Пиар акция как пишется

Разбираемся, что такое pr-технологии, чем pr-акция отличается от pr-кампании, какие pr-акции известных компаний запомнились надолго. вы узнаете: что такое pr-технологии,

пиар-акция

Разбираемся, что такое PR-технологии, чем PR-акция отличается от PR-кампании, какие PR-акции известных компаний запомнились надолго.

Вы узнаете:

  • Что такое PR-технологии, PR-кампании и PR-акции.
  • На какие виды подразделяются PR-акции.
  • Как провести запоминающуюся PR-акцию.
  • Какие можно назвать примеры успешных PR-акций.

Что такое пиар-акция, пиар-технологии, пиар-кампания

PR-акция (англ. public relations) – это в буквальном переводе связь с общественностью.

Каждая компания нуждается в том, чтобы сообщить о своей деятельности широкой общественности, подать ее в определенном ключе (чаще позитивном), сформировать четкое представление о себе или своем бренде. Все эти задачи решают PR-технологии. Главной целью PR-технологий является оптимизация коммуникаций между компанией и общественностью, с которой компания в той или иной мере взаимодействует.

Связи с общественностью считаются частью коммуникационного комплекса и зачастую применяются как маркетинговый инструмент, например:

  • Предотвращение формирования негативного имиджа компании, бренда или продукта, а если таковой сформировался, то его устранение.
  • Трансляция официальной точки зрения компании по какому-либо вопросу.
  • Участие официальных представителей компании в отраслевых мероприятиях.
  • Информирование общественности о новых продуктах, ведущихся разработках, поддержка рекламных кампаний для новинок.
  • Обращение к небольшим целевым группам при помощи доступных средств коммуникации: профильные мероприятия, отраслевые СМИ, обучающие семинары и т. д.

Часто PR-технологиями называют все, что относится к деятельности в области связей с общественностью, однако эта трактовка неверна.

PR-технологии представляют собой комплекс инструментов, направленных на взаимодействие с публикой. Например, технология «посева» информации об акции.

Долгосрочные проекты, в рамках которых используются различные инструменты PR, являются PR-кампаниями. В свою очередь, пиар-акция – это краткосрочное мероприятие, проводимое с определенной целью.

Все PR-мероприятия можно условно разделить на несколько видов: образовательные, информационные, культурные, научные, праздничные, благотворительные и т. д. В этих случаях компания ориентируется на подходящий информационный повод, чтобы донести до заинтересованных групп нужное сообщение.

PR-коммуникации также могут принимать различные формы, аналогичные рекламным акциям: спонсорство, организация событий (событийный маркетинг), брифинги, пресс-конференции и пресс-туры, презентации, выставки, конференции и семинары, размещение продукции в кино и на телевидении (product placement), промо-акции, проведение лотерей и конкурсов, проведение экскурсий и «дней открытых дверей» и т.д.

В теории public relations обычно разграничиваются понятия «PR» и «паблисити». Паблисити можно в определенном смысле перевести как «пропаганда» – распространение информации о человеке, компании, бренде и т. д., которое впоследствии может быть измерено и оценено с точки зрения эффективности.

В качестве примеров паблисити можно привести распространение пресс-релизов и организацию пресс-конференций, когда компания сообщает о происходящих внутренних процессах с целью создания информационного повода для появления новостей в СМИ.

Планирование и создание PR-акций

Если вы хотите, чтобы ваша компания смогла провести качественную PR-акцию и получить желаемый результат, нельзя пренебрегать предварительным планированием. При планировании акций и кампаний необходимо:

  • Определить решаемую проблему.
  • Выделить круг заинтересованных лиц.
  • Разработать PR-сообщение.
  • Определить инструменты для донесения сообщения нужной целевой группе, в случае проведения кампании спланировать календарь мероприятий.
  • Выделить бюджет на проведение акции / кампании.
  • Провести акцию / кампанию.
  • Оценить полученный результат.

Если с решаемой проблемой каждая компания определяется самостоятельно, то в принципах таргетирования на заинтересованных лиц существуют общие правила. PR, в отличие от маркетинга, практически не использует демографический подход для сегментирования. Его место занимают различные психографические принципы, деление на сегменты по ценностям, образу жизни, поведенческим особенностям и привычкам аудитории.

В PR-коммуникациях могут быть задействованы не только прямо участвующие в коммуникациях стороны (например, производитель и потребитель), но и так называемые стейкхолдеры (stakeholders) – группы, имеющие отношение к происходящему. Например, для компании, проводящей PR-акцию, стейкхолдерами могут быть инвесторы или сотрудники компании, для которых сам факт проведения данной акции также может нести какую-либо смысловую нагрузку, как и доносимое в ходе акции сообщение.

В качестве стейкхолдеров часто выступают различные общественные организации: организации потребителей, профессиональные партнерства, движения в защиту окружающей среды и т. д. Их необходимо принимать во внимание, так как, даже не имея непосредственного отношения к проекту, они могут повлиять на ход и результативность коммуникаций.

В связи с большим числом целевых групп в ходе PR-акции может потребоваться разработка не одного, а нескольких сообщений, которые будут доноситься до разных групп при помощи разных инструментов.

Чтобы PR-акция стала успешной, она должна отвечать двум условиям:

  • У нее должна быть интересная креативная идея, которая привлечет внимание и будет растиражирована.
  • Информация об акции должна быть отправлена заинтересованным в ее распространении людям (так называемый «посев»).

Каналы, по которым лучшие распространять информацию об акции, каждый специалист выбирает самостоятельно среди доступных каналов коммуникаций: собственный сайт, рассылки, СМИ и т. д. В идеале информация о прошедшей PR-акции должна быть настолько интересна аудитории, что она вызовет вирусный эффект и новостью будут активно делиться. Сложно угадать, какой из каналов «выстрелит», но если информации о проведенной акции не получил никто, то шансов на вирусное распространение не будет.

В качестве возможных каналов для «посева» новости можно указать:

  • Распространение информации среди знакомых журналистов из соответствующих СМИ.
  • Рассылка на доступные адреса в федеральные и региональные СМИ.
  • Размещение на агрегаторах пресс-релизов.
  • Предложение новостей в сообщества в социальных сетях.

Примеры успешных PR-акций

Одной из известных персон, активно участвующих в PR-акциях своих компаний, является Ричард Брэнсон. В поддержку своей компании Virgin он совершал путешествия на воздушном шаре, наряжался невестой на презентации салона Virgin Bride, расстреливал рекламный щит Coca-Cola из танка в поддержку Virgin Cola, приходил на официальные приемы в разных ботинках для привлечения внимания прессы, а в 2013-м году в качестве повода для PR-акции использовал проигранное пари. В результате основатель корпорации Virgin отработал в качестве стюардессы на шестичасовом рейсе компании Air Asia, одетый в соответствующую форму.

пиар-акция

«Наш ответ» Ричарду Брэнсону – предприниматель Олег Тиньков, также использующий личный бренд для продвижения бизнеса. Он не только участвует со своей велокомандой в Тур-де-Франс, его коммуникации часто «на грани», а PR-поводы используют как позитивные, так и негативные моменты. Например, в 2014 году Тиньков совершил шуточный каминг-аут в Twitter, признавшись в гомосексуальности вслед за главой компании Apple Тимом Куком (рис. 1), а в 2017 году подал иск к видеоблогерам за шуточный розыгрыш, после чего, по оценкам Forbes, его состояние выросло на $400 млн.

Твит Олега Тинькова

Рис. 1. Шуточный каминг-аут Олега Тинькова

PR-акции могут быть не самостоятельно спланированными, а спонтанным ответом на провалы конкурентов. Можно привести 2 ярких примера таких «ответных» акций.

В 2016 году была запущена кампания «Расстанься с неВестой», в ходе которой в серии постов в социальных сетях автомобиль Лада Веста сравнивался с другими марками автомобилей. Перечислялись такие преимущества автомобиля, как «на четыре передачи больше, чем у Тесла», «быстрее чем Макларен», «экономичнее Бентли» и другие. В продолжение кампании в социальных сетях была также запущена оффлайн-кампания с участием девушки с азиатскими чертами лица (рис. 2).

Рекламная кампания НеВеста

Рис. 2. Рекламная кампания НеВеста

Ответ других автопроизводителей не заставил себя долго ждать и ряд компаний ответил на кампанию ироничными изображениями (рис. 3-6). Это противостояние вызвало резонанс и на портале vc.ru кампания вошла в ТОП-10 по итогам 2016 года.

Рекламная кампания НеВеста

Рекламная кампания НеВеста

Рекламная кампания НеВеста

Рекламная кампания НеВеста

В качестве второго примера можно назвать провал скандальной рекламы Reebok #нивкакиерамки, создатели которой призывали «пересесть с иглы мужского одобрения на мужское лицо». Бренды мгновенно отреагировали на ситуацию и предложили свои версии «пересадки» (рис. 7-10). В данном случае был использован не столько неудачный ход компании Reebok, который мог бы быть выгоден конкурентам, а негативное восприятие рекламной кампании общественностью, которая оказалась не готова к столь радикальному слогану.

нивкакиерамки

нивкакиерамки

нивкакиерамки

нивкакиерамки

Также в качестве PR-акций, привлекших внимание общественности, можно указать восьмичасовой дрифт от BMW, прыжки из стратосферы от Red Bull, кампании от Гринпис, умудряющейся размещать свои плакаты в самых труднодоступных местах. Все они вызывают эмоциональный отклик и заставляют говорить о себе.

Статья для журнала «Коммерческий директор»

Поделиться с друзьями

  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  

Обновлено 29 октября 2021

Пиар (публичные отношения) зародился в «древние времена». Особенно часто он использовался как механизм воздействия в управленческих и религиозных течениях. Институт Public Relations возник в Америке в результате борьбы за независимость и становления капиталистического строя.

Уже тогда бизнесмены понимали, что общественное мнение о товаре влияет на объем продаж наравне с качеством продукции или сервиса. Поэтому до сих пор американская модель PR считается наиболее продвинутой, разнообразной и не подвергшейся видоизменению или внешнему воздействию.

Что такое ПИАР

Немного истории

Термин Public Relations впервые использовал третий президент Америки Томас Джефферсон. Это понятие он обозначал как «состояние мысли общества», особо подчеркивая социальную ответственность бизнеса.

В начале XX в. в Европе PR использовался для более точной интерпретации и интеграции людей в различных сферах. Таким образом, сдерживался эффект отчужденности, люди получали некий ориентир мышления и могли формировать собственное мнение.

В России PR получил свободу после перестройки. Это сильно повлияло на все отрасли жизни, что можно проследить на примере становления российского шоу-бизнеса. Российский пиар — самый молодой и своеобразный, т. к. не был создан эволюционно, а копировался с западных моделей.

Трактовки

В маркетинге нет четкого определения пиара. Существует более 500 официальных трактовок, которые сходятся лишь в одном: PR создается организациями с целью привлечь людей на свою сторону. Существуют и разные расшифровки термина: связи с общественностью, общественные коммуникации, публичные отношения.

В широком понимании пиар — совокупность технологий по созданию позитивного образа компании (продукции, общественного деятеля, кампании), приложение усилий по установлению или видоизменению восприятия фирмы, поддержание репутации и имиджа, манипулирование сознанием с целью устранить конкурента.

Отличие пиара от рекламы

PR действует на ценностные установки, создает своеобразную икону стиля, образ, который действует на подсознание. Реклама носит более информационный характер, затрагивает ассоциативные связи.

В отличие от рекламирования PR — более действенный метод в перспективе (пролонгированным, стратегическим). Основан на креативе, нестандартном мышлении, смелых решениях. Использует любой информационный повод для привлечения аудитории.

Главное отличие PR от рекламы — формирование доверительных отношений. Повышение продаж носит второстепенный характер.

Пиар акция как пишется

Отличие пиара от маркетинга

При сравнении пиара и маркетинга как профессиональной деятельности указывают на различный инструментарий и технологии продвижения. PR более сложен, не всегда понятен, его эффект не гарантирован и не может быть рассчитан математически.

Концептуальное отличие PR от маркетинга — ориентация на общественное мнение (а не на рынок и сбыт), предвидение конфликтных ситуаций, отслеживание интересов аудитории и конкурентов, сохранение взаимопонимания.

Как открыть кафе своей мечты в 2021 году: пошаговая инструкция

PR отвечает на вопрос «Какой должна быть компания и как этого добиться». Маркетинг решает более узкие проблемы: что, как и кому продать.

Пиар-технологии

PR-технологии — социально-коммуникативные, искусственные, порождаемые общественной реакцией или другими социальными процессами. Представляют собой совокупность и последовательность действий и операций, направленных на наиболее эффективную реализацию основной цели.

PR-технологии трансформируют стихийную коммуникацию в новую реальность. При этом концепции разрабатываются с учетом разделения труда. Над проектом одновременно могут работать социологи, имиджмейкеры, дизайнеры и стилисты, журналисты, психологи и т. д.

В качестве основных можно отметить такие виды пиара:

  • Под классическим пиаром понимают традиционную деятельность по позиционированию компании, созданию имиджа и выстраиванию отношений с аудиторией, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда.
  • Взрывной PR применяется для активно развивающихся предприятий. Запускается цепочка публикаций в СМИ и интернете. Масштабная реклама позиционирует компанию как широко известную и перспективную. За короткий промежуток времени создается информационный взрыв (инсценировка).
  • Черный PR создан в России. Его цель — создать отрицательное мнение о конкуренте. Дискредитация всегда завуалирована, но понятна широкому кругу. Материал добывается нечестным путем, не соответствует морально-этическим нормам. Компромат часто навязывается особыми приемами.
  • Антикризисный PR разрабатывается специально для кризисных условий. Имидж и репутация становятся основными объектами культивации. При его проведении используются СМИ, директ-mail, звонки и горячая линия, брифинги и конференции, экстренное собрание и корпоративные совещания.
  • Снайперский PR занимается исследованием предпочтений своих клиентов и бьет по ним. Другими словами, определенного клиента располагают эмоционально, используя слабые места или привязанность к чему-либо (интерес, увлечения, слабости, общая психология). Человека искусственно вводят в атмосферу скрытого влияния.
  • Внутрифирменный PR занимается проблемами коммуникаций персонала. Рычаги здесь — мотивирование сотрудников, стимулирование поведенческого фактора, гармонизация общения между работниками и т. д. Для этого создается образ цивильного заведения (собственная газета, корпоративы, сайт, реклама в СМИ, субботники, тренинги, конференции). Часто используются слухи как наиболее эффективный инструмент в рабочей среде.
  • Под цветным пиаром понимаются различные направления, связанные с особенностями той или иной деятельности.

Гамма пиара разнообразна:

  • белый (положительный);
  • серый (подсознательный, неподтвержденный);
  • розовый (иллюзорный, оптимистичный);
  • желтый (скандальный, оскорбительный);
  • зеленый (социальный);
  • золотой (имиджевый, стоимостной);
  • коричневый (идеологический).

Дополнительно выделяют самопиар (Self PR) и вирусный PR. Самопиар часто скрыт, проводится всеми доступными способами. Вирусный PR осуществляется неосознанно заинтересованными в необычном контенте лицами. Преобладает в социальных сетях и в интернете. Часто сказывается отрицательно, действует как антипиар.

Пиар акция как пишется

Как делать взрывной пиар

Взрывной PR предполагает связи со СМИ. При их отсутствии (невозможности, нежелания связываться напрямую) создается искусственная ситуация, которая сама приводит журналистов за сенсацией.

Формула «Ты очевидец»

Здесь не обязательно выжидать момент. Главное — сделать качественную постановку и использовать ее в своих целях. Можно, например, снять, как разносчик пиццы пытается всеми силами добраться до двери клиента в гололед. Зрители как минимум оценят старания или необычайную ловкость.

Формула «Скандал на скандале»

Необходимо создать новость, эмоционально расшатывающую клиентов (удивление, страх, недопонимание, лояльность, озадаченность). Основной плюс такой рекламы — естественность и правдоподобность. Например, пустите слух, что приглашаете на бесплатную интимную стрижку мужей своих нерадивых клиенток, которые жалуются на качество сервиса.

Формула «Социалка»

Подход предполагает создание акции по решению социально важных проблем (экология, инвалиды, больные дети, бюрократия). Например, можно снять фильм про помощь животным в условиях дикой среды. Обязательно с отражением конкретных мероприятий и личного интереса.

Формула «Необычный товар»

Формула предполагает донесение до потребителя необычной идеи. Необходимо придумать лот, который заинтересует или обрадует клиента. Например, магазин парфюмерии к 8 марта может предложить купить талон на отпущение грехов. Ход могут воспринять неоднозначно, но мужчин задумка явно рассмешит.

Формула «Подстелить соломку»

В качестве примера можно привести технологию выверенной версии бренда (Doctored Version of Spin). Печатается некая статья на главном сайте или другом нужном источнике. Далее пишется провокационная новость при поддержке дружественных СМИ. Заинтересованные лица в попытках найти нужную информацию придут именно к вам. Например, создайте фейк о выигрыше в лотерею или о раздевшейся ради туфель девушке.

Формула «Первое апреля», которую использовать не надо

Прием оценивается как крайне негативный. В поисках популярности фирмы идут на необдуманный шаг и обещают пир для души. В итоге аудитория или пресса так и не дожидается сенсации. Например, когда ничем не примечательный ресторан обещает представить свой шедевр кулинарии, а он оказывается обычным салатом. Или когда задумывается необычный конкурс с участием клиентов, но их воодушевление пропадает при оглашении условий, на которые не готовы участники. Пресса в итоге остается без материала и часто пишет негатив.

Формула информационного взрыва «ППЦ»

ППЦ = парадокс — повестка дня — ценность. Такая цепочка представляет собой формулу информационного взрыва.

Парадоксом выступает действие или объект, который нарушает связи сознания. Под повесткой дня подразумевают плановое событие, к которому готовятся. Это может быть праздник либо любой знаменательный день календаря. Фактор ценности оценивается по-разному. Любой интересный герой, событие, умения или талант, история или особенная услуга может представлять ценность.

При правильном оповещении события и подачи информации по нужным каналам пиар-бомба срабатывает за считаные дни.

Для ускорения процесса часто используются пресс-релизы-рассыльщики (presuha.ru, pronline.ru, b2blogger.com, oglaska-pr.ru) и аккумуляторы запросов от СМИ (Haro, Pressfeed, Prprof).

Как работает взаимопиар

Взаимопиар осуществляется для набора дополнительной целевой аудитории. Два или несколько партнеров договариваются пропиарить друг друга в социальной сети или пабликах, делая посты и отсылки на первоисточник.

К достоинствам взаимопиара относят получение ценных клиентов и минимальную времязатратность. К недостаткам — отсутствие приличных групп (с большой аудиторией, грамотной рекламой) и большое количество недобросовестных фирм в соцсетях.

Что такое взаимопиар и что необходимо знать о нем

В общем смысле взаимопиар — это услуга за услугу. Отлично подходит для социальных сетей, таких как ВКонтакте и Инстаграм.

Взаимопиар основывается на ценности партнера. Может использоваться для раскрутки аккаунта, увеличения числа подписчиков, продажи акционного товара, рассылки горячих предложений, оповещений о конкурсах или лотереях, а также других услуг.

Как набрать подписчиков в Инстаграм: реальные советы для новичков

На западе его называют SFS (Shoutout for Shoutout). Инструмент используют разумно, нечасто и не вразрез интересам подписчиков. Перекрестная реклама должна быть интересной и привлекательной. Аудитория другого паблика-партнера также должна быть соответствующей.

Варианты взаимопиара

  1. Пост. Это взаимореклама на партнерских аккаунтах с заранее оговоренным контентом.
  2. Репост. Облегченный вариант поста, для которого необходимо нажать кнопку «Поделиться» или «Рассказать друзьям».
  3. Совместный марафон. Организация конкурса с представлением спонсоров или организаторов. От подписчиков требуется выполнение ряда требований, в т. ч. подписка на каналы.
  4. SFS — «упоминание за упоминание». Для пиара используются аккаунты обычных подписчиков, незнаменитых блогеров.
  5. IFS — «информация за упоминание». Создание пометки с упоминанием отдельных лиц.
  6. Гостевой блоггинг . Приглашение другого блогера целью создания совместных постов: видео, фото. Форматами становятся: интервью, деловая встреча, совместные мероприятия.
  7. Взаимные лайки, комментарии, отзывы.
  8. Взаимные подписки — «Follow for Follow».

Часто используются сервисы по накрутке подписчиков и лайков, написанию комментариев и отзывов. Например, 1gram, Bosslike, Socgain. Также используется биржи пиара в социальных сетях: Megapiar, Snebes, Like4you, Listpr.

Тонкости проведения взаимопиара в Инстаграме, ВКонтакте, Телеграм и Фейсбук

С чего начать

Разрабатывают оффер с заманчивым предложением. Оформляют в стиле, выкладывают на страницу профиля. Переходят к продвижению через партнеров.

Где искать

Начинают с поиска партнеров по хештегу (PR, STS, IFS), по группам или страницам по взаимопиару. Обращаются напрямую к пользователям сети, подбирая подходящую страницу по содержанию и количеству подписчиков. В некоторых случаях используют агрегаторы, предлагающие различные предложения по PR.

Дополнительно используют тематические форумы и сайты. Сервисы LiveDune и Epicstars предлагают найти блогера для продвижения.

Как определить, что с блогером можно иметь дело

Обращают внимание на стиль контента, оформление постов и комментарии. Аккаунт должен быть живым, часто комментируемым, интересным и занимательным. Важно провести качественную аналитику профиля: географию аудитории, число подписчиков, содержание комментариев, уровень вовлеченности и количество ежедневных просмотров. Для этого используются различные анализаторы, приложение или статистика аккаунта.

Пост в ленте или сториз

Далее обсуждются условия взаимопиара: срок сотрудничества, содержание постов, особые моменты. Связь с блогером происходит через данные в профиле. Такие личности открыты для сотрудничества и предлагают различные способы связи.

Что делать дальше

Далее анализируют активность пользователей и выявляют эффективность акции: сколько пользователей удалось привлечь, на сколько увеличились продажи или повысился рейтинг (положительные комментарии, рекомендации). Если блогер приносит уникальных активных пользователей, с ним продолжают работу.

Идея взаимопиара обязательно должна быть основана на эпатаже, смелости, креативе, творчеству или истинным знаниям. И неважно, на платной или бесплатной основе он осуществляется.

Кто такой пиарщик

Пиарщиками называется специфическая профессия по продвижению фирменной концепции, созданию положительного образа компании, бренда, товара или услуги. Профессия имеет различные обозначения: PR-менеджер, пиар-агент, менеджер по связям с общественностью и напрямую зависит от обязанностей в конкретной фирме.

Основные функции PR-специалиста

  1. Повышение лояльности сотрудников и аудитории.
  2. Создание имиджа и улучшение репутации.
  3. Оценка и прогнозирование факторов, сказывающихся на образе компании.
  4. Разработка стратегии пиара, его видов, ресурсной базы, средств и каналов пиара.
  5. Оценка эффективности результатов связи с общественностью, объяснение их с точки зрения различных наук и статистики.
  6. Информирование общественности обо всех родах деятельности достичь массового эффекта (кому-то интересна политика, кому-то только ассортимент и т. д.).

Обязанности PR-специалиста

Пиар акция как пишется

  1. Общение с клиентами, организация встреч со СМИ.
  2. Мониторинг отзывов в интернете и публикаций в СМИ.
  3. Координация деятельности команды и наемных специалистов.
  4. Участие в подготовке спецпредложений для клиентов.
  5. Написание PR-статей и релизов для прессы.
  6. Составление бюджета компании.

Пиар акция как пишется

Необходимые знания и навыки PR-специалиста

  1. Русский и иностранный языки, психология, обществоведение, маркетинг, пиар, менеджмент, основы бизнеса, культура делового общения.
  2. Делопроизводство и навыки работы с корреспонденцией.
  3. Знание ответственности перед законодательством и юридических норм (+ практика).
  4. Медиапланирование, разработка стратегий пиара; опыт составления пресс-релизов, участия в конференциях, общения с властями и журналистами.
  5. Владение компьютерными программами и специальными редакторами (презентации, графика, моделирование, расчеты).
  6. Ориентация в методах и каналах пиара оффлайн и онлайн.

Пиар акция как пишется

Необходимые личные качества PR-специалиста

  • стрессоустойчивость;
  • хорошая интуиция;
  • коммуникабельность;
  • широкий кругозор;
  • уверенность;
  • проактивность;
  • энергичность;
  • трудоспособность;
  • неординарность;
  • воспитанность;
  • ораторские способности;
  • организованность;
  • обаяние.

Особенности этой профессии, плюсы и минусы

В процессе работы человек испытывает постоянный драйв. Ему приходится находить общий язык с большим числом людей, мыслящих неодинаково или, напротив, односторонне. Пиарщики испытывают чрезмерную концентрацию мыслей в условиях постоянно поступающей информации. Это требует неординарных ходов и возможной резкой смены стратегии при наличии повода. Кроме того, работа ненормированная и с высокой ответственностью. Со своими обязанностями придется уживаться даже во время отдыха.

К достоинствам профессии относят занимательность работы, востребованность на рынке (популярное направление), возможность общаться с прессой и находить взаимовыгодные отношения с журналистами.

Недостаток профессии — непредсказуемость результата, а платят именно за него. Без применения творческих подходов работа становится обычным представительством (советничеством), рутинным и однообразным.

Пиар акция как пишется

Сколько зарабатывает PR-специалист

Заработок среднестатистического пиарщика непривлекателен и составляет порядка 20—100 тыс. в месяц (при официальном трудоустройстве). При наличии опыта, хорошего портфолио, известности в кругах предпринимателей и журналистов специалист может зарабатывать в разы больше. Не у каждого пиарщика получается сформировать нужный образ или сменить точку зрения в нужном русле. Дар убеждения стоит дорого. Как правило, такие PR-менеджеры выполняют работу за гонорар, предварительно ознакомившись с основными проблемами организации.

Где учиться, искать работу и карьерная лестница

Обучают профессии на специальных кафедрах при профильных университетах (филиалах). Дополнительно рекомендуется пройти обучение по конкретному направлению пиара.

Работу ищут в зависимости от приоритетов (фриланс, постоянка). Предпочтительнее устраиваться в крупные PR-агентства, рекламные холдинги, отделы по связям с общественностью в организациях и государственных структурах, издательские дома и СМИ.

Карьерный рост стремительно развивается после 2 лет опыта работы. Более плодотворная деятельность начинается после 3 лет отдачи. Нарабатывается клиентура, люди приводятся по наводке и отзывам. Большая часть сотрудников — девушки до 30 лет (молодая профессия).

Как и в любой профессии, пиарщикам приходится начинать с элементарных вещей: анализа, ведения информационных баз, разработки собственных стратегий и предложений. Многогранность деятельности дает возможность выразить свои таланты с пользой для компании и общества. Но для этого нужно постоянно совершенствоваться, изучать динамический развивающийся рынок и искать новые пути решения старых проблем.

Всего найдено: 32

Здравствуйте. Работаю с субтитрами на ТВ. У нас нет возможности использовать буквы латинского алфавита. Как буквами кириллицы правильно записать: DVD-проигрыватель, IT-индустрия, PR-менеджер и подобные слова, которые рекомендуется записывать, используя буквы латиницы? Ди-ви-ди-проигрыватель? ДиВиДи-проигрыватель? ДВД-проигрыватель?

Ответ справочной службы русского языка

Для приведенных Вами иностранных аббревиатур уже есть рекомендации в академическом орфографическом словаре: дивиди-проигрыватель, ИТ-индустрия, пиар-менеджер. См. орфографический академический ресурс «Академос» или ресурс «Проверка слова».

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно писать название компании «Газелькин» — заключать в кавычки или нет? И как склонять? Например: пиар-менеджер компании «Газелькин». Ставить кавычки или нет? пиар-менеджер «Газелькина». Корректно?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: пиар-менеджер компании «Газелькин», пиар-менеджер «Газелькина».

Добрый день! Как правильно написать сложносокращенные слова — БОМЖ или бомж, гибэдэдэшник или ГИБДДшник, ПиАр или пиар?

Ответ справочной службы русского языка

Пожалуйста, воспользуйтесь словарями.

Здравствуйте! Как правильно — к входной двери или ко входной двери? С входной двери или со входной двери? и еще: в предложении «В саду, украшенном стрижеными топиариями» слово «стрижеными» с одной Н?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: к входной, с входной. Стрижеными в этом предложении пишется с одной н.

Добрый день! Пожалуйста, подскажите, как правильно писать: «пресс-клиппинг» или «пресс-клипинг» — это подборка публикаций из СМИ по какому-либо ключевому запросу или теме. Это слово очень часто используется в работе маркетологов и пиарщиков и как название вида услуг (подготовка такой подборки), и для названия самого документа.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: пресс-клипинг. См.: Русский орфографический словарь РАН / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2012.

Правильно ли здесь поставлены знаки препинания и кавычки? «Чёрный» должно быть с мал. буквы?
Вообще-то такое понятие(,) как («)чёрный PR(«)(,) существует давно.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Вообще-то такое понятие, как черный пиар, существует давно.

Дополню предыдущий вопрос:
в кавычках ли пишется «чёрный пиар«, а также «чёрный PR», и во втором случае с маленькой Ч?

Ответ справочной службы русского языка

Слово пиар зафиксировано словарями русского языка, поэтому нет необходимости писать PR латиницей. Лучше кириллицей: черный пиар.

Здравствуйте. Нужно ли брать в кавычки слова «чёрный пиар«?

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки не нужны: черный пиар (уже есть словарная фиксация этого сочетания – без кавычек).

Как правильно произносить аббревиатуры иностранных слов, если есть разночтение в произношении букв на латинском языке и на английском.
Пример:
CRM — от англ. Customer Relationship Management

Ответ справочной службы русского языка

Аббревиатуры, которые расшифровываются по-английски, следует произносить в соответствии с английскими названиями букв, например: [пиар], [эйчар].

Допустимо ли употребление в заголовке и тексте распоряжения распоряжения выражения PR-мероприятие

Ответ справочной службы русского языка

Такое написание не противоречит правилам и практике письма. Но можно также записать буквами русского алфавита: пиар-мероприятие.

Что касается стилистики, то, возможно, предпочтительнее будет расшифровать аббревиатуру.

Здравствуйте. По аналогии с «пиарщик» можно ли образовать термин «эйчарщик» (от HR)? Никак не можно избежать подобного слова, ситуация в тексте и контекст навязывают именно такое словообразование. Спасибо )

Ответ справочной службы русского языка

На наш взгляд, в данной ситуации такое употребление можно считать допустимым.

Здравствуйте. Является ли правильным следующее написание слов: пиар-сопровождение, медиаперсона? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Ошибок нет.

есть ли русское слово, которое имеет значение «пиар«, большое спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Существует буквальный перевод: связи с общественностью.

Здравствуйте! Пожалуйста, подскажите, как правильнее писать: пиар или абревиатуру PR в наших изданиях. Винокурова Галина Ивановна.

Ответ справочной службы русского языка

Лучше писать пиар.

Добрый день! Подскажите, как правильно «пиар-кОмпания» или «пиар-кАмпания», «избирательная кОмпания» или «избирательная кАмпания»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В значении «мероприятия»: пиар-кампания, избирательная кампания. В значении «фирма, организация»: пиар-компания.

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Алфавит русского языка:

Аа «а» Бб «бэ» Вв «вэ» Гг «гэ»
Дд «дэ» Ее «е» Ёё «йо» Жж «жэ»
Зз «зэ» Ии «и» Йй «й» Кк «ка»
Лл «эл» Мм «эм» Нн «эн» Оо «о»
Пп «пэ» Рр «эр» Сс «эс» Тт «тэ»
Уу «у» Фф «эф» Хх «ха» Цц «цэ»
Чч «чэ» Шш «ша» Щщ «ща» ъ «т.з.»
Ыы «ы» ь «м.з.» Ээ «э» Юю «йу»
Яя «йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный ->  [ч’о́рный’]
  • яблоко  ->  [йа́блака]
  • якорь    ->  [йа́кар’]
  • ёлка      ->  [йо́лка]
  • солнце ->  [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я  [й]   — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный    [и]   — гласн., безударныйв  [в]   — согл., парный твердый, парный зв.л  [л’]  — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе  [э′]   — гласн., ударныйн  [н’]   — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и  [и]   — гласн., безударный  [й]   — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный    [э]   — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: кукуруза, дощечку, учусь, улов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у]. Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у´сл’и], ключ [кл’у´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´т’ик], колокольчик [калако´л’ч’ык], молоко [малако´], восемь [во´с’им’], поисковая [паиско´вайа], говор [го´вар], осень [о´с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’о], патио [па’тио], радио [ра’дио], боа [боа’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но.
Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´рн], костёр [кас’т’о´р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа до‘ма].
  • Новые дома [но’выэ дама’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [го‘ры] — [гара’];
  • он — онлайн = [о‘н] — [анла’йн]
  • свидетельница = [св’ид’э‘т’ил’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе-ре-ди [фп’ир’ид’и´];
  • е-сте-стве-нно [йис’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ста-ч’ка];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

  • чашечка;
  • богиня;
  • с песнями;
  • перемена.

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [йо´жыц:а], ёлочный [йо´лач’ный], ёжик [йо´жык], ёмкость [йо´мкаст’];
    • — ювелир [йув’ил’и´р], юла [йула´], юбка [йу´пка], Юпитер [йуп’и´т’ир], юркость [йу´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [йэ´л’], езжу [йэ´ж:у], егерь [йэ´г’ир’], евнух [йэ´внух];
    • — яхта [йа´хта], якорь [йа´кар’], яки [йа´ки], яблоко [йа´блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — приёмник [пр’ийо´мн’ик], поёт [пайо´т], клюёт [кл’уйо´т];
    • аюрведа [айур’в’э´да], поют [пайу´т], тают [та´йут], каюта [кайу´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а«Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’йу´], деревья [д’ир’э´в’йа], друзья [друз’йа´], братья [бра´т’йа], обезьяна [аб’из’йа´на], вьюга [в’йу´га], семья [с’эм’йа´]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [йид’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [йинва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэврап’ио´иднайа], Евгений [йэ]вге´ний, европеец [йэврап’э´йиц], епархия [йэ]па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [свайивр’э´м’ина], поезда [пайизда´], поедим [пайид’и´м], наезжать [найиж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йиц], учащиеся [уч’а´щ’ийис’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийим’и], суета [суйита´],
    • лаять [ла´йит’], маятник [ма´йитн’ик], заяц [за´йиц], пояс [по´йис], заявить [зайив’и´т’], проявлю [прайив’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’йин’и´т], изъявить [изйив’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйидо´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа´рмарка], но яйцо [йийцо´].

Важно:

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’йи´], на курьих ножках [на ку´р’йи’х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи], нет семьи [с’им’йи´], судьи [су´д’йи], ничьи [н’ич’йи´], ручьи [руч’йи´], лисьи [ли´с’йи]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О], хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильон [пав’ил’о´н], аналогично: почтальон, шампиньон, шиньон, компаньон, медальон, батальон, гильотина, карманьола, миньон и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´лтый], шёлк [шо´лк], целый [цэ´лый], рецепт [р’ицэ´пт], жемчуг [жэ´мч’ук], шесть [шэ´ст’], шершень [шэ´ршэн’], парашют [парашу´т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’]. Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’о´фка], лёгкий [л’о´хк’ий], опёнок [ап’о´нак], актёр [акт’о´р], ребёнок [р’иб’о´нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’э´н’], зеркало [з’э´ркала], умнее [умн’э´йэ], конвейер [канв’э´йир];
    • я – [а]: котята [кат’а´та], мягко [м’а´хка], клятва [кл’а´тва], взял [вз’а´л], тюфяк [т’у ф’а´к], лебяжий [л’иб’а´жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’у´ф], людям [л’у´д’ам ], шлюз [шл’у´с], тюль [т’у´л’], костюм [кас’т’у´м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´л’], бретелька [бр’итэ´л’ка], тест [тэ´ст], теннис [тэ´н:ис], кафе [кафэ´], пюре [п’урэ´], амбре [амбрэ´], дельта [дэ´л’та], тендер [тэ´ндэр], шедевр [шэдэ´вр], планшет [планшэ´т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — зерно [з’ирно´], земля [з’имл’а´], весёлый [в’ис’о´лый], звенит [з’в’ин’и´т], лесной [л’исно´й], метелица [м’ит’е´л’ица], перо [п’иро´], принесла [пр’ин’исла´], вязать [в’иза´т’], лягать [л’ига´т’], пятёрка [п’ит’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: банан — белка,
    • [в] — [в’]: высота — вьюн,
    • [г] — [г’]: город — герцог,
    • [д] — [д’]: дача — дельфин,
    • [з] — [з’]: звон — зефир,
    • [к] — [к’]: конфета — кенгуру,
    • [л] — [л’]: лодка — люкс,
    • [м] — [м’]: магия — мечты,
    • [н] — [н’]: новый — нектар,
    • [п] — [п’]: пальма— пёсик,
    • [р] — [р’]: ромашка — ряд,
    • [с] — [с’]: сувенир — сюрприз,
    • [т] — [т’]: тучка — тюльпан,
    • [ф] — [ф’]: флаг — февраль,
    • [х] — [х’]: хорек — хищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые (жизнь, цикл, мышь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (дочка, чаще, твоей).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим, а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: лев, рай, ноль.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): завод, блюдо, жизнь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: стопка, фишка, костюм, цирк, зашить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ш], снег [с’н’э´к], огород [агаро´т], клуб [клу´п];
  • перед глухими согласными: незабудка [н’изабу´тка], обхватить [апхват’и´т’], вторник [фто´рн’ик], трубка [трупка].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: взбитыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого.
Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесшумный [б’иш:у´мный].
При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэн’з’ийа], рецензия [р’ицеэн’з’ийа], пенсия [пэн’с’ийа], ве[н’з’]ель, лице́[н’з’]ия, ка[н’д’]идат, ба[н’д’]ит, и[н’д’]ивид, бло[н’д’]ин, стипе[н’д’]ия, ба[н’т’]ик, ви[н’т’]ик, зо[н’т’]ик, ве[н’т’]илъ, а[н’т’]ичный, ко[н’т’]екст, ремо[н’т’]ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стаканчик [стака′н’ч’ик], сменщик [см’э′н’щ’ик], пончик [по′н’ч’ик], каменщик [кам’э′н’щ’ик], бульварщина [бул’ва′р’щ’ина], борщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: стенка [с’т’э′нка], жизнь [жыз’н’], здесь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: приезжий [пр’ийэ´жжий], восшествие [вашшэ´ств’ийэ], изжелта [и´жжэлта], сжалиться [жжа´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж», произносятся как двойной твердый согласный [ж:], а «сш» – «зш» — как [ш:]: сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж», «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:]: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч», «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:]: счет [щ’:о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч», «зч» транскрибируется как [щ’ч’]: без числа [б’эщ’ ч’исла´], с чем-то [щ’ч’э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч», «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:]: лётчик [л’о´ч’:ик], молодчик [мало´ч’:ик], отчёт [ач’:о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:]: счастье [щ’:а´с’т’йэ], песчаник [п’ищ’:а´н’ик], разносчик [разно´щ’:ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:]: резчик [р’э´щ’:ик], грузчик [гру´щ’:ик], рассказчик [раска´щ’:ик];
  • жч → [щ’:]: перебежчик [п’ир’ибе´ щ’:ик], мужчина [мущ’:и´на];
  • шч → [щ’:]: веснушчатый [в’исну′щ’:итый];
  • стч → [щ’:]: жёстче [жо´щ’:э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:]: объездчик [абйэ´щ’:ик], бороздчатый [баро´щ’:итый];
  • сщ → [щ’:]: расщепить [ращ’:ип’и′т’], расщедрился [ращ’:э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’]: отщепить [ач’щ’ип’и′т’], отщёлкивать [ач’щ’о´лк’иват’], тщетно [ч’щ’этна], тщательно [ч’щ’ат’эл’на];
  • тч → [ч’:]: отчет [ач’:о′т], отчизна [ач’:и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ч’:и′тый];
  • дч → [ч’:]: подчёркивать [пач’:о′рк’иват’], падчерица [пач’:ир’ица];
  • сж → [ж:]: сжать [ж:а´т’];
  • зж → [ж:]: изжить [иж:ы´т’], розжиг [ро´ж:ык], уезжать [уйиж:а´т’];
  • сш → [ш:]: принёсший [пр’ин’о′ш:ый], расшитый [раш:ы´тый];
  • зш → [ш:]: низший [н’иш:ы′й]
  • чт → [шт], в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт]: чтобы [што′бы], не за что [н’э′ зашта], что-нибудь [што н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’ич’та´т’ил’], почта [по´ч’та], предпочтение [пр’итпач’т’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´шна′], скучно [ску´шна′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´зач’ный], дачный [да´ч’ный], земляничный [з’им’л’ин’и´ч’ный], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн]: местный [м’э´сный], тростник [трас’н’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов лестница, честный, известный, радостный, грустный, участник, вестник, ненастный, яростный и прочих;
    • стл → [сл]: счастливый [щ’:асл’и´вый’], счастливчик, совестливый, хвастливый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск]: гигантский [г’ига´нск’ий], агентский, президентский;
    • стьс → [с:]: шестьсот [шэс:о´т], взъесться [взйэ´с:а], клясться [кл’а´с:а];
    • стс → [с:]: туристский [тур’и´с:к’ий], максималистский [макс’имал’и´с:к’ий], расистский [рас’и´с:к’ий], бестселлер, пропагандистский, экспрессионистский, индуистский, карьеристский;
    • нтг → [нг]: рентген [р’энг’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыбаться [улыба´ц:а], мыться [мы´ц:а], смотрится, сгодится, поклониться, бриться, годится;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: детский [д’э´цк’ий], братский [бра´цкий];
    • тс → [ц:] / [цс]: спортсмен [спарц:м’э´н], отсылать [ацсыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: братца [бра´ц:а], отцепить [ац:ып’и´т’], к отцу [к ац:у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн]: поздний [по´з’н’ий], звёздный [з’в’о´зный], праздник [пра′з’н’ик], безвозмездный [б’извазм’э′зный];
    • ндш → [нш]: мундштук [муншту´к], ландшафт [ланша´фт];
    • ндск → [нск]: голландский [гала´нск’ий], таиландский [таила´нск’ий], нормандский [нарма´нск’ий];
    • здц → [сц]: под уздцы [пад усцы´];
    • ндц → [нц]: голландцы [гала´нцы];
    • рдц → [рц]: сердце [с’э´рцэ], сердцевина [с’ирцыв’и´на];
    • рдч → [рч’]: сердчишко [с’эрч’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: подцепить [пац:ып’и´т’], двадцать [два´ц:ыт’];
    • дс → [ц]: заводской [завацко´й], родство [рацтво´], средство [ср’э´цтва], Кисловодск [к’иславо´цк];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц]: солнце [со´нцэ], солнцестояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здравствуйте [здра´ствуйт’э], чувство [ч’у´ства], чувственность [ч’у´ств’инас’т’], баловство [баластво´], девственный [д’э´ств’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

Использованная литература:

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

  • Пианист виртуоз как пишется
  • Пиаришь как правильно пишется
  • Пиар менеджер как пишется
  • Пещера сказка в башкирии
  • Пианино по английскому как пишется