Пирогов из сказки чудесный доктор

Винница, украина. здесь в усадьбе вишня на протяжении 20 лет жил и работал известный русский хирург николай иванович пирогов: человек,

Винница, Украина. Здесь в усадьбе «Вишня» на протяжении 20 лет жил и работал известный русский хирург Николай Иванович Пирогов: человек, за свою жизнь совершивший немало чудес, прототип «чудесного доктора», о котором повествует Александр Иванович Куприн.

История создания

25 декабря 1897 года в газете «Киевское слово» выходит произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор (истинное происшествие)», которое начинается со строк: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад…», — что сразу настраивает читателя на серьезный лад: ведь реальные истории мы воспринимаем ближе к сердцу и сильнее переживаем за героев.

Так, историю эту Александру Ивановичу поведал знакомый банкир, который, кстати, также является одним из героев книги. Реальная основа рассказа ничуть не отличается от того, что изобразил автор.

«Чудесный доктор» – произведение об удивительном человеколюбии, о милосердии одного известного доктора, который не стремился к славе, не ждал почестей, а лишь бескорыстно оказывал помощь тем, кому она была необходима здесь и сейчас.

Смысл названия

Почему автор назвал доктора чудесным? Во-первых, благодеяние врача совпало с кануном рождества, поэтому Мерцаловы восприняли его появление, как настоящее праздничное чудо.

Во-вторых, никто, кроме Пирогова, не захотел протянуть руку помощи нуждающимся людям, светлый и чистый посыл рождества прохожие заменили на погоню за скидками, выгодными товарами и праздничными яствами. В этой атмосфере проявление добродетели — чудо, на которое остается только надеяться.

Жанр и направление

«Чудесный доктор» – это рассказ, а если быть точнее, святочный, или рождественский, рассказ. По всем законам жанра, герои произведения оказываются в сложной жизненной ситуации: беды сваливаются одна за другой, не хватает денег, из-за чего персонажи даже задумываются о сведении счетов с жизнью. Помочь им может только чудо. Чудом этим становится случайная встреча с доктором, который за один вечер помогает им побороть жизненные трудности. Произведение “Чудесный доктор” имеет светлый финал: добро побеждает зло, состояние духовного упадка сменяется надеждами на лучшую жизнь. Однако это не мешает нам отнести данное произведение к реалистическому направлению, ведь все произошедшее в нем – чистая правда.

Действия рассказа происходят в предпраздничные дни. Из витрин магазинов выглядывают наряженные елки, всюду изобилие вкусной еды, на улицах раздается смех, а ухо улавливает веселые разговоры людей. Но где-то, совсем рядом царит нищета, горе и отчаяние. И все эти человеческие беды в светлый праздник Рождества Христова озаряются чудом.

Композиция

Все произведение построено на контрастах. В самом начале двое мальчишек стоят перед яркой витриной, в воздухе витает праздничный дух. Но когда они идут домой, все вокруг становится мрачнее: повсюду старые разваливающиеся дома, а их собственное жилище и вовсе находится в подвале. В то время как в городе люди готовятся к празднику, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами, чтобы просто выжить. О празднике в их семье не идет и речи. Этот резкий контраст позволяет читателю ощутить то отчаянное положение, в котором оказалась семья.

Стоит отметить и контраст среди героев произведения. Глава семьи оказывается слабым человеком, который уже не способен решать проблемы, а готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве. Профессор Пирогов же представлен нам невероятно сильным, бодрым и позитивным героем, который своей добротой спасает семью Мерцаловых.

Суть

В рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприн повествует о том, как человеческая доброта и неравнодушие к ближнему способны изменить жизнь. Действие происходит приблизительно в 60-е годы 19 века в Киеве. В городе царит атмосфера волшебства и приближающегося праздника. Начинается произведение с того, что двое мальчишек, Гриша и Володя Мерцаловы, радостно глазеют на витрину магазина, шутят и смеются. Но вскоре оказывается, что в семье их большие проблемы: живут они в подвале, денег катастрофически не хватает, отца погнали с работы, полгода назад умерла их сестренка, теперь и вторая, Машутка, сильно заболела. Все отчаялись и, кажется, готовы к самому худшему.

В этот вечер отец семейства идет просить милостыню, но все попытки тщетны. Он заходит в парк, где рассуждает о тяжелой жизни своей семьи, и его начинают посещать мысли о самоубийстве. Но судьба оказывается благосклонна, и в этом самом парке Мерцалов встречает человека, которому суждено изменить его жизнь. Они едут домой к обедневшему семейству, где доктор осматривает Машутку, выписывает ей необходимые лекарства и даже оставляет крупную сумму денег. Он не называет имени, считая содеянное своим долгом. И лишь по подписи на рецепте семья узнает, что доктор этот – знаменитый профессор Пирогов.

Главные герои и их характеристика

Рассказ предполагает небольшое количество действующих лиц. В этом произведении для А.И. Куприна важен сам чудесный доктор, Александр Иванович Пирогов.

  1. Пирогов – известный профессор, хирург. Он знает подход к любому человеку: он так внимательно и заинтересованно смотрит на отца семейства, что почти сразу внушает ему доверие, и тот рассказывает обо всех своих бедах. Пирогову не надо раздумывать, стоит ли помогать или нет. Он направляется домой к Мерцаловым, где делает все возможное, чтобы спасти отчаявшиеся души. Один из сыновей Мерцалова, будучи уже взрослым мужчиной, вспоминает его и называет святым: «… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо».
  2. Мерцалов – сломленный невзгодами мужчина, которого гложет собственное бессилие. Видя смерть дочери, отчаяние жены, обездоленность остальных ребятишек, он стыдится своей неспособности им помочь. Доктор останавливает его на пути к малодушному и фатальному поступку, спасая, прежде всего, его душу, которая была готова согрешить.

Темы

Главными темами произведения являются милосердие, сострадание и доброта. Семья Мерцаловых делает все возможное, чтобы справиться с навалившимися бедами. И в момент отчаяния судьба посылает им подарок: доктор Пирогов оказывается настоящим волшебником, который своим неравнодушием и сочувствием излечивает их искалеченные души.

Он не остается в парке, когда Мерцалов выходит из себя: будучи человеком невероятной доброты, он выслушивает его и сразу же делает все возможное, чтобы помочь. Мы не знаем, сколько таких поступков совершил профессор Пирогов за свою жизнь. Но можно быть уверенным, что в его сердце жила огромная любовь к людям, неравнодушие, которые оказались спасительной соломинкой для несчастной семьи, которую он протянул в самый нужный момент.

Проблемы

А. И. Куприн в этом небольшом рассказе поднимает такие общечеловеческие проблемы как гуманизм и утрата надежды.

Профессор Пирогов олицетворяет человеколюбие, гуманизм. Ему не чужды проблемы незнакомых людей, а помощь ближнему он воспринимает как должное. Ему не нужны благодарности за содеянное, не нужна слава: важно лишь, чтобы люди вокруг боролись и не теряли веру в лучшее. Это и становится его главным пожеланием семье Мерцаловых: «…а главное – не падайте никогда духом». Однако окружение героев, их знакомые и коллеги, соседи и просто прохожие – все оказались безучастными свидетелями чужого горя. Они и не подумали, что чье-то бедствие их касается, не захотели проявить человечность, думая, что они не уполномочены исправлять социальную несправедливость. В этом и заключается проблема: никому нет дела до того, что происходит вокруг, кроме одного человека.

Отчаяние тоже подробно описано автором. Оно отравляет Мерцалова, лишает его воли и силы двигаться дальше. Под влиянием горестных дум он опускается до трусливого упования на смерть, в то время как его семья погибает от голода. Ощущение безысходности притупляет все остальные чувства и порабощает личность, которая в состоянии жалеть только себя.

Смысл

Какова же основная идея А. И. Куприна? Ответ на этот вопрос как раз и заключен во фразе, которую говорит Пирогов, уходя от Мерцаловых: не падайте никогда духом.

Даже в самые темные времена нужно надеяться, искать, а если совсем не остается сил, ждать чуда. И ведь оно случается. С самыми обыкновенными людьми в один морозный, скажем, зимний день: голодные становятся сытыми, замерзшие – согретыми, больные ­– выздоравливают. И чудеса эти совершают сами люди добротой своих сердец — это и есть главная мысль писателя, который видел спасение от социальных катаклизмов в простой взаимовыручке.

Чему учит?

Это небольшое произведение заставляет задуматься о том, как важно быть неравнодушным к окружающим нас людям. В суете дней мы часто забываем о том, что где-то совсем рядом страдают соседи, знакомые, соотечественники, где-то царит нищета и хозяйствует отчаяние. Целые семьи не знают, как заработать себе на хлеб, и еле-еле доживают до получки. Поэтому так важно не пройти мимо и суметь поддержать: добрым словом или поступком.

Помощь одному человеку мир, конечно, не изменит, но изменит одну его часть, причем самую важную для того, что дает, а не принимает помощь. Даритель обогащается гораздо больше, чем проситель, ведь он получает духовное удовлетворение от того, что сделал.

Автор: Млада Рудницкая

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа «Чудесный доктор» (А. Куприн)

Почему бессердечие считается самым тяжким преступлением? Многомудрый Литрекон разберется! Перед Вами итоговое сочинение на тему: «Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?». Аргументы, вступление, тезисы, заключение — все это поможет Вам быстро понять тему и придумать свой вариант ее раскрытия. Приятного просвещения!

Вариант 1

(371 слово) Мы ежедневно слышим о громких скандалах и катастрофах, но мало кто может взглянуть в сердцевину этих явлений и понять, почему они происходят? А главная причина — это равнодушие людей друг к другу. Данную закономерность подметил еще философ Конфуций, когда сказал, что «из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие». Его утверждение легко проверить, обратившись к примерам из литературы.

Вспомним рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор». Семья Мерцаловых оказалась в сложных жизненных обстоятельствах. Кормилец потерял работу, и все его дети оказались в сыром подвале и без еды. В канун Рождества у них даже дров не было. Сыновья Мерцалова тщетно старались взывать к лучшим чувствам прохожих, которые спешили купить подарки и угощения. Но все люди отворачивались от беды, как будто их это не касалось. Дети стояли и смотрели на многочисленные витрины с едой и игрушками, и никто не помог им даже медной монетой. Узнав об этом, сам Мерцалов, тоже не найдя поддержки, решил даже покончить с собой, так как отчаяние уже не оставило ему сил для жизни. Трагедию предотвратил единственный отзывчивый человек — доктор Пирогов. Он одним своим участием спас семью от неминуемой гибели, на которую этих ни в чем не повинных людей обрекло бессердечие окружающих.

Аналогичную ситуацию мы наблюдаем в произведении «Дети подземелья». Бедняки нашли приют в старой часовне, но даже оттуда их выгнали люди, которым было жалко даже заброшенного дома для этих несчастных. Сирот гнали от себя прочь даже то горожане, которые считали себя порядочными и добродетельными. На практике их христианское милосердие никак не проявлялось. Более того, соседи даже осуждали сына судьи за то, что он общается с нищими и роняет свое достоинство. То есть те, кто попал в беду, были вычеркнуты из общественной жизни и лишены права на сочувствие. Каковы плоды этого бессердечия? Валек вынужден воровать, чтобы выжить, а Маруся умирает в раннем детстве от болезни. Дети страдают от равнодушия взрослых, и этому преступлению нельзя найти оправдания.

Таким образом, из всех преступлений самое тяжкое — это равнодушие людей к бедам друг друга. Оно порождает самые острые социальные проблемы, которые приводят к конфликтам и противоречиям. Из-за бессердечия человек с раннего детства обречен на нищету и кривую дорожку, ведь никто не подает ему руку помощи, никто не говорит ему о том, что есть другие тропы. В результате наше общество пропитано взаимной ненавистью и социальным неравенством.

Вариант 2

(381 слово) Бессердечие — это источник многих правонарушений, которые люди совершают из-за нищеты, отчаяния, критической ситуации. Когда помощи нет, а обстоятельства припирают к стенке, человеку остается только идти против общества и против закона. Поэтому Конфуций назвал равнодушие самым тяжким преступлением. Чтобы подтвердить его слова, достаточно обратиться к литературным примерам.

Вспомним роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Автор рассказывает историю Катерины Ивановны, жены Мармеладова. Жизнь этой женщины была сломана и растоптана именно равнодушием окружения. Когда она совершила ошибку и сбежала из дома с офицером, родители сразу же отвернулись от нее, как будто ее не существовало. А ведь их дочь всего лишь полюбила, и это нужно было понять. Но вместо этого богатые дворяне вычеркнули Катерину из семьи. И она осталась одна наедине со своим разочарованием. Муж оказался игроком, пьяницей, жестоким человеком, который бил жену и оставил ее без малейшего обеспечения. После его смерти Катерина с тремя детьми нищенствовала, у нее ничего не было. И в этот отчаянный момент родственники вновь отказали ей в сочувствии, хотя героиня воспитывала их внуков. Это бессердечие родителей, которым ничего не стоило простить и поддержать дочь, привело к тому, что Катерина заболела неизлечимой болезнью и умерла в цвете лет, оставив ребятишек сиротами. Ужасная ситуация была порождена именно бессердечием людей, которые из одного упрямства погубили родного человека.

Не менее разрушительные последствия равнодушия описал Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза». Дворянин Эраст совратил крестьянку Лизу, но обещал жениться, ведь его влечение было не просто игрой, а любовью. И все же добившись своего, он охладел к девушке. Поэтому он с облегчением ушел в армию. Но там Эраст проиграл все деньги, и теперь брак был для него единственным шансом поправить материальное положение. Он сделал предложение богатой вдове, однако не нашел в себе сил сказать об этом Лизе. Она случайно увидела его и обо всем узнала. Эраст откупился от возлюбленной деньгами и просто выпроводил ее. Девушка не смогла пережить такого равнодушия, такого предательства, и покончила с собой. А герой считал себя виновником ее смерти. И Это вполне соответствует действительности. Лизу погубило его бессердечие.

Таким образом, последствия равнодушия губительны для людей. Они порождают самые подлые и неявные преступления, которые невозможно наказать. Бессердечие является корнем всех социальных бед, ведь из-за него человек оказывается один на один со своим горем и отчаянием. И тогда ничто уже не может помочь ему и подсказать правильный выход из тупика.

Тема: Александр Иванович Куприн

«Чудесный доктор»

Цель урока:

познакомить учащихся с личностью писателя, донести до сведения

детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова, воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям, учить умению делать добро.

Оборудование:

портрет А.И. Куприна, портрет Н.И. Пирогова иллюстрации

к рассказу «Чудесный доктор», мультимедийный проектор, компьютер.

А ты?

Скажи:

Какой ты след оставишь?

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

О. Высоцкая

^ Ход урока.

1. Приветствие:«Здравствуйте!»-

Скажем мы друг другу просто,

Улыбнемся и начнем.

Приоткроем с вами двери

В мир искусства и добра,

Чтобы в светлое поверить,

Чтобы многое понять.

И шагать мы будем вместе,

И нельзя свернуть с пути,

Дружно будем мы трудиться,

Чтобы истину найти.

2. Вступительное слово учителя.

Понять красоту человеческой души, научиться понимать друг друга, вовремя прийти на помощь человеку, подарить радость и самому ощутить людское участи, — что может быть важнее всего на свете? Не это ли делает человека счастливым?

Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда у сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И поэтому помощь, которая приходит в критический момент, воспринимается как чудо. А название этому чуду – добро и милосердие людей. «Все отчаянней сердце стучит, Не погибни во мне, доброта».

Бесценное это человеческое качество – доброта, милосердие, без них невозможна сама жизнь. Но и этому надо учиться – делать людям добро. А учат нас этому книги. Вот и сегодня мы будем говорить о такой, которая преподаст нам урок доброты, милосердия. Это рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор».

-А как вы понимаете слова: доброта, милосердие? (ответы ребят)

А вот как дает толкование этих слов словарь Ожегова. (На экране запись)

-Рассказ называется «Чудесный доктор». Объясните значение слова «чудесный» (запись на экране)

-Работать сегодня будем по группам. Состав групп тот же, консультанты те же.

Представлю их.

-Вы получили индивидуальные задания.

-И одно из них было: подготовить рассказ о писателе, его творческой судьбе.

Но прежде, чем мы послушаем рассказ, посмотрите на этот портрет. Перед вами портрет А.И. Куприна. Всмотритесь в это удивительное доброе, простое, уставшее лицо. Сдержанность, молчаливость и даже некоторая суровость видится во взгляде, но вместе с тем нескрываемая доброта.

3. Ученица делает сообщение о писателе Куприне.

4. Беседа на восприятие: (каждая группа задает свой вопрос)

-Кто из вас прочитал рассказ Куприна? Сколько рассказчиков в этом произведение? (Два: тот с кем произошла эта история, и тот, кто рассказываете нам).

Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».

2 группа (проверка домашнего задания «Внимательно читаю текст»)

-Найдите фактические ошибки в тексте.

3 группа (Найти и записать пословицы и поговорки о доброте и милосердии)

4 группа(Подготовить вопросы для интервью с присутствующими)

5. Художественный анализ текста.

-С чего начинается этот рассказ? (Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла).

Обратите внимание на значение слова «вымысел».

-Как вы понимаете смысл сказанного?

Учитель читает начало рассказа. «Гриш, а Гриш!»

-Как вы думаете, чем их привлекла витрина магазина?

-Что возбуждало в одинаковой степени их умы и желудки?

(Изобилие разных продуктов, и к тому же оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей).

-В какое время происходят действия в рассказе? (Подтвердите словами из текста)

-Любите ли вы это время?

-Какие чувства испытываете вы при приближении этих праздников? (ожидание подарка, чуда, сюрприза)

1 группа. Сочельник (рассказ о празднике)

-Могут ли мальчики Гриша и Володя надеяться на сюрприз, подарки в эти праздничные дни?

-Что вы узнали о них и их поручении?

-Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?

-Почему швейцар не передал письмо хозяину?

(Очевидно, что он жестокий и злобный человек, не любит тех, кто беден)

-Где жили мальчики? (текст)

2 группа. Описание жилища (Пересказ близко к тексту)

3 группа. Диалог с матерью.

-Почему сложилась такая трагическая обстановка в семье Мерцаловых?

-Как ведет себя отец? Какое у него настроение?

-И в таком настроении он забрел в сад, который был расположен в центре города?

-О чем он думает среди глубокой тишины и великого спокойствия?

(Вот лечь бы и заснуть)

-Кто помешал исполнить ему это страшное намерение?

6. Физическая пауза.

Стали стройными березки,

И дубочки подтянулись,

Распрямили свои листья,

Солнце нежно улыбнулись.

Поклонились земле низко

За тепло, за день, за ласку

Дружно все «Спасибо» скажем,

Что мы есть и что мы рядом

7. Разговор со стариком (чтение диалога в лицах)

-Как же повел себя после разговора с Мерцаловым незнакомый старик? Что он предложил Мерцалову?

-Какую картину увидел доктор, когда вошли в подвал, где жил Мерцалов?

-Кем оказался незнакомый старик?

-Кто из вас слышал о докторе Пирогове?

8. Сообщение о Пирогове.

Николай Иванович Пирогов, профессор медицины родился 13 ноября 1810 года в Москве. Примечателен тот факт, как Пирогов стал доктором. Пирогова-ребенка поразил профессор Мухин – светило медицины, которого пригласили к больному брату Николаю. Он приезжал каждый вечер, торжественно вступал в дом, скидывал на руки няньке тяжелую шубу, важно шествовал к больному. Николай запомнил массивный, сильно выступавший подбородок. И голос. Убедительный. Не поверить такому нельзя.

Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И Николай Пирогов стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, он стал студентом Московского университета. Нелегким был его путь в медицине. Он многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда его понимали и принимали. А он был гордым и честным человеком, который создал для будущего новую науку.

«Люблю Россию, люблю честь Родины, а не чины», — писал он. Он лечил всех: и императора Александра, когда во время прогулки по летнему саду в него выстрелил террорист. Но более всего в его приемной ждали бесчисленные пациенты, в основном, бедные люди. Они шли к нему толпами. Он помогал им как мог. Выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на рецепт было нелепо. И он попросту раздавал деньги беднякам. За годы своей жизни Пирогов сделал сотни прекрасных операций, съездил на две войны, где оказывал помощь раненым, изложил на полутора тысячах печатных страниц теорию военной хирургии.

Умер Н.И. Пирогов 23 ноября 1881 в своей усадьбе в селе Вишня.

Благотворительная деятельность Пирогова – врача оставила след в художественной литературе. Куприн в рассказе «Чудесный доктор» поведал, как Пирогов спас семью бедного чиновника от болезней и голода, помог ей «выбиться». Мы как-то не очень доверяем концам, где как в сказке появляется великий человек, который все устраивает, потому что все может. Но рассказ достоверен — это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова.

Учитель. Если кого-то заинтересует история жизни этого человека, вы можете прочесть о нем в этой книге.

Возвращаемся к рассказу Куприна.

-Как описывает автор действия врача Пирогова?

-Как отреагировали Мерцаловы на действия доктора?

-Как же узнал Мерцалов фамилию своего благодетеля?

-Чем еще помог Пирогов семье Мерцаловых? Когда это произошло? (В сочельник). Это было похоже на чудо.

-Почему Григорий называет его святым человеком? Название этому чуду — человеческая доброта.

Умение помочь другому человеку, который нуждается в этой помощи. Каждый из нас должен быть готов к этому и помнить о том:

^ Какой след

Незримый прочный след. В чужой душе оставим мы

На много лет?

Такой след, который оставил в жизни других людей профессор Пирогов. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.

-Можно ли согласиться со словами Г.Мерцалова, что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо?

9. Итог урока

10. Заключение

Не жалейте сердца.

Не таите доброты и нежности своей,

Не своих прозрений и открытий

Не таите в жизни от людей.

Жизнь – она всегда сплошные муки.

По земле, идя одной тропой,

Щедрый на любовь живет богато,

До могилы бедствует скупой.

Торопитесь все отдать при жизни,

И на помощь вовремя прийти,

Делом добрым, словом добрым,

И самим добро, встречая на пути.

11. Домашнее задание: Написать отзыв о рассказе (план дан заранее).

  • Пироги печеные с луком как пишется
  • Пирог рассказ о слове
  • Пирог удался на славу как пишется
  • Пирогов герой рассказа чудесный доктор
  • Пирогов из рассказа чудесный доктор лицо