Петух и собака русская народная сказка смотреть мультфильм

Автор: лютая татьяна николаевна организация: мбдоу колосок населенный пункт: республика крым, с. уютное с каждым годом найти общий язык взрослому

Автор: Лютая Татьяна Николаевна

Организация: МБДОУ «Колосок»

Населенный пункт: Республика Крым, с. Уютное

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка одна из форм взаимодействия дошкольников и педагогов – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга. Сказка даёт им необходимую гамму переживаний, создаёт особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьёзные чувства.

Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту.

Сказка — это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

Формы работы со сказкой многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок.

Сказки разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества.

В условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения. И обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс — мотивированным.

Непрерывно образовательная деятельность

с элементами театральной игры

Тема: Калейдоскоп сказок

Цель: Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках. Пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки, пословицы. Развивать умение выполнять различные игровые задания, выражать эмоции в мимике. Развивать креативность, коммуникативные навыки, внимание, память, мышление, творческие способности. Воспитывать умение согласовывать свои действия с партнёром.

Оборудование: стенд с книгами сказок, ширма для кукольного театра, куклы – варежки, игрушки сказочных героев, иллюстрации «Сказочные герои», дидактические игры: «Волшебные сказки», «Необычные цветы».

ХОД:

Воспитатель:

Я скажу вам по секрету, как бывает

Сказка вдруг в свой мир нас приглашает

Чтобы чудесами удивлять,

Позабавить и чему – то научить.

— Ребята, вы любите сказки?

— Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?

Чтобы научить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки.

Сказки учат мудрости, любви и добру.

Сказки учат преодолевать трудности.

Сказки учат слушать старших и помогать младшим.

Сказки учат быть трудолюбивыми.

— Какие бывают сказки? (народные, авторские, волшебные, бытовые и о животных)

— Как можно сказать о сказке, какая она? (интересная, волшебная, забавная, чудесная, поучительная, остроумная, добрая, загадочная, необычная, умная, страшная, радостная, весёлая, мудрая).

— Ребята, скажите, как вы знакомитесь со сказками, откуда вы о них знаете? (рассказывают взрослые, смотрим мультфильмы, спектакли, читаем книги).

Всё, что создано умом,

Всё к чему душа стремится.

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

— Давайте вспомним и назовём пословицы о книгах:

1. Дом без книги – день без солнца.

2. Кто много читает – тот много знает.

3. Книга учит жить – книгой надо дорожить

4. Будешь много читать – будешь много знать.

5. Книга мала – да ума придала.

6. Книга поможет в труде и выручит в беде.

7. Хорошая книга – ярче звёздочки светит.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

1,2,3,4,5 – будем сказки мы считать

1,2,3,4,5 – будем пальцы загибать

1,2,3,4,5 – будем сказки называть

Рукавичка, Теремок

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку – Бурку

Нашу вещую каурку.

Про Жар – птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят

Этим сказкам каждый рад!

Воспитатель:

В путь дорогу нам пора,

Ждут нас сказки, детвора!

-Перед нами Волшебная книга Сказок.

— Попасть в сказку поможет не билет, а правильный ответ.

Дидактическое упражнение «Назови сказку».

Называя сказку, дети проходят в СКАЗКУ.

Воспитатель:

-Предлагаю вам небольшое путешествие по народным сказкам.

1,2,3,4,5 героев сказок будем мы встречать.

Ребёнок «Колобок»:

Я – весёлый Колобок

Подрумяненный бочок

Я от дедушки ушёл

Я от бабушки ушёл

Прикатился в детский сад

Пригласить решил ребят

Вместе сказки навестить

В них немножко погостить

Воспитатель:

А в какие сказки мы с вами попадём, вы должны угадать.

Роли исполняют дети из группы

  1. Инсценировка сказки «Заяц – Хваста»

Заяц: у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи. Не зубы, а зубищи. Я никого не боюсь.

Ворона: Слышала я, в лесу хвастун появился. Это кто такой?

Заяц: Тетка, Ворона, я больше не буду хвастать!

Ворона: А как ты хвастал?

Заяц: у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи. Не зубы, а зубищи. Я никого не боюсь.

Ворона: Больше не хвастай.

Воспитатель: Дети, как называется эта сказка? (русская народная сказка «Заяц – Хваста»).

Угадайте – ка, друзья

Заяц плачет. Так нельзя!

Надо зайца приласкать.

Что за сказка вам сказать.

  1. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»

Петушок: Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чём ты плачешь?

Заяц: Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала.

Петушок: Не горюй, Заинька, я лису выгоню! И выгнал!

  1. Инсценировка сказки «Лисичка – сестричка и серый Волк»

Волк: Здравствуй, сестричка! Что кушаешь?

Лиса: Здравствуй братец, рыбку кушаю!

Волк: Дай мне хоть одну.

Лиса: Налови сам, да кушай.

Волк: Я не умею.

Лиса: Эка, ведь я же наловила. Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись рыбка, мала и велика». Рыбка сама тебе на хвост нацепится.

Волк: Ловись рыбка, мала и велика.

Воспитатель: Узнали эту сказку? Все вы хорошо знаете чем закончилась эта сказка: Волк остался без хвоста, да его ещё и побили.

— А как бы вы посоветовали Волку наловить рыбы?

Воспитатель: У каждого человека и у героев сказок бывает разное настроение.

У меня сейчас хорошее настроение.

А у вас?

Наше настроение выражается в эмоциях.

Дидактическое упражнение «Эмоции сказочных героев»

Чтоб не сидеть и не скучать

С эмоциями будем мы играть

Чтоб героев сказок нам понять

Эмоции героев мы сможем показать

Знаем все мы без сомненья,

Что такое удивленье

Удивились дед и баба:

Ну и Ряба! Вот так Ряба!

А сейчас покажем радость:

Принесли ребятам сладость

Хрум- хрум-хрум и ням-ням-ням

Очень вкусно будет нам!

Грусть приходит иногда

И улыбки нет тогда,

Но я с ней не подружусь:

Уходи скорее, грусть.

Волк сердитый, очень злой

Покажите он какой?

Чтобы злость ушла скорей

Нужно стать ему добрей!

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отправиться на лесную полянку, где растут волшебные необычные цветы. Закройте глаза и представьте, что мы летим с вами на ковре – самолёте. Мы пролетаем над высокими горами, над синими морями, над дремучими лесами, над красивыми замками и дворцами. И во мы прилетели на сказочную полянку. Открывайте глаза.

Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут

На поляне есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Наших сказочных друзей

Дидактическая игра «Необычные цветы»

Найти цветы, количество лепестков соответствует цифре в середине цветка. На обратной стороне цветка есть загадка о сказочном герое.

Дидактическое упражнение «Узнай сказочного героя»

Дети показывают действие сказочного героя и называют его

Мышка быстренько бежала

Мышка хвостиком виляла

Ой, яичко уронила:

Посмотрите – ка, разбила

Вот её мы посадили

И водой её полили

Вырастала репка

Хороша и крепка

А теперь её потянем

И из репы кашу сварим

И будем мы от репки

Здоровы и крепки

Мы славная семья козлят,

Мы любим прыгать и скакать

Мы любим бегать и играться

Любим рожками бодаться

Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

Воспитатель: Ребята, кажется к нам ещё кто – то идёт.

Входит в костюме Кота ребёнок группы

Кот: Здравствуйте

Я учёный мудрый кот

У меня полно хлопот

Коль направо я пойду –

Звонку песенку запою

А налево поверну –

Сказки сказывать начну.

Отвечайте без подсказки,

Все ли дети любят сказки?

А вы знаете сказки, в которых главный герой Я – Кот? Я сейчас проверю!

— В какой сказке мне пришлось выручать своего друга Петушка из лап Лисы? («Кот, Петух и Лиса»).

— В какой сказке я женил своего хозяина на королевской дочери и людоеда словно мышку проглотил? («Кот в сапогах»).

— В какой сказке я вместе со своими друзьями: мальчиком и собакой поселился в деревне и даже завёл себе корову? («Каникулы в Простоквашино»).

— Неплохо, неплохо. Знаете, в каких сказках я главный герой.

— Ребята, я хочу с вами поиграть, я приготовил для вас игровые сказочные задания.

Игровое задание «Рифмы»

(вспомнить и назвать известные рифмованные сказочные выражения и словосочетания)

Лиса – (всему лесу краса)

Волк – (зубами щёлк)

Ёжик – (не головы, не ножек)

Мышка – (норушка)

Сивка – Бурка – (вещая каурка)

Баба – Яга – (костяная нога)

Конёк – (горбунок)

Зайчишка – (трусишка)

Лягушка – (квакушка)

Коток – (серый лобок)

Зайка – (побегайка).

Ребёнок, подбирая сказочную рифму, объясняет, почему сказочного героя в сказке так назвали.

Игровое задание «Продолжи фразу»

  1. По щучьему велению…. (по моему хотению)
  2. Я от дедушки ушёл…..(я от бабушки ушёл)
  3. Как выскочу, как выпрыгну, пойдут….(клочки по закоулочкам)
  4. Высоко сижу….(далеко гляжу)
  5. Не садись на пенёк….(не ешь пирожок)
  6. Лети, лети лепесток….(через север на восток, через запад, через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, будь по – моему, вели)
  7. Дёрни за верёвочку….(дверь и откроется).

Дети продолжают фразу, а другие называют из какой сказки фраза.

Кот:

— Был Кощей вчера в гостях.

Что наделал? Просто – Ах!

Все картинки перепутал

Сказки все мои он спутал.

Пазлы вы должны собрать и сказки назвать.

Игровое задание «Волшебные сказки»

Дети в паре собирают большие пазлы – картинки.

Кот: Какие вы замечательные дети! Всё знаете!

Ой, ребята! В сказочной стране случилась беда. Сорока на хвосте мне принесла новость. Злой тролль запутал названия всех сказок. Помогите навести порядок.

Игровое задание «Исправь ошибку»

  1. Царевна – индюшка (царевна – лягушка)
  2. По собачьему велению (по щучьему велению)
  3. Сивка – Мурка (Сивка – Бурка)
  4. Баба – Бяка (Баба – Яга)
  5. Сестрица Алёнушка и братец Никитушка (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
  6. Чудо – блюдо (Чудо – юдо)
  7. Василиса – Преглупая (Василиса – Премудрая)
  8. Жар – муха (Жар – птица)
  9. Кощей – Бесстрашный (Кощей – Бессмертный)

Кот:

— Спасибо вам, ребята, помогли мне навести порядок в сказках. Премного вам благодарен.

— За руки умелые

За ум и смекалку

Сказать я спасибо

Сегодня хочу!

Тем, кто трудился

Тем, кто старался

Подарки свои вам

Сейчас я вручу.

Кот вручает детям Книги – раскраски «Мои любимые сказки»

А теперь пришла пора прощаться. До свидания, ребята! До новых встреч!

Воспитатель: Ребята, на этом наше путешествие заканчивается, но со сказками мы не прощаемся.

Чтобы сказки не обидеть,

Надо их почаще видеть,

Их читать и рисовать

Их любить и в них играть.

Сказки всех отучат злиться,

А научат веселиться,

Быть скромнее и добрее,

Терпеливей и мудрее!!!

Список используемой литературы:

  1. Л.В.Филиппова Пособие для педагогов дошкольных учреждений «Сказка как источник творчества детей» (Изд. ВЛАДОС, 2001г.).
  2. Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой» (Изд. «ФОЛИО», 1997г.)
  3. Н.М.Сертакова «Методика сказкотерапии в социально — педагогической работе с детьми дошкольного возраста» (Изд. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2012г.

Приложения:

  1. file0.docx.. 32,6 КБ

Опубликовано: 05.12.2021

Урок литературного чтения в 1 классе 28.03.2019 г.

Тема: Русская народная сказка «Петух и собака»

Тип урока: комбинированный

Цель: создание благоприятных условий для воспитания чувства товарищества, благородства, умения помогать другу, положительного отношения к дружбе и верности, отрицательного отношения к подлости, хитрости через содержание русской народной сказки «Петух и собака».

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство со сказкой «Петух и собака»; повторение и закрепление представлений о появлении русских народных сказок.

Развивающие: способствовать совершенствованию навыка выразительности чтения, чтения по ролям, развитию связной речи, умению анализировать, выделять главное, определять главную мысль, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать интерес к русскому народному литературному творчеству, уважительное отношение к литературному слову; способствовать воспитанию чувства прекрасного через художественное слово, нравственные качества:благородство, чувство преданности, смелость, умение выручить товарища, положительное отношение к дружбе, отрицательное отношение к жадности, подлости, хитрости.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства товарищества, благородства, умения выручить друга, положительного отношения к дружбе и преданности отрицательного отношения к жадности, подлости и хитрости, воспитание культуры поведения, вежливости, умения анализировать особенности русских народных сказок.

Метапредметные:

формирование познавательных УУД: умение находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, сравнивать, обобщать;извлечение информации в тексте в процессе первичного чтения, чтения и анализа текста по частям;

формирование регулятивных УУД: умения определять познавательную цель урока; умение планировать свою деятельность и прогнозировать результаты; умение учащихся самостоятельно осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.

формирование коммуникативных УУД: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений; умение устно выражать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.

Предметные: развитие навыка чтения, развитие правильной литературной речи, четкой дикции; развитие умения работать с текстом: читать, анализировать, выявлять главную мысль, определять тему, отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу; умение определять жанровые особенности сказки.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: учебник, презентация, карточки, иллюстрации на доске

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Мотивация к учебной деятельности

Начинается урок –рот закрыли на замок ,

Тихо сели, ноги вместе ,

Книги, ручки всё на месте,

Руки замерли у всех

Будем слушать, будем думать

И учиться лучше всех!

Девиз урока: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости» (Слайд 1)

Как надо работать на уроке, чтобы было интересно?

II. Работа по теме урока

Речевая разминка (на слайде)

— Прочитайте текст.

Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре старушки.

Жили-были четыре старушки,

Все четыре большие болтушки.

— Определите, что это за произведение?

— Прочитайте медленно, прочитаем хором. Прочитайте жужжащим чтением быстрее. Ещё быстрее.

1.Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

— Как называется раздел к которому можно отнести этот жанр произведения?

— Ребята, а вы любите читать сказки?

— Почему сказки читать интересно?

— Сейчас вы послушаете отрывки и угадаете из какой сказки?

Вы детушки!

Вы козлятушки!

Отопритеся,

Отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Уж как по полю лягушка бежит,

У дверей остановилась и кричит.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

А от тебя медведь полгоря уйти.

— Есть ли у этих сказок автор? (нет)

— Как вы думаете, кто написал эти сказки?

— Какова тема и цели нашего урока? С чем мы будем сегодня знакомиться?

— Сегодня мы познакомимся с новой русской народной сказкой.

Настрой на урок

Работа со скороговорками

Высказывания детей

Учитель зачитывает отрывки

Ответы детей

Регулятивные (принимать учебную задачу)

Коммуникативные (умение внимательно слушать выступление одноклассников и оценивать их высказывания)

Познавательные (работа с информацией)

2. Работа со сказкой

— А о ком она, вы узнаете, отгадав загадки. (Слайд 2)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди

Лучше в дом не заходи! (Собака)

Он носом в землю постучит,

Взмахнёт крылом и закричит.

Кричит он даже сонный

Крикун неугомонный. (Петух)

— Как вы думаете, героями какой сказки они могут быть? (Ответы детей)

Откройте учебник на стр. 55. Рассмотрите иллюстрацию. Прочитайте название произведения. — Кто его автор? (Автора нет)

— Если автора нет, значит это какая сказка? (Это народная сказка) . (Слайд)

  • Чтение сказки учителем .

III. Этап обобщения знаний и способов действий.

— Прочитайте, какими словами начинается сказка? (Давным – давно жили…)

Слова , с которых обычно начинаются сказки называются зачином.

-Так что же такое зачин? (Зачин — начало сказки. )

— Кто действующие лица в этой сказке? (петух, собака, лиса, старик со старухой)

— Кто больше всего понравился?

Физкультминутка. (петух, лиса, собака)

  • Чтение сказки хорошо читающими учениками.(с. 54)

— Возьмите в руки простой карандаш. Следим по тексту. Я буду останавливать текст и называть слова или выражения, которые необходимо будет подчеркнуть карандашом.

(чтение вслух)

Поработаем со словами выражениями, которые вы подчеркнули. Прочитайте первое выражение? Что оно означает?

(Аналогично разбираются все слова и выражения с появлением их на Слайде)

  • Словарная работа:

Занялась заря – рассвело.

Масленый праздник – праздник Масленицы.

Припасла – заготовила про запас.

Счастье привалило – появилось неожиданно. (Слайд пустой)

  • Беседа о прочитанном.

— Почему петух покинул стариков?

— Кто помог ему уйти со двора?

— Где они решили заночевать?

— Как петух навлёк на себя опасность?

— Чем лиса хотела заманить петуха?

-Кто оказался в дупле и спас петуха от лисы?

  • Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

Поставить картинки в логическом порядке, в соответствии с текстом. (Работа у доски)

(Проверка на Слайде)

Работа в парах

  • Поиск ключевых слов и умение вчитываться в текст. СЛАЙД с облаками

— Прочитайте словосочетания и перечислите те, которые не упоминались в сказке и установите очередность выражений, которые в сказке присутствовали. (работа со слайдом)

-Для этого вам ещё раз необходимо заглянуть в текст. Проверка работы в паре.

Физкультминутка.

IV.Продолжение работы по теме урока.

  • Вопросы- рассуждения по сказке (толстые вопросы)

Почему старик со старухой решили зарезать петуха и съесть?

— Как вы думаете почему петух пришёл за помощью к собаке?

— Можно ли сказать что собака была другом петуху?

Что бы произошло, если бы собака отказалась помогать петуху?

— Почему лисе не удалось обхитрить петуха?(петух оказался сообразительным)

— Давайте сравним двух этих героев и дадим им характеристику:

  • Работа со словами-образами(на доске соединить слова –черты характера с героями)

— Как вы относитесь к поступкам лисы?

— Правильно ли поступил петух, когда громко запел в лесу ранним утром? СЛАЙД

  • Чтение по ролям диалога Лисы и Петуха (прочитаем диалог, который подходит к этой иллюстрации)

— с. 55. Найдите слова: Надумала лиса петухом полакомиться…

За рассказчика…За лису…За петуха…

— Какова главная мысль сказки? Чему учит сказка? (Дружбе. Выручать товарища из беды.)

Слайд — Прочитайте пословицы. Подумайте и скажите к кому из героев сказки они подходят?

— Объясните почему?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (К петуху. У него был верный друг собака. Она с ним вместе и от стариков ушла и от лисы его спасла.)

Не рой другому яму – сам в неё упадёшь. (К лисе. Она хотела петуха съесть, а сама чуть ноги унесла.) Слайд для проверки

V. Этап подведения итогов занятия.

— Что могло случиться с петушком, если бы у него не было такого друга, как собака?

-А нужно ли человеку иметь друзей? Зачем?

-Поднимите руку те, кому захотелось рассказать эту сказку своим друзьям или родителям.

V|. РЕФЛЕКСИЯ.

— У вас на столах лежат солнышки – весёлое и грустное

– Выберите такое солнышко, которое соответствует вашему настроению после нашего урока. Вывесим их на доску. Может быть и весна к нам быстрее придёт и солнышко засияет ярче на небе.

— В сказках отражается мудрость народа, его мечты и желания о лучшей жизни. Я думаю, когда вы читаете сказки, вы становитесь чуточку мудрее!

Загадки и название сказки

читает учитель

Высказывания детей

Читают дети

Построение монологических высказываний.

Работа со слайдами и у доски

Парная работа

Проверка

«толстые вопросы» по сказке

Проверка по

СЛАЙДу

Работа с доской

(выходят и мелом соединяют)

Чтение по ролям

Пословицы на слайде

Обосновывают свои ответы

Дети делают выводы.

Дети оценивают себя

Коммуникативные (умение строить высказывание)

Познавательные

(уметь находить значение слов и выражений в словаре учебника и сносках к тексту)

Коммуникативные (уметь формулировать ответы на вопросы по содержание прочитанного произведения, участвовать в диалоге, оценивать позицию партнёра)

Познавательные (умение работать с информацией)

Личностные (нравственно-этическая оценка)

Духовные традиции русской семьи

Обучающий мультфильм «Наша дружная семья»


Список рекомендуемой художественной литературы по теме недели:

Татьяна Агибалова «В семейном кругу», «Что может быть семьи дороже?»;

А. Барто «Дома»;

Ю. Друнина «Стих о семье»;

Н.Майданик «Моя семья»;

Аким «Родня»;

Ирис Ревю Сказка «Семейные радости», «Семейное приключение»;

В. А. Сухомлинский «Бабушка отдыхает»;

Л. Толстой «Старый дед и внучек»;

Я. Сегель «Как я был мамой»;

К.Ушинский «Петушок с семьей»;

Л. Толстой «Три медведя»;

Русская народная сказка «Репка», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко»;

С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»;

Ш. Перро «Красная Шапочка»;

В.Ю. Драгунский «Чики-брык».


Петух и собака русская народная сказка смотреть мультфильм

Т. Агибалова «В семейном кругу»
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.


Т. Агибалова «Что может быть семьи дороже?»
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители — во всем мудрей,
Любимый папа — друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.


А. Барто «Дома»

На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурные ливни

Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное —

Домой так и тянет меня.


Ю. Друнина «Стих о семье»

«Для чего нужна семья?» –

У себя спросила я.

Для чего семья нужна,

Вам ответить я должна.

Папа – деньги добывает,

Мама – моет и стирает,

Рядом – дочки, сыновья,

Верно рассудила я?

А теперь скажу без шуток.

Да, в любое время суток

Каждый, кто живёт в семье,

Счастлив, радостен вдвойне.

Все к тебе придут на помощь,

Обогреют и спасут.

Любят, помнят, верят, знают…

На руках тебя несут!

Связаны канатом крепким,

Спаяны одной судьбой.

Тот канат – любовь зовётся –

Крепко держит нас с тобой.

И идём мы по канату,

Балансируем порой.

Пропасть мы преодолеем,

Только будучи семьёй.

Где от деда – к сыну, к внуку

Полетит завет живой.

Сохраним страну родную,

Только будучи семьёй!

Ну, а если враг нагрянет,

Встанем мы в единый строй.

И опять народ наш станет

Крепко спаянной семьёй!


Н .Майданик «Моя семья»

У меня семья большая:

Мама Нина, баба Рая,

Папу Александром звать,

Он бабуле просто — зять!

Ну а я бабуле — внучка.

И еще собачка Жучка.

С нами вместе проживает,

Дом бабулин охраняет!

Кто в большой семье хозяин?

Ну конечно, баба Рая —

Здесь сомненья быть не может:

Всем подскажет и поможет,

У нее большой талант

Завязать красивый бант,

Маму с папой помирить

И красиво стол накрыть,

Приласкать, поцеловать,

На ночь сказку рассказать!

Даже Жучка понимает,

Чьи приказы выполняет,

Благодарно лижет руки —

От любви, а не от скуки!


Аким «Родня»

Мама с папой — моя родня.

Нет роднее родни у меня,

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий — Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме — в кухню — волшебная щетка,

Молоток настоящий — братишке,

Мяч — сестренке,

Конфета — Тишке.

А еще есть друг у меня.

Друг Сережа мне тоже родня,

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра — не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.


Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!


Ирис Ревю «Семейные радости»

Жили-были ежики. Целая семья. Папа Ёж Ежович работал на Грибном заводе, а мама Ежиха Ежовна присматривала за детьми и вела домашнее хозяйство.

Ежата готовились к поступлению в Лесную школу. Они уже знали много букв, пробовали читать книги. Мама Ежиха Ежовна рассказала детям, какие бывают цифры. И всё шло своим чередом, но однажды случилось вот что.

Маме Ежихе Ежовне приснился сон. Он был о том, как она путешествует по далёким странам, знакомится с невиданными зверями, познаёт мир. Когда она проснулась, то ей вдруг так захотелось куда-то поехать, но она не могла этого сделать, так как поблизости не было никакого транспорта, который довёз бы её до далёких стран.

Ежиха Ежовна долго думала, что бы значил этот сон. Она поняла, что её сердце просит какой-то особой радости, праздника.

И тогда она сделала вот что. Вместе с детьми собрала малину, и сварила вкусное малиновое варенье. Затем принялась за уборку в доме. Здесь активную помощь оказали ей Ёж Ежович и ежата. Прибрали не только дом, но и участок вокруг него.

А потом позвали гостей. И до самого вечера ежиная семья угощала лесных жителей плюшками, коврижками, баранками и малиновым вареньем.

Семья и друзья – что может быть лучше?

Вопросы и задания к сказке

— О какой семье идет речь в сказке? — Чем занимался папа ежей Ёж Ежович? — В какую школу собирались поступать дети ежей? — Какой сон приснился маме, Ежихе Ежовне? — Почему Ежиха Ежовна решила устроить праздник?

Какие пословицы подходят к сказке?

Моя семья – моя сила.
В хорошей семье добро множится.
Дружбой мир держится.


Ирис Ревю «Семейное приключение»
Жили-были мама, папа, сынок Яша и дочка Мила. Семья как семья, каких много. В выходной день мама готовила вкусные пироги, и вся семья пила чай с пирогами и вареньем.

Дети у мамы и папы были хорошими, но не очень аккуратными. А ещё они не любили складывать вещи на место. Разбросают игрушки, раскидают книжки – а мама убирает за ними.

Но вот однажды дети играли в большую игру и устроили страшный кавардак. После игры папа попросил все вещи разложить по местам и ушёл в дальнюю комнату. Но дети его не послушались. Мама, расстроенная, отправилась на кухню.

Дети остались в своей комнате одни. И вдруг… Книжка, валяющаяся на полу зашевелилась, и из неё выскочил… самый настоящий Мойдодыр. Увидев непричёсанных Яшу и Милу, а также раскиданные игрушки и книжки, он страшно разозлился и сказал, что если дети не приведут себя в порядок и не приберут игрушки, то он отправит их или в Страну Грязнуль или в Страну Разбросанных Игрушек.

Дети испугались и сделали всё, что сказал им Мойдодыр. Они не хотели отправляться в неведомые страны, им нравилось жить дома, с мамой и папой.

— А если я ещё раз увижу непорядок, — сказал Мойдодыр, — то пожалуюсь своим подданным, а они научать вас следить за чистотой!

С тех пор Яша и Мила ходили аккуратными и поддерживали в доме порядок.

А как мама и папа были довольны!


В. А. Сухомлинский «Бабушка отдыхает»

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

— Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:

Галинка, слушай…

Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.

Когда бабушка встала, Галинка спросила:

Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.


Л. Толстой «Старый дед и внучек» (Басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.


К. Ушинский «Петушок с семьей»

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

— Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие, черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!

Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зернышком не поделились, передрались.

Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!».


Русская народная сказка «Репка»

Посадил дед репку и говорит:

— Расти, расти, репка, сладкá! Расти, расти, репка, крепкá! Выросла репка сладкá, крепкá, большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку.

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку.

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.

Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут — и вытянули репку.

В России Сергей Сельянов — главный продюсер, отвечающий за экранизацию волшебных сказок. Его новый проект в этом жанре —«Конек-Горбунок». Возглавляемая Сельяновым компания СТВ реализовала его вместе с каналом «Россия-1» и студией визуальных эффектов CGF. Режиссер фильма — Олег Погодин. В главных ролях — Дмитрий Шагин, Павел Деревянко, Михаил Ефремов, Паулина Андреева. Накануне премьеры «Эксперт» поговорил с Сергеем Сельяновым о том, почему его продюсерский выбор пал именно на эту сказку, что такое национальный проект, и о том, почему, прежде чем начать инвестировать в кинопроизводство, надо полюбить убытки. 

— Приходилось ли вам при работе над фильмом «Конек-Горбунок» идти на какие-то компромиссы, связанные с технологическими и ресурсными ограничениями? Удалось ли создать кино, приближенное к тому, каким вы его себе представляли?

— Удалось. Сразу за этим утверждением следует продолжение: это оценят зрители. Не мое, а их мнение будет определяющим. «Конек-Горбунок» — одна из основ нашей национальной идентичности. Поэтому важно, чтобы фильм не только вышел успешно, но и жил долго. Все, что мы могли, мы для этого сделали. Ресурсы для этого у нас были: съемочные, постановочные, всё, что связано с компьютерной графикой, — наша страна в состоянии решать серьезные задачи. Делать такие фильмы — продюсерское счастье. Я это говорю не только от своего имени, вся огромная команда, которая над ним работала, это подтвердит. Какие-то вещи делались впервые в российском кино. Но если это не примет зритель, то для нас это будет важной работой, но нельзя будет сказать, что задача выполнена. Но нам нравится.

У каждого фильма свой масштаб

— Откуда берется представление о том, каким должен быть тот или иной фильм?

— Сам фильм управляет людьми. Сначала авторы его придумывают, а как только он придуман, нужно слушать сам проект. И чего он требует, то и нужно ему доставлять: не меньше, но и не больше. Должна же быть какая-то гармония, и фильм это определяет: это мне не нужно, это мне очень нужно. Мы старались это услышать. У каждого фильма должен быть свой масштаб, и, если это камерная история, не нужно ее раздувать, она потеряет свою интимность. Но масштаб все равно всегда разный.

Наверное, не бывает такой задачи: а давайте мы снимем самый масштабный фильм в истории мирового кинематографа. Что это такое, мне сложно даже понять: это восьмичасовой фильм с огромным количеством массовок, спецэффектов и декораций? Или это что? Каждый проект, как собачка находит ту травку, которая ей нужна, сам определяет, что ему нужно, чего ему не нужно, если вы его слышите, если вы его чувствуете.

— Не так уж мало до сих пор не экранизированных отечественных сказок. Почему именно «Конек-Горбунок»?

— Это все-таки одна из главных. Это не русская народная сказка. Она, как и пушкинские сказки, сделана из элементов русских народных сказок. Авторство «Конька-Горбунка» тоже иногда приписывают Пушкину. Есть такая версия: не мог ведь девятнадцатилетний Ершов вот так попасть в сердце национальной аудитории. Но как-то ему далось попасть. Ершов это был или Пушкин, неважно. Искусство должно быть анонимным — есть такая точка зрения. Во всяком случае, после этой сказки Ершов больше ничего стоящего не написал.

Но и личные мотивы для меня играли роль. Есть две сказки, с которых я начался: «Сказка о царе Салтане» и «Конек-Горбунок». Это имеет значение: куда мы от себя денемся? Еще в 2003 году Сергей Овчаров — яркий, необычный питерский режиссер — предлагал мне это сделать. У него была своя версия. Но тогда это было невозможно, потому что таких денег в кинематографе не было даже близко. Потом я стал думать: может быть, сделать мультфильм? Но кого сейчас удивишь чудесами в мультфильме? Все-таки это не мультфильм, и мы оставили эту мысль. Потом она возобновилась. Наталья Водянова предложила снять анимационного «Конька-Горбунка», объединив усилия с ее фондом. Но я опять подумал и отказался. 

Вот я с этой мыслью жил, что-то искал, а потом мне позвонил Олег Погодин: «Давай сделаем “Конька-Горбунка”». Я говорю: «Давай». Но это легко сказать. А через две недели звонит Саша Горохов (основатель студии визуальных эффектов CGF. — «Эксперт») и говорит: «Давай сделаем “Конька-Горбунка”». И тогда все сложилось. Потому что CGF — один из лидеров в компьютерной графике, и понятно, что иметь такого не подрядчика, а сопродюсера, соавтора, сопроизводителя, очень важно. Тогда пазл сложился, и ответ мой был очевиден. Я сказал «да», и мы поехали. 

Мы долго решали, как его снимать, как быть со светом. Компьютерная графика требует строгости: чтобы добиться качества, нужно соблюдение целого ряда условий. Стало понятно, что надо снимать в павильоне. Таких больших павильонов в стране нет. Их и в Европе нет. В результате мы нашли подходящее для наших задач пространство. Там были построены декорации, изготовлен реквизит, сшиты костюмы — за все это я перед своими соратниками снимаю шляпу, — собрались замечательные артисты, и мы стали делать кино. 

— Насколько сценарий близок к оригинальному повествованию? Использовали ли вы в нем постмодернистские приемы?

— Постмодернизму в этом случае было сказано «нет». По-нашему мнению, это честная аутентичная экранизация, несмотря на то что в ней нет стихов и герои разговаривают прозой. Мы сделали, на наш взгляд, современный фильм, при этом сохраняя все перипетии сюжета и дух сказки. Хотя в чем-то мы все-таки отступили: мы не стали варить царя — как-то это жестоко по нынешним временам. Мы с ним поступили иначе. Хотя вся эта коллизия с котлами там присутствует, и весь состав событий там налицо. 

— Но зрители ведь так привыкли к этой постмодернистской игре, полюбили ее — не будут ли они обмануты в своих ожиданиях?

— Есть разные фильмы. И то и другое нужно, если оно получилось. Хороший фильм сделать очень сложно. Никакого ключика волшебного: вот сейчас мы будем делать постмодернистские фильмы, и зритель будет валить на них толпами, — нет, конечно. Ты или попадаешь, или не попадаешь. Кого-то может раздражать, что с его любимым произведением как-то обошлись не так, вставили, скажем, каких-то вампиров в «Анну Каренину», это тоже может получиться, а может не получиться — кого-то возбудит, кого-то нет. Если вы видите, что в эту историю можно привесить какие-то постмодернистские элементы и это будет правильно — делайте! И мы так делаем иногда. Но не делаются все фильмы по одному рецепту. Это было бы слишком скучно.

Был написан сценарий Алексеем Бородачевым. Потом Олег Погодин вдохнул в него новую жизнь. И после этого мы поняли, что это то, чего мы хотим. Фильм очень сложный в производстве: а почему нет? Иногда, чтобы снять три секунды, приходилось тратить съемочный день. Применялись сложные инженерные решения, не говоря уже о компьютерной графике. Кино — это же высокотехнологичный вид деятельности. 

— Есть ли интерес к этому фильму в других странах?

— Есть. Я так уверенно отвечаю, потому что уже есть продажи. Фильм уже продан в десятки стран. Но это национальная история, поэтому мы не делаем большие ставки на зарубежные продажи. Но все равно это приятно, особенно когда это национальный проект.

Забег на пятьдесят лет

— Что такое национальный проект?

— Есть такие национальные проекты, как комедии, они так и называются: национальные комедии, — которые смотрят все в своей стране, это часто случается в таких странах, как Германия, Россия, Финляндия, и они опережают по сборам американские фильмы. Такое случается и в Китае, и в Индии тоже. А за пределами страны этот фильм вызывает недоумение: национальный юмор — вещь непереводимая. И когда смотрят немецкую комедию во Франции, которая совсем рядышком, и говорят, что это за… [ерунда]. Перед продюсером стоит выбор: он может сделать ставку на очень родные диалоги, на ситуации, на отношения. А может сделать проект более международным, например перевести отношения двух главных героев в какую-то новую этику. Изменить отношения мужчины и женщины достаточно радикально. Или — особенно если это комедия — попытаться делать шутки международными, привлекать с этой целью западных (или восточных) специалистов для рерайтинга или адаптации. В классическом произведении этот выбор часто не нужен. Но если вы создаете оригинальную современную историю, ни на что не опираясь, возможно, у вас эти проблемы выбора возникнут — идти туда или сюда.

Поскольку у нас классическое произведение, мы не старались его сознательно национализировать. Мы делали эту историю прежде всего для нашего зрителя, тем не менее приятно, что она вызвала интерес, как я уже сказал, в нескольких десятках стран. Понятно, что это произведение нигде не известно, потому что оно еще и стихотворное: за рубежом знают Толстого, Чехова, Достоевского, а Пушкина, который «наше всё», знают только специалисты, потому что стихи труднопереводимы. Так что в этом проекте перед нами такая задача не стояла, хотя в других проектах мы об этом думаем. Все конкретно: каждый проект — это отдельная история с отдельным маркетинговым прицелом. Поднял бы постмодернистский дискурс сборы? Может быть, и да. Но мы этот вопрос в данном случае даже не рассматривали, потому что слишком глубоко сидит в нас это произведение. 

— Рассматривали ли вы вариант переноса показа этой картины, например, на октябрь, как это сделали создатели очередного фильма бондианы?

— Мы советовались с нашими партнерами: Министерством культуры, Фондом кино, принимали во внимание ситуацию с кинотеатрами — и учитывали, что осенью, по прогнозам (как будет на самом деле, мы не знаем), в прокат упадет огромное количество американских блокбастеров. Такое ощущение, что их там уже десятки. И не факт, что там найдется хорошая дата. Весна следующего года — это слишком далеко. Это не совсем приятный выбор, но в результате мы его сделали. Понятно, что в мирное время сборы были бы выше. Сейчас весь мир переживает эту историю с потерями, и мы что-то потеряем. Поэтому очень важно, чтобы фильм жил долго, тогда все компенсируется и морально. Хочется, чтобы фильм имел не сиюминутный успех, хочется, чтобы он жил долго. Если бы у меня был выбор абсолютно абстрактный, нереализуемый, теоретический: пусть у тебя будет в два раза меньше бокс-офис сегодня, но фильм проживет пятьдесят лет. Наши фильмы «Брат», «Брат-2» — им по двадцать лет, они еще живут. Это как «Белое солнце пустыни», которому уже пятьдесят лет, и он — живой. Или вот тебе бокс-офис в два раза больше, но на этом все и закончится. Я выберу вариант с долгой жизнью. Но такого выбора никто не предлагает. А там уже как судьба распорядится.

Для меня это важнее. Кино всего сто двадцать лет существует, с музыкой, живописью, поэзией не сравнить, где шедевры живут сотни и даже тысячи лет. Но вот забег на пятьдесят лет — это такая желанная, достойная задача. Мы делаем сериал «Лунтик» для детей. Сколько он уже живет? Лет семнадцать, наверное. И когда мы с Антоном Златопольским, который сопродюсер и «Лунтика», и «Конька-Горбунка», мультик только запускали, мы так задачу и поставили: было бы правильно так постараться, чтобы те детки, которые сейчас будут смотреть, потом выросли, завели своих деток и потом поставили им «Лунтика» как нечто, что для них когда-то было важно, и для этого нужно примерно двадцать лет. Мы себе немного облегчили задачу, потому что детей сейчас попозже заводят, но мы целились на забег в двадцать лет. И мы почти ее достигли — двадцать лет уже не за горами. И он — живой. Но это было непросто. Этого никто не может гарантировать. 

Научиться любить убытки

— Как киноиндустрия пережила локдаун?

— Кинотеатральные сборы в 2020 году планировались на уровне шестьдесят миллиардов. В 2019 году было пятьдесят пять, и по репертуару можно было предположить, что эти сборы будут минимум на пять миллиардов выше. В результате все участники рынки собрали в 2020 году примерно половину. Двадцать пять-тридцать миллиардов составили потери. Очень сложная ситуация в кинотеатрах. Некоторые кинотеатры были закрыты, у некоторых в связи с коронавирусом сократилось количество мест, но главное — не стало репертуара. Не стало американских фильмов, которые вместе с другими зарубежными фильмами делают около семидесяти процентов сборов. Мы потеряли деньги. 

Но что делать: такая ситуация возникает не в первый раз. Идти в кино и падать в обморок при неудачном в коммерческом отношении проекте — здесь таких нет. Это рискованный бизнес и в мирное время. Здесь вам никто ничего не гарантирует. О дешевом ли, дорогом ли фильме идет речь. Ты не можешь даже дать гарантию, что хотя бы вернешь те частные деньги, которые вложил в этом фильм. Ко мне иногда приходят люди из других бизнесов, которые хотят начать работать в кино, я говорю им фразу, которая сразу трезвит: «Сначала вам нужно научиться любить убытки». Очень справедливая, с моей точки зрения, формула. Тогда все получится. 

— Смещение зрительских предпочтений в пользу онлайн-просмотров — насколько это естественный процесс?

— Понятно, этот процесс начался уже давно. Более того, если бы у нас более активно боролись с пиратством, то он бы активизировался еще лет пять-десять назад. Тем не менее легальное потребление видео все время росло, онлайн завоевывал все большее пространство, пандемия активизировала этот процесс. Это все банальные мысли. Но необходимо видеть здесь возможности. Кинотеатральный просмотр — это еще и социализация. Вы идете смотреть кино с друзьями. Это большой экран. Это звук. Это не просто просмотр, это некое событие, которое украшает жизнь. 

Ведутся постоянные споры по поводу того, насколько онлайн и офлайн конкурируют друг с другом, и есть точка зрения, что они не конкурируют, а дополняют друг друга и кинотеатральный просмотр практически не страдает от того, что развивается в онлайн-пространстве. Никто это вот так в лоб не проверял, эта тенденция кажется очень опасной для кинотеатров, так оно и есть, и все такое прочее. Но этого не остановить. У меня нет ощущения, что с кинопрокатом что-то случится. С ним может что-то случиться по другой причине: если все американские фильмы уйдут в онлайн и кинотеатрам будет очень сложно без них. Зрители будут ходить на российские фильмы, но это для кинотеатров будет только тридцать процентов или даже пятьдесят от того, что они могли бы заработать.

Пятьдесят — это не сто. Этого недостаточно для выживания, для развития, для какого-то заработка. Если у производителя фильма есть какая-то дополнительная мотивация: да, мы угорели, потеряли какие-то деньги, но мы счастливы, что сделали это, — можно себя этим утешать. У кинотеатров такой мотивации нет. Мы этот фильм показали, этот показали, мы все показали, но медаль себе на грудь за это не повесишь, потому что их и другие кинотеатры показывали. Но с третьей стороны, можно сидеть дома и продукты домой заказывать, можно одежду дома покупать на всех этих маркетплейсах, можно книги на планшете читать, заниматься спортом, йогой с инструкторами — никуда ходить не надо. Но это не жизнь. 

Теоретически фильм может собрать онлайн больше, чем в кинотеатрах, но мы делаем фильмы именно для кинотеатров. В смысле картинки и звука они заточены на большой экран. Если все уйдет в онлайн, то больших фильмов не будет, по крайней мере до тех пор, пока там не начнутся колоссальные сборы. Эти потери не нужны ни нашей кинематографии, ни мировой. Америка может пойти по этому пути? Может. У нее огромный внутренний рынок. Уже сейчас там совершаются какие-то сумасшедшие сделки. Что-то меняется. Если раньше Голливуд был главным брендом в области кино, то сейчас это скорее «Нетфликс». А Голливуд уже немного поблек. Или Олимпийские игры. Такое ощущение: а нужны ли они? Большие бренды живы-здоровы, но что-то меняется, и эти процессы будут происходить. 

Хорошего всегда мало

— Насколько, с учетом выхода на рынок таких игроков, как стриминговые сервисы, вырос спрос на контент?

— Он перманентно увеличивается. Вопрос только в его качестве. Контент хорошего потребительского качества всегда востребован. Все хотят, чтобы у них была не просто площадка, а чтобы она представляла качественные релизы. Но в творческой индустрии действует правило, когда только десять-двенадцать процентов являются стоящим продуктом. Если индустрия выпускает семьсот-восемьсот фильмов, как в США, то тащат по миру весь этот состав фильмов двадцать пять — тридцать. Есть еще не очень успешные фильмы, но очень достойные, рабочие. Десять процентов — это восемьдесят фильмов, и это вполне достойный результат для американского кинематографа. Я уверен, что вы не назовете пять успешных французских фильмов за последние пять лет, если вы не специальный поклонник французского кино — фильмов, которые были успешными, которые вызвали всеобщий интерес, а они делают ежегодно где-то под двести восемьдесят фильмов. И это всегда хочется этот процент увеличить. У компаний-мейджоров он повыше. Но это очень трудно. 

Это относится не только к кино. В Москве за последнее время много чего понастроили, и, может быть, процентов десять наберется зданий, которые «ну да, здорово» — со вкусом спроектированы, функциональны, вписаны в среду правильно, эстетика — супер, а в остальном архитектура подвергается критике справедливой, так же как справедливой критике подвергаются многие произведения российского кино. Когда российское кино критикуется, понятно, что любое национальное кино более уязвимо для критики внутри этой самой страны. Французы, скажем, не все двести восемьдесят фильмов смотрят. Но любой француз, не только любитель кино, все равно как-то их ощущает. Во-первых, их больше, чем в любой другой стране мира, а во-вторых, где-то он трейлер увидел, где-то что-то ему рассказали: «Вот у нас вышел фильм такой-то и такой-то, полное дерьмо». У француза в поле зрения находится фильмов пятьдесят-шестьдесят. Двадцать он посмотрел, двадцать он видел трейлеры или что-то про них читал, составил мнение, и еще про двадцать ему рассказали коллеги, мнению которых он доверяет. Из них, по этой статистике, шесть вроде достойных, и что можно сказать про кино, когда сопоставишь эти цифры — шестьдесят и шесть: «французское кино — [плохое]». 

Так же это и в России происходит. Американцы очень любят национальное кино и многое ему прощают. Они заслужили это право. У них это национальный вид спорта. Они любят людей, которые делают кино. Любят кино гораздо больше, чем во многих других странах. Они считают это национальным достоянием, и это не на пустом месте. Поэтому там, может быть, вы таких грубых оценок не услышите. И наши зрители справедливо не очень-то лояльны национальному кино. Я никогда не забуду, как мы выпускали фильм «Бабло» — дебют Кости Буслова, это было лет семь назад, на мой взгляд, очень хороший зрелищный зрительский фильм с очень точно схваченной нашей жизнью, комедия. И одновременно вышла американская картина «Четыре мушкетера». Мне прислали зрительский отзыв: я его запомнил, передаю приблизительно, но точно по смыслу: «Бабло» — неплохая картина, но все равно дерьмо, «Четыре мушкетера» — слабая картина, но все равно спасибо».

Да, к американцам есть огромное доверие. Повторяю: заслуженное. При этом в российском прокате проваливается большая часть американских фильмов, то есть собирают меньше миллиона долларов, по российским меркам это считается провалом. Понятно, хиты-блокбастеры собирают неизмеримо больше. Если взять грубо, то двести тридцать американских картин выходит в российском прокате. Год от года эта цифра меняется. Прошлый год не показательный по понятным причинам. И большая их часть собирает менее миллиона долларов, то есть проваливается. И если российский зрительский (у авторского кино другой счет) фильм собирает меньше миллиона долларов, то это тоже провал. 

— Как вы объясняете судьбу таких больших отечественных проектов, как «Тайна печати дракона» и «Вратарь галактики», которые в прокате не оправдали возложенных на них ожиданий?

— Как я уже сказал, в кино не надо рассчитывать на то, что у тебя всегда будет удача и успех. «Тайна печати дракона» была избыточно заточена на китайский рынок. Это было сознательное решение, но для российского рынка оно сыграло свою негативную роль, потому что он показался российской аудитории слишком китайским. А китайцы проявили, в свою очередь, «ловкость рук», там менялось руководство, и во внутренней подковерной борьбе этот фильм и еще два китайских послужили некими дровишками. Потому там он вышел фактически только онлайн. При этом собрал в китайском онлайне двести миллионов долларов! Но фильм прошел мимо китайского кинотеатрального рынка. Это был не то чтобы просчет, потому что с Китаем все-таки получилось, но баланс должен был быть другой русского и китайского. Тогда, особенно в момент запуска этой картины, у всех был фокус на китайский рынок, все туда стремились, и мы тоже.

Что касается «Вратаря галактики», то это фильм для детей. Детей на сеансах было мало. Не знаю почему: пандемия — не пандемия. Как-то он не зашел. Оправдываться — дело неблагодарное: да, мы выходили первыми после осенне-летней пандемии, да, работало только тридцать процентов кинотеатров. Перед нами ушло несколько августовских американских фильмов, которые должны были обеспечить трейлеринг, создать зрительский поток — все они ускакали куда-то вперед. Как только мы приняли решение, всем поклялись, что мы выйдем, следом за нами прямо на хвост встали два американских фильма. Кинотеатры не открылись в Новосибирске, в Краснодаре, в Питере, в крупных городах, которые обещали открыться первого сентября. Мы писали им письма: «Давайте откроемся 27 августа — это День кино. Это будет некий знак для города, для любителей кино». Не вышло.

Мы рассчитывали, что будет другое количество кинотеатров. Не то чтобы, если бы всего это не было, результат был бы фантастический. Нет. Но минимум в два раза больше эта картина собрала бы, что уже было бы неплохо. Картина не зашла. Будем думать, анализировать. С другой стороны там тоже были решены задачи, которые ни разу не решались в российском кино. С индустриальной точки зрения мы гордимся этим произведением. А с точки зрения потребительской его ценности нам гордиться нечем. 

— Как вы оцениваете приток талантливых людей в отечественную киноиндустрию в последние годы? Насколько он велик?

— Количественно он увеличивается. Количество, как известно, имеет тенденцию переходить в качество. Понятно, что это очень конкурентная зона, очень амбициозная. Надо страсть иметь к этому делу, иначе будет трудно. Я приведу пример. Есть такой фестиваль короткометражных фильмов «Короче», придуманный Станиславом Врскресенским, где я имею честь быть президентом. Замечательный фестиваль, он получился. Он короткий и звонкий, живой, идет один уикенд. На него допускаются фильмы продолжительностью до пятнадцати минут, и программа очень сильная. Что значит сильная? Это значит, что примерно половина из сорока фильмов, допущенных в основной конкурс, очень хорошие. Это очень серьезный процент. Это очень редко бывает и на больших фестивалях. А приходит на отбор полторы тысячи, тысяча шестьсот короткометражек. Каждый год. Причем это с учетом ограничения — до пятнадцати минут. А учитывая, что кто-то не присылает, кто-то делает фильмы подлиннее, короткометражные, но более длинные… Это значит под три тысячи короткометражек делается в стране каждый год.

Это огромное количество. Это иллюстрация того, что люди хотят снимать кино. Тем более что сейчас это возможно, если у вас есть телефон и пара друзей, совсем в одиночку сложно, хотя тоже возможно. А если у тебя есть еще и пара друзей, и полторы тысячи долларов как-то ты скопил, собрал, занял, то можно уже снимать кино, и это не будет кино второго или третьего сорта. 

Но хорошего всегда мало. Сейчас сценарное дело, в котором заняты сценаристы, редакторы, продюсеры и режиссеры, несмотря на то что показало прогресс и продолжает это делать, все равно и во всем мире, и у нас, остается очень сложным делом. У меня девелопмент сценариев занимает основную часть времени. В основном я этим и занимаюсь. Потому что, когда есть сценарий, найдутся хорошие команды, которые могут сделать кино почти любого уровня. А с другой стороны, не хватает программистов, которые нужны анимационным студиям, студиям компьютерной графики, да и обычному кинопроизводству в какой-то степени они тоже нужны. Они как-то выпадают в тех вузах, где их учат, а у нас есть несколько сильных вузов, которые выпускают очень сильных программистов, — мир знает он них как о хакерах, но это поверхностное явление, хотя это тоже какой-то знак. Они у нас очень даже крутые. Но почему-то аудиовизуальная сфера в поле зрения во время их обучения не попадает. 

Хотим сейчас попытаться это изменить. Мы ездили в Иннополис — инновационный город под Казанью, построенный на голом месте, и разговаривали там об этом. Цифровая экономика без программистов невозможна. И поскольку кино сейчас выходит в цифру в разных аспектах, не только в смысле показа и существования онлайн, это очень актуальный вопрос, быстро его не решить, но мы сейчас возьмемся за это. Дальше уже подробности: хочется, чтобы было побольше реквизиторов толковых, вторых режиссеров — таких «будь здоров», но это уже, знаете… В целом мы можем решать серьезные задачи благодаря тому потенциалу, который уже существует. Люди замечательно работают. И это звезды. Про режиссеров, операторов это все понимают, а есть еще художники-постановщики, художники по костюмам, режиссеры монтажа, и уровень их вполне себе мировой.

  • Петух и краски рисунки к сказке
  • Петух и жерновки сказка
  • Петрушка уксусов читать рассказ
  • Петух и краски сутеев сказка
  • Петсон и финдус слушать все сказки подряд