Петя и волк симфоническая сказка текст

Урок во 2 классе на тему симфоническая сказка петя и волк с. прокофьева. тип урока - урок открытия нового знания

Урок во 2 классе на тему «Симфоническая сказка «Петя и волк»

С. Прокофьева».

Тип урока — урок открытия нового знания

Деятельностная цель: формировать у учащихся умений слушать, анализировать музыку. Способствовать у учащихся формированию умения правильно петь. Содействовать развитию творческих способностей учащихся.

Содержательная цель: расширить знания учащихся о музыкальных инструментах симфонического оркестра, познакомившись с симфонической сказкой «Петя и волк» С Прокофьева.

Ход урока.

1 этап. Мотивация ( 4 мин.)

Музыкальное приветствие. Я желаю сегодня на уроке получить вам заряд положительных эмоций и новые знания.

1 слайд. На слайде фото театра оперы и балета.

Что вы видите на данном фото? (театр)

2 слайд. Это не простой театр – это театр оперы и балет в Нижнем Новгороде.

Зачем люди посещают театр оперы и балета? (посмотреть музыкальные спектакли: оперы и балеты)

О каком спектакле у нас шла речь на прошлом уроке, об опере или балете? (балет)

3 слайд. Дайте определение понятия балет (спросить пару человек).

Назовите балет, фрагменты которого мы слушали на прошлом уроке? (балет «Золушка»).

4 слайд

5 слайд. Продолжите логическую цепочку: сказка «Золушка»- Шарль Перро-балет «Золушка………….?

6 слайд На фото изображение концертного зала.

Опишите, что вы видите на данном фото? (концертный зал)

Зачем люди посещают концертные залы? (послушать музыку, посетить концерт).

А какую музыку можно услышать в концертном зале? (вокальную, инструментальную).

7 слайд На фото музыкальные инструменты.

Что вы видите? (инструменты). Вы их узнали?

8 слайд. На фото оркестр.

Как мы назовем данный коллектив музыкантов? (оркестр)

А теперь попробуйте поставить цель нашего урока.

9 слайд На слайде, Прокофьев инструменты и оркестр.

Этап 2.Актуализации и пробного учебного действия (4 мин).

Сладй10 Чтобы познакомиться с инструментами симфонического оркестра, мы послушаем симфоническую сказку «Петя и волк» Прокофьева (цель урока)

Данное произведение Прокофьев написал для детей. А какую еще музыку для детей, написанную Прокофьевым вы помните?

Данная сказка имеет содержание. И вы дома с ним познакомились. Чтобы проверить, как вы это сделали, давайте поработаем в парах. Перед вами содержание сказки «Петя и волк», но перепутанное. (каждый лист пронумерован) Вам нужно данные карточки поставить по порядку. Начинайте работу.

11 слайд. Теперь поменяйтесь с парой по соседству и проверьте работу (проверка последовательности цифр).

12 слайд. Поставьте оценки (1 ошибка пять, 2,3, ошибки четыре, 4,5 ошибок три)

13 слайд. Сегодня оценки за работу на уроке вы будете ставить вот в такие оценочные листы. Подпишите свой оценочный лист. Первая оценка работа в парах. Поменяйтесь работами и поставьте в оценочный лист оценку. Молодцы.

3 этап. Выявление места и причины затруднения (4 мин.)

Назовите, мне действующих лиц сказки «Петя и волк»? (Петя, волк, дедушка, птичка, утка, охотники, кошка). Каждому герою этой сказки соответствует музыкальный инструмент.

На слайде вы видите:

Флейту – послушать как звучит

Кларнет – послушать как звучит

Гобой – послушать как звучит

Валторна — послушать как звучит

Фагот – послушать как звучит

Струнные инструменты – послушать как звучат

Ударные инструменты – послушать как звучат

4 этап. Построение проекта выхода из затруднений. (6 мин.)

Давайте послушаем темы героев этой сказки, и попробуем догадаться, какие инструменты их играют.

Для этого вы индивидуально поработаете с карточками, лежащими у вас на столе, Напротив героя сказки нужно написать названия музыкальных инструментов, который ее играет.

Учитель включает учащиеся, угадывают

Этап 5. Реализации построенного проекта (4 мин)

Проверим (посмотреть видео).

Оценки в оценочный лист (если все верно или одна ошибка пять. 2,3, ошибки, четыре, 4,5, ошибки три)

Выключить проектор.

Этап 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4 мин)

Молодцы, чтобы лучше запомнить названия муз инструментов, давайте споем песенку, «Я славный музыкант. Пение с названием героев и муз. инструментов (спеть стоя, показывая как играют на данном инструменте).

Этап 7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (6 мин).

Пока идет работа звучат темы героев и комментарий (для 5,6 групп)

Работа в группах и проверка 4 мин.

1,2группа – соединяет фигурки героев и музыкальные инструменты. ( по 3 героя и 4 героя)

3,4 группа – раскрашивает фигурки героев (выбрать подходящую и раскрасить)

5,6 группа – подбирают описание характера героев сказки (прилагательные распечатаны)

Проверка соединение работы 3,4 и 5,6 групп (взаимопроверка, все согласны, все правильно).

3 мин. Собираем в проект.

1 лист – Фото Прокофьева и название инструментов.

2 лист – содержание которое делали в парах.

3 лист – работа 1 группы

4 лист – работа 3 и 2 групп (герой описание)

У нас с вами получился проект по сказке Прокофьева. Молодцы.

Поставьте оценку за работу в группе (прокомментировать).

Этап 8. Включение в систему знаний повторение

Всю сказку мы послушаем на следующем уроке.

Каждый герой данной сказки обладает свои характером и нравом. Петя смелый, храбрый….(по работам учащихся).

8 мин Песня, которую мы сегодня начнем учить, о мальчике. А какой он вы мне расскажете, когда послушаете песню (учитель поет песню) Дети говорят, что мальчик ябеда (разобрать кто такой ябеда). Разучивание мелодии, текста 1 и 2 куплетов и припева.

Поставить оценки за пение.

2 мин Итог урока. Цели достигли? (Расширить знания о инструментах симфонического оркестра, через знакомство с симфонической сказкой

«Петя и волк» С. Прокофьева)

Обратить внимание на стенд с оркестром.

Какие инструменты запомнили? (обратить внимание на группы оркестра)

С какими героями сказки они связаны?

Как называется произведение?

Кто композитор?

Похвалить учащихся, активно работающих на уроке и поставить им оценки. Посмотрите на ваш оценочный лист, каких оценок в нем больше, та оценка и является итоговой за урок. Выставляем общую оценку за урок. У кого сегодня за урок «5», «4», «3».

Д/з Учебник с. 90-91 читать, выучить карточку герои и инструменты.

Этап 9. Рефлексия.

В начале урока я пожелала Вам хорошего настроения. Давайте проверим, каким оно стало после урока. Для этого у кого хорошее настроение споет- мне хорошо, у кого плохое- мне грустно. Я вижу у вас все хорошо.

.

Конспект ОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка — сестричка и  волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения, учить строить развёрнутые высказывания;

Программные задачи:

• Продолжить формировать умение отвечать на вопросы по тексту полными предложениями.

Воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность к другим людям.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие», «Познавательное развитие»«Социально-Коммуникативное развитие».

Предварительная работаЧтение сказок и рассказов о животных, рассматривание картин «Кто и где живет», книг о диких и домашних животных, дидактические игры «Кто как кричит»«Кого не стало», лепка и рисование о животных, заучивание стихов.

Оборудование: иллюстрации к сказке«Лиса ест рыбу»«Лиса едет на волке»«Лиса на возу выкидывает рыбку»«Лиса учит волка ловить рыбу»; раскраска иллюстрации, где волк везет лису, цветные карандаши, сказка в обработке М. Булатова; иллюстрации к сказкам «Колобок»«Заюшкина избушка»«Репка»«Теремок»«Курочка Ряба».

Ход организованной учебной деятельности.

I. Мотивационно-побудительный этап.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел волк и хочет рассказать историю, которая с ним приключилась, и он остался без хвоста.

II. Организационно — поисковый этап.

Воспитатель: Но сначала, давайте мы с вами вспомним, какие сказки и стихи мы с вами читали.

Дети перечисляют, что они помнят.

Воспитатель: А теперь давайте разогреем наше горлышко.

Упражнение на дыхание«Купила Бабуся бусы Марусе»

Воспитатель: Эту скороговорку нужно произносить на выдохе. Носиком вдыхаем и проговариваем на выдохе!

Дети повторяют за воспитателем.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывки из произведений, а вы мне определите по первым словам, что это сказка, стихотворение или рассказ.

— Жили — были дед и баба, И была у них курочка Ряба.

ДетиСказка

— Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик.

Дети: Стихотворение

— Наступила зима. Выпал первый снег.

ДетиРассказ

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о сказках. Ребята, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? Сейчас я проверю, сможете ли вы угадать сказку по картинке и назвать её героев (показ картинок)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Конечно, есть много сказок о людях, о волшебстве, о животных. Сегодня мы прочитаем сказку, а о ком она вы узнаете, отгадав загадки.

Воспитатель: Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса, а зовут её…

Дети: лиса

Воспитатель: Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный.

Детиволк

Воспитатель: Кто же герои сказки?

Дети: Лиса и волк.

Воспитатель: Итак, сказка, которую я сейчас вам прочитаю, называется «Лисичка — сестричка и серый волк (чтение сказки).

Вопросы по сказке:

Воспитатель: Понравилась ли вам сказка?

Воспитатель: Кто запомнил, как она называется?

Воспитатель: Какая по характеру лиса?

Дети: хитрая, плутовка, обманщица

Воспитатель: Какой в сказке волк?

Дети: голодный, добрый, доверчивый

Воспитатель: Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу?

Воспитатель: Почему лиса обманула волка?

Воспитатель: Правильно ли поступила лиса?

Дети: Нет, нужно уважать других людей и относиться к ним по — доброму, тем более, лиса и волк были приятелями.

Воспитатель: А в какое время года происходит действие сказки? Как вы это поняли? По каким словам?

Дети: Холодно и морозно.

Воспитатель: А вы боитесь морозов?

Воспитатель: Тогда давайте с вами поиграем.

Физкультминутка«Я мороза не боюсь»

-Я мороза не боюсь,

-С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне мороз

Тронет щёки, тронет нос

Значит надо не зевать

Много прыгать и скакать.

Воспитатель: Ребята, вы помните хорошо сказку? Давайте вспомним, чем она закончилась? Я вам сейчас напомню. Чтение сказки.

-Что сказала лиса? Что ей волк ответил? Давайте сейчас разыграем этот отрывок. Вот наши участники.

Воспитатель:

Едет лиса на волке.

Дети: один за другого держится и приговаривает.

Лиса: Битый небитого везёт.

Волк: Что ты мне лисонька говоришь?

Лиса: Битый — битого везёт!

Волк: Да правильно.

Воспитатель: Довёз волк лису до норы, соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что?

Зрители: Смеётся — посмеивается.

Воспитатель: Понравилось вам представление? Давайте похлопаем нашим артистам.

Воспитатель: Теперь, ребята, выполним следующее задание. У вас на столах лежат раскраски картинки, где волк везет лису, но они по дороге растеряли краски. Давайте украсим их. Возьмем карандаши.

(Самостоятельная работа детей.)

III. Рефлексивно — корригирующий этап.

Воспитатель: Что мы сегодня делали? Что понравилось? На примере сказки мы убедились, что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки, чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие.

Воспитатель: Вы молодцы!

Методическая разработка «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»»
(конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки»).
24 марта 2021 г. в МБУ ДО ДШИ № 7 г. Ульяновска прошёл II Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков», который проводился по теоретическим предметам «Слушание музыки» и «Беседы об изобразительном искусстве» в двух номинациях:
— номинация «Музыкальный момент» по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора, для учащихся музыкальных отделений ДШИ по предмету «Слушание музыки» в возрасте 8-10 лет;

Содержимое разработки

Методическая разработка «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»»

(конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки»)

Дар слушать, познавать и научиться,
 Дарованы природою не зря.
          В душе богатство может заискриться, 
                             Искусство музыки с младенчества любя. 

Введение

В современном мире компьютеров и высоких технологий музыкальное искусство имеет большое воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Но, к сожалению, в наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.

Предмет «Слушание музыки» является первой ступенью развития у учащихся музыкально-познавательных способностей. Это подготовительный этап к изучению предмета «Музыкальная литература».

С самого раннего детства ребенка окружает огромный мир, который полон для него загадок, и наша задача — помочь малышам научиться не только внимательно смотреть и видеть, но и внимательно слушать и воспринимать.

«Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции» (слова Н. А. Ветлугиной). Музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в раннем возрасте.

Введение ребенка с самого раннего детства в интонационный строй общемировой и национальной музыкальной культуры с высокими духовно-нравственными идеалами через восприятие музыки может стать одной из первых ступенек в создании крепкой опоры в звуковом хаосе современного мира.

В музыкально-методической литературе термины «восприятие» и «слушание» музыки нередко фигурируют как идентичные. Конечно, можно специально слушать музыку, прежде всего ту, которую школьники не могут исполнить сами (например, оркестровую). Однако, цель слушания не сводится просто к знакомству с каким-то произведением. Проблема слушания – восприятия музыки шире, чем просто слушание. Она охватывает и исполнение, поскольку нельзя хорошо исполнять, если не слышать что и как исполняется.

Проблема восприятия музыки – одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса. В любом восприятии участвуют различные органы чувств, образуются сложные, комплексные, условнорефлекторные связи. Восприятие музыки («музыкальное восприятие») есть частный вид восприятия эстетического: воспринимая музыку, человек должен чувствовать её красоту, различать возвышенное, комическое, т.е. не любое слушание музыки уже есть музыкально-эстетическое восприятие. Восприятие музыки тесно связано с задачей формирования музыкально-эстетического вкуса. Поскольку «проникновение» во внутреннюю структуру музыки – процесс сложный, ему нужно специально учить. Просто слушание музыки, никак не организованное, ненаправленное, мало что даст ребёнку – ему нужны различные знания и осознанный опыт восприятия.

Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков»

24 марта 2021 г. в МБУ ДО ДШИ № 7 г. Ульяновска прошёл II Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков», который проводился по теоретическим предметам «Слушание музыки» и «Беседы об изобразительном искусстве» в двух номинациях:

— номинация «Музыкальный момент» по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора, для учащихся музыкальных отделений ДШИ по предмету «Слушание музыки» в возрасте 8-10 лет;

— номинация «Художник и время» по теме «Творчество П.А. Федотова», посвященная 205-летию со дня рождения художника для учащихся средних и старших классов художественных отделений ДШИ.

Цель конкурса:

Формирование устойчивого интереса учащихся к наследию мировой музыкальной и художественной культуры.

Задачи конкурса:

— мотивация личности к познанию и творчеству в процессе обучения;

— толерантность в области искусства в общении с людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

— применение знаний в области музыкального и художественного искусства для осмысления сущности современных общественных явлений;

— стимулирование интереса к классической музыке и живописи;

— активизация мышления учащихся при анализе музыкальных и художественных произведений;

— развитие педагогического творческого потенциала.

Рассмотрим номинацию по предмету «Слушание музыки».

Порядок проведения конкурса:

1. Тема конкурса – «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

2. Конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки», с учётом музыкального (исполнительского) опыта конкурсантов.

3. Письменные задания включали в себя 10 вопросов разной категории трудности и музыкальную викторину (5 номеров).

4. Для выполнения конкурсного задания требовалась ручка со стержнем синего цвета.

5. Время, отведённое на выполнение конкурсного задания — 45 минут.

6. По окончании конкурсного времени работы оценивались в том виде, в котором они были закончены.

7. Работы оценивались в соответствии с разработанными критериями.

Критерии оценки работ:

— правильность ответа;

— качество выполненной работы;

— творческий подход к выполнению заданий.

Приложение №1

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ

II Открытого городского конкурса «Гамма красок и звуков»

номинация «Музыкальный момент»

по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора

для учащихся музыкальных отделений ДШИ

__________________________________________________________________________

(ФИ)

Теоретическая часть

  1. Определите вид оркестра:

Петя и волк симфоническая сказка текстПетя и волк симфоническая сказка текст

духовой джазовый

Петя и волк симфоническая сказка текст

симфонический

  1. Напишите, какой самый высокий и самый низкий по звучанию инструмент:

Струнный инструмент: скрипка, контрабас

Деревянный духовой инструмент: флейта, фагот

Медный духовой инструмент: труба, туба

  1. Определите музыкальные инструменты, подпишите и найдите лишний, который не относится к данной группе:

Скругленный прямоугольник 14оугольник 14″ /

Петя и волк симфоническая сказка текст

Петя и волк симфоническая сказка текст

Петя и волк симфоническая сказка текст

Скругленный прямоугольник 6оугольник 6″ />Скругленный прямоугольник 8оугольник 8″ />Скругленный прямоугольник 7оугольник 7″ />

флейта кларнет труба

Петя и волк симфоническая сказка текст

Петя и волк симфоническая сказка текстСкругленный прямоугольник 10оугольник 10″ /

Скругленный прямоугольник 5оугольник 5″ />

_Скругленный прямоугольник 23оугольник 23″ /> ______________________________________________________________________

ОТВЕТ:

4. Ответьте на вопросы, вставьте пропущенные слова:

Кто предложил С.С. Прокофьеву написать симфоническую пьесу со словами на манер сказки, чтобы «по ходу её исполнения детвора знакомилась с музыкальнымиинструментами симфонического оркестра»?

Н.И. Сац

Где и когда состоялась премьера сказки «Петя и волк»?

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Московская филармония 2 мая 1936 г.

Сколько времени С.С. Прокофьев работал над этим произведением? Для какого состава исполнителей оно написано?

Одна неделя. Написано для чтеца и симфонического оркестра

Кто сочинил либретто, написал его уверенным почерком, при этом для краткостипропускалгласные буквы. Например, в финале сказки для чтеца, он с юмором написал: «Аесл плслушать внимтльно, то слышно бло,кк в жвте у волк крякала утка, птму чт волк тк трпилс, что проглотил её живьём»?

С.С. Прокофьев

Кто первым экранизировал симфоническую сказку «Петя и Волк» в 1946г. Уолт Дисней, С. Прокофьев во время личной встречи в США подарил ему партитуру ещё неопубликованного произведения.

«Петя и волк» (2006) — короткометражный анимационный фильм англичанки Сьюзи Темплтон. Эта лента, над которой совместно работали британские, норвежскиеипольскиемультипликаторы, в 2008 году была удостоена премии Оскар за лучший короткометражный анимационный фильм.

5

Петя и волк симфоническая сказка текст

. Соедините персонаж сказки и музыкальный инструмент:

Петя и волк симфоническая сказка текст

Петя и волк симфоническая сказка текст

Петя и волк симфоническая сказка текстОвал 37» />

Петя и волк симфоническая сказка текст

Петя и волк симфоническая сказка текст

Петя и волк симфоническая сказка текст

Петя и волк симфоническая сказка текстПетя и волк симфоническая сказка текст

Петя и волк симфоническая сказка текст

Овал 41» />

Овал 40» />

Петя и волк симфоническая сказка текст

6.«Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту, определите их:

а) Петя и волк симфоническая сказка текстПетя и волк симфоническая сказка текст

Петя – струнные инструменты

б) Петя и волк симфоническая сказка текстПетя и волк симфоническая сказка текст

Птичка — флейта

в) Петя и волк симфоническая сказка текстПетя и волк симфоническая сказка текст

Кошка – кларнет

7. Ответьте на вопросы:

Напишите, почему С.С. Прокофьев выбрал именно такую последовательность появления персонажей: Петя, Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, Охотники?

Композитор последовательно представляет каждую группу инструментов симфонического оркестра;в соответствии с тембровой окраской звучания инструментов (от высоко звучащего — к низко звучащим);

Какая допущена ошибка в тексте: (подчеркните ошибку)

а) В состав струнного квартета входят:скрипка, альт, виолончель, контрабас.

б)Труба, тромбон, туба, тарелки– группа медных духовых инструментов.

в)Литавры,челеста, большой барабан, ксилофон – группа ударных инструментов.

8.Перечислите выразительные средства музыки: мелодия, ритм, гармония, регистр, тембр, лад, динамика, темп.

Сравните лейтмотивы Пети и Дедушки, в чем различие выразительных средств?

Петя – тема веселая,бодрая, подпрыгивающая, пунктирный ритм придает маршевость; мажорный лад, исполняют струнные инструменты.

Дедушка – тема строгая, ворчащая, в умеренном темпе, в низком регистре, исполняет фагот; также марш, но тяжелый и суровый.Музыкальная тема передаёт походку дедушки.

9. Дополните интересный факт: (вставьте пропущенные слова)

Петей, уткой, кошкой и другими персонажамисимфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.

10. Творческое задание: составьте кроссворд на тему «Симфонический оркестр»

(не менее 10 вопросов)

ВОПРОСЫ:

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

ПО ВЕРТИКАЛИ:

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ

II Открытого городского конкурса «Гамма красок и звуков»

номинация «Музыкальный момент»

по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора

для учащихся музыкальных отделений ДШИ

__________________________________________________________________________

(ФИ)

Музыкальная викторина

1.Утка

2. Дедушка

3. Петя

4. Волк

5. Кошка

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/448548-metodicheskaja-razrabotka-ss-prokofev-simfoni

Конспект урока по музыке для 2
класса по теме урока:  «Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и Волк»»

Цель: Повышение творческой
активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование
умения мыслить.

Задачи:

-Обогатить
знания инструментов симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска),
музыкальных тем героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

-Формировать
компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие
способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

-Развивать
образное восприятие, самостоятельность мышления.

развивать
вокально-хоровые навыки выразительного исполнения

-Воспитывать
культуру слушания симфонической музыки.

Тип
урока
:
Закрепление изученного материала.

Формы
работы
:
индивидуальная, парная, фронтальная.

Методы
обучения:
 словесные,
наглядные , практические.

Используемое
оборудование:

Мультимедийный
проектор, презентация урока, экран.

Ход урока:

I.                
Организационный
момент

Пение
с движением «Утром рано»
(приветствие)

Утром
рано мы проснулись
 (потягиваются)

Солнышко!
Солнышко
! (фонарики вверху)

Выпиваю
чаю я
 (одна ладошка — блюдце, другая — чашка, подносим ко рту, как
— будто пьём)

До
донышка, донышка
 (стучим кулачком по ладошке)

Ем
на завтрак бутерброд
 (кладём одну ладошку на
другую)

С
маслицем, с маслицем
 (гладим одну ладошку
другой)

Ну-ка
вместе, ну-ка дружно:

Здравствуйте!
        


Здравствуйте!

Давайте
посмотрим в окно, теперь улыбнитесь друг другу и своей улыбкой порадуйте
соседа.

II.
Проверка домашнего задания.


Сегодняшний урок мы начнем с поэтической загадки…

С болота,
поросшего ряской,

С полей,
из лесного дупла,

Певучая,
добрая сказка

По нотным
тропинкам сошла.

К тесовому
дому под ели,

Тропинка
тебя приведет,

Расскажет
о Пете и Волке,

Квартет, и
кларнет, и фагот.

Упрятаны в
нотных страницах,

Поляны,
луга и леса.

Для
каждого зверя и птицы

у сказки
свои голоса:

Пичугою
флейта просвищет,

Закрякает
уткой фагот,

А злого
презлого волчищу,

Валторны
заменят собой,

Однако к
чему торопиться?

Твоя эта
сказка, бери,

Волшебные
двери- страницы,

В нее
поскорей отвори.

— О каком
музыкальном произведении рассказывает это стихотворение?

( О
сказке «Петя и волк»)

-Кто
написал эту сказку?

(Сергей
Прокофьев)

-А какие
музыкальные инструменты встречаются в этом стихотворении?

(гобой,
кларнет, фагот, флейта, валторны)

-Это
обычная сказка? Что отличает её от других сказок?

( Это
музыкальная симфоническая сказка)

 А почему сказка называется
«симфоническая»?

(Её
играет симфонический оркестр. Симфоническая — от слова симфония. Это сказка,
как симфония)

— Совершенно верно! Симфоническая —
значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра: у каждого героя
есть своя тема, которую играет определенный музыкальный инструмент. Сказка
«Петя и волк» была написана в 1936 году. Нужно вам сказать, ребята, что это не
просто сказка, а сказка-учебник. Для того чтобы написать такую сказку-учебник,
нужно очень хорошо знать оркестр, слышать внутренним слухом, «про себя»,
звучание каждого инструмента в отдельности и представлять себе, хорошо ли они
звучат вместе при исполнении той или иной мелодии. Музыкальный инструмент
оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль.

— А
помните ли вы группы симфонического оркестра и названия инструментов? Давайте
проверим.

Дети
называют группы оркестра и названия инструментов.

На
презентации появляются изображения групп и инструментов.

1. Струнно
– смычковые (скрипка, Альт, виолончель, контрабас)

2. Духовые
медные (труба, валторна, тромбон, туба)

3. Духовые
деревянные (флейта, кларнет, габой, фагот)

4. Ударные
(литавры, большой и малый барабаны, тарелки, бубен или тамбурин, гонг,
треугольник, колокола, кастаньеты, колокольчики, ксилофон, челеста, виброфон)

5.
Одиночные муз. инструменты (арфа, рояль, орган)

IV.
Содержание и организация учебного занятия.

 У каждого героя сказки есть
своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е.
тембром. (На слайде определение тембра).

На
сегодняшнем уроке мы будем учиться различать музыкальные инструменты по тембрам
и внешнему виду, определять героев сказки по характеру и различным интонациям
мелодии.

-Петя —
главный герой сказки. (Слушание)   Видео

-Какой
характер у Пети? Что изображает музыка? Какие интонации вы услышали в этой
мелодии?

( Петя
веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная,
иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует)

-В каком
жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Это марш)

-Какие
инструменты исполняют тему Пети?


исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт,
виолончель и контрабас.)

-Петя
приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Послушайте тему Дедушки у С.Прокофьева,
определите характер звучавшей интонации. (На экране – Дедушка).

(Дедушка
сердитый, строгий. В мелодии слышно как он ходит и ругает Петю)

 Действительно, Дедушка
недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не
закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Мы
слышим в его мелодии ворчливые интонации.

-Какой
инструмент исполняет тему Дедушки? (Фагот)

-Давайте
определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?

(Сердитый,
ворчливый, густой, низкий)

На
экране – Кошка, Утка, Птичка

-Как вы
думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание)

(Это –
птичка. Её тему исполняет флейта. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре.
Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками).

-Какое
настроение у Птички?

(Веселое,
радостное, счастливое, беззаботное).

-К какой
группе инструментов относится флейта?

(Флейта
– деревянный духовой инструмент).

На
экране – Кошка, Дедушка, Волк. Звучит тема
.

-Кому из
героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя
сказки. (Под музыку изображают кошку).

-Почему вы
решили, что это кошка?

( Тему
исполняет кларнет. Мелодия звучала осторожно, тихо, отрывисто. В музыке слышны
были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки хитренький,
острожный)

-Какой
тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится?

II.            
Физкультминутка
музыкальная.

А
часы идут, идут

Тик-так,
тик-так,

В
доме кто умеет так?

Это
маятник в часах,

Отбивает
каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А
в часах сидит кукушка,

У
неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует
птичка время,

Снова
спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки
движутся по кругу.

Не
касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся
мы с тобой

Против
стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А
часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда
вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А
бывает, что спешат,

Словно
убежать хотят! (Бег на месте.)

Если
их не заведут,

То
они совсем встают. (Дети останавливаются.)

-Молодцы!
А теперь продолжим нашу работу.

На
экране – Утка, Охотники, Волк.

— Кого из
героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).

(
Уточка! Тему исполняет гобой. Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный;
уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает)

— Какой
тембр у гобоя? К какой группе инструментов он относится?

(Тембр
спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, в нижнем регистре. Гобой относится к
группе деревянных духовых инструментов).

На
экране – Петя, Кошка, Охотники, Волк.

— Кого из
героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).

(
Появился волк. Звучат валторны.)

— Какой
тембр у валторны? К какой группе инструментов она относится?

(
Валторна – самый высокий по звучанию из группы медных духовых инструментов
оркестра. Её голос — поэтичный, мягкий и нежный. Однако, композитор заставил
три валторны изображать рычание волка).

— Кого из
действующих лиц сказки мы ещё не вспомнили?

(Охотников)

— Как же
изобразил охотников Прокофьев?

(Звучанием
литавр и большого барабана (изображение выстрелов)).

-Вот мы и
услышали звучание инструментов симфонического оркестра и научились распознавать
их. Молодцы!

IV.
Вокальная работа.

— Ребята,
а сейчас мы разучим с вами песню «Если добрый ты»

из
м/ф» День рождения кота Леопольда.

Разучивание
песни. Исполнение.

V.
Подведение итогов.

— Какая была сегодня
тема?

-Какие задания
выполняли?

— О ком мы
говорили на уроке?

— Какие
произведения слушали?

— Что нового вы
сегодня узнали на уроке?

— Что бы вы
рассказали другим ребятам из 2 класса?

— Кто поделился бы
впечатлениями с родителями?

— Где пригодятся вам
знания, которые получили сегодня на уроке?

-А сейчас
давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему и решим небольшой тест,
который состоит всего из семи вопросов.

Решение
интерактивного теста на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

-Ребята!
Какие задачи нам пришлось решать на сегодняшнем уроке? (ответы). Мы научились
различать музыкальные инструменты по тембрам и внешнему виду. Определили героев
сказки по характеру и различным интонациям мелодии. Выяснили, какие музыкальные
инструменты необходимо ввести в состав симфонического оркестра для исполнения
сказки «Петя и волк» Сергей Прокофьева. Вы работали очень активно. Молодцы!

Звучит
музыка «Шествия», ребята имитируют движения дирижёра.

VI.
Домашнее задание
.

Нарисовать
героев сказки «Петя и волк».

  • Петух с косой из сказки заюшкина избушка
  • Песочное шоу сказки пушкина москва
  • Песня эту ночь с тобой проведу как в сказке слушать
  • Песня я влюблен в сказку хоть это и больно на английском языке
  • Песня одну простую сказку а может и не сказку слушать