Джазмены хотят серьезное, а академические музыканты хотят расслабляться. Это что, побочный эффект осточертевших локдаунов? Да кто же их знает. Но вот такой вот сейчас дух времени, Zeitgeist, как говорится. Эклектика, деконструкция — и всё весело и с огоньком.
Эти музыканты не видят стилистических и национальных барьеров. И хотят делать красиво и выразительно. Итак, у нас в обзоре: норвежцы, играющие японскую по сути музыку, эдакий саунд-дзен, головоломно импровизирующие американцы, Сати-образный саундтрек к моднейшему фильму и москвичи, напридумывавшие таких еврейских песен, которые сами же не смогли нотами записать!
Ayumi Tanaka Trio «Subaqueous Silence»
Первый альбом живущей в Норвегии японской пианистки Аюми Танаки на лейбле ECM называется «Подводная тишина». И что это значит?
Да, и она кто такая? Ну, вундеркинд, училась музыке с трёх лет, в 15 дала первый профессиональный концерт. Приехала в Норвегию 10 лет назад, там же и тогда же сложилось её трио. Участвовала во многих проектах с культовыми музыкантами. Незаурядная личность, короче говоря. Японские самородки — они вообще такие: как за что возьмётся — так вверх ногами перевернёт.
Об альбоме. Эдакие растянутые во времени, сложные композиции, про которые даже не сразу понятно, что они сложные, и что это вообще – композиции. Прислушиваться к единению обертонов отзвуков клавиш и тарелок, плюс к скрипу смычка контрабаса, как в “Black Rain”. Что это изображает? А бог его знает, на что фантазии хватит. Вот как по мне, пьеса с названием «Руины» скорее про стройку, нежели про разрушения.
Но всё собирается в эдакую театральную музыку, где дождь и ветер, и пробиваются сквозь них забытые мелодии. Очень изобразительная музыка. Кстати, это ж по сути вполне японский принцип: чтоб музыка сливалась с природой – это их представление о гармонии. Гармонии в прямом, не музыковедческом, смысле.
Deezer, Apple Music, Spotify
Mediterranean Deconstruction Ensemble «Ay Senyora Novia»
Продолжим далее о строителях и разрушителях, конструкторах и деконструкторах. Певица Алина Ростоцкая, мультиинструменталист Андрей Бессонов, новый саксофонист Тимур Некрасов (сменил крутого Анатолия Осипова, но и сам ураган) и другие участники сей банды — самые фантазёры-наглецы-музыканты России среднего поколения мастеров импровизационной музыки. Мне кажется, именно с них пошла мода/тренд не держаться за джазовые стандарты и вообще «чего изволите, публика», а исполнять своё. Причём своё — неформатное. Формата такого не придумали ещё. Но — сработало.
Что такое деконструкция в научном культурологическом смысле? Воссоздание чего-то старого, но — без ностальгии. Без пиетета. Вот есть такой «ладино» — вымирающий язык испанских евреев, но кто сказал, что песни на нём будут плохо слушаться, если душа просит?
Ростоцкая научилась на нём петь и даже сочинять… в новом альбоме материал в основном на базе аутентичных народных мелодий, но она поёт их так, как будто это прям сплошная от души импровизация. Просто на народные темы. Которые потом подвергаются фриджазовой деконструкции. Эта лёгкая, бодрая, светлая музыка подчас так сложно сделана, что даже сами музыканты затрудняются сказать, какая там «механика». Скажем, захотелось мне просечь, что это за мерцающие ритмы в пьесе «Eli Eli», обратился к Бессонову с простым вопросом, какой там размер.
Ответ: «Смешно, но именно этот вопрос мы обсуждали перед концертом-презентацией. То есть: мы её давно уже играем, и на альбом вот записали, но вопрос не отпускает некоторых из нас до сих пор! Я думаю, удобнее всего её записывать как 12/8, но на самом деле — по моему ощущению — там меняется размер, он где-то 6/4, а где-то 4/4 с триолями, короче, она вся как-то неуловимо мерцает в этом, блин, метроритме».
Новый альбом ансамбля — это просто прыжок выше головы, во всех аспектах. Мировые гастроли не за горами — дай только пандемия уляжется. Ибо это именно такое: мышление на мировом уровне. И с таким же качеством, вне конкуренции.
Bandcamp, Deezer, Apple Music, Spotify
Brian Lynch «Songbook Vol. 1: Bus Stop Serenade»
Тоже фантазёр, и тоже неформатный и полистиличный. Хотя при первом приближении — ну, такой боп современный. Пост-боп — термин как палочка-выручалочка. Трубач-виртуоз и изощрёный композитор Брайан Линч соединяет традиции и современность в прямом смысле: играл у Арта Блейки, потом пошёл своими путями и инкорпорировал в свою музыку всё — и авангард, и боп, и латино, и модальное, и программность. Мы, вообще-то, почти каждый новый альбом Брайана обозреваем (а мне доводилось с ним общаться лично), так что в общем понятно, чего от него ожидать.
Новый релиз ярок и энергичен, и не скажешь, что это перезаписанные композиции г-на Линча, выходившие на разных альбомах разных лейблов. Он, по его словам, хочет полного контроля над своими мастер-лентами. И правами. И теперь хочет перевыпустить все свои композиции на неком лейбле Hollistic MusicWorks.
В первой же, «24-7», саксофон Джима Снайдеро сносит жестким звуком. Ритм-секция упруго качает. С трубой Линча заливистый в унисон саксофон, в широкие интервалы. Звучат плотно, полированный звук. Так весь альбом. Интересно, что в некоторых версиях альбома сразу несколько дублей одной композиции — ну, сейчас формат стриминга позволяет альбом лепить хоть из ста пьес, вопрос, кто это слушать будет и зачем.
Но тут явно имело смысл: получилось по-разному, с оттенками. Ну и конечно приятно, что музыканты получают удовольствие явное, играя, между прочим, довольно замороченные, даже с точки зрения формы, композиции. Собственно, в этом и фишка Линча и его коллег.
Deezer, Apple Music, Spotify
Renaud Capuçon «Un violon à Paris»
Француз Рено Капюсон — мастеровитый скрипач и родной брат виолончелиста Готье Капюсона (ранее завсегдатая московского, любимчика местного). Играл в блистательных дуэтах и трио с младшим братом. Но этот альбом — не семейный подряд. Хотя и домашняя заготовка, как и вынесено в название этого обзора.
Так вот, Капюсон-старший тут дуэтом с пианистом Гийомом Белломом играет короткие пьесы, самую что ни на есть классику. Форматную. Отдыхательную. Попсовую, можно сказать. Включая Прелюд Шопена, любимый фигуристами, милейшую медитативную «Арию» Баха из Сюиты № 3, «Здесь хорошо» и извечный «Вокализ» Рахманинова, «Бергамасскую сюиту» Дебюсии, «Венгерский танец фа-диез минор» Брамса, а также Чайковского, Генделя, Шумана и даже Морриконе («Кинотеатр “Парадизио”») с Чарли Чаплином («Smile», ясное дело).
В общем, отличный сборник — для настроения, для атмосферы. При том, что записано по случаю, от безысходности: дома, в локдаун, вы угадали. И да, мне тоже альбомы с таким происхождением поднадоели… хотя нет: пусть эти домашние заготовки не заканчиваются вот так вот сразу, а? Пусть это будет такой новый формат. Они же про искренность и контакт со зрителем! Этот альбом — точно.
Deezer, Apple Music, Spotify
«The French Dispatch (Original Soundtrack)»
Завершим таким неявным хитом, как музыка Александра Деспла к фильму Уэса Андерсона «Французский вестник». Фильм (мы его рецензировали, но вставлю свои пять копеек) странный, по мне там какой-то конфликт нарративов: картинки с бесконечным закадровым текстом и с музыкой, эдакой Сати-образной, еле пробивающейся мелодикой.
Я смотрел картину в кинотеатре, и, честно говоря, ничуть не удивился, прочитав в финальных титрах, кто создавал эту музыку: вышеупомянутый Деспла, корифей саундтреков, и классический пианист-виртуоз Жан-Ив Тибоде. О нём мы, кстати, писали не раз; какой он мастер играть французский импрессионизм.
Так вот, саундтрек сам по себе производит грандиозное впечатление. Та же «Obituary» — такой ясной весёлой, в духе эдакого народного минимализма, темы, не было со времён Майкла Наймана.
Deezer, Apple Music, Spotify
Пианист Арсений Тарасевич-Николаев — участник абонемента с говорящим названием «Звезды XXI века». Московская филармония много лет собирает под свои знамена российских музыкантов, триумфаторов престижных международных конкурсов, молодых, но уже знаменитых. Многие из них окажутся вместе в Большом зале Московской консерватории 30 ноября и дадут концерт, посвященный юбилею своего педагога, — 90-летию со дня рождения профессора Московской консерватории Сергея Доренского. О своем великом учителе, загадочной японской публике и «фирменном» марокканском супе Тарасевич-Николаев рассказал в интервью ФАН.
— Вы уже выбрали произведение, которое будете исполнять на вечере-посвящении своему учителю Сергею Леонидовичу Доренскому?
— Изначально было определено, что все участники концерта будут играть с оркестром (Московской консерватории, дирижер Вячеслав Валеев. — Прим. ред.), поэтому нужно было репертуарные возможности оркестра соотнести с моим выбором. В итоге мы договорились, что исполним Второй фортепианный концерт Брамса. Поскольку сочинение по объему и содержанию сравнимо с романтической симфонией, то решили, что прозвучит только его первая часть. Первый раз этот концерт я сыграл уже после смерти Сергея Леонидовича (Доренского, скончался 26 февраля 2020 года. — Прим. ред.), в сентябре этого года. Но мы обсуждали с профессором это сочинение, так как я мечтал его исполнить последние десять лет. Я считаю, что это сочинение более чем достойное, чтобы посвятить его памяти моего учителя. Жаль, что не получилось эту гениальную музыку сыграть Доренскому. Было бы очень ценно услышать его замечания по этому сложнейшему во всех отношениях произведению.
фото из личного архива Арсения Тарасевича-Николаева /
— Складывается впечатление, что зарубежная публика, СМИ более щедро одаривают наших пианистов комплиментами, нежели свои меломаны и журналисты. Почему так?
— Как говорится, нет пророка в своем отечестве. Мне кажется, что это общемировая практика, когда к своим артистам относятся с меньшим пиететом, чем к зарубежным. Везде люди ищут чуда извне, что отчасти парадоксально с учетом нынешней глобализации, унификации общественного, культурного и медийного пространства. Казалось бы, все про всех написано в соцсетях. Но тем не менее заезжий гость почему привлекает большое внимание, мол, если его пригласили при таком большом количестве отличных своих пианистов, то, значит, он особенный (смеется), и нужно идти на его концерт. А если серьезно, то в Европе по-прежнему считают, что русский пианист — это знак качества, и такая оценка незыблема больше 100 лет. И при прочих равных наши исполнители часто там собирают больше публики.
— Известно, что русских артистов боготворят в Японии. Расскажите о Ваших впечатлениях о гастролях в этой стране.
— Когда играешь в Японии, то там реже услышишь открытую эмоциональную реакцию зала. Я, пожалуй, нигде не встречал такой потрясающей тишины во время своего выступления, как в этой стране, поражает, что люди настолько сосредоточенно и дисциплинированно в хорошем смысле слова слушают музыку. Ты играешь три пиано в зале на 2,5 тысячи человек, и кажется, что и муха не пролетит незамеченной. Но тишина не мертвая, а живая. Все люди в этом зале внимают твоей игре. Аплодируют вроде по децибелам не так громко, как в России, но при этом японцы могут долго не отпускать тебя со сцены. А вот в России где-нибудь в глубинке взорвутся аплодисментами, но как только артист собрался уходить за кулисы, то они этому не препятствуют и отпускают. Все, концерт для них окончен. А еще в России во время концерта бывает в зале «фоновый пул»: люди либо перешептываются, либо шуршат, может телефон зазвонить…
фото из личного архива Арсения Тарасевича-Николаева /
— А в США какая публика?
— В Америке очень эмоциональная публика. Там очень громко реагируют на выступление, кричат и свистят из зала (смеется). Но количество возгласов «браво!» — не показатель успешного выступления для меня, я везде люблю играть и для всех.
— На Вашем сайте выложен репертуар, и в нем есть сочинение вашего коллеги, пианиста Даниила Трифонова. Почему его стали играть?
— Это давняя история. Я познакомился с Даней (Даниилом Трифоновым. — Прим. ред.) еще лет десять назад. Мы были одновременно на мастер-классах в Израиле, плотно общались. В тот момент он много сочинял под влиянием Метнера, Рахманинова, что-то вроде неоромантизма. Мне тогда понравилось несколько его пьес. А Dedication to Manuel de Falla («Посвящение Мануэлю де Фалья») я решил взять в программу одного из конкурсов, в котором я планировал участвовать, так как там нужно было по регламенту исполнять произведение, написанное где-то после 1985 года, то есть совсем современную партитуру. Музыка замечательная, яркая. Даня вообще очень плодовитый в творческом плане человек…
— А Вы не пробовали сочинять?
— Последний мой композиторский опыт был, насколько я помню, в восьмилетнем возрасте, потом я забросил это дело (смеется). Сейчас я живу по принципу: если можешь не сочинять — не сочиняй. Мне и так как пианисту настолько повезло с огромным количеством гениального репертуара, его бы успеть как можно больше переиграть. К нему добавлять что-то? Начну писать музыку, только когда почувствую, что без этого не могу. Впрочем, во время прошлогоднего карантина, когда не было концертов, я начал делать переложения для фортепиано нескольких романсов Прокофьева. Это занятие помогало глубже понимать музыку, которую люблю.
фото из личного архива Арсения Тарасевича-Николаева /
— Где-то планируете исполнить эти транскрипции?
— Нет, пока не исполнял. Может быть их время прозвучать на публике когда-нибудь и придет.
— Несколько лет назад в одном из интервью Вы сказали: «Классическая музыка — это моя жизнь». Наверно, не все так буквально?
— Я имел в виду, что все то, что со мной происходит, затем претворяется в музыке. Музыка вызывает в моей жизни наибольший эмоциональный отклик. У меня, конечно же, есть и другие интересы, я совсем не монашеская личность по отношению к жизни. Я люблю, например, авторское кино, кулинарию. Это занятие стало полноценным увлечением года три назад. Его я воспринимаю как чудесную возможность отдыха от основной профессии.
— Авторские рецепты есть?
— Да, я на кухне много импровизирую, экспериментирую, придумываю необычные сочетания продуктов. Я не увлекаюсь десертами. Больше нравится готовить супы, мясо, рагу.
— Ваши фирменные блюда?
— Есть в моей кулинарной книге, например, марокканский суп. Еще и ростбиф с овощами, который мне не стыдно предъявить на пробу широкой публике. У меня дома много гостей бывает. Я уже практически всех своих близких знакомых накормил своей стряпней. Им понравилась, но делаю скидку на то, что они все воспитанные и культурные люди.
— Сергей Леонидович Доренский пробовал Ваши блюда?
— Нет. До пандемии был насыщенный гастрольный график, а готовлю я, понятно, когда бываю дома. Я не успел продемонстрировать ему свои кулинарные способности, вернее, не рискнул предложить и ждать его оценки моих творческих опытов на кухне. Куда важнее мне было узнавать его мнение по поводу моей игры на фортепиано. Поэтому концерт 30 ноября в честь его юбилея — для меня очень важное и волнительное событие.
ДОСЬЕ. Родился в 1993 году в Москве в семье потомственных музыкантов. Окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (2011) в классе профессора А. А. Мндоянца и Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского (2016) в классе профессора С. Л. Доренского. В возрасте 19 лет одержал блестящую победу на международном конкурсе пианистов имени А. Н. Скрябина в Москве, а позднее стал лауреатом международных конкурсов в Кливленде (США, 2013), имени Э. Грига (Норвегия, 2014) и Сиднейского конкурса пианистов (Австралия, 2016). За конкурсными успехами последовало подписание пятилетнего контракта со звукозаписывающими компаниями Decca Classics и Universal Music. В 2017 году музыкант был удостоен престижной международной награды Premio Chigiana. Сегодня он играет в крупнейших залах Москвы и других городов России. Гастролирует в странах Европы и Азии (в том числе в Италии, Великобритании, Франции, Германии, Испании, Швейцарии, Норвегии, Польше, Литве, Израиле, Китае, Японии), а также в США, где его концерты проходили в Карнеги-холле в Нью-Йорке, Северенс-холле в Кливленде и на других известных сценах.
фото из личного архива Арсения Тарасевича-Николаева /
толковый словарь
м.
1. Артист, в совершенстве владеющий техникой своего искусства (обычно о музыкантах).
2. перен.
Тот, кто достиг высшего мастерства в чём-либо, в совершенстве овладел техникой какого-либо дела.
толковый словарь ушакова
ВИРТУО́З, виртуоза, муж. (итал. virtuoso). Артист, преим. музыкант, в совершенстве владеющий техникой своего искусства.
|| перен. Человек, достигший совершенства или необыкновенной ловкости в каком-нибудь деле, в исполнении чего-нибудь (разг.). Оратор-виртуоз. Виртуоз слова.
толковый словарь ожегова
ВИРТУО́З, -а, муж. Человек, в совершенстве владеющий техникой своего искусства, своего дела. Пианист-в.
толковый словарь даля
ВИРТУОЗ — муж. виртуозка жен., итал. весьма искусный музыкант, игрок, исполнитель музыки; музыкант-дока. Виртуозный, до искусства этого относящийся
популярный словарь
Виртуоз
-а, м.
1) Исполнитель, преимущественно музыкант, мастерски владеющий техникой своего искусства.
Скрипач-виртуоз.
Вторым номером выступил виртуоз-балалаечник (Ильф и Петров).
Синонимы:
ма́стер
2) перен. Человек, достигший в каком-л. деле высшей степени мастерства.
Он виртуоз в этом деле.
Четверть века спустя взыскательнейшие критики назовут ее [Зинаиду Гиппиус] «самой талантливой из писательниц-женщин», «настоящим виртуозом слова»… (Безродный).
Синонимы:
ас, ма́стер (чего), уме́лец
Родственные слова:
виртуо́зный
Этимология:
От французского virtuose (← ит. virtuoso ← лат. virtus ‘доблесть’, ‘талант’). В словарях — с 1803 г.
Энциклопедический комментарий:
Термин «виртуоз» применяется по преимуществу к музыкантам-исполнителям: инструменталистам и вокалистам. Искусство исполнителя-виртуоза неразрывно связано с артистическим воодушевлением, увлекающим аудиторию и способствующим яркой и впечатляющей интерпретации произведения. Виртуозность позволяет донести до слушателя содержание музыкального произведения.
словарь существительных
ВИРТУО́З, -а. м
О человеке, который достиг высокой степени мастерства, совершенства в какой-л. области (обычно в искусстве), владеющий техникой своего дела;
Син.: Разг. искусник, Разг. мастер, ас.
А ведь ты на фортепианах-то виртуоз, метр, Рубинштейн… (Дост.).
энциклопедический словарь
ВИРТУО́З -а; м. [итал. virtuoso]
1. Артист, в совершенстве владеющий техникой своего дела (обычно музыкант).
2. Тот, кто достиг высокой степени мастерства в чём-л. Хирург-виртуоз.
* * *
виртуо́з (итал. virtuoso, от лат. virtus — доблесть, талант), исполнитель (чаще музыкант), мастерски владеющий техникой искусства. Человек, достигший в работе высшей степени мастерства.
большой энциклопедический словарь
ВИРТУОЗ (итал. virtuoso — от лат. virtus — доблесть, талант), исполнитель (чаще музыкант), мастерски владеющий техникой искусства. Человек, достигший в работе высшей степени мастерства.
академический словарь
-а, м.
Артист, в совершенстве владеющий техникой своего искусства (преимущественно о музыканте).
Ни до Паганини, ни после Паганини не нашлось виртуоза, который мог бы так же владеть скрипкой, как он. Сергеев-Ценский, Пушки выдвигают.
||
Человек, достигший высокой степени мастерства в каком-л. деле.
В первом же бою он [наводчик Ковалев] показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда. Катаев, Сын полка.
[итал. virtuoso]
пунктуация и управление в русском языке
чего и в чем. Виртуоз своего (слесарного, токарного) дела. Виртуоз во владении шпагой.
орфографический словарь
словарь ударений
формы слов
виртуо́з, виртуо́зы, виртуо́за, виртуо́зов, виртуо́зу, виртуо́зам, виртуо́зом, виртуо́зами, виртуо́зе, виртуо́зах
синонимы
сущ., кол-во синонимов: 9
сущ.
мастер
искусник
художник
артист
Артист, мастер, маэстро.
Он хорошо знает музыку, но не виртуоз. ..
Ср. знаток.
См. знаток…
морфемно-орфографический словарь
грамматический словарь
этимология
Заимствованное из французского, где virtuose восходит к итальянскому virtuoso — «выдающийся мастер, артист»; латинское virtuoso — «сильный, добродетельный» от virtus — «добродетель, сила, мужество», произведено в свою очередь от vir — «мужчина».
этимологический словарь
Итальянское — virtuoso (добродетельный).
Латинское — virtus (превосходное качество).
Слово «виртуоз» было заимствовано из итальянского языка в конце XVIII в.
В итальянский слово пришло из латинского, где в качестве источника выступало прилагательное virtus со значениями «отличное достоинство», «доблесть».
«Виртуозом» называют «артиста, в совершенстве владеющего техникой исполнительского мастерства».
Производное: виртуозный.
этимологический словарь русского языка
Из фр. яз. в конце XVIII в. Фр. virtuose < ит. virtuoso — «мастер своего дела, выдающийся артист», восходящего к virtuoso — «сильный, добродетельный».
этимологический словарь
виртуо́з
из ит. virtuoso, букв. «добродетельный, сильный», от лат. virtus «добродетель»; см. Гамильшег, EW 893.
словарь галлицизмов русского языка
ВИРТУОЗ а, м. virtuose, нем. Virtuos. <, ит. virtuoso.
1. Ведущий, искусный музыкант или певец. Сл. 18.Во Французской церкви .. было повторение от славнаго Виртуоза Генделя, сочиненной музыки. Спб. в. 1735 27. Опера там в наилучшем состоянии, и в славных виртуозах недостатку никогда не имела. Прим. Вед. 1738 47. Что надлежит до виртуоза, .. о том уже я в прошлой понедельник рескрипт получил. 1752. М. П. Бестужев-Рюмин. // АВ 2 266. Славный виртуоз г. Гартман, член Французской Академии Музыки в Париже, извещает чрез сие Почтенную публику, что он в будущую субботу января 30 даст в Маскерадной зале большой вокальный и инструментальный концерт, в котором он покажет свое искусство на флейтраверсиере совсем нового изобретения. Моск. вед. 1787. // Пам. культ. 1987 155. <концерт> отложен за болезнию одного Виртуоза. Муза 2 82.
2. Знаток, мастер в каком-л. деле. Сл. 18. Виртуоз, худог, искусник, знаток совершенный в какой-либо из словесных наук, как то в музыке, в стихотворении, в живописи и проч. ФРЛ-1 2 678. <Я> ежели не выпустил своих учеников виртуозами в науках, за то сам .. успел в знании французскаго языка, что мог читать и переводить всех родов авторов без словарей. Винский Зап. 114. Пусть загремят войны перуны, Я в этой песне виртуоз. Давыдов В альбом. Из смешных его <купца> сторон была любовь к иностранным словам, которые он часто перепутывал: так. вместо «виртуоз» говорил «виртуост», а когда его переспрашивали, то не смущался, отвечал: «как вы не понимаете? Так называется человек, замечательно хорошо знающий свое дело». Варенцов 667. Есть же у нас свои резинщики-виртуозы, свои «кувшинные рыла», волынщики непревзойденные. Правда 20. 11. 1988. Можно быть виртуозом фальшивой игры. Е. Ленц. // Борохов. ♦ Эти акробаты пера, эти виртуозы фарса .. и эти шакалы ротационных машин. 1928. Ильф 12 стульев. // Душенко 145.
— Норм. Еще можно было делать вид, что не обращаешь внимание на речевые изъяны лектора, когда он говорил «экскиз» вместо «эскиз», или вместо «виртурз» — «вертоус». Л. Лавлинский Давнее-давнее. // ЛО 1996 1 106. — Лекс. Ян. 1803: виртуоз; Соколов 1834: виртуо/з; Сл. 18:виртуо/з 1735, виртуозо 1798.
словарь иностранных слов
ВИРТУОЗ (франц. virtuose, от итал. virtuoso — сильный, ловкий). Мастер, отлично знающий свое дело; преимущественно же это слово употребляется по отношению к лицу, играющему превосходно на музыкальном инструменте.
сканворды
— Человек, владеющий чем-либо в совершенстве.
— У кого техника отточена?
— Высококлассный исполнитель.
— Картина Николая Богданова-Бельского.
— Прозвище хоккеиста Бориса Михайлова.
полезные сервисы
1.
… о себе. Он был профессиональным пианистом и сейчас осел более-менее постоянно в Нью-Йорке, получив … всех рэгов зазвенел в воздухе. Пианист прочно сидел за клавишами, его длинные темные пальцы с розовыми … Деду и МБМ, последний пожал пианисту руку и сказал: «Я очень рад познакомиться с вами». Колхаус … так и назывались: «черномазые песенки». Пианист, однако, отрекся от них энергичным движением головы: «Черномазые песенки» сочиняются … цвет». Возникла еще одна пауза. Пианист посмотрел на потолок. «Ну что ж, — сказал он, — очевидно, мисс …
Доктороу Л. Эдгар. Рэгтайм
2.
… способности меломанов различать на слух пианистов, исполняющих одно произведение. Как же выявить индивидуальные особенности клавиатурного почерка …
Долгин А.Е.. Как защитить информацию (пособие по борьбе с хакерами)
3.
… Кисин? Первый раз слышу. Вот пианист с такой фамилией есть, совершенно гениальный мальчик… Мне надоело играть … заявила преподавательница, которая отбирала будущих пианистов. — Первый раз такую встречаю — ни одной ноты правильно не способна …
Донцова Дарья. Виола Тараканова 1-10
4.
… платок на крышке черного рояля. Пианист то и дело вытирает лоб. Вдохновенный труд, нелегкая работа… Концерт … на фоне которой — ярче живопись пианиста. Контрабас Нильса ГГедерсена — намеренно шершавый, замшевый фон, оттеняющий блеск импровизаций …
Довлатов Сергей. Ремесло
5.
… корреспондент «Блеятеля» написал следующее: «Болдбой — пианист, выступающий не без успеха в галерее св. Джануариуса. За вечер …
Диккенс Чарльз. Статьи, речи, письма.
6.
… она наклонилась, разглядывая табличку, — механический пианист, играющий в две руки, сделанный в 1931 году. А это …
Дилени Сэмюэль Р.. Нова
7.
… тонкими и быстрыми, как у пианиста, пальцами он стал быстро разгребать желтовато-серую массу, отделяя маленькие …
Днепров Андрей. Рассказы
8.
… Это было как музыка, так пианист пробегает быстрыми своими пальцами весь рояль слева направо, сверху донизу …
Драгунский Виктор. Сегодня и ежедневно
9.
… собирается выстроить; вот портрет знаменитого пианиста, приезжающего в Чикаго на гастроли; дальше — рецензия на новую комедию … Бонавита же был настоящий испанец, пианист, пользовавшийся некоторой известностью. Он всегда охотно отзывался на приглашения Юджина …
Драйзер Теодор. Гений
10.
… хозяйки. Среди ее гостей были пианист Альбони, скульптор Адам Раскевич, английский ученый сэр Нельсон Киз, а …
Драйзер Теодор. Дженни Герхард
11.
… таким пальчиком: ты же не пианист… Но если хочешь, можно повторить операцию и попытаться отыскать второе … двумя музыкантами, саксофонистом Жорой и пианистом Феликсом, оказался в деревянной избе, принадлежащей местной фельдшерице Катерине. У …
Доценко Виктор. Бешеный 1-17 Биография отца Бешеного
12.
… самозабвенно врать. Мой сын — гениальный пианист, победитель многих конкурсов. Давным-давно живет за границей, в Париже … у меня никакого энтузиазма, а пианист похож на большую ворону, склевывающую с клавиш крошки. Сзади оркестра … Плетнева. Представляете, за роялем гениальный пианист, за пультом не менее гениальный Спиваков, а из директорской ложи … для ударника барабан, а для пианиста рояль. До метро нужно ехать пару остановок на автобусе, поэтому … закричала я, — их у меня пианист купил, хорошо заплатил! Хватило и на пальто Кеше, и на …
Донцова Дарья. Даша Васильева 1-20
13.
… изучила все. Рояль отмели сразу — пианистов мучает жесточайший остеохондроз, от скрипки на подбородке возникает уродливая мозоль … мной сидел известный, почти гениальный пианист Юра Соколов. Когда-то мы вместе учились в консерватории, правда … и попросила: — Отвернитесь на минутку. Пианист отошел к окну, я вытащила доллары и положила на журнальный … долларах лежала записка, — выкрутилась я. Пианист удрученно покачал головой: — Увы! Нас познакомила Яна Михайловна. — Яна?! — Ну … представьте меня. — С удовольствием, — ответил пианист и схватился за телефон. Галина Антоновна очень настороженно произнесла: — Алло …
Донцова Дарья. Ерлампия Романовна 1-11
14.
… никогда не победить на конкурсе пианистов имени П.И. Чайковского, мама купила абонемент в Консерваторию. Невозможно …
Донцова Дарья. Записки безумной оптимистки
15.
… и тут же осушают стаканы. Пианист встает и кланяется, все встают и кланяются ему в ответ …
Джером К. Джером. Трое на велосипедах
16.
… отвечают: «Prosit!» — и осушают стаканы. Пианист-аккомпаниатор встает и кланяется; все кланяются ему в ответ; входит …
Джером К. Джером. Трое на четырех колесах
17.
… играл на ее чувствах, как пианист на клавишах, но ведь то, через что они совместно прошли …
Джоансен Айрис. Романы 1-18
18.
… видом человека, истерзанного несправедливостью, просит пианиста начать сначала. Аккомпаниатор играет вступление к песенке адмирала, и Гаррис …
Джером К. Джером. Трое в лодке, не считая собаки
19.
… Мистер Торнсен работал у него пианистом и был известен под именем Терри Зайглера. Я счел необходимым … стал зарабатывать на жизнь, устроившись пианистом в «Дэд энд Клэб», он в целях конспирации изменил фамилию … ценили и любили его как пианиста. Дела пошли в гору. Чак имел связь с одним старым … разглядывают. — Салют, Макс, — приветствовал он пианиста. Тот продолжал играть и, не разжимая губ, ответил: — Салют! Корридон … не отрывая взгляда от пальцев пианиста, сбросил на пол пепел сигареты. — Кто она? — Не знаю. Похожа …
Джеймс Хэдли Чейз. Детективы 1-91|Джеймс Хэдли Чейз. Детективы 1-91#2
20.
… намерен построить себе домик. Хороший пианист-любитель, он после шестнадцатичасового трудового дня с удовольствием отдыхает над …
Джеймс Хэдли Чейз. Детективы 1-91|Джеймс Хэдли Чейз. Детективы 1-91#3
21.
… взоры к эстраде. «Чудо, мальчик-пианист-всего десяти лет!» давал свой концерт. Наш друг поднялся и …
Джером К. Джером. Рассказы
22.
… было обнаружено местонахождение знаменитого советского пианиста Ричарда Конгросяна, психокинетика, который играл Брамса и Шумана, не прикасаясь … Дондольдо. Почему это знаменитый советский пианист приобрел в качестве своей летней резиденции дом в Северной Калифорнии … ручной глист. Записывать величайшего безрукого пианиста нашего столетия. Послушай, Нат, вот какая шутка пришла мне в … уговорить великого, но патологически неуравновешенного пианиста-телекинетика Ричарда Конгросяна принять участие в сегодняшнем концерте, так как … раз благодаря своей репутации прославленного пианиста. Я знаю, о чем я говорю. Вы, что, так не …
Дик К. Филип. Симулакрон
23.
… лихорадочно схватил длинными как у пианиста пальцами скомканный лист бумаги. — «Шахматная фигура, доведенная до банкротства». Знаменитый …
Дик Филип. Реставратор галактики
24.
… покупателей. Мошелес Игнац (1794-1870) — пианист и композитор. Уроженец Праги. …из Темпла — то есть из района …
Диккенс Чарльз. Очерки Боза. Наш приход.
25.
… не видел, месил клавиатуру как пианист-виртуоз в финале какой-нибудь пьесы Франца Листа. Рукопись йенсениста …
Дик К. Филип. Предпоследняя истина
26.
… от главного зала, там играл пианист, а два бармена готовили напитки. Но Лору привлекали окна, которые …
Джудит Майкл. Наследство
27.
… что Элен Макдафф и этот пианист провели вместе всю вторую половину дня. Наверно, дел у них … в дом и после ухода пианиста. — Не уговаривай меня, Рой. Я считаю своей обязанностью сообщить полиции … тот день приходил их знакомый пианист. Говорит, он провел с Элен весь день. — Выкиньте из головы … то воскресенье я увидела этого пианиста, когда он шел по Бэккер-авеню по направлению к дому … была занята с этим самым пианистом! Так я решила и так сообщила по телефону в полицию …
Джэссел Ричард. Темное дело в Гейтвее
28.
… вырос бы хлюпиком и бездарным пианистом. …Я лежал, смотрел, как за занавесками становится все ярче, и …
Дивов Олег. Толкование сноведений
29.
… управлял кораблем с искусством опытного пианиста, играющего хорошо знакомую пьесу. Конечно, корабль с открытым люком далеко … по воздуху тонкими пальцами, словно пианист-виртуоз перед тем, как сесть за рояль. «Все, — с грустью …
Дрейк Дэвид. Флот 1-6
30.
… начальника экспедиции замелькали с быстротой пианиста над рукоятками и кнопками расчетной машины. Бледное, с резкими чертами …
Ефремов Иван. Туманность Андрометы
Статья из Википедии, бесплатной энциклопедии.
отрывок из произведения «Пианист-виртуоз» .
Пианист — виртуоза по Чарлзли-Луи Hanon (полное название: виртуозный пианист в 60 упражнениях, рассчитанный на то, приобретает ловкость, независимость, силу и наиболее полное равенство пальцев, а также гибкость запястья ) представляет собой набор «технические упражнения, направленные на совершенствование пианистической игрымузыканта.
Впервые опубликованная в Булони в 1873 году, «Виртуозный пианист» — самое известное произведение Шарля-Луи Ханона, которое до сих пор широко используется преподавателями фортепиано и учениками.
Вступление
Введение выражает цель данной работы. Вот краткое изложение:
В настоящее время обучение игре на фортепиано настолько распространено, и есть так много хороших пианистов, что посредственность в игре на фортепиано больше не приемлема. Недостаточное изучение фортепиано приводит к неправильной игре на фортепиано (из-за отсутствия ритмической точности), неудобной (из-за жесткости пальцев и запястий), кропотливой (из-за мышечной усталости), поэтому невыразительной … Левая рука » слева «во всех смыслах этого слова 4- й и 5- й пальцы слабые и жесткие …
Чтобы иметь хороший уровень, необходимо учиться игре на фортепиано не менее 8-10 лет. Однако мало кто может посвятить столько лет изучению этого инструмента.
Есть решение, позволяющее достичь хорошего уровня пианизма за гораздо меньшее время: это упражнения на виртуозность, объединенные в этом произведении. После их расшифровки вам нужно быстро сыграть в них для большей эффективности. Они позволяют тренировать десять пальцев, чтобы укрепить их, смягчить запястья, обрести независимость пальцев и мышечную силу, а также постепенно научиться хорошо играть все фортепианные произведения, даже самые сложные.
Эта книга предназначена для всех студентов-пианистов, от почти новичка до высокого уровня. Пианисты и учителя, у которых нет времени или возможности тренироваться, быстро найдут виртуозную пианистическую игру благодаря этим упражнениям. Пианист, который в течение некоторого времени повторяет эти упражнения каждый день, добьется чистой, точной и «жемчужной» пианистической игры, как у концертных исполнителей. Эта книга позволяет решить все технические трудности игры на фортепиано.
Ритмические варианты
После вводной страницы, книга предлагает несколько ритмических вариаций , применимых к первым 35 годам ( в том числе варианта п O 13, что позволяет работать ритм качание характеристики многих джазовых пьес).
Обзор упражнений
«Виртуозный пианист» содержит множество виртуозных упражнений до мажор, очень техничных, и их нужно исполнять с большой ритмической регулярностью, потому что они написаны в шестнадцатых нотах (но с несколькими возможными ритмическими вариациями для каждой), затем гаммы и арпеджио (в целом мажорные и минорные тона ), и, наконец, все более и более сложные в техническом отношении упражнения, основанные на двойных нотах или совершенных аккордах (перевернутых или нет) и т. д.
Упражнения разделены на три части.
- Часть 1 (1-20): подготовительные упражнения на ловкость, независимость, силу и идеальное равенство пальцев
- Часть вторая (21-43): превосходные упражнения для подготовки пальцев к виртуозным упражнениям.
- Третья часть (44-60): упражнения виртуоза, рассчитанные на выполнение наибольших трудностей механизма.
Полезность этой книги
Этим произведением уже воспользовались несколько поколений пианистов со всего мира (в том числе многие преподаватели фортепиано и концертные исполнители).
Действительно, это позволяет постепенно достигать виртуозности и того, что называется «игрой на жемчужине», которая вызывает пианистическую игру, артикулированную чрезвычайно точно и ясно (на ритмическом уровне), причем каждая музыкальная нота сопоставима с одной из жемчужин. ожерелья.
В настоящее время этот справочник по-прежнему используется подавляющим большинством учителей французских музыкальных консерваторий и считается необходимым для приобретения точной, виртуозной и качественной игры на фортепиано. Эти упражнения обычно выполняются в начале каждого урока игры на фортепиано, как при разминке или спортивной тренировке.
Некоторые учителя заменяют эти упражнения гаммами и арпеджио или даже этюдами.
Отзывы
Некоторые (пианисты, преподаватели фортепиано или другие), в том числе Филипп Кассар , считают, что (чрезмерное) изучение этих виртуозных упражнений иногда приводит к пианистической игре, которая является слишком упрощенной, механической и кованой (как если бы пианист печатал на машине, а не создавать музыку), и эта музыкальность (художественный аспект, включая выразительность, нюансы , рубато и т. д.) должна преобладать над виртуозностью (технический аспект).
Кроме того, эта книга может показаться очень строгой как для младших школьников, так и для начинающих.
Вот почему есть производное произведение, разработанное Арманом Ферте и озаглавленное «Юный пианист-виртуоз в 40 упражнениях» , которое предлагает эти упражнения, адаптированные таким образом, чтобы их было легче читать, они более читабельные и более доступные для детей и начинающих пианистов.
Филипп Кассар описывает этот метод как «пагубный», который «сегодня является посмешищем для других стран мира». По его словам, предел этого метода в том, что «он говорит только о механизмах, то есть о движении пальцев, маленьких молотках, ну, всех клише, обо всем худшем из худшей из возможных фортепианных школ … Вы можете «Не промывай мозги пианино в этот момент, как это делает мистер Ханон».
Примечания и ссылки
Работа
Шарль-Луи Ханон , пианист-виртуоз , Шотт ,, 84 с. ( ISMN 979-0-54350-093-8 , онлайн- презентация )
Внешние ссылки
- Упражнения Hanon доступны бесплатно на сайте http://www.hanon-online.com.
- Пианист-виртуоз Шарля-Луи Ханона , бесплатные партитуры в рамках проекта International Music Score Library Project..
Портал классической музыки