В театре «Царицынская опера» готовится театрализованная постановка сказки «Петя и волк» Сергея Прокофьева. Юные зрители познакомятся с яркими персонажами и научатся распознавать музыкальные инструменты. Режиссер необычной постановки Мария Кузьмина, дирижировать оркестром будет худрук театра Антон Лубченко. Премьера детского спектакля состоится 21 и 28 марта.
– Несмотря на то, что главным действующим лицом сказки является оркестр, добавление игры артистов станет ярким продолжением и своего рода иллюстрацией детского спектакля, – подчеркнула режиссер театра «Царицынская опера» Мария Кузьмина. – В сказке к рассказчику добавятся реальные артисты театра и кукольные персонажи. Так, роль Пети исполнят совсем юные братья-близнецы Лев и Саша Тисленко – обоим артистам всего по 9 лет! А роль дедушки досталась оному из самых опытных артистов нашего театра Николаю Лохову.
Утка, птичка и кошка предстанут в кукольных образах, над созданием которых трудились бутафоры театра. Самым сложным персонажем стала утка, которую изготовили из желтого плюша, сделали ей каркасные крылья и подвижную голову, одеваемую на руку. Черно-белая кошка выполнена в полный рост, а сине-голубая птичка сможет летать с помощью специальной проволоки.
Музыкальная сказка «Петя и волк» является самым исполняемым сочинением Сергея Прокофьева во всём мире, она очень полезна для музыкального воспитания детей любого возраста. На сегодняшний день известно около семидесяти записей этой композиции. В сказке можно познакомиться с приемами звукоизобразительности и услышать тембры разных инструментов симфонического оркестра.
– Наш театр никогда не останавливал процесс подготовки к большим спектаклям, но и о самых маленьких зрителях мы забывать не можем, – рассказал художественный руководитель театра «Царицынская опера» Антон Лубченко. – Прокофьев написал свою сказку 85 лет назад. За это время она успела облететь весь мир. Было снято несколько мультфильмов, один из которых снял сам Уолт Дисней. Рассказчиками в разные годы выступали звезды Голливуда и даже известные политики, такие как Билл Клинтон и Михаил Горбачев. Её обожают ведущие концертные и театральные площадки. Например, в Мариинском театре «Петя и Волк» идёт каждое воскресенье и всегда собирает полные залы юных зрителей и их родителей. Уверен, что и в репертуаре нашего театра этот спектакль займёт прочное место, покорив сердца от мала до велика своим незатейливым сюжетом и запредельно гениальной музыкой, причём, очень светлой и яркой.
Сам композитор Сергей Прокофьев писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку – фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов – в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».
5 интересных фактов:
- Сергей Прокофьев посвятил симфоническую сказку «Петя и волк» руководителю Московского театра для детей, Наталье Ильиничне Сац. Композитор называл её матерью этого произведения, так как именно Наталья Ильинична была инициатором его создания. В следующем, после премьеры произведения, 1937 году Сац была арестована и на пять лет сослана в один из лагерей Гулага. Впоследствии, оставаясь активным пропагандистом музыкального искусства среди подрастающего поколения, она явилась основателем шести театров для детей.
- Свою последнюю гастрольную поездку по странам Европы и в США Прокофьев совершил в 1938 году. Это было триумфальное турне, каждый концерт которого сопровождался бурным успехом. Однако самым запоминающимся для композитора в этом путешествии была встреча с эмигрировавшим из Германии с Арнольдом Шёнбергом и знакомство Уолтом Диснеем. Прокофьев на фортепиано сыграл великому мультипликатору «Петю и волка» и подарил партитуру этого сочинения, которая в 1946 году легла в основу первой анимационной версии произведения. Впоследствии этот фильм сегментом вошёл в знаменитую диснеевскую полнометражку с названием «Сыграй мою музыку».
- Первый советский мультфильм по симфонической сказке «Петя и волк» сняли в 1958 году. Это был кукольный фильм, а рисованный появился лишь спустя восемнадцать лет. Необходимо также отметить анимационный фильм «Петя и волк», снятый в 2006 году. Работа британских, норвежских и польских мультипликаторов в 2008 году была удостоена премии «Оскар».
- Первой исполнительницей, выступившей в «Пете и волке» в роли чтеца, была Наталья Сац. Затем рассказчиками сказки были такие знаменитые личности, как Николай Литвинов, Роми Шнайдер, Леонард Бернстайн, Элеонора Рузвельт, Софи Лорен, Шарль Азнавур, Шон Коннери, Джон Гилгуд, Патрик Стюарт, Питер Устинов, Шэрон Стоун, Олег Табаков, Стинг, Дэвид Боуи, Жерар Филип, Сергей Безруков, Билл Клинтон, Михаил Горбачёв, Эммануэль Макрон.
- Музыкальная сказка «Петя и волк» в нынешнее время во всём мире пользуется настолько большой популярностью, что постоянно ложится в основу балетных спектаклей, цирковых представлений, а также многочисленных джаз, рок и фолк аранжировок.
1.
Музыкальная история появилась с легкой руки Натальи Сац. Руководитель Детского музыкального театра попросила Сергея Прокофьева написать музыкальную историю, рассказанную симфоническим оркестром. Чтобы дети не заблудились в дебрях классической музыки, есть пояснительный текст — тоже авторства Сергея Прокофьева.
2.
Мелодия скрипки в духе пионерского марша. Мальчик Петя встречает едва ли не весь симфонический оркестр: птичку — флейту, утку — гобой, кошку — кларнет, волка — три валторны. Выстрелы звучат звуком большого барабана. А ворчащий фагот выступает в роли дедушки. Гениальное просто. Животные разговаривают музыкальными голосами.
3.
«Увлекательное содержание и неожиданные события». От замысла до воплощения — работы на четыре дня. Ровно столько потребовалось Прокофьеву, чтобы история зазвучала. Сказка стала лишь предлогом. Пока дети следят за сюжетом, волей-неволей узнают и названия инструментов, и их звучание. Ассоциации помогают это запомнить.
«Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку — фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов — в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».
Сергей Прокофьев
4.
Первое мультвоплощение. «Петю и волка» в 1946 году экранизировал Уолт Дисней. Партитуру еще не опубликованного произведения мультмагнату передал сам композитор при личной встрече. Дисней был так впечатлен прокофьевским творением, что решил нарисовать историю. В итоге мультфильм вошел в золотую коллекцию студии.
5.
«Оскар»! В 2008 году короткометражка «Петя и волк» интернациональной команды из Польши, Норвегии и Британии получила приз Американской киноакадемии за лучший анимационный короткометражный мультфильм. Мультипликаторы обошлись без слов — только картинка и музыка в исполнении Лондонского симфонического оркестра.
6.
Петей, уткой, кошкой и другими персонажами симфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.
7.
Петя и волк на пуантах. Одноактный балет по произведению Прокофьева ставили в середине ХХ века в филиале Большого театра — нынешнем Театре оперетты. Спектакль не прижился — прошел всего девять раз. Одной из самых известных зарубежных постановок стал спектакль британской Королевской балетной школы. Главные партии танцевали дети.
8.
Рок-версией отметили 40-летие симфонической сказки. Известные рок-музыканты, в числе которых вокалист группы Genesis Фил Коллинз и отец эмбиента Брайан Ино, организовали постановку рок-оперы «Петя и волк» в Великобритании. В проекте участвовали гитарист-виртуоз Гэри Мур и джазовый скрипач Стефан Граппелли.
9.
Закадровый голос «Пети и волка». Только узнаваемые тембры: первой исполнительницей стала первая в мире женщина — оперный режиссер Наталия Сац. В списке — оскароносные английские актеры рыцарского звания: Джон Гилгуд, Алек Гиннесс, Питер Устинов и Бен Кингсли. Выступала от автора и голливудская кинодива Шэрон Стоун.
«Мы с Сергеем Сергеевичем фантазировали возможные сюжеты: я — словами, он — музыкой. Да, это будет сказка, главная цель которой — познакомить младших школьников с музыкальными и инструментами; у нее должно быть увлекательное содержание, неожиданные события, чтобы ребята слушали с непрерывным интересом: а что будет дальше? Решили так: нужно, чтобы в сказке были действующие лица, которые могут ярко выразить звучание того или иного музыкального инструмента».
Наталия Сац
10.
2004 год — премия «Грэмми» в номинации «Детский альбом в разговорном жанре». Высшую американскую музыкальную награду взяли политики двух супердержав — экс-президенты СССР Михаил Горбачев и США Билл Клинтон, а также звезда итальянского кино Софи Лорен. Второй сказкой диска стала работа французского композитора Жана Паскаля Бейнтуса. Классика и современность. Задача, как и десятилетия назад, — сделать музыку понятной для детей.
Наталья Летникова
10 фактов о музыкальном произведении и его создателе собрала Наталья Летникова.
1.
Музыкальная история появилась с легкой руки Натальи Сац. Руководитель Детского музыкального театра попросила Сергея Прокофьева написать музыкальную историю, рассказанную симфоническим оркестром. Чтобы дети не заблудились в дебрях классической музыки, есть пояснительный текст — тоже авторства Сергея Прокофьева.
2.
Мелодия скрипки в духе пионерского марша. Мальчик Петя встречает едва ли не весь симфонический оркестр: птичку — флейту, утку — гобой, кошку — кларнет, волка — три валторны. Выстрелы звучат звуком большого барабана. А ворчащий фагот выступает в роли дедушки. Гениальное просто. Животные разговаривают музыкальными голосами.
3.
«Увлекательное содержание и неожиданные события». От замысла до воплощения — работы на четыре дня. Ровно столько потребовалось Прокофьеву, чтобы история зазвучала. Сказка стала лишь предлогом. Пока дети следят за сюжетом, волей-неволей узнают и названия инструментов, и их звучание. Ассоциации помогают это запомнить.
«Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку — фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов — в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».
Сергей Прокофьев
4.
Первое мультвоплощение. «Петю и волка» в 1946 году экранизировал Уолт Дисней. Партитуру еще не опубликованного произведения мультмагнату передал сам композитор при личной встрече. Дисней был так впечатлен прокофьевским творением, что решил нарисовать историю. В итоге мультфильм вошел в золотую коллекцию студии.
5.
«Оскар»! В 2008 году короткометражка «Петя и волк» интернациональной команды из Польши, Норвегии и Британии получила приз Американской киноакадемии за лучший анимационный короткометражный мультфильм. Мультипликаторы обошлись без слов — только картинка и музыка в исполнении Лондонского симфонического оркестра.
6.
Петей, уткой, кошкой и другими персонажами симфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.
7.
Петя и волк на пуантах. Одноактный балет по произведению Прокофьева ставили в середине ХХ века в филиале Большого театра — нынешнем Театре оперетты. Спектакль не прижился — прошел всего девять раз. Одной из самых известных зарубежных постановок стал спектакль британской Королевской балетной школы. Главные партии танцевали дети.
8.
Рок-версией отметили 40-летие симфонической сказки. Известные рок-музыканты, в числе которых вокалист группы Genesis Фил Коллинз и отец эмбиента Брайан Ино, организовали постановку рок-оперы «Петя и волк» в Великобритании. В проекте участвовали гитарист-виртуоз Гэри Мур и джазовый скрипач Стефан Граппелли.
9.
Закадровый голос «Пети и волка». Только узнаваемые тембры: первой исполнительницей стала первая в мире женщина — оперный режиссер Наталия Сац. В списке — оскароносные английские актеры рыцарского звания: Джон Гилгуд, Алек Гиннесс, Питер Устинов и Бен Кингсли. Выступала от автора и голливудская кинодива Шэрон Стоун.
«Мы с Сергеем Сергеевичем фантазировали возможные сюжеты: я — словами, он — музыкой. Да, это будет сказка, главная цель которой — познакомить младших школьников с музыкальными и инструментами; у нее должно быть увлекательное содержание, неожиданные события, чтобы ребята слушали с непрерывным интересом: а что будет дальше? Решили так: нужно, чтобы в сказке были действующие лица, которые могут ярко выразить звучание того или иного музыкального инструмента».
Наталия Сац
10.
2004 год — премия «Грэмми» в номинации «Детский альбом в разговорном жанре». Высшую американскую музыкальную награду взяли политики двух супердержав — экс-президенты СССР Михаил Горбачев и США Билл Клинтон, а также звезда итальянского кино Софи Лорен. Второй сказкой диска стала работа французского композитора Жана Паскаля Бейнтуса. Классика и современность. Задача, как и десятилетия назад, — сделать музыку понятной для детей.
Сергей Прокофьев
«Мне хочется… сказать нашим юношам и девушкам: любите и изучайте великое искусство музыки… Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее, благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы.
Музыка еще более приблизит вас к тому идеалу совершенного человека, который является целью нашего коммунистического строительства». Эти слова выдающегося советского композитора Дмитрия Шостаковича о полной мере можно адресовать и нашим детям. Чем раньше человек соприкоснется с искусством, том богаче будет его мир чувств, мыслей, идей. Раньше — это значит в детстве. Советскими композиторами создано для детей множество музыкальных произведений, в том числе симфонических сказок. Но самой яркой, образной остается симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк», вводящая детей в мир большой музыки.
Выдающийся советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) — автор опер «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», «Семен Котко», «Повесть о настоящем человеке», балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», симфонических, инструментальных, фортепианных и множества других произведений, — в 1936 году написал симфоническую сказку для детей «Петя и волк». Мысль создать такое произведение была подсказана ему главным режиссером Центрального Детского театра Наталией Сац, всю свою творческую жизнь посвятившей искусству для детей.
Прокофьев, чутко «умеющий слушать время», живо откликнулся на предложение создать произведение, цель которого — познакомить детей с инструментами, входящими в состав симфонического оркестра. Вместе с Н. И. Сац композитором была выбрана форма такого произведения: оркестр и ведущий (чтец). Инструментам и их группам композитор поручил различные «роли» этой сказки: птичка — флейта, утка — гобой, дедушка — фагот, кошка — кларнет, волк — валторны, Петя — струнный квартет.
«Первое исполнение «Пети и волка» на сцене Центрального Детского театра состоялось 5 мая 1936 года. По желанию Сергея Сергеевича я была исполнительницей сказки. Мы вместе продумали, как перед началом этого концерта познакомить ребят с различными группами музыкальных инструментов, как им поочередно будут показаны все инструменты, затем дети услышат индивидуальное звучание каждого.
Сергей Сергеевич присутствовал на всех репетициях, добивался, чтобы не только смысловое, но и ритмо-интонационное исполнение текста сказки было в неразрывной творческой связи с оркестровым звучанием», — вспоминает Наталия Ильинична Сац в своей книге «Дети приходят в театр». На пластинке эта сказка звучит в её исполнении.
Необычная форма этого симфонического произведения (оркестр и ведущий) даст возможность знакомить детей с серьезной музыкой радостно и легко. Музыка Прокофьева, яркая, образная, окрашенная юмором, легко воспринимается юными слушателями.
«Музыка про Петю, птицу и волка мне очень понравилась. Когда её слушал, то узнал всех. Кошка была красивая, ходила, чтобы слышно не было, она была хитрая. Утка была кособокая, глупая. Когда волк ее съел, мне было жалко. Я был рад, когда в конце услышал ее голос», — сказал маленький слушатель Володя Добужинский.
Веселую птичку, отважного Петю, ворчливого, но доброго дедушку знают и любят в Москве, Лондоне, Париже, Берлине, Нью-Йорке… во всех странах мира.
Вот уже более тридцати лет путешествует сказка про Петю и волка по планете, излучая идеи добра, радости, света, помогая детям учиться понимать и любить музыку.
Пусть сегодня эта симфоническая сказка придет и в твой дом…
Запись 1
Русский текст Наталии Сац
Государственный симфонический оркестр. Дирижер Евгений Светланов
Читает Наталия Сац
Запись 1970 г.
Общее время звучания — 23:08
ПРОСЛУШАТЬ СКАЗКУ
«ПЕТЯ И ВОЛК» В ИСПОЛНЕНИИ НАТАЛЬИ САЦ:
Ваш браузер не поддерживает audio элемент.
СКАЧАТЬ СКАЗКУ
(mp3, битрейт 320 kbps, размер файла — 52,3 Мб):
Запись 2
Государственный симфонический оркестр ССС. Дирижер Г. Рождественский
Читает Николай Литвинов
Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»
Во всё мире и взрослые и дети знают и любят симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк». Впервые сказка была исполнена в 1936 году в концерте Московской филармонии. Однако самой удачной постановкой считается инсценировка, осуществлённая Детским музыкальным театром имени Наталии Сац. Тогда текст читала сама Наталия Сац.
В своей автобиографии писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку — фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов — в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».
Исполняется эта сказка так: чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке. Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра.
Петя
Сначала звучит струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки Пети. Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю Сергей Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов — скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.
Темы Птички, Утки, Кошки и Дедушки представлены в исполнении деревянных духовых инструментов – флейта, гобоя, кларнета, фагота.
Птичка
Птичка весело чирикает: «Все вокруг спокойно». Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.
Утка
В мелодии Утки отражены её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка и даже как будто слышно её кряканье. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя.
Кошка
Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирая на месте. В дальнейшем композитор покажет виртуозный блеск и огромный диапазон этого замечательного инструмента в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно взбирается на дерево.
Дедушка
Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.
Волк
Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.
Охотники
Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман. Музыка будто добродушно подсмеивается над незадачливыми стрелками. «Боевому» маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен. Так мы знакомимся с тембрами инструментов ударной группы.
Сказка заканчивается торжественным шествием всех её участников. В последний раз звучат их темы. Ведущей становится тема Пети, превращённая в победный марш.
Прослушав сказку, мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. «Петя и волк» — одно из лучших произведений Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.
Вопросы и задания:
- С какой целью Прокофьев написал музыкальную сказку «Петя и волк»?
- Какие инструменты исполняют тему Пети? Каков характер этой темы, её музыкальный язык?
- Объясните, почему Прокофьев избрал именно такую последовательность появления персонажей: Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, охотники.
- Какие медные духовые инструменты исполняют тему Волка? Чем тема Волка отличается от тем других персонажей?
- В какие моменты сказки и как появляются темы Утки, Кошки, Пети?
- Как звучит музыка Птички вначале сказки? Что появилось нового в музыке Птички в споре с Уткой; при появлении Кошки; в самом конце сказки?
- Сравни звучание музыки кошки при погоне за Птичкой и при появлении Волка?
- Чем отличается марш охотников от заключительного марша всей сказки?
Презентация
В комплекте:
1. Презентация — 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Фрагменты из симфонической сказки «Петя и Волк»:
Тема Пети, mp3;
Тема Птички, mp3;
Тема Утки, mp3;
Тема Кошки, mp3;
Тема Дедушки, mp3;
Тема Волка, mp3;
Тема охотников, mp3;
Прокофьев. «Петя и Волк» (полная версия, читает Николай Литвинов), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
Урок
Программное содержание:
План урока:
2. Физкультминутка.
4. Подведение итогов урока.
Ход урока
Музыкальный руководитель:
Музыкальный руководитель:
Ученица Света К.
Ученик Руслан А.
Музыкальный руководитель:
Ученица Настя Т.
С болотца, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла
Певучая добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому, под ёлки,
Тропинка тебя приведёт
Расскажут о Пете и волке
Квартет и кларнет, и фагот.
Упрятаны в нотных страницах
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой гобой,
А злого-презлого волчища
Валторны заменят собой.
Однако, к чему торопиться,
Твоя эта сказка — бери!
Волшебные двери – страницы
В неё поскорей отвори.
Ученик Руслан А.
Ученица Катя Г.
Ученик Рома В.
Ученица Алина В.
Ученица
Гузель Б.
Ученик
Эмиль Ф
Ученица
Элина Ж.
Музыкальный руководитель.
Я мусорю на улице
Бабочку я отпускаю на волю
Бумагу трачу попусту
Овраги это хорошо
Музыкальный руководитель:
Физкультминутка «Музыканты».
Мы сегодня музыканты (поклоны головой)
Мы сегодня оркестранты
Сейчас пальцы разомнем
(разминаем пальцы)
Дружно мы играть начнем (потираем ладони)
Пианино зазвучало
Барабаны застучали
(имитируем игру на барабане)
Скрипка – слева
Скрипка – справа
Зал захлопал
(хлопаем)
Крикнул «Браво!»
(поднять руки над головой)
Музыкальный руководитель:
Итак, мы начинаем.
Петя — главный герой сказки.
Слушаем тему Пети.
Вопросы:
Ответы:
Музыкальный руководитель
Музыкальный руководитель
Слушание темы птички
).
Вопросы:
Музыкальный руководитель
(ответы детей)
– кларнет
Физкультминутка.
Уселась кошка на окошко, стала лапой ушки мыть, 1-2-3. Ну-ка, повтори. 1-2-3. Ну-ка, повтори. | |
Мартышка хочет погулять. Ведь обезьянки – меломанки и музыка должна звучать. А мы все – весело скакать! 1-2-3. Весело скачи! 1-2-3. Весело скачи! | Легкий подскок. |
Змея ползет лесной тропою, Как лента по земле скользит. 1-2-3. Ну-ка, повтори. 1-2-3. Ну-ка, повтори. |
Музыкальный руководитель
:
Танцевальное творчество детей.
Музыкальный руководитель:
Шум леса? Пенье соловья?
Таблица 1
В начале, Х ср. в баллах | В конце, Х ср. в баллах | Динамика в баллах | |
Подведение итогов урока
Список литературы
- ка. — М., 2000
. – 320 с.
Приложение
Результаты оценки музыкальных
№ п/п | Критерии оценки | Общий балла | Уровень | |||
Х ср. |
Результаты оценки музыкальных
знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в конце изучения темы
№ п/п | Критерии оценки | Общий балл | Уровень | |||
Х ср. |
Примечание
Критерии оценки
1.
Умение определить музыкальный инструмент, изображающего своего героя.
2. Умение определить поступки героев через тембры инструментов.
3
.
Умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
4.
Понимание, что такое «интонация».
Список учащихся 2А класса СОШ;34 г. Наб. Челны
Предварительный просмотр:
Урок
по теме: Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева во втором классе
Программное содержание:
1. Воспитывать в детях интерес к миру музыки.
2. Способствовать повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности детей.
3. Развивать образное мышление, комплексное восприятие художественных образов.
4. Развивать музыкальную память (темы героев сказки).
5.
Поощрять проявление творческой активности детей.
6.
Развивать умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
7. Повышать заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка.
8. Обобщать знания по теме симфоническая сказка «Петя и волк».
План урока:
1. Закрепление изученного материала по творчеству композитора Сергея Сергеевича Прокофьева.
2. Физкультминутка.
3. Сюжетно-ролевая игра «Петя и его друзья» по симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк»?
4. Подведение итогов урока.
Ход урока
Музыкальный руководитель:
Сергей Сергеевич Прокофьев — великий советский композитор. В образном мире С. С. Прокофьева легко и гармонично уживаются резкий, суровый скиф, весёлый балагур, шут, нежный лирик, страстный романтический бунтарь, строгий классик. В исполнении матери он с рождения слышал классические сочинения – сонаты Бетховена, прелюдии и мазурки Шопена, произведения Листа, Чайковского. Поэтому Прокофьев уже с детских лет начал заниматься сочинением музыки, а в 5 лет сочинил фортепианную пьеску под названием «Индийский галоп».
С. С. Прокофьев написал много прекрасных сочинений для детей: фортепианные пьесы для начинающих пианистов, сборник под названием «Детская музыка», песни на слова Л. Квитко и А. Барто, а также симфоническую сказку «Петя и волк» на собственный текст. Он посвятил большое количество произведений детям, так как очень их любил.
Музыкальный руководитель:
Теперь представим, что мы в концертном зале. Слушаем сказку С.С. Прокофьева «Петя и Волк» для чтеца и симфонического оркестра, слова композитора читает Наталья Ильинична Сац-основатель первого в мире Детского музыкального театра. Дирижер оркестра-Евгений Светланов.
О чем рассказывается в симфонической сказке «Петя и волк»?
Ученица Света К.
В симфонической сказке «Петя и волк» рассказывается о смелом мальчике (пионере) Пете, который победил волка и спас маленькую птичку и утку.
Ученик Руслан А.
В симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк» музыкальные темы героев исполняют инструменты симфонического оркестра, сюжет рассказывает слушателям – повествователь (слова композитора читает Наталья Ильинична Сац), а музыкальные характеристики играют разные музыкальные инструменты оркестра.
Музыкальный руководитель:
Какие же инструменты выбрал композитор для музыкальных тем своих красочных персонажей? (Слушаем музыку). Симфонический оркестр делится на группы инструментов (смычковые, деревянные духовые, медные, ударные).
Ученица Настя Т.
С. С. Прокофьев использовал в сказке инструменты деревянной духовой группы (флейта, гобой, кларнет, фагот) и инструменты медной духовой группы (валторна). Каждый музыкальный инструмент симфонического оркестра, благодаря своему тембру (окраске звука), изображает своего героя. Об этом рассказывает следующее стихотворение:
С болотца, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла
Певучая добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому, под ёлки,
Тропинка тебя приведёт
Расскажут о Пете и волке
Квартет и кларнет, и фагот.
Упрятаны в нотных страницах
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой гобой,
А злого-презлого волчища
Валторны заменят собой.
Однако, к чему торопиться,
Твоя эта сказка — бери!
Волшебные двери – страницы
В неё поскорей отвори.
Композитор заставил «говорить» героев сказки языком разных музыкальных инструментов. Ведь каждый инструмент имеет свой голос-тембр.
Ученик Руслан А.
С. С. Прокофьев «очеловечивает» зверей в своей сказке: они «по – человечески» разговаривают с Петей и друг с другом, поэтому в их музыке всегда есть и выразительные интонации, словно это люди; и интонации изобразительные: птичка — чирикает, её роль исполняет флейта. Почему композитор избрал флейту для роли птички? По тембру! Птичка маленькая и лёгкая, характеризуется высокими «чирикающими» звуками флейты.
Ученица Катя Г.
Кошка-хитрая и осмотрительная, крадущаяся на мягких лапках, её изображают отрывистые звуки кларнета.
Ученик Рома В.
Волк — лязгает зубами, характер страшного волка изображают три валторны. (В переводе с немецкого — лесной рог). Резкие звуки характеризуют хищника.
Ученица Алина В.
Утка — крякает, её неторопливую поступь вперевалочку лучше всего характеризует «гнусавый» гобой.
Ученица
Гузель Б.
Дедушка — его ворчливого сердитого, характеризуют низкие звуки фагота.
Ученик
Эмиль Ф
. Охотники — их осторожные шаги (не вспугнуть бы Волка!) передают четыре инструмента: флейта, кларнет, гобой, фагот. А выстрелы воинствующих охотников-тарелки и большой барабан.
Ученица
Элина Ж.
Петя-главный герой сказки. Его музыкальная тема напоминает и песню, и танец, и марш. Это не случайно. Ведь Петя — мальчик, такой же, как все дети, играет, веселится, танцует и поёт. Мелодия Пети исполняет две скрипки, скрипка-альт и виолончель. В «заключительном шествии» в конце сказки, становится понятно, что Петя-герой, он со своими друзьями поймал злого волка: музыка звучит торжественно, в темпе марша.
Музыкальный руководитель.
Музыка помогает нам понять действия героев сказки, почувствовать добро и зло в их поступках. Сам Прокофьев шутил, что если послушать музыку внимательно, то можно услышать, как в животе у Волка крякала Утка, потому что Волк так торопился, что проглотил её живьём.
Физкультминутка – игра «да, нет»
Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой, если нет – присядьте.
Я мусорю на улице
Я не выключаю свет, когда меня в комнате нет
Я берегу воду и закрываю кран
Бабочку я отпускаю на волю
Бумагу трачу попусту
Овраги это хорошо
Охрана природы приносит пользу
Я люблю нюхать выхлопные газы
Планета Земля наш общий дом
СЮЖЕТНО — РОЛЕВАЯ ИГРА «ПЕТЯ И ЕГО ДРУЗЬЯ»
Музыкальный руководитель:
Сегодня мы с вами будем рассказывать сказку. Сказку не простую – симфоническую, музыкальную. Поможет нам в этом музыка и симфонические инструменты. Поэтому сначала давайте представим себя музыкантами симфонического оркестра.
Физкультминутка «Музыканты».
Мы сегодня музыканты (поклоны головой)
Мы сегодня оркестранты
(поправить бабочку, поворачивая голову)
Сейчас пальцы разомнем
(разминаем пальцы)
Дружно мы играть начнем (потираем ладони)
Пианино зазвучало
(показываем пальцами игру на пианино со стороны в сторону)
Барабаны застучали
(имитируем игру на барабане)
Скрипка – слева
(игра на скрипке на левой руке)
Скрипка – справа
(игра на скрипке на правой руке)
Зал захлопал
(хлопаем)
Крикнул «Браво!»
(поднять руки над головой)
Музыкальный руководитель:
Итак, мы начинаем.
У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом».
У каждого героя сказки есть «лейтмотив», мелодия, которая выражает его характер, походку, голосовые интонации.
С их помощью мы будем играть сказку, воплощать ее героев, рассказывать эту музыкальную историю.
Петя — главный герой сказки.
Слушаем тему Пети.
Вопросы:
Какой характер у Пети? Что изображает музыка? Какие интонации мы услышали в этой мелодии? Какие инструменты исполняют тему главного героя?
Ответы:
Петя веселый, радостный, озорной мальчик. У него хорошее настроение, может быть, он даже что-то напевает. И шагает Петя бодро, уверенно.
Эта тема написана в жанре марша. Основную тему ведут скрипки, у них звонкое, высокое, светлое звучание, оно передает и настроение, и характер главного героя – уверенный и смелый. Ну а помогают скрипкам альты, виолончели и контрабас, все струнные смычковые инструменты, которые составляют самую главную группу инструментов симфонического оркестра.
Музыкальный руководитель предлагает мальчикам изобразить Петю, передать характер и настроение главного героя сказки.
Музыкальный руководитель
: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Давайте вспомним тему Дедушки. Он сердитый, строгий. В мелодии слышно как он ходит и ругает Петю. Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Мы слышим в его мелодии ворчливые интонации. И тембр фагота – низкий, ворчливый, хрипловатый — очень точно передает эти интонации и настроение Дедушки.
Музыкальный руководитель предлагает мальчикам изобразить Дедушку.
Можно предложить детям определить – кому из мальчиков удалось наиболее точно воплотить музыкальный образ.
Музыкальный руководитель
: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание темы птички
).
Это – птичка. Её тему исполняет флейта. Мелодия звучит в высоком регистре, в ней много трелей, она быстрая и прихотливая. Можно представить, как птичка летает, порхает, машет крылышками, поет свои песенки.
Вопросы:
Какое настроение у Птички? К какой группе инструментов относится флейта?
Танцевальное творчество детей.
Ну а сейчас в нашем зале появилась подружка птички – утка. Она важная и глупая, ходит вперевалочку, не торопясь, крякает.
Звучит тема утки, дети в движениях передают особенности музыкального образа.
Музыкальный руководитель
: А этого персонажа вы покажете жестами.
Мелодия звучит осторожно, тихо, вкрадчиво. Характер у кошки хитрый, острожный, она настоящая охотница. И передает все эти интонации
(ответы детей)
– кларнет
. Танцевальное творчество детей.
Физкультминутка.
А сейчас пора размять наши уставшие мышцы так, как это делает кошка.
Уселась кошка на окошко, стала лапой ушки мыть, и мы движения за кошкой сумеем тоже повторить. 1-2-3. Ну-ка, повтори. 1-2-3. Ну-ка, повтори. | Наклоны головы вправо — влево Круговые движения ладошкой поочередно возле правого и левого уха. |
Мартышка к нам спустилась с ветки, Мартышка хочет погулять. Ведь обезьянки – меломанки и музыка должна звучать. А мы все – весело скакать! 1-2-3. Весело скачи! 1-2-3. Весело скачи! | Имитация движения спуска по канату. Легкий подскок. |
Змея ползет лесной тропою, Как лента по земле скользит. И мы движение такое рукою можем повторить. 1-2-3. Ну-ка, повтори. 1-2-3. Ну-ка, повтори. | Извивающиеся движения туловищем (стоя на месте), Волнообразные движения руками |
Музыкальный руководитель
:
Молодцы! У вас получается очень похоже.
Но вот появился волк, мы слышим угрожающее звучание валторн. Волк осторожен и хитер. Он рычит – мы слышим, как «рявкают » валторны, он крадется – мы слышим их тихое, осторожное звучание.
Танцевальное творчество детей.
Но вот появились охотники. Мы слышим, как они стреляют из своих ружей.
Звучат «выстрелы» барабанов и литавр. Дети имитируют «выстрелы» движениями.
Но, как мы знаем, Петя с помощью маленькой, но очень отважной птички, справился с волком, и все закончилось торжественным шествием всех героев и охотников в зоосад. Все очень веселы и горды своей победой. Давайте и мы станем участниками этого шествия.
Финальное шествие. Дети изображают героев сказки.
На экране появляются все герои сказки «Петя и волк».
Музыкальный руководитель:
Ребята! Мы сегодня еще раз убедились, что музыка способна творить самые настоящие чудеса. Она может рисовать картины и создавать образы. И, действительно…
Что с музыкой сравнится по звучанью?
Шум леса? Пенье соловья?
Грозы раскаты? Ручейка журчанье?
Сравнения найти не в силах я.
Но всякий раз, когда в душе смятенье, —
Любовь иль грусть, веселье иль печаль.
В любом природой данном настроении,
Вдруг начинает музыка звучать.
В душе звучит, на струнах подсознанья,
Гремит в литавры и в цимбалы бьет, —
Передавая радость иль страданье –
Сама душа, казалось бы, поет!
Оценивание знаний и умений учащихся
Результаты оценки представлены в таблице 1
Таблица 1
Результаты оценки музыкальных
знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в начале и в конце изучения темы
Критерии оценки музыкальных знаний | В начале, Х ср. в баллах | В конце, Х ср. в баллах | Динамика в баллах |
Умение определить музыкальный инструмент, изображающего своего героя | |||
Умение определить поступки героев через тембры инструментов | |||
Умение анализировать музыкальные образы героев сказки | |||
Понимание, что такое «интонация». |
Анализируя таблицу 1, можно сказать, что знания учащихся стали значительно лучше после цикла уроков по творчеству С.С. Прокофьева.
Динамика музыкальных знаний учащихся изображена графически на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика музыкальных знаний учащихся
Подведение итогов урока
На первых уроках учащиеся познакомились с музыкальными характеристиками персонажей сказки «Петя и волк» – темами, исполняемыми различными инструментами симфонического оркестра. На заключительном уроке тема: «Развитие музыки». Ребята продолжили знакомство с музыкальной сказкой С. С. Прокофьева. Здесь ставилась более сложная задача – проследить, как столкновение различных интонаций помогает композитору ярче раскрыть содержание произведения. Детям предлагали проследить за развитием музыки в симфонической сказке С. С. Прокофьева, опираясь на понимание того, что такое «интонация». Дети внимательно вслушивались в основные эпизоды Петиной музыки (темы), от начала прокофьевской сказки, где настроение спокойное, весёлое, бодрое, не предвещающее никаких серьёзных событий до заключительного, общего шествия-марша выросшего из Петиной мелодии (темы).
Учащиеся научились определять, понимать характеристики и поступки героев сказки С.С. Прокофьева, через их музыкальные темы, через тембры инструментов, которые выбрал композитор для характеристики сказочных героев. Называть музыкальные инструменты исполняющие их.
Список литературы
- Ансерли Э. Беседы о музыке. – СПб. Питер, 2004. – 25 с.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов муз. фак. педвузов. — М.: Академия, 2002. — 416 с.
- Васина — Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. – М.: Академия, 2001. – 180 с.
- Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для студентов средних ученых заведений. – М.: Академия», 2007.- 240 с.
- Куна М. Великие композиторы. — М.: Академия, 2005. – 125 с.
- Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студ. нач. фак. педвузов. — М.: Академия», 2006. — 368 с.
- Творческие портреты композиторов. Справочник.- М., 2002. – 300 с.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия: Музы
ка. — М., 2000
. – 320 с.
Приложение
Результаты оценки музыкальных
знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в начале изучения темы
№ п/п | Критерии оценки | Общий балла | Уровень | |||
1 | 3 | Н | ||||
4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | В |
5 | 1 | 1 | 2 | Н | ||
6 |
Петя и волк
— детский мультик, в котором дети впервые знакомятся со звучанием инструментов симфонического оркестра, этого яркого явления западноевропейской музыкальной культуры. Если вы решили обучать своего ребёнка музыке, то наверняка он станет более-менее частым посетителем
филармонических концертов.
Во всех странах это является нормальной потребностью культурного, образованного человека.
А в этом случае ему будет просто необходимо хотя бы в общих чертах
входящими в состав симфонического оркестра, с их тембрами звучания, (научиться различать их по слуху),
знать, как они выглядят.
Информация эта объёмная и потому было бы неправильно наваливать её на ребёнка всю сразу. Ему будет сложно всё запомнить, может возникнуть путаница в голове. Поэтому давайте, как всегда, «кушать слона по кусочкам».
К счастью, для этой цели в нашем распоряжении имеется специально созданное музыкальное произведение. Сергей Сергеевич Прокофьев, наш замечательный композитор, подумал о детях и написал для них свою симфоническую сказку под названием «Петя и волк». Это одновременно и сказка для детей, и знакомство с несколькими инструментами оркестра.
Есть много вариантов записи этого произведения. При выборе видеоролика для размещения на своём блоге я думала о том, что этот фильм должен сочетать в себе богатую информативность, доступность и интересную подачу материала. Поэтому выбор был сделан в пользу записи, сделанной ещё в 1946 году.
К сожалению, более поздние варианты не выдерживают конкуренции с этой записью по указанным выше параметрам.
По причине давности записи качество видео в ней несколько уступает более поздним образцам. Однако, думаю, что содержание всё же важнее.
Итак, в сказке за каждым из главных действующих лиц закреплён определённый инструмент (или группа инструментов), которые характеризуют это действующее лицо своей мелодией-лейтмотивом.
Таким образом происходит знакомство с пятью духовыми инструментами и четырьмя из группы струнных инструментов. Вот они:
1.Для характеристики Пети композитор использует струнную группу инструментов (надеюсь, нет необходимости здесь рисовать картинку, поскольку такие инструменты, как скрипка
, виолончель
или альт
всем хорошо известны).
2. Птичка представлена близким ей по тембру деревянным духовым инструментом под названием Флейта.
3.С Уткой нас познакомит деревянный духовой инструмент
Гобой
, поскольку его тембр ближе всего к звукам, издаваемым этой птицей.
4.Кошку характеризует звучание Кларнета. Кларнет
(как и флейта, гобой и фагот) относится к той группе инструментов, которые когда-то делали из дерева. Поэтому данная группа так и называется: деревянные
духовые.
5.Для Дедушки Прокофьев выбрал инструмент из той же группы. Называется он Фагот
.
6.Чтобы выделить волка из всей этой милой компании, использован инструмент из группы медных
(сделанных из меди) духовых. Называется он Валторна
, причём их задействовано для этой цели сразу три!
Надеюсь, что просмотр этого фильма об инструментах симфонического оркестра
доставит удовольствие всем. По крайней мере, у детей этот фильм всегда пользовался большим успехом:
Sorry, дорогие друзья! Я могу только догадываться каким образом наш советский мультик 1946 года с музыкой нашего Сергея Прокофьева стал вдруг недоступным для нас, естественных наследников творений наших предков. Но по факту этот мультфильм теперь является собственностью некоего партнёра Kedoo Entertainment и найти его в интернете я не смогла. Сожалею, что не скачала вовремя. Предлагаю альтернативный вариант. Это довольно интересная и содержательная беседа со школьниками с иллюстрацией симфонического оркестра. Впрочем, на YouTube вы сможете найти много вариантов этого мультика.
Ранним утром пионе р выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка , готовая поймать одну из них, однако птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чем.
Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк , и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.
Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.
Из леса выходят Охотники , которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк . Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.
Музыка
Каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом:
- Петя ― смычковые струнные инструменты (преимущественно скрипки), C-dur, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;
- Птичка ― флейта в высоком регистре, G-dur, виртуозные пассажи;
- Утка ― гобой, Es-dur/As-dur, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;
- Кошка ― кларнет, G-dur, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;
- Дедушка ― фагот, тема в h-moll, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;
- Волк ― три валторны, тема в g-moll;
- Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)
Записи
- Наталия Сац Евгений Светланов
- Николай Литвинов — чтец, Государственный академический симфонический оркестр СССР дирижёр — Геннадий Рождественский
- Леонард Бернстайн — чтец, Нью-Йоркский филармонический оркестр дирижёр — Леонард Бернстайн (Sony Classical)
- Карлхайнц Бём — чтец, Венский филармонический оркестр дирижёр — Карл Бём (Deutshe Grammophon)
- Беатрис Лилли — чтец, Лондонский симфонический оркестр дирижер — Скитч Хендерсон (англ.) русск.
(Decca Records , 1960)
Адаптации
Анимация
- «Петя и волк » (Peter and the Wolf , 1946) — первая анимационная версия произведения, цветной рисованный мультфильм Уолта Диснея .
- «Петя и волк » (1958) — советский кукольный мультфильм по произведению.
- «Петя и волк » (1976) — советский кукольный мультфильм по произведению.
- «Петя и волк » (Peter and the Wolf , 2006) — короткометражный анимационный фильм, удостоенный премии «Оскар ».
Чтение
Музыкальные версии
- Peter and the Wolf
(1966) — альбом американского джазового органиста Джимми Смита - The Rock Peter and the Wolf
(1975) — рок-аранжировка произведения, записанная британскими музыкантами (Брайан Ино , Фил Коллинз , Гари Мур , Манфред Мэнн и др.) - David Bowie Narrates Prokofiev»s Peter and the Wolf
(1978) — запись произведения, в котором роль чтеца исполнил Дэвид Боуи - Peter and the Wolf
(1988) — пародийный альбом, сыгранный на синтезаторах и аккордеоне (Wendy Carlos & «Weirid Al» Yankovic) - Peter and the Wolf
(1990) — альбом американского фолк-певца Дэйва ван Ронка - Wolf Tracks and Peter and the Wolf
(2005) — запись, включающая оригинальное произведение и его продолжение «По следам волка», автор — французский композитор Жан-Паскаль Бентюс (англ.) русск.
- Petr & The Wulf
(2010) — альбом американского кантри-исполнителя Джея Манли , вдохновлённый сказкой.
Иллюстрации
Напишите отзыв о статье «Петя и волк»
Примечания
См. также
Ссылки
- (англ.)
, записи в музыкальной библиотеке International Music Score. - (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- (рус.) «» — в книге «Сказки для взрослых детей»
Концерты | ||
---|---|---|
Симфонии | ||
Оперы | ||
Балеты | ||
Музыка к кинофильмам | ||
для фортепиано | ||
Кантаты |
Отрывок, характеризующий Петя и волк
– Хорошо, хорошо, мне теперь некогда, – сказал Ермолов и вышел из избы. Диспозиция, составленная Толем, была очень хорошая. Так же, как и в аустерлицкой диспозиции, было написано, хотя и не по немецки:
«Die erste Colonne marschiert [Первая колонна идет (нем.) ] туда то и туда то, die zweite Colonne marschiert [вторая колонна идет (нем.) ] туда то и туда то» и т. д. И все эти колонны на бумаге приходили в назначенное время в свое место и уничтожали неприятеля. Все было, как и во всех диспозициях, прекрасно придумано, и, как и по всем диспозициям, ни одна колонна не пришла в свое время и на свое место.
Когда диспозиция была готова в должном количестве экземпляров, был призван офицер и послан к Ермолову, чтобы передать ему бумаги для исполнения. Молодой кавалергардский офицер, ординарец Кутузова, довольный важностью данного ему поручения, отправился на квартиру Ермолова.
– Уехали, – отвечал денщик Ермолова. Кавалергардский офицер пошел к генералу, у которого часто бывал Ермолов.
– Нет, и генерала нет.
Кавалергардский офицер, сев верхом, поехал к другому.
– Нет, уехали.
«Как бы мне не отвечать за промедление! Вот досада!» – думал офицер. Он объездил весь лагерь. Кто говорил, что видели, как Ермолов проехал с другими генералами куда то, кто говорил, что он, верно, опять дома. Офицер, не обедая, искал до шести часов вечера. Нигде Ермолова не было и никто не знал, где он был. Офицер наскоро перекусил у товарища и поехал опять в авангард к Милорадовичу. Милорадовича не было тоже дома, но тут ему сказали, что Милорадович на балу у генерала Кикина, что, должно быть, и Ермолов там.
– Да где же это?
– А вон, в Ечкине, – сказал казачий офицер, указывая на далекий помещичий дом.
– Да как же там, за цепью?
– Выслали два полка наших в цепь, там нынче такой кутеж идет, беда! Две музыки, три хора песенников.
Офицер поехал за цепь к Ечкину. Издалека еще, подъезжая к дому, он услыхал дружные, веселые звуки плясовой солдатской песни.
«Во олузя а ах… во олузях!..» – с присвистом и с торбаном слышалось ему, изредка заглушаемое криком голосов. Офицеру и весело стало на душе от этих звуков, но вместе с тем и страшно за то, что он виноват, так долго не передав важного, порученного ему приказания. Был уже девятый час. Он слез с лошади и вошел на крыльцо и в переднюю большого, сохранившегося в целости помещичьего дома, находившегося между русских и французов. В буфетной и в передней суетились лакеи с винами и яствами. Под окнами стояли песенники. Офицера ввели в дверь, и он увидал вдруг всех вместе важнейших генералов армии, в том числе и большую, заметную фигуру Ермолова. Все генералы были в расстегнутых сюртуках, с красными, оживленными лицами и громко смеялись, стоя полукругом. В середине залы красивый невысокий генерал с красным лицом бойко и ловко выделывал трепака.
– Ха, ха, ха! Ай да Николай Иванович! ха, ха, ха!..
Офицер чувствовал, что, входя в эту минуту с важным приказанием, он делается вдвойне виноват, и он хотел подождать; но один из генералов увидал его и, узнав, зачем он, сказал Ермолову. Ермолов с нахмуренным лицом вышел к офицеру и, выслушав, взял от него бумагу, ничего не сказав ему.
– Ты думаешь, это нечаянно он уехал? – сказал в этот вечер штабный товарищ кавалергардскому офицеру про Ермолова. – Это штуки, это все нарочно. Коновницына подкатить. Посмотри, завтра каша какая будет!
На другой день, рано утром, дряхлый Кутузов встал, помолился богу, оделся и с неприятным сознанием того, что он должен руководить сражением, которого он не одобрял, сел в коляску и выехал из Леташевки, в пяти верстах позади Тарутина, к тому месту, где должны были быть собраны наступающие колонны. Кутузов ехал, засыпая и просыпаясь и прислушиваясь, нет ли справа выстрелов, не начиналось ли дело? Но все еще было тихо. Только начинался рассвет сырого и пасмурного осеннего дня. Подъезжая к Тарутину, Кутузов заметил кавалеристов, ведших на водопой лошадей через дорогу, по которой ехала коляска. Кутузов присмотрелся к ним, остановил коляску и спросил, какого полка? Кавалеристы были из той колонны, которая должна была быть уже далеко впереди в засаде. «Ошибка, может быть», – подумал старый главнокомандующий. Но, проехав еще дальше, Кутузов увидал пехотные полки, ружья в козлах, солдат за кашей и с дровами, в подштанниках. Позвали офицера. Офицер доложил, что никакого приказания о выступлении не было.
– Как не бы… – начал Кутузов, но тотчас же замолчал и приказал позвать к себе старшего офицера. Вылезши из коляски, опустив голову и тяжело дыша, молча ожидая, ходил он взад и вперед. Когда явился потребованный офицер генерального штаба Эйхен, Кутузов побагровел не оттого, что этот офицер был виною ошибки, но оттого, что он был достойный предмет для выражения гнева. И, трясясь, задыхаясь, старый человек, придя в то состояние бешенства, в которое он в состоянии был приходить, когда валялся по земле от гнева, он напустился на Эйхена, угрожая руками, крича и ругаясь площадными словами. Другой подвернувшийся, капитан Брозин, ни в чем не виноватый, потерпел ту же участь.
– Это что за каналья еще? Расстрелять мерзавцев! – хрипло кричал он, махая руками и шатаясь. Он испытывал физическое страдание. Он, главнокомандующий, светлейший, которого все уверяют, что никто никогда не имел в России такой власти, как он, он поставлен в это положение – поднят на смех перед всей армией. «Напрасно так хлопотал молиться об нынешнем дне, напрасно не спал ночь и все обдумывал! – думал он о самом себе. – Когда был мальчишкой офицером, никто бы не смел так надсмеяться надо мной… А теперь!» Он испытывал физическое страдание, как от телесного наказания, и не мог не выражать его гневными и страдальческими криками; но скоро силы его ослабели, и он, оглядываясь, чувствуя, что он много наговорил нехорошего, сел в коляску и молча уехал назад.
Излившийся гнев уже не возвращался более, и Кутузов, слабо мигая глазами, выслушивал оправдания и слова защиты (Ермолов сам не являлся к нему до другого дня) и настояния Бенигсена, Коновницына и Толя о том, чтобы то же неудавшееся движение сделать на другой день. И Кутузов должен был опять согласиться.
На другой день войска с вечера собрались в назначенных местах и ночью выступили. Была осенняя ночь с черно лиловатыми тучами, но без дождя. Земля была влажна, но грязи не было, и войска шли без шума, только слабо слышно было изредка бренчанье артиллерии. Запретили разговаривать громко, курить трубки, высекать огонь; лошадей удерживали от ржания. Таинственность предприятия увеличивала его привлекательность. Люди шли весело. Некоторые колонны остановились, поставили ружья в козлы и улеглись на холодной земле, полагая, что они пришли туда, куда надо было; некоторые (большинство) колонны шли целую ночь и, очевидно, зашли не туда, куда им надо было.
10 фактов о музыкальном произведении и его создателе собрала Наталья Летникова.
1.
Музыкальная история появилась с легкой руки Натальи Сац. Руководитель Детского музыкального театра попросила Сергея Прокофьева написать музыкальную историю, рассказанную симфоническим оркестром. Чтобы дети не заблудились в дебрях классической музыки, есть пояснительный текст — тоже авторства Сергея Прокофьева.
2.
Мелодия скрипки в духе пионерского марша. Мальчик Петя встречает едва ли не весь симфонический оркестр: птичку — флейту, утку — гобой, кошку — кларнет, волка — три валторны. Выстрелы звучат звуком большого барабана. А ворчащий фагот выступает в роли дедушки. Гениальное просто. Животные разговаривают музыкальными голосами.
3.
«Увлекательное содержание и неожиданные события». От замысла до воплощения — работы на четыре дня. Ровно столько потребовалось Прокофьеву, чтобы история зазвучала. Сказка стала лишь предлогом. Пока дети следят за сюжетом, волей-неволей узнают и названия инструментов, и их звучание. Ассоциации помогают это запомнить.
«Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку — фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов — в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».
Сергей Прокофьев
4.
Первое мультвоплощение. «Петю и волка» в 1946 году экранизировал Уолт Дисней. Партитуру еще не опубликованного произведения мультмагнату передал сам композитор при личной встрече. Дисней был так впечатлен прокофьевским творением, что решил нарисовать историю. В итоге мультфильм вошел в золотую коллекцию студии.
5.
«Оскар»! В 2008 году короткометражка «Петя и волк» интернациональной команды из Польши, Норвегии и Британии получила приз Американской киноакадемии за лучший анимационный короткометражный мультфильм. Мультипликаторы обошлись без слов — только картинка и музыка в исполнении Лондонского симфонического оркестра.
6.
Петей, уткой, кошкой и другими персонажами симфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.
7.
Петя и волк на пуантах. Одноактный балет по произведению Прокофьева ставили в середине ХХ века в филиале Большого театра — нынешнем Театре оперетты. Спектакль не прижился — прошел всего девять раз. Одной из самых известных зарубежных постановок стал спектакль британской Королевской балетной школы. Главные партии танцевали дети.
8.
Рок-версией отметили 40-летие симфонической сказки. Известные рок-музыканты, в числе которых вокалист группы Genesis Фил Коллинз и отец эмбиента Брайан Ино, организовали постановку рок-оперы «Петя и волк» в Великобритании. В проекте участвовали гитарист-виртуоз Гэри Мур и джазовый скрипач Стефан Граппелли.
9.
Закадровый голос «Пети и волка». Только узнаваемые тембры: первой исполнительницей стала первая в мире женщина — оперный режиссер Наталия Сац. В списке — оскароносные английские актеры рыцарского звания: Джон Гилгуд, Алек Гиннесс, Питер Устинов и Бен Кингсли. Выступала от автора и голливудская кинодива Шэрон Стоун.
«Мы с Сергеем Сергеевичем фантазировали возможные сюжеты: я — словами, он — музыкой. Да, это будет сказка, главная цель которой — познакомить младших школьников с музыкальными и инструментами; у нее должно быть увлекательное содержание, неожиданные события, чтобы ребята слушали с непрерывным интересом: а что будет дальше? Решили так: нужно, чтобы в сказке были действующие лица, которые могут ярко выразить звучание того или иного музыкального инструмента».
Наталия Сац
10.
2004 год — премия «Грэмми» в номинации «Детский альбом в разговорном жанре». Высшую американскую музыкальную награду взяли политики двух супердержав — экс-президенты СССР Михаил Горбачев и США Билл Клинтон, а также звезда итальянского кино Софи Лорен. Второй сказкой диска стала работа французского композитора Жана Паскаля Бейнтуса. Классика и современность. Задача, как и десятилетия назад, — сделать музыку понятной для детей.
Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»
Во всё мире и взрослые и дети знают и любят симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк». Впервые сказка была исполнена в 1936 году в концерте Московской филармонии. Однако самой удачной постановкой считается инсценировка, осуществлённая Детским музыкальным театром имени Наталии Сац. Тогда текст читала сама Наталия Сац.
В своей автобиографии писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку — фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов — в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».
Исполняется эта сказка так: чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке. Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра.
Петя
Сначала звучит струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки Пети. Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю Сергей Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов — скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.
Темы Птички, Утки, Кошки и Дедушки представлены в исполнении деревянных духовых инструментов – флейта, гобоя, кларнета, фагота.
Птичка
Птичка весело чирикает: «Все вокруг спокойно». Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.
Утка
В мелодии Утки отражены её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка и даже как будто слышно её кряканье. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя.
Кошка
Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирая на месте. В дальнейшем композитор покажет виртуозный блеск и огромный диапазон этого замечательного инструмента в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно взбирается на дерево.
Дедушка
Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.
Волк
Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.
Охотники
Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман. Музыка будто добродушно подсмеивается над незадачливыми стрелками. «Боевому» маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен. Так мы знакомимся с тембрами инструментов ударной группы.
Сказка заканчивается торжественным шествием всех её участников. В последний раз звучат их темы. Ведущей становится тема Пети, превращённая в победный марш.
Прослушав сказку, мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. «Петя и волк» — одно из лучших произведений Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.
Вопросы и задания:
- С какой целью Прокофьев написал музыкальную сказку «Петя и волк»?
- Какие инструменты исполняют тему Пети? Каков характер этой темы, её музыкальный язык?
- Объясните, почему Прокофьев избрал именно такую последовательность появления персонажей: Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, охотники.
- Какие медные духовые инструменты исполняют тему Волка? Чем тема Волка отличается от тем других персонажей?
- В какие моменты сказки и как появляются темы Утки, Кошки, Пети?
- Как звучит музыка Птички вначале сказки? Что появилось нового в музыке Птички в споре с Уткой; при появлении Кошки; в самом конце сказки?
- Сравни звучание музыки кошки при погоне за Птичкой и при появлении Волка?
- Чем отличается марш охотников от заключительного марша всей сказки?
Презентация
В комплекте:
1. Презентация — 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Фрагменты из симфонической сказки «Петя и Волк»:
Тема Пети, mp3;
Тема Птички, mp3;
Тема Утки, mp3;
Тема Кошки, mp3;
Тема Дедушки, mp3;
Тема Волка, mp3;
Тема охотников, mp3;
Прокофьев. «Петя и Волк» (полная версия, читает Николай Литвинов), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
Кто какими инструментами (музыкальными) обозначен в сказке Петя и волк? и получил лучший ответ
Ответ от Єлойд[гуру]
Да в той же википедии всё есть, кому-то даже лень залесть туда….
Состав оркестра:
Флейтa; Гобой; Кларнет (in A); Фагот; Три валторны; Труба; Тромбон; Литавры; Треугольник; Бубен; Кастаньеты; Большой и Малый барабаны; Тарелки; Первые и вторые скрипки; Альты; Виолончели; Контрабасы.
Каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом:
Петя ― смычковые струнные инструменты (преимущественно скрипки), C-dur, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;
Птичка ― флейта в высоком регистре, G-dur, виртуозные пассажи;
Утка ― гобой, Es-dur/As-dur, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;
Кошка ― кларнет, G-dur, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;
Дедушка ― фагот, тема в h-moll, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;
Волк ― три валторны, тема в g-moll;
Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)
Ответ от Олег
[активный]
САМА СМАТРИ ЛЕНЬ ЧТО ЛИ
Ответ от Ђюменское рег отделение *КПРПР*
[новичек]
Петя скрипка Птичка флейта Утка габой Кошка кларнет Дедушка фагот Волк 3 валторны Охотник литравы и большой барабан
Ответ от 2 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Кто какими инструментами (музыкальными) обозначен в сказке Петя и волк?