Петя и волк симфоническая сказка читать

Методическая разработка с.с. прокофьев. симфоническая сказка петя и волк конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету слушание музыки.

Методическая разработка «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»»
(конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки»).
24 марта 2021 г. в МБУ ДО ДШИ № 7 г. Ульяновска прошёл II Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков», который проводился по теоретическим предметам «Слушание музыки» и «Беседы об изобразительном искусстве» в двух номинациях:
— номинация «Музыкальный момент» по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора, для учащихся музыкальных отделений ДШИ по предмету «Слушание музыки» в возрасте 8-10 лет;

Содержимое разработки

Методическая разработка «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»»

(конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки»)

Дар слушать, познавать и научиться,
 Дарованы природою не зря.
          В душе богатство может заискриться, 
                             Искусство музыки с младенчества любя. 

Введение

В современном мире компьютеров и высоких технологий музыкальное искусство имеет большое воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Но, к сожалению, в наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.

Предмет «Слушание музыки» является первой ступенью развития у учащихся музыкально-познавательных способностей. Это подготовительный этап к изучению предмета «Музыкальная литература».

С самого раннего детства ребенка окружает огромный мир, который полон для него загадок, и наша задача — помочь малышам научиться не только внимательно смотреть и видеть, но и внимательно слушать и воспринимать.

«Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции» (слова Н. А. Ветлугиной). Музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в раннем возрасте.

Введение ребенка с самого раннего детства в интонационный строй общемировой и национальной музыкальной культуры с высокими духовно-нравственными идеалами через восприятие музыки может стать одной из первых ступенек в создании крепкой опоры в звуковом хаосе современного мира.

В музыкально-методической литературе термины «восприятие» и «слушание» музыки нередко фигурируют как идентичные. Конечно, можно специально слушать музыку, прежде всего ту, которую школьники не могут исполнить сами (например, оркестровую). Однако, цель слушания не сводится просто к знакомству с каким-то произведением. Проблема слушания – восприятия музыки шире, чем просто слушание. Она охватывает и исполнение, поскольку нельзя хорошо исполнять, если не слышать что и как исполняется.

Проблема восприятия музыки – одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса. В любом восприятии участвуют различные органы чувств, образуются сложные, комплексные, условнорефлекторные связи. Восприятие музыки («музыкальное восприятие») есть частный вид восприятия эстетического: воспринимая музыку, человек должен чувствовать её красоту, различать возвышенное, комическое, т.е. не любое слушание музыки уже есть музыкально-эстетическое восприятие. Восприятие музыки тесно связано с задачей формирования музыкально-эстетического вкуса. Поскольку «проникновение» во внутреннюю структуру музыки – процесс сложный, ему нужно специально учить. Просто слушание музыки, никак не организованное, ненаправленное, мало что даст ребёнку – ему нужны различные знания и осознанный опыт восприятия.

Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков»

24 марта 2021 г. в МБУ ДО ДШИ № 7 г. Ульяновска прошёл II Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков», который проводился по теоретическим предметам «Слушание музыки» и «Беседы об изобразительном искусстве» в двух номинациях:

— номинация «Музыкальный момент» по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора, для учащихся музыкальных отделений ДШИ по предмету «Слушание музыки» в возрасте 8-10 лет;

— номинация «Художник и время» по теме «Творчество П.А. Федотова», посвященная 205-летию со дня рождения художника для учащихся средних и старших классов художественных отделений ДШИ.

Цель конкурса:

Формирование устойчивого интереса учащихся к наследию мировой музыкальной и художественной культуры.

Задачи конкурса:

— мотивация личности к познанию и творчеству в процессе обучения;

— толерантность в области искусства в общении с людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

— применение знаний в области музыкального и художественного искусства для осмысления сущности современных общественных явлений;

— стимулирование интереса к классической музыке и живописи;

— активизация мышления учащихся при анализе музыкальных и художественных произведений;

— развитие педагогического творческого потенциала.

Рассмотрим номинацию по предмету «Слушание музыки».

Порядок проведения конкурса:

1. Тема конкурса – «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

2. Конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки», с учётом музыкального (исполнительского) опыта конкурсантов.

3. Письменные задания включали в себя 10 вопросов разной категории трудности и музыкальную викторину (5 номеров).

4. Для выполнения конкурсного задания требовалась ручка со стержнем синего цвета.

5. Время, отведённое на выполнение конкурсного задания — 45 минут.

6. По окончании конкурсного времени работы оценивались в том виде, в котором они были закончены.

7. Работы оценивались в соответствии с разработанными критериями.

Критерии оценки работ:

— правильность ответа;

— качество выполненной работы;

— творческий подход к выполнению заданий.

Приложение №1

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ

II Открытого городского конкурса «Гамма красок и звуков»

номинация «Музыкальный момент»

по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора

для учащихся музыкальных отделений ДШИ

__________________________________________________________________________

(ФИ)

Теоретическая часть

  1. Определите вид оркестра:

Петя и волк симфоническая сказка читатьПетя и волк симфоническая сказка читать

духовой джазовый

Петя и волк симфоническая сказка читать

симфонический

  1. Напишите, какой самый высокий и самый низкий по звучанию инструмент:

Струнный инструмент: скрипка, контрабас

Деревянный духовой инструмент: флейта, фагот

Медный духовой инструмент: труба, туба

  1. Определите музыкальные инструменты, подпишите и найдите лишний, который не относится к данной группе:

Скругленный прямоугольник 14оугольник 14″ /

Петя и волк симфоническая сказка читать

Петя и волк симфоническая сказка читать

Петя и волк симфоническая сказка читать

Скругленный прямоугольник 6оугольник 6″ />Скругленный прямоугольник 8оугольник 8″ />Скругленный прямоугольник 7оугольник 7″ />

флейта кларнет труба

Петя и волк симфоническая сказка читать

Петя и волк симфоническая сказка читатьСкругленный прямоугольник 10оугольник 10″ /

Скругленный прямоугольник 5оугольник 5″ />

_Скругленный прямоугольник 23оугольник 23″ /> ______________________________________________________________________

ОТВЕТ:

4. Ответьте на вопросы, вставьте пропущенные слова:

Кто предложил С.С. Прокофьеву написать симфоническую пьесу со словами на манер сказки, чтобы «по ходу её исполнения детвора знакомилась с музыкальнымиинструментами симфонического оркестра»?

Н.И. Сац

Где и когда состоялась премьера сказки «Петя и волк»?

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Московская филармония 2 мая 1936 г.

Сколько времени С.С. Прокофьев работал над этим произведением? Для какого состава исполнителей оно написано?

Одна неделя. Написано для чтеца и симфонического оркестра

Кто сочинил либретто, написал его уверенным почерком, при этом для краткостипропускалгласные буквы. Например, в финале сказки для чтеца, он с юмором написал: «Аесл плслушать внимтльно, то слышно бло,кк в жвте у волк крякала утка, птму чт волк тк трпилс, что проглотил её живьём»?

С.С. Прокофьев

Кто первым экранизировал симфоническую сказку «Петя и Волк» в 1946г. Уолт Дисней, С. Прокофьев во время личной встречи в США подарил ему партитуру ещё неопубликованного произведения.

«Петя и волк» (2006) — короткометражный анимационный фильм англичанки Сьюзи Темплтон. Эта лента, над которой совместно работали британские, норвежскиеипольскиемультипликаторы, в 2008 году была удостоена премии Оскар за лучший короткометражный анимационный фильм.

5

Петя и волк симфоническая сказка читать

. Соедините персонаж сказки и музыкальный инструмент:

Петя и волк симфоническая сказка читать

Петя и волк симфоническая сказка читать

Петя и волк симфоническая сказка читатьОвал 37» />

Петя и волк симфоническая сказка читать

Петя и волк симфоническая сказка читать

Петя и волк симфоническая сказка читать

Петя и волк симфоническая сказка читатьПетя и волк симфоническая сказка читать

Петя и волк симфоническая сказка читать

Овал 41» />

Овал 40» />

Петя и волк симфоническая сказка читать

6.«Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту, определите их:

а) Петя и волк симфоническая сказка читатьПетя и волк симфоническая сказка читать

Петя – струнные инструменты

б) Петя и волк симфоническая сказка читатьПетя и волк симфоническая сказка читать

Птичка — флейта

в) Петя и волк симфоническая сказка читатьПетя и волк симфоническая сказка читать

Кошка – кларнет

7. Ответьте на вопросы:

Напишите, почему С.С. Прокофьев выбрал именно такую последовательность появления персонажей: Петя, Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, Охотники?

Композитор последовательно представляет каждую группу инструментов симфонического оркестра;в соответствии с тембровой окраской звучания инструментов (от высоко звучащего — к низко звучащим);

Какая допущена ошибка в тексте: (подчеркните ошибку)

а) В состав струнного квартета входят:скрипка, альт, виолончель, контрабас.

б)Труба, тромбон, туба, тарелки– группа медных духовых инструментов.

в)Литавры,челеста, большой барабан, ксилофон – группа ударных инструментов.

8.Перечислите выразительные средства музыки: мелодия, ритм, гармония, регистр, тембр, лад, динамика, темп.

Сравните лейтмотивы Пети и Дедушки, в чем различие выразительных средств?

Петя – тема веселая,бодрая, подпрыгивающая, пунктирный ритм придает маршевость; мажорный лад, исполняют струнные инструменты.

Дедушка – тема строгая, ворчащая, в умеренном темпе, в низком регистре, исполняет фагот; также марш, но тяжелый и суровый.Музыкальная тема передаёт походку дедушки.

9. Дополните интересный факт: (вставьте пропущенные слова)

Петей, уткой, кошкой и другими персонажамисимфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.

10. Творческое задание: составьте кроссворд на тему «Симфонический оркестр»

(не менее 10 вопросов)

ВОПРОСЫ:

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

ПО ВЕРТИКАЛИ:

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ

II Открытого городского конкурса «Гамма красок и звуков»

номинация «Музыкальный момент»

по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора

для учащихся музыкальных отделений ДШИ

__________________________________________________________________________

(ФИ)

Музыкальная викторина

1.Утка

2. Дедушка

3. Петя

4. Волк

5. Кошка

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/448548-metodicheskaja-razrabotka-ss-prokofev-simfoni

Урок во 2 классе на тему «Симфоническая сказка «Петя и волк»

С. Прокофьева».

Тип урока — урок открытия нового знания

Деятельностная цель: формировать у учащихся умений слушать, анализировать музыку. Способствовать у учащихся формированию умения правильно петь. Содействовать развитию творческих способностей учащихся.

Содержательная цель: расширить знания учащихся о музыкальных инструментах симфонического оркестра, познакомившись с симфонической сказкой «Петя и волк» С Прокофьева.

Ход урока.

1 этап. Мотивация ( 4 мин.)

Музыкальное приветствие. Я желаю сегодня на уроке получить вам заряд положительных эмоций и новые знания.

1 слайд. На слайде фото театра оперы и балета.

Что вы видите на данном фото? (театр)

2 слайд. Это не простой театр – это театр оперы и балет в Нижнем Новгороде.

Зачем люди посещают театр оперы и балета? (посмотреть музыкальные спектакли: оперы и балеты)

О каком спектакле у нас шла речь на прошлом уроке, об опере или балете? (балет)

3 слайд. Дайте определение понятия балет (спросить пару человек).

Назовите балет, фрагменты которого мы слушали на прошлом уроке? (балет «Золушка»).

4 слайд

5 слайд. Продолжите логическую цепочку: сказка «Золушка»- Шарль Перро-балет «Золушка………….?

6 слайд На фото изображение концертного зала.

Опишите, что вы видите на данном фото? (концертный зал)

Зачем люди посещают концертные залы? (послушать музыку, посетить концерт).

А какую музыку можно услышать в концертном зале? (вокальную, инструментальную).

7 слайд На фото музыкальные инструменты.

Что вы видите? (инструменты). Вы их узнали?

8 слайд. На фото оркестр.

Как мы назовем данный коллектив музыкантов? (оркестр)

А теперь попробуйте поставить цель нашего урока.

9 слайд На слайде, Прокофьев инструменты и оркестр.

Этап 2.Актуализации и пробного учебного действия (4 мин).

Сладй10 Чтобы познакомиться с инструментами симфонического оркестра, мы послушаем симфоническую сказку «Петя и волк» Прокофьева (цель урока)

Данное произведение Прокофьев написал для детей. А какую еще музыку для детей, написанную Прокофьевым вы помните?

Данная сказка имеет содержание. И вы дома с ним познакомились. Чтобы проверить, как вы это сделали, давайте поработаем в парах. Перед вами содержание сказки «Петя и волк», но перепутанное. (каждый лист пронумерован) Вам нужно данные карточки поставить по порядку. Начинайте работу.

11 слайд. Теперь поменяйтесь с парой по соседству и проверьте работу (проверка последовательности цифр).

12 слайд. Поставьте оценки (1 ошибка пять, 2,3, ошибки четыре, 4,5 ошибок три)

13 слайд. Сегодня оценки за работу на уроке вы будете ставить вот в такие оценочные листы. Подпишите свой оценочный лист. Первая оценка работа в парах. Поменяйтесь работами и поставьте в оценочный лист оценку. Молодцы.

3 этап. Выявление места и причины затруднения (4 мин.)

Назовите, мне действующих лиц сказки «Петя и волк»? (Петя, волк, дедушка, птичка, утка, охотники, кошка). Каждому герою этой сказки соответствует музыкальный инструмент.

На слайде вы видите:

Флейту – послушать как звучит

Кларнет – послушать как звучит

Гобой – послушать как звучит

Валторна — послушать как звучит

Фагот – послушать как звучит

Струнные инструменты – послушать как звучат

Ударные инструменты – послушать как звучат

4 этап. Построение проекта выхода из затруднений. (6 мин.)

Давайте послушаем темы героев этой сказки, и попробуем догадаться, какие инструменты их играют.

Для этого вы индивидуально поработаете с карточками, лежащими у вас на столе, Напротив героя сказки нужно написать названия музыкальных инструментов, который ее играет.

Учитель включает учащиеся, угадывают

Этап 5. Реализации построенного проекта (4 мин)

Проверим (посмотреть видео).

Оценки в оценочный лист (если все верно или одна ошибка пять. 2,3, ошибки, четыре, 4,5, ошибки три)

Выключить проектор.

Этап 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4 мин)

Молодцы, чтобы лучше запомнить названия муз инструментов, давайте споем песенку, «Я славный музыкант. Пение с названием героев и муз. инструментов (спеть стоя, показывая как играют на данном инструменте).

Этап 7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (6 мин).

Пока идет работа звучат темы героев и комментарий (для 5,6 групп)

Работа в группах и проверка 4 мин.

1,2группа – соединяет фигурки героев и музыкальные инструменты. ( по 3 героя и 4 героя)

3,4 группа – раскрашивает фигурки героев (выбрать подходящую и раскрасить)

5,6 группа – подбирают описание характера героев сказки (прилагательные распечатаны)

Проверка соединение работы 3,4 и 5,6 групп (взаимопроверка, все согласны, все правильно).

3 мин. Собираем в проект.

1 лист – Фото Прокофьева и название инструментов.

2 лист – содержание которое делали в парах.

3 лист – работа 1 группы

4 лист – работа 3 и 2 групп (герой описание)

У нас с вами получился проект по сказке Прокофьева. Молодцы.

Поставьте оценку за работу в группе (прокомментировать).

Этап 8. Включение в систему знаний повторение

Всю сказку мы послушаем на следующем уроке.

Каждый герой данной сказки обладает свои характером и нравом. Петя смелый, храбрый….(по работам учащихся).

8 мин Песня, которую мы сегодня начнем учить, о мальчике. А какой он вы мне расскажете, когда послушаете песню (учитель поет песню) Дети говорят, что мальчик ябеда (разобрать кто такой ябеда). Разучивание мелодии, текста 1 и 2 куплетов и припева.

Поставить оценки за пение.

2 мин Итог урока. Цели достигли? (Расширить знания о инструментах симфонического оркестра, через знакомство с симфонической сказкой

«Петя и волк» С. Прокофьева)

Обратить внимание на стенд с оркестром.

Какие инструменты запомнили? (обратить внимание на группы оркестра)

С какими героями сказки они связаны?

Как называется произведение?

Кто композитор?

Похвалить учащихся, активно работающих на уроке и поставить им оценки. Посмотрите на ваш оценочный лист, каких оценок в нем больше, та оценка и является итоговой за урок. Выставляем общую оценку за урок. У кого сегодня за урок «5», «4», «3».

Д/з Учебник с. 90-91 читать, выучить карточку герои и инструменты.

Этап 9. Рефлексия.

В начале урока я пожелала Вам хорошего настроения. Давайте проверим, каким оно стало после урока. Для этого у кого хорошее настроение споет- мне хорошо, у кого плохое- мне грустно. Я вижу у вас все хорошо.

.

Галантный денди, любитель быстрой езды, путешественник-гатролер, азартный шахматист и игрок… Нет, вы не ослышались, все это о Сергее Прокофьеве – русском и советском композиторе, пианисте, дирижёре, народном артисте РСФСР, Лауреате Ленинской премии и шести Сталинских премий.

Прокофьев создал собственный новаторский стиль и в жизни, и в музыке. Да, многие его сочинения вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Это: Первая, Пятая и Седьмая симфонии, балет «Ромео и Джульетта», фортепианные концерты, кантата «Александр Невский», симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), «Мимолётности», «Наваждение», Седьмая соната и многие-многие другие произведения.

Однако Сергей Прокофьев был не только выдающимся и гениальным музыкантом, но интересным, многогранным, интересующимся и увлекающимся человеком.

Прокофьев принадлежит к числу наиболее значительных и репертуарных композиторов XX века. Довольно быстро он перестал исполнять произведения других композиторов и начал пропагандировать свою музыку. Прокофьев-пианист был такой типичный гастролер и побывал с концертами в Латинской Америке, на Кубе, понятно, что он объехал всю Северную Америку с турами, что было не случайно, потому что он жил там какое-то время. После того, как он вернулся в Россию, он играл уже не так много, потому что считал, что его миссия по пропаганде своей музыки закончена и это могут сделать другие исполнители. Последний раз он играл в Союзе композиторов в 1944г, показывая комиссии свою 8 сонату, которую на премьере сыграл Э. Гилельс.

Прокофьев не только исполнял свои произведения, но и дирижировал ими. Он не был выдающимся в этой области, оправдывая себя тем, что многие гениальные композиторы, такие как П.И.Чайковский и И.Стравинский тоже не были дирижерами. Тем не менее, и этим Сергей Сергеевич занимался для пропаганды своей музыки. Карьера Прокофьева-дирижера началась с консерваторских лет в ученических концертах, и завершилась в январе 1945г., когда он дирижировал своей 5 симфонией, как он считал одной из лучших. Впоследствии, все мемуаристы как один увязали это выступление с предшествующей победой нашей страны над фашизмом в мае 1945 года.

Со времени учёбы в консерватории Прокофьев стремился быть в центре внимания и часто демонстрировал свою эпатажность. Современники отмечали, что необычным был даже внешний вид Прокофьева, позволявшего себе яркие, броские цвета и сочетания в одежде. Сохранившиеся фотографии свидетельствуют об элегантности композитора и умении одеваться со вкусом.

Он типичное дитя «Серебряного века», для которого яркость олицетворяла стиль.  Таким он был с молодости, такой он приехал в Москву в 1936 году, и даже С. Рихтер, запомнил его ярко-оранжевый галстук и желтые ботинки, когда он в сороковых годах шел по Тверской. Прокофьев любил очень яркие, цветочные  ароматы духов, что противоречило его характеру и стилю. Прокофьев был приверженцем такого социально-культурного типа, популярного в конце 19 века, как денди.

С. Прокофьев был автомобилистом, хоть и не особо талантливым, но водить машины любил, он обожал технику: пароходы, паровозы, самолеты и т.д. Когда он переехал из Франции в Москву то, специально заказал машину – огромный лимузин светло-голубого цвета и все постовые, особенно центра Москвы, приветствовали ее, зная, что едет композитор Прокофьев.

Также Прокофьев был игроком, но не игроманом. Его качество игрока проявлялось во всем: он любил рисковать, любил азарт, любил быструю езду. В юности занимался гимнастикой, лаун-теннисом, катался на коньках, на санях с крутых горок, играл в лото и крокет. Раскладывал пасьянсы в карты, играл в бридж, и это было для него не только источником приятных и не очень эмоций, но и источником заработка, что он тщательно фиксировал в своих дневниках: «Ну, вот проигрался, ну вот выиграл – столько-то, мне будет не лишнее». Но в казино ему не понравилось, ведь это воля случая, где нет возможности рассчитать свои силы. Это было не для рационального, расчетливого, с математическим складом ума композитора.

Прокофьев играл на бирже, про это мало кто знает, хотя об этом он пишет сам. Он разбирался в котировках и акциях, но больше проигрывал, чем выигрывал, потому что не был экономистом и финансистом.

По воспоминаниям Святослава Рихтера, Прокофьев был человеком, который не очень-то придерживался принципов: он вполне мог написать музыку по официальному заказу, например «Здравицу» к очередному юбилею Сталина. Как пишет С. Рихтер: «Он делал это даже с каким-то нахальством, какой-то благородной аморальностью: «Сталин? Какой Сталин? Ну да! А почему бы и нет? Я всё умею, даже такое». Речь шла о том, чтобы сочинять музыку, а делать это он умел. Композитор был крепким, полным здоровья человеком, который знал себе цену и мог говорить в лицо неприятные вещи: сделать резкое замечание музыканту-педагогу или грубо отчитать нерадивого студента.

В 1954 году Д. Шостакович писал: «Дисциплина труда у С. С. Прокофьева действительно была поразительная, и, что было для многих непостижимо, он одновременно работал над несколькими произведениями».

Кроме занятий музыкой композитор испытывал большой интерес к шахматам и литературе. Обладая даром богатого воображения, Прокофьев с юности привык переключать интеллектуальную деятельность с сочинения музыки на решение шахматных задач или литературное творчество. Если бы Прокофьев не стал композитором, у него было достаточно много оснований для того, чтобы стать литератором, а с шахматами он не расставался с раннего детства до последних лет жизни.

Культ точности, который Прокофьев исповедовал с детства, нашёл выражение в его увлечении шахматами. В «Автобиографии» композитора приводится первая из сохранившихся авторских рукописей детских музыкальных сочинений, сделанная в 1898 году, на обороте которой записано положение незаконченной шахматной партии. Там же Прокофьев гордо описывает ничью с Эмануилом Ласкером в 1909 году в Петербурге и приводит запись партии Ласкер – Прокофьев 1933 года в Париже, которую проиграл.

Прокофьев был довольно сильным, атакующего плана шахматистом, о чем свидетельствуют сеансы одновременной игры:

  • в мае 1914 года (в Санкт-Петербурге) и в феврале 1922 года (в Нью-Йорке) с Хосе Раулем Капабланкой;
  • в 1918 и 1931 году с Михаилом Эльманом;
  • зимой 1922 года в Чикаго с Эдуардом Ласкером, а также известными композиторами М. Равелем и А. Русселем.

Но большой интерес общественности, вызвал его матч с Давидом Ойстрахом в Москве в 1937 году, выигранный скрипачом с минимальным перевесом 4:3.

Известны афоризмы композитора «Шахматы для меня – это особый мир, мир борьбы планов и страстей» и еще «Шахматы – это музыка мысли».

Да, шахматы были для Прокофьева спутником на всю жизнь и где бы он не находился, шахматные доски всегда стояли у него под рукой.

Прокофьев обладал незаурядными литературными способностями, которые проявили себя в «Автобиографии» (завершенной в 1941 году), «Дневнике», рассказах, оперных либретто, на основании чего композитор характеризован как музыкальный писатель. В 2002 году Святослав Прокофьев (сын композитора) писал: «Дневник Прокофьева – это уникальное произведение, которое имеет полное право получить свой номер опуса в его каталоге» [2].

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Многогранность личности Сергея Прокофьева

Конспект урока по музыке для 2
класса по теме урока:  «Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и Волк»»

Цель: Повышение творческой
активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование
умения мыслить.

Задачи:

-Обогатить
знания инструментов симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска),
музыкальных тем героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

-Формировать
компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие
способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

-Развивать
образное восприятие, самостоятельность мышления.

развивать
вокально-хоровые навыки выразительного исполнения

-Воспитывать
культуру слушания симфонической музыки.

Тип
урока
:
Закрепление изученного материала.

Формы
работы
:
индивидуальная, парная, фронтальная.

Методы
обучения:
 словесные,
наглядные , практические.

Используемое
оборудование:

Мультимедийный
проектор, презентация урока, экран.

Ход урока:

I.                
Организационный
момент

Пение
с движением «Утром рано»
(приветствие)

Утром
рано мы проснулись
 (потягиваются)

Солнышко!
Солнышко
! (фонарики вверху)

Выпиваю
чаю я
 (одна ладошка — блюдце, другая — чашка, подносим ко рту, как
— будто пьём)

До
донышка, донышка
 (стучим кулачком по ладошке)

Ем
на завтрак бутерброд
 (кладём одну ладошку на
другую)

С
маслицем, с маслицем
 (гладим одну ладошку
другой)

Ну-ка
вместе, ну-ка дружно:

Здравствуйте!
        


Здравствуйте!

Давайте
посмотрим в окно, теперь улыбнитесь друг другу и своей улыбкой порадуйте
соседа.

II.
Проверка домашнего задания.


Сегодняшний урок мы начнем с поэтической загадки…

С болота,
поросшего ряской,

С полей,
из лесного дупла,

Певучая,
добрая сказка

По нотным
тропинкам сошла.

К тесовому
дому под ели,

Тропинка
тебя приведет,

Расскажет
о Пете и Волке,

Квартет, и
кларнет, и фагот.

Упрятаны в
нотных страницах,

Поляны,
луга и леса.

Для
каждого зверя и птицы

у сказки
свои голоса:

Пичугою
флейта просвищет,

Закрякает
уткой фагот,

А злого
презлого волчищу,

Валторны
заменят собой,

Однако к
чему торопиться?

Твоя эта
сказка, бери,

Волшебные
двери- страницы,

В нее
поскорей отвори.

— О каком
музыкальном произведении рассказывает это стихотворение?

( О
сказке «Петя и волк»)

-Кто
написал эту сказку?

(Сергей
Прокофьев)

-А какие
музыкальные инструменты встречаются в этом стихотворении?

(гобой,
кларнет, фагот, флейта, валторны)

-Это
обычная сказка? Что отличает её от других сказок?

( Это
музыкальная симфоническая сказка)

 А почему сказка называется
«симфоническая»?

(Её
играет симфонический оркестр. Симфоническая — от слова симфония. Это сказка,
как симфония)

— Совершенно верно! Симфоническая —
значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра: у каждого героя
есть своя тема, которую играет определенный музыкальный инструмент. Сказка
«Петя и волк» была написана в 1936 году. Нужно вам сказать, ребята, что это не
просто сказка, а сказка-учебник. Для того чтобы написать такую сказку-учебник,
нужно очень хорошо знать оркестр, слышать внутренним слухом, «про себя»,
звучание каждого инструмента в отдельности и представлять себе, хорошо ли они
звучат вместе при исполнении той или иной мелодии. Музыкальный инструмент
оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль.

— А
помните ли вы группы симфонического оркестра и названия инструментов? Давайте
проверим.

Дети
называют группы оркестра и названия инструментов.

На
презентации появляются изображения групп и инструментов.

1. Струнно
– смычковые (скрипка, Альт, виолончель, контрабас)

2. Духовые
медные (труба, валторна, тромбон, туба)

3. Духовые
деревянные (флейта, кларнет, габой, фагот)

4. Ударные
(литавры, большой и малый барабаны, тарелки, бубен или тамбурин, гонг,
треугольник, колокола, кастаньеты, колокольчики, ксилофон, челеста, виброфон)

5.
Одиночные муз. инструменты (арфа, рояль, орган)

IV.
Содержание и организация учебного занятия.

 У каждого героя сказки есть
своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е.
тембром. (На слайде определение тембра).

На
сегодняшнем уроке мы будем учиться различать музыкальные инструменты по тембрам
и внешнему виду, определять героев сказки по характеру и различным интонациям
мелодии.

-Петя —
главный герой сказки. (Слушание)   Видео

-Какой
характер у Пети? Что изображает музыка? Какие интонации вы услышали в этой
мелодии?

( Петя
веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная,
иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует)

-В каком
жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Это марш)

-Какие
инструменты исполняют тему Пети?


исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт,
виолончель и контрабас.)

-Петя
приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Послушайте тему Дедушки у С.Прокофьева,
определите характер звучавшей интонации. (На экране – Дедушка).

(Дедушка
сердитый, строгий. В мелодии слышно как он ходит и ругает Петю)

 Действительно, Дедушка
недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не
закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Мы
слышим в его мелодии ворчливые интонации.

-Какой
инструмент исполняет тему Дедушки? (Фагот)

-Давайте
определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?

(Сердитый,
ворчливый, густой, низкий)

На
экране – Кошка, Утка, Птичка

-Как вы
думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание)

(Это –
птичка. Её тему исполняет флейта. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре.
Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками).

-Какое
настроение у Птички?

(Веселое,
радостное, счастливое, беззаботное).

-К какой
группе инструментов относится флейта?

(Флейта
– деревянный духовой инструмент).

На
экране – Кошка, Дедушка, Волк. Звучит тема
.

-Кому из
героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя
сказки. (Под музыку изображают кошку).

-Почему вы
решили, что это кошка?

( Тему
исполняет кларнет. Мелодия звучала осторожно, тихо, отрывисто. В музыке слышны
были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки хитренький,
острожный)

-Какой
тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится?

II.            
Физкультминутка
музыкальная.

А
часы идут, идут

Тик-так,
тик-так,

В
доме кто умеет так?

Это
маятник в часах,

Отбивает
каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А
в часах сидит кукушка,

У
неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует
птичка время,

Снова
спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки
движутся по кругу.

Не
касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся
мы с тобой

Против
стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А
часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда
вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А
бывает, что спешат,

Словно
убежать хотят! (Бег на месте.)

Если
их не заведут,

То
они совсем встают. (Дети останавливаются.)

-Молодцы!
А теперь продолжим нашу работу.

На
экране – Утка, Охотники, Волк.

— Кого из
героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).

(
Уточка! Тему исполняет гобой. Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный;
уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает)

— Какой
тембр у гобоя? К какой группе инструментов он относится?

(Тембр
спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, в нижнем регистре. Гобой относится к
группе деревянных духовых инструментов).

На
экране – Петя, Кошка, Охотники, Волк.

— Кого из
героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).

(
Появился волк. Звучат валторны.)

— Какой
тембр у валторны? К какой группе инструментов она относится?

(
Валторна – самый высокий по звучанию из группы медных духовых инструментов
оркестра. Её голос — поэтичный, мягкий и нежный. Однако, композитор заставил
три валторны изображать рычание волка).

— Кого из
действующих лиц сказки мы ещё не вспомнили?

(Охотников)

— Как же
изобразил охотников Прокофьев?

(Звучанием
литавр и большого барабана (изображение выстрелов)).

-Вот мы и
услышали звучание инструментов симфонического оркестра и научились распознавать
их. Молодцы!

IV.
Вокальная работа.

— Ребята,
а сейчас мы разучим с вами песню «Если добрый ты»

из
м/ф» День рождения кота Леопольда.

Разучивание
песни. Исполнение.

V.
Подведение итогов.

— Какая была сегодня
тема?

-Какие задания
выполняли?

— О ком мы
говорили на уроке?

— Какие
произведения слушали?

— Что нового вы
сегодня узнали на уроке?

— Что бы вы
рассказали другим ребятам из 2 класса?

— Кто поделился бы
впечатлениями с родителями?

— Где пригодятся вам
знания, которые получили сегодня на уроке?

-А сейчас
давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему и решим небольшой тест,
который состоит всего из семи вопросов.

Решение
интерактивного теста на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

-Ребята!
Какие задачи нам пришлось решать на сегодняшнем уроке? (ответы). Мы научились
различать музыкальные инструменты по тембрам и внешнему виду. Определили героев
сказки по характеру и различным интонациям мелодии. Выяснили, какие музыкальные
инструменты необходимо ввести в состав симфонического оркестра для исполнения
сказки «Петя и волк» Сергей Прокофьева. Вы работали очень активно. Молодцы!

Звучит
музыка «Шествия», ребята имитируют движения дирижёра.

VI.
Домашнее задание
.

Нарисовать
героев сказки «Петя и волк».

 И муза вечная со мной

И муза вечная со мной

Музыка1 класс

 «Звучит нестареющий Моцарт»

«Звучит нестареющий Моцарт»

Музыка2 класс

 Опера — сказка

Опера — сказка

Музыка1 класс

 «Картинки с выставки». М. П. Мусоргский

«Картинки с выставки». М. П. Мусоргский

Музыка2 класс

 Симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк»

Симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк»

Музыка2 класс

 Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты

Музыка1 класс

 Музыка в цирке

Музыка в цирке

Музыка1 класс

Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты народов Севера

Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты народов Севера

Музыка1 класс

 Музыкальные инструменты (орган). И.С. Бах

Музыкальные инструменты (орган). И.С. Бах

Музыка2 класс

Не нашли нужный видеоурок?

Нам важен каждый Ваш отзыв о репетиторах

Наталия Михайловна — педагог со стажем, обладающий умением увлечь ребенка и влюбить его в процесс обучения. я Вам благодарна за отзывчивость, внимательность, терпение и преданность своему предмету. Мой ребенок всегда с нетерпением ждет каждого урока. Спасибо еще раз огромное! Вы лучший педагог!

Всегда очень интересные, насыщенные уроки. Занятия в удовольствие. Спасибо за это Алене Юрьевне, нашему любимомому учителю математики!))

Хочется выразить благодарность преподавателю по математике Янине Александровне! Занятия всегда начинаются вовремя, изложение материала интересное! Ребенок теперь вовлечен в предмет, уже есть ощутимые результаты. Будем продолжать заниматься на iu.ru !

Здравствуйте! Марта Олеговна – преподаватель, который творит чудеса. В школе моя дочь наотрез отказывалась заниматься математикой, но Марта Олеговна нашла к ней подход. Оценки заметно улучшились, я даже не ожидала такого результата! Большое спасибо, будем продолжать занятия.

Очень понравился индивидуальный подход педагога по английскому языку — Дианы Михайловны )))). Спасибо организаторам за внимание к моему ребенку и помощь ко всему происходящему. Очень рада, что Вас нашла!!!!!

Хотим выразить благодарность преподавателю Ирине Михайловне, за проделанную работу. Математика стала любимым предметом моего сына. Спасибо!!!

Спасибо сайту за предоставленную возможность, так заинтересовать моего ребенка. Когда дети активны-это очень сложно. Преподаватель Диана Михайловна, нашла подход с первых же минут. Благодарю и очень рекомендую!

Проучившись три недели, ребенок начал понимать английский язык. Появилось желание учить, это самое главное!!! Преподаватель Евгения Викторовна, лучшая в своем деле!

Главное в изучение английского языка — это интерес и профессионализм преподавателя. Всем, кто еще ищет преподавателя – Анастасия Сергеевна — сокровище, которое вы так долго искали!!!!!

Добрый день! Спасибо онлайн — школе, что Вы есть! Начинали мы с математики, остались так довольны, что начали подтягивать физику. Дмитрий Александрович, доступно, понятно предоставляет информацию, а это самое главное в образовании.

Спасибо Ирине Михайловне!! ) Занималась с ней подготовкой к контрольной, очень понравились занятия, хотя признаю, что ленилась))) но подготовилась на отлично и сдала на нужный мне балл и даже выше!

Спасибо Вам и Вашему сайту!!! Ребенок гуманитарий, начинает понимать физику и математику, только благодаря Вашим квалифицированным преподавателям и правильному подходу к делу. Очень рекомендую!!!

Хочу поблагодарить за чудесные занятия по Истории России. Все настолько интересно, что когда четверть закончилась, мы не хотели прощаться с преподавателем. Очень рекомендую Евгению Владимировну, спасибо за Ваш труд!!!

Обществоведение, было одним из проблемных предметов моего ребенка, но это было до знакомства с преподавателем Вашей онлайн-школы. Мы стали не только лучшими в классе, но и записались на олимпиаду. Спасибо Вам!

Добрый день. Хочу сказать, что такой педагог, как Шишко Вероника Владимировна, — это находка для учеников и родителей. Дочери очень нравится заниматься, хочет продолжать занятия. Отмечает, что чувствует прогресс, заполнение пробелов в знаниях.

За время обучения на сайте сделала вывод: Дмитрий Александрович – лучший преподаватель по математике. Объясняет все подробно, с ним я действительно начала понимать предмет.

Вероника Владимировна – увлечённый педагог, сразу нашла общий язык с ребенком. Индивидуальный подход к подаче материала. Занимается сын с удовольствием.

Янина Александровна — добрый человек и талантливый педагог! Всегда в хорошем настроении и всегда увлекательно объясняет тему. Огромное спасибо за тактичность и терпение!

Рады, что обратились к Екатерине Александровне — очень профессиональный подход. Екатерина Александровна была весьма терпелива, даже если моя дочь не понимала материал с первого раза. Будем продолжать занятия!

Екатерина Александровна, спасибо Вам большое за помощь с математикой!! Я поверила в то, что смогу наверстать упущенное и с радостью продолжу занятия с Вами.

Обучение на данном портале очень помогает мне. На данный момент занимаюсь с двумя преподавателями, один из них – Алёна Юрьевна. Рада, что смогла найти преподавателя, который доступно все объясняет. Время урока пролетает незаметно, с нетерпением жду каждого занятия

В этом году мне предстоит сдать вступительный экзамен по физике в вуз, но благодаря моему преподавателю, Светлане Анатольевне, я уверен в своем поступлении. Преподаватель хорошо объясняет теорию, приводя интересные примеры из жизни, после чего задачи решаются на раз-два.

Выражаю благодарность преподавателю Дмитрию Александровичу! Я, как преподаватель биологии, не мог объяснить ребёнку как решать задачи по физике. Записались на вводное занятие, после него я сам захотел посещать эти курсы. Ребёнок также остался доволен, в этот же день оформили пакет занятий.

Готовлюсь к олимпиаде по физике, в этом мне помогает Ольга Олеговна. Прекрасный педагог, за одно занятие разобрался в теме, которую мне не смогли объяснить учителя в школе. С удовольствием продолжу заниматься на вашем сайте.

Начала понимать физику только благодаря Ирине Михайловне. В школе так хорошо никто не объясняет.

Наталия Михайловна, хочу поблагодарить Вас за помощь моей дочери. Результат стал заметен чуть ли не после первого занятия, оценки значительно улучшились, время выполнения домашней работы сократилось!

Благодаря Татьяне Александровне мои познания в химии значительно улучшились, с каждым занятием боюсь этого предмета всё меньше)

На занятии с Евгенией Вадимовной мы разобрали все мои вопросы по теме, обсудили программу занятий, которая поможет мне подготовиться к экзаменам. С удовольствием продолжу занятия!

Занимаюсь у Ирины Сергеевны, готовлюсь сдавать ЕГЭ по русскому языку. Занятия проходят интересно, познавательно, преподаватель отвечает на любые вопросы по теме, замечает даже малейшие пробелы в знаниях.

Дочь хочет поступить на факультет международных отношений, где очень высокий проходной балл. Записались на занятия по английскому к Евгении Викторовне, и уже через пару уроков дочь сказала, что чувствует прогресс, замечает, что пробелов в знаниях становится все меньше. Будем продолжать занятия.

За время обучения у Дианы Михайловны я существенно подтянула грамматику, наконец-то разобралась во временах в английском языке, расширила свой словарный запас, узнала много новой полезной информации.

Светлана Анатольевна, преподаватель информатики, материал даёт понятно и доходчиво. Спасибо за профессионализм, умение объяснять, и увлекать своим предметом!

Ольга Олеговна – мой репетитор по информатике. Занятия очень разнообразные и всегда проходят на одном дыхании. Крайне рекомендую!

Дочь собирается поступать в медицинский, потому знания по биологии ей просто необходимы. Наталия Михайловна – педагог, который умеет простым языком объяснять сложные вещи. Мы были поражены прекрасной подачей материала и доброжелательностью преподавателя!

Спасибо Юлие Васильевне! Помогла ребёнку не просто зазубрить правила — помогла понять их. Оценки в дневнике сразу улучшились, как и отношение преподавателей в школе. Очень нравится манера преподавания.

Татьяна Александровна просто находка! Мы только начали заниматься,а улучшения уже можно заметить. Побольше бы таких педагогов!

Нам посоветовали Ольгу Александровну как преподавателя со стажем для подготовки к ЕГЭ. Очень долго сомневалась,стоит ли обращаться или лучше выбрать педагога оффлайн. Но всё-таки решила попробовать и не прогадала. Во-первых, педагог действительно попался хороший,чёткий и грамотный, а во-вторых, никогда не думала,что онлайн обучение так удобно! ( особенно в период пандемии )

Спасибо iu.ru за знакомство с невероятной Мариной Владимировной. Она настолько любит своё дело и делает это со своим нестандартным подходом, что вдохновила моего сына на чтение литературы.( не знаю,как у неё это получилось за пару занятий)

Русская литература – любимый предмет моего сына. В этом заслуга нашего репетитора — Ирины Владимировны,потому что на ее уроках всегда очень интересно, даже непонятный материал становится легким и понятным сразу.

Пришлось нанимать репетитора по химии нашему сыну из-за того, что получал одни 3-ки. С Наталией Михайловной занимаемся уже месяц и произошло маленькое Чудо! Сын начал понимать химию, более того, полюбил. Начали появляться уже и 4-ки :) Надеюсь, что такими темпами, мы даже сдавать ЕГЭ по химии будем.

Алёна Юрьевна очень добрый и отзывчивый преподаватель. Моя дочка очень боялась встречи с ней, а в итоге постоянно спрашивает,когда будет следующее занятие. Рекомендую!

Андрей Леонидович объясняет всё чётко,доступно, по делу. Если нужно, то повторит 10 раз :) Грамотный и надёжный преподаватель.

Если вам нужно сделать так, чтобы ребёнок искренне заинтересовался химией — обращайтесь к Халимат Масхутовне. Найдет подход к ЛЮБОМУ! Объяснит всё очень доступно, покажет ,расскажет ,повторит,закрепит! Чудесный педагог!

Хотелось бы выразить благодарность преподавателю по английскому языку- Евгении Викторовне. Педагог с большой буквы. Каждое занятие- это порция новых знаний, восторга от ребенка и главное результативность, которую нельзя не заметить.

Обучение на высшем уровне. Учитель физики Дмитрий Александрович — выше всех похвал. Сын в восторге. Занимались, занимаемся и будем продолжать в дальнейшем это делать. Рекомендую!!!

Марта Олеговна — прекрасный преподаватель по математике, на занятиях всегда очень интересно и познавательно. Ребенок с удовольствием ждет каждого последующего урока.

Светлана Анатольевна — замечательный педагог по информатике. Моментально расположила к себе моего сына и смогла заинтересовать занятиями. Приобрели пакет из 32 занятий, удобный и очень выгодный тариф и главное, что нет ограничений по времени использования, на данный момент занимаемся по 2 раза в неделю, думаю, что будем еще докупать и увеличим количество занятий до 3 в неделю.

Хочу поблагодарить Веронику Владимировну интересные, продуктивные и познавательные занятия. Ребенку занятия в удовольствие, а нам, как родителям- за счастье. Советую! Кому нежен репетитор по математике, однозначно к Веронике Владимировне. Не пожалеете!

Наталия Михайловна — педагог со стажем, обладающий умением увлечь ребенка и влюбить его в процесс обучения. я Вам благодарна за отзывчивость, внимательность, терпение и преданность своему предмету. Мой ребенок всегда с нетерпением ждет каждого урока. Спасибо еще раз огромное! Вы лучший педагог!

Всегда очень интересные, насыщенные уроки. Занятия в удовольствие. Спасибо за это Алене Юрьевне, нашему любимомому учителю математики!))

Хочется выразить благодарность преподавателю по математике Янине Александровне! Занятия всегда начинаются вовремя, изложение материала интересное! Ребенок теперь вовлечен в предмет, уже есть ощутимые результаты. Будем продолжать заниматься на iu.ru !

Здравствуйте! Марта Олеговна – преподаватель, который творит чудеса. В школе моя дочь наотрез отказывалась заниматься математикой, но Марта Олеговна нашла к ней подход. Оценки заметно улучшились, я даже не ожидала такого результата! Большое спасибо, будем продолжать занятия.

  • Петушок который подавился бобовым зернышком сказка
  • Петь акапельно как пишется
  • Петька на даче сколько страниц в рассказе
  • Петь караоке сказка в моей жизни
  • Петька на даче о чем этот рассказ