37[1]
Жил-был старик, у него были кот да петух. Старик ушёл в лес на работу, кот унёс ему есть, а петуха оставили стеречь дом. На ту пору пришла лиса.
Кикереку-петушок,
Золотой гребешок!
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Так лиса пела, сидя под окном. Петух выставил окошко, высунул головку и посмотрел: кто тут поёт? Лиса схватила петуха в когти и понесла его в гости. Петух закричал:
— Понесла меня лиса, понесла петуха за тёмные леса, в далёкие страны, в чужие земли, за тридевять земель, в тридцатое царство, в тридесятое государство. Кот Котонаевич, отыми меня!
Кот в поле услыхал голос петуха, бросился в погоню, достиг лису, отбил петуха и принёс домой.
— Мотри[2] ты, Петя-петушок, — говорит ему кот, — не выглядывай в окошко, не верь лисе; она съест тебя и косточек не оставит.
Старик опять ушёл в лес на работу, а кот унёс ему есть. Старик, уходя, заказывал петуху беречь дом и не выглядывать в окошко. Но лисица стерегла, ей больно хотелось скушать петушка; пришла она к избушке и запела:
Кикереку-петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку,
Дам и зернышков.
Петух ходил по избе да молчал. Лиса снова запела песенку и бросила в окно горошку. Петух съел горошек и говорит:
— Нет, лиса, не обманешь меня! Ты хочешь меня съесть и косточек не оставишь.
— Полно ты, Петя-петушок! Стану ли я есть тебя! Мне хотелось, чтоб ты у меня погостил, моего житья-бытья посмотрел и на моё добро поглядел! — и снова запела:
Кикереку-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головка!
Выгляни в окошко,
Я дала тебе горошку,
Дам и зернышков.
Петух лишь выглянул в окошко, как лиса его в когти. Петух лихим матом закричал:
— Понесла меня лиса, понесла петуха за тёмные леса, за дремучие боры, по крутым бережкам, по высоким горам; хочет лиса меня съести и косточек не оставити!
Кот в поле услыхал, пустился в догоню, петуха отбил и домой принёс:
— Не говорил ли я тебе: не открывай окошка, не выглядывай в окошко, съест тебя лиса и косточек не оставит. Мотри, слушай меня! Мы завтра дальше пойдём.
Вот опять старик на работе, а кот ему хлеба унёс. Лиса подкралась под окошко, ту же песенку запела; три раза пропела, а петух все молчал. Лиса говорит:
— Что это, уж ныне Петя нем стал!
— Нет, лиса, не обманешь меня, не выгляну в окошко.
Лиса побросала в окошко горошку и пшенички и снова запела:
Кикереку-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головка!
Выгляни в окошко,
У меня-то хоромы большие,
В каждом углу
Пшенички по мерочке:
Ешь — сыт, не хочу!
Потом прибавила:
— Да посмотрел бы ты, Петя, сколько у меня редкостей! Да покажись же ты, Петя! Полно, не верь коту. Если бы я съести хотела тебя, то давно бы съела; а то, вишь, я тебя люблю, хочу тебе свет показать, уму-разуму тебя наставить и научить, как нужно жить. Да покажись же ты, Петя, вот я за угол уйду! — и к стене ближе притаилась.
Петух на лавку скочил и смотрел издалёка; хотелось ему узнать, ушла ли лиса. Вот он высунул головку в окошко, а лиса его в когти и была такова.
Петух ту же песню запел; но кот его не слыхал. Лиса унесла петуха и за ельничком съела, только хвост да перья ветром разнесло. Кот со стариком пришли домой и петуха не нашли; сколько ни горевали, а после сказали:
— Вот каково не слушаться!
38
Жил-был кот да баран, у них был петушок.
Вот они пошли лыки драть; пришла лиса под окошко к петушку и говорит:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляная головка!
Вот тебе с семечком лепешка.
У Карпова двора
Приукатана гора.
Стоят санки-самокатки;
Они сами катят,
Сами ехать хотят!
Петушок выглянул; она его унесла. Он доро́гой и кричит:
— Кот да баран! Меня лиса несёт за высокие горы, за тёмные леса.
Они услыхали, воротились и отняли петушка.
На другой день говорят ему:
— Смотри же, если придёт лиса — не выглядывай!
Лиса пришла, ту же песнь запела; петушок выглянул, она и унесла его. Кот да баран опять отняли. На третий день говорят ему:
— Смотри же, не гляди в окно; мы теперь далеко уйдём, не услышим, как будешь кричать.
Лиса пришла, таким сладким голосом запела, что петушок не утерпел — выглянул; она его схватила и понесла домой. Он кричал-кричал доро́гой; нет, не слыхали кот да баран. Приходят они домой, нет петушка! Они сделали гусельцы-барановы струночки и пошли к лисе выручать петушка.
У лисы было семь дочерей. Кот да баран пришли под окошко и начали играть:
— Тюк-тюк, гусельцы-барановы струночки! Жила-была лиса красна во своём золотом гнезде; у неё было семь дочерей: первая дочь Чучелка, другая Подчучелка, третья Подай-челнок, четвёртая Мети-шесток, пятая Трубу-закрывай, шестая Огня-вздувай, а седьмая Пеки-пироги!
Лиса говорит:
— Поди, Чучелка, посмотри — кто такую хорошую песню поёт?
Чучелка вышла, они стук её в лобок да в коробок.
Так всех лисиных дочерей поодиночке и забрали.
Потом вышла сама лиса. Они и её стук в лобок да в коробок; взошли в избушку, взяли петушка ещё живого, воротились домой и стали жить да быть.
39[3]
Жил кот с кочетком[4]. Кот идёт за лыками в лес и бает[5] кочетку:
— Если лиса придёт звать в гости и станет кликать, не высовывай ей головочку, а то унесёт тебя.
Вот пришла лиса звать в гости, стала кликать:
— Кочетунюшка, кочетунюшка! Пойдем на гуменцы[6] золоты яблочки катать.
Он глянул, она его и унесла. Вот он и стал кликать:
— Котинька, котинька! Несёт меня лиса за крутые горы, за быстрые воды.
Кот услыхал, пришёл, избавил кочетка от лисы.
Кот опять идёт за лыками и опять приказывает:
— Если лиса придёт звать в гости, не высовывай головку, а то опять унесёт.
Вот лиса пришла и по-прежнему стала кликать. Кочеток глянул, она его и унесла. Вот он и стал кричать:
— Котунюшка, котунюшка! Несёт меня лиса за крутые горы, за быстрые воды!
Кот услыхал, прибежал, опять избавил кочетка.
Кот опять скрутился[7] идтить за лыками и говорит:
— Ну, теперь я уйду далеко. Если лиса опять придёт звать в гости, не высовывай головку, а то
унесёт, и не услышу, как будешь кричать.
Кот ушёл; лиса опять пришла и стала опять кликать по-прежнему. Кочеток глянул, лиса опять унесла его.
Кочеток стал кричать; кричал, кричал — нет, не идёт кот.
Лиса принесла кочетка домой и крутилась уж жарить его. Тут прибежал кот, стал стучать хвостом об окно и кликать:
— Лисонька! Живи хорошенько своим подворьем: Один сын — Димеша, другой — Ремеша, одна дочь — Чучилка, другая — Пачучилка, третья — Подмети-шесток, четвёртая — Подай-челнок!
К коту стали выходить лисонькины дети, один за другим; он их всех поколотил; после вышла сама лиса, он и её убил и избавил кочетка от смерти.
Пришли оба домой, стали жить да поживать да денежки наживать.
Примечания
- ↑ Записано в Никольском уезде Вологодской губ.
- ↑ Смотри.
- ↑ Записано в Липецком уезде Тамбовской губ.
- ↑ Петух.
- ↑ Говорить, сказать.
- ↑ Место, где молотят, а также — сарай для хранения снопов.
- ↑ Собраться.
Удмуртские народные сказки на русском языке. Сказки Удмуртии
Красавица берёза
Мышь и воробей
Кокорикок
Охотник и Змея
Алчный купец
Батыры
Богатырь Кондрат
Ватка и Калмез
Вишур-Карйыл
Волк и козленок
Глупый котенок
Горы и долы
Два брата
Дондинские батыры
Донды
Заным-Койдым
Звезды
Идна Батыр
Кайван, Ондра батыр и Завьял
Кошка и белка
Ласточка и комар
Легенда о сотворении мира
Лентяйка
Лудзи батыр
Лопшо Педунь и его Тень
Мардан Атай и Тутой
Мышь и воробей
Небеса
Пазял и Жужгес
Предание о книге
Пятна на луне
Синица и ворона
Сын рыбака и вумурт
Ядыгар
Читать все удмуртские народные сказки
Читать другие народные сказки
Как и в фольклоре других народов, у удмуртов есть сказки: о животных, социально-бытовые или новеллистические, и волшебные.
Удмуртские сказки о животных
Сказки о животных по содержанию, характеру вымысла, композиционно-стилевым особенностям представляют собой забавные истории о повадках и похождениях зверей и одновременно подчеркнуто аллегорические повествования с глубоким социальным смыслом. Наиболее часто встречающиеся персонажи удмуртских сказок о животных – лиса, волк, медведь, заяц, кот, петух, баран, собака – имеют традиционные устойчивые характеристики, аллегоризм их образов вполне понятен читателю. Забавные истории о повадках и похождениях зверей несут в себе следы тотемистических представлений, мифологических воззрений предков удмуртов. Эти аллегорические повествования, имеющие благодаря устойчивой традиционной характеристике образов глубокий социальный смысл, используются в назидательно-дидактических целях.
Почему же и теперь мы любим сказки о животных? Не потому ли, что они, во-первых, помогают нам лучше узнать наших «младших братьев» — животных и, во-вторых, позволяют критически и не без юмора оценивать собственное поведение и поступки окружающих нас людей. Высокомерие, бахвальство, самонадеянность, трусость, коварство, приписываемые в сказках медведю, волку, лисе и другим зверям, не помогают ли нам по строже взглянуть на себя и круг своих знакомых? Не воспитывают ли они в нас скромность, благожелательность, принципиальность, самоотверженность? Да, да и да! Не случайно характерной особенностью современной удмуртской сказки о животных является победа слабого персонажа над сильным и жестоким: козленок побеждает волка, петух или голубь — лису, кот — медведя. Герои сказок о животных, сохранив традиционные повадки и характеры, в наши дни обрели новую жизнь и выполняют благородную задачу: помогают воспитывать нового человека добрым, сильным, великодушным, высмеивая все косное, чуждое, отсталое.
Удмуртские новеллистические сказки
Своеобразный жанр удмуртского сказочного репертуара составляют новеллистические сказки. По содержанию и форме они близки к бытовым юмористическим или сатирическим рассказам. Герои этих сказок: бедный и богатый братья, мужик и барин, купцы, попы, ловкие и хитрые люди, — не совершают невероятных поступков, не борются с чудовищами, они действуют в обычной бытовой обстановке. Главное оружие удмуртских социально-бытовых сказок – смех: в них высмеиваются человеческие пороки – жадность, зависть, упрямство, глупость, лень и т. д.. Удмуртская новеллистическая сказка освободилась от признаков волшебного вымысла, от условности сказки о животных, от старинных форм мифологических понятий и представлений. Она без аллегорий и каких-либо других форм иносказаний обнажает глубокие социальные противоречия, убеждает слушателей в несправедливости существующих общественных норм.
Удмуртские волшебные сказки
Среди удмуртских волшебных сказок значительное место занимают сказки о разных мифологических существах: водяном (вумурт, вукузё), лешем (нюлэсмурт), домовом (коркакузё), половинном существе (палэсмурт), длиннозубом существе (кузьпинёмурт), злом духе (пери) и т. п. Встречаются также персонажи женского рода: обыда, кукри-баба, калмык кышно. Эти существа являются обычно антагонистами главному герою, в роли которого оказываются «один человек», охотник, рыбак, пчеловод. В одних произведениях верх одерживают мифологические существа, в других — человек, что, очевидно, является отражением разных этапов верований народа. Эти удмуртские сказки архаичны по сюжету, по составу персонажей и по видам занятий главных героев — охота, рыболовство, бортничество.
Мир удмуртской волшебной сказки поражает обыденностью и фантастичностью. Герои ее на себе испытали голод и холод, несправедливость и обман. Борясь с нуждой и неправдой, они творят чудеса: забираются на небо, опускаются под землю, не сгорают в огне, не тонут в воде. Благодаря чудесным предметам и помощникам они побеждают сильнейших противников. Эти сказки отражают один из первых этапов борьбы человека со злыми силами природы, победу неутомимого искателя и труженика над ними, богатство души и нравственную красоту его.
Герой удмуртской волшебной сказки — не царь и не царевич, не король и не королевич. Чаще всего — просто Иван или Иван-бедняк. Иногда это безымянный солдат, отслуживший долгую солдатскую службу царю и оставшийся сиротой на белом свете: ни кола ни двора, ни копейки на черный день. И вот что характерно: обездоленный герой не озлоблен, не ожесточен, а наоборот, сердце у него доброе и отзывчивое, разум светел и ясен, руки ловкие и умелые. Такой герой противоборствует врагам сильным и могущественным. Да не только противоборствует, но и побеждает, как, например, в сказках «Бедный Иван», «Гуньдыр инмар и Прок староста».
Самыми молодыми из всех сказок в науке считаются реалистические, или бытовые.
Тематика бытовых сказок отличается исключительным разнообразием. Буквально на все случаи жизни можно найти пример в удмуртских бытовых сказках. Есть среди них сказки на излюбленные темы, есть в них свои любимцы-герои. Так, в большинстве сказок варьируются темы женитьбы героя, счастья, судьбы.
Особенно популярны среди удмуртского народа сказки о ловком Алдар Иване или Алдар агае. Это непременно бедный, но сообразительный мужик. В последнее время его несколько потеснил Лопшо Педунь. Интересная история происходит на наших глазах с этим удивительным героем. Проделки Лопшо Педуня остались как память о прошлых временах, как пример юмора, свидетельствовавшего о нравственном здоровье удмуртского народа.
Некоторые сказки выдают свой возраст, то есть по отдельным деталям можно говорить приблизительно о времени их создания. Однако в большинстве своем сказка не обнаруживает возраста. Только специалист иногда может разгадать его. Самой сказке это ни к чему: она всегда молода, всегда прекрасна, как и народ, ее создавший.
Читать все удмуртские народные сказки
Читать другие народные сказки
Урок литературного чтения в 1 классе 28.03.2019 г.
Тема: Русская народная сказка «Петух и собака»
Тип урока: комбинированный
Цель: создание благоприятных условий для воспитания чувства товарищества, благородства, умения помогать другу, положительного отношения к дружбе и верности, отрицательного отношения к подлости, хитрости через содержание русской народной сказки «Петух и собака».
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство со сказкой «Петух и собака»; повторение и закрепление представлений о появлении русских народных сказок.
Развивающие: способствовать совершенствованию навыка выразительности чтения, чтения по ролям, развитию связной речи, умению анализировать, выделять главное, определять главную мысль, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать интерес к русскому народному литературному творчеству, уважительное отношение к литературному слову; способствовать воспитанию чувства прекрасного через художественное слово, нравственные качества:благородство, чувство преданности, смелость, умение выручить товарища, положительное отношение к дружбе, отрицательное отношение к жадности, подлости, хитрости.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства товарищества, благородства, умения выручить друга, положительного отношения к дружбе и преданности отрицательного отношения к жадности, подлости и хитрости, воспитание культуры поведения, вежливости, умения анализировать особенности русских народных сказок.
Метапредметные:
формирование познавательных УУД: умение находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, сравнивать, обобщать;извлечение информации в тексте в процессе первичного чтения, чтения и анализа текста по частям;
формирование регулятивных УУД: умения определять познавательную цель урока; умение планировать свою деятельность и прогнозировать результаты; умение учащихся самостоятельно осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.
формирование коммуникативных УУД: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений; умение устно выражать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.
Предметные: развитие навыка чтения, развитие правильной литературной речи, четкой дикции; развитие умения работать с текстом: читать, анализировать, выявлять главную мысль, определять тему, отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу; умение определять жанровые особенности сказки.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: учебник, презентация, карточки, иллюстрации на доске
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности Начинается урок –рот закрыли на замок , Тихо сели, ноги вместе , Книги, ручки всё на месте, Руки замерли у всех Будем слушать, будем думать И учиться лучше всех! Девиз урока: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости» (Слайд 1) — Как надо работать на уроке, чтобы было интересно? II. Работа по теме урока Речевая разминка (на слайде) — Прочитайте текст. Под горой у сосновой опушки Жили-были четыре старушки. Жили-были четыре старушки, Все четыре большие болтушки. — Определите, что это за произведение? — Прочитайте медленно, прочитаем хором. Прочитайте жужжащим чтением быстрее. Ещё быстрее. 1.Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока. — Как называется раздел к которому можно отнести этот жанр произведения? — Ребята, а вы любите читать сказки? — Почему сказки читать интересно? — Сейчас вы послушаете отрывки и угадаете из какой сказки? Вы детушки! Вы козлятушки! Отопритеся, Отворитеся, Ваша мать пришла, Молока принесла. Стоит в поле теремок, теремок, Он не низок, не высок, не высок. Уж как по полю лягушка бежит, У дверей остановилась и кричит. Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, Я от зайца ушёл, Я от волка ушёл, А от тебя медведь полгоря уйти. — Есть ли у этих сказок автор? (нет) — Как вы думаете, кто написал эти сказки? — Какова тема и цели нашего урока? С чем мы будем сегодня знакомиться? — Сегодня мы познакомимся с новой русской народной сказкой. | Настрой на урок Работа со скороговорками Высказывания детей Учитель зачитывает отрывки Ответы детей | Регулятивные (принимать учебную задачу) Коммуникативные (умение внимательно слушать выступление одноклассников и оценивать их высказывания) Познавательные (работа с информацией) |
2. Работа со сказкой — А о ком она, вы узнаете, отгадав загадки. (Слайд 2) Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк. Две медали на груди Лучше в дом не заходи! (Собака) Он носом в землю постучит, Взмахнёт крылом и закричит. Кричит он даже сонный Крикун неугомонный. (Петух) — Как вы думаете, героями какой сказки они могут быть? (Ответы детей) — Откройте учебник на стр. 55. Рассмотрите иллюстрацию. Прочитайте название произведения. — Кто его автор? (Автора нет) — Если автора нет, значит это какая сказка? (Это народная сказка) . (Слайд)
III. Этап обобщения знаний и способов действий. — Прочитайте, какими словами начинается сказка? (Давным – давно жили…) Слова , с которых обычно начинаются сказки называются зачином. -Так что же такое зачин? (Зачин — начало сказки. ) — Кто действующие лица в этой сказке? (петух, собака, лиса, старик со старухой) — Кто больше всего понравился? Физкультминутка. (петух, лиса, собака)
— Возьмите в руки простой карандаш. Следим по тексту. Я буду останавливать текст и называть слова или выражения, которые необходимо будет подчеркнуть карандашом. (чтение вслух) —Поработаем со словами выражениями, которые вы подчеркнули. Прочитайте первое выражение? Что оно означает? (Аналогично разбираются все слова и выражения с появлением их на Слайде)
Занялась заря – рассвело. Масленый праздник – праздник Масленицы. Припасла – заготовила про запас. Счастье привалило – появилось неожиданно. (Слайд пустой)
— Почему петух покинул стариков? — Кто помог ему уйти со двора? — Где они решили заночевать? — Как петух навлёк на себя опасность? — Чем лиса хотела заманить петуха? -Кто оказался в дупле и спас петуха от лисы?
— Поставить картинки в логическом порядке, в соответствии с текстом. (Работа у доски) (Проверка на Слайде) Работа в парах
— Прочитайте словосочетания и перечислите те, которые не упоминались в сказке и установите очередность выражений, которые в сказке присутствовали. (работа со слайдом) -Для этого вам ещё раз необходимо заглянуть в текст. Проверка работы в паре. Физкультминутка. IV.Продолжение работы по теме урока.
—Почему старик со старухой решили зарезать петуха и съесть? — Как вы думаете почему петух пришёл за помощью к собаке? — Можно ли сказать что собака была другом петуху? — Что бы произошло, если бы собака отказалась помогать петуху? — Почему лисе не удалось обхитрить петуха?(петух оказался сообразительным) — Давайте сравним двух этих героев и дадим им характеристику:
— Как вы относитесь к поступкам лисы? — Правильно ли поступил петух, когда громко запел в лесу ранним утром? СЛАЙД
— с. 55. Найдите слова: Надумала лиса петухом полакомиться… За рассказчика…За лису…За петуха… — Какова главная мысль сказки? Чему учит сказка? (Дружбе. Выручать товарища из беды.) Слайд — Прочитайте пословицы. Подумайте и скажите к кому из героев сказки они подходят? — Объясните почему? Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (К петуху. У него был верный друг собака. Она с ним вместе и от стариков ушла и от лисы его спасла.) Не рой другому яму – сам в неё упадёшь. (К лисе. Она хотела петуха съесть, а сама чуть ноги унесла.) Слайд для проверки V. Этап подведения итогов занятия. — Что могло случиться с петушком, если бы у него не было такого друга, как собака? -А нужно ли человеку иметь друзей? Зачем? -Поднимите руку те, кому захотелось рассказать эту сказку своим друзьям или родителям. V|. РЕФЛЕКСИЯ. — У вас на столах лежат солнышки – весёлое и грустное – Выберите такое солнышко, которое соответствует вашему настроению после нашего урока. Вывесим их на доску. Может быть и весна к нам быстрее придёт и солнышко засияет ярче на небе. — В сказках отражается мудрость народа, его мечты и желания о лучшей жизни. Я думаю, когда вы читаете сказки, вы становитесь чуточку мудрее! | Загадки и название сказки читает учитель Высказывания детей Читают дети Построение монологических высказываний. Работа со слайдами и у доски Парная работа Проверка «толстые вопросы» по сказке Проверка по СЛАЙДу Работа с доской (выходят и мелом соединяют) Чтение по ролям Пословицы на слайде Обосновывают свои ответы Дети делают выводы. Дети оценивают себя | Коммуникативные (умение строить высказывание) Познавательные (уметь находить значение слов и выражений в словаре учебника и сносках к тексту) Коммуникативные (уметь формулировать ответы на вопросы по содержание прочитанного произведения, участвовать в диалоге, оценивать позицию партнёра) Познавательные (умение работать с информацией) Личностные (нравственно-этическая оценка) |
Сценарий
для постановки кукольного театра
русской народной сказки
«Кот, петух и лиса»
Сценарий для постановки русской народной сказки в кукольном театре
Действующие лица:
Кот
Петушок
Лиса
лисенок — Чучелка
лисенок — Тёма
Слева изба Кота и Петушка, справа изба Лисы. Между ними лес. На втором плане слева луг, справа лес. Из избушки слева выходит Кот. В окошко выглядывает Петушок.
Кот
В лес иду я за дровами,
Печку нечем нам топить.
В доме ты теперь хозяин,
Будешь дом наш сторожить.
Ухожу я ненадолго,
Не скучай, не унывай.
Ни лисе, ни злому волку –
Никому не открывай!
Петушок
Возвращайся поскорее,
Страшно дома одному.
Не волнуйся, нашу дверь я
Не открою никому.
Петушок прячется в дом. Кот идет к лесу.
Кот (поет)
Как в избушке у опушки
Петушок живет и кот.
Васька днем печет ватрушки,
Петя песенки поет.
Петя – петушок отважный,
Не боится никого.
Только оставлять мне страшно
Петю дома одного.
Мяу, мяу! Мяу-мяу!
Мяу-мяу! Мур! Мур! Мур!
Кот скрывается в лесу. Из избушки справа выходит Лиса и идет к дому Кота и Петушка.
Лиса (подпевает)
Обожаю, обожаю
На обед готовить кур!
Вот и славно! Вот и славно!
Хорошо наш кот поет
И не знает, и не знает
Что лиса уже идет!
Лиса скрывается за деревьями, выходит из леса перед домом Петушка и стучится в дверь.
Лиса
Тук-тук-тук! Гостей встречайте,
Еле дом я ваш нашла.
Вася, Петя, открывайте,
В гости к вам лиса пришла!
Петушок не показывается, слышен только его голос.
Голос Петушка
Что-то не припоминаю,
Чтоб тебя я в гости звал.
Лиса
Как же? Как же? Вася к чаю
Мне вчера придти сказал!
Голос Петушка
Так ведь он ушел недавно
И велел не открывать.
Лиса
Вот и ладно! Вот и славно!
Будем вместе Васю ждать!
Петя, Петя, петушок,
Золотистый гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку!
Петушок выглядывает из окошка, Лиса его хватает и бежит к лесу.
Петушок (кричит)
Ой, несет меня лиса
За дремучие леса,
Зa гору высокую,
Зa реку широкую!
Вася, где ты, отвечай!
Друг сердечный, выручай!
Из леса навстречу Лисе появляется Кот с вязанкой дров, бросает ее и набрасывается на Лису.
Кот
Вот тебе, лиса-плутовка,
Длиннохвостая воровка!
Я когтистой лапою
Бок твой исцарапаю!
Лиса бросает Петушка и убегает в лес. Кот бережно поднимает Петушка и вместе с ним идет домой.
Кот
Что ж ты мой наказ нарушил,
И пока я был в лесу,
Друга Васю не послушал
И домой пустил лису?
Петушок (виновато)
Не пускал я в дом злодейку,
Только выглянул в окно.
А она как хвать за шейку!
Кот
То-то Петя и оно!
Из тебя, попомни слово,
Пух и перья полетят.
И плутовка блюдом новым
Станет потчевать лисят!
Не выглядывай в окошко
И с лисой не говори.
В лес пойду, давай лукошко.
Хорошенько дверь запри!
Петушок входит в дом и выносит Коту лукошко. Кот с лукошком идет к лесу, а Петушок скрывается в доме.
Кот (вздыхает)
Как лисе тут не слукавить,
Нет доверчивей его.
Ох, и страшно мне оставить
Петю дома одного!
Кот входит в лес, и тут же из леса выбегает Лиса, подбегает к дому Кота и Петушка.
Лиса (вкрадчиво)
Петя, Петя, петушок,
Золотистый гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку!
Для тебя лисичка
Принесла пшенички!
Петушок не отзывается и не выглядывает.
Лиса
Петя, Петя, петушок,
Золотистый гребешок,
Выгляни в окошко,
Ну, хоть на немножко!
Голос Петушка
Нет, меня ты не обманешь!
Про тебя мне кот сказал,
Что жалеть меня не станешь –
Съешь и все!
Лиса (возмущенно)
Какой нахал!
Ну, зачем тебя мне кушать?
Моему ты сердцу мил,
Петя, ты кота не слушай,
Он неправду говорил!
Приходи ко мне в избушку,
Посмотреть, как мы живем.
Угощу тебя ватрушкой,
Научу петь соловьем!
Петушок выглядывает из окошка, Лиса его хватает и бежит к лесу.
Петушок (кричит)
Ой, несет меня лиса
За дремучие леса,
Зa гору высокую,
Зa реку широкую!
Вася, где ты, отвечай!
Друг сердечный, выручай!
Из леса навстречу Лисе появляется Кот с корзиной грибов, бросает ее и набрасывается на Лису.
Кот
Снова ты, лиса-плутовка,
Длиннохвостая воровка?!
Вот тебе я отомщу,
Шкуру я с тебя спущу!
Лиса бросает Петушка и убегает в лес. Кот бережно поднимает Петушка и вместе с ним идет домой.
Кот
Не говорил ли я тебе,
К окну не подходи?!
Не будь врагом ты сам себе –
Закрылся и сиди!
Не верь лисе, она хитра,
Ты с ней не говори
И от нее не жди добра.
Ну, Петенька смотри,
Я собираюсь далеко –
В село, купить зерна.
Держись, хоть это не легко,
Подальше от окна!
Петушок входит в дом. Кот идет к лесу.
Кот
Чтоб скорее дело справить,
Я, пожалуй, побегу –
Одного его оставить
Я надолго не могу!
Кот убегает в лес, и тут же из леса выбегает Лиса, подбегает к дому Кота и Петушка.
Лиса (вкрадчиво)
Петя, Петя, петушок,
Золотистый гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку!
Для тебя лисичка
Принесла пшенички,
На крылечко выходи,
На гостинцы погляди.
Петушок не отзывается и не выглядывает.
Лиса
Петя, Петя, петушок,
Золотистый гребешок,
В гости мы ко мне пойдем,
У меня хороший дом –
До небес хоромы
И амбар огромный.
А в амбаре-то зерна,
Что и крыша не видна!
Выгляни в окошко,
Ну, хоть на немножко!
Голос Петушка
Нет, меня ты не обманешь!
Знаю я, как ты хитра.
Говорить с тобою станешь,
А ты хвать и со двора!
Лиса
Я молчу, мой милый Петя.
Ах, я жертва клеветы!
Ты милее всех на свете
И дороже всех мне ты!
Если б съесть тебя хотела,
Как тебя пугает кот,
То давным-давно бы съела.
Ты живой?
Голос Петушка
Живой!
Лиса
Ну вот!
Видишь, кот меня порочит,
Не пускает меня в дом.
Если выглянуть захочешь,
Знай, я буду за углом.
Лиса немного отходит назад. Петушок выглядывает из окошка, Лиса его хватает и бежит к лесу.
Петушок (кричит)
Ой, несет меня лиса
За дремучие леса,
Зa гору высокую,
Зa реку широкую!
Вася, где ты, отвечай!
Друг сердечный, выручай!
Лиса
Что не слышит тебя кот?
Провела вас ловко!
Никогда он не придет!
Петушок
Отпусти, плутовка!
Лиса с Петушком в лапах добегает до леса, входит в него и вскоре появляется с правой стороны.
Петушок (кричит)
Ой, несет меня лиса
За дремучие леса,
Зa гору высокую,
Зa реку широкую!
Вася, где ты, отвечай!
Друг сердечный, выручай!
Лиса утаскивает Петушка в свою избушку. Из леса слева выходит Кот с корзиной зерна и идет к своему дому.
Кот
Петя, Петя! Выходи,
Да в корзинку погляди –
До краев она полна
Золотистого зерна!
Кот входит в дом, тут же выбегает из него и бежит к дому Лисы.
Кот
Ох, плутовка, утащила,
Сердце чуяло мое.
Петя, ну зачем, друг милый,
Ты послушался ее?
Кот забегает в лес и почти сразу же выглядывает из-за леса с правой стороны.
Кот (поет)
У Лисафьи, у кумы,
До небес хоромы.
Знаем, знаем точно мы,
Что Лисафья дома!
У нее-то, у нее
Детки-однолетки.
У нее-то, у нее
Просто чудо-детки!
Дочку Чучелкой зовут,
А сыночка Темой.
Не сочтите вы за труд,
Выйдите из дома!
Из окна выглядывает Лиса, а Кот прячется.
Лиса
Кто тут сладко так поет,
Кто наш домик хвалит?
Пусть он в гости к нам зайдет,
Песней позабавит.
Пригласим его мы к нам
Вместе отобедать.
Я такому гостю дам
Петушка отведать!
Ну-ка дочка, посмотри,
Кто там, на опушке,
И его уговори
Песню спеть в избушке.
Лиса прячется в домик. Чучелка выходит из дома, идет к лесу, Кот хватает ее.
Кот (поет)
У Лисафьи, у кумы,
До небес хоромы.
Знаем, знаем точно мы,
Что Лисафья дома!
У нее-то, у нее
Детки-однолетки.
У нее-то, у нее
Просто чудо-детки!
Дочку Чучелкой зовут,
А сыночка Темой.
Не сочтите вы за труд,
Выйдите из дома!
Из окна выглядывает Лиса, а Кот, держащий в лапах Чучелку, прячется.
Лиса (восхищенно)
Ах, как славно он поет,
Как наш домик хвалит.
Пусть он в гости к нам зайдет,
Песней позабавит.
Где же Чучелка, куда
Дочка запропала?
Тема, ты сходи туда.
(строго)
Я кому сказала!
Лиса прячется в домик. Тема выходит из дома, идет к лесу. Кот хватает и его.
Кот (поет)
У Лисафьи, у кумы,
До небес хоромы.
Знаем, знаем точно мы,
Что Лисафья дома!
Кот вместе с лисятами прячется. Из окна выглядывает Лиса.
Лиса
Я от песни без ума,
Устою едва ли!
Ладно уж, пойду сама!
Лиса выходит из дома, а из леса выходит Кот с лисятами.
Кот
Вот и я! Не ждали?
Лиса (возмущенно)
Ах, разбойник! Ах, злодей!
Хуже нет на свете!
Отпусти моих детей!
Кот
Отдавай мне Петю!
А не то твоих лисят
Я не пожалею!
Тема (чуть не плача)
Мама, я не виноват!
Чучелка (всхлипывая)
Выручай скорее!
Лиса (со вздохом)
Ладно, только отпусти
Чучелку и Тему!
Эх, обед… Прощай, прости…
Лиса уходит в дом, выносит Петушка и меняет на детей.
Лиса (сердито лисятам)
Ни ногой из дома!
Лиса и лисята уходят в дом. Петушок и Кот идут к своей избушке.
Петушок
Нет, я больше никогда
Рыжей не поверю!
От нее я навсегда
Все закрою двери!
Пусть сулит лиса зерна
Золотые горы!
Кот
Да, теперь уже она
К нам придет не скоро!
Лучше прежнего с тобой
Заживем мы, Петя!
Петушок обнимает Кота.
Петушок
Ты, Василий – кот-герой,
Лучший друг на свете!
Конец!
автор: Олеся Емельянова
ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?
Сказка – эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел. Она отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле, рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов. Феномен сказки, ее очарование заключается в по-особому организованном повествовании, в использовании сказочных формул, символической образности.
Сказки бывают фольклорные (народные) и литературные (имеют конкретного автора). Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, тексты сказочного жанра строятся с помощью установленных традицией клише: «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…», «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
Фольклорная сказка имеет внутрижанровые разновидности:
ϖ сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах;
ϖ волшебные сказки;
ϖ легендарные сказки;
ϖ новеллистические (бытовые) сказки;
ϖ небылицы;
ϖ кумулятивные сказки;
ϖ докучные сказки.
В сказках о животных сюжеты занимают комическое повествование о проделках животных. Сказки о животных самые древние, в этот период человек еще обожествлял животных, черпал у них силы. Например, «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль».
Волшебные сказки наиболее древние. Они сохранили остатки некоторых древнейших языческих представлений, например, веры в хозяев лесов, морей, гор, стихий (баба Яга, змей Горыныч, Морозко), культа предков (умерший отец дарит коня). В волшебных сказках всегда присутствуют образы героев – заступников за обездоленных, борцов за правду и справедливость. Это сказки: «По щучьему велению», «Сивка-бурка», «Летучий корабль».
Легендарные сказки более поздние. Они возникли в середине ХIХ века. Их корни следует искать в мифах или религиозной литературе. Многие из легендарных сказок произошли в результате переложения (адаптации) былинных и эпических повествований. Это такие сказки как: «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Царевна-лягушка».
В бытовых сказках происходят чудесные события (в качестве главного героя действует человек). Герой бытовой сказки – представитель народной среды, борется за справедливость. Эти сказки повествует о ловких, умных и мудрых советчиках. Например, «Барин и мужик», «Дочь-семилетка», «Каша из топора», «Похороны козла».
Небылицы — это сказки, построенные на бессмыслице. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины («Вы послушайте, ребята…», «Богат Ермошка…»), былички, былины («Садко», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Никита Кожемяка»).
Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена. Они отличаются богатством языка, зачастую тяготеют к рифме и ритму. Как правило, кумулятивные сказки рассказывали маленьким детям для того, чтобы они быстрее научились говорить – слушая повторения, ребенку проще запомнить отдельные слова или выражения. Это такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко».
Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.
Например:
Жили-были два павлина,
Вот и сказки половина.
Жили-были два гуся,
Вот и сказка вся.
Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. Это сложное, весьма искусно построенное произведение, свидетельствующее о большом таланте и мастерстве ее создателей. Пусть наши дети воспитываются на сказках, растут вместе с ними и становятся умными, добрыми, сильными, как сказочные богатыри.
Тысячи лет сказка накапливала духовный опыт русского народа. Оказывала влияние чудодейственной силы на человеческую душу. Воспитывала. Помогала становиться мудрее, осознавать главнейшие истины человеческой жизни, формировать основы нравственности, морали, по законам которой предстоит жить детям.
КАК ЧИТАТЬ СКАЗКУ?
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.
Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.
Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время – когда ребенок и вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа». Можно прямо перед сном, когда есть время поразмыслить и поговорить. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание. Трудно переоценить чтение сказки ребёнку перед сном, создание близости и любви с родителями, особое состояние перехода ко сну с чувством тепла, спокойствия и некоторого волшебства.
Читать нужно с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит больше пользы, а вы положительные эмоции. Недостаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять смысл сказки, пережить вместе с героями различные ситуации. Необходимо проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте, попытаться привести ребенку похожие ситуации из реальной жизни. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
Не бойтесь читать одну и ту же сказку несколько раз. При повторном чтении ребенку становится яснее суть услышанного, в его воображении возникают более красочные образы персонажей.
Сказочные истории должны быть яркими, образными, но небольшими.
Читая сказку, старайтесь много не говорить (это отвлекает). Пусть в паузах ребенок научится думать, осмысливать услышанную историю.
Уважаемые родители, помните, что сказки — совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности – некая картотека жизненных ситуаций. Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали.
Читайте сказки ребенку каждый день.
СКАЗКИ, КОТОРЫЕ МЫ ЧИТАЕМ ДЕТЯМ
Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст — это возраст сказки.
На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Благодаря сказке, дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказки учат детей любить и уважать своих родителей. Из сказок дети также узнают, что сын, любящий своих родителей, никогда не оставит в беде свою Родину. Чувство сопричастности всему, что происходит на земле, патриотизм и героизм простого русского человека – все эти качества национального характера и нашли отражение в русских народных сказках.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно уве¬личивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказ¬ка освобождает его сознание от всего неважного, необяза¬тельного, концентрируя внимание на простых действиях ге¬роев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.
К выбору сказок для детей нужно отнестись со всей серьезностью. Прежде всего, необходимо учитывать возраст ребенка – чтобы сказка была ему интересна и не напугала его. Также, выбирая сказку для ребенка, нужно учитывать особенности его характера и темперамента.
Чтобы понять, подходит ли выбранная сказка для вашего ребенка, попробуйте первый раз прочитать ее сами – причем, постарайтесь посмотреть на сказку глазами ребенка. Если вас что-то смущает в сказке – лучше отложите ее до того времени, когда ребенок немного подрастет.
Сказки должны иметь достаточно понятный сюжет, описывать хорошо знакомых ребенку героев и содержать несложные слова и речевые обороты, быть поучительными для ребенка и заставлять его размышлять.
Сказки должны подбираться с учетом того, насколько хорошо в них показаны чувства и переживания персонажей. С помощью сказки ребенок знакомится с чувственным миром людей, на примере сказочных персонажей наблюдает, как выстраиваются отношения в реальном мире.
Детей младшего дошкольного возраста необходимо знакомить с произведениями народного творчества.
Рекомендуем обратить внимание на следующие сказки:
«Репка» обр. К. Ушинского;
«Колобок» обр. К. Ушинского;
«Курочка ряба» обр. К. Ушинского;
«Козлята и волк» обр. К. Ушинского;
«Волк и козлята» обр. А. Толстого;
«Теремок» обр. М. Булатова;
«Теремок» обр. Е. Чарушина;
«Маша и медведь» обр. М. Булатова;
«Заюшкина избушка» обр. О. Капицы;
«Лиса и заяц» обр. В. Даля;
«Кот, петух и лиса» обр. М. Боголюбской;
«Гуси-лебеди» обр. М. Булатова;
«Снегурочка и лиса» обр. М. Булатова;
«Бычок – черный бочок, белые копытца» обр. М. Булатова;
«У страха глаза велики» обр. М. Серовой.