Петрушевская людмила стефановна рассказы

Людмила стефановна петрушевская родилась 25 мая 1938 года в москве. родители петрушевская учились в ифли институт философии, литературы, истории; дед

Людмила Стефановна Петрушевская родилась 25 мая 1938 года
в Москве. Родители Петрушевская учились в ИФЛИ (Институт философии, литературы, истории); дед (Н.Ф. Яковлев) был крупным лингвистом.

В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой. После войны вернулась в Москву. В 1961
Петрушевская окончила факультет журналистики МГУ, работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, на радио, с 1972
— редактором на Центральной студии телевидения.

В литературу пришла относительно поздно. Ее проза и драматургия художественно реабилитировали быт, прозу жизни, трагическую судьбу «маленького человека» наших дней, человека толпы, жителя коммунальных квартир, неудачливого полуинтеллигента. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972
в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет. Издавать её начали только во времена «перестройки». Отвергнутые государственными театрами или запрещенные цензурой, пьесы Петрушевской привлекали внимание самодеятельных студий, режиссеров «новой волны» (Р. Виктюк и др.), артистов, исполнявших их неофициально в «домашних» театрах (студия «Человек»). Только в 1980-е
появилась возможность говорить о театре Петрушевской, своеобразии ее художественного мира в связи с публикацией сборников пьес и прозы: «Песни XX века. Пьесы» (1988
), «Три девушки в голубом. Пьесы» (1989
), «Бессмертная любовь. Рассказы» (1988
), «По дороге бога Эроса» (1993
), «Тайны дома» (1995
), «Дом девушек» (1998
) и др.

Сюжеты пьес Петрушевской взяты из повседневной жизни: семейный уклад и житейские уроки, непростые отношения между отцами и детьми («Уроки музыки»), неустроенность личной жизни «трех девушек в голубом», троюродных сестер, наследниц разваливающейся дачи; квартирный вопрос в «Квартире Коломбины», поиски любви и счастья («Лестничная клетка», «Любовь» и др.).

Уровень правды был так непривычен, что прозу Петрушевской и близких ей писателей (Т. Толстая, В. Пьецух и др.) стали называть «другой прозой». Свои сюжеты, реквиемы, песни, предания писательница черпает из гула городской толпы, уличных разговоров, рассказов в больничных палатах, на скамеечках у парадных. В ее произведениях всегда ощущается присутствие внесюжетного рассказчика (чаще — рассказчицы), ведущего свой монолог прямо из самой гущи толпы и являющегося плотью от плоти этого общего.

Центральная тема прозы Петрушевской — тема женской судьбы. Разрушая человеческие утопии и мифы на разных уровнях — семейном, любовном, социальном и др., Петрушевская изображает ужасы жизни, ее грязь, злобу, невозможность счастья, страдания и муки. Все это рисуется так гипер-реалистично (Д. Быков), что порой вызывает шок («Медея», «Страна», «Свой круг», «Нюра прекрасная» и т.д.).

В Гарвардской лекции «Язык толпы и язык литературы» (1991
), говоря о месте ужаса в художественном произведении, Петрушевская утверждала, что «искусство страшного как репетиция смерти».

В 1993
Петрушевская прочла вторую Гарвардскую лекцию — «Язык Маугли» (о детстве, о детских домах). Всесторонне исследуя и поэтизируя женскую судьбу, Петрушевская «правдиво до озноба» изображает жизнь семьи, как правило, «кривой», трагедию любви, непростые отношения между Матерью и Ребенком. Ее героини пытаются всеми силами вырваться из «своего круга» жизни, идя к своей цели часто путями зла, ибо считают, что добро бессильно противостоять окружающему злу.

Трагедия матери в изображении Петрушевской («Медея», «Дитя», «Свой круг», «Время ночь» и др.) сопоставима с античными трагедиями. Литературные знаки и сигналы, аллюзии на мифологические, фольклорные и традиционно-литературные сюжеты и образы возникают в прозе Петрушевской на самых разных уровнях: от названий («История Клариссы», «Новые Робинзоны», «Карамзин», «Теща Эдипа», «Случай Богородицы» и др.) — до отдельных слов, образов, мотивов, цитат.

Через многие рассказы и повести Петрушевской проходит тема судьбы, рока как изначальной предопределенности человечества. С ней связаны мистические случаи, таинственные встречи-невстречи, удары судьбы, болезни и ранние страшные смерти («Нюра прекрасная») и невозможность умереть («Смысл жизни»). Сказочные, мифологические сюжеты преданий, страшных рассказов об общении с мертвыми, о злодейских замыслах и поступках, странностях поведения людей составляют содержание цикла Петрушевской «Песни восточных славян» — прямая аллюзия с пушкинскими «Песнями западных славян». Но фатализма, всеобъемлющей зависимости героинь Петрушевской от рока нет. Некоторые из них находят в себе силы преодолеть горькую судьбу.

«Я не пишу теперь про ужасы»,- заявила недавно писательница. В последние годы она обратилась к жанру «сказок для всей семьи», где добро всегда побеждает зло; Петрушевской написала «кукольный роман» — «Маленькая волшебница», введя игровое начало не только в сюжет, но и в язык «лингвистических» сказок и комедий о Калушатах и Бутявке, Ляпупе и «пуськах бятых». Творчество Петрушевской 1990-х
явно эволюционирует в сторону мягкого лиризма, доброго юмора, даже исповедальности. В «деревенском дневнике» под литературно-кодовым названием «Карамзин» (1994
), написанном стихами или «стихопрозой», Петрушевская не просто обращается к традициям сентиментализма, она обыгрывает их, интерпретируя то серьезно, то иронически в современном духе (гл. «Бедная Руфа», «Песнопение луга»), подключая имена, образы, темы, цитаты, слова, ритмы и рифмы русской и мировой литературы и культуры.

Вместе с тем в конце 1990-х
в творчестве Петрушевской появляются такие черты, которые дают основание критикам причислить ее произведения к «литературе конца времен» (Т. Касаткина). Это прежде всего предельное сгущение зла метафизического плана, вызванного подчас ошибками природы, загадками биологии и психологии человека («Мужественность и женственность», «Как ангел» и др.). Архетип Ада, его самого последнего и безысходного круга, появляется в рассказах о наркоманах («Бацилла», «Глюк»). Ужасно не только содержание, но и позиция рассказчицы, которая холодно и спокойно «протоколирует» факты жизни героев, находясь вне их круга. Петрушевская активно обращается к поэтике постмодернизма и натурализма, что приводит к определенным творческим удачам и открытиям («Мужская зона. Кабаре»).

В начале XXI в. Петрушевская публикует несколько новых сб. повестей и сказок: «Где я была. Рассказы из иной реальности» (М., 2002
), «Богиня Парка» (М., 2004
), «Дикие животные сказки. Морские помойные рассказы. Пуськи бятые» (М., 2004
).

В 2003
Петрушевская наконец выпустила свой «Девятый том» (М., 2003). Это сборник статей, интервью, писем, воспоминаний, «как бы дневник». Первый раздел сборника назван автором «Мой театральный роман»; в него вошли автобиографические заметки и рассказы о сложном пути российского писателя к своему призванию. «Девятый том» создавался много лет: «Каждый раз, когда я писала статью, я говорила себе: это для девятого тома». В нем впервые представлены авторские комментарии к некоторым произведениям, раскрыты «тайны» творческой лаборатории Петрушевской.

Людмилу Петрушевскую нельзя назвать рядовым писателем, ее произведения затрагивают тайные струны и в детских, и во взрослых душах… Это человек с удивительной судьбой, всю жизнь она жила вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед очередным поворотом судьбы.

Долгое время свои произведения Людмила Стефановна писала «в стол», поскольку они не проходили советской цензуры, а на пике карьеры, когда ее пьесы уже ставились в популярных театрах на всем постсоветском пространстве, женщина открыла в себе талант мультипликатора и музыканта.

Детство и юность

Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве в молодой студенческой семье. Стефан Петрушевский стал доктором философии, а его жена работала редактором. Во время войны Людмила некоторое время находилась в детском доме в Уфе, а позднее воспитывалась дедом.

Людмила Петрушевская в детстве и юности

Николай Феофанович Яковлев, лингвист-кавказовед, активный участник борьбы с неграмотностью, долгое время настаивал на том, чтоб маленькую внучку Людмилу не учили читать. Ярый сторонник марризма тяжело переживал разгром этой теории , и, по неофициальным сведениям, в связи с этим у ученого развилось психическое заболевание.

Людмила Стефановна хорошо знает историю своего рода. Писательница рассказывает, что Яковлев происходил из семьи Андреевичей-Андреевских, а предки его были декабристами, один из которых скончался в ссылке в психиатрической лечебнице.

11 K34aYi5

Еще в начале ХХ столетия в семье Петрушевских зародилась традиция домашних театральных постановок. Сама Людмила в детстве никогда не мечтала о карьере литератора, девочка грезила о сцене и хотела выступать в опере. В детстве Петрушевская действительно занималась в оперной студии, но стать оперной дивой ей было не суждено.

В 1941 году Людмила с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из Москвы в Куйбышев, с собой семья прихватила только 4 книги, среди которых были стихотворения и учебник истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).

Девочка, еще не умея читать под строгим запретом деда, с любопытством разглядывала газеты, по которым и выучила буквы, а потом уже тайком читала, учила наизусть и даже цитировала книги. Бабушка Людмилы Валентина часто рассказывала внучке, что в молодости сам Владимир Маяковский оказывал ей знаки внимания и хотел взять в жены, но она выбрала лингвиста Яковлева.

Когда закончилась война, Людмила вернулась в Москву и поступила в Московский государственный университет имени изучать журналистику. По окончании девушка устроилась корреспондентом в одно из издательств Москвы, а затем устроилась на Всесоюзное радио, где вела передачу «Последние известия».

Людмила Петрушевская

В 34 года Петрушевская заняла должность редактора на Центральном телевидении Гостелерадио СССР, писала отзывы о серьезных экономико-политических передачах вроде «Шаги пятилетки». Но вскоре на Петрушевскую стали писать жалобы, через год девушка уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на работу.

Литература

Еще студенткой журфака МГУ Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров, но о карьере литератора не думала и тогда. Только в 1972 году в Санкт-Петербургском литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Аврора» впервые опубликовали коротенький лирический рассказ «Через поля». Следующая публикация Петрушевской датируется только второй половиной 1980-х годов.

08 RrFtJZY

Зато творчество Петрушевской по достоинству оценили небольшие театры. В 1979 году на сцене дома культуры «Москворечье» поставил пьесу «Уроки музыки», написанную еще в 1973 году. После премьеры режиссер похвалил работу, но отметил, что эта пьеса никогда не пройдет советской цензуры, столь радикальны и правдивы мысли, высказанные Петрушевской, где она предвидела агонию СССР. И Эфрос оказался, как всегда, прав. Пьесу запретили и даже разогнали театральную труппу.

12

Позднее во Львове театр, созданный студентами Львовского политеха, поставил на сцене пьесу «Чинзано». На профессиональной сцене произведения Петрушевской появились только в 1980-х годах: сначала московский драматический театр «Таганка» поставил пьесу «Любовь», немного позднее в «Современнике» сыграли «Квартиру Коломбины».

Сама Петрушевская продолжала писать рассказы, пьесы и стихи, но они все еще не публиковались, поскольку отражали нежелательные для правительства страны стороны жизни народа Советского Союза.

14

Прозаические произведения Людмилы Стефановна стали логическим продолжением драматургии. Все творчество писательницы складывается в единое жизнеописание жизни с точки зрения женщины. На страницах можно проследить, как юная девушка превращается в зрелую женщину, а затем в умудренную даму.

09 Yfv9j4V

В 1990-е писательница начала писать сказки для разных возрастных групп. По мотивам многих из них позднее созданы мультфильмы. Продолжала писать Петрушевская и в 2000-х годах. Теперь ее произведения спокойно проходили публикацию, а поклонники наслаждались творчеством любимой писательницы.

В 2007 году в Санкт-Петербурге вышел сборник «Московский хор», включивший в себя такие пьесы, как «Сырая нога, или Встреча друзей», «Бифем» и другие. Год спустя состоялась премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя.

05 64RGUaY

Любопытным фактом в биографии Людмилы Петрушевской стал спор о том, не ее ли профиль стал прототипом знаменитого ежика из мультфильма «Ежик в тумане». И действительно, если внимательно посмотреть на фото писательницы, обнаруживаются общие черты. Да и сама Людмила Стефановна упоминала об этом в своих произведениях, хотя мультипликатор Юрий Борисович Норштейн озвучивает другую версию создания своего героя.

Личная жизнь

Утонченная, всю жизнь занятая искусством Людмила вышла замуж за Бориса Павлова, который руководил Галереей на Солянке.

04 g60tQHA

В 2009 году писательница овдовела, но у нее осталось трое детей: Кирилл, Федор и Наталья. Сыновья писательницы стали журналистами, а дочь выбрала музыку.

Людмила Петрушевская сейчас

Одновременно с литературной работой Людмила Стефановна создала «Студию ручного труда», где сама же работает мультипликатором. Из-под «пера» Петрушевской вышли «Беседы К. Иванова», «Улисс: ехали-приехали» и другие произведения.

13

Кроме того, Людмила Стефановна пишет картины и продает их, а вырученные деньги передает детским домам. Выставка-аукцион графических работ писательницы прошла в мае 2017 года. Самые щедрые покупатели получили работы Петрушевской с автографом.

Библиография

  • 1989 – «Три девушки в голубом»
  • 1995 – «Тайна дома»
  • 2001 – « Время Ночь Мост Ватерлоо»
  • 2001 – «Чемодан чепухи»
  • 2002 – «…Как цветок на заре»
  • 2002 – «Где я была»
  • 2002 – «Случай в Сокольниках»
  • 2002 – «Приключения поросёнка Петра Черное пальто»
  • 2003 – «Невинные глаза»
  • 2003 – «Незрелые ягоды крыжовника»
  • 2005 – «Город Света: волшебные истории»
  • 2006 – «Маленькая девочка из «Метрополя»»
  • 2006 – «Пуськи бятые»
  • 2006 – «Квартира Коломбины»
  • 2008 – «Черная бабочка»
  • 2012 – «От первого лица. Разговоры о прошлом и теперешнем»

Прозаик, драматург, поэт Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Внучка советского лингвиста Николая Яковлева, создателя письменности для ряда народов СССР. В военное время жила у родственников , а также в детском доме под Уфой.

В 1961 году окончила факультет журналистики Московского государственного университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, редактором на Центральной студии телевидения.
В середине 1960-х годов Петрушевская начала писать стихи, рассказы . Первым опубликованным ее произведением был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». После этого проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.

Первые пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Романом Виктюком в 1979 году в театре-студии ДК «Москворечье» и почти сразу была запрещена (напечатана лишь в 1983 году). Постановка пьесы «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове.

Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е годы: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе.

Только в 1980-е годы имя Петрушевской стало известно широкому кругу читателей. С этого времени стали публиковаться сборники ее пьес и прозы: «Бессмертная любовь: Рассказы» (1988), «Песни XX века: Пьесы» (1988), «Три девушки в голубом: Пьесы» (1989), «По дороге бога Эроса: Проза» (1993), «Тайны дома: Повести и рассказы» (1995), «Дом девушек: Рассказы и повести» (1998) и др.

В начале XXI века Петрушевская публикует новые сборники повестей и сказок, среди них: «Где я была. Рассказы из иной реальности» (2002), «Богиня Парка» (2004), «Дикие животные сказки. Морские помойные рассказы. Пуськи бятые» (2004), «Рассказы о любви» (2011).

В 2003 году писательница выпустила свой «Девятый том» — сборник статей, интервью, писем, воспоминаний.

В 2010 году Петрушевская альтернативного школьного учебника по литературе «Литературная матрица. Учебник, написанный писателями».

Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, ее драматургические произведения ставятся в России и за рубежом.

По ее сценариям был поставлен ряд фильмов и фильмов-спектаклей: «Любовь» (1997), «Свидание» (2000), «Московский хор» (2009) и др.

По сценариям Людмилы Петрушевской созданы мультфильмы «Лямзи-тыри-бонди, злой волшебник» (1976), «Краденое солнце» (1978), «Сказка сказок» (1979), «Заячий хвостик» (1984), «Кот, который умел петь» (1988), «Куда идут животные (из альманаха «веселая карусель №34″)» (2012).

Она создала «Студию ручного труда», в которой самостоятельно рисует мультфильмы с помощью мышки. В студии были сделаны фильмы «Беседы К. Иванова», «Пенсне», «Хоррор», «Улисс: ехали-приехали», «Где ты» и «Муму».

Людмила Петрушевская пишет и выставляет картины, принимает участие в различных художественных проектах.

Создала маленький театр «Кабаре одного автора», в котором исполняет со своим оркестром лучшие песни ХХ века в собственных переводах.

Объединив свои усилия с московским фри-джаз-рок ансамблем Inquisitorium, Петрушевская в 2003 году выпустила альбом «№ 5. Середина Большого Юлиуса», где читала и напевала свои стихи под аккомпанемент свиста, гула океана или лая собак . В 2010 году Петрушевская «Не привыкай к дождю», который был записан для проекта «Сноб».

Людмила Петрушевская — член СП СССР (1977), Русского ПЕН-центра. Академик Баварской академии изящных искусств.

Она лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства (2002), отмечена Пушкинской премией фонда Альфреда Тепфера (1991), премиями журналов «Октябрь» (1993, 1996, 2000), «Новый мир» (1995), «Знамя» (1996), премиями «Москва-Пенне» (1996), «Звезда» (1999), «Триумф» (2002), премией фестиваля «Новая драма» (2003), театральной премией имени Станиславского (2004).

В 2008 году в Москве, а в 2009 году — в Санкт-Петербурге был проведен «Петрушевский фестиваль», приуроченный к нескольким юбилейным датам писательницы — 70 лет со дня рождения, 20 лет со дня выхода первой книги «Бессмертная любовь», выход 10-го тома под названием «Черная бабочка».

В 2010 году Людмила Петрушевская — World Fantasy Award (WFA) — за лучший сборник рассказов, опубликованных в 2009 году. «Жила-была женщина, которая пыталась убить ребенка своей соседки: страшные рассказы» (There Once Lived a Woman Who Tried To Kill Her Neighbor»s Baby).

В 2013 году она стала Олега Табакова за достижения в области культуры, получив награду «За вклад в русскую драматургию».

Людмила Петрушевская вдова, у нее трое детей: сыновья Кирилл Харатьян и Федор Павлов-Андреевич — журналисты, дочь Наталья Павлова занимается музыкой.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

(р. 1938), русская
писательница. Родилась 26 мая 1938 в Москве. Окончила Московский
государственный университет, работала редактором на телевидении. В середине
1960-х годов начала писать рассказы, первый из которых, История Клариссы, был
опубликован в 1972. Пьеса Уроки музыки (1973) впервые была поставлена
режиссером Р.Виктюком в Студенческом театре МГУ. Первая постановка на
профессиональной сцене – пьеса Любовь (1974) в Театре на Таганке (режиссер
Ю.Любимов).

Действие пьес Петрушевской происходит в обыденных, легко
узнаваемых обстоятельствах: в дачном домике (Три девушки в голубом, 1980), на
лестничной площадке (Лестничная клетка, 1974) и т.п. Личности героинь
выявляются в ходе изматывающей борьбы за существование, которую они ведут в
жестоких жизненных ситуациях. Петрушевская делает зримой абсурдность обыденной
жизни, и этим определяется неоднозначность характеров ее персонажей. В этом
смысле особенно показательны тематически связанные пьесы Чинзано (1973) и День
рождения Смирновой (1977), а также пьеса Уроки музыки. В финале Уроков музыки
происходит полное преображение персонажей в своих антиподов: романтически
влюбленный Николай оказывается циником, разбитная Надя – женщиной, способной на
глубокое чувство, добродушные Козловы – примитивными и жестокими людьми.

Широко известен такой казус, как случай влюбленности в
умершего, все эти алтари, воздвигаемые над могилкой, где покоится беззащитный,
ничего не могущий возразить человеческий остов, а то и просто горстка пепла: а
дух его, всячески преображенный и уже совсем отделенный от нрава, привычек,
злорадства и упорного устремления во грех, не туда куда ведут,- этот дух,
очищенный, взятый в самый возвышенный и святой миг ухода, в остановленное
страшное мгновенье (прекраснейшее мгновение последних лет его жизни) — дух этот
берут в свое полное владение желающие, любят его, таскают с собой в виде
фотографий, к примеру.

Петрушевская Людмила Стефановна

Диалоги в большинстве пьес Петрушевской построены таким
образом, что каждая следующая реплика зачастую меняет смысл предыдущей. По
мнению критика М.Туровской, «современная бытовая речь… сгущена у нее до
уровня литературного феномена. Лексика дает возможность заглянуть в биографию
персонажа, определить его социальную принадлежность, личность».

Одна из самых известных пьес Петрушевской – Три девушки в
голубом. Внутреннее богатство ее главных героинь, враждующих между собой
родственниц, состоит в том, что они оказываются способны жить вопреки
обстоятельствам, по велению сердца.

Петрушевская показывает в своих произведениях, как любая
жизненная ситуация может перейти в собственную противопложность. Поэтому
выглядят естественными сюрреалистические элементы, прорывающие реалистическую
драматургическую ткань. Так происходит в одноактной пьесе Анданте (1975),
рассказывающей о мучительном сосуществовании жены и любовницы дипломата. Имена
героинь – Бульди и Ау – так же абсурдны, как их монологи. В пьесе Квартира
Коломбины (1981) сюрреализм является сюжетообразующим принципом.

Литературовед Р.Тименчик считает, что в пьесах Петрушевской
присутствует прозаическое начало, которое превращает их в «роман, записанный
разговорами». Проза Петрушевской так же фантасмагорична и одновременно
реалистична, как и ее драматургия. Язык автора лишен метафор, иногда сух и
сбивчив. Рассказам Петрушевской присуща «новеллистическая неожиданность»
(И.Борисова). Так, в рассказе Бессмертная любовь (1988) писательница подробно
описывает историю нелегкой жизни героини, создавая у читателя впечатление,
будто считает своей главной задачей именно описание бытовых ситуаций. Но
неожиданный и благородный поступок Альберта, мужа главной героини, придает
финалу этой «простой житейской истории» притчевый характер.

Тяжело жить, граждане. Но спасает болезнь, инвалиды хоть
как-то едят.

Петрушевская Людмила Стефановна

Персонажи Петрушевской ведут себя в соответствии с жестокими
жизненными обстоятельствами, в которых вынуждены жить. Например, главная
героиня рассказа Свой круг (1988) отказывается от единственного сына: она знает
о своей неизлечимой болезни и пытается бессердечным поступком заставить бывшего
мужа взять на себя заботу о ребенке. Однако ни один из героев Петрушевской не
подвергается полному авторскому осуждению. В основе такого отношения к
персонажам лежит присущий писательнице «демократизм… как этика, и эстетика, и
способ мышления, и тип красоты» (Борисова).

Стремясь создать многообразную картину современной жизни,
цельный образ России, Петрушевская обращается не только к драматургическому и
прозаическому, но и к поэтическому творчеству. Жанр написанного верлибром
произведения Карамзин (1994), в котором своеобразно преломляются классические
сюжеты (например, в отличие от бедной Лизы, героиня по имени бедная Руфа тонет
в бочке с водой, пытаясь достать оттуда припрятанную бутылку водки),
писательница определяет как «деревенский дневник». Стиль Карамзина полифоничен,
размышления автора сливаются с «песнопениями луга» и разговорами героев.

Все устроилось, только нет одежды, и вечные тапочки на
резиновой подошве мелькают в сторону благотворительных точек, муж в результате
одет-обут, дочь в кофточках, мама в халатиках, но там, откуда бьет родник
сэконд хэнда, не бывает целых колготок, только носочки малого детского размера
либо мужские. Но случаются брюки и длинные юбки, это спасение, спасибо жизни.

Петрушевская Людмила Стефановна

В последние годы Петрушевская обратилась к жанру современной
сказки. Ее Сказки для всей семьи (1993) и другие произведения этого жанра
написаны в абсурдистской манере, заставляющей вспомнить о традиции обэриутов и
Алису в Стране Чудес Л.Кэррола.

Дата рождения:
26.05.1938

Драматург, прозаик, детский писатель, сценарист, мультипликатор, художник. Драматургия и проза Петрушевской — одно из наиболее анализируемых явлений отечественной литературы. Ее творчество, представляющее собой смешение реализма и абсурда, физиологии и духовности вызывает порой противоречивые отклики у критиков и читателей.

Родилась в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. По собственному признанию, «воровала селедочные головы из соседского помойного ведра», а свою мать в первый раз увидела в 9 лет.

После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ (1961). Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 — редактором на Центральной студии телевидения. Рассказы начала писать с середины 1960-х годов. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». Хотя Петрушевскую и приняли в Союз писателей (1977 г.), но ее произведения очень долго не печаталсь. Ни о каких политических темах писательница даже не упоминала, но неприглядное описание советского быта противоречило официальной идеологии. Первая книга Петрушевской вышла в 1988 г., когда писательнице было уже 50 лет.

Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком, первая постановка на профессиональной сцене — пьеса Любовь (1974) в Театре на Таганке (режиссер Ю.Любимов). И тут же пьессы Петрушевской были запрещены и вплоть до второй половины 80-х годов не ставились на профессиональной сцене. Не смотря на запрещение Петрушевская являлась неформальным лидером поствампиловской новой волны в драматургии 70-80-х. Также в 70-80-х г. по сценариям Петрушевской было снято несколько мультипликационных фильмов. В том числе и знаменитая «Сказка сказок» Ю. Норштейна.

authors 1264109775

Отношение к вторчеству писательницы изменилось с началом перестройки. Ее пьесы стали активно ставить, прозу печатать. Петрушевская стала известна широкому кругу читателей и зрителей. Однако, несмотря на заслуженную славу, писательница продолжала литературные эксперименты, создавая произведения в жанре абсурда, активно осваивая «профессию» сказочника. Писательница рисует акварели и принимает участие в довольно экстравагантных музыкальных проектах. В 70 лет Петрушевская заинтересовалась мультипликацией и даже создала собственную «студию»: Студия ручного труда. Петрушевская член Русского ПЕН-центра и Академик Баварской академии изящных искусств.

Людмила Петрушевская живёт и работает в Москве. Вдова, муж директор Галереи «на Солянке» Борис Павлов (умер 19 сентября 2009).

Торе детей. Двое сыновей (Кирилл Харатьян и Фёдор Павлов-Андреевич) известные журналисты. Дочь (Наталья Павлова) занимается музыкой.

Военное детство оставило глубокий след в личности Петрушевской. «Немецкий язык для меня всегда страшен. Я учила многие языки, говорю на нескольких, только не на немецком», — говорит писательница.

Мультипликационный фильм «Сказка сказок» по совместному сценарию Л. Петрушевской и Ю. Норштейна признан «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов» по результатам международного опроса, проведенного Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд, Лос-Анджелес (США), 1984 г.

Петрушевская утверждает, что именно ее профиль послужил для Ю. Норштейна «источником вдохновения» при создании главного персонажа «Сказки-сказок» Ёжика.

В 2003 году Петрушевская совместно с с московским фри-джаз-рок ансамблем «Inquisitorium» выпустила альбом «№ 5. Середина Большого Юлиуса», где читала и напевала свои стихи под аккомпанемент свиста, гула океана или лая собак.

Награды писателя

(Гамбург, 1991)
Дважды номинирована на « » (1992 и 2004)
Премии журнала «Октябрь» (1993, 1996, 2000)
Премия журнала «Новый мир» (1995)
Премия журнала «Знамя» (1996)
Премия «Москва-Пенне» (Италия, 1996)
Премия им. С. Довлатова журнала «Звезда» (1999) (2002)
(2002)
Премия фестиваля «Новая драма» (2003)
Театральная премия имени Станиславского (2004)
Номинирована на (2008)
в номинации «Сборник» (2010)

Библиография

Л. Петрушевская — автор большого числа пьес, рассказов, повестей, сказок и т.д. Произведения писательницы собраны в следующих сборниках:
Бессмертная любовь (1988)
Песни XX века (1988)
Три девушки в голубом (1989)
Свой круг (1990)
Лечение Василия и другие сказки (1991)
По дороге бога Эроса (1993)
Тайна дома (1995)

Сказка про азбуку (1997)

Дом девушек (1998)
Карамзин: Деревенский дневник (2000)
Найди меня, сон (2000)
Королева Лир (2000)
Реквиемы (2001)
Время ночь (2001)
Мост Ватерлоо (2001)
Чемодан чепухи (2001)
Счастливые кошки (2001)
Где я была: Рассказы из иной реальности (2002)
Такая девочка (2002)
Черное пальто: Рассказы из иной реальности (2002)
Случай в Сокольниках: Рассказы из иной реальности (2002)
…как цветок на заре (2002)
Завещание старого монаха: Рассказы из иной реальности (2003)
Дом с фонтаном (2003)
Невинные глаза (2003)
Незрелые ягоды крыжовника (2003)
Милая дама (2003)
Девятый том (2003)
Дикие животные сказки. Морские помойные рассказы. Пуськи Бятые (2003)

Богиня Парка (2004)
Измененное время (2005)
Город Света: Волшебные истории (2005)

Петрушевская Людмила Стефановна

ФИО: Петрушевская Людмила Стефановна
Дата рождения: 26 мая 1938 г. (83 года)
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Близнецы
Деятельность: Поэтесса, прозаик, драматург, сценарист, переводчица

Детство и юность

1938 год, 26 мая, Москва. Здесь у философа Стефана Антоновича Петрушевского и Валентины Николаевны Яковлевой родилась дочка Людмила, которая потом станет известной писательницей. Из-за того, что Людмила родилась незадолго до войны, детство ее было голодным, как и у большинства детей военного времени.

Уфимский детский дом, жизнь в Куйбышеве с родителями мамы, которую девочка увидела только тогда, когда ей исполнилось 9 лет. Самым главным, что Люда поняла в эти тяжелые годы, было умение не пасовать перед трудностями и никогда не сдаваться.

Людмила Петрушевская в детстве

Людмила Петрушевская в детстве

После окончания войны Петрушевская с мамой снова приехала в столицу. Постепенно жизнь налаживалась и у девочки появилась мечта. Она захотела стать оперной певицей, но занимаясь с замечательным педагогом по вокалу, вдруг стала бояться сцены. Поэтому после окончания школы поступила на факультет журналистики в МГУ.

Людмила Петрушевская в молодости

Людмила Петрушевская в молодости

Краткая биография

  1. Получение диплома. 1961 год. Людмила получает диплом МГУ. Теперь она дипломированный журналист и начинает работать московским корреспондентом.
  2. Редактор телевидения. 1972 год. Петрушевская устраивается на новую должность. Теперь она редактор на телевидении.
  3. Первая публикация. Все тот же 1972. Журнал «Аврора» опубликовал первое произведение Петрушевской. Это был написанный ею рассказ «Через поля». После этого прозаические произведения Людмилы не печатались довольно долгое время.
  4. Первая пьеса. 1973 год. У писательницы появляется пьеса «Уроки музыки», где правдиво и ярко рассказывается об обычных людей и об их отношениях с миром, который существует вокруг них. Однако напечатали эту пьесу только через 10 лет.
  5. Запрещенная пьеса. 1979 год, ДК «Москворечье». Здесь состоялся премьерный показ спектакля бесстрашного театрального режиссера Романа Григорьевича Виктюка «Уроки музыки», в основу которого была положена одноименная пьеса Петрушевской. Этот спектакль был запрещен почти сразу после показа, а театральная труппа разогнана.
  6. Первая книга. В 1988 году вышла первая книга Людмилы Стефановны «Бессмертная любовь», в которую вошло несколько, написанных ею рассказов.
  7. Произведение социальной фантастики. В 1989 году появились «Новые Робинзоны», где Петрушевская без прикрас описала проблемы беженцев. Произведение написано в жанре социальной фантастики.
  8. Пушкинская премия. В 1991 году писательница за свои литературные заслуги получила престижную Пушкинскую премию фонда предпринимателя из Германии Альфреда Тепфера.
  9. Самое известное произведение. 1992 год. Самым известным произведением Петрушевской, по мнению большинства критиков, является сборник «Время ночь», написанный в жестком реализме.
  10. Государственная премия. 2002 год. Петрушевской, как автору пьесы «Московский хор», присуждается Государственная премия РФ. Тогда же писательница за высокие достижения, достигнутые ею в области литературы, была отмечена Российской независимой премией «молодежный Триумф» с вручением ей статуэтки «Золотой эльф» и денежной премии.
  11. Книги детям. И снова 2002. Петрушевская вновь возвращается к детскому творчеству и пишет 3 книги о поросенке по имени Петр, которые с восторгом читают не только дети, но и взрослые.
  12. Масштабная пьеса. В 2007 году Санкт-Петербургское издательство «Амфора» выпустило сборник пьес Петрушевской под названием «Московский хор». В их число вошли как неизвестные, так и известные широкому кругу читателей пьесы: «Московский хор», «Бифем», «Сырая нога, или Встреча друзей», «Певец, певица», «Еду в сад», «Чемодан чепухи, или быстро хорошо не бывает», «Два окошка». Наиболее масштабной пьесой этого сборника является пьеса «Московский хор», где повествуется о коротком, но емком периоде жизни обычной московской семьи, живущей в хрущевские времена.
  13. Премия. 2018 год. Роман Петрушевской «Нас украли. История преступлений» был выдвинут на проходящую каждый год премию «НОС». Писательница за свой роман, написанный в детективном жанре, получила статуэтку и денежный приз — 200 000 рублей.
  14. Новые книги. 2020 год. Издательство «Время» выпустило книгу Людмилы Петрушевской «Дочки-матери, или Во что играют большие девочки», а издательство «Эксмо» выпустило ее книгу пьес «Брачная ночь, или 37 мая».
  15. Людмила Петрушевская на современном этапе. 2021 год. На настоящий момент писательница, несмотря на свой немалый возраст, не только возится со своими правнуками, но еще и активно работает. Она дает концерты, названными ею «Кабаре Людмилы Петрушевской» не только в России, но и за рубежом, а еще ищет через интернет людей, которые купят написанные ею акварели. Заработанные деньги она перечисляет в детские дома, где живут дети, имеющие ограниченные возможности.

Поэтесса Людмила Петрушевская

Личная жизнь

У Людмилы Стефановны было два мужа. Первый раз она вышла замуж за журналиста Евгения Харатьяна. В 1964 году у пары родился сын, названный счастливыми родителями Кириллом. В 32 года нелепая смерть оборвала жизнь Евгения, сделав его жену вдовой.

С детьми

С детьми

Вторым мужем Людмилы стал Борис Дмитриевич Павлов, занимавший пост директора знаменитой Галереи на Солянке. В 1976 году Людмила родила сына, которого назвали Федором, а в 1982 году – дочку Наталью.

Павлов в 2009 году умер от обширного инфаркта. Вот такую злую шутку сыграла судьба с личной жизнью писательницы, сделав ее вдовой во второй раз.

Заключение

Людмила Петрушевская вовсе не обычный рядовой писатель. Ведь написанные ею произведения освещают многие проблемы, затрагивающие взрослые и детские души. Она является удивительным человеком, которая никогда не сдавалась, несмотря на жестокие удары судьбы.

Довольно длительное время ее книги нигде не печатались, находились под запретом цензуры, так как в своих произведениях Петрушевская обнажала горькую правду, что совсем не нравилось руководству Советского Союза.

Сегодня же ее повести, рассказы печатают большинство стран мирового сообщества, а спектакли по пьесам Петрушевской ставят лучшие театры России. Кроме того Людмила Стефановна добилась успехов не только на литературном поприще, но и на музыкальном и внесла, таким образом, немалую лепту в мир литературы и искусства.


В издательстве «Альпина.Проза» вышла книга «Черное пальто. Страшные случаи», в которой собраны лучшие мистические истории классика современной литературы Людмилы Петрушевской. Многие знают писательницу как ироничного автора мрачных сказок про перестройку, но сфера деятельности Людмилы Стефановны куда шире этих представлений: она также певица, танцовщица, директор кабаре, мультипликатор, сценарист, шляпница и художница. Собрали для вас пять фактов о писательнице, которые вы не знали.

Факт №1

Первая серьезная публикация — сборник рассказов «Бессмертная любовь» — вышла, когда Петрушевской было 50 лет. Тираж 30 тысяч экземпляров раскупили за два дня. Этот феномен объясняется тем, что писательница уже была известна благодаря самиздату.

Факт №2

Петрушевскую приняли в Союз писателей в 1977 году, хотя на тот момент у нее не было издано ни одной книги. Она написала письмо Горбачеву с просьбой дать возможность опубликоваться, на что получила ответ: «У нас очередь мертвецов лет на десять». Твардовский, редактор «Нового мира», который первым напечатал рассказы «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор» Солженицына, решительно отказался публиковать ее рассказы: «Талантливо, но уж больно мрачно. Нельзя ли посветлей?» Ее литературным проводником стал Виктор Ильин, секретарь Союза писателей и сотрудник НКВД, через которого проходил весь самиздат. Он помог Петрушевской опубликовать первые произведения.

Факт №3

Петрушевская людмила стефановна рассказы

Картина авторства Людмилы Петрушевской. Источник: сообщество Людмилы Петрушевской в «Живом журнале».

Петрушевская поет, пишет картины, делает шляпы, шьет шемизетки, рисует мультфильмы и танцует чечетку. В 2005 году она основала театр «Кабаре одного автора», в котором выступает с зарубежными хитами прошлых лет в собственном переводе. Если хотите послушать лучшие песни Петрушевской – советуем альбом «Не привыкай к дождю», который продюсировал Артемий Троицкий. На домашнем компьютере, который писательница называет «Студия ручного труда», она создает мультфильмы, выступая в роли сценариста, режиссера и аниматора.

Но главную роль, как признается Людмила Стефановна, в ее жизни играет живопись. Она продает картины и жертвует заработанные деньги в благотворительную организацию «Росток», с которой сотрудничает много лет. Писательница использует необычные техники, например рисование по копоти. В XIX веке этот метод называли «фюмаж». Новшеством Петрушевской стало то, что она уделяет большее внимание деталям рисунка — прежде художники писали дымом абстрактные изображения (автопортрет «Дочь Гоголя»).

Петрушевская людмила стефановна рассказы

Людмила Петрушевская в 1958 году. Фото из архива автора.

Факт №4

При рождении Людмиле Петрушевской дали имя Долорес в честь испанской коммунистки Долорес Ибаррури, которая, по рассказам мамы Людмилы Стефановны, склонилась над ее коляской возле Дома Советов. До 16 лет писательница носила фамилию матери — Яковлева. В юности она переживала, что дети дразнили ее за необычное имя. Петрушевская стала скрывать его, представляясь Люсей. В подростковом возрасте она наконец уговорила мать сменить имя. Так Долорес Яковлева стала Людмилой Петрушевской.

Факт №5

Людмила Петрушевская придумала поросенка Петра на красном тракторе — мем 2010-х и символ новейшей русской эмиграции. В 2002 году она написала серию из трех книг о его приключениях: «Поросёнок Пётр едет в гости», «Поросёнок Пётр и магазин», «Поросёнок Пётр и машина». Их сюжеты похожи: у поросенка хорошая фантазия, благодаря которой он попадает в интересные приключения. В одном из рассказов он представляет трактор и, увлекшись, воображает, как путешествует на нем, но в действительности никуда не едет.

В 2004 игровой журналист Сергей Цирюлик опубликовал в своем ЖЖ отсканированные фрагменты книги, которые пользователи позже разобрали на мемы. Поросенок, который на украденном красном тракторе уезжает из России, — народное переосмысление героя. Петрушевскую новый образ протагониста не обрадовал: она рассказывала, что списывала его со своего внука, и не вкладывала в героя политический подтекст.

Петрушевская людмила стефановна рассказы

Иллюстрация к книге «Поросенок Петр». Издательство «Росмэн».

Вслед за экспериментами академика Щербы с глокой куздрой писательница создала 16 сказок на несуществующем языке. Самая известная из них — «Пуськи бятые» — была опубликована в «Литературной газете» в 1984 году. Это история, в которой все слова, кроме служебных, выдуманы, но сюжет интуитивно понятен: «Калуша с калушатами стрямкали бутявку, вычучили ее и подудонились от всего этого».

У Петрушевской не было намерения создать текст, который бы наглядно показывал работу грамматики языка, — она пыталась подражать детской речи, чтобы сделать рассказы увлекательными для ребенка. Большинство слов сказки невозможно понять без контекста. Ее легко пересказать, но представлять «бятых пусек» каждый читатель будет по-своему. Некоторые из слов сказок (Петрушевская использует около 254 неологизмов) даже вошли в словари. Например, некузяво — с некими отрицательными качествами (неудобно, некрасиво, неприятно, и т. п. в зависимости от контекста).

С чего начать знакомство с творчеством Людмилы Петрушевской?

  • Рассказ «Свой круг» (1988). Характерный пример мрачных историй Петрушевской, в которых частный бытовой сюжет о неустроенной жизни становится притчей. Из семьи уходит отец, мать неизлечимо больна, и перед смертью ей нужно найти новую семью для хрупкого сына, чтобы он не попал в детский дом.
  • Рассказ «Черное пальто» (2002). Философский рассказ о том, куда попадает душа умирающего. Посреди зимы девушка находит себя в незнакомом месте на краю дороги, одетой в чужое черное пальто, которое становится связующим звеном между миром живых и мертвых. История страдания человеческой души, которая мечется во мраке.
Петрушевская людмила стефановна рассказы

Иллюстрация Людмилы Петрушевской к сборнику «Маленькая девочка из “Метрополя”». Издательство «Амфора», 2006.

  • Сборник «Маленькая девочка из “Метрополя”» (2006). В этой книге собраны сюжеты из жизни писательницы. Те, кто упрекает Петрушевскую в излишней мрачности и натурализме, не всегда представляют, через что ей пришлось пройти: через эвакуацию, детский дом, репрессии, нищету и голод.
  • Пьеса «Московский хор» (1984) в постановке Академического Малого драматического театра — Театра Европы с Татьяной Щуко в главной роли. Хрущевская оттепель, семья «врага народа» возвращается из ссылки. В московской квартире, где вынуждены ютиться несколько поколений, разворачивается несчастная семейная жизнь: эти люди — заложники бытового ада, из которого они пытаются выбраться.
  • Мультфильм «Сказка сказок» (1979) — совместная работа Петрушевской и Юрия Норштейна. Он снят в виде картинок-ассоциаций, сказочных воспоминаний, показанных глазами серенького волчка из известной колыбельной. Фильм показывает сложный механизм работы памяти, то, как выхваченные из сплошного жизненного потока фрагменты и впечатления сливаются друг с другом. 

Рекомендуем книгу

Чёрное пальто. Страшные случаи обложка.

  • Петрушевская два окошка где происходит действие сказки
  • Петровский малый тронный зал описание сочинение
  • Петров далеко не глупый человек как пишется
  • Петров борис юрьевич сочинения третьего направления
  • Петровские времена как пишется