Пирогов рассказ чудесный доктор

Задания к рассказу а. и. куприна чудесный доктор 6 класс вопросы к вступительной статье из учебника о биографии куприна александра

Задания к рассказу А. И. Куприна
«Чудесный доктор» (6 класс)

Вопросы к вступительной статье из
учебника о биографии Куприна Александра Ивановича (1870 — 1938)

№ 1. В чем, по мнению литературоведа О. Н. Михайлова,
заключается главная особенность таланта А. И. Куприна?

— По мнению литературоведа О. Н. Михайлова, главная
особенность таланта А. И. Куприна — доброта: все произведения писателя
пропитаны добротой ко всему живому.

№ 2. Где прошло детство А. И. Куприна?

— Детство А. И. Куприна прошло в Москве.

№ 3. Какие учебные заведения окончил А. И. Куприн?

— А. И. Куприн окончил сиротский пансион, кадетский
корпус, юнкерское училище.

№ 4. Где служил А. И. Куприн после окончания
юнкерского училища?

— После окончания юнкерского училища А. И. Куприн
служил младшим офицером в отдаленных гарнизонах.

№ 5. В каком году А. И. Куприн выходит в отставку?

— А. И. Куприн выходит в отставку в 1894 году.

№ 6. Какая из профессий А. И. Куприна сыграла для него
наибольшую роль?

— Наибольшую роль для А. И. Куприна сыграла профессия
журналиста, газетного репортера.

№ 7. Где и когда был впервые опубликован рассказ А. И.
Куприна «Чудесный доктор»? Какой у него был подзаголовок?

— Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» был впервые
опубликован в газете «Киевское слово» в 1897 году.

— У рассказа был подзаголовок «Истинное происшествие».

Задание № 1: по
цитате определите, о каком герое из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор»
идет речь:

№ 1. «Теперь
он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков…».

— Мерцалов Григорий Емельянович.

№ 2.
«…лежала на постели …, зарывшись лицом в грязные, замаслившиеся подушки».

— Мерцалова Елизавета Ивановна.

№ 3. «…уже
более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой…».

— Гриша и Володя Мерцаловы.

№ 4. «…девочка лет
семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно…».

— Маша Мерцалова.

№ 5.
«Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя
лицом…».

— Мерцалова Елизавета Ивановна.

№ 6. «…принялись
неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая
от жестокой стужи».

— Гриша и Володя Мерцаловы.

№ 7. «…шумно
вытер нос рукавом своего пальто, переделанного из старого ватного халата».

— Гриша Мерцалов.

№ 8.
«…сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из
записной книжки».

— Пирогов Николай Иванович.

№ 9.
«Вытащив наконец … измятый конверт, он положил его на стол…».

— Гриша Мерцалов.

№ 10. «Он
был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош».

— Мерцалов.

№ 11. «А
Володьку даже по затылку ударил».

— Швейцар в доме бывшего начальника
Мерцалова.

№ 12. «…его
место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц,
занято уже другим…».

— Мерцалов.

№ 13.
«…приходилось … ходить почти на другой конец города в дом, где она поденно
стирала белье».

— Мерцалова Елизавета Ивановна.

№ 14.
«Мысль о самоубийстве совершенно ясно встала в его голове».

— Мерцалов.

№ 15. «…старик
… небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах…».

— Пирогов Николай Иванович – чудесный
доктор для семьи Мерцаловых.

№ 16.
«…заболел брюшным тифом…».

— Мерцалов.

№ 17. «… в
сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом».

— Мерцалов Гриша.

№ 18. «Его
руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг
десен…».

— Мерцалов.

Задание № 2: расположите
события №№ 1 — 12 из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» в верной
последовательности:

Ключ:

Буква-соответствие

Цитата

1

Е

Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около
тридцати тому назад…

2

А

…двое мальчуганов, стоящих перед … окном гастрономического
магазина, принялись неудержимо хохотать…

3

И

Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье.

4

Ж

Вошел Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и
без калош.

5

В

Просить милостыни? Он уже попробовал это средство сегодня два
раза.

6

Л

Машинально
он свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип…, опустился на низкую
садовую скамейку.

7

Г

Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в
сторону Мерцалова…

8

К

Старик
… сказал дружелюбно, но серьезным тоном: «Подождите… не волнуйтесь!»

9

Б

Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал.

10

М

Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки…

11

З

Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже был в
коридоре…

12

Д

Когда
он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем … лежало несколько
крупных кредитных билетов…

Задание № 3: объясните значение
следующих слов из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор», используя «Материал
для справок»:

Ключ:

Слово

Буква-соответствие

Лексическое значение слова

1

гастрономический

Г

общее
название высококачественных пищевых продуктов

2

окорок

А

лопаточная
часть туши свиньи, барана и некоторых других животных

3

рысак

Н

лошадь
рысистой породы

4

полозья

Б

нижняя
часть саней в виде загнутой спереди деревянной полосы, нижняя поверхность
которой скользит по снегу

5

отрёпки

З

изношенная
и разорванная одежда, лохмотья

6

чад

Д

едкий,
удушливый дым от сырых дров, недогоревшего угля и т. п.

7

швейцар

В

сторож
у дверей в подъездах ресторанов, учреждений и жилых домов

8

промозглый

И

пронизывающе
холодный и сырой

9

неистовый

М

чрезвычайно
сильный в своем проявлении

10

войлочный

К

сделанный
из валяной шерсти

11

тиф

О

острое
инфекционное заболевание

12

подённый

Л

оплачиваемый
по количеству проработанных дней

13

патрон

П

глава,
хозяин

14

сюртук

Е

мужская
верхняя двубортная одежда с длинными пóлами

15

сочельник

Ж

канун
церковных праздников — Рождества и Крещения

Задания к рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор» (6
класс)

Вопросы к вступительной статье из учебника о биографии
Куприна Александра Ивановича (1870 — 1938)


1.
В чем,
по мнению литературоведа О. Н. Михайлова, заключается главная особенность
таланта А. И. Куприна? № 2. Где прошло детство А. И. Куприна? № 3.
Какие учебные заведения окончил А. И. Куприн? № 4. Где служил А. И.
Куприн после окончания юнкерского училища? № 5. В каком году А. И. Куприн
выходит в отставку? № 6. Какая из профессий А. И. Куприна сыграла для
него наибольшую роль? № 7. Где и когда был впервые опубликован рассказ
А. И. Куприна «Чудесный доктор»? Какой у него был подзаголовок?

Задание
№ 1:
по
цитате определите, о каком герое из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор»
идет речь:

№ 1. «Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном
из банков…». № 2. «…лежала на постели …, зарывшись лицом в грязные,
замаслившиеся подушки». № 3. «…уже более пяти минут торчали перед этой
великолепной выставкой…».

4.
«…девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и
затруднительно…». № 5. «Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым,
точно почерневшим от горя лицом…».
№ 6. «…принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но
невольно приплясывая от жестокой стужи». № 7. «…шумно вытер нос рукавом
своего пальто, переделанного из старого ватного халата». № 8. «…сидел за
столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки».
№ 9. «Вытащив наконец … измятый конверт, он положил его на стол…».
10.
«Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош». № 11. «А
Володьку даже по затылку ударил». № 12. «…его место, скромное место
управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято уже другим…».
13.
«…приходилось … ходить почти на другой конец города в дом, где она
поденно стирала белье». № 14. «Мысль о самоубийстве совершенно ясно
встала в его голове». № 15. «…старик … небольшого роста, в теплой шапке,
меховом пальто и высоких калошах…». № 16. «…заболел брюшным тифом…».
17.
«… в сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом».
18.
«Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли
вокруг десен…».

Задание
№ 2:
расположите
события №№ 1 — 12 из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» в верной последовательности:

(А) …двое
мальчуганов, стоящих перед … окном гастрономического магазина, принялись
неудержимо хохотать… (Б) Минут через десять Мерцалов и доктор уже
входили в подвал. (В) Просить милостыни? Он уже попробовал это средство
сегодня два раза. (Г) Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто
повернул в сторону Мерцалова… (Д) Когда он возвратился, его ожидал
сюрприз: под чайным блюдцем … лежало несколько крупных кредитных билетов… (Е)
Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому
назад… (Ж) Вошел Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной
шляпе и без калош. (З) Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже
был в коридоре… (И) Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. (К)
Старик … сказал дружелюбно, но серьезным тоном: «Подождите… не волнуйтесь!» (Л)
Машинально он свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип…, опустился на
низкую садовую скамейку. (М) Доктор сидел за столом и что-то писал на
клочке бумажки…

Задание
№ 3:
объясните
значение следующих слов из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор», используя
«Материал для справок»:

(1) Гастрономический, (2)
окорок, (3) рысак, (4) полозья, (5) отрёпки, (6)
чад, (7) швейцар, (8) промозглый, (9) неистовый, (10)
войлочный, (11) тиф, (12) подённый, (13) патрон, (14)
сюртук, (15) сочельник.

Материал для справок: (А) лопаточная часть туши
свиньи, барана и некоторых других животных, (Б) нижняя часть саней в
виде загнутой спереди деревянной полосы, нижняя поверхность которой скользит по
снегу, (В) сторож у дверей в подъездах ресторанов, учреждений и жилых домов,
(Г) общее название высококачественных пищевых продуктов, (Д)
едкий, удушливый дым от сырых дров, недогоревшего угля и т. п., (Е)
мужская верхняя двубортная одежда с длинными пóлами, (Ж) канун церковных
праздников — Рождества и Крещения, (З) изношенная и разорванная одежда,
лохмотья, (И) пронизывающе холодный и сырой, (К) сделанный из
валяной шерсти, (Л) оплачиваемый по количеству проработанных дней, (М)
чрезвычайно сильный в своем проявлении, (Н) лошадь рысистой породы, (О)
острое инфекционное заболевание, (П) глава, хозяин.

Почему бессердечие считается самым тяжким преступлением? Многомудрый Литрекон разберется! Перед Вами итоговое сочинение на тему: «Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?». Аргументы, вступление, тезисы, заключение — все это поможет Вам быстро понять тему и придумать свой вариант ее раскрытия. Приятного просвещения!

Вариант 1

(371 слово) Мы ежедневно слышим о громких скандалах и катастрофах, но мало кто может взглянуть в сердцевину этих явлений и понять, почему они происходят? А главная причина — это равнодушие людей друг к другу. Данную закономерность подметил еще философ Конфуций, когда сказал, что «из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие». Его утверждение легко проверить, обратившись к примерам из литературы.

Вспомним рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор». Семья Мерцаловых оказалась в сложных жизненных обстоятельствах. Кормилец потерял работу, и все его дети оказались в сыром подвале и без еды. В канун Рождества у них даже дров не было. Сыновья Мерцалова тщетно старались взывать к лучшим чувствам прохожих, которые спешили купить подарки и угощения. Но все люди отворачивались от беды, как будто их это не касалось. Дети стояли и смотрели на многочисленные витрины с едой и игрушками, и никто не помог им даже медной монетой. Узнав об этом, сам Мерцалов, тоже не найдя поддержки, решил даже покончить с собой, так как отчаяние уже не оставило ему сил для жизни. Трагедию предотвратил единственный отзывчивый человек — доктор Пирогов. Он одним своим участием спас семью от неминуемой гибели, на которую этих ни в чем не повинных людей обрекло бессердечие окружающих.

Аналогичную ситуацию мы наблюдаем в произведении «Дети подземелья». Бедняки нашли приют в старой часовне, но даже оттуда их выгнали люди, которым было жалко даже заброшенного дома для этих несчастных. Сирот гнали от себя прочь даже то горожане, которые считали себя порядочными и добродетельными. На практике их христианское милосердие никак не проявлялось. Более того, соседи даже осуждали сына судьи за то, что он общается с нищими и роняет свое достоинство. То есть те, кто попал в беду, были вычеркнуты из общественной жизни и лишены права на сочувствие. Каковы плоды этого бессердечия? Валек вынужден воровать, чтобы выжить, а Маруся умирает в раннем детстве от болезни. Дети страдают от равнодушия взрослых, и этому преступлению нельзя найти оправдания.

Таким образом, из всех преступлений самое тяжкое — это равнодушие людей к бедам друг друга. Оно порождает самые острые социальные проблемы, которые приводят к конфликтам и противоречиям. Из-за бессердечия человек с раннего детства обречен на нищету и кривую дорожку, ведь никто не подает ему руку помощи, никто не говорит ему о том, что есть другие тропы. В результате наше общество пропитано взаимной ненавистью и социальным неравенством.

Вариант 2

(381 слово) Бессердечие — это источник многих правонарушений, которые люди совершают из-за нищеты, отчаяния, критической ситуации. Когда помощи нет, а обстоятельства припирают к стенке, человеку остается только идти против общества и против закона. Поэтому Конфуций назвал равнодушие самым тяжким преступлением. Чтобы подтвердить его слова, достаточно обратиться к литературным примерам.

Вспомним роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Автор рассказывает историю Катерины Ивановны, жены Мармеладова. Жизнь этой женщины была сломана и растоптана именно равнодушием окружения. Когда она совершила ошибку и сбежала из дома с офицером, родители сразу же отвернулись от нее, как будто ее не существовало. А ведь их дочь всего лишь полюбила, и это нужно было понять. Но вместо этого богатые дворяне вычеркнули Катерину из семьи. И она осталась одна наедине со своим разочарованием. Муж оказался игроком, пьяницей, жестоким человеком, который бил жену и оставил ее без малейшего обеспечения. После его смерти Катерина с тремя детьми нищенствовала, у нее ничего не было. И в этот отчаянный момент родственники вновь отказали ей в сочувствии, хотя героиня воспитывала их внуков. Это бессердечие родителей, которым ничего не стоило простить и поддержать дочь, привело к тому, что Катерина заболела неизлечимой болезнью и умерла в цвете лет, оставив ребятишек сиротами. Ужасная ситуация была порождена именно бессердечием людей, которые из одного упрямства погубили родного человека.

Не менее разрушительные последствия равнодушия описал Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза». Дворянин Эраст совратил крестьянку Лизу, но обещал жениться, ведь его влечение было не просто игрой, а любовью. И все же добившись своего, он охладел к девушке. Поэтому он с облегчением ушел в армию. Но там Эраст проиграл все деньги, и теперь брак был для него единственным шансом поправить материальное положение. Он сделал предложение богатой вдове, однако не нашел в себе сил сказать об этом Лизе. Она случайно увидела его и обо всем узнала. Эраст откупился от возлюбленной деньгами и просто выпроводил ее. Девушка не смогла пережить такого равнодушия, такого предательства, и покончила с собой. А герой считал себя виновником ее смерти. И Это вполне соответствует действительности. Лизу погубило его бессердечие.

Таким образом, последствия равнодушия губительны для людей. Они порождают самые подлые и неявные преступления, которые невозможно наказать. Бессердечие является корнем всех социальных бед, ведь из-за него человек оказывается один на один со своим горем и отчаянием. И тогда ничто уже не может помочь ему и подсказать правильный выход из тупика.


linked С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: самостоятельная_работа_по_экологии.docx.
linkedПоказать все связанные файлы


Подборка по базе: В произведении Александра Куприна.docx, сочинение Чудесный город Алматы! .docx, дневник педагогической практики Анисимовой докторантура.docx, отчет-Ваш доктор (1).doc, Олеся Куприн.docx, Диалог у доктора.docx, Instruction Доктор Рядом.doc, Шалаев О.В. — ЧПУ 9-9 — Куприн литература.odt, Чему не учат докторов.docx


ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР[1]
Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдет речь. Я, с своей стороны, лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой трогательной истории да придал устному рассказу письменную форму.
— Гриш, а Гриш! Гляди-ка, поросенок-то… Смеется… Да-а. А во рту-то у него!.. Смотри, смотри… травка во рту, ей-богу, травка!.. Вот штука-то!
И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой степени их умы и желудки. Здесь, освещенные ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы красных крепких яблоков и апельсинов; стояли правильные пирамиды мандаринов, нежно золотившихся сквозь окутывающую их папиросную бумагу; протянулись на блюдах, уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копченые и маринованные рыбы; ниже, окруженные гирляндами колбас, красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала… Бесчисленное множество баночек и коробочек с солеными, вареными и копчеными закусками довершало эту эффектную картину, глядя на которую оба мальчика на минуту забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью, — поручении, окончившемся так неожиданно и так плачевно.
Старший мальчик первый оторвался от созерцания очаровательного зрелища. Он дернул брата за рукав и произнес сурово:
— Ну, Володя, идем, идем… Нечего тут…
Одновременно подавив тяжелый вздох (старшему из них было только десять лет, и к тому же оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей[2]) и кинув последний влюбленно-жадный взгляд на гастрономическую выставку, мальчуганы торопливо побежали по улице. Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки… Но они мужественно гнали от себя прочь соблазнительную мысль: остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к стеклу.
По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились улицы. Прекрасные магазины, сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, веселый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам — все осталось позади. Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещенные косогоры… Наконец они достигли покосившегося ветхого дома, стоявшего особняком; низ его — собственно подвал — был каменный, а верх — деревянный. Обойдя тесным, обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой, они спустились вниз, в подвал, прошли в темноте общим коридором, отыскали ощупью свою дверь и отворили ее.
Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс — настоящему запаху нищеты. Но сегодня, после всего, что они видели на улице, после этого праздничного ликования, которое они чувствовали повсюду, их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания. В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно. Рядом с постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок. Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях около больной девочки, поправляя ей подушку и в то же время не забывая подталкивать локтем качающуюся колыбель. Когда мальчики вошли и следом за ними стремительно ворвались в подвал белые клубы морозного воздуха, женщина обернула назад свое встревоженное лицо.
— Ну? Что же? — спросила она отрывисто и нетерпеливо.
Мальчики молчали. Только Гриша шумно вытер нос рукавом своего пальто, переделанного из старого ватного халата.

— Отнесли вы письмо?.. Гриша, я тебя спрашиваю, отдал ты письмо?
— Отдал, — сиплым от мороза голосом ответил Гриша.

— Ну, и что же? Что ты ему сказал?
— Да все, как ты учила. Вот, говорю, от Мерцалова письмо, от вашего бывшего управляющего. А он нас обругал: «Убирайтесь вы, говорит, отсюда… Сволочи вы…»
— Да кто же это? Кто же с вами разговаривал?.. Говори толком, Гриша!
— Швейцар разговаривал… Кто же еще? Я ему говорю: «Возьмите, дяденька, письмо, передайте, а я здесь внизу ответа подожду». А он говорит: «Как же, говорит, держи карман… Есть тоже у барина время ваши письма читать…»

— Ну, а ты?
— Я ему все, как ты учила, сказал: «Есть, мол, нечего… Машутка больна… Помирает…» Говорю: «Как папа место найдет, так отблагодарит вас, Савелий Петрович, ей-богу, отблагодарит». Ну, а в это время звонок как зазвонит, как зазвонит, а он нам и говорит: «Убирайтесь скорее отсюда к черту! Чтобы духу вашего здесь не было!..» А Володьку даже по затылку ударил.
— А меня он по затылку, — сказал Володя, следивший со вниманием за рассказом брата, и почесал затылок.
Старший мальчик вдруг принялся озабоченно рыться в глубоких карманах своего халата. Вытащив наконец оттуда измятый конверт, он положил его на стол и сказал:
— Вот оно, письмо-то…
Больше мать не расспрашивала. Долгое время в душной, промозглой комнате слышался только неистовый крик младенца да короткое, частое дыхание Машутки, больше похожее на беспрерывные однообразные стоны. Вдруг мать сказала, обернувшись назад:
— Там борщ есть, от обеда остался… Может, поели бы? Только холодный, — разогреть-то нечем…
В это время в коридоре послышались чьи-то неуверенные шаги и шуршание руки, отыскивающей в темноте дверь. Мать и оба мальчика — все трое даже побледнев от напряженного ожидания — обернулись в эту сторону.
Вошел Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца. Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах.
В этот ужасный, роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью. Сначала он сам заболел брюшным тифом, и на его лечение ушли все их скудные сбережения. Потом, когда он поправился, он узнал, что его место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято уже другим… Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой, за перепиской, за ничтожным местом, залог и перезалог вещей, продажа всякого хозяйственного тряпья. А тут еще пошли болеть дети. Три месяца тому назад умерла одна девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания. Елизавете Ивановне приходилось одновременно ухаживать за больной девочкой, кормить грудью маленького и ходить почти на другой конец города в дом, где она поденно стирала белье.
Весь сегодняшний день был занят тем, чтобы посредством нечеловеческих усилий выжать откуда-нибудь хоть несколько копеек на лекарство Машутке. С этой целью Мерцалов обегал чуть ли не полгорода, клянча и унижаясь повсюду; Елизавета Ивановна ходила к своей барыне, дети были посланы с письмом к тому барину, домом которого управлял раньше Мерцалов… Но все отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег… Иные, как, например, швейцар бывшего патрона, просто-напросто гнали просителей с крыльца.
Минут десять никто не мог произнести ни слова. Вдруг Мерцалов быстро поднялся с сундука, на котором он до сих пор сидел, и решительным движением надвинул глубже на лоб свою истрепанную шляпу.
— Куда ты? — тревожно спросила Елизавета Ивановна.
Мерцалов, взявшийся уже за ручку двери, обернулся.
— Все равно, сидением ничего не поможешь, — хрипло ответил он.— Пойду еще… Хоть милостыню попробую просить.
Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед. Он ничего не искал, ни на что не надеялся. Он давно уже пережил то жгучее время бедности, когда мечтаешь найти на улице бумажник с деньгами или получить внезапно наследство от неизвестного троюродного дядюшки. Теперь им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи.
Просить милостыни? Он уже попробовал это средство сегодня два раза. Но в первый раз какой-то господин в енотовой шубе прочел ему наставление, что надо работать, а не клянчить, а во второй — его обещали отправить в полицию.
Незаметно для себя Мерцалов очутился в центре города, у ограды густого общественного сада. Так как ему пришлось все время идти в гору, то он запыхался и почувствовал усталость. Машинально он свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип, занесенных снегом, опустился на низкую садовую скамейку.
Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины.
«Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке». Просунув руку под жилет, Мерцалов нащупал довольно толстую веревку, служившую ему поясом. Мысль о самоубийстве совершенно ясно встала в его голове. Но он не ужаснулся этой мысли, ни на мгновение не содрогнулся перед мраком неизвестного.
«Чем погибать медленно, так не лучше ли избрать более краткий путь?» Он уже хотел встать, чтобы исполнить свое страшное намерение, но в это время в конце аллеи послышался скрип шагов, отчетливо раздавшийся в морозном воздухе. Мерцалов с озлоблением обернулся в эту сторону. Кто-то шел по аллее. Сначала был виден огонек то вспыхивающей, то потухавшей сигары. Потом Мерцалов мало-помалу мог разглядеть старика небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил:

— Вы позволите здесь присесть?
Мерцалов умышленно резко отвернулся от незнакомца и подвинулся к краю скамейки. Минут пять прошло в обоюдном молчании, в продолжение которого незнакомец курил сигару и (Мерцалов это чувствовал) искоса наблюдал за своим соседом.
— Ночка-то какая славная, — заговорил вдруг незнакомец.— Морозно… тихо. Что за прелесть — русская зима!
Голос у него был мягкий, ласковый, старческий. Мерцалов молчал, не оборачиваясь.
— А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, — продолжал незнакомец (в руках у него было несколько свертков).— Да вот по дороге не утерпел, сделал круг, чтобы садом пройти: очень уж здесь хорошо.
Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, но при последних словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы. Он резким движением повернулся в сторону старика и закричал, нелепо размахивая руками и задыхаясь:
— Подарочки!.. Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я… а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают… Подарочки!.. А у жены молоко пропало, и грудной ребенок целый день не ел… Подарочки!..
Мерцалов ожидал, что после этих беспорядочных, озлобленных криков старик поднимется и уйдет, но он ошибся. Старик приблизил к нему свое умное, серьезное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьезным тоном:
— Подождите… не волнуйтесь! Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас.
В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю. Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребенка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня. Незнакомец слушал, не перебивая его ни словом, и только все пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущенной души. Вдруг он быстрым, совсем юношеским движением вскочил с своего места и схватил Мерцалова за руку. Мерцалов невольно тоже встал.
— Едемте! — сказал незнакомец, увлекая за руку Мерцалова.— Едемте скорее!.. Счастье ваше, что вы встретились с врачом. Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но… поедемте!
Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью, зарывшись лицом в грязные, замаслившиеся подушки. Мальчишки хлебали борщ, сидя на тех же местах. Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слезы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопченный чугунок. Войдя в комнату, доктор скинул с себя пальто и, оставшись в старомодном, довольно поношенном сюртуке, подошел к Елизавете Ивановне. Она даже не подняла головы при его приближении.
— Ну, полно, полно, голубушка, — заговорил доктор, ласково погладив женщину по спине.— Вставайте-ка! Покажите мне вашу больную.
И точно так же, как недавно в саду, что-то ласковое и убедительное, звучавшее в его голосе, заставило Елизавету Ивановну мигом подняться с постели и беспрекословно исполнить все, что говорил доктор. Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям, Володя раздувал изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим компрессом… Немного погодя явился и Мерцалов. На три рубля, полученные от доктора, он успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи. Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки. Окончив это занятие и изобразив внизу какой-то своеобразный крючок, вместо подписи, он встал, прикрыл написанное чайным блюдечком и сказал:
— Вот с этой бумажкой вы пойдете в аптеку… давайте через два часа по чайной ложке. Это вызовет у малютки отхаркивание… Продолжайте согревающий компресс… Кроме того, хотя бы вашей дочери и сделалось лучше, во всяком случае пригласите завтра доктора Афросимова. Это дельный врач и хороший человек. Я его сейчас же предупрежу. Затем прощайте, господа! Дай Бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное — не падайте никогда духом.
Пожав руки Мерцалову и Елизавете Ивановне, все еще не оправившимся от изумления, и потрепав мимоходом по щеке разинувшего рот Володю, доктор быстро всунул свои ноги в глубокие калоши и надел пальто. Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже был в коридоре, и кинулся вслед за ним.
Так как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерцалов закричал наугад:
— Доктор! Доктор, постойте!.. Скажите мне ваше имя, доктор! Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!
И он водил в воздухе руками, чтобы поймать невидимого доктора. Но в это время в другом конце коридора спокойный старческий голос произнес:
— Э! Вот еще пустяки выдумали!.. Возвращайтесь-ка домой скорей!
Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов…
В тот же вечер Мерцалов узнал и фамилию своего неожиданного благодетеля. На аптечном ярлыке, прикрепленном к пузырьку с лекарством, четкою рукою аптекаря было написано: «По рецепту профессора Пирогова»[3]. Я слышал этот рассказ, и неоднократно, из уст самого Григория Емельяновича Мерцалова — того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом. Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности. И каждый раз, заканчивая свое повествование о чудесном докторе, он прибавляет голосом, дрожащим от скрываемых слез:
— С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью. Все переменилось. В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек. А мы нашего чудесного доктора только раз видели с тех пор — это когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню. Да и то не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо.
Источник: А.И.Куприн. Собрание сочинений в 6 т. Том 2. – М.: Гослитиздат, 1957.

1. Рассказ «Чудесный доктор» – впервые напечатан в газете «Киевское слово».— 1897.— № 3578 (25 декабря) (с подзаголовком «Истинное происшествие»).

«Чудесный доктор», опубликованный в рождественском номере газеты, написан в жанре святочного рассказа.

Святочный (или рождественский) рассказ — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определённой по сравнению с традиционным жанром рассказа.

Практически в любом рождественском рассказе происходит чудо и перерождение героя, однако в русской литературе жанр приобрёл более реалистичные черты. Русские писатели обычно отказываются от волшебства, сохраняя темы детства, любви, прощения, социальную тематику. Евангельские мотивы и основная жанровая специфика рождественского рассказа здесь сочетаются с усиленной социальной составляющей. Среди наиболее значительных произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа, — «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, цикл святочных рассказов Н. С. Лескова, рождественские рассказы А. П. Чехова (как, например, «Детвора», «Мальчики»). (вернуться)
2. Пустые щи – щи без мяса, состоящие из капусты и лука. (вернуться)
3. Пирогов Николай Иванович (1810—1881) – знаменитый русский хирург и анатом.

Тема: Александр Иванович Куприн

«Чудесный доктор»

Цель урока:

познакомить учащихся с личностью писателя, донести до сведения

детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова, воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям, учить умению делать добро.

Оборудование:

портрет А.И. Куприна, портрет Н.И. Пирогова иллюстрации

к рассказу «Чудесный доктор», мультимедийный проектор, компьютер.

А ты?

Скажи:

Какой ты след оставишь?

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

О. Высоцкая

^ Ход урока.

1. Приветствие:«Здравствуйте!»-

Скажем мы друг другу просто,

Улыбнемся и начнем.

Приоткроем с вами двери

В мир искусства и добра,

Чтобы в светлое поверить,

Чтобы многое понять.

И шагать мы будем вместе,

И нельзя свернуть с пути,

Дружно будем мы трудиться,

Чтобы истину найти.

2. Вступительное слово учителя.

Понять красоту человеческой души, научиться понимать друг друга, вовремя прийти на помощь человеку, подарить радость и самому ощутить людское участи, — что может быть важнее всего на свете? Не это ли делает человека счастливым?

Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда у сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И поэтому помощь, которая приходит в критический момент, воспринимается как чудо. А название этому чуду – добро и милосердие людей. «Все отчаянней сердце стучит, Не погибни во мне, доброта».

Бесценное это человеческое качество – доброта, милосердие, без них невозможна сама жизнь. Но и этому надо учиться – делать людям добро. А учат нас этому книги. Вот и сегодня мы будем говорить о такой, которая преподаст нам урок доброты, милосердия. Это рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор».

-А как вы понимаете слова: доброта, милосердие? (ответы ребят)

А вот как дает толкование этих слов словарь Ожегова. (На экране запись)

-Рассказ называется «Чудесный доктор». Объясните значение слова «чудесный» (запись на экране)

-Работать сегодня будем по группам. Состав групп тот же, консультанты те же.

Представлю их.

-Вы получили индивидуальные задания.

-И одно из них было: подготовить рассказ о писателе, его творческой судьбе.

Но прежде, чем мы послушаем рассказ, посмотрите на этот портрет. Перед вами портрет А.И. Куприна. Всмотритесь в это удивительное доброе, простое, уставшее лицо. Сдержанность, молчаливость и даже некоторая суровость видится во взгляде, но вместе с тем нескрываемая доброта.

3. Ученица делает сообщение о писателе Куприне.

4. Беседа на восприятие: (каждая группа задает свой вопрос)

-Кто из вас прочитал рассказ Куприна? Сколько рассказчиков в этом произведение? (Два: тот с кем произошла эта история, и тот, кто рассказываете нам).

Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».

2 группа (проверка домашнего задания «Внимательно читаю текст»)

-Найдите фактические ошибки в тексте.

3 группа (Найти и записать пословицы и поговорки о доброте и милосердии)

4 группа(Подготовить вопросы для интервью с присутствующими)

5. Художественный анализ текста.

-С чего начинается этот рассказ? (Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла).

Обратите внимание на значение слова «вымысел».

-Как вы понимаете смысл сказанного?

Учитель читает начало рассказа. «Гриш, а Гриш!»

-Как вы думаете, чем их привлекла витрина магазина?

-Что возбуждало в одинаковой степени их умы и желудки?

(Изобилие разных продуктов, и к тому же оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей).

-В какое время происходят действия в рассказе? (Подтвердите словами из текста)

-Любите ли вы это время?

-Какие чувства испытываете вы при приближении этих праздников? (ожидание подарка, чуда, сюрприза)

1 группа. Сочельник (рассказ о празднике)

-Могут ли мальчики Гриша и Володя надеяться на сюрприз, подарки в эти праздничные дни?

-Что вы узнали о них и их поручении?

-Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?

-Почему швейцар не передал письмо хозяину?

(Очевидно, что он жестокий и злобный человек, не любит тех, кто беден)

-Где жили мальчики? (текст)

2 группа. Описание жилища (Пересказ близко к тексту)

3 группа. Диалог с матерью.

-Почему сложилась такая трагическая обстановка в семье Мерцаловых?

-Как ведет себя отец? Какое у него настроение?

-И в таком настроении он забрел в сад, который был расположен в центре города?

-О чем он думает среди глубокой тишины и великого спокойствия?

(Вот лечь бы и заснуть)

-Кто помешал исполнить ему это страшное намерение?

6. Физическая пауза.

Стали стройными березки,

И дубочки подтянулись,

Распрямили свои листья,

Солнце нежно улыбнулись.

Поклонились земле низко

За тепло, за день, за ласку

Дружно все «Спасибо» скажем,

Что мы есть и что мы рядом

7. Разговор со стариком (чтение диалога в лицах)

-Как же повел себя после разговора с Мерцаловым незнакомый старик? Что он предложил Мерцалову?

-Какую картину увидел доктор, когда вошли в подвал, где жил Мерцалов?

-Кем оказался незнакомый старик?

-Кто из вас слышал о докторе Пирогове?

8. Сообщение о Пирогове.

Николай Иванович Пирогов, профессор медицины родился 13 ноября 1810 года в Москве. Примечателен тот факт, как Пирогов стал доктором. Пирогова-ребенка поразил профессор Мухин – светило медицины, которого пригласили к больному брату Николаю. Он приезжал каждый вечер, торжественно вступал в дом, скидывал на руки няньке тяжелую шубу, важно шествовал к больному. Николай запомнил массивный, сильно выступавший подбородок. И голос. Убедительный. Не поверить такому нельзя.

Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И Николай Пирогов стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, он стал студентом Московского университета. Нелегким был его путь в медицине. Он многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда его понимали и принимали. А он был гордым и честным человеком, который создал для будущего новую науку.

«Люблю Россию, люблю честь Родины, а не чины», — писал он. Он лечил всех: и императора Александра, когда во время прогулки по летнему саду в него выстрелил террорист. Но более всего в его приемной ждали бесчисленные пациенты, в основном, бедные люди. Они шли к нему толпами. Он помогал им как мог. Выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на рецепт было нелепо. И он попросту раздавал деньги беднякам. За годы своей жизни Пирогов сделал сотни прекрасных операций, съездил на две войны, где оказывал помощь раненым, изложил на полутора тысячах печатных страниц теорию военной хирургии.

Умер Н.И. Пирогов 23 ноября 1881 в своей усадьбе в селе Вишня.

Благотворительная деятельность Пирогова – врача оставила след в художественной литературе. Куприн в рассказе «Чудесный доктор» поведал, как Пирогов спас семью бедного чиновника от болезней и голода, помог ей «выбиться». Мы как-то не очень доверяем концам, где как в сказке появляется великий человек, который все устраивает, потому что все может. Но рассказ достоверен — это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова.

Учитель. Если кого-то заинтересует история жизни этого человека, вы можете прочесть о нем в этой книге.

Возвращаемся к рассказу Куприна.

-Как описывает автор действия врача Пирогова?

-Как отреагировали Мерцаловы на действия доктора?

-Как же узнал Мерцалов фамилию своего благодетеля?

-Чем еще помог Пирогов семье Мерцаловых? Когда это произошло? (В сочельник). Это было похоже на чудо.

-Почему Григорий называет его святым человеком? Название этому чуду — человеческая доброта.

Умение помочь другому человеку, который нуждается в этой помощи. Каждый из нас должен быть готов к этому и помнить о том:

^ Какой след

Незримый прочный след. В чужой душе оставим мы

На много лет?

Такой след, который оставил в жизни других людей профессор Пирогов. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.

-Можно ли согласиться со словами Г.Мерцалова, что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо?

9. Итог урока

10. Заключение

Не жалейте сердца.

Не таите доброты и нежности своей,

Не своих прозрений и открытий

Не таите в жизни от людей.

Жизнь – она всегда сплошные муки.

По земле, идя одной тропой,

Щедрый на любовь живет богато,

До могилы бедствует скупой.

Торопитесь все отдать при жизни,

И на помощь вовремя прийти,

Делом добрым, словом добрым,

И самим добро, встречая на пути.

11. Домашнее задание: Написать отзыв о рассказе (план дан заранее).

Винница, Украина. Здесь в усадьбе «Вишня» на протяжении 20 лет жил и работал известный русский хирург Николай Иванович Пирогов: человек, за свою жизнь совершивший немало чудес, прототип «чудесного доктора», о котором повествует Александр Иванович Куприн.

История создания

25 декабря 1897 года в газете «Киевское слово» выходит произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор (истинное происшествие)», которое начинается со строк: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад…», — что сразу настраивает читателя на серьезный лад: ведь реальные истории мы воспринимаем ближе к сердцу и сильнее переживаем за героев.

Так, историю эту Александру Ивановичу поведал знакомый банкир, который, кстати, также является одним из героев книги. Реальная основа рассказа ничуть не отличается от того, что изобразил автор.

«Чудесный доктор» – произведение об удивительном человеколюбии, о милосердии одного известного доктора, который не стремился к славе, не ждал почестей, а лишь бескорыстно оказывал помощь тем, кому она была необходима здесь и сейчас.

Смысл названия

Почему автор назвал доктора чудесным? Во-первых, благодеяние врача совпало с кануном рождества, поэтому Мерцаловы восприняли его появление, как настоящее праздничное чудо.

Во-вторых, никто, кроме Пирогова, не захотел протянуть руку помощи нуждающимся людям, светлый и чистый посыл рождества прохожие заменили на погоню за скидками, выгодными товарами и праздничными яствами. В этой атмосфере проявление добродетели — чудо, на которое остается только надеяться.

Жанр и направление

«Чудесный доктор» – это рассказ, а если быть точнее, святочный, или рождественский, рассказ. По всем законам жанра, герои произведения оказываются в сложной жизненной ситуации: беды сваливаются одна за другой, не хватает денег, из-за чего персонажи даже задумываются о сведении счетов с жизнью. Помочь им может только чудо. Чудом этим становится случайная встреча с доктором, который за один вечер помогает им побороть жизненные трудности. Произведение “Чудесный доктор” имеет светлый финал: добро побеждает зло, состояние духовного упадка сменяется надеждами на лучшую жизнь. Однако это не мешает нам отнести данное произведение к реалистическому направлению, ведь все произошедшее в нем – чистая правда.

Действия рассказа происходят в предпраздничные дни. Из витрин магазинов выглядывают наряженные елки, всюду изобилие вкусной еды, на улицах раздается смех, а ухо улавливает веселые разговоры людей. Но где-то, совсем рядом царит нищета, горе и отчаяние. И все эти человеческие беды в светлый праздник Рождества Христова озаряются чудом.

Композиция

Все произведение построено на контрастах. В самом начале двое мальчишек стоят перед яркой витриной, в воздухе витает праздничный дух. Но когда они идут домой, все вокруг становится мрачнее: повсюду старые разваливающиеся дома, а их собственное жилище и вовсе находится в подвале. В то время как в городе люди готовятся к празднику, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами, чтобы просто выжить. О празднике в их семье не идет и речи. Этот резкий контраст позволяет читателю ощутить то отчаянное положение, в котором оказалась семья.

Стоит отметить и контраст среди героев произведения. Глава семьи оказывается слабым человеком, который уже не способен решать проблемы, а готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве. Профессор Пирогов же представлен нам невероятно сильным, бодрым и позитивным героем, который своей добротой спасает семью Мерцаловых.

Суть

В рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприн повествует о том, как человеческая доброта и неравнодушие к ближнему способны изменить жизнь. Действие происходит приблизительно в 60-е годы 19 века в Киеве. В городе царит атмосфера волшебства и приближающегося праздника. Начинается произведение с того, что двое мальчишек, Гриша и Володя Мерцаловы, радостно глазеют на витрину магазина, шутят и смеются. Но вскоре оказывается, что в семье их большие проблемы: живут они в подвале, денег катастрофически не хватает, отца погнали с работы, полгода назад умерла их сестренка, теперь и вторая, Машутка, сильно заболела. Все отчаялись и, кажется, готовы к самому худшему.

В этот вечер отец семейства идет просить милостыню, но все попытки тщетны. Он заходит в парк, где рассуждает о тяжелой жизни своей семьи, и его начинают посещать мысли о самоубийстве. Но судьба оказывается благосклонна, и в этом самом парке Мерцалов встречает человека, которому суждено изменить его жизнь. Они едут домой к обедневшему семейству, где доктор осматривает Машутку, выписывает ей необходимые лекарства и даже оставляет крупную сумму денег. Он не называет имени, считая содеянное своим долгом. И лишь по подписи на рецепте семья узнает, что доктор этот – знаменитый профессор Пирогов.

Главные герои и их характеристика

Рассказ предполагает небольшое количество действующих лиц. В этом произведении для А.И. Куприна важен сам чудесный доктор, Александр Иванович Пирогов.

  1. Пирогов – известный профессор, хирург. Он знает подход к любому человеку: он так внимательно и заинтересованно смотрит на отца семейства, что почти сразу внушает ему доверие, и тот рассказывает обо всех своих бедах. Пирогову не надо раздумывать, стоит ли помогать или нет. Он направляется домой к Мерцаловым, где делает все возможное, чтобы спасти отчаявшиеся души. Один из сыновей Мерцалова, будучи уже взрослым мужчиной, вспоминает его и называет святым: «… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо».
  2. Мерцалов – сломленный невзгодами мужчина, которого гложет собственное бессилие. Видя смерть дочери, отчаяние жены, обездоленность остальных ребятишек, он стыдится своей неспособности им помочь. Доктор останавливает его на пути к малодушному и фатальному поступку, спасая, прежде всего, его душу, которая была готова согрешить.

Темы

Главными темами произведения являются милосердие, сострадание и доброта. Семья Мерцаловых делает все возможное, чтобы справиться с навалившимися бедами. И в момент отчаяния судьба посылает им подарок: доктор Пирогов оказывается настоящим волшебником, который своим неравнодушием и сочувствием излечивает их искалеченные души.

Он не остается в парке, когда Мерцалов выходит из себя: будучи человеком невероятной доброты, он выслушивает его и сразу же делает все возможное, чтобы помочь. Мы не знаем, сколько таких поступков совершил профессор Пирогов за свою жизнь. Но можно быть уверенным, что в его сердце жила огромная любовь к людям, неравнодушие, которые оказались спасительной соломинкой для несчастной семьи, которую он протянул в самый нужный момент.

Проблемы

А. И. Куприн в этом небольшом рассказе поднимает такие общечеловеческие проблемы как гуманизм и утрата надежды.

Профессор Пирогов олицетворяет человеколюбие, гуманизм. Ему не чужды проблемы незнакомых людей, а помощь ближнему он воспринимает как должное. Ему не нужны благодарности за содеянное, не нужна слава: важно лишь, чтобы люди вокруг боролись и не теряли веру в лучшее. Это и становится его главным пожеланием семье Мерцаловых: «…а главное – не падайте никогда духом». Однако окружение героев, их знакомые и коллеги, соседи и просто прохожие – все оказались безучастными свидетелями чужого горя. Они и не подумали, что чье-то бедствие их касается, не захотели проявить человечность, думая, что они не уполномочены исправлять социальную несправедливость. В этом и заключается проблема: никому нет дела до того, что происходит вокруг, кроме одного человека.

Отчаяние тоже подробно описано автором. Оно отравляет Мерцалова, лишает его воли и силы двигаться дальше. Под влиянием горестных дум он опускается до трусливого упования на смерть, в то время как его семья погибает от голода. Ощущение безысходности притупляет все остальные чувства и порабощает личность, которая в состоянии жалеть только себя.

Смысл

Какова же основная идея А. И. Куприна? Ответ на этот вопрос как раз и заключен во фразе, которую говорит Пирогов, уходя от Мерцаловых: не падайте никогда духом.

Даже в самые темные времена нужно надеяться, искать, а если совсем не остается сил, ждать чуда. И ведь оно случается. С самыми обыкновенными людьми в один морозный, скажем, зимний день: голодные становятся сытыми, замерзшие – согретыми, больные ­– выздоравливают. И чудеса эти совершают сами люди добротой своих сердец — это и есть главная мысль писателя, который видел спасение от социальных катаклизмов в простой взаимовыручке.

Чему учит?

Это небольшое произведение заставляет задуматься о том, как важно быть неравнодушным к окружающим нас людям. В суете дней мы часто забываем о том, что где-то совсем рядом страдают соседи, знакомые, соотечественники, где-то царит нищета и хозяйствует отчаяние. Целые семьи не знают, как заработать себе на хлеб, и еле-еле доживают до получки. Поэтому так важно не пройти мимо и суметь поддержать: добрым словом или поступком.

Помощь одному человеку мир, конечно, не изменит, но изменит одну его часть, причем самую важную для того, что дает, а не принимает помощь. Даритель обогащается гораздо больше, чем проситель, ведь он получает духовное удовлетворение от того, что сделал.

Автор: Млада Рудницкая

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа «Чудесный доктор» (А. Куприн)

  • Пирогов персонаж рассказа чудесный доктор как выглядит
  • Пирогов из сказки чудесный доктор
  • Пироги печеные с луком как пишется
  • Пирог рассказ о слове
  • Пирог удался на славу как пишется