Письма о добром и прекрасном лихачев аргументы для итогового сочинения по литературе

Итоговое сочинение пропуск на егэ. чтобы получить допуск к егэ по русскому языку выпускник должен успешно написать итоговое сочинение

Итоговое сочинение –
пропуск на ЕГЭ. Чтобы получить допуск к ЕГЭ по русскому языку выпускник должен
успешно написать итоговое сочинение по литературе и получить «зачёт».

В этом году сочинение
одиннадцатиклассники будут писать 1 декабря (основной поток) и 4 декабря и 4
мая – резервные.

Начало – 10:00 по
местному времени.

Время работы – 3 часа 55
минут.

Место проведения
итогового сочинения – школа, где учится выпускник.

В 2021 году отмечается
200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского (11 ноября) и Н.А. Некрасова (10
декабря), с произведениями которых связаны направления тем сочинения в этом
году.

Для итогового сочинения
в выпускных классах в 2021/22 учебном году утверждены тематические направления:

1. Человек путешествующий:
дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

2. Цивилизация и
технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации,
надежды и страхи, с ней связанные).

3. Преступление и
Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и
нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

4. Книга (музыка,
спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется
личностно важным).

5. Кому на Руси жить
хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость,
поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и
государства).

Сами темы выпускники
традиционно узнают уже перед началом сочинения.

Традиционно во всех 30
библиотеках «Централизованной библиотечной системы» Челябинска на
выставках-шпаргалках, организованных в рамках акции  «Секреты ЗАЧЁТного
сочинения», представлены лучшие классические
произведения, в которых школьники обязательно найдут подходящие примеры для
аргументации своих сочинений. Выставка дополнена литературоведческими
пособиями, критическими статьями, сборниками с примерами лучших сочинений и др.

Обращаем внимание на
литературоцентричность сочинения. При раскрытии темы сочинения необходимо аргументированное
использование примеров из художественного текста, связь с проблематикой и
тематикой произведений. Подобрать аргументы из литературных
произведений нужно заранее, чтобы успеть справиться с работой.

Комментарий к тематическим направлениям итогового
сочинения 2021/2022 учебный год и списки литературы по направлениям

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление
нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет
написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей,
дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени
и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено
понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога
может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении.
Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути
обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и
других людей.

Обращение к
художественной, философской, психологической, краеведческой, научной
литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит
рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и
внутреннего мира человека.

Примерные темы:

В чем заключается польза
путешествий?

Почему после странствия
у человека меняются взгляды на жизнь?

Каков смысл жизненного
пути человека?

Список литературы для подбора аргументов к теме:

Д. И. Фонвизин
«Недоросль»

А. Н. Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву»

А. С. Грибоедов
«Горе от ума»

А. С. Пушкин
«Капитанская дочка», «Бахчисарайский
фонтан», «Евгений
Онегин», «Дубровский», «Цыганы», «Руслан и Людмила»,
«Станционный
смотритель», «Метель», «Моцарт и
Сальери»

М. Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени», «Мцыри»

Н. В. Гоголь
«Мертвые души», «Ревизор» «Тарас Бульба»

И. А. Гончаров
«Обломов»

И. С. Тургенев «Ася»,
«Отцы и дети», «Записки охотника»

Н. А. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо», «Железная дорога»

Ф. М.
Достоевский «Преступление и наказание»

А. Н. Островский
«Бесприданница»

М. Е.
Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»

Н. С. Лесков
«Левша», «Очарованный странник»

А. К. Толстой
«Князь Серебряный»

Л. Н. Толстой
«Война и мир», «Анна Каренина», «Кавказский пленник»

А. П. Чехов
«Попрыгунья», «Степь», «Невеста», «Вишневый сад»,  «Остров Сахалин»,  «Крыжовник»

М. Горький
«Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «На дне», трилогия «Детство. В людях. Мои
университеты»

А. Грин
«Алые паруса»

А.И. Куприн
«Куст сирени», «Олеся»,

И. А. Бунин
«Кукушка», «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Чистый понедельник»,
«Антоновские яблоки», «Холодная осень», «Тень птицы»

М. А. Булгаков
«Мастер и Маргарита»

А. П. Платонов «Песчаная
учительница»

Б. Л. Пастернак
«Доктор Живаго»

И. Ильф
и  Е. Петров «Двенадцать стульев»

М. А. Шолохов
«Судьба человека»

А. Т. Твардовский
«Василий Тёркин»

В. А. Каверин «Два
капитана»

Ч. Т. Айтматов
«Плаха», «И дольше века длится день»

Д. С. Лихачев
«Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29)

А. Лиханов «Чистые
камушки»

Б. Екимов «Белая Дорога»

Список зарубежной литературы

Гомер «Одиссея»,
«Илиада»

А. Данте
«Божественная комедия»

Ф. Рабле «Гаргантюа и
Пантагрюэль»

М. Сервантес «Дон Кихот»

Дж. Свифт «Путешествие
Гулливера»

Д. Дефо
«Робинзон Крузо»

Ж. Верн
«Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли»

Ч. Диккенс
«Рождественская песнь», «Большие надежды»

Джером К. Джером «Трое в
лодке, не считая собаки»

О. Генри
«Дороги, которые мы выбираем»

Дж. Лондон
«Морской волк», «Дорога», «Мартин Иден», «Сердца трёх» и др.

А. де
Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Л. Кэролл
«Алиса в стране чудес»

К.  Льюис «Хроники Нарнии»

Дж.  Толкин «Властелин колец»

Дж. Керуак «В дороге»

Дж. Джойс «Эвелин»

Д. Митчелл «Облачный
атлас»

Р. Брэдбери
«Зеленое утро»

Р. Бах
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

А. Сапковский
«Сага о ведьмаке»

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или
трагедия?

Тематическое направление
заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и
страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут
способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с
технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к
рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий
его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии
2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов»
цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития
технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими
завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской,
научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как
мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем
видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным
произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к
жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Примерные темы:

Каковы отрицательные
стороны прогресса?

Может ли техника
заменить общение людей?

Какие возможности дарит
человеку научно-технический прогресс?

Список литературы

Д. И. Фонвизин
«Недоросль»

И. А. Гончаров
«Обломов»

И. С. Тургенев «Отцы и
дети»

А. Н.
Островский «Гроза»

Н. С. Лесков
«Левша»

Н. Г. Чернышевский «Что
делать?»

А. П. Чехов
«Вишневый сад», «Лошадиная фамилия» «Хирургия», «Дядя Ваня», «Крыжовник»,
«Человек в футляре»

Е. И. Замятин
«Мы»

М. А. Булгаков
«Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита»

А. Н. Толстой «Гиперболоид
инженера Гарина»

А. Платонов «Песчаная
учительница», «В прекрасном и яростном мире»

А. Р. Беляев
«Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»

М. А. Шолохов
«Поднятая целина», «Тихий Дон»

И. А. Ефремов «Лезвие
бритвы», «Туманность Андромеды»

В. П. Астафьев
«Людочка», «Царь-рыба»

А. и Б.
Стругацкие «Гадкие лебеди», «Трудно быть богом»,
«Пикник на
обочине», «Полдень, XXII век», «Мир иной»

Ч. Т. Айтматов
«И дольше века длится день», «Плаха»

В. Г. Распутин «Прощание с
Матёрой»

Т. Толстая
«Кысь»

С. Алексиевич
«Чернобыльская
молитва»

Е. Носов «Кукла»

Список зарубежной литературы

М. Шелли
«Франкенштейн, или Современный Прометей»

Г. Уэллс «Машина
времени», «Война миров», «Человек-невидимка», «Похищенная бацилла».

Ж. Верн «20000
лье под водой», «Вверх дном»

Лю Цысинь трилогия «В
память о прошлом Земли»

О. Хаксли «О
дивный новый мир»

Р. Брэдбери
«451 по Фаренгейту», «Вельд», «Марсианские хроники», «Лето, прощай», «И грянул
гром», «Все лето в один день» и др.

Дж.  Оруэлл «1984»

К. Воннегут
«Колыбель для кошки»

С. Лем
«Солярис»

У. Эко «Оно»

Э. Вейер «Марсианин»

Д. Киз «Цветы
для Элджернона»

В. Рот «Дивергент»

Ф. Дик
«Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»

Ю. Харари «21 урок для
XXI века»

Т. Чан «История твоей
жизни»

Дж. Дэшнер «Бегущий в
лабиринте»

О.С. Кард «Игра Эндера»

С.  Коллинз «Голодные игры»

Д. Митчелл «Облачный
атлас»

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление
предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные
явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности,
раскаяния.

Темы сочинений позволят
анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек
зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за
сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника,
возмездие и муки совести и др.

Многообразны
литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения
(юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной
проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная
литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф.
М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество
будет отмечать в конце 2021 г.

Примерные темы:

Можно ли человеку
прожить без совести?

Почему происходят
преступления?

Должны ли преступники
расплачиваться за содеянное?

Список литературы

Д. И. Фонвизин
«Недоросль»

Н. М. Карамзин
«Бедная Лиза»

А.С. Пушкин «Евгений
Онегин», «Полтава», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Выстрел»,
«Борис Годунов», «Моцарт и
Сальери», «Повести
Белкина»

М. Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени», «Маскарад», «Песня про купца Калашникова»

Н. В. Гоголь
«Тарас Бульба», «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»

И. А. Гончаров
«Обломов»

И. С. Тургенев «Му-му»

Н. А. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо»

Ф. М.
Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы»,
«Записки из мертвого дома», «Бедные люди»

А. Н.
Островский «Свои люди – сочтемся», «Гроза»

М. Е.
Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

Н. С. Лесков
«Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»

Л. Н. Толстой
«Война и мир», «Крейцерова соната», «Воскресение»

В. Г. Короленко «Дети
подземелья»

А. П. Чехов
«На охоте», «Злоумышленник», «В аптеке»

М. Горький
«Детство», «Челкаш», «На дне», «Старуха Изергиль», «Мать»

А.И. Куприн «Яма»,
«Олеся»

Л. Н. Андреев
«Рассказ о семи повешенных»

И. А. Бунин
«Темные аллеи»

М. А. Булгаков
«Мастер и Маргарита»

И. Ильф
и  Е. Петров «Двенадцать
стульев», «Золотой теленок»

М. А. Шолохов
«Тихий Дон»

В. Д. Дудинцев
«Белые одежды»

В. П. Астафьев
«Царь-рыба»

Б. Л. Васильев
«Не стреляйте белых лебедей»

Ч. Т. Айтматов
«Плаха»

Ю. Яковлев «Он убил
мою собаку»

Список зарубежной
литературы

В. Гюго «Отверженные»

У. Голдинг
«Повелитель мух»

Т. Драйзер
«Американская трагедия»

А. Дюма «Граф
Монте-Кристо»

А. Кристи
«Убийство в Восточном экспрессе»

Э. По
«Сердце-обличитель»

О. Уайльд «Портрет
Дориана Грея»

Ф. Фицджеральд
«Великий Гэтсби»

У. Шекспир
«Гамлет», «Отелло»

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление
позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература,
музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное),
которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются
читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст
собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора
произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение
изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики,
близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о
произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник
может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая
сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих
трудов критиков и ученых.

Примерные темы:

В каком герое из
литературы вы нашли отражение себя?

Как искусство влияет на
мировосприятие человека?

С каким персонажем вы
смогли бы подружиться?

Список литературы

Д. И. Фонвизин
«Недоросль»

А. С. Грибоедов
«Горе от ума»

А. С. Пушкин «Евгений
Онегин», «Об искусстве», «Моцарт и
Сальери»

М. Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени»

Н. В. Гоголь
«Портрет»

И. А. Гончаров
«Обломов»

И. С. Тургенев. «Певцы»,
«Отцы и дети»

Н. А. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо»

Ф. М.
Достоевский «Бедные люди», «Преступление и наказание»

А. Н.
Островский «Лес»

М. Е. Салтыков-Щедрин
«Господа Головлевы»

Н. С. Лесков
«Тупейный художник»

А. К. Толстой
«Князь Серебряный»

Л. Н. Толстой
«Война и мир», «Анна Каренина», «Альберт»

В. Г. Короленко «Слепой
музыкант»

А. П. Чехов
«Чайка», «Ионыч», «Скрипка Ротшильда» «Моя ‘она’»

М. Горький
«На дне», «Старуха Изергиль», трилогия «Детство. В людях. Мои университеты»

А. Грин «Алые
паруса», «Зелёная лампа»

А.И. Куприн «Тапер»,
«Гранатовый браслет», «Яма», «Гамбринус»

И. А. Бунин
«Легкое дыхание», «Чистый понедельник»

Л. Андреев
«Иуда Искариот»

Е. И. Замятин
«Мы»

М. А. Булгаков
«Мастер и Маргарита»

Б. Л. Пастернак
«Доктор Живаго»

В. В. Набоков
«Дар»

А. Н. Толстой «Русский
характер»

К. Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»

М. А. Шолохов
«Судьба человека», «Поднятая целина»

А. Т. Твардовский
«Василий Теркин»

Б. Н. Полевой
«Повесть о настоящем человеке»

В. К.  Железников «Чучело»

Д. С. Лихачев
«Письма о добром и прекрасном»

Д. Быков «Советская
литература»

Г. Юзефович
«Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг»

Список зарубежной литературы

О. Уайльд «Портрет
Дориана Грея», «Об искусстве «Охранная грамота» и заметки о
художественном творчестве»

Ш. Бронте
«Джен Эйр»

У. Эко «О литературе»,
«Портрет Дориана Грея»

Ф. Бегбедер «Конец
света: первые итоги»

Р. Брэдбери
«Дзен в
искусстве написания книг»,«451 градус по Фаренгейту»

П. Вайль, А. Генис
«Родная речь: Уроки изящной словесности»

Г. Гессе «Магия книги»

М. Зусак
«Книжный вор»

П. Зюскинд «Литературная
амнезия»

С. Лем «Мой
взгляд на литературу»

Г. Миллер «Книги в моей
жизни»

С. Моэм
«Искусство слова: о себе и других»

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление
сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня
рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает
возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости
и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных
пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли
жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного
устройства.

Темы сочинений,
ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят
соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт
социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого
направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной,
исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая
при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Примерные темы:

Может ли 1 человек
повлиять на историю государства?

Кто должен заботиться о
людях, попавших в тяжелое положение: государство или граждане?

Какими качествами должен
обладать настоящий гражданин?

Список литературы

Д. И. Фонвизин
«Недоросль»

А. Н. Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву»

А. С. Грибоедов
«Горе от ума»

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»,
«Капитанская дочка», «Станционный
смотритель», «Медный всадник», «Дубровский»

М. Ю. Лермонтов
«Песнь о купце Калашникове…»

Н. В. Гоголь
«Ревизор» «Мертвые души», «Шинель»,
«Тарас Бульба»

И. А. Гончаров
«Обломов»

И. С. Тургенев «Хорь и
Калиныч», Му-му», «Отцы и дети»

Н. А. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Железная дорога»

Ф. М.
Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Бедные люди», «Мальчик у
Христа на ёлке», «Братья Карамазовы» др.

А. Н.
Островский «Гроза», «Свои люди – сочтемся», «Бедность не порок»

М. Е.
Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,
«История одного города», «Господа Головлевы»

Н. С. Лесков
«Левша»

Н. Г. Чернышевский «Что
делать?»

Л. Н. Толстой
«Война и мир», «После бала»

А. П. Чехов
«Человек в футляре», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть
чиновника», «Тоска»

М. Горький
«На дне», «Детство», «Бывшие люди»

А.И. Куприн «Чудесный
доктор»

И. А. Бунин
«Господин из Сан-Франциско»

Е. И. Замятин
«Мы»

А. А. Блок «12»

В. В.
Маяковский «Прозаседавшиеся»

М. А. Булгаков
«Собачье сердце»

А. Н. Толстой «Петр
Первый»

А. П. Платонов
«Котлован»

М. А. Шолохов
«Поднятая целина»

Ч. Т. Айтматов
«И дольше века длится день»

Список зарубежной литературы

Платон «Государство»

Т. Мор «Утопия»

Ицхок-Лейбуш Перец
«Пост»

Советы «в тему»

Заранее изучите критерии.
Итоговое сочинение должно соответствовать критериям, установленным ФИПИ.
Ознакомьтесь с ними и запомните, чтобы ничего не упустить во время экзамена.

Критерии оценки:

Объем итогового
сочинения — не менее 250 слов.

Самостоятельность
написания.

Если эти 2 условия
выполнены, то эксперты просматривают наличие следующих критериев:

Соответствие теме
(основной критерий). В своих рассуждениях человек не должен уходить от
выбранной темы, иначе ставится «незачет».

Аргументация с
привлечением литературного материала (основной критерий). Итоговое сочинение
отличается от сочинения в ЕГЭ по русскому языку. Подтверждение слов и мыслей
должно происходить только на основе ситуации из произведения литературы.

Композиция и логика
рассуждения. Расположение абзацев основывается на логичном построении
рассуждения. В тексте нельзя метаться из стороны в сторону, нарушая смысл
повествования.

Качество письменной речи.
ЕГЭ по русскому сдают все школьники без исключения, поэтому и на итоговом
сочинении проверяется умение применять причастные и деепричастные обороты,
вводные слова, средства художественной выразительности для красочности текста.

Грамотность. Отсутствие
грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. «Незачет» будет, если
человек допустит более пяти ошибок на сто слов.

Напоминаем:

Чтобы успешно написать
итоговое сочинение, перечитайте произведения, которые с большой долей
вероятности будете использовать. Освежите в памяти тексты с учетом
подтверждающих аргументов для раскрытия темы.

Приходите в библиотеки за книгами!

Желаем успехов!

Источники

https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie

https://edu.gov.ru/press/4074/obyavleny-napravleniya-dlya-tem-itogovogo-sochineniya-v-vypusknyh-klassah-v-2021-22-uchebnom-godu/

https://school-olymp.ru/blog/itogovoe-sochinenie-2021-2022-uch-g/

https://bingoschool.ru/manual/5-napravlenij-itogovogo-sochineniya-ot-fipi-2022/

https://4ege.ru/sochinenie/62755-primery-itogovyh-sochinenij.html

https://4ege.ru/sochinenie/62754-primery-itogovyh-sochinenij.html

https://4ege.ru/sochinenie/62678-5-korotkih-proizvedenij-dlja-itogovogo-sochinenija.html

https://100balnik.ru/примерные-темы-итогового-сочинения-2021-2022/

Читайте также

«Повести
Белкина» – новое прочтение Пушкина

Восточные
мотивы в творчестве Александра Сергеевича Пушкина

Недочитанный
Лесков

Иван Бунин – «Князь-рыцарь
русской литературы»

И.А.Бунин.
Последний классик русской литературы

Мир Востока в
путевых очерках Бунина

Булгаков в
книгах

Его фразами говорил весь
Советский Союз: Илья Ильф

Волшебные миры.
Погружение всей семьей

Книжное
путешествие по Японии

День ирландской
литературы

Анджей Сапковский и цикл его книг «Сага о ведьмаке»

Пан Сапковский и его легендарная сага о Ведьмаке

Александр
Беляев – русский Жюль Верн

Писатель-провидец
Александр Беляев

День российской
науки и предсказания Жюля Верна

Великий
путешественник и предсказатель – Жюль Верн

Станислав Лем

Писатели-предсказатели:
Станислав Лем

Об авторе

Дмитрий Сергеевич Лихачев является очень талантливым культурологом, искусствоведом и профессором. Он внёс огромный вклад в развитие многих наук, за что его неоднократно награждали на самом высоком уровне. За свою жизнь он сменил много профессий, но чем бы не занимался – становился в этом деле мастером. Его помнят и любят сотни людей. Свою мудрость и взгляды на жизнь он выразил в книгах, которые на вес золота. Они представляют собой настоящий кладезь познаний для молодежи. Занимательно, что Дмитрий Сергеевич никогда не входил в состав Коммунистической партии. Он также отказывался подписывать любые документы, направленные против деятелей культуры. При этом он не был радикально настроенным, а всегда пытался найти компромисс.

Первое письмо

С чего начнём рассматривать краткое содержание? «Письма о добром и прекрасном» лучше всего начинать изучать с письма «Большое в малом». В нем автор рассказывает о том, что у каждого человека должна быть своя цель в жизни. Она должна соблюдаться даже в мелочах, ведь только тогда можно действительно добиться желаемого. Мысль о том, что все средства хороши считается пагубной. Для того чтобы следовать чему-то великому, следует соблюдать это в самых обыденных вещах. Так, автор указывает на то, в материальном мире трудно блюсти малое в большом. Мир духовных ценностей устроен совсем по-другому. Реальный пример приводится на основе книги Ф. Достоевского «Преступление и наказание», в которой главный герой ради великой цели идёт на преступление, но оказывается ни с чем.

Письмо первое Большое в малом

В материальном мире большое не уместишь в малом, в сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном, тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. Если же стремиться в науке к «мелким» целям – к доказательству «силой», вопреки фактам, к эффектности результатом или к любым формам самопродвижения, – то ученый неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счете! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым.

Соблюдать большое в малом надо во всем решительно. Тогда все легко и просто.

Смысл жизни

Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» писал как напутствие для молодежи и следует сказать, что он отлично справился со своей задачей. Он говорит о важности понимания своего предназначения. Если жить бесцельно, то это будет обычным прозябанием. Также Дмитрий Сергеевич настаивает на том, что у каждого человека должны быть в жизни принципы. Удобнее будет записать их где-то. Также он советует вести дневник, но никому его не показывать. Основное правило для разумного человека – это прожить жизнь так, чтобы потом не было стыдно. Для того чтобы быть таким человеком, надо будет потрудиться. Великодушие, доброта, правдивость и честность – неотъемлемые качества для каждого. Также очень важно отказывать себе в мелких удовольствиях для большого результата или в больших искушениях, которые могут и вовсе изменить жизнь. Важным умением является возможность понимать и признавать свои ошибки.

Самооценка и цели

Как мы уже знаем, Дмитрий Лихачев «Письма о добром и прекрасном» писал для молодых незрелых душ. Шестое письмо посвящено сложному вопросу о целях и самооценки. Многие молодые люди запутываются в стереотипах общества и не могут среди них отыскать себя. Автор опровергает мысль о том, что надо жить аскетом, не заботиться о себе и лишать себя мелких радостей. Вовсе нет! Он лишь говорит о том, что должна быть высокая цель, которая может заключаться в том, чтобы достойно прожить жизнь. Более того, если человек выбрал своей целью добро, то разве могут его постичь непреодолимые неудачи? В мире нужно больше отдавать, чем получать — только тогда можно испытать настоящую и длительную радость. Получение приносит лишь кратковременное удовольствие, которое с каждым разом уменьшается, и человеку хочется большего. Такая позиция уничтожает духовность изнутри. Выбирая духовность, человек будет защищен от множества огорчений и разочарований.

Письма к молодым читателям

Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.
Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите.

Обиды

Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» написал настолько талантливо, что их в пору читать даже взрослым людям. Многие главы содержат в себе очень много того, что некоторые понимают только спустя годы. Письмо девятое, которое называется «Когда стоит обижаться?», поможет многим людям решить свою проблему. Здесь автор рассуждает об обидчивости. Он считает, что есть только две причины такого поведения: недостаток ума или наличие комплексов. Что же делать с обидчивым человеком? Желательно вести себя с ним более внимательно, ведь на самом деле обидчивость – это такая черта характера, которая и её владельцу приносит много огорчений.

На вопрос же о том, когда следует обижаться, Дмитрий Сергеевич даёт просто блистательный ответ, который нужно зазубрить, как золотое правило: обижаться следует только тогда, когда вас намеренно хотят обидеть. Даже в таком случае стоит ещё подумать прежде, чем опуститься до обиды. Если же человек просто что-то забыл или оказался невнимателен, лучше простить ему это, ведь целью не было вас задеть. В таком случае следует понимать, что это могут быть издержки возраста или ещё чего-либо.

Нравственные вершины

Книга Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» полна очень верных, мудрых мыслей. В главе о нравственных устоях он затрагивает важную тему о том, как можно о чем-либо судить. К примеру, город или парк мы судим по тому, что в нем есть самого лучшего и красивого. Точно так же оценивается искусство, которое мы составляем только из лучших экземпляров. Тогда как же можно что-то сказать о человеке по его дурному деянию? Будет справедливо судить его по лучшим поступкам, а не по недостаткам. Нравственные устои определяют многое. Они показывают то, насколько высоко человек поднялся или низко пал. Изьяны есть у всех, но высокие побуждения определяют наш дух. Самое главное – это идеалы, которыми человек живет, которым следует. Даже самолёт во время полета не опирается на воздух, а стремится вверх и как бы «подсасывается» к небу.

Дмитрий Лихачев — Письма о добром и прекрасном

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Перед вами книга «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых современности, председателя Советского Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.

То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почетные звания крупнейших научных учреждений, делает эту книгу особенно ценной.

Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются.

А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни.

Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.

Впервые книга была издана в нашем издательстве в 1985 году и уже стала библиографической редкостью – об этом свидетельствуют многочисленные письма, которые мы получаем от читателей.

Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.

Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана:

«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.

Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.

В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому – к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.

Я не подчиняю понятия добра и сопутствующего ему понятия красоты человека какому бы то ни было мировоззрению. Мои примеры не идеологичны, ибо я хочу растолковать их детям еще до того, когда они станут подчинять себя каким-либо определенным мировоззренческим принципам.

Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей.

Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.

Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».

ПИСЬМА К МОЛОДЫМ ЧИТАТЕЛЯМ

Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.

Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите.

Письмо первое

БОЛЬШОЕ В МАЛОМ

В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. Если же стремиться в науке к «мелким» целям – к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то ученый неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счете! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым.

Соблюдать большое надо во всем решительно. Тогда все легко и просто.

Письмо второе

МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

Письмо третье

САМОЕ БОЛЬШОЕ

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Любите читать!

Как вам краткое содержание? «Письма о добром и прекрасном» (Лихачев Дмитрий) содержат также главу о важности чтения в жизни личности. Любовь к книгам – это личная черта характера автора. Он делает огромный акцент на том, какую роль играют книги в жизни человека. «Письма о добром и прекрасном» Лихачев Дмитрий написал после того, как сам прочитал невероятное количество книг. Безмолвные учителя позволяют проживать несколько жизней сразу, окунаться с головой в другой мир, примерять на себя разные маски. Это очень необходимое умение, которое развивает человека всесторонне.

Также автор делает особенный акцент на том, что каждый человек должен намеренно заботиться об уровне своего интеллектуального развития. Это не только позволит оставаться интересным собеседником, но также наполнит повседневную жизнь и духовный мир. Литература способна обогатить человека огромным жизненным опытом, который просто невозможно получить за одну жизнь. Также Дмитрий Сергеевич говорит о том, что важно читать медленно и вдумываться в слова, а не просто пробегать их глазами. Он понимает важность чтения современной литературы, ведь классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. При этом очень важно изучать и её, чтобы понимать вечные ценности.

Письмо четвертое Самая большая ценность – жизнь

«Вдох – выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от „отработанного” воздуха».

Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» – это значит «умер».

Душно бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Следует хорошенько «выдохнуть» все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.

Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

Надо быть открытым людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто хорошее, «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Заметить красоту в природе, в поселке, городе, не говоря уже – в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

Я долго искал это слово – «сфера». Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором – границами. «Расширять пределы жизни» – не годится для выражения моей мысли по той же причине. «Расширять горизонты жизни» – это уже лучше, но все же что-то не то. Максимилиан Волошин любил хорошее слово – «окоём». Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

Последнее письмо

Вот и подходит к концу наше краткое содержание. «Письма о добром и прекрасном» заканчивается последним письмом о доброте. В этой главе автор подводит некоторый итог. Он говорит о том, что целью написания книги было не поучение кого-либо, а осмысление собственного опыта. Он уделяет большое внимание тому, что намного проще учиться самому, когда обучаешь кого-то. Кроме того, он не называет себя истиной в первой инстанции. «Письма о добром и прекрасном» Лихачев Дмитрий задумывал не только как книгу для других, но и как пособие для себя, на котором он сам сможет вырасти.

Эта глава посвящена и следу в жизни. Если жить только бытовыми делами, то после вас ничего не останется. Надо уметь делать добро другим, ведь это так просто, а как сильно наполняет внутренний мир человека! «Письма о добром и прекрасном», краткое содержание которых мы рассмотрели, обязательны к прочтению для каждого человека. Эту книгу необходимо читать в любом возрасте, она совершенно точно принесёт пользу. Вот и подошло к концу краткое содержание. «Письма о добром и прекрасном» — это прекрасный путеводитель по жизни, написанный талантливым Д. С. Лихачёвым!

Письмо второе Молодость – вся жизнь

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь – помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные – не давать спать!

  • Писцы собирают налоги 5 класс рассказ
  • Писахов сказки краткое содержание
  • Писсемист или пессимист как пишется правильно
  • Писсимизм или пессимизм как правильно пишется
  • Писчат или пищат как правильно пишется