Путь и дорога – это то, с чем сталкиваются все люди, поскольку человек, рождаясь, начинает свой жизненный путь, который неизбежно завершается со смертью. То, какой путь выбирает человек, говорит о его внутреннем мире. Кто-то выбирает служение обществу, кто-то – удовлетворение собственных корыстных потребностей. У каждого человека собственная дорога. Однако под путем можно понимать и путешествия, которые помогают человеку в познании окружающему мира и собственного «я». Под дорогой может пониматься и этапы научных исследований или творческие поиски.
Мотив дороги отражается во многих художественных и публицистических произведениях отечественных и зарубежных писателей, драматургов, поэтов и публицистов. Часто путь, который совершает герой, говорит о произошедших внутренних изменениях.
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» особое внимание уделяется судьбе Григория Мелехова, который то уходит из дома, чтобы жить с Аксиньей Астаховой, то возвращается домой к жене Наталье Коршуновой, который принимает участие в военных действиях, выбирая то одну, то другую сторону.
Григорий Мелехов постоянно находится в движении. Он не может окончательно определиться с объектом любви: по-своему он любит и Аксинью, и Наталью. В гражданских делах Григорий Мелехов также неоднозначен: сначала он является большевиком, потом переходит на другую сторону, затем вновь оказывается на стороне Красной Армии, после опять воюет против них. Центральный персонаж «мечется» и в выборе спутницы жизни, и в выборе стороны во время Гражданской войны по той причине, что он постоянно обращен вглубь себя. Главный герой стремится познать жизнь, найти собственное «я», поэтому то, что раньше считалось им правильным, порой приобретает обратный характер. Григорий Мелехов не может понять, на чьей стороне находится правда, за кого воевать правильно и верно. «Метания» – это и есть жизненный путь Григория Мелехова, который признается: «Я говорю, что ничего я не понимаю… Мне трудно в этом разобраться». Григорий Мелехов, рассуждая о том, что у таких людей, как Листницкий и Кошевой, «прямые дороги», утверждает: «А я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь… От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как навоз в проруби».
Григорий Мелехов является участником как Первой мировой войны, так и Гражданской войны. Главный герой воплощает в себе лучшие народные качества: смелость, мужественность, справедливость, отзывчивость, любовь к людям. Через его судьбу описывается судьба казачества и даже судьба всего народа в те времена. Смятения в душе были не только у Григория Мелехова, они сопровождали многих людей, на жизнь которых повлияла Гражданская война. С помощью собирательного образа Григория Мелехова, который в финале произведения стоит с сыном на руках, потеряв почти всех своих родных и близких, автор показывает те трудности и несчастья, с которыми пришлось столкнуться всему народу. М. А. Шолохов, правдоподобно описывая события тех времен и не отдавая предпочтения ни «белым», ни «красным», показывает путь, по которому шла Россия в начале XX века.
А.С. Пушкин «Телега жизни»
Название стихотворения А.С. Пушкина «Телега жизни» метафорично, оно является символичным, так как речь больше идет не о поездке на телеге, а о жизненном пути человека. Мотив дороги, по которой едет телега, связан с проблемой жизненного пути.
Через изменения внутреннего состояния лирического героя автор показывает, как идет жизнь и как человек относится к ней в разные периоды жизни. Утро, при котором «телега на ходу легка», когда человек, «презирая лень и негу», просит ямщика ехать быстрее, символизирует молодость человека, когда он радуется жизни. Полдень, при котором «нет уж той отваги», когда человеку уже становится «страшней», когда он просит ямщика ехать «полегче», символизирует середину человеческой жизни, когда происходит рациональное оценивание окружающей действительности и собственного существования. Вечер, когда человек уже привыкает к тому, что телега по-прежнему катится, символизирует старость человека, когда наблюдается равнодушное отношение к собственному существованию, когда человек находится в ожидании смерти. В стихотворении показано, что лирический герой на протяжении всего повествования находится в пути, а телега не останавливается, следовательно, жизнь человека постоянно идет, ее нельзя остановить. Время гонит не только лошадей, как это отмечается в стихотворении, но и человека, направляя его к смерти.
Образ ночлега, в направление к которому идет телега, является символом смерти. А.С. Пушкин подчеркивает мысль о неотвратимости и неизбежности смерти, о том, что к такому финалу придет абсолютно каждый человек, о том, что человек не может не встретиться со смертью, что она является неотъемлемой частью человеческого существования. Жизнь человека также краткосрочна, мимолетна, недолговечна, быстротечна, как поездка на телеге. Человек как начинает свой жизненный путь, так и завершает его, и такая замкнутость жизненной дороги неизбежна.
В.А. Каверин «Два капитана»
В одних из первых глав романа В.А. Каверина «Два капитана» показано, как центральный персонаж Саня Григорьев и его друг Петька Сковородников, сбегая из Энска в Туркестан, дают друг другу «кровавую клятву дружбы», последняя фраза которой становится жизненным девизом Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
В юном возрасте Сане Григорьеву пришлось столкнуться со многими жизненными трудностями: немота из-за какой-то болезни в детстве, нахождение отца в тюрьме и его смерть, сложные взаимоотношения с отчимом Гаером Кулием, смерть матери, возможность оказаться в детском доме, работа у спекулянтов в Москве, разъединение с другом Петькой Сковородниковым, довольно сложная жизнь в школе-коммуне. Однако ни одна трудность не заставляет Саню Григорьева опустить руки, в любых ситуациях он руководствуется честью, правдой и справедливостью.
Учитель Кораблев утверждал, что у Сани Григорьева нет силы воли, однако главный герой решил доказать обратное: чтобы поступить в летную школу и стать летчиком, Саня Григорьев долго и упорно трудится, изучая нужные книги, улучшая собственное физическое состояние и развивая необходимую силу воли. В итоге Саня Григорьев успешно выиграл борьбу за собственное будущее, поступив в летную школу и став в дальнейшем полярным летчиком. В.А. Каверин демонстрирует, что сила характера Сани Григорьева помогает ему идти строго по выбранному жизненному пути.
На это указывает и то, что центральный персонаж, поставив перед собой цель найти пропавшую экспедицию капитана Татаринова и доказать, что причастным к гибели экспедиции является Николай Антонович, действительно находит останки пропавшей экспедиции и доказывает причастность к гибели экспедиции Николая Антоновича, которому долгое время удавалось «перекладывать» собственную вину на другого человека. С момента, когда Саня Григорьев поставил перед собой цели, до момента, когда он их реализовал, прошло много времени, однако Саня Григорьев никогда не опускал руки, всегда стремясь сделать то, что было для него важным. Это говорит о том, что главный герой был верен самостоятельно выбранному жизненному пути, даже если для этого ему приходилось жертвовать силами, временем, собственным честным именем и взаимоотношениями с дочерью капитана Татаринова Катей, на которой он впоследствии женился.
А.П. Чехов «Студент»
Центральный персонаж рассказа А.П. Чехова «Студент» Иван Великопольский на протяжении повествования находится в дороге. В страстную пятницу он возвращается после охоты домой, по пути оказываясь во дворе двух вдов Василисы и Лукерьи, где горит костер. Автор демонстрирует, как «встреча» Ивана Великопольского с костром отражается на его внутреннем мире. В рассказе мотив дороги тесно соприкасается с проблемой жизненного пути, поскольку Иван Великопольский находит свой истинный жизненный путь по пути домой.
Будучи сыном дьячка и студентом духовной академии, Иван Великопольский находился на охоте в страстную пятницу, что было запрещено по религиозным традициям и считалось настоящим грехом. Подсознательно главный герой понимает свою греховность, однако пытается оправдать себя, обвинив окружающую действительность в несправедливостях.
Нахождение Ивана Великопольского в холодный вечер у костра напомнило ему евангельскую историю о том, как холодным вечером, когда допрашивали его арестованного учителя Иисуса, апостол Петр грел руки у костра, а затем трижды бессознательно отрекся от Иисуса. Сравнение себя, стоящего у костра, со стоящим у костра Петром помогает Ивану Великопольскому признать собственную греховность, выраженную в том, что он пошел на тягу в неположенный для этого день. Осознание греха становится первым шагом к перерождению главного героя.
Продолжив свой путь домой, студент больше не думал о тех несправедливостях, которые сопровождают русского человека во все время его существования, он почувствовал совершенно другие эмоции: « невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». А.П. Чехов демонстрирует, что Иван Великопольский, в начале повествования имеющий больше отрицательных характеристик за счет того, что он отошел от Бога, после «встречи» с костром возвращается к Богу, в большей степени демонстрируя положительные характеристики. «Встреча» с костром становится кульминационным моментом в жизни центрального персонажа. У Ивана Великопольского происходит озарение, он переходит от материальной жизни к жизни духовной, начиная путь перерождения и духовного восхождения, на что указывает то, что Иван Великопольский по пути домой поднимается в гору.
М. Горький «Старуха Изергиль»
Тема пути находит яркое отражение в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
Данная тема в первую очередь связана с образом Данко, который ведет свой народ по дороге сквозь тьму к свету. Мотив пути является сюжетообразующим в легенде о Данко. Физический путь, который проделывает Данко, взявший ответственность за проведение народа в безопасное место, связан с его жизненным путем: Данко отодвигает собственное существование на второй план, заботясь о благе всего народа. Когда уставшие люди начали роптать на Данко, он не остановился, наоборот, он сделал все возможное, чтобы довести дело до конца и выполнить данные народу обещания: Данко вырвал собственное сердце, чтобы осветить им путь. М. Горький показывает: альтруизм – таков путь Данко. Его дорога – освещать дорогу другим людям.
Свой путь проходит и герой другой легенды – легенды о Ларре. Сын девушки и орла, всю жизнь воспитываясь орлом, не был частью общества. Ларра считал себя лучше всех людей, он был уверен в том, что может делать абсолютно все, что ему захочется. Ларра отказался подчиняться правилам племени матери, ярким выражением протеста против людей стало убийство девушки за то, что та не согласилась быть с ним. М. Горький демонстрирует, что путем Ларры является эгоизм, из-за которого он и получил наказание в виде вечной жизни.
С образом самой старухи Изергиль, которая повествует легенды о Ларре и Данко и рассказывает о собственной жизни, также связана тема пути. До сорока лет родившаяся на берегу Бырлата героиня провела свою жизнь в движении, посещая различные страны и города: Букурешти, Скурати, Болгария, Польша, Бохния, Галиция, Добруджу. Такое большое количество мест взаимосвязано с большим жизненным путем старухи Изергиль. За свое существование она встречалась с различными приключениями и препятствиями, у нее было много объектов любви.
Проблема жизненного пути связана и со словами старухи Изергиль о том, что молодое поколение не умеет жить по-настоящему, поскольку оно всю жизнь «примеряется», а уже под конец жизни, когда все упущено, начинает роптать на судьбу, не понимая, что каждый человек является вершителем собственной жизни.
Жизненные пути Данко, Ларры и старухи Изергиль заставляют читателей задуматься над тем, что у каждого человека собственный жизненный путь. Если Данко выбрал жизнь ради общества, а Ларра – жизнь ради себя одного, то старуха Изергиль жила для себя, но в рамках общества. Каждый из них выбирает собственный путь, исходя из своих целей, интересов и приоритетов. Старуха Изергиль, Данко и Ларра выбирают ту дорогу, которая была близка именно им.
Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» изображение судеб «новых людей» Веры Павловны Розальской, Дмитрия Лопухова, Александра Кирсанова тесно связано с проблемой путей развития России.
В четвертом сне Веры Павловны показано то будущее, к которому стремились демократы-революционеры: «светлый и прекрасный» мир, в котором царят свобода, мир и гармония, любовь и дружба, где все люди являются друг другу семьей, где существует равноправие, где каждый человек трудолюбив, получая от труда удовольствие. Н.Г. Чернышевский, вводя в повествование образы «новых людей», выражает уверенность, что именно такие люди могут вести Россию к тому беззаботному и счастливому будущему из сна Веры Розальской. Автор призывает читателей стремиться к «прекрасному и светлому» будущему: «Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести…». Н.Г. Чернышевский показывает, что ради общественного блага «новые люди» выступают против предрассудков прошлого, против семейного гнета, против брака по расчету. Они борются за возможность быть творцами собственной судьбы. Автор показывает, что «новые люди» решают пойти сложным путем, поскольку тяжело стремиться к равенству и свободе и думать о благе всего общества, находясь среди «старых людей», которые, заботясь лишь о собственном благе, готовы пойти на все. Характерной чертой «новых людей» было то, что они самостоятельно «пробивали себе дорогу» в жизнь.
Главная героиня Вера Павловна Розальская как представительница «новых людей» выбирает себе сложный жизненный путь. Воспитываясь типичной представительницей «старых людей», героиня сохранила в себе искренность и доброту. Семейный гнет не сломил характер Веры Розальской, она не стала похожей на свою мать, наоборот, она всячески стремилась к свободе. С образом Веры Павловны связана проблема борьбы за женские права. Героиня стала ярким выразителем неожиданной для того времени идеи о равенстве людей по гендерному признаку. И мысли Веры Розальской о том, чтобы женщины тоже имели право на работу, не были просто мечтой, героиня совершала конкретные действия. Создав свою первую мастерскую, Вера Павловна Розальская боролась не только за собственные права, но и за права всех женщин. Открытие собственной мастерской не было связано с эгоизмом и стремлением Веры Павловны считаться лучше мужчин, героиня хотела, чтобы женщины получили право быть не прислугой, а работать на полноценной работе.
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В двадцать девятом письме «Путешествуйте!» («Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева) утверждается, что поездки по собственной стране и по чужим странам являются одной из самых больших жизненных ценностей.
Д.С. Лихачев демонстрирует, как влияют на человека путешествия: воспитывают любовь к родному, наводят на размышления, многое открывают, заставляют мечтать, воспитывают «нравственную оседлость».
Автор призывает читателей не делить поездки на интересные и неинтересные, а посещенные места – на значительные и незначительные, не устанавливать степень значимости посещенных мест. Он допускает деление поездок лишь на те, к которым осуществлялась подготовка, и те, к которым подготовки не было или она была плохой. Последние воспринимаются людьми как скучные и неинтересные поездки, в то время как первые – «становятся в десять раз интереснее» благодаря знанию истории места. Д.С. Лихачев утверждает, что неинтересных мест не существует, есть только люди, которые не умеют находить интересное, что «для внутренне богатого человека весь окружающий мир неисчерпаемо богат». Автор призывает «погружаться в атмосферу», находить интересное в том, что человеку кажется неинтересным, «всюду уметь находить свое, собственное, характерное».
Подготовка к поездкам, по мнению Д.С. Лихачева, заключается в изучении истории места и его планировки, в чтении записок и воспоминаний известных личностей, в планировании тех мест, которые стоит посетить, в определении примерных маршрутов, чтобы не терять времени на месте. Однако мнение других людей, в том числе и известных, не должно в полной мере воздействовать на человека, поскольку оно может помешать индивидуальному впечатлению. Собственное впечатление о месте намного искреннее чужого мнения. Д.С. Лихачев призывает: «Когда доведется бывать в новом городе, смотреть знаменитые произведения искусства или знаменитые пейзажи, не поддавайтесь тому, что о них слышали, читали, о чем вам «прожужжали уши»». Автор утверждает необходимость самостоятельно оценивать посещаемые места, составляя о них мнение, исходя из собственных впечатлений.
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» начинается с информации о том, что главный герой вместе с женой и дочерью отправляются в двухлетнее путешествие в Старый Свет. Местом действия всего повествования является корабль «Атлантида», на котором отправляются в путешествие семья господина из Сан-Франциско и другие знатные, богатые и влиятельные люди.
В рассказе продемонстрирован жизненный путь господина из Сан-Франциско, если его можно так назвать. Отмечается, что герой в свои 58 лет только «приступал к жизни», возлагая большие надежды на будущее. И.А. Бунин подчеркивает, что господин из Сан-Франциско внутренне уже был мертв, что за свои 58 лет он не жил по-настоящему. Копя деньги и мечтая о жизни, господин из Сан-Франциско не задумывался о том, что он потратил отведенное ему время, что времени на жизнь больше не останется. Существование господина из Сан-Франциско нельзя назвать истинной жизнью. Автор показывает, что главный герой закончил свой жизненный путь, так его и не начав. В рассказе показано, что завершение жизненного пути никак не влияет на жизнь всего общества: люди, путешествующие на корабле, продолжали веселиться и получать удовольствия о жизни, сразу же забыв о господине из Сан-Франциско. Жизнь одного человека завершается, но жизнь всего общества идет дальше, она не останавливается.
Путешествие ведет господина из Сан-Франциско к смерти, о чем говорят многообразные детали. Пока главный герой находится в пути, корабль сопровождают постоянные дожди, на улице наблюдаются серые и черные оттенки. Главный герой отправляет в Рим, чтобы услышать католическую молитву покаяния, которая в свою очередь читается перед смертью.
Однако образ господина из Сан-Франциско собирателен, к такому же исходу жизни придут и другие богатые и влиятельные люди, путешествующие на корабле с говорящим названием «Атлантида». Равнодушное отношение окружающих к покойному господину из Сан-Франциско подчеркивает, что находящиеся на корабле внутренне мертвы. Символичными становятся образ «наследного принца», усы которого «сквозили как у мертвого», и образ принца, на которого обратила внимание дочь главного героя: его кожа была будто слегка лакирована. В рассказе выражается мысль о том, что за внешним богатством жизни на самом деле скрывается пустота и никчемность существования, которое даже нельзя назвать жизнью. И.А. Бунин показывает, что люди, растрачивающие свое существование на никчемные удовольствия, так и не начнут свой жизненный путь, в то время как придет время его уже заканчивать.
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» демонстрируется судьба пискаря, который почти всю свою жизнь провел в норе. Из-за того что премудрый пискарь боялся абсолютно всего на свете, он постоянно находился в своей норе, в которой мог уместиться только он. Из норы пискарь выбирался лишь для того, чтобы поесть, и то делал это только ночью. Такой образ жизни не мог позволить пискарю завести семью и друзей. В повествовании премудрому пискарю дается следующая характеристика: «Жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется». На протяжении целых 100 лет пискарь «сидел и дрожал», пытаясь тем самым убежать от реальной действительности, которую он считал исключительно опасной и жестокой, смотря на нее лишь с одной стороны. Также «дрожа», премудрый пискарь и умирает.
Отсутствие движения в существовании премудрого пискаря тесно связано с его жизненным путем. Путь вечного страха и отсутствия радости жизни – этот тот путь, который выбрал премудрый пискарь. Существование героя нельзя назвать полноценной жизнью, оно пусто, скучно и бессмысленно. Премудрому пискарю удалось прожить целых 100 лет, но имеет ли цену такое существование? Физически герой был жив, но внутренне он был мертв. Премудрый пискарь умер, так и не начав жить. Автор приводит читателей к мысли о том, что недолгая, но радостная и счастливая жизнь лучше долгого, но бессмысленного и несчастного существования. Внутренняя смерть, по мнению М.Е. Салтыкова-Щедрина, намного страшнее смерти внешней, физической. В сказке выражена мысль о том, что затворничество и боязнь перемен – самостоятельное лишение себя полноценной жизни.
Только перед своей смертью премудрый пискарь осознал бесполезность собственного существования. Пискарь сам себе задает вопросы: какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит? Герой понял, что никто о нем не вспомнит, что он ничего не оставит после себя. М. Е. Салтыков-Щедрин, демонстрируя бессмысленность обывательского существования, наполненного вечным страхом, показывает, насколько важно найти правильный жизненный путь, без которого невозможно обрести счастье. Сказка заставляет задуматься над тем, что хозяином человеческой жизни должен быть сам человек, а не страх за существование.
Б.Л. Пастернак «Снег идет»
Уже в названии стихотворения Б.Л. Пастернака «Снег идет», в котором жизнь человека метафорично сравнивается со снегом, прослеживается мотив движения. Путь, который «проходит» снег, символизирует жизненный путь человека. Строки «Может быть, за годом год // Следуют, как снег идет ?»; «В ногу с ним, стопами теми, // В том же темпе, с ленью той // Или с той же быстротой, // Может быть, проходит время?» выражают мысль о том, что человеческая жизнь идет также, как и снег. «Повтор сочетания «снег идет» в стихотворении неслучаен, автору было важно подчеркнуть быстротечность времени. Падение снега не зависит от человека, поэтому его нельзя остановить, нет возможности остановить и время, которое подталкивает человека к смерти. Время в стихотворении также сравнивается со «словами в поэме»: «Может быть, за годом год // Следуют, как снег идет, // Или как слова в поэме?». Строки «Потому что жизнь не ждет. // Не оглянешься – святки. // Только промежуток краткий, // Смотришь, там и новый год» выражают мысль о том, что время идет настолько быстро, что человек этого не замечает.
Б.Л. Пастернак выражает мысль о невечном характере жизни человека. Время никогда не стоит на месте, оно находится в постоянном движении, сокращая количество лет и дней, которые есть у человека. Автор утверждает, что время приближает человека к смерти, которая в свою очередь имеет неотвратимый характер. Смерть – это итог жизни любого человека, ее невозможно избежать, так как она является неотъемлемой частью человеческого существования.
Важен в стихотворении образ «перекрестка поворота», который встречается в повествовании дважды. Б.Л. Пастернак намекает на то, что жизнь человека коротка и невечна, однако на своем жизненном пути человек часто оказывается перед перекрестками, когда ему нужно сделать тот или иной выбор, от которого будет зависеть его дальнейшая жизнь. Жизненный путь – это передвижение человека от одного перекрестка к другому.
Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
Сюжетной завязкой сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» является похищение Снежной Королевой мальчика Кая. Основой сюжета является путь девочки Герды, решившей спасти своего друга от злых чар Снежной Королевы. По пути в королевство Снежной Королевы Герде помогают все встречные: река и роза убеждают Герду, что Кай жив; ворон и ворона помогают Герде найти дворец принцессы; принцесса и принц делятся с Гердой одеждой и дают ей карету; Северный олень сопровождает Герду в пути; маленькая разбойница помогает Герде уйти от смерти; лапланка и финка помогают Герде найти замок.
Читатель видит, какие приключения дало Герде путешествие и с какими трудностями ей пришлось столкнуться по дороге. Однако Герду не путают препятствия, она готова преодолевать их ради спасения друга. Героиня справляется с вьюгой и сугробами, не отказываясь от идеи найти Кая и помочь ему. Герда рисковала собственной жизнью, отправляясь бороться со Снежной Королевой, обладающей злыми силами. Ничто на пути не смогло сломить силу характера Герды, благодаря которой девочке удалось добраться до места, где находился Кай, победить чары Снежной Королевы и растопить ледяное сердце Кая.
Г.Х. Андерсен показывает, что жизненный путь Герды основывается на таких качествах, как сила характера, смелость, отвага, стойкость, доброта, любовь к людям, бескорыстность, милосердие, сострадание, самопожертвование. Именно жизненный путь, основанный на этих качествах, способен, по мнению автора, привести человека к счастью, поскольку Герде удалось добиться того, ради чего она отправлялась в путешествие: спасти Кая. В это же время Снежная Королева, путь которой основывался на злости и жестокости, потерпела поражение, следовательно, такой жизненный путь не может дать человеку счастье.
Отправляясь в путешествие ради спасения своего друга Кая, Герда оказалась и в путешествии в переносном смысле этого слова: те трудности, с которыми она встретилась по дороге, способствовали ее взрослению, обретению целостности жизни.
С проблемой жизненного пути связан и образ Кая. Герде удалось вернуть Кая к прежней жизни, которой он лишился из-за того, что он поддался чужому влиянию. Сказка заставляет задуматься над тем, что то, каким будет жизненный путь, должен решать сам человек, а не быть под влиянием мнения других людей.
У. Голдинг «Повелитель мух»
В романе У. Голдинга «Повелитель мух» особое внимание уделяется жизненным путям Ральфа и Джека, двух мальчиков, которые первоначально имели общую цель. Оставшись без взрослых на необитаемом острове, ребята создают правила для всеобщего существования. Ральф и Джек сначала поддерживали друг друга, всячески помогали и шли на компромиссы ради решения проблем, затрагивающих всех детей, находившихся на необитаемом острове.
Однако вскоре Джек выбирает совершенно другой путь. Желая получить всю власть в свои руки, мальчик фактически делит всех детей на две противоборствующие группы. У. Голдинг показывает, что жизненный путь одного человека влияет на путь всего общества: злость и жестокость Джека, рожденная стремлением к власти, приводит к тому, что дети, которые и так оказались в сложной ситуации, попав на необитаемый остров без взрослых, сталкиваются с еще большими проблемами. Решение Джека воздействует на дальнейшую жизнь других детей, из-за эгоизма Джека даже погибают некоторые дети. В итоге Ральф теряет всю свою поддержку, поскольку находящиеся на его стороне ребята либо погибают, либо переходят на сторону Джека. В финале романа показано, что жизнь Ральфа, который на протяжении всей этой «борьбы» старался сохранить командный дух, вновь объединить всех ребят для благополучного проживания на необитаемом острове, находится в опасности, поскольку Джек и подчиненные ему встали на животный путь, истребляя всех, кто против них. Зло почти торжествует, и неизвестно, что было бы, если бы Джек ликвидировал мешающего ему Ральфа, возможно, в следующий раз ему помешали бы другие люди, уничтожение которых стало бы причиной вымирания общества. Роман заставляет задуматься над тем, что эгоизм людей, рождающий жестокость, не может принести обществу счастья и благополучия, что их можно получить только тогда, когда каждый человек идет по такому жизненному пути, который основан на понятиях нравственности.
Открытый финал романа (когда загнанный в угол Ральф находится на гране жизни и смерти, на необитаемом острове появляется офицер) неслучаен, автор показывает: выбор пути, по которому пойдет общество, остается за человеком. Читатель вправе сам определить для себя, продолжится ли та жестокость, которая царствовала при Джеке, или общество вернется к добру и всеобщему благополучию.
Таким образом, под дорогой может пониматься движение человека из одного места в другое, такой внешний сюжет в художественных произведениях нередко символизирует жизненный путь человека, его внутренние изменения.
Короткие рассказы и небольшие по объему произведения для подготовки к итоговому сочинению 2021 по направлениям: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Разговор с собой», «Время перемен», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека» (55 минут)
Б. Л. Васильев рассказ «Экспонат № …» (50 минут)
В. П. Астафьев рассказ «Фотография, на которой меня нет» (35 минут)
Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Ю. В. Бондарев рассказ «Частица» (1 минута)
А. И. Пантелеев рассказ «Кожаные перчатки» (3 минуты)
А. Солженицын крохоток (рассказ) «Путешествуя вдоль Оки» (2 минуты)
Н. С. Лесков сказ «Левша» (50 минут)
В. С. Гроссман рассказ «Мама» (26 минут)
Р. Брэдбери рассказ «И грянул гром» (25 минут)
И. А. Бунин рассказ «Лапти» (4 минуты)
С. Беллоу рассказ «На память обо мне» (1ч 20 минут)
Ю. Буйда рассказ «Продавец добра» (3 минуты)
В. Богомолов рассказ «Первая любовь» (8 минут)
А. И. Приставкин рассказ «Фотографии» (2 минуты)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
Н. Тэффи рассказ «Мой первый Толстой» (8 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
В. Г. Короленко рассказ «В дурном обществе» (2 часа)
А. П. Чехов рассказы «Хамелеон» (6 минут), «Толстый и тонкий» (5 минут), «Смерть чиновника» (5 минут), «Размазня» (3 минуты), «В аптеке» (8 минут), «Беззащитное существо» (9 минут), «Человек в футляре» (25 минут), «Ионыч» (35 минут), «Тоска» (9 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
К. Г. Паустовский рассказы «Теплый хлеб» (15 минут), «Телеграмма»(20 минут), «Попрыгунья» (45 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» («Добрый доктор») (20 минут), «Куст сирени» (13 минут)
М. Горький рассказ «Старуха Изергиль» (40 минут)
А. П. Платонов рассказ «Юшка» (14 минут), «Песчаная учительница» (12 минут)
А. Грин рассказ «Зеленая лампа» (9 минут)
В. Г. Распутин рассказ «Уроки французского» (55 минут)
Ф. А. Искандер рассказы «Тринадцатый подвиг Геракла» (30 минут), «Милосердие» (3 минуты)
Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В. С. Гроссман рассказы «Жилица» (4 минуты), «Из окна автобуса» (5 минут)
И. С. Тургенев «Милостыня» (2 минуты), «Эгоист» (2 минуты), «Близнецы (стихотворения в прозе) (1 минута)
В. О. Богомолов рассказ «Кругом люди» (3 минуты)
А. Моруа рассказ «Фиалки по средам» (24 минуты)
Х. К. Андерсон рассказ «Девочка со спичками» (6 минут)
О. Генри рассказ «Мишурный блеск» (12 минут), «Последний лист» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Заячьи лапы» (9 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказы «Багульник» (17 минут), «Собирающий облака» (17 минут), «Рыцарь Вася» (17 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2,5 часа)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
И. А. Бунин рассказы «Слепой» (4 минуты), «Цифры» (18 минут), «Лапти» (4 минуты)
О. Генри рассказ «Дары волхвов» (12 минут)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут), «Любовь к жизни» (40 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Л. Улицкая рассказ «Бумажная победа» (13 минут)
Б. Васильев рассказ «Великолепная шестерка» (24 минуты)
В. Осеева рассказ «Бабка» (18 минут)
Р. Брэдбери рассказы «Все мои враги мертвы» (9 минут), «Все лето в один день» (13 минут)
В. М. Шукшин рассказ «Срезал» (18 минут)
Ф. М. Достоевский рассказ «Сон смешного человека» (1 час)
И. С. Тургенев повесть «Дневник лишнего человека» (2 часа)
А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» (2 часа), повесть «Молох» (2,5 часа)
А. П. Чехов рассказ «Черный монах» (1 час) «Пари» (16 минут)
И. А. Бунин рассказ «Солнечный удар» (13 минут)
А. Н. Островский драма «Бесприданница» (2 часа)
А. Вампилов пьеса «Утиная охота» (2 часа)
Э. А. По рассказ «Человек толпы» (20 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 ч 30 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Багульник» (17 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Разбуженный соловьями» (19 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Собирающий облака» (17 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
И. А. Бунин рассказ «Слепой» (3 минуты)
Дж. Лондон рассказ «Любовь к жизни» (47 минут)
А. П. Чехов рассказ «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Рыцарь Вася» (13 минут)
И. А. Бунин рассказ «Цифры» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Теплый хлеб» (15 минут)
В. Вересаев рассказ «Легенда» (2 минуты)
В. Астафьев рассказ «Зачем я убил коростеля?» (5 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
А. С. Пушкин повесть «Станционный смотритель» (25 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
А. П. Чехов рассказы «Ионыч» (35 минут), «Пари» (16 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» (20 минут)
Е. И. Носов повесть «Моя Джомолунгма» (1 час 20 минут)
А. И. Солженицын (жанр: крохоток, т.е. короткий рассказ) «Молния» (1 минута)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 часа 30 минут)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Акварельные краски» (13 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
Е. Гришковец статья «Антитвиттер» (12 минут)
Е. И. Носов рассказ «Кукла (10 минут)
И. Полянская рассказ «Утюжок и мороженое» (19 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
В. Шукшин рассказ «Критики» (14 минут)
Ж. Жионо рассказ «Человек, который сажал деревья» (24 минуты)
Елена Долгопят рассказ «Часы» (9 минут)
Р. Брэдбери «Улыбка» (11 минут)
О. Генри «Мишурный блеск» (12 минут)
И. Лёвшин рассказ «Полет» (20 минут)
А. Жвалевский, Е. Пастернак повесть «Время всегда хорошее»
1
Первый слайд презентации: Итоговое сочинение
2021-2022
учебный год
Изображение слайда
2
Слайд 2: Даты проведения итогового сочинения 2021-2022:
1 декабря 2021 года
2 февраля 2022 года
4 мая 2022 года
МОУ «СОШ» с. Корткерос
Изображение слайда
3
Слайд 3: Критерии оценивания итогового сочинения в школе (как допуск к ЕГЭ)
Требование № 1. «Объем итогового сочинения» Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
МОУ «СОШ» с. Корткерос
Изображение слайда
4
Слайд 4: Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
МОУ «СОШ» с. Корткерос
Изображение слайда
5
Слайд 5: Оригинальность
Не списывайте. Несмотря на наличие огромного количества материалов в сети, частичное или полное копирование запрещено! Используйте информацию с умом.
Например, на разных сайтах можно найти аргументы к разным направлениям и разным темам. Это не значит, что их можно переписывать. Это пример, точка зрения, микроанализ произведения или героя, направление размышлений в рамках темы. Это поможет вам понять, в каких произведениях вообще представлено направление.
МОУ «СОШ» с. Корткерос
Изображение слайда
«Соответствие теме»
«Аргументация. Привлечение литературного материала»
«Композиция и логика рассуждения»
«Качество письменной речи»
«Грамотность».
МОУ «СОШ» с. Корткерос
Изображение слайда
7
Слайд 7: План итогового сочинения (Один тезис и аргумент( ы ) к нему)
1. Вступление
2. Тезис 3. Связка 4. Аргумент №1 5. Микровывод 6. Связка 7. Аргумент №2 8. Микровывод 9. Заключение
МОУ «СОШ» с. Корткерос
Изображение слайда
Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения. — Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос. — Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания. — Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить.
МОУ «СОШ» с. Корткерос
Изображение слайда
Теперь подробнее о связке. Связка — это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении.
МОУ «СОШ» с. Корткерос
Изображение слайда
После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели Вас в другую сторону.
МОУ «СОШ» с. Корткерос
Изображение слайда
11
Слайд 11: НАПРАВЛЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2021-2022
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека 2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и Наказание – вечная тема 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня 5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
Изображение слайда
12
Слайд 12: Направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Изображение слайда
13
Слайд 13: Комментарий ФИПИ к направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей. Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Изображение слайда
Травелог ( англ. travelogue от travel — « путешествие », по образцу monologue — «монолог») — жанр, описывающий путешествие в разных видах искусства
В литературе как жанр травелог развивается из путевых записок.
Изображение слайда
15
Слайд 15: Примерные темы
Как вы понимаете выражение: «Дорогу осилит идущий»?
Дороги, которые мы выбираем.
Самая трудная дорога та, которую не знаешь.
Что значит «сбиться с жизненного пути»?
Что заставляет нас выбирать ту или иную дорогу?
Согласны ли вы с высказыванием В. Крапивина: «Никакой дорогой, даже самой правильной, нельзя проходить мимо того, кому нужен друг»?
Путешествовать – значит развиваться.
Как вы понимаете выражение «дорога длиной в жизнь»?
Куда человека могут привести мечты?
Что значит «идти своей дорогой»?
Изображение слайда
16
Слайд 16: Список литературы
Большинство произведений школьной программы по литературе подойдет для раскрытия данного направления (особенно, если речь идет о дороге в значении «жизненный путь»). Представленные ниже произведения более детально раскрывают тему дороги, путешествий, приключений и др.
Изображение слайда
17
Слайд 17: Русская литература
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Метель» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри» Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор» Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога» А.П. Чехов «Остров Сахалин» Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина» Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» М. Горький «Фома Гордеев», «На дне», трилогия «Детство. В людях. Мои университеты», «Старуха Изергиль» И.А. Гончаров «Обломов», «Паллада» И.С. Тургенев «Записки охотника» Н.С. Лесков «Левша», «Очарованный странник»
Изображение слайда
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар» Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника» М.А. Шолохов «Тихий дон», «Судьба человека» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» А.Т. Твардовский «Василий Тёркин» В.Г. Короленко «Слепой музыкант» Ч.Т. Айтматов «Плаха», «И дольше века длится день» В.А. Обручев «Земля Санникова» В.К. Арсеньев « Дерсу Узала » И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Одноэтажная Америка» Д.С. Лихачев «Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29) М.М. Пришвин «Путешествие» А.П. Платонов «Жена машиниста» В.А. Каверин «Два капитана» К. Булычёв цикл «Приключения Алисы» А. Грин «Алые паруса» Н.Н. Миклухо-Маклай «Путешествия»
Изображение слайда
19
Слайд 19: Зарубежная литература:
Гомер «Одиссея», «Илиада» А. Данте «Божественная комедия» Ф. Рабле « Гаргантюа и Пантагрюэль » Д. Дефо «Робинзон Крузо» Дж. Керуак «В дороге» О. Генри «Дороги, которые мы выбираем» Дж. Толкин трилогия «Властелин колец» А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» К. Льюис серия книг «Хроники Нарнии » Л. Кэролл «Алиса в стране чудес» Ж. Верн «Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли» Ф. Купер «Следопыт», «На суше и на море»
Изображение слайда
Дж. Даррелл (любое произведение, например, «Моя семья и другие животные») Дж. Лондон «Мартин Иден», «Морской волк», «Дорога», «Сердца трёх» и многие другие. Дж. Барри серия «Питер Пэн » Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» М. Сервантес «Дон Кихот» У. Теккерей «Ярмарка тщеславия» Ч. Диккенс «Рождественская песнь», «Большие надежды» У. Грум « Форрест Гамп » Д. Митчелл «Облачный атлас» Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Изображение слайда
21
Последний слайд презентации: Итоговое сочинение
Успехов на экзамене!!!
МОУ «СОШ» с. Корткерос
Изображение слайда
ПОДЕЛИТЬСЯ
Лучший список литературных произведений для подготовки к итоговому декабрьскому сочинению 2021-2022 учебного года по литературе для допуска к ЕГЭ 2022.
Ссылка для скачивания списка литературы: скачать
Аргументы к направлениям:
- Аргументы для направления «Кому на Руси жить хорошо?
- Аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
- Аргументы для направления цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Литература к направлению итогового сочинения человек путешествующий: дорога в жизни человека
- А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Метель»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
- Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
- А.П. Чехов «Остров Сахалин»
- Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
- Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- М. Горький «Фома Гордеев», «На дне», трилогия «Детство. В людях. Мои университеты», «Старуха Изергиль»
- И.А. Гончаров «Обломов», «Паллада»
- И.С. Тургенев «Записки охотника»
- Н.С. Лесков «Левша», «Очарованный странник»
- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»
- Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
- М.А. Шолохов «Тихий дон», «Судьба человека»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
- В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
- Ч.Т. Айтматов «Плаха», «И дольше века длится день»
- В.А. Обручев «Земля Санникова»
- В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
- И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Одноэтажная Америка»
- Д.С. Лихачев «Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29)
- М.М. Пришвин «Путешествие»
- А.П. Платонов «Жена машиниста»
- В.А. Каверин «Два капитана»
- К. Булычёв цикл «Приключения Алисы»
- А. Грин «Алые паруса»
- Н.Н. Миклухо-Маклай «Путешествия»
- Гомер «Одиссея», «Илиада»
- А. Данте «Божественная комедия»
- Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
- Д. Дефо «Робинзон Крузо»
- Дж. Керуак «В дороге»
- О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
- Дж. Толкин трилогия «Властелин колец»
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- К. Льюис серия книг «Хроники Нарнии»
- Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»
- Ж. Верн «Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли»
- Ф. Купер «Следопыт», «На суше и на море»
- Дж. Даррелл (любое произведение, например, «Моя семья и другие животные»)
- Дж. Лондон «Мартин Иден», «Морской волк», «Дорога», «Сердца трёх» и многие другие.
- Дж. Барри серия «Питер Пэн»
- Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
- М. Сервантес «Дон Кихот»
- У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
- Ч. Диккенс «Рождественская песнь», «Большие надежды»
- У. Грум «Форрест Гамп»
- Д. Митчелл «Облачный атлас»
- Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Литература к направлению итогового сочинения цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
- М.А. Булгаков «Роковые яйца», «Собачье сердце»
- Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»
- В.П. Астафьев «Царь-рыба»
- Е.И. Замятин «Мы»
- И.А. Ефремов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы»
- Т.Н. Толстая «Кысь»
- Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
- В.О. Пелевин «Generation “П”»
- А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Полдень, XXII век»
- А. Азимов «Позитронный человек», цикл «Основание»
- Лю Цысинь трилогия «В память о прошлом Земли»
- Г. Каспаров «Человек и компьютер»
- А.Р. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
- О. Хаксли «О дивный новый мир»
- Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Лето, прощай», «И грянул гром», «Все лето в один день» и др.
- К. Воннегут «Колыбель для кошки»
- С. Лем «Солярис»
- Дж. Оруэлл «1984»
- К. Исигуро «Не отпускай меня»
- Э. Вейер «Марсианин»
- Д. Киз «Цветы для Элджернона»
- В. Рот «Дивергент»
- Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»
- Ю. Харари «21 урок для XXI века»
- Т. Чан «История твоей жизни»
- Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»
- О.С. Кард «Игра Эндера»
- С. Коллинз «Голодные игры»
- Д. Митчелл «Облачный атлас»
- Ж. Верн «20000 лье под водой»
- Г. Уэллс «Машина времени»
- М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
- Р. Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
Литература к направлению итогового сочинения преступление и Наказание – вечная тема
- 1. А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
- 2. А. Камю «Посторонний»
- 3. А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»
- 4. А. Островский «Гроза»
- 5. А.А. Ахматова «Реквием»
- 6. А.А. Блок «Двенадцать»
- 7. А.В. Иванов «Тобол»
- 8. А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
- 9. А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ»
- 10. А.И. Солженицын «В круге первом»
- 11. А.М. Адамович, Д.А. Гранин «Блокадная книга»
- 12. А.Н. Островский «Гроза»
- 13. А.Н. Островский «Свои люди-сочтемся»
- 14. А.Н. Толстой «Петр I»
- 15. А.П. Платонов «Чевенгур»
- 16. А.П. Чехов «Злоумышленник»
- 17. А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам»
- 18. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- 19. А.С. Пушкин «Медный всадник»
- 20. А.С. Пушкин «Памятник»
- 21. А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
- 22. А.Т. Твардовский «По праву памяти»
- 26. Б.Л. Васильев «Завтра была война»
- 27. Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
- 28. Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
- 29. В. Быков «Обелиск».
- 30. В. Гюго «Отверженные»
- 31. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
- 32. В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»
- 33. В.А. Каверин «Два капитана»
- 34. В.А. Каверин «Открытая книга»
- 35. В.А. Чивилихин «Память»
- 36. В.В. Быков «Обелиск»
- 37. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
- 38. В.Г. Ян «Чингиз-хан. Батый. К последнему морю»
- 39. В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
- 40. В.И. Аксенов «Таинственная страсть»
- 41. В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
- 42. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
- 43. В.П. Катаев «Трава забвения»
- 44. В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
- 45. В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» «Мама»
- 46. В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»
- 47. Ги де Мопассан «Пышка»
- 48. Д. Митчелл «Облачный атлас»
- 52. Дж. Лондон «Мартин Иден»
- 53. Дж. Оруэлл «1984»
- 54. И. Стоун «Жажда жизни»
- 55. И. Тургенев «Муму»
- 56. И.А. Бродский «Посвящается стулу»
- 57. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- 58. И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями»
- 59. К. Булычев «Город без памяти»
- 60. Л. Андреев «Иуда Искариот»
- 61. Л. Андреева «Предстояла кража»
- 62. Л. Лоури «Дающий»
- 63. Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»
- 64. Л.Н. Андреев «Рассказ о семи повешенных»
- 65. Л.Н. Толстой «Война и мир»
- 66. М.А. Булгаков «Белая гвардия»
- 67. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- 68. М.А. Шолохов «Поднятая целина»
- 69. М.А. Шолохов «Родинка»
- 70. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
- 71. М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
- 72. М.Ю. Лермонтов «Бородино»
- 73. М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»
- 74. Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Литература к направлению итогового сочинения книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
- А.С. Пушкин «Об искусстве», «Моцарт и Сальери»
- М.И. Цветаева «Об Искусстве»
- М.Ю. Лермонтов: Творческое наследие и современная театральная культура
- В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
- Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- А.И. Куприн «Гамбринус»
- К.Г. Паустовский «Золотая роза»
- Н.В. Гоголь «Портрет»
- А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
- Л.Н. Толстой «Альберт»
- М.А. Осоргин «Записки старого книгоеда»
- Д.А. Гранин «Картина»
- В.В. Набоков «Дар»
- М. Горький трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»
- Д. Быков «Советская литература»
- З. Прилепин «Книгочет», «Именины сердца. Разговоры с русской литературой»
- Е.И. Замятин «Мы»
- Д. Мережковский «Вечные спутники»
- У. Эко «О литературе»
- С. Моэм «Искусство слова: о себе и других»
- Г. Юзефович «Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг»
- П. Вайль, А. Генис «Родная речь: Уроки изящной словесности»
- С. Лем «Мой взгляд на литературу»
- П. Зюскинд «Литературная амнезия»
- Ф. Бегбедер «Конец света: первые итоги»
- Р. Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»,«451 градус по Фаренгейту»
- М. Зусак «Книжный вор»
- О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», «Об искусстве «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве»
- Г. Миллер «Книги в моей жизни»
- Г. Гессе «Магия книги»
Литература к направлению итогового сочинения кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
- М.Ю. Лермонтов «Песнь о купце Калашникове…»
- Н.С. Лесков «Левша»
- Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
- А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- А.С. Пушкин цикл «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
- Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
- Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо»
- М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Господа Головлевы»
- А.Н. Островский «Лес», «Свои люди-сочтемся», «Бедность не порок»
- И.С. Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Мальчик у Христа на ёлке», «Братья Карамазовы» др.
- В.Г. Короленко «В дурном обществе»
- М. Горький «На дне», «Детство», «Бывшие люди»
- Н. Носов серия книг о Незнайке
- И.А. Гончаров «Обломов»
- А.П. Чехов «Маска», «Дуэль», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Тоска», «Человек в футляре»
- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
- М.А. Булгаков «Собачье сердце»
- А.Н. Толстой «Петр Первый»
- Е.И. Замятин «Мы»
- Стихотворения Ахматовой, Цветаевой, Блока, Есенина, Маяковского, Пушкина, Некрасова, Тютчева, Фета и др.
- Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
- А.П. Платонов «Котлован»
- Т. Мор «Утопия»
- Платон «Государство»
- Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»
Тематическое направление: Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.
Что важнее: личное счастье или благополучие Родины? Каждый человек самостоятельно решает это для себя. Кто-то яро верит в то, что мы должны беречь свое наследие для поколений, а кому-то будет достаточно и личного благополучия. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
Василь Быков в своем произведении «Журавлиный крик» очень ярко раскрывает эту тему. Молодой солдат Овсеев отправляется на войну и, когда приходит час принимать тяжелое решение, он выбирает себя, а не Родину. Поступок Овсеева можно объяснить тем, что он считает себя исключительным, талантливым, лучше всех. Он никогда не сомневался в том, что он важнее других и, когда он пошел сдаваться немцам, он сделал это без раздумий. Я считаю, солдат Овсеев – это пример того, что только сам человек определяет для себя не всегда правильные, но важные для него вещи.
Следующий пример я хочу привести из текста «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачева. В письме пятом он рассуждает о смысле жизни и важности правильного выбора цели. Как он говорит : «Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.». Автор уверен, что достойный человек — это человек, который может найти радость в добродушие к другим, который может отказать себе в мелких радостях и отдать их.
Подводя итоги сказанному, можно ясно увидеть, что каждый сам определяет важные для него вещи. Иногда человек считает, что он — это его исключительная ценность и ничего больше, кроме собственного счастье не важно и не сможет осчастливить его. Другие же уверены, что благополучие близких и Родины — это высшая ценность.
Здравствуйте, Ангелина!
Вам удалось создать самостоятельную работу. Вместе с тем следует обратить внимание на объём: ФИПИ рекомендует стремиться к 350 словам.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
Тема раскрыта, хотя сделали Вы это поверностно. Во вступлении ответ на вопрос дан.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Аргументы выбраны верно, иллюстрируют ключевой тезис сочинения. Предпринята попытка осмысления произведений в аспекте заявленной темы.
Анализ поверхностный. Попробуйте сделать опору на эпизод в художественном произведении, поразмышляйте над фразой академика Лихачёва, можете обратиться к его личности, фактам из биографии: патриот, он делает однозначный выбор.
К3 (логика и композиция) + 1 балл
В целом структура силлогизма ТЕЗИС-ДОВОД-ВЫВОД выдержана. Не хватает микровыводов после аргументов. Нужно вернуться к теме, должны прозвучать ключевые слова.
Вывод почти повторяет вступление: так быть не должно, это нарушение логики. В финале нужно обобщить сказанное и вывести мысль на новый уровень. Но не так, чтобы это был новый тезис, требующий доказательства.
Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
Повтор темы- неудачное начало. Перенесите проблемный вопрос, не повторяя слово в слово тему, после вступления- это станет отличным переходом к литературным аргументам.
К 4 (речь)+ 1 балл
Кто-то яро верит в то, что мы должны беречь свое наследие для поколений, а кому-то будет достаточно и личного благополучия. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
МЫ- кого Вы имеете в виду?
Своим наследие быть не может.
Наследине- явление культуры, быта, полученное от предыдущих эпох, от прежних деятелей.
МЕНЯ- лишнее слово.
Василь Быков в своем произведении «Журавлиный крик» очень ярко раскрывает эту тему.
На что именно указывает местоимение? В тезисе было два посыла: одни берегут наследие, другие живут для себя.
Молодой солдат Овсеев отправляется на войну и, когда приходит час принимать тяжелое решение, он выбирает себя, а не Родину. Поступок Овсеева можно объяснить тем, что он считает себя исключительным, талантливым, лучше всех. Он никогда не сомневался в том, что он важнее других и, когда он пошел сдаваться немцам, он сделал это без раздумий. Я считаю, солдат Овсеев – это пример того, что только сам человек определяет для себя не всегда правильные, но важные для него вещи.
повтор слов ОВСЕЕВ, ОН
САМ и ДЛЯ СЕБЯ- плеоназм
вещи= предметы
Вы говорите о поступках, нравственных ориентирах, личностных качествах.
каждый сам определяет важные для него вещи
Неверный выбор слова
В письме пятом он рассуждает о смысле жизни и важности правильного выбора цели. Как он говорит
повтор
достойный человек — это человек, который
повтор
найти радость в добродушие к другим
радость в добродушном отношении к другим
может отказать себе в мелких радостях и отдать их.
«Отдать МЕЛКИЕ радости» звучит иронично (а большие радости себе оставит?)
Подводя итоги сказанному, можно ясно увидеть
Стиль! Концеляриты
Иногда человек считает, что он — это его исключительная ценность и ничего больше, кроме собственного счастье не важно и не сможет осчастливить его.
Неверное использование местоимений рождает путаницу: кто кого должен осчастливить? Кто чья ценность?
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: указать
Ошибки
Орфография
в добродушиИ
кроме собственного счастье не важно
кроме счастьЯ
НЕВАЖНО чаще всего пишут слитно
Пунктуация
Как он говорит : «Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.».
Несуществующий стык знаков. Точки перед кавычками не надо.
ничего больше, кроме собственного счастье ЗПТ не важно
Обороты с предлогом «кроме» обычно обособляются, если предлог можно заменить словами «исключая, не считая кого-либо, чего-либо».
Грамматика
Кто-то яро верит в то, что мы должны беречь свое наследие для ПРОПУЩЕНО СЛОВО-ОПРЕДЕЛЕНИЕ поколений
Ошибка в построении СП.
Цитату нужно оформить или как прямую речь (слова автора без КАК), или использовать вводную конструкцию: По словам Д.С. Лихачёва,… (слова академика в кавычках со строчной буквы).
Можно использовать микроцитирование.
Рекомендация:
Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Д.С.Лихачёва
Общий вывод по работе
Итак, Ангелина, Ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над композицией и речью.
Удачи!