Письмо лидии михайловне от мальчика из рассказа уроки французского

разработка открытого урока в 7 класс на тему: образ учительницы лидии михайловны в рассказе в. г. распутина уроки французского.

  Разработка открытого
урока в 7 класс на тему: «Образ учительницы  Лидии Михайловны в рассказе  В. Г.
Распутина «Уроки французского».

Цель:
показать душевную щедрость учительницы и её роль в жизни мальчика.

Задачи:

а)
образовательные: раскрыть приемы создания образа героя  в художественном
произведении;

б)
развивающая: совершенствовать  навыки аналитического чтения, анализа эпизода,
выполнение тестовых  заданий по фрагменту текста;

в)
воспитательные: способствовать взаимоотношению между учителями и учениками,
воспитанию уважения к профессии учителя , воспитывать нравственные качества.

Тип
урока: комбинированный с использованием  ИКТ.

Методические
приемы: аналитическая беседа, выразительные  чтение, чтение по ролям, просмотр
видеофрагмента, компьютерное тестирование.

                                                             
Ход урока:

1.    
 Оргмомент.

-Юные
читатели, здравствуйте!


Здравствуйте. Кто  каждое утро идет в школу с радостью, потому что считает, что
здесь их ждут открытия , верные друзья и мудрые наставники – учителя!

-Здравствуйте
и те, кто идет в школу не  очень большим желанием, потому что думает, что
учителя к ним излишне строги.


думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно
больше.


поможет нам в этом мудрый  писатель,  Валентин  Григорьевич  Распутин и его
рассказ «Уроки французского».

-Эпиграф
нашего  урока:

            
       Учитель, дни жизни своей, как один,

              
     Ты школьной семье посвящаешь,

                   
Ты всех, кто учиться  к тебе приходил,

                   
Своими детьми называешь.

  
2.Опрос домашнего задания.

 1.
Краткий пересказ рассказа «Уроки  французского» учениками.

2.
Письменное задание по карточкам слабым ученикам. Ответы на вопросы  по рассказу
«Уроки французского».

1)
О чем говорит название рассказа? (О  школе, уроках, сверстниках).

2)Кому
адресовано вступление? (Себе и читателю, учителям).

3)
От чьего лица ведется повествование? Почему? (От первого лица . Автор изложил
свою биографию – автобиографию). 

4)
Кто является героем рассказа? (11-летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени, ни
фамилии автор не называет).

5)Когда
и где происходят события, описанные в рассказе? (Через 3 года после окончания
ВОВ, в 1948 году в далекой сибирской деревне).

6)
Какие испытания выпали на долю героя? ( В 11 лет началась самостоятельная
жизнь, не ладилось с французским).  Чтение отрывка «Учился я и тут хорошо» до
слов «Все было впустую».

2.
Письменное задание сильным ученикам. Рассказ называется «Уроки французского».
Какие уроки преподал нам Распутин в этом произведении? Напишите, пожалуйста.

1урок.
Настоящая мать всю жизнь заботиться о своих детях.

2
урок. Будь самостоятельным. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих.

3
урок. Не горячись, будь спокойным. Уступи тем, кому ничего не докажешь.

4
урок. Будь принципиальным. Не льсти.

5
урок. Будь добрым и отзывчивым, люби людей.

3.Новая
тема:  «Образ учительницы в рассказе В. Распутина «Уроки французского».

-Теперь
речь пойдет о «необыкновенном человеке» — учительнице французского.


Каким, по – вашему, должен быть настоящий учитель? (Ученики высказывают своё
мнение)

Как
получилось, что главный герой стал играть на деньги? (Сначала у него появилось
стремление проявить ловкость, потренировавшись,  он понял, что сможет выиграть
деньги и тратить их на молоко)

-Как
Лидия Михайловна выяснила причины случившегося? ( Она пытается все выяснить
шуткой.  Подленького  Тишкина она спокойно осаживает. Понимает,  что мальчик её
обманывает и решает разобраться после уроков)

Прочитаем
по ролям эпизод беседы учительницы и мальчика.

— 
Как Лидия Михайловна  ведет беседу ? ( Внимательно рассматривает  героя. Вместо
наказания разговор  становится спасением)

Образ 
героя  в художественном произведении раскрывается через портрет.

Ученик 
читает портретное описание.

-Какой 
представлялась мальчику учительница? (Она представлялась ему  возвышенным, почти
неземным существом)


А как выглядит наш герой? (Плохо, бедно одетый)

-Почему
он боялся директора? Каким вы представляете директора школы? (Директор сухой, прямолинейный,
невнимательный  к людям. Ко всем подходит  с одной  меркой. Директор
«допрашивал» провинившихся  до тех пор,  пока они не заплачут, « лишь после  этого
он успокоился»)

В
описании  героев использовано противопоставление. Антитезой описания 
учительницы является описание самого героя. Лидия  Михайловна противопоставлена
также директору. И не только в описании внешности.

-Почему
герой нарушает слово не играть на деньги? ( «В те дни мне пришлось совсем
плохо….», «мне все время хотелось есть ….»)

-Почему
Лидия Михайловна заставила мальчика заниматься дополнительно? (Хотела отвлечь
его от игры на деньги, спасти от издевательств и избиений)

-Какие
чувства испытывает герой в квартире учительницы? (Стыд, неловкость, стеснение)

-Почему
мальчик не взял посылку с продуктами? Как догадался? ( В нём проявилось не
только упрямство, но и чувство собственного достоинства )

Показ 
видеофрагмента фильма « Уроки французского»

После
просмотра фильма ребята делятся впечатлениями, соотнося сцену с прочитанным
эпизодом.

-Почему
Лидия Михайловка решилась  на игру  со своим учеником? (Она поняла, что помощи
мальчик  не примет и решила использовать известное ему средство-игру на деньги)


Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»,-писал Лев 
Николаевич Толстой и , наверное, был прав: и в Валентине Григорьевиче, и в
Лидии Михайловне , действительно, очень много доброты. А какие еще черты
характера  вы заметили в ней? В  чем они проявляются? ( Смелость, так как она
готова идти на риск, ради спасения  главного героя; благородство – она не
оправдывается перед директором и добивается, чтобы мальчик не пострадал; она 
чуткая, так как заметила то, что не замечали другие – что мальчик голодает и т
.д.) Давайте поместим  на доску  карточки с характеристиками главной героини.
Скажите, пожалуйста, вам хотелось  бы учиться у такой учительницы?(Конечно).

-Ате
учителя, у которых вы учитесь, помогают вам в затруднительных ситуациях? У кого
– то были такие случаи?(Учащиеся рассказывают).

-Предлагаю
вам в парах  определить по 2 часа качества характера из перечисленных на листе
с подсказками, свойственным учителям, которые вас обучают , которым вы
доверяете , которых уважаете.(Учащиеся называют и вывешивают на доске карточки
с названиями соответствующих качеств.)


Какой вы видите учительницу французского? Прочитайте описание портрета Лидии
Михайловны.


Какие  черты являются определяющими?


Как относится Лидия Михайловна к мальчику?  ( Лидия Михайловна относилась  к
мальчику с пониманием  и сочувствием,  она ценила его целеустремлённость.  В
связи с этим  учительница начала дополнительно заниматься с героем, рассчитывая
дома подкормить его).


Почему затея  с посылкой  ей не удалась? (Учительница наполнила посылку
«городскими»  продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила
мальчику принять «посылку»)


Удалось ли учительнице  найти способ помочь мальчику, не ущемляя  его гордости?
(Предложила играть на деньги в « пристенок»).


Почему Лидия Михайловна прислала вторую посылку? (Посылка явилась
подтверждением добрых чувств Лидии Михайловны к мальчику и уверенности в своей
правоте).


Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна
наделена необыкновенной способностью к состраданию   и доброте, за что и
пострадала, лишившись работы).

Вывод:
Лидия Михайловна идет  на рискованный  шаг, играя с учеником на деньги, из
человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается.
Кроме того, она рассмотрела в своем ученике   способности и готова любимыми
способами помочь им развиваться.

4.
Тестовые задания.

-Выполним
тестовые задания, связанные с этим эпизодом.

А3.
От какого лица ведется повествование во фрагменте?

1)от
первого

2)
от третьего

3)
через систему рассказчиков

4)
это монолог героя

 

image003

В1. Укажите
художественно-выразительное средство,которое помогает автору  описать образ
и выразить своё отношение к нему («пораженный голос», «твердый, звенящий
голос», «удивлённый голос»).

 

Надпись: А5. С какой целью автор при характеристике Лидии Михайловны использует слова и выражения: « медленно, очень медленно поднялась с колен,» спокойно ответила»? 1) Выявляет отсутствие в героине серьезного отношения к жизни 2) Наделяет её героическими чертами 3) Характеризует мужество героини 4) Подчеркивает сложность ситуации

В3. Выпишите из фрагмента слова, с
помощью которых  директор охарактеризовал поступок Лидии Михайловны.

 

image005

 

В4. Выпишите из фрагмента название
игры, в котором играли Лидия  Михайловна с главным героем.

 

Ответы:                                  
В1 — эпитет

 А1-
4                                       В2 – поступок

А2 -2                                         В3
— это преступление , растление, совращение.

А3-1                                          В4
—  «пристенок»

А4-2

А5-3         

 

 

5. Подведение
итогов выполнения тестовых заданий.

В
предисловии к рассказу В. Г. Распутин написал, что  в основу произведения легли
события  его жизни. Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова.
В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных
языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный.  И
прогуливали,  и хулиганили – всё было.  Лидия  Михайловна   организовала 
драмкружок, « разбойники» вскоре преобразились. Валя Распутин не был лидером  в
классе, но его уважали за справедливость  и смелость .  Плохо тогда жилось, 
как и повсюду  в послевоенные годы,  впроголодь. Одеты были дети кто во  что
горазд: старые шапки,  заношенные  другими фуфайками,  ичиги на ногах .

 В
интервью « Труд «   Молокова  Л. М. рассказала, что  Валя Распутин  был  одним
из многих её  учеников, которым  жилось  очень  трудно,  но в « чику»  и
«замеряшки» она с ними не играла.  Интересно, что после Забайкалья  эта женщина
жила  в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский языка.
Потом работала и в Камбодже, и в Алжире,  и во Франции. Учила   русскому языку 
тех, кто владел французским. В Париже в одном из книжных магазинов  Лидия 
Михайловна и купила книгу  своего бывшего ученика.


Вернемся к вопросу, который был задан в начале урока. Каким  же должен быть
настоящий учитель?

Рефлексия.

-Что
удивило вас?  О чём  вы расскажете своим родителям, друзьям, уйдя  с сегодняшнего
урока?

 Чтение
стихов учениками.

На
фоне музыки идут слайды – фотографии из школьной жизни.

Учитель,
дни жизни своей, как один,

Ты
школьной семье   посвящаешь.

Ты
всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими
детьми называешь.

Любимый
учитель, родной человек.

Будь
самым счастливым на свете,

Хоть
трудно  порой достаются  тебе

Твои 
непослушные дети.

Ты 
дружбой и знаньями  нас наградил.

Прими
благодарности наши!

Мы
помним, как в люди  ты нас выводил

Из
робких, смешных первоклашек.

Но
дети взрослеют, от  школьной скамьи

Дорогами
жизни шагают

И
в памяти носят уроки твои,

 А
в сердце тебя охраняют.

                            
М. Садовский «Родной человек»

6.Домашнее 
задание: 1. Дать письменную характеристику Лидии Михайловне;

2.    
Подготовиться к сочинению: « Уроки
нравственности  в произведении В. Распутина».

Скачать обзор:

Валентин Распутин — выдающийся мастер реалистической прозы. Он писал простым, но живым и образным языком, поднимая на страницах произведений понятные, но в то же время глубокие проблемы. Рассказывая о своём времени и советской действительности, автор ставит в своих произведениях вечные вопросы.

Рассказ «Уроки французского» — небольшое по объему произведение, образец «детской» прозы в творчестве Распутина, изучается в школьном курсе литературы за 6 класс.

Место и время действия

События, описанные в рассказе, происходят через три года после окончания второй мировой войны, в 1948 году, в Советском Союзе, на территории Иркутской области. Названий конкретных населенных пунктов не упоминается. Основной сюжет разворачивается в райцентре, который в тексте именуется «поселком», также описываются некоторые события, происходившие в деревне, откуда родом главный герой.

Поселок. Эскиз к рассказу

Из текста известно, что деревня стоит на реке Ангара. Вероятно, автор имел в виду населенные пункты, с которыми была связана его ранние годы: село Усть-Уда и деревню Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области.

О чем рассказ?

Эта история о молодой учительнице французского языка, которая пытается помочь своему ученику из бедной семьи пережить тяжелое время.

Главный герой приезжает из деревни в райцентр, чтобы учиться в школе. Он успевает по всем предметам. В поисках пропитания парень связался с сомнительной компанией и начал играть на деньги. Когда он стал выигрывать, его избили.

Увидев побои на лице мальчика, учительница французского вызвала его на разговор. Он обещал ей перестать играть, но нужда вынудила снова начать. Узнав об этом, учительница Лидия Михайловна предлагает парню дополнительные занятия французским.

Под видом индивидуальных уроков она приглашает его к себе домой, пытается накормить ужином, предпринимает попытку анонимно отправить ему посылку с едой, но напрямую герой подачки не принимает. Тогда педагог идет на хитрость и предлагает ему сыграть с ней в игру, ведь честно выигранные деньги парень возьмет.

Однажды за игрой их застукал директор школы. Для учительницы это обернулось увольнением, она уехала на родину. Через некоторое время ученику от неё пришла посылка с провизией.

Характеристика героев рассказа

Рассказчик

Рассказчик — главный герой рассказа

Рассказчик —  мальчик одиннадцати лет, от лица которого ведется повествование. Вырос в деревне в бедной многодетной семье, без отца. Способный, смышленый, но скромный и «диковатый», очень худой из-за недоедания, стесняется своего положения. В деревне его уважали, обращались к нему за помощью, а в райцентре он одинок, ни с кем из сверстников не сдружился.

Лидия Михайловна

Лидия Михайловна — учитель французского

Лидия Михайловна — учительница французского языка и классный руководитель главного героя-рассказчика, красивая молодая женщина примерно 25 лет, брюнетка с короткой стрижкой. Представляется герою утонченной и загадочной, под стать предмету, который преподает.

«Голос ее был «каким-то мелким и легким». … К тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому».

По словам героини, в детстве она была непослушным ребенком. Не похожа на «типичного учителя» того времени. Живет, по меркам эпохи, обеспеченно, имеет квартиру в «учительском доме». Добрая и сочувствующая, понимающая женщина.

Талантливый педагог и порядочный человек, уважает ученика, не смотрит на него свысока, относится по-человечески и стремится помочь, не унизив его и не демонстрируя своё превосходство, материальное, статусное и возрастное. Ради этого поступает «не педагогично», осознает свою вину, но человечность для неё оказывается важнее карьеры.

Василий Андреевич

Василий Андреевич — директор школы

Василий Андреевич — строгий директор школы, как педагог является противоположностью Лидии Михайловны.Он из тех учителей, кто добивается уважения через страх. Персонаж говорит громко, часто отчитывает учащихся. Любимое выражение «Что побудило тебя заниматься этим грязным делом?» – с этой фразой он обращается к провинившимся школьником. Вызов к нему «на ковер» напоминает допрос и часто заканчивается слезами учеников. По мнению героя, директор будто бы специально этого добивается.

Второстепенные герои

Эпизодические и фоновые персонажи — это учащиеся школы, жители деревни и райцентра, Распутин высвечивает типажи, создает ёмкие и яркие образы.

Мать рассказчика — деревенская женщина, одна воспитывает троих детей, волевая и достаточно умная, хотя образования не имеет и грамотой не владеет. Хорошая мать, отправляет сына в райцентр для его же блага, переживает за него, старается помочь, чем может, присылая продукты, а иногда и деньги.

Вадик — старший в компании игроков в «чику», признанный авторитет, семиклассник, рослый и крепкий, носит рыжую челку. При игре хитрит, это все понимают, но уличить не решаются. Отличается грубостью и жестокостью.

Птаха — одноклассник героя-рассказчика, пришел к ним в класс в начале третьей четверти. Ранее герой его не встречал. Оказалось, что Птаху оставили на второй год, но до января он школу не посещал. Описывается как «большеголовый, коренастый, стриженый под машинку». Дружит с Вадиком и потакает ему, не имеет собственного мнения, жесток и драчлив. «Птаха» — прозвище персонажа, личное имя в тексте не упоминается.

Тишкин — одноклассник героя, суетливый, робкий. Постоянно рвался отвечать, тянул руку, а когда вызывали, часто терялся у доски и молчал.

Тетя Надя — знакомая семьи главного героя, хозяйка квартиры, в которой он поселился, приехав в райцентр. «Крикливая и замотанная женщина», мать троих детей.

Федя — младший сын тети Нади, приводит героя в компанию игроков в «чику».

Дядя Илья — деревенский житель, пожилой мужчина, сосед семьи главного героя, прослыл прижимистым, скупым стариком, но когда герой помогает ему по таблице узнать о его выигрыше 400 рубелей по облигации, он отблагодарил его ведром картошки.

Дядя Ваня — деревенский житель, водитель, ездит на «полуторке», привозит мальчику продукты, которые передает мать.

 Полуторкой называли грузовичок, способный перевозить до 1,5 тонны

Подробный пересказ содержания по главам

Как таковых глав в рассказе «Урока французского» нет, авторский текст разделен на 6 разных по объему частей, разграниченных «звездочками» (знак ***)

Посвящение: Анастасии Прокопьевне Копыловой

Анастасия Копылова — мать известного драматурга Александра Вампилова, с которым Распутин находился в близких дружеских отношениях. Много лет женщина проработала обычным учителем в сельской школе.

Начинается рассказ с короткого размышления о том, что с годами человек чувствует свою вину перед учителями, «не за то, что было в школе, а за то, что стало с нами после».

Знакомство с героем

Рассказчик обращается к тому времени, когда он пошел учиться в пятый класс. Герой родом из деревни, где была только начальная школа, чтобы продолжить образование ему нужно было уехать из дома за 50 километров — в районный центр. Мать договорилась, что жить он будет у знакомой по имени тетя Надя.

В районе у тёти Нади

Главный герой — старший ребенок в семье. Всего у матери трое детей, она воспитывала их без отца, который, очевидно, не вернулся с войны. Жила семья в нужде, время было голодное.

В деревенской школе у мальчика была хорошая успеваемость, среди местных он прослыл «грамотеем», он помогал старикам и старухам читать письма, подбирал книги, к нему часто обращались с облигациями. За войну у людей их скопилось много.

Паренек помогал местным по таблицам в газетах узнавать, кто и сколько выиграл. На облигациях герой заслужил среди односельчан особый авторитет. Его даже подкармливали. А скуповатый старик дядя Илья, выиграв 400 рублей, даже нагреб мальчишке ведро картошки.

Облигации государственного займа — долговые ценные бумаги, выпускаемые правительством. Облигации распространялись среди населения в советский период. Деньги, вырученные у народа, помогали поднимать экономику, вести войну и восстанавливать хозяйство. Облигации были процентные и выигрышные. Срок погашения — 10, 20 лет.

Приехав в район, парень продолжал хорошо учиться. Единственный предмет, который ему не давался — французский язык. Ученику не давалось произношение, он говорил по-французски на деревенский манер. Учительница Лидия Михайловна, слыша, как он коверкает язык, «морщилась и закатывала глаза».

Герой описывает тоску по дому. Однажды мать, приехав в гости, чуть было не забрала его назад в деревню. Парень голодал, продуктов, которые мать передавала с шофером дядей Ваней, не хватало. Рассказчик отмечает, что голод в деревне и в райцентре — это разные вещи. В деревне, живя на подсобном хозяйстве, всегда можно было что-то перехватить, порыбачить или поохотиться, а здесь кругом были только чужие огороды и маленькая речушка, рыбалка в которой совсем не та и от улова «не раздобреешь».

Чика

Сын хозяйки тети Нади приглашает героя поиграть в «чику» на деньги. Он знакомится с Вадиком — главным авторитетом в компании игроков. У героя нет денег, поэтому он наблюдает за игрой. Вадик умеет хорошо играть, к тому же хитрит и всё время выигрывает. Правила игры предполагают меткость, нужно было попасть и «перевернуть» монетку. Кому это удается — забирает денежки себе. Суть очень похожа на игру в «бабки», в неё герой играл в деревне и вообще отличался хорошей меткостью, а потому подумал, что у него бы неплохо получилось играть.

Мальчик заинтересовался игрой

Мальчик вспоминает свою деревню и безденежье. В посылки со скудной едой мать клала ему пять рублей денег, которые он тратил на молоко. Свою корову семья не держала, а молоко ему нужно было пить «от малокровья».

Однажды он взял очередную пятерку и пошел не за молоком, а на свалку, где играли в чику. Первый раз спустил 50 копеек, потом 90. Постепенно приноровился и стал выигрывать. Рассказчик заканчивал игру, как только его выигрыш насчитывал рубль — столько нужно было на молоко. Вадику и однокласснику Птахе не понравилось, что парень, выиграв, быстро заканчивает игру.

Ребята избивают главного героя

Героя подставили и стали угрожать. Он пытался избежать драки, но сделать этого не удалось, его избили. Свидетелем этого был один из одноклассников по фамилии Тишкин.

Разговор с учительницей

Утро следующего дня. Рассказчик смотрит на себя в зеркало и стесняется побоев. Если нос может быть кривым от природы, то ссадину и синяк не спрячешь, «сразу видно, что они красуются здесь не по моей доброй воле». Однако, занятия пропускать нельзя.

Мальчик вынужден идти в школу с синяками

Первым уроком в расписании стоял французский язык. Ведет его классный руководитель, молодая учительница по имени Лидия Михайловна. Она обращает внимание на побои. Спрашивает, что случилось. Герой говорит, что упал, но Тишкин выдает его, рассказывая как было дело.

Лидия Михайловна попросила ученика остаться после урока. Тот боится, что его поведут к строгому директору, который своими вопросами и напором доводил некоторых школьников до слез, но учительница не стала сообщать директору. Она поговорила с мальчиком один на один. Спросила, почему он играет и на что тратит выигранные деньги. Герой ответил, что выигрывает только рубль, чтобы купить молоко. Это удивило и тронуло педагога. Она просит мальчика больше не играть.

Лидия Михайловна провела разговор с мальчиком

Поначалу он держит обещание, не желая подвести педагога. Однако еды из дома почти не присылают, год выдался плохой, голод побуждает героя снова идти на свалку.  Птаха, который в прошлый раз стал зачинщиком драки, не рад его появлению: «Чего при­шел? Давно не били? … Кто тебе сказал, что с тобой тут будут играть?», — говорил он герою.

Ребята разрешают герою рассказа играть с ними

Однако Вадик разрешает ему присоединиться к игре. Герой ведет себя максимально осторожно, учитывая прошлый опыт, старается не зариться на кассу. На четвертый день, когда, выиграв рубль, он хотел удалиться, дело опять закончилось побоями. Ему разбили губу.

Следы драки были замечены Лидией Михайловной, и, чтобы отвадить ученика от игры, она назначает ему дополнительные занятия французским.

Уроки французского

«Начались мучительные и неловкие дни». Каждый день герой со страхом ждал того момента, когда придется остаться. Поначалу учительница занимается с ним в школе, работает над произношением. Потом она решила, что в школе, после второй смены, у них остается мало времени на занятия, и  приглашает ученика продолжить индивидуальные уроки у неё дома.

Учительница приглашает мальчика на дополнительные занятия к себе домой

В квартире преподавательницы он чувствовал себя неловко. «Забившись в угол ждал, пока меня отпустят». Учительница  жалела школьника, хотела его подкормить, после занятий приглашала на ужин. Парень отнекивался и, смущаясь, спешил покинуть квартиру.

«Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет!»

Однажды герою пришла посылка. Она была непривычно упакована в  ящик, а не в мешок, в котором мать обычно присылала продукты. Мальчик засомневался, ему ли эта посылка, он сверил адрес, сомнений не осталось. Любопытство терзало его и, взяв топор, он вскрыл посылку, всё ещё думая, что её прислала мать.

Герой догадался кто прислал посылку

Внутри были макароны и гематоген. Не сдержавшись, герой начинает есть сухие макароны. С чего мать вдруг так «разорилась» ради него, думает парень, или это посылка не от неё? И он догадался, что коробка с «непривычными» для него продуктами — дело рук Лидии Михайловны.

Он идет в учительскую, чтобы поговорить с педагогом и вернуть посылку, но ее на месте нет. Мальчик отправляется к ней домой. Встретив ученика, Лидия Михайловна сначала делает вид, что не понимает, о чем идет речь и зачем он принес эту посылку, но в разговоре учительница себя выдает. Женщина не учла, что в деревне не бывает макарон и гематогена. Лидия Михайловна — человек городской. Она рассказывает ученику, что сама родом с Кубани, где очень много яблок.

«Кто знал, что можно попасться на макаронах?» — сокрушается женщина. Она пытаеся уговорить ученика принять посылку, обещает, что больше не будет ничего присылать, но тот ни в какую не соглашается брать у своей учительницы еду.

Игра в «пристенок»

Герой продолжает заниматься французским с Лидией Михайловной. Учительница чувствовала его «диковатость» и стремилась расположить к себе и к предмету, что ей удалось: ученик стал вести себя смелее на занятиях, задавал вопросы учителю и даже спорил с ней.

Мальчик делал успехи в языке, стал неплохо говорить по-французски  и даже подумал, что занятия вскоре можно будет прекратить, но Лидия Михайловна «не считала программу выполненной». Постепенно парень вошел во вкус, проникся языком и «наказание превратилось в удовольствие».

Прошло две недели после истории с посылкой, после занятий Лидия Михайловна спросила своего ученика, в какую игру он играл на деньги со сверстниками. Того удивило, что учительница этим интересуется, но рассказал.

В ответ Лидия Михайловна поведала ему, что в детстве тоже играла на деньги, но по-другому. Игра называется «пристенок» или «замеряшки». По правилам нужно ударить монету об стену так, чтобы она упала как можно ближе к монете соперника, не далее чем на расстоянии двух вытянутых пальцев одной руки.

Лидия Михайловна показала, как это делается и предложила парню попробовать сыграть. Герою стало неловко.

Учительница предложила играть в "престенок"

«Вы же учительница», — сказал он.

«Ну и что? Учительница — так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца», — отвечала Лидия Михайловна.  Она просит не выдавать её директору.

Сначала они играли не на деньги, «понарошку», но Лидия Михайловна заявила, что так не интересно и предложила сыграть всерьёз. Мальчик почувствовал неловкость, но всё же согласился.

Лидия Михайловна играла азартно и шумно, герой увидел её совсем другими глазами. Он несколько раз пытался уличить учительницу в том, что она ему поддаётся, но Лидия Михайловна убеждала в обратном. Парень стал выигрывать, у него появились деньги, на которые он покупал молоко и мороженное. Брать деньги у своей учительницы, конечно, неудобно, но успокаивало, что это честный выигрыш.

Однажды, в процессе игры, заспорив о счете, учительница и ученик не заметили, как в квартиру Лидии Михайловны вошел директор. Он жил по соседству в том же доме, который называли «учительским». Лидию Михайловну возмутило, что директор вошел без стука. Директор сказал, что стучал, но не дождался ответа. На вопрос: «Что здесь происходит?», Лидия Михайловна спокойно ответила: «Играем в пристенок». Василий Андреевич возмутился тому, что учительница может играть на деньги с учеником.

«Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…»

Последний привет

Спустя три дня Лидия Михайловна уехала. Она отправилась домой, на Кубань. Перед отъездом сказала мальчику, чтобы он не переживал по поводу этой истории, она сама во всем виновата. Больше герой с ней не виделся.

Посылка от Лидии Михайловны

Зимой, на январских каникулах ему пришла посылка, в которой были макароны и три яблока. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

История создания

Рассказ не случайно написан от первого лица, это не просто художественный приём. Валентин Григорьевич Распутин признавался, что в основу были положены его собственные, личные воспоминания из детства.

Валентин Григорьевич 1937 года рождения, действие рассказа происходит в 1948, в тот год автору как раз было 11 лет, как и главному герою книги.

Сюжет рассказа взят из биографии писателя. Автор провел детские годы в деревне. Подростком Валя Распутин переехал учиться в райцентр, бедствовал и голодал. Лидия Михайловна Молокова — преподаватель сельской школы в райцентре, где учился будущий литератор. Учительница оказывала ему поддержку, помогала пережить тяжелое время. Принявшись за рассказ, Распутин не стал менять имя героини.

Лидия Михайловна Молокова — прообраз учительницы из рассказа

Воспоминания детства воплотились в художественное произведение в 1973 году. Первая публикация состоялась в газете «Советская молодежь», в г. Иркутске.

Рассказ Распутина прочитала учительница, ставшая прототипом главной героини, и решила связаться со своим бывшим учеником, добившимся успехов на литературном поприще. Валентин Григорьевич с теплом вспоминал свою встречу с Лидией Михайловной — встречу взрослого состоявшегося человека с учительницей, согревавшей его трудное детство.

Жанр

Произведение «Уроки французского» невелико по объему, оно имеет одну сюжетную линию, в основе которой — эпизод из жизни главных героев. Что было до и после описанных событий, читатель отчасти узнает из ретроспективных вставок, контекста, а отчасти — ему остается только догадываться. Эти особенности произведения позволяют определить его жанр как «рассказ».

Направление

Рассказ «Уроки французского» посвящен реальным событиям, действительность в нём представлена, «как она есть», что является характерной чертой литературного направления реализм.

Валентина Распутина причисляют к так называемым писателям-«деревенщикам». Так называли группу советских авторов, в чьем творчестве основное внимание уделялось проблемам села.

Деревенскую прозу литературоведы выделяют как отдельное направление в рамках советской реалистической литературы. Для него характерно обращение писателей к проблеме экологии, вопросу сохранения русских традиций, нравственным ценностям в изображении деревни.

«Уроки французского», как и остальное творчество В. Г. Распутина, — пример деревенской прозы. В рассказе раскрываются проблемы послевоенной деревни, особенности быта, чувствуется любовь к родной деревне, поэтизация ее.

Языковые и стилистические особенности

Образцы советской деревенской прозы, и в частности, творчества В. Г. Распутина, отличаются простым, но в то же время выразительным языком. В тексте присутствуют лаконичные, но яркие пейзажные и портретные описания,. В рассказе «Уроки французского» одной из особенностей является использование фразеологизмов, например: «продать с потрохами» или «как снег на голову».

Особый колорит произведению придают устаревшие слова, просторечные выражения и образцы местной лексики (диалектизмы, т.е. слова, распространенные в отдельных регионах страны).

Примеры слов, отражающих реальность описанного времени

 Квартировать   — то есть жить у кого-то в чужой квартире или снимать комнату.  Чайная  — заведение, где можно было напиться чаю и поесть. Первые чайные появились еще во времена российской империи, в царствование Александра II. Исчезли в первой половине XX в.

Пример диалектизма

 Хлюзда  — плут, обманщик.

Примеры просторечных выражений

 Тюкать  — толкать.  Вякать  — говорить.  Притайка  — заначка.

Композиция

Построение рассказа «Уроки французского» соответствует принципам традиционной композиции. Каждый из выделенных в тексте фрагментов соотносится с элементом композиционной структуры.

  • Экспозиция — знакомство с героем, его семьей, реалиями жизни и обучения в школе в райцентре.
  • Завязка — знакомство героя с компанией игроков в «чику».
  • Развитие действия: конфликт с Вадиком, избиение; учительница французского языка обращает внимание на следы побоев , разговор, занятия французским языком, попытка учительницы помочь голодному ученику, гордый отказ героя; учительница предлагает ученику играть в азартную игру, так она находит неординарный способ помочь ему деньгами.
  • Кульминация — директор застает учителя за азартной игрой с учеником.
  • Развязка — увольнение педагога.
  • Эпилог — «последний привет» от любимой учительницы.

Тема

В рассказе поднимается тема — значение неравнодушного и самоотверженного учителя в жизни ученика. Она звучит с первых строк произведения:

«…почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».

В рассказе «Уроки французского» повествуется об учительнице, которая не могла остаться безучастной к одинокому голодному мальчишке. А тот, когда вырос, чувствовал ответственность перед ней за то, каким он стал, потому что она вкладывала в него свою душу.

Идея

Главная мысль (идея произведения): уроки доброты, полученные учеником, влияют на становление его личности.

«Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». (В. Г. Распутин)

Уроки французского стали для героя уроками жизни, в которой нельзя быть равнодушным. Он был одинок, голоден, и никому вокруг не было дела до его страданий. Лидия Михайловна пренебрегла условностями, чтобы помочь голодающему мальчишке. Он помнил это всю жизнь.

Проблематика

В рассказе автор поднимает проблемы нравственного и социального плана.

Нравственный выбор

Проблема нравственного выбора — одна из вечных в мировой литературе. В рассказе «Уроки французского» перед ним оказывается Лидия Михайловна. В её случае это выбор между ее учительской репутацией и помощью нуждающемуся ученику. Учительница, не раздумывая, выбирает помощь ученику, даже если при этом она лишится работы, а её поступки не будут соответствовать званию учителя в привычном представлении. Лидия Михайловна не могла поступить иначе, и она ни о чем не пожалела.

Послевоенное детство

В рассказе на примере одного эпизода показано становление личности на фоне непростого для страны и советского народа времени, когда уже с раннего детства приходилось голодать, искать способы к существованию. В этих условиях люди учились, общались, формировались.

Прообразом главного героя рассказа является сам автор.

Автор пишет о том, что ему самому довелось пережить, что было близко и понятно, он создает яркие характерные образы, через красочные описания передает явления эпохи, говоря с читателями на языке своего времени. Облигации, игры в «пристенок» и «чику» — отражение времени.

Современным детям, которые уже не играют с монетами, а сидят в гаджетах, имеют неограниченный доступ к информации и развлечениям, не все в рассказе может быть понятно. Послевоенная действительность, окружение, формирующее ребенка, и ценности, которые он впитывает из окружающей жизни — это главные положения рассказа.

Во второстепенных героях воплощены образы простого люда, шпаны, учеников и педагогов. Но разве это не универсальные образы? Разве в современных школах нет своих Вадиков, Птах и Василиев Андреевичей? Нет теть Надь и матерей, поднимающих в одиночку нескольких детей? Все они живут в нашем мире, уже совсем в другой реальности, но сущность остается прежней.

Валентин Распутин подчеркивал, что считает детство самым важным периодом в жизни человека. Именно из детства произрастают наши таланты, наши представления о мире, в том числе и чувство стыда перед родителями и учителями, с размышления о котором начинается рассказ, как и чувство благодарности, уважения — это мотивирующее воспоминание, отражение детства в нашей взрослой реальности.

Образование

В глубинке, в сельской местности, образование менее доступно, чем в больших городах. Так было в 1948 году, так оно отчасти оставалось и в последующие эпохи, вплоть до наших дней. И, тем не менее, люди, рожденные в селе, также талантливы и также могут тянуться к знаниям, готовы терпеть лишения и проходить через трудности ради образования, что ярко показано в рассказе «Уроки французского».

Заставляет автор задуматься и о сущности образования. Получить образование  — не значит вызубрить все предметы или выучить французский язык, образование — это не аттестат, не формальные «уроки» по 45 минут, это нечто большее, это прежде всего ценности и опыт, передаваемые нам учителями.

Взаимопонимание

Герой в совсем юном возрасте оказывается в чуждой для себя среде, которая функционирует по определенным гласным и негласным законам. Он сталкивается с непониманием со стороны окружающих, так ни с кем и не сходится, ведет себя «диковато». Кто-то обращается к нему с позиции агрессии и силы, другие, как например, тетя Надя и Федя — просто нейтрально, не отталкивая, но и не принимая.  Через образы и отношения героя автор ставит проблему взаимопонимания и способности почувствовать и принять другого человека, что особенно важно в детском возрасте.

Образ учителя и его роль в жизни ученика

В советской системе образования учитель воспринимался как непререкаемый авторитет, который в присутствии ученика всегда на работе и обязан держать определенную дистанцию, выстраивать образовательный процесс и стратегию поведения в соответствии с программой и с принятыми в обществе принципами и нормами, соответствующими статусу учителя. Панибратство с учеником считалось недопустимым.

К учителю относились, как к наставнику, который находится «над учеником», смотрит на него с высота своего опыта и профессии.

«А что, учительница, —  другой человек», — вопрошает главная героиня, пытаясь установить контакт с учеником.

Молодая преподавательница нашла подход к ученику, поставив на кон собственную репутацию. Учитывая особенности его характера и жизненные обстоятельства, она не только помогла ему освоить французский язык, но и дала важный жизненный урок. Педагог вышла за пределы «учительских полномочий» и поплатилась за это. Но в то же время такой поступок характеризует Лидию Михайловну как истинного, талантливого учителя, который радеет и болеет за своих учеников.

Важен тот след, который останется в душе и в сердце ребенка. Не только хорошие знания, но и нравственные представления, полученные от педагога и формирующие личность, — в этом заключается роль учителя. Порой для выполнения своей высокой миссии приходится прибегать к рискованным, и даже не вполне этичным, на первый взгляд, методам, как это сделала героиня рассказа.

Уважение к ученику

По ходу сюжета героиня сама раскрывается как личность и демонстрирует уважение к маленькому ученику как к самостоятельной личности. Антипод Лидии Михайловны — директор Василий Андреевич, который не видел в учениках личностей, старался их подавить.

Экранизация

Одноименный художественный фильм по мотивам рассказа «Уроки французского» был снят в 1978 году режиссером Евгением Ташковым. Кинематографический жанр определяется как драма и «киноповесть». Главного героя в фильме зовут Володей. Его роль исполнил малоизвестный актер Михаил Егоров. Актрисе Татьяне Ташковой (в девичестве Васильевой), роль учительницы Лидии Михайловны принесла всесоюзную славу. В роли квартирной хозяйки тети Нади снялась звезда советского кино, народная артистка РСФСР Валентина Талызина.

Используемые материалы

Иллюстрации Валентина Леонидовича Гальдяева и Копытцевой Анастасии.

Скачать обзор:

Тест
по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского». 6 класс

Вариант — 1

Задания с выбором ответа

1. Действие в
произведении происходит:

1. перед Великой Отечественной
войной

2  во время Великой Отечественной
войны.

3. после Великой Отечественной
войны

2. Чем был «знаменит» герой
среди жителей своей деревни?

1. Герой писал за старух и читал
письма, помогал жителям разбираться в облигациях.

2. Рассказчик оказывал одиноким
старикам посильную помощь в хозяйстве.

3. Он самостоятельно сочинял
рассказы и повести.

3. Почему мать решила
отправить сына в райцентр?

1. ей было трудно одной прокормить троих детей

2. мальчику хотелось поскорее
стать самостоятельным

3. он хорошо учился и
признавался в деревне за грамотея

4. Как звали водителя
полуторки, который привозил мальчику продукты из деревни

1. дядя Вася

2. дядя Саша 

3. дядя Ваня

5. Самодельная обувь,
которой так стеснялся главный герой.

1. валенки

2. кирзовые сапоги 

3. чирки 


6. По какому предмету у героя была тройка

1. по алгебре

2. по русскому языку

3. по французскому языку

7. Во французском языке
труднее всего для мальчика было правильное:

1. произношение 

2. построение фраз

3. написание

8. Сколько стоила баночка
молока

1. один рубль

2. два рубля

3. 50 копеек


9. Причиной одиночества рассказчика является:

1.  гордость

2. тоска по дому

3. его скупость

10. Рассказчик считал,
что французские слова:

1. придуманы для наказания

2. совсем не похожи на русские
слова

3. удивительно благозвучны

11. Сколько денег в
«чику» каждый раз выигрывал герой рассказа

1. 5 рублей

2. 100 рублей

3. 1 рубль

12. Учительница после
разговора с мальчиком

1. рассказала всё директору

2. дала мальчику денег
3. взяла с него обещание больше не играть 

13. Истинный смысл
игры в «замеряшки»

1. стремление заинтересовать
ученика изучением французского языка

2. помощь учительницы способному,
но голодному ученику

3. желание учительницы вспомнить
детство

14. Как вела себя
учительница во время игры?

1. пыталась подыграть ученику 

2. играла честно

3. жульничала в свою пользу

15. По утверждению
Лидии Михайловны, человек стареет, когда:

1. перестает удивляться чудесам

2. перестает быть ребенком

3. доживает до преклонного возраста

16. Кто вошёл в
комнату, когда герой с учительницей играл на деньги

1. директор

2. завуч

3. мама героя


17. Сколько лет в школе работал директор

1. 10 лет

2. 20 лет

3. 30 лет

18. Лидия Михайловна
прислала мальчику посылку, в которой лежали:

1. новые ботинки

2. молоко и хлеб

3. макароны и яблоки

19. Какую роль в жизни
героя сыграла его учительница Лидия Михайловна?

1. она научила его правильно
произносить французские слова.

2. Лидия Михайловна кормила
голодного и больного ученика.

3. общение с Лидией Михайловной
стало для героя уроками жизни, воспитанием чувств.


20. О чём произведение В. Г. Распутина «Уроки французского»? Укажите
неправильный ответ.

1. о дружбе и предательстве

2. о становлении героя,
приобретении им духовного опыта

3. о раннем взрослении детей в
трудные послевоенные годы


21.  Кто изображён в этом отрывке из рассказа В. Г.
Распутина
: «…. Тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом,
неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачке на обвислых
плечах…»

1. Птаха

2. Тишкин

3. герой-рассказчик


22. «За Вадиком, как тень, следовал большеголовый, стриженный под
машинку, коренастый парень, по прозвищу 

1. Птаха

2. Тишкин
3. герой-рассказчик

23. Изображения
учительницы и ученика («Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и
красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно
чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, которой я принимал за самое
дыхание…»; «…перед ней крючился на парте тощий диковатый
мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом,
застиранном пиджачке на обвислых плечах…») представляют собой:

1. описание

2. рассуждение

3. повествование

24. В предложении:
«Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых» —
есть:

1. гипербола

2. метафора

3.  ирония

25. В предложении « И
без того от природы робкий и стеснительныйтеряющийся от
любого пустяка» выделенные слова являются..

1. сравнениями  

2. эпитетами

3. гиперболами


Задания с кратким ответом

26. Имя и отчество
учительницы французского языка.

27. Река в Сибири, где
происходит действие рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

28. Одежда, которую носили
деревенские ребята вместо курток.

29. Самодельная обувь,
которой так стеснялся главный герой.

30. Кому из героев рассказа
В. Г. Распутина «Уроки французского» принадлежит этот портрет?

«Все они были примерно тех
же лет, что и я, кроме одного — рослого и крепкого, заметного своей силой и
властью, пария с длинной рыжей челкой».

31. Что купила мальчику
мать, когда продала швейную машинку?

32. «За Вадиком, как тень,
следовал большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу
…»

33. Кому из героев рассказа
В. Г. Распутина «Уроки французского» принадлежит этот портрет?

  «Ей тогда было, наверное,
лет двадцать пять или около того; я хорошо помню ее правильное и потому не
слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую,
редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные
волосы».

34. Герой рассказа В. Г.
Распутина «Уроки французского», который, «захлёбываясь от радости», предал
мальчика, рассказав, что он играет на деньги.

35. Имя шофёра
«единственной в колхозе полуторки», который привёз мальчика в город.

36. «Через три дня Лидия
Михайловна уехала». Куда уехала Лидия Михайловна?

37. Кому посвящён рассказ
В. Г. Распутина «Уроки французского»?


Тест по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского». 6 класс
Вариант — 2

Задания с выбором ответа

1. Определите жанр
произведения

1. быль

2. рассказ

3. роман

2. В каком году герой
 рассказа пошёл в 5 класс

1. в 1949 году

2. в 1948 году

3. в 1958 году

3. В каком возрасте у
героя «началась самостоятельная жизнь»?

1. в 9 лет

2. в 10 лет

3. в 11 лет

4. Одежда, которую
носили деревенские ребята вместо курток

1. фуфайка 

2. жилетка

3. пиджак

5. На берегу какой
реки жил герой рассказа

1. Волга

2. Днепр

3. Ангара

6. Что пришлось на
следующее лето продать матери, чтобы купить сыну кирзовые сапоги?

1. козу

2. бензопилу 

3. швейную машинку 

7. Рассказчик играл в
«чику», чтобы

1. завоевать авторитет у ребят

2. накопить деньги и отправить их в
деревню

3. каждый день покупать молоко

8. В каком классе
учился Вадик главный в игре на деньги

1. в пятом

2. в седьмом

3. в десятом

9. Почему героя
жестоко избили

1. он обманывал в игре

2. он украл деньги

3. он стал играть лучше всех и
выигрывал

10. Сколько лет было
Лидии Михайловне

1. 35

2. 40

3. 24

11. Где раньше жила
учительница?

1. в Сибири

2. на крайнем Севере

3. на Кубани

12. Почему герой не
рассказал матери о том, что у него хлеб и картошка «таинственным образом
исчезают»?

1. мальчик боялся, что его отругают
за ябедничество

2. он думал о маме: ей не станет
легче, если она узнает правду

3. ему хватало и оставшейся
картошки, чтобы не быть голодным

13. Почему главный
герой рассказа вернул посылку Лидии Михайловне?

1. чувство собственного
достоинства, гордость, настойчивость не позволили мальчику принять посылку от
Лидии Михайловны.

2. ему было стыдно перед
одноклассниками, которые, узнав об этом, посмеялись бы над ним.

3. отправляя сына в «район», мама
запретила герою принимать подарки от чужих.

14. В какое время
наваливалась страшная тоска по дому?

1. в школе на уроках 

2. когда оставался после
уроков один
3. когда привозили продукты из дома

15. Чем со временем
для мальчика стали уроки французского языка, когда язык его стал «послушным»

1. наказанием

2. удовольствием 

3. скукой

16. Герой дал обещание
не играть на деньги

1. он его не давал

2. он не сдержал обещание

3. он сдержал обещание

17. Сцена игры в
«чику» и драки:

1. не играет большой роли в
произведении

2. является кульминацией

3. раскрывает характер главного
героя

18. По какой причине
«хозяин игры» Вадик снова разрешил герою участвовать в игре?

1. ему надоела скучная
игра 

2. не хватало игроков
3. пожалел голодного ребенка

19. Рассказчик опять
стал играть на деньги, потому что 

1. мальчик никогда не держал слова 

2. другого способа заработать
деньги он не знал
3. ему было скучно и нечего делать

20. Чем закончилось
произведение

1. учительница уехала

2. учительница осталась

3. учительница перешла в другую
школу

21. В чём заключается
смысл названия произведения В. Г. Распутина «Уроки французского»?

1. произведение называется именно
так, потому что в центре повествования лежит рассказ об изучении героем
французского языка

2. учительница давала мальчику не
только уроки французского языка, но еще уроки терпения, настойчивости и доброты

3. основное содержание произведения
заключается в преодолении героем трудностей, которые он испытывал при
произношении французских слов

22. Герой рассказа В.
Г. Распутина «Уроки французского», который, «захлёбываясь от радости», предал
мальчика, рассказав в классе, что тот играет на деньги.

1. Вадик

2. Птаха

3. Тишкин

23. Персонаж произведения,
о котором рассказчик говорит: «Все они были примерно тех же лет, что и я,
кроме одного — рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня, с
длинной рыжей челкой», — это:

1. Птаха

2. Вадик

3. Федька

24. Предложение:
«…Голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке…» —
содержит:

1. аллегорию

2. сравнение

3. антитезу

25. Какое художественное
средство использует автор во фразе: «Этим она хороша и плоха одновременно»:

1. метафору

2. эпитеты

3. антитезу

Задания с кратким ответом

26. Имя и отчество
учительницы французского языка.

27. Река в Сибири, где
происходит действие рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

28. Одежда, которую носили
деревенские ребята вместо курток.

29. Самодельная обувь,
которой так стеснялся главный герой.

30. Кому из героев рассказа
В. Г. Распутина «Уроки французского» принадлежит этот портрет?

«Все они были примерно тех
же лет, что и я, кроме одного — рослого и крепкого, заметного своей силой и
властью, пария с длинной рыжей челкой».

31. Что купила мальчику
мать, когда продала швейную машинку?

32. «За Вадиком, как тень,
следовал большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу
…»

33. Кому из героев рассказа
В. Г. Распутина «Уроки французского» принадлежит этот портрет?

  «Ей тогда было, наверное,
лет двадцать пять или около того; я хорошо помню ее правильное и потому не
слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую,
редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные
волосы».

34. Герой рассказа В. Г.
Распутина «Уроки французского», который, «захлёбываясь от радости», предал
мальчика, рассказав, что он играет на деньги.

35. Имя шофёра
«единственной в колхозе полуторки», который привёз мальчика в город.

36. «Через три дня Лидия
Михайловна уехала». Куда уехала Лидия Михайловна?

37. Кому посвящён рассказ
В. Г. Распутина «Уроки французского»?

Конспект открытого урока. Литература. 6 класс.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема. Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского.

Средства обучения:

Дидактический материал: учебник, индивидуальные карточки, лист самоконтроля, смайлики

Материально-техническая база: мультимедийный проектор,

презентация.

Учебник: Литература. 6 класс. В.П. Полоухина, В.Я. Коровина и др. М.: «Просвещение». 2016 г.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Цели урока:
образовательные:

проанализировать нравственные проблемы рассказа ; раскрыть духовные ценности, по которым живут герои В. Распутина.


развивающие:
1)продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения
2) развивать умение сжато излагать повествовательный текст
3) развивать коммуникативные навыки , их творческие способности.
4) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся
воспитательные:
1) подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.
2) продолжить воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

Планируемые результаты обучения.

Личностные:

иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;

формировать познавательную и социальную мотивацию;

оценивать действия субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;

стремиться к самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.

Регулятивные УУД:

планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы;

устанавливать последовательность событий в тексте;

осваивать способы пошагового, итогового контроля по результату (работа с таблицей).

Познавательные УУД:

выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

формулировать познавательную цель, осуществлять поиск информации, находить нужную информацию с помощью текста;

формулировать личные, нравственные проблемы и самостоятельно искать способы их решения;

классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;

создавать произвольное и осознанное высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

умение участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить понятные для собеседника высказывания;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников;

сотрудничать в совместном решении проблемы.

Формы контроля знаний учащихся: индивидуальный, фронтальный.

Приемы работы: создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации, прием рефлексии.

Технологии:

-здоровьесберегающие технологии,

-технологии коллективного сотрудничества,

-технологии личностно-ориентированного образования,

-компьютерные технологии;

— технология оценивания результатов достижений учащихся.

Методы обучения:

  • Словесный;

  • объяснительно-иллюстративный: представление информации разными способами (беседа, демонстрация слайдов презентации);

  • репродуктивный: повторение изученных сведений;

  • частично-поисковый: работа над анализом текста, нахождением нужной информации из текста;

  • проблемный (проблемная ситуация);

Ход урока
I. Орг.момент. Мотивация учебной деятельности учащихся

Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Я уверена, что мы с

вами во время работы на уроке покорим сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач! 

2. Сообщение темы и целей урока

-Ребята, каждый день мы встречаемся с определенными проблемами, трудностями, пытаемся их разрешить…

— Дайте, пожалуйста, определение слову «проблема».

(Закрепляется на доске слово на листе «проблема»).

— Работа с понятием Посмотрите в толковом словаре значение понятия «проблема».

Проблема — это  в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения..

— Какие виды проблем вы знаете

Виды проблем:

  • нравственные;

  • экологические;

  • социальные;

  • философские;

  • психологические.

— Как можно назвать проблемы, при решении которых человек опирается на душевные, внутренние качества личности?

(Нравственные проблемы).

-Какие проблемы относятся к нравственным проблемам? (проблема одиночества;

взаимоотношения детей и взрослых; проблема войны и детей;проблема человеколюбия, доброты;проблема нравственного выбора;)

— Как это словосочетание соотносится с произведением, которое мы с вами изучаем?

(Автор в рассказе затрагивает, отображает ряд нравственных проблем).

— Попробуйте сформулировать тему нашего урока («Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»).

-Сформулируйте цели нашего урока нашего урока (проанализировать нравственные проблемы рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина)
II. Актуализация знаний

Вы дома к этому уроку полностью прочитали рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского». Рассказ автобиографический. На прошлом уроке мы поговорили кратко об истории создании рассказа, смысле названия и рассказа и поговорили о писателе.

— Когда и где происходят действия, описанные в рассказе? (Через 3 года после окончания В.О.войны в 1948 году в далёкой сибирской деревне)

-Кто является главным героем рассказа? (деревенский мальчик из бедной семьи, оказавшийся один в райцентре).

-Какого он возраста? (примерно пятиклассник).

Упоминается ли имя мальчика в рассказе? (нет, повествование ведется от его лица, читаем начало рассказа.).

— Почему главный герой рассказа оказался в райцентре? Найдите в тексте, прочитайте. Стр.87 ( в деревне была только начальная школа, нужно было продолжить обучение дальше)

-Поскольку Распутин описывает часть своей жизни, как вы считаете, учительница главного героя, Лидия Михайловна, вымышленный персонаж?

(У Лидии Михайловны есть прототип. Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку. Она названа в произведении своим именем)

— Как он чувствовал себя на новом месте? Найдите в тексте, прочитайте на стр.89 (плохо, скучал по дому, голодал)

III. Первичное усвоение новых знаний

3. Работа с текстом.

В райцентре герой оказался в очень сложной ситуации.

-Есть ли у него друзья? Почему? Легко ли ему живется? (на новом месте друзей мальчик не нашел, на новом месте тяжело, постоянно думает о доме, недоедает)

— Почему он ввязался в игру на деньги?

( был болен, понял, что может выигрывать и тратить деньги на молоко, чтобы утолить голод).

— Как даются ему выигрыши? (мальчик понял все хитрости игры, стал выигрывать деньги, покупая на них молоко)

-Почему Вадик и Птаха избили героя?

(Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает.)
— Как ведет себя герой в драке и после неё?

(Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается. И всё равно кричит: «Перевернул», отстаивая справедливость).

-Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?

(Честным и принципиальным).

— Обратим внимание на то, что вступая в конфликт с Вадиком, герой ставит себя в трудное положение: он лишается источника денег и за игру на деньги его могли в два счёта выгнать из школы.

Итак, какие нравственные проблемы можно выявить в общении главного героя с другими детьми? ( проблема жестокости сверстников, проблема подлости, проблема предательства, проблема безысходности, проблема одиночества)

Работа в группах
— А сейчас я предлагаю проверить, насколько внимательно прочитана вами данная часть рассказа. Каждая группа (ряд) получает задание: по описанию узнать героя произведения.
Задание. По описанию узнайте героя произведения и запишите его имя.
1. «…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой».
2. «Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку».
3. «Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»
Ответы учащихся:
1. Вадик.
2. Тишкин.
3. Птаха.

-Кто же приходит на помощь мальчику?

(Лидия Михайловна – главная героиня рассказа, её образ занимает центральное место в произведении – это авторский идеал учителя)

-Какие черты Лидии Михайловны запомнились мальчику? (Ум, красота, молодость, отсутствие жесткости в лице.)

-Почему Лидия Михайловна среди других отстающих по ее предмету учеников, например, Тишкина, выбрала главного героя?

(Лидия Михайловна прониклась пониманием и сочувствием к голодающему, но способному ученику. Она оценила его целеустремленность, порядочность и решает дополнительно заниматься, чтобы не только помочь в произношении французских слов, но и просто покормить ребенка.)

-Какие чувства вызвал у Лидии Михайловны мальчик?

( учительнице необычайно жалко голодного мальчика)

-Какой представлялась мальчику Л.М.? Почему?

( Возвышенным, почти неземным существом).

— Какой выход находит Лидия Михайловна, чтобы помочь герою? (Приглашает на дополнительные занятия, пытается накормить ужином, отправляет посылку с макаронами)

_ Почему мальчик не принимает посылку от учителя?

(мальчик с детства понимает, что в жизни ничего не дается легко, надо заслужить!)

-Какие нравственные качества проявляются у мальчика при общении с учительницей?

( гордость, непреклонность, упрямство, порядочность, стеснительность, честность, жажда справедливости)

_Почему учитель начинает играть с мальчиком в игру на деньги?

(Учительница хочет помочь мальчику, стараясь не обидеть его юношеское самолюбие и максимализм)

-Давайте посмотрим этот эпизод из фильма (просмотр видеоролика)

— Какие нравственные проблемы раскрывает автор в общении с учителем Л.М. ?(проблема сострадания, милосердия, доброты)

— Кто из школы узнал об этой игре на деньги учителя и ученика? (директор школы)

-Каково же решение директора? ( он увольняет учительницу Лидию Михайловну за игру на деньги с учеником).

-Прав ли был директор?

Директор формально прав, но он слепо следует готовым нормам морали, не в состоянии понять трудностей жизни ребенка, за этим скрывается безнравственность и отсутствие человеколюбия. Доброта, милосердие и любовь к ребенку, стремление его спасти иногда важнее всех Уставов)

— Какая же проблема выявляется в общении Л.М. и директора? (проблема педагогической нравственности)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :
Мы попробуем вырастить Дерево Доброты.
— Дерево растить сложно, но мы попробуем. Я буду говорить, какое оно, а вы показывайте .
БОЛЬШОЕ, ВЫСОКОЕ, ШИРОКОЕ, КРЕПКОЕ, ТЯНЕТСЯ, КАЧАЕТСЯ, СГИБАЕТСЯ, ВЫПРЯМЛЯЕТСЯ, К СОЛНЦУ ПОДНИМАЕТСЯ.

IV. Первичное закрепление.

Итак, какие же нравственные проблемы раскрывает автор в этом рассказе? Составим кластер и поработаем в группах. Каждая группа должна в свой кластер вписать нравственные проблемы в рассказе. Лидер каждой группы прикрепляет свой кластер на доску.

  1. Нравственные проблемы в общении со сверстниками.( проблема жестокости сверстников, проблема подлости, проблема предательства, проблема безысходности, проблема одиночества)

2. Нравственные проблемы в общении с учителем( проблема сострадания, милосердия, доброты)

  1. Нравственные проблемы в общении с директором (проблема пед. нравственности)

— Во время презентации своей работы каждая группа оценивает, полностью ли справилась с работой данная группа, вносит коррективы)

V. . Подведение итогов занятия

— — В конце хочу прочитать несколько строчек из стихотворения М.Садовского «Родной человек»:

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают.

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

— Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика?

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Домашнее задание:написать сочинение- миниатюру на тему «Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика» или написать мини-сочинение «Чему научил меня рассказ «Уроки французского»

VI. Рефлексия.

Оцените свою деятельность на уроке, выберите смайлик – зеленый (на уроке было комфортно и все понятно , желтый -на уроке немного затруднялся, не все понятно, красный- на уроке было трудно, ничего не понял.

Поставьте себе оценку в листах самоконтроля по следующим критериям:

«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;

«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недотчеты в правильности ответов и сделанных выводов;

«3» –  я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.

Домашнее задание

На выбор (письменно в тетради):

1. Написать письмо Лидии Михайловне от лица главного героя.

2. Ответить на вопрос: осуждает или оправдывает автор главного героя?

3. Ответить на вопрос: каким, на ваш взгляд, должен быть учитель?

Спасибо большое за работу! Оцените свою деятельность на уроке. (Ученики заполняют лист)

Приложение к уроку

Работа в группах

Задание. По описанию узнайте героя произведения и запишите его имя.
1. «…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой».

2. «Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку».

3. «Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»

Лист самооценивания

Поставьте себе оценку по следующим критериям:

«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;

«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недотчеты в правильности ответов и сделанных выводов;

«3» –  я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.

Оценка за урок ____________

  • Письмо маме от дочери сочинение
  • Письмо или песьмо как правильно пишется
  • Письмо илье ильичу обломову от своего имени сочинение 10 класс
  • Письмо к петру 1 сочинение
  • Письмо ивану царевичу из сказки царевна лягушка