Предстоит написать эссе на экзамене по английскому? В этой статье мы расскажем, как это сделать правильно и с учетом специальных стандартов и требований.
Это обычное задание на ОГЭ, при поступлении, в вузе, TOEFL, IELTS и др. Оно хорошо оценивается, ведь писать на иностранном языке на сложные и философские темы непросто. При этом нужно еще правильно изложить свою точку зрения, убедить, что вы можете рассуждать и знаете язык.
Важное условие хорошей работы и половина успеха — уверенное владение письменной речью. Этот навык развивается. Об этом мы подробно расскажем в конце статьи.
For and against essays. За или против. В основной части автор предлагает аргументы, занимает нейтральную позицию. В заключении можно высказать свое отношение по вопросу.
Opinion essays. Мнение. В любом виде работы вы выражаете мнение, но только в этом случае вы рассматриваете проблему с разных сторон. Важно затронуть все аспекты проблемы.
Suggesting solutions to problem essays. Решение проблемы. Перед вами высказывание, которое содержит в себе проблему. Ваша задача — найти варианты ее решения.
Важно заранее думать над темой и за это время собрать материал. Если думать больше, будет проще и легче находить решения. Вы яснее воспринимаете ту или иную информацию.
Кажется, что вы понятия не имеете, о чем писать? Успокойтесь, набросайте эскизы того, что вы хотите сказать. Такая практика помогает вытащить из памяти важные знания, придумать оригинальные идеи и составить план дальнейших действий.
Очень важно на подготовительном этапе сформулировать вопросы, на которые нужно ответить. Не переживайте, если они кажутся вам общими: конкретные придут в процессе написания. Просто начните.
Самое сложное в любой письменной работе — начать. Справиться с этой задачей помогает фрирайтинг (свободное письмо). Вы просто пишете все, что приходит в голову. Первое время на орфографию, стилистику и пунктуацию можно не обращать внимания, ведь именно в большинстве случаев они только мешают.
Записывайте все, даже самые безумные мысли, а потом разберетесь, как пишется правильно.
На компьютере печатать проще, так как потом отдельные его части можно менять местами в зависимости от смысла. Если вы пишете от руки, то оставляйте пространство между строчками, потом допишете.
Можно поступить так: разрезать лист с написанным на полоски и попробовать их скомпоновать так, чтобы логика изложения не нарушалась. Если вы четко видите структуру: вводную, основную и заключительную часть — эксперимент прошел успешно.
Это небольшое сочинение на заданную тематику. Его объем варьируется от 180 до 320 слов. Точное количество можно узнать лично у преподавателя или в специальной методичке. Оно зависит от типа экзамена: есть международный, национальный, внутривузовский и др.
Структура от типа экзамена не зависит. Она включает:
- название;
- вводную часть. От 2 до 4 предложений, раскрывающих название;
- основную часть. Несколько абзацев, где приводятся доводы и аргументы;
- заключительную часть. До 4-х предложений, где подводят итоги и делают один вывод.
Здесь важно обозначить тему. Так как она сформулирована в заголовке, то во введении ее нужно переписать с помощью синонимов.
Укажите все существующие мнения на проблему, не описывайте только свое к ней отношение.
Для описания используйте нейтральные конструкции, которые будут указывать на объективность.
Во введении раскрывают ключевое понятие, указывают, какие аспекты будут рассмотрены.
Примеры, как начать писать эссе на английском:
Здесь автор делится соображениями по теме. Важно, чтобы доводы и аргументы приводились строго последовательно. Примеры должны подтверждать сказанное и иллюстративно его выражать.
Обязательны различные мнения и суждения, отличные от авторских. Нужно обозначить, по каким пунктам вы не согласны, привести весомые доказательства и примеры.
Весь текст нужно поделить на логические абзацы. Последние предложения служат плавной подводкой к заключению.
Фразы-клише для основы:
Подытожьте и заверьте, что все сказанное вами, верно. Если вы не можете или не хотите давать четкий ответ, можно ответить уклончиво, но с указанием перспектив и последствий обсуждаемой проблемы.
Желательно закончить эссе перечислением идей, опираясь на введение. Но не повторяйтесь, а постарайтесь выразить мысль по-другому.
Делать выводы сложнее всего. По ним можно понять, насколько вы умеете мыслить критически, выделять главное и отсекать ненужное.
Для этого есть фразы:
Мы уже говорили об орфографических и пунктуационных ошибках, которых быть не должно. Проверить текст на грамотность можно с помощью сервиса text.ru.
Помните: новый абзац — новый аспект. При этом, абзацы могут касаться разных аспектов, но связываться по смыслу. Например, в одном из них будут перечислены положительные стороны чего-либо, а в другом — отрицательные.
Первому предложению отводится роль вводного, в нем сообщают, о чем будет речь дальше.
За связность отвечают вводные конструкции и специальные связующие слова, которые отвечают за различные функции:
- противопоставляют. On the other hand, but;
- дополняют. In addition, moreover, similarly;
- перечисляют. After that, then;
- дают пример. That is, for example;
- делают заключение. Consequently, as a result.
Если вы хотите подтвердить написанное цитатой или ссылкой, вы обязательно должны указать ее автора и дату публикации первоисточника. Это касается прямого и косвенного цитирования.
Образец:
По мнению Оливера (2004) все, что нам остается, пока наша планета болтается где-то в космосе — расслабиться и любить друг друга.
или: Все, что нам остается, пока наша планета болтается где-то в космосе — расслабиться и любить друг друга (Оливер 2004).
Все еще думаете, как писать эссе по английскому? Все просто: вы разберитесь в материале и имейте при себе четкий план.
Вторая половина успеха — умение придерживаться нужного стиля. Это значит, что в работе вы используете простые и легкие выражения, минимум терминологии и тяжелой лексики, не допускаете ошибок.
Всегда учитывайте различия устной и письменной речи. Добавьте побольше прилагательных и наречий, так как они делают текст эмоциональнее.
Еще несколько стилистических советов:
- придерживайтесь академического стиля письма. Без местоимений, обобщений и с минимумом глаголов;
- избегайте средств, которые используются в разговорной речи. Например, не сокращайте вот так: it’s. don’t, aren’t и т. д.;
- будьте объективны. В этом помогут безличные конструкции, пассивный залог, модальные глаголы;
- убедитесь, что текст связный. Переходите от мысли к мысли плавно.
- Следуйте структуре. Здесь важно сразу определить тип работы и составить подробный план. Идите от пункта к пункту структуры: так вы ничего не пропустите.
- Заведите черновик. В нем можно тезисно набросать мысли, которые послужат основой для будущего текста. Своеобразный брейншторм поможет нащупать верную нить и составить план оформления эссе.
- Готовьтесь к любому заданию. В этом деле поможет чтение книг, запоминание новых слов.
- Учитывайте время, необходимое для проверки. Ошибки в работе не приветствуются, а за аккуратные исправления никто баллы не снижает.
- Выберите стиль. Любой шаблон строится на полуформальном или, в некоторых случаях, формальном стиле. Можете почитать, чем эти стили различаются. Без сленга и сокращений.
- Пишите по делу. Пространные описания не работают и только снижают баллы.
- Аргументируйте. Один сильный аргумент сильнее десятка красивых выражений. К тому же, аргументы подтвердят, что вы ориентируетесь в материале.
- Связывайте части специальными словами. Они показывают контраст и последовательность мыслей. На сайте Speakasap.com можно посмотреть список.
- Экспериментируйте с лексикой и грамматикой. Добавьте в больше синонимов, сложных конструкций, которые покажут ваш уровень владения языком.
- Будьте корректны. Уходите от спорных моментов (политика, религия и др.), обсуждение которых может задеть чьи-то чувства. Если высказаться очень хочется, делайте это толерантно.
- Не нужно категоричности. Конструкция типа «я уверен, что…», «я знаю, что…» заменяйте на «мне кажется, что…», «я думаю, что…».
- Не используйте сокращения. Do not вместо don’t.
- Избегайте конструкций there is/there are.
- Забудьте на время о словах very, really, so, a lot.
- Следите за соотношением пассивного и активного залога.
- Используйте сильные глаголы: вместо he gave assistance my friend лучше писать he assisted my friend.
И еще один бонусный совет: эссе на английском языке в 2021 году будет отличаться от того, что писали в 2020. В первую очередь, оформлением. Поэтому брать готовое из интернета не рекомендуем.
Если у вас возникли сложности с написанием, обращайтесь за помощью к экспертам Studently.
Смысл итогового собеседования в том, чтобы проверить навык устной речи учащихся, умение создавать монологические высказывания на разные темы, участвовать в диалоге.
На итоговом собеседовании школьник получает контрольно-измерительный материал, содержащий небольшой текст научно-публицистического стиля и 4 здания:
- Выразительное чтение вслух текста.
- Пересказ текста с привлечением дополнительно предложенного материала (например, цитаты известного человека).
- Монологическое высказывание по одной из предложенных тем (уже не имеющих отношения к тексту).
- Диалог с экзаменатором-собеседником.
Чтение текста вслух
Первое задание является наиболее простым из всех четырёх предложенных. Необходимо прочитать текст за две минуты, выдерживая необходимый темп, соблюдая паузы и ударения в словах. Однако не стоит недооценивать сложность данного задания, так как за 2 минуты подготовки выпускники, иногда сами того не зная, параллельно должны думать о последующем пересказе, ведь во время второго задания текста перед глазами не будет.
Наиболее разумным будет чтение текста “про себя” или шёпотом. Основной сложностью данного задания – обилие личных имён и терминов.
Оценивать чтение будут по двум критериям: интонация и темп. Тому, кто будет читать текст монотонно, балл по первому критерию не светит: читать нужно, повышая и понижая интонацию, согласно авторской задумке и знакам пунктуации.
Второй критерий предполагает чтение текста со скоростью, свойственной естественной речи, то есть без длиннот «Э-э-э, а-а-а», мхатовских пауз и т. д.
Поставить ли два балла — будет решать эксперт, отвечая, в принципе, на простой вопрос: понял ли, услышал ли он что-то из прочитанного?
Согласно второму критерию, текст надо читать со скоростью, свойственной естественной речи, то есть не удлиняя “А-а-а, э-э-э”, не делая слишком долгих пауз.
Структура текстов первого задания примерно одинакова, исходя из этого мы можем сделать вывод, что можно продумать последующий пересказ.
Пересказ текста
Именно это задание, согласно статистике, вызывает у экзаменуемых наибольшие затруднения. Это и понятно, ведь необходимо не только абы как пересказать текст , но и запомнить и рассказать четыре основных микротем текста, дать более-менее развернутый ответ. Также девятиклассникам нужно органично встроить упомянутую в задании цитату.
Зачастую невозможно запомнить все детали, предложенные в тексте, поэтому, чтобы обезопасить себя от лишних волнений и тревог предлагается следующий алгоритм:
- Что самое запоминающееся в главном герое текста? Чем он прославился?
- Какие стороны его характера помогли ему этого добиться?
- Как к нему относятся?
- Как были отмечены его успехи?
Если вы будете придерживаться примерно такого порядка действий (вы можете усовершенствовать предложенный алгоритм более точными вопросами), то несомненной, даже в стрессовой ситуации сможете получить желаемое количество баллов.
Критерии оценивания второго задания:
- Один балл дается за точный пересказ. Однако упущение одной из микротем или добавление своей — уже ноль.
- Один балл дается за сохранение фактологической точности. Например, если экзаменуемый скажет, что Суворова звали Василий Александрович или, например, Великая Отечественная война началась в 1939 году, то это ноль баллов.
- Один балл за умение цитировать в нужном месте.
- Один балл за умение цитировать верно.
- Плюс есть ещё четыре балла, которые даются по итогам обоих заданий.
- Один балл за соблюдение грамматических норм. Самое сложное — склонение числительных. Далеко не все умеют их склонять. В целом, это самая распространённая устная ошибка даже у журналистов и дикторов, не говоря уже о политиках, которые бы точно завалили это задание (ну, шестеро-семеро из 450 депутатов, может быть, и сдали).
- Один балл за соблюдение орфоэпических норм. Самое страшное — неправильно прочитать слово, в котором было проставлено ударение. Допускается одна ошибка, две ошибки — уже ноль.
- Один балл за соблюдение речевых норм. Здесь разработчики дали разгуляться: можно сделать аж три ошибки, и всё равно получить балл.
- Ну, и один балл за верное произнесение слов. Это касается искажения личных имён и т. д. Искажать ничего нельзя.
Те же самые критерии, на более формальном языке в виде таблицы, представленные на официальном сайте ФИПИ:
Обратите внимание, что при наличии отдельных критериев для чтения и пересказа правильность речи оценивается за два первых задания вместе.
Монологическое высказывание
Отложили текст в сторону. Ученику предлагается создать монолог, описывая фотографию, повествуя о каком-то событии или рассуждая на предложенную тему. Суть данного задания состоит в умении правильно выстроить свой текст в заданном типе речи – повествовании, описании или рассуждении. Наиболее выигрышный вариант – это сразу определиться с этим аспектом и тренироваться в составлении монологов одного типа. Самым лёгким, как правило, является описание фотографий, но никто не запрещает выбрать повествование или рассуждение.
Важно помнить, что критерии оценивания начинают действовать с объема в 10 предложений, поэтому заранее выучите шаблонные фразы, чтобы не переживать о недоборе слов.
Критерии по третьему заданию:
- За сложной формулировкой Выполнение коммуникативной задачи» скрывается способность ребёнка сказать 10 фраз на заданную тему.Но! Важно понимать, что 10 фраз — это не 10 предложений. Например, в предыдущем предложении две фразы, то есть два простых предложения или предикативных основ, которые и будут считать (а в этом — и вовсе четыре фразы).
- Один балл за то, что ребёнок адекватно оценивает речевую ситуацию, в которой он оказался — то есть на экзамене у преподавателя. Мат, хамство, жаргон — ноль
- Последний балл за то, был ли монолог осмысленным текстом. В помощь сдающему экзаменатор задаёт простые вопросы. Если школьник отвечает только на них — ноль баллов.
Пример описания фотографии
- Передо мной интересная фотография.
- На снимке изображена игра в хоккей.
- На переднем плане мы видим ребят, которые играют в хоккей на льду.
- Можно с уверенностью предположить, что действие происходит в холодное время года, так как ребята играют на улице.
- Каждый игрок одет в спортивную форму одежды, но без коньков.
- Заметно, что ребята наслаждаются игрой.
- Болельщики за пределами катка с интересом наблюдают за игрой в хоккей.
- На заднем плане виден большой дом, исходя из чего мы можем сделать вывод, что действие происходит в городе.
- Каждая команда стремиться победить и ребята получают удовольствие от происходящего.
- Эта фотография пробуждает желание выйти на улицу и поиграть с друзьями в спортивную игру.
В этом задании вопросы учителя-собеседника зависят от того, какую тему экзаменуемый выберет в 4-ом задании. Экзаменатор задаст не менее трёх вопросов, цель которых — выяснить, понимает ли ребёнок вопросы и может ли на них отвечать. Вопросы будут предложены разработчиком, а также формулироваться на месте.
Критерии оценивания по четвертому заданию:
Очередное «выполнение коммуникативной задачи». На этот раз «выполнил» — ответил на все вопросы. Но важно заметить, что ребёнок может и отказаться отвечать на вопрос, главное, чтобы он это обозначил, а не просто замолчал и всё. За молчание — ноль баллов, за отказ отвечать — просто новый вопрос.
Один балл за учёт речевой ситуации (про мат и жаргонизмы помним). А ещё — за «не забыть поздороваться со всеми».
Как и в предыдущем случае, баллы за правильность речи складываются за выполнение заданий 3 и 4 вместе.
Предлагаем Вам также ознакомиться с очень информативными и качественными статьями по ОГЭ-2022 по русскому языку:
Подборка по базе: Коммерческое предложение РОАР эко-бокс (2).odt, Тест № 2. Простое предложение.docx, Факторы определяющие предложение.pptx, эеономика 11 тема рын предложение…..docx, Совокупный спрос и совокупное предложение_96325f2e94c1ef558626da, 2 Рыночная экономика и государство Совокупный спрос и совокупно, Спрос и предложение.docx, Коммерческое предложение клиенту № УТ-168 от 24.08.2021.docx, Практическая работа спрос и предложениек.docx, Тема 2. ТЕКСТ КАК ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА КОММУНИКАЦИИ (2).docx
Сложное предложение как синтаксическая единица
1. Понятие о сложном предложении. Аспекты его изучения.
2. Грамматическое значение (ГЗ) и структура сложного предложения.
Свободные и несвободные по своему строению сложные предложения.
3. Принципы классификации сложного предложения. Основные типы и виды сложного предложения.
1. Понятие о сложном предложении. Аспекты его изучения.
Сложное предложение – структурное и смысловое объединение двух и боле предикативных частей, предназначенное для функционирования в речи в качестве целостной коммуникативной единицы.
/ — если придаточное предложение относится к слову или словосочетанию в главном
// — если придаточное предложение относится ко всему главному предложению
Во всех определениях сложного предложения ученые-синтаксисты обращают внимание на 3 момента:
1. Сложное предложение – сочетание, сцепление, соединение / объединение предикативных частей, которые по своему строению подобны простым предложениям (А.А. Шахматов, А.М. Пешковский, М.Н. Петерсон)
2.
Сложное предложение представляет собой структурно- семантическое единство, то есть его части составляют одно связанное целое и имеют интонационную завершенность.
3. Сложное предложение используется в речи как самостоятельная единица общения, причем значение сложного предложения не есть сумма значений его предикативных частей.
Чтобы понять природу сложного предложения, нужно сопоставить его с другими единицами синтаксиса.
Сходства между ПП и СП:
1. В плане функционирования:
— коммуникативные единицы;
— по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные, побудительные/оптативные;
-по актуальному членению предложения содержат тему и рему, причем в стилистически нейтральной речи рема постпозитивна;
— могут быть парцеллятивными;
— по эмоциональной окраске могут быть восклицательные
/невосклицательные
2. В плане функционирования:
— могут передавать одни и те же мысли, чувства, волеизъявления;
— одни и те же смысловые отношения (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, присоединительные, сопоставительные) могут быть выражены как членами простого предложения, так и частями сложного предложения.
Не приучай дитя стрелять из лука, прежде чем не научишь добру
(отношения временные – темпоральные).
3. В плане выражения:
— это замкнутый синтаксический ряд словоформ.
Насильно мил не будешь.
Коня можно силой привести на водопой, но пить воду насильно его не
заставишь.
Различия между ПП и СП:
Различия между ПП и СП больше проявляются в плане выражения
1. По исходной строевой единице: у простого предложения – слово и словоформа, у сложного предложения – предикативная единица (простое предложение).
Предикативная единица не имеет средств связи.
Предикативная часть = предикативная единица + средство связи
Силу придают уму упражнения, а не покой. – простое предложение
Не многие умы гибнут от износа, большей частью они ржавеют от
неупотребления. – сложное предложение, средство связи – интонация обусловленности.
2. Простое предложение – монопредикативная единица, сложное предложение – полипредикативная единица.
3. В простом предложении один модально-временной план, а в сложном предложении возможно сочетание разновременных и разномодальных предикативных единиц
Вернись, дружище, с невестами так не расстаются. – в первой части ирреальная модальность, во второй – реальная модальность.
Гриша все удивлялся: почему так равнодушны к нему деревенские
красавицы? – в первой части повествование, во второй – вопрос.
Итак, сложное предложение в отличие от других синтаксических единиц обладает присущими только ему грамматическими признаками, следовательно, учащийся должен уметь определять его грамматическое значение и структуру, прежде всего – его строевые элементы, ибо форма существенная, а сущность формирована.
2. Грамматическое значение (ГЗ) и структура сложного предложения.
Свободные и несвободные по своему строению сложные предложения.
Грамматическое значение – это смысловые отношения между предикативными частями сложного предложения.
Сложное предложение передает информационный минимум о двух событиях. Эти события в действительности находятся в разных отношениях друг к другу. Поэтому говорят о пропозициях.
Пропозиция – отражаемые кусочки действительности (референт) находят преломление в сознании человека, приобретают понятийную значимость (денотат и сигнификат).
Таким образом, означаемое сложного предложения – это содержательные отношения между отображаемыми в речи событиями, причем грамматическое значение сложного предложения носит типовой характер.
Печальный я, со мною друга нет.
Невесел я: со мною вместе друг.
Слова противопоставлены по смыслу, но грамматические значения предложений одинаковые (релятивные – причинные).
Иначе говоря, две пропозиции, два события причинно обусловленные смысловые отношения.
При содержательной характеристике сложного предложения оперируют двумя понятиями: диктум и модус.
Диктум – основное сообщение, его референт, то есть какое-то положение дел о реальной действительности (объективная реальность).
Световой день сильно увеличился.
Модус – модальная (субъективная) интерпретация диктума.
Мне кажется (модус), что световой день сильно увеличился (диктум).
В сложном предложении необходимо различать реальное событие и отношение к нему говорящего или пишущего.
Хочу (модус), чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет
(диктум).
Из сказанного вытекает, что сложное предложение изучается в трех аспектах:
1) в семантическом (смысловые отношения)
2) в структурном (особенности строения)
3) в коммуникативном (функциональном).
Есть и 4 аспект – логический, но он изучен недостаточно (см.
В.А. Белошапкову).
Особняком стоит вопрос о структурной схеме сложного предложения.
Структурная схема сложного предложения – отвлеченный образец, по которому строятся минимальные конструкции сложных предложений того или иного типа (В.А. Белошапкова). Стркутруная схема включает следующие элементы:
вид синтаксической связи (сочинение, подчинение, бессоюзие);
средство синтаксической связи (интонация, союзы, соотнесенные формы сказуемых и т.д.);
характеристики предикативных единиц, обязательные для того, чтобы они могли стать частями сложного предложения.
На свете счастья нет, а есть покой и воля
[ ], а [ ]. (сопоставительно-противительные отношения)
Будем счастливы несчастьями, которые миновали нас.
[… несчастьями], (которые …).
Таким образом, при рассмотрении сложного предложения в плане выражения мы обращаем внимание прежде всего на его структурную схему, которая предполагает выделение видов и средств синтаксической связи и способность предикативных частей объединяться в одно сложное синтаксическое целое.
В некоторых источниках вместо понятия «структурная схема сложного предложения» используется термин «модель сложного предложения». Они сходны, но различаются смысловыми оттенками. Когда говорим о структурной схеме сложного предложения, то имеем в виду абстрактную схему – без наполнения ее определенными словами. А модель – словесный образец, представляющий данную структурную схему.
Различают свободные и несвободные по своему строению сложные предложения. Абсолютное большинство сложных предложений носит свободный характер. Они строятся по определенной структурной схеме, по свободным моделям, причем эта схема может наполняться неограниченным количеством подходящих по смыслу слов и словоформ. Это продуктивные, стилистически нейтральные сложные предложения.
Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память.
Если мудрец попадает к глупцам, то он не должен ждать от них ни
уважения, ни почета.
Когда человек говорит мало, он кажется умнее.
Когда говоришь хорошо, никогда не говоришь слишком много.
Несвободные же синтаксические конструкции, кроме союзов, имеют в своем составе типизированные лексические элементы, то есть грамматикализованные слова
(местоимения, частицы, глагольные словоформы). Они строятся как бы по «застывшим» моделям, включающим в себя как знаменательные слова, так и частицы, союзы. Это делает связь между предикативными частями более тесной. Такие предложения больше характерны для разговорной речи.
Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел.
Чего другого, а лести он не терпел.
Радость-то радость, да несчастье детям его.
Работа работой, а семья семьей.
Что касается меня, то я «пас».
Следовательно, несвободные по своему строению сложные предложения представляют собой синтаксические фразеологизмы. Эти сложные предложения фразеологизированного типа включают в себя как компоненты структурной схемы типизированные лексические элементы.
Их можно разделить на следующие группы:
— времени: не успел … как, уж хотел … как вдруг, только … как, было
… как;
— условия: стоило / стоит /…как (чтобы, и), добро бы … а то, хорошо
бы … а то;
— сравнения: не лучше ль …чем, … чем, чем … тем;
— уступки: хоть … только, хоть … но, [хоть + повелительное
наклонение], [будущее время]
— цели: достаточно … чтобы, необходимо … чтобы, надо … чтобы,
слишком … чтобы, требуется … чтобы.
3. Принципы классификации сложного предложения.
Основные типы и виды сложного предложения.
На каких основах зиждется классификация сложного предложения?
Главную роль в типологии сложного предложения играют союзы
(сочинительные и подчинительные). Выделяются три основания деления сложного предложения:
1. Наличие / отсутствие союза / союзного средства. Следовательно, выделяем союзные и бессоюзные конструкции.
2. Различения сочинения / подчинения, то есть наличие сочинительных и подчинительных союзов и подчинительных союзных слов.
3. Отнесенность предикативной/придаточной части ко всему главному предложению или к одному слову, словосочетанию в главной части. Если относится ко всему предложению, то сложноподчиненное предложение представляет собой расчлененную структуру (придаточное распространяет и состав подлежащего, и состав сказуемого). Если же придаточное предложение относится к одному члену простого предложения или к словосочетанию, то говорим о нерасчлененной структуре.
Сложное предложение
Бессоюзные Союзные
ССП СПП
Нерасчлененная Расчлененная
В постижении теории сложного предложения первостепенное место имеет понимание характера строевых элементов этих предложений, следовательно, мы должны четко представлять себе все средства связи предикативных единиц.
Как составить схему сложного предложения
Научиться быстро анализировать самые сложные предложения и составлять схемы можно на тренингах курса Синтаксис и пунктуация. Занятия с сентября по конец мая проводятся еженедельно. Кроме вебинаров, вы получите богатый материал для самостоятельной работы.
Также вам, безусловно, будет интересна рабочая тетрадь Синтаксический разбор
Но, возможно, вам хватит этой статьи.
Итак. Существует два основных вида схем сложного предложения: вертикальная (её ещё называют развёрнутой) и горизонтальная.
Горизонтальная схема предложения
На горизонтальной схеме придаточные предложения изображаются при помощи круглых скобок, главные – при помощи квадратных, показываются разрывы конструкций, ставятся знаки препинания, стрелками обозначается подчинительная связь (стрелки идут от главного к придаточному предложению). На такой схеме хорошо видны границы предложений, с ее помощью легко объяснить расстановку знаков препинания между предложениями, показать, к какому слову в главном относится придаточное.
Пример.
Я все вспоминаю тот день, когда ты устроилась в цветочный магазин, чтобы заработать денег, когда пришла домой с целой охапкой цветов, когда ты рассказала о более ценных вещах, чем деньги, ты была счастлива в тот вечер, и я подарил тебе вазу для цветов, которая до сих пор стоит на журнальном столике, изображая, что все осталось по-прежнему.
Вертикальная схема предложения
На вертикальной схеме все предложения изображаются пронумерованными прямоугольниками (иногда преподаватели требуют изображать придаточные кружками, а главные — прямоугольниками), фигуры распределяются по уровням подчинения. Связи предложений обозначаются прямыми линиями. Главные предложения, независимо от их местонахождения в тексте, изображаются на первом уровне и связываются линиями. Однородные предложения обводят в овал. На таких схемах не показывают разрывы конструкций, не расставляют знаки препинания. Вертикальная схема наглядно показывает отношения между простыми предложениями в сложном.
Вот вертикальная схема сложного предложения из предыдущего примера.
Инструкция по составлению схемы сложного предложения
- Обведите в овал или пометьте маркером все подчинительные союзы и союзные слова.Слова эти придётся выучить. Иначе вы не сможете разбирать сложные предложения.
- Подчеркните основы предложений (подлежащие одной чертой, сказуемые двумя чертами).
- Пронумеруйте предложения, как показано на рисунках.
- Постройте горизонтальную схему.
- Постройте вертикальную схему.
- Посчитайте количество предложений на схемах и в предложениях. Важно, чтоб оно совпало. Иногда ученики сбиваются при нумерации, в этот момент ошибка должна обнаружиться.
Не отступайте от этого порядка действий, иначе запутаетесь.
Если предложение дано без знаков препинания, то сначала нарисуйте схемы предложения, затем расставьте знаки на схемах и только после этого расставьте знаки в тексте.
Как на схеме сложного предложения показать разрыв конструкции
Если предложение разрывается другим предложением, рисуем как на математике (скобки в скобках). Иногда только скобками невозможно показать структуру предложения, в этих случаях ставят точки, показывающие часть конструкции. Посмотрите на рисунок. На нём показана схема сложного предложения с разрывом конструкции.
Как показать на схеме однородные предложения
Однородные предложения на вертикальной схеме обводите в овал. Так будет видно, что они именно однородные, а не просто соподчинены, например. На горизонтальной схеме однородные главные предложения и однородные придаточные мы показываем стрелками с вопросами. Если у вас нет подчинительной связи, а предложения делает однородными общее слово, тогда на горизонтальной схеме показать, что предложения однородные, вы не сможете. В предложенном примере однородными являются главные предложения.
Как на схеме предложения показать прямую речь
Прямую речь на схеме сложного предложения не показывают, так как она считается осложнением структуры простого предложения внутри сложного. Если прямая речь сама является сложной конструкцией, её схему рисуют отдельно, рядом со схемой основного предложения. То же самое относится и к вставным конструкциям. На рисунке показано, как изображена схема сложного предложения с прямой речью.
Схема сложного бессоюзного предложения
Если в предложении используется только бессоюзная связь, то горизонтальная схема будет представлена несколькими квадратными скобками, идущими друг за другом. Между скобками поставьте запятые, тире или двоеточия в зависимости от пунктуации предложения. Вертикальную схему такого предложения не рисуют.
Надо ли показывать на схеме сложного предложения обороты и вводные слова
Нет, не надо. Эти конструкции осложняют структуру простых предложений и обычно не влияют на связи простых предложений в сложном. Более того: на схеме ставим только те знаки, которые разделяют предложения. Знаки, выделяющие обороты, вводные слова, разделяющие однородные члены, на схеме сложного предложения ставить не нужно.
Посмотрите отрывок одного из наших вебинаров. Разбор предложений и построение схемы.
Теги: сложное предложение, схема предложения, схема сложного предложения
Автор:
Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 209463 от 3 Сентября 2015
5 мая
Ссылка для тех, кто отсутствовал на консультации
26 февраля
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение по теме «Многие думают, что быть искренним…»
Ссылка
Помните, что текст читается 2 раза с интервалом 5 минут.
1. Не забудьте, что времени до экзамена осталось не так уж много. Сейчас вы работаете не для учителя и родителей, а только для себя. Поэтому прослушайте текст первый раз, продумайте, на какие микротемы (абзацы) его можно разделить. Запишите ключевые слова. При втором прослушивании дополните свои записи. Посмотрите, насколько полным получился ваш текст. Используйте приемы сжатия в каждом абзаце.
2. Найдите исходный текст в интернете. Проверьте свою работу по образцу. Не забывайте о критериях: сохранение микротем (правильное разделение на абзацы), сжатие во всех абзацах, речевые ошибки.
3. Напишите самоанализ проделанной работы. Отметьте, что удалось, над чем еще предстоит работать.
24 февраля
1 урок
Проанализировать урок 44 на платформе РЭШ. Выполнить тренировочные и контрольные задания.
2 урок
Проанализировать урок 45 на платформе РЭШ. Выполнить тренировочные и контрольные задания.
22 февраля
Повторить ОК БСП
15- 19 февраля
Возможные задания на случай отсутствия преподавателя
1 урок
Двоеточие в сложном предложении
Выполнить упр. 285, подчеркнуть основы, составить схемы с обязательным пояснением причины постановки знака препинания.
2 — 3 урок
Тире в сложном предложении
1. Выполнить упр. 288 устно. Объяснить постановку знаков препинания.
2. Упр. 290, 293, 294
Родной русский язык
Сжать текст. На полях записать приемы сжатия (исключение, обобщение, упрощение), которые использовали. Памятка с советами по написанию изложения находится на странице «Готовимся к ОГЭ».
Кто из людей не
испытывал наслаждения, внимая вздохам летнего дождика, шуршанию
осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей
воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться
с пением птиц, особенно таких выдающихся
музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение
птиц — никогда. Птицы создают звуковую окраску ландшафта.
Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой.
Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг
друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных
подлинной красоты.
Самая богатая музыка —
музыка природы. Один канадский композитор ввёл специальное
понятие — «звуковой ландшафт». По
его мнению, для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой
голос. Когда ветерок пролетает в ёлках — они всхлипывают
и стонут, ясень шипит, берёзы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои
«голоса», разные днём и ночью.
Природа не
производит шум. Рёв бури, шелестящий лист, скороговорка
дождя — во всём этом есть изначальная и неизведанная
гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя,
рёв водопада — вся эта симфония звуков дикой природы есть
огромная и недосягаемая идеальная ценность.
12 февраля
1. Проанализировать урок 42 на платформе РЭШ «БСП со значением причины, пояснения и дополнения.» Выполнить тренировочные и контрольные задания к уроку.
2. Выполнить упр. 283 в учебнике. Не забудьте о схемах.
3. Желающие получить дополнительную оценку могут пройти гугл-форму по теме «СПП с несколькими придаточными» по ссылке.
25-29 января
Напоминаю, что на прошлой неделе было задание — составление 3-х монологов к итоговому собеседованию!
1 урок — онлайн
2 урок
1. Изучить материал на платформе РЭШ по теме «СПП с придаточными уступка» (урок 33). Не забудьте о контрольных заданиях.
2. Выполнить упр. 225 (выделить основы, составить схемы).
3 урок
Тема урока: «СПП с несколькими придаточными»
1. Изучить материал на платформе МЭО Занятия 17, урока 1 (до комбинированного подчинения).
2. Прорешать только задания с выбором ответа.
ИЛИ
1. Изучить материал на платформе РЭШ, Уроки 35,36.
2. Выполнить контрольное тестирование.
11- 15 января
1 урок — онлайн
Готовимся к итоговому собеседованию
Домашнее задание: прорешать самостоятельно варианты итогового собеседования (количество вариантов зависит от вашего желания). Можно воспользоваться ссылкой.
2 урок
СПП образа действия
1. Проанализировать на платформе МЭО Занятие 13, Урок 1 (начиная с заданий, которые касаются данной темы — теория выделена красной полосой слева).
2. Выполнить в данной части урока только тестовые задания.
3 урок
СПП с придаточными меры и степени.
1. Проанализировать на платформе МЭО Занятие 13, Урок 2
2. Выполнить только тестовые задания и задания на основе таблиц.
Для тех, у кого нет доступа к МЭО
На платформе РЭШ проанализируйте урок 27 «СПП с придаточными степени и образа действия».
Не забудьте выполнить все тренировочные и контрольные задания.
31 декабря
Повторить ОК «Сложное предложение»
Вы должны знать виды СП, сочинительные союзы, виды СПП с вопросами к придаточным предложениям.
21-25 декабря
1 урок
Онлайн-урок. Анализируем результаты экзамена.
2 урок
1. Проанализировать материал Занятия 14, Урока 1 по теме «СПП с придаточными места». По желанию (на дополнительную оценку) выполнить любые задания при анализе урока.
2. Прорешать тесты в конце урока в рубрике «Тренируемся» и «проверьте себя».
3 урок
1. Проанализировать материал Занятия 14, Урока 2 по теме «СПП с придаточными времени». По желанию (на дополнительную оценку) выполнить любые задания при анализе урока.
2. Прорешать тесты в конце урока в рубрике «Тренируемся» и «проверьте себя».
Для тех, у кого нет доступа к МЭО
Проанализировать материал урока 28 на платформе РЭШ
«СПП с придаточными места и времени», выполнить все задания.
7- 13 декабря
Родной русский язык и спецкурс
Работаем над подготовкой к ОГЭ
Задание 4. ссылка
Русский язык
1-2 уроки
Встречаемся на платформе Zoom
3 урок
1. Изучить материал параграфа 17 (Строение текста)
2. Из упр. 153, 155 выписать средства связи предложений
9Г класс
1- 4 декабря
1 урок
1. Познакомьтесь с материалом видеоурока по ссылке
2. Выполните упр. 141. Не забудьте выделить основы, составить схемы предложений.
2 урок
1. Прочитайте теорию параграфа 15, рубрику «Возьмите на заметку».
2. Выполните упр. 144, 145. Помните о схемах!
3 урок
1. Познакомьтесь с материалом видеоурока по ссылке
2. Зафиксируйте пункты данной таблицы в тетрадь и заполните ее примерами:
3. Выполните упр. 151
Родной русский язык и спецкурс
1. Познакомьтесь с материалами в помощь для написания сочинения 9.2 и 9.3. в рубрике «Готовимся к ОГЭ» в блоге или по ссылке.
2. Напишите сочинение 9.2 и 9.3, используя задания по ссылке.
16- 20 ноября
Для заочного обучения
Подключение в ZOOM
Идентификатор конференции: 270 223 4766
Код доступа: 767954
1 урок
1. Просмотрите видеоурок, а также изучите материал параграфа 14.
2. Выполните упр. 119, 124. Не забывайте выделять основы и строить схемы.
2 урок
1. Изучите материал «Возьмите на заметку» на стр. 88.
2. Выполните упр. 126.
3 урок
Готовимся к итоговому собеседованию
Критерии ссылка
Вариант 2 ссылка
9-13 ноября
1 урок
Платформа Zoom
МЭО Занятие 7. Тема 1 «Понятие о СПП»
ДЗ: Раздел «Готовимся к ОГЭ» (групповая работа — все 3 задания (кроме изложения), сочинение)
2 урок
1. МЭО Занятие 7. Тема 2 «Место придаточного предложения»
Выполнить все задания урока, кроме заданий «Готовимся к изложению и сочинению»
2. Выучить виды придаточных в таблице на стр. 77
3 урок
МЭО Занятие 7. Тема 3 «Союзные слова. Указательные слова»
Кроме заданий по желанию:
задания по группам, задания с открытым ответом «Составить пары предложений», задания с указательными словами, Составление памятки к сочинению.
Все перечисленные выше задания можно сделать по желанию и получить дополнительные оценки!
Задание по Родному русскому языку
Готовимся к итоговому собеседованию
В данном варианте написать монолог на все три темы (не менее 10 предложений)
Ссылка
Советы при подготовке к итоговому собеседованию (обратите внимание на подготовку к монологу, стр. 5)
Ссылка
Задания для тех, у кого нет доступа к МЭО
1 урок
1. Изучить теорию параграфа 12.
2. Выполнить упр. 89, 95 (орфограммы, основы и схемы обязательны)
2 урок
1. Изучить теорию параграфа 13, выучить таблицу на стр. 77
2. Выполнить упр. 105, 107 (основы, схемы, виды СПП)
3 урок
1. Теория на стр. 80, 82
2. Упр. 114 (синтаксический разбор предложений)
26-30 октября
Тест по родному русскому языку
Ссылка
Ссылка для работы над сочинением
Материалы в помощь
Примеры сжатия текста (для ознакомления) ссылка
Как написать сжатое изложение ссылка
Словарь понятий для сочинения 9.3 ссылка
Рекомендации к написанию сочинений ссылка
Повторяем орфографию ссылка
Работаем над подготовкой к ОГЭ
Задание 4. ссылка
12-16 октября
1 урок -онлайн
ОК по параграфу 8, упр. 60(основы предложений выделить обязательно)
Для 9Г класса — упр. 66, ОК
2 урок
1. Ознакомьтесь с материалом пар. 9,10. Составьте по материалам параграфов вопрос, который бы начинался со слов: «Правильно ли я понял, что….» (ваше высказывание может быть как истинным, так и ложным).
2.Выставите свой вопрос на интернет-доску по ссылке.
3. Познакомьтесь с вопросами других учеников, попытайтесь найти на них ответы, так как эти вопросы могут стать основой для проверочного теста.
4. Выучите сочинительные союзы на стр. 51.
5. Выполните упр. 70 в тетради.
3 урок
1. Выполните упр. 72, 77
2. Запишите в тетради ответ на вопрос: Какие темы грамматики затрагиваются в этих двух упражнениях?
30 сентября 9Г класс
1. Просмотреть видеоуроки по ссылке 1 и по ссылке 2.
2. Выполните упражнение 56. Не забудьте выделить орфограммы и подчеркнуть основы предложений.
2 октября
1. Просмотрите видеоурок по ссылке.
2. Составьте опорный конспект по параграфу 8 (Типы СП).
3. Выполните упр. 60. Не забудьте подчеркнуть основы и распределить предложения по группам.
28 -29 сентября
1.Устно проанализировать теорию и упражнения параграфа 6 «Типы речи».
2. Воспользовавшись полученными знаниями, выполните упр. 50 (сжать текст 47, указать роль данного эпизода).
На дополнительную оценку (по желанию)
Следующая наша новая тема — «Сложное предложение и его виды». представьте, что вы — учитель. Подготовьте информацию по данной теме, постарайтесь сделать так, чтобы ваши одноклассники поняли тему. Не забудьте, что теория всегда закрепляется на практике.
25 сентября 9Б
1.Повторить ОК «НН в различных частях речи», «Не с различными частями речи».
2. Выполнить упр. 40, 43
3. Проанализировать проделанную работу по плану: что удалось, насколько хорошо справились с заданием, какие трудности возникли.
7 — 11 сентября
Внимание! На следующей неделе ВПР по материалу 8-го класса. Готовимся к ВПР на сайте «Решу ВПР»!
Материалы, которые помогут вам повторить теорию, вы можете найти по ссылке.
Информационное письмо
Здравствуйте, уважаемые педагоги, ученики и родители!
Сетевое издание «Центр дистанционного образования «Прояви себя»» сообщает Вам о том, что уже началась Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку имени Кирилла и Мефодия от 07-10 сентября 2020 года.
Если Вы уже зарегистрированы в качестве участника дистанционной олимпиады, то желаем Вам успешного участия. Если ещё нет, то для участия в олимпиаде необходимо заполнить форму регистрации на сайте www.kmolimp.ru .
Дистанционная олимпиада по русскому языку завершится в 10:00 (мск) 10 сентября 2020 года.
Результаты олимпиады будут опубликованы в 10:00 (мск) 11 сентября 2020 года.
Подробная информация о дистанционной олимпиаде по русскому языку опубликована на сайте www.kmolimp.ru .
Будем рады Вашему участию! Всего Вам доброго!
Дорогие мои девятиклассники!
На этой неделе нам предстоит повторить такие разделы лингвистики, как «Фонетика», «Лексика», «Морфемика».
К очному уроку на следующей неделе вы должны подготовить проект по любой из этих тем. Результатом работы должен стать любой продукт, который поможет вашим одноклассникам повторить одну из этих тем. Это может быть интересный тренажер, стихотворение, мультфильм, песня, веселый опорный конспект и т.п. (все, что угодно, лишь бы запомнить). Приветствуется оригинальность подачи материала. Можно скооперироваться в друзьями, даже привлечь ребят с параллельного класса.
Но сначала необходимо повторить материал!
Фонетика
1. Вам предстоит вспомнить теорию и найти ответы на вопросы:
Что изучает фонетика?
Как называется в фонетике звук?
В чем отличие гласных и согласных звуков?
Сколько гласных звуков алфавите?
На какие группы делятся гласные звуки? согласные?
Укажите группу твердых согласных, не имеющих мягкую пару.
Укажите группу сонорных звуков.
Приведите примеры слов с мягкими и твёрдыми согласными, со звонкими, глухими и сонорными согласными.
Каковы функции Ь и Ъ знаков в русском языке?
На ряду с какой наукой о языке изучается фонетика?
Что такое орфоэпия?
Что такое ударение? интонация?
Что такое графика?
Если вы немного позабыли материал, то данная ссылка вам поможет Ссылка
Какие фонетические процессы вы знаете?
Если не помните, то воспользуйтесь ссылкой.
2. Если вы повторили теорию, то пройдите тест в гугл-форме по ссылке
Лексика
1. Повторите теорию, ответив на вопросы:
Что такое лексическое значение слова?
Что такое прямое и переносное значение слов?
Какие слова называются многозначными?
Какие слова являются исконно русскими, а какие заимствованными? Какие признаки заимствованных слов вы знаете?
Что такое синонимы, антонимы, омонимы, паронимы?
Какие слова считаются устаревшими, а какие неологизмами? В чем разница между архаизмами и историзмами?
Что такое диалектные, профессиональные слова? жаргонизмы?
Что такое фразеологизмы?
Какие словари русского языка вы знаете?
Если есть затруднения, воспользуйтесь справочниками и словарями.
2. Заполните гугл-форму «Лексика» по ссылке
Морфемика
1. Повторите основные способы образования слов по ссылке.
2. Выполните упр. 28 (бессонница, наездник…)