Петя и волк сюжет симфонической сказки

Автор: летучева галина ивановна организация: мбдоу детский сад 66 населенный пункт: г. иваново цель применения икт в нод: активизация

Автор: Летучева Галина Ивановна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 66»

Населенный пункт: г. Иваново

Цель применения ИКТ в НОД: активизация познавательной деятельности детей.

Обоснование целесообразности применения ИКТ в НОД:

  • Формирование учебной мотивации;
  • Закрепление материала, полученного во время НОД.

Продолжительность использования данной разработки (цифрового образовательного ресурса): 8 минут

Цель: Воспитывать в детях интерес к миру музыки, познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами, развивать творческие способностей у детей средствами музыки.

Задачи приоритетной образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

  • Познакомить с темами героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»
  • Закрепить у детей знания музыкальных инструментов симфонического оркестра и умение различать их по тембру, по внешнему виду.
  • Определять героев сказки по характеру музыки.
  • Развивать умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
  • Поощрять проявление творческой активности детей.
  • Развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
  • Воспитывать культуру слушания симфонической музыки.

Задачи в интеграции образовательных областей:

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • Обогащать словарный запас детей названиями музыкальных инструментов (валторна, скрипка, фагот, кларнет, флейта);
  • Развивать диалогическую речь.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • Развивать внимание, память;
  • Развивать познавательную активность.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Формировать умение работать в команде, помогать сверстнику;
  • Способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками и взрослыми, умение выслушивать их;
  • Способствовать повышению эмоционального настроя воспитанников.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • Воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных танцевальных движений.

Планируемые результаты НОД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; ребенок проявляет любознательность; ребенок может контролировать свои действия и управлять ими; ребенок различает на слух различные музыкальные инструменты, определяет характер музыки; владеет устной речью, может использовать речь для построения высказывания в ситуации общения.

Предпосылки УД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные — умение анализировать, умение работать по заданному алгоритму; регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; личностные – умение осознать свои возможности, формировать умение придти на помощь друг другу.

Используемое оборудование для педагога: ноутбук, экран, фортепиано, музыкальный центр.

Используемое оборудование для детей: народные музыкальные инструменты (ложки, бубны, колокольчики, погремушки), картинки с героями сказки «Петя и волк», картинки с музыкальными инструментами – 2 набора для двух команд.

Ход занятия:

Звучит музыка, входят дети.

Муз.рук. поет: Здравствуйте, ребята!

Дети поют — Здравствуйте!

  • Я очень рада встрече с вами. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения. Я приглашаю вас в сказку, вы готовы? (ДА)

Итак, в путь! Пойдем потихонечку на носочках, чтобы нашу сказку не спугнуть.

1.Раз, два, три — Василису прекрасную изобрази (Ходьба на носочках по кругу.

2. Гуси-лебеди летят, в сказку нас нести хотят. (Легкий бег на полупальцах, руки в стороны плавно машут, шея вперед.)

3. Раз, два, три — солдатов слышатся шаги (Маршируют с высоким подъемом ног. )

4.Мальчик-спальчик хоть и мал, с нами вместе зашагал (топающий шаг)

5.Наш Конек-горбунок медлить не станет, быстро в сказку нас доставит. (Прямой галоп) Вот мы оказались на лесной полянке. Сколько листьев расписных на земле лежат, с ними наши дети танцевать хотят!

Танец с листьями «Чудная пора Осень» Слова и музыка — Юрий Верижников

Дети: Раз. Два, три в сказку двери отвори (Звучит музыка « В гостях у сказки»)

Муз. рук: С болота, поросшего ряской

С полей, из лесного дупла,

Певучая добрая сказка,

По нотным тропинкам сошла,

К тесовому дому под ели,

Тропинка тебя поведет,

Расскажут о Пете и Волке,

Скрипки, кларнет и фагот.

Упрятаны в нотных страницах

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

У сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой фагот,

А злого презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя это сказка, бери,

Волшебные -двери страницы,

В нее поскорей отвори.

Включается проектор.

Муз.рук: Сегодня мы с вами поговорим о симфонической сказке «Петя и волк» (слайд 1),

которую написал С.С.Прокофьев (слайд 2). Как вы думаете, почему сказка называется симфонической? Да, это музыкальное произведение написано для симфонического оркестра. Прокофьев был первым, кто решил познакомить детей с музыкальными инструментами симфонического оркестра (Слайд 3). И для этого сочинил сказку (Слайд 3). Посмотрите ребята, сколько различных инструментов в симфоническом оркестре. Здесь есть струнно-смычковая группа инструментов (слайд 4), деревянно -духовая группа (слайд 5), медно-духовая (слайд 6), ударная группа (слайд 7). И сегодня мы вспомним некоторые из них, которые участвуют в нашей сказке. Каждый персонаж сказки изображается каким — то похожим на него по характеру звучания муз. инструментом. У каждого героя есть своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется: у птички своя, у кошки своя.

Эта мелодия называется лейтмотивом. Сейчас мы с вами в этом убедимся.

Итак, сказка начинается: Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку (слайд 8). Петя мальчик смелый, находчивый, добрый. Ходит он легко, даже вприпрыжку. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, веселая! А какие инструменты могут изобразить Петю?

Дети отвечают.

Муз.рук: Да, конечно, струнные с мягким, с теплым тембром.( слайд 8). (Тема Пети).

2) На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Все вокруг спокойно!» — весело закричала она (слайд 9). Птичка хлопотливая, юркая, верткая и тема птички такая же быстрая, проворная, то легкая, порхающая, то более плавная, суетливая, летящая. Какой же инструмент изображает птичку?

Дети отвечают.

Муз.рук: Конечно же, флейта (слайд 10). Звук у флейты светлый, легкий, высокий. Голоса птички и флейты похожи (тема Птички).

3). Вслед за Петей ,переваливаясь с боку на бок, показалась утка.

Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитку, и утка решила выкупаться в глубокой луже на лужайке (слайд 11). Мелодия утки медленная, неповоротливая. Музыка изображает эту походку неторопливую, важную мелодию утки играет гобой (слайд 12).

Он имеет гнусавый голос, изображает кряканье очень похоже. Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей: утке, которая не летает, но плавает или птичке, которая плавать не умеет, итак (Тема утки)

4)Вдруг Петя заметил, что крадется кошка (Слайд 13). Мелодию коварной, хитрой кошки играет Кларнет (слайд) низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками кларнет передает походку на бархатных лапках. «Берегись!» крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины своей лужи сердито закрякала на кошку (тема Кошки).

Вышел дедушка (слайд 14). Он сердился, что Петя ушел за калитку. Места опасные, если из лесу придет Волк, что тогда? Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия. Ходит Дедушка медленно, с трудом. И музыка передает тяжелую поступь. Голос у дедушки низкий. Его мелодию играет Фагот (слайд 14), самый низкий деревянно-духовой инструмент. Дедушка увел Петю и запер калитку (тема Дедушки).

И действительно, не успел Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк (слайд 15). Волка изображают три валторны (слайд 15). Их голоса образуют аккорды-некрасивые, резкие, скрежущие, хриплые. Тема Волка устрашающая, грозная. Кошка быстро залезает на дерево, а утка выскакивает из пруда, но Волк настигает ее и проглатывает (тема Волка).

Петя с помощью веревки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь Волка, и когда тот отвлекается, он набрасывает на хвост петлю. Волк пытается освободиться, то Петя привязывает другой конец веревки к дереву и петля затягивается на хвосте Волка еще туже.

Из леса выходят охотники(слайд 16). Они давно следили за Волком. Охотников изображают гром барабанов и литавры (слайд 16). Петя помогает охотникам связать Волка и отвести его в зоопарк. Сказка заканчивается всеобщим шествием в зоопарк ( слайд 17) (музыка шествие)

Проектор выключается.

Муз.рук: А теперь мне хочется проверить, как вы запомнили инструменты, которые изображают героев этой сказки. Вам необходимо поработать в командах и правильно найти к лейтмотиву нужную картинку героя и инструмент.

Дети подходят к столам, разделившись на 2 команды. На столах лежат картинки героев сказки и музыкальных инструментов вперемешку.

Музыкальная викторина.

1. Тема Пети-струнные 1. тема Дедушки-фагот

2.тема Кошки -кларнет 2. тема Утки-гобой

3.тема Волка-валторны 3. Птички-флейта

Дети слушают музыку и подбирают картинки: героя сказки и музыкальный инструмент.

(подводим итоги)

Муз рук: Молоды, ребята вы правильно освоили музыкальные темы героев и точно определили муз. инструменты (проходят на пение)

Распевка «По дорожке листики»

А теперь мы споем нашу знакомую песню

«Осень золотая» сл. муз.Сидоровой.

Муз.рук: Молоды, ребята, хорошо вы спели. Скажите пожалуйста, раньше в деревне люди сами мастерили инструменты, как же назывались эти инструменты?

Дети отвечают: (народные)

Муз.рук: Предлагаю вам поиграть на таких инструментах.

Оркестр «Добрый мастер», авторы: Злотник О. Долгалева О. Холодная И.

Дети выполняют движения по тексту.

Муз.рук: Вот и закончилось наше занятие. Мне понравилось, как вы занимались. Но мне хочется, чтобы и вы выразили свое отношение к занятию.

Если занятие вам понравилось, и было вам интересно, то возьмите улыбающийся смайлик. А если вам было грустно и скучно, то возьмите грустный смайлик.

Дети выбирают смайлики, аргументируя свой выбор.

Приложения:

  1. file1.pptx.zip.. 5,1 МБ

  2. file1.pptx.zip.. 5,1 МБ

  3. file0.docx.. 25,6 КБ

Опубликовано: 29.11.2021


Петя и волк
— детский мультик, в котором дети впервые знакомятся со звучанием инструментов симфонического оркестра, этого яркого явления западноевропейской музыкальной культуры. Если вы решили обучать своего ребёнка музыке, то наверняка он станет более-менее частым посетителем
филармонических концертов.
Во всех странах это является нормальной потребностью культурного, образованного человека.

А в этом случае ему будет просто необходимо хотя бы в общих чертах
входящими в состав симфонического оркестра, с их тембрами звучания, (научиться различать их по слуху),
знать, как они выглядят.

Информация эта объёмная и потому было бы неправильно наваливать её на ребёнка всю сразу. Ему будет сложно всё запомнить, может возникнуть путаница в голове. Поэтому давайте, как всегда, «кушать слона по кусочкам».

К счастью, для этой цели в нашем распоряжении имеется специально созданное музыкальное произведение. Сергей Сергеевич Прокофьев, наш замечательный композитор, подумал о детях и написал для них свою симфоническую сказку под названием «Петя и волк». Это одновременно и сказка для детей, и знакомство с несколькими инструментами оркестра.

Есть много вариантов записи этого произведения. При выборе видеоролика для размещения на своём блоге я думала о том, что этот фильм должен сочетать в себе богатую информативность, доступность и интересную подачу материала. Поэтому выбор был сделан в пользу записи, сделанной ещё в 1946 году.

К сожалению, более поздние варианты не выдерживают конкуренции с этой записью по указанным выше параметрам.
По причине давности записи качество видео в ней несколько уступает более поздним образцам. Однако, думаю, что содержание всё же важнее.

Итак, в сказке за каждым из главных действующих лиц закреплён определённый инструмент (или группа инструментов), которые характеризуют это действующее лицо своей мелодией-лейтмотивом.

Таким образом происходит знакомство с пятью духовыми инструментами и четырьмя из группы струнных инструментов. Вот они:

1.Для характеристики Пети композитор использует струнную группу инструментов (надеюсь, нет необходимости здесь рисовать картинку, поскольку такие инструменты, как скрипка
, виолончель
или альт
всем хорошо известны).

2. Птичка представлена близким ей по тембру деревянным духовым инструментом под названием Флейта.

fleyta

3.С Уткой нас познакомит деревянный духовой инструмент
Гобой
, поскольку его тембр ближе всего к звукам, издаваемым этой птицей.

goboy1

4.Кошку характеризует звучание Кларнета. Кларнет
(как и флейта, гобой и фагот) относится к той группе инструментов, которые когда-то делали из дерева. Поэтому данная группа так и называется: деревянные
духовые.

klarnet

5.Для Дедушки Прокофьев выбрал инструмент из той же группы. Называется он Фагот
.

fagot
6.Чтобы выделить волка из всей этой милой компании, использован инструмент из группы медных
(сделанных из меди) духовых. Называется он Валторна
, причём их задействовано для этой цели сразу три!

trompa09 0 kopiya

Надеюсь, что просмотр этого фильма об инструментах симфонического оркестра
доставит удовольствие всем. По крайней мере, у детей этот фильм всегда пользовался большим успехом:

petya i volkSorry, дорогие друзья! Я могу только догадываться каким образом наш советский мультик 1946 года с музыкой нашего Сергея Прокофьева стал вдруг недоступным для нас, естественных наследников творений наших предков. Но по факту этот мультфильм теперь является собственностью некоего партнёра Kedoo Entertainment и найти его в интернете я не смогла. Сожалею, что не скачала вовремя. Предлагаю альтернативный вариант. Это довольно интересная и содержательная беседа со школьниками с иллюстрацией симфонического оркестра. Впрочем, на YouTube вы сможете найти много вариантов этого мультика.

Ранним утром пионе р выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка , готовая поймать одну из них, однако птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чем.

Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк , и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.

Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.

Из леса выходят Охотники , которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк . Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.

Музыка

Каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом:

  • Петя ― смычковые струнные инструменты (преимущественно скрипки), C-dur, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;
  • Птичка ― флейта в высоком регистре, G-dur, виртуозные пассажи;
  • Утка ― гобой, Es-dur/As-dur, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;
  • Кошка ― кларнет, G-dur, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;
  • Дедушка ― фагот, тема в h-moll, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;
  • Волк ― три валторны, тема в g-moll;
  • Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)

Записи

  1. Наталия Сац Евгений Светланов
  2. Николай Литвинов — чтец, Государственный академический симфонический оркестр СССР дирижёр — Геннадий Рождественский
  3. Леонард Бернстайн — чтец, Нью-Йоркский филармонический оркестр дирижёр — Леонард Бернстайн (Sony Classical)
  4. Карлхайнц Бём — чтец, Венский филармонический оркестр дирижёр — Карл Бём (Deutshe Grammophon)
  5. Беатрис Лилли — чтец, Лондонский симфонический оркестр дирижер — Скитч Хендерсон (англ.)

    русск.
    (Decca Records , 1960)

Адаптации

Анимация

  • «Петя и волк » (Peter and the Wolf , 1946) — первая анимационная версия произведения, цветной рисованный мультфильм Уолта Диснея .
  • «Петя и волк » (1958) — советский кукольный мультфильм по произведению.
  • «Петя и волк » (1976) — советский кукольный мультфильм по произведению.
  • «Петя и волк » (Peter and the Wolf , 2006) — короткометражный анимационный фильм, удостоенный премии «Оскар ».

Чтение

Музыкальные версии

  • Peter and the Wolf
    (1966) — альбом американского джазового органиста Джимми Смита
  • The Rock Peter and the Wolf
    (1975) — рок-аранжировка произведения, записанная британскими музыкантами (Брайан Ино , Фил Коллинз , Гари Мур , Манфред Мэнн и др.)
  • David Bowie Narrates Prokofiev»s Peter and the Wolf
    (1978) — запись произведения, в котором роль чтеца исполнил Дэвид Боуи
  • Peter and the Wolf
    (1988) — пародийный альбом, сыгранный на синтезаторах и аккордеоне (Wendy Carlos & «Weirid Al» Yankovic)
  • Peter and the Wolf
    (1990) — альбом американского фолк-певца Дэйва ван Ронка
  • Wolf Tracks and Peter and the Wolf
    (2005) — запись, включающая оригинальное произведение и его продолжение «По следам волка», автор — французский композитор Жан-Паскаль Бентюс (англ.)

    русск.

  • Petr & The Wulf
    (2010) — альбом американского кантри-исполнителя Джея Манли , вдохновлённый сказкой.

Иллюстрации

Напишите отзыв о статье «Петя и волк»

Примечания

См. также

Ссылки

  • (англ.)
    , записи в музыкальной библиотеке International Music Score.
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (рус.) «» — в книге «Сказки для взрослых детей»
Концерты
Симфонии
Оперы
Балеты
Музыка к кинофильмам
для фортепиано
Кантаты

Отрывок, характеризующий Петя и волк

– Хорошо, хорошо, мне теперь некогда, – сказал Ермолов и вышел из избы. Диспозиция, составленная Толем, была очень хорошая. Так же, как и в аустерлицкой диспозиции, было написано, хотя и не по немецки:
«Die erste Colonne marschiert [Первая колонна идет (нем.) ] туда то и туда то, die zweite Colonne marschiert [вторая колонна идет (нем.) ] туда то и туда то» и т. д. И все эти колонны на бумаге приходили в назначенное время в свое место и уничтожали неприятеля. Все было, как и во всех диспозициях, прекрасно придумано, и, как и по всем диспозициям, ни одна колонна не пришла в свое время и на свое место.
Когда диспозиция была готова в должном количестве экземпляров, был призван офицер и послан к Ермолову, чтобы передать ему бумаги для исполнения. Молодой кавалергардский офицер, ординарец Кутузова, довольный важностью данного ему поручения, отправился на квартиру Ермолова.
– Уехали, – отвечал денщик Ермолова. Кавалергардский офицер пошел к генералу, у которого часто бывал Ермолов.
– Нет, и генерала нет.
Кавалергардский офицер, сев верхом, поехал к другому.
– Нет, уехали.
«Как бы мне не отвечать за промедление! Вот досада!» – думал офицер. Он объездил весь лагерь. Кто говорил, что видели, как Ермолов проехал с другими генералами куда то, кто говорил, что он, верно, опять дома. Офицер, не обедая, искал до шести часов вечера. Нигде Ермолова не было и никто не знал, где он был. Офицер наскоро перекусил у товарища и поехал опять в авангард к Милорадовичу. Милорадовича не было тоже дома, но тут ему сказали, что Милорадович на балу у генерала Кикина, что, должно быть, и Ермолов там.
– Да где же это?
– А вон, в Ечкине, – сказал казачий офицер, указывая на далекий помещичий дом.
– Да как же там, за цепью?
– Выслали два полка наших в цепь, там нынче такой кутеж идет, беда! Две музыки, три хора песенников.
Офицер поехал за цепь к Ечкину. Издалека еще, подъезжая к дому, он услыхал дружные, веселые звуки плясовой солдатской песни.
«Во олузя а ах… во олузях!..» – с присвистом и с торбаном слышалось ему, изредка заглушаемое криком голосов. Офицеру и весело стало на душе от этих звуков, но вместе с тем и страшно за то, что он виноват, так долго не передав важного, порученного ему приказания. Был уже девятый час. Он слез с лошади и вошел на крыльцо и в переднюю большого, сохранившегося в целости помещичьего дома, находившегося между русских и французов. В буфетной и в передней суетились лакеи с винами и яствами. Под окнами стояли песенники. Офицера ввели в дверь, и он увидал вдруг всех вместе важнейших генералов армии, в том числе и большую, заметную фигуру Ермолова. Все генералы были в расстегнутых сюртуках, с красными, оживленными лицами и громко смеялись, стоя полукругом. В середине залы красивый невысокий генерал с красным лицом бойко и ловко выделывал трепака.
– Ха, ха, ха! Ай да Николай Иванович! ха, ха, ха!..
Офицер чувствовал, что, входя в эту минуту с важным приказанием, он делается вдвойне виноват, и он хотел подождать; но один из генералов увидал его и, узнав, зачем он, сказал Ермолову. Ермолов с нахмуренным лицом вышел к офицеру и, выслушав, взял от него бумагу, ничего не сказав ему.
– Ты думаешь, это нечаянно он уехал? – сказал в этот вечер штабный товарищ кавалергардскому офицеру про Ермолова. – Это штуки, это все нарочно. Коновницына подкатить. Посмотри, завтра каша какая будет!

На другой день, рано утром, дряхлый Кутузов встал, помолился богу, оделся и с неприятным сознанием того, что он должен руководить сражением, которого он не одобрял, сел в коляску и выехал из Леташевки, в пяти верстах позади Тарутина, к тому месту, где должны были быть собраны наступающие колонны. Кутузов ехал, засыпая и просыпаясь и прислушиваясь, нет ли справа выстрелов, не начиналось ли дело? Но все еще было тихо. Только начинался рассвет сырого и пасмурного осеннего дня. Подъезжая к Тарутину, Кутузов заметил кавалеристов, ведших на водопой лошадей через дорогу, по которой ехала коляска. Кутузов присмотрелся к ним, остановил коляску и спросил, какого полка? Кавалеристы были из той колонны, которая должна была быть уже далеко впереди в засаде. «Ошибка, может быть», – подумал старый главнокомандующий. Но, проехав еще дальше, Кутузов увидал пехотные полки, ружья в козлах, солдат за кашей и с дровами, в подштанниках. Позвали офицера. Офицер доложил, что никакого приказания о выступлении не было.
– Как не бы… – начал Кутузов, но тотчас же замолчал и приказал позвать к себе старшего офицера. Вылезши из коляски, опустив голову и тяжело дыша, молча ожидая, ходил он взад и вперед. Когда явился потребованный офицер генерального штаба Эйхен, Кутузов побагровел не оттого, что этот офицер был виною ошибки, но оттого, что он был достойный предмет для выражения гнева. И, трясясь, задыхаясь, старый человек, придя в то состояние бешенства, в которое он в состоянии был приходить, когда валялся по земле от гнева, он напустился на Эйхена, угрожая руками, крича и ругаясь площадными словами. Другой подвернувшийся, капитан Брозин, ни в чем не виноватый, потерпел ту же участь.
– Это что за каналья еще? Расстрелять мерзавцев! – хрипло кричал он, махая руками и шатаясь. Он испытывал физическое страдание. Он, главнокомандующий, светлейший, которого все уверяют, что никто никогда не имел в России такой власти, как он, он поставлен в это положение – поднят на смех перед всей армией. «Напрасно так хлопотал молиться об нынешнем дне, напрасно не спал ночь и все обдумывал! – думал он о самом себе. – Когда был мальчишкой офицером, никто бы не смел так надсмеяться надо мной… А теперь!» Он испытывал физическое страдание, как от телесного наказания, и не мог не выражать его гневными и страдальческими криками; но скоро силы его ослабели, и он, оглядываясь, чувствуя, что он много наговорил нехорошего, сел в коляску и молча уехал назад.
Излившийся гнев уже не возвращался более, и Кутузов, слабо мигая глазами, выслушивал оправдания и слова защиты (Ермолов сам не являлся к нему до другого дня) и настояния Бенигсена, Коновницына и Толя о том, чтобы то же неудавшееся движение сделать на другой день. И Кутузов должен был опять согласиться.

На другой день войска с вечера собрались в назначенных местах и ночью выступили. Была осенняя ночь с черно лиловатыми тучами, но без дождя. Земля была влажна, но грязи не было, и войска шли без шума, только слабо слышно было изредка бренчанье артиллерии. Запретили разговаривать громко, курить трубки, высекать огонь; лошадей удерживали от ржания. Таинственность предприятия увеличивала его привлекательность. Люди шли весело. Некоторые колонны остановились, поставили ружья в козлы и улеглись на холодной земле, полагая, что они пришли туда, куда надо было; некоторые (большинство) колонны шли целую ночь и, очевидно, зашли не туда, куда им надо было.

10 фактов о музыкальном произведении и его создателе собрала Наталья Летникова.

1.
Музыкальная история появилась с легкой руки Натальи Сац. Руководитель Детского музыкального театра попросила Сергея Прокофьева написать музыкальную историю, рассказанную симфоническим оркестром. Чтобы дети не заблудились в дебрях классической музыки, есть пояснительный текст — тоже авторства Сергея Прокофьева.

2.
Мелодия скрипки в духе пионерского марша. Мальчик Петя встречает едва ли не весь симфонический оркестр: птичку — флейту, утку — гобой, кошку — кларнет, волка — три валторны. Выстрелы звучат звуком большого барабана. А ворчащий фагот выступает в роли дедушки. Гениальное просто. Животные разговаривают музыкальными голосами.

3.
«Увлекательное содержание и неожиданные события». От замысла до воплощения — работы на четыре дня. Ровно столько потребовалось Прокофьеву, чтобы история зазвучала. Сказка стала лишь предлогом. Пока дети следят за сюжетом, волей-неволей узнают и названия инструментов, и их звучание. Ассоциации помогают это запомнить.

«Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку — фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов — в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Сергей Прокофьев

4.
Первое мультвоплощение. «Петю и волка» в 1946 году экранизировал Уолт Дисней. Партитуру еще не опубликованного произведения мультмагнату передал сам композитор при личной встрече. Дисней был так впечатлен прокофьевским творением, что решил нарисовать историю. В итоге мультфильм вошел в золотую коллекцию студии.

5.
«Оскар»! В 2008 году короткометражка «Петя и волк» интернациональной команды из Польши, Норвегии и Британии получила приз Американской киноакадемии за лучший анимационный короткометражный мультфильм. Мультипликаторы обошлись без слов — только картинка и музыка в исполнении Лондонского симфонического оркестра.

6.
Петей, уткой, кошкой и другими персонажами симфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.

7.
Петя и волк на пуантах. Одноактный балет по произведению Прокофьева ставили в середине ХХ века в филиале Большого театра — нынешнем Театре оперетты. Спектакль не прижился — прошел всего девять раз. Одной из самых известных зарубежных постановок стал спектакль британской Королевской балетной школы. Главные партии танцевали дети.

8.
Рок-версией отметили 40-летие симфонической сказки. Известные рок-музыканты, в числе которых вокалист группы Genesis Фил Коллинз и отец эмбиента Брайан Ино, организовали постановку рок-оперы «Петя и волк» в Великобритании. В проекте участвовали гитарист-виртуоз Гэри Мур и джазовый скрипач Стефан Граппелли.

9.
Закадровый голос «Пети и волка». Только узнаваемые тембры: первой исполнительницей стала первая в мире женщина — оперный режиссер Наталия Сац. В списке — оскароносные английские актеры рыцарского звания: Джон Гилгуд, Алек Гиннесс, Питер Устинов и Бен Кингсли. Выступала от автора и голливудская кинодива Шэрон Стоун.

«Мы с Сергеем Сергеевичем фантазировали возможные сюжеты: я — словами, он — музыкой. Да, это будет сказка, главная цель которой — познакомить младших школьников с музыкальными и инструментами; у нее должно быть увлекательное содержание, неожиданные события, чтобы ребята слушали с непрерывным интересом: а что будет дальше? Решили так: нужно, чтобы в сказке были действующие лица, которые могут ярко выразить звучание того или иного музыкального инструмента».

Наталия Сац

10.
2004 год — премия «Грэмми» в номинации «Детский альбом в разговорном жанре». Высшую американскую музыкальную награду взяли политики двух супердержав — экс-президенты СССР Михаил Горбачев и США Билл Клинтон, а также звезда итальянского кино Софи Лорен. Второй сказкой диска стала работа французского композитора Жана Паскаля Бейнтуса. Классика и современность. Задача, как и десятилетия назад, — сделать музыку понятной для детей.

Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Во всё мире и взрослые и дети знают и любят симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк». Впервые сказка была исполнена в 1936 году в концерте Московской филармонии. Однако самой удачной постановкой считается инсценировка, осуществлённая Детским музыкальным театром имени Наталии Сац. Тогда текст читала сама Наталия Сац.

В своей автобиографии писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку — фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов — в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Исполняется эта сказка так: чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке. Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра.

Петя

Сначала звучит струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки Пети. Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю Сергей Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов — скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

Темы Птички, Утки, Кошки и Дедушки представлены в исполнении деревянных духовых инструментов – флейта, гобоя, кларнета, фагота.

Птичка

Птичка весело чирикает: «Все вокруг спокойно». Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.

Утка

В мелодии Утки отражены её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка и даже как будто слышно её кряканье. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя.

Кошка

Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирая на месте. В дальнейшем композитор покажет виртуозный блеск и огромный диапазон этого замечательного инструмента в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно взбирается на дерево.

Дедушка

Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.

Волк

Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.

Охотники

Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман. Музыка будто добродушно подсмеивается над незадачливыми стрелками. «Боевому» маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен. Так мы знакомимся с тембрами инструментов ударной группы.

Сказка заканчивается торжественным шествием всех её участников. В последний раз звучат их темы. Ведущей становится тема Пети, превращённая в победный марш.

Прослушав сказку, мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. «Петя и волк» — одно из лучших произведений Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.

Вопросы и задания:

  1. С какой целью Прокофьев написал музыкальную сказку «Петя и волк»?
  2. Какие инструменты исполняют тему Пети? Каков характер этой темы, её музыкальный язык?
  3. Объясните, почему Прокофьев избрал именно такую последовательность появления персонажей: Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, охотники.
  4. Какие медные духовые инструменты исполняют тему Волка? Чем тема Волка отличается от тем других персонажей?
  5. В какие моменты сказки и как появляются темы Утки, Кошки, Пети?
  6. Как звучит музыка Птички вначале сказки? Что появилось нового в музыке Птички в споре с Уткой; при появлении Кошки; в самом конце сказки?
  7. Сравни звучание музыки кошки при погоне за Птичкой и при появлении Волка?
  8. Чем отличается марш охотников от заключительного марша всей сказки?

Презентация

В комплекте:

1. Презентация — 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Фрагменты из симфонической сказки «Петя и Волк»:
Тема Пети, mp3;
Тема Птички, mp3;
Тема Утки, mp3;
Тема Кошки, mp3;
Тема Дедушки, mp3;
Тема Волка, mp3;
Тема охотников, mp3;
Прокофьев. «Петя и Волк» (полная версия, читает Николай Литвинов), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Кто какими инструментами (музыкальными) обозначен в сказке Петя и волк? и получил лучший ответ

Ответ от Єлойд[гуру]
Да в той же википедии всё есть, кому-то даже лень залесть туда….
Состав оркестра:
Флейтa; Гобой; Кларнет (in A); Фагот; Три валторны; Труба; Тромбон; Литавры; Треугольник; Бубен; Кастаньеты; Большой и Малый барабаны; Тарелки; Первые и вторые скрипки; Альты; Виолончели; Контрабасы.
Каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом:
Петя ― смычковые струнные инструменты (преимущественно скрипки), C-dur, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;
Птичка ― флейта в высоком регистре, G-dur, виртуозные пассажи;
Утка ― гобой, Es-dur/As-dur, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;
Кошка ― кларнет, G-dur, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;
Дедушка ― фагот, тема в h-moll, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;
Волк ― три валторны, тема в g-moll;
Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)

Ответ от Олег
[активный]
САМА СМАТРИ ЛЕНЬ ЧТО ЛИ

Ответ от Ђюменское рег отделение *КПРПР*
[новичек]
Петя скрипка Птичка флейта Утка габой Кошка кларнет Дедушка фагот Волк 3 валторны Охотник литравы и большой барабан

Ответ от 2 ответа
[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Кто какими инструментами (музыкальными) обозначен в сказке Петя и волк?

  • Петя и волки рассказ про вранье
  • Петя и волк рассказ
  • Петя и волк симфоническая сказка ноты
  • Петушок и бобовое зернышко сказка слушать аудио сказки
  • Петушок золотой гребешок русская народная сказка мультфильм смотреть