Урок во 2 классе на тему «Симфоническая сказка «Петя и волк»
С. Прокофьева».
Тип урока — урок открытия нового знания
Деятельностная цель: формировать у учащихся умений слушать, анализировать музыку. Способствовать у учащихся формированию умения правильно петь. Содействовать развитию творческих способностей учащихся.
Содержательная цель: расширить знания учащихся о музыкальных инструментах симфонического оркестра, познакомившись с симфонической сказкой «Петя и волк» С Прокофьева.
Ход урока.
1 этап. Мотивация ( 4 мин.)
Музыкальное приветствие. Я желаю сегодня на уроке получить вам заряд положительных эмоций и новые знания.
1 слайд. На слайде фото театра оперы и балета.
Что вы видите на данном фото? (театр)
2 слайд. Это не простой театр – это театр оперы и балет в Нижнем Новгороде.
Зачем люди посещают театр оперы и балета? (посмотреть музыкальные спектакли: оперы и балеты)
О каком спектакле у нас шла речь на прошлом уроке, об опере или балете? (балет)
3 слайд. Дайте определение понятия балет (спросить пару человек).
Назовите балет, фрагменты которого мы слушали на прошлом уроке? (балет «Золушка»).
4 слайд
5 слайд. Продолжите логическую цепочку: сказка «Золушка»- Шарль Перро-балет «Золушка………….?
6 слайд На фото изображение концертного зала.
Опишите, что вы видите на данном фото? (концертный зал)
Зачем люди посещают концертные залы? (послушать музыку, посетить концерт).
А какую музыку можно услышать в концертном зале? (вокальную, инструментальную).
7 слайд На фото музыкальные инструменты.
Что вы видите? (инструменты). Вы их узнали?
8 слайд. На фото оркестр.
Как мы назовем данный коллектив музыкантов? (оркестр)
А теперь попробуйте поставить цель нашего урока.
9 слайд На слайде, Прокофьев инструменты и оркестр.
Этап 2.Актуализации и пробного учебного действия (4 мин).
Сладй10 Чтобы познакомиться с инструментами симфонического оркестра, мы послушаем симфоническую сказку «Петя и волк» Прокофьева (цель урока)
Данное произведение Прокофьев написал для детей. А какую еще музыку для детей, написанную Прокофьевым вы помните?
Данная сказка имеет содержание. И вы дома с ним познакомились. Чтобы проверить, как вы это сделали, давайте поработаем в парах. Перед вами содержание сказки «Петя и волк», но перепутанное. (каждый лист пронумерован) Вам нужно данные карточки поставить по порядку. Начинайте работу.
11 слайд. Теперь поменяйтесь с парой по соседству и проверьте работу (проверка последовательности цифр).
12 слайд. Поставьте оценки (1 ошибка пять, 2,3, ошибки четыре, 4,5 ошибок три)
13 слайд. Сегодня оценки за работу на уроке вы будете ставить вот в такие оценочные листы. Подпишите свой оценочный лист. Первая оценка работа в парах. Поменяйтесь работами и поставьте в оценочный лист оценку. Молодцы.
3 этап. Выявление места и причины затруднения (4 мин.)
Назовите, мне действующих лиц сказки «Петя и волк»? (Петя, волк, дедушка, птичка, утка, охотники, кошка). Каждому герою этой сказки соответствует музыкальный инструмент.
На слайде вы видите:
Флейту – послушать как звучит
Кларнет – послушать как звучит
Гобой – послушать как звучит
Валторна — послушать как звучит
Фагот – послушать как звучит
Струнные инструменты – послушать как звучат
Ударные инструменты – послушать как звучат
4 этап. Построение проекта выхода из затруднений. (6 мин.)
Давайте послушаем темы героев этой сказки, и попробуем догадаться, какие инструменты их играют.
Для этого вы индивидуально поработаете с карточками, лежащими у вас на столе, Напротив героя сказки нужно написать названия музыкальных инструментов, который ее играет.
Учитель включает учащиеся, угадывают
Этап 5. Реализации построенного проекта (4 мин)
Проверим (посмотреть видео).
Оценки в оценочный лист (если все верно или одна ошибка пять. 2,3, ошибки, четыре, 4,5, ошибки три)
Выключить проектор.
Этап 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4 мин)
Молодцы, чтобы лучше запомнить названия муз инструментов, давайте споем песенку, «Я славный музыкант. Пение с названием героев и муз. инструментов (спеть стоя, показывая как играют на данном инструменте).
Этап 7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (6 мин).
Пока идет работа звучат темы героев и комментарий (для 5,6 групп)
Работа в группах и проверка 4 мин.
1,2группа – соединяет фигурки героев и музыкальные инструменты. ( по 3 героя и 4 героя)
3,4 группа – раскрашивает фигурки героев (выбрать подходящую и раскрасить)
5,6 группа – подбирают описание характера героев сказки (прилагательные распечатаны)
Проверка соединение работы 3,4 и 5,6 групп (взаимопроверка, все согласны, все правильно).
3 мин. Собираем в проект.
1 лист – Фото Прокофьева и название инструментов.
2 лист – содержание которое делали в парах.
3 лист – работа 1 группы
4 лист – работа 3 и 2 групп (герой описание)
У нас с вами получился проект по сказке Прокофьева. Молодцы.
Поставьте оценку за работу в группе (прокомментировать).
Этап 8. Включение в систему знаний повторение
Всю сказку мы послушаем на следующем уроке.
Каждый герой данной сказки обладает свои характером и нравом. Петя смелый, храбрый….(по работам учащихся).
8 мин Песня, которую мы сегодня начнем учить, о мальчике. А какой он вы мне расскажете, когда послушаете песню (учитель поет песню) Дети говорят, что мальчик ябеда (разобрать кто такой ябеда). Разучивание мелодии, текста 1 и 2 куплетов и припева.
Поставить оценки за пение.
2 мин Итог урока. Цели достигли? (Расширить знания о инструментах симфонического оркестра, через знакомство с симфонической сказкой
«Петя и волк» С. Прокофьева)
Обратить внимание на стенд с оркестром.
Какие инструменты запомнили? (обратить внимание на группы оркестра)
С какими героями сказки они связаны?
Как называется произведение?
Кто композитор?
Похвалить учащихся, активно работающих на уроке и поставить им оценки. Посмотрите на ваш оценочный лист, каких оценок в нем больше, та оценка и является итоговой за урок. Выставляем общую оценку за урок. У кого сегодня за урок «5», «4», «3».
Д/з Учебник с. 90-91 читать, выучить карточку герои и инструменты.
Этап 9. Рефлексия.
В начале урока я пожелала Вам хорошего настроения. Давайте проверим, каким оно стало после урока. Для этого у кого хорошее настроение споет- мне хорошо, у кого плохое- мне грустно. Я вижу у вас все хорошо.
.
Конспект ОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка — сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения, учить строить развёрнутые высказывания;
Программные задачи:
• Продолжить формировать умение отвечать на вопросы по тексту полными предложениями.
•Воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность к другим людям.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-Коммуникативное развитие».
Предварительная работа: Чтение сказок и рассказов о животных, рассматривание картин «Кто и где живет», книг о диких и домашних животных, дидактические игры «Кто как кричит», «Кого не стало», лепка и рисование о животных, заучивание стихов.
Оборудование: иллюстрации к сказке: «Лиса ест рыбу», «Лиса едет на волке», «Лиса на возу выкидывает рыбку», «Лиса учит волка ловить рыбу»; раскраска иллюстрации, где волк везет лису, цветные карандаши, сказка в обработке М. Булатова; иллюстрации к сказкам «Колобок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба».
Ход организованной учебной деятельности.
I. Мотивационно-побудительный этап.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел волк и хочет рассказать историю, которая с ним приключилась, и он остался без хвоста.
II. Организационно — поисковый этап.
Воспитатель: Но сначала, давайте мы с вами вспомним, какие сказки и стихи мы с вами читали.
Дети перечисляют, что они помнят.
Воспитатель: А теперь давайте разогреем наше горлышко.
Упражнение на дыхание: «Купила Бабуся бусы Марусе»
Воспитатель: Эту скороговорку нужно произносить на выдохе. Носиком вдыхаем и проговариваем на выдохе!
Дети повторяют за воспитателем.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывки из произведений, а вы мне определите по первым словам, что это сказка, стихотворение или рассказ.
— Жили — были дед и баба, И была у них курочка Ряба.
Дети: Сказка
— Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик.
Дети: Стихотворение
— Наступила зима. Выпал первый снег.
Дети: Рассказ
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о сказках. Ребята, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? Сейчас я проверю, сможете ли вы угадать сказку по картинке и назвать её героев (показ картинок)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Конечно, есть много сказок о людях, о волшебстве, о животных. Сегодня мы прочитаем сказку, а о ком она вы узнаете, отгадав загадки.
Воспитатель: Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса, а зовут её…
Дети: лиса
Воспитатель: Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный.
Дети: волк
Воспитатель: Кто же герои сказки?
Дети: Лиса и волк.
Воспитатель: Итак, сказка, которую я сейчас вам прочитаю, называется «Лисичка — сестричка и серый волк (чтение сказки).
Вопросы по сказке:
Воспитатель: Понравилась ли вам сказка?
Воспитатель: Кто запомнил, как она называется?
Воспитатель: Какая по характеру лиса?
Дети: хитрая, плутовка, обманщица
Воспитатель: Какой в сказке волк?
Дети: голодный, добрый, доверчивый
Воспитатель: Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу?
Воспитатель: Почему лиса обманула волка?
Воспитатель: Правильно ли поступила лиса?
Дети: Нет, нужно уважать других людей и относиться к ним по — доброму, тем более, лиса и волк были приятелями.
Воспитатель: А в какое время года происходит действие сказки? Как вы это поняли? По каким словам?
Дети: Холодно и морозно.
Воспитатель: А вы боитесь морозов?
Воспитатель: Тогда давайте с вами поиграем.
Физкультминутка: «Я мороза не боюсь»
-Я мороза не боюсь,
-С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз
Тронет щёки, тронет нос
Значит надо не зевать
Много прыгать и скакать.
Воспитатель: Ребята, вы помните хорошо сказку? Давайте вспомним, чем она закончилась? Я вам сейчас напомню. Чтение сказки.
-Что сказала лиса? Что ей волк ответил? Давайте сейчас разыграем этот отрывок. Вот наши участники.
Воспитатель:
Едет лиса на волке.
Дети: один за другого держится и приговаривает.
Лиса: Битый небитого везёт.
Волк: Что ты мне лисонька говоришь?
Лиса: Битый — битого везёт!
Волк: Да правильно.
Воспитатель: Довёз волк лису до норы, соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что?
Зрители: Смеётся — посмеивается.
Воспитатель: Понравилось вам представление? Давайте похлопаем нашим артистам.
Воспитатель: Теперь, ребята, выполним следующее задание. У вас на столах лежат раскраски картинки, где волк везет лису, но они по дороге растеряли краски. Давайте украсим их. Возьмем карандаши.
(Самостоятельная работа детей.)
III. Рефлексивно — корригирующий этап.
Воспитатель: Что мы сегодня делали? Что понравилось? На примере сказки мы убедились, что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки, чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие.
Воспитатель: Вы молодцы!
Методическая разработка «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»»
(конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки»).
24 марта 2021 г. в МБУ ДО ДШИ № 7 г. Ульяновска прошёл II Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков», который проводился по теоретическим предметам «Слушание музыки» и «Беседы об изобразительном искусстве» в двух номинациях:
— номинация «Музыкальный момент» по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора, для учащихся музыкальных отделений ДШИ по предмету «Слушание музыки» в возрасте 8-10 лет;
Содержимое разработки
Методическая разработка «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»»
(конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки»)
Дар слушать, познавать и научиться,
Дарованы природою не зря.
В душе богатство может заискриться,
Искусство музыки с младенчества любя.
Введение
В современном мире компьютеров и высоких технологий музыкальное искусство имеет большое воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Но, к сожалению, в наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.
Предмет «Слушание музыки» является первой ступенью развития у учащихся музыкально-познавательных способностей. Это подготовительный этап к изучению предмета «Музыкальная литература».
С самого раннего детства ребенка окружает огромный мир, который полон для него загадок, и наша задача — помочь малышам научиться не только внимательно смотреть и видеть, но и внимательно слушать и воспринимать.
«Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции» (слова Н. А. Ветлугиной). Музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в раннем возрасте.
Введение ребенка с самого раннего детства в интонационный строй общемировой и национальной музыкальной культуры с высокими духовно-нравственными идеалами через восприятие музыки может стать одной из первых ступенек в создании крепкой опоры в звуковом хаосе современного мира.
В музыкально-методической литературе термины «восприятие» и «слушание» музыки нередко фигурируют как идентичные. Конечно, можно специально слушать музыку, прежде всего ту, которую школьники не могут исполнить сами (например, оркестровую). Однако, цель слушания не сводится просто к знакомству с каким-то произведением. Проблема слушания – восприятия музыки шире, чем просто слушание. Она охватывает и исполнение, поскольку нельзя хорошо исполнять, если не слышать что и как исполняется.
Проблема восприятия музыки – одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса. В любом восприятии участвуют различные органы чувств, образуются сложные, комплексные, условнорефлекторные связи. Восприятие музыки («музыкальное восприятие») есть частный вид восприятия эстетического: воспринимая музыку, человек должен чувствовать её красоту, различать возвышенное, комическое, т.е. не любое слушание музыки уже есть музыкально-эстетическое восприятие. Восприятие музыки тесно связано с задачей формирования музыкально-эстетического вкуса. Поскольку «проникновение» во внутреннюю структуру музыки – процесс сложный, ему нужно специально учить. Просто слушание музыки, никак не организованное, ненаправленное, мало что даст ребёнку – ему нужны различные знания и осознанный опыт восприятия.
Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков»
24 марта 2021 г. в МБУ ДО ДШИ № 7 г. Ульяновска прошёл II Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков», который проводился по теоретическим предметам «Слушание музыки» и «Беседы об изобразительном искусстве» в двух номинациях:
— номинация «Музыкальный момент» по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора, для учащихся музыкальных отделений ДШИ по предмету «Слушание музыки» в возрасте 8-10 лет;
— номинация «Художник и время» по теме «Творчество П.А. Федотова», посвященная 205-летию со дня рождения художника для учащихся средних и старших классов художественных отделений ДШИ.
Цель конкурса:
Формирование устойчивого интереса учащихся к наследию мировой музыкальной и художественной культуры.
Задачи конкурса:
— мотивация личности к познанию и творчеству в процессе обучения;
— толерантность в области искусства в общении с людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;
— применение знаний в области музыкального и художественного искусства для осмысления сущности современных общественных явлений;
— стимулирование интереса к классической музыке и живописи;
— активизация мышления учащихся при анализе музыкальных и художественных произведений;
— развитие педагогического творческого потенциала.
Рассмотрим номинацию по предмету «Слушание музыки».
Порядок проведения конкурса:
1. Тема конкурса – «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».
2. Конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки», с учётом музыкального (исполнительского) опыта конкурсантов.
3. Письменные задания включали в себя 10 вопросов разной категории трудности и музыкальную викторину (5 номеров).
4. Для выполнения конкурсного задания требовалась ручка со стержнем синего цвета.
5. Время, отведённое на выполнение конкурсного задания — 45 минут.
6. По окончании конкурсного времени работы оценивались в том виде, в котором они были закончены.
7. Работы оценивались в соответствии с разработанными критериями.
Критерии оценки работ:
— правильность ответа;
— качество выполненной работы;
— творческий подход к выполнению заданий.
Приложение №1
КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ
II Открытого городского конкурса «Гамма красок и звуков»
номинация «Музыкальный момент»
по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора
для учащихся музыкальных отделений ДШИ
__________________________________________________________________________
(ФИ)
Теоретическая часть
-
Определите вид оркестра:
духовой джазовый
симфонический
-
Напишите, какой самый высокий и самый низкий по звучанию инструмент:
Струнный инструмент: скрипка, контрабас
Деревянный духовой инструмент: флейта, фагот
Медный духовой инструмент: труба, туба
-
Определите музыкальные инструменты, подпишите и найдите лишний, который не относится к данной группе:
оугольник 14″ /
оугольник 6″ />оугольник 8″ />оугольник 7″ />
флейта кларнет труба
оугольник 10″ /
оугольник 5″ />
_оугольник 23″ /> ______________________________________________________________________
ОТВЕТ:
4. Ответьте на вопросы, вставьте пропущенные слова:
Кто предложил С.С. Прокофьеву написать симфоническую пьесу со словами на манер сказки, чтобы «по ходу её исполнения детвора знакомилась с музыкальнымиинструментами симфонического оркестра»?
Н.И. Сац
Где и когда состоялась премьера сказки «Петя и волк»?
Московская филармония 2 мая 1936 г.
Сколько времени С.С. Прокофьев работал над этим произведением? Для какого состава исполнителей оно написано?
Одна неделя. Написано для чтеца и симфонического оркестра
Кто сочинил либретто, написал его уверенным почерком, при этом для краткостипропускалгласные буквы. Например, в финале сказки для чтеца, он с юмором написал: «Аесл плслушать внимтльно, то слышно бло,кк в жвте у волк крякала утка, птму чт волк тк трпилс, что проглотил её живьём»?
С.С. Прокофьев
Кто первым экранизировал симфоническую сказку «Петя и Волк» в 1946г. Уолт Дисней, С. Прокофьев во время личной встречи в США подарил ему партитуру ещё неопубликованного произведения.
«Петя и волк» (2006) — короткометражный анимационный фильм англичанки Сьюзи Темплтон. Эта лента, над которой совместно работали британские, норвежскиеипольскиемультипликаторы, в 2008 году была удостоена премии Оскар за лучший короткометражный анимационный фильм.
5
. Соедините персонаж сказки и музыкальный инструмент:
» />
» />
» />
6.«Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту, определите их:
а)
Петя – струнные инструменты
б)
Птичка — флейта
в)
Кошка – кларнет
7. Ответьте на вопросы:
Напишите, почему С.С. Прокофьев выбрал именно такую последовательность появления персонажей: Петя, Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, Охотники?
ПО ГОРИЗОНТАЛИ: | ПО ВЕРТИКАЛИ: |
КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ
II Открытого городского конкурса «Гамма красок и звуков»
номинация «Музыкальный момент»
по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора
для учащихся музыкальных отделений ДШИ
__________________________________________________________________________
(ФИ)
Музыкальная викторина
1.Утка
2. Дедушка
3. Петя
4. Волк
5. Кошка
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/448548-metodicheskaja-razrabotka-ss-prokofev-simfoni
Конспект урока по музыке для 2
класса по теме урока: «Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и Волк»»
Цель: Повышение творческой
активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование
умения мыслить.
Задачи:
-Обогатить
знания инструментов симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска),
музыкальных тем героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
-Формировать
компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие
способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
-Развивать
образное восприятие, самостоятельность мышления.
развивать
вокально-хоровые навыки выразительного исполнения
-Воспитывать
культуру слушания симфонической музыки.
Тип
урока:
Закрепление изученного материала.
Формы
работы:
индивидуальная, парная, фронтальная.
Методы
обучения: словесные,
наглядные , практические.
Используемое
оборудование:
Мультимедийный
проектор, презентация урока, экран.
Ход урока:
I.
Организационный
момент
Пение
с движением «Утром рано» (приветствие)
Утром
рано мы проснулись (потягиваются)
Солнышко!
Солнышко! (фонарики вверху)
Выпиваю
чаю я (одна ладошка — блюдце, другая — чашка, подносим ко рту, как
— будто пьём)
До
донышка, донышка (стучим кулачком по ладошке)
Ем
на завтрак бутерброд (кладём одну ладошку на
другую)
С
маслицем, с маслицем (гладим одну ладошку
другой)
Ну-ка
вместе, ну-ка дружно:
Здравствуйте!
—
Здравствуйте!
Давайте
посмотрим в окно, теперь улыбнитесь друг другу и своей улыбкой порадуйте
соседа.
II.
Проверка домашнего задания.
—
Сегодняшний урок мы начнем с поэтической загадки…
С болота,
поросшего ряской,
С полей,
из лесного дупла,
Певучая,
добрая сказка
По нотным
тропинкам сошла.
К тесовому
дому под ели,
Тропинка
тебя приведет,
Расскажет
о Пете и Волке,
Квартет, и
кларнет, и фагот.
Упрятаны в
нотных страницах,
Поляны,
луга и леса.
Для
каждого зверя и птицы
у сказки
свои голоса:
Пичугою
флейта просвищет,
Закрякает
уткой фагот,
А злого
презлого волчищу,
Валторны
заменят собой,
Однако к
чему торопиться?
Твоя эта
сказка, бери,
Волшебные
двери- страницы,
В нее
поскорей отвори.
— О каком
музыкальном произведении рассказывает это стихотворение?
( О
сказке «Петя и волк»)
-Кто
написал эту сказку?
(Сергей
Прокофьев)
-А какие
музыкальные инструменты встречаются в этом стихотворении?
(гобой,
кларнет, фагот, флейта, валторны)
-Это
обычная сказка? Что отличает её от других сказок?
( Это
музыкальная симфоническая сказка)
— А почему сказка называется
«симфоническая»?
(Её
играет симфонический оркестр. Симфоническая — от слова симфония. Это сказка,
как симфония)
— Совершенно верно! Симфоническая —
значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра: у каждого героя
есть своя тема, которую играет определенный музыкальный инструмент. Сказка
«Петя и волк» была написана в 1936 году. Нужно вам сказать, ребята, что это не
просто сказка, а сказка-учебник. Для того чтобы написать такую сказку-учебник,
нужно очень хорошо знать оркестр, слышать внутренним слухом, «про себя»,
звучание каждого инструмента в отдельности и представлять себе, хорошо ли они
звучат вместе при исполнении той или иной мелодии. Музыкальный инструмент
оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль.
— А
помните ли вы группы симфонического оркестра и названия инструментов? Давайте
проверим.
Дети
называют группы оркестра и названия инструментов.
На
презентации появляются изображения групп и инструментов.
1. Струнно
– смычковые (скрипка, Альт, виолончель, контрабас)
2. Духовые
медные (труба, валторна, тромбон, туба)
3. Духовые
деревянные (флейта, кларнет, габой, фагот)
4. Ударные
(литавры, большой и малый барабаны, тарелки, бубен или тамбурин, гонг,
треугольник, колокола, кастаньеты, колокольчики, ксилофон, челеста, виброфон)
5.
Одиночные муз. инструменты (арфа, рояль, орган)
IV.
Содержание и организация учебного занятия.
— У каждого героя сказки есть
своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е.
тембром. (На слайде определение тембра).
На
сегодняшнем уроке мы будем учиться различать музыкальные инструменты по тембрам
и внешнему виду, определять героев сказки по характеру и различным интонациям
мелодии.
-Петя —
главный герой сказки. (Слушание) Видео
-Какой
характер у Пети? Что изображает музыка? Какие интонации вы услышали в этой
мелодии?
( Петя
веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная,
иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует)
-В каком
жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Это марш)
-Какие
инструменты исполняют тему Пети?
(А
исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт,
виолончель и контрабас.)
-Петя
приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Послушайте тему Дедушки у С.Прокофьева,
определите характер звучавшей интонации. (На экране – Дедушка).
(Дедушка
сердитый, строгий. В мелодии слышно как он ходит и ругает Петю)
— Действительно, Дедушка
недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не
закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Мы
слышим в его мелодии ворчливые интонации.
-Какой
инструмент исполняет тему Дедушки? (Фагот)
-Давайте
определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
(Сердитый,
ворчливый, густой, низкий)
На
экране – Кошка, Утка, Птичка
-Как вы
думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание)
(Это –
птичка. Её тему исполняет флейта. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре.
Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками).
-Какое
настроение у Птички?
(Веселое,
радостное, счастливое, беззаботное).
-К какой
группе инструментов относится флейта?
(Флейта
– деревянный духовой инструмент).
На
экране – Кошка, Дедушка, Волк. Звучит тема.
-Кому из
героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя
сказки. (Под музыку изображают кошку).
-Почему вы
решили, что это кошка?
( Тему
исполняет кларнет. Мелодия звучала осторожно, тихо, отрывисто. В музыке слышны
были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки хитренький,
острожный)
-Какой
тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится?
II.
Физкультминутка
музыкальная.
А
часы идут, идут
Тик-так,
тик-так,
В
доме кто умеет так?
Это
маятник в часах,
Отбивает
каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А
в часах сидит кукушка,
У
неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует
птичка время,
Снова
спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки
движутся по кругу.
Не
касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся
мы с тобой
Против
стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А
часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда
вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А
бывает, что спешат,
Словно
убежать хотят! (Бег на месте.)
Если
их не заведут,
То
они совсем встают. (Дети останавливаются.)
-Молодцы!
А теперь продолжим нашу работу.
На
экране – Утка, Охотники, Волк.
— Кого из
героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).
(
Уточка! Тему исполняет гобой. Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный;
уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает)
— Какой
тембр у гобоя? К какой группе инструментов он относится?
(Тембр
спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, в нижнем регистре. Гобой относится к
группе деревянных духовых инструментов).
На
экране – Петя, Кошка, Охотники, Волк.
— Кого из
героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).
(
Появился волк. Звучат валторны.)
— Какой
тембр у валторны? К какой группе инструментов она относится?
(
Валторна – самый высокий по звучанию из группы медных духовых инструментов
оркестра. Её голос — поэтичный, мягкий и нежный. Однако, композитор заставил
три валторны изображать рычание волка).
— Кого из
действующих лиц сказки мы ещё не вспомнили?
(Охотников)
— Как же
изобразил охотников Прокофьев?
(Звучанием
литавр и большого барабана (изображение выстрелов)).
-Вот мы и
услышали звучание инструментов симфонического оркестра и научились распознавать
их. Молодцы!
IV.
Вокальная работа.
— Ребята,
а сейчас мы разучим с вами песню «Если добрый ты»
из
м/ф» День рождения кота Леопольда.
Разучивание
песни. Исполнение.
V.
Подведение итогов.
— Какая была сегодня
тема?
-Какие задания
выполняли?
— О ком мы
говорили на уроке?
— Какие
произведения слушали?
— Что нового вы
сегодня узнали на уроке?
— Что бы вы
рассказали другим ребятам из 2 класса?
— Кто поделился бы
впечатлениями с родителями?
— Где пригодятся вам
знания, которые получили сегодня на уроке?
-А сейчас
давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему и решим небольшой тест,
который состоит всего из семи вопросов.
Решение
интерактивного теста на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
-Ребята!
Какие задачи нам пришлось решать на сегодняшнем уроке? (ответы). Мы научились
различать музыкальные инструменты по тембрам и внешнему виду. Определили героев
сказки по характеру и различным интонациям мелодии. Выяснили, какие музыкальные
инструменты необходимо ввести в состав симфонического оркестра для исполнения
сказки «Петя и волк» Сергей Прокофьева. Вы работали очень активно. Молодцы!
Звучит
музыка «Шествия», ребята имитируют движения дирижёра.
VI.
Домашнее задание.
Нарисовать
героев сказки «Петя и волк».