Мы все давно учились в школе и многое забыли. Но иногда бывает полезно вспомнить школьные знания, особенно из области русского языка. В этой статье мы вспомним, что такое суффикс слова.
Суффиксом является изменяемая часть слова, которая расположена после корня. Суффикс выделяют значком ^. Нулевой суффикс выделяют 0 (нуль). Для чего нужен суффикс? Суффиксы служат для образования новых слов и различных форм слова.
Какие бывают суффиксы
Виды суффиксов:
- Суффиксы -ек и –ик. В случае, если при склонении слова выпадает гласный звук «е», нужно писать суффикс –ек. Если слова при склонении сохраняют звук «и», то нужно писать суффикс –ик. Примеры: сыноч –ек; калач –ик.
- Буквы «ч» и «щ» в суффиксах –чик и –щик. В случае, если эти суффиксы стоят после букв «д», «т», «з», «с» и «ж», нужно писать букву «ч» . Во всех остальных случаях пишется «щ». Примеры: рассказчик, бурильщик.
- Буквы «о» и «е» после ц и шипящих в суффиксах наречий, существительных и прилагательных. В случае, если суффикс существительного, прилагательного и наречия находится под ударением, нужно писать букву «щ», без ударения — писать «е». Примеры: меш-ок; мешоч-ек. Из этого правила есть исключение — слово «дешевый».
- Одна и две буквы «н» в тех прилагательных, которые образованы от существительных.
Две буквы «н» будут писаться в прилагательных, которые образованы от следующих слов:
- От существительных, основа которых заканчивается на «н».
- От существительного с помощью суффиксов –онн и –енн.
Есть в этом правиле исключение — это слово «ветреный».
Одна буква «н» пишется:
- В суффиксах –ан и –ян в прилагательных, которые образованы от существительных. Есть исключения, это слова оловянный, стеклянный, деревянный.
- В кратких прилагательных, кроме форм в мужском роде.
Суффиксы –ск и –к в прилагательных. В случае, если прилагательные имеют короткую форму или образованы от существительных, основа которых заканчивается на «ч», «к», «ц», нужно писать суффикс –к. В остальных случаях –ск.
Как найти в слове суффикс
Зная, что суффикс располагается между окончанием и корнем слова, мы можем его легко найти.
- Сначала нужно выделить именно эти морфемы.
- Для того чтобы определить окончание, слово нужно проспрягать или просклонять. Изменяемая часть в конце слова и будет его окончанием. Ее нужно обвести квадратом.
- Далее нужно подобрать к слову однокоренные слова. Это даст возможность определить корень. Им будет неизменная часть и общая часть для всех однокоренных слов. Обозначается корень дугой.
- Часть, которая остается между корнем и окончанием, и есть суффикс. Он обозначается треугольником — ^. В слове может быть больше одного суффикса.
Типичные ошибки при выделении суффиксов
- Конечные буквы суффикса часто путают с окончанием.
- К суффиксу могут также отнести часть корня или часть предыдущего суффикса.
- Могут не различить отдельные суффиксы и сумму суффиксов, например «грамот-н-ость».
- При отсутствующем суффиксе могут выделить в суффикс часть корня слова.
Мы вспомнили, что такое суффикс и как его найти.
Здравствуйте. Начал изучать программирование практически с нуля, если не считать Бейсик из далеких 80-90х годов. Не могу понять зачем в C# нужны суффиксы если переменной при объявлении уже присвоен тип (то есть уже выделена память определенного размера)Поясню на примере:
long y = 2147483647 + 1;
long z = 2147483647L + 1;
Console.WriteLine(y);
Console.WriteLine(z);
Почему этот код не скомпилируется ведь тип переменных уже обьявлен как long ? В чем смысл присвоения типа переменной если после её значения все равно нужно указывать суффикс? То есть почему нельзя делать так:
y = 2147483647L + 1;
z = 2147483647L + 1;
Console.WriteLine(y);
Console.WriteLine(z);
Если вопрос не корректен, прошу сильно не пинать. Яндекс уже задолбася искать ответ на этот вопрос. Ну уж очень не хочется оставлять былых пятен на начальном уровне изучения.
8
ответов
Irises
Идет переполнение int. Максимальное значение для int равно 2147483647. 2147483647+1 = 2147483648, а это число уже не вмещается в int. А если суммировать 2147483646
+ 1, то все работает.Если int + int, то результатом будет int, но в даном случае этот int записывается в long. Поетому ему нужно уточнить, что нужно суммировать long и int и тогда результатом будет long.
Sanay0102
Идет переполнение int
То что идет переполнение int я понял Не могу понять почему Y стало int ведь ей же уже присвоен тип long Получается какой бы тип не был присвоен переменной, если не указать суффикс, переменная становится int ? Если так, зачем обьявлять переменную определенного типа?
Irises
Не могу понять почему Y стало int ведь ей же уже присвоен тип long
Сначала идут вычисления, а потом запись в переменную. Как думает компилятор: Тааааак, int+int будет int. А теперь этот int запишем в long.
Y не стала int, она все также long.
Получается какой бы тип не был присвоен переменной, если не указать суффикс, переменная становится int ?
Если работаете в Visual Studio, наведите мышкой на число и увидите какого они типа. Если явно не указывать тип, то целые числа будут типа int.
Если так, зачем обьявлять переменную определенного типа?
Повторюсь, если указали тип для Y long, она так и будет long.
irises
, суффиксы нужны, когда компилятор не может определить подходящий тип переменной, либо по умолчанию определит его не так, как вам надо.
namespace ConsoleAppSanay0102
{
class Program
{
static void Main(string args)
{
//int a = 2147483647 + 1; // error CS0220: Переполнение при выполнении операции во время компиляции в режиме проверки.
//int b = 2147483647L + 1; // error CS0266: Не удается неявно преобразовать тип «long» в «int». Существует явное преобразование (возможно, пропущено приведение типов).
//var c = 2147483647 + 1; // error CS0220: Переполнение при выполнении операции во время компиляции в режиме проверки.
var d = 2147483647L + 1; // OK
//long e = 2147483647 + 1; // error CS0220: Переполнение при выполнении операции во время компиляции в режиме проверки.
long f = 2147483647L + 1; // OK
//**** g = 2147483647 + 1; // error CS0220: Переполнение при выполнении операции во время компиляции в режиме проверки.
**** h = 2147483647u + 1; // OK
Func1(1); // Какой из методов будет вызван? И как указать другой метод?
}
static void Func1(int a)
{
}
static void Func1(long a)
{
}
static void Func1(**** a)
{
}
static void Func1(ulong a)
{
}
static void Func1(****** a)
{
}
static void Func1(float a)
{
}
}
}
Суффиксы выполняют в русском языке очень важную роль. С их помощью не только образуются новые слова, но и грамматические формы, а также они служат для передачи эмоциональной составляющей речи. Именно поэтому знать, какие бывают суффиксы и для чего они используются, просто необходимо.
Что такое суффикс?
Суффикс — морфема, стоящая позади корня. Иногда бывают случаи, когда суффикс стоит за окончанием. В таком случае он называется «постфикс». В первую очередь это касается морфемы -ся-/-сь-: умываютСЯ (окончание -ют, постфикс -ся-), собираюСЬ, красуетСЯ и другие.
Основная функция суффикса — образование новых слов, однако бывают случаи, когда эта морфема играет формообразующую роль. Немало в языке и суффиксов экспрессивно-эмоциональной окраски.
Настолько многочисленна, что изучаться в школе начинает еще с начальных классов. Какие бывают суффиксы в русском языке, 2 класс проходит уже в середине года.
По этой морфеме легко узнать, какая часть речи перед нами. Так, благодаря специфичным -ущ/-ющ и -ащ-/-ящ- мы понимаем, что перед нами причастие, а -в- однозначно говорит, что рассматриваемое слово — деепричастие. Рассмотрим для начала эти морфемы с точки зрения назначения, а потом поговорим о принадлежности к какой-либо части речи.
Слово может существовать и без суффикса, однако именно он придает лексеме особое значение. Также нередки и обратные случаи, когда имеют место два и даже три суффикса. Так в слове учительство их два: -тель- и -ств-, а в слове «учительствовать» три: к двум предыдущим добавился глагольный -ова-.
Какими бывают по функции?
Рассмотрим, какие бывают суффиксы с точки зрения своей функциональности.
Оттенки значений
Также суффиксы могут подразделяться в зависимости от того, какой оттенок значения передают. Не секрет, что основную смысловую нагрузку несет в себе корень. Суффикс лишь уточняет, делает слово более выразительным. Разберем, какие бывают суффиксы с этой точки зрения и передаваемые ими значения:
- Уменьшительно-ласкательное: стол-столик; баран-барашек; красавец — красавчик; ребенок — ребеночек.
- Увеличительное: сапожищи, ручища, кулачище, великанище.
- Детеныши животных: утенок, теленок, котенок, слоненок.
- Обозначение принадлежности к какой-либо профессии: продавщица, крановщик, буфетчица; также местности: сибиряк, петербуржец, москвич, южанин; национальности: украинка, грузин, немец, финн.
- Субъективное отношение к предмету или человеку: ворюга, малявка, хитрюга, жадина, хохотушка.
Суффиксы существительных
В средней школе начинают подробно изучать морфологию, поэтому для каждой части речи определяют, какие бывают суффиксы в русском языке (5 класс). Разберем данную морфему с этой точки зрения.
Приводить в пример будем лишь самые характерные суффиксы, по которым можно однозначно сказать об их морфологической принадлежности.
Суффиксы существительных:
Значение | |
| |
| |
| |
Ошк-/-ушк-/-юшк-/-ышк- | Уменьшительно-ласкательные: воробушек, крылышко, избушка, змеюшка. |
Чик-/-щик- | Принадлежность профессии: грузчик, паркетчик, сметчик, мебельщик. |
Суффиксы прилагательных
Теперь поговорим, какие бывают суффиксы прилагательных.
Это, пожалуй, самая богатая часть речи на данные морфемы.
Значение | |
Качество, обретенное под воздействием чего-либо (времени, местоположения и проч.): лежалый, усталый. | |
Указывают материал, из которого сделан предмет. Пишутся всегда с одной «н» (исключения: стеклянный, оловянный, деревянный): глиняный, песчаный, кожаный. Также может указывать на предназначение предмета (платяной шкаф) или на способ работы (ветряной, торфяной). | |
Указывает на экспрессивный признак: увеличенные части тела (губастый, хвостатый) или другое качество (косматый, очкастый) | |
Ев-/-ов-, -ин- | С помощью этих суффиксов образуются дедов, отцов. Также указывает, из чего приготовлен или сделан предмет: грушевый, анисовый. |
Енн-/-онн- | Свойство (военный, утренний, клюквенный, медленный) |
Ив-/-лив-/-чив- | Склонность, какое-либо качество, обладание чем-либо: дождливый, ленивый, красивый |
Ист-, -чат- | Похожесть: серебристый, маслянистый. Склонность, похожесть: замашистый, порывистый, репчатый (похожий на репу). |
Выполняющий действие либо способный к нему, имеющий связь: наблюдательный, удивительный, избирательный. Объект действия, его предназначение: плавательный; желательный. |
Суффиксы глаголов
Какие бывают суффиксы у глаголов в русском языке? Чаще всего формообразующие (о них мы писали ранее). Однако есть и такие, которые наделены определенными значениями. Так -ова-/-ыва- расскажет нам, что действие не закончилось, а находится в процессе (планировать, фантазировать, ухаживать) — это все глаголы несовершенного вида.
Суффиксы -ся-/-сь- хоть и образуют возвратный глагол, словоизменительными не являются. В основу они входят целиком.
Суффиксы местоимений
Последнее, о чем осталось поговорить — какие бывают суффиксы местоимений. Их всего три: -то, -либо, -нибудь. Все они пишутся через дефис и участвуют в образовании кто-нибудь, какой-либо, что-то.
1.
Суффикс
— это морфема, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов, хотя может использоваться и при образовании формы одного слова.
Например: добрый — доброт
а
(суффикс —от
— словообразовательный), добрее
, добрейш
ий
(суффикс —ее
— формообразующий, образует форму сравнительной степени прилагательного; суффикс —ейш
— формообразующий, образует форму превосходной степени прилагательного).
Обратите внимание!
В некоторых случаях суффикс -j-
может не получать в слове специального графического обозначения. На его наличие могут указывать гласные е, ё, ю, я
в положении после согласного или разделительный ь
, например: Поволжь
[ j ]е
[пΛво́лжjь], Заонежь
[ j ]е
[зъΛн’э́жjь].
2.
Большинство суффиксов служит для образования новых слов.
Учить — учитель
, учительств
о, учительск
ий.
Формообразующих суффиксов в русском языке сравнительно немного. Наиболее важными среди них являются следующие:
суффиксы сравнительной и превосходной степени прилагательного: -ее
(-ей
), -е, -ше, -ейш-, -айш
;
Быстрее
, быстрей
, дороже
, старше
, глубочайш
ий, мудрейш
ий.
суффикс прошедшего времени глагола -л
;
Пришёл
, узнал
.
суффикс повелительного наклонения глагола -и
;
Бери
, веди
.
некоторые суффиксы существительных как показатели множественного и единственного числа;
Ср.: гражданин
(ед.ч.) — граждане
(мн.ч.); друг
(ед.ч.) — друзья
(мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я
[а
], но и за счёт суффикса -j-
— [друз’j
а́]); сын
(ед.ч.) — сыновь
я
(мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я
[а
], но и за счёт суффикса -овj
— [сынΛв’j
а́]); утён
ок
(ед.ч.) — утят
а
(мн.ч.).
некоторые суффиксы существительных как показатели косвенных падежей.
Ср.: мать
— (нет) матер
и
, время
— (нет) времен
и.
Правописание суффиксов зависит от частеречной принадлежности слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.
Обратите внимание!
1)
В лингвистике нет единства в определении статуса показателя неопределённой формы глагола (инфинитива) — -ть, -ти, -чь
(бежать
, везти
, беречь
). Часть исследователей характеризует эти морфемы как окончание, другие — как суффикс. В данном пособии мы рассматриваем показатель инфинитива
(-ть, -ти, -чь
) как окончание
(!).
2)
В лингвистике нет единой точки зрения на частеречную принадлежность причастий (читающ
ий, читаем
ый, прочитавш
ий, прочитанн
ый
) и деепричастий (читая
, прочитав
). В одних пособиях причастия и деепричастия характеризуются как самостоятельные части речи (и в этом случае соответствующие суффиксы будут словообразовательными), в других — как особые формы глагола (и тогда те же суффиксы будут формообразующими). В данном пособии причастия и деепричастия рассматриваются как самостоятельные части речи.
3.
Как корни и приставки, суффиксы могут изменять свой внешний облик. При этом, как и в корнях, здесь наблюдаются чередования согласных и гласных звуков. В частности, возможны «беглые гласные».
Ср.: книж-к
-а — книж-ек
; скольз-к
-ий — скольз-ок
, смеш-н
-ой — смеш-он
, стар-ец
— стар-ц
-а, блюд-ц
-е — блюд-ец
.
Достаточно регулярно в суффиксах наблюдаются чередования согласных и сочетаний звуков (к
/ч
, ова
/уj
).
Ср.: книж-к
-а — книж-еч
-к-а, ком-ок
— ком-оч
-ек, пир-ова
-ть — пир-уj
-ю.
4.
В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово. При этом удобно использовать перифраз с таким однокоренным словом.
Например:
- Сравним морфемный состав имён существительных: Сашенька, вишенка, горошинка
.В слове Сашенька
(Саш-еньк-а
) выделяется корень Саш-
(Саш-а
) и суффикс -еньк
(а
): «Сашенька
— уменьшительно-ласкательное к Саш
а
».В слове вишенка
(вишен-к-а
) выделяется корень вишен-
с беглой гласной (вишн-я
) и суффикс -к
(а
): «Вишенка
— маленькая вишн
я
».В слове горошинка
(горош-ин-к-а
) выделяется корень горош-
с чередующимися согласными х
/ш
(горох
) и два суффикса: суффикс -ин-
(горош-ин-а
): «Горошина
— единичная составляющая гороха»
; суффикс -к
(а
): «Горошинка
— маленькая горош
ина
». - Сравним морфемный состав имён прилагательных: мечтательный
и сознательный
.В слове мечтательный
(мечт-а-тель-н-ый
) выделяется корень мечт-
(мечт-а
) и три суффикса: суффикс глагола -а-
(мечт-а-ть
): «Мечтать
— предаваться мечт
ам
»; суффикс -тель
со значением «деятель» (мечт-а-тель
): «Мечтатель
— тот, кто любит мечт
ать
»; суффикс прилагательного -н
(ый
): «Мечтательный
— такой, как мечтатель
; свойственный мечтател
ю
».В слове сознательный
(со-зна-тельн-ый
) выделяется корень зна-
(зна-ть
) с приставкой со-
(со-зна-ть
), а также один суффикс -тельн
(ый
): «Сознательный
— такой, который правильно созн
аёт
, понимает окружающую действительность». Суффикс -тель
в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель
.
Обратите внимание!
Наиболее типичными ошибками при выделении суффиксов являются следующие.
1)
Отнесение конечных букв суффикса к окончанию. Особенно часто это происходит с суффиксами: -ениj
(е
) — влад-ениj
-е, -тиj
(е
) — взя-тиj-е, -иj
(е
) — самолюб-иj-е, -j
(е
) — счасть-j-е, -j
(ё
) — старь-j-ё, -ациj
(я
) — делег-ациj-я, -иj
(я
) — арм-иj-я
. Во всех этих случаях иj
или j
относятся к суффиксу, а не к окончанию (!).
2)
Отнесение к суффиксу части корня или части предыдущего суффикса (обычно при наличии в конце слова одинаковых звуков и букв).
3)
Неразличение отдельных суффиксов и суммы суффиксов.
Ср.: косн-
ость
(от косн
ый
, где косн
— — корень), готов
-ность
(от готов
ый
, где готов
— — корень), грамот-н-
ость
(ср.: грамот
—а
→ грамот
-н
—ый
→ грамот-н-
ость
).
Министерство
транспорта Российской Федерации
Федеральное
агентство железнодорожного транспорта
Омский
государственный университет путей
сообщения
Кафедра
русского и иностранных языков
ПРАВОПИСАНИЕ
СУФФИКСОВ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
(на
примерах из произведений М.Ф. Достоевский)
студент
гр. 11В
Груздь
А.А.
Научный
руководитель:
доцент
кафедры РИЯ:
Греку
Р.А.
Введение 3
Суффиксы
и употребление 4
Виды
суффиксов 5
Примеры
из произведений Ф.М. Достоевского. 8
«Преступление
и наказание» 8
Библиографический
список 14
Русский
язык – язык великого русского народа,
имеющего героическую историю, выдающиеся
достижения в общественной мысли, науке,
культуре, литературе. Во всех этих
достижениях – большой вклад русского
языка как средства общения, как формы
национальной культуры. Величие русского
языка и величие русского народа —
неотделимы.
Русский
язык – один из мировых языков, один из
наиболее развитых и совершенных.
Авторитет его очень высок.
Русский
язык активно функционирует в современном
мире. Он является одним из официальных,
рабочих языков ООН и ряда других
международных организаций. В различных
странах миллионы людей владеют русским
языком или изучают его. Совершенствуются
методики преподавания русского языка
как иностранного, растёт спрос на научную
и художественную литературу на русском
языке.
Цель:
выявить все правила употребления
суффиксов в именах существительных.
Суффиксы и употребление
Суффикс
(от лат. suffixus «прикреплённый») —
морфема, изменяемая часть слова,
расположенная обычно после корня. В
российской школьной традиции суффикс
схематически выделяется значком ^.
Нулевой суффикс зачастую отмечается
значком ø (компьютерный ноль).
Фактически
суффикс — разновидность постфикса,
не являющаяся флексией. Противопоставление
суффиксов и флексий характерно для
индоевропейских и ряда близких по
грамматической структуре языков.
В
русском языке перенос слова из одной
части речи в другую осуществляется
всегда с помощью суффикса. Если в
производном слове суффикса не наблюдается,
сразу после корня ставится знак нулевого
суффикса.
Роль
морфем в русском языке очень велика,
ведь именно с помощью них образовываются
новые слова и формы слова. Морфемный
способ – это способ образования слов
с помощью морфем. Морфема – значимая
часть слова, которая служит для образования
ряда слов и форм (корень, суффикс или
приставка). Если морфема участвует в
образовании нового слова, она называется
словообразовательной. Если морфема
служит для образования форм слова, то
она является формообразующей.
Лекант
считает, что наиболее важную роль играют
такие морфема как суффикс. Роль суффиксов
в русском языке очень важна, ведь суффиксы
не только помогают более точно выразить
свои мысли, но и придать речи более
нужную эмоциональную окраску. Суффикс
показывает отношение говорящего к тому,
о чем он сообщает, это отношение может
быть положительным, отрицательным,
грубым, ласкательным или насмешливым.
Суффиксы
могут вызывать чередования в корне
слова:
тер-е-ть,
вы-тир-а-ть; блест-е-ть, блист-а-ть.
Суффиксы
обычно закреплены за определенной
частью речи. Суффиксы существительных
-ик, -ечк-, -чик- и т.д. (крест-ик, мест-ечк-о,
попутчик).
Виды суффиксов
Суффиксы
бывают простые и составные. Простые
суффиксы выступают как морфемы,
осознаваемые как неразложимые и целостные
не только с точки зрения значения и
выделения, но и внутреннего строения
(-и- , -тель-, -н-, -ти). Составные суффиксы,
являясь целым, чувствуются все же, как
образования, возникшие путем объединения
двух суффиксов.
В качестве составных
суффиксов можно назвать суффиксы:
Овник
(шип-овник), -тельств(о) (надруга-тельство).
Употребляемые
в русском языке суффиксы в своей
подавляющей массе исконно русские,
возникшие на базе существующего в нем
материала или унаследованные им из
более древнего источника. Например:
суффикс –енств (блаж-енств-о). Однако
наряду с исконно русскими суффиксами
в именах существительных имеется
определенное количество заимствованных
суффиксов. Например: суффикс –ер (-ёр)
пришедший к нам из французского языка:
дириж-ер, дизайн-ер, дубл-ер).
Суффиксы
подразделяются на формообразующие,
используемые для образования форм
слова, и словообразующие, служащие для
образования новых слов. Четкость и
определенность значения суффикса
зависят от того, является ли это значение
свободным или оно выступает как связанное,
является ли этот суффикс в данном слове
или форме производящим элементом или
же он достался им «по наследству» от
образующей основы.
Формообразующий
суффикс – суффикс, служащий для
образования форм слова. В отличии от
окончаний формообразующий суффикс не
выражает грамматических значений рода,
числа, лица, падежа, а служат для выражения
значений времени, наклонения, степени
сравнения. Формообразующий суффикс
бывает нулевым.
Словообразовательный
суффикс – словообразовательная морфема,
стоящая после корня, которая служит для
образования новых слов.
Роль
словообразовательных суффиксов очень
велика, ведь они служат для образования
однокоренных слов: писать – писа-тель;
опыт – опыт-н-ый.
Словообразовательные
суффиксы – великие строители слов. Ведь
с помощью словообразовательных суффиксов
образовано большинство слов.
Например,
много словообразовательных суффиксов
у существительных. Много суффиксов
обозначающих деятеля или человека
какой-то профессии: -арь, -тель, -ник,
-ниц- и ер(суффикс – иностранец пришел
к нам из французского вместе с
заимствованными словами): аптек-арь,
ток-арь, библиотек-арь, учи-тель,
спаса-тель, преподава-тель, уче-ник,
защит-ник, шут-ник, уче-ниц-а, учи-тель-ниц-а,
грав-ер, дириж-ер, билет-ер, дизайн-ер.
Суффиксы
–арь, -тель. –ник, -ер могут обозначать
и предметы, это второе значение этих
суффиксов(фон-арь, учеб-ник, выключа-тель,
тренаж-ер).
Но
есть и такие суффиксы, которые «создали»
несколько слов и больше не «работают»
— «ушли на пенсию», например, -ух и –юх:
пет-ух, кон-юх.
Роль
словообразовательных суффиксов очень
велика, ведь именно с помощью них
образованы все однокоренные слова
русского языка.(например, Учить – ученица
– учеба — учебник)
Уменьшительность,
особое языковое значение, прежде
связанное прежде всего с указанием на
уменьшение размера объекта. Как правило,
выражается морфологически – путем
прибавления определенного суффикса к
именной основе. В качестве морфологического
средства чаще используется специальный
уменьшительный суффикс: заяц – зайч-ик,
добрый – добр-еньк-ий, крест – крест-ик.
Образовать
уменьшительное слово возможно далеко
не во всех случаях, например, если
уменьшенного слова вообще не существует:
микроб, небоскреб, ураган.
Уменьшительные
суффиксы бывают ласкательными и
пренебрежительными. Из ласкательных
суффиксов наиболее употребительны:
К-:
гора — горка, рука — ручка, голова —
головка;
Ик-:
стол — столик, дом — домик;
Чек-:
стакан – стаканчик, чемодан – чемоданчик;
Из
пренебрежительных суффиксов наиболее
употребительны:
-ишк- : город — городишко,
платье — платьишко, хвастун —
хвастунишка;
-онк-/-ёнк-: лошадь —
лошадёнка, корова — коровёнка, кляча —
клячонка.
Например, слово картинка –
это картина меньших размеров.
Увеличительность
связана, прежде всего, с указанием на
увеличение размера объекта. Как правило,
выражается морфологически – путем
прибавления определенного суффикса к
именной основе. В качестве морфологического
средства чаще используется специальный
увеличительный суффикс.
Увеличительные
слова — так называются некоторые имена
существительные, образованные при
помощи известных суффиксов, выражающих
побочное понятие особой величины,
размеров, выходящих из ряду вон. Такими
суффиксами являются -ищ- (с увеличительным
значением):дом — домище, волк — волчище,
лапа — лапища.
С
помощью суффиксов образуется множество
новых слов и форм слов. Так же суффиксы
служат для образования частей речи, то
есть выполняют морфологическую роль.
Суффиксы не только помогают более точно
выразить мысли, но и придать речи более
нужную эмоциональную окраску
(положительную, отрицательную, ласкательную
или насмешливую). Суффикс показывает
отношение говорящего к тому, о чем он
сообщает – это психологическая роль
суффиксов.
Ñì.
Ïèíàòü, ïíóòü, ïèíîê òåðìèíû óíèêàëüíûå, ñóùåñòâóþò òîëüêî â ðóññêîì ÿçûêå, îäíàêî îáúÿñíèòü èõ, èñïîëüçóÿ çíàêè ðóññêîãî ÿçûêà íåâîçìîæíî. Èññëåäîâàòåëè âîîáùå íå âûñêàçûâàþò ìíåíèé ïî ýòèì òåðìèíàì, à â ïåðåâîäàõ íà äðóãèå ÿçûêè «ïíóòü» îáîáùàåòñÿ ïîíÿòèåì óäàð, â ðåäêèõ ñëó÷àÿõ óäàð íîãîé.
1) Ñóùåñòâóþùàÿ ýòèìîëîãèÿ
à) Âèêèñëîâàðü
* Ïíóòü. Êîðåíü: -ïí-; ñóôôèêñ: -ó; ãëàãîëüíîå îêîí÷àíèå: -òü. Çíà÷åíèå: ðàçã. òîëêíóòü, óäàðèòü íîãîé. Ýòèìîëîãèÿ íåò.
* Ïèíàòü. Êîðåíü: -ïèí-; ñóôôèêñ: -à; ãëàãîëüíîå îêîí÷àíèå: -òü. Çíà÷åíèå: òîëêàòü, óäàðÿòü íîãîé (íîãàìè). Ýòèìîëîãèÿ íåò.
* Ïèíîê. Êîðåíü: -ïèí-; ñóôôèêñ: -îê. Çíà÷åíèå: ãðóáûé òîë÷îê íîãîé èëè êóëàêîì. Ýòèìîëîãèÿ íåò.
á) Ýòèìîëîãè÷åñêèé ñëîâàðü Ìàêñà Ôàñìåðà
I ïèíîê, ðîä. ï. -íêà «óäàð (íîãîé)». Îò ïíó, ïÿòü. II ïèíîê, «ìåðçëûé êîì çåìëè». Ñâÿçûâàþò ñ ïðåäûäóùèì (ñì. Ãðþíåíòàëü, ÈÎÐßÑ 18, 4, 135, ãäå ïðèâîäÿòñÿ ïàðàëëåëè).
2) Ïðèìåíåíèå òåðìèíà â ðóññêîì ÿçûêå
à) Ñëîâàðü ðóññêîãî ÿçûêà XI-XVII ââ. ÀÍ ÑÑÑÐ, Ì,. 1989
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_15.pdf
* Ïèíàòè. Ïèíàòü (1319). Îíè æå ïÿòàìè ïèíàõó åãî. Íèê. Ëåò. X. (XVI â.). «À òâîåãî ãñäðâà (ãîñóäàðåâà) ÿñàêó äàþò íåâåæëèâî è íîãàìè ïèíàþò è ïî çåìëå áðîñàþò». ßêóò. à. êàðò. 1645.
* Ïèíàíèå; «à åùå þ áü¸ò æåçëèåì èëè ïèíàíèåì
», Áåñåäà îòöà ñ ñûíîì, XVII â.
* Ïèíîê. «Ïðî âñÿêóþ âèíó
íå áèòè êóëàêîì ïîä ñåðäöå, íè ïèíêîì». Äì. XVI â.
* Ïíóòè. Ïíóòü, òîëêíóòü. «Ïëþíóë áû åìó â ðîæó-òó è â áðþõî-òî òîëñòîå ïíóëú áû íîãîé». Àâ. Êí. áåñ. 1675 ã.
á) Ñëîâàðü Âëàäèìèðà Äàëÿ
Ïèíàòü, ïíóòü êîãî, òîëêàòü íîãîþ, óäàðÿòü íîñêîì; ñÿ, òî æå; || ïèíàòü äðóã äðóãà. Ïèíàíüå, ïèíêà, äåéñòâ. ïî ãëàã. Ïèíîê ì. òîë÷îê èëè óäàð íîãîé, òû÷îê íîñêîì íîãè.
â) Íàöèîíàëüíûé êîðïóñ ðóññêîãî ÿçûêà
* Â. Ã. Êîðîëåíêî. Èñêóøåíèå (1891): «Ãàâðèëîâ õîòåë áûëî ïíóòü ñîáàêó íîãîé, íî îíà îòáåæàëà òàê ðàçóìíî». Òåðìèí «ïíóòü» ôèêñèðóåòñÿ ÍÊÐß (1800-2011) â ðóññêîé ëèòåðàòóðå ñ 1886 ã., ïèê óïîòðåáëåíèÿ 2007 ãîä (?).
* Â. Â. Êðåñòîâñêèé. Ïåòåðáóðãñêèå òðóùîáû. Êíèãà î ñûòûõ è ãîëîäíûõ. Ðîìàí â øåñòè ÷àñòÿõ. ×àñòè 1-3 (1864): «Êîãäà îáà óâèäåëè ñåáÿ â íåâîçìîæíîñòè ïðîäîëæàòü ïîáîèùå, ñåêðåòàðü, âîñïîëüçîâàâøèñü êàê-òî ìèíóòîé îïëîøíîñòè ñòîðîæåé, âûðâàëñÿ èç èõ ðóê è, êèíóâøèñü íà ñâîåãî ïðîòèâíèêà, ïðèíÿëñÿ ïèíàòü íîãàìè». Òåðìèí «ïèíàòü» ôèêñèðóåòñÿ ÍÊÐß ñ 1860 ã., ïèê óïîòðåáëåíèÿ íàñòîÿùåå âðåìÿ (?); «ïèíîê» ðåãèñòðèðóåòñÿ ñ 1859 ã., ïèêè èñïîëüçîâàíèÿ â ëèòåðàòóðå 1864, 1914, 2007 (?) ãã.
3) Îáîáùåíèå è âûâîä
Èòàê, òåðìèí ôèêñèðóåòñÿ òîëüêî â ðóññêîì ÿçûêå ñ XVI âåêà, ýòèìîëîãèè íå ñóùåñòâóåò.
à) ×åì ïèíàþò?
×åëîâåê âñåãäà èñïîëüçîâàë ñâîè ÷àñòè òåëà (ðóêè, íîãè) äëÿ ñàìîçàùèòû, êîãäà âîçíèêàëà óãðîçà åãî æèçíè èëè çäîðîâüþ ñî ñòîðîíû äðóãîãî ÷åëîâåêà èëè æèâîòíîãî (ñîáàêà). Èíñòèíêòèâíûé ïðÿìîé ïèíîê íîãîé (óäàð) ïîçâîëÿë ìîìåíòàëüíî ñðåàãèðîâàòü íà îïàñíîñòü è îòîäâèíóòü íàïàäàþùåãî íà áåçîïàñíîå ðàññòîÿíèå îò óÿçâèìûõ ÷àñòåé òåëà (ãîëîâà, øåÿ, æèâîò). Èñõîäÿ èç èñòîðè÷åñêîé ëåêñèêîëîãèè è æèçíåííîé ïðàêòèêè ÿñíî, ÷òî òåðìèíû «ïíóòü, ïèíàòü» óêàçûâàþò íà óäàð íîãîé, òî÷íåå óäàð ñòóïí¸é, íîñêîì èëè ïîäú¸ìîì ñòóïíè.
Äëÿ çàùèòû ñòóïíè îò òðàâì è ðàí ëþäè ñ äðåâíåéøèõ âðåìåí ïîëüçîâàëèñü îáóâüþ, áîòèíêàìè è ñàïîãàìè, íå çàùèùåííîé îáóâüþ ñòóïí¸é íåâîçìîæíî íàíåñòè ñèëüíûé óäàð áåç òðàâìû ñàìîé ñòîïû. Ñëåäîâàòåëüíî, ÿâëåíèå «ïèíàòü» îòíîñèòñÿ ê îáóòîé â ñàïîã, áîòèíîê íîãå è óêàçûâàåò íà êàêîé-òî ýëåìåíò îáóâè, íà òî, êàêîé ÷àñòüþ îáóòîé ñòóïíè — ïèíàþò.
á) Ñòîïà
 ñòîïå ìíîãî êîñòåé, ïîäú¸ì ñòîïû ñîñòîèò èç äâóõ êëèíîâèäíûõ, ëàäüåâèäíîé, òàðàííîé êîñòåé è áëîêà òàðàííîé êîñòè, èìååò ñâîä÷àòóþ êîíñòðóêöèþ, áëàãîäàðÿ ñî÷ëåíåíèÿì, îáëàäàåò ãèáêîñòüþ è ýëàñòè÷íîñòüþ. Âûïîëíÿåò òðè áèîìåõàíè÷åñêèõ ôóíêöèè: îïîðíóþ, ðåññîðíóþ è áàëàíñèðîâî÷íóþ; îòíîñèòñÿ ê íàèáîëåå íàãðóæåííûì ÷àñòÿì ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà, èñïûòûâàåò óäàðíûå íàãðóçêè.  ñïîðòèâíûõ èãðàõ (ôóòáîë) è åäèíîáîðñòâàõ ñòîïà èñïîëüçóåòñÿ êàê óäàðíàÿ ïîâåðõíîñòü, óäàðû íîãàìè ïî ñâîåé ñèëå è ìîùè ïðåâîñõîäÿò óäàðû ðóêàìè (óñòóïàþò â òî÷íîñòè).
Èòàê, ìû âûÿñíèëè, ÷òî «ïèíàþò» ñòóïíåé, çàùèùåííîé îáóâüþ. Íåîáõîäèìî óñòàíîâèòü ñâÿçü ìåæäó ãðàôèêîé òåðìèíîâ «ïíóòü, ïèíàòü» è íàçâàíèÿìè ýëåìåíòîâ îáóâè, îïðåäåëèòü, êàêèì ýëåìåíòîì (÷àñòüþ) îáóâè íàíîñÿò êîíêðåòíî îáîçíà÷åííûé â ëåêñèêå óäàð ïèíîê?  ðóññêîì ÿçûêå óñòàíîâèòü òàêóþ ñâÿçü íå óäà¸òñÿ, íåò òîæäåñòâåííûõ, ñâÿçàííûõ îáùèì ñìûñëîì è ãðàôèêîé ñëîâ-ïîíÿòèé, â èíîñòðàííûõ ÿçûêàõ âîîáùå îòñóòñòâóåò ïîíÿòèå «ïèíàòü».
Âûâîä
Öåëåñîîáðàçíî èçó÷èòü ñâÿçè ñëîâà «ïèíàòü» ñ ñîîòâåòñòâóþùåé (ñàïîæíîé) òåðìèíîëîãèåé ÿçûêà èâðèò.
Ïàðàäîêñàëüíîå ÿâëåíèå â ëèíãâèñòèêå, åâðåéñêèé Áîã ÿâëÿåòñÿ îñíîâàíèåì îáùåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ (êóëüòóðû) ðóññêîãî îáùåñòâà, îäíàêî èññëåäîâàòåëè íå èñïîëüçóþò ñàêðàëüíûé ÿçûê äëÿ èñòîëêîâàíèÿ ðóññêîé òåðìèíîëîãèè; ëþáîé ÿçûê ìîæåò èñïîëüçîâàòüñÿ â èíòåðïðåòàöèè ñëîâà íî òîëüêî íå èâðèò. Íî âåäü ñìûñëîâîå ïîëå ðóññêîé êóëüòóðû è òåðìèíîëîãèÿ ÿçûêà ôîðìèðîâàëèñü ÷åðåç âåðó (ðåëèãèþ èóäåîõðèñòèàíñòâà), ïîñðåäñòâîì îñìûñëåíèÿ è ïåðåëîæåíèÿ êóëüòóðíûõ îáðàçîâ èóäàèçìà íà ðóññêèé ÿçûê, íå òàê ëè?
4) Òåðìèíîëîãèÿ èâðèòà è áèáëåéñêèé îáðàç
à) Òåðìèíîëîãèÿ
Ñì. åâðåéñêèé Âèêèìèëîí (Âèêèñëîâàðü)
Íà ðèñóíêå ïîêàçàí áàøìàê, âåðõíÿÿ ÷àñòü ýòîé îáóâè, îò íîñêà (îòäåëüíîå íàçâàíèå) îáîçíà÷àåòñÿ â èâðèòå òåðìèíîì ÏÅÍÅÒ âåðõíÿÿ ÷àñòü áàøìàêà, óãîë, çàâîðîò, çàãèá — çàêðóãëåííûé óãîë îáðàçîâàííûé êîñòÿìè ñòîïû è ãîëåíîñòîïíûì ñóñòàâîì. Îáóâü ñîñòîèò èç äâóõ êðóïíûõ ÷àñòåé, âåðõà è íèçà. Âåðõ îáóâè — ñèñòåìà èç ñêðåïëåííûõ ìåæäó ñîáîé äåòàëåé, ïîêðûâàþùàÿ âåðõíþþ ÷àñòü ñòîïû, íîñîê — íàðóæíàÿ äåòàëü âåðõà îáóâè, çàêðûâàþùàÿ òûëüíóþ ïîâåðõíîñòü ïàëüöåâ ñòîïû. Ê íèçó îáóâè îòíîñèòñÿ ïîäîøâà, íàõîäÿùàÿñÿ ïîä ïîâåðõíîñòüþ ñòîïû è å¸ ýëåìåíòû. Àâòîðû ñ÷èòàþò, ÷òî òåðìèí ÏÅÍÅÒ ïðèìåíÿëñÿ â Âàâèëîíñêîì Òàëìóäå (III-VI ââ.).
* ÏÍÓÒÜ, ÏÈÍÀÒÜ = èâð. ÏÅÍÅÒ âåðõ, âåðõíÿÿ ÷àñòü îáóâè, ñàïîãà, áîòèíêà. (Èâðèò-ðóññêèé ñëîâàðü. Ô.Ë. Øàïèðî, Ì., 1963 ã., ñ. 494 è äð.); ÏÈÍÀÒ óãîë, ïîâîðîò; ò.å. (óäàð) âåðõîì îáóâè, óãëîì, îáðàçîâàííûì ñòóïí¸é è ãîëåíîñòîïíûì ñóñòàâîì.
* ÏÈÍÎÊ = èâð. ÏÈÍÀ (îò ÏÀÍÀ çàâîðîò, çàãèá) óãîë, âíåøíÿÿ ñòîðîíà óãëà + Ê êàê, ïîäîáíî (ïîäîáèå).
á) Áèáëåéñêèé îáðàç
* Èåðåìèÿ 31:40: «È âñÿ äîëèíà òðóïîâ è ïåïëà, è âñå ïîëå äî ïîòîêà Êåäðîíà, äî óãëà (ÏÈÍÀÒ) êîíñêèõ âîðîò ê âîñòîêó, áóäåò ñâÿòûíåþ Ãîñïîäà; íå ðàçðóøèòñÿ è íå ðàñïàäåòñÿ âîâåêè.
* Ïðèò÷è 7:8: «ïåðåõîäèâøåãî ïëîùàäü áëèç óãëà (ÏÈÍÀ, ïîâîðîò) åå è øåäøåãî ïî äîðîãå ê äîìó åå».
Òàêèì îáðàçîì, èñïîëüçóÿ òåðìèíîëîãèþ èâðèòà, ìû ñîâìåñòèëè èìåþùèéñÿ îáðàç ðóññêîãî ïîíÿòèÿ «ïíóòü, ïèíàòü, ïèíîê» è åâðåéñêèé òåðìèí ÏÅÍÅÒ, ÏÈÍÀÒ.
Ñëîâà ñîâïàäàþò, óêàçûâàþò ïðè ïîìîùè ÷åãî, ïðîèñõîäèò ÿâëåíèå ïíóòü, ñîäåðæàò îäèíàêîâûé íàáîð ãðàôè÷åñêèõ çíàêîâ (ñ ó÷åòîì òðàíñëèòåðàöèè), è ñîîòâåòñòâóþò äåéñòâèòåëüíîñòè óäàðó âåðõíåé ÷àñòüþ îáóâè; óãëîì, îáðàçîâàííûì ñòóïí¸é è ãîëåíîñòîïíûì ñóñòàâîì.
ПИНАТЬ, -аю, -аешь; несов., кого-что (прост.). Давать пинки, толкать.П. ногой. II однокр. пнуть, пну, пнешь.
пинать
См. толкать…
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999.
пинать
ударять, толкать, лягать, задавать киселя, давать пенделя, давать киселя, давать пинка, давать под зад, отвешивать пенделя, давать под зад коленом, поддавать киселя, отвешивать пинка
Словарь русских синонимов.
пинать
давать пинка кому (разг.), лягать, давать (или поддавать) киселя кому (прост.)
Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011.
.
найдено в «Формах слова»
пина́ть,
пина́ю,
пина́ем,
пина́ешь,
пина́ете,
пина́ет,
пина́ют,
пина́я,
пина́л,
пина́ла,
пина́ло,
пина́ли,
пина́й,
пина́йте,
пина́ющий,
пина́ющая,
пина́ющее,
пина́ющие,
пина́ющего,
пина́ющей,
пина́ющего,
пина́ющих,
пина́ющему,
пина́ющей,
пина́ющему,
пина́ющим,
пина́ющий,
пина́ющую,
пина́ющее,
пина́ющие,
пина́ющего,
пина́ющую,
пина́ющее,
пина́ющих,
пина́ющим,
пина́ющей,
пина́ющею,
пина́ющим,
пина́ющими,
пина́ющем,
пина́ющей,
пина́ющем,
пина́ющих,
пина́вший,
пина́вшая,
пина́вшее,
пина́вшие,
пина́вшего,
пина́вшей,
пина́вшего,
пина́вших,
пина́вшему,
пина́вшей,
пина́вшему,
пина́вшим,
пина́вший,
пина́вшую,
пина́вшее,
пина́вшие,
пина́вшего,
пина́вшую,
пина́вшее,
пина́вших,
пина́вшим,
пина́вшей,
пина́вшею,
пина́вшим,
пина́вшими,
пина́вшем,
пина́вшей,
пина́вшем,
пина́вших,
пина́юсь,
пина́емся,
пина́ешься,
пина́етесь,
пина́ется,
пина́ются,
пина́лся,
пина́лась,
пина́лось,
пина́лись,
пина́йся,
пина́йтесь,
пина́емый,
пина́емая,
пина́ющаяся,
пина́емое,
пина́ющееся,
пина́емые,
пина́ющиеся,
пина́емого,
пина́ющегося,
пина́емой,
пина́ющейся,
пина́емого,
пина́ющегося,
пина́емых,
пина́ющихся,
пина́емому,
пина́ющемуся,
пина́емой,
пина́ющейся,
пина́емому,
пина́ющемуся,
пина́емым,
пина́ющимся,
пина́емый,
пина́ющийся,
пина́емую,
пина́ющуюся,
пина́емое,
пина́ющееся,
пина́емые,
пина́ющиеся,
пина́емого,
пина́ющегося,
пина́емую,
пина́ющуюся,
пина́емое,
пина́ющееся,
пина́емых,
пина́ющихся,
пина́емым,
пина́ющимся,
пина́емой,
пина́емою,
пина́ющейся,
пина́ющеюся,
пина́емым,
пина́ющимся,
пина́емыми,
пина́ющимися,
пина́емом,
пина́ющемся,
пина́емой,
пина́ющейся,
пина́емом,
пина́ющемся,
пина́емых,
пина́ющихся,
пина́ем,
пина́ема,
пина́емо,
пина́емы,
пи́нанный,
пи́нанная,
пи́нанное,
пи́нанные,
пи́нанного,
пи́нанной,
пи́нанного,
пи́нанных,
пи́нанному,
пи́нанной,
пи́нанному,
пи́нанным,
пи́нанный,
пи́нанную,
пи́нанное,
пи́нанные,
пи́нанного,
пи́нанную,
пи́нанное,
пи́нанных,
пи́нанным,
пи́нанной,
пи́нанною,
пи́нанным,
пи́нанными,
пи́нанном,
пи́нанной,
пи́нанном,
пи́нанных,
пинан,
пинана,
пинано,
пинаны
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А.А. Зализняку»)
.
пина’ть, пина’ю, пина’ем, пина’ешь, пина’ете, пина’ет, пина’ют, пина’я, пина’л, пина’ла, пина’ло, пина’ли, пина’й, пина’йте, пина’ющий, пина’ющая, пина’ющее, пина’ющие, пина’ющего, пина’ющей, пина’ющего, пина’ющих, пина’ющему, пина’ющей, пина’ющему, пина’ющим, пина’ющий, пина’ющую, пина’ющее, пина’ющие, пина’ющего, пина’ющую, пина’ющее, пина’ющих, пина’ющим, пина’ющей, пина’ющею, пина’ющим, пина’ющими, пина’ющем, пина’ющей, пина’ющем, пина’ющих, пина’вший, пина’вшая, пина’вшее, пина’вшие, пина’вшего, пина’вшей, пина’вшего, пина’вших, пина’вшему, пина’вшей, пина’вшему, пина’вшим, пина’вший, пина’вшую, пина’вшее, пина’вшие, пина’вшего, пина’вшую, пина’вшее, пина’вших, пина’вшим, пина’вшей, пина’вшею, пина’вшим, пина’вшими, пина’вшем, пина’вшей, пина’вшем, пина’вших, пина’юсь, пина’емся, пина’ешься, пина’етесь, пина’ется, пина’ются, пина’лся, пина’лась, пина’лось, пина’лись, пина’йся, пина’йтесь, пина’емый, пина’емая, пина’ющаяся, пина’емое, пина’ющееся, пина’емые, пина’ющиеся, пина’емого, пина’ющегося, пина’емой, пина’ющейся, пина’емого, пина’ющегося, пина’емых, пина’ющихся, пина’емому, пина’ющемуся, пина’емой, пина’ющейся, пина’емому, пина’ющемуся, пина’емым, пина’ющимся, пина’емый, пина’ющийся, пина’емую, пина’ющуюся, пина’емое, пина’ющееся, пина’емые, пина’ющиеся, пина’емого, пина’ющегося, пина’емую, пина’ющуюся, пина’емое, пина’ющееся, пина’емых, пина’ющихся, пина’емым, пина’ющимся, пина’емой, пина’емою, пина’ющейся, пина’ющеюся, пина’емым, пина’ющимся, пина’емыми, пина’ющимися, пина’емом, пина’ющемся, пина’емой, пина’ющейся, пина’емом, пина’ющемся, пина’емых, пина’ющихся, пина’ем, пина’ема, пина’емо, пина’емы, пи’нанный, пи’нанная, пи’нанное, пи’нанные, пи’нанного, пи’нанной, пи’нанного, пи’нанных, пи’нанному, пи’нанной, пи’нанному, пи’нанным, пи’нанный, пи’нанную, пи’нанное, пи’нанные, пи’нанного, пи’нанную, пи’нанное, пи’нанных, пи’нанным, пи’нанной, пи’нанною, пи’нанным, пи’нанными, пи’нанном, пи’нанной, пи’нанном, пи’нанных, пинан, пинана, пинано, пинаны
Начальная форма — Пинать, винительный падеж, действительный залог, единственное число, мужской род, неодушевленное, несовершенный вид, непереходный, прошедшее время
ПИНАТЬ, -аю, -аешь; несовершенный вид, кого-что (прост.). Давать пинки, толкать. Пинать ногой. || однокр. пнуть, пну, пнёшь.
пнуть штурхати, штурхнути, штурхонути, пхати, пхнути, стусувати, (с)тусонути, стуснути, копати, копнути кого ногою, носаком.
несов. разг. В
dare delle pedate
пинать мяч — calciare la palla
— пинаться
Итальяно-русский словарь.2003.
несовер. прост. штурхаць, біць пинать ногой — штурхаць (біць) нагой, даваць выспятка
Начальная форма — Пинать, действительный залог, несовершенный вид, непереходный
Штурхаць, біць, пинать ногой — штурхаць (біць) нагой, даваць выспятка
пинать
бо пой тела додан, (бо) пой задан, лагат задан (кардан)
глаг.несов. тап, тапса яр; пинать ногой урапа тап
кого
то
тревога; тебя пнули
помощь, успех.
дружба; пинают спящего
успех.
1.
… столом красного дерева, Винс Вега пинал бронированными ботинками лежащего желтопузика. Желтопузик урчал, как компрессор, и все …
Васильев Владимир. UFO Враг неизвестен
2.
… руки за голову!», после чего пинает Варгу в плечо. Тот падает с кресла, вытягивается на полу … нибудь в придачу. — Вот и пинай его. Заодно узнаешь, Балтия решилась-таки рассекретить свою программу или …
Васильев Владимир. Волчья натура 1-2
3.
… то и дело дергали и пинали его и остальных. «Идиот!» — подумал Тедди. — Так разъяриться из-за …
Васильев Владимир. Вояджер 1-2
4.
… другие заломили мне руки и, пиная ногами, поволокли по коридору. «Вот все и кончилось»,- подумал я …
Варламов Алексей. Купол
5.
… костром… — Вот этот булыжник? — полковник пинает камень ногой. Рита делает движение, словно собирается встать. Из камушка … забрали оттуда рюкзаки? — спросил Ли, пиная под столом один из рюкзаков. — Да. Вы останетесь здесь, и …
Вартанов Степан. Мир кристалла 1-6
6.
… костром… — Вот этот булыжник? — полковник пинает камень ногой. Рита делает движение, словно собирается встать. Из камушка … забрали оттуда рюкзаки? — спросил Ли, пиная под столом один из рюкзаков. — Да. Вы останетесь здесь, и …
Вартанов Степан. Проводник
7.
… то и дело дергали да пинали его и остальных. «Идиот! — подумал Тедди. — Так разъяриться из-за …
Васильев Владимир. Два шага на Данкартен
8.
… то и дело дергали да пинали его и остальных. «Идиот! — Тедди вспомнил барона. — Так разъяриться из … теми же ощущениями можно было пинать незыблемую гранитную скалу. — А еще одного стула, случаем, не найдется …
Васильев Владимир. Три шага на Даркартен
9.
… Владимировича незачем: он никого не пинал ногами, а даже совсем наоборот — несмотря на свою занятость, почти …
Васильева Екатерина. Dominus bonus^1 или последняя ночь Шехерезады
10.
… конечно. Останавливаюсь перед стариком и пинаю босой ногой его тапочек. — Не знаю, насколько интуитивно образованны и …
Васина Нина. 37 девственников на заказ
11.
… отряд вглубь леса. Боромир угрюмо пинал крупные шишки и они откатывались в стороны, ударяясь о кору …
Васильев Владимир. Клинки 1-2 книги. (летопись-легенда)
12.
… лету и выворачивал противницам руки; пинал ногами щиты и нонки разлетались по комнате словно теннисные мячи …
Васильев Владимир. Рассказы
13.
… Юльку — она, сцепив зубы, старательно пинала кого-то ногами, а потом поблизости об®явился и … уже ссыпался вниз и наугад пинал ногой стены в поисках хода в ремзону. — Нашел! — крикнул он …
Васильев Владимир. Смерть или слава
14.
… делать, не знал. Он кричал, пинал людей ногами, ругался, но и побои, и крики люди сносили … расхаживая по комнате и ногами пиная валявшиеся на полу вещи. — Надоело все! Надоело! Хоть в петлю …
Варламов Алексей. Затонувший ковчег
15.
… робко спросил Хорза, надеясь, что пинать его больше не будут. — Сунь свою душу в задницу, чужак … обуглилась, и там, где ее пинал Эвигер, кератин был разорван прямо под левой глазницей. Неподвижный открытый … Бальведа кричала, пытаясь извернуться и пиная идиранина ногами в бедра и колени. Но он держал ее …
Бэнкс Иэн. Вспомни о Флебе
16.
… напнуть кого на что, натолкнуть, пиная насунуть, пиная (пинками) наткнуть. Напнуться на что, на кого, накинуться, натолкнуться или … от пялить, пять, второй от пинать, пнуть. НАПИРАТЬ, напереть на что, нажимать, нагнетать, надавливать, налегать, наваливаться … пню, пеньку относяш. Пнуть, см. пинать. Пень пнястый, бранное болван, осел. Пнистый лес, полный пней, повырубленный … с места на место. -ся, пинать друг друга. Перепинанье, перепин, перепинка, действ. по знач. глаг. | Перепинка … огневая губка, трут, березовая губа. ПИНАТЬ, пнуть кого, толкать ногою, ударять носком; -ся, то же; | пинать друг друга. Пинанье, пинка, действ. по глаг. Пинок м. толчок …
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
17.
… Копырин ходил вокруг машины, задумчиво пиная колеса, и недовольно качал головой, не обращая внимания на подначки … еще недовольно ходил вокруг автобуса, пинал ногами колеса и бубнил, что так никаких амортизаторов не напасешься … меня по-всякому, толкали и пинали. Наконец я добрался до Вари и устроился рядом с ней …
Вайнеры братья. Эра Милосердия
18.
… набросилась на водителя и принялась пинать его ногами, норовя попасть ему в пах. От неожиданности детина …
Бэгуэлл Стелла. Романы 1-2
19.
… по тропе вслед за Мэйсоном, пиная колючки, которые попадались ей под ноги. Это была полузаросшая туристская …
Бэгшоу Луиза. Романы 1-2
20.
… превращаются в комья, и так пинает постель, что мои кости начинают бренчать. Джулия улыбнулась замечанию графа … Хорэса, сжав руки в кулаки, пиная его ногами, вцепившись зубами в первое, что попалось на ее …
Бэллоу Мэри. Романы 1-21
21.
… нашивкой который меня избивал и пинал ногами и ругал а они сказали не твое это дело …
Вале Пер. Негодяй их Сефле
22.
… в такую ярость, что начал пинать меня сапожищами по ногам. Это началось с шести утра в …
Ван Вогт Альфред. Человек с тысячью лиц
23.
… не лезь, сюда не ходи, пинал меня отовсюду, чтоб я пальца себе не обжог, — «моя техника …
Ванка Ирина. Фантастические тетради
24.
… это ему, могучие задние ноги пинали, сбивая, и острые когти разрезали живот Кинсолвинга. И сассонсенит не …
Вардеман Роберт. Хозяева Космоса
25.
… начисто, розовым шершавым языком. А пинать кошку Гринь с младенчества не приучен был. Забросил торбу на …
Валентинов Андрей. Рубеж
26.
… желтых листьев, которые Девид постоянно пинал. Девид, перестань, ты ведешь себя, как ребенок! Да?! Хорошо, не …
Валетто Алиса. Я и мой муж
27.
… эта… закатилось. — Ногами того… будем пинать? — спросили надо мной. — Эта… давай. Солнце закатилось снова. — Короче, ты …
Валигула М.. Кольцо Афродиты
28.
… на белом кафельном полу. Покрышкин пинал эти облака ногами. Мальчик был третьей попыткой Стаса. До этого …
Васина Нина. Женщина-апельсин 1-4
29.
… и стелется по земле, ее пинают — несильно, жалеючи, куда слабее, чем муж, но она падает и …
Вершинин Лев. Возвращение короля
30.
… измученные губы, заставляет загнанного подняться, пинает в гневе несчастное диво и хлещет вздымающиеся бока короткой витой …
Вершинин Лев. Двое у подножиея Вечности