Петр ильич чайковский нянина сказка слушать

Ученическая исследовательская работа по музыке на тему в детство за руку с чайковским. из истории создания музыкального произведения чайковского детский

Ученическая исследовательская работа по музыке на тему «В детство за руку с Чайковским. Из истории создания музыкального произведения Чайковского «Детский альбом» является творческой работой по созданию пособия в виде «умной тетради», для учащихся увлечённых изучением жизни и творчества П. И. Чайковского. Данная работа выполнялась к 180-летнему юбилею композитора, представлена в виде брошюры с рядом заданий и вопросов, на которые учащимся предлагается ответить. Задания предполагают игровой характер.

Подробнее о работе:

Темой учебного проекта по музыке стало описание жизни П. И. Чайковского периода его детских лет. Материал, предлагаемый для знакомства с творчеством композитора, охватывают широкий круг вопросов, относящихся к середине — концу истории 19 века: светский этикет, подарки, игры, обучение, отдых.

Практическая часть исследовательской работы по музыке о творчестве П.И. Чайковского представляет собой сопоставление правил светского этикета и способа жизни детей разных эпох (век 19 – век 21). На примере знакомства с произведением «Детский альбом» рассказывается о жизни детей дворянских семей середины 19 века. Сказка, начинающая повествование, стала основой «Умной тетради» как связующая нить между рассказом о детстве и предлагаемых для выполнения заданий учащимся.

Оглавление

Введение
1. «Детский альбом»: описание вопросов, ответов.
Заключение
Литература

Введение

При выборе темы и содержания проекта ведущим ее элементом является

актуальность.

При создании данной работы актуальность заключается в том, что изучение вопросов, связанных с изучением музыки, творчества П. И. Чайковского, носит социальный характер, так как отвечает многим положениям Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Государственная политика носит приоритетный характер в ряду гуманитарных наук, как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной, общественной деятельности.

Государственная культурная политика поддерживает инициативу граждан в работе по выявлению, изучению, сохранению культурного наследия. Поддерживает проекты в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности. Музыка как вид искусства является частью жизни людей, отражающей их нравственные позиции, гражданскую позицию. Является национальным достоянием.

Изучение музыки как вида искусства начинается с изучения музыкальных произведений в рамках школьного предмета «Музыка». Постичь основы этого вида искусств задача любого ученика. Особое значение изучение предмета имеет для юных жителей города – петербуржцев, как жителей культурной столицы, где были написаны многие музыкальные произведения, где жили и творили великие русские композиторы и музыканты.

Цель проекта: создать игровое пособие для учащихся по музыке в виде брошюры- «Умная тетрадь»

Задачи:

  1. Создать концепцию брошюры (рассказ, иллюстрации)
  2. Подобрать ряд вопросов, адресованных игрокам
  3. Изучить литературные источники, ставшие основой брошюры.
  4. Подобрать иллюстративный ряд, соответствующий характеру и содержанию отобранных музыкальных примеров
  5. Оформить брошюру
  6. Подготовить презентацию проекта

Этапы работы

Подготовительный

  • Сообщение куратору от цели, задумках, вариантах выполнения работы
  • Подготовка необходимых ресурсов для выполнения работы в виде брошюры

Основной

  • Разработка концепции брошюры
  • Создание ряда вопросов и ответов к ним
  • Подбор инвентаря для создания и оформления брошюры
  • Поиск иллюстраций для оформления брошюры
  • Подборка подобранного литературного материала совместно с куратором
  • Изготовление брошюры
  • Проверка подобранного материала совместно с куратором проекта

Практический

  • Пробные варианты брошюры
  • Корректировка, исправление текста, вопросов
  • Оценка читающих и отвечающих на вопросы

Заключительный

  • Художественное оформление игр.

Рассказ, ставший основой проекта, должен побуждать учащихся к проявлению интереса к музыке, а вопросы и задания – к проявлению творческого потенциала при их выполнении.

В детство за руку с Чайковским Рассказ у картины «Старый кукольник, деревянный ящик и прекрасная музыка»
Жил-был кукольник. Всю свою жизнь он ходил по дорогам, большим и малым. Был он добр и отзывчив. У него были красивые карие глаза, мягкие усы, под которыми пряталась улыбка. Руки были сильными, потому что ходил он по дорогам с чемоданом, в котором лежали его куклы и сложенная ширма. А еще руки его были сильны, потому что верным спутником его путешествий была шарманка.

Остановится кукольник, где людей побольше — на рыночной площади большого города, на дороге, что ведет в другую страну, — заиграет на своей шарманке и начинает кукольные представления.

А шарманка была такой же старой, как и ее хозяин, да к тому же еще имела скрипучий голос. А вот куклы его были, что живые люди: умели и плакать, и смеяться.

Но прошли годы — кукольник состарился и однажды заболел. Глаза его, добрые и красивые, потускнели, улыбка давно покинула его уста, а руки лежали спокойно вдоль тела, не шевелясь, тихо и смирно. И вокруг тоже было очень тихо, печально и грустно. Куклы висели в каморке на гвоздиках, там же — старая скрипучая шарманка. Теперь она была похожа на старый, никому ненужный деревянный ящик. И так же, как в комнате, где лежал кукольник, в каморке было тихо, зябко и вовсе не радостно.

Давно уже куклы перестали глядеть друг на друга, вспоминать былые радости, они перестали даже обращаться с вопросами к шарманке, которая помнила все обо всем. Все и, казалось навсегда, замерло.

Было это зимой. Хлопья пушистого снега мягко ложились на землю, устилая ее белым ковром. Иногда в каморку наведывался ветерок, правда, он не кололся, а лишь слегка, казалось, наводил порядок, пробегая по полкам.

Но вот однажды, когда наступила ночь, старая шарманка вдруг тихонько заскрипела. На ее скрипучий, чуть слышимый звук повернули головки давно дремлющие куклы. Шарманка, набрав в уставшие старые легкие побольше воздуха, еще раз скрипнула и заскрипела свою песню — видно, соскучилась по прежней жизни.

Ах, что это была за песня! Мелодия ее текла, не нарушая покой и тишину каморки. Песня была чистой и ясной, как воспоминания ее хозяйки. Просто и скромно, слегка сдержанно вела шарманка свой рассказ. Но вот песня стала чуть живее, звонче, она звучала все выше и выше. И теперь песня не казалась такой грустной и жалобной. Нет, в ней звучала надежда. Легкая, звонкая, чуть взволнованная, песня призывала проснуться, начать жить вновь. В ее напеве слышалась знакомая, ах, какая знакомая, мелодия. Та самая, которую так хорошо знали уставшие куклы.

Знакомая мелодия разбудила деревянных солдатиков. Они проснулись все разом, выскочили из коробки, выстроились в ряд и замаршировали бодро и весело. А впереди был веселый и бравый барабанщик. Какая выправка, какой задор чувствовался в решительном марше солдат. «Ать-два! Ать-два!», — командовал командир. Четким, ритмичным шагом обошли они всю каморку. И тут же, в одно мгновение, проснулись все игрушки. Что тут началось!

Страшная баба-яга вылетела из ступы, где так долго пролежала, скрючив свою костяную ногу, и заметалась по каморке. Она так напугала большую красивую куклу, что та заболела. Тут же вокруг нее собрались подруги и горько заплакали. Их песня звучала искренне, печально и сдержанно, они страдали, оплакивая ее. А потом куклы стали вспоминать, как было хорошо, когда их хозяин, кукольник, был здоров.

Теплый весенний ветер веял им в лица, в пути они наслаждались первыми трелями птиц, жаворонка, вылетающего прямо из-под ног; его песня, такая радостная, звонкая, веселая, заставляла и их веселиться.

Каждый день они давали представления, и люди то смеялись, то плакали вместе с ними. И каждый день приносил им новые радости, новые встречи.

Сладкие мечты разбудили их маленькие сердечки. И вдруг старая, забытая всеми кукла в старинном парике, запела. Она пела что-то на незнакомом языке. Эта песня была хорошо ей знакома, это были ее воспоминания. И вдруг— дверь распахнулась и в каморку ворвался солнечный радостный луч, а вместе с ним появился кукольник.

Он был хорош — так же молод, красив и счастлив. Да, именно таким его увидели куклы. «Ну, друзья мои, смотрите, кто к вам пришел!» — и он достал новую, очень красивую куклу с золотыми волосами.

Она была так хороша, скромна и прекрасна, что все от удивления и радости захлопали в ладоши, тут же разом обступили ее, прося что-либо станцевать. Красавица с золотыми волосами не заставила себя ждать. Она танцевала. Ах, как она была хороша, как весел, легок был ее танец. Сколько кокетства было в ее движениях, ведь она тоже очень хотела понравиться. И не понятно, то ли от встречи со старым другом, то ли от новой прекрасной золотоволоски у всех на душе стало и тепло, и радостно, и весело. Лица друзей светились улыбками.

Вскоре кукольник достал свой старый чемодан, подхватил старушку-шарманку и произнес: «Что-то вы загрустили! Не пора ли нам в дорогу? Нас ждут новые города, дороги, люди! Нас ждет удача и успех!» От радости куклы подхватили кастаньеты, зазвенели бубенцы. Вокруг звучала музыка, и радостные звуки разбудили всю округу Красавица с золотыми волосами не заставила себя ждать. Она танцевала. Ах, как она была хороша, как весел, легок был ее танец. Сколько кокетства было в ее движениях, ведь она тоже очень хотела понравиться. И непонятно, то ли от встречи со старым другом, то ли от новой прекрасной золотоволоски у всех на душе стало и тепло, и радостно, и весело. Лица друзей светились улыбками.

Маленький трубач не удержался, выскочил, и далеко понеслись радостные звуки его трубы. Все ликовали, повторяя наперебой: «В дорогу, в дорогу! Нас ждет удача и успех!»

Это еще одна сказка. Одна из многих, с которыми мы встречаемся в детстве. Но как близка она по настроению и содержанию сказкам, где торжествует добро, где светлое начало берет верх, где теплые чувства героев меняют все вокруг.

А как ты думаешь, мог ли Петр Ильич Чайковский, автор множества прекрасных музыкальных шедевров, быть автором этой сказки? Наверное, а почему бы нет? Ведь многие взрослые сочиняют и рассказывают своим детям сказки. Да, но только вот у Петра Ильича не было собственных детей. Зато был горячо им любимый племянник.

Звали его Володя и фамилия была у него Давыдов. Но Петр Ильич вовсе не был писателем, а потому, фантазия подсказала ему то, в чем он был мастером. И означало это лишь одно: рождение музыкального произведения. Вот именно для племянника и всех детей его возраста и написал Петр Ильич «Детский альбом». Интересно, это что же получается: произведения «Альбома» предназначались только для детей? А что взрослые музыканты не должны были бы их исполнять? Конечно, же нет. Произведения эти Чайковский писал для детей потому, что именно дети их и могли уже исполнять.

Вспомни, во времена жизни Петра Ильича в каждой дворянской семье обязательным из уроков для детей был урок игры на музыкальном инструменте. А самым простым в овладении техникой игры было фортепиано. Вот и получается, что в дворянских семьях дети вполне могли бы справиться с небольшими, простыми по технике исполнения музыкальными произведениями. Значит, и Володя Давыдов мог исполнить пьесы, преподнесенные в подарок ему его дядей.

В подарок… Интересно…

А что бы ты сказал на то, чтобы преподнести подарок, но только не Володе, а самому Петру Ильичу? И не маститому композитору, музыканту, чье имя было уже известно всей России, всему миру. Нет. Мальчику Пете, твоему ровеснику и ровеснику его племянника. Вот тут-то и начинается самое интересное!

Хорошо, но ведь как-то неудобно обращаться к великому композитору на «Ты». Удобно. Забыл? Петя — ровесник Володи, а значит, и вы — ровесники.

Итак, начинаем. Допустим, ты живешь вдали от Пети, а значит, не можешь лично поздравить его и преподнести подарок. Остается одно – написать для начала письмо. И пусть это письмо будет поздравительным, ну, скажем, с днем его рождения. Стоит призадуматься, а как обращались в письмах к друзьям при жизни Петра Ильича? Ясно, что современный разговорный и письменный язык не подходит для приветствий и пожеланий. И что, отказаться? – Ни за что! Будем творить!

Приведем примеры обращений и поздравлений времени жизни мальчика Пети. Помним, это – конец 19 века.

А примеры поздравлений, написанные ребятами наших дней, ищите дальше в конверте.

Дорогой мой товарищ и друг, Петя. Разреши поздравить тебя с Днем твоего рождения. Позволь пожелать тебе, Петя, от всего сердца крепкого здоровья. Пусть жизнь твоя льется, как песня. Будь всегда весел, счастлив и не болей. Петя, пускай музыка твоей души будет только веселой, радостной и счастливой. Желаю, чтобы у тебя всегда было вдохновение и желание творить. Радуй людей своей музыкой. Я написал стихи:

Одарен ты без сомненья!
У тебя большой талант.
Будь здоровым и счастливым,
Ведь ты – лучший музыкант
Я очень благодарен судьбе за то, что она свела меня с таким замечательным другом, как ты.
Твой друг, Николай.

Дорогой Петя!

Имею честь поздравить тебя с Днем рождения. Пусть твой ангел-хранитель всегда будет рядом. Желаю, чтобы в жизни тебя всегда окружали только любящие люди и надежные друзья. Пускай родные гордятся тобой. Пусть твои желания волшебным образом исполняются.

Желаю тебе творческих побед и неиссякаемого вдохновения!
С уважением, твоя подруга, Елизавета.

Дорогой Петя!

Поздравляю тебя с Днем твоего ангела! Желаю тебе здоровья, счастья и вдохновения. Почаще ходи в театр, если будет возможность. А на наших пансионских вечерах пусть звучит музыка, написанная тобой. Еще желаю тебе хороших отметок. Помнишь, ты забыл учебник и перо? А я с тобой поделился. Не забывай этого и знай, ты всегда можешь на меня положиться. Папенька сказал, что на этой неделе мы пойдем в театр. Может быть мы с тобой там встретимся? Буду ждать нашей встречи. С лучшими пожеланиями, твой друг, Емельян.

Дорогой Петя! Поздравляю тебя с Днем рождения! Желаю тебе больше времени проводить с родными и близкими тебе людьми. Хорошо было бы не оставаться в субботу в пансионе. Еще желаю тебе побывать в Мариинском театре. Маменька говорила, что спектакли этого театра необыкновенно красивы, а музыка к ним радует своей неповторимостью. А еще, Петя, дожив до летних каникул, хочу пригласить тебя прокатиться по железной дороге от Петербурга до Царского села. Помнишь, нам рассказывали о Пушкине и лицее. Непременно надо там побывать. Уверен, прогулка вдохновит тебя на создание новых музыкальных произведений. С наилучшими пожеланиями, твой друг, Серж.

Дорогой Петенька! Имею честь поздравить тебя с Днем рождения. Желаю любезному моему другу здоровья, благополучия, добрых друзей и счастья. В качестве подарка прими коробку конфет из Елисеевского магазина. Надеюсь, они порадуют тебя и твоих близких.
Твой друг, Евгений Пивкин.

Правда, здорово, и в стиле того времени. Оценить подобное можно на «Отлично».

По правилам вежливости и этикета в те времена письма писались коротко, в них не должно было быть ничего постороннего. Делая подарок в день ангела, прежде всего и всегда нужно руководствоваться общим правилом при дарении подарков: дорог не сам подарок, а внимание, которое мы этим оказываем человеку, которому что-либо дарим. Маленьким именинникам принято было дарить игрушки, конфеты и хорошие детские книги.

Делать кому-нибудь подарки, не состоя в родстве или не будучи его задушевным другом, было не принято. Значит, мы поступаем правильно, по правилам светского этикета. Мы ограничились поздравительной открыткой и небольшими подарками.

Во времена жизни маленького Петра Ильича существовал ряд правил, предписывающих порядок оформления писем. Например, каждое письмо должно было состоять из четырех частей. Все они представляли собой связный рассказ, удобный для чтения и запоминания.

Думается, мы справились с задачей.

Если ты был внимателен, то понял, что пожелания счастья были адресованы не только имениннику, но и его родным. Воспитание детей имело целью приготовить будущего человека (так говорили в те времена) и гражданина, и составляло главную и священную обязанность родителей.

Настало время вернуться к детям и взрослому Петру Ильичу, музыку которого они могут исполнить.

Интересно, а музыка, может ли она, выразить характер героев, их настроения, действия, движения? Да и вообще, передать смысл того, о чем хотел рассказать композитор? Ведь говорит он с нами, слушателями, своим неповторимым языком. И язык этот ему понятен. А нам? Для начала вспомним названия пьес «Детского альбома». Это «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама», «Марш Деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Вальс», «Новая кукла», «Мазурка», «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», «Полька», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Нянина сказка», «Баба-яга», «Сладкая грёза», «Песня жаворонка», «Шарманщик поёт», «В церкви».

А ведь если подумать, то перед нами возникнет картина целого дня детей одной большой дворянской семьи. Почему дворянской? Да потому, что Володя Давыдов и был тем дворянским ребенком, которому посвящены пьесы альбома. Почему большой? Да потому, что в прошлом в дворянских семьях было по 3-4-5-6 детей. И было это обычным явлением.

Итак, действительно, вырисовывается день от его начала до момента, когда наступившая ночь окунает всех малышей в сказку и погружает в сон. Возможно, одна из них, та самая, что была рассказана в самом начале нашего повествования.
Вспомни, что помогает композитору сочинять музыку:

  • Вдохновение
  • Знание теории музыки
  • Литературные произведения близкие по содержанию будущего музыкального произведения
  • Живописные произведения близкие по характеру, содержанию задуманного музыкального произведения
  • Средства музыкальной выразительности

Твой ответ: №__________

Пьесы «Альбома» просты и понятны по содержанию. В них незатейливо представлены дети со всеми их радостями, печалями, мыслями, чувствами, играми, развлечениями.

А в какие игры играли дети конца 19 века, того времени, о котором мы говорим? Мы ведь помним, что Петя и ты, такие же дети, как и те, о которых идет речь в музыке «Альбома» Петра Ильича.

В какие игры играют дети в музыке Чайковского?

Есть ли похожие игры в наши дни

________________________________________________

Как ты думаешь, почему?
________________________________________________


Хорошо, в игры сыграли – настало время подумать о прекрасном. Помнишь, в своих письмах дети, друзья Пети, предлагали встретиться в театре. Да, и родители часто водили сына в Мариинский театр. Именно там он черпал вдохновение, радовался не по-детски, восхищался красотой музыки, там знакомился с лучшими образцами оперной классически. Представь себе – блестящий свет люстры отражается множеством переливающихся огней под потолком самого лучшего, Императорского театра России. Партер, Императорская ложа, галерка, амфитеатр, ложи бельэтажа, фойе.

Какое неизгладимое впечатление должна была производить на маленького мальчика, столь впечатлительного, ранимого, как и все музыканты, вся эта неповторимая красота. Но посещение театра – дело непростое, ответственное: себя показать, проявить степень своей воспитанности, не подвести родителей. И при этом оставаться внимательным слушателем, вбирающим в себя прелесть звучащей музыки. Все это не просто. И к этому надо себя готовить. Как по-твоему полагалось вести себя в театре во времена Петра Ильича? Вспомним.

Вот наставления, предписанные правилами вежливости и светского этикета. Театр сильнее и непосредственно действует на молодежь, потому что напрягается не только ум, но и чувства.

  • Нужно оказывать учтивое внимание к публике, окружающей вас. Невежливо постоянно толкаться и тереться возле лиц, возле которых приходится вам сидеть.
  • Если вы идете в театр с дамой, кавалер должен взять билет в кассе и избавить дам от предъявления их при входе в театр.
  • Когда ложа открыта кавалер должен усадить дам на первые места, согласно их возрасту и положению в свете. Мужчина не должен допускать, чтобы дама сидела в ложе позади его.
  • Нужно стараться не нагибаться, чтобы не беспокоить лиц, сидящих впереди них.
  • Если дамы входят в ложу, где мужчина занимает переднее место, необходимо, чтобы он предложил одной из них, даже если она не знакома ему.
  • Вовремя представления следует хранить глубокое молчание, чтобы не мешать публике следить за ходом пьесы.
  • Считается позволительным сообщать потихоньку своему соседу какое-нибудь замечание относительно пьесы или даже относительно играющих в ней актеров. Аплодисменты требуют некоторой сдержанности. Дамы должны аплодировать лишь слегка, для виду. Являясь в спектакль с биноклем, нужно употреблять его только для сцены. Наставлять бинокль на сидящих в зале, неприлично.
  • Если вы чистите апельсин или берете конфеты, то предложите их особам, сидящим в вашей ложе, даже если они вам не знакомы.
  • Светскому человеку ставится в обязанность предложить дамам афишу, а также осведомиться, не желают ли они прохладительного напитка, фруктов, конфет. В случае согласия, незамедлительно исполнить их желание.

Нужно помнить, что там, где собрались многие с одной общей целью найти удовольствие, развлечение, пользу, вступив в их среду, вы уже не принадлежите себе. Вы лишили себя права выказывать особенности вашего характера, ваши частные желания, ваши личные интересы. Вы обязаны подчиниться требованиям того общества, в среду которого вы вступили.

Наставления интересны, понятны. Вполне выполнимы. Вот только со временем они потеряли свою актуальность и смысл.

Давайте поговорим о том, какие правила в наши дни руководят нами при посещении театра

Итак, современные правила поведения в театре. Театральный этикет для детей. Что нужно знать молодому человеку перед посещением театра?

Театр — незабываемый праздник, который создают не только режиссёр, актёры, осветители, но и зрители. От зрителей тоже во многом зависит, принесёт ли посещение театра радость, или вызовет досаду и огорчение.

  • Если во время представления кто-то рядом разговаривает, шепчется или шуршит фантиком от конфеты, у кого-то зазвонил мобильный телефон или еще хуже, — кто-то опоздал и пытается протиснуться между сиденьями в поисках своего места, то настроение наше будет уже совсем не праздничным!
  • В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители. Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя.
  • У зеркала в гардеробе можно только поправить причёску. Причёсываться, подкрашиваться и завязывать галстук можно лишь в туалете.
  • В гардеробе театра подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер. Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на твоём пальто, чтобы не было стыдно перед окружающими за свою неряшливость.
  • Если ты пришёл в театр с большой сумкой или пакетом, сдай их в гардероб.
  • Проходя к своему месту в театре, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям.
  • Если ты пришёл в театр с девочкой, пропусти её вперёд.
  • Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.
  • Садись на то место, которое указано в твоём билете. Если же твоё место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступай в спор — попроси капельдинера уладить это недоразумение.
  • Если по каким-либо причинам ты опоздал в театр, то не нужно беспокоить других зрителей и, наступая тем на ноги, направляться к своему месту. Необходимо подождать окончания акта или части спектакля, или музыкального произведения и уже в антракте пройти к своему месту.
  • Сидя в кресле в театре, не клади руки на оба подлокотника.
  • Во время спектакля в театре не разговаривай — впечатлениями можно поделиться во время антракта.
  • Не позволяй себе также шуршать конфетными обёртками, вертеть в руках номерок из гардероба, отключи звук своего мобильного телефона.
  • В антракте не мчись в буфет, расталкивая окружающих.
  • Если тебе дали денег на пирожные, а ты пришёл в театр с друзьями, пригласи их в буфет и угости.
  • Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, — не мешай другим зрителям.
  • Не торопись в гардероб за верхней одеждой, как будто спектакль тебе не понравился

Теперь ответь, что же из правил изменилось за это время?

Во времена Петра Ильича Чайковского В наши дни Я согласен. Именно так и должно быть
1.Приход в театр
2. Гардероб
3.Занимаемое мною место
4.Разговоры во время спектакля
5. Посещение буфета
6.Аплодисменты
7.»Я» и моя дама

Напиши, что ты думаешь об изменении правил посещения театра. В чем ты видишь разницу? Что изменилось? Тебе нравятся эти изменения, ты с ними согласен? Они современны? Правила идут в ногу со временем? Есть ли что-то общее в прошлом – настоящем? ______________________________________________________________________________________

А теперь самое сложное – дай оценку своему поведению при посещении театра
я прихожу в театр_______________________________
в гардеробе я____________________________________
в антракте я____________________________________
свои впечатления об игре актеров я ________________________________________________
свое восхищение спектаклем я выражаю
________________________________________________
я занимаю свое место_____________________________
в буфете я______________________________________

Заметил, везде «Я». И это неспроста. Чувство ответственности должно брать верх, как и в последнем правиле светского этикета

Настало время вспомнить о сказке, рассказанной в самом начале нашего повествования. Помнишь, перед нами разворачивается картина встречи героев-кукол со своим другом, шарманщиком. Его верными спутниками в долгих путешествиях по городам и странам были те же герои, что и герои, представленные в пьесах «Детского альбома». Совпадение? Возможно. Тогда, поговорим о них. Ведь и герои Альбома, и друзья шарманщика пережили одни и те же чувства, эмоции, события. Сказки пишутся по-особенному. Но, ведь и музыка пишется по-особенному, а если, это еще и программное произведение, то, очевидно, между ними есть нечто общее. И этим общим является программа, то есть сюжет.

Как тебе кажется, «Детский альбом» — произведение программное?

Да? Нет?

Конечно, да, так как имеет сюжетную линию, да еще и не одну.

Как ты думаешь, а сколько и какие это линии? _____________________________________________

С чем они связаны, от чего зависит их смена?
________________________________________________

Они связаны с событиями в жизни детей, взрослых? __________________________________________
Кто является главным действующим лицом Альбома? ___________________________________________
Разберемся.

Очевидно, что сюжетные линии, конечно же, связаны с образами героев, их действиями и событиями.

Вспоминаем.

Одна из сюжетных линий рисует нам образ пробуждения, начала дня. Ведь пьеса так и называется «Утренняя молитва». Сейчас, конечно же, никто из вас не начинает день с молитвы. Но ведь мы погрузились во времена жизни Петра Ильича, человека верующего, как и многих других, живущих в его время. Вот и ребенок, воспитанный в правилах верования, с самого утра душой, в мечтах близок к Богу. Пробуждение связано с началом нового дня. «Зимнее утро» — следующая пьеса Альбома. Но ведь и события в сказке о шарманщике тоже происходят зимой. Известно, что сам Петр Ильич любил весну, но всему начало – начало года. Значит, зима. Следующая сюжетная линия – игровая.

Сколько здесь происходит событий: игры, приход самого дорогого человека – мамы. Не случайно. Сам Петр Ильич был очень привязан к матери, бесконечно любил ее, питал нежные чувства. А что дальше? Опять игра! И вот уже деревянные солдатики готовы отрапортовать о своих подвигах! «Ать-два! Ать-два!», кто же это забавляется? Ответ понятен – мальчишки. А девочки? Помните, в дворянских семьях было помногу детей. Среди них, конечно, могли быть и девочки. Вот они-то сейчас и начнут свои «женские» заботы. О ком? О своих подопечных –куклах.

А дальше? События приведут нас в комнату, но не игровую, а в комнату для танцев. В каждой дворянской семье заботились о правилах хорошего тона в отношении подрастающих: совсем скоро они примут участие в домашних концертах, вечерах и даже в детских балах! Что это значит? Надо учиться танцевать! Танцуем вальс! Вслед за ним строгий учитель танцев пригласит всех на мазурку, а потом закружит в веселой польке! Круговорот, да и только! Зато как весело! А потом что? Начнется путешествие по странам, в которых, возможно, побывали дети со своими родителями, а шарманщик со своими куклами. Куда лежит путь? Во Францию, Италию, Германию.

Ах, сколько и каких разных впечатлений от встреч с музыкой этих стран, народных песен, танцев! И повсюду веселье, счастье, жизнь! Ну, как не устать? Да и день на исходе. И что? Спать. Но впереди, как и полагается – сказка. Нянина. Страшная. Но, как и любая, заканчивающая хорошо. А вот теперь – время снов, мечтаний, грез. Время пришло. Спать.

Ну, что тут скажешь? От начала дня до его завершения – сплошные события, действия, эмоции, чувства. И всё это присуще детской натуре, детской душе. И всё это хорошо знакомо Петру Ильичу. И всё подвластно его перу, его таланту, его гению! Да здравствует Петр Ильич!

Кажется всё. Остается ответить на вопросы, которые могут возникнуть после прослушивания пьес Альбома.
Представь себе, что ты работник кукольного театра — художник-декоратор.

  • Кукольник
  • Шарманка
  • Куклы

Придумай костюмы артистам-куклам

В роли костюмера ты уже выступил. Теперь выступи в роли рассказчика, поразмышляй. Тебе предложили рассказать сказку (любую). Будет ли она интересна для слушателей, если будет изложена лишь существительными и глаголами? Конечно, нет. Ее надо раскрасить прилагательными и другими частями речи.

Попробуй определи, о какой из пьес Альбома идет речь:

  • Музыка пьесы проста, в ней слышится теплый, ясный, светлый голос. Мелодия задушевна, звучит мягко, нежно.
  • В музыке слышны грусть, беспокойство, жалобные стоны, вздохи, угасающие интонации.
  • В музыке звучат яркие, колоритные зарисовки, напоминающие ритмы народных танцев
  • Печаль и грусть неожиданно сменяется весельем, так присущим домашним балам и праздникам
  • Мелодия близка национальному колориту, а вариативная форма изложения музыки близка народному исполнительству
  • Музыка, только что звучащая нежно, мягко, мечтательно вдруг становится настороженной. Ее стремительный бег напоминает полет. Интонации мелодии близки выкрику, свисту

Проверим, какое решение вынес ТЫ

Я прослушал эту пьесу (Да. Нет) По описанию я определил ее название. Это….
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Ты – внимательный слушатель, а, значит, твои ответы выглядят так:

«Мама», «Болезнь куклы». «Неаполитанская песенка, Немецкая песенка, Старинная французская песенка», «Вальс», «Русская «Камаринская», «Баба-Яга».

А что теперь? Теперь поговорим о средствах музыкальной выразительности. Ты же помнишь, что они помогают композитору в создании произведения.

Определи, о каком из средств выразительности пойдет речь. Вот его описание: окраска звука, свойственная данному музыкальному инструменту или голосу.

Ответ ___________________________________________

Проверь себя: тембр

Вспомни, для какого инструмента написан Альбом?

Ответ ___________________________________________

Проверь себя: фортепиано.

Кто мог и почему исполнить пьесы Альбома?

Ответ____________________________________________

Проверь себя: дети, обучающиеся игре на фортепиано, исходя их своих технических возможностей и несложности исполнения пьес.

Пьесы Петр Ильич написал для фортепиано, но это, как оказалось, не единственное изложение музыкального материала Альбома. Позже, уже в наши дни, музыку пьес переложили для разных инструментов и даже оркестров. Например, есть переложение для камерного оркестра, для камерного оркестра и духового ансамбля, для ансамбля ударных инструментов, для струнного оркестра и ударных инструментов. Представляешь, какая многообразная звуковая палитра представлена миром музыкальных инструментов. Здорово!

Столько слов об оркестрах! А давай вспомним, что мы называем оркестром

Итак, оркестр – это________________________________
___________________________________________________

Проверь себя: коллектив музыкантов,

играющих на различных музыкальных инструментах

Ансамбль – это______________________________________
____________________________________________________

Проверь себя: небольшой коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах

А назови семейства музыкальных инструментов, входящих в состав камерного оркестра:__________________________________________
___________________________________________________
Проверь себя: струнные смычковые, духовые деревянные и медные, клавишные (клавесин)

  • К семейству смычковых относятся инструменты (зачеркни лишнее): скрипка, виолончель, лютня, балалайка, гитара, контрабас, бандура, гусли.
  • К семейству деревянных духовых относятся (зачеркни лишнее): флейта, саксофон, труба, гобой, фагот, кларнет, корнет
  • К семейству медных духовых относятся (зачеркни лишнее): тромбон, фагот, труба, валторна, корнет, саксофон
  • К семейству клавишных относятся (зачеркни лишнее): фортепиано, баян, аккордеон, клавесин, орган, клавикорд.

Пожалуй, все, что надо, мы с тобой выяснили, вспомнили, повторили. Теперь самое время вспомнить о письме Петру Ильичу Чайковскому. Мы писали его, обращаясь в нем к своему ровеснику. А давай попробуем написать письмо великому композитору, автору балетов, опер, романсов, симфоний, увертюр и многих музыкальных произведений других жанров. Давай напишем письмо из будущего в прошлое. Это сейчас мы знаем о великом гениальном российском композиторе – Петре Ильиче Чайковском. Да, спору нет. Еще при жизни Петр Ильич уже был популярен, известен, знаменит.

Имя российского музыканта, дирижера, композитора было хорошо известно не только на родине, но и за границей. Достаточно вспомнить, в скольких городах, странах звучала его музыка, скольких людей радовала музыка в его исполнении, скольких наград он был удостоен. Вот только никто при жизни не писал ему писем из будущего. А мы это сделаем! Правда, сам Петр Ильич обратил нам послание из пошлого в будущее. Вот оно:» Я желаю всеми силами своей души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число слушателей, любящих и понимающих ее. Моя вера в справедливый суд будущего непоколебима». Какие искренние слова. Душа композитора жаждала вовсе не славы, а продолжения жизни всего того, что было создано огромным трудом и талантом.

Вот именно такому известному, знаменитому, уважаемому русскому композитору и предстоит написать тебе письмо. Теперь уже нельзя быть непочтительным в обращении к мастеру. Уважение, преклонение перед талантом гения должно стать началом твоего обращения в начале письма. Например, начало письма могло бы быть таким:

«Уважаемый Петр Ильич, в будущем, в котором я живу, Вы известны как автор множества музыкальных произведений. Ваш талант оценен множеством любителей музыки. Ваши произведения широко известны публике: они любимы, узнаваемы. Ваша музыка звучит на всех континентах, во всех странах мира. Миллионы людей, испытывают эмоции, глубокие чувства при встрече с Вашей музыкой. Слушая и узнавая ее, я восхищаюсь Вашим талантом, испытываю признание гениальности и огромного труда.

Несомненно, Вы были одарены судьбой искренне и просто выражать музыкой те чувства, настроения, которые и я испытываю, слушая Ваши произведения. Я еще недостаточно повзрослел (а), чтобы оценить глубину и смысл многих Ваших произведений, но те, что мною услышаны, произвели на меня огромное впечатление. Ваша музыка заставляет задумываться, отдыхать, и просто наслаждаться красотой звучания. Я рад (а), что судьба подарила мне встречу с Вами. Исполняя пьесы «Детского альбома» мне нравится представлять и себя большим музыкантом в будущем. Спасибо Вам за моменты счастья при встрече с Вашей музыкой.
Почитатель Вашего таланта, Михаил»

Наверное, так могло бы выглядеть письмо из будущего в прошлое великому музыканту, композитору Петру Ильичу Чайковскому.

Обращаясь в письме к нему, на забудь написать о своем отношении к его произведениям. Наверняка, многие из них тебе хорошо знакомы.

И все же, проверим твои знания.

Среди произведений Петра Ильича:

  • Балет «Спящая красавица», опера
  • «Борис Годунов».
  • Опера «Пиковая дама».
  • Балет «Золушка».
  • Увертюра «Эгмонт».
  • Увертюра «Ромео и Джульетта».
  • Балет «Щелкунчик».
  • Балет «Жизель».
  • Опера «Садко».
  • Балет «Лебединое озеро».
  • Опера «Евгений Онегин».
  • 9 симфоний.
  • 6 симфоний.
  • «Маленькая ночная серенада».
  • Симфоническая сказка Петя и волк».
  • «Времена года» для камерного оркестра. Опера «Дон Жуан».
  • Фортепианный цикл «Времена года».
  • Теперь отвечай
Произведения Петр Ильич Чайковский
.
.
.
.
.
.
.

Проверим твои знания. Правильные ответы за №1, 3, 6,7,10, 13, 17.

Понятно, что не все из перечисленных произведений тебе хорошо знакомы – ведь ты начинающий музыкант или любитель музыки. Многие из его произведений ты, возможно, ещё не слышал – у тебя всё впереди. Но упомянуть о них в письме к композитору ты можешь, так как многие из них хорошо знакомы большинству знатоков и любителей музыки Чайковского.

Ещё одно дополнение

Постарайся запомнить несколько фраз, характеризующих творчество Петра Ильича. Они часто встречаются в статьях, журналах, радиопередачах, книгах о его творчестве. В этом не будет ничего плохого – они пополнят твой словарь

Петр Ильич Чайковский раскрыл в своей музыке весь противоречивый внутренний мир человека, создал высокие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений.

Музыка Чайковского несет в себе большие и благородные идеи, она согрета теплом человеческих чувств и переживаний, которые композитор сумел передать с искренностью и задушевностью.

Раз в четыре года, начиная с 1958 –го, проводится ждународный музыкальный конкурс имени

Чайковского, конкурс пианистов, скрипачей и виолончелистов.

Перед зданием Московской консерватории установлен памятник Петру Ильичу Чайковскому. На ограде памятника помещены нотные строки — мелодии из произведений композитора.

Теперь очередь за тобой. Дерзай, твори, сочиняй! Желаем успехов!

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Петр ильич чайковский нянина сказка слушать

Титульный лист прижизненного издания Детского альбома П. И. Чайковского

Де́тский альбо́м Op. 39 — сборник пьес для фортепиано композитора Петра Ильича Чайковского, носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано». Сборник был сочинён Чайковским в мае — июле 1878 года и при первой публикации, последовавшей в декабре того же года в издательстве Юргенсона, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову, которому в то время было 6,5 лет. Считается, что предвосхищением данного сборника является «Альбом для юношества» Роберта Шумана, но, по некоторым сведениям, прежде всего, цикл из 25 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях op.31 Шарля Валантена Алькана, так как они очень похожи как в образном содержании, так и по фактуре и некоторым названиям[источник не указан 954 дня].

По мнению специалиста по творчеству Чайковского П. Вайдман,

Детский альбом, наряду с широко известными сочинениями Шумана, Грига, Дебюсси, Равеля, Бартока и некоторых других композиторов-классиков, входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. В России он дал толчок к созданию ряда близких по характеру и тематике фортепианных опусов[1].

Содержание[править | править код]

  1. Утренняя молитва.
  2. Зимнее утро.
  3. Игра в лошадки.
  4. Мама.
  5. Марш деревянных солдатиков[2].
  6. Болезнь куклы.
  7. Похороны куклы.
  8. Вальсик.
  9. Новая кукла.
  10. Мазурка.
  11. Русская песня[3].
  12. Мужик на гармонике играет.
  13. Камаринская[4].
  14. Полька.
  15. Итальянская песенкa[5].
  16. Старинная французская песенка[6].
  17. Немецкая песенка[7].
  18. Неаполитанская песенка[8].
  19. Нянина сказка.
  20. Баба-Яга.
  21. Сладкая грёза.
  22. Песня жаворонка.
  23. Шарманщик поёт[9].
  24. В церкви[10].

Интересные факты[править | править код]

В изданиях советского периода названия первой и последней пьес из идеологических соображений[источник не указан 276 дней] были изменены соответственно на «Утреннее размышление» и на «Хор».

Аудиозаписи[править | править код]

Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения.

Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения.

Возможно, содержание этого списка нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения должны быть подробности.

  • 1956 — Исполнитель Александр Гольденвейзер. Запись 1952 года (Д—2898-99)
    В содержании пропущено две («Немецкая песенка» и «Неаполитанская песенка») и переименовано три пьесы:
    • «Утренняя молитва» — в «Утреннее размышление»
    • «Мужик на гармонике играет» — в «Крестьянин на гармонике играет»
    • «В церкви» — в «Хорал»
  • 1971 — Исполнитель Майкл Понти.
  • 1973 — Исполнитель Яков Флиер. Запись 1959 года («Мелодия», СМ—03999-4000)
  • 1996 — Исполнитель Аркадий Севидов. Запись 1995 года (Arte Nova Classics, 74321 34029 2)
  • 2016 — Исполнитель Полина Осетинская. Запись 2016 года (Мелодия, MEL CD 1002488)

Tранскрипции[править | править код]

Существуют переложения «Детского альбома» (целиком или отдельных номеров) для разных инструментов и составов. В частности, Владимир Мильман и Владимир Спиваков обработали весь цикл для камерного оркестра, Роберт Грослот переложил шесть пьес для камерного оркестра и для духового квинтета и т. д. Леонид Десятников сделал оркестровое переложение цикла для одноимённого спектакля Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье» (спектакль в репертуаре с 1989). Полное переложение для ансамбля ударных инструментов осуществил Анатолий Иванов (в 1996 году на эту музыку был поставлен детский балет по сценарию Галины Крутиковой, ставший лауреатом Международного фестиваля 1999 в Югославии[источник не указан 2791 день]). В 2014 г. композитор Дмитрий Батин по заказу Уфимского театра оперы и балета сделал переложение для струнного оркестра и ударных инструментов.

Примечания[править | править код]

  1. П. Е. Вайдман. Детский альбом
  2. Tема использована в балетe «Щелкунчик».
  3. Kомпозитор использует русскую народную плясовую песню «Голова ли ты, моя головушка».
  4. Построена на одном из вариантов известной русской фольклорной темы.
  5. Чайковский использовал подлинно народную итальянскую мелодию.
  6. Kомпозитор использовал эту мелодию, несколько видоизменив её, в хоре менестрелей из II действия оперы «Орлеанская дева».
  7. Предполагается[кем?], что в «Немецкой песенке» использован подлинно фольклорный мотив (скорее всего, тирольский).
  8. Tема перенесена в «Детский альбом» из 3-го действия балета «Лебединое озеро».
  9. Kомпозитор использует итальянский (венецианский) мотив в качестве основы пьесы.
  10. В пьесе «В церкви» претворен церковный мотив так называемого «шестого гласа».

Ссылки[править | править код]

  • Автограф Детского альбома
  • Ноты «Детский альбом» (1939) — Чайковский Петр Ильич

Тематическое занятие для детей старшего
дошкольного возраста «П.И. Чайковский и его «Детский альбом»

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/10/47677_d61e5d37ba624cb046b09419c6a23747.jpg.jpg

Музыкальный
руководитель: Мартыненко Татьяна Леонидовна

МБДОУ
«Детский сад № 40»


Цель: знакомство детей с биографией и творчеством П.И. Чайковского.
Задачи:
расширение музыкального кругозора;
формирование способности к образному восприятию музыкальных произведений
посредством мультипликационной визуализации.
Предварительная подготовка: прослушивание отдельных пьес из
«Детского альбома» П.И. Чайковского.
Ход занятия
Дети заходят в зал под звучание пьесы «Сладкая грёза» из цикла «Детский
альбом» П.И. Чайковского и рассаживаются на стульчики. Перед ними — экран с
изображением портрета композитора.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Какая замечательная музыка
вас сегодня встретила, правда? Спокойная, тихая, умиротворённая… Эта пьеса
называется «Сладкая грёза» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Мы с вами
уже слушали некоторые пьесы этого цикла. Помните? Назовите их. (Ответы
детей.)
 А сегодня я хочу подробнее познакомить вас с этим
замечательным композитором.
1. Страницы жизни и творчества
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893 гг.) — великий русский композитор,
прославивший отечественную классическую музыку во всём мире. Он родился в 1840
году в маленьком посёлке Воткинск, где его отец Илья Петрович Чайковский
получил должность начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода.
Маленький Петя с детства проявлял большой интерес и любовь к музыке. Его первой
учительницей по фортепиано стала мама — Александра Андреевна. Уже в 4 года Петя
сочинил свою первую пьесу. В дальнейшем мальчик жадно впитывал музыкальные
впечатления и никогда не оставлял занятия на инструменте.
В 10 лет Петя Чайковский поступил в училище правоведения в Петербурге, по
окончании которого он много лет пребывал на государственной службе.
Лишь в 21 год Пётр Ильич решает окончательно посвятить себя музыке и поступает
в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию. Успешно окончив её,
Чайковский начал преподавать в Московской консерватории, став её первым
профессором композиции. Сейчас это учебное заведение носит имя Петра Ильича, а
перед зданием находится замечательный памятник композитору.
В течение своей жизни Чайковский очень много путешествовал за границей: в
Италии, Франции, Германии, Швейцарии, Соединённых Штатах Америки. Впечатления
из этих поездок отразились в его музыке.
За свою творческую жизнь композитор создал целый ряд произведений: симфоний,
увертюр, опер, балетов, романсов, инструментальных концертов, ставших впоследствии
известными и любимыми во всём мире.
2. «Детский альбом»
Пётр Ильич писал музыку и для детей. Широко известен «Детский альбом», который
композитор сочинил в 1878 году для своего племянника Володи Давыдова, сына
любимой сестры Александры. Как-то, приехав к ней в гости, Чайковский услышал
занятия мальчика на фортепиано. Ребёнок с трудом осваивал скучные гаммы и
упражнения. И тогда Пётр Ильич решил написать цикл несложных пьес, доступных
начинающему пианисту и разнообразных по характеру. Так и появился ныне
известный во всём мире сборник.

РЕКЛАМА

Музыка этого альбома очень разная: весёлая
и грустная, быстрая и медленная, задумчивая и игривая. В сборнике представлены
все основные жанры: марш, танец и песня. Некоторые пьесы «Детского альбома»,
как и многие другие творения композитора, написаны под впечатлением поездок за
границу. В них угадываются мотивы подлинных народных мелодий разных стран
Европы. Даже названия у пьес «говорящие»: «Итальянская песенка», «Старинная
французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка».
Но с особой любовью Пётр Ильич Чайковский изобразил русский национальный
характер в пьесах «Русская песня» и «Камаринская».
Итак, сегодня я расскажу и покажу вам музыкальную сказку. Садитесь поудобнее и
приготовьтесь слушать…

Бим-бом, бим-бом,
Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный,
Сочинённый для ребят
Много лет тому назад.
Нарисованы картинки —
Не карандашами,
Музыкальные картинки
Встанут перед нами. (В. Берестов)

Жила-была девочка Катенька. Она очень любила музыку и в свои шесть лет уже
неплохо играла на фортепиано несложные пьесы. Только она не просто разучивала
ноты, а фантазировала под музыку. Ей представлялись разные занимательные
истории, и сейчас мы увидим одну из них.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/10/47677_02b0ef61a1f33ce45cf67192df4f3a6d.jpg.jpg


Однажды Катя открыла «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского, и музыка так её
увлекла, что девочка очутилась в настоящей сказке. Под звуки «Сладкой
грёзы»
…. (А вы ведь знаете, что такое грёза? Это мечта, сон наяву.
Грезить — значит представлять себе какие-то необыкновенные происшествия или сказочные
сюжеты). Так вот, под звуки пьесы «Сладкая грёза» она представила, как обычные
куклы и другие игрушки превратились в сказочных персонажей и зажили своей
собственной жизнью.
Под пьесу «Игра в лошадки» игрушечные кони оказались
настоящими скакунами и повезли карету Золушки на бал, где её встретил целый
военный отряд. Это игрушки под «Марш деревянных солдатиков» превратились
в настоящих солдат, марширующих перед королевским дворцом.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/10/47677_3aa236c6310c5e1a86a2ae919a85864b.jpg.jpg


Там Золушку ждал прекрасный принц, который закружил ее в сказочно красивом «Вальсе».

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/10/47677_2ad23b27f982f737d954aa717787b658.jpg.jpg


Но вот часы пробили полночь, и волшебство разрушилось: карета превратилась в
юлу, прекрасные скакуны — в игрушечных лошадок, войско — в солдатиков, а сама
Золушка — в обычную куклу.
Но мечты Катеньки на этом не закончились. Она стала листать альбом дальше, и
под звуки старой шарманки из пьесы «Шарманщик поёт» девочка
оказалась в средневековой Европе. Сначала под «Итальянскую песенку» Катя
увидела представление кукольного театра, где чудесный танец исполняли
Коломбина, Арлекин и Пьеро.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/10/47677_6cffce70dd4fc4382d2264bfd2e8f1a7.jpg.jpg


Затем звуки «Старинной французской песенки» перенесли её в
феодальную Францию, где жили прекрасные дамы и благородные рыцари. Очень
грустная мелодия передаёт печаль одинокой девушки, которая скучает по своему
возлюбленному.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/10/47677_e6844b7245f7da75dc1c0b5d44c20b3e.jpg.jpg


Под мелодию «Немецкой песенки» Катя представила весёлого
пастушка, который ведёт овечек пастись на лужок и играет им задорную песенку на
рожке.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/10/47677_69822be72f24702f0859e21c985576d2.jpg.jpg


И, наконец, девочка попала на самый юг Италии в прекрасный город Неаполь. Там
под звуки «Неаполитанской песенки» все герои её фантазий
закружились в весёлом хороводе.
Но вот наступил вечер, в комнату пришла няня и стала укладывать ребят спать.
Под звуки пьесы «Нянина сказка» Катя представила детей,
которые заблудились в лесу. К ним приходили лесные звери, чтобы утешить их. И
вдруг появилась Баба Яга.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/10/47677_17fbfcfc8d15c59af9b04f161d952c81.jpg.jpg


Пьеса, которая так и называется «Баба Яга», рисует её полёт в
ступе. Но друзья не дали детей в обиду и прогнали злую старуху. Под мелодию
«Русской песни» мальчик и девочка возвращаются домой, где их ждут родители. Они
радуются встрече с детьми, устраивают праздничное застолье и танцуют «Камаринскую».

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/10/47677_11d775db0b41571d92d7086197d001aa.jpg.jpg


Снова звучит «Сладкая грёза», брат и сестра засыпают, погружаясь в
чудесные сны.
Просмотр мультфильма «Детский альбом» (режиссёр — Инесса Ковалевская).
Ребята, наша музыкальная сказка подошла к концу. Понравилась она вам? (Ответы
детей.)
 А теперь давайте проверим, как вы запомнили музыку, с которой
сейчас познакомились. Я буду включать фрагменты услышанных пьес, а вы
постараетесь вспомнить, как они называются.
Музыкальная угадайка.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕСКИЙ САД                                            « СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»  СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ НИЖНЕСОРТЫМСКИЙ  СУРГУТСТКОГО РАЙОНА  ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ  ХМАО—ЮГА.

 Волшебные звуки музыки П.И. Чайковского

Конспект тематического занятия для детей старшей группы  

Подготовила музыкальный руководитель- 1 категории  Китова Елена Алексеевна.

Конспект тематического занятия по слушанию музыки в  старшей группе.

« Волшебные звуки музыки Петра Ильича Чайковского».

Цели занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи.

Обучающие.

  • учить детей анализировать музыкальное произведение (определять характер, темп)
  • учить игре на детских музыкальных инструментах, вовремя вступать после музыкального вступления; точно выполнять ритмический рисунок
  • учить различать музыкальные жанры, расширять словарный запас.
  • активизировать действия детей в музыкально – игровой и танцевальной   деятельности.

Развивающие.          

  •  развивать координацию движений в соответствии с музыкой;
  • развивать музыкальные способности детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах;
  • развивать чувство ритма через музыкально-двигательные упражнения;
  • активизировать воображение детей через слушание музыкальных произведений;

Воспитывающие.

  • воспитывать любовь к русской национальной культуре, к произведениям классической музыки. 
  • воспитывать культуру общения со сверстниками в проделанных совместных действиях;
  • создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятия.

Планируемые результаты.

• Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

• Развитие воображения путем восприятия музыки.

• Развитие чувства ритма, звуковысотного и ладотонального слуха.

• Развитие творческого воображения посредством музыкально-ритмических движений.

• Привитие любви к музыке и литературе.

• Установление дружеской взаимосвязи (МР – дети);

• Создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия. 

Тип занятия.

 Игровой.

Методы обучения: 

Беседа, художественное слово, показа демонстрационных фрагментов, чтение стихотворений, слушание музыки, исполнение песни, игра на музыкальных инструментах.

Оборудование. 

Компьютер, экран, мультимедийный проектор, детские музыкальные инструменты, ноутбук  с аудиозаписями, микшерный пульт, фортепиано.

Ход занятия.  

Заставка ( слайд 1).

Раздел музыкально- ритмические упражнения.

Под музыку « Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского, дети заходят в зал.

 Проходят по кругу маршевым шагом.  Останавливаются на месте, с окончанием музыки.

Музыкальный руководитель.

 Здравствуйте  дети,  скажите пожалуйста, вам знакомо  произведение, которое сейчас прозвучало?.

Ответы детей.

Музыкальный руководитель .

 Вопросы:

  • Какая звучала музыка? Какой характер?
  • Какой жанр музык вы услышали ( марш ,песня или  танец)?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель.

 Почему вы думаете, что звучал марш?

Ответы детей.
Музыкальный руководитель.

Правильно, мы маршировали под эту музыку. Поэтому звучал марш. Но марши бывают разные, военные, эстрадные, и детские -как этот. А кто  скажет, кто написал это произведение? Писатель, художник, или  композитор?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель.

Конечно ,только  композитор  пишет музыку, а писатель пишет рассказы  и сказки, которые мы с вами  читаем.  А зовут этого великого композитора?

Ответы детей.
Муз. Руководитель. ( слайд 2)

 Правильно.Петр Ильич Чайковский. И сегодня мы с вами продолжим знакомство с его прекрасной музыкой, совершим с вами удивительное путешествие в музыкальную страну и встретимся с новыми героями  его  музыкального альбома, но сначала мы расскажем о нём.

Музыкальный руководитель.

Жил Чайковский композитор.

Много пьес он сочинил.

Сочинял он и для взрослых,

Но детей не позабыл.

И про утро, и про куклу,

Польку, вальс, мазурку, хор,

Про лошадку и про маму.

Мы их любим до сих пор! ( слайд 3).

Пётр Ильич Чайковский родился на Урале, в городе Воткинске 7мая 1840 года.

Его отец был горным инженером, а мать, Александра Андреевна, была его первой учительницей музыки.

 Она умела красиво петь и играть на пианино.

В семье, кроме Пети, было ещё 2 брата и сестра. У детей была немецкая воспитательница Фанни.  ( Слайд 4).

 Она говорила, что Петю любили все, потому что чувствовали, как он любил всех, и был очень добрым, дружил с феей музыки. Давайте и мы сегодня с вами пригласим к нам фею Музыки.

Музыкальный руководитель.( Слайд 5).

Фея Музыки, явись,

Чтоб с тобой мы унеслись

Ты возьми нас всех с собой,

Детский нам Альбом открой!

Появляется Фея( Слайд 6)

 Здравствуйте мои друзья! На ваш зов прилетела я!

Чтоб в мир музыки попасть , нужно вам музыкальную загадку отгадать.

Слушайте внимательно.

Дом пустой, голос густой.

Дробь отбивает ,ребят созывает.

Ответ детей:

Барабан. ( слайд7)

Фея музыки.

Желаю вам приятного путешествия по страницам  Детского альбома. ( Слайд8)

Музыкальный руководитель. ( раздаются звуки барабанной дроби)

 Слышите, как стучат барабаны! Они разговаривают между собой.

Давайте и мы свами простучим как барабаны.  ( слайд 9).

Раздел:

упражнение для развития ритма.

Упражнение. « Бам , бам барабан».

Дети стучат кулачками на слог, бам, бам.

Текст.

Бам бам ,бам бам бам,

Мы стучим как барабан.

Музыкальный  руководитель.

Как вы думаете, что можно делать под бой барабанов?

Дети (шагать)

Правильно, шагать или маршировать.

Музыкальный руководитель. ( слайд 10).

У Чайковского был племянник Володя, которого он учил музыке. Мальчик любил играть в деревянных солдатиков, и Чайковский сочинил для него «Марш деревянных солдатиков». ( слайд 11  ,12).

Давайте  мы с вами украсим музыку марша звучанием музыкальных инструментов.

И вспомним с вами, что такое симфонический оркестр. (показ слайдов) ( 13 ,14,15)

Вопросы к слайдам.

Что такое оркестр? ( Слайд 13,14)

Кто главный в нем ?  ( Слайд15)

Ответ.(дирижер).

Какие  инструменты входят в оркестр?( скрипки, барабаны, духовые инструменты).

Ответы детей .

Музыкальный руководитель.

Мы  на прошлом занятии  знакомились с какими инструментами, кто помнит ?

Ответ детей. ( ударными).

Муз рук. Правильно. Давайте мы свами вспомним, какие это инструменты.

( показ слайдов 16)

Раздел игра на музыкальных инструментах.

Застучали барабаны, ( слайд17)

И трубы раздался звон.

Марш солдатов  деревянных

Зазвучал со всех сторон.

Звучит марш « Деревянных солдатиков».

Дети на слог  та ..та.., исполняют партию в музыкальном оркестре.

Оркестр: бубны, треугольники, тарелки, маракасы.

Музыкальный руководитель.

Какой замечательный оркестр у нас с вами получился. Все очень старались и слушали друг друга.

Раздел.

Слушание.  

Музыкальный  руководитель.

 Сегодня мы с вами будем знакомиться  с новым музыкальным произведение, из детского альбома П. И Чайковского. Называется оно…давайте послушаем ,может вы сами услышите название в музыке.?

Вопросы:

Что  услышали в музыке?

О чем музыка рассказала?

Что можно делать под эту музыку?

Ответы детей.( скакать на лошадке).

Муз рук. Вам сама музыка рассказала ,как стучат  копытца у лошадки .

Давайте и мы с вами изобразим, как можно скакать на лошадке. ( слайд18).

Раздел

Музыкально – ритмические упражнения.

Дети выполняют под музыку прямой галоп( нога ногу догоняет, цокают языком).

Раздел ( слайд19)

— танцевальное творчество.

Дети, угадайте эту музыку из Детского альбома. Звучит полька

Как вы думаете, кто танцует эту польку?

Дети (игрушки,)   ( Слайд20)

Давайте и мы с вами превратимся в игрушек.

Девочки у нас будут куколки,  это высокие звуки, мальчики –мишки, волки, слоники, петрушки-это низкие звуки.

Раздел – музыкальное  творчество.

 Музыкальный руководитель.( берет куклу в руки)

 В детском альбоме П.И. Чайковского есть история куклы. ( Слайд 21)

У одной девочки заболела любимая кукла, и Чайковский сочинил музыку «Болезнь куклы». Девочка сидит у кроватки своей куклы, и слышно, как капают её слёзы.

Тише, тише, тишина:

Кукла бедная больна.

Дайте, что ей нравится,

И она поправится.

Звучит  пьеса из альбома П.И.Чайковского  «Болезнь куклы»

Музыкальный руководитель.

Вопросы детям:

1 Что вы услышали в этом произведении, о чем вам рассказала музыка?

2 Радостная или печальная?

Давайте мы с вами нашу куклу пожалеем и покачаем, вот так ( плавные движения руками).

Может нашей кукле станет легче, и она поправиться. ( слайд22).

Музыкальный руководитель.

Чайковский любил сочинять музыку к сказкам, поэтому в его альбоме и появились  такие произведения как  «Сладкая греза»,  « Баба Яга».

Раздел –музыкально – игровая деятельность.

Звучит музыка «Баба Яга».

Музыкальный руководитель. Я знаю, что это произведение вы очень любите, даже рисунки рисуете, так оно вам понравилось, а называется оно ..

Дети: «Баба Яга». (  слайд 23)

В зал влетает  Баба яга.

Баба яга .Ох и злющая  я! Заберу всех я.

Проводиться игра « Баба  Яга».

Дети встают в круг поют дразнилку ,идут по кругу.

Бабка Ёжка, костяная ножка,

С печки упала ножку сломала,

Села в ступку полетела, УУУУУУ!!!!!

На начало второй фразы разбегаются чтобы , Яга их не поймала.

В конце игры, убегает, из зала.

Музыкальный руководитель.  ( слайд23).

Вот и закончилось  сегодня  наше путешествие по стране волшебных звуков великого композитора Петра Ильича Чайковского ,но мы с его альбомом  будем знакомиться еще на других занятия, слушать новые произведения и путешествовать по миру музыки. Давайте вспомним с каким новым произведением мы сегодня познакомились .

Ответы детей.(игра в лошадки).

Музыкальный руководитель.

На сегодня наш альбом закрывается.

Ой, посмотрите, какой- то странный предмет оставила нам Баба Яга.

Находит сундучок ,в нем сладкие угощения для детей.

Муз. руководитель. Действительно  музыка не перестает нас удивлять.

  • Петр и феврония сказка
  • Петр и петрушка русская народная сказка читать
  • Петр гринев рассказ о нем
  • Петр гринев характеристика героя сочинение
  • Петр гринев итоговое сочинение