Петушок и мышата сказка

Сценарий осеннего театрализованного представленияпо мотивам русской народной сказкиколосок на новый лад2021г.музыкальный руководитель: гусейнова н.с.воспитатель: лапенко л.л.под музыку выходят 3 бабушки

Сценарий осеннего театрализованного представления

по мотивам русской народной сказки

«Колосок на новый лад»

2021г.

Музыкальный руководитель: Гусейнова Н.С.

Воспитатель: Лапенко Л.Л.

Под музыку выходят 3 Бабушки (дети)

Ведущий. Три Бабули вечерком

Собралися под окном,

Чтобы счастьем поделиться.

Внучатами похвалиться.

Говорит одна Бабуля.

1 Бабуля. Не нарадуюсь я Дашей!

И танцует, и поёт,

И для кукол наряды шьёт!

Ведущий. Говорила тут вторая:

2 Бабуля. У меня есть внучка Оля –

И читает, и считает,

Никого не обижает!

Ведущий. Третья только улыбнулась,

И к подружкам повернулась.

3 Бабуля. Внук  Иван – такой крепыш!

Ходит в детский сад.

Он и пишет, и читает,

И до ста уже считает!

Сам танцует и поёт,

И артистом там слывёт.

А ещё компьютер знает,

Экономику он изучает!

Ведущая. Удивились две подружки:

1 Бабуля. Быть артистом – не игрушка!

2 Бабуля. Экономику он знает…

Да такого не бывает!

3 Бабуля. Нет, подруженьки, бывает!

Хорошо внучок мой знает

Про ресурсы природные,

Про потребности народные,

В магазине, как купить,

И деньгами оплатить.

Что такое малый бизнес,

И когда бывает кризис.

Как рассчитывать бюджет,

Если много денег нет.

1 Бабуля. Правда? Всё? На самом деле?

2 Бабуля. На него б мы посмотрели…

3 Бабуля. Ну, сейчас и заходите,

На него и поглядите.

Он с ребятами сейчас

Вам представит мастер – класс!

Сказку «Колосок» покажут,

И про экономику расскажут!

Под музыку Бабули выходят из зала

Звучит сказочная музыка

Ведущий. На полянке на лесной

Стоит домик расписной.

В нём живут сейчас, не тужат

Веселятся, очень дружат

Два мышонка Круть и Верть,

Очень хитрые, поверь!

Под музыку появляются Мышата, танцуют и садятся на скамейку перед домом

Ведущий. Живёт с ними Петушок – Голосистый голосок!

Под музыку появляется Петушок.

Песня «Кто на свете раньше всех просыпается»  (поют все)

Мышата играют в «ладушки».

Ведущий. Петушок весь день в заботах –

Много у него работы.

Мышкам же работать лень –

Развлекаются весь день.

Мы про этих персонажей

Вам историю расскажем…

Только солнышко взошло

Петушок работать шёл.

Под музыку выходит Петушок, потягивается, берет метелку и подметает пол,

Мышата продолжают играть в «ладушки»

Петушок. Хватит мне лежать в кровати,

Пойду мусор подметать я.

Ведущий. Вымел Петушок весь двор,

Наклонился у забора.

Поднял чудо-росток

Он пшеничный колосок.

Петушок поднимает пшеничный росток

Петушок. Круть и Верть, скорей бегите,

На находку посмотрите.

Под музыку Мышата подбегают к Петушку

Ведущий. Круть и Верть, как увидали,

Прибежали, закричали.

Круть. Ох, зерна у нас в достатке!

Верть. Пирогов поесть бы сладких…

Петушок. Хочу с вами обсудить –

Кто же будет молотить.

Подпрыгивают поочередно на месте

Круть. Ой, не я!

Верть. И не я!

Петушок. Мне работа по плечу,

Ладно, я обмолочу.

Под музыку Петушок уходит за шторы

Ведущий. Петушок опять в работе,

А Мышам играть охота!

Мышата обнимают друг друга за плечи

Круть и Верть. Мы весёлые друзья!

И у нас одна забота –

В интернет залезть охота.

Круть. Первый – я!

Верть. Нет, первый – я!

Ведущий. Оживились тут друзья.

Мышата садятся за компьютер, играют

Ведущий. У Мышат забот немало: с чем играть, и как играть?

Только Петушку забота, им игрушки покупать.

Он игрушки им купил, и машины оплатил,

Кубики, велосипед…

И провёл им интернет.

Звучит фонограмма компьютерной игры

Ведущий. В интернет они зашли

Вирус страшный там нашли.

Танец «Компьютерные вирусы» (мальчики в черных очках).

Мышата выходят на середину зала, Круть плачет

Ведущий. В игры так они играли,

Что компьютер поломали.

 Круть. Посмотри, он поломался!

Без компьютера я остался!

Верть гладит Крутя по голове

Верть. А у нас дел, что ли нет?

Доставай велосипед!

Танец «Про озорного мышонка» (на самокате)

После танца Мышата убирают велосипеды и садятся на скамейку перед домом

Ведущий. Петушок трудолюбив –

Колосок обмолотил.

На дороге стал он с краю

И мышей опять сзывает.

Под музыку выходит Петушок и выносит мешок

Петушок. Круть и Верть, скорей бегите,

На работу посмотрите.

Подскажите, как мне быть? Как с зерном нам поступить?

Под музыку Мышата подбегают к Петушку

Круть. Чтобы прибыль получать –

Можно нам зерно продать!

Верть. Рынок недалёко тут,

Вмиг зерно всё разберут!

Петушок. Ну, а если не лениться,

К Мельнику нам обратиться,

Чтоб зерно смолол для нас —

Прибыль вырастет тотчас.

Кто же к Мельнику пойдёт

И зерно туда снесёт?

Подпрыгивают поочередно на месте

Круть. Ой, не я!

Верть. И не я!

Подходят и обнимают друг друга за плечи

Круть и Верть. Мы весёлые друзья

И у нас одна забота –

Поиграть всегда охота.

Петушок. Так и быть,

Рад я буду удружить.

И на мельнице сейчас,

Намелю муки для нас.

Мышата с шумом убегают.

Ведущий. А дорога далека, а на небе облака,

Так и тянут, так и манят за собою Петушка!

Звучит фонограмма ручья.

Ведущий. Вот и мельница стоит,

Речка весело журчит.

Мельник вышел из ворот

И встречает там народ.

Выход Мельника, Петушок ставит мешок, вытирает лоб.

Песня «Жил – был веселый Мельник»

Мельник. Работать мельница должна,

Моя мука ведь всем нужна!

А отдых у Мельника редко бывает,

Ведь желающих муку смолоть поток не убывает!

Бизнес у меня в порядке, буду я всегда в достатке!

Петушок подходит к Мельнику и пожимает руку

Петушок. Здравствуй мельник, как работа?

Намолоть муки охота.

Мельник. Хорошо идут дела!

Рад помочь тебе всегда!

Мельник берёт мешок у Петушка, вдвоём заходят за мельницу

Звучит фонограмма ветра

Ведущий. Ветер тут подул слегка –

Закрутились жернова.

Он подул ещё разок –

И муки смолол мешок!

Под музыку Петух выходит из – за мельницы

Ведущий. Взял Петух мешок с мукой

И понёс его домой.

Петух под музыку делает круг и подходит к домику

Петушок. Круть и Верть, скорей бегите,

На работу посмотрите.

Есть у нас муки мешок –

Вот бы сделать пирожок.

Круть. А зачем его лепить?

Верть. Нам быстрей его купить.

Петушок. В магазине он дороже,

То ли дело сам испёк.

Сразу есть в хозяйстве прок

И дешевле, и вкуснее…

А еще полезнее!

Подпрыгивают поочередно на месте

Круть. Ой, не я!

Верть. И не я!

Подходят и обнимают друг друга за плечи

Круть. Мы весёлые друзья

И у нас одна забота (оба зевают).

Верть. Отдохнуть сейчас охота.

Под музыку «Спят усталые игрушки»

Мышата идут к домику и садятся на скамейку, засыпая

Ведущий. Только улеглись Мышата, зазевали сладковато.

Задремали потихоньку, а живот урчит легонько.

На пустой желудок, видишь, хорошо – то не поспишь!

Снится им еда во сне: стоит каша на огне,

Каша варится, кипит, пузырится и шкварчит…

Танец поварят (девочки)

Под музыку Петушок ставит миску, выполняет действия по тексту

Ведущий. В это время Петушок,

Высыпал муки мешок,

Вылил молока остаток

И яиц еще десяток.

Тесто быстро замесил

И пирог большой слепил.

Он поставил его в печь

И решил чуть – чуть прилечь.

Не успел на лавку сесть –

Как Мышата просят есть.

Звучит музыка, Мышата, нюхая, поднимаются с лавки, в руках держат ложки

Круть. Как же пахнет, просто чудо,

Правда, не пойму откуда.

Верть. Петушок вставай скорей,

Покорми и обогрей!

Пироги и калачи

Вынимай для нас с печи.

Мышата садятся за стол

Ведущий. Петушок присел на стул,

А потом на них взглянул

И сказал строго Мышатам.

Петушок. По работе и награда!

Кто вам колосок нашёл?

А потом зерно смолол?

Не играл и не шутил,

Колосок обмолотил?

Тесто кто вам замесил?

Про пирог кто не забыл?

Петушок подходит к Мышатам и выводит их из – за стола

Петушок. Ну-ка, оба шалуна

Быстро марш из – за стола!

Чтобы пироги жевать,

Нужно рано вам вставать

По хозяйству помогать.

Петушок уходит за штору

Круть. Ой, как были мы не правы,

Ой, как стыдно сразу стало.

Верть. Что ж нам делать?

Как нам быть?

Как пирог нам получить?

Круть. А давай не будем спорить,

И посуду всю помоем.

Верть. Подметём мы в доме пол

И накроем вместе стол.

Под музыку мышата убирают, накрывают на стол

Ведущий. Ох, забегали мышата,

Навели везде порядок.

Под музыку выходит Петушок

Круть и Верть. Извини нас Петушок,

Дай нам тоже пирожок.

Круть. Навсегда про лень забудем!

Верть. Помогать всегда мы будем!

Петушок. Вас за стол прошу Мышата –

По работе и награда!

Мышата и Петушок садятся за стол и кушают пирожки.

Ведущий. Сказка наша завершилась,

В ней герои помирились!

Скажем им ещё раз дружно:

Все. Помогать друг другу нужно!

Танец с колосьями «Хлеб да соль» (исполняют девочки)

Под музыку дети выходят из зала

Занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема. Сказка наоборот. Развитие речи. Старшая группа

Программный
смысл: формировать умение сочинять сказки( с помощью воспитателя); развивать
связную речь, умение обосновывать свои ответы; грамматика: совершенствовать
навыки употребления глаголов в различных формах без изменений в основе,
использование вставных слов:

наверное,
кажется, наверное; развивать творческую активность детей; воспитывать интерес к
народному творчеству.

Словарь:

обогащать
словарь детей словами противоположного содержания (антонимами).

Материал:
иллюстрации к украинским сказкам, изображения петушков (доброго, злого,
задумчивого), сигнальные карточки красного и синего цвета.

Ход
занятия 1 Тема. Сказка наоборот. Развитие речи.Старшая группа

Воспитатель

Издалека-издалека
летела аист.

И
уронила перышки на наш двор.

Я
в садик утром шла,

И
то перышки нашла.

В
корзину его положила,

Потому
что о вас я помнила.

За
такие мои вам ласки.

Дарило
перья сказки.

(Воспитатель
достает из корзины перышки, делает им взмах и на доске появляются иллюстрации к
украинским народным сказкам.)

Воспитатель.

Из
каких сказок пришли эти герои?

Дети.

«Лисичка-сестричка
и Серый волк», «Соломенный бычок», «Кирилл Кожемяка» и др.

Воспитатель.
Я буду называть героев, а вы будете поднимать красную карточку, если этот герой
добрый, и синюю, если злой, и будете объяснять свой ответ.

Дидактическое
упражнение » добрый-злой»

Цель:
прививать навыки объяснительной речи.

Дети.

Коза-Дереза-злая,
она обижала героев сказки.

Хромая
утка — добра, она беспокоилась о старых людей, помогала им.

Воспитатель.
А сейчас попробуйте разгадать загадку и появится еще один сказочный герой.

Настоящий
красавец-молодец,

На
головке расческа,

Мышат
он ухаживает,

Печет,
жарит, убирает. (Петух.)


Из какой сказки этот петух? Почему вы так думаете?

Дети.
Этот петух из сказки «Петушок и двое мышат».

(Воспитатель
выставляет на доску изображение Петухов: доброго, злого, удивленного,
расстроенного.)

Воспитатель.
Какой петух из этой сказки? Какие черты характера присущи ему?

Дети.
Забота, учтивость, трудолюбие, приветливость, внимательность.

Слышен
писк мышат. Воспитатель предлагает поискать их, а тем временем меняет
изображение доброго петушка на злого и выставляет изображение двух мышат.

Воспитатель.
Вот и собрались герои этой сказки: добрый, веселый петушок и мышата.

Дети.
Нет, этот петушок злой.

Физкультминутка

Мышата
рано утром

Делают
упражнения на полянке,

Выпрямляют
ручки, ножки. (кивать головой)

Улыбаются
всем немножко, (сгибание рук в локтях)

Вправо-влево
поворачивают. (Повороты туловища.)

Колоски
с зерном ищут.

Наклоняются
низенько, (наклоны туловища)

Хворост
собирают все дружненько

Между
деревьев мы все идем:

В
сказку все попадем. (Ходьба на цыпочках.)

Воспитатель.
Что случилось с нашими мышатами? Какими они стали?

Дети.
Мышата превратились в трудолюбивых.

Воспитатель.
Поэтому в сказке стало все наоборот. Давайте расскажем новую сказку. Наверное,
наша сказка сегодня будет злой? Как будет начинаться наша сказка?

Дети.
«Жили себе».

Воспитатель.
Жили себе двое мышат Круть да Верть и петушок голосистое горлышко. Петушок
только и знал, что пел да отдыхал.

А
мышата, только начинало светать, брались за работу. Однажды заметали мыши двор
и нашли колосок.


Кого они позвали?


Что ответил петушок?

(Дети
с помощью воспитателя сочиняют сказку.)

Воспитатель.
Стал петушок вылезает из-за стола, а мышата его не задерживают и говорят:
«Хочешь есть калачи, не сиди на печи».

Почему
так сказали мышата? (Ответы детей.)

Воспитатель.
А как сделать конец сказки добрым?

Дети.
Отправить петушку письмо. Объяснить, что труд кормит, а лень портит. Пригласить
в группу и научить работать.

Воспитатель.

Мышата
хотят играть,

И
словечки подбирать.

Они
говорят вам, что сделать.

А
вы скажете, что уже сделали.

Дидактическое
упражнение » сделать-сделали»

(Например,
найти-нашли.)

Пары
слов:

*
испечь-испекли;


смолоть — смололи;

*
замести-замели;


обмолотить — обмолотили;

*
замесить-замесили.

Воспитатель.
В нашей сказке петушок какой?

Дети.
Злой, ленивый.

Воспитатель.
А мышата?

Дети.
Добрые, трудолюбивые.

Воспитатель.
Я буду называть слово — «предзнаменование», и Вы тоже называйте,
только наоборот.

Пары
слов:

*
больной-Здоров;

*
послушный-избалованный;


храбрый — пугливый;


толстый — тонкий;

*
пустой-полный;

*
богатый-бедный;

*
сильный-слабый;

*
красивый-уродливый.

(Воспитатель
незаметно заменяет изображение злого петуха на доброго.)

Воспитатель.
Вот в нашей сказке стали все добрыми. А главное, вы сами придумать сказку,
которая и похожа и непохожа на ту, которую мы знаем. Чем похожи эти сказки? Чем
разнятся. (Ответы детей.)

Воспитатель.
Если вам понравилось занятие, поднимите красную карточку, если нет — синюю.

Автор: Ерошина Ирина Михайловна

Организация: МКДОУ «Радуга»

Населенный пункт: Калужская область, с. Перемышль

Цель: учить детей понимать нравственный смысл сказки; давать мотивированную оценку поступкам героев; учить эмоционально передавать характерные особенности персонажей. Формировать уважительное отношение к труду.

Оборудование: костюмы детей, колосок, цеп, миска, печь, мельница, жернова, стол, пироги на подносе, презентация, микрофон.

Ход занятия:

Воспитатель: -Добрый день, дорогие гости!

Дети: — Мы вас очень-очень ждали,

Всю неделю в гости звали.

Верьте, радостно всем нам!

В сад открыты двери вам!

Воспитатель: — По дорожке мы пойдём,

Прямо в сказку попадём.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем сказку начинать.

Инсценировка украинской народной сказки «Колосок»

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко.

  • только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись.

Музыка

А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл!

Прибежали мышата и говорят:

— Нужно его обмолотить.

— А кто будет молотить? — спросил петушок.

— Только не я! — закричал один.

— Только не я! — закричал другой.

— Ладно, — сказал петушок, — я обмолочу.

И принялся за работу. А мышата стали играть и веселиться (прыгают, взявшись за руки).

Кончил петушок молотить и крикнул:

— Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Прибежали мышата и запищали в один голос:

— Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

— А кто понесёт? — спросил петушок.

— Только не я! — закричал Круть.

— Только не я! — закричал Верть.

— Ладно, — сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу.

  • себе на плечи мешок и пошёл. Музыка

(Зерно просыпается на ковёр)

Воспитатель: -Ой, ребята, помогите!

Всё зерно вы соберите.

Хлеб потом мы испечём,

В гости всех вас позовём.

(Дети собирают зерно и ссыпают петушку в мешок)

Пока петушок мелет зерно, дети отгадывают загадки о зерне. Картинки с отгадками прикрепляют на мольберт.

  1. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

  1. Поле вспашет, хлеб посеет,

Урожай весь увезёт.

Грязь, канавы-не помеха,

Он их запросто пройдёт. (Трактор)

  1. Золотист он и усат.

В ста карманах- сто ребят! (Колос)

  1. Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна его не съем,

Разделю ребятам всем (Бублик)

Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:

— Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

— Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

— Кто будет месить? — спросил петушок.

А мышата опять своё:

— Только не я! — запищал Круть.

— Только не я! — запищал Верть.

Подумал, подумал петушок и говорит:

— Видно, мне придётся.

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги.

Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.

Проводится игра «Редя, редя, кто тебя посадил?»

Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут.

И звать их не пришлось.

— Ох и проголодался я! — пищит Круть.

— Ох и есть хочется! — пищит Верть.

И за стол сели.

А петушок им говорит:

— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.

— Ты нашёл! — громко закричали мышата.

— А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.

— Ты обмолотил! — потише сказали оба.

— А кто зерно на мельницу носил?

— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.

— А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

— Всё ты. Всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.

— А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.

Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!

Петушок:- Вы петушка потешьте,

Пирогов моих поешьте.

Не красна изба углами,

А красна пирогами.

(Угощает гостей пирогами)

В это время дети по очереди говорят пословицы о труде:

Ребёнок:— Труд человека кормит, а лень портит. (Илья)

Ребёнок:— Без труда не втащишь и рыбку из пруда. (Андрей)

Ребёнок:— Весело живётся-работа спорится. (Родион)

Воспитатель:-Какие профессии совмещал петушок в сказке для того, чтобы подать на стол готовые пироги? (Ответы детей)

А кем работают ваши родители? Кто может рассказать? (Ответы детей)

А сейчас посмотрим на экран, где родители сами рассказывают о своей профессии.

Затем идёт показ коллажа с фотографиями всех родителей группы с их места работы

Посмотрите, дети, на родителей группы. Сколько здесь самых разных профессий!

Рефлексия.

Воспитатель: -Дети, о каком произведении мы сегодня говорили?

  • детей) — Скажите, пожалуйста, ребята, о каких новых профессиях

вы сегодня узнали? (Ответы детей)

Приложения:

  1. file0.docx.. 316,4 КБ

Опубликовано: 17.11.2021

Этапы урока

(с указанием времени)

Дидактические
задачи этапа

Содержание
материала урока

Методы
и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

1.   Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

Проверить готовность
учащихся к уроку.

— Здравствуйте,
дети! Проверьте, чтобы на вашей парте были учебники,  тетради, пеналы. Все
лишнее уберите. Улыбнитесь друг другу и в хорошем настроении начнем наш урок!
Садитесь.

-Сегодня у нас
необычный урок чтения и мне хотелось бы, чтобы мы этот урок начали ребята со
стихотворения:

Умными словами
недаром сказано —

Всем лучшим
книгам мы обязаны.

Книжки читают и
стар и млад,

Книжке хорошей
каждый рад.

Книжки читаю —
значит мыслю!

Мыслю — значит,
живу, а не кисну!

В книжках
мудрость, слезы и смех,

Книжке хватит
сердца для всех!

Итак, друзья,
начнем урок!

Затей у нас
большой запас.

А для кого они?
Для Вас!

Я знаю , вы
любите игры,

Песни, загадки и
пляски.

Но нет ничего
интересней,

Чем наши любимые
сказки!

Инструктаж

2.   Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном
действии

Создать условия,
которые способствуют активизации аналитической деятельности учащихся

— Что объединяет все представленные книжки?
(это сказки)

— На какие две группы их можно разделить? 
(авторские  и народные)

-Чем авторская сказка отличается от народной
сказки? (У авторской сказки есть ав-тор, а народную сказку сочинил народ).

-Какие народные сказки вы читали? ( «Белые
пёрышки», « Зимовье зверей»,  «Жу-равль и цапля», « Теремок», «Колобок»,
«Лиса и журавль», « Гуси-лебеди», …..)

-А какой народ сочинил перечисленные вами
сказки?( русский). Верно, значит это русские народные сказки.

-Какие бывают сказки? (волшебные, о животных,
бытовые).

— Дети а кто из вас знает  из каких частей
состоит сказка?( присказка, зачин, завязка, развитие действия, развязка,
концовка )

А как обычно начинаются сказки?

(- Жили-были старик со старухой…

— В некотором царстве, в

некотором государстве…

— Жил-был на свете принц…)

 — Дети, а каким словом называется то, что
мы сейчас с  вами сказали? (присказка)

— А какое значение имеет присказка в
сказке?( При́сказка — короткий смешной рас-сказик, прибаутка, обычно
предисловие к сказке. Настраивает слушателя на сказоч-ный лад) (Это и есть
зачин)

А как заканчиваются?

(- Вот и сказочке конец, а кто

слушал молодец!

-И я там был, мед, пиво пил, по усам текло,

а в рот не попало.

— Сказка ложь – да в ней намек,

добрым молодцам урок.)

— Молодцы ребята! Вы меня убедили в том, что
вы о сказках знаете всё.

 Работа
по книжной выставке, фронтальная беседа с целью актуализации знаний по предшествующей
теме.

3. Постановка цели и задач урока. Построение
проекта.

1)Подготовить учащихся  к восприятию сказки.

2) Реализация проекта.

Сообщить тему
урока; определить цель занятия

( прочитать
сказку, ответить на вопросы, дать характеристику героям, учиться выразительно
читать)

— Сегодня мы с
Вами познакомимся с украинской сказкой. Чтобы  узнать,  кто герои нашей сказки,
нужно  разгадать загадки.

1. 
У  бравого  вояки красная  пилотка,

      
Сапоги  со  шпорами и  важная  походка,

      
Пестрый  мундир,  и кур  он  командир. (петух)

2.     
Серенькие шубки, 

Длинные хвосты, 

Черные глазки, 

Острые зубки. (мыши)

Прочитайте
название сказки.  ( на слайде «Украинская народная  сказка «Колосок».)


кто знает, что такое колосок? (Колосок – это соцветие, в котором находится
плод – зерновка, а стебелек – это соломина) .

— Вы
когда-нибудь видели колос?( да, нет)


Для чего люди выращивают колоски?

(Чтобы
из зерна приготовить  хлеб).


Рассмотрим иллюстрации к сказке( слайд). Как вы думаете, о чем эта сказка?

Но
для того, чтобы при чтении сказки Вам было все понятно, мы с Вами проведем
словарную работу.

1)Словарная
работа

Молотить-
выбивать зерна из колосьев

лапта-
русская народная игра с мячом и битой

чехарда- 
игра, участники которой поочерёдно прыгают через своих партнёров, стоящих в
согнутом положении.


Дети а кто из вас знает и может мне ответить на вопрос из каких частей
состоит сказка?( присказка, зачин, завязка, развитие действия, развязка, концовка
)

А
как обычно начинаются сказки?

(- Жили-были старик со
старухой…

— В некотором царстве, в

некотором государстве…

— Жил-был на свете принц…)

 — Дети, а каким словом
называется то, что мы сейчас с  вами сказали? (присказка)

— А какое значение имеет
присказка в сказке?( При́сказка — короткий смешной рассказик, прибаутка,
обычно предисловие к сказке. Настраивает слушателя на сказочный лад)

А как заканчиваются?

(- Вот и сказочке конец, а
кто

слушал молодец!

-И я там был, мед, пиво пил,
по усам текло,

а в рот не попало.

— Сказка ложь – да в ней
намек,

добрым молодцам урок.)

— Молодцы ребята! Вы меня
убедили в том, что вы о сказках знаете всё. Приступаем к чтению сказки.

Фронтальная беседа
с целью определения темы и цели урока.

Фронтальная
беседа с целью подготовки к восприятию.

 Прием
антиципации

Работа над
лексическим значением слов.

4.Провести чтение сказки и проверить
первичное восприятие произведения учащимися.

Провести повторное
чтение сказки и ее анализ с целью выявления идеи произведения . Провести образный
анализ сказки.

-Первичное
чтение произведения (по цепочке.)


Понравилась вам сказка?

-Какой
сюжет сказки привлек ваше внимание ?


Ребята, у Вас на парте лежит карточки, это карточки  для составления моделей
обложек. На другой стороны обложки Вам нужно написать ответы на данные вопросы.

Составление моделей обложек на уроках литературного
чтения

Условные
обозначения

Что
читали( жанр произведения)

image001image002           —
сказка                                          — пословица

 

           —
рассказ                                         — загадка

image005image006           — стихотворение                           —
басня

О
чем или о ком говорится в произведении (тема), обозначается цветом:

о
Родине — красный

о
природе — зелёный

о
детях — желтый

о
животных – коричневый

о
волшебстве, чуде и приключениях – синий

Образец:

В.
Овсеева

Три
товарища

 

                                                                    
                

image007image008                                                                                               
Фамилия автора                  

 

image009image010Название                                                                 
              Какое произведение и о чем

image011                                                                                                 Заголовок                                     
                      


Сейчас, мы проверим как вы
выполнили это задание. Молодцы вы с этим заданием справились!


Давайте еще раз прочитаем начало
сказки.


Назовите главных героев сказки.
Как звали мышат? Почему народ дал такие имена мышатам? Найдите в тексте.


Как звали петушка?


Найдите и прочитайте, почему так его прозвали?

-Сейчас
мы с вами с помощью иллюстраций вспомним, что делал Петушок и мыша-та.
Рассмотрите иллюстрации , расположите их в том порядке, в каком протекают
события в сказке.

— А
теперь 1-ый ряд найдет и прочитает строчки , которые подходят к 1-ой и 2-ой
картинкам (нашел колосок, молотит)

-2-ой
ряд ищет строчки к 3 картинки(несет на мельницу)

-3-ий
ряд ищет подходящие строчки к  4,5 картинкам( месит тесто , ставит в печь).

— А
теперь выполним задание 2 ( самостоятельно)

                
image012


Молодцы ребята.

-Мы
с Вами знаем, кто чем был занят. Давайте попробуем охарактеризовать мышат и
петушка. Какие они?  Перечитайте предложенные характеристики и найдите нужные
слова (в парах)

           
Петушок                                           Мышата

       
трудолюбивый                                       злые

       
хозяйственный                                  послушные

        
жестокий                                           трудолюбивые

        
строгий                                              легкомысленные

        
справедливый                                   веселые

                                                                   
совестливые

-Докажите
свою точку зрения.

-Давайте
прочитаем концовку сказки.

-Удалось
ли мышатам душистых пирожков? Почему?

-Справедливо
ли поступил петушок?

Физминутка

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша,

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,

Бьем по неприятелю.

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок!

Первичное чтение
произведения учениками

Фронтальная
беседа с целью проверки восприятия.

Вторичный синтез
с целью

Фронтальная
беседа, подводящая к пониманию и осознанию прочитанного.

Работа с
карточками, составление модели обложки.

Самостоятельная
работа.

Хронологическое
восстановление событий сказки по иллюстрациям, повторное чтение .

Соотношение действий
героев сказки- работа со схемой.

Подбор слов,
характеризующих героев сказки , работа в парах с последующей тпроверкой.

5. Включение
в систему знаний и повторение

Совершенствовать
умения составлять план произведения, составление моделей обложек.

Обобщить и систематизировать
изученный материал.

Провести творческую
работу в слух с прочитанием.

— Прочитайте пословицы. Какая из них
подходит к содержанию сказки?

( Плох обяз , коли хлеба нет

Нет ни хлеба куска, заберёт и в горнице
тоска

Кто не работает, тот не ест)

-Вы верно подобрали пословицу к сказке :
«Кто не работает, тот не ест». Чтобы заслужить еду, надо усердно трудиться .
Вы каждый день едите хлеб и булочки. Давайте посмотрим, какой путь от зерна
до готового хлебного изделия на примере работы петушка. Сейчас Вам предстоит
поработать в парах . Я вам раздаю карточки, на которых в начале цепочки
изображен колосок , а в конце уже готовые , испеченные пирожки. Вам нужно
записать в пустые прямоугольники поэтапную  работу петушка, которую он
проделал для  того, чтобы испечь пироги. Пользуйтесь учебником, ищите ответы
в сказке.

                 image013

-Давайте вместе проверим как вы справились с
этим заданием. Кто хочет нам воспроизвести то, что записал в пустых прямоугольниках.
(дети зачитывают ответы).

-У нас получился план, опираясь на который,
вы подготовите пересказ сказки.

Работа с
пословицами с целью выявления идеи произведения.

Работа с карточками.

Самостоятельная
работа

Инструктаж.

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)

Осуществлять
процесс  самооценки учащимися своей учебной деятельности на уроке

— Ребята, наш
урок подходит к концу.

— Что было
для вас самым интересным на уроке?

— Было ли вам
трудно на уроке?

— Что было
трудным?

-Ребята, вы все
большие молодцы. Урок окончен!

Фронтальная беседа
с целью самооценки учащимися  полученных знаний и приобретённых умений.

Советы библиотекаря: малышам — книги о милых зверятах, подросткам — фэнтези о спасении человечества.

По выходным сотрудники библиотек рассказывают читателям mos.ru о книгах, которые запросто смогут увлечь всю семью. Ирина Корсакова, главный библиотекарь в библиотеке № 63 имени И.С. Соколова-Микитова, выбрала шесть книг — среди них есть и добрые сказки, и нон-фикшен, и психологическая повесть.

Малышам

«Мышкин дом. Самми и Юлия» Карины Схапман

Современная голландская писательница и художница Карина Схапман создала целый мир из картонных коробок и папье-маше — огромный домик с множеством комнаток, чуланов и балконов. Она поселила там двух очаровательных вязаных мышат — Юлию и Самми, их семью и друзей, смастерила из цветных лоскутков им одежду, а также шторы и предметы интерьера.

Иллюстрации в «Мышкином доме» представляют собой фотографии, сделанные самой писательницей, — они, пожалуй, самое интересное в книге, хотя простые короткие истории об обитателях домика вам тоже понравятся. Мебель, посуда, вещи и множество других предметов, которыми пользуются мышата, — все это приводит малышей в восторг, они могут рассматривать картинки бесконечно.

Книга идеально подойдет для игры «Найди и покажи». Кроме того, вместе с малышом можно придумывать собственные рассказы по картинкам — для этого там достаточно деталей.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Серия книг «Жили-были кролики» Женевьевы Юрье

Эта серия уже долгое время остается одной из самых популярных и любимых у наших читателей. Веселые проделки шустрых шаловливых крольчат (четырех братьев и сестренки), их игры и переживания близки и понятны малышам. Им никогда не бывает скучно: они то летают на воздушном шаре, то мчатся на санках по заснеженным горкам, то придумывают еще что-то интересное.

Добрые истории сочинила французская писательница Женевьева Юрье. Сначала она придумывала их для своих внуков, а потом, через какое-то время, решила поделиться ими с другими детьми. Ее книжки быстро стали очень популярными, они переведены на 28 языков. Чудесные иллюстрации, сделанные художником Лоиком Жуанниго, тоже не могут оставить читателей равнодушными.

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Ребятам постарше

Серия книг «Добрые истории о зверятах» Холли Вебб

Скажу по опыту: эта серия, созданная британской писательницей Холли Вебб, пробуждает у многих ребят любовь к чтению. Даже те дети, которые предпочитают книгам гаджеты, полностью погружаются в мир лисят, оленят, пони и других очаровательных животных. Начинать можно с любой книги, их сюжеты не связаны между собой. Но в каждой вы найдете трогательную историю дружбы.

Книги небольшие, прочитаете их быстро. А еще в них крупный шрифт, очень удобный для детей. Если понравится, возьмите и другие книги Холли Вебб, например произведения «Мейзи Хитчинс. Приключения девочки-детектива», «Котенок Милли, или С возвращением, леопард!», «Котенок Дымка, или Тайна домика на дереве». Каждая написана с огромной добротой и любовью.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«Животные-космонавты. Первые покорители космоса» Дарьи Чудной

Все ребята слышали про собак Белку и Стрелку, но многие ли знают подробности их биографии? Автор и популяризатор космонавтики Дарья Чудная рассказывает, как выбирали животных, как проходили тренировки, как они жили после полета. Фактический материал о животных в космосе подается здесь в очень интересной и живой форме. Оторваться невозможно! Даже взрослый человек будет читать с огромным удовольствием и найдет для себя что-то такое, о чем он не знал раньше.

В книге много фотографий с тренировок героев, красочных рисунков, а еще — воспоминания ученых, дневниковые записи тех, кто работал с собаками, и многое другое.

Тренировки, щенки и ласка. Как жили Белка и Стрелка до и после полета

Подросткам

«Дарители» Екатерины Соболь

«Дарители» — это серия из пяти книг, которая обязательно придется по вкусу любителям фэнтези. Главному герою Генри 16 лет. Детство он провел в лесу с отцом, почти не общаясь с другими людьми. Однажды Генри узнает, что именно от его действий зависит судьба всей страны и, возможно, человечества. Задача перед ним стоит непростая: вернуть в мир давно утерянное волшебство. Сможет ли Генри принять правильные решения, найти друзей, понять и принять себя самого?

Взрослым эти книги могут показаться немного наивными, но зато многие подростки узнают в героях себя. Вместе с Генри они пройдут трудный, но захватывающий путь. Я считаю, что «Дарители» — отличные повести о ценности семьи, дружбы, самопожертвования. В библиотеке мы советуем этот цикл очень часто, а взамен получаем много положительных отзывов.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

«Просто жить!» Николая и Светланы Пономаревых

У 15-летнего Матвея рушится вся жизнь: неприятности в личной жизни, отсутствие взаимопонимания в семье и острая нехватка настоящих друзей. В голову мальчика закрадываются мысли одна отчаяннее другой. Но внезапно приходит помощь с совершенно неожиданной стороны — в лице учителя. Именно он показывает Матвею, что на все можно посмотреть под другим углом.

Эта книга о жизни и любви, о том, что каждый день — это чудо, а все потери обязательно восполняются новыми радостями, превращаясь в полезный опыт. Глубокая и добрая история заставляет задуматься над многими вещами. Ее авторы, супруги Николай и Светлана Пономаревы, — лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова, участники Международного фестиваля детской и юношеской литературы в Мюнхене.

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

  • Петька на даче аудио рассказ
  • Петух на зоне рассказы
  • Петух и собака иллюстрации к сказке
  • Петух с лисой удмуртская сказка читать
  • Петля времени рассказ на дзен