Пирогов из рассказа чудесный доктор лицо

Сочинения по литературе куприн образ и характеристика пирогова в рассказе чудесный доктор одним из основных персонажей произведения является пирогов, представленный
  • Сочинения
  • По литературе
  • Куприн
  • Образ и характеристика Пирогова в рассказе Чудесный доктор

Одним из основных персонажей произведения является Пирогов, представленный писателем в образе дружелюбного и отзывчивого доктора, прототип известного хирурга Пирогова Николая Ивановича.

Доктор описывается в рассказе как седовласый пожилой мужчина небольшого роста с умным, серьезным лицом, выражающим спокойствие и внушающим исключительное доверие. Пирогов отличается мягким, ласковым, спокойным старческим голосом, передающим его ласку и доброту.

По характеру доктор Пирогов является сострадательным и великодушным человеком, свято исполняя клятву, данную им еще в юности, о постоянной помощи ближнему. 

По сюжету произведения доктор Пирогов, направляющийся холодным зимним вечером в гости к друзьям, встречает незнакомого человека, находящегося в состоянии крайнего отчаяния, попав в безвыходную ситуацию, связанную с потерей работы главой семейства, тяжелой болезнью супруги и дочери, отсутствием средств к существованию. 

Будучи бескорыстным и отзывчивым человеком, доктор Пирогов, забыв о приятном вечере с друзьями, направляется в подвальное помещение, где ютится несчастная семья Мерцаловых.  Пораженный нищетой отчаявшихся людей, Пирогов осматривает больных женщин, назначая им лечение, и, хотя сам не является богачом, нося потрепанный и старомодный сюртук, тайком оставляет под чайным блюдцем крупную сумму денег для нуждающихся Мерцаловых.

Пытаясь успокоить членов семьи и внушить им надежду на счастливое будущее, Пирогов уверяет Мерцаловых в правильности мнения о том, что никогда не нужно падать духом, несмотря на тяжелую ситуацию.

Бескорыстие совершенно чужого и неизвестного для них врача помогает семье Мерцаловых выбраться из одолевшей нужды и наладить свою жизнь в лучшую сторону, постоянно вспоминая святого и чудесного доктора, имеющего мощную милосердную силу.

Повествуя о сказочном, добром, чудесном докторе Пирогове, писатель нацеливает читателей порассуждать на тему существования в обществе людей, нуждающихся в протянутой руке помощи, теплом слове поддержке и одобрения, которые вселяют в человеческой душе надежду и веру в лучшее светлое будущее.

Сочинение про Доктора Пирогова

Произведение Куприна, Чудесный доктор, остается в памяти надолго его невозможно забыть. Вот именно такие произведения необходимо добавлять в обязательный список для прочтения, каждому человеку.

Кроме того что произведение основано на реальных событиях, еще и доктор Пирогов, существовал в реальной жизни, это был известный русский хирург.

В данном произведении доктор оказался ангелом спасителем семьи Мерцаловых, который пришел им на помощь в Рождество. Ведь у всех людей были нерядные елки готовы праздничные обеды. А у семьи Мерцаловых не было ни елки, ни ужина, у них вообще не было еды.

Еще и младшая дочь заболела, ее не могли вылечить, так как денег на лекарства не было. Отец семьи потерял работу, запасы все истощились, своего жилья у них не было. Жила вся семья в маленькой, убогой подвальной комнате.

Вот именно из-за этого сырого воздуха и болели все члены семьи, еще и угля у них не было, для того чтобы отопить это помещение. И вот случайно Мерцалов пошел побродить по улице.

Шел в скверике сел на лавочку, от мыслей и безысходности не зная, что делать, обхватил голову руками и закрыл глаза. Тут услышал голос, его поздравили с праздником и тут его как прорвало, он высказал человеку, который сидел рядом все свои проблемы и переживания.

Этот молчаливый собеседник не перебивал, слушал, а потом сказал, пойдемте, Мерцалов пошел с ним. Собеседник объяснил что он доктор, сколько радости было в глазах у Мерцалова не передать словами. Но тут же взгляд его потух, у меня не чем вам заплатить, сказал он, на это доктор ответил, что ему не нужны деньги.

Когда они пришли в комнату к Мерцалову, доктор осмотрел больную, выписал лекарства, рассказал, куда идти за лекарствами. Он сказал, что там его знакомый работает, он его предупредит и лекарство приготовят в соответствии с рецептом.

Одному из детей доктор дал денег, тот побежал, купил дров, вскоре в комнате стало тепло. Доктор распрощался и ушел, фамилии своей не назвал, а когда сели пить чай под блюдцем нашли крупную сумму денег, которую доктор подарил этим людям.

Вскоре дочь была вылечена, отец семейства нашел работу. И вот благодаря помощи этого обычного доктора, который не был богат или известен, был обычным человеком, просто помог тем, кто нуждался в его помощи.

И может он, что то не купил себе, или не подарил кому то подарков, зато он спас самое дорогое в жизни, это жизнь других людей. И вот благодаря именно таким самоотверженным и щедрым людям, до сих пор живет в мире добро и люди верят в сказки.

Верят в Деда Мороза, в Рождество и просто в чудо, ведь именно благодаря этой вере и появляется волшебство в нашей жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Пирогова в рассказе Чудесный доктор

Образ и характеристика Пирогова в рассказе Чудесный доктор

Популярные сегодня темы

  • Анализ пьесы Вампилова Прощание в июне

    Произведение Вампилова «Прощание в июне» было написано в 1965 году. До автора многие писатели затрагивали эту тему и писали огромное количество разных произведений.

  • Сочинение по картине Ге Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском

    Жизнь выдающегося русского поэта А. С. Пушкина полностью исследована литературоведами и хорошо известна любителям творчества поэта. За свою недолгую жизнь поэт создал большое количество стихотворных и прозаических произведений

  • Сочинение на тему Как я хочу провести лето 3, 5 класс

    Каждый ребенок весь учебный год живет лишь ожиданием лета. 3 месяца свободного времени, игр, веселья, друзей и новых приключений. Многие в этот период выезжают на море

  • Сочинение по рассказу Толстый и тонкий Чехова

    В рассказе А.П. Чехова Толстый и тонкий рассматривается часто встречающаяся в русской литература тема маленького человека. Но если, например, в повести Гоголя Шинель этот человечек рассматривается с состраданием,

  • Герои романа Обломов Гончарова (образы и характеристики, таблица)

    И. А. Гончаров в своем романе «Обломов» тщательно прорисовывает каждый образ. Все герои обладают цельными характерами. Каждый из них является носителем черт современного И. А. Гончарову общества.

Задания к рассказу А. И. Куприна
«Чудесный доктор» (6 класс)

Вопросы к вступительной статье из
учебника о биографии Куприна Александра Ивановича (1870 — 1938)

№ 1. В чем, по мнению литературоведа О. Н. Михайлова,
заключается главная особенность таланта А. И. Куприна?

— По мнению литературоведа О. Н. Михайлова, главная
особенность таланта А. И. Куприна — доброта: все произведения писателя
пропитаны добротой ко всему живому.

№ 2. Где прошло детство А. И. Куприна?

— Детство А. И. Куприна прошло в Москве.

№ 3. Какие учебные заведения окончил А. И. Куприн?

— А. И. Куприн окончил сиротский пансион, кадетский
корпус, юнкерское училище.

№ 4. Где служил А. И. Куприн после окончания
юнкерского училища?

— После окончания юнкерского училища А. И. Куприн
служил младшим офицером в отдаленных гарнизонах.

№ 5. В каком году А. И. Куприн выходит в отставку?

— А. И. Куприн выходит в отставку в 1894 году.

№ 6. Какая из профессий А. И. Куприна сыграла для него
наибольшую роль?

— Наибольшую роль для А. И. Куприна сыграла профессия
журналиста, газетного репортера.

№ 7. Где и когда был впервые опубликован рассказ А. И.
Куприна «Чудесный доктор»? Какой у него был подзаголовок?

— Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» был впервые
опубликован в газете «Киевское слово» в 1897 году.

— У рассказа был подзаголовок «Истинное происшествие».

Задание № 1: по
цитате определите, о каком герое из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор»
идет речь:

№ 1. «Теперь
он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков…».

— Мерцалов Григорий Емельянович.

№ 2.
«…лежала на постели …, зарывшись лицом в грязные, замаслившиеся подушки».

— Мерцалова Елизавета Ивановна.

№ 3. «…уже
более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой…».

— Гриша и Володя Мерцаловы.

№ 4. «…девочка лет
семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно…».

— Маша Мерцалова.

№ 5.
«Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя
лицом…».

— Мерцалова Елизавета Ивановна.

№ 6. «…принялись
неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая
от жестокой стужи».

— Гриша и Володя Мерцаловы.

№ 7. «…шумно
вытер нос рукавом своего пальто, переделанного из старого ватного халата».

— Гриша Мерцалов.

№ 8.
«…сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из
записной книжки».

— Пирогов Николай Иванович.

№ 9.
«Вытащив наконец … измятый конверт, он положил его на стол…».

— Гриша Мерцалов.

№ 10. «Он
был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош».

— Мерцалов.

№ 11. «А
Володьку даже по затылку ударил».

— Швейцар в доме бывшего начальника
Мерцалова.

№ 12. «…его
место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц,
занято уже другим…».

— Мерцалов.

№ 13.
«…приходилось … ходить почти на другой конец города в дом, где она поденно
стирала белье».

— Мерцалова Елизавета Ивановна.

№ 14.
«Мысль о самоубийстве совершенно ясно встала в его голове».

— Мерцалов.

№ 15. «…старик
… небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах…».

— Пирогов Николай Иванович – чудесный
доктор для семьи Мерцаловых.

№ 16.
«…заболел брюшным тифом…».

— Мерцалов.

№ 17. «… в
сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом».

— Мерцалов Гриша.

№ 18. «Его
руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг
десен…».

— Мерцалов.

Задание № 2: расположите
события №№ 1 — 12 из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» в верной
последовательности:

Ключ:

Буква-соответствие

Цитата

1

Е

Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около
тридцати тому назад…

2

А

…двое мальчуганов, стоящих перед … окном гастрономического
магазина, принялись неудержимо хохотать…

3

И

Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье.

4

Ж

Вошел Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и
без калош.

5

В

Просить милостыни? Он уже попробовал это средство сегодня два
раза.

6

Л

Машинально
он свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип…, опустился на низкую
садовую скамейку.

7

Г

Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в
сторону Мерцалова…

8

К

Старик
… сказал дружелюбно, но серьезным тоном: «Подождите… не волнуйтесь!»

9

Б

Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал.

10

М

Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки…

11

З

Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже был в
коридоре…

12

Д

Когда
он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем … лежало несколько
крупных кредитных билетов…

Задание № 3: объясните значение
следующих слов из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор», используя «Материал
для справок»:

Ключ:

Слово

Буква-соответствие

Лексическое значение слова

1

гастрономический

Г

общее
название высококачественных пищевых продуктов

2

окорок

А

лопаточная
часть туши свиньи, барана и некоторых других животных

3

рысак

Н

лошадь
рысистой породы

4

полозья

Б

нижняя
часть саней в виде загнутой спереди деревянной полосы, нижняя поверхность
которой скользит по снегу

5

отрёпки

З

изношенная
и разорванная одежда, лохмотья

6

чад

Д

едкий,
удушливый дым от сырых дров, недогоревшего угля и т. п.

7

швейцар

В

сторож
у дверей в подъездах ресторанов, учреждений и жилых домов

8

промозглый

И

пронизывающе
холодный и сырой

9

неистовый

М

чрезвычайно
сильный в своем проявлении

10

войлочный

К

сделанный
из валяной шерсти

11

тиф

О

острое
инфекционное заболевание

12

подённый

Л

оплачиваемый
по количеству проработанных дней

13

патрон

П

глава,
хозяин

14

сюртук

Е

мужская
верхняя двубортная одежда с длинными пóлами

15

сочельник

Ж

канун
церковных праздников — Рождества и Крещения

Задания к рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор» (6
класс)

Вопросы к вступительной статье из учебника о биографии
Куприна Александра Ивановича (1870 — 1938)


1.
В чем,
по мнению литературоведа О. Н. Михайлова, заключается главная особенность
таланта А. И. Куприна? № 2. Где прошло детство А. И. Куприна? № 3.
Какие учебные заведения окончил А. И. Куприн? № 4. Где служил А. И.
Куприн после окончания юнкерского училища? № 5. В каком году А. И. Куприн
выходит в отставку? № 6. Какая из профессий А. И. Куприна сыграла для
него наибольшую роль? № 7. Где и когда был впервые опубликован рассказ
А. И. Куприна «Чудесный доктор»? Какой у него был подзаголовок?

Задание
№ 1:
по
цитате определите, о каком герое из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор»
идет речь:

№ 1. «Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном
из банков…». № 2. «…лежала на постели …, зарывшись лицом в грязные,
замаслившиеся подушки». № 3. «…уже более пяти минут торчали перед этой
великолепной выставкой…».

4.
«…девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и
затруднительно…». № 5. «Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым,
точно почерневшим от горя лицом…».
№ 6. «…принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но
невольно приплясывая от жестокой стужи». № 7. «…шумно вытер нос рукавом
своего пальто, переделанного из старого ватного халата». № 8. «…сидел за
столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки».
№ 9. «Вытащив наконец … измятый конверт, он положил его на стол…».
10.
«Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош». № 11. «А
Володьку даже по затылку ударил». № 12. «…его место, скромное место
управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято уже другим…».
13.
«…приходилось … ходить почти на другой конец города в дом, где она
поденно стирала белье». № 14. «Мысль о самоубийстве совершенно ясно
встала в его голове». № 15. «…старик … небольшого роста, в теплой шапке,
меховом пальто и высоких калошах…». № 16. «…заболел брюшным тифом…».
17.
«… в сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом».
18.
«Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли
вокруг десен…».

Задание
№ 2:
расположите
события №№ 1 — 12 из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» в верной последовательности:

(А) …двое
мальчуганов, стоящих перед … окном гастрономического магазина, принялись
неудержимо хохотать… (Б) Минут через десять Мерцалов и доктор уже
входили в подвал. (В) Просить милостыни? Он уже попробовал это средство
сегодня два раза. (Г) Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто
повернул в сторону Мерцалова… (Д) Когда он возвратился, его ожидал
сюрприз: под чайным блюдцем … лежало несколько крупных кредитных билетов… (Е)
Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому
назад… (Ж) Вошел Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной
шляпе и без калош. (З) Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже
был в коридоре… (И) Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. (К)
Старик … сказал дружелюбно, но серьезным тоном: «Подождите… не волнуйтесь!» (Л)
Машинально он свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип…, опустился на
низкую садовую скамейку. (М) Доктор сидел за столом и что-то писал на
клочке бумажки…

Задание
№ 3:
объясните
значение следующих слов из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор», используя
«Материал для справок»:

(1) Гастрономический, (2)
окорок, (3) рысак, (4) полозья, (5) отрёпки, (6)
чад, (7) швейцар, (8) промозглый, (9) неистовый, (10)
войлочный, (11) тиф, (12) подённый, (13) патрон, (14)
сюртук, (15) сочельник.

Материал для справок: (А) лопаточная часть туши
свиньи, барана и некоторых других животных, (Б) нижняя часть саней в
виде загнутой спереди деревянной полосы, нижняя поверхность которой скользит по
снегу, (В) сторож у дверей в подъездах ресторанов, учреждений и жилых домов,
(Г) общее название высококачественных пищевых продуктов, (Д)
едкий, удушливый дым от сырых дров, недогоревшего угля и т. п., (Е)
мужская верхняя двубортная одежда с длинными пóлами, (Ж) канун церковных
праздников — Рождества и Крещения, (З) изношенная и разорванная одежда,
лохмотья, (И) пронизывающе холодный и сырой, (К) сделанный из
валяной шерсти, (Л) оплачиваемый по количеству проработанных дней, (М)
чрезвычайно сильный в своем проявлении, (Н) лошадь рысистой породы, (О)
острое инфекционное заболевание, (П) глава, хозяин.

Аргаяшский район,МОУ «Метелевская СШ»                                                                              

Оборудование: Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, мультимедийная презентация, выставка рисунков “Наш вернисаж”, листы самооценки.

Ход урока.

Конспект

Используемые приёмы работы с текстом, стратегии чтения

1. Мотивационно-установочный этап

1. Вступительное слово учителя.

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, чернят, благословят
Я. Козловский

Сегодня к нам со словами напутствия, благословения на деятельное добро обращается замечательный писатель начала ХХ века Александр Иванович Куприн.

Объявление темы урока.

Сегодняшний урок – урок вдумчивого чтения. Вдумчивый человек – это глубоко вникающий во что-то. Во что мы будем глубоко вникать сегодня?

Мотивационный

 2. Совместное целеполагание. Попробуйте сформулировать цели урока.

Формулирование целей урока для обучающихся:

Разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел;

Оценить поступки героев;

Учиться формулировать и аргументировать свое мнение;

Развивать устную речь;

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем;

Представить результаты индивидуальной и групповой работы.

3. Знакомство с планом предстоящей работы.

Работать над содержанием рассказа “Чудесный доктор” мы будем по плану

План урока

  1. Знакомимся с писателем А.И. Куприным
  2. Наблюдаем. Анализируем. Размышляем
  3. Формулируем главные мысли урока. Делаем выводы
  4. Оцениваем свою учебную деятельность на уроке

Определение критериев самооценки деятельности 

 II. Организационно-деятельностный этап

(Название приёма,

“Добрый талант…” Знакомство с писателем.

Перед вами отрывок из статьи о творчестве А.И. Куприна. Прочитайте его, выделив ключевые слова, определяющие особенности А.И. Куприна как человека и писателя

Наблюдаем. Анализируем. Размышляем.

Наш сегодняшний урок – размышление. А.С. Пушкин утверждал: “Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное — совершенство”. Я приглашаю вас к размышлению над страницами прочитанного рассказа. Разбираясь в содержании, будьте внимательны к слову. Книгу часто сравнивают с дорогой. Итак, в добрый путь!

Беседа по содержанию прочитанного

  • Как вы думаете, почему рассказ получил название “Чудесный доктор”? (Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе).
  • Подберите синонимы к слову “чудесный”.  (Прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепный).
  • Задумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово “чудесный”? Какую смысловую нагрузку несет это слово?                                                (Слово “чудесный” — производное от слова “чудо”, т.е. волшебство. Чудо — это исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед. Так происходит с семьей Мерцаловых, героями этого рассказа).
  • Связан ли выбранный автором эпитет “чудесный” с временем действия рассказа? Когда оно происходит?                                         (События рассказа происходят в рождественский сочельник, т.е. накануне Рождества. Рождество у христиан связано с ожиданием счастья, радости, волшебства. Приход Христа в мир – это великое чудо, перевернувшее жизнь людей).
  • Любите ли вы эти удивительные праздники, Новый год и Рождество? Какие чувства испытываете при их приближении?      (Радостное ожидание сюрприза, подарка, удивления, чуда).
  • Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин магазинов.                                                              (“… сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки…”, “праздничное оживление толпы”, “смеющиеся лица нарядных дам…”).

Но эти рождественские елки горят не для двух мальчуганов, застывших у витрины гастрономического магазина. Гриша и Володя бросают на нее “влюблено-жадный взгляд”, но надеяться на подарки мальчики не могут.

Выделение главных эпизодов рассказа (презентация работы группы):

  1. Перед окном гастрономического магазина
  2. В подземелье у Мерцаловых
  3. Встреча в саду
  4. Доктор принес в дом свет и надежду
  5. Перемены в жизни семьи Мерцаловых
  • Художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание)
  • Как автор показывает нищету и горе семьи? Обратите внимание на “говорящие” детали.  (Двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; закоптелые, плачущие от сырости стены; постоянный запах нищеты; крик грудного ребенка; сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания; переделанное из старого ватного халата пальто Гриши; летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова).
  • Как случилось, что семья попала в беду?
  • Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?
  • Презентация индивидуального творческого задания “Письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу”.
  • “Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса”. Почему муж и жена молчат?                                                                 (“Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах”).
  • “В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью”. Может ли подобное случится в наши дни?                                           (Да, и в наше время людям приходится сталкиваться со многими проблемами: безработицей, болезнями, отсутствием средств к существованию. Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки).
  • “Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед… Он уже хотел… исполнить свое страшное намерение…”. Самоубийство – это страшный грех. Почему эта мысль приходит в голову главе семейства?                                                         (Мерцалов чувствует свое бессилие. Все его попытки помочь семье, выйти из бедственного положения кончаются крахом. Скудные сбережения семьи были потрачены на его лечение. Он жив, а ребенок мертв, маленькая Машутка на пороге смерти. Мерцалова мучит совесть: “… бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи”).
  • Что его остановило?                                        (Появление неизвестного старика в алее помешало исполнить страшное намерение).
  • Как вы думаете, случайно ли появление в пустынном вечернем саду чудесного старика?
  • Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного?  (“Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии”. Сравнение снежного убора деревьев с ризами настраивает на высокий, торжественный лад. Автор использует эпитеты и олицетворения: “глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад”).
  • Ролевое чтение эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).
  • Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?                                         (Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас”).
  • Что последовало за этим?                                    (Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал”).
  • Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие. “Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.
  • Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?
  • Выразительное чтение отрывка учителем до слов: “Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом”.
  • Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?                                 (Это бескорыстный и скромный человек, недаром взрослый Григорий Емельянович называет его святым. Совершив доброе дело, он не ждет за это никакой благодарности).
  • Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?     (“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”).
  • Просто чудо совершил этот святой человек? Что означает слово “святой”?                            (Духовно и нравственно чистый, деятельное сострадание его имело чудодейственную силу).

Фамилия “чудесного доктора” — Пирогов. Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины (1810 – 1881 г.г.).

Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.

Сообщение о Пирогове (индивидуальное задание).

“Наш вернисаж” (творческие задания: защита иллюстраций к рассказу).

Смысловое чтение

III. Контрольно-регулировочный этап

1. Что означает слово “милосердие”?

(Готовность помочь кому-нибудь из сострадания).

2. Формулирование основных мыслей урока с помощью высказываний русских писателей на тему “Добро и милосердие”. Какие высказывания, по-вашему, созвучны с основными мыслями урока?

  • “Делай добро, не разбирая кому. Добро, которое ты сделал, не пропадет, если даже ты забудешь про него”. (Л.Н. Толстой)
  • “Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы”. (Е.Л. Шварц)
  • “Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться”. (И. Гете)
  • “Будьте добры друг к другу. От зла происходит зло”. (А.С. Грин)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Реализован ли план урока?

Оцените свою деятельность (заполнение листов самооценки).

Стихотворение В. Сергеева как прием “яркое пятно”:

Спешите стать терпимей и добрей
И отдавать спешите научиться, 
Чтобы потом у запертых дверей, 
Когда окончен пир, не очутиться.

Не дайте зазябнуть вашим душам! Верьте в чудеса!

Помните, что чудо может совершить любой человек, если он будет внимателен к людям и милосерден.

Итоговая творческая работа (домашнее задание).

Напишите сочинение на одну из тем:

  1. Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”?

На чтение 19 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Разберем главные мысли рождественского рассказа А. И. Куприна, рассмотрим главных героев, их поступки и жизненную позицию. Поделимся методическими советами, которые пригодятся учителю литературы для завершения цикла занятий по произведению.Репродукция картины Люка Филдса  «Доктор», 1891 г.07 октября 2019cover3d1__w337.jpg

Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень. 11 класс. Хрестоматия Купить

Ключевые герои

Рассмотрим подробнее главных героев рассказа:

  • Мерцалов — отец, глава семьи, оказавшийся в труднейшем положении. Он видит бессилие своей жены и изнеможение детей. Его существование — медленная погибель. Осознавая свою бесполезность в помощи семье, Мерцалов задумывается о смерти: «Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке».

  • Елизавета Ивановна старается ухаживать за детьми. Пережив уже смерть одного ребёнка, она борется за жизнь умирающей дочери. Автор описывает её так: «высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом…» Однако, несмотря на все горести, её не оставляет надежда — она остаётся стойкой в борьбе за жизнь членов семьи.

  • Дети Мерцаловых, конечно, лишены беззаботной поры. Володя и Гриша, как старшие, полностью вовлечены в спасение маленькой Машутки. Выполняя поручение матери, они оказываются в городе, дивятся его обычаям и красотам. Условия жизни Мерцаловых или закаляют детей для дальнейшей суровой жизни или пытаются сломить, как это произошло с Машуткой.

  • Профессор Пирогов становится спасителем Мерцаловых. Это человек гуманных взглядов, делающих его добрым избавителем семьи от ужасных перепитий жизни. Как известно, прототипом этого героя является настоящий учёный. Это наполняет историю, рассказанную А. И. Куприным, реалистичностью.

Основная мысль

Главной проблемой в рассказе является взаимоотношение людей. В нашем мире с человеческим милосердием сосуществует безразличие и равнодушие. Победа последних может означать для некоторых людей потерю веры в лучшее. Одна из главных мыслей «Чудесного доктора» состоит в том, что люди не должны быть безучастны к несчастью окружающего, ведь каждый из нас может сотворить чудесное — спасти от отчаяния. Доктор исцелил семью Мерцаловых. Человеческая отзывчивость — вот важнейшее средство «По рецепту профессора Пирогова». Также в рассказе присутствует мысль о том, что нельзя терять надежду. Мерцалов-отец был сокрушён внешними обстоятельствами и признал свою беспомощность перед ними. Но и в жизни происходят чудеса — всегда найдётся тот, кто протянет руку помощи, как говорит Пирогов, «…главное — не падать никогда духом».Методические советы для учителя

Перед тем как говорить о творчестве А. И. Куприна, о его рассказе конкретно, лучшим решением будет познакомить ребят с биографией писателя. В этом плане хорош учебник «Русский язык и литература. Углублённый уровень. 11 класс. Часть 1» под редакцией В. В. Агеносова (с. 172-188), так как он ещё и анализирует хронологию творчества, рассказывает о многих других произведениях писателя.

7dc02e72eef4dcda4b640d852f9333b5.jpg

После прочтения и обсуждения «Чудесного доктора» рекомендуем предложить школьникам творческое задание — написать эссе на одну из следующих тем (напомнить ребятам об особенностях жанра сможет учебник «Русский язык» для 9 класса под редакцией М.М. Разумовской, с. 154):

  • — Что такое чудо? Есть ли место чуду в нашей жизни?
  • — Как сохранять надежду на лучшее и не падать духом?
  • — Чудесный доктор — это профессия или человеческое естество?

При написании эссе следует приводить примеры, аргументы из прочитанного текста А. И. Куприна и, конечно же, использовать собственные мысли и рассуждения.Куприн А., рассказ «Чудесный доктор» Жанр: святочный рассказ Читайте краткое содержание других святочных рассказов: Лукашевич К. «Заветное окно»Главные герои рассказа «Чудесный доктор» и их характеристика

  1. Мерцалов Емельян. Отец семейства, безработный, отчаявшийся, помышлявший о самоубийстве человек.
  2. Елизавета Ивановна. Его жена. Бедная, замотанная и больная женщина.
  3. Гриша, старший сын Мерцалова, 10 лет.
  4. Володя. Младший сын.
  5. Машутка. Девочка 7 лет, больная.
  6. Пирогов. Профессор, доктор, добрый, отзывчивый, милосердный.

План пересказа рассказа «Чудесный доктор»

  1. Витрина магазина
  2. Сырой подвал
  3. Неудачный визит к барину
  4. Отчаяние матери и отца
  5. Мерцалов на скамейке
  6. Веревка
  7. Странный старик
  8. Доктор
  9. Чудесная помощь
  10. Профессор Пирогов

Кратчайшее содержание рассказа «Чудесный доктор» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчики вернулись в сырой подвал с отказом.
  2. Больная мать качала люльку и укрывала больную девочку.
  3. Мерцалов в отчаянии пошел в сад и стал думать о самоубийстве
  4. Незнакомый старик выслушал его историю и повел домой.
  5. Он осмотрел девочку, выписал рецепт и дал денег на лечение.
  6. Все в семье пошло на лад, а профессора Пирогова они видели после этого лишь на похоронах.

Главная мысль рассказа «Чудесный доктор» Никогда нельзя отчаиваться, ведь чудеса случаются.Чему учит рассказ «Чудесный доктор» Рассказ учит никогда не терять надежду, не приходить в отчаяние, не думать о самоубийстве, как бы тяжело не приходилось. Учит верить в лучшее, в то что черная полоса закончится и все будет хорошо. Учит верить в чудеса, особенно в рождественскую ночь.Отзыв на рассказ «Чудесный доктор» Мне очень понравился этот трогательный и красивый рассказ, который просто невозможно читать без слез. Профессор Пирогов показал себя настоящим человеком, готовым всегда прийти на помощь другим людям, и не требующим за это благодарности. Он действовал по велению своего большого, доброго сердца и поэтому знавшим его казался настоящим ангелом.Пословицы к рассказу «Чудесный доктор» Кто скоро помог, тот дважды помог. Дорога помощь вовремя. Мир не без добрых людей. Надежда умирает последней. Не отведав горя, не познаешь и счастья.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Чудесный доктор» Два мальчика стояли перед витриной роскошного магазина и хохотали. Их насмешил вид поросенка, у которого изо рта торчала травка. А вообще на витрине было на что посмотреть двум голодным мальчуганам. Наконец старший из них, Гриша, позвал младшего Володю. Поручение, которое дала мальчикам мать закончилась плачевно и теперь они торопились вернуться домой — в подвал ветхого здания, стоявшего далеко от освещенных улиц и блистающих елок. Мальчики спустились в подвал и толкнули нужную дверь. Уже год семья Мерцаловых жила в этом подвале и мальчики успели привыкнуть к тяжелому запаху нищеты. Но сегодня контраст между блестящей жизнью и вонючим подземельем был столь разителен, что их сердца вздрогнули от недетского горя и отчаяния. В комнате на кровати лежала девочка семи лет, ее лицо горело, а дыхание было затрудненным. Недалеко в люльке орал грудной ребенок и мать успевала покачать люльку, поправляя подушку больное девочке. Она с надеждой обернулась к мальчикам. Но старший Гриша стал рассказывать как они безуспешно пытались вручить письмо суровому швейцару, слезно умоляя передать его барину. Как швейцар гнал их прочь, а потом заторопившись даже ударил Володю по затылку. Молча слушавший рассказ младший мальчик подтвердил слова брата. Мать замолчала, прислушиваясь к стонам Маши, потом предложила мальчикам поесть холодный суп, который нечем было разогреть. В этот момент вошел Мерцалов. Его руки покраснели от мороза, глаза ввалились. Он сразу понял, что произошло. В тот год несчастья посыпались на Мерцалова одно за другим. Сперва он заболел брюшным тифом и на лечение потратили все сбережения. Потом его место управляющего отдали другому. Стали продавать вещи, переехали в подвал, потом начали болеть дети. Одну девочку уже похоронили, и вот заболела вторая. Его жена, Елизавета Ивановна кормила грудью малыша и бегала на другой конец города стирать белье. В этот день Мерцалов обегал всех знакомых, чтобы найти денег хотя бы на лечение девочки. Жена тоже пыталась занять у своей барыни, а детей послали к бывшему барину Мерцалова. Но все тщетно. Мерцалов снова надвинул шляпу и стал собираться. Он сказал, что пойдет хотя бы просить милостыню, потому что сидением делу не поможешь. Он шел по пустым улицам бесцельно и добрел до городского сада. Мерцалов устал и потому зашел в сад и сел на скамейку. Все вокруг было величественно и спокойно и Мерцалову вдруг захотелось такого же спокойствия. Он нащупал в кармане веревку и подумал, что лучше погибнуть быстро, чем умирать медленно. Мерцалов встал, и вдруг услышал шаги. Он озлобленно обернулся. Приближался какой-то невысокий старик в меховом пальто. Подойдя ближе он попросил разрешения присесть на скамейку. Старик добродушно стал хвалить зиму и говорить, что купил подарочки знакомым ребятишкам. И тут Мерцалова прорвало. Срываясь на крик, он говорил о том, что его дети помирают с голода, а грудной младенец целый день ничего не ел, так как у жены пропало молоко. Старик не ушел, как думал Мерцалов, а попросил рассказать подробнее. Что-то было внушающее доверие в необыкновенном лице старика и Мерцалов торопливо принялся рассказывать. Вдруг старик вскочил и протянул ему руку. Он сказал, что счастье Мерцалова, что тот встретил доктора и надо спешить.Через десять минут они уже входили в подвал. Елизавета Ивановна неподвижно лежала, мальчики ели борщ и плакали. Доктор ласково обратился к Елизавете Ивановне и та послушно встала. Вскоре уже мальчики растапливали печку дровами, за которыми доктор послал к соседям и раздували самовар, Машутку обернули согревающим компрессом, а Мерцалов сбегал в магазин и купил на три рубля, данных доктором, горячей пищи и булок. Доктор что-то написал на бумажке и протянул ее Мерцалову. Он сказал Мерцалову идти в аптеку и купить лекарства, а завтра позвать доктора Афросимова, которого обещал предупредить. Потом доктор встал и торопливо вышел. Мерцалов бросился за ним, на бегу спрашивая имя доктора. Но тот только махнул рукой. Вернувшись Мерцалов нашел на столе несколько крупных ассигнаций, а в аптеке узнал и имя доктора — профессор Пирогов. Прошло много лет и Григорий Мерцалов, тот самый маленький Гриша, стал солидным работником банка и любил рассказывать, что с того времени на их семью словно ангел снизошел. Отец снова нашел работу, мать встала на ноги, братья пошли в гимназию. А чудесного доктора они видели после этого только раз, на его похоронах.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор»

Произведение Куприна “Волшебный доктор”, основанное на реальных событиях, похоже на добрую сказку. В рассказе “Чудесный доктор” герои попали в сложную жизненную ситуацию: отец семейства Мерцалов потерял работу, дети заболели, умерла младшая девочка. Вокруг кипит красивая сытая жизнь, а семья нищенствует. В преддверии праздника Рождества отчаяние достигает предела, Мерцалов думает о самоубийстве, не в силах выдерживать испытания, которые выпали на долю его семьи. Именно тогда главный герой встречает “ангела-хранителя”.

Характеристика героев «Чудесный доктор»

Главные герои

Емельян Мерцалов

Глава семьи, работавший управляющим в доме некого барина за 25 рублей в месяц. Потеряв работу из-за долгой болезни, вынужден скитаться по городу в поисках помощи, просить милостыню. В момент повествования находится на грани самоубийства, потерян, не видит смысла в дальнейшем существовании. Худой, с впавшими щеками и провалившимися глазами, он похож на мертвеца. Чтобы не видеть отчаяния своих близких, он готов в летнем пальто с посиневшими от холода руками бродить по городу, уже даже не надеясь на чудо.

Елизавета Ивановна Мерцалова

Супруга Мерцалова, женщина с грудным ребёнком, ухаживающая за больной дочкой. Ходит на другой конец города, чтобы стирать бельё за копейки. Несмотря смерть ребёнка и полную нищету, продолжает искать выход из ситуации: пишет письма, стучится во все двери, просит помощи. Постоянно плачет, находится на грани отчаяния. В произведении Куприн называет её Елизавета Ивановна, в отличие от отца семейства (его – просто Мерцалов). Сильная, волевая женщина, не теряющая надежду.

Володя и Гришка

Дети супругов, старшему около 10 лет. Накануне Рождества блуждают по городу, разнося письма матери. Дети заглядывают в витрины магазинов, с восторгом наблюдая за дорогой красивой жизнью. Они привыкли к нужде, к голоду. После появления “волшебного доктора” детей чудесным образом получилось устроить в казённую школу. В конце повествования автор упоминает, что узнал эту историю от Григория Емельяновича Мерцалова (именно тогда становится известно имя отца мальчиков), который был тем самым Гришкой. Григорий сделал карьеру и занимает хороший пост в банке.

Машутка

Маленькая дочь Мерцаловых, болеет: находится в жару, без сознания. Поправляется благодаря заботе доктора, его лечению и средствам, оставленным им для семьи вместе с рецептом на лекарство.

Профессор Пирогов, доктор

Его образ в произведении – образ доброго ангела. Встречает Мерцалова в городе, где покупает подарки для знакомых детишек. Он единственный, кто выслушал историю обнищавшей семьи и с радостью откликнулся помочь. В рассказе Куприна – это умный, серьёзный пожилой человек невысокого роста. У «чудесного» доктора ласковый приятный голос. Он не побрезговал нищенской обстановкой и отвратительными запахами подвала, где проживает семья. Его приход меняет всё: становится тепло, уютно, сытно, появляется надежда. Нужно отметить, что доктор одет в поношенный старомодный сюртук, это выдаёт в нем человека простого.

</tr></table>

Второстепенный персонажи

Швейцар барина

Прогоняет и обзывает детей, дав Володьке затрещину, чтобы они не беспокоили барина по пустякам. Не принимает письма от матери. Бессердечный, чёрствый человек.

Человек в енотовом пальто

На просьбу Мерцалова о помощи отвечает, что нужно идти работать.

</tr></table>

Главные герои “Чудесного доктора” – простые люди, в силу обстоятельств, попавшие в отчаянное положение. Имена персонажей играют роль характеристики в произведении. Описание быта и жизни семьи Мерцаловых в начале и в конце рассказа – резко контрастны, что создаёт эффект волшебного перевоплощения. Материалы статьи могут быть полезны для составления читательского дневника или написания творческих работ по произведению Куприна.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году было написано произведение А. И. Куприна «Чудесный доктор»?</h3>

    • <label>1897;</label>
    • <label>1898;</label>
    • <label>1987;</label>
    • <label>1988.</label>

(новая вкладка)Содержание:

Краткое содержание

В Киеве морозная погода, два мальчика — Мерцаловы Гриша и Володя, рассматривают витрину гастронома. Братья голодны, ведь на завтрак они ели лишь постные щи. Ребята тяжело вздыхают и возвращаются домой. Мать посылала сыновей в город, чтобы они попросили у барина денег, раньше у него служил их отец. К сожалению, швейцар прогнал ребят.

Семья нищенствует, уже долгое время она проживает в подвале старого покосившегося здания. Младшая дочка Маша болеет, бедная мать, Елизавета Ивановна, разрывается между страдающей девочкой и грудным ребёнком.

Этот год выдался необычайно тяжёлым для семьи Мерцаловых, им довелось пережить не одно несчастье. Вначале глава семейства заболел брюшным тифом. Пока он проходил лечение, его уволили. Семья осталась без средств к существованию. Начали болеть детки. Недавно похоронили младшую дочку. И вот, чтобы достать деньги на лекарство Маше, отец бегает по городу и просит людей о помощи, только никто не хочет ничего ему давать. Кто-то аргументировано отказывает, а кто-то попросту выгоняет.

Возвратившись домой, глава семейства узнаёт, что барин не стал помогать. Ему хочется «бежать куда попало, без оглядки». Он готов на всё, только бы не видеть «молчаливого отчаяния» близких. Мерцалов уходит из дома, он говорит семье, что ещё попробует раздобыть денег. Задумываясь о самоубийстве, отец присаживается на скамейку. Вдруг он замечает пожилого человека, идущего по аллее. Старик садится рядом с мужчиной и рассказывает ему, что купил знакомым ребятам подарки, по дороге к ним ему захотелось прогуляться по саду.

Отца бедной семьи вдруг охватывает злоба. Он размахивает руками и кричит, что его сыновья могут умереть от голода, пока старик кого-то балует подарочками. Незнакомец не сердится, он лишь просит рассказать всё более детально. В его лице есть нечто такое, что внушает доверие. Дослушав мужчину, он говорит, что является врачом, и просит показать ему девочку.

Оказавшись у Мерцаловых, доктор осматривает малышку, просит принести дрова и растопить печь. Он выписывает рецепт и удаляется. Отец спрашивает у врача, как его звать, однако тот не хочет представляться и просит «не выдумывать пустяков».

После ухода доктора семья находит деньги, оставленные им под блюдечком с рецептом. Когда Мерцалов покупает в аптеке лекарство, он узнаёт, что фамилия благодетеля — Пирогов, он замечает её на аптечном ярлыке.

Характеристика матери и отца

Отца зовут Емельян Мерцалов. Когда-то он служил у одного барина управляющим. За свою работу мужчина получал около 25 тысяч рублей в месяц. Из-за тяжёлой болезни он лишился заработка, и теперь ему нечем кормить семью. Приходится скитаться по городу в поисках куска хлеба.

Мужчина в отчаянии. Он задумывается о том, чтобы свести счёты с жизнью. Ему очень горестно видеть, как страдают его близкие, не имея возможности утолить голод, а он не в силах это изменить. Мужчина стремится почаще уходить из дома, чтобы только не видеть, как мучается его семья.

Мерцалов не видит ни малейшего смысла в своём существовании. На момент повествования он плохо выглядит.

Куприн приводит следующее описание внешности мужчины:

  • худой;
  • со впалыми глазами.

Его супруга, Елизавета Ивановна, на протяжении долгого времени ухаживает за больным ребёнком, который в итоге всё равно погибает. Женщина пытается выживать, у неё на руках младенец. Денег очень мало, средств постоянно не хватает. Елизавета Ивановна всё же не теряет надежды:

  • она стучит во все двери;
  • обращается в высшие инстанции.

Женщина всё время плачет. Как и её муж, она находится на грани отчаяния. Нужно отметить, что автор рассказа называет её по имени-отчеству, а отца — просто Мерцаловым.

Это означает, что писатель убежден, что женщина обладает большей силой. Она мужественно преодолевает несчастья и готова бороться до конца.

Володя, Гришка и Машутка

В семье Мерцаловых растут двое мальчишек, обоим по 10 лет. На Рождество они скитаются по городу и разносят людям открытки от матери, в которых она просит о помощи. Ребята бродят по улицам, наблюдая за счастливой жизнью богатых детей. Они тоже мечтают отмечать праздник, радоваться своему семейному счастью. После появления в их жизни чудесного доктора им удаётся устроиться в казённую школу.

Автор произведения отмечает, что эту историю он узнал от Григория Емельяновича, одного из сыновей. Тот рассказал, что, повзрослев, он и его брат нашли своё место в жизни. К примеру, Гриша построил карьеру и сейчас работает в банке.

Машутка — болеющая грудная дочь. Её никак не удаётся вылечить. Лишь с появлением врача ситуация стабилизируется.

Он выписывает рецепт на лекарство и рассказывает, что ещё может помочь бедной малышке.

Доктор Пирогов

Доктор Пирогов — настоящий профессионал своего дела. Это представитель общественной элиты, он воспитан в лучших манерах, хорошо выглядит. Однако, невзирая на своё знатное положение, профессор проявляет элементарные чувства сострадания. Он стал единственным человеком, пожелавшим узнать о горе Мерцалова и захотевшим помочь ему.

Он не только выполнил свои профессиональные обязанности, но ещё и проявил заботу об эмоциональном состоянии людей.

Для этого человека не важны материальные блага, он не побрезговал нищенской атмосферой дома. Для него все люди равны. Цель доктора — поддержать слабых и обездоленных. Писатель сравнивает его образ с добрым и хорошим ангелом.

Куприн убеждён, что именно такие люди способны согреть душу другим. Пирогов — доктор не только по профессии, но и по призванию. Нельзя кому-то помочь, если нет готовности отдать самое ценное и дорогое.

Анализ произведения

«Чудесный доктор» — рождественский рассказ. Главные герои давно уже забыли, что такое радость. Отец подумывает о самоубийстве, мать в отчаянии. Автор акцентирует внимание на контрасте между всеобщим ликованием и тяжестью на душе главных героев «Чудесного доктора» Куприна.

К счастью, происходит чудо, и судьба сводит главу семейства с добрым человеком, встреча с которым приводит к возрождению персонажей. «Чудесный доктор» содержит некоторые элементы фантастики.

Читатель узнаёт, что весь год семья переживала несчастья. Заболел и остался без работы отец, пришлось переехать в мрачный и холодный подвал. Один ребёнок умер, второй находился при смерти. Женщине приходилось ходить в мороз на другой конец города, чтобы постирать бельё и получить хоть какие-то деньги. Из-за тяжёлого физического труда у неё пропало молоко, и нечем было кормить младенца.

Писатель однозначно хотел донести до своего читателя важность человеколюбия и сочувствия. Когда Мерцалов совсем отчаялся, помощь пришла. С ним заговорил незнакомец, который впоследствии проникся историей мужчины и оказал его семье реальную помощь. С момента появления чудесного доктора в семью вернулось счастье.

Тема рождественского чуда неотъемлемо связана с образом ключевого персонажа — человека, который тут же бросился помогать людям, с которыми он даже не был знаком. Основными характеристиками доктора являются:

  • душевная чуткость;
  • неравнодушие;
  • бескорыстие.

Когда доктор услышал рассказ Мерцалова, сразу же смекнул, что перед ним находится сломленный жизненными невзгодами человек, готовый решиться на отчаянный шаг. Врач сумел уберечь его от самоубийства, которое бы не только не помогло, но принесло бы семье ещё больше несчастья. Этот человек появляется в семье в канун Рождества и воспринимается, как истинное чудо. В его образе воплощены идеи любви к людям, именно они находятся в основе всей рождественской философии.

Если необходимо написать сочинение или подготовить пересказ «Чудесного доктора», а времени в обрез, можно ознакомиться с укороченной версией рассказа. Конечно, в идеале всё же лучше читать оригинал, это позволит глубже понять произведение.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Используемые источники:

  • https://rosuchebnik.ru/material/chudesnyy-doktor-klyuchevye-mysli-obrazy-i-geroi-rasskaza-a-i-kuprina/
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/12/blog-post8.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/chudesnyy-doktor/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-geroev-chudesnyy-doktor.html

Винница, Украина. Здесь в усадьбе «Вишня» на протяжении 20 лет жил и работал известный русский хирург Николай Иванович Пирогов: человек, за свою жизнь совершивший немало чудес, прототип «чудесного доктора», о котором повествует Александр Иванович Куприн.

История создания

25 декабря 1897 года в газете «Киевское слово» выходит произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор (истинное происшествие)», которое начинается со строк: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад…», — что сразу настраивает читателя на серьезный лад: ведь реальные истории мы воспринимаем ближе к сердцу и сильнее переживаем за героев.

Так, историю эту Александру Ивановичу поведал знакомый банкир, который, кстати, также является одним из героев книги. Реальная основа рассказа ничуть не отличается от того, что изобразил автор.

«Чудесный доктор» – произведение об удивительном человеколюбии, о милосердии одного известного доктора, который не стремился к славе, не ждал почестей, а лишь бескорыстно оказывал помощь тем, кому она была необходима здесь и сейчас.

Смысл названия

Почему автор назвал доктора чудесным? Во-первых, благодеяние врача совпало с кануном рождества, поэтому Мерцаловы восприняли его появление, как настоящее праздничное чудо.

Во-вторых, никто, кроме Пирогова, не захотел протянуть руку помощи нуждающимся людям, светлый и чистый посыл рождества прохожие заменили на погоню за скидками, выгодными товарами и праздничными яствами. В этой атмосфере проявление добродетели — чудо, на которое остается только надеяться.

Жанр и направление

«Чудесный доктор» – это рассказ, а если быть точнее, святочный, или рождественский, рассказ. По всем законам жанра, герои произведения оказываются в сложной жизненной ситуации: беды сваливаются одна за другой, не хватает денег, из-за чего персонажи даже задумываются о сведении счетов с жизнью. Помочь им может только чудо. Чудом этим становится случайная встреча с доктором, который за один вечер помогает им побороть жизненные трудности. Произведение “Чудесный доктор” имеет светлый финал: добро побеждает зло, состояние духовного упадка сменяется надеждами на лучшую жизнь. Однако это не мешает нам отнести данное произведение к реалистическому направлению, ведь все произошедшее в нем – чистая правда.

Действия рассказа происходят в предпраздничные дни. Из витрин магазинов выглядывают наряженные елки, всюду изобилие вкусной еды, на улицах раздается смех, а ухо улавливает веселые разговоры людей. Но где-то, совсем рядом царит нищета, горе и отчаяние. И все эти человеческие беды в светлый праздник Рождества Христова озаряются чудом.

Композиция

Все произведение построено на контрастах. В самом начале двое мальчишек стоят перед яркой витриной, в воздухе витает праздничный дух. Но когда они идут домой, все вокруг становится мрачнее: повсюду старые разваливающиеся дома, а их собственное жилище и вовсе находится в подвале. В то время как в городе люди готовятся к празднику, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами, чтобы просто выжить. О празднике в их семье не идет и речи. Этот резкий контраст позволяет читателю ощутить то отчаянное положение, в котором оказалась семья.

Стоит отметить и контраст среди героев произведения. Глава семьи оказывается слабым человеком, который уже не способен решать проблемы, а готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве. Профессор Пирогов же представлен нам невероятно сильным, бодрым и позитивным героем, который своей добротой спасает семью Мерцаловых.

Суть

В рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприн повествует о том, как человеческая доброта и неравнодушие к ближнему способны изменить жизнь. Действие происходит приблизительно в 60-е годы 19 века в Киеве. В городе царит атмосфера волшебства и приближающегося праздника. Начинается произведение с того, что двое мальчишек, Гриша и Володя Мерцаловы, радостно глазеют на витрину магазина, шутят и смеются. Но вскоре оказывается, что в семье их большие проблемы: живут они в подвале, денег катастрофически не хватает, отца погнали с работы, полгода назад умерла их сестренка, теперь и вторая, Машутка, сильно заболела. Все отчаялись и, кажется, готовы к самому худшему.

В этот вечер отец семейства идет просить милостыню, но все попытки тщетны. Он заходит в парк, где рассуждает о тяжелой жизни своей семьи, и его начинают посещать мысли о самоубийстве. Но судьба оказывается благосклонна, и в этом самом парке Мерцалов встречает человека, которому суждено изменить его жизнь. Они едут домой к обедневшему семейству, где доктор осматривает Машутку, выписывает ей необходимые лекарства и даже оставляет крупную сумму денег. Он не называет имени, считая содеянное своим долгом. И лишь по подписи на рецепте семья узнает, что доктор этот – знаменитый профессор Пирогов.

Главные герои и их характеристика

Рассказ предполагает небольшое количество действующих лиц. В этом произведении для А.И. Куприна важен сам чудесный доктор, Александр Иванович Пирогов.

  1. Пирогов – известный профессор, хирург. Он знает подход к любому человеку: он так внимательно и заинтересованно смотрит на отца семейства, что почти сразу внушает ему доверие, и тот рассказывает обо всех своих бедах. Пирогову не надо раздумывать, стоит ли помогать или нет. Он направляется домой к Мерцаловым, где делает все возможное, чтобы спасти отчаявшиеся души. Один из сыновей Мерцалова, будучи уже взрослым мужчиной, вспоминает его и называет святым: «… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо».
  2. Мерцалов – сломленный невзгодами мужчина, которого гложет собственное бессилие. Видя смерть дочери, отчаяние жены, обездоленность остальных ребятишек, он стыдится своей неспособности им помочь. Доктор останавливает его на пути к малодушному и фатальному поступку, спасая, прежде всего, его душу, которая была готова согрешить.

Темы

Главными темами произведения являются милосердие, сострадание и доброта. Семья Мерцаловых делает все возможное, чтобы справиться с навалившимися бедами. И в момент отчаяния судьба посылает им подарок: доктор Пирогов оказывается настоящим волшебником, который своим неравнодушием и сочувствием излечивает их искалеченные души.

Он не остается в парке, когда Мерцалов выходит из себя: будучи человеком невероятной доброты, он выслушивает его и сразу же делает все возможное, чтобы помочь. Мы не знаем, сколько таких поступков совершил профессор Пирогов за свою жизнь. Но можно быть уверенным, что в его сердце жила огромная любовь к людям, неравнодушие, которые оказались спасительной соломинкой для несчастной семьи, которую он протянул в самый нужный момент.

Проблемы

А. И. Куприн в этом небольшом рассказе поднимает такие общечеловеческие проблемы как гуманизм и утрата надежды.

Профессор Пирогов олицетворяет человеколюбие, гуманизм. Ему не чужды проблемы незнакомых людей, а помощь ближнему он воспринимает как должное. Ему не нужны благодарности за содеянное, не нужна слава: важно лишь, чтобы люди вокруг боролись и не теряли веру в лучшее. Это и становится его главным пожеланием семье Мерцаловых: «…а главное – не падайте никогда духом». Однако окружение героев, их знакомые и коллеги, соседи и просто прохожие – все оказались безучастными свидетелями чужого горя. Они и не подумали, что чье-то бедствие их касается, не захотели проявить человечность, думая, что они не уполномочены исправлять социальную несправедливость. В этом и заключается проблема: никому нет дела до того, что происходит вокруг, кроме одного человека.

Отчаяние тоже подробно описано автором. Оно отравляет Мерцалова, лишает его воли и силы двигаться дальше. Под влиянием горестных дум он опускается до трусливого упования на смерть, в то время как его семья погибает от голода. Ощущение безысходности притупляет все остальные чувства и порабощает личность, которая в состоянии жалеть только себя.

Смысл

Какова же основная идея А. И. Куприна? Ответ на этот вопрос как раз и заключен во фразе, которую говорит Пирогов, уходя от Мерцаловых: не падайте никогда духом.

Даже в самые темные времена нужно надеяться, искать, а если совсем не остается сил, ждать чуда. И ведь оно случается. С самыми обыкновенными людьми в один морозный, скажем, зимний день: голодные становятся сытыми, замерзшие – согретыми, больные ­– выздоравливают. И чудеса эти совершают сами люди добротой своих сердец — это и есть главная мысль писателя, который видел спасение от социальных катаклизмов в простой взаимовыручке.

Чему учит?

Это небольшое произведение заставляет задуматься о том, как важно быть неравнодушным к окружающим нас людям. В суете дней мы часто забываем о том, что где-то совсем рядом страдают соседи, знакомые, соотечественники, где-то царит нищета и хозяйствует отчаяние. Целые семьи не знают, как заработать себе на хлеб, и еле-еле доживают до получки. Поэтому так важно не пройти мимо и суметь поддержать: добрым словом или поступком.

Помощь одному человеку мир, конечно, не изменит, но изменит одну его часть, причем самую важную для того, что дает, а не принимает помощь. Даритель обогащается гораздо больше, чем проситель, ведь он получает духовное удовлетворение от того, что сделал.

Автор: Млада Рудницкая

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа «Чудесный доктор» (А. Куприн)

  • Пирог пальчики оближешь как пишется
  • Пираты карибского моря сочинение
  • Пирог короля английская сказка
  • Пираты карибского моря мертвецы не скажут сказки
  • Пирог испорчен как пишется