Писатель написал сочинение по своему рассказу

Куприн занимают лидирующие строчки среди всех великих российских писателей. основное творчество автора выражено в написании рассказов и повестей. большинство произведений

Куприн занимают лидирующие строчки среди всех великих российских писателей. Основное творчество автора выражено в написании рассказов и повестей. Большинство произведений Куприна описывают взаимодействия животных с людьми.

Как создавался рассказ

Среди знатоков ходит поверье, что в сюжете «Изумруда» есть часть от слухов, которые ходили по Москве в те года. Существовал невероятно популярный беговой скакун, который в итоге погиб. Было множество всяких версий этой смерти – одной из них было вероятное отравление скакуна. Лев Николаевич Толстой был впечатлен рассказом.

В каком жанре выполнено произведение

Шесть частей рассказа представляют собой небольшого объема текст. Из-за стиля повествования сюжета, который максимально приближен к повествованию в обычной жизни – поэтому жанр предписать рассказу можно реалистический.

Какой смысл заложен на название произведения

Главным героям рассказа является рысак по кличке Изумруд. Именно про жизнь этого рысака читатель узнает из произведения. Но само название не дает понимания читателю, о чем ему предстоит узнать в ближайших 6-ти главах, поскольку название ассоциируют с чем-то красивым и благородным.

Но в итоге рысак полностью соответствует представлению о изумруде – он также красив и благороден, почему и получил такую кличку. Складывается впечатление, что посылом от Куприна является убедить читателя, самое большое счастье – это найти такое же прекрасное существо, которое он описывает в произведении.

Какова композиция в рассказе

Авторским решением стало вести рассказ как бы от лица самого рысака, тем самым придавая оригинальности произведению. Первая глава рассказывает о том, где проживает Изумруд и о его самых ближайших соседях. А в части рассказа о своем детстве читателя поражают живописные и живые картины природы, которые заложены в памяти рысака.

Последующие главы писатель представляет перед нами картину, в которой Изумруд полностью предается своей профессии и как он при этом умеет взаимодействовать с людьми. Благодаря такому подходу Куприну удалось сделать образ животного, который развит разносторонне и способен вызвать в чувствах читателя смесь восхищений и сопереживания.

Благодаря практически отсутствию разговоров самих людей, которые находятся в окружении главного героя – рысака, повышается восприятие от глаз самого Изумруда. Такой подход помогает читателю лучше вникнуть в эмоциональное состояние лошади, так сказать прочувствовать его внутренние переживания.

Кульминацией рассказа является сама победа в гонке рысаком. Дальше в сюжете активные действия начинают угасать. В развязке сюжета лежит описание смерти Изумруда, которая представлена в рассказе с долей отстраненности и холода, тем самым передавая чувства рысака, который так и не понял причиненной ему подлости от людей. Для читателя же никакой тайны не остается.

Суть сюжета рассказа

В данном рассказе Куприн пытается показать своим читателям всю жестокость человеческого характера. История про удивительное животное, которое доверяет и предан людям, который также как и сами люди живет и хочет жить – в итоге умирает от человеческой жадности и жестокости.

Психология рассказа показывает ту самую невероятную чуткость доверчивого существа, которое тянется к людям и понимает их эмоции порой намного лучше самих людей. Куприн, при написании рассказа, понимал, что люди уже давно перестали ощущать свое большое значение в жизни животных, из-за чего мир погрязнет в бездуховном существовании.

Как выражены характеры героев рассказа

В роли главного персонажа выступает благородный рысак, который прожил на этом свете всего 4 года. Характер Изумруда показывается в моментах его взаимодействия с другими представителями копытного рода, а также непосредственно с дорогими для его сердца людьми. Изумруд представлен как любопытный и смелый рысак, который не побоится принять участие в противостоянии более взрослого и опытного жеребца Онегина. По отношению к своему наезднику Изумруд показан чутким и послушным жеребцом.

Второстепенные герои рассказа представлены в понимании от лица самого Изумруда:

  • Назар – это хороший старик, который нетороплив в своих движениях, но не имеет чего-то особенного;
  • Васька – трусливый паренек, не умеющий скакать на лошадях;
  • Наездник, с которым изумруд и участвует во всех скачках, воспринимается им как равный себе и достойный представитель человеческого рода.

Тема рассказа

Темой Куприна является раскрытие ответственного отношения к братьям нашим меньшим. Все это показано на примере истории жизни рысака Изумруда. Потребительски жесткое отношение, что перестало приносить прибыль, уже становится нормой для человечества и Куприн пытается объяснить читателям, что так происходить не должно.

Чему учит рассказ Куприна

В целях Куприна является желание раскрыть людям глаза на тот факт, что все живые существа ценны. Каждое живое существо является личностью, жизнь которых не вправе отбирать человечество. Ведь человек является старшим товарищем, и он не имеет никакого права относиться с жестокостью к любому животному. Такую мораль пытался внести в свой рассказ Куприн.

Заботиться о живых существах, которые зависимы от человека – это необходимо нравственная составляющая характера положительного человека, которым и является сам Куприн.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Урок-исследование (анализ текста) в 8 классе по рассказу Бориса
Екимова « Ночь исцеления».

Цели: формирование
коммуникативной и речевой компетенции восьмиклассников, мобилизация
теоретических знаний по языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер
личности.

Задачи:

образовательные:

1)      формирование навыков комплексного анализа текста;

2)      совершенствование  орфографических и пунктуационных навыков;

3)      формирование практических умений написания сжатого изложения и
сочинения-рассуждения;

развивающие:

4)      обучение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

5) умение обосновывать свои
суждения, строить простейшие умозаключения;

6) развитие творческих способностей, воображения;

воспитательные:

7) способствовать формированию чувства сопричастности к истории,
культуре и традициям своего народа; 

8) воспитание
культуры общения;

Формировать УУД:

Личностные
УУД
: способность к самооценке на основе критерия
успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

 Регулятивные
УУД
: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с
поставленной задачей, определение цели  этапа учебной деятельности в
сотрудничестве с учителем.

 Коммуникативные
УУД
: умение слушать собеседника, формулирование собственной позиции, умение
с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.

 Познавательные
УУД:
систематизация материала, полученного на уроке, умение находить нужную
информацию в учебнике, словарях, справочниках; работа с разными видами заданий.

Планируемый
результат
:

Предметные:

Знать: теории сложного предложения, структуру написания
сочинения-рассуждения, приемы сжатия текста.

Уметь:
анализировать комплексно текст, писать сочинение-руссуждение, сжатое изложение.

 Личностные:
умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника,
сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой
выражать свое мнение.

Метапредметные:   Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой),
анализировать успешность достижения целей учебной деятельности, планировать
свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной
деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь слушать
собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и
достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь
систематизировать материал, полученный на  уроке, ориентироваться в учебнике,
находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь
находить пути решения проблемы (Познавательные УУД)

Межпредметные
связи
: Русский язык, литература

Организация
пространства
: Фронтальная работа, индивидуальная
работа, работа в группах.

Оборудование: компьютер, презентация,
видеоролик о Б.Екимове( интернет), тексты рассказа у учащихся, словарь Ожегова.

                                                Ход урока

1. Организационный момент

— Ребята, каждый урок обогащает вас интеллектуально, но гораздо
важнее, чтобы он оставлял след в вашей душе. Очень надеюсь, что и сегодняшний
урок не станет исключением.

2.. Целеполагание:

Учащимся предлагается совместно определить цели и задачи урока.

 Самая  главная задача на данном этапе обучения
планомерно  готовится к сдаче ОГЭ. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это
сделать?

 Предполагаемые ответы учащихся: умение написать сжатое
изложение, сочинение-рассуждение, орфографическая и пунктуационная грамотность,
знание теории.)

  —Сочинение-рассуждение на экзамене
пишется на основе текста, который нужно внимательно прочитать, ответить на
вопросы, а затем  написать сочинение .

          А
что нужно, чтобы написать сочинение на основе текста? Какие цели вы поставили
бы для себя?
(формирование регулятивных УУД:
составление плана и последовательности действий)

-Узнать о писателе Б. Екимове

-Определить тему и идею рассказа.

-Проанализировать взаимоотношения героев:
бабушки, ее детей, внука

-Дать оценку поступкам героев

-Понять смысл названия рассказа

Нам
предстоит встреча с замечательным писателем, Борисом Екимовым, который умеет
говорить о важных для каждого человека вещах  просто, доступно, умет заставить
размышлять, сопереживать. Мне хотелось бы приобщить и вас к миру его прозы,
поразмышлять вместе с вами над небольшим, но очень емким рассказом «Ночь
исцеления», чтобы   на основе его вы смогли написать сочинение-рассуждение .

Слово об авторе – Б.Екимове

Борис
Екимов он родился 19 ноября 1938 года в далекой северной Игарке Красноярского
края, куда родители будущего писателя – специалисты по пушнине —  приехали
работать
.
Отец Бориса Екимова, Петр Александрович,  вскоре тяжело заболел и умер в мае
1939 года в Иркутске, на своей родине. Мать, Антонина Алексеевна, уехала с
сыном в Казахстан, на станцию Или, неподалеку от Алма-Аты, где с малолетним
сыном проживала высланная как жена «врага народа» ее родная сестра Анна
Алексеевна. Сестры решили жить вместе и прожили так всю жизнь. Муж сестры
матери, к счастью, вернулся из лагеря живым, и в конце войны им всем разрешили
вернуться в Россию, правда, «без права проживания в областных центрах». Так Екимов
оказался в поселке Калач-на-Дону Волгоградской области, у донских казаков.

Путь в литературу начался с книжного чтения. Читать он научился в 4 года у
соседской девочки-первоклассницы. Окончив среднюю школу, учился в
Сталинградском механическом институте
, но, как рассказывает сам
писатель, институт «не домучил». Служил в армии, работал на заводе
электромонтером. Первый рассказ был напечатан в 1965 году
в журнале
«Молодая гвардия». Окончил высшие литературные курсы при Литературном институте.
Наиболее известны такие произведения писателя, как рассказы «Офицерша», «Елка
для матери», «Живая душа», «Родительский дом», «За теплым хлебом», «Ночь
исцеления». Всего им выпущено более 20 книг. Борис Екимов – лауреат
премии имени И.А. Бунина,
Сейчас живет в Вологде. В заключение
сообщения хочу привести слова самого Бориса Екимова: «Хорошая литература сродни
религии. Они пытают заставить человека задуматься над смыслом своего
существования и над тем, что он должен прожить свою жизнь пристойно».

ВИДЕОФРАГМЕНТ о ЕКИМОВЕ

 — Каким вы представляете себе писателя?

—Б.П.Екимов считает, что литература
занимается созиданием души, поэтому он и стал писателем. По его мнению,
взросление человека начинается с бескорыстной готовности разделить боль,
утешить страдающего, проявить сострадание и милосердие.

Чтение учителем текста

 Это
помогает глубже осмыслить содержание текста и передать это при чтении вслух.

(1)Внук приехал и
убежал с ребятами на лыжах кататься. (2) А баба Дуня, разом оживев, резво
суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и
поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша.
(3)К обеду внук заявился, поел, как подмел, и снова умчался, теперь уже в
лог, с
коньками.(4) И снова баба Дуня осталась одна. (5) Но то было не одиночество.
(6)Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у
порога – все не на месте,
вразлад. (7)И
живым духом веяло в доме. (8)Сын и дочь свили гнездо в городе и наезжали редко
– хорошо, коли раз в год. (9)Баба Дуня у них гостила не чаще и
обыденкою
вечером возвращалась к дому.(10) С одной стороны, за
хату
боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой…
(11)Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно,
разговаривала, а то и кричала во сне….(12)Конечно, все понимали, что виновата
старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. (13) С войной и голодом.
Понимать понимали, но от этого было не легче…(14) И к ней, в родительский дом,
приезжали лишь в отпуск, по лету.(15) Но вот внучек Гриша, в годы  войдя, стал
ездить чаще: на зимние каникулы, на
Октябрьские праздники да Майские.
(16)Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да
лыжах, дружил с уличными ребятами,– словом, не скучал.(17) Баба Дуня
радовалась.
(18)И нынче с Гришиным приездом она про
хвори
забыла. День летел невидя, в суете и заботах.(19) Не успела оглянуться, а уж
синело за окном, подступал вечер. (20)Гриша заявился по-светлому.(21)
Загромыхал на крылечке, в хату влетел краснощекий, с морозным духом и с порога
заявил:
(22)– Завтра на рыбалку! Берш за мостом берется. Дуром!
(23)– Это хорошо,– одобрила баба Дуня. – Ушицей посладимся.
(24)За окном солнце давно закатилось. (25)Долго розовело небо. (26) И уже
светила луна половинкою, но так хорошо, ясно. (27) Укладывались спать. (28)Баба
Дуня, совестясь, сказала:
(29)– Ночью, може, я шуметь буду. Так ты разбуди…
(30)Но среди ночи Гриша проснулся от крика:
(31)– Помогите! Помогите, люди добрые!
(32)Спросонья, во тьме он ничего не понял, и страх
обуял его.
(33)– Люди добрые! Карточки потеряла! Карточки в синем платочке завязаны!
Может, кто поднял? – И смолкла.
(34)Гриша уразумел, где он и что. (35)Это кричала баба Дуня.(36) Во тьме, в
тишине так ясно слышалось тяжелое бабушкино дыхание…
(37)Гриша не выдержал, поднялся с постели, прошел в бабушкину комнату.
(38)– Бабаня! Бабаня! – позвал он. – Проснись…
(39)Она проснулась, заворочалась:
(40)– Гриша, ты? Разбудила тебя. Прости, Христа ради.
(41)Она чувствовала себя такой виноватой.(42) Гриша вернулся к себе, лег в
постель.(43) Баба Дуня ворочалась, вздыхала. (44) Не сразу отступало то, что
пришло во сне. (45) Внук тоже не спал, лежал,
угреваясь.(46)
Про карточки он знал.(47) На них давали хлеб. (48)Давно, в войну и
после…(49)Стало думаться об утре, о рыбалке, и уже в полудреме Гриша услыхал
бабушкино бормотание:
(50)– Зима находит… Желудков запастись… Ребятишкам, детишкам… – бормотала баба
Дуня. – Хлебца не хватает, и желудками обойдемся. Не отымайте, Христа ради… Не
отымайте! – закричала она. –
Хучь мешки
отдайте! Мешки! – И рыдания оборвали крик…
(51)
Утром
ушел на рыбалку…По пути домой стало думаться о бабушке. (52)Сейчас, со стороны,
она казалась такой слабой и одинокой. (53)А тут еще эти ночи в слезах, словно
наказание.(54) Про старые годы вспоминал отец. (55)Но для него они прошли.(56)
А для бабушки – нет. (57)И с какой, верно, тягостью ждет она ночи… (58)Но как
помочь?
(59)И пришла ночь.(60) Гриша не лег, а сел в постели, дожидаясь своего часа.
(61)За окном светила луна…(62) Баба Дуня скоро заснула, похрапывая. (63)Гриша
ждал. (64) И когда наконец из комнаты бабушки донеслось еще невнятное
бормотание, он поднялся и пошел.(65) Свет в кухне зажег, встал
возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь.
(66)– Потеряла… Нет… Нету карточек… – бормотала баба Дуня еще негромко. –
Карточки… Где… Карточки… – И слезы, слезы подкатывали…
(67)Сердце мальчика облилось жалостью и болью. .. Он опустился на колени перед
кроватью и стал убеждать мягко, ласково:
– Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? ваши в синем платочке? Это
ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите,– настойчиво повторял он. –
Все целые, берите…
(68)Баба Дуня смолкла.(69) Видимо, там, во сне, она все слышала и понимала.
(70)Не сразу пришли слова.(71) Но пришли:
(72)– Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила.
Спаси Христос, добрый человек…
(73)Баба Дуня смолкла… (74)Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание,
поднялся. (75)Его бил
озноб.
(76)Какой-то холод пронизывал до костей. (77) И нельзя было согреться.(78)
Печка была еще тепла. (79)Он сидел у печки и плакал. (80)Слезы катились и
катились. (81)Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу
Дуню и кого-то еще… (82)Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в
годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое
горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать….

 Анализ может проводиться в форме диалога учителя с учениками по
тексту, представленному участникам диалога.
                  I. В начале беседы выясняется общее впечатление от
прочитанного текста (после первого чтения), задаются вопросы:
                 1.  Какое впечатление произвел на вас текст?

               2. Какие эпизоды показались вам наиболее яркими?
Почему?

                  3. Заинтересовал ли вас текст? Понравился ли?
                  4. Почему автору удалось заинтересовать читателей
(слушателей)?
Далее в ходе беседы анализируется механизм речевых действий автора при создании
текста и формируется мотивация речевой деятельности школьников; по данной
психологической модели выясняется, можно ли взять этот текст в качестве образца
для создания собственного устного или письменного высказывания.
                    II. На следующем этапе рассматривается содержательная
сторона текста, определяется его тематическая и структурная целостность.

                 Провести такой анализ помогут вопросы:
                     1. Какова тема текста?
                     2. Какие проблемы затронуты в нем?

    ( 
Варианты проблем записываются
на доске, но не комментируются. )
                     3.Кого бы вы назвали главным героем рассказа?
Почему?                  

 ( Необходимо по возможности выявить различные точки зрения.)
Чтобы убедиться, что ваши определения темы произведения, его
проблематики, главного героя рассказа верны, обратимся к тексту. Затем снова
вернемся к записям и либо оставим их без изменения, либо внесем необходимые
уточнения.

                  4. Какова композиция текста?

Беседа по содержанию позволяет глубже осмыслить текст.

Работа в группах

Перед вами текст, который вы только что прослушали. Название опущено
намеренно, вы можете посоветоваться и предложить свой вариант. Желательно,
чтобы в ваших названиях была отражена основная мысль текста. А сейчас вы
познакомитесь с заданиями и начнете работать. Задания разнообразны по своему
характеру, поэтому вы можете выбрать то, которое вам более интересно.

Задания для 1-й группы

1.      Докажите, что это текст.

2.      Выделите языковые средства разговорного стиля. С какой целью
использован он автором? Замените слово хворь синонимичным, не имеющим
стилистической окраски. С какой целью именно это слово употребляет писатель?

3.      Объясните орфограммы в 12 предложении.

4.      Предложите свой вариант сжатого рассказа 1-й части  рассказа ( с
1-го по 23-е предложение).

Задания для 2-й группы

1.      Определите способ связи между 3-м,4-м,5-м предложениями в тексте.

2.      Предложите свой вариант сжатого пересказа 2-й части текста (с
24-го по 51-е предложения).

3.      Выпишите из текста номера предложений иллюстрирующие следующие
пунктуационные правила: обособление обстоятельств; запятая между однородными членами
предложения.

4.      Определите по словарю значения выделенных просторечных слов. 

Задания для 3-й группы

1.Определите стиль текста, обоснуйте свой выбор (основная цель
данного стиля, жанр, основные черты, разнообразие синтаксических конструкций).

2.Выпишите из текста 1-деепричастияе, 1- наречие, 1 – глагол и
выполните морфологический разбор.

3. Предложите свой вариант сжатого пересказа 3-й части рассказа (
с 52-го по 72- е предложения).

4. Назовите средства выразительности художественной речи,
встретившиеся в тексте. Какова их цель?

Задания для 4-й группы

1.      Определить тип текста, обоснуйте свой выбор.

2.      Затранскрибируйте слово легче. Назовите фонетические
явления, связанные с произношением этого слова.

3.      Какой часть речи , на ваш взгляд, является слово дуром в
22-м предложении и хучь в 50-м предложении? Обоснуйте свой ответ.

4.      Предложите свой вариант сжатого пересказа последней части рассказа
( с 73-го предложения).

Задания для 5-й группы

1.           
Приведите примеры лексических
образных средств, придающих тексту выразительность и эмоциональность.

2.           
Напишите
сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл 82-го предложения. При
написании имейте в виду следующее. Во-первых, помните вопрос, на который  вы
отвечаете, во-вторых.- композиционную схему рассуждения ( тезис –доказательство
– вывод), в-третьих, опирайтесь на материал текста.

3.           
Объясните значение
включающихся в тексте просторечных слов. С какой целью употребляет их автор?

4.           
Выпишите словосочетания из
11-го предложения и разберите их, указывая вид связи.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Социализация результатов  комплексного анализа текста в группах: 

1.            
В одном  из заданий каждой
группе предлагалось представить свой вариант сжатого пересказа: именно это
необходимо уметь делать при написании изложения. Вы можете воспользоваться
результатом при выполнении домашней работы. Главное, старайтесь не упустить
важные в смысловом и тематическом отношении элементы текста в созданном вами
новом, кратком варианте. Давайте послушаем, что получилось.

2.            
А теперь перейдем к анализу
исходного текста. Представители групп доказывают, что это текст, стиль, тип,
называют способы связи между предложениями, приводят примеры лексических
образных средств.

3.            
Заслушивается творческая часть
работы (сочинение – рассуждение).

4.            
Далее предъявляются результаты
работы групп с другими заданиями.

РЕФЛЕКСИЯ

Сегодня
на уроке я….

Что
дал вам сегодняшний урок?

Достигли ли мы
целей, поставленных на уроке

Достигла ли я
цели?.

Сегодня
на уроке я….

Домашнее задание: По выбору: 1.
Напишите свой вариант сжатого изложения всего текста.

2. Напишите сочинение на материале текста на тему: « …не бывает
совсем не пострадавших от войны…»  (Из стихотворения Н. Стручковой)

Заключительное слово учителя

Завершая урок, хочется
прочитать последние строки из стихотворения поэтессы Нины Стручковой « Нет, мы
не пострадали от войны..», которое перекликается с содержанием текста, с
которым мы работали.

Мы,
может быть, и были рождены
   Из ненависти к тем, кто убивает.
   Война – такое зло, что не бывает
  Совсем не пострадавших от войны.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 101-102. 

УКМ «Перспектива»

1. Что больше всего вас удивило в рассказе? Перечитайте самый интересный эпизод.

Меня удивило, как барсук лечил обожжённый нос в трухлявом пне. При этом он плакал, как человек. Это и был самый интересный эпизод рассказа.

2. Какие чувства к барсуку у вас появились? Сочувствовали ли вы ему, переживали за него, хотели помочь?

Мне было жаль неосторожного барсука, который сильно обжёг нос. Я бы хотела помочь ему, но это невозможно. Я порадовалась, что нос у барсука зажил, а сам зверь научился осторожно относиться к человеку.

3. Найдите и перечитайте описание барсука? Почему он попал в беду? Как он лечился?

Барсук был маленьким и любопытным, с круглыми глазами и шершавым языком. У него был большой нос, который он сунул в горячую картошку и обжёг.

Барсук пострадал из-за любопытства и неосторожности.

Он лечил свой нос, засовывая его в большой трухлявый пень.

4. Подтвердите строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, всё замечал и умел рассказать об увиденном.

Мальчику было 9 лет и он многое замечал. Он видел, как переправлялись муравьи, он первым услышал шуршание барсука, он увидел, как барсук лечит нос и показал взрослым.

5. Подумайте, писатель просто сообщает о тех событиях, которые произошли, или рисует, художественно описывает, создает картины увиденного и пережитого.

Писатель художественно описывает события, рисует живые картины пережитого. Он использует средства художественной выразительности, передает своё отношение, наделяет героев характерами.

6. Обсудите с другом, как автор относится к своему герою.

Я думаю, что писатель относится к барсуку с жалостью и любовью. Он заставляет читателя сопереживать животному, рассказывая о том, как барсук плакал. Иначе он не стал бы это описывать.

7. Попробуйте пересказать рассказ Паустовского «Барсучий нос» другу по телефону.

Пример пересказа рассказа «Барсучий нос» другу по телефону для 3 класса

Привет, Андрей!

Я сейчас прочитала классный рассказ, он называется «Барсучий нос».

Его герои, взрослые люди, отдыхали и рыбачили на природе. Они соорудили шалаш, а вечерами жарили картошку на сковороде.

С ними был мальчик, очень внимательный и наблюдательный. Он заметил, что в кустах шевелится какой-то зверь и рассказал взрослым. Те стали наблюдать за кустами и увидели мордочку барсука.

А барсука привлёк запах картошки. Он выскочил из кустов, бросился к сковороде и сунул нос в картошку. И обжёгся! Он закричал и бросился прочь.

На следующее утро мальчик увидел, как барсук лечит нос, и показал это взрослым. Барсук расковырял трухлявый пень и засунул в него нос. Труха была мокрой и холодила нос. А рядом крутился второй барсук, переживая за товарища.

И барсуку было так больно, что он плакал, как человек.

Через год автор, Константин Паустовский, снова увидел барсука. Его нос зажил, но остался шрам. Барсук сердито чихнул на человека и убежал.

8. Определите основную мысль произведения.

Главная мысль рассказа в том, что нужно быть осторожным с незнакомыми предметами и не совать свой нос куда не просят.

9. Вы заметили, что текст разделён на три части? Подберите к ним заглавия.

Дадим названия частям рассказа: «Осень на озере», «Барсук и картошка», «Лечение носа».

10. Передайте кратко содержание понравившейся части.

Краткое содержание части «Лечение носа» для 3 класса

Утром мальчик рассказал автору, что видел, как барсук лечит нос. Автор не поверил ему и не хотел вставать. Но мальчик был настойчив. Он за руку потянул автора и увёл его в чащу.

Там автор увидел большой пень. Возле пня стоял барсук. Он расковырял пень и засунул нос во влажную труху. Рядом с барсуком вился второй зверь. Он волновался и толкал барсука в живот.

А барсук сел и заплакал. Он облизывал нос и смотрел на людей, словно прося помочь ему. Но люди ничем не могли помочь барсуку.

Через год автор вновь встретил этого барсука. На месте ожога образовался шрам. Барсук сердито чихнул на автора и убежал.

11. Подумайте, можно ли было как-то иначе разделить текст. Обоснуйте своё мнение.

Мне кажется, иначе разделить текст было нельзя. Первая часть знакомит нас с местом действия, героями и временем года. Вторая часть рассказывает о несчастном случае с барсуком. А третья говорит о лечении носа и о том, что было дальше.

12. Составьте и запишите план всего произведения.

План рассказа Паустовского «Барсук» для 3 класса

  1. Осень на озере.
  2. Наблюдательный мальчик.
  3. Как барсук обжёг ночь.
  4. Мальчик зовёт автора.
  5. Лечение носа.
  6. Конец истории.

13. Сравните текст художественного произведения «Барсучий нос» и текста из энциклопедии «Барсук». В чём особенность каждого из них?

Особенности художественного рассказа:

  1. Описан реальный случай с конкретным животным.
  2. Использованы средства художественной выразительности.
  3. Описаны чувства и эмоции героев.

Особенности текста энциклопедии:

  1. Сообщаются общие факты о барсуках.
  2. Нет героев.
  3. Не используются средства художественной выразительности.

14. Всё ли вам понятно в научно-популярном тексте? Какие вопросы можно задать к тексту для того чтобы уточнить и конкретизировать информацию?

Дополнительные вопросы к тексту «Барсуки» для 3 класса

  1. В каких местах живут барсуки?
  2. Живут они в одиночку или стаей?
  3. Чем конкретно питаются барсуки?
  4. Это животное хищное, травоядное или всеядное?
  5. Какого размера барсук?
  6. Сколько он живёт?
  7. Какого цвета его шерсть?

15. Приходилось ли вам наблюдать за поведением животных в лесу? Расскажите.

Рассказ о наблюдении за белочкой в лесу для 3 класса

Однажды зимой я шла по тропинке парка. На многих деревьях висели кормушки, у которых собирались разные птицы, в основном воробьи и синицы.

Но вдруг на одной кормушке я увидела белочку. Она ловко прошмыгнула мимо птичек, схватила несколько семечек и убежала вверх по дереву.

Там она съела семечки и вновь вернулась в кормушку. Птицы не обращали внимания на белку, еды хватало на всех.

А белка ещё много раз бегала вверх-вниз по стволу, набирала семечек и обедала. Зимой и птицам, и зверям очень нужна любая помощь от человека.

AVvXsEjaowKHfBrpGbk679y9M1Ebz cGOhnM1lQBSBujGhNe6eHxltxwa0IeYo7RujwsGBHt O3j

В сочинении на тему «Жизнь Штольца в романе «Обломов» (А.И. Гончаров)», предложенном нашим читателям, мы расскажем об этапах жизненного пути одного из главных героев романа известного писателя А.И. Гончарова.

И.А. Гончаров – известный русский писатель, автор романа «Обломов». Главным героем произведения стал Илья Ильич Обломов, молодой тридцатитрехлетний барин, несколько лет назад переехавший из Обломовки в Петербург и с тех пор живущий практически безвылазно в одном из домов на Гороховой улице. Его давним и близким другом был Андрей Иванович Штольц, который играл в судьбе главного героя огромную роль, поэтому описанию его жизни писатель уделяет большое внимание.

Андрей Штольц был сыном немецкого бюргера Ивана Богдановича Штольца и русской дворянки. Детство героя прошло в селе Верхлеве, где Иван Богданович был управляющим. Андрея с малых лет отец приучал к самостоятельности, труду: мальчик с восьми лет занимался изучением серьезных трудов по географии, литературе, читал священную историю, помогал безграмотным крестьянам, мещанам и фабричным со счетами. Маленький Штольц с интересом открывал тайны окружающего мира, поэтому часто пропадал из дома и возвращался без обуви, с разбитым носом и в разорванной одежде, но абсолютно счастливый. Мать переживала, а отец воспринимал такое поведение сына спокойно, поговаривая, что из него получится добрый малый.

Когда Андрей подрос, отец стал брать его с собой на фабрику, в город к купцам, в поле, в присутственные места, доверяя вожжи. По дороге они останавливались в разных местах, чтобы посмотреть глину, о которой старший Штольц рассказывал сыну. Часто они отправлялись смотреть, как топят сало, добывают деготь или поташ. В четырнадцать-пятнадцать лет Андрей часто отправлялся один с поручениями Ивана Богдановича в город. Ни разу не случилось так, чтобы Андрей забыл что-нибудь, не доглядел, переиначил или дал промах. Мать героя переживала, что сын будет таким же бюргером, из каких вышел ее супруг. В немцах она не видела мягкости, снисхождения, деликатности. В ее представлении немцы были сплошь грубыми невеждами, и эту грубость и педантичность невозможно было ничем замаскировать. В сыне любящая мать хотела видеть идеал русского барина, поэтому и относилась к воспитанию Андрея как к воспитанию настоящего дворянина. К ее великой радости, опасения не сбылись: мальчик рос на русской земле, рядом была Обломовка, имение Обломовых, где, казалось, царил вечный праздник, а в самом Верхлеве был княжеский дом, который оживал раз в три года и был примером русской жизни.

Молодой Штольц хорошо учился, поэтому отец назначил его репетитором в школе и платил ему десять рублей жалованья. Потом в жизни Андрея был университет, окончив который он вернулся к отцу и пожил с ним три месяца. Иван Богданович, решив, что сын засиделся дома, отправил его от себя, как и самого его когда-то отправили из родного гнезда. Отец дал Андрею сто рублей ассигнациями и напутствовал словами, как и что следует делать сыну по дороге в Петербург.

Без чьей-либо помощи, только благодаря своим знаниям, своему упорству, трудолюбию, за несколько лет младший Штольц сделал себе карьеру. Сначала он служил, потом вышел в отставку, занялся своими делами, у него появились собственный дом и деньги. Герой стал членом компании, отправляющей товары за границу. Герой находился в беспрестанном движении. Отсутствие дела, пустое времяпрепровождение его тяготило. Если общество считало нужным отправить его в Англию или Бельгию в качестве агента, то он охотно туда ехал. Если же требовалось написать какой-либо проект или применить новую идею в деле, то выбирали Штольца, потому что он всегда справлялся с возложенными на него обязанностями блестяще. Штольц все успевал: и путешествовать, и читать, и работать, и отдыхать. Он шел по жизни бодро и уверенно, умел рассчитывать на жизненной дороге и свой бюджет, и свои силы,  и энергию, и драгоценное время.

Андрей был отличным товарищем. Познакомившись и подружившись с Ильей Обломовым еще в детстве, во время учебы в школе, он сумел сохранить дружеские чувства на протяжении всей жизни. Штольц любил заезжать к Обломову в гости, у него он чувствовал себя спокойно, сидя на широком диване Ильи Ильича и ведя с ним ленивую беседу. Видя беспомощность друга, Штольц занимался вопросами, связанными с имением Обломова, во всем поддерживал его, пытался «растормошить», разжечь в нем огонь жизни, победить его лень. Андрей вывозил Илью в свет, познакомил с Ольгой Ильинской в надежде, что девушка сможет изменить образ жизни Обломова. Однако их старания не увенчались успехом. Ольга, которая успела полюбить Обломова, была глубоко разочарована, обижена отношением Ильи Ильича. Девушка даже заболела и уехала лечиться с тетей за границу. В Париже Ольга случайно встретилась с Андреем, который не сразу узнал свою старую знакомую. Полгода, которые молодые люди провели в городе, сблизили их, и Штольц понял, что без Ольги ему жить нельзя, поэтому поехал вместе с ней и ее теткой в Швейцарию. Как целеустремленный человек,  Штольц решил узнать, любит ли его Ольга так же, как и он ее. Не сразу, но между ними состоялся непростой разговор. Ольга рассказала ему о причинах своей болезни, о своем печальном любовном опыте, и Штольц, отбросив все прежние сомнения, предложил Ольге руку и сердце, и девушка согласилась стать его женой.

Семейная жизнь Штольца и Ольги Ильинской сложилась удачно. Супруги поселились в Крыму, на южном берегу, обустроили дом по своему вкусу. Они жили в полной гармонии, тишине и счастье, переносили все трудности и жизненные испытания вдвоем. Они любили сидеть вместе за чаем, молчали, читали, занимались музыкой, даже, кажется, думали они тоже вдвоем. В их семейной жизни не было ни капли скуки, уныния, дремоты. Наоборот, по комнатам или в саду часто слышались их звонкие голоса, разговор никогда не кончался у них, почти всегда был жарок.  В житейской суете они не растратили бодрости духа и живости мысли. Андрей не забыл и о своем друге. Как и раньше, старался вовремя уладить финансовые проблемы Обломова, а когда Ильи Ильича не стало, взял на воспитание его сына.

Рассказывая о жизненном пути Штольца, автор пытается донести читателю мысль о том, что возможно прожить иную, чем у Обломова жизнь, более деятельную, наполненную различными событиями и целями. Однако возвышенных и благородных целей у Штольца нет. Он живет, удовлетворяя только свои, личные потребности и желания.

Сегодня, 1 декабря, выпускники этого года по всей стране пишут итоговое сочинение. Оно является обязательным условием для допуска к ГИА. Этому событию педагог Римма Раппопорт посвятила публикацию , где разобрала распространенные ошибки из школьных сочинений, которые ничего кроме раздражения не вызывают. А ещё — дала советы, как же писать эту работу так, чтобы радовать учителя. Сохраните в закладки и покажите своим детям — пригодится!

Как научиться писать сочинение?

Фото: из архива Риммы Раппопорт

Римма Раппопорт — учительница русского языка и литературы из Санкт-Петербурга, методист, автор книги «Читай не хочу. Что мешает ребёнку полюбить книги». Ведет популярный блог на «Яндекс. Дзен».

В детских сочинениях попадаются разнообразные, порой забавные ошибки. За возможность посмеяться я ученикам всегда благодарна, но регулярно встречаются в сочинениях ошибки и ходы, которые чудовищно раздражают. О них и расскажу.

5 самых противных ошибок в сочинениях

1. В таком-то году такой-то писатель написал великий роман такой-то…

Вы только что прочитали типичное начало сочинения. Прелесть такого вступления в том, что его можно использовать примерно всегда. Достоевский, Толстой, Тургенев… какая разница? Главное, чтобы роман был великим, а этого добра у нас в школьной программе навалом.

Вообще, вступительная фраза, не имеющая отношения непосредственно к теме сочинения и позволяющая начать издалека, сильно переоценена.

Мой совет: все необязательные предложения, которые можно заполнить чем угодно, лучше нещадно выбрасывать.

2. Автор рассуждает о проблеме.

Спасибо ЕГЭ: теперь у нас авторы только о проблемах и рассуждают, в крайнем случае тему затрагивают. А больше ничего не успевают: проблем-то выше крыши. Такой подход чудовищно упрощает художественный текст.

На уровне темы-проблемы ещё кое-как можно говорить о публицистике, но не идти глубже при разборе литературного произведения — значит ничего в нём не понять. Всё живое и прекрасное, что делает с человеком литература, она делает средствами куда менее заметными и куда более изящными, чем прямое рассуждение о проблемах.

В противном случае можно было бы некоторые романы дальше названия не читать: и так понятно, какие проблемы занимают Толстого в «Войне и мире» или Тургенева в «Отцах и детях».

3. Автор хотел показать нам.

Чего только не показывает нам (именно нам, для нас же писалось) автор! Создаётся впечатление, что писателей занимают не их герои, не попытка, высказываясь, найти ответы на экзистенциальные вопросы, а суровая необходимость пронести сквозь века мораль, адресованную персонально Васе Пупкину из 10-го «Б».

Вот бы вместо бессмысленной игры «Угадай, что хотел сказать автор» видеть в сочинениях анализ текста и стремление отыскать ответы на те самые экзистенциальные вопросы вместе с писателем.

Как научиться писать сочинение?

Фото: olia danilevich, Pexels

4. Одни люди думают так, а другие так.

«Что такое счастье? Все люди понимают это по-разному». Мысль глубокая — не хуже утверждения, что кто-то любит кофе с сахаром, а кто-то — без. Одно дело — сравнить точки зрения противопоставленных друг другу героев. И совсем другое — поведать учителю, что мир делится приблизительно пополам и у всех в нём всё по-своему.

Так что этот ход надежнее пропустить и сразу перейти к более содержательным размышлениям.

5. Мне очень понравился роман такой-то, он заставил меня о многом задуматься.

В большинстве случаев такое мощное эмоциональное заключение свидетельствует о двух вещах: ребёнок понял, что сочинение пора завершать, ребёнок думает, что учитель ждёт именно такой «позитивной» реакции на прочитанное (скорее всего, не такое уж прочитанное) произведение.

Я, к слову, не жду. Мне вообще непонятно, зачем отвлекаться от основного текста и перескакивать на искусственные оценочные суждения. Учитель же по самому сочинению и по его качеству увидит, понравилась ли ученику книга. Если она ученику никак, это точно бросится в глаза. Один из верных признаков «никака» — громкие фразы о сильном впечатлении, произведённом книгой.

А что не так со штампом «заставляет задуматься»? Разве не заставляет? Беда в том, что задуматься заставляет любой текст, даже этикетка на освежителе воздуха. Тут как с «понравилось/не понравилось» в конце сочинения. Жанр сочинения вообще предполагает, что ученик задумается и распишет свои мысли на несколько страниц.

Поверьте, если ребёнок задумался, учитель не пройдёт мимо. Сообщать об этом дополнительно не нужно.

Как научиться писать сочинение?

Как же тогда не раздражать и даже радовать учителя литературы своим сочинением?

  • Быть ближе к тексту, но не перебарщивать с пересказом.
  • Уместно цитировать не ради самого факта цитирования.
  • Уходить от громкости и пафоса в сторону вдумчивости и конкретики.
  • Относиться к сочинению как к поиску, движению, а не конструктору.

Ну или хотя бы не списывать.

Источник: блог Риммы Раппопорт.

  • Писарев д и избранные педагогические сочинения
  • Пир на весь мир как пишется
  • Писаная красавица как пишется и почему
  • Печенька или печенка как пишется
  • Печенька как пишется правильно