположником особого «неорусского стиля»?

Какой русский художник воплощал в творчестве былинные и сказочные образы, став основоположником особого «неорусского стиля»?

Варианты ответов:

  • Виктор Васнецов
  • Николай Рерих
  • Михаил Врубель

2 вопрос

Происхождение выдающегося художника мариниста Ивана Айвазовского относится к...

Происхождение выдающегося художника мариниста Ивана Айвазовского относится к…

Варианты ответов:

  • армянскому роду
  • грузинскому роду
  • сирийскому роду

3 вопрос

В создании какой картины, известной под авторством Василия Шишкина, принимало участие двое художников?

В создании какой картины, известной под авторством Василия Шишкина, принимало участие двое художников?

Варианты ответов:

  • На севере диком
  • Рожь
  • Утро в сосновом лесу

4 вопрос

В каком жанре живописи писали свои полотна художники Илья Репин и Василий Суриков?

В каком жанре живописи писали свои полотна художники Илья Репин и Василий Суриков?

Варианты ответов:

  • Модерн
  • Реализм
  • Классицизм

5 вопрос

Кто является автором иконы «Спас Нерукотворный», датированной 1658 годом?

Кто является автором иконы «Спас Нерукотворный», датированной 1658 годом?

Варианты ответов:

  • Симон Ушаков
  • Федор Игнатьев
  • Гурий Никитин

6 вопрос

Для какого полотна из-за его огромных размеров в Третьяковской галерее был построен отдельный зал?

Для какого полотна из-за его огромных размеров в Третьяковской галерее был построен отдельный зал?

Варианты ответов:

  • Последний день Помпеи, Карл Брюллов
  • Явление Христа народу, Александр Иванов
  • Девятый вал, Иван Айвазовский

7 вопрос

Как называется картина Василия Верещагина, которая изначально имела название «Торжество Тамерлана»?

Как называется картина Василия Верещагина, которая изначально имела название «Торжество Тамерлана»?

Варианты ответов:

  • Костры
  • Апофеоз войны
  • Торжествуют

8 вопрос

На территории какого современного государства родился русский художник, мастер «пейзажа настроения» Исаак Левитан?

На территории какого современного государства родился русский художник, мастер «пейзажа настроения» Исаак Левитан?

Варианты ответов:

  • Латвия
  • Литва
  • Эстония

9 вопрос

 Откуда художник Василий Пукирев взял сюжет для картины «Неравный брак»?

Откуда художник Василий Пукирев взял сюжет для картины «Неравный брак»?

Варианты ответов:

  • Из собственной жизни: художник взял в жёны молодую девушку, старше которой был на 30 лет
  • Из жизни своей матери, которая была насильно выдана замуж за отца художника
  • Подсказал друг, которого он в благодарность изобразил на полотне в числе гостей

10 вопрос

 В каком музее сегодня находится первый подлинник картины Казимира Малевича «Черный квадрат»?

В каком музее сегодня находится первый подлинник картины Казимира Малевича «Черный квадрат»?

Варианты ответов:

  • Русский музей
  • Третьяковская галерея
  • Эрмитаж

11 вопрос

Какой советский художник является автором картины «Письмо с фронта», отмеченной впоследствии Сталинской премией?

Какой советский художник является автором картины «Письмо с фронта», отмеченной впоследствии Сталинской премией?

Варианты ответов:

  • Александр Дейнека
  • Александр Лактионов
  • Илья Машков

12 вопрос

О какой картине Левитана писатель Василий Михеев сказал: «Симфония, странная с первого раза, но неуловимо охватывающая душу...»

О какой картине Левитана писатель Василий Михеев сказал: «Симфония, странная с первого раза, но неуловимо охватывающая душу…»

Варианты ответов:

  • Над вечным покоем
  • Вечерний звон
  • Тихая обитель

13 вопрос

Портрет какого российского императора был написан ярким представителем стиля барокко Алексеем Антроповым?

Портрет какого российского императора был написан ярким представителем стиля барокко Алексеем Антроповым?

Варианты ответов:

  • Пётр III
  • Александр I
  • Александр II

14 вопрос

Что или кто изображается на картине советской художницы Татьяны Яблонской «Утро»?

Что или кто изображается на картине советской художницы Татьяны Яблонской «Утро»?

Варианты ответов:

  • Рабочие на заводской проходной
  • Рассвет в осеннем лесу
  • Девочка в залитой солнечным светом комнате

15 вопрос

 В каком жанре Валентин Серов написал портрет танцовщицы Иды Рубинштейн?

В каком жанре Валентин Серов написал портрет танцовщицы Иды Рубинштейн?

Варианты ответов:

  • Ню
  • Мифологический портет
  • Карикатура

16 вопрос

Какой советский и российский художник-живописец создал серию работ по произведениям Федора Достоевского?

Какой советский и российский художник-живописец создал серию работ по произведениям Федора Достоевского?

Варианты ответов:

  • Сергей Герасимов
  • Юрий Пименов
  • Илья Глазунов

17 вопрос

Как называлось творческое объединение представителей экспрессионизма, основанное художником Василием Кандинским?

Как называлось творческое объединение представителей экспрессионизма, основанное художником Василием Кандинским?

Варианты ответов:

  • Красный конь
  • Бубновый валет
  • Синий всадник

18 вопрос

 К какому веку относится расцвет творчества великого русского иконописца Андрея Рублёва?

К какому веку относится расцвет творчества великого русского иконописца Андрея Рублёва?

Варианты ответов:

  • XIV
  • XV
  • XIII

19 вопрос

Какому выдающемуся мастеру пейзажа удалось поступить в петербургскую Академию художеств только с третьего раза?

Какому выдающемуся мастеру пейзажа удалось поступить в петербургскую Академию художеств только с третьего раза?

Варианты ответов:

  • Архип Куинджи
  • Василий Суриков
  • Алексей Саврасов

20 вопрос

Где хранится картина «Нищая» кисти Ильи Репина, признанная искусствоведами всего мира лучшей работой молодого художника?

Где хранится картина «Нищая» кисти Ильи Репина, признанная искусствоведами всего мира лучшей работой молодого художника?

Варианты ответов:

  • Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва
  • Феодосийская картинная галерея
  • Нижегородский государственный художественный музей

Сочинения и сочинения-описания 4, 5, 6, 7 классов на тему «Письмо с фронта» по картине (Александр Иванович Лактионов). Работы проверены на ошибки!

Картина «Письмо с фронта», художник: Александр Иванович Лактионов

Сочинение 4 класса по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта»

Автор: Яков, 4 класс

Картина «Письмо с фронта» демонстрирует радостное событие в жизни советской семьи. Солдат принес матери письмо от кого-то из ее родственников на фронте. Почитать его собрались ребятишки и взрослая девушка. Письмо зачитывает вслух мальчик. На лицах присутствующих виднеются улыбки или даже смех. Автор письма рассказывает истории с фронта, а также просит родных не волноваться за него. Думаю, он пишет, что любит их, передает привет.

Хотя событие показано радостное, мне от картины грустно, потому что она напоминает о войне.

Автор: Ирина, 4 класс

На картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта» изображено радостное событие в жизни каждой советской семьи. Их родственник с фронта передал о себе какую-то весточку. В те дни информации о судьбе близких было мало, поэтому таким вещам очень радовались. Думаю, письмо принес раненый солдат, который в военной форме около двери и с улыбкой глядит на мальчика, читающего вслух письмо. Также здесь изображены девочка, девушка и женщина. Они могут быть родственниками или просто людьми с улицы, которые собрались по такому хорошему поводу.

Автор: Леонид, 5 класс

А.И. Лактионов получил известность после написания картины «Письмо с фронта». Она рассказывает небольшую историю счастливого дня в жизни одной семьи, которой солдат принес письмо от своего сослуживца и их близкого человека. Я вижу счастливые лица мальчика, зачитывающего вслух письмо, девочки и женщины, которых художник изобразил со спины, но все равно видно, что они улыбаются. На улице стоят также сам солдат и девушка с красной повязкой на руке. Думаю, она волонтер, которая помогает в тылу, и именно она помогла солдату найти семью, которой надо передать письмо.

Радостное настроение художник подчеркнул светлыми и яркими красками. Он изобразил теплый солнечный день, яркую зелень, чистое небо. Словно все вторит счастью героев на картине. Мне кажется, что такие редкие, но счастливые моменты очень важно запечатлеть.

Сочинение 5 класса по картине художника Лактионова «Письмо с фронта»

Автор: Диана, 5 класс

Мне интересно изучать искусство на тему войны, поскольку каждое произведение – рассказ о трагедии или радости в жизни человека. Картина А.И. Лактионова «Письмо с фронта» является счастливым примером. Мне нравится на неё смотреть, потому что сквозь полотно словно передается настроение героев. Чувство, будто солнечные лучи сейчас дойдут и до меня. Это полотно отличается не только своим сюжетом, но и мастерством. Лактионова много хвалили за детальную прорисовку тени и полутени. Такая техника способствует созданию живого и близкого зрителю образа. Кажется, что я наблюдаю за группой, читающей письмо со стороны. Здесь собрались и члены семьи, и солдат, который принес им конверт. Все внимательно вслушиваются в речь мальчика, который зачитывает текст вслух.

Художник постарался использовать максимально яркие и сочные краски, чтобы передать радость, все герои светятся улыбкой от хороших новостей. Я счастлива за их небольшой праздник.

Сочинение-описание 6 класса по картине «Письмо с фронта», Александр Лактионов

Автор: Игорь, 6 класс

Очень важно создавать произведения искусства, связанные с событиями из истории страны. Подобные картины передают дух времени и настроение поколения довольно четко, если сам художник пережил те события. Полотно «Письмо с фронта» А.И. Лактионова написано в 1947 году. Благодаря ему, художник быстро обрел всенародное призвание. Причиной тому не только мастерство, с которым были переданы оттенки цвета и света на картине, но и её актуальный для того времени сюжет.

Я вижу группу людей, собравшихся на пороге дома. Взгляды всех устремлены на мальчика. Он сидит на табуретке. Рот приоткрыт в улыбке. Глаза внимательно смотрят на листок в руках, с которого он что-то читает. Становится понятно, что присутствующих очень обрадовало содержание письма. Не думаю, что там рассказывается что-то о событиях войны. Они не связаны со светлым и добрым. Зато становится ясно, что автор послания жив. Это определенно повод для радости. Узнать в военные годы, когда существовала огромная неразбериха в документах и почте, что-то о судьбе родственника на другом конце страны было трудно. А тут такую хорошую весточку принес солдат, выписавшийся из госпиталя с ранением. Даже он остался послушать письмо, чтобы порадоваться за этих людей.

Мне нравится картина. Она не говорит об ужасах войны, а показывает те мелкие радости, которые были у людей.

Автор: Виктория, 6 класс

Одна из картин, показывающих светлые моменты в тяжелые военные годы, что я знаю, написана рукой А.И. Лактионова и называется «Письмо с фронта».

Из названия становится понятен и её сюжет. Пять человек собрались на пороге дома почитать письмо. Не сразу понятно, кем они друг другу приходятся. Думаю, девушка с красной повязкой помогла найти солдату нужный дом. Женщина, мальчик и девочка – родственники автора письма. Но всем хорошо на душе от известия с фронта. Даже солдат и девушка остались послушать, что же в письме такого интересного, чтобы порадоваться за семью, которая получила весточку от близкого человека. Лица озарены улыбкой и лучами солнца. Художник постарался подчеркнуть этот светлый момент символичным образом солнца. Его на картине не видно, оно где-то вдали, но греет людей своими теплыми лучами так же, как и слова в письме греют их души.

Хотя задумка картины явно позитивная, я не очень люблю произведения на военную тематику, ведь они напоминают о тех трагичных событиях, что постигли предков.

Сочинение на тему: картина «Письмо с Фронта», А.И. Лактионов

Автор: Сергей, 7 класс

Произведение «Письмо с фронта» — самое известное в творчестве советского художника А.И. Лактионова. Оно было так популярно, что тот впоследствии написал несколько копий для разных музеев.

Сюжет для него взят из жизни самого Лактионова, когда он помог откомандированному для лечения в тыл солдату найти и передать семье одного из фронтовых товарищей письмо. Это событие так врезалось в память, что художник посвятил ему целую картину.

Она написана в послевоенные годы, поэтому была тогда очень актуальна. Особо выделяет её среди всех картин военной тематики явно позитивный настрой. Это передается цветовым и световым изображением. В этом полотне чрезвычайно удачно использованы полутоновые переходы для создания достоверного изображения.

На картине яркий солнечный летний денек. Солнце освещает улицу, тень от лучей падает на порог дома. На нем стоит солдат в чистой и опрятной военной форме, далее девушка с повязкой дружинника на руке, маленький мальчик с письмом в руке, спиной к зрителям стоят женщина и маленькая девочка.

Письмо уже почти дочитано, лист свисает из рук мальчика, все улыбаются. Видимо, его автор сообщает им что-то хорошее, например, что он скоро вернется домой. Настроение героев подчеркивает и художник. Он использует яркие и сочные цвета для изображения окружающей природы и домов, даже лица людей освещены теплыми солнечными лучиками. От изображения исходит очень позитивная энергия, радость героев передается зрителям.

Получить хорошее известие от родственника с фронта в те времена считалось настоящим подарком, поэтому такому событию определенно стоило посвятить картину.

Автор: Роман, 7 класс

Картины на военную тематику обычно воспринимаются довольно сложно, потому что на ум сразу приходят те ужасные события, с которыми они связаны. Но произведение А.И. Лактионова выделяется из подобных изображений своим явно позитивным настроем.

В первую очередь я обратил внимание на яркие и сочные краски. Преимущественно преобладает желтый цвет, который излучает солнце, скрытое где-то за кадром. Мы видим только его лучи, освещающие двор и героев. Но лежащие тени и свет изображены так достоверно, что я немного зажмурился при взгляде на картину. Показалось, что эти солнечные лучи дойдут и до меня.

Такой настрой создается автором намеренно. Ведь героев объединило в этот момент радостное событие – письмо с фронта, которое зачитывает мальчишка в синей кепке, сидящий на табуретке на пороге дома. Около него собралась вся семья: девочка примерно его возраста в коротком белом платье и с красными бантами в двух косичках, женщина лет сорока, одетая в белую блузку, коричневую юбку и с белым платком, замотанным вокруг головы, а также молодая девушка в платье в цветочек и синей кофте поверх него. Принес это письмо солдат с медалями на груди и тростью, на которую он слегка опирается, прислонившись к дверному косяку.

На всех лицах я вижу широкую улыбку. Очевидно, в письме идет речь о чем-то хорошем. Переживание за судьбу близких не покидало людей по всей стране в годы Великой Отечественной войны. Ведь у каждого воевал родственник или друг.

Картина написана в послевоенные годы, поэтому поднимает настроение и вселяет надежду в людей, что и они получат весточку от кого-то из близких.

Школьное сочинение 7 класса по картине Лактионова «Письмо с Фронта»

Автор: Лилия, 7 класс

Мне запомнилась картина А.И. Лактионова «Письмо с фронта» своим искрящимся позитивом. Я вижу людей, чьи лица полны счастья, они не скрывают широкую улыбку. Причиной тому – письмо, которое читает мальчик, сидящий на стуле около входа в дом. Очевидно, письмо принес солдат, стоящий неподалеку. У него в руке палка, на которую тот опирается. Его отправили из госпиталя в тыл подлечиться, а товарищ передал через него родным письмо. Особо меня тронуло то, что сюжет для картины взят из личной истории художника, когда он помогал такому же солдату найти адрес, по которому необходимо доставить письмо. Здесь присутствует девушка с красной повязкой на руке. Думаю, она была волонтером и помогла солдату найти дом.

Родным настолько не терпелось узнать, что же написано в письме, что они открыли его на пороге дома. Послушать пришла и маленькая девочка, и взрослая женщина. Все умиляются, слушая вести от родственника.

Глядя на эту картину, мне самой невольно хочется улыбнуться, потому что я понимаю, как важно получать известия от родных. Особенно это редким и ценным было в годы войны, когда судьба человека могла поменяться в одну секунду, а его близкие даже не знали об этом.

Картина чрезвычайно трогательная и добрая. В свое время она пользовалась всенародной любовью и была отмечена несколькими наградами. Но для меня радость героев с изображения смешивается с некой грустью, вызванной самим фактом прошедшей войны.

Автор: Петрова Елена Владимировна

Организация: МБДОУ Чановский детский сад № 5

Населенный пункт: Новосибирская область, р.п. Чаны

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Задачи:

-развить интерес к истории своей страны, событиям прошлых лет;

— обобщить и систематизировать знания детей о событиях Великой Отечественной войны;

— воспитать уважение к участникам Великой Отечественной войны как защитникам Родины;

-ознакомить с памятниками и памятными местами, связанными с событиями Великой Отечественной;

— рассказать детям о военных профессиях, родах войск, военной технике.

Тип проекта: информационно-практикоориентированный

Цель проекта: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне и людях, одержавших победу на фронте и в тылу.

Актуальность: Каждый год Россия отмечает День Победы с момента окончания Великой Отечественной войны. Все меньше остается живых свидетелей тех страшных дней, которые могли бы рассказать подрастающему поколению о событиях великой битвы русского народа за освобождение своей страны, о подвигах солдат и рядовых граждан на фронтах и в тылу. Прямая обязанность взрослых- помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину. Ведь память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не возникают вдруг, из ниоткуда. С целью патриотического воспитания детей дошкольного возраста на примере событий Великой Отечественной войны, развития у ребят нравственно-патриотических чувств, был разработан проект «Во имя жизни»

План мероприятий по реализации проекта

«Во имя жизни»

Содержание деятельности

Срок

Деятельность

Результат

детей

родителей

Подбор литературно-поэтических произведений о войне

Декабрь

Чтение, заучивание

Помощь в организации

Создание мини-библиотеки

Подбор репродукций картин, открыток, фотографий о войне

Декабрь

Рассматривание, обсуждение

Помощь в организации

Организация фотовыставки

Подбор музыкальных произведений: песен военных лет, музыки, посвященной войне.

Декабрь

Прослушивание, беседы по содержанию

Помощь в организации

Создание аудио- и фонетики, разработка презентации

Сбор макетов военной техники (игрушки)

Декабрь

Совместные ролевые игры

Помощь в организации

Коллекция игрушек военной техники

Подбор фотографий и открыток памятников и памятных мест в городе и России, посвященных войне

Декабрь

Рассматривание, обсуждение, проведение викторины «Узнай и назови»

Помощь в организации

Организация фотовыставки «Мы помним героев»

2 этап-основной

Блок 1. Елка Победы

Фестиваль детско-родительского творчества «Елка Победы: игрушки войны»

Декабрь

Изготовление елочных игрушек

Беседы с детьми, помощь в изготовлении игрушек

Оформление елки игрушками в холле детского сада

Экскурсия и рассказ воспитателя «И на войне бывали праздники»

Декабрь- январь

Рассказы детей о своей игрушке

Помощь в организации экскурсии

Книжки-малышки

Блок 2. Наша Российская армия

Цикл бесед «Наша Российская армия»

Февраль- март

Составление рассказов о том, как и где проходили службу отцы и деды. Дидактическая игра «Акустики», «Сторожевой корабль»

Запись и оформление детских рассказов

Видеофильм «Мой папа служил…», составленный по рассказам детей, формирование чувств гордости за своих отцов

Военная техника: знакомство с родами войск и образцами военной техники

Февраль

Сюжетно-ролевая игра «Мы-военные». Дидактическая игра «Что для чего?», «Найди место»

Сбор игрушечных образцов военной техники

Организация мини-музея. Составление коллекций

Музыкально- спортивное развлечение «Будущие защитники Отечества»

Февраль

Участие в командных соревнованиях. Ручной труд «Подарок папе»

Участие отцов в соревнованиях, изготовлении оборудования

Развитие физических качеств, изготовление нестандартного спортивного оборудования

Блок 3. «И помнит мир спасенный»

Беседа «Женщины на войне»

Март

Рисование на тему «Моя любимая бабушка»

Предоставление фотографий из семейных архивов

Выставка детских рисунков

Комплексное занятие «Письма с фронта»

Март

Ручной труд «Заветные треугольники»

Предоставление писем и документов из семейных архивов

Мини-музей одного предмета «Письма военных лет»

Комплексно-тематическое занятие «Нам дороги эти позабыть нельзя»

Апрель

Военно-спортивная игра-путешествие. Сборка военного самолета

Изготовление атрибутов и пособий. Участие в теневом театре.

Обогащение знаний детей о событиях Великой Отечественной войны.

Изготовление макета «Парад Победы»

Апрель

Совместный сбор макета по шаблонам

Предоставление фотоматериалов, альбомов «Медали, награды героям войны»

Обогащение знаний детей о событиях Великой Отечественной войны.

Беседа-рассказ «Памятные места». Знакомство с памятниками и памятными местами России, родного города, посвященными участникам и событиям Великой Отечественной войны.

Апрель

Рассматривание открыток с изображением Вечного огня, Могилы Неизвестного Солдата, мемориального комплекса «Мамаев курган» и др.

Помощь в организации и проведении беседы и выставки, предоставление фотоматериалов, альбомов

Формирование представлений о том, как сохраняется память о тех далеких событиях и их героях

Блок 4. День Памяти, посвященный 75-летию Великой Победы

Музыкально-литературная гостиная «Споемте, друзья!»

Май

Заучивание стихотворений о войне

Пение песен, чтение стихов о войне

Знакомство с музыкально-литературными произведениями военных лет

Медиапрезентация «В лесу прифронтовом»

Май

Просмотр фрагментов документальных фильмов о войне

Участие в просмотре

Знакомство с фотографиями и военными хрониками, иллюстрирующие события Великой Отечественной войны

Экспозиция «По дорогам войны»

Май

Изготовление рисунков, поделок

Подбор репродукций картин

Выставка детских рисунков, экскурсия к монументу Славы, музей

От «Катюши» до «Марша Победы»

Май

Прослушивание музыкальных произведений

Предоставление пластинок, дисков

Создание праздничного настроения

Минута памяти у Монумента Славы

Май

Возложение цветов к памятнику

Помощь в организации Минуты памяти

Формирование чувства причастности к истории России

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по нравственно-патриотическому воспитанию наших детей.

  1. Считаете ли Вы, что ребенка нужно с детства знакомить с историей Родины и ее героическим прошлым (в частности, на примере событий Великой Отечественной войны):

Да, и начинать надо как можно раньше;

Нет, потому что маленькие дети многого не поймут;

Не знаю;

Ваш вариант_______________________________________________

  1. Как Вы знакомите своих детей с событиями Великой Отечественной войны:

Вместе смотрите и обсуждаете фильмы о войне(укажите, какие)____________________________________________________

Читаете книги о войне для детей (укажите, какие)____________________________________________________

Посещаете места боевой славы, музеи и памятники_________________________________________________

Рассказываете о представителях старшего поколения Вашей семьи, принимавших участие в Великой Отечественной войне или в других локальных войнах, работавших в тылу (подчеркните нужное)______________________________________________________

Не знакомите;

Ваш вариант__________________________________________________

  1. Как дети отзываются о просмотренном фильме, прочитанной книге, услышанном рассказе?__________________________________________________________________________________________________________________
  2. Есть ли в Вашей семье предметы времен Великой Отечественной войны:

Есть(укажите, какие)_________________________________________

Нет.

Благодарим за участие и понимание!

Приложение 2

Планы бесед

«Письма с фронта»

Цели:

Рассказать детям о солдатских письмах-треугольниках и обстановке, в которой они писались, значении этих писем для родных и близких во время войны;

Ознакомить с работой военной почты, рассказать о ее значении для солдата на фронте;

Предварительная работа с детьми:

Работа со словарем: полевая почта, траншея, тыл, окоп, землянка, прифронтовой госпиталь, передовая позиция, Красная армия;

Чтение рассказов Л.Кассиля «Памятник солдату», «Твои защитники»; С.Баруздина «Рассказы о войне».

Оборудование: письма-треугольники, современные почтовые конверты, фонограмма звуков боя, картина «Солдатское поле».

Беседа «Заветный треугольник»

(для детей 5-6 лет)

Часть 1. Беседа

Воспитатель: Все любят получать письма от друзей, знакомых, родных. Каждому знаком почтовый прямоугольник с марками в правом верхнем углу. А было время, когда письма имели особенно большое значение. Если человек далеко от дома, от родных людей, если ему тяжело, то письма особенно дорого и долгожданно, так как означает, что тебя помнят, ждут и любят. А как важно знать это солдату! Недаром бойцы на фронте так радовались весточке из дома и с нетерпением ждали полевую почту. Как вы думаете, почему почту называли полевой?

Дети: Полевая потому, что она доставлялась даже в поле, к месту ведения боев.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете стихотворение о полевой почте?

Дети: Через поле до траншеи

Сотни три шагов.

А насколько путь длиннее

Под огнем врагов!

Вот в траншею адресата

Входит почтальон.

Свой ремень молодцевато

Поправляет он.

Все кричат ему: «Здорово!»-

Рады от души.

— Нет ли здесь у вас Петрова?

Ну, сержант, пляши!

(Стихотворение «Почта военная» С.Я.Маршак.)

Воспитатель: И ведь, действительно, бойцы, получив письмо из дома, плясали от радости. А как бесценны были детские весточки из далекого тыла. Они говорили солдату, что надо непременно выстоять, победить врага, чтобы вернуть на землю мирную, счастливую, спокойную жизнь. Прочитает солдат такое письмо и сил вроде бы прибавится. Давно была эта война, но до сих пор старые бойцы, ветераны, их родные берегут письма, которые полевая почта доставляла в окопы и землянки, в прифронтовые госпитали, на передовые

Позиции. Вот такие письма получал один из солдат.

27 ноября 1944 г. Письмо от старшей дочери

«…отметки у меня хорошие. Хотя теперь спрашивают особенно строго, у меня нет ни одной тройки. Еще задали нам выучить «Бородино» Лермонтова. Очень хорошее стихотворение. Ждем тебя с победой!»

Воспитатель: Младшая дочь сначала рисовала отцу на фронт рисунки, а потом выучила буквы и стала писать письма сама.

15 февраля 1943 г. Письма от младшей дочери.

«Милый папочка! Я твое письмо получила. Я и все ребята из детского садика, радуемся, что Красная армия гонит фашистов из наших городов и деревень. Мне очень хочется тебя увидеть. Привет твоим товарищам от меня и наших ребят.»

9 мая 1945 г.

«Вот и кончилась война! Мне прямо не верится. Сегодня твой день рождения и праздник Победы. Мама об этом услышала по радио и разбудила нас. Поздравляем с Победой и очень ждем домой»

Вот такие письма писала маленькая дочь своему отцу на фронт. Но тогда письма выглядели совсем иначе. Конвертов не было и поэтому листок складывали треугольником и писали на нем адрес на фронт. Как были дороги эти треугольники бойцам! Давайте и мы с вами попробуем сделать такие треугольники с поздравительными открытками.

Часть 2. Практическое занятие

Педагог предлагает детям сложить треугольник из бумаги, а внутри нарисовать поздравительную открытку « С Днем Победы!». Затем письма-треугольники размещаются на стенде «Письма Победы», и все желающие могут их увидеть

Литература:

1.Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 5/2010 года

2.Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 5/2011 года

3.Интернет-ресурсы

4.Журнал «Дошкольное воспитание» № 6/2010 год.

Приложения:

  1. file0.docx.. 649,8 КБ

Опубликовано: 06.12.2021

Продолжаем проект «Хранители времени», в котором мы рассказываем о раритетах, которые белорусы бережно хранят как важную семейную ценность. Это может быть старинная книга столетней давности либо необычный механический календарь. Возможно, это набор письменных принадлежностей с 60-летней историей. Следующий наш рассказ — как раз о нем. Мраморном, тяжеленном, ныне уже бесполезном, однако, безусловно, ценном для семьи нашего читателя Андрея.

Сейчас набор для письма стоит на подоконнике в моей спальне. Он не выполняет никакой другой функции, кроме одной — отправляет мои мысли в прошлое. А в детских воспоминаниях, как это обычно бывает, собственные выдумки и рассказы родственников переплетаются с реальностью. И уже не важно, совпадают ли разрозненные вспышки в памяти с объективностью. Оказавшись в этом портале, ты ориентируешься на ощущения, а не на истину.

Образ, который рисуется в моей голове: вечер, в комнате горит только торшер, на столе стоит загадочный мраморный набор для письма, предназначение которого мне неизвестно. Телевизор выключен. Мы с дедушкой Валиком сидим на диване друг напротив друга, между нами — шахматная доска. Я думаю долго, прежде чем переставить фигуру, он отвечает быстро. Я опять долго думаю, а концентрироваться получается плохо: мешает запах чего-то вкусного из кухни. Там бабушка Наташа, она опять запевает «На тот большак, на перекресток…».

Печально, но почти всего описанного уже нет. Единственное, до чего я могу сегодня дотронуться, — вот эта странная вещица. Она сделана из мрамора, весьма увесистая. На подставке с выемкой для перьевой ручки уместились чернильница, колодка полуовальной формы и декоративный лев из белого камня. Полуовальный предмет — это так называемый пресс-бювар. На него крепилась промокательная бумага, с его помощью записям, нанесенным чернилами, не давали размазаться от случайного движения руки. На крышке чернильницы есть небольшой скол, а ее чистое дно и стенки наталкивают на мысль, что никто ею не пользовался по назначению.

Для 60-х — это модная вещь. Широкого распространения у пластика тогда не было, многие предметы обихода делали из натуральных материалов. Настоящих. И да, еще полвека назад писали пером: с чернилами, кляксами и промокашками — все как положено. Даже моя мама, которая пошла в первый класс где-то на рубеже 60—70-х, вспоминала, что испытание начальной школой пережила с пером в руке.

Этот письменный набор и есть мой портал в ту комнату из детства.

На подставке выгравирована надпись «Гусеву Н. И. В день 50-летия» и дата — 1964 год. То есть вещица принадлежала не дедушке Валику, а его отцу — прадедушке Николаю Илларионовичу. К сожалению, я никогда его не видел. О нем я знаю лишь из рассказов. Самое важное — именно его судьба привела нашу семью в Беларусь.

Николай Илларионович жил в Крыму, в Евпатории. В первые дни войны его призвали служить на флот. Позже оказался в пехоте, дошел до Чехии. Но оттуда в родной город не вернулся, его сразу с фронта направили работать по военной специальности в Пинск. В семье говорят, таким образом Советы удерживали власть, закрепляли территории за СССР. Как бы то ни было, его жена и трое детей (среди которых и был на тот момент маленький дедушка Валик) вынуждены были перебраться в столицу Полесья. Пишу «жена», но уверенности в том, что брак был заключен официально, у меня нет. Дело в том, что в документах (например, в свидетельстве о рождении) у них разные фамилии. Одни родственники говорят, бумаги где-то затерялись во время войны. Другие вспоминают, что в те времена было модно жить «на веру». То есть считалось, что доверие между супругами важнее штампа в паспорте — якобы были и те, кто воспринимал поход в ЗАГС как довольно пошлый поступок.

Спустя несколько лет после того как семья прописалась в Пинске, прадедушку вновь перевели — на сей раз в Брест. Свое 50-летие он встретил там. Знаю, Николай Илларионович любил рисовать, обладал каллиграфическим почерком. Наверняка подарок на юбилей был продиктован его увлечениями, был сделан кем-то, кто хорошо его знал.

Именно в Бресте, на последнем этаже девятиэтажки, находившейся неподалеку от набережной Мухавца, разместилась та самая квартира из моего детства. В ее зале, у окна, стоял большой письменный стол с ножками — львиными лапами, с запирающимся выдвижным ящиком, заполненным бесполезными «драгоценностями», и тумбой, на двери которой я когда-то любил висеть. Слева на столе лежали папки и газеты, справа — мои учебники и тетрадки. А по центру, ближе к дальнему краю, среди одноразовых пластиковых ручек и заточенных ножом карандашей — этот «настоящий» прибор для письма. В те времена мне казалось, он был наполнен загадочными, почти фантастическими свойствами. Теперь, когда прибор стал для меня порталом в детство, я понимаю, что ни капли не ошибался.


Если и у вас в доме есть такой вот уникальный предмет, вы знаете историю человека, связанного с ним, и можете написать, почему именно эта вещь для вас так дорога, присылайте свои письма на почту dk@onliner.by. Самые интересные рассказы мы будем периодически публиковать.

Читайте также:

  • «Хранители времени» — расскажите о своем семейном раритете! Запускаем новый проект
  • Хранители времени: семейная реликвия — фотография прапрадеда из Шацка, который отказался от американской мечты ради жены
  • Хранители времени: Библия прабабушки, которая защищает от бед всю семью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

  • Письмо рассказ читать бабель
  • Письмо подруге сочинение 3 класс
  • Письмо папе на фронт от сына 4 класс сочинение
  • Письмо отцу на фронт сочинение
  • Письмо ольге ильинской от своего имени сочинение 10 класс