Писанный художником портрет как пишется

Привет люди я уверен, что вы, ребята, наверняка видели удивительные типографские портреты, сделанные художником во всем мире с участием выдающихся

Привет люди

Я уверен, что вы, ребята, наверняка видели удивительные типографские портреты, сделанные художником во всем мире с участием выдающихся личностей и знаменитых звезд. Если вы когда-нибудь задумывались над тем, как создать его для себя, это поучительно для вас.

Вы можете с легкостью создать типографский портрет для своих близких и удивить их. Итак, давайте начнем с учебника.

Что вам понадобится:

  • Базовое изображение, которое вы хотели бы преобразовать в типографский портрет.
  • Векторное программное обеспечение, такое как Adobe Illustrator. Некоторые другие — рисование кораллов, Inkscape, Gimp и т. Д.
  • Терпение
  • Немного творчества (по желанию)

Я буду использовать иллюстратор Adobe для демонстрации этого урока. Однако почти все векторные программы имеют одинаковые базовые инструменты, и этот учебник можно легко скопировать с другими векторными программами.

Расходные материалы:

Шаг 1: Выбор базового изображения

Первое, что вам нужно сделать, это выбрать изображение, на котором будет основываться ваш типографский портрет. Будьте осторожны при выборе изображения, которое имеет хороший контраст между объектом и фоном.

Изображение не должно быть недодержано или передержано. Это сделает вашу работу более жесткой. Изображение должно быть черно-белым или цветным, преобразованным в единицу.

Для этого урока я выберу цветное изображение, а затем преобразую его в черно-белое изображение. Преобразование изображения в черно-белое помогает лучше понять оттенки объекта. Это, в свою очередь, поможет вам выбрать подходящий текстовый оттенок, придающий типографский портрет большей реалистичности.

Я выбрал свое собственное изображение и преобразовал его в черно-белое с помощью Illustrator. Вы можете использовать любое другое программное обеспечение, чтобы сделать то же самое.

  • Откройте новый файл в Illustrator
  • Поместите изображение во вновь открытый файл.
  • В опции «Трассировка изображения» нажмите «Оттенки серого»

Посмотрите на фотографии для уточнения. Полученное изображение также прикреплено. Это дает нам базовую картину, на которой будет создан наш типографский портрет.

Шаг 2: Определение ключевых текстовых областей изображения

Теперь это самая важная и сложная часть. Этот шаг может сделать или сломать ваш типографский портрет. Идея здесь состоит в том, чтобы разбить изображение на как можно более мелкие текстовые разделы. Разделы текста могут быть разделены на основе следующего:

  • Требуется другой оттенок
  • Требуется другой текстовый уклон
  • Требуется другой размер текста

Чем больше разделов вы разделите на изображение, тем четче и точнее будет ваш опечатка. Однако это также означает много тонкой детальной работы и требует большого терпения. Ради этого урока я разделю изображение на несколько текстовых областей.

Посмотрите на приложенное изображение, чтобы понять, как я разбил изображение на ключевые области на основе трех указанных выше параметров.

Также вам нужно будет указать любые объекты, такие как оправы для очков и т. Д., С помощью строки текста.

Шаг 3: Создание наклонных линий для текста

Вторым наиболее важным шагом является создание линий наклона по предмету. Это больше похоже на изображение контура через линии. Эти линии будут использоваться для написания текста вдоль кривой линии. Изогнутый текст наполнит опечатку портретом, поэтому убедитесь, что вы потратили много времени и не торопитесь с этим шагом.

Откройте Pen Tool в иллюстраторе и начните создавать линии, основанные на предмете.

Вам не нужно быть очень точным в создании идеальной плавной кривой с помощью инструмента «Перо». После того, как вы создали грубые линии, вы можете использовать инструмент сглаживания линий для улучшения кривых.

Совершенно необязательно, чтобы вы создавали контурную линию точно так же, как я это сделал. Вы можете экспериментировать со своим собственным стилем. Именно здесь начинается ваше творчество. Вы — создатель своего собственного шедевра, а экспериментирование с различными стилями только улучшит ваши навыки и креативность.

Посмотрите, как я определил наклон / линии контура для моего объекта.

Шаг 4: Начните писать текст

Здесь начинается самое интересное. После того как вы закончили рисовать уклоны, используйте инструмент «Тип на контуре» в Illustrator, чтобы написать текст на линиях или контурах уклонов. Поэкспериментируйте с различными размерами шрифта, разными цветами шрифта и т. Д. Помните, что нет правильного способа сделать это, есть только ваш путь.

Используйте слова, которые описывают вашу тему, или лучше напишите им письмо через этот типографский портрет. После того, как вы закончили писать текст, используйте ключевые текстовые области, которые вы определили на шаге 2, чтобы определить цвет шрифта.

Не забудьте поэкспериментировать с разными шрифтами, размером и цветом. Остановитесь только тогда, когда вы удовлетворены внешним видом.

Это была моя первая попытка создания типографского портрета и заняла у меня больше месяца. Так что помните, что для создания вашего шедевра нет кратчайшего пути.

Шаг 5: Вывод

Я надеюсь, что вы получили хорошее представление о процессе создания типографского портрета. Я приложил различные варианты моего портрета, чтобы вы, ребята, посмотрели.

Они показывают мельчайшие детали создания этого портрета и, возможно, помогут вам понять, как создать свой портрет.

Если у вас есть какие-либо комментарии, выстрели их в меня, и я буду рад ответить.

ура

Анкур Каул

www.allthatido.com

Гран-при в
Конкурс графического дизайна

Морис де Вламинк (Maurice de Vlaminck; 4 апреля 1876 — 11 октября 1958 гг.) — знаменитый французский художник ХХ века, один из основоположников фовизма. Морис де Вламинк был многогранной личностью, он писал картины гуашью и акварельными красками, плодотворно работал в разных жанрах: от обнаженной натуры и портрета до пейзажа и натюрморта. На творчество мастера огромное влияние оказали работы импрессионистов, а его биография представляет собой яркий пример успешной карьеры художника-самоучки.

Морис де Вламинк. Фотопортрет художника в мастерской, 1940-е

Морис де Вламинк, помимо изобразительного искусства, на протяжении многих лет занимался литературной деятельностью. В общей сложности он написал 26 книг, в том числе несколько романов и сборников стихов.

Морис де Вламинк. Картина «В баре», 1900

Биография Мориса де Вламинка

Морис де Вламинк родился 4 апреля 1876 года в Париже в семье профессиональных музыкантов — скрипача и пианистки. Когда мальчику исполнилось два года, родители переехали из французской столицы в пригород Ле-Везине, где и прошло детство будущего художника.

Морис де Вламинк. Картина «Дома в Шату», 1905

Еще в школьные годы Морис, благодаря настойчивости отца, научился играть на скрипке, а в 17-летнем возрасте увлекся изобразительным искусством и начал посещать частные уроки живописи у местного художника Анри Ригалона (Henri Rigalon). Юноша долго не мог определиться с выбором профессии, сначала он мечтал стать велогонщиком, затем зарабатывал на жизнь игрой на скрипке в любительских оркестрах, а также писал статьи для газет и журналов. В 1894 году, неожиданно для родителей, Морис де Вламинк женился на Сюзанне Берли. Этот брак оказался недолгим, в нем родилось три дочери, но спустя одиннадцать лет после свадьбы супруги развелись.

Морис де Вламинк. Картина «Ресторан «Ля Машин» в Буживале», 1905

В конце 1890-х годов Мориса призвали в армию, от которой у него на всю жизнь сохранилась ненависть к военной муштре и жесткой дисциплине. А возвращаясь домой после демобилизации, в июне 1900 года Вламинк случайно познакомился в поезде с Андре Дереном (André Derain) и эта встреча кардинально изменила его жизнь. Морис твердо решил посвятить свою жизнь изобразительному искусству: вместе с новым другом снял небольшую мастерскую в Шату и начал с воодушевлением писать картины.

Морис де Вламинк. Картина «Танцовщица из кафе «Дохлая крыса», 1905

Начался самый тяжелый период жизни художника, связанный с катастрофической нехваткой денег. Дерен уже через год уехал на юг Франции, а Морис вынужден был совмещать карьеру художника со случайными подработками, чтобы содержать семью. В перерывах между написанием картин он давал частные уроки игры на скрипке детям, а по ночам играл в оркестре в клубах и трактирах.

Морис де Вламинк. Картина «Красные деревья», 1906

Ситуация кардинально изменилась после скандального Парижского салона, который состоялся осенью 1905 года. Морис де Вламинк принял в нем участие вместе с друзьями-единомышленниками Анри Матиссом (Henri Matisse), Анри Мангеном (Henri Manguin), Андре Дереном и Альбером Марке (Albert Marquet).

Морис де Вламинк. Картина «Сена возле Шату», 1906

Консервативные критики во главе с Луи Вокселем (Louis Vauxcelles) устроили настоящую травлю молодых художников и гневно осудили их новаторский стиль, названный фовизмом. Тем не менее работы Мориса приобрели огромную известность и вскоре ими заинтересовался Амбруаз Воллар (Ambroise Vollard) — один из наиболее почитаемых в Европе коллекционеров искусства. Меценат купил несколько картин молодого живописца и помог ему организовать персональную выставку в Париже. Благодаря влиятельному покровителю Вламинк быстро приобрел статус модного современного художника и избавился от денежных проблем.

Морис де Вламинк. Картина «Белый парусник в Шату», 1907

В годы Первой мировой войны Морис избежал призыва в действующую армию, но был мобилизован на государственную службу в одном из оборонных предприятий. Вскоре после окончания кровавого конфликта художник женился во второй раз на Берте Комб, которая подарила ему еще двух дочерей.

Морис де Вламинк. Картина «Городок на берегу озера», 1909

Межвоенный период сложился для мастера очень удачно. В 1925 году он приобрел роскошный загородный дом и жил в нем с семьей в свое удовольствие, занимаясь живописью. Вламинк много путешествовал по Франции, делая зарисовки, а основным жанром его творчества постепенно стал пейзаж. Картины мастера хорошо продавались, его персональные выставки с успехом прошли во многих городах Европы и США.

Морис де Вламинк. Картина «Мост Пуасси», 1910

После оккупации Германией в 1940 году 64-летний живописец занял примирительную позицию по отношению к новым властям. По приглашению нацистов вместе с группой французских деятелей искусств он принял участие в пропагандистской поездке в Третий рейх и никогда не сожалел об этом. Военные невзгоды обошли художника стороной, но после победы союзников над Германией он был обвинен в коллаборационизме.

Морис де Вламинк. Картина «Деревня», 1912

Не желая вступать в дискуссию с оппонентами, мастер удалился в крохотный провинциальный городок Рюэй-ла-Гадельер, где и прожил остаток жизни с женой и детьми от второго брака. А 11 октября 1958 года Морис де Вламинк навсегда отошел в вечность в возрасте 82 лет.

Морис де Вламинк. Картина «Натюрморт с корзиной фруктов», 1918

Самые известные картины Мориса де Вламинка

Самобытный французский художник создал немало заслуживающих внимания работ. И все же самыми известными картинами Мориса де Вламинка считаются:

  • «В баре» (1900) — одна из центральных работ раннего периода творчества мастера. Это произведение, написанное в новаторском стиле фовизма, вызвало на Парижском салоне 1905 года бурное негодование консервативных критиков.
  • «Сена возле Шату» (1906) — один из наиболее узнаваемых и любимых ценителями модернистского искусства пейзажей, созданных автором. Картина написана смелыми большими мазками и привлекает зрителей особым колоритом композиции.
  • «Красные деревья» (1906) — еще один интересный пейзаж, выполненный в характерной манере автора. В нем уже отчетливо ощущается влияние идей кубизма, которыми художник увлекался в начале творческой карьеры.
  • «Автопортрет с трубкой» (1911) — произведение, в котором автор изобразил себя в строгом костюме-тройке с трубкой во рту и надетым на голову котелком. Картина исполнена в холодных сероватых оттенках, в отличие от большинства других работ живописца.

Морис де Вламинк. Картина «Автопортрет с трубкой», 1911

Морис де Вламинк был ярким и своеобразным художником. Не получив академического образования, он добился широкого международного признания и оставил потомкам множество интересных работ.

Рафаэль Санти (1483 – 1520)

Рафаэль был творческой, всесторонне развитой и одаренной личностью, поэтом и величайшим художником, чьи работы очень ценились в Ватикане. Это один из величайших художников мира, который нашел особую манеру изображения пространственной перспективы, как в «Обручении Девы Марии».

картина Обручении Девы Марии

Известные работы:

«Святой Георгий и дракон» (1506).

«Донна Велата» (1515).

«Диспут о Святом Причастии» (1510).

«Преображение Господне» (1520).

«Сикстинская Мадонна» (1512).

картина Сикстинская Мадонна

В «Сикстинской Мадонне», самом известном его шедевре, впечатляет буквально все – от одухотворенного лица девственницы до прорисовки «облака свидетелей» духовного мира. Одна из «простеньких» его графических работ была продана на аукционе Сотбис за 30 млн фунтов стерлингов.

Рембрандт Ван Рейн (1606 – 1669)

Среди самых известных художников он считается менее знаменитым, но ему удалось опередить время и внести свою лепту в мировую сокровищницу:

«Даная» (1647).

«Ночной дозор» (1642).

«Саския в образе Флоры» (1634).

«Блудный сын в таверне» (1635).

«Возвращение блудного сына» (1669).

В Эрмитаже выставлено «Возвращение блудного сына», знаковое полотно на библейский сюжет. Это вечная тема взаимоотношений отцов и детей, где четко видно – сострадание отца к неразумному юноше превыше справедливого гнева владельца большого имения.

Сальвадор Дали (1904 – 1989)

Самый эпатажный среди наиболее известных художников – Сальвадор Дали, с его особым способом мышления и трансформации образов. Многие, впервые разглядывая его полотна, восклицают: «Как можно было до такого додуматься?!». Сложно забыть его работы, особенно лихо закрученные усы с автопортрета и эти текущие циферблаты.

картина Постоянство памяти

Известные работы:

«Постоянство памяти» (1931).

«Архитектонический «Анжелюс» Милле» (1933).

«Распятие Христа» (1954).

«Живой натюрморт» (1956).

«Лик войны» (1941).

картина Лик войны

Испанец Сальвадор Дали был одинок из-за широты ума, сложным для понимания обывателями. Он был сюрреалистом, гением, но только не безумцем.

Модульные картины

Сандро Боттичелли (1445 – 1510)

Один из наиболее значимых мастеров Возрождения внес большой вклад в развитие особой манеры флорентийской школы живописцев. Пример – «Поклонение волхвов» на библейский сюжет.

картина Поклонение волхвов

Известные работы:

«Благовещение» (1490).

«Поклонение волхвов» (1482).

«Мистическое Рождество» (1501)

«Аллегория силы» (1470).

«Рождение Венеры» (1485).

картина Рождение Венеры

«Рождение Венеры» из пены морской – одно из всемирно известных полотен самого выдающегося художника XV века. Сегодня это один из наиболее растиражированных образов.

Поль Гоген (1848 – 1903)

Рассказывая о великих художниках мира, нельзя не вспомнить о французском живописце Гогене. Его считают противоречивой фигурой в искусстве, в основном из-за влияния этнических мотивов на его манеру, как в полотне «День божества» (Таити).

картина День божества

Известные работы:

«День божества» (1894).

«Борьба Иаков с Ангелом» (1888).

«Желтый Христос» (1889).

«Больше никогда» (1867).

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идём?» (1898).

картина Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идём?

Светское общество осуждало его за женитьбу на таитянке. Островитяне его боялись, видя в нем «демона», из-за которого они страдали бессонницей. Коллеги не принимали новаторства его полотен, обвиняя в расизме и женоненавистничестве. Но это не помешало ему войти в золотую двадцатку гениальных художников.

Микеланджело Буанаротти (1475 – 1564)

Он был итальянским художником в расцвет эпохи Возрождения. А еще он был непревзойденным скульптором и архитектором, украсившим Рим своими шедеврами. Каждое утро в Ватикан стекаются толпы туристов, чтобы восхищаться изваянием Матери Иисуса Христа, только что снятого с креста.

znamenitie hudochniki18

Известные работы:

Базилика Св.Петра в Ватикане.

«Фреска «Страшный суд» (1541).

«Давид», мраморная статуя (1504).

«Пьета», скульптура (1499).

«Сотворение Адама» (1512).

Две соприкасающиеся кисти руки – шедевр, который не смогли превзойти другие всемирно известные художники. Это фрагмент фрески «Сотворение Адама», где зрителей смущает не только откровенная нагота, но и пупок на животе юноши. Его не должно быть у существа, появившегося на свет не в результате рождения из материнской утробы, а по замыслу сотворения первых людей.

фреска Сотворение Адама

Густав Климт (1862 – 1918)

Среди великих австрийских художников почетное место занимает один из самых ярких представителей европейского модерна. Его «Поцелуй» и «Золотая Адель», написанные в особой манере, входят в 20-ку самых дорогих картин, проданных на аукционах после смерти гения.

картина Поцелуй

Самые известные работы:

«Поцелуй» (1908).

«Портрет Адели Блох-Бауэр» (1907).

«Юдифь и голова Олоферна» (1901).

картина Портрет Адели Блох-Бауэр

«Портрет Адели Блох-Бауэр» был выкраден нацистами. Он выставлялся в картинной галерее, был продан на закрытых торгах за 135 млн долларов. Но его законная владелица, получившая шедевр по наследству, смогла отсудить право обладания и по-своему распорядится репродукцией.

Эдвард Мунк (1863 – 1944)

Никому из великих художников не удавалось запечатлеть на полотне запахи и звуки. Но есть одно исключение – глядя всемирно известный шедевр норвежца Мунка, слышишь внутри себя этот полный тревоги и отчаянья, пронзительный «Крик». Образ был навеян переживаниями от посещения сестры в сумасшедшем доме, стоявшего возле бойни. Смешанные звуки умалишенных и обреченных животных порождали в нем ужас, дополненный ожиданием той же участи.

картина крик

Картины Мунка:

«Крик» (несколько версий).

«Танец жизни» (1900)

«Мадонна» (1895).

«Меланхолия» (1896).

Имя Мунка упоминалось в серии нашумевших ограблений картинных галерей. «Крик», «Мадонну» и другие работы разыскивали месяцами, пока не вернули. Но самым узнаваемым остается вытянутое лицо плывущей фигуры на мосту Осло в Христиании. Кто это или что это? Эксперты так и не пришли к единодушному мнению. Но образ растиражирован в кино и поп-арте.

znamenitie hudochniki23

Картины на холсте

Поль Сезанн (1839 – 1906)

Творчество французского живописца имело огромное влияние на известных мировых художников эпохи постимпрессионизма ХХ века. Благодаря творческим изысканиям, лучшие работы написаны в разной манере.

znamenitie hudochniki24

Известные работы:

«Молодая итальянка» (1896).

«Пьеро и Арлекин» (1888).

«Берег Марны» (1888).

«Игроки в карты» (1893).

«Гора Сент-Виктуар и Черный замок (1906).

картина Гора Сент-Виктуар и Черный замок

Уход от масляных красок и работа акварелью принесла еще больше легкости его творениям. Приверженцы классики его так и не поняли, но это не умаляло его таланта.

Эдуард Мане (1832 –1883)

У знаменитых художников часто бывает, что мировое признание приходит после разгромной критики одной из самых «провальных» работ. Один из родоначальников французского импрессионизма. Эдуард Мане картиной «Олимпия» бросил вызов фальшивому пуританству общества. Никому до него не удавалось так реалистично отражать мысль и едва уловимые эмоции, преображающие лица его натурщиц. Он высмеял нравы общества, тайно мечтавшего о разврате и вседозволенности, но тщательно прикрывавшего свою сущность фраками и оборками.

картина Олимпия

Какими только эпитетами не обсыпали обнаженную натуру, лишенную изъянов. Служанку на заднем плане даже сравнивали с самкой гориллы. Однако это полотно входит в сокровищницу мирового искусства, и это одна из самых узнаваемых работ того времени.

Известные полотна:

«Олимпия» (1863).

«Бар в «Фоли-Бержер» (1882).

«Аржантей» (1874).

«Балкон» (1868).

«Портрет Берты Моризо» (несколько полотен).

Существует несколько портретов Берты Моризо, его возлюбленной. Еще вначале своих творческих поисков Мане перешел от живописи к портрету. Эксперты так и не пришли к единодушному мнению в том, является ли полотно «Любитель абсента» автопортретом или зарисовкой незнакомца.

Иероним Босх (1450 – 1516)

Самым непонятным для современников и потомков среди известных художников эпохи Возрождения остается Босх. Его картины – аллегорическое изображение библейских образов и сцен ада с мифическими существами, наполовину людьми и полу-демонами одновременно.

картина Сад земных наслаждений

Известные работы:

Триптих «Сад земных наслаждений» (1510).

Цикл «Блаженные и проклятые» (1505).

«Искушения Святого Антония» (1506).

«Семь смертных грехов» (1480).

«Несение креста» (1500).

«Брак в Кане Галилейской» (1501).

картина Брак в Кане Галилейской

Жизненный путь человеческих душ, со времен грехопадения Адама и Евы, была его любимая тема. Путь от земных наслаждений до адских мук – в слегка ироничных, но таких узнаваемых картинах Иеронима Босха. Впечатляют также лица, изображенные в массовых сценах, на библейские сюжеты. Его последователи научились писать в подобной манере, но так не смогли превзойти великого мастера.

Анри Матисс (1869 – 1954)

Матисса считают основоположником и ярким представителем школы фовизма во французской живописи. Попытки передать настроение через цвет сделали его одним из самых ярких новаторов ХХ века. Матисс своими известен творческими изысканиями, поэтому некоторые его работы больше похожи на полотна других живописцев. Танец из 5 красных фигур – самое известнее полотно, его используют в качестве эмблемы международных мероприятий.

картина танец

Другие работы:

«Радость жизни» (1906).

«Женщина в шляпе» (1905).

«Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» (1905).

«Голубая обнаженная» (1907).

картина Голубая обнаженная

Художники-импрессионисты, современники Анри Матисса, в чем-то тоже повлияли на творческие изыскания великого художника, но он остался верен своему направлению.

Фрида Кало (1907 – 1954)

Мир знает много талантливых живописцев. Но в 20-ке гениев есть только одна женщина с мужским характером – мексиканка Фрида Кало. Она писала, в основном, автопортреты, но в разных образах, дополненных аллегорией.

Известные работы:

«Две Фриды» (1939).

«Натюрморт «Да здравствует жизнь» (1951).

«Обнимая любимца мира» (1949).

«Размышляя о смерти» (1943).

«Корни – 2» (1943).

Художница прожила нелегкую жизнь, у нее было слабое здоровье, но Фрида занималась боксом даже с полиомиелитом, будучи бойцом по натуре. Она имела неуемную фантазию и особый почерк, которому позавидовали бы многие начинающие живописцы. Она писала свои полотна на грани сюрреализма, символизма и натурализма.

Франсиско Гойя (1746 – 1828)

Типичный представитель эпохи романтизма. При дворе испанского короля Гойя быстро утратил свой идеализм, присущий многим великим художникам. Видя человеческие пороки, не мог оставаться прежним. В своих полотнах изображал грешное и святое – «Экстаз Св. Антония».

картина Экстаз Святого Антония

Некоторые картины:

«Шабаш ведьм» (1798).

«Маха обнаженная» (1800).

«Сумасшедший дом» (1819).

«Свадьба» (1792).

«Распятие Христа (1780).

«Сострадание» (1774).

картина сострадания

Как художник, Гойя был очень плодовитым. За 82 года жизни он оставил миру больше сотни полотен высокого художественного уровня. Испанец с тонкой душевной организацией и ранимой душой смотрел на мир доверчивыми глазами. Но, в отличие от большинства всемирно известных художников, сумел разбогатеть на своем творчестве и дорасти до должности придворного портретиста.

Знаменитые художники очень разные по тематике работ и стилю изображения. Многие работы узнаваемые, над другими репродукциями горами спорят эксперты, обсуждая, подлинник это или хорошая копия. Сегодня любую картину можно найти на просторах интернета, сделать компьютерную версию для раскраски по номерам, распечатать на обоях или сделать вышивку. Но нельзя претендовать на авторство, потому что все знают, что это Ван Гог, Рембрандт, Мунк или Пикассо.

Смотрите также:

Картины Клода Моне

Картины Леонардо да Винчи

Картины Винсента Ван Гога

Картины Пабло Пикассо

Картины Питера Пауля Рубенса

Картины Пьера Огюста Ренуара

Картины Рафаэля Санти

Картины Рембрандта Ван Рейна

Картины Сальвадора Дали

Картины Сандро Боттичелли

Картины Поля Гогена

Картины Густава Климта

Картины Анри Матисса

Картины Поля Сезанна

Путь к творчеству у каждого свой, подчас
неординарный. В воронежской арт-сфере появилась новая персона – сибирячка
Татьяна Дубинина. Вместе с супругом Сергеем она перебралась в Верхнюю Хаву
всего три месяца назад. Прежде чем попасть сюда и до того как стать художником,
Татьяна прошла большой путь. Ее личная география распространилась на большие и
малые города в разных, очень отдаленных друг от друга точках нашей страны.

Корреспондент РИА «Воронеж» побывала в гостях у
новоселов, где за чашкой кофе Татьяна рассказала о поисках себя и – во всех
смыслах – своего места в жизни.

Тексты и рок-н-ролл

Татьяна Дубинина родилась в Шелехове,
городе-спутнике Иркутска. Учась в школе, мечтала стать журналистом или
художником. В момент определения будущей профессии выбор все-таки пал на
филологический факультет Иркутского педагогического института. Такое
образование позволило бы пойти в журналистику, открывающую двери в мир
интересных людей, событий, возможностей.

Писанный художником портрет как пишется

Учась на третьем курсе, девушка съездила в
Санкт-Петербург, который покорил ее эстетикой и ритмом большого города.

– Я поняла, что Иркутск, несмотря на свои 600 тыс. населения, ощущается глубинкой. Питер мне не подходил по климату, стала
думать, где хотела бы жить, и выбор пал на Новосибирск, – рассказала Татьяна. —
Это крупнейший город в Сибири, с уникальной архитектурой, историей, людьми,
одна из главных столиц русского рока.

Таня перевелась в Новосибирский пединститут. Познакомилась с рок-музыкантами, один из которых – Вадим Кузьмин, известный как Черный Лукич, – помог в первое время после переезда.

Девушка, как и мечтала, стала журналистом. Однако не
получила того «вау-эффекта» от причастности к этой профессии.

– Газеты, журналы – все они были обычными.
Выполнение редакционных заданий не приносило удовлетворения. А тут еще конец 1990-х, творчество в журналистике заглохло – все перешло на коммерческие рельсы,
– вспоминала Татьяна Дубинина. – Писать заказные тексты было противно.
Единственное, что спасало, – досуговый журнал «Удовольствие», для которого я брала
интервью у заезжих знаменитых рокеров. Подходила к этому творчески, готовила
интересные вопросы, не давая музыкантам заснуть от скуки на пресс-конференциях.

В Новосибирске Татьяна вышла замуж за барабанщика
группы «Черный Лукич». Родилась дочь Александра.

Время было непростое. О творчестве речи не шло,
главное – заработать на хлеб. Была попытка стать косметологом, которая не нашла
поддержки супруга. Несмотря на разочарование в журналистике 1990-х, Татьяна трудилась
в новосибирских изданиях выпускающим редактором, корректором, писала статьи на
заказ.

В 2010 году семья распалась. Татьяна вернулась в родной
Шелехов.

Поехали на море

Спустя время появилась интересная и любимая работа –
Дубинина стала пиар-директором проекта по масштабной реконструкции центра Иркутска.
Профессиональная жизнь наладилась, да и личная изменилась – девушка
познакомилась с Сергеем, который стал ее мужем. Выяснилось, что оба много лет
мечтали о переезде в теплые края, желательно к морю. И сначала в шутку, а потом
всерьез появилась идея переезда в Крым, которую в 2014 году супруги и
осуществили.

Писанный художником портрет как пишется

– Мы выбрали Севастополь – федеральный город, в
котором, как мы ожидали, должно после присоединения к России происходить
бешеное развитие, – поделилась Татьяна. – Еще до переезда, в Иркутске, я взяла
отпуск и ушла в «творческий запой». Накупила холстов, кистей и красок, занялась
тем, что, как оказалось, любила больше всего – писала картины. Вообще
творчество всегда шло пунктирной линией в моей жизни. Наброски, рисунки я
делала постоянно. Меня в то время очень поддержал отец мужа, простой электрик, как
и Сергей. Свекор в свое время создал настоящие шедевры в технике чеканки.
Переплел потрясающим способом древние книжки, выполнил выдающиеся работы,
которые сегодня, после его ухода из жизни, украшают стены нашего дома.

Черное море, неповторимая аура Крыма вдохновляли
Татьяну. Из-под ее кисти стали одно за другим выходить полотна, которые
видевшие их люди захотели иметь у себя. Муж занимался размещением картин на
продающих интернет-платформах. Параллельно супруги открыли интернет-магазин
экотоваров из Крыма. В Севастополе у художницы появились ученики, которым она
давала индивидуальные уроки.

Писанный художником портрет как пишется

– Мы прожили в Крыму семь лет. За это время пришли к
выводу, что того, чего мы ожидали, не произошло – взрыва, бурного развития.
Обнаружилось много ограничений, как бизнесу, так и профессиональному подъему.
Все было сложно с точки зрения, например, отправок картин за рубеж, где ждали
заказы, – отметила Татьяна.

А еще она поймала себя на мысли, что море, которым раньше
восхищалась и вдохновлялась, больше не радует:

– В какой-то момент я поняла, что мне нужно не жить
у моря, а приезжать к нему на свидания. И мы снова задумали переезд. Но целью,
как и во всех предыдущих моих передвижениях, было не найти место, где лучше, а отыскать
путь к себе. В Крыму я это особенно сильно почувствовала. Именно крымский
период убрал из моей жизни все лишнее, осталось только самое важное, включая
творчество, которым я именно там начала заниматься всерьез.

Счастливая
деревня

Новое место жительства выбирали с «холодной
головой»: уютное местечко недалеко от большого города в умеренном климате.
Татьяна и Сергей к тому времени устали от «человейников», хотелось природы,
свободы, чистого воздуха. В крупном плане выбор пал на Воронеж. В городе, к
большой радости, нашлись и старые знакомые по Новосибирскому рок-клубу. Стали
искать дом для ПМЖ – очень хотелось после съемных квартир Севастополя иметь
свою крышу над головой.

– Мы полтора месяца провели в разъездах по разным
уголкам близ Воронежа. Осмотрели несколько десятков домов во всех направлениях.
И уже в день подписания договора купли-продажи в другом селе вдруг всплыло
объявление: «Это может вас заинтересовать». Приехали в Верхнюю Хаву, увидели дом, улицы, центр, инфраструктуру и поняли, что хотим здесь жить, – рассказали
Татьяна и Сергей. – Хава для нас – это судьба. Из всех районов, в которых мы
были, этот оказался самым передовым, красивым, благоустроенным, развитым.

Дочь Саша тоже с удовольствием навещает родных в
Верхней Хаве. Ей здесь нравится. Сама же она доучивается в 11 классе
воронежской школы, куда зачислилась, пока искали домик в деревне.

– Саша в свои 17 абсолютно самостоятельная. У нее
научный склад ума, собирается стать химиком. Я никогда не воспитывала ее для
себя. С самого рождения дочери понимала, что это отдельный человек, что ей
самой жить свою жизнь. Но у меня и не было стремления ускорить ее взросление.
Например, до 10 лет мы старательно поддерживали ее веру в Деда Мороза,
устраивали волшебство в виде неожиданно появляющихся под елочкой подарков. Она
до сих пор удивляется, как это нам удавалось, – улыбнулась Татьяна.

В 13 лет Саша
загорелась идеей прыгнуть с парашютом. Мама призналась: надеялась, что дочь
быстро забудет про это. Но девочка уговаривала ее два года.

Фото – из архива Татьяны Дубининой

Фото – из архива Татьяны Дубининой

– Пришлось сдаться и на пятнадцатилетие подарить ей
прыжок в тандеме с инструктором. Я очень волновалась, но понимала, что должна
на это пойти, потому что мечты должны сбываться. Это был правильный шаг и
потрясающий подарок, – сказала Татьяна.

Когда по федеральным
каналам прошла новость о счастливой деревне под названием Верхняя Хава, супруги
с удовольствием пересылали ролик своим близким: вот где мы живем. В ноябре приехали
в гости родители, им Хава тоже пришлась по душе.

«Для
творчества нужны смелость и доверие к себе»

В воронежской глубинке выяснилось, что не морем
единым вдохновляется художник. Так, для Татьяны настоящей музой стала кошка,
которую они с мужем забрали в хорошие руки у здешних жителей.

Писанный художником портрет как пишется

– Алиса меня вдохновляет с первых секунд появления в
нашем доме. Я уже написала несколько ее портретов и очень радуюсь этим
работам, – поведала собеседница. – Я вообще не представляю свою жизнь без
животных. С детства я таскала домой бездомных собак и кошек. В животных есть
такая чистота, как в детях. Общение с ними тоже очищает, пробуждает самое
светлое, детское, доброе. Не дает очерстветь, «обаобабиться». Я даже всерьез
подумывала стать кинологом, когда завела лабрадора Вегу. Когда смотрю на своих
животных, мое сердце наполняется любовью. И думаю, как это прекрасно, что
человеку даны такие милые генераторы любви.

Творчество – это дар божий, считает художница.

– Для меня оно про то, как ты чувствуешь и понимаешь
этот мир и себя в нем. Это разговор с собой, с Создателем, со своим зрителем. В
творчестве проявляется то тонкое и высокое в человеке, что называется божьей
искрой. Мы не знаем, откуда берется идея. Это очень тонкий план, интуитивный.
Когда постоянно оглядываешься на чужое мнение, на то, как правильно, как должно
быть, то интуиция погибает. В этом смысле академическое искусство мне не
близко. Творчество безгранично, это выход за рамки догм и логики. Но красота и
гармония необходимы. Сейчас нетрудно научиться рисовать – время благодатное,
надо только захотеть. Но научиться создавать именно свое творчество,
уникальное, штучное – это действительно сложно и не каждому дано. Это путь
сомнений, терзаний, противоречий. Для этого нужны смелость и доверие к себе, к
своему пути. Это то, к чему я стремлюсь не только в живописи, но и в жизни в
целом.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится портрет пожилого мужчины, домузейная атрибуция которого называла автором выдающегося русского портретиста Василия Тропинина (1776 – 1857). Данный портрет был атрибутирован на основании подписи и датировки в левой части: «В. Тропинин 1854». Искусствоведческий анализ заставляет усомниться в этом факте, обнаруживая несколько версий данной работы в мировых музеях.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится портрет пожилого мужчины, домузейная атрибуция которого называла автором выдающегося русского портретиста Василия Тропинина (1776 – 1857). Данный портрет был атрибутирован на основании подписи и датировки в левой части: «В. Тропинин 1854». Искусствоведческий анализ заставляет усомниться в этом факте, обнаруживая несколько версий данной работы в мировых музеях.

В ходе исследования нами было установлено, что данная композиция является повтором произведения немецкого мастера Бальтазара Деннера (1685 – 1749), хранящегося в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга. Полотно это происходит из коллекции Екатерины II. На сайте музея оно воспроизводится под названием «Святой Иероним» и датируется первой половиной XVIII века.

В Эрмитаже в том же 1889 году был издан сборник «Картины Императорского Эрмитажа». В нём содержатся фотографические иллюстрации 219 живописных полотен, среди которых есть и «Святой Иероним» Бальтазара Деннера. Однако в сборнике у картины другое название: «Старик». Помимо этого в собрании Государственного Эрмитажа находится и литография Эжена Хюо (работал 1831 – 1847) «Memento mori» 1845 года, которая выполнена с картины Бальтазара Деннера.

Первоначально картина Деннера из эрмитажного собрания имела название «Старик», которое позднее было изменено на «Святой Иероним» на основании предмета, который держит в руках персонаж. Череп – традиционный атрибут святого Иеронима – аскета, кардинала и автора религиозных текстов. Картина из собрания ASG была срезана по низу и левой кромке, в результате чего изображение черепа было утрачено. Однако, кроме черепа, нет более никаких оснований полагать, что перед нами изображение святого. Бальтазар Деннер специализировался на светском портрете, преимущественно изображая мужчин и женщин в преклонных летах. Портрет из Эрмитажа, скорее, является аллегорическим, символизирующим бренность жизни человеческой, неизбежность старости и увядания всего живого. Череп служит напоминанием о смерти, что подтверждает и название литографии Эжена Хюо «Mеmento mori» (рус. «Помни о смерти»). Нам кажется предпочтительным прежнее название картины – «Старик», которое мы используем и для картины Большого собрания изящных искусств ASG.

Кроме эрмитажной, существуют ещё три работы Деннера с изображениями данного персонажа – это портрет с аналогичным названием «Старик» из Берлинской картинной галереи, а также картины из Харьковского художественного музея и из частной коллекции А.С. Морозова (село Усть-Курдюм, Саратовская область). В композиции из Берлина портретируемый держит в руках не череп, а шляпу. Картины из Харькова и частного собрания близки полотну из Эрмитажа и именуются по примеру этого музея – «Святой Иероним».

На сайте Берлинской картинной галереи есть описание картины: «Demütig ist der Blick des Alten nach innen gekehrt, die Rechte liegt beteuernd auf der Stelle seines Herzens. Die Gestaltung des Kopfes verrät solide anatomische Kenntnisse des Malers. Gut erkennbar ist das Schädelgerüst, präzise überzogen mit Fleisch, Blutgefäßen, Haut und Haaren. Bart, Haartracht, einfaches Wams und Filzhut lassen an einen Mennonitenprediger denken. Das in den Bildern Balthasar Denners wiederholt vorkommende Modell, legt die Vermutung nahe, dass es sich hier um den Vater handelt, der ein in Hamburg ansässiger Mennonitenprediger war. Tiefe Frömmigkeit, Gewerbefleiß und Abkehr von irdischen Zerstreuungen war den Mennoniten als geistige Nachfahren der Wiedertäufer eigen. Balthasar Denners ausgeprägter Realitätssinn im Physiognomischen ersetzt die Attitüde barocker Repräsentationsporträts zugunsten der Hervorhebung seelischer Charakteristika. Der Bildträger ist eine ungewöhnlich große Kupfertafel.» (рус. «Смиренный взгляд старика обращён внутрь, правая рука молитвенно лежит на сердце. Рисунок головы свидетельствует о глубоком знании художником анатомии. Мастер тщательно выписывает старческую кожу, кровеносные сосуды и волосы модели. Борода, причёска и фетровая шляпа говорят о том, что старец, возможно, является проповедником меннонитов. Данную модель Бальтазар Деннер изображал неоднократно. Вероятно, это отец художника, который был проповедником меннонитов из Гамбурга. Благочестие, деловитость и отход от земного бытия были свойственны меннонитам как духовным потомкам возрожденцев. Картина написана на медной доске – достаточно редко используемой основе в живописи».

У работы из Берлинской картинной галереи известна точная дата создания – 1720 год. Картины из Государственного Эрмитажа, Харьковского художественного музея и частного собрания А.С. Морозова можно рассматривать в качестве авторских реплик произведения из немецкого музея. В них Деннер изменил предмет в руках портретируемого – шляпа уступила месту черепу. Тем самым художник придал портретам символическое звучание и усилил степень их эмоционального воздействия на зрителей.

Согласно версии немецких искусствоведов, на картине Деннера изображён отец художника – Якоб Деннер – известный проповедник. Его женой была Кэтрин Вибе и по свидетельствам современников они были: «В общем, кажется, очень благочестивые люди». Сохранился поздний подписной автопортрет Деннера, на котором он, при сравнении с картиной из Берлинской галереи, очень похож на отца.

Портрет старика из Большого собрания изящных искусств ASG является повтором картины Деннера из Эрмитажа – в руках портретируемого череп, а на заднем плане – драпировка. Автор картины из собрания ASG довольно точно воспроизводит эрмитажную композицию Деннера, хотя уровень её исполнения, безусловно, уступает работе немецкого мастера. Художник не столь детально подошёл к передаче особенностей анатомии лица и рук модели. Многие черты внешнего облика трактованы обобщённо, в частности, затылок портретируемого затенён и передан простой линией, тогда как у Деннера мы видим седые торчащие волосы и складки на шее. На картине из Эрмитажа в левой части представлен пейзаж. В работе из Большого собрания изящных искусств ASG он отсутствует. Упрощена, по сравнению с эрмитажной, и цветовая нюансировка произведения. Портрет работы Деннера отличается колористическим богатством полутонов серого, оливкового и оттенков инкарната старческой кожи.

Картина из собрания ASG подвергалась реставрационным вмешательствам, на что указывают записи красочного слоя. Все четыре вышерассмотренные произведения Деннера имеют практически одни и те же размеры. Полотно из собрания ASG было срезано, в результате чего первоначальный формат был утрачен (67×47,5 см). Некоторое время оно хранилось в сложенном виде без подрамника – ближе к центру хорошо виден след от линии сгиба. Практически под этой линией стоит подпись живописца Тропинина и датировка 1854 годом. За три года до смерти (художник умер в 1857 году) Тропинин был мэтром русской портретной живописи, широко известным мастером, имеющим большое число заказов. У живописца не было необходимости копировать эрмитажные произведения. Тем более, что портрет из собрания ASG уступает в плане живописного мастерства не только Деннеру, но и Тропинину. Разумеется, будучи начинающим художником, во время обучения на курсах в Императорской Академии художеств, Тропинин копировал произведения старых мастеров. Художник изучал анатомию, воспроизводя старинные гравюры. В Историческом музее Москвы среди рисунков Тропинина из «Бахрушинской папки» есть два листа 1798 года с изображениями античных скульптур «Кентавр с амуром» и «Аполлон Бельведерский», которые свидетельствуют о серьезной работе под руководством педагогов. Оба изображения выполнены с рисунков профессоров, служивших образцами для учащихся. Копируя их, начинающие художники постигали правила штриховки, учились передавать объем. В целом, практика обучения в классах Академии подразумевала снятие копий с прославленных композиций Эрмитажа. Но писать повторы чужих произведений, став признанным публикой мастером, не было необходимости ни у одного крупного художника. Сам Тропинин не был преподавателем Академии художеств, однако принимал живое и непосредственное участие в воспитании молодых художников – посещал классы, давал советы ученикам.

Известно, что картина Деннера «Святой Иероним» из Эрмитажа относилась к числу оригиналов – эталонов классической живописи и служила образцом для обучения в Императорской Академии художеств. Эта композиция неоднократно копировалась в конце XVIII века воспитанниками Академии, например, Данилой Савицким (1782, № 477) и А. Емельяновым (1784, № 705). Одним из учеников Академии художеств на рубеже XVIII – XIX веков был написан и портрет «Старика» из собрания ASG, для которого картина Бальтазара Деннера послужила образчиком во время практических занятий живописью в Эрмитаже.

На обратной стороне полотна из собрания ASG есть дарственная надпись: «Дарю Елизавете Николаевне Плосконной. От Н. Подерня». Из метрической книги 1886 года Собора Кавалерского Св. Равноапостольного князя Владимира, что на Петербургской стороне у Тучкова моста мы узнаём, что: «Дворянин Черниговской губернии, Глуховского уезда, Иван Иванович Плосконный и законная жена его Елизавета Николаевна, оба православные, от второго его и первого ее брака. Сын: Борис, род. 21.11.1886, крещен 30.12.1886 г. Восприемники: поручик гренадерского Екатеринославского полка Михаил Михайлович Корсаков и дочь коллежского советника девица Анна Николаевна Подерня». Елизавета Плосконная и Анна Подерня, по-видимому, являлись подругами. Портрет из собрания ASG был подарен Елизавете Плосконной в 1860 – 1870-е годы отцом Анны Подерни – Николаем Егоровичем Подернёй. В книге 1914 года «Русский провинциальный некрополь» историка В. Шереметевского есть информация о Николае Подерне: «Николай Егорович Подерня (1828.02.15 – 1879.12.17, Псков, Иоанно-Предтеченский женский монастырь) коллежский советник, председатель Великолуцкаго Окружного Суда» .

Если верить датировке картины 1854 годом, то на момент её создания Николаю Подерне было 26 лет. Гражданский чин коллежского асессора соответствовал 8 классу Табели о рангах. Обладатели этого чина обычно служили в должности регистратора, секретаря или советника. Круг портретированных Тропининым был широк: «Кроме прежних своих родовитых заказчиков: Оболенских, Васильчиковых, Зубовых, Паниных, Олсуфьевых, – фамильные галереи которых он продолжает пополнять до последних лет жизни, кроме купцов Мазуриных, Корзинкиных, Сорокоумовских, Шестовых, Коноваловых, заказавших художнику портреты свои и своих близких, обращает внимание новый круг заказчиков. Это не принадлежащие к высшей знати либеральные дворяне, весьма умеренные в своих воззрениях, группировавшиеся около семейств Протасьевых, проживавших в Рязанской губернии, и тульских Раевских». Несмотря на это, вряд ли, коллежский асессор (при условии, что Николай Подерня в 1850-е годы уже имел этот чин) мог позволить себе заказать портрет у Тропинина, или же приобрести исполненную им копию эрмитажного произведения. При этом в начале 1850-х годов популярность Василия Тропинина начала постепенно угасать. В богатую Москву зачастили на заработки многие иногородние и зарубежные портретисты, которые предлагали свое услуги дешевле, а работали быстрее, чем пожилой художник. Однако живописец продолжал писать авторские произведения, а не копировать уже существующие.

Подпись Тропинина на портрете появилась уже на момент написания картины, вероятнее всего, в результате действий недобросовестного арт-дилера. Данную версию подтверждает и осмотр полотна в УФ-лучах. Чтобы выгоднее продать работу, арт-дилер поставил на ней фамилию знаменитого живописца. Имя Тропинина наверняка было на слуху у покупателя, который, скорее всего, был мало знаком с искусством старых мастеров и, в частности, с творчеством Бальтазара Деннера. В качестве автора данного произведения Тропинин был выбран арт-дилером неслучайно. Живописец часто писал портреты людей в преклонных летах. В 1823 году он исполнил портрет нищего старика из Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), в 1825 году – портрет старика в профиль из того же государственного собрания, а в 1847 году – знаменитого «Странника» из Азербайджанского национального музея искусств (Баку). Возрастных моделей Тропинин писал и в 1850-е годы. За год до смерти, в 1856 году он создал «Портрет пожилой женщины» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), моделью для которого служила жена художника – Анна Ивановна Тропинина. На нём портретируемая так же, как и на рассматриваемых нами полотнах Деннера, изображена в повороте влево в ракурсе три четверти. Её взгляд направлен перед собой, а точно выписанная рука придерживает у груди чёрную курицу. Зная этот портрет, а также год его написания, арт-дилер при продаже мог привести его в качестве аргумента в пользу фиктивной атрибуции Тропининым ученического повтора эрмитажного произведения Деннера, который ныне хранится в Большом собрании изящных искусств ASG.

Известно, что до 1810-х годов Тропинин не подписывал свои работы. Исключение – «Пожилой украинский крестьянин» (Устим Кармелюк?). Здесь художник оставил свои инициалы: «ВТ.».

На портретах 1810 – 1840-х годов Тропинин оставлял свою подпись внизу холста, в правой или левой его части. Подпись начиналась первой буквой его имени – «В», далее шла фамилия «Тропининъ». Часто Тропинин указывал и год написания произведения. Делал он это либо в одну строку со своим именем, либо под ним. После даты живописец ставил небольшую черту: «-». На картине из Большого собрания изящных искусств ASG эта черта стоит и после фамилии Тропинина, и после даты. Тот, кто ставил подпись художника на данный портрет, очевидно, хорошо изучил настоящую подпись мастера.

Таким образом, в результате нашего исследования мы пришли к выводу о том, что картина из Большого собрания изящных искусств ASG, ранее приписываемая Василию Тропинину на основании подписи в левой части, является работой ученика Академии художеств Санкт-Петербурга. Композиция повторяет работу «Святой Иероним» немецкого живописца Бальтазара Деннера из Государственного Эрмитажа. В XVIII – XIX веках данное полотно называлось «Старик», в связи с чем мы сохранили прежнее название работы для её повтора из собрания ASG. Датировка 1854 годом также неубедительна, т.к. Тропинин в 1850-е годы – уже большой мастер, которому не по статусу копировать картины других художников.

В качестве «эталонной» композиция Деннера из Эрмитажа повторялась студентами Академии художеств большое число раз на рубеже XVIII – XIX столетий. Среди многочисленных работ данного времени было и полотно из собрания ASG. Несмотря на то, что оно является результатом копийной практики, произведение имеет самостоятельные высокие живописные достоинства, замечательную историю создания и установленный, благодаря дарственной надписи, провенанс.

Дарья Молотникова, Работа выполнена под научным руководством к.п.н., доцента Алины Булгаковой
Источник: Международный институт антиквариата — Искусствоведческая экспертиза мужского портрета русской школы конца XVIII – начала XIX веков из БСИИ ASG

  • Писанный мастером как пишется
  • Писарев о льве толстом рассказ люцерн роман война и мир
  • Писаный красавец как пишется правильно
  • Писанные по латыни как пишется
  • Писанные мелом буквы как пишется правильно