Писатели о сказках высказывания

Цель урока: показать, как музыка, являясь главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу помогает в тяжелую минуту. задачи: воспитательные-

Цель урока: показать, как музыка, являясь главным героем
сказки, проявляет свою волшебную силу – помогает в тяжелую минуту.

Задачи:

Воспитательные- способствовать воспитанию музыкальной культуры учащихся, как части
духовной культуры, способствовать формированию устойчивого интереса к искусству
вообще, к литературе и музыке в частности. Воспитание интереса к процессу
творчества.

Развивающие- способствовать развитию механизмов творческого мышления, воображения,
фантазии, восприятия произведений литературы и музыки, способности к открытию.
А также развитие музыкальных способностей: чувства ритма, ладового слуха.
Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Образовательные- познакомить с белорусской народной сказкой «Музыкант-чародей», песнями
«Сказки гуляют по свету» Е. Птичкина и М. Пляцковского, «Музыкант» Б.Окуджавы,
пьесой Н.Паганини «Кантабиле», «Мелодией» Н.Аладова.

Тип урока: введение в новую тему.

Виды деятельности:
— беседа;
-слушание музыки;

-анализ музыкальных произведений по
средствам музыкальной выразительности;
-вокальная работа;
-выполнение творческих заданий;
-игра;
-пение;

Методы обучения:
— обобщение;
-наглядно-слуховой;
-игровой метод;
-метод забегания вперед и возвращение назад;
-стимулирование творческой деятельности, через  создание проблемной
ситуации;

-метод художественного нравственного –
эстетического постижения музыки;
-проблемно-поисковый метод проходит лейтмотивом через весь урок.

Оборудование и
музыкальный материал
: музыкальный центр, диски с
произведениями Н.Паганини «Кантабиле», «Мелодией» Н.Аладова. Фонограммы песен
«Сказки гуляют по свету» Е. Птичкина и М. Пляцковского, «Музыкант» Б.Окуджавы.
Аудиозапись белорусской народной сказки «Музыкант-чародей» Компьютер, проектор,
презентация.

Ход
урока:

 Организующий момент: Музыкальное приветствие,  проверка готовности к уроку

 Повторение
пройденного материала:

Учитель: На доске вы видите высказывание Г.Гейне «Где кончаются слова, там
начинается музыка» — эти слова станут эпиграфом нашего урока. Нам нужно будет
понять, как взаимодействуют эти виды искусства, какую роль они оказывают друг
на друга.

Учитель: Давайте вспомним, о взаимодействии каких видов искусства мы
говорили с вами в первой четверти. (Мы говорили о взаимосвязи музыки и
литературы)

Учитель:   Как звучала тема I четверти? («Что
стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»)

Учитель:   Представьте на секунду, если бы на свете не было
музыки?!….Что стало бы с литературой? Какие музыкальные жанры не появились
бы? (ответы учащихся)

Учитель:  Музыка и литература два разных вида искусства, которые прекрасно
существуют вместе, дополняя, и обогащая друг друга.

 Объяснение новой темы II четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Учитель:
   Что стало со стихотворением без музыкальных слов?

Дети:
  Стихи потеряли свою красоту.

Учитель:
  Сегодня на уроке мы с вами постараемся выяснить, сможет ли
литература обойтись без музыки?!  А поможет нам в этом — сказка!

 Тема нашего урока: «Писатели и
поэты о музыке и музыкантах.
Музыка — главный герой
сказки»   

Учитель:    Вспомните сказки, в которых бы рассказывалось о музыке
или музыкантах? Где музыка играла бы главную роль в сюжете сказки. («Бременские
музыканты» Гримм, сказка – былина «Садко», древнегреческий миф «Орфей и
Эвридика»)

Учитель:   Нужна ли литературе музыка?

Музыка становится
главным героем многих литературных произведений. Она проявляет свою волшебную силу:
помогает в трудную минуту, пробуждает чувства, останавливает зло.

Учитель:   Ребята, назовите поэму А.Пушкина, которая построена на
шести песнях Баяна – сказителя (поэма Пушкина «Руслан и Людмила»)

 Исполнение песни
«Сказки гуляют по свету»
Е. Птичкина и М.
Пляцковского.
Учитель:   Поэзию с музыкой роднит очень многое. Это
средства выразительности. В этом мы еще раз сумеем убедиться, исполнив песню
«Сказки гуляют по свету»

Знакомство с
белорусской сказкой «Музыкант – чародей»

Учитель:   О музыке рассказывается во многих сказках, о ее волшебной
силе, о чудесах, которые она творит. Сегодня вы познакомитесь с белорусской
народной сказкой о необычном музыканте.

Учитель:   Попробуйте продолжить название этой сказки «Музыкант —
..?». Определить какую роль в ней играет музыка?

Учитель:   Попытайтесь прожить, прочувствовать вместе с главным героем
сказки, то с чем ему пришлось столкнуться в жизни. (Можно пластически
импровизировать, идя за текстом сказки).

     Жил-был на свете
музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасет, бывало, волов, срежет лозину,
сделает себе дудочку и как заиграет, так волы и перестанут щипать траву —
насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не
квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость
какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и
несет все выше и выше — в чистое синее небо, к ясным звездам. И хочется сидеть
вот так всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились.
Играл печально – на всех тоска нападала. Вот какой был музыкант-чародей: что
захочет, то с сердцем и сделает.

    
Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошел ходить по свету. Простые,
добрые люди любили его, поили, кормили. А злые паны не любили, потому что,
послушав музыканта-чародея, переставали люди служить им, не хотели им
подчиняться. И решили злые паны погубить музыканта. И сговорились с
чертями, и черти наслали на него, когда он по лесу шёл,  20 голодных
волков.

    
Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, глаза горячими угольками
горят. А у музыканта в руках ничего нет, только скрипка в котомке. Достал он из
котомки скрипку, чтобы ещё раз поиграть перед смертью,  прислонился к
дереву и провел смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка… (Здесь звучат первые звуки скрипки
«Мелодии» белорусского композитора Н. Аладова, чья музыка пронизана
интонациями белорусской народной песенности. Сразу же, как они отзвучат, сказка
продолжится.)
Замерли кусты и деревья. А волки,
как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и голод 
забыли. (Звучит в исполнении скрипки вся «Мелодия» Н. Аладова.)
Перестал музыкант играть, а волки, как сонные в лес потянулись… Вот какой был
музыкант- чародей.

Учитель:— Понравилась вам сказка? Какое название вы ей дали?

Учитель: — Назовите выдержки из текста, в которых говорилось бы о волшебной
силе искусства.

Учитель:   Какая проблема поставлена в сказке? (Противопоставления
добра злу)

Учитель:   Как решает ее автор? (При помощи волшебной силы искусства,
добро побеждает зло)

Учитель: — Почему автор отдал предпочтение именно тембру скрипки? (Нежный,
тонкий, певучий, ранимый по характеру звучания инструмент)

Учитель: — С чем еще можно сравнить «звучание» этого инструмента? (С трепетной
и ранимой душой человека).

Учитель: — Так чему же учит слушателя эта сказка? (Добру, щедрости,
справедливости, любви к ближнему, в любой жизненной ситуации оставаться «Человеком»…)

Дети: Мы смогли убедиться в том, что музыка — является главным героем этой
сказки.  

Учитель: Подумайте, в чем же сила этих двух видов
искусства, литературы и музыки?

Дети: В том, что они воздействуют на чувства,
мысли, переживания человека, влияют на их поступки.

 Знакомство с пьесой
Николо Паганини «Кантабиле», творчеством итальянского скрипача и композитора

Никколо Паганини
(27 октября 1782, Генуя — 27 мая 1840, Ницца) —
итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор. Одна из наиболее ярких
личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков. Признанный гений мирового
музыкального искусства.

Учитель: Подумайте, о чем заставляет нас с вами
задуматься автор стихотворения? Как помогает нам в этом музыка Н.Паганини.

Чтение
стихотворения на фоне музыки, пьесы «Кантабиле» Н.Паганини.

О чем
грустишь ты, скрипка милая?

О чем поведать
хочешь нам?

Владея неземною
силою,

Не доверяешь ты
словам.

Ты плачешь
перед всей планетою

И хочешь боль свою
излить.

Ты повтори тобою
спетое,

Нельзя нам что-то
упустить.

В твоем
небесном песнопении

Слышны то просьба,
то укор.

Для красоты и
примирения

Ведешь ты с нами
разговор.

Мы скорбь
твою разделим поровну,

И вникнем в суть
твоих надежд.

Нам будет вечною
опорою

Души пленительной
мятеж.

С тобой
любая встреча радует,

И чудо грезится
вдали:

На горизонте звезды
падают,

А ты поешь нам о
любви…

Дети: Автор заставляет задуматься о вечных
проблемах бытия, о жизни человека.

Учитель: Как помогает нам в этом музыка
Н.Паганини?

Дети: Она усиливает глубину воздействия
поэтического текста.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какую роль в жизни Н.Паганини играла музыка?

 — О чем его музыка
заставляет задуматься слушателя?

Учитель: Жизненным кредо Н.Паганини были слова «Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали». Согласны ли вы с его высказыванием?

Учитель: Слушая музыкальные произведения, высказывания
Паганини о силе музыки, или читая сказки в которых главную роль играет музыка,
мы приходим к выводу о необычайной силе двух видов искусства литературы и музыки,
и о тесном их взаимодействии.

Дети: — Необыкновенная сила искусства, воспетая в
литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих
сказках и стихах музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и
справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев.

 Слушание, исполнение песни
Б.Окуджавы «Музыкант»

Учитель: Музыка часто является темой произведений
самой литературы. Этому подтверждение одно из произведений Б.Окуджавы
«Музыкант».

Учитель: Какие проблемы ставит автор песни перед
слушателем? Какой социальный опыт приобретает человек?

Музыкант играл на скрипке —
Я в глаза ему глядел.
Я не то чтоб любопытствовал —
Я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки —
Я надеялся понять,
Как умеют эти руки
Эти звуки извлекать

Из какой-то деревяшки,
Из каких-то грубых жил,
из какой-то там фантазии,
Которой он служил?

Да еще ведь надо в душу

К нам проникнуть и поджечь…
А чего с ней церемониться?

Чего ее беречь?

Счастлив дом, где пенье скрипки
Наставляет нас на путь
И вселяет в нас надежду —
Остальное как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый
К угловатому плечу,
По чьему благословению
Я по небу лечу.

Счастлив тот, чей путь недолог,
Пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший
Из души моей костер.
А душа, уж это точно,
Ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее
И праведней она.

Вывод

Учитель: Ребята вспомните высказывание Г.Гейне «Слово и музыка – два великих
начала, две стихии искусства», «Где кончаются слова, там начинается музыка».

Учитель: Как вы думаете, в чем состоит сила воздействия двух видов искусства,
литературы и музыки на человека?

·      Искусство несет радость людям!

·      Искусство заставляет забыть зависть и злобу!

·      Искусство рождает в душе человека любовь и радость!

·      Искусство позволяет сопереживать чувствам других людей!

·      Искусство помогает человеку совершенствоваться!

·      Искусство помогает жить!

·      Искусство может спасти мир!

Учитель: Может ли литература обойтись без музыки?

Дети: Нет, без музыки многие стихи не стали бы песнями; без музыкальных
слов, многие стихи небыли бы такими красивыми; не появились бы многие
музыкальные жанры, а также литературные произведения и сказки, где главным
героем является музыка!

 Оценивание

Отмечаются и награждаются наиболее активные
ученики.

 Домашнее задание.

Учитель: Представьте
что, вы писатель или поэт, постарайтесь сочинить рассказ или стихотворение, в
котором музыке отводилась бы главная роль.

Осень в произведениях русских писателей

20 столетие, как и 19-ое славится новым расцветом русской литературы. Появляются не менее известные авторы, такие как: Грибачев, Ушинский, Сладков, Шим. Они умело описывают золотые месяца в детских сказках. Тем самым привлекая и заостряя внимание детей на деталях, поступках героев, в сопровождении дождливых, красочных деньков осени.

Авторы не только описывают красоту, яркость, безграничность русской природы, но и делают акцент на самих лесных героях своих сказок. К осенним зверям попадают: зайчики, белочки, лисы, медведи, пчелы и волки. Каждое животное по-особому готовится встретить и провести осень, ведь именно во время этой поры зверушки запасаются к зиме. Поэтому детские произведения про осеннее время – это большая нотка позитива с хорошим концом. Рекомендуем прочитать известные сказки: «Рыжие листья», «Осень на пороге», «Пчела и мухи», «Белые штаны».

Как видите, каждый композитор и поэт смотрел на осень под разным углом. Для кого-то это был радостный, яркий, красочный период в сопровождении новых идей и опавшей листвы. Кто-то оставался грустным и сонливым в своем творчестве, описывая осень, как пору страданий и безответной любви. А кто-то просто любил и отдавался в это время года любимому делу. Нам же остается читать, помнить свою культуру и прославлять ее дальше. Чтение и изучение стихов на память поможет развить дикцию, разнообразить словарный запас и просто сделать этот мир интереснее и добрее.

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события — Яндекс Новости

  • Осень в стихах русских поэтов
  • Россия осталась без сверхтяжёлых ракет
  • Экс-глава израильской разведки Яков Кедми о возможной поставке «Железного купола» из США на Украину: «Что им прикрывать?»
  • Осень в стихах русских поэтов
  • Avia.pro: Турция передала боевикам в Идлибе ракетные комплексы, которые могут быть применены для уничтожения российских самолетов
  • Avia.pro: удары ВКС РФ по поддерживаемым Анкарой боевикам в Идлибе едва не завершились потерей Су-24, который могла сбить Турция
  • Вундеркинд поставил диагноз системе образования и своему амбициозному отцу

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

  • Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки
  • Или

  • Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту

Прикольные афоризмы и короткие цитаты про осень

Осенью всегда легко думается, и вечность, забыв время и пространство, теряет напряженность мысли, и что-то тихое и печальное льется в душу.
Осень — время перемен. Как желтые листья к нам возвращаются старые, давно забытые друзья. Возвращаются только на миг.

***

Одна природа неизменна, но и та имеет свои: весну, лето, зиму и осень; как же хочешь ты придать неизменность формам тела человеческого?!

***

Не осень в нашей грусти виновата, а лишь в душе отсутствие весны.

***

По листьям опавшим деревья не плачут. Им новые листья подарит весна. Уметь не жалеть — вот поистине счастье. Не плакать о том, что ушло навсегда.

***

Мы забыли друг друга, забросили Ухожу босиком по осени

***

Брожу одна по октябрю, не смело листья применаю, я вру себе, что не люблю, я вру себе, что забываю.

***

Такая грусть лишь в это время года Господь не зря мгновенья выбирает. Так умирает осенью природа, но как она красиво умирает

***

Осень. В ней всегда есть что-то от вечности, простой и непонятной.

***

Я очень надеюсь, что этой осенью у каждого из нас будет тот, кто будет греть нам руки

***

Осень — последняя, самая восхитительная улыбка года.

***

Ноябрь. Холодно. Ветрено. Снег. Погода, созданная для горячего чая, шоколада, теплого пледа и красивых сказок.

***

Когда-нибудь вернусь к тебе дождем. Дождем осенним, в памяти шумящем Ты скажешь мне: «Все это было сном!». А я отвечу: «Это было счастьем. »

***

У любви тоже есть осень, и познаёт её тот, кто забыл вкус поцелуев любимого.

***

Застегнул рубашку, завязал галстук, одел пиджак и уснул, чтобы пойти погулять там, где всегда хорошо, где всегда любимая погода, любимая осень и любимая ты.

***

Осень начинается не тогда, когда начинают опадать первые листья или начинаются первые заморозки, а когда начинаешь ждать весны.

***

Осень — то время года, когда люди должны согревать друг друга своими словами, своими чувстВам и, своими губами. И тогда никакие холода будут не страшны.

***

Вдыхаю октябрь, вдыхаю осень, вдыхаю ненависть, вдыхаю смолу сосен.

***

Осень лучше, чем зима, весна лучше, чем осень, а лето лучше, чем осень, зима и весна, вместе взятые.

***

Осень депрессивно засыпает листьями город, Разъедая влажным настроением краски.

***

Такая грусть лишь в это время года. Господь не зря мгновенья выбирает. Так умирает осенью природа, но как она красиво умирает.

***

Даже в самый заунывный осенний дождь не стоит забывать, что небо на самом деле голубое! Нужно только немножко подождать.

***

Осень — осколок реальности этого расколотого на части мира.

***

Славная осень. Холодная, неуютная — и в то же время моя, настоящая. такая родная, такая хорошая.

***

Я желаю Вам осень полную любви, тёплых красок, запаха кофе и поцелуев.

***

Снова осень. Снова яркие пятна листьев кружатся на ветру. Снова мелкий тоскливый дождь.

***

Моя мечта в холодные осенние вечера греть ноги возле настоящего камина, читать интересный роман и неспешно попивать чай с тобой вместе

***

Весна в этом году задержалась и незаметно перешла в осень.

***

Осень. Но не потому что октябрь. Просто очень холодно. Но не потому что осень.

У любви тоже есть осень…

А осень я не люблю, когда нахожусь в ожидании. В ожидании человека, без которого моя осень блекнет. Эльчин Сафарли «Сладкая соль Босфора»

Быть может, во всём виновата осень; я ощущаю её сильнее, чем ты. Осенью рвутся пакты и всё становится недействительным. И человек хочет… Да, чего же он хочет? — Любви. Эрих Мария Ремарк, «Тени в раю»

У любви тоже есть осень, и познаёт её тот, кто забыл вкус поцелуев любимого. Марк Леви, «Те слова, что мы не сказали друг другу»

Любовь — это когда хочешь переживать с кем-то все четыре времени года. Когда хочешь бежать с кем-то от весенней грозы под усыпанную цветами сирень, а летом собирать ягоды и купаться в реке. Осенью вместе варить варенье и заклеивать окна от холода. Зимой — помогать пережить насморк и долгие вечера… Рэй Брэдбери, «Вино из одуванчиков»

Вероятно, у каждого из нас найдется какое-нибудь особенно дорогое любовное воспоминание или какой-нибудь особенно тяжкий любовный грех. Иван Бунин, «Темные аллеи»

Все-таки лучше иметь несчастливой первую любовь, чем последнюю. Галина Щербакова, «Отчаянная очень»

Неудержимо потянуло к вам, потянуло снова изведать хоть жалкую частицу того горячего, ослепительного счастья, которым мы когда-то наслаждались расточительно и небрежно, точно сказочные цари. Александр Куприн, «Осенние цветы»

Осень приближается как неумолимое войско. И ты понимаешь, что любовь- это нечто большее, чем игривое слово легкомысленной женщины. Из к/ф «Летний дождь»

Осень… Какое необычное время года — грустное, но все же прекрасное. Мир приобретает наиярчайший окрас.

А природа наряжается в самый красивый наряд для встречи с повелительницей вьюг.

Дары осени

Немного осенней красоты можно унести с собой. Соберите осенние букеты – резные кленовые листья, багровые и золотые, веточки, поздние цветы, гроздья рябины. Их можно просто поставить в невысокую вазу или предварительно окунуть в расплавленный парафин или глицерин – так букет сохранится дольше.

Красивые листики и осенние цветы легко засушить для гербария. Они, а также желуди, каштаны, шишки, колоски и веточки, кусочки мха послужат отличным подспорьем для развивающих занятий зимой – поделки из природного материала нравятся и малышам и школьникам. Из ягод рябины, например, можно сделать замечательные бусы.

Сохранить немного осеннего очарования помогут фотографии – пейзажные или с вами и детьми на переднем плане. Впечатления от «золотых» дней станут отличной темой для нового детского рисунка.

Осень в Русской поэзии

Осень – это некая лирика всех времен, со своей загадочностью и грустью. Есть мнение, что в осенний период люди становятся спокойнее или наоборот приобретают депрессивное настроение. Поскольку весна и осень это переходные периоды, в отличие от зимы и лета, которые более устойчивы, ожидаемы.

Для кого-то осень это новое начало трудового года, хочется творить и писать всю жизнь с чистого листа. Обращать внимание на утонченную и золотую природу. Гулять под еще теплым дождем, внимательно всматриваясь в пасмурное небо. Сидеть пить чай и размышлять о будущем, настоящем и прошлом. Другие реагируют на золотую пору более остро. Возникает чувство усталости, депрессия и появляется желание писать не о «начале начал», а про прошедшую и невозвратную любовь. Обращаться к печали и трагичным мыслям о существовании.

Но, как показывают примеры стихотворений и поэзий Русских композиторов, осень была ожидаемым событием.

И если вникнуть и вдуматься, то для поэта нет ничего лучше, чем наблюдать холодный день из уютной квартиры. Писать про деревья, которые покрылись золотыми и бархатными нарядами. Говорить о дожде и романтике в своих произведениях.

Хочется вновь обратиться к творчеству Александра Пушкина. Заметили, что в одном из самых удачных своих романов «Евгений Онегин», автор уделяет большое внимание описанию осенней природы вокруг.

«Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень»

На примере Пушкина, в очередной раз можно убедиться, что поэт искал вдохновение именно в эту пору. Значит, для него она имела большое значение и особый талисман. Конечно, это индивидуально и многим неплохо пишется в жаркие, веселые дни лета. Но ведь мы вправе отдавать предпочтение, говорить и любить, то, что нам нравится.

Бессонные осенние ночи

Если в это время вы оказались в одиночестве, наслаждайтесь статусами про осень и семью. Теплота и грусть – в одном флаконе.

  1. Пусть все невзгоды останутся под опавшими листьями, а мы просто будем жить дальше.
  2. Новая жизнь, новые радость и новые невзгоды – всё это осень.
  3. От осенней тоски может спасти лишь крепкая семья!
  4. В сентябре не увлекайтесь новыми хлопотами: не стоит забывать о близких.
  5. Холода – вовсе не повод ссориться, это – причина сплотиться.
  6. Все проблемы кажутся меньшими в узком кругу под хорошо приготовленный глинтвейн.
  7. Осень удалась, если у вас есть тот, кто следит, одели ли вы шапку.
  8. На улице так часто пахнет дымом, что хочется всё больше наполнять свой дом благоухающими ароматами.
  9. Беритесь за руки и ни о чём не думайте – вам просто нужно пережить эту осень.
  10. Сентябрь всё ещё создан для осенних пикников, романтики и стихотворений.
  11. Наблюдая за гибелью природы, всё больше ценишь то, что имеешь.
  12. Вполне возможно, что он когда-нибудь уйдёт и больше не вернётся. А вот осень вернётся обязательно. Пусть даже нескоро…

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

… сказки открывали передо мною просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила.

vies 111239Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Мы говорим о книгах так, будто они — голоса самой жизни, тогда как они — только её слабое эхо. Сказки прелестны как сказки, они ароматны, как первоцвет после долгой зимы, и успокаивают, как голоса грачей, замирающие с закатом солнца. Но мы больше не пишем сказок. Мы изготавливаем «человеческие документы» и анатомируем души.

vies 111145Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Сказка ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок.

vies 111143Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Сегодня нет лучшего убежища, чем сказка, — она переносит нас в ту нетленную вечность, что выбрала себе псевдонимом анахронизм — прошлое, которого не было.

vies 111133Ссылка на цитату5 минут на осмысление

— Ум человеческий ещё легче и подвижней воды, принимающей любую форму и постепенно проникающей в самые плотные предметы. Он лёгок и волен, как воздух, и, как воздух, делается тем легче и чище, чем выше от земли он парит. Поэтому в каждом человеке живёт стремление вознестись над повседневностью и легче и вольнее витать в горных сферах, хотя бы во сне., Внимая рассказам раба, вымыслу, придуманному другим, вы сами творили вместе с ним., Так ваш ум возносился по нити рассказа над существующим, казавшимся вам не столь прекрасным, не столь привлекательным, так ваш дух витал вольней и свободнее в неведомых горных сферах, сказка становится для вас явью, или, если угодно, явь становится сказкой, ибо вы творили и жили в сказке.

vies 111126Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Во всякой сказке есть элементы действительности: если бы вы детям преподнесли сказку, где петух и кошка не разговаривают на человеческом языке, они не стали бы ею интересоваться. — Полное собрание сочинений, т. 36, с. 19

vies 111123Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Сказочность — это мир чудесного, который входит в действительный мир, ничем не нарушая его внутреннего строя и не уничтожая его связности.

vies 111120Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Для сказки и того довольно, Что слушают её без скуки, добровольно.

vies 111118Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Мы бы предложили такую онтологию классической сказки: её мир — с позиций мира реального — волшебный вдвойне: локально и не локально. Его локальное волшебство — это сезамы, ковры-самолёты, живая вода, палки-выручалки и шапки-неведимки. А его нелокальное чудо — это надприродная гармония исполнения любых желаний. В этот мир встроены такие потаённые регуляторы, которые превращают его в совершенный гомеостат, стремящийся к наилучшему из возможных равновесий. Награды и потери, воскрешения и смерти в нём идеально наделяются «по заслугам» героев. Каким ты будешь, такую судьбу и встретишь в конце сказки: злой — злую, добрый — добрую. Все трансформации, которые происходят внутри сказки, управляются аксиологией. Так как прекрасное и доброе всегда в ней побеждает уродливое и злое, речь может идти о такой онтологии, в которой высшей инстанцией каузальности является добродетель: физика этого мира подобна биологии нашего тела, когда каждая рана в конце концов заживает. Сказка, которая осмеливается нарушить такую идеальную пропорцию добра и зла, уже не считается классической. В классической сказке случай не определяет судьбу, действует только нравственный детерминизм. Зло в сказке необходимо для того, чтобы над ним могло восторжествовать добро и тем самым доказать своё изначальное превосходство, ибо каждая сказка — это очередной довод в пользу истины, а не измененный в принципе тип сюжетных ходов — это повторное для каждого из очередных вариантов утверждение тех ценностей, которые правят в мире сказки. Сказка — это такие шахматы, в которых белые всегда выигрывают, это монета, вечно падающая орлом вверх, типичный для всякой игры индетерминизм здесь всего лишь видимость.

vies 111117Ссылка на цитату7 минут на осмысление

— Я очень верю в сказки, — говорила г-жа де Розэ́, улыбаясь, и, действительно, вне её благоразумия, её сердце в них верило. — Почему невозможно, — продолжала она шутя, — чтобы карлики в длинных колпаках приходили по ночам пить росу из горькой чашечки львиного зева?.. И Сабина вспоминала, как и она когда-то любила нескончаемую повесть о семействе улиток, жившем в траве, под крышей из морских листьев — перевод: Марина Цветаева), 1916

vies 111107Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки, рассказывается не сзади, а спереди, не как дядя Селиван тулуп надевал. А эта сказка мною не выдумана, из старых лык не выплетена и заново шелком не выстрочена: мне её по летним дням да по осенним ночам рассказывал Савка-Журавка долгоног, железный нос. — прибаутка, не относящаяся к сюжету

vies 111105Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Нет лучше тех сказок, которые создаёт сама жизнь.

vies 11193Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Нам сказки важны всего более как материалы для характеристики народа.

vies 11193Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Если так смотреть на вещи — чудесные волшебные предметы, которые достаются герою без особых стараний с его стороны, — то они соответствуют мошенничеству в игре, но в пользу партнёра, а не собственную. Мир сказки — это как бы благороднейший из шулеров, который не допустит того, чтобы его фаворит мог проиграть. Вместе с тем, согласно закону симметрии в структурах игры, в сказке нет выигрышной стратегии для отрицательных персонажей., Ничто так не беззащитно в реальном мире, как благородство, неспособное к холодному расчёту, значит, мир сказки — это перевёрнутая действительность. Сказка не является моралите, поэтому мораль, охватывающая доброжелательностью и врагов, ей чужда. То, что благородные герои усердно толкают в печь Бабу Ягу на лопате, не будит читательских возражений, ибо согласуется с их чувством справедливости. Полностью последовательна сказка только в установлении абсолютной стратегической опеки над героем. Поэтому мир сказки можно назвать миром всегда счастливой игры. Совершенны не герои сказок — совершенна сама игра, если на неё можно до такой степени положиться. Все же герои не имеют об этом ни малейшего понятия. Они не знают, что успешно играют краплёными картами, ибо, если бы знали, это бросило бы тень сомнения на их благородство., Мир сказки — это гомеостат, выбитый из равновесия, к которому благополучно возвращается., Сказки отдалённых культурных кругов, например, японского, африканского, индонезийского фольклора, для нас похожи на мифы, и даже на аппроксимацию антисказки, или мира пристрастного уже только зловеще. Это происходит потому, что сказка (как вообще любое языковое сообщение) сильно недоопределена в значениях, досказать её надлежащим образом может только тот, кто принадлежит к культуре, породившей сказку. То, что может европейцу, или, шире, человеку, воспитанному в сфере иудеохристианской культуры, показаться крайней несправедливостью судьбы, не должно быть таким для члена африканского племенного сообщества. Этот аспект дела изо всех сил пытался последнее время загладить в этнологии структурализм, который искал только черты, представляющие общие знаменатели языкового сообщения. Разумеется, такие черты существуют, хотя бы учитывая топологическое совпадение структуры всех сформированных на Земле этнических языков. Всё же это банальное открытие — так же, как открытие топологического соответствия скелетных структур всех позвоночных. И так же, как гомеоморфизм в остеологии не даёт права на отождествление с собой всех позвоночных животных, так гомеоморфизм генеративных лингвистических структур не даёт права на требование изоморфизма сказки, мифов или преданий разных культур., Сказки — это жанр, отлично укрепившийся, отполированный поколениями в пересказах. Плавность повествования, плывущего в просто литургизированных нисходящих интонациях — обращает слёзы, кровь, страдание, так же как шепот любовников, в условные фигуры балета, с еле слышной музыкой: фигуры, приводимые в движение не только собственной жизнью, поскольку через неё сквозит множество тематических вариантов. Там всё, возникая снова, лишь повторяется. Там никто ничего не может сказать действительно в первый раз, со всей подлинной неловкостью первого раза. — см. там же в гл. II рассуждения об антисказке

vies 11186Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Не боюсь я ни кладбищ, ни мертвецов… Свободен я от предрассудков и давно уже отделался от нянюшкиных сказок, но, очутившись среди безмолвных могил тёмною ночью, когда стонал ветер и в голове бродили мысли одна мрачнее другой, я почувствовал, как волосы мои стали дыбом и по спине разлился внутренний холод…

vies 11186Ссылка на цитату7 минут на осмысление

В мире нет ничего, что не может быть поучительным, — нет и сказок, которые не заключали бы в себе материал «дидактики», поучения. В сказках прежде всего поучительна «выдумка» — изумительная способность нашей мысли заглядывать далеко вперед факта.

vies 11178Ссылка на цитату7 минут на осмысление

… нельзя начинять романы сказками, а сказки — реалиями: допустим, представлять, что волшебница действительно бросила гребень, который превратился в дремучий лес, но уточнить: так как у нее была перхоть, то бор возник, полный цветочного пуха!

vies 11172Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Темы цитат по буквам

  • Главная
  • Общество

Ольга ВЛАДИМИРОВА

15 декабря 17:01
0

Писатели о списке литературы Руслана Стефанчука: Депутатам уже ничего не поможет

Фото: Полищук Максим / УНИАН

В «Национальную неделю чтения» Руслан Стефанчук призвал депутатов читать. Не только социальные сети, мессенджеры и заголовки в СМИ, но и старые добрые книги. Для этого политик составил для коллег «домашнее задание» из пяти книг. В список литературы вошли: Григорий Сковорода «Лучшее», Норман Дейвис «Европа. История», Михаил Зыгарь «Империя должна умереть», Борис Джонсон «Фактор Черчилля. Как один человек изменил историю» и адмирал Уильям Г. Макрейвен «Застилайте кровать. Пустяки, которые могут изменить вашу жизнь, а возможно, и мир».

Помогут ли эти книги нашим депутатам и что бы им еще почитать для развития, «КП в Украине» обсудила с украинскими писателями.

Михаил Сидоржевский: «Эх, если бы наши советы кто-то услышал!»

Михаил Сторожевский Фото: Mykola Vasylechko / Википедия

Услышав наш вопрос, председатель Национального союза писателей Украины Михаил Сидоржевский рассмеялся:

— Если депутаты что-то читают, кроме чековых книжек, то тогда из украинской литературы каждому из них нужно вручить по Жадану и по Андруховичу. Почему этих авторов? Потому что об остальных народные избранники вряд ли слышали. Жадан и Андрухович у всех на слуху, о них говорят.

А еще Леся Подервянского пусть читают. Там депутаты найдут мно-о-ого интересного! В том числе про самих себя.

Из мировой и русской литературы советую познакомиться с «Мертвыми душами» Гоголя, «Идиотом» Достоевского и его «Преступлением и наказанием».

И, конечно же, нужно читать сказки! Про барона Мюнхгаузена, капитана Врунгеля, про Петрушку и Буратино. Да, это детская литература, но в сказах есть глубокий смысл! Не только мифологический и семантический, но и политический. Это можно заметить, если читать внимательно. Я, например, недавно перечитывал «Приключения барона Мюнхгаузена». Это же просто шедеврально! Сюжеты многих сказок красиво накладываются на современность.

Эх, если бы эти советы кто-то услышал! Это, конечно, шуточные рекомендации, но только наполовину. Увы, вряд ли их прочитают те, кому они адресованы.

Современную литературу тоже нужно знать, но много из нее не возьмешь. 90-95% из того, что написано сегодня, со временем отсеется. А вот классика всегда актуальна — украинская и зарубежная. Это лучшее, что остается в мировой литературе, а учиться нужно на лучших примерах.

Василий Герасимьюк: «К возможностям депутатов отношусь пессимистично»

Василий Герасимьюк Фото: ivasyuk.org.ua

— Этим депутатам уже ничего не поможет! Это уже абсолютно понятно! – с ходу отрезал поэт, лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко и по совместительству бывший муж экс-депутата Ольги Герасимьюк Василий Герасимьюк. Но потом немного смягчился:

— Ну, есть там пару нормальных людей. Пусть они читают классику — украинскую и зарубежную.

И продолжил:

— У нас много отличных переводчиков. Хорошо писали французы, итальянцы, немцы. Поэзию полезно читать, шестидесятников нужно знать. В домашней библиотеке должны быть не только россияне, но также поляки и чехи. Например, в Чехии есть один нобелевский лауреат Ярослав Сейферт, пусть депутаты поинтересуются, кто это. Кстати, там были писатели-депутаты. У нас они тоже встречались… Только какая от них польза? Это большой вопрос.

Пусть депутаты читают поэзию! Это не поможет им в размышлениях о фискальных делах и не решит вопрос, как построить бизнес, зато позволит приобрести какие-то представления о человеческой душе.

А вообще я пессимистично отношусь к возможностям депутатов. Так и напишите! Я ответил искренне! Мне 65 лет, и я имею право на свое мнение.

Владимир Даниленко: «Роман-антиутопия поможет избежать ошибок»

Владимир Даниленко Фото Владимир Сердюк / Википедия

Прозаик, критик и литературовед Владимир Даниленко подошел к делу ответственно и порекомендовал депутатам самые интересные, на его взгляд, произведения, изданные в этом году:

— Хочу порекомендовать 3 книги. В первую очередь — первый том Карла Густава Маннергейма «Воспоминания», изданный «Астролябієй». Книга повествует о событиях 1939 года. При этом она актуальна и сейчас.

Когда СССР бросил свою технику и авиацию на Финляндию, финны сумели отбить атаку. Они показали, что, несмотря на маленькую армию, можно достойно ответить врагу. Думаю, книга подойдет всем украинцам. Депутатский корпус должен прочесть ее в первую очередь. Воспоминания Маннергейма полезны не только людям, которые интересуются вопросами обороны, но и политикам. Если бы в 1918 году в Украине был свой Маннергейм, думаю, наша история пошла бы по другому пути.

Следующая книга — политический триллер-антиутопия «Час тирана. Прозріння 2084 року». Ее написал экс-посол Украины в США Юрий Николаевич Щербак. Мы оба выходили с ним на Шевченковскую премию. Он долгое время не писал, и у него мог атрофироваться стиль, однако я был приятно удивлен заключительной частью трилогии «Час». События антиутопии разворачиваются в будущем. В Украине-Руси на должность главного менеджера выбирают диктатора генерала Гайдука. В книге показано, что из этого получилось. Очень интересный взгляд на возможное будущее Украины. 

Третья книга, которую нужно прочитать депутатам — «Виктор Петров. Листи до Софії Зерової». Сам Петров — очень интересная личность: он был прозаиком, археологом, историком и… шпионом.

Советская власть забросила его в Мюнхен, и он исполнял все то, что поручала ему Москва. Одновременно Петров писал прозу, научные труды, был членом украинской диаспоры. Через время выяснилось, что Петров работал на советскую разведку.

София Зерова была женой его друга, в которую он был влюблен долгие годы. Петров и Зерова оформили брак только через 35 лет после знакомства. Письма Петрова — эпистолярное наследие очень закрытого человека. Кстати, его похоронили на Лукьяновском кладбище напротив нашей телевышки. Там хоронят только сотрудников спецслужб и военных.

Андрей Курков: «Им бы говорить научиться»

Андрей Курков Фото: Водник / Википедия

Писатель, преподаватель и сценарист Андрей Курков считает, что депутатам нужно уметь выражать свои мысли грамотно. И поясняет:

— Без чтения никак не получится нормально говорить. Человек начинает дружить со словом только тогда, когда начинает внимательно читать. Большинство депутатов не умеют говорить публично на актуальные темы. Поэтому им будет полезно побольше читать всевозможных эссе и произведений украинских писателей.

Эссе — письменные размышления от первого лица. На примере этого жанра можно понять, как правильно выражать свои мысли. Довольно важное умение, особенно для человека, который решил стать политиком.

Из книг я бы посоветовал следующие: «Історії для домашнього вжитку» украинского историка и писателя Андрея Портнова, «Чарунки долі» Вахтанга Кебуладзе, «Плинні ідеології. Ідеї та політика в Європі XIX-XX століть» Владимира Ермоленко, «Cполахи» Константина Москальца, а также все книги Николая Рябчука.

Помимо списка литературы, писатель порекомендовал депутатам интересоваться историей Украины, а на ночь читать сказки, «чтобы не попадать в глупые ситуации, которые в этих сказках описываются».

Сергей Пантюк: «Нельзя превращать страну в абсурд»

Сергей Пантюк Фото: Роман Закревский / Википедия

Писатель, журналист, издатель, редактор, преподаватель и радиоведущий Сергей Пантюк:

— С удовольствием хочу порекомендовать депутатам новый роман писателя-ветерана Виталия Запеки «Абсурд». Эту книжку должны прочесть все украинцы, а депутаты — в первую очередь. Месседж произведения очень прост — нельзя превращать страну в абсурд!

Вторая книга говорит о том, что история идет по спирали, и тот, кто внимательно читает исторические романы, не будет повторять ошибок героев в современной жизни, ведь это уже было, и было не раз. Такие себе круглые грабли.

А еще я бы порекомендовал депутатам историческую прозу: она воспроизводит современность. Из последнего интересны две книги трилогии Василия Краса из Донецкой области — «Татарський бранець» и «Руїна». Эти два романа очень хорошо освещают нашу историю, именно в те не очень добрые моменты, которые проецируются на современность.

Как поэт я не могу не порекомендовать поэзию: она облагораживает! У нас очень много хорошей поэзии. Например, произведения Ивана Андрусяка. Очень полезное чтение для наших депутатов.

А ЧТО ЕЩЕ

Поэт, публицист, драматург, переводчик, общественный деятель Михаил Каменюк рекомендует депутатам почитать лауреата Нобелевской премии Жозе Сарамаго «Слепота» и «Прозрение»:

— В этих двух романах поднимаются вечные темы.

Кроме того, будет полезна книга «Россия без маски», два романа Владимира Войновича в украинском переводе — «Монументальная пропаганда» и «Малиновый пеликан».

А еще пусть почитают мои стихи: «Пісні ніжного волоцюги». Пожалуй, этих книг хватит на месяц.

Михаил Каменюк Фото: Андрій Стебелєв / Википедия.

Михаил Каменюк Фото: Андрій Стебелєв / Википедия.

Подписывайтесь на нас в соц. сетях

Сказки, басни, рассказы и стихи для юных жителей столицы читают люди самых разных профессий.

В проекте «Активный гражданин» продолжает пополняться новый раздел для юных москвичей. В апреле на страницах «Активного гражданина», «Нашего города» и «Города идей» в социальных сетях начали публиковать детские произведения в исполнении известных людей. Записей оказалось много, просмотры ежедневно росли, поэтому было принято решение создать отдельный раздел «“Активный гражданин” — детям».

Сейчас там можно найти почти 60 сказок, а также басни, рассказы и стихотворения. Участие в записи приняли 40 человек, среди которых актеры, блогеры, писатели, телеведущие, журналисты, психологи. За девять месяцев существования проекта видео набрали почти 150 тысяч просмотров.

Помимо сказок, в разделе есть головоломки и комиксы, посвященные электронным проектам Правительства Москвы. Герои комиксов — юные москвичи. Они исследуют город, отправляются на экскурсии, разгадывают ребусы, знакомятся с электронными услугами и делают многое другое. Более того, все иллюстрации можно распечатать и раскрасить. Таким образом, каждый ребенок найдет для себя что-то интересное и узнает много нового о городе.

Объединить детей и взрослых 

Телеведущая Тутта Ларсен выбрала для проекта стихотворение Марии Рупасовой «Дедушка, ты гдедушка?».

«Я люблю поэзию, читаю много стихов, причем именно детских. А Маша Рупасова — великолепный современный автор, с которым мне хотелось бы познакомить как можно большее количество людей, чтобы они тоже читали ее волшебные стихотворения своим малышам. Читать детям — это мое хобби, которое уже переросло в профессию, потому что теперь я озвучиваю в том числе и детские книги. Поэтому каждый раз, когда мне предлагают почитать вслух, я не могу от этого отказаться», — говорит она.

Тутта Ларсен

Телеведущая уверена, что «“Активный гражданин” — детям» объединяет малышей и взрослых и способствует популяризации детской литературы.

«Кроме того, этот проект дает возможность проводить с ребенком больше времени вместе. Хотелось бы, чтобы подобных начинаний было как можно больше. Мне кажется, это очень здорово», — подчеркивает Тутта Ларсен.

Научить добру

Поэтесса Анна Минакова — давний пользователь «Активного гражданина». Предложение принять участие в новом проекте стало для нее приятным сюрпризом и интересным опытом.

«Я с радостью согласилась, потому что всегда стараюсь поддержать такие инициативы. У меня пока нет своих детей, поэтому было вдвойне приятно попробовать себя в роли мамы, читающей сказку», — говорит она.

Анна Минакова

Для проекта Анна выбрала сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик» — историю о маленькой девочке, которая учится переступать через свои желания и помогать ближним.

«Мне захотелось поделиться этой историей, чтобы научить детей добру и бескорыстию, которых порой так сильно не хватает в современном мире», — добавляет она.

Анна Минакова уверена, что «“Активный гражданин” — детям» — хорошее начинание, которое сможет заинтересовать маленьких зрителей добрыми рассказами. А родители теперь могут спокойно оставлять своего ребенка с гаджетом, зная, что он занимается полезным делом.

«Этот проект дал мне возможность внести свой вклад в развитие юного поколения. Пусть это всего лишь одна сказка, но прочитанная с любовью и душой. Надеюсь, я подарила родителям несколько минут отдыха, а детям — интересную и добрую историю», — отмечает Анна Минакова.

Проект станет еще масштабнее

В проекте можно найти не только сказки, но и раздел с отрывками из лучших книг современных детских писателей — номинантов литературного конкурса на соискание премии имени Корнея Чуковского. Их прочитали артисты, музыканты, художники и сами авторы.

Одним из них стал лауреат премии в номинации «Лучшее произведение для детей по мнению читателей» Дмитрий Сиротин. Его поэтический сборник «Вишневый пирог» собрал почти 12 тысяч голосов «активных граждан». Дмитрий с удовольствием откликнулся на предложение прочитать свои стихи.

«Убежден, что литература детям интересна. Иначе не было бы столько голосов за поэтические сборники. Я это вижу и по своей работе: вдвоем с прекрасным детским писателем Валентиной Дегтевой мы ведем литературные курсы, выступаем в библиотеках и школах и видим, какой интерес у ребят вызывают книги и чтение. Так что “Активный гражданин” — детям” в будущем станет еще масштабнее», — считает Дмитрий Сиротин.

Дмитрий Сиротин

Сказки читали и профессиональные психологи. Кандидат психологических наук гештальттерапевт Ирина Млодик выбрала для проекта сказку британской писательницы Деби Глиори «Что бы ни случилось». Это трогательная и нежная история о самых больших тревогах ребенка и бесконечной родительской любви, предназначенная для детей дошкольного возраста.

«Я как специалист знаю, что детям очень полезны сказки, поскольку ребенок живет в пространстве символического. Моя сказка, надеюсь, помогает маленьким москвичам понять, что их будут принимать и любить любыми, вне зависимости от их поведения. Это ощущение создает здоровую привязанность к родителям и позволяет активнее проявлять себя в мире, ведь ребенок знает, что есть люди, которые его любят. Они могут злиться, могут что-то не одобрять, но будут продолжать его любить», — говорит Ирина Млодик.

В раздел «“Активный гражданин” — детям» будут и дальше добавлять новые материалы. Получить доступ к сказкам, рассказам, стихам, басням, головоломкам и комиксам очень просто — нужно зайти на сайт проекта с компьютера, планшета или мобильного телефона.

  • Писатели о бережном отношении к родному языку сочинение
  • Писатель алексей толстой рассказы для детей
  • Писаное письмо как пишется н или нн
  • Писанный художником портрет как пишется
  • Писанный мастером как пишется