Кто таков?
Редакторы бывают разные. Они могут работать на телевидении, на радио, в киноиндустрии. А также в книжных издательствах и периодике. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Читайте также:
Я – редактор-издатель. Моя стихия – тексты, книги и журналы (в том числе электронные). Художественный редактор, например, тоже работает с изданиями. Но мое отличие в том, что я работаю большей частью с текстами.
Вы уже знаете, чем отличается редактор от корректора? Нет? Объясняю.
Корректор (от лат. corrector – исправитель) – это специалист, который читает текст после редактора. Он исправляет пропущенные орфографические и пунктуационные ошибки, удаляет лишние пробелы, вставляет недостающие, смотрит, не стоит ли тире вместо дефиса и наоборот. Иными словами, отслеживает ошибки, правильность оформления текста и пр. А вот содержание, смысл текста – это не его головная боль. О содержании должен думать редактор. Редактор (от лат. redactus – приведенный в порядок) – это специалист, который отбирает произведения для публикации или заказывает их авторам. Он же помогает автору устранить недостатки, расставить акценты, выразить главную мысль.
(Надо сказать, что в западной практике существуют два вида редакторов. Первые (copy editor) готовят рукописи к печати. Их также можно назвать литературными редакторами. Вторые (commissioning editor) специализируются на формировании редакционного портфеля: отбирают или заказывают рукописи авторам, разрабатывают идеи будущих книг.)
Но! Руководство жизнью периодического издания или сайта – это тоже редактирование.
Поэтому, если кто-то говорит: «Петр Иванов редактирует газету», – вовсе не обязательно, что он вычитывает все тексты, выправляя огрехи. Это может означать, что он руководит процессом в целом. Он определяет концепцию, направление, ему подчиняются редакторы разделов, колумнисты, выпускающие, ответственный секретарь, литературные редакторы, корректоры, дизайнеры, верстальщики… Т.е. все специалисты, отвечающие за творческую и техническую сторону процесса.
Многие издания настолько объемны, что один человек спланировать, заказать, оценить все тексты, а потом еще и выправить их – просто не может. Этим занимается целый коллектив.
![]() |
Для работы необходим беспрепятственный доступ к информации. Компьютер, подключенный к Интернету, справочная литература, сам текст (распечатанный или на компьютере) – так выглядит типичное рабочее место редактора. |
Лично мне больше нравится работать с отдельными проектами – книгами, текстами. На 200% нравится работа с художественными произведениями. Они требуют какой-то глубинной, очень личностной отдачи. Здесь работает вся гуманитарная часть тебя.
Хотя сайтом заниматься мне тоже очень нравится. Но по другим причинам: это как lego, конструктор из текстов, картинок, концепций, тем… И многое в твоих руках. Не всё, но многое.
Главный поединок
Как я уже сказала, редактор работает с авторами. Дело это нелегкое и часто превращается в настоящий поединок. С одной стороны – редактор со своими эстетическими принципами и концепцией издательства, с другой – автор. У автора есть полное право отстаивать свой художественный стиль, свой замысел или главную идею.
Но для редактора самое трудное – не тогда, когда автор упирается, а когда он писать не умеет вовсе. Но почему же издательство с ним работает? А для этого есть разные причины.
Нас учили в институте, что редактор не должен писать за автора. Но не всегда получается соблюдать этот принцип. Автор может быть хорошим специалистом в своей области. Кладезем информации. И нужно помочь ему этой информацией поделиться.
Но совсем ужасно, когда автор, писать не умеющий, сражается за каждую запятую. Даже вопреки законам русского языка.
А бывает ли легкий автор? Да! Бывает! Вдумчивый, талантливый, умный автор без мании величия. С такими людьми легко работать – и не только редактору. С такими людьми вообще легко.
И все-таки я очень хорошо понимаю авторов, которые с подозрением относятся к каждому редакторскому исправлению. Потому что ведь и редакторы бывают плохими. Не каждому можно свой текст доверить без потерь. И не каждому издательству. Не каждому журналу или сайту. С другой стороны, у каждого издания свои особенности, требования. Слово «формат» ведь не с неба упало – это реальность. Т.е. взаимопонимание между сторонами – вещь трудная.
Читайте также:
Суть работы
Редактор работает и с формой, и с содержанием. И часто текст – это своего рода логическая задача. Например, автор пишет: «Я не видел Сергея. Было так темно, что я не мог никого не заметить». Чувствуете подвох?
Или: «В стройотряде Марк с товарищами по утрам отправлялся рыть траншеи, крыть крыши, строить коровники…» Тут даже не нужно быть логиком. Для человека, который знает жизнь реальную, а не по книгам, ясно, что коровник за одно утро не построишь. Что на коровник может уйти всё лето.
Или: «Анна вышла в сад и увидела Педро, стоящего под дубом. Он был по-весеннему зелен и шумел кроной под порывами ветра». Вроде бы и понятно, что кроной шумел не Педро, но больно уж потешно получается.
Что касается стиля… Тут сложнее. Стиль и авторское «Я» неразделимы. И все же есть некоторые законы. Приведу хрестоматийный пример.
Горький, как известно, злоупотреблял определениями. И вот Чехов ему (тогда еще Пешкову) пишет: «У Вас так много определений, что вниманию читателя трудно разобраться и оно утомляется. Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву»; это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду».*
Замечательный редакторский совет писателя писателю!
Читайте также:
Читать или писать?
Плох тот редактор, который сам писать не любит. Это значит, что он отводит себе роль судьи, не понимая ни природы творчества, ни чувств автора – ничего! Если бы Чехов не был писателем, он бы не мог дать Пешкову никакого совета. Потому что такой совет нужно выстрадать.
![]() |
Правка текста в электронном виде. Налицо серьёзное вмешательство в текст. |
Есть такая категория редакторов – пишущий редактор.
Это не просто редактор, который любит время от времени писать. Это тот, чья работа состоит в составлении обзоров и написании статей.
Еще одна ипостась профессии – рерайтер. Это тот, кто вгрызается в текст гораздо глубже, чем того требует простое литературное редактирование. Он может вообще всё в тексте переделать, поменять что-то местами, что-то вписать… Т.е. практически пишет заново. (Потому он так и называется.) Если тема интересная, то и работа доставляет удовольствие.
Я совершенно не понимаю редакторов, которые писать не любят. Такой коллега обязательно возразит что-то в том духе, что «он не писатель, он читатель». Очень глупо. И бездарно, доложу я вам.
Читайте также:
Профессиональная деформация
Бывает ли у редакторов профессиональная деформация?
Да, бывает. Во-первых, если ты редактор, то каждую фразу услышанную взвешиваешь на весах. На предмет логичности, стиля, грамотности. На предмет банальности/оригинальности.
И ляпы всевозможные, которых пруд пруди вокруг, вгоняют в тоску. И мысль при этом гложет такая: «Вот! Приучают людей! Неприкосновенных называют неприкасаемыми (противоположные по смыслу слова), говорят «одевать» вместо «надевать»… Куда катится мир!!!»
Да и людей уже оцениваешь по тому, как они разговаривают. Если человек не звонит, а звонит, – пиши пропало. Хоть ты тресни, но я уже не могу воспринимать его всерьез. И это ужасная нелепость с моей стороны, и я с этим борюсь.
Есть еще большой грех для редактора – вообразить себя судьей автора. Вот это как раз свойственно редакторам, которые сами не пишут.
А еще редакторы любят цепляться за формальности: «Ах! У вас в абзаце слово «редактор» повторяется несколько раз! Ах, у вас тут стоит «во-вторых». А где «во-первых»???!!!» Чтобы объяснить такому редактору его неправоту, нужно дать ему образование, заставить читать классику и научить писать.
Такие редакторы – это мученики, которые при этом мучают других.
Но даже у талантливого редактора со временем может появиться зашоренность. Непосредственность восприятия уменьшается, съеживается и с годами, я боюсь, может исчезнуть вовсе. Чтобы этого не случилось, рецепт один: читать хорошие книги – ту же классику.
Хорошие книги – это ключевая вода для редакторского ума. Она смывает налет рабочей рутины, информационного шума, в котором все мы живем.
И тысячу раз счастлив тот редактор, что работает с талантливыми авторами.
Печальные моменты
Поверхностные авторы часто бывают очень плодовиты. Это проблема. Открываешь текст, продираешься сквозь сложные наукообразные фразы, и обнаруживаешь, что там нет ни одной свежей мысли. Вот такие моменты доводят до отчаяния. Столько трудов – и все впустую?!
И еще ненавижу читать неряшливые тексты, написанные одной левой. Иногда открываешь, а там – сарай, а не текст. Куча опечаток, точки стоят в километре от фразы и пр. Сижу и ставлю точки на место. Бредовое занятие. И бросить не могу, потому что корректор, даже если он очень хороший, может что-нибудь пропустить. Да и невежливо это – отдавать корректору текст в таком виде.
Как выглядит карьера?
Периодика. В бумажных или интернет-изданиях, в информагентствах редакторами часто становятся журналисты.
Карьерная лестница может быть такой: корреспондент – редактор отдела – выпускающий редактор. (Выпускающий редактор отвечает за размещение материалов, соблюдение сроков и пр.)
Кроме того, существуют литературные редакторы (заняты исключительно текстами), ответственные секретари (координаторы процесса: задания, сроки и пр.).
Ответственного секретаря иногда путают с выпускающим редактором. В их обязанностях действительно есть много общего. Но есть одно важное различие: ответсек текстом как таковым обычно не занимается.
И наконец, главный редактор – это вершина. Должность главреда сопряжена с администрированием и с публичной деятельностью. По идее он тоже должен читать статьи, поступающие от авторов, давать им задания и пр. Но я знаю примеры, когда главный редактор ограничивается общим руководством, контактами с властью и другими СМИ.
Читайте также:
Книжные издательства. В книжном издательстве в наши дни тоже всё может выглядеть по-разному. В маленьких издательствах редактор может быть и литературным редактором, и ведущим (руководит работой над изданием). Он же отчасти корректор и даже дизайнер. Он же контактирует с типографией.
В крупных издательствах существует разделение труда – это добавляет порядка и заметно облегчает жизнь.
![]() |
Когда отредактирован текст и подобраны иллюстрации, верстальщик создаёт макет будущей книги. Но работа редактора продолжается. Редактирование вёрстки книги «Хочу быть психологом» . |
В книжном издательстве свои силы можно попробовать в качестве внештатного редактора. Или, если позволяет образование, устроиться младшим редактором – человеком, который помогает ведущему редактору в организационных вопросах.
Со временем можно стать ведущим редактором – так называется редактор книги, который отвечает за её выпуск в целом, в отличие, например, от художественного редактора, который отвечает лишь за художественное оформление.
Ведущий редактор решает, публиковать произведение или нет, работает с автором и т.п., и т.д. Он же организует работу других сотрудников над изданием. Иными словами, занимается полноценной редакторской работой.
Как стать редактором?
Надо начать с вопроса: «А могу ли я быть редактором?»
Можете, если вас интересует литература, если вы любите и читать, и писать, если у вас достаточно усидчивости и въедливости, если вас привлекает творчество и не пугает рутина.
Еще один важный момент – грамотность. Вы не сможете работать редактором, если пишете жи/ши через ы, а запятые расставляете по законам симметрии, а не русского языка.
Читайте также:
Чтобы стать профессиональным редактором, нужно получить образование по специальности «издательское дело и редактирование». Лично я училась в вузе, который в наши дни называется Московским государственным университетом печати (МГУП).
Но также хорошие редакторы получаются из дипломированных филологов и литераторов. Из журналистов, если говорить о периодике.
Но образование – это только база. К ней нужно приложить опыт, профессиональную и общую эрудицию, пытливый ум и постоянную работу над собой.
Начинающему редактору важно определиться, какая тема ему ближе. Экономика? Политика? Экология? Религия? Художественная литература?
Иначе получится, что редактор – это всё и ничего, на все руки мастер, профессиональный дилетант.
Тема – это вообще главный вопрос жизни. Даже когда профессия уже выбрана.
* Из писем А.П. Чехова А.М. Пешкову, 3 сентября 1899 г.
Читайте также:
Примеры компаний с вакансиями редактора в издательстве
Когда речь заходит о прокачке писательских навыков, есть стандартный набор профессиональных советов. Как правило, они — про глубокое погружение, системную работу и небыстрый результат.
Мы собрали простые (и гениальные) приемы семи культовых писателей — они помогут перенастроиться и начать писать лучше уже сейчас.
Харуки Мураками
В своих романах Мураками создает целые волшебные миры из жизни обычных людей. Причем делает это так эмпатично, что к его героям сразу проникаешься. Вот три принципа, которыми руководствуется Мураками, когда пишет свои романы:
1. Старайся никого не обидеть. Пиши так, чтобы не оскорбить чувств читателей. Эмпатия в тексте работает лучше, чем обвинения или осуждение. «Что бы ты ни написал, есть вероятность, что кто-то получит травму или расстроится. Поэтому я изо всех сил стараюсь написать то, что никому не повредит», — говорит Мураками.
2. Отправь читателя в путешествие. Рассказ должен увлекать читателя так, чтобы тот мог полностью в него погрузиться. Добавь в свой текст деталей, которые помогут ощутить себя в месте, где разворачивается действие.
Этот прием использовали в ролике Mitsubishi All New L200 Triton Sport 2017: там автомобиль проносится через средневековое поле боя. Картинка увлекает так, что кажется не рекламой, а скорее трейлером к захватывающему фильму:
3. Пиши, чтобы порадовать и утешить. Читатель запоминает не текст, а эмоции, которые пережил. Радостные хочется вспоминать чаще, тревожные — быстрее забыть, поэтому в своих книгах Мураками играет на поле светлых и сентиментальных чувств.
Задача рекламы — вызвать эмоцию. Именно на этом Coca-Cola выстраивает нарратив в ролике The Great Meal. Он стал частью первой кампании бренда с начала пандемии. История показывает семьи, которые хоть и застряли вместе в период локдауна, но все равно могут найти что-то хорошее в изоляции: они готовят любимые блюда:
Стивен Кинг
Кинг — мастер держать читателя в напряжении и очень продуктивный писатель: он опубликовал уже 60 романов, его произведения экранизировали более 100 раз. В своей работе он руководствуется такими принципами:
1. Будь готов к критике. Когда Кинг начинал свою карьеру, на стене в его комнате был вбит гвоздь, на который он крепил письма с отказами от издательств. Чем популярнее становились его книги — тем больше негативных отзывов он слышал.
Если ты пишешь — будь готов к тому, что твою работу будут обсуждать. Часто в гораздо более жестком ключе, чем она того заслуживает.
Такой масштабной критике подверглась кампания Nike — Dream Crazy. В ролике снялся футболист Колин Каперник, который во время исполнения национального гимна встал на одно колено (а не остался стоять, как другие) в знак протеста против расовой дискриминации в США. Реклама привела к скандалу, из-за которого многие начали сжигать кроссовки Nike, — но настоящие фанаты бренда, наоборот, поддержали его.
2. Пиши в первую очередь для себя. Писать нужно только тогда, когда не можешь этого не делать. Это занятие должно драйвить и наполнять. Если ты пишешь через силу — это чувствуется в тексте. Как говорит Кинг: «Я пишу, потому что мне это нравится. И если ты можешь делать это потому, что тебе нравится, — то сможешь делать это вечно».
3. Используй свой словарь. Писать нужно так, как говоришь — простым языком, живыми фразами. Например, вместо «меня это впечатлило» герой скажет «я просто обалдел». А подруга вместо «кажется, ты перестаралась» прокомментирует «чего ты вырядилась как на свадьбу?».
На живой разговорной речи агентство Banda построило рекламную кампанию попкорна Pumpidup со слоганом «Попкорн, який всюди норм». Например, в ролике вместо «встретиться» звучит «пересечься», а вместо «велосипед» — «велик»:
Чарльз Буковски
Журнал Time назвал Буковски «лауреатом американской дурной жизни». Он стал известным только к 46 годам, а до этого жил бедно, пил много и писал об этом честно.
Вот три совета от писателя-бунтаря:
1. Не надоедай читателю. Текст должен вести человека за действием и не отвлекать лишними лирическими отступлениями. Буковски считал, что именно динамика нарратива заставляет читателя переворачивать страницы и двигаться дальше. К героям Буковски бывает сложно проникнуться как раз потому, что читатель не успевает понять их чувств — зато текст всегда дочитывает до конца.
2. Пиши честно. «У меня была дрянная жизнь, вот и все. Дерьмовая жизнь, о которой можно писать», — говорил Буковски. Он пережил буллинг в школе, нищету, одиночество и алкоголизм. В своих произведениях он рассказывал о том, что переживал. Ты не сможешь хорошо описать вещи, о которых не знаешь. Лучшие истории — те, в которых у тебя есть личный опыт.
3. Продолжай писать. Буковски писал рассказы, романы и стихи, работал за печатной машинкой почти каждый день. Он не редактировал свои произведения и советовал думать только о том, что напишешь завтра, а не о том, что уже написал.
Отказываться от редактуры мы не советуем (если ты не бунтарь), но зацикливаться и дорабатывать произведение из чистого перфекционизма — не нужно.
Чак Паланик
Чак Паланик начал свою писательскую карьеру с журналистики. Оттуда же он вынес свой стиль: лаконичный, динамичный — минимум описаний, максимум действия. Вот три совета по писательству от автора «Бойцовского клуба»:
1. Дай читателю почувствовать себя умным. Если описываешь события в историческом контексте — напомни, что тогда происходило. Если сыплешь отсылками — расшифровывай их. Читателю должно быть понятно, что происходит в тексте, иначе после пары поисковых запросов он просто бросит твое произведение.
Пояснения должны дать человеку возможность подумать: «да-да, я когда-то об этом слышал» — и почувствовать себя умным.
2. Не называй эмоции — создавай ситуацию, которая их опишет. Описание эмоции не вызывает эмоций, поэтому наречия вроде «грустно», «весело» и «впечатляюще» вычеркивай из текста сразу.
Пример от Паланика: «Вместо того чтобы говорить, что один из твоих персонажей убит горем, расскажи о соленых каплях слез, которые он оставил на документах о разводе, когда заснул за своим столом».
3. Описывай все так, как видит персонаж. Не используй абстрактные измерения: читателю трудно представить, как выглядит расстояние в 17 метров, но вот ширина дороги в 6 полос — вполне наглядное описание.
Разворачивай картинку так, как ее видит герой. Так ты не только разнообразишь текст емкими сравнениями, но и раскроешь характер персонажа, от имени которого ведешь рассказ. Например, вместо «на улице стало холодно» напиши «она сжала ладони в кулаки и спрятала их в рукавах свитера».
Этот прием использовали HP в ролике 3D Scanning Made Easy, снятом от первого лица. В рекламе сканера объемных объектов не говорят о его технических характеристиках, а показывают процесс работы с гаджетом с точки зрения дизайнера:
Эрнест Хемингуэй
«Краткий» — самое точное слово, чтобы описать стиль Хемингуэя. Такому емкому, драматичному и динамичному письму можно научиться. Вот три главных писательских совета от «старика Хэма»:
1. Пиши о том, что знаешь. Хемингуэй использовал реальных людей и события в качестве материала для своих рассказов. Он считал, что именно это заставляет его истории оживать: персонажи выходят объемными, а история — правдоподобной.
2. Короткие предложения. У Хемингуэя все работы написаны так, чтобы читать было легко.
Даже одного длинного запутанного предложения достаточно, чтобы читатель потерял интерес. Вместо того чтобы перечитывать, большинство бегло просмотрят абзац — и двинутся дальше. Но если перегружен будет весь текст, человек может вообще сдаться и не дочитать его.
Метод коротких предложений хорошо использовать в роликах, где текст — это основной фокус, а картинка — только его иллюстрация, как в бренд-манифестах.
Этот прием использует H&M в одном из своих роликов об «устойчивой» моде. Бренд перечисляет фэшн-стереотипы, чтобы сказать, что в моде нет правил, кроме одного — сдавать одежду на переработку.
3. Существительные и глаголы вместо прилагательных и наречий. Долгие описания и абстрактные характеристики захламляют текст, при этом не добавляя ему смысла. Чтобы нарратив был динамичным, избегай детальных и громоздких описаний.
Антон Чехов
Чехов написал более 300 произведений, стал мастером краткой формы и создал «метод ружья» — принцип, по которому все детали рассказа должны иметь значение. «Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него», — считал Чехов.
Вот три совета по писательству от автора, который стал одной из главных фигур в мастерстве драматургии:
1. Жалей своих персонажей. Чтобы вызывать эмпатию, читателю должно быть легко ассоциировать персонажей с собой. А узнать себя в идеальных людях довольно сложно. Оставь маленький скол на личности персонажа — покажи его слабости и не осуждай их в тексте, а оправдывай.
Это же важно и для создания рекламы. Например, ролик приложения для здоровья и фитнеса BetterMe поддерживает героиню и в хорошие, и в плохие дни. История построена на том, что девушка выходит замуж за саму себя, чтобы «принимать себя и в горе и в радости».
2. Не создавай однозначно положительных или отрицательных персонажей. Противопоставление чистого зла добру делает историю плоской. Чтобы оживить рассказ, доверь прогрессивные идеи неприятным героям — и наоборот. Например, непрактичный, но симпатичный художник или идейная, трудолюбивая, но жестокая по отношению к родным девушка.
Этот подход выбрала общественная организация Donate Life. Она призывает подключиться к программе донорства органов в случае смерти через абсолютно неприятного персонажа:
3. Покажи, что в твоих смешных рассказах есть не только юмор. Пиши истории так, чтобы они были короткими и смешными — но если их чуть-чуть продлить, то откроется трагичность происходящего.
Например, в рассказе Чехова «Разговор человека с собакой» пьяный персонаж ведет беседы с овчаркой, и это комично. В рассказе «Тоска» герой тоже говорит с животным — лошадью, но это уже драма: у старика-извозчика умер сын, и ему не с кем разделить свое горе.
Если «Разговору человека с собакой» добавить контекст или развитие событий — почему герой стал пить и что с ним случилось потом — история из смешной превратится в трагичную.
Генри Миллер
Автор «Тропика Рака» сформулировал свои профессиональные советы в 11 лаконичных заповедях писателя. Мы выбрали из них те три, которые помогают посмотреть на работу над текстами под другим углом.
1. Работай над одним делом, пока не закончишь. Расфокус — враг хорошего результата. Когда пишешь, нужно держать в голове сюжетные линии, детали и канву истории. Если переключаться с одного текста на другой, есть риск не закончить ни один из них — или потратить гораздо больше времени, потому что в каждое произведение придется погружаться заново по несколько раз.
2. Не бойся экспериментировать с форматами. Это очень важный навык, когда работаешь с рекламой. Нестандартные подходы помогают коммерческому контенту стать интересным самому по себе и получить дополнительный охват за счет вирального распространения.
На нестандартном формате наружной рекламы строятся кампании бренда растительного молока Oatly — они размещают на бордах много текста, шутят с аудиторией и почти не говорят о свойствах продукта.
3. Встречайся с людьми, ходи куда-нибудь, пей, если хочешь. Нельзя загнать себя в четыре стены, отключить интернет и ждать результата. Выгорание — спутник творческих людей, и «выжать» из себя хороший текст силой просто невозможно. Кроме того, писателю нужен материал. А его сложно найти в пределах рабочего места.
ПМСница
(автор)
1
ПМСница
(автор)
09 ноября 2021 в 15:26
по этому показателю можно реально оценить инфляцию в Украине
Наполеон Бонапарт
2
Наполеон Бонапарт
09 ноября 2021 в 15:26
отредактируйте назву.
пенсии судей..
На-перекуре
3
На-перекуре
09 ноября 2021 в 15:26
А я только зашла написать, что брехня, у мамочки как была 2200 так и осталась
С перепою
4
С перепою
09 ноября 2021 в 15:26
Перемога…..
Челюскина
5
Челюскина
09 ноября 2021 в 15:26
Хватит провокации писать!
ПМСница
(автор)
6
ПМСница
(автор)
09 ноября 2021 в 15:27
Ответ для Челюскина
Цитата:
Хватит провокации писать!
почему провокации? Это наша реальность((
Пиши-пропало
7
Пиши-пропало
09 ноября 2021 в 15:27
вы что, таким трудоголикам этого мало, нужно еще подымать, чтоб не бедствовали.
Аноним Завхоз
8
Аноним Завхоз
09 ноября 2021 в 15:28
Ответ для Челюскина
Цитата:
Хватит провокации писать!
Отчего же провокации? Это правда.
ПМСница
(автор)
9
ПМСница
(автор)
09 ноября 2021 в 15:28
Ответ для Наполеон Бонапарт
Цитата:
отредактируйте назву.
пенсии судей..
а яка різниця, чи вони не люди?
ПМСница
(автор)
10
ПМСница
(автор)
09 ноября 2021 в 15:28
Ответ для На-перекуре
Цитата:
А я только зашла написать, что брехня, у мамочки как была 2200 так и осталась
а виявилось правда(((
Кофр для ноги
11
Кофр для ноги
09 ноября 2021 в 15:29
Ответ для Челюскина
Цитата:
Хватит провокации писать!
Вот и не пишите
Ниф_ниф
12
Ниф_ниф
09 ноября 2021 в 15:30
Ответ для ПМСница
Цитата:
а яка різниця, чи вони не люди?
Они избранные , у обычных все только уменьшилось
Дадосвидания
13
Дадосвидания
09 ноября 2021 в 15:30
В свекрови 1700, и не поднимают , так как стажа 29,4 года, а надо что б было 30, всю жизнь проработала поваром , правда не везде оформлена была , а сейчас получается даже не пенсия а социальная помощь
Чемодан-Вокзал-Майами
14
Чемодан-Вокзал-Майами
09 ноября 2021 в 15:30
Ответ для ПМСница
Цитата:
а виявилось правда(((
У нас есть не только минималка,но и макс.пенсия.Либо дайте ссылку на источник информации,либо жалуюсь.За брехню.
Кофр для ноги
15
Кофр для ноги
09 ноября 2021 в 15:30
Страна рабов, страна господ.
Но такой клоунады, как при клоуне, еще не было. Что и следовало ожидать.
Да и сам народ, многие, уже не те(
Умничка-помощничка
16
Умничка-помощничка
09 ноября 2021 в 15:31
Ответ для Ниф_ниф
Цитата:
Они избранные , у обычных все только уменьшилось
Угу, и в среднем по больнице-то температура 36.6…
Любимка-анонимка
17
Любимка-анонимка
09 ноября 2021 в 15:33
Ответ для Дадосвидания
Цитата:
В свекрови 1700, и не поднимают , так как стажа 29,4 года, а надо что б было 30, всю жизнь проработала поваром , правда не везде оформлена была , а сейчас получается даже не пенсия а социальная помощь
А нельзя доработать?
В рот не ложи
18
В рот не ложи
09 ноября 2021 в 15:33
Ответ для Челюскина
Цитата:
Хватит провокации писать!
На что именно может спровоцировать эта тема?
Эт вернячОк
19
Эт вернячОк
09 ноября 2021 в 15:34
Мой свекр оформил только пенсию, 5 тыс. Причем он не работал на супер руководящих должностях, прораб в строительной фирме, далее фоп, последние 7 лет вообще нЕ работал. Так что очень даже неплохо
Оскорбляю всячески
20
Оскорбляю всячески
09 ноября 2021 в 15:35
Только хотела спросить: ’У кого?’
)))
21
lisa75
09 ноября 2021 в 15:39
Ответ для На-перекуре
Цитата:
А я только зашла написать, что брехня, у мамочки как была 2200 так и осталась
У моей мамы вообще минимальная,хотя всю жизнь работала,не представляю,как на такие деньги можно жить
Чумачечая Весна
22
Чумачечая Весна
09 ноября 2021 в 15:40
Ответ для ПМСница
Цитата:
почему провокации? Это наша реальность((
Не завидуйте, вы тоже могли учиться и стать судьей , почему не стали???
Челюскина
23
Челюскина
09 ноября 2021 в 15:41
Ответ для ПМСница
Цитата:
почему провокации? Это наша реальность((
Так идите работать судьёй
Кто на что-на кого учился
А вы сидите здесь за копейки и завидуете
Смысл вашей темы в чем?
Я не судья ,но пока
другие на базаре торговали ,я годами училась и работала
Я теперь достойно живу .Вы же без высшего образования,если не сказать ещё хуже?
На-перекуре
24
На-перекуре
09 ноября 2021 в 15:42
Ответ для Чумачечая Весна
Цитата:
Не завидуйте, вы тоже могли учиться и стать судьей , почему не стали???
Люблю людей с чувством юмора
ПМСница
(автор)
25
ПМСница
(автор)
09 ноября 2021 в 15:42
Ответ для Чемодан-Вокзал-Майами
Цитата:
У нас есть не только минималка,но и макс.пенсия.Либо дайте ссылку на источник информации,либо жалуюсь.За брехню.
Чумачечая Весна
26
Чумачечая Весна
09 ноября 2021 в 15:43
Ответ для На-перекуре
Цитата:
Люблю людей с чувством юмора
Ага, я тоже, всю жизнь на минималке, нигде не учились, полы мыли, а пенсию как у судей хотят , ну смешно же
ПМСница
(автор)
27
ПМСница
(автор)
09 ноября 2021 в 15:44
Ответ для В рот не ложи
Цитата:
На что именно может спровоцировать эта тема?
на чергову порцію лайна, яка виллється на президента. Такого не можна допускати!
Онанимный пользыватель
28
Онанимный пользыватель
09 ноября 2021 в 15:44
Ответ для Дадосвидания
Цитата:
В свекрови 1700, и не поднимают , так как стажа 29,4 года, а надо что б было 30, всю жизнь проработала поваром , правда не везде оформлена была , а сейчас получается даже не пенсия а социальная помощь
Вы все вскладчину не в состоянии докупить ей те несчастные месяцы для стажа?
ПМСница
(автор)
29
ПМСница
(автор)
09 ноября 2021 в 15:45
Ответ для Эт вернячОк
Цитата:
Мой свекр оформил только пенсию, 5 тыс. Причем он не работал на супер руководящих должностях, прораб в строительной фирме, далее фоп, последние 7 лет вообще нЕ работал. Так что очень даже неплохо
5 тис. непогано???!!! А як на них прожити?
Гага Газу
30
Гага Газу
09 ноября 2021 в 15:46
Ответ для ПМСница
Цитата:
по этому показателю можно реально оценить инфляцию в Украине
Только у судей не пенсии, а пожизненное содержание
Читать книгу
- Скачивать могут только зарегистрированные пользователи!
весь текст
368 263 зн., 9,21 а.л.
- Аннотация
- Оглавление
- Статистика
Попытка изобразить своё видение развитие истории Сергея Юркина, по окончанию второго лепестка Сакура ян.
Примечания автора:
буду продолжать.
Добавили в библиотеку
440
Начало и конец дня на графике считаются по московскому времени (UTC +03:00)
Сортировать по
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.
Большущее спасибо автору, снимает ломку от ожидания продолжения первоисточника. А если зайти в библиотеку автора, там тоже есть что почитать на тему Кощиенко.
раскрыть ветвь
0
Чуть хуже дерьма. Автор поленился даже выделить прямую речь. Видимо действовал по принципу «пипл хавает». И судя по многим комментариям, так и есть.
раскрыть ветвь
0
раскрыть ветвь
0
Очень понравилось! Автору огромное спасибо! Порадовали!
раскрыть ветвь
0
Неплохо, немного сумбурно, но читать приятно, причинил справедливость всем КЮ. Кто сказал , что оптимизм это плохо. Лайк поставил. Понравилось.
раскрыть ветвь
0
Да ну на фиг. Текст и так невеликих достоинств, (Мэри Сью, кстати, в тэги забыли вписать) так еще из-за отсутствия орфографии его читать больно.
раскрыть ветвь
0
Нереальная путаница в тексте из-за неправильного выделения прямой речи. Неужели это так сложно? С новой строки, отступ, тире, пробел и с большой буквы?
раскрыть ветвь
0
Весьма хорошо. В некоторых местах немного «скомкан» сюжет, но в общем очень прилично и читать интересно.
раскрыть ветвь
0
Мне очень понравилось, будет ли ещё одна часть?
раскрыть ветвь
0
Сюжет есть. Плюшки, рояли, в наличии. Прочел. Тапки себе оставлю- автор не писатель в конце концов.
раскрыть ветвь
0
неплохо но увы куча недосказанного-разноцветные таблетки и их составляющие первое что видно сразу
раскрыть ветвь
0
Спасибо автор, на фоне основы Кощиенко это просто приятно прочитать. Читаем мы что бы немного отвлечься, чернухи и в жизни хватает.
раскрыть ветвь
0
А ведь процесс поиска и освобождения онни можно было тоже расписать. На пару глав..
раскрыть ветвь
0
Спасибо! Жаль, что закончилось, у Вас хорошо получилось. А насчёт АГК, кто-то ещё верит, что проды будут регулярно, не чаще, а хотя бы регулярно?
раскрыть ветвь
0
раскрыть ветвь
0
раскрыть ветвь
0
Как я понял ВСЕ! Кода! Очень жапь.
Спасибо!
раскрыть ветвь
0
Спасибо ВЕЛИКОЛЕПНО и позитивно
раскрыть ветвь
0
Написать комментарий
4 261
30
45
Подумываете о том, чтобы зарабатывать написанием текстов, но сомневаетесь, подойдет ли вам профессия копирайтера? Хотели бы попробовать, но не знаете, с чего начать?
Когда-то я тоже задавалась такими вопросами, поэтому с удовольствием поделюсь опытом и подскажу, как получить начальные навыки и где искать первые заказы. Обсудим также, какие личные качества и знания нужны для того, чтобы успешно развиваться в этой области.
Чем занимаются копирайтеры?
Изначально пришедший к нам с Запада термин «копирайтер» обозначал специалистов, которые занимались разработкой слоганов, написанием сценариев для роликов и текстов рекламных посланий.
Копирайтер сегодня – тот, кто создает тексты, решающие различные задачи бизнеса. Кроме создания рекламных объявлений, баннеров, листовок и e-mail рассылок, копирайтеры наполняют блоги компаний статьями, в которых нет прямой рекламы, однако эти тексты работают на повышение доверия клиентов. К копирайтингу относится и создание постов в социальных сетях, которые положительно влияют на лояльность покупателей и подогревают интерес к товарам или услугам.
Таким образом, можно выделить три направления копирайтинга:
- Рекламное, которое включает разработку слоганов, написание рекламных текстов.
- Информационное – подразумевает создание оптимизированных для поисковых систем статей для сайтов.
- SMM-копирайтинг – к этой сфере относится подготовка текстов для соцсетей с учетом целевой аудитории.
Работа копирайтера заключается не просто в написании текста, а в подготовке материала, который вызовет ответную реакцию у читателей, в создании продукта, который помогает решать задачи клиентов.
Первые шаги в профессии
Опыт – лучший учитель, однако, чтобы сделать первые шаги в совершенно новой для себя сфере деятельности, нужна хотя бы минимальная база знаний.
Не советую сразу идти на платные курсы, коих в сети предлагается множество. Для ознакомления с основами вполне достаточно бесплатных уроков. Рекомендую обратить внимание на видеоуроки Школы копирайтинга Юлии Волкодав и базовый курс обучения копирайтингу для начинающих «Копирайтинг с нуля за 30 дней» Даниила Шардакова.
Новичкам имеет смысл подписаться на бесплатные рассылки с обучающими уроками, которые есть практически у всех школ копирайтинга, а также вступить в профильные сообщества в социальных сетях – в них публикуется много полезных материалов и есть возможность задать вопросы или попросить совет у более опытных коллег.
Чтобы закрепить полученные знания, необходимо как можно скорее начать брать заказы. Найти клиентов самостоятельно не имея опыта, портфолио и отзывов может быть нелегко, поэтому многие новички, и я не исключение, начинали на биржах контента. Таких площадок в сети множество – Text.ru, Etxt.ru, Advego.com и другие, есть биржи фриланса FL.ru, Freelance.ru, где также размещаются заказы на тексты.
Идти туда стоит не ради заработка, а для того, чтобы на практике разобраться в особенностях профессии. Новым пользователям с нулевым рейтингом обычно доступны только самые простые и дешевые заказы. Зато на них вы сможете быстро набить руку и понять, подходит ли вам копирайтинг в принципе.
По своему опыту могу сказать, что задерживаться на бирже дольше месяца не имеет смысла. Этого времени вполне хватит, чтобы разобраться, как пишется текст по техническому заданию, научиться пользоваться системами проверки текста на уникальность и SEO-параметры и подгонять статьи под требования заказчика.
К этому времени начинающему копирайтеру стоит обзавестись портфолио с примерами написанных им текстов, подготовить резюме, после чего можно смело отправляться на поиски заказчиков вне биржи. Этап работы на бирже можно и пропустить, хотя, на мой взгляд, это самый легкий способ освоиться в новой профессии с минимальным риском остаться без оплаты.
Где искать заказы и куда двигаться дальше
Разместите информацию об услугах, которые вы предлагаете на своих страницах в социальных сетях, отвечайте на вакансии и рекламируйте себя как специалиста в тематических группах: Подслушано копирайтинг, ДавайПиши, Нужен копирайтер и других.
Заявите о себе на профессиональных форумах для копирайтеров, например Textis.ru/forum/, или на форумах SEO-специалистов наподобие Searchengines.guru. Предлагайте услуги по написанию постов и статей по хорошо знакомым вам темам, назначив адекватные цены за свои тексты.
Подайте объявление на Авито, разместите свое резюме на сайтах типа HH.ru, ищите вакансии на сайтах поиска работы, доске объявлений Kadrof.ru, подпишитесь на Telegram-каналы с предложениями удаленной работы. Можно обратиться напрямую в какое-либо digital-агентство, предложив услуги копирайтера.
Параллельно с работой на новых заказчиков продолжайте учиться и совершенствоваться в профессии. В этом помогут такие книги, как:
- Денис Каплунов «Копирайтинг массового поражения»;
- Максим Ильяхов, Людмила Сарычева «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст»;
- Дмитрий Кот «Копирайтинг: как не съесть собаку. Создаем тексты, которые продают»;
- Петр Панда «Копирайтер, расти! О продающих текстах и профессиональном росте».
Чтобы создавать эффективные продающие тексты, автор должен разбираться в основах маркетинга и психологии. Поэтому не лишним будет ознакомиться с соответствующими изданиями: Роберт Чалдини «Психология влияния», Дэвид Огилви «Огилви о рекламе» и т.п.
Прекрасный способ прокачать навыки написания текстов и обзавестись знакомствами в профессиональной среде – участие в писательских марафонах, квестах, копирайтерских конференциях.
Немного о курсах
В интернете масса предложений по платному обучению копирайтингу. Если вы почувствуете, что информации с бесплатных вебинаров и практикумов вам уже недостаточно, и, чтобы выйти на новый уровень, повысить цены на свои услуги, вам требуется помощь опытного наставника, значит, пришло время выбрать одну из платных программ. Рекомендую идти на обучение с обратной связью от тренера курса или кураторов, которые будут проверять домашние задания, укажут на ошибки, объяснят, как улучшить ваши тексты, на что следует обратить особое внимание именно вам.
Выбирая курс обучения, поучаствуйте сначала в бесплатных интенсивах специалиста, у которого собираетесь учиться, посмотрите материалы данной школы копирайтинга, находящиеся в свободном доступе, обратите внимание на опыт тренера, почитайте отзывы учеников, чтобы понять, подойдет ли вам эта программа и манера изложения информации.
Идти на платный курс имеет смысл с конкретными запросами, которые появляются только в процессе работы, когда вы уже попробовали разные направления и осознали, чего именно вам не хватает, куда бы вы хотели расти, какие навыки развивать.
Сколько зарабатывает копирайтер
В начале пути рассчитывать на дорогие заказы не стоит, однако по мере роста мастерства станет расти и число заказчиков, постепенно будет увеличиваться ценник.
По данным сайта russia.trud.com средняя зарплата копирайтера в России на момент написания этой статьи составляет 29 тысяч 400 рублей.
На биржах контента новичкам платят от 10 рублей за 1000 знаков или и того меньше, но начинать с самых низких цен необязательно. Оплата вашего труда зависит не только от опыта, но и от умения предлагать свои услуги, от того, сколько времени вы готовы посвящать работе с текстами.
Вне бирж при достаточном количестве заказов довольно быстро можно выйти на более-менее достойный уровень заработка.
Профессиональные навыки и инструменты копирайтера
Копирайтер должен быть грамотным: качественный контент предполагает не только интересное содержание, но и отсутствие орфографических, пунктуационных, смысловых и стилистических ошибок. Даже чтобы получить возможность брать заказы на биржах, необходимо пройти тест на знание правил русского языка. Если в процессе работы вы столкнулись с трудностями написания, воспользуйтесь словарями и справочниками, собранными на портале Грамота.ру. Повысить уровень грамотности можно пройдя бесплатные онлайн-курсы и выполнив практические упражнения – их можно найти, к примеру, на сайте «Тотальный диктант» в разделе «Подготовка».
Автору, пишущему на заказ, необходимо владеть разными стилями: официальным, разговорным, литературным, уметь подстраиваться под аудиторию, для которой создается текст. Читатели должны ощущать, что с ними общаются на их языке. Также копирайтеру может потребоваться воссоздать стиль письма заказчика.
Кроме навыков создания разных видов текста, копирайтеру пригодится владение различными сервисами для создания и проверки текста: Google Docs, сервисы проверки уникальности и SEO-анализа текста на Text.ru и Advego.com, сервис Главред для поиска в тексте канцеляризмов, штампов и затрудняющих чтение слов.
Копирайтер не обязан быть экспертом в SEO, однако должен быть знаком с основными понятиями и принципами поисковой оптимизации: иметь представление о ключевых фразах, анкорах в тексте, метатегах, правилах написания заголовков и подзаголовков.
Стать успешным копирайтером помогут начитанность и эрудированность, способность быстро вникать в тему, аналитическое мышление, умение доносить мысли простым и доступным языком.
Не менее важны такие личные качества, как высокий уровень самоорганизации, самодисциплина, ответственное отношение к работе – если вы взяли заказ, он должен быть выполнен в срок несмотря на форс-мажоры. Легко находить заказчиков, договариваться с клиентами и поддерживать дружеские отношения с коллегами копирайтеру поможет общительность, а самокритичность позволит адекватно оценивать свою работу, видеть совершённые ошибки и учиться на них.
Резюме
Чтобы начать карьеру копирайтера, не нужно образование филолога или журналиста. За пару месяцев новичок вполне может получить теоретическую базу и приступить к написанию текстов на заказ. За 1-2 года, постоянно обучаясь, можно наработать арсенал практических навыков и выйти на хороший доход.
Профессиональный копирайтер умеет писать тексты на стыке маркетинга, рекламы и психологии продаж, понимает принципы убеждения и знает, как работают тексты в интернете – на сайтах и в социальных сетях.
Опытный автор не хватает все заказы подряд, а чаще всего специализируется на текстах определенной тематики. Нишевание возможно не только по теме, но и по форматам текста: одни специализируются на текстах для лендингов или коммерческих предложениях, другие пишут качественные информационные статьи, обзоры или посты в соцсети.
Если вам нравится писать тексты, попробуйте превратить хобби в заработок! Стать копирайтером вполне реально не имея каких-то особенных литературных талантов, достаточно грамотно и ясно выражать свои мысли через текст. Но помните, что профессионализм предполагает непрерывное совершенствование навыков. Не переставайте учиться, расширять круг знаний и доступных для работы областей, и через какое-то время вы обязательно увидите отдачу.