Писательские и литературные сказки что это такое

Тема: богатство и выразительность языка сказок в.и. даля. сказка что значит досуг? подготовка к pisa цель урока: изучение особенностей сказок

Тема: Богатство и
выразительность языка сказок В.И. Даля. Сказка «Что значит досуг?» Подготовка к
PISA

Цель
урока:
изучение особенностей сказок В. Даля.

Ход урока

1.
Организационный момент

2.
Вступительное слово

После
53 лет этнографической и лексикографической работы, Даль издает венец своего
литературного творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это
был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское
географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.

История
создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в
блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот
факт тоже имеет свою историю.

Последние
же слова были занесены в словарь незадолго до смерти Владимира Ивановича. Всего
словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные,
просторечные, диалектные и профессиональные термины.

Под
псевдонимом «Казак Луганский» Далем была написана и опубликована первая книга.
Книга под названием «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту
гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками
ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» увидела мир
в 1832 году. После того, как ее изъяли из продажи, рукописный вариант
произведения был подарен Далем Александру Пушкину, чему последний был
несказанно рад. Свои пять «Русских сказок», представлявших вольную обработку
народно-сказочных сюжетов, Даль выпустил в свет в 1832 г. под псевдонимом
Казака Луганского. Сборник сказок вышел под названием «Русские сказки, из
предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту
житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком
Владимиром Луганским».

3.
Работа по теме урока

А.С.Пушкин
так отзывался о сказках Даля:

“…Нам
ещё учиться надобно у народных сказок. Советую вам почитать Казака Луганского,
это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и
обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих –
бездна поэзии!”


Что значит записывать сказку?


Ребята, как вы понимаете, что такое обработка сказок?

(Обработка
сказки — это литературный пересказ, грамотное изложение народной сказки).


Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.

Учащиеся
записывают в тетрадях цепочку появления сказки.

(Народ
сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).


В. Даль считал сказку чрезвычайно нужной, ибо она укрепляет моральное чувство,
будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетическое чувство.
Рассмотрим это на примере сказки «Что значит досуг».


Чтение учащимися сказки по ролям.

Комментарии
для учителя

Сказка
начинается с того, что Георгий Храбрый дает задания лесным и домашним жителям
на день — медведю, волку, лисице, журавлю, кошке, гусю, дятлу, тетерке,
воробью, бабе-птице, корове, козлу, пчеле.

А
когда пришел час отчета, никто, кроме пчелки, и не смог показать оконченную
работу: медведь без толку колоды ворочал, волк так и не вырыл нору, корова
жевала жвачку, кошка мышей ловила, а не вязала чулок, лисица утят ела, а не
собирала пух и так далее. Все они отвлекались от задания, увлекались другими
делами и ничего не сделали. Недосуг им был работой заниматься.

И
лишь одна пчелка делала свое дело, делала на совесть. Она с заданием справилась
только одна.

Эта
сказка учит тому, что нужно делу посвящать свое время, а не урывками его
делать. А отдыхать хорошо после работы. Тогда и результаты хорошие будут. В
этом и есть главная идея сказки.


О чем эта сказка?


Какова главная мысль?

Индивидуальная
характеристика героя и авторское отношение к нему создаются различными
средствами. И среди них — использование описательной речи автора и речи
действующих лиц.

4. Анализ сказки «Что значит досуг?»

Работа
с таблицей. Учащиеся находят и подчеркивают ключевые слова, характеризующие
героя. Заполняют колонку «Характеристика героя»

Михайло
Потапыч, медведь

«..
работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в
работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился… да еще
было и лапу себе отдавил…»

Серый
волк

«местах
в пяти начинал землянку рыть, да как причует…, что нет там ни бычка
зарытого…, да опять на новое место перейдет»

Лисичка-сестричка

«…надушила
кур…, да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца
добиралась»

Кошечка

«…и
принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке,
… покою не дают…»

Козел

«…бритвы
не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»

«-
Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»

Коровушка

«…жвачку
жевала,…, да за отрубями к посудомойке — и день прошел».

Журавль

«…пять
десятин пашни перемерял, … — так работать некогда было»

Гусь

«…принялся
было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»

«-
Так, — говорит, — и не стало делового часу»

Пчела

«Одна
пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не
жаловалась, не плакалась на недосуг»

Вывод:


Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?

В
описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют

подчеркнуть
отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.


С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему
герою?


Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему
создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами субъективной
оценки:

а)
уменьшительно-ласкательными в ироничном тоне (типа земляночка, кошечка,
коровушка);

б)
пренебрежительными (кошурка).

Для
описания персонажей вводятся дополнительные характеристики (кошка-домоседка,
козел-бородач
).


Что делает язык сказки выразительным?

(Использование
эпитетов (шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным.
Употребление в сказке слов и выражений из общенародного языка (сложить
срубом, серники, макитра и др.
) создает живые картины, где действуют
фольклорные персонажи.)

5.
Итог урока

Творчество
В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью языка и любовью
к простому народу. В современных условиях в этом видится долг памяти по
отношению к великому сыну России — Владимиру Ивановичу Далю.

image001

image002

image003

6.
Рефлексия

7.
Домашнее задание.
Текст стихотворения П.А. Вяземского «Первый снег».

В.И. ДАЛЬ. СКАЗКА
«ЧТО ЗНАЧИТ ДОСУГ?»

Георгий Храбрый, который, как
ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и
рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на
каждого по работе. Медведю велел, на шабаш (до окончания дела. — Ред.), до
вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом (в виде стен. —
Ред.); волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху
нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не
затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал
ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток
да серников (спичек. — Ред.) наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал,
велел три горшка да большую макитру (широкий горшок. — Ред.) слепить; а тетерку
заставил глину месить; бабе-птице (пеликану. — Ред.) приказал на уху стерлядей
наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а
пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий
Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал
до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе
его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и
на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу
себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а
срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал
землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни
жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да
утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она,
вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле
слухового окна (чердачного. — Ред.), на солнышке, раз десять, и принималась за
урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех,
покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми,
шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять
выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли:
беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу
попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать,
поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки (вязальные
спицы. — Ред.) растаскала.

Козел бритвы не успел выправить;
на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород,
ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

— Товарищ не дал работать, всё
приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще
вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к
судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да
вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще
пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было:
ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так
тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за
каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

— Так, — говорит, — и не стало
делового часу.

А тетерев всё время и мял и
топтал, да всё одно место, битую (утоптанную. — Ред.) дорожку, недоглядел, что
глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток,
правда, поймала да в свою кису (карман. Ред.), в зоб, запрятала — и тяжела
стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и
ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на
ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да
только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой
гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась
давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила,
ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась,
не плакалась на недосуг.

Сказки, басни, рассказы и стихи для юных жителей столицы читают люди самых разных профессий.

В проекте «Активный гражданин» продолжает пополняться новый раздел для юных москвичей. В апреле на страницах «Активного гражданина», «Нашего города» и «Города идей» в социальных сетях начали публиковать детские произведения в исполнении известных людей. Записей оказалось много, просмотры ежедневно росли, поэтому было принято решение создать отдельный раздел «“Активный гражданин” — детям».

Сейчас там можно найти почти 60 сказок, а также басни, рассказы и стихотворения. Участие в записи приняли 40 человек, среди которых актеры, блогеры, писатели, телеведущие, журналисты, психологи. За девять месяцев существования проекта видео набрали почти 150 тысяч просмотров.

Помимо сказок, в разделе есть головоломки и комиксы, посвященные электронным проектам Правительства Москвы. Герои комиксов — юные москвичи. Они исследуют город, отправляются на экскурсии, разгадывают ребусы, знакомятся с электронными услугами и делают многое другое. Более того, все иллюстрации можно распечатать и раскрасить. Таким образом, каждый ребенок найдет для себя что-то интересное и узнает много нового о городе.

Объединить детей и взрослых 

Телеведущая Тутта Ларсен выбрала для проекта стихотворение Марии Рупасовой «Дедушка, ты гдедушка?».

«Я люблю поэзию, читаю много стихов, причем именно детских. А Маша Рупасова — великолепный современный автор, с которым мне хотелось бы познакомить как можно большее количество людей, чтобы они тоже читали ее волшебные стихотворения своим малышам. Читать детям — это мое хобби, которое уже переросло в профессию, потому что теперь я озвучиваю в том числе и детские книги. Поэтому каждый раз, когда мне предлагают почитать вслух, я не могу от этого отказаться», — говорит она.

Тутта Ларсен

Телеведущая уверена, что «“Активный гражданин” — детям» объединяет малышей и взрослых и способствует популяризации детской литературы.

«Кроме того, этот проект дает возможность проводить с ребенком больше времени вместе. Хотелось бы, чтобы подобных начинаний было как можно больше. Мне кажется, это очень здорово», — подчеркивает Тутта Ларсен.

Научить добру

Поэтесса Анна Минакова — давний пользователь «Активного гражданина». Предложение принять участие в новом проекте стало для нее приятным сюрпризом и интересным опытом.

«Я с радостью согласилась, потому что всегда стараюсь поддержать такие инициативы. У меня пока нет своих детей, поэтому было вдвойне приятно попробовать себя в роли мамы, читающей сказку», — говорит она.

Анна Минакова

Для проекта Анна выбрала сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик» — историю о маленькой девочке, которая учится переступать через свои желания и помогать ближним.

«Мне захотелось поделиться этой историей, чтобы научить детей добру и бескорыстию, которых порой так сильно не хватает в современном мире», — добавляет она.

Анна Минакова уверена, что «“Активный гражданин” — детям» — хорошее начинание, которое сможет заинтересовать маленьких зрителей добрыми рассказами. А родители теперь могут спокойно оставлять своего ребенка с гаджетом, зная, что он занимается полезным делом.

«Этот проект дал мне возможность внести свой вклад в развитие юного поколения. Пусть это всего лишь одна сказка, но прочитанная с любовью и душой. Надеюсь, я подарила родителям несколько минут отдыха, а детям — интересную и добрую историю», — отмечает Анна Минакова.

Проект станет еще масштабнее

В проекте можно найти не только сказки, но и раздел с отрывками из лучших книг современных детских писателей — номинантов литературного конкурса на соискание премии имени Корнея Чуковского. Их прочитали артисты, музыканты, художники и сами авторы.

Одним из них стал лауреат премии в номинации «Лучшее произведение для детей по мнению читателей» Дмитрий Сиротин. Его поэтический сборник «Вишневый пирог» собрал почти 12 тысяч голосов «активных граждан». Дмитрий с удовольствием откликнулся на предложение прочитать свои стихи.

«Убежден, что литература детям интересна. Иначе не было бы столько голосов за поэтические сборники. Я это вижу и по своей работе: вдвоем с прекрасным детским писателем Валентиной Дегтевой мы ведем литературные курсы, выступаем в библиотеках и школах и видим, какой интерес у ребят вызывают книги и чтение. Так что “Активный гражданин” — детям” в будущем станет еще масштабнее», — считает Дмитрий Сиротин.

Дмитрий Сиротин

Сказки читали и профессиональные психологи. Кандидат психологических наук гештальттерапевт Ирина Млодик выбрала для проекта сказку британской писательницы Деби Глиори «Что бы ни случилось». Это трогательная и нежная история о самых больших тревогах ребенка и бесконечной родительской любви, предназначенная для детей дошкольного возраста.

«Я как специалист знаю, что детям очень полезны сказки, поскольку ребенок живет в пространстве символического. Моя сказка, надеюсь, помогает маленьким москвичам понять, что их будут принимать и любить любыми, вне зависимости от их поведения. Это ощущение создает здоровую привязанность к родителям и позволяет активнее проявлять себя в мире, ведь ребенок знает, что есть люди, которые его любят. Они могут злиться, могут что-то не одобрять, но будут продолжать его любить», — говорит Ирина Млодик.

В раздел «“Активный гражданин” — детям» будут и дальше добавлять новые материалы. Получить доступ к сказкам, рассказам, стихам, басням, головоломкам и комиксам очень просто — нужно зайти на сайт проекта с компьютера, планшета или мобильного телефона.

В литературном мире у студентов всегда есть возможность продемонстрировать свой талант в писательском мастерстве! Принять участие в различных конкурсах могут как начинающие авторы, так и те, у кого уже пылится на столе готовый, но все ещё неизданный шедевр. 

С радостью представляем вам обновленный список конкурсов для писателей и поэтов! Это отличный заряд мотивации для того, чтобы закончить давно начатую работу, или начать творческий путь с чистого листа. Лучшие же произведения получат замечательные награды!

Желаем успехов!

Писательские и литературные сказки что это такое

Для писателей и поэтов

1. Литературный конкурс «Детектив Достоевский» (короткие детективные рассказы о «преступлениях и наказаниях»)

Дедлайн: 10 октября 2021 г.

Требования к работе: материалы должны быть предоставлены на русском языке в виде файла, совместимого с программой MS Word. Объем конкурсной работы – не больше 10 000 знаков с пробелами. Более подробная информация на сайте.

Требования к участникам: участвовать могут все желающие.

Организатор: АО «Издательство «Российская газета» (учредитель сайта ГодЛитературы.РФ).

Способ подачи заявки: предоставления работ на конкурс на адрес электронной почты konkurs@godliteratury.ru , в теме письма указав название конкурса «Детектив Достоевский».

Награды: 1 место – путешествие на двоих на три дня в Санкт-Петербург; 2 место – путешествие на двоих на два дня в Санкт-Петербург; 3 место – путешествие на двоих на один день в Санкт-Петербург. Лауреаты конкурса награждаются специальными призами и подарками от партнеров.

2. Литературный конкурс «Осторожно, двери закрываются…»

Дедлайн: 12 октября 2021 года.

Требования к работе: принимаются короткие рассказы о том, что было или вполне могло случиться на одной из станций метро, написанные на русском языке и опубликованные на litres.ru. Объем произведения: от 10 000 до 60 000 знаков с пробелами. Произведения должны быть опубликованы на litres.ru через издательскую платформу ЛитРес: Самиздат не ранее 11.09.2021 года (лицензия: бесплатный пакет публикаций). Не принимаются работы жанров: «фэнтези», «фантастика», «постапокалипсис».

Рассказ должен начинаться с одной из 10-ти фраз:

  1. Осторожно, двери закрываются. Следующая станция «Сокольники»
  2. Станция «Парк Культуры»
  3. Привет! Я на «Римской»
  4. Станция «Щелковская». Конечная.
  5. Алло! Я в метро, не могу говорить
  6. Привет! (радостный мужской голос…
  7. Здравствуйте! Мне на 60 поездок
  8. Уважаемые пассажиры, занимайте обе стороны эскалатора
  9. Извините, вы не подскажите как выйти к Парку Горького
  10.  Аккуратно, держись за поручни

Требования к участникам: к участию приглашаются авторы, достигшие 14 лет.

Организатор: издательская платформа ЛитРес: Самиздат.

Способ подачи заявки: после публикации произведения на ЛитРес необходимо заполнить заявку.

Награды: десять историй победителей войдут в аудиосериал — аудиокнигу из 10 новелл победителей, озвученных дикторами проекта ЛитРес: Чтец со звуками Московского метрополитена. Все победители получат фирменные призы от Московского метрополитена, абонементы на ЛитРес и два печатных сборника.

3. Литературный конкурс эссе к 200-летию Николая Некрасова

Дедлайн: 31 октября 2021г.

Требования к работе: принимаются эссе, посвященные биографии или творчеству Николая Некрасова, эссе может рассказывать о событии в жизни автора, которое связано с творчеством поэта. Принимаются только неопубликованные произведения. Размещение текста в личном блоге автора публикацией не считается. Объем эссе не должен превышать 7 тысяч знаков с пробелами по статистике редактора Word. Количество эссе, представленных одним участником — не более двух.

Требования к участникам: к участию в конкурсе приглашаются авторы и читатели «Нового мира».

Организатор: журнал художественной литературы и общественной мысли «Новый мир».

Способ подачи заявок: для участия нужно прислать работу на адрес telega1@yandex.ru .

Награды: по решению главного редактора журнала Андрея Василевского эссе победителей конкурса будут опубликованы в 12-м номере журнала «Новый мир»: декабрь 2021 года. Число победителей конкурса будет зависеть от решения редколлегии журнала и главного редактора.

4. Конкурс «Рассказ года» (2021)

Дедлайн: 31 декабря 2021 г.

Требования к работе: принимаются к рассмотрению рассказы объёмом до 40 тыс. знаков (с пробелами) на русском языке. Рассказы на иностранном языке принимаются при наличии перевода на русский язык.

— Принимаются к рассмотрению рассказы в формате Word. Архивированные файлы не рассматриваются.

— В теле письма или в отдельном файле автор может указать информацию о себе (по желанию). Подробнее на сайте. 

Требования к участникам: к участию приглашаются все желающие.

Организатор: портал пишукнигу.рф.

Способ подачи заявки: отправлять работы нужно на почту portalpishuknigu@gmail.com .

Награды: 

— Первый приз — 100 тысяч рублей.

— Памятная статуэтка.

— Призы и дипломы — для авторов лучших рассказов.

—Авторы лучших рассказов выигрывают публикацию на сайте, официальных страницах портала в соцсетях и сборниках, которые можно будет купить в магазине и/или на сайтах «ЛитРес», «Озон», других магазинах и интернет-площадках.

5. Конкурс рисованных историй «Своя книга»

Дедлайн: 15 декабря 2021 г.

Требования к работе: принимаются оригинальные произведения (комиксы или их проекты) на русском языке или без слов, предназначенные для читателей старше 6 лет и ранее не публиковавшиеся коммерческими тиражами (свыше 300 экз.). Подробная информация на сайте.

Требования к участникам: к участию приглашаются авторы, достигшие 16 лет. Ограничений по гражданству и месту жительства нет.

Организатор: издательство «Бумкнига».

Способ подачи заявки: заявки нужно отправить на почту boomfest@gmail.com с темой «СВОЯ КНИГА».

Награды:

1) Все авторы, произведения которых вошли в шорт-лист, награждаются дипломами и подарочными сертификатами;

2) С победителем конкурса заключается договор на издание произведения в форме книги тиражом не менее 1500 экземпляров, а также его представление за рубежом. Издательство обязуется опубликовать книгу в течение года с момента объявления победителя конкурса при условии, что она будет закончена;

3) Независимо от результатов конкурса, издательство будет рассматривать все поступившие на конкурс произведения на предмет возможного сотрудничества с их авторами.

6. Поэтический турнир «Краски осени» (2021)

Дедлайн: 30 октября 2021 г. 

Требования к работе: на конкурс принимаются стихи на осеннюю тематику, написанные в любом жанре. Произведения должны быть написаны непосредственно для конкурса и в период его проведения. Автор может отправить неограниченное количество заявок на участие.

Требования к участникам: в конкурсе могут принимать участие только зарегистрированные авторы, имеющие публикации на сайте, которые не дублируют конкурсные произведения.

Организатор: литературный сайт и журнал авторских произведений «Литра».

Способ подачи заявки: отправить заявку на сайте конкурса. 

Награды: 

1 место – электронный диплом победителя и 3000 баллов для анонсирования и продвижения своего творчества на Литре и в соцсетях;

2 место – электронный диплом победителя и 1000 баллов;

3 место – электронный диплом победителя и 500 баллов.

7. Конкурс исторических миниатюр «Крупицы истории»

Дедлайн: 30 ноября 2021 г.

Требования к работе: принимаются исторические миниатюры, основанные на дневниках, письмах, мемуарах, достоверных источниках. При этом пьеса должна быть законченным драматургическим произведением. В основе пьесы должен лежать первоисточник, архивные материалы. Героем пьесы может быть историческая личность или историческое событие. Подробная информация на сайте.

Требования к участникам: к участию приглашаются все желающие.

Организатор: театр-лаборатория STER.

Способ подачи заявки: для участия в конкурсе необходимо прислать пьесу по адресу: zavlit.ster@gmail.com с пометкой «Крупицы истории». В письме указать:

1. Авторское имя (в случае, если автор работает под псевдонимом, указать настоящие ФИО, информация будет доступна только организатору).

2. Дату рождения. Город, страну проживания (для статистики).

3. Краткую творческую биографию.

4. Соцсети (фейсбук, другие).

Награды: пьесы финалистов будут представлены публике в виде читок артистами театра и приглашенными артистами. Пьеса победитель получит сценическое воплощение в виде режиссерского эскиза.

8. Конкурс рассказов «Новая Фантастика 2022»

Дедлайн: 15 ноября 2021 г.

Требования к работе: тема для рассказов — свободная. Рассказ должен быть написан на русском языке. Работа должна быть уникальна, нигде ранее не опубликована (включая интернет). Все работы будут проверяться на уникальность. Объем рассказа минимум 10 000 знаков (без учета пробелов), максимум 40 000 знаков (без учета пробелов). Произведение должно быть написано в жанре фантастики (в том числе: фэнтези, мистика, ужасы, магреализм). Рассказы, не соответствующие жанру, приниматься не будут. От каждого автора принимается только одна работа. В случае, если работа была написана в соавторстве, от обоих авторов принимается только одна работа. Ни один из них не может прислать еще одну. Более подробная информация на сайте.

Требования к участникам: участвовать могут все желающие.

Организатор: сообщество авторов «Настоящий писатель» и литературный клуб «Бумажный слон».

Способ подачи заявки: заявки нужно отправить на почту konkurs@true-writer.ru. В теме письма должно быть указано «Заявка НФ2022». К письму должен быть приложен файл с работой.

Награды:

1 место – приз 50 000 рублей. Последующие 8 (или 12) финалистов получают приз – 15 000 рублей, а 10 наиболее достойных работ попадут в печатный сборник «Новая Фантастика 2022». В качестве приятного бонуса (а для кого-то и главного приза) каждый участник получит комментарии от конкурсантов, от членов профессионального и основного жюри (если прошел в соответствующий тур).

Собирала Фидан Зейналова

Текст и фото: Михаил Визель

Ассоциация Союзов писателей и издателей России (АСПИ) была учреждена ровно год назад. Ее главная декларируемая цель — объединить «поверх барьеров» разнообразные писательские организации, возникшие тридцать лет назад после раскола единого и, прямо сказать, в значительной степени огосударствленного Союза писателей СССР.

Открыл собрание в большом зале «Дома Ростовых», т.е. особняка на Поварской, воспетого Толстым в «Войне и мире», в котором в советские годы и размешался СП СССР, председатель ассоциации Сергей Шаргунов. И начал с минуты молчания — чтобы почтить память ушедших членов Творческого совета Ассоциации Валентина Курбатова и Виктора Лихоносова. Вслед за тем напомнил, что было сделано. Ассоциация была создана ровно год назад, «когда ничего ещё не было, кроме понимания». Но тем не менее за этот год получена официальная регистрация, разрешено добавить в название слово «Россия» (причём в виде исключения, потому что обычно включать слова «Россия, российский» в названия организаций разрешается только через пять лет после начала деятельности).

Большие планы намечены на будущий год. Ассоциация уже получила грант на масштабный проект «Мир литературы. Новое поколение»: цикл творческих мастерских для соискателей в возврате 18-35 лет, котыре приедут в апреле в Москву со всей страны. Причем заявки на этот конкурс уже принимаются. Летом же пройдет другой сбор, для подростков — «Мир литературы. Юность» в Артеке. Десяток «старейшин», от Крупина до Кушнера, от Санги до Айпина, получат госнаграды. Намечены программы поездок писателей по стране. В более отдаленной перспективе предполагается также создание сети писательских резиденций по всей стране, по примеру Переделкина.

Существенным достижением стало уже то, напомнил Сергей Шаргунов, что удалось разрешить запутанные имущественные отношения и утвердить в качестве реальной штаб-квартиры именно этот «намоленный» писателями дом.

«Дом Ростовых наполнился живой литературной жизнью. Хотелось бы, чтобы здесь проходили дискуссии. Дом Ростовых, дом писателей — ваш дом».

— подытожил он.

И дискуссии воспоследовали.

Впрочем, следующий выступающий, председатель президиума Творческого совета Владимир Толстой не столько дискутировал, сколько вспоминал прошлое. Признавшись, что ставши 10 лет назад советником президента, получил первое же президентское поручение — объединить писателей. «Правда, у вас это вряд ли получится», — оговорился тогда Путин.

Между тем стремление объединить писателей обусловлено не тем, что так ими удобнее управлять, а тем, что так им удобнее помогать. «У государства не может быть много получателей [помощи] в одной сфере, — объяснил советник — Должен быть один канал. А сейчас я могу говорить от имени всей литературы».

«Слава богу, что мы разные», — начал свое выступление председатель Наблюдательного совета Ассоциации, глава РКС Сергей Степашин. После чего сосредоточился на практических имущественных вопросах.

«Переделкиным приходилось заниматься, пока я возглавлял Счётную палату — вспоминал он. — Одни приходили с доносами, другие приходили с доносами. Я не боюсь этого слова. Было стыдно и противно». Чтобы избежать в дальнейшем таких ситуаций, по мысли Сергея Степашина, новый Литературный фонд, о работе по созданию которого было объявлено в начале декабря, должен быть учреждён Ассоциацией. «Чтобы не было как в девяностые годы — когда фонд поддержки спорта и т.д. оказывался на практике полумафиозной структурой».

«Банк Петра Фрадкова [«Промсвязьбанк»] готов вложиться» — подчеркнул Сергей Степашин.

Немаловажно также, чтобы Ассоциация писателей и издателей обзавелась собственной литературной премией. И премия АСПИ должна быть главной литературной премией.

«В рейтингах [РКС] нет ни одного отечественного автора, только переводные», — посетовал Сергей Степашин. И сам же объяснил, как исправить положение:

«Российский писатель должен стать личностью, который способен жёстко обострить любой вопрос. Не обязательно любить власть, но нужно любить свою страну».

Именно это продемонстрировал выступивший сразу следом за ним Николай Ф. Иванов, председатель Союза писателей России (СПР). Порадовавшись, что «впервые за тридцать лет писателям что-то дали (этот дом), а не отобрали», он выразил категорическое несогласие с проектом создания фонда российских литераторов, предусматривающим передачу его в ведение «книжного департамента» Минцифры. Аргументация Николая Федоровича, подробно изложенная им несколькими днями ранее в редакционной статье издаваемого СПР «Дня литературы» с характерным названием «Не повторить фатальных ошибок прошлого», сводится к тому, что у Минцифры просто нет представительств в ряде регионов, а вот дома литераторов в регионах, литературные журналы, литературные музеи библиотеки — все они суть структурные подразделения Минкульта. И создание нвоой структуры порвет сложившиеся связи.

Впрочем, закончил свое резкое выступление Николай Иванов тем, что изъявил желание публично пожать руку Сергею Шаргунову, каковое желание было немедленно им удовлетворено.

Следующее выступление председателя Союза российских писателей (СРП) Светланы Василенко было гораздо спокойнее. Светлана Владимировна сосредоточилась на подготовке закона о творческой работе, чтобы творческих работников, в частности писателей, внесли в перечень профессий. «Сейчас писатели — любители, — заявила она. — а с точки зрения закона — безработные. Если бы Бродский оставался в России, он по-прежнему считался бы тунеядцем». [ Уголовная ответственность за тунеядство была отменена в СССР в апреле 1991 года законом «О занятости населения» — ред.]

Второе обозначенное Василенко направление — возвращение писательской собственности: добиваться признания правопреемственности АСПИ по отношению к недвижимости СП; прозондировать, кому принадлежит издательство «Советский писатель». Заботясь о толстых журналах, не забывать о региональных журналах и собрать круглый стол толстых и региональных журналов. Хотелось бы, заявила Светлана Василенко, издавать журнал переводов с языков народов России.

Евгений Сидоров, председатель СП Москвы, заявил, что «нужна карта литературной России, чтобы знать, где что происходит», а Валерий Попов, председатель СП Санкт-Петербурга («единственный, кто приехал на встречу не на электричке, а на поезде», как пошутил кто-то в президиуме) констатировал: «Власть признает нас. Мы сотрудничаем со Смольным. Мы держим наш город, не роняем».

Закончилась официальная часть собрания завершающей репликой Сергея Шаргунова: «мы делаем общее дело во имя слова. То, что я говорил — это не пустые слова, это планы. Так будет».

Писательские и литературные сказки что это такое

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

  • Писатель фантаст как пишется
  • Писать быстро причем красиво как пишется
  • Писатель признанный мастер малого жанра рассказа
  • Писатель носов рассказы для детей читать
  • Писатель носов рассказы для детей список