Урок-путешествие
По страницам романа
А.С.Пушкина «Дубровский»
«Пушкинская»
1 станция
Из истории создания романа «Дубровский»
- Роман не был завершён автором. А.С. Пушкин работал над ним с 21 октября 1832 по 6 февраля 1833 года. Незаконченный роман он не опубликовал. Уже после смерти писателя издатели выпустили роман в свет, дав название по фамилии главного героя – «Дубровский».
Художник – Б.М.Кустодиев
«Теоретическая»
2 станция
Роман
– крупное эпическое произведение с …
Композиция
– построение …
Сюжет
– последовательность …
Эпизод
– отрывок…
Запишите определения терминов до конца.
Повторим термины.
Роман
– крупное эпическое произведение с развернутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.
Композиция
– построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
Сюжет
– последовательность и связь событий в художественном произведении.
Эпизод
– отрывок, фрагмент художественного произведения.
Проверьте свои записи.
Повторим термины.
1.Обед у Троекурова.
2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку.
8. Дубровский останавливает карету князя Верейского
(после венчания).
Восстановите последовательность эпизодов
Проверьте ответ
- 6. Ссора Дубровского и Троекурова.
- 7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского.
- 5. Суд
- 2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку
- 10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского.
- 11. Пожар.
- 1.Обед у Троекурова.
- 9. Первое свидание Маши и Дубровского.
- 3. Письмо Маши князю Верейскому.
- 4. Саша прячет кольцо в дупле.
- 8. Дубровский останавливает карету князя Верейского.
«Историческая»
3 станция
Что означают устаревшие слова и выражения?
- Холоп
- Стремянный
- Гувернёр
- Стряпчий
- Купчая
- Исправник
- Плетью обуха не перешибёшь
- Гол как сокол
Проверим ответы
- Холоп
— крепостной человек, раб, слуга.
- Стремянный
— конюх
- Гувернёр
– воспитатель, надзиратель за детьми
- Стряпчий
– чиновник, правовед, наблюдающий за правильным ходом дела
- Купчая
– законное свидетельство на купленное именье, утвержденное в суде
- Исправник
— начальник уездной полиции
- Плетью обуха не перешибёшь (пословица)
– невозможно, бесполезно противостоять силе, власти.
- Гол как сокол
– страшно беден, ничего не имеет
Как вы думаете, в каком доме жил Троекуров, а в каком – Дубровский?
«Литературная»
4 станция
Отгадайте эпизод романа
Художник: Д.А.Шмаринов
Отгадайте эпизод романа
Художник: Д.А.Шмаринов
Отгадайте эпизод романа
Художник: Д.А.Шмаринов
Отгадайте эпизод романа
Художник: Д.А.Шмаринов
Отгадайте эпизод романа
Художник: Д.А.Шмаринов
Отгадайте героя романа
- 1) Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Надменный… с людьми самого высшего звания», с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»?
Отгадайте героя романа
- 2) «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке».
Отгадайте героя романа
- 3) Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста»
Отгадайте героя романа
- 5) Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать.
«Театральная»
5 станция
Смотрим отрывок из кинофильма «Дубровский» (режиссер: В.Никифоров)
Ответьте на вопрос:
«Почему Маша не захотела стать свободной и убежать вместе с Дубровским?
«В гостях у художника»
6 станция
Пукирев В.В.
(1832-1890 гг)
Автопортрет. 1868 г.
Кадр из к/ф «Дубровский»
Пукирев В.В.
Неравный брак. 1862 г.
Картина написана намного позже романа А.Пушкина «Дубровский».
Но всё же что объединяет эти два произведения?
«Творческая»
7 станция
Сочиняем…
Творческое задание:
Напишите продолжение романа «Дубровский». Как вы думаете, какое будущее ждет Машу и Владимира?
Литература
- А.С.Пушкин. Дубровский – М: «Художественная литература», 1985.
- Толковый словарь живого великорусского языка. Под ред. проф. И.А.Бодуэна де Куртенэ – М.:ТЕРРА -Книжный клуб, 1998.
- Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И.Молоткова – М: «Советская энциклопедия» – 1967.
- Словарь русских пословиц и поговорок. Сост. В.П.Жуков – М: «Советская энциклопедия» – 1966.
- Literatura 5.narod.ru
- www.a4format.ru
- ru.wikipedia.org
- www.literature – XIX.ru
https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
А.С. Пушкин «Дубровский». История создания. Изображение русского барства. К урокам литературы. Колотухина Е.В.
История создания «Дубровский»- незавершённое произведение, над которым Пушкин работал 3,5 месяца (с октября 1832 по февраль 1833 г.) Не был опубликован при жизни автора. Сообщения: Жизнь крестьян до отмены крепостного права. 2. «Барство дикое».
Литературоведческие термины Роман — большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. Общие черты и особенности сюжета: На первом месте- образы людей обыкновенных. Изображение будничной, повседневной жизни во всей многогранности её проявления. Изображение человека в сложных формах жизненного процесса. Многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц.
Композиция (лат. – «сложение, состав»)- построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов и эпизодов. Сюжет (франц.- «предмет, содержание»)- последовательность и связь событий в художественном произведении. Как построена композиция романа «Дубровский»?
Глава 1. С кем мы познакомились в первой главе романа? План раскрытия образа героя: Х арактеристика. Место нахождения усадьбы. Род занятий хозяина усадьбы.
Троекуров Кирилл Петрович
Дубровский Андрей Гаврилович
Случай на псарне Как произошла ссора двух приятелей?
Сравнительная характеристика Троекурова и Дубровского-старшего Что сближало? Что отличает? 1. Товарищи по службе. 1. Материальное состояние. 2. Ровесники. 2. Жёсткий, властный характер у Троекурова, прямолинейный и справедливый у Дубровского- старшего. 3. отчасти- сходство в характерах и в наклонностях. 3. Взаимодействие с крестьянами. 4. Оба по любви женились. 5. Оба овдовели.
Глава 2. Сцена суда.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
А.С. Пушкин «Дубровский». Образ Владимира Дубровского. К урокам литературы. Колотухина Е.В.
Проверка д/з Устное рисование: описание Дубровского и Троекурова.
Глава 3. Отец и сын. Что в характере Владимира от его отца? Какой была петербургская жизнь Владимира? Почему Владимир решил поехать в Кистенёвку? Какими были отношени я отца и сына?
Глава 4. Смерть старшего Дубровского.
Глава 5. Похороны отца Дубровского. Какие чувства испытывает Владимир? Как эти чувства изображает автор?
Судейские чиновники Как ведут себя судейские чиновники, которые приехали забирать имение? Сравните поведение Шабашкина в начале и в конце сцены?
Итоги Какова роль 4 и 5 глав в романе? Как проявляется авторская позиция в романе?
Литература: А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. — Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл.: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова, В. Ермолова, Б. Кустодиева.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
А.С. Пушкин «Дубровский». Учитель Дефорж. К урокам литературы. Колотухина Е.В.
Глава 6. Пожар в Кистенёвке. Каким словами начинается 6-я глава? Какие чувства и спытывает Владимир в доме отца, где хозяйничают приказные? К какому решению приходит Владимир и в связи с чем?
Что изображено художником на переднем плане? Что мы можем сказать по их выражению лица, позам? Точно ли художник передал сцену пожара имения, описанную Пушкиным?
Глава 7. Разбойники. Что заставило Владимира стать разбойником? Каким образом образовалась шайка разбойников? Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?
Глава 8. Учитель. Почему Маша сначала не обратила внимание на Дефоржа? А какое впечатление произвела Маша на учителя?
О каких «благородных увеселениях» Троекурова мы узнали из этой главы? Меняется ли отношение Троекурова к Дефоржу в течение этой главы?
Глава 9. Обед в Покровском. О каких подробностях дела отца узнал Владимир на званом обеде? Сравните рассказы Глобовой и Спицына. Почему никто из гостей не узнал Дубровского?
Глава 10. Дубровский без маски. Какова роль 10-й главы в композиции романа? Почему Спицын решил переночевать в одной комнате с учителем?
Итоги Почему Владимир выбрал именно такой путь, чтобы отстоять честь семьи? Могли ли быть другие варианты? Что сделали бы вы на месте Владимира?
Литература: А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. — Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл.: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова, В. Ермолова, Б. Кустодиева.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
А.С. Пушкин «Дубровский». Владимир Дубровский и Маша Троекурова. К урокам литературы. Колотухина Е.В.
Проверка д/з Варианты заглавий глав 11-16.
Итоги Какова роль глав 11-16 в романе?
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
А.С. Пушкин «Дубровский». Выделение эпизодов главы 17. К урокам литературы. Колотухина Е.В.
Проверка д/з Варианты заглавий главы 17:
Глава 17. Какую роль играет в данной главе один маленький предмет?
Характеристика Саши и Мити
Выделение эпизодов главы 17 Эпизод- самостоятельный отрывок, фрагмент художественного произведения.
Итоги Каково ваше отношение к обоим мальчикам? Какова роль данной главы в романе?
Литература: А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. — Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл.: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова, В. Ермолова, Б. Кустодиева и др.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
А.С. Пушкин «Дубровский». Развязка романа. К урокам литературы. Колотухина Е.В.
Проверка д/з Варианты заглавий глав 18,19:
Глава 18. «Окована навеки…» Как идут приготовления к свадьбе, как ведут себя герои? Принимает ли Маша помощь Дубровского?
Глава 19. Разбойники. Описание разбойников (стр.134). Почему Дубровский покинул своих крестьян?
Итоги Какова главная мысль, идея произведения? Кто является носителем этой идеи? Что осуждает автор? Как вы видите завершение этого романа?
Темы сочинений: Почему Владимир Дубровский стал разбойником? Почему Маша Троекурова не приняла «освобождения» из рук Дубровского? «Неистребимо благородство душ»! Дальнейшая история героев романа А.С. Пушкина «Дубровский».
Домашнее задание Выбрать тему для сочинения, написать сжатый план, подобрать материал. Принести тетрадь для сочинений 18 листов в линейку с зелёной обложкой для сочинения.
Литература: А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. — Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл.: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова, В. Ермолова, Б. Кустодиева и др.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
А.С. Пушкин «Дубровский». РР. Подготовка к домашнему сочинению. К урокам литературы. Колотухина Е.В.
Что такое сочинение? Зачем мы их пишем? Чем, по-вашему, может быть ценно сочинение? Как сделать так, чтобы ваше сочинение было содержательным, интересным, понравилось, произвело впечатление?
Тема: «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?» Краткая история героя: родители; воспитание; характер.
2. Почему Владимир Дубровский стал разбойником? Письмо из дома, нарушившее налаженную жизнь. Чувство вины и ответственности. Болезнь и смерть отца, смутные сведения о виновнике всех несчастий- Троекурове. Самодурство Троекурова (несправедливый суд, лжесвидетельства, подкупленные чиновники). Последняя ночь Владимира в родном доме, желание отомстить Троекурову. Ответственность за крепостных, разделивших их судьбу. Дубровский открывается Маше, объясняя, почему стал разбойником. Дубровский- «благородный разбойник»
Тема: «Почему Маша Троекурова не приняла «освобождения» из рук Дубровского?» Маша Троекурова на пороге замужества: Предложение старого волокиты Верейского. Признание Владимира, что он- Дубровский, готов прийти на помощь.
2. Кирила Петрович ускоряет ход событий: «Завтра быть свадьбе и точка…» Пойти за Верейского — послушать отца. Броситься за Дубровским- решение против отца.
3. Влюблённость, но не любовь Маши.
Тема: «Неистребимое благородство душ!» Благородный — способный жертвовать личными интересами, безукоризненно честный. С 13 века до начала 2- века слово БЛАГОРОДНЫЙ означало «принадлежащий дворянскому сословию, дворянский». В каком значении слово БЛАГОРОДНЫЙ употребляется в названии темы?
Чем и ради чего жертвуют Владимир и Маша? Какие цитаты из романа можно привести в своём сочинении в доказательство благородства этих героев?
Есть ли другие благородные герои в романе? Благороден ли Архип?
План. Что такое благородство? Благородные герои и поступки в романе. Бывает ли разбойник «славным»? Встречал ли я благородных людей?
Итоги Какую тему выберете? Почему?
Домашнее задание Написать сочинение в тетради для творческих работ по литературе. Вн.чт. О «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» (стр. 143-144)- прочитать статью. «Барышня- крестьянка»: выразит. Чтение, пересказ. Нарисовать сарафан Акулины (по желанию).
Литература: А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. — Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл.: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова, В. Ермолова, Б. Кустодиева и др.
Предварительный просмотр:
А.С. Пушкин. Роман «Дубровский».
Карточки для самостоятельной работы.
Карточка №1. | |
Восстановите последовательность эпизодов в романе. Проставьте номера 1-12. | |
Возвращение В. Дубровского в родную Кистеневку | |
Люди Троекурова воруют в роще Дубровского | |
Первое свидание Маши и Дубровского | |
Пожар | |
Саша прячет кольцо в дупле | |
Суд | |
Дубровский останавливает карету князя в лесу | |
Обед у Троекурова | |
Письмо Маши князю Верейскому | |
Похороны Андрея Гавриловича | |
Ссора Дубровского и Троекурова | |
Троекуровы в гостях у Верейского |
Карточка №2. | ||
Покажите стрелками соответствие должностей второстепенных персонажей и их имён. | ||
Камердинер Дубровского | Парамошка | |
Штаб-лекарь в лазарете больных собак Троекурова | Антон | |
Крепостная, ухаживающая за Дубровским и написавшая письмо Владимиру | Архип | |
Кузнец | Тимошка | |
Псарь Троекурова | Харитон | |
Повар, единственный кистенёвский грамотей | Орина Егоровна Бузырёва б) отпустил их всех на волю; в) был бедный, жил со слугой и няней. 3. Дворовые Троекурова: а) искренне любили хозяина; б) боялись его; в) пользовались покровительством хозяина и вели себя нагло. 4. Старый Дубровский: а) был очень богат; б) владел 70 крестьянами; в) служил в армии и получал там жалование. 5. Троекуров по чину и званию: а) был выше старого Дубровского; б) равный с ним; в) ниже его. 6. Троекуров и Дубровский: а) были очень дружны; б) слегка поссорились; в) были во вражде и судились за право владеть Кистеневкой. 7. Владимир Дубровский: а) жил с отцом; б) в Петербурге; в) за границей. 8. Владимир приехал домой по вызову няни: а) застал отца живым и здоровым; б) нашёл его больным и впавшим в детство; в) не застал отца в живых. 9. Владимир: а) любил Троекурова как родного отца; б) уважал его; в) ненавидел, считал виновным в смерти отца. 10. Кистеневку сожгли: а) случайно; б) крепостные Дубровского сознательно, по собственной инициативе; в) крестьяне по сговору с Владимиром Дубровским. 11. Архип-кузнец: а) жестокий злодей; б) добрый и миролюбивый; в) справедливый. 12. Дефорж, появившийся у Троекурова,- это: а) Дубровский; б) настоящий француз; в) переодетый крепостной крестьянин Дубровского. 13. Саша — это: а) крепостной Дубровского; б) брат Маши Троекуровой; в) брат Дубровского. 14. В гостях у Троекурова собрались: а) одна родня- 7 человек; б) 80 человек со всей округи; в) вельможи из Москвы. 15. О Дубровском — разбойнике впервые объяснил: а) Троекуров; б) Антон Пафнутьич; в) говорили со всех сторон. 16. Владимир Дубровский: а) ровесник Маши; б) намного старше её; в) старше её на 5 лет. 17. Антон Пафнутьич оказался в одной комнате с Дефоржем: а) Дефорж затащил его к себе; б) Антон Пафнутьич сам захотел ночевать с учителем; в) Троекуров велел понаблюдать за учителем. 18. Маша: а) сразу полюбила Дефоржа, поэтому пошла на свидание; б) она знала, что это Дубровский, которого она любила с детства; в) пошла на свидание из любопытства. 19. Маша не согласилась уйти с Дубровским, потому что: а) не любила его и боялась; б) считала брак, освящённый венчанием, нерасторжимым; в) она очень любила князя Верейского. 20. Дубровский: а) остался разбойником; б) погиб; в) бросил шайку и уехал за границу. Ответы: 1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-а, 6-в (а), 7-б, 8-б, 9-в, 10-в, 11-в, 12-а, 13-б, 14-б, 15-в, 16-в, 17-б, 18-в, 19-б, 20-в. Литература: Литература. 5-6 классы: конспекты уроков / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др.- Волгоград: Учитель, 2014- стр. 110-113. «Художественный труд» — В учебный текст включены многочисленные репродукции российских музеев для диалога об искусстве. Содержание программы «Художественный труд». Эскиз орнамента для лоскутного коврика. Вид творческой работы: Урок ИЗО Тема урока: Лоскуток к лоскутку. Технология», что позволяет обеспечить интеграцию уроков искусства и художественного труда. «Вузы культуры и искусства» — 1. Правовые задачи вузов: Лицензионный договор с авторами. Пример решения организационно-технологических задач в ЧГАКИ. Буцык С.В., к.п.н., доцент, проректор по учебной работе ЧГАКИ. Раздел 4 приложения №4; — Приказ Минобразования №1246 от 27.04.2000. «О роли вузов культуры и искусств в создании электронно-библиотечных систем». «МХК» — Учебники по предмету «Мировая художественная культура». Преподаватель предмета «Мировая художественная культура» в 10-х и 11-х классах. Экологический. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 8-е издание, стереотипное. Мировая художественная культура. Эмоционально-волевой. Гносеологический. «Мировая художественная культура» — Актуальность и новизна курса. Культура -. Культура формирует личность и регулирует поведение человека. «Ars longa, vita brevis». Задачи курса. на учащихся седьмых, девятых классов. Мировая художественная культура-. Курс МХК в нашем лицее рассчитан. Цель курса -. Мировая художественная культура. « Жизнь коротка, искусство вечно». «Совокупность художественных культур» — Культура. Соотношение принципиально противоположных понятий. Процессы, связанные с искусством. Художественная культура. Искусство. Искусство как компонент культуры. Устойчивые формы существования. Цельность и гармония. Энциклопедический словарь. Ф. Шиллер. Художественное творчество. Классификация, предложенная философом. «Культурология» — Мировая культура и искусство. История мировой культуры. Культура дома. Садохин, Александр Петрович. Хрестоматия. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Для студентов высших учебных заведений. Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также всех интересующихся культурологией. Всего в теме «Повесть Пушкина Метель» — Урок литературы в 6 классе Шалановой В.А. МОУ Еласовская сош. Кто является главным героем повести «Метель» ? Кто из героев истинно романтический герой? Произведение А.С.Пушкина «Повести Белкина» «Метель». Чем закончится похищение Марьи Гавриловны? Когда игра кончается и становится страшно за героев? «Повести Пушкина» — Три года. Сказки А.С. Пушкина 40. 1799-1837. Как звали жену А.С. Пушкина? Где учился А.С. Пушкин? Сказки А.С. Пушкина 10. Выбери вопрос! «Повести Белкина» 20. «Повести Белкина» 10. Литературная игра по творчеству А.С. Пушкина. в Болдино. Царскосельский лицей. Годы жизни А.С. Пушкина? В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени. Станционный смотритель. До Петербурга 69 верст». В гостях у станционного смотрителя. А.С.Пушкин увидел героев своих произведений. Музей создан по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и архивным документам. «Пушкин Повести Белкина» — Дуняша на могиле отца. Устно: Проанализировать финал повести. Образ «маленького» человека в повести «Станционный смотритель». А.С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Как заканчивается повесть? Белкин умирает в 30 лет. Почти ровесники. А. Ванециана. Пушкину на момент написания «Повестей…» около 30 лет. «Дубровский урок» — Архип. Саша прячет кольцо в дупле. Троекуровы в гостях у князя Верейского. Пожар. Первое свидание Маши и Дубровского. Харитон. Второстепенные персонажи. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского. Агафья. Обед у Троекурова. Урок-игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский». Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского. «Пушкин Дубровский» — Маша и Дефорж. Какие качества характера проявил Дефорж в «медвежьей комнате»? А.С.Пушкин «Дубровский» Презентация урока литературы в 6 классе. Почему Маша соглашается на побег с Дубровским? 4. 3. Сцена свидания в саду (гл.12) Почему Владимир отказался от мести? 8. 2. 9. Развязка романа». 5. Всего в теме Вам также может понравиться…
|
1. Получив репутацию храброго человека, Дефорж отличился тем, что:
а) оказавшись в клетке с медведем, убил животное из пистолета +
б) помог защитить именье от разбойников
в) был лучшим фехтовальщиком в имении и смог победить даже Троекурова
2. Кто такой Саша:
а) слуга Троекурова
б) сын Троекурова +
в) крепостной Дубровского
3. Владимир Дубровский:
а) был младше Маши на 5 лет
б) был ровесником Маши
в) был старше Маши на 5 лет +
4. Каким образом, Антон Пафнутьич оказался в одной комнате с Дефоржем:
а) Троекуров велел ему следить за учителем
б) Антон Пафнутьевич сам попросился к нему на ночлег +
в) Дефорж затащил его к себе силой
5. Прочитаете предложение и укажите, о каком событии идёт речь:
«Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал»
а) Дефоржу отказали
б) Спицына обокрали
в) Владимир Дубровский после похорон отца +
6. Троекуров, когда Шабашкин явился к нему с поклоном и поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского:
а) угостил наливкой
б) прогнал его +
в) угостил обедом в связи с приобретением имения
7. Каким образом Дубровский стал в Дефорже:
а) выкупил документы у настоящего Дефоржа за крупную сумму +
б) заказал поддельные документы, самостоятельно придумав себе новое имя
в) Владимира приняли за француза по ошибке, поэтому он решил этим воспользоваться
8. По договоренности с Дубровским в случае опасности, Марья Кириловна должна была сделать это:
а) отправить к Дубровскому проверенного человека
б) положить в дупло дерева кольцо Дубровского +
в) зажечь в окне три свечи на всю ночь
9. Троекуров запер Машу до свадьбы потому, что:
а) Маша отрицательно высказалась о Верейском
б) девушка сказала отцу, что влюблена в Дефоржа
в) он узнал, что девушка написала Верейскому письмо с просьбой не брать ее в жены +
10. План Дубровского сорвался потому, что:
а) Маше не удалось положить кольцо в дупло дерева
б) Маша послала положить кольцо Сашу, но мальчик по ошибке подрался с посланцем Владимира +
в) Маша сильно заболела и не была в состоянии выйти в сад
11. Почему Маша отказала Дубровскому:
а) Маша разлюбила Дубровского
б) не хотела ради любви ссориться с отцом
в) уже обвенчалась в Верейским и дала клятву быть его женой +
12. Правильно назовите эпизод: «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал».
а) Андрей Гаврилович Дубровский перед смертью
б) Дубровский в суде после провозглашения приговора +
в) Дубровский в театре увидел Троекурова
13. «Дубровский был отменно сердит …:
а) на мужиков Троекурова, воровавших лес +
б) на мужиков Троекурова, воровавших скотину
в) на мужиков Троекурова, охотившихся в его владениях
14. Посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его собственным словам:
а) «коз пас»
б) «яблоки собирал»
в) «малину крал» +
15. Узнайте героя по описанию:
«…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке»
а) Андрей Дубровский +
б) князь Верейский
в) Троекуров
16. Фамилия Антона Пафнутьича:
а) Троекуров
б) Спицын +
в) Дефорж
17. В каком году было закончено произведение Пушкина «Дубровский»:
а) 1833 +
б) 1830
в) 1823
18. К какому литературному жанру относится произведение «Дубровский»:
а) пьеса
б) роман +
в) повесть
19. Какие события легли в основу произведения «Дубровский»:
а) история, которая случилась с самим Пушкиным
б) история, которая произошла с родственником писателя
в) история, которую Пушкину рассказал Нащокин +
20. В чем обвинил Гаврилович Троекурова на одном из званых обедов:
а) что собакам живется у Троекурова лучше, чем простым людям +
б) что Троекуров плохо воспитал свою дочь
в) что Троекуров постоянно врет
21. Троекуров решил отомстить Дубровскому таким образом:
а) Троекуров решил больше не одалживать другу деньги
б) пустить о Дубровском дурные слухи
в) отобрать у Дубровского имение +
22. Троекуров:
а) не хотел показывать своего образования
б) человек необразованный и грубый +
в) высокообразованный дворянин
23. Дворовые Троекурова:
а) любили хозяина искренне
б) бунтовали, желая избавиться от хозяина
в) пользовались покровительством хозяина и вели себя нагло +
24. Старый Дубровский по чину и званию был … Троекурова:
а) ниже +
б) выше
в) равный
25. Владимир Дубровский:
а) жил с отцом
б) жил за границей
в) жил в Петербурге +
26. Владимир Дубровский:
а) вообще не интересовался Троекуровым
б) ненавидел Троекурова, считая виновным в смерти отца +
в) любил Троекурова как родного отца
27. Во время судебного разбирательства не удалось доказать права Дубровского на владение Кистенеевкой потому, что
а) документы на имение давно сгорели +
б) в документах на имение не была указана фамилия Дубровского
в) Троекуров подменил документы на поместье
28. Старший Дубровский умер таким образом:
а) Дубровский сильно простудился, попав под ливень, и умер от лихорадки
б) от сильных переживаний мужчину парализовало, и врач не смог ничем помочь +
в) Дубровского сбил поезд
29. После смерти Андрея Гавриловича поместье Дубровских:
а) сожгли +
б) Маша получила его в наследство
в) Владимир выкупил поместье у Троекурова
30. Чему учил француз Дефорж Машу:
а) стихосложению
б) живописи
в) музыке +
Как герои романа понимают слова «честь» и «бесчестие», как они отстаивают свое достоинство и к чему приводит столкновение их взглядов на жизнь?
Я считаю, для того чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками свое имя, не нарушать нравственных законов, по которым живёт общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами. Но человеку иногда достаточно один раз оступиться (то есть отказаться от своего слова, предать, оклеветать кого-либо), и вот он уже прослыл бесчестным человеком. Возвратить честь сложно, а порой — невозможно. Поэтому говорят: “Береги честь смолоду”, с самого начала жизни.
- Прочитал роман А.С.Пушкина «Дубровский»
- Познакомился с лексическим значением слов «честь», «бесчестие»,»целомудрие»
- Проанализировал эпизоды романа и увидел, как герои относятся к чести, и что для каждого из них значит слово «честь».
- Сделал выводы.
Я увидел, что для Кирила Петровича Троекурова слово «честь» значит почёт и уважение, которые имеет человек благодаря богатству, а моральные качества в расчёт не принимаются. Для Андрея Гавриловича Дубровского понятие чести — это незапятнанная репутация, доброе имя, высокие моральные качества. Неслучайно Пушкин говорит о нём — “беден и независим”.
Мы знаем, каковы были последствия ссоры двух старых друзей: Троекуров, желая отомстить, добивается, с помощью Шабашкина, несправедливого судебного решения: Кистенёвка, поместье Дубровского, которым тот владеет на законных основаниях, переходит к Кириле Петровичу. Сам Дубровский, чувствуя своё бессилие и поражённый свершившейся несправедливостью, сходит с ума.
Но Троекуров не доволен исходом этого дела. Этого он не добивался. Человечность, сострадание проснулись даже в грубом сердце Троекурова, но, как мы помним, реальные законы жизни оказались сильнее. И наследником конфликта, начало которому положил старый Дубровский, становится его сын.
Молодой Дубровский — это другое поколение романа.Душевные порывы Владимира часто не совпадают с жизненными требованиями. Чтобы вернуть душевное здоровье отцу, сын должен был заняться тяжбой, но он, как человек порядочный, считал своё дело правым и не предпринял никаких шагов. Всё это и приводит к печальному исходу. И движет Дубровским именно оскорбленное достоинство, оскорбление семейной чести.Но став разбойником, Владимир Андреевич остаётся справедливым человеком.
Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?
Страшен Дубровский-разбойник только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий. Показателен в этом отношении рассказ помещицы Глобовой. Она описывает Дубровского как благородного человека, человека чести. Показательны здесь и отдельные высказывания князя Верейского о «славном разбойнике» и «романтичесом герое», которые не понравились Троекурову, как не понравился и вопрос о «погорелом строении», бывшей усадьбе Дубровских. Симпатии и сочувствие многих персонажей романа явно на стороне молодого героя.
Таким образом, перед нами два человека, которые различаются не только общественным положением, характерами, но и взглядами на такое нравственное понятие, как честь, человеческое достоинство.
Сам Пушкин считал, что “есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное”. Но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые Дубровские остаются вне общего закона. Им “позволяют” проявлять свой характер в “разумных пределах”.
Однако бесконечно оставаться “вне общего закона”, по мысли Пушкина, невозможно. Рано или поздно приходится выбирать: встать на защиту своей чести или, закрыв глаза на оскорбление, принять правила, по которым живёт общество. Согласие между надменным Троекуровым и его бедным другом и соседом взорвано ссорой. Мои симпатии, безусловно, на стороне Дубровских.
Как понимают герои Пушкина честь и бесчестие?
Троекуров: бесчестие, когда кто-то позволяет себе поступать по-своему, не прислушиваясь к твоему мнению, значит, не оказывая должного почёта и уважения; бесчестие — стерпеть от менее богатого и знатного помещика замечание, тем самым уронить свой авторитет.
А.Г. Дубровский: бесчестие — терпеть оскорбления от богатых самодуров, проглатывать обиды, не защищать своё человеческое достоинство.
Владимир Дубровский: бесчестие — оставить без отмщения, без наказания неправедный поступок, стерпеть беззаконие.
Как видим, каждый верен своему понятию чести.
Отвечая на вопрос, почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха, я могу сказать, что благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всём желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности обществом ценится меньше достоинства знатности рода.
У современных людей — стереотипное мышление. Когда мы слышим слово «честь», первые ассоциации отправляют нас почему-то в далекое прошлое, когда собственную честь и честь прекрасной дамы рыцари защищали на поединках. Кодекс чести свято соблюдали и в позапрошлом веке, когда уже не было рыцарей, но честь должна была оставаться незапятнанной.
Нельзя не вспомнить того, что, защищая честь своей жены, своей семьи, на дуэли погиб наш великий поэт А.С. Пушкин. «Мне нужно, чтобы мое имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России», — говорил он. Многие его герои были людьми чести. Среди них и Владимир Дубровский, главный герой одноименного романа. Несмотря на то что этот незаконченный роман считается авантюрно-приключенческим произведением, это не просто история о драматичной судьбе бедного дворянина, у которого незаконно было отнято имение, и мести его сына, это произведение о достоинстве, от которого сильные личности не откажутся никогда, потому что для них «лучше голова с плеч, чем поруганная честь».
Конфликт между Троекуровым и Дубровским старшим основывается исключительно на «поруганной чести», хотя и причиной ссоры соседей по имениям стал земельный интерес. Своевольный богач Троекуров не очень пекся о своей чести, потому что ее заменяли ему деньги, власть, вседозволенность. Ему противостоит бедный Дубровский, который сохраняет свою честь и независимость, не страшась такого всевластного самодура, как Троекуров. Собственно говоря, именно за эту непоколебимость Троекуров и уважал Дубровского, позволяя одному ему высказываться в своем присутствии честно и правдиво. Однажды, когда Андрей Гаврилович по соображениям чести осмеливается перечить Троекурову, бывшие приятели становятся врагами, и Троекуров превращается в настоящего подлеца, который намерен проучить «гордеца Дубровского» самым жестоким образом: лишить его крова, заставить унижаться, просить о прощении. Но Дубровский-старший не отступается от своих принципов, хотя это и стоит ему не только имения, но и жизни.
Сын Дубровского Владимир понятие чести впитал с молоком матери. Приехав фактически на похороны отца, он «не намерен терпеть обиду» и жаждет отомстить за поруганную честь. Он является в дом Троекурова в облике учителя — француза и… влюбляется в дочь Троекурова Машу. Как человек честный, он признается ей не только в любви, но и в том, кем он является на самом деле, хотя в этот момент очень рискует. Но для Маши честь — это тоже не пустой звук, и очень скоро она докажет это.
Отомстив судье за нечестный суд над его отцом, Дубровский становится разбойником. Но и в лесу он остается благородным человеком, потому что грабит только подлых негодяев, отдавая деньги нуждающимся.
Вот тут как раз и происходит событие, которое позволяет Маше доказать свое отношение к чести. Надеясь на порядочность пятидесятилетнего генерала Верейского, Маша честно признается в своей нелюбви к нему и просит расстроить предстоящую свадьбу, на которой настаивает отец. Но старый волокита не только не проникается к Маше сочувствием, но и рассказывает о ее письме к Дубровскому Кириле Петровичу, который, разгневавшись, только приближает свадьбу. Машу отдают замуж за Верейского, а Дубровский, который пытался украсть Машу из-под венца, опаздывает. Он настигает карету Троекурова уже тогда, когда Маша обвенчана. «Вы свободны», — говорит он ей, на что Маша отвечает приблизительно теми словами, которые потом, в другом романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», скажет Татьяна: «Но я другому отдана, и буду век ему верна». Да и для Маши «лучше голова с плеч, чем поруганная честь». Несчастная доля проверяла Машу на прочность ее нравственных принципов, и мы видим, что Маша не готова от них отступиться, потому что данный в церкви перед Богом и людьми обет для нее — святое.
Понятия чести, нравственных устоев, защиты собственного достоинства, о которых говорит А.С. Пушкин в романе «Дубровский», — это вечные человеческие ценности, над которыми не властны ни времена, ни люди. Они важны и для нас сегодня, даже если мы об этом не задумываемся. Волей-неволей мы все равно поступаем так, как велит нам наша совесть. Потому что и для нас «лучше голова с плеч, чем поруганная честь».
Здесь искали:
- сочинение честь и бесчестие в романе дубровский
- как отстаивали свою честь героя произведения дубровский Александр Сергеевич Пушкин
- раччуждение на тему честь и достоинство дубровский заключение
«Повести Пушкина» — Где А.С. Пушкин создал «Повести Белкина»? Биография А.С. Пушкина 50. Наталия Николаевна Гончарова. Сказки А.С. Пушкина 50. Царскосельский лицей. «Выстрел». ГБОУ АО «Астраханский технический лицей». Сказки А.С. Пушкина 30. Три года. Сказки А.С. Пушкина 40. Царь. Выбери вопрос! Бородино. 7. Биография А.С. Пушкина 10.
«Пушкин Барышня-крестьянка» — Лиза-Бетси-Акулина. Лиза — Бетси. Григорий Иванович Муромский. Станционный смотритель. Гробовщик. И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему. Образы главных героев. «Повести Белкина». Жеманная, накрашенная и напудренная. Дочь Муромского. Образ повествователя. Прилучино. Пейзаж.
«Повесть Пушкина Метель» — «Повести Белкина». Чем закончится похищение Марьи Гавриловны? Кто является главным героем повести «Метель» ? Беседа. Так что же было на самом деле в церкви? Какие исторические события заслоняют собой историю Марьи Гавриловны и Владимира? Цель урока: раскрыть сюжет художественного произведения. Когда игра кончается и становится страшно за героев?
«Пушкин Повести Белкина» — Устно: Проанализировать финал повести. Библейская притча. «Написал я прозою 5 повестей…». Минский в доме смотрителя. Пушкин с трудом находит своего читателя. Почти ровесники. Что может сделать человека «маленьким»? Болдинская осень – необычайно плодотворный период творчества А.С. Пушкина. Станционный смотритель Самсон Вырин.
Станционный смотритель. В Выре, может быть. В красном углу — стол смотрителя. В гостях у станционного смотрителя. Музей создан по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и архивным документам. А.С.Пушкин увидел героев своих произведений. До Петербурга 69 верст». Здесь отдыхали ямщики, ожидая очереди на выезд.
«Дубровский урок» — Похороны Андрея Гавриловича Дубровского. Гриша. Восстановите последовательность эпизодов в романе: Архип. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского. Антон. Тимошка. Письмо Маши князю Верейскому. Ссора Дубровского и Троекурова. Суд. Саша прячет кольцо в дупле. Агафья. Орина Егоровна Бузырёва. Пожар.
Всего в теме
29 презентаций
Жанна Валерьевна ТЕМНИКОВА — учитель
русского языка и литературы гимназии № 57,
г. Курган.
Эпиграф урока: “Есть достоинства выше
знатности рода, именно: достоинство личное”
(А.С. Пушкин.
«Опровержения на критику»).
На доске:
Честь
— 1. Достойные уважения и
гордости моральные качества человека.
2. Хорошая, незапятнанная репутация человека,
доброе имя.
3. Целомудрие, непорочность.
4. Почёт, уважение.
Бесчестье
— поругание чести, оскорбление.
Целомудрие
— строгая нравственность,
чистота души.
Пояснение.
Перед этим уроком на занятиях,
посвящённых изучению романа Пушкина
«Дубровский», ребята познакомились с
особенностями жанра романа, с основным
конфликтом, героями. Дома они готовили ответы на
вопросы (по группам), которые будут
рассматриваться на данном уроке.
Вступительное слово.
Сегодня на уроке мы
поговорим о нравственной основе романа Пушкина
«Дубровский». Эпиграфом к сегодняшней теме я
взяла слова самого автора: “Есть достоинства
выше знатности рода, именно: достоинство личное”
.
Наша задача — выяснить, как герои Пушкина
понимают слова “честь” и “бесчестие”, как они
отстаивают своё достоинство и к чему, в конечном
счёте, приводит столкновение их взглядов на
жизнь.
Вначале выясним значение слов “честь” и
“бесчестие”. Посмотрим, какие определения даёт
Ожегов в своём толковом словаре (на доске).
Как видим, у слов “честь” несколько значений, а
у слова “бесчестие” лишь одно. Почему так?
Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо
обладать высокими моральными качествами, не
порочить дурными поступками своего имени, не
нарушать нравственных законов, по которым живёт
общество, и вызывать уважение окружающих не
только речами, но и действиями, поступками,
делами.
Но человеку иногда достаточно один раз
оступиться (то есть отказаться от своего слова,
предать, оклеветать кого-либо), и вот он уже
прослыл бесчестным человеком. Возвратить честь
сложно, а порой — невозможно. Поэтому говорят:
“Береги честь смолоду”, с самого начала жизни.
Идея чести, защита прав человеческой личности
лежали в основе взглядов А.С. Пушкина. Он
считал, что чистота нравов народа основана
именно “на уважении к личной чести гражданина”.
В романе «Дубровский» главный герой —
Владимир — представлен благородным
защитником этой идеи. Но ведь человек не
рождается сразу честным или бесчестным.
— От чего зависит, каким будет человек?
Какой путь выберет?
(От воспитания, от примера близких людей.)
Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким
было старшее поколение, которое повлияло на
формирование характеров Владимира Дубровского и
Маши Троекуровой.
Троекуров Кирила Петрович
— Чем знаменит был Троекуров Кирила
Петрович?
(Богатством, знатным родом и связями, которые
придавали ему большой вес в губернии.)
— Какую характеристику Троекурову даёт
Пушкин в начале романа?
(Барская праздность, избалованность всем,
любовь к буйным увеселениям, необразованность,
ограниченный ум, надменность, своенравие.)
— Можно ли, судя по такой характеристике,
говорить о Троекурове как о приятном в общении
человеке?
— Как относятся к нему соседи? Губернские
чиновники?
(Угождают его прихотям, трепещут перед ним, не
смеют высказать своего мнения или проявить
недовольство.)
— Доволен ли таким положением Троекуров?
Почему?
(Да, потому что это соответствует его
представлениям о чести.)
— И что понимает он под словом “честь”?
(Почёт и уважение, которые имеет человек
благодаря богатству, а моральные качества в
расчёт не принимаются.)
Теперь обратимся к другому персонажу
романа — Андрею Гавриловичу Дубровскому
.
— Какие черты характера этого героя
подчёркивает Пушкин?
(Независимость, смелость, нетерпеливость,
решительность.)
— Каково его материальное и социальное
положение?
(Обедневший помещик, отставной поручик гвардии;
у него есть старое дворянское имя, но нет связей и
богатства.)
— Почему же Троекуров привязался к
Дубровскому и далее ценит его дружбу?
(Они старые товарищи, сходны характерами и
наклонностями. Троекуров понимает, что
Дубровский не будет лебезить перед ним, как
другие. Ему в какой-то степени нравится гордость
Дубровского, который даже выступает против
свадьбы Владимира и Маши.)
— Сделайте вывод: каковы представления о
чести у А.Г. Дубровского?
(Незапятнанная репутация, доброе имя, высокие
моральные качества. Неслучайно Пушкин говорит о
нём — “беден и независим”.)
Таким образом, перед нами два человека, которые
различаются не только общественным положением,
характерами, но и взглядами на такое
нравственное понятие, как честь, человеческое
достоинство.
Сам Пушкин считал, что “есть достоинства выше
знатности рода, именно: достоинство личное”. Но,
к сожалению, в глазах общества достоинством чаще
всего является именно богатство человека, власть
и связи, а гордые Дубровские остаются вне общего
закона. Им “позволяют” проявлять свой характер
в “разумных пределах”.
Однако бесконечно оставаться “вне общего
закона”, по мысли Пушкина, невозможно. Рано или
поздно приходится выбирать: встать на защиту
своей чести или, закрыв глаза на оскорбление,
принять правила, по которым живёт общество.
Согласие между надменным Троекуровым и его
бедным другом и соседом взорвано ссорой. Наши
симпатии, безусловно, на стороне Дубровского.
— Но подумайте, кто виноват в ссоре,
произошедшей на псарне? Кто прав?
(Здесь нет правых:
Андрей Гаврилович, “горячий охотник”, из
зависти позволяет себе высказать слишком резкое
замечание в адрес хозяина;
Псарь Парамошка, чувствуя, что может
польстить Троекурову и развеселить его, дерзко
отвечает бедному помещику, намеренно стараясь
его обидеть;
Троекурову же и в голову не приходит мысль
о том, что “дерзкое замечание холопа” может
оскорбить кого-то из его гостей, и он громко
смеётся.)
Мы знаем, каковы были последствия ссоры двух
старых друзей: Троекуров, желая отомстить,
добивается, с помощью Шабашкина, несправедливого
судебного решения: Кистенёвка, поместье
Дубровского, которым тот владеет на законных
основаниях, переходит к Кириле Петровичу. Сам
Дубровский, чувствуя своё бессилие и поражённый
свершившейся несправедливостью, сходит с ума.
— Доволен ли Троекуров таким исходом?
Этого ли он добивался?
Человечность, сострадание проснулись даже в
грубом сердце Троекурова, но, как мы помним,
реальные законы жизни оказались сильнее. И
наследником конфликта, начало которому положил
старый Дубровский, становится его сын.
Главный герой романа — Владимир
Дубровский
.
— Опишите жизнь и мечты Владимира в
столице
(гл. III).
— Несмотря на внешнюю беспечность,
Владимир Дубровский очень похож на своего отца.
Чем?
(Честен, независим, способен на добрые поступки,
горд, превыше всего ценит честь.)
— Почему Владимир не мог спасти отца?
(Душевные порывы Владимира часто не совпадают с
жизненными требованиями. Чтобы вернуть душевное
здоровье отцу, сын должен был заняться тяжбой, но
он, как человек порядочный, считал своё дело
правым и не предпринял никаких шагов. Всё это и
приводит к печальному исходу.)
— Почему Дубровский становится
разбойником? Что им движет?
(Чувство оскорблённого человеческого
достоинства и семейной чести, месть за отца.)
— Кому из помещиков страшен
Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став
атаманом разбойничьей шайки, благородство
поступков?
(Только богатым и именитым дворянам. Он
своеобразный русский Робин Гуд, справедливый,
бескорыстный и великодушный. Дубровский
становится заступником обиженных, превращается
в героя для людей всех сословий. Показателен в
этом отношении рассказ помещицы Глобовой.)
Прочитайте отрывок из главы IX. Как рассказ
Глобовой характеризует Дубровского?
(Как человека справедливого, человека чести.)
— Все ли в кругу Троекурова согласны с
такой оценкой?
(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник,
преступивший законы общества.)
Итак, став разбойником, Владимир Андреевич
остаётся справедливым человеком. Но почему же
он не мстит за отца, за оскорблённую семейную
честь? Мало того, почему он, в конце концов,
отказывается от мести?
(Ради любви к Маше Троекуровой.)
Прочитаем его собственное объяснение в
главе XII. Здесь можно обратить внимание
учащихся на стиль: отличается ли речь Владимира
Дубровского от языка повествования? Ребята
обычно отмечают искусственность речи главного
героя, её выспренность. Пушкин как бы
подчёркивает его оторванность от жизни.
Человечность в Дубровском победила ненависть к
Троекурову.
Маша Троекурова
— Достойна ли Маша такой жертвы со стороны
Владимира?
— Под влиянием чего формировался её
характер
(гл. VIII) ?
(Французских романов.)
— Какие черты присущи Маше?
(Мечтательность, женственность, способна на
сильное чувство.)
— Унаследовала ли Марья Кирилловна нрав
своего отца?
(Она не груба, не вспыльчива, не жестока, может
быть, несколько упряма.)
И всё-таки Маша — истинная дочь своего
сословия. Ей свойственны предрассудки
аристократии, например, пренебрежительное
равнодушие к низшему сословию.
— Вспомните, когда Маша обращает внимание
на Дефоржа не только как на учителя брата, а как
на человека?
(История с медведем. Храбрость, гордое
самолюбие, спокойствие превратили Дефоржа в
глазах Маши в героя романа.)
— Почему же, полюбив Дубровского, Маша
медлит обратиться к нему за помощью, чтобы
избежать брака с нелюбимым человеком? Что её
останавливало?
(Дубровский — разбойник. Обратиться к нему
за помощью — значит пойти против общества,
против общепринятой морали, обесчестить своё
имя. Побег с разбойником — бесчестие. Брак с
Верейским — личная трагедия, но доброе имя
сохранится.)
— Почему Маша отказывается от свободы,
которую ей предлагает Дубровский?
Прочитаем
ответ героини и прокомментируем её слова.
(Маша дала клятву перед Богом, она — жена
Верейского. Нарушить слово — отступить от
строгой морали. Она подчиняется судьбе, убив в
себе чувства: как раньше замирал её голос в
мольбе, так теперь замерла её душа.)
Подведём итоги
нашей беседы.
— Как понимают герои Пушкина честь и
бесчестие?
Примерные ответы.
Троекуров:
бесчестие, когда кто-то
позволяет себе поступать по-своему, не
прислушиваясь к твоему мнению, значит, не
оказывая должного почёта и уважения;
бесчестие — стерпеть от менее богатого и
знатного помещика замечание, тем самым уронить
свой авторитет.
А.Г. Дубровский:
бесчестие — терпеть
оскорбления от богатых самодуров, проглатывать
обиды, не защищать своё человеческое
достоинство.
Владимир Дубровский:
бесчестие —
оставить без отмщения, без наказания неправедный
поступок, стерпеть беззаконие.
Маша:
бесчестие — идти против
общественной морали, руководствуясь чувством,
желанием.
Как видим, каждый верен своему понятию чести.
— Почему же роман заканчивается
трагически? Почему Дубровский, благородный
защитник идеи чести, прав человеческой личности,
не добивается успеха?
(Благородные порывы героя постоянно
сталкиваются с законами общества, с
общепринятыми правилами, которые, при всём
желании, Дубровский победить не в состоянии.
Достоинство личности обществом ценится меньше
достоинства знатности рода.)
Домашнее задание
(на выбор):
1. Подготовить устный рассказ «Понимание
чести и бесчестия героями романа».
2. Письменная работа в тетрадях «Как,
по-вашему, понимаются честь и бесчестие сегодня?»
Этот урок стал лишь началом трудного разговора
о личном достоинстве человека, о чести,
справедливости и милосердии. В следующих классах
мы познакомимся с разными точками зрения других
писателей XIX века на нравственные проблемы.
Литература
1. История русской литературы XIX века. 1800–1830-е
годы / Под ред. В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова.
2. Кутузов А.Г., Гутов А.Г., Колосс Л.В.
Как войти в мир литературы. 6 класс / Методическое
пособие. М., 2000.
План к теме:
1. Кто такой Шабашкин.
2. Его внешность.
3. Как отнесся Шабашкин к желанию Троекурова завладеть чужим имением.
Почему он не отказался от участия в этом неправом деле.
5. Какими способами Шабашкин добился исполнения желания Троекурова.
6….
Роман «Дубровский» — одно из самых значительных прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина. Работа над этим романом была начата в октябре 1832 года, а уже в январе 1833 года Пушкин закончил первые два тома. «История Пугачева», а затем «Капитанская…
В романе «Дубровский» А. С. Пушкин говорит о чести и подлости, любви и ненависти, благородстве и низости.
Одной из важных сюжетных линий романа является история взаимоотношений Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. В судьбах этих героев много…
А.С. Пушкин – великий реформатор не только русского литературного языка, но и русской прозы. Он принял за правило, что «точность и краткость – вот первые достоинства прозы». Роман «Дубровский» тому подтверждение. Это роман о молодом человеке, который…
Обычно на этот вопрос начинают отвечать с конца. С последних глав повести, когда Дубровский, поздно получив ее сообщение, не смог явиться до венчания. Мы видим девушку в слезах, бледную, отрешенную от всего окружающего, потерявшую последнюю надежду,…
Учащиеся работают над эпизодом «Владимир Дубровский в кистеневской роще». Перечитаем отрывок: Владимир «углублялся в чащу дерев, движением и усталостью стараясь заглушить душевную скорбь. Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали…
Фамилия__________________ 6 класс
Тест по роману А. С. Пушкина «Дубровский»
1.В каком году было закончено произведение Пушкина «Дубровский»?
а) в 1830 г. б) в 1833 г. в) в 1836 г. г) в 1842 г.
2.К какому литературному жанру относится произведение «Дубровский»??
а) рассказ б) роман в) пьеса г) новелла
3. Какое было первоначальное название произведения?
а) Дубровский б) Нащокин в) Островский г) Крюков
4. Как называлось село К. П. Троекурова?
а) Песочное б) Кистенёвка в) Арбатово г) Покровское
5. По какой причине В. Дубровский выехал в Кистенёвку?
а) болезнь отца б) хозяйственные дела в) приезд земского суда г) отсутствие содержания
6.Как Троекуров решил отомстить Дубровскому?
а)отобрать у Дубровского имение б) пустить о Дубровском дурные слухи в)Троекуров решил больше не одалживать другу деньги
7. Почему К.П. Троекуров поехал к больному Дубровскому?
а) навестить старого друга б) решил помириться в) из чувства мести
8. Почему во время судебного разбирательства не удалось доказать права Дубровского на владение Кистенёвкой? а) документы на имение давно сгорели б) Троекуров подменил документы на имение в) по документам Кистенёвка не принадлежала Дубровскому
9.Из-за чего умер старший Дубровский? а) от сильных переживаний его парплизовало, врач не смог ничем помочь б) простудился и умер от лихорадки в)ранили на охоте
10. По какой причине чиновники остались ночевать у В. Дубровского? а) боялись темноты, мужики могли напасть б) не хотели огорчать хозяина дома в) планировали переночевать
11. Для кого К. П. Троекуров выписал француза – учителя из Москвы?
а) для Марьи Кириловны б) для маленького Саши в) для себя г) по просьбе соседей
12. Чему Дефорж учил Машу? а) музыке б) живописи в) танцам
13. Почему Марья Кириловна не обратила внимания на француза?
а) учитель был нехорош собой б) учитель был для неё род слуги в) отец запретил общаться
14. Почему задержался на обед к Троекурову Антон Пафнутьич?
а) поздно выехал б) ехал в объезд в) заблудился в Кистенёвском лесу
15. Почему не спалось Антону Пафнутьичу?
а)страдал бессонницей б)боялся воров в)не доверял Дефоржу г)любил мечтать перед сном
16. Почему настоящий учитель – француз уехал во Францию?
а)соскучился по родным б) получил за отъезд деньги в) не хотел больше жить в России
17.Почему В. Дубровский отказался от мести?
а) испугался Троекурова б) полюбил Марью Кириловну в) захотел уехать г) пожалел Сашу
18. Почему Кирила Петрович согласился на брак дочери с князем?
а) Верейский был красив и умён б) любовь князя к дочери в) князь был богат и знатен г) желание дочери выйти замуж
19. Почему Троекуров запер Машу до свадьбы?
а) Троекуров узнал, что Маша написала Верейскому письмо с просьбой не брать её в жёны б) Маша сказала отцу, что влюблена в Дефоржа в) Маша отрицательно высказалась о Верейском
20. Почему Саша не смог выполнить просьбу сестры?
а) он не захотел ей помочь в) его остановил батюшка в) Саша увидел, как рыжий маьчик вынул кольцо из дупла г) Саша испугался идти один
21. Почему Марья Кириловна отказалась бежать с В. Дубровским?
а) не захотела расстраивать отца б) она не любила Дубровского в) Марья Кириловна была обвенчана с князем Верейским г) она испугалась вооружённого князя
22. Какова дальнейшая судьба В. Дубровского?
а) остался с дворовыми людьми разбойничать б) уехал из страны в) никто не знал, куда он девался г) жил по чужим документам
Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Урок развития речи. Подготовка к написанию домашнего сочинения по повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С.Пушкина «Дубровский»
-
2 слайд
Описание слайда:
Что такое сочинение?
Зачем мы их пишем?
Чем, по-вашему, может быть ценно сочинение?
Как сделать так, чтобы ваше сочинение было содержательным, интересным, понравилось, произвело впечатление? -
3 слайд
Описание слайда:
Тема: «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?»
Краткая история героя:
родители;
воспитание;
характер. -
4 слайд
Описание слайда:
2. Почему Владимир Дубровский стал разбойником?
Письмо из дома, нарушившее налаженную жизнь. Чувство вины и ответственности.
Болезнь и смерть отца, смутные сведения о виновнике всех несчастий- Троекурове.
Самодурство Троекурова (несправедливый суд, лжесвидетельства, подкупленные чиновники).
Последняя ночь Владимира в родном доме, желание отомстить Троекурову.
Ответственность за крепостных, разделивших их судьбу.
Дубровский открывается Маше, объясняя, почему стал разбойником.
Дубровский- «благородный разбойник» -
5 слайд
Описание слайда:
3. Позиция автора и учащегося к Дубровскому- разбойнику.
-
6 слайд
Описание слайда:
Тема: «Почему Маша Троекурова не приняла «освобождения» из рук Дубровского?»
Маша Троекурова на пороге замужества:
Предложение старого волокиты Верейского.
Признание Владимира, что он- Дубровский, готов прийти на помощь. -
7 слайд
Описание слайда:
2. Кирила Петрович ускоряет ход событий:
«Завтра быть свадьбе и точка…»
Пойти за Верейского- послушать отца.
Броситься за Дубровским- решение против отца. -
8 слайд
Описание слайда:
3. Влюблённость, но не любовь Маши.
-
9 слайд
Описание слайда:
Тема: «Неистребимое благородство душ!»
Благородный- способный жертвовать личными интересами, безукоризненно честный.
С 13 века до начала 2- века слово БЛАГОРОДНЫЙ означало «принадлежащий дворянскому сословию, дворянский».
В каком значении слово БЛАГОРОДНЫЙ употребляется в названии темы? -
10 слайд
Описание слайда:
Чем и ради чего жертвуют Владимир и Маша?
Какие цитаты из романа можно привести в своём сочинении в доказательство благородства этих героев? -
11 слайд
Описание слайда:
Есть ли другие благородные герои в романе?
Благороден ли Архип? -
12 слайд
Описание слайда:
План.
Что такое благородство?
Благородные герои и поступки в романе.
Бывает ли разбойник «славным»?
Встречал ли я благородных людей? -
13 слайд
Описание слайда:
Итоги
Какую тему выберете?
Почему? -
14 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание
Написать сочинение по повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.
Тема:
«Дубровский»
Похожие материалы
-
Презентация » Л. Р.Толстой. Жизнь и творчество.
-
Тест по разделу «Русская литература 20 века» для 7 класса, 2 вариант
-
Тест по разделу «Русская литература 20 века» для 7 класса, 1 вариант
-
Презентация по литературе по теме «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»(5 класс)
-
Урок литературы «Борьба добрых и злых сил (по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (5 класс)
-
Картотека «Теневой театр для детей дошкольников»
-
Презентация по русской литературе, 6 класс «М.Ю.Лермонтов. Русалка»
-
Урок русской литературы. Анализ произведения В. О. Богомолова «Иван»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5435618 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»