Смысл итогового собеседования в том, чтобы проверить навык устной речи учащихся, умение создавать монологические высказывания на разные темы, участвовать в диалоге.

На итоговом собеседовании школьник получает контрольно-измерительный материал, содержащий небольшой текст научно-публицистического стиля и 4 здания:

  1. Выразительное чтение вслух текста.
  2. Пересказ текста с привлечением дополнительно предложенного материала (например, цитаты известного человека).
  3. Монологическое высказывание по одной из предложенных тем (уже не имеющих отношения к тексту).
  4. Диалог с экзаменатором-собеседником.

Чтение текста вслух

Первое задание является наиболее простым из всех четырёх предложенных. Необходимо прочитать текст за две минуты, выдерживая необходимый темп, соблюдая паузы и ударения в словах.  Однако не стоит недооценивать сложность данного задания, так как за 2 минуты подготовки выпускники, иногда сами того не зная, параллельно должны думать о последующем пересказе, ведь во время второго задания текста перед глазами не будет. 

Наиболее разумным будет чтение текста “про себя” или шёпотом.  Основной сложностью данного задания – обилие личных имён и терминов.

Оценивать чтение будут по двум критериям: интонация и темп. Тому, кто будет читать текст монотонно, балл по первому критерию не светит: читать нужно, повышая и понижая интонацию, согласно авторской задумке и знакам пунктуации.

Пишущий сочинение составить сложное предложение

Второй критерий предполагает чтение текста со скоростью, свойственной естественной речи, то есть без длиннот «Э-э-э, а-а-а», мхатовских пауз и т. д.

Поставить ли два балла — будет решать эксперт, отвечая, в принципе, на простой вопрос: понял ли, услышал ли он что-то из прочитанного?

Согласно второму критерию, текст надо читать со скоростью, свойственной естественной речи, то есть не удлиняя “А-а-а, э-э-э”, не делая слишком долгих пауз.

Структура текстов первого задания примерно одинакова, исходя из этого мы можем сделать вывод, что можно продумать последующий пересказ. 

Пишущий сочинение составить сложное предложение

Пересказ текста

Именно это задание, согласно статистике, вызывает у экзаменуемых наибольшие затруднения. Это и понятно, ведь необходимо не только абы как пересказать текст , но и запомнить и рассказать четыре основных микротем текста, дать более-менее развернутый ответ. Также девятиклассникам нужно органично встроить упомянутую в задании цитату.

Зачастую невозможно запомнить все детали, предложенные в тексте, поэтому, чтобы обезопасить себя от лишних волнений и тревог предлагается следующий алгоритм:

  1. Что самое запоминающееся в главном герое текста? Чем он прославился?
  2. Какие стороны его характера помогли ему этого добиться?
  3. Как к нему относятся?
  4. Как были отмечены его успехи?

Если вы будете придерживаться примерно такого порядка действий (вы можете усовершенствовать предложенный алгоритм более точными вопросами), то несомненной, даже в стрессовой ситуации сможете получить желаемое количество баллов.

Критерии оценивания второго задания:

  • Один балл дается за точный пересказ. Однако упущение одной из микротем или добавление своей — уже ноль.
  • Один балл дается за сохранение фактологической точности. Например, если экзаменуемый скажет, что Суворова звали Василий Александрович или, например, Великая Отечественная война началась в 1939 году, то это ноль баллов.
  • Один балл за умение цитировать в нужном месте.
  • Один балл за умение цитировать верно.
  • Плюс есть ещё четыре балла, которые даются по итогам обоих заданий.
  • Один балл за соблюдение грамматических норм. Самое сложное — склонение числительных. Далеко не все умеют их склонять. В целом, это самая распространённая устная ошибка даже у журналистов и дикторов, не говоря уже о политиках, которые бы точно завалили это задание (ну, шестеро-семеро из 450 депутатов, может быть, и сдали).
  • Один балл за соблюдение орфоэпических норм. Самое страшное — неправильно прочитать слово, в котором было проставлено ударение. Допускается одна ошибка, две ошибки — уже ноль.
  • Один балл за соблюдение речевых норм. Здесь разработчики дали разгуляться: можно сделать аж три ошибки, и всё равно получить балл.
  • Ну, и  один балл за верное произнесение слов. Это касается искажения личных имён и т. д. Искажать ничего нельзя.

Те же самые критерии, на более формальном языке в виде таблицы,  представленные на официальном сайте ФИПИ:

Пишущий сочинение составить сложное предложение

Обратите внимание, что при наличии отдельных критериев для чтения и пересказа правильность речи оценивается за два первых задания вместе.

Пишущий сочинение составить сложное предложение

Монологическое высказывание

Отложили текст в сторону. Ученику предлагается создать монолог, описывая фотографию, повествуя о каком-то событии или рассуждая на предложенную тему. Суть данного задания состоит в умении правильно выстроить свой текст в заданном типе речи – повествовании, описании или рассуждении. Наиболее выигрышный вариант – это сразу определиться с этим аспектом и тренироваться в составлении монологов одного типа. Самым лёгким, как правило, является описание фотографий, но никто не запрещает выбрать повествование или рассуждение. 

Важно помнить, что критерии оценивания начинают действовать с объема в 10 предложений,  поэтому заранее выучите шаблонные фразы, чтобы не переживать о недоборе слов.

Критерии по третьему заданию:

  • За сложной формулировкой Выполнение коммуникативной задачи» скрывается способность ребёнка сказать 10 фраз на заданную тему.Но! Важно понимать, что 10 фраз — это не 10 предложений. Например, в предыдущем предложении две фразы, то есть два простых предложения или предикативных основ, которые и будут считать (а в этом — и вовсе четыре фразы).
  • Один балл за то, что ребёнок адекватно оценивает речевую ситуацию, в которой он оказался — то есть на экзамене у преподавателя. Мат, хамство, жаргон — ноль
  • Последний балл за то, был ли монолог осмысленным текстом. В помощь сдающему экзаменатор задаёт простые вопросы. Если школьник отвечает только на них — ноль баллов.

Пишущий сочинение составить сложное предложение

Пишущий сочинение составить сложное предложение

Пример описания фотографии

Пишущий сочинение составить сложное предложение

  • Передо мной интересная фотография.
  • На снимке изображена игра в хоккей.
  • На переднем плане мы видим ребят, которые играют в хоккей на льду.
  • Можно с уверенностью предположить, что действие происходит в холодное время года, так как ребята играют на улице.
  • Каждый игрок одет в спортивную форму одежды, но без коньков.
  • Заметно, что ребята наслаждаются игрой.
  • Болельщики за пределами катка с интересом наблюдают за игрой  в хоккей.
  • На заднем плане виден большой дом, исходя из чего мы можем сделать вывод, что действие происходит в городе.
  • Каждая команда стремиться победить и ребята получают удовольствие от происходящего.
  • Эта фотография пробуждает желание выйти на улицу и поиграть с друзьями в спортивную игру.

В этом задании вопросы учителя-собеседника зависят от того, какую тему экзаменуемый выберет в 4-ом задании. Экзаменатор задаст не менее трёх вопросов, цель которых — выяснить, понимает ли ребёнок вопросы и может ли на них отвечать. Вопросы будут предложены разработчиком, а также формулироваться на месте.

Критерии оценивания по четвертому заданию:

Очередное «выполнение коммуникативной задачи». На этот раз «выполнил» — ответил на все вопросы. Но важно заметить, что ребёнок может и отказаться отвечать на вопрос, главное, чтобы он это обозначил, а не просто замолчал и всё. За молчание — ноль баллов, за отказ отвечать — просто новый вопрос.

Один балл за учёт речевой ситуации (про мат и жаргонизмы помним). А ещё — за «не забыть поздороваться со всеми».

Пишущий сочинение составить сложное предложение

Как и в предыдущем случае, баллы за правильность речи складываются за выполнение заданий 3 и 4 вместе.

Пишущий сочинение составить сложное предложение

Предлагаем Вам также ознакомиться с очень информативными и качественными статьями по ОГЭ-2022 по русскому языку:

1 551 просмотра(ов) 21.06.2021