Петр и феврония сказка

Произведение написано монахом, жившем в 16 веке. основный смысл повести о петре и февронии поучительный. в каждом описанном эпизоде

Произведение написано монахом, жившем в 16 веке. Основный смысл повести о Петре и Февронии — поучительный. В каждом описанном эпизоде автор прямо или иносказательно раскрывает законы христианской семьи. Повесть рассказывает о встрече Петра и Февронии, их супружестве, а смысл финала произведения скрывается в главном чуде, случившемся со святыми.

Краткое содержание

К жене князя Павла стал наведываться змей, посланный дьяволом. В настоящем облике его видела лишь княгиня, перед другими появлялся образ князя Павла. Убить змея мог только Петр, но перед ним чудовище было в образе брата.

Смысл этой части повести о Петре и Февронии Муромских заключается в том, что мужчина всегда берет на себя ответственность. Ему не мешают сомнения и страхи.

Петр зарубил змея, но заразился проказой. Помочь мужчине обещала дочь древолаза Феврония. Взамен она просила Петра стать ее мужем. Князь согласился, но всерьез условие не воспринял.

Исцеленный Петр уехал, не выполнив обещания, но вскоре вернулся. Девушка умышленно оставила одну язву открытой, болезнь снова охватила князя. В следующий раз блаженная полностью исцелила Петра и стала его женой.

После кончины Павла править городом стал Петр. Правление было прервано неприязнью бояр к Февронии. Позже раскаявшиеся вельможи вернули княжескую пару к правлению.

Предчувствуя кончину, супруги приказали высечь в одном камне два гроба, желая, чтобы их тела покоились вместе. Они приняли монашество. Петр стал Давидом, а Феврония — Ефросинией.

На заметку! Имя Давид означает «возлюбленный» (Богом и супругой), Ефросиния — «радость» (радость спасения).

Их молитвы об одновременной кончине были услышаны, 25 июня Петр и Феврония отошли после молитвы.

Смысл сюжета

В повести рассказывается о жизни и судьбе супругов, полной испытаний, чудес и предзнаменований.

В чем нравственный и поучительный смысл повести о Петре и Февронии

Главная идея — верность супругов. Герои прошли много испытаний, но не оставили друг друга:

  1. Изгнанная боярами княгиня не пожелала взять с собой ничего, кроме мужа.
  2. Петр не остался править городом без Февронии. Он отказался от тленного временного богатства, неосознанно следуя промыслу Божьему.
  3. Чувствуя скорую благочестивую кончину супруги вместе приняли монашество, завещая положить их тела в один гроб.

В повести о Петре и Февронии таится поучительный смысл, заключенный в призыве жить честно и выполнять данные обещания:

  1. Князь нарушил данное слово о женитьбе взамен на исцеление. Петра снова охватила болезнь, но мудрая девушка спасла его.
  2. Бояре просили Февронию покинуть Муром, забрав с собой все, что пожелает. Девушка выбрала мужа. Петр оставил правление, но не оставил жену.
  3. В монастыре Феврония стала перед выбором: завершить дело послушания (закончить вышивать покров) или сдержать данное мужу слово. Святая выбрала второе, аккуратно оставив работу для следующей рукодельницы.

Супруга всегда была с мужем. В этом и есть смысл повести о Петре и Февронии. При первой встрече мужчина был опустошен духовно и физически.

Супруг и супруга — одно целое. Блаженная вылечила благоверного сначала физически, затем — духовно. Смысл произведения о Петре и Февронии заключается в супружеской верности. Княгиня не бросила мужа ни при княжестве, ни при кончине.

Тайный смысл сказания о Петре и Февронии

Написанная монахом повесть полна аллегорий. Главный смысл Петра и Февронии — стремление показать пример христианской семьи.

Искушение

Блаженную несколько раз искушали деньгами и подарками. Предлагали плату за исцеление Петра, присылали подарки в знак благодарности за его спасение. От всего Феврония отказалась.

Бояре предлагали любые блага за отказ от князя. Феврония пожелала оставить все, но забрать мужа.

Гордыня

Князь не желал жениться на дочери древолаза. Затем боярские жены отказывались принимать правление простолюдинки, начали подговаривать своих мужей изгнать блаженную.

Бояре настраивали Петра против жены, говоря о том, что она не соблюдает этикет. Княгиня после трапезы собирала со стола крошки. Однажды Петр открыл ладони, но увидел в них благовония.

В этой сцене скрыт смысл «Петра и Февронии» о секретах семейной жизни. Супруги сталкиваются с бытовыми проблемами. Привычки могут быть разными, но исправлять их можно терпением, а принимать — с благоговением.

Власть дается Богом

Княжество — мирское служение Богу. Покинув Муром, Петр переживал о своем положении: неужели он сам оставил княжеское служение Богу? Феврония, предвидя будущее, уверила князя в том, что Господь их не оставит.

Блаженная, обладая даром чудотворства, укрепила дух мужа. Она благословила обрубки деревьев, на которых готовился ужин. Утром на их месте стояли могучие деревья, обросшие листвой. Вскоре вельможи приплыли к блаженным супругам с просьбами возобновить правление.

Феврония и Петр правили городом, живя по заповедям, тем и богатея.

В чем смысл концовки

Герои прошли немало испытаний, не нарушая заповедей брака. Ответ на вопрос, в чем смысл главных чудес Петра и Февронии, раскрывается в концовке произведения. Супруги заранее позаботились об общем гробе.

Интересно! Евангельские слова о супругах: «И будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф.:19,5)

После их преставления перед Господом люди разделили супругов. Здесь и произошло главное чудо — утром Петр и Феврония оказались в одном гробу.

Однако люди не задумались о случившемся и вновь разделили тела. Это произошло уже в третий раз: один раз — при жизни, два раза — после преставления перед Богом. Утром тела вновь оказались в одном гробу.

В произведении сказка перемешана с былью. Понять смысл повести о Петре и Февронии поможет ее краткое содержание и описанный анализ аллегорических приемов автора.

Урок 10 Духовные ценности в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Цели:

1. Образовательная:

  • раскрыть образы святых Петра и Февронии;

  • показать жанровое своеобразие Повести…» как одного из средств создания образов Петра и Февронии;

  • помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;

  • показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

2. Развивающая:

  • развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;

  • совершенствовать навыки характеристики героев;

  • формировать умение находить цитаты в тексте

3. Воспитательная:

  • воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;

  • воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;

  • посредством музыки воспитывать эстетический вкус уч-ся.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие)

2. Сообщение темы урока.

— В истории России остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.

Сегодня на уроке мы прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются святые – супруги Петр и Феврония

— Работа с эпиграфом

Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя»

— Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность? (Нравственность — это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Подробно читая древние книги, мы можем многое найти для себя)

— Кто сформулирует тему урока?

Тема нашего урока: Духовные ценности в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

С содержанием этого произведения вы уже познакомились (домашнее задание было прочитать)

Цель нашего сегодняшнего урока: рассмотреть жанровое своеобразие «Повести…»; определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его характер; мы попытаемся составить портрет Петра и Февронии, что поможет нам понять нравственность прошлых веков и оценить идейное содержание повести.

3. Проверка индивидуального домашнего задания

— Предлагаю мысленно представить древнерусское государство, далекий ХVI век и узнать предысторию замечательного произведения «Повесть о Петре и Февронии», кто же ее написал.

Индивидуальные сообщения учащихся (Слово двум ученикам, заранее подготовленным, которые подготовили историческую справку)

4. Словарная работа

Ребята, в речи наших выступающих встретились слова митрополит, «Великие Четьи – Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация. Давайте прочитаем, что они означают

Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

«Великие Четьи – Минеи» — сборник житий всех святых православной церкви.

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный, праведник — святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Иночество — буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.

Канонизация – причисление к лику святых

5. Письменная работа в тетрадях на закрепление прослушанного

— Ответьте на вопросы (в тетрадях) и проверьте, насколько внимательно вы слушали

1) Когда была написана «Повесть…»? (Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)

2)Кто является автором «Повести…»? (Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм))

3) Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолаю — Еразму? (митрополит Макарий)

4) Где происходит действие «Повести…»? ( Муром, село Ласково)

6. Взаимопроверка работ

7. Кратко пересказать сюжет

8. Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в произведении

— Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения.

— Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития; подтвердить на примерах, 1 ряд – черты жанра сказки называет, опираясь на текст произведения, 2 ряд – черты жития (смотреть в статье учебника), 3 ряд – черты повести)

Ответы учащихся:

1 ряд: сказочные элементы этой повести.

  • Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

  • Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.

  • Как и во всех сказках, есть сказочный герой — змей-искуситель.

  • По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

  • Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

  • Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

  • Волшебные предметы (например, Агриков меч, от которого гибнет Змей)

  • Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”)

2 ряд: жития имели определенную структуру:

  • вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

  • основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.

  • завершалось житие похвалой святому

3 ряд: черты повести присутствуют в произведении:

  • исторически точны названия мест ;

  • рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;

  • детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров

— Назовите черты жития в этом произведении (автор прославляет святых, создавая идеальные образы)

— Какими эпитетами автор награждает героев? (Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония — святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная)

— Что означают слова «блаженный», «преподобный» и «смиренный»?

(Блаженный – благой, добрый.

Преподобный — святой из монашествующих.

Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек. Любовь героев к Богу, почитание героями Библии. Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями)

— В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Элементы каких жанров использует автор? (Автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития.)

— Зачем это нужно автору? (Чтобы наиболее полно, красочно, ярко раскрыть образы героев)

— Назовите основной жанр этого произведения. Докажите. А может кто-то думает иначе. (Основной жанр – житие, т.к. рассказывается о жизни святых.)

— Почему же митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи»? ( Произведение не представляет собой каноническое (традиционное) житие. Здесь нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога.)

— Вы правы, ребята. Произведение не представляет собой каноническое житие. Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя Бога.

Литературоведы так определяют жанр произведения: это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.

9. Характеристика образов главных героев.

— Перейдем к анализу художественных образов.

Цель нашей беседы — составить духовный портрет муромских святых Петра и Февронии, что поможет нам понять идейное содержание «Повести…» и лучше справиться с домашним заданием — творческой работой, связанной с этими прекрасными образами.

В тетрадях разделить на две колонки страницу. В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, а в правой — все положительные черты Февронии.

Характеристика Петра

— Обратимся к образу Петра.

— Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите. (Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово.)

— Что мешает ему поступить иначе? (Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)

— Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии. )

— Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. (Добросердечие и невысокомерие)

— Быть невысокомерным, значит быть каким? (Кротким, смиренным)

— Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? (Мужеством)

— Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).

— Обладает ли ими Петр? Запишем их.

— Какие еще черты раскрываются в характере Петра? ( Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость)

— Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом. Верность заповедям Божьим, вера в Бога (благочестие, религиозность)

  • Петр молится в церкви.«Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться…»

  • Принимает монашество. «Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония – Евфросинией»

Мудрость

  • Догадался, что змей – не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел»

Любовь и верность к близким

  • Ради брата своего думает как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч»

Был верен Февронии

  • «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром»

Умение прощать. Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.

  • «Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим»

Справедливый правитель

  • «И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа»

Характеристика Февронии

— Таким образом, мы проследили развитие образа Петра.

В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония? (Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.)

— Когда мы впервые знакомимся с Февронией? (Когда гонец ищет лекаря для князя Петра)

— Заглянем в дом к Февронии. Найдите и прочитайте в повести загадки Февронии. Первая загадка, вторая, третья.

— С какой целью автор использует загадки в тексте? (Загадками испытывается мудрость сказочного героя. Автор в тексте использует для характеристики «мудрой девы».)

— Назовите ответ на первую загадку, на вторую, на третью.

— Что еще доказывает мудрость героини? (Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать из пучка льна сорочку, порты и полотенце) такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны (сделать из чурочки станок). Не помазала ему один струп.

— Значит какой чертой обладает Феврония? (мудростью). Запишем.

— На что, вернее, на кого, вы обратили внимание в этом эпизоде? (В этом же эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей.)

— О чем это говорит? О какой черте характера это говорит? (О добросердечии, о ее добром сердце, ее доброте)

— Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком? (Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка)

— За что же полюбил Пётр Февронию? (Он убедился в уме, душевной красоте девушки. Она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз — значит милосердна).

— Правильно, ребята. А что означает слово милосердие? (Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать.) Запишем.

— Почему Феврония полюбила Петра, не видев его, т.к. они общались

через слуг? (Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского характера — мужеством, добросердечием, кротостью и смирением)

— Значит каким качеством обладают и Петр, и Феврония? (способностью любить) Запишите.

— Какими еще качествами обладает Феврония? (Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением)

— В каких ситуациях они проявляются? Подтвердите цитатами из текста.

  • Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями

Верность

  • Уходя из Мурома, берет с собой не золото, а мужа своего Петра. «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра»

Кротость, смирение.

Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.

— Ребята, как завершается жизненный путь Петра и Февронии? (Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти)

10. Духовный портрет Петра и Февронии. Выводы.

— Ребята, вот мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии.

Прочитайте, какими положительными прекрасными качествами обладает Петр.

— А какими нравственными качествами обладает Феврония?

11. Домашнее задание.

Этот житийный портрет поможет вам выполнить домашнее задание. Написать небольшое сочинение (4-5 предложений) на тему «Чему учат нас герои древнерусской повести о Петре и Февронии». Запишите задание

12. Итоги урока

— Можно ли на основании житийного портрета отнести Петра и Февронию к святым? Докажите. (Петр и Феврония – образец нравственных и духовных ценностей.)

— Чем Петр и Феврония заслужили звание святых? (Своей любовью и верностью . Они так любили друг друга, что просили Бога, чтобы умереть в один день. И даже после смерти оказались вместе в одном гробу.)

— Петр и Феврония были образцом семейной жизни, любви и верности. Даже смерть их не разлучила. Поэтому они стали святыми – покровителями брака.

8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию, и именно этот день считают днем влюбленных в православии. В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. В честь этого праздника была учреждена медаль «За любовь и верность» ( Медаль и памятники)

Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

— Вернемся к нашему эпиграфу: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя»

— В чем основная ценность книги? (Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности, гимн семье )

— Какие жизненные ценности утверждаются в ней? (Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность, мудрость, добросердечие, милосердие).

— А в современное время эти качества ценятся?

— Соответствует ли эпиграф идее нашего урока?

— Какова же основная идея повести?

Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести. Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь. Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века в век, из поколения в поколение, должно быть в человеке. Давайте и мы будем стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих святых людей.

— А в заключении нашего урока прозвучит «Гимн семьи , любви и верности» (Звучит гимн «Петр и Феврония»)

13. Выставление оценок

— Ребята, вот и закончился наш урок. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо за урок!

Информация для сообщения

ХVI век — время образования единого Русского государства.

За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался «Великие Четьи — Минеи» (в переводе с греческого – ежемесячные чтения). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

Старый г. Муром славился легендами. Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире. Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.

Петр и Феврония – реальные исторические личности. Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в один день и час 25 июня 1228 года.

«Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

  • Петр и петрушка русская народная сказка читать
  • Петр гринев рассказ о нем
  • Петр гринев характеристика героя сочинение
  • Петр гринев итоговое сочинение
  • Петр гринев капитанская дочка характеристика сочинение