В повести «Дубровский» Пушкин изображает два типа дворян. Они, по большому счету, являются воплощением добра и зла. С одной стороны, писатель рисует Андрея Гавриловича Дубровского – благородного дворянина. Это образ просвещенного человека. Он образован, умен, честен и благороден. По мысли Пушкина, оттого, что этот герой образован, он обладает лучшими качествами ума и сердца. Со всей уверенностью можно сказать, что это лучший представитель дворянства.
Андрей Гаврилович Дубровский был очень гордым и честным человеком. Превыше всего он ценил свое честное имя и дворянскую честь. Этот герой никогда и ни перед кем не унижался, всегда говорил правду в глаза. Дубровский держал себя на равных и с Кирилой Петровичем Троекуровым, который был гораздо богаче и знатнее его. Со своими крепостными крестьянами Дубровский обходился строго, но справедливо. Их он считал такими же людьми, как и дворян.
Рядом с Дубровским Пушкин изображает Троекурова. Он богат, но необразован. Этот герой недостоин звания дворянина, поэтому писатель говорит о нем, как о «русском барине». Тем самым он подчеркивает, что таких троекуровых в России было много.
Этот герой был надменным, грубым и жестоким: «В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».
Кирила Петрович необразован. Отсюда – все его пороки. Обжорство, пьянство, жестокость, самодурство – вот неполный список качеств этого героя: «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе».
Этот «старинный русской барин» был очень богат, поэтому он считал, что может издеваться над другими людьми. Кирила Петрович Троекуров мучил не только своих крестьян: «В одном из флигелей его дома жили 16 горничных, занимаясь рукоделиями, свойственными их полу. Окны во флигеле были загорожены деревянною решеткою; двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирила Петровича. Молодые затворницы, в положеные часы, сходили в сад и прогуливались под надзором двух старух».
Троекуров жестоко насмехался и над своими соседями и гостями. Так, например, всей округе была известна его забава с медведем. Нового человека в своем окружении этот барин пугал диким зверем.
Для чего же Пушкин изображает Дубровского-старшего и Троекурова столь разными? Андрей Гаврилович Дубровский – положительный герой, Кирилла Петрович Троекуров — отрицательный. Я думаю, что с помощью этих образов писатель показывает свой идеал дворянина. Он должен обладать благородством, гордостью, чувством собственного достоинства. Пушкин восхищается тем, что в молодости Дубровский отказался от помощи своего влиятельного и богатого друга Троекурова. Он не захотел вернуть свое состояние таким путем, не захотел потерять своей свободы: «Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выдти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим».
И позже, когда между ним и Кирилой Петровичем произошла серьезная ссора, герой превыше всего ставил свое честное имя и человеческое достоинство. В результате Дубровский потерял все. Но он никогда не жалел о своем выборе.
По мнению Пушкина, дворянин должен быть образованным и просвещенным. Такого человека не может испортить ни власть, ни деньги. Но это — лишь идеал писателя. Он показывает, что за такими, как Дубровские, будущее страны.
В реальности же Пушкин видел засилье троекуровых. Самовлюбленных и развращенных властью деспотов, которые не могут принести пользу не только России, но и своим близким. Ради своей прихоти, своей воли такие люди готовы сломать чужую судьбу и даже жизнь. Троекуров насильно выдает замуж свою дочь за старого, но очень богатого князя: «Бедная девушка упала ему в ноги и зарыдала. — Папинька… папинька… — говорила она в слезах, и голос ее замирал. Кирила Петрович спешил ее благословить — ее подняли и почти понесли в карету».
Почему же Пушкин рисует поражение Дубровского-старшего и торжество Троекурова? Андрей Гаврилович умирает, потеряв свою Кистеневку. Троекуров получает эту деревню в свои владения. Он осознает, что в своих владениях он бог и царь, и никто ему не указ.
Мне кажется, Пушкин думал, что троекуровы непобедимы, по крайней мере, пока. В России их великое множество, они – огромная сила. Дубровских по сравнению с ними ничтожно мало. Но, несмотря ни на что, будущее России, по мнению писателя, только за просвещенными дворянами. Такими, как Андрей Гаврилович Дубровский.
Таким образом, изображая два типа русского дворянства, две помещичьи семьи, Пушкин выражает свое отношение к проблеме добра и зла, к проблеме существования их в современной ему России.
Сообщения
Сообщения за Ноябрь, 2021
30.11.2021 Литература 6-Б
Дата 30.11.2021 Литература 6-Б Тема Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский» Здравствуйте, ребята! Вам необходимо подготовится к написанию контрольного сочинения по роману А.С.Пушкина «Дубровский». Я предлагаю вам 3 темы. а) «К. Троекуров и А. Дубровский» б) «История любви М. Троекуровой и В. Дубровского» в) «Почему В. Дубровский стал разбойником?» Итак, рассмотрим каждую тему. Тема 1. «К. Троекуров и А. Дубровский». Перед вами стоит задача сравнить двух персонажей, дать сравнительную характеристику, найти черты сходства и отличия. План к теме «К. Троекуров и А. Дубровский» Ì. Вступление. Дворянство в Ì пол. 19 века. ÌÌ. Основная часть. К. Троекуров и А. Дубровский. 1. Положение в обществе К. Троекурова и А. Дубровского. 2. Характер героев. 3. Отношение с людьми. 4. Причина гибели А. Дубровского. ÌÌÌ. Заключение. Отношение А. С. Пушкина к К. Троекурову и А. Дубровскому Для написания первого пункта этой темы, у вас есть сообщение, в которой дается
22.11.2021 Литература 5-А, 5-Б
Дата 22.11.2021 Литература 5-А, 5-Б Здравствуйте, ребята! Начиная с 22.ноября 2021 года мы возвращаемся к очному формату обучения. Теперь на блоге будет размещаться дополнительная информация по темам уроков. Вы будете заходить на блог, смотреть видеофайлы, выполнять задания и получать оценки. Сегодня вам необходимо выполнить ряд заданий: Задание 1. Прочитать информацию. Поэму «Руслана и Людмилу» А. С. Пушкин задумывал написать как «богатырскую» сказочную поэму. Написана она была в 1818-1820 годах после выхода из Царскосельского лицея. Писателю было тогда всего 20 лет. К началу работы его подтолкнули вышедшие в феврале 1818 года первые тома «Истории государства Российского» известного писателя н. М. Карамзина. Из этого исторического труда Пушкин заимствовал многие исторические подробности и имена всех троих соперников Руслана – Рогдай, Ратмир и Фарлаф. Поэма печаталась в журнале «Сын отечества» с весны 1820 года отдельными отрывками, а первое отдельное издание поэмы вышло в мае того
19.11.2021 Литература 6-Б
Дата 19.11.2021 Литература 6-Б Уважаемые шестиклассники! Напоминаю, что вам необходимо выучить наизусть стихотворения А.С. Пушкина «И.И.Пущину», «Узник», «Зимнее утро», записать на видео и прислать на мою почту z.malin2505@gmail.com Письменные задания по урокам выполняются ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!. Все работы в тетради проверятся и будет выставлена оценка в журнал. Выполняйте задания в срок, не накапливайте долги, потом будет сложно «нагнать» материал. Дистанционное обучение – это обучение, а не карантин или каникулы. Огромная просьба: правильно подписывайте свои письма: 6-Б. 08.11. Иванов А., где 6-Б – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия, и указывайте тему письма6-Б. 08.11. Иванов А., где 6-Б – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-412-51-86. Тема: «Дубровский». Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. А счастье было так возможно. А. С. Пушкин Ход урока 1. О
17.11.2021 Литература 6-Б
Дата 17.11.2021 Литература 6-Б Уважаемые шестиклассники! Напоминаю, что вам необходимо выучить наизусть стихотворения А.С. Пушкина «И.И.Пущину», «Узник», «Зимнее утро», записать на видео и прислать на мою почту z.malin2505@gmail.com Также выполнить письменные задания по урокам. Выполняйте задания в срок, не накапливайте долги, потом будет сложно «нагнать» материал. Дистанционное обучение – это обучение, а не карантин или каникулы. Огромная просьба: правильно подписывайте свои письма: 6-Б. 08.11. Иванов А., где 6-Б – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия, и указывайте тему письма6-Б. 08.11. Иванов А., где 6-Б – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-412-51-86. Тема: «Дубровский». Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Ход урока 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем разбор и анализ романа А.С.Пушкина «Дубровский»
17.11.2021 Литература 5-А, 5-Б урок 2
Дата 17.11.2021 Литература 5-А, 5-Б Тема: А.С. Пушкин. Сведения о детстве поэта. Стихотворение «Няне». Ход урока Это имя – знакомое с детства – Вместе с грамотой впаяно в речь. Надо заново в имя вглядеться, Чтобы заново знать и беречь. П.Антокольский 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Здравствуйте, ребята! Мы завершили изучение темы «Басни. И.А. Крылов» и сегодня начнем знакомство с произведениями другого великого и известного всему миру поэта, писателя. Но сначала подведем итоги по изученному материалу. 1.1.Пройти тест по басням И.А.Крылова (в тетрадях) 1. Как автор называет Лисицу из басни «Ворона и Лисица»? а) Голубушка б) Плутовка в) Царь-птица 2. Какие события из истории России запечатлел И.А. Крылов в басне «Волк на псарне»? а) Войну с Наполеоном в 1812 году б) Войну с фашистами в 1941-1945 году в) Куликовскую битву 3. Куда села Ворона с кусочком сыра? а) На ветку б) На дерево в) На ель 4 . Из какой басни в
17.11.2021 Литература 5-А, 5-Б
Дата 17.11.2021 Литература 5-А, 5-Б Уважаемые родители, ребята! Огромная просьба: правильно подписывайте Лист контроля в формате Word: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия, и указывайте тему письма: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Если вы присылаете фото , то его также необходимо подписать по образцу: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Фотографии должны быть читабельными. Много времени у меня уходит на переименование работ. Моя электронная почта: z.malin2505@gmail.com . При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-412-51-86. Тема урока: И.А.Крылов. «Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора. «Ворона и Лисица». Ход урока: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством русского баснописца Ивана Андреевича Крыло
15.11.2021 Литература 5-А, 5-Б
Дата 15.11.2021 Литература 5-А, 5-Б Уважаемые родители, ребята! Напоминаю, что вам необходимо забрать свои рабочие тетради в холле школы( у дежурного на 1 этаже Огромная просьба: правильно подписывайте Лист контроля в формате Word: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия, и указывайте тему письма: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Если вы присылаете фото , то его также необходимо подписать по образцу: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Фотографии должны быть читабельными. Много времени у меня уходит на переименование работ. Моя электронная почта: z.malin2505@gmail.com . При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-412-51-86. Всегда рада помочь! Тема: Русские басни. Жанр басни. Иван Андреевич КРЫЛОВ Цель урока: расширить представление о басне как литературном жанре; познакомить с основными факт
Итоговое сочинение для выпускников 11-х классов состоится 1 декабря.
Вопросы подготовки и успешного его написания волнуют не только выпускников, но и родителей. На ваши вопросы отвечает Дощинский Роман Анатольевич, председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку в Москве, начальник отдела Московского центра качества образования.
Как подготовиться к итоговому сочинению и на что обратить внимание во время написания?
Роман Анатольевич: Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно проанализировать формулировку названия сочинения. Возможны три ее вида: утверждение, в форме проблемного вопроса и в виде цитаты (афоризма).
Анализ и выбор формулировки названия требует от автора сочинения понимания проблемы и определения собственной позиции по отношению к ней. Мнение пишущего должно быть отражено в тезисе, то есть ответе на проблемный вопрос.
Перед тем как заявить собственную позицию и аргументировать ее, важно раскрыть ключевые понятия темы, которые в дальнейшем будут частью композиционного фрагмента «я-высказывание».
В период подготовки можно заучить афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевых понятий, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Фрагмент «я-тема» с раскрытием основных понятий автор письменного высказывания может подготовить заранее, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.
После этого важно четко сформулировать проблему (лучше в форме вопроса) и высказать свое отношение к ней. Позицию (тезис) следует заявлять в ясной и лаконичной форме, избегая синтаксически сложных конструкций. Это лучше сделать во вступлении, но можно и в другой части сочинения, поскольку композиция сочинения свободная. Однако важно так строить свое высказывание, чтобы прослеживалась логика: тема – проблема – тезис – аргументы.
Обдумывая построение сочинения, важно помнить о трехчастной структуре письменного высказывания. Во вступлении сообщаются тема, проблема, а отношением к ней можно закончить вступительную часть. Главная часть содержит аргументацию (собственные доводы и примеры из литературных произведений). Заключение – это подведение итога, выводы на основе приведенных рассуждений. Вступление и заключение должны быть небольшие по объему. Кроме того, важно следить за логичностью, связностью, последовательностью изложения мыслей.
При речевом оформлении нужно показать умение выражать свои мысли ясно, точно, выразительно, грамотно, использовать разнообразные лексические средства и грамматические конструкции. На 100 слов для получения зачета допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).
В чем его особенность и чем оно отличается от сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ?
Роман Анатольевич: Особенность итогового сочинения – в его литературоцентричности. Оно предполагает обязательное обращение к прочитанному литературному произведению, построение аргументации с опорой на хорошо знакомый литературный материал.
В качестве примеров для аргументации выпускник может использовать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, искусствоведческую), произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, путевые очерки, литературную критику, другие источники отечественной или мировой литературы. Причем достаточной считается опора на один текст.
Кроме того, итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых умений школьника, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.
Специфика итогового сочинения проявляется и в зачетной системе оценивания. Зачет за него выставляется при условии соблюдения требований к объему и самостоятельности сочинения, а также при получении зачетов по критерию № 1 (раскрытие темы сочинения), критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) и по одному из критериев № 3 – № 5.
Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется, за нее автоматически выставляется «незачет».
Остается мало времени. Какие ресурсы порекомендуете использовать для подготовки? В том числе, где ребенку посмотреть важные композиционные отрывки произведений, чтобы цитаты из этих отрывков можно было использовать в качестве аргументов в сочинении?
Роман Анатольевич: При подготовке к итоговому сочинению учащиеся должны пользоваться только проверенными, надежными учебными материалами, в том числе и открытыми информационными ресурсами. Среди них:
— Методические рекомендации по итоговому сочинению на сайте ФИПИ: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie.
— Видеоразбор формата итогового сочинения на сайте Рособрнадзора: http://obrnadzor.gov.ru/navigator-gia/materialy-dlya-podgotovki-k-ege/videokonsultaczii-razrabotchikov-kim-ege/; https://youtu.be/D8qFDDr02HE.
— Консультации и видеоконсультации экспертов по подготовке к итоговому сочинению на сайте Московского центра качества образования и Регионального центра обработки информации города Москвы: https://mcko.ru/articles/2598; https://mcko.ru/articles/2616; http://rcoi.mcko.ru/webinars/.
— Ресурсы МЭШ. При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, и электронные учебные пособия и т. д.
Что касается банка важных композиционных отрывков произведений, то его каждый выпускник создает прежде всего для себя. Наверное, нет ничего опаснее изучения целостного произведения по его фрагментам, трактовка которых изначально шаблонизирована. Это может привести к серьезным фактическим ошибкам в работах. Тем более рекомендации таких фрагментов произведений, как правило, связаны с разбором тематических направлений, а не тех конкретных тем, которые будут предложены на самом итоговом сочинении.
Ирина, здесь совет может быть только один: в процессе подготовки к итоговому сочинению необходимо повторить и систематизировать содержание центральных, ключевых произведений, изучаемых на уроках литературы в 9–11 классах. Не обязательно больших и событийных. К данным произведениям, например, относятся:
- «Горе от ума» А.С. Грибоедова (для тематического направления № 5),
- «Медный всадник» А.С. Пушкина (для тематического направления № 2),
- «Очарованный странник» Н.С. Лескова (для тематических направлений № 1 и № 3),
- «Старуха Изергиль» М. Горького (для тематического направления № 3),
- «Собачье сердце» М. А. Булгакова (для тематических направлений № 2 и № 5)
Скажите пожалуйста, каковы будут основные критерии оценки работы? И как можно оспорить результат, если мнение оценивающих будет не слишком объективно? Это ведь не математика и не физика…
Роман Анатольевич: Эксперты оценивают работы участников по определенным критериям, поэтому их оценка должна быть объективной, а не субъективной.
Первый критерий – «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала зачетной по этому критерию, важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение с опорой на литературный материал, оценку героя или его поступка. Но всё это непременно следует строго подчинить теме сочинения.
Умение использовать литературный материал оценивает второй критерий – «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут быть не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).
Напомню, что незачет по данному критерию (а следовательно, за всю работу в целом) ставится в случаях, если: а) сочинение написано без привлечения литературного материала, б) в сочинении существенно искажено содержание произведения, в) литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для развернутой аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.
Третий критерий – «Композиция и логика рассуждения» – оценивает умение школьников выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением. Кроме того, при оценивании учитываются логические ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.
Четвертый критерий – «Качество речи». Он оценивает точное выражение мысли и разнообразие лексики. Здесь также должны учитываться речевые ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.
Пятый критерий – «Грамотность». Учитывает орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.
При возникновении конфликтной ситуации (несогласии выпускника с выставленной оценкой за итоговое сочинение) выпускник или его родитель (законный представитель) вправе написать официальное заявление на имя директора образовательной организации с просьбой инициировать перепроверку работы независимым экспертом. На основании данного заявления директор сам может назначить такого независимого эксперта или обратиться в орган исполнительной власти для осуществления перепроверки и оценки региональной независимой комиссией.
Здравствуйте, Роман Анатольевич! Можно ли использовать примеры из произведений малоизвестных авторов?
Роман Анатольевич: Выпускник имеет право использовать любой литературный материал, в том числе популярную сегодня среди молодежи литературу Интернет-изданий. Однако, если проверяющий не сможет обнаружить в открытых источниках информацию об указанном выпускником в сочинении произведении и его авторстве, он правомочен признать такое итоговое сочинение не соответствующим важному критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала).
Были случаи, когда на итоговом сочинении выпускники для анализа использовали собственные произведения. Но это индивидуальные случаи, каждый из которых требует индивидуального подхода в оценивании. В целом эксперты строго ориентируются на утвержденную критериальную базу оценивания работ.
Добрый вечер. Мы дома с ребенком уже месяца два пишем друг другу письма в бумажном виде, тренируем, так сказать, практику связанного текста. Какие еще методы посоветуете?
Роман Анатольевич: Это хороший метод! Я всегда говорю своим ученикам так: если хотите научиться писать сочинение, надо его писать. Да, поначалу будут ошибки, будет вообще не очень легко. Но лиха беда начало. Все мы когда-то на ошибках учились и, скажу честно, учимся до сих пор. Тот как раз не ошибается, кто ничего не делает. Олег, вы совершенно правильно поступаете, что с помощью естественной переписки развиваете навыки письменной речи своего ребенка.
В период подготовки также полезно заучивать афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевого понятия в сочинении, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Можно даже постараться заранее подготовить фрагмент с раскрытием основных понятий, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.
Источник: Аctivityedu.ru
Гдз до підручника з геометрії 8 класс бурда и класс 6 для язык тетрадь литература. ольга текущего нестерова и контрольного русский оценивания. инструкция по эксплуатации компрессора к-250-61-5.
ОЦЕНОЧНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ материалы для осуществления. по главе I «Что значит «современный литературный язык»? (прД.Шмелёва, 6 класс). Вариант I. Часть 1. Выберите нужные слова и словосочетания, чтобы получились правильные утверждения. А1. Постоянными морфологическими признаками имён существительных являются. Контроль знаний учащихся 6 классов по литературе — литература. Как правило, при отборе и представлении материала об-ращается внимание на те вопросы, которые традиционно плохо усваиваются учащимися, что проявляется на даль-нейших этапах изучения русского языка и в ходе конт-рольных работ и экзаменационных испытаний. Критерии оценивания Критерии оценивания устных ответов. Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку Сочинение по литературе в 5-6 классах оценивается одной оценкой. Сочинение в 7-11 классах оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в. журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной. Контрольная работа по литературе для 6 класса. БЭТ, ООО Русский язык и литература. 6 класс. Тетрадь для. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом. Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный номер ответа совпадает с верным ответом. Каждое из заданий оценивается 1 баллом. Фонд оценочных средств по родному русскому языку (5-9 класс) Русский язык. 6кл. Раб. тетр. Задания на поним. текста_Зайцева О.Н_2014 -128с.pdf. Комплект контрольно – оценочных средств. Входной контроль. Русский язык. 7 класс. Контрольные работы и система оценивания 5-6 класс Оценка письменных работ учащихся Оценка диктантов Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Упр.10 ГДЗ Александрова Загоровская 6 класс (Русский язык) Родной язык и литература. Контрольные работы по литературе. 6 класс — Гороховская. Критерии оценивания по родной литературе (русской). Оценка устных ответов обучающихся. Устный опрос является одним из основных способов учета знаний обучающихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически Контрольные и проверочные работы. 6 класс Инфоурок › Русский язык ›Другие методич. материалы›Контрольная работа по русскому языку в 6 классе «Комплексный анализ текста». КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по текущей. Станет учительница Ольга Фёдоровна толковать такому ученику насчёт вредности курева — он Рабочие программы по русскому языку и литературе в 6 классе Каждое выполненное задание оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов – 20. Работа выполняется в тетрадях по литературе.
2. Таблица пересчета баллов : При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие Методические рекомендации по русскому языку и литературе Материалы для текущего и итогового контроля. Контрольно-оценочный материал по русскому языку ГДЗ ответы на вопросы к комплексному анализу текстов 6 класс Малюшкин ФГОС решебник от Путина. Критерии и нормы оценивания обучающихся по ФГОС ООО Намеченный во ФГОС основного общего образования компетентностный подход отразился в содержании работы. Работа проверяет лингвистическую компетенцию обучающихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания. Фонд оценочных средств 6 класс Литература по русскому языку.
2019-2020 учебный год. Входная контрольная работа №1 по теме «Повторение изученного в 5 классе». Фонд оценочных материалов по русскому языку для 6 классов текущего выполнения учебно-практических и учебно-познавательных заданий по оценке способности О. Н. Зайцева, рабочая тетрадь по русскому языку «Задания.» Цель: определение фактического уровня усвоения учащимися 6 класса предметного содержания курса русского языка 5 класс и сформированности общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта; выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения. Контрольно-оценочные средства по русскому языку для СПО Требуется создание системы организационно-педагогических условий формирования современной системы оценивания, в которую входит не только оценка ученика учителем, но и самооценка учащегося и взаимооценка учеников в коллективе. Комплекс контрольно-оценочных средств по дисциплине Русский. Разработала учитель русского языка. Палагута Ольга Геннадьевна.
Г.Ростов-на-Дону. 2018. Пояснительная записка. ТЕМА: Входной тест по литературе в 6 классе. ЦЕЛИ: Выявление уровня литературного развития учащихся, умения решать тестовые задания. Технологии оцениванияобразовательных достижений учащихся. русского языка и литературы. Контрольно – оценочные средства. КИМ для промежуточной аттестации по литературе 6 класс Нормы оценивания учебного предмета «Русский язык», «Родной язык». Оценка устных ответов учащихся Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Рабочая тетрадь по литературе, 6 класс Скачать материал. библиотека материалов. Система контроля и оценки достижений учащихся на уроках. Для первоклассников выделили всех тетрадей,. оставшиеся отдали второклассникам. Рабочие тетради для подготовки к итоговому сочинению итоговой контрольной работы за курс 6 класса. 1.Назначение диагностической работы: Работа предназначена для проведения процедуры диагностики предметных результатов обучающихся по учебному предмету «Русский родной язык» в 6 классе. Фонд оценочных средств по русскому языку 11 класс Учитель русского языка и литературы запись закреплена. Нормы оценки письменных контрольных работ и устных ответов. Итоговая контрольная работа по литературе (6 класс). 2 вариант. 1. Поговорка — это. Контроль по русскому языку и литературе Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе» Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе» Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации» Курс повышения квалификации «Методические аспекты при. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку за. Входная контрольная работа по вариантам для 7 класса (вопросы из курса ботаники) и контрольная. Правила оформления и проверки тетрадей по русскому языку. Критерии оценивания диктантов. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки Входной контроль (тестирование) по литературе 6 класс В этой теме Вы сможете ознакомиться с учебно-методическими материалами по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (5-11 классы). Напоминаем, что выложенные здесь материалы, предназначены только для ОЗНАКОМЛЕНИЯ. Все права принадлежат только АВТОРАМ книг. Русский язык и литература Тетрадь для текущего. Положение о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций и учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе МБОУ «Славгородская СОШ» города Славгорода Алтайского края. Книга: Наталия Шевченко. Русский язык и литература. Тетрадь. Инфоурок › Русский язык ›Другие методич. материалы›Комплект контрольно-оценочных средств по К уроку русского языка — средняя школа 10-11 классы Решебник (ответы на вопросы и задания) учебников и рабочих тетрадей необходим для проверки правильности домашних заданий без скачивания онлайн. Выберите номер текста Комплексного анализа. Критерии и нормы оценивания по литературе Кодификатор итоговой контрольной работы по родному (русскому) языку для учащихся 5 класса. (Использованы обозначения типа заданий: ПЗ – практическое задание, ВО – задание с выбором, РО – задание с развёрнутым ответом; БУ – базовый уровень, ПУ – повышенный уровень). Л. Гороховская, О. Б.
Марьина «Контрольные работы.» Тетрадь для текущего и контрольного оценивания. 6 кла. Ольга Нестерова. Каталог та бібліотека книг. Література по катеогоріях. Безплатне скачування txt, jar, fb2, epub, doc. Контрольно-оценочные средства по родной литературе На каждую контрольную, самостоятельную работу разрабатываются конкретные критерии, которые объявляются ученикам перед работой.
Критерии оценивания контрольной работы. Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданиемв 6 классе. Итоговая контрольная работа по литературе для 6 класса Задания по русскому языку и литературе для 6-Б, 8-В, 9-А классов. Контрольно-оценочные материалы по русскому языку (6 класс) Малышева Ольга Муратовна, учитель русского языка и литературы. Формы оценивания образовательных результатов на уроках. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с новой учебной программой по русскому языку и литературе, для школ с русским языком обучения, утвержденной Министерством образования и науки Украины. Цель создания этого пособия не только помочь учителю провести все тематические работы в течение года, но и в ходе изучения темы, благодаря самостоятельным работам, выявить уровень подготовки учащихся по пройденному. Книга «Тетрадь для текущего.» Тетрадь для текущего и контрольного оценивания. Рабочие тетради составлены в соответствии с новыми учебными программами (5–6-е классы) и действующими (8–11-е классы) по русскому языку и литературе (интегрированный курс) для школ с русским языком Комплект контрольных работ по русскому языку (6 класс) Тетрадь для текущего и контрольного оценивания. Ольга Нестерова Русский, Литература. ГДЗ по русскому языку 6 класс рабочая тетрадь Малюшкин. — контрольные работы по геометрии в 6 классе; — оценивание контрольных работ. В 5-6 классах изучается раздел «Арифметика», даются начальные геометрические представления. Критерии оценки предметных результатов по предметам «Русский. Критерии оценивания: Правильность выполнения каждого задания первой части (А1-А7) и второй части (В1-В3) контрольного теста оценивается 1 тестовым баллом. Приложение к рабочей программе по литературе 6 класс. Контрольно-измерительные материалы по курсу литературы Урок №. ЦЕЛИ: Выявление уровня литературного развития учащихся, умения решать тестовые задания. Контрольные и проверочные работы Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся в 6 классе. Комплект контрольно-оценочных средств по предмету. Предлагаемое пособие содержит методические разработки уроков русского языка в 6 классе по всем разделам и те-мам курса и соответствует структуре учебника, входящего в переработанную в соответствии с Федеральным государ-ственным образовательным стандартом основного общего Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для. В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе «Нам дороги эти позабыть нельзя». В помощь учителю. Данная контрольная работа для учащихся 6 класса по русскому языку проводится в форме диктанта с грамматическим заданием. Содержание представленного материала соответствует программе по русскому языку базового уровня, Программы общеобразовательных учреждений. О требованиях к ведению и проверке тетрадей по русскому. 6.Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 6 класс: В 2 ч.
— М. Входной контроль по литературе (6 класс) Критерии оценки Контрольно-измерительные материалы составлены для оценивания учебных достижений учащихся 6 класса по предмету «литература». Число контрольных работ в год по классам П. Оценка диктантов Использованные ресурсы: Полухина.Г., Коровина.Я., Журавлев.П., Коровин.И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под редЯ. Коровиной. Контрольно-измерительные материалы.
6 класс. Рабочие тетради составлены в соответствии с новыми учебными программами (5–6-е классы) и действующими (8–11-е классы) по русскому языку и литературе (интегрированный курс) для школ с русским языком обучения, утвержденными Министерством образования и науки Украины. Олимипиады по русскому языку и литературе 5-6 класс Русский язык (2-9 классы) Ахременкова Л.А. Уникальная методика позволяет учащимся быстро усвоить правила русской пунктуации и орфографии, закрепить навыки грамотного письма. Дидактический материал снабжен справочником, в котором приведены основные правила правописания. На все задания в книге даны ответы для самопроверки. Книга продолжает серию пособий «К пятерке шаг за шагом.» и может быть полезна как школьникам для самостоятельного повышения грамотности, так и учителям для организации работы учащихся в классе и дома. Уроки литературы в 5 классе. 5 класс (Н Беляева) Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку. Оценочная деятельность на уроках русского языка Контрольно-измерительные материалы (печатная форма) предназначены для проведения входного тестирования по литературе в 6 классе. Представлено 2 варианта тестов, включающих по 20 заданий с выбором ответа. Каждое выполненное задание оценивается 1 баллом. Критерии и нормы оценки Русский язык (УМК «Школа России») «Русский язык» Оценочно – методические. материалы для осуществления текущего контроля. и промежуточной аттестации. Фонд оценочных средств по русскому языку 6 кл. УМК. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Нестерова Ольга Анатольевна Сайт учителя русского языка. Критерии оценивания контрольных работ. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого. Литература — Издательство «Лицей» Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория. BAT, GmbH Тетрадь для. Инфоурок › Русский язык ›Другие методич. материалы›Комплект контрольных работ по русскому языку (6 класс). Оценочные материалы по русскому языку для 6 кл. литературе. Максимальный балл – 49. Время работы – 120 минут. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения. Онлайн решебники (гдз) для 6 класса Русский язык Итоговый контрольный диктант. ЦЕЛЬ: проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся за курс 5 класса. ВРЕМЯ: 45 минут. (Текст взят из «Сборника диктантов по русскому языку» Г Богдановой, М.: Просвещение. Критериальное оценивание достижений учащихся по русскому. Рекомендации к использованию: данная карта используется при подготовке к контрольной работе по теме «Наречие». Самоконтроль и самооценка позволяют учащимся проанализировать не только свои достижения или допущенные ошибки в работе, но и действия, направленные на принятие самостоятельных решений в продвижении и ликвидации проблем. Положение о нормах оценок по предметам Развёрнутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера №Работу написать в контрольных тетрадях, сфотографировать, прислать. Консультацию по подготовке и написанию работы смотрите в файле. Контрольно-измерительные материалы по литературе. 6 класс. Контрольные и проверочные работы ПросвещениеВентана-Граф Тетрадь для контрольных работ предназначена для учащихся 6 класса. Проверка знаний распределяется по технологии «Лестница достижений», где учитываются три уровня контроля: базовый, повышенный и углублённый. Техники формирующего оценивания на уроках русского языка. Система оценивания. Каждое задание оценивается в 1 балл. Учебно-методические материалы по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе 2012 го-да и обновлённым учебникам (предметная линия под ред Я. Коровиной). Поурочные раработки. М Бондаренко Опис книги: Рабочие тетради составлены в соответствии с новыми учебными программами (5–6-е классы) и действующими (8–11-е классы) по русскому. Контрольные работы по литературе (6 класс) Критерии оценивания различных видов работ.
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе.
В них устанавливаются: -единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной речью (критерии. Разработка «Диагностические работы по родной (русской).» Вторая часть содержит вопрос, который требует развернутого ответа. 5.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом. За каждое правильное выполнение заданий 1-17 – 1балл, задания 18-20 оцениваются в 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. Учебник: Литература 6 класс Коровина.Полухина.П. Журавлев.П. Коровин.И. под редакцией Коровиной.Я.-М,: Просвещение,2014 год. Вид контроля: промежуточная аттестация. Тема: итоговая контрольная работа.
Форма: тест. Время выполнения: 45 мин. 1.Цель Системы текущего и итогового контроля по русскому языку. В рамках проекта разработана типология моделей заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7 – 9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности. Контрольные работы по литературе 6 класс (Учебник Коровина.) Все задания рабочей тетради структурированы в соответствии с разделами и темами учебника и предназначены для организации закрепления и проверки знаний учащихся по литературе в 6 классе. Разнообразный дополнительный материал, творческие задания по развитию речи, контрольные тесты могут быть использованы учителем для работы в классе, в качестве материала для домашних заданий, а также во внеклассной работе. ГДЗ по русскому языку 6 класс комплексный анализ текста. Зарубежная литература. Контрольная работа по зарубежной литературе. Данные контрольно-измерительные материалы (КИМы) составлены для оценивания учебных достижений учащихся 6 класса по литературе.
Оценивание производится по четырехбальной шкале. Начисление баллов при выполнении заданий производится за верно выполненную существенную операцию. Не следует снижать баллы за недостаточно аккуратно выполненные записи. К КИМам прилагаются таблицы. Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях. Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины литература.КОС включают контрольные материалы для. Положение о требованиях к ведению и проверке тетрадей. при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся V — IX классов по русскому языку учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик; Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам,. Пособия по русскому языку Учитель русского языка. Система оценивания диктанта по русскому языку. При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изученные правила не учитываются. Диктант оценивается в соответствии с рекомендациями методического письма «О единых требованиях к устной и Контрольно-оценочные средства по русскому языку и литературе Ряд экспертов советуют уже начиная с 6-го класса активно подключать самоподготовку как основу рабочего процесса. Ежедневная работа с ГДЗ позволит самостоятельно планировать время и системно отслеживать результат, корректируя недочеты. Те темы, которые не удалось понять и освоить самостоятельно, можно оставить на будущее или разобрать совместно с педагогомрепетитором либо на тематических курсах по предмету. Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе. Тетрадь для текущего и контрольного оценивания. Для школ с русским языком обучения. Русский язык 6 класс Проверочные работы Егорова Контрольные работы в 6 классе. Всего: 8 работ. Контрольная работа №1 по теме: «Отношение». Дистанционное обучение. Русский язык и литератур ВКонтакте Контрольно измерительные материалы по литературе 8 класс. Изучение литературы создает базу для личностных результатов учебной деятельности ученика, которые обусловлены предметными и метапредметными результатами. Предметные результаты Контрольная работа по русскому языку в 6 классе. Курс русского языка для VI класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм О количестве контрольных работ по русскому и литературе. Тесты по литературе за курс 6 класса позволяют определить уровень знаний учащихся произведений, изученных в 6 классе. Работа содержит вопросы о жизни и творчестве писателей и поэтов, вопросы на знание текста, на знание героев изученных произведений. Контрольно-оценочные средства по литературе для СПО ГДЗ рабочая тетрадь по русскому языку 6 класс комплексный анализ текста (кат) Малюшкин Сфера. Оценочный материал.
6 класс. Тетради могут быть полезными и при подготовке к сдаче ГИА и ВНО, поскольку содержат типичные виды заданий как для аттестации, так и для оценивания.
Тетради рассчитаны на учащихся общеобразовательных учебных заведений и учителей русского языка и литературы. Критериальная оценка достижений обучающихся по русскому. Основная цель – систематизировать и развить знания учащихся о натуральных числах, научить читать и записывать большие числа, сравнивать и округлять, ознакомить с элементарными приемами прикидки и оценки результатов вычислений, изображать числа точками на координатной прямой, сформировать первоначальные навыки решения комбинаторных задач. Тетрадь для текущего. Контрольные и проверочные работы Донскова Ольга Вячеславовна Тетрадь для контрольных работ предназначена для учащихся 6 класса. Пособия по литературе Учитель русского языка и литературы учебного предмета «Русский язык». основного общего образования.
(5-6 класс).
Контрольно-измерительные материалы. по русскому языку. ФОС 6 класс, Никольский Учебно-методическое пособие. Настоящая рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы М.
Т. Баранова, Т Ладыженской, М., Просвещение, 2011 год. В работе используется учебник русского языка для 6 класса (авторы М. Баранов. ЛИТЕРАТУРА. Учебники, мет. и дид. литература, РП, КТП 1.По русскому, родному и иностранным языкам, литературе, математике, физике и химии проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность Контрольно-измерительные материалы по русскому родному. Урок русского языка в 6 классе по программе М.М. Разумовской по теме: Правописание окончаний причастий. Контрольно-оценочный материал по литературе 5-9 классы выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); составление плана; использование для решения учеб-ных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы; выполнение различных творческих работ; предъявление результатов своей работы. Критерии и нормы оценивания, Литература ФГОС ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» представляет банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских Оценочные листы по литературе и русскому языку В) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени.» (Оценивание: 6 баллов). А) Какой художественный приём использует автор
Итоговое сочинение –
пропуск на ЕГЭ. Чтобы получить допуск к ЕГЭ по русскому языку выпускник должен
успешно написать итоговое сочинение по литературе и получить «зачёт».
В этом году сочинение
одиннадцатиклассники будут писать 1 декабря (основной поток) и 4 декабря и 4
мая – резервные.
Начало – 10:00 по
местному времени.
Время работы – 3 часа 55
минут.
Место проведения
итогового сочинения – школа, где учится выпускник.
В 2021 году отмечается
200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского (11 ноября) и Н.А. Некрасова (10
декабря), с произведениями которых связаны направления тем сочинения в этом
году.
Для итогового сочинения
в выпускных классах в 2021/22 учебном году утверждены тематические направления:
1. Человек путешествующий:
дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
2. Цивилизация и
технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации,
надежды и страхи, с ней связанные).
3. Преступление и
Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и
нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
4. Книга (музыка,
спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется
личностно важным).
5. Кому на Руси жить
хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость,
поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и
государства).
Сами темы выпускники
традиционно узнают уже перед началом сочинения.
Традиционно во всех 30
библиотеках «Централизованной библиотечной системы» Челябинска на
выставках-шпаргалках, организованных в рамках акции «Секреты ЗАЧЁТного
сочинения», представлены лучшие классические
произведения, в которых школьники обязательно найдут подходящие примеры для
аргументации своих сочинений. Выставка дополнена литературоведческими
пособиями, критическими статьями, сборниками с примерами лучших сочинений и др.
Обращаем внимание на
литературоцентричность сочинения. При раскрытии темы сочинения необходимо аргументированное
использование примеров из художественного текста, связь с проблематикой и
тематикой произведений. Подобрать аргументы из литературных
произведений нужно заранее, чтобы успеть справиться с работой.
Комментарий к тематическим направлениям итогового
сочинения 2021/2022 учебный год и списки литературы по направлениям
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление
нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет
написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей,
дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени
и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено
понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога
может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении.
Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути
обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и
других людей.
Обращение к
художественной, философской, психологической, краеведческой, научной
литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит
рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и
внутреннего мира человека.
Примерные темы:
В чем заключается польза
путешествий?
Почему после странствия
у человека меняются взгляды на жизнь?
Каков смысл жизненного
пути человека?
Список литературы для подбора аргументов к теме:
Д. И. Фонвизин
«Недоросль»
А. Н. Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву»
А. С. Грибоедов
«Горе от ума»
А. С. Пушкин
«Капитанская дочка», «Бахчисарайский
фонтан», «Евгений
Онегин», «Дубровский», «Цыганы», «Руслан и Людмила»,
«Станционный
смотритель», «Метель», «Моцарт и
Сальери»
М. Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени», «Мцыри»
Н. В. Гоголь
«Мертвые души», «Ревизор» «Тарас Бульба»
И. А. Гончаров
«Обломов»
И. С. Тургенев «Ася»,
«Отцы и дети», «Записки охотника»
Н. А. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо», «Железная дорога»
Ф. М.
Достоевский «Преступление и наказание»
А. Н. Островский
«Бесприданница»
М. Е.
Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
Н. С. Лесков
«Левша», «Очарованный странник»
А. К. Толстой
«Князь Серебряный»
Л. Н. Толстой
«Война и мир», «Анна Каренина», «Кавказский пленник»
А. П. Чехов
«Попрыгунья», «Степь», «Невеста», «Вишневый сад», «Остров Сахалин», «Крыжовник»
М. Горький
«Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «На дне», трилогия «Детство. В людях. Мои
университеты»
А. Грин
«Алые паруса»
А.И. Куприн
«Куст сирени», «Олеся»,
И. А. Бунин
«Кукушка», «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Чистый понедельник»,
«Антоновские яблоки», «Холодная осень», «Тень птицы»
М. А. Булгаков
«Мастер и Маргарита»
А. П. Платонов «Песчаная
учительница»
Б. Л. Пастернак
«Доктор Живаго»
И. Ильф
и Е. Петров «Двенадцать стульев»
М. А. Шолохов
«Судьба человека»
А. Т. Твардовский
«Василий Тёркин»
В. А. Каверин «Два
капитана»
Ч. Т. Айтматов
«Плаха», «И дольше века длится день»
Д. С. Лихачев
«Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29)
А. Лиханов «Чистые
камушки»
Б. Екимов «Белая Дорога»
Список зарубежной литературы
Гомер «Одиссея»,
«Илиада»
А. Данте
«Божественная комедия»
Ф. Рабле «Гаргантюа и
Пантагрюэль»
М. Сервантес «Дон Кихот»
Дж. Свифт «Путешествие
Гулливера»
Д. Дефо
«Робинзон Крузо»
Ж. Верн
«Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли»
Ч. Диккенс
«Рождественская песнь», «Большие надежды»
Джером К. Джером «Трое в
лодке, не считая собаки»
О. Генри
«Дороги, которые мы выбираем»
Дж. Лондон
«Морской волк», «Дорога», «Мартин Иден», «Сердца трёх» и др.
А. де
Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Л. Кэролл
«Алиса в стране чудес»
К. Льюис «Хроники Нарнии»
Дж. Толкин «Властелин колец»
Дж. Керуак «В дороге»
Дж. Джойс «Эвелин»
Д. Митчелл «Облачный
атлас»
Р. Брэдбери
«Зеленое утро»
Р. Бах
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
А. Сапковский
«Сага о ведьмаке»
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или
трагедия?
Тематическое направление
заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и
страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут
способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с
технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к
рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий
его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии
2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов»
цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития
технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими
завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской,
научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как
мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем
видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным
произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к
жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Примерные темы:
Каковы отрицательные
стороны прогресса?
Может ли техника
заменить общение людей?
Какие возможности дарит
человеку научно-технический прогресс?
Список литературы
Д. И. Фонвизин
«Недоросль»
И. А. Гончаров
«Обломов»
И. С. Тургенев «Отцы и
дети»
А. Н.
Островский «Гроза»
Н. С. Лесков
«Левша»
Н. Г. Чернышевский «Что
делать?»
А. П. Чехов
«Вишневый сад», «Лошадиная фамилия» «Хирургия», «Дядя Ваня», «Крыжовник»,
«Человек в футляре»
Е. И. Замятин
«Мы»
М. А. Булгаков
«Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита»
А. Н. Толстой «Гиперболоид
инженера Гарина»
А. Платонов «Песчаная
учительница», «В прекрасном и яростном мире»
А. Р. Беляев
«Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
М. А. Шолохов
«Поднятая целина», «Тихий Дон»
И. А. Ефремов «Лезвие
бритвы», «Туманность Андромеды»
В. П. Астафьев
«Людочка», «Царь-рыба»
А. и Б.
Стругацкие «Гадкие лебеди», «Трудно быть богом»,
«Пикник на
обочине», «Полдень, XXII век», «Мир иной»
Ч. Т. Айтматов
«И дольше века длится день», «Плаха»
В. Г. Распутин «Прощание с
Матёрой»
Т. Толстая
«Кысь»
С. Алексиевич
«Чернобыльская
молитва»
Е. Носов «Кукла»
Список зарубежной литературы
М. Шелли
«Франкенштейн, или Современный Прометей»
Г. Уэллс «Машина
времени», «Война миров», «Человек-невидимка», «Похищенная бацилла».
Ж. Верн «20000
лье под водой», «Вверх дном»
Лю Цысинь трилогия «В
память о прошлом Земли»
О. Хаксли «О
дивный новый мир»
Р. Брэдбери
«451 по Фаренгейту», «Вельд», «Марсианские хроники», «Лето, прощай», «И грянул
гром», «Все лето в один день» и др.
Дж. Оруэлл «1984»
К. Воннегут
«Колыбель для кошки»
С. Лем
«Солярис»
У. Эко «Оно»
Э. Вейер «Марсианин»
Д. Киз «Цветы
для Элджернона»
В. Рот «Дивергент»
Ф. Дик
«Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»
Ю. Харари «21 урок для
XXI века»
Т. Чан «История твоей
жизни»
Дж. Дэшнер «Бегущий в
лабиринте»
О.С. Кард «Игра Эндера»
С. Коллинз «Голодные игры»
Д. Митчелл «Облачный
атлас»
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление
предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные
явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности,
раскаяния.
Темы сочинений позволят
анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек
зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за
сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника,
возмездие и муки совести и др.
Многообразны
литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения
(юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной
проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная
литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф.
М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество
будет отмечать в конце 2021 г.
Примерные темы:
Можно ли человеку
прожить без совести?
Почему происходят
преступления?
Должны ли преступники
расплачиваться за содеянное?
Список литературы
Д. И. Фонвизин
«Недоросль»
Н. М. Карамзин
«Бедная Лиза»
А.С. Пушкин «Евгений
Онегин», «Полтава», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Выстрел»,
«Борис Годунов», «Моцарт и
Сальери», «Повести
Белкина»
М. Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени», «Маскарад», «Песня про купца Калашникова»
Н. В. Гоголь
«Тарас Бульба», «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»
И. А. Гончаров
«Обломов»
И. С. Тургенев «Му-му»
Н. А. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо»
Ф. М.
Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы»,
«Записки из мертвого дома», «Бедные люди»
А. Н.
Островский «Свои люди – сочтемся», «Гроза»
М. Е.
Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
Н. С. Лесков
«Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»
Л. Н. Толстой
«Война и мир», «Крейцерова соната», «Воскресение»
В. Г. Короленко «Дети
подземелья»
А. П. Чехов
«На охоте», «Злоумышленник», «В аптеке»
М. Горький
«Детство», «Челкаш», «На дне», «Старуха Изергиль», «Мать»
А.И. Куприн «Яма»,
«Олеся»
Л. Н. Андреев
«Рассказ о семи повешенных»
И. А. Бунин
«Темные аллеи»
М. А. Булгаков
«Мастер и Маргарита»
И. Ильф
и Е. Петров «Двенадцать
стульев», «Золотой теленок»
М. А. Шолохов
«Тихий Дон»
В. Д. Дудинцев
«Белые одежды»
В. П. Астафьев
«Царь-рыба»
Б. Л. Васильев
«Не стреляйте белых лебедей»
Ч. Т. Айтматов
«Плаха»
Ю. Яковлев «Он убил
мою собаку»
Список зарубежной
литературы
В. Гюго «Отверженные»
У. Голдинг
«Повелитель мух»
Т. Драйзер
«Американская трагедия»
А. Дюма «Граф
Монте-Кристо»
А. Кристи
«Убийство в Восточном экспрессе»
Э. По
«Сердце-обличитель»
О. Уайльд «Портрет
Дориана Грея»
Ф. Фицджеральд
«Великий Гэтсби»
У. Шекспир
«Гамлет», «Отелло»
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление
позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература,
музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное),
которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются
читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст
собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора
произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение
изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики,
близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о
произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник
может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая
сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих
трудов критиков и ученых.
Примерные темы:
В каком герое из
литературы вы нашли отражение себя?
Как искусство влияет на
мировосприятие человека?
С каким персонажем вы
смогли бы подружиться?
Список литературы
Д. И. Фонвизин
«Недоросль»
А. С. Грибоедов
«Горе от ума»
А. С. Пушкин «Евгений
Онегин», «Об искусстве», «Моцарт и
Сальери»
М. Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени»
Н. В. Гоголь
«Портрет»
И. А. Гончаров
«Обломов»
И. С. Тургенев. «Певцы»,
«Отцы и дети»
Н. А. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо»
Ф. М.
Достоевский «Бедные люди», «Преступление и наказание»
А. Н.
Островский «Лес»
М. Е. Салтыков-Щедрин
«Господа Головлевы»
Н. С. Лесков
«Тупейный художник»
А. К. Толстой
«Князь Серебряный»
Л. Н. Толстой
«Война и мир», «Анна Каренина», «Альберт»
В. Г. Короленко «Слепой
музыкант»
А. П. Чехов
«Чайка», «Ионыч», «Скрипка Ротшильда» «Моя ‘она’»
М. Горький
«На дне», «Старуха Изергиль», трилогия «Детство. В людях. Мои университеты»
А. Грин «Алые
паруса», «Зелёная лампа»
А.И. Куприн «Тапер»,
«Гранатовый браслет», «Яма», «Гамбринус»
И. А. Бунин
«Легкое дыхание», «Чистый понедельник»
Л. Андреев
«Иуда Искариот»
Е. И. Замятин
«Мы»
М. А. Булгаков
«Мастер и Маргарита»
Б. Л. Пастернак
«Доктор Живаго»
В. В. Набоков
«Дар»
А. Н. Толстой «Русский
характер»
К. Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»
М. А. Шолохов
«Судьба человека», «Поднятая целина»
А. Т. Твардовский
«Василий Теркин»
Б. Н. Полевой
«Повесть о настоящем человеке»
В. К. Железников «Чучело»
Д. С. Лихачев
«Письма о добром и прекрасном»
Д. Быков «Советская
литература»
Г. Юзефович
«Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг»
Список зарубежной литературы
О. Уайльд «Портрет
Дориана Грея», «Об искусстве «Охранная грамота» и заметки о
художественном творчестве»
Ш. Бронте
«Джен Эйр»
У. Эко «О литературе»,
«Портрет Дориана Грея»
Ф. Бегбедер «Конец
света: первые итоги»
Р. Брэдбери
«Дзен в
искусстве написания книг»,«451 градус по Фаренгейту»
П. Вайль, А. Генис
«Родная речь: Уроки изящной словесности»
Г. Гессе «Магия книги»
М. Зусак
«Книжный вор»
П. Зюскинд «Литературная
амнезия»
С. Лем «Мой
взгляд на литературу»
Г. Миллер «Книги в моей
жизни»
С. Моэм
«Искусство слова: о себе и других»
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление
сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня
рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает
возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости
и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных
пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли
жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного
устройства.
Темы сочинений,
ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят
соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт
социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого
направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной,
исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая
при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Примерные темы:
Может ли 1 человек
повлиять на историю государства?
Кто должен заботиться о
людях, попавших в тяжелое положение: государство или граждане?
Какими качествами должен
обладать настоящий гражданин?
Список литературы
Д. И. Фонвизин
«Недоросль»
А. Н. Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву»
А. С. Грибоедов
«Горе от ума»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»,
«Капитанская дочка», «Станционный
смотритель», «Медный всадник», «Дубровский»
М. Ю. Лермонтов
«Песнь о купце Калашникове…»
Н. В. Гоголь
«Ревизор» «Мертвые души», «Шинель»,
«Тарас Бульба»
И. А. Гончаров
«Обломов»
И. С. Тургенев «Хорь и
Калиныч», Му-му», «Отцы и дети»
Н. А. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Железная дорога»
Ф. М.
Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Бедные люди», «Мальчик у
Христа на ёлке», «Братья Карамазовы» др.
А. Н.
Островский «Гроза», «Свои люди – сочтемся», «Бедность не порок»
М. Е.
Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,
«История одного города», «Господа Головлевы»
Н. С. Лесков
«Левша»
Н. Г. Чернышевский «Что
делать?»
Л. Н. Толстой
«Война и мир», «После бала»
А. П. Чехов
«Человек в футляре», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть
чиновника», «Тоска»
М. Горький
«На дне», «Детство», «Бывшие люди»
А.И. Куприн «Чудесный
доктор»
И. А. Бунин
«Господин из Сан-Франциско»
Е. И. Замятин
«Мы»
А. А. Блок «12»
В. В.
Маяковский «Прозаседавшиеся»
М. А. Булгаков
«Собачье сердце»
А. Н. Толстой «Петр
Первый»
А. П. Платонов
«Котлован»
М. А. Шолохов
«Поднятая целина»
Ч. Т. Айтматов
«И дольше века длится день»
Список зарубежной литературы
Платон «Государство»
Т. Мор «Утопия»
Ицхок-Лейбуш Перец
«Пост»
Советы «в тему»
Заранее изучите критерии.
Итоговое сочинение должно соответствовать критериям, установленным ФИПИ.
Ознакомьтесь с ними и запомните, чтобы ничего не упустить во время экзамена.
Критерии оценки:
Объем итогового
сочинения — не менее 250 слов.
Самостоятельность
написания.
Если эти 2 условия
выполнены, то эксперты просматривают наличие следующих критериев:
Соответствие теме
(основной критерий). В своих рассуждениях человек не должен уходить от
выбранной темы, иначе ставится «незачет».
Аргументация с
привлечением литературного материала (основной критерий). Итоговое сочинение
отличается от сочинения в ЕГЭ по русскому языку. Подтверждение слов и мыслей
должно происходить только на основе ситуации из произведения литературы.
Композиция и логика
рассуждения. Расположение абзацев основывается на логичном построении
рассуждения. В тексте нельзя метаться из стороны в сторону, нарушая смысл
повествования.
Качество письменной речи.
ЕГЭ по русскому сдают все школьники без исключения, поэтому и на итоговом
сочинении проверяется умение применять причастные и деепричастные обороты,
вводные слова, средства художественной выразительности для красочности текста.
Грамотность. Отсутствие
грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. «Незачет» будет, если
человек допустит более пяти ошибок на сто слов.
Напоминаем:
Чтобы успешно написать
итоговое сочинение, перечитайте произведения, которые с большой долей
вероятности будете использовать. Освежите в памяти тексты с учетом
подтверждающих аргументов для раскрытия темы.
Приходите в библиотеки за книгами!
Желаем успехов!
Источники
https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie
https://edu.gov.ru/press/4074/obyavleny-napravleniya-dlya-tem-itogovogo-sochineniya-v-vypusknyh-klassah-v-2021-22-uchebnom-godu/
https://school-olymp.ru/blog/itogovoe-sochinenie-2021-2022-uch-g/
https://bingoschool.ru/manual/5-napravlenij-itogovogo-sochineniya-ot-fipi-2022/
https://4ege.ru/sochinenie/62755-primery-itogovyh-sochinenij.html
https://4ege.ru/sochinenie/62754-primery-itogovyh-sochinenij.html
https://4ege.ru/sochinenie/62678-5-korotkih-proizvedenij-dlja-itogovogo-sochinenija.html
https://100balnik.ru/примерные-темы-итогового-сочинения-2021-2022/
Читайте также
«Повести
Белкина» – новое прочтение Пушкина
Восточные
мотивы в творчестве Александра Сергеевича Пушкина
Недочитанный
Лесков
Иван Бунин – «Князь-рыцарь
русской литературы»
И.А.Бунин.
Последний классик русской литературы
Мир Востока в
путевых очерках Бунина
Булгаков в
книгах
Его фразами говорил весь
Советский Союз: Илья Ильф
Волшебные миры.
Погружение всей семьей
Книжное
путешествие по Японии
День ирландской
литературы
Анджей Сапковский и цикл его книг «Сага о ведьмаке»
Пан Сапковский и его легендарная сага о Ведьмаке
Александр
Беляев – русский Жюль Верн
Писатель-провидец
Александр Беляев
День российской
науки и предсказания Жюля Верна
Великий
путешественник и предсказатель – Жюль Верн
Станислав Лем
Писатели-предсказатели:
Станислав Лем