Петр гринев итоговое сочинение

Итоговое сочинение это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. среди них: словарный запас, знание литературы,

Итоговое сочинение – это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. Среди них: словарный запас, знание литературы, умение излагать свою точку зрения на письме. Словом, такой формат дает возможность оценить общее владение ученика как языком, так и предметными знаниями.
1. На итоговое сочинение отведено 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем – 350 слов.
2. Дата итогового сочинения 2016-2017. В 2016 году оно проводилось 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года. В 2017 – 7 декабря, 1 февраля, 17 мая.
3. Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.
Целью сочинения является рассуждение, грамотно и четко выстроенная точка зрения ученика с использованием примеров из литературы в рамках заданной темы. Важно отметить, что в темах не указано конкретное произведение для анализа, оно носит надпредметный характер.

Темы итогового сочинения по литературе 2016-2017

Темы формируются из двух перечней: открытого и закрытого. Первый известен заранее, отражает примерные общие темы, они сформулированы как понятия, противоречащие друг другу.
Закрытый перечень тем оглашается за 15 минут до начала сочинения – это более конкретные темы.
Открытый перечень тем итогового сочинения 2016-2017:
1. «Разум и чувство»,
2. «Честь и бесчестие»,
3. «Победа и поражение»,
4. «Опыт и ошибки»,
5. «Дружба и вражда».
Темы изложены в проблемном ключе, названия тем – антонимы.

Рекомендованная литература

Литература, рекомендованная для успешного написания сочинения, публикуется в сети вместе с открытым перечнем тем. Туда входят не только произведения из школьной программы, но и другие шедевры мировой классики. Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение 2016-2017:
1. А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
2. А.П. Чехов «Ионыч»,
3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
4. Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
5. В.А. Каверин «Два капитана»,
6. В.В. Быков «Сотников»,
7. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
8. Генри Марш «Не навреди»,
9. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
10. Джек Лондон «Белый клык»,
11. Джек Лондон «Мартин Иден»,
12. И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
13. И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
14. Л.Н. Толстой «Война и мир»,
15. М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
16. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
17. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
18. Э. Хемингуэй «Старик и море»,
19. Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
20. Э.М. Ремарк «Три товарища».

Аргумент к теме “Честь и бесчестье”

Точка зрения должна быть аргументирована. Для того, чтобы грамотно оформить аргументы, следует привлекать литературный материал, соответствующий теме. Аргумент является главной составляющей сочинения, входит в число критериев оценки. Так, аргумент должен:
1. Соответствовать теме
2. Включать в себя литературный материал
3. Быть вписан в текст логично, в соответствии с общей композицией
4. Быть изложен с помощью качественной письменной речи
5. Быть грамотно оформлен.
К теме “честь и бесчестье” можно взять аргументы из произведений М. А. Шолохова “Судьба человека”, А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, А. А. Лиханова “Чистые камушки”.

Примеры итоговых сочинений

Существует ряд шаблонов итоговых сочинений. Они оцениваются по пяти критериям, вот пример сочинения, набравшего высший балл:
Пример сочинения на тему: “Что значит идти дорогой чести?”
Что такое честь, как идти по «дороге чести»? Для этого нужно разобраться, что же значит «честь»: согласно толковому словарю, «Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека». У каждого человека есть нравственные принципы, за которые он должен бороться и отстаивать их. Это и значит выбрать верный путь, жить по своей совести, следовательно, и идти дорогой, которую подсказывает честь. Значит человек, не пренебрегающий принципами, даже в самой тяжелой жизненной ситуации идет дорогой своей чести. Это непростой путь, иногда, чтобы оставаться честным по отношению к себе и своей совести приходится пережить множество трудностей и лишений, но важно помнить, что ведет по этому пути: ваша воля, честь, достоинство.
Такой нравственный выбор отражен в произведении М.А. Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, попал в плен. Даже в таких условиях он не подавлен духом, высказывает свою точку зрения. За неосторожно сказанные слова его собирались расстрелять. Он мог бы умолять о пощаде, унижаться перед врагами. Но герой готов отстаивать свою честь даже перед лицом смерти. Следующий нравственный выбор совершил заключенный, когда комендант Мюллер вызвал его к себе на допрос – Мюллер пытался спровоцировать Андрея, изнеможенного голодом и тяготами заключения: «… кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: “Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия”». Даже в условиях неволи и лишений герой делает выбор в пользу чести: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!». Немецкий комендант признал моральную победу советского солдата и сохранил ему жизнь. Автор хочет донести до читателя мысль, что честь и достоинство важнее для человека, чем что бы то ни было.
Но вопрос чести стоит не только во время войны, даже в простой жизни, в повседневных заботах человек не должен забывать о ней. Нужно, не взирая ни на обстоятельства, ни на возраст, отстаивать свои права и интересы. Так, в повести «Чистые камушки» А. А. Лиханов рассказывает о мальчике, не побоявшемся дать отпор хулигану Савватею. Задира выбрал учеников начальной школы для своих проказ, каждый день дежурил у здания, грабил и избивал учеников. Но на побоях и грабеже все не заканчивалось, он еще не упускал случая унизить малышей. После нескольких нападений ученик Михаська не выдержал унижений и решил дать отпор, схватил камень и замахнулся на Савватею, но драка не состоялась. Савватея отступил, потому что не ожидал, что его жертвы способны дать отпор, увидел силу Михаськи, не грубую силу удара, а внутреннюю, то мужество, с которым он раньше не сталкивался. Моральная победа осталась за учеником начальной школы, мальчиком, который проявил отвагу, непосильную взрослым и другим детям его возраста. Это и есть моральная победа.
Таким образом, можно сказать, что каждый человек обязан самому себе чувствовать свою дорогу чести, отстаивать свои интересы и помогать людям, которым нужна помощь.
Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк: Вопросы Абитуриента

Список литературы для итогового сочинения 2021-2022 года

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

1.    А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор в поездке узнал много нового о положении крестьян в России.
2.    Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Стародум уехал в Сибирь и нашел честный способ заработать капитал, а также развил хорошие качества.
3.    А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Странствия за границей развили ум Чацкого и расширили его кругозор.
4.    А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан». Автор восхищается красотой Крыма и описывает легенду фонтана слез.
5.    А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой поехал в большое турне по России, побывал во многих городах и обрел знание себя, ведь после возвращения сразу же понял, что Татьяна — его судьба.
6.    А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Гринев уехал из родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и нашел свою судьбу.
7.    А.С. Пушкин, «Дубровский». Владимир смог получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного дома сделал его человеком просвещенным и развитым.
8.    А.С. Пушкин, «Цыганы». Автор романтизирует кочевой образ жизни и вдохновенно его описывает, чтобы показать: в путешествиях личность обретает свободу.
9.    М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Григорий Печорин разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом — путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.
10.    И.С. Тургенев, «Ася». Зарубежное путешествие подарило герою шанс найти любовь, но он его потерял из-за нерешительности.
11.    И.С. Тургенев, «Отцы и дети». В путешествии по губернии Базаров и Кирсанов находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
12.    Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои ищут правду в дороге, ведь только так можно узнать настоящую Россию и постичь национальный характер ее жителей.
13.    М. Горький, «Макар Чудра». Сам Макар убеждает читателя, что независимость и счастье можно получить только в странствиях и при изучении мира вокруг. Иную жизнь он считает рабством.
14.    М. Горький, «Старуха Изергиль». Рассказчик в путешествии знает новых людей и их истории, то есть расширяет свой кругозор.
15.    М. Горький, «На дне». Лука обрел мудрость и понимание людей в странствиях.
16.    И.А. Бунин, «Кукушка». Жизнь в постоянных скитаниях нельзя назвать счастливой, ведь человек лишен возможности наладить быт и встретить старость в покое.
17.    А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Дорога к цели знакомит Руслана с магом, ведьмой, братом Черномора и дарит новые возможности для спасения Людмилы.
18.    Л.Н. Толстой, «Война и мир». Болконский выехал из имения по делам и встретил старый дуб, олицетворяющий его душевное состояние. Именно в этой поездке он встретил Наташу, а на обратном пути вновь увидел дуб, но уже цветущий. Дорога расшевелила его, встряхнула и дала новые возможности. Аналогично и у Ростова: он нашел свою любовь далеко от дома, в ходе странствий.
19.    Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». После скандала Анна уехала в путешествие и нашла там душевный покой и новые силы для возвращения к нормальной жизни. Там она расширила эрудицию и стала гораздо умнее, что не мог не отметить Левин в разговоре с ней (уже на родине).
20.    Л.Н. Толстой, «Кавказский пленнник». Жилин уехал из части и оказался в плену, ведь в дороге офицеров поджидала засада. Так что дорога не всегда ведет человека в правильном направлении. Зато этот путь закалил характер героя и многому его научил.
21.    А.П. Чехов, «Невеста». Надя покинула родной город и уехала в неизвестность, чтобы раскрыть свой потенциал и добиться исполнения мечты. И ей это удалось.
22.    А.П. Чехов, «Вишневый сад». Раневская бежит от себя и своих проблем за границу, но находит там счастья и покоя. Путешествие лишь усугубляет ее безнадежное материальное положение.
23.    Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». Бесконечные переезды, побег из города в город лишь измотали главного героя. Юрию очень тяжело приспособиться к нестабильной реальности и найти в скитаниях хоть что-то хорошее. Он очень быстро постарел и опустился из-за моральной усталости.
24.    А.П. Чехов, «Попрыгунья». В жизни Ольги увеселительные поездки и развлечения сыграли отрицательную роль: в погоне за новыми ощущениями она потеряла семейное счастье и единственного любящего ее человека.
25.    А.П. Чехов, «Степь». Тема дороги прослеживается на протяжении всей повести. Егор начинает свою большую дорогу в жизни с маленькой, но насыщенной поездки в город.
26.    Н.С. Лесков, «Левша». Главный герой узнал за рубежом секрет чистки ружей и попытался применить его на Родине.

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

1.    Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Развитие прогресса позволяет решить важные социальные проблемы: женский вопрос, насилие в семье, нищета и др.
2.    А. Платонов, «Песчаная учительница». Новые технологии и знания позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты.
3.    А. Платонов, «В прекрасном и яростном мире». Новые технологии — это вызов для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.
4.    М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Условия жизни и быта казаков улучшаются из-за внедрения сельскохозяйственной техники в их рабочие процессы.
5.    М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Порой развитие технологий может привести к отрицательным и неконтролируемым последствиям: профессор сделал из собаки человека, лишенного нравственных, этических, интеллектуальных способностей к развитию.
6.    М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Воланд утверждает, что люди никак не изменились в ходе истории. Лишь квартирный вопрос испортил их. Это значит, что техника меняет условия жизни, но не нравы и способности людей.
7.    М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Разработка профессора Персикова попала в руки невежественного и безответственного партийного функционера Рокка и привела к катастрофе: вместо здоровых и больших куриц на свет появились огромные рептилии. Увы, технический прогресс может обернуться против людей.
8.    В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Строительство электростанции вынуждает людей покидать свои дома и оставлять жизнь нескольких поколений под водой. Прогресс бывает болезненным и имеет негативные проявления.
9.    В.П. Астафьев, «Людочка». Развитие промышленности в упомянутом городке привело к экологической катастрофе: деревья рости кривыми и болезненными, вместо реки текла жидкость из химических выбросов с непередаваемым запахом и соответствующим влиянием на окружающую среду.
10.    Н.С. Лесков, «Левша». В России прогресс не ценится: Левша пытается донести до министров секрет англичан о чистке ружей, но к нему никто не прислуживается, и Россия проигрывает в Крымской войне.
11.    А.П. Чехов, «Лошадиная фамилия». Герой мучается от зубной боли, но боится врача и ищет целителя. В итоге помог ему все же стоматолог, ведь наука призвана решать такие проблемы, в этом и состоит смысл прогресса.
12.    А.П. Чехов, «Хирургия». Фельдшер халатно относится к своим обязанностям, а потому тормозит развитие своей сферы деятельности — медицины.
13.    Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Обучение и жизнь по старинке приводят к регрессу общества и его неспособности к созиданию. Митрофан не хочет развиваться и трудиться. Такие, как он, заставляют человечество топтаться на месте и терять шансы в гонке за выживание.
14.    А.П. Чехов, «Дядя Ваня». Доктор Астров возмущен бездумной вырубкой леса, которая оправдывается необходимостью: прогресс должен учитывать нужды будущих поколений людей и быть более экологичным.
15.    А.П. Чехов, «Крыжовник». Отрицательные последствия прогресса мы видим в рассказе «Крыжовник»: от работы заводов река стала цвета кофе.
16.    А.П. Чехов, «Человек в футляре». Цивилизованность выражается в отказе от предрассудков и стереотипов, которые мешают людям быть счастливыми и развиваться. А такие, как Беликов, запрещают женщине кататься на велосипеде, потому что это «неприлично». 
17.    А.Н. Островский, «Гроза». Кулигин пытается убедить обывателей в необходимости громоотвода, но люди погрязли в суевериях и не верят здравому смыслу. Поэтому пожары в городе — обычное дело после грозы.
18.    А.П. Чехов, «Вишневый сад». Люди отстают от прогресса, потому что ничего не делают и ничем не интересуются. Раневская и Гаев навсегда остались в прошлом, ведь будущее требует от них труда и обучения, а к этому они не приспособлены.
19.    М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Политический прогресс выражается в демократических тенденциях: многие казаки, уставшие от угнетения и притеснения, восстают против вековых правил и запретов, чтобы добиться равенства и справедливости.
20.    Е.И. Замятин, «Мы». Автор показал, что технические новшества могут быть направлены против прав и свобод человека: его герои оказались заложниками технократии.
21.    И.А. Гончаров, «Обломов». Настоящий общественный прогресс мы видим в истории успеха Штольца: герой смог занять высокое положение в обществе ценой честного труда и без аристократического происхождения. 
22.    Аркадий и Борис Стругацкие, «Гадкие лебеди». Авторы показали, что прогресс может приобретать совсем не те формы, которых ожидают люди. Чтобы совершить решительный рывок, нужно полностью отбросить прошлое, а к этому готовы далеко не все.
23.    Олдос Хаксли, «О дивный новый мир». В Эре Форда нет места человеку: цивилизация давно идет искусственным путем, люди выращиваются в пробирках и распределяются на касты. У них нет личности и индивидуальности, есть лишь функции. Стремление к прогрессу вытеснило все то, ради чего он делался.
24.    Джордж Оруэлл, «1984». Все достижения человека были направлены против него. Технические новшества породили вечную войну и контролируемую железной рукой нищету.
25.    И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Практическое применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед.

«Преступление и Наказание — вечная тема»

1.    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»: тут все понятно.
2.    Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих же амбиций.
3.    Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Главный герой убил жену и ее любовника, получил срок на каторге и осознал, в чем на самом деле заключалась его вина.
4.    Л.Н. Толстой, «Воскресение». Нехлюдов соблазнил простую девушку, из-за него она стала проституткой и попала в суд. Тогда Дмитрий осознал свою вину и попытался помочь девушке вернуться к нормальной жизни.
5.    Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Даже человек, совративший Вареньку, решил загладить свою вину и жениться на ней.
6.    И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду, а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.
7.    Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Эраст довел девушку до самоубийства, но совесть не дала ему забыть об этом: преступление напоминало о себе всю жизнь.
8.    Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Все тайное становится явным: попытка Простаковой похитить Софью и завладеть ее наследством не удалась, и сама госпожа потеряла все имущество по приговору Правдина.
9.    М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Печорин хладнокровно убил Грушницкого на дуэли, не пощадил его, хотя мог бы. С точки зрения закона он был чист, но люди отвернулись от него за это. Вернер, который знал всю историю до конца, больше не стал общаться с убийцей.
10.    А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Убийство Ленского было настоящим преступлением, и Онегин не мог спокойно примириться с совестью. Он долго скитался, чтобы заглушить боль сердца.
11.    М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Главный герой убил обидчика своей жены и отомстил за поруганную честь. Его поступок не был преступным, ведь это был единственный способ восстановить справедливость.
12.    Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». На войне преступления становятся нормой, и каждый ее участник невольно или же сознательно преступает закон и преумножает несправедливость.
13.    М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Насилие отца над Аксиньей — это  то преступление, которое нельзя ни простить, ни оправдать.
14.    И.А. Гончаров, «Обломов». Тарантьев оказался мошенником, который ловко вошел в доверие к Обломову и чуть было не лишил его имения. 
15.    Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Чичиков пошел на авантюру с мертвыми душами (скупил их по дешевке, чтобы заложить в опекунский совет и исчезнуть с деньгами) ради денег и высокого статуса, но получил лишь недоверие и презрение жителей города и сбежал. Его поведение — следствие воспитания.
16.    М. Горький, «Детство». Преступность идет из семьи и закладывается в воспитании, что показали читателю Каширины: Василий так воспитал сыновей розгами и бранью, что они попытались убить его за наследство.
17.    М. Горький, «Челкаш». Порой преступник намного честнее того, кто мнит себя приличным человеком. Вор учит крестьянина гуманности и честности.
18.    А.И. Куприн, «Яма». Преступления происходят с молчаливого одобрения общества: та же проституция была разрешена при царе, и многие маленькие девочки были проданы самими родителями в публичные дома.
19.    М. Горький, «Старуха Изергиль». Ларра совершил преступление — убил девушку. За это он был наказан изгнанием, и эта мера показала свою эффективность.
20.    А.С. Пушкин, «Полтава». Мазепа предал своего царя и отечество, повернув войска против Петра Первого. Его преступление было наказано поражением и дурной истерической славой.
21.    А.С. Пушкин, «Дубровский». Преступление может быть справедливым в обществе, где закон продается. Владимир мстил тем, кто когда-то поучаствовал в мошенничестве Троекурова и других дурных делах.
22.    А.И. Куприн, «Олеся». Люди охотно идут на преступление, когда чувствуют безнаказанность и находят мнимое основание. Поэтому толпа прихожан накинулась на беззащитную Олесю.
23.    М. Горький, «На дне». Преступный путь ведет людей на социальное дно, а не к успеху. Ведь компания бродяг состоит из уголовников — бывших, нынешних или будущих.
24.    В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Иногда люди преступают закон не по своей вине, им просто нечего есть. Так произошло и в жизни сиротки Валька.
25.    Н.В. Гоголь, «Ревизор». Преступления на государственной службе порождают многие социальные проблемы.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

1.    Л.Н. Толстой, «Война и мир». Николай воодушевился и вышел из состояния отчаяния, послушав прекрасное пение Наташи.
2.    А.И. Куприн, «Тапер». Блестящая игра пианиста поразила слушателей, а музыка Листа заставила их заглянуть в глубины своей души.
3.    А.П. Чехов, «Чайка». Спектакль, даже в домашней обстановке, создает уникальный эффект сопричастности к действию и погружает зрителей в атмосферу, заданную автором.
4.    В.К. Железников, «Чучело». Дедушка Лены был так погружен в живопись, что не заметил проблем внучки и не помог ей в нужный момент.
5.    А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна много читала, и это помогло ей стать разносторонней и самобытной людностью, не выезжая из деревни.
6.    А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Музыка помогла Вере выйти из напряженного эмоционального состояния и понять Желткова.
7.    А.И. Куприн, «Яма». Музыка открыла душу Жени и заставила ее задуматься о своей жизни и правомерности той мести, которую она адресовала мужчинам, приходящим в притон.
8.    М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Появление избы-читальни в Гремячем Логе ознаменовало новый виток развития казаков: люди начали расширять кругозор и интересоваться событиями из внешнего мира, что мотивировало их получать образования и рабочие специальности.
9.    И.А. Гончаров, «Обломов». Литература помогает Андрею Штольцу и Ольге Ильинской в работе над собой: они заряжаются энергией и знаниями, чтобы ставить новые цели.
10.    А. Грин, «Алые паруса». История Эгля помогла Ассоль найти утешение в мечтах и развить свой внутренний мир, который в итоге и привлек к ней воплощение ее грезы.
11.    Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой влюбился в талант актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую пьесу. Театр обладает своей собственной магией, которая делает литературу живой.
12.    А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Чрезмерное увлечение литературой сделало Софью очень наивной и близорукой в реальной жизни. В поисках идеала со страниц французских романов она попадает в паутину карьериста Молчалина.
13.    Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои черпают силы тянуть лямку крестьянской жизни в задорных или печальных песнях. Все действие сопровождает музыка.
14.    И.А. Тургенев, «Певцы». Рассказчик описывает редкий талант Яшки-Турка и отмечает, что его песня может возвысить души слушателей.
15.    А.Н. Толстой, «Князь Серебряный». С давних пор на Руси в спектаклях поднимались злободневные темы. Только в шутовском облачении Морозов смог во всеуслышание обвинить царя в терроре и заставить слушателей задуматься о том, в каком положении оказалась Россия.
16.    Н.С. Лесков, «Тупейный художник». Настоящий талант в театре не ценился у наших предков, и актрис часто использовали по другому назначению. Любовь Онисимовна, талантливая актриса, тоже едва не стала «одалиской» графа.
17.    И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Литература развивает чуткость людей и помогает им налаживать отношения в семье: Николай Петрович смог понять и поддержать сына, ведь читал классику и впитал традиции русского гуманизма.
18.    Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Увлечение чтением утешает Варю в трудные минуты и помогает ей облагородить свой внутренний мир. Она пишет гораздо грамотнее и красивее, чем Макар, который вдвое старше ее, однако почти ничего не читает, кроме низкопробных книг.
19.    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Библия помогает Раскольнику понять себя и отринуть человеконенавистническую теорию навсегда.
20.    И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Книги могут негативно влиять на неокрепший ум: Оля Мещерская прочитала отцовскую книгу о качествах настоящей женщины и слишком рано начала следовать описанному примеру, в результате чего стала жертвой насилия.
21.    И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Героиня много читала и смогла вовремя определить свое духовное призвание. Найти счастье и свой путь в жизни нам помогает литература, расширяющая границы нашего опыта.
22.    М. Горький, «На дне». Литература позволяет Насте забыться и помечтать об истинных чувствах. В ее положении это единственное утешение.
23.    А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Музыка на войне поддерживает героев и дает им силы биться за родную землю.
24.    А.П. Чехов, «Ионыч». Талант — это большая редкость, он дается не всем. А Катерина и представители ее семьи увлекаются музыкой и литературой, но в их исполнении это не искусство, а дилетантизм и позерство.
25.    К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». Музыка дарит героине положительные эмоции и помогает ей забыть обо всех печалях и погрузиться в прекрасное.

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

1.    Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — это очевидно.
2.    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том, кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).
3.    Н.А. Некрасов, «Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы прекрасного пола и почему.
4.    Н.А. Некрасов, «Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками обманутых рабочих.
5.    А.С. Пушкин, «Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для жителей город, который разрушает мечту маленького человека.
6.    Н.В. Гоголь, «Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных попытках найти справедливость.
7.    Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.
8.    М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за счет чего.
9.    М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество, жестокость и др.
10.    Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.
11.    А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности происхождения.
12.    И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для трудолюбивых людей.
13.    М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает маргинальная среда.
14.    А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более анархический и бессистемный.
15.    А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.
16.    А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.
17.    А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен приносить горе в прогрессивной стране.
18.    А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает, что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.
19.    Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и демократических тенденциях.
20.    Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.
21.    М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более хороших условий.
22.    И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше рационализма во всех сферах жизни.
23.    И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского человека, которые мешают ему на пути к счастью.
24.    Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных стран.
25.    И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему на Руси живется хуже всех.

Примером авторитета мирового масштаба может служить личность русского писателя Л.Н. Толстого. Так, М. Горький писал о Толстом: «Весь мир, вся земля смотрит на него; из Китая, Индии, Америки — отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити…». Прославленный художник, подлинный друг простых тружеников, Толстой был непримиримым и страстным противником угнетателей и деспотов. Безбоязненная критика несправедливости, стремление до конца исследовать причины зла снискали Толстому огромное уважение со стороны людей, живущих в разных точках земного шара. Как к «гражданину мира» — к Толстому обращались за советом и помощью не только частные лица, но и многие общественные организации, в первую очередь те, которые выступали против войны. Толстого радовало, что взгляд на войну как на зло «все более проникает в общественное сознание», это вселяло в него надежду, что недалеко то время, «когда войны станут невозможны — никто не станет воевать». Смело выдвигая на первый план борьбу за мир как важнейшую проблему современности и стремясь найти реальные способы ее решения, Толстой завоевал признательность и уважение всех искренних сторонников мира. Толстой принадлежал к тем художникам и мыслителям, в натуре которых, как говорил Белинский, лежит все, чем живет человечество. «Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, — писал Белинский, — она не полна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества».

Настоящая любовь – это чувство, лишенное эгоизма, способное преодолеть любые преграды. Пример истинной любви можно найти на страницах трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Отпрыски враждующих кланов, вопреки всем обстоятельствам, влюбляются друг в друга. Впервые встретившись на балу, молодые люди больше хотят расставаться. Чувство, поглотившее их, важнее предрассудков, важнее родовой вражды. К сожалению, влюбленным не суждено быть вместе: ряд трагических событий приводит к смерти молодых. Сила любви так потрясает их семьи, что Монтекки и Капулетти заключают мир, а герцог под занавес изрекает бессмертную сентенцию: «Нет повести печальнее на свете, / Чем повесть о Ромео и Джульетте».

Маленький принц – герой одноименной повести-сказки А. де Сент-Экзюпери только на земле осознал, что любить означает видеть не только то, что на поверхности, но и хрупкую душу, спрятанную за капризами. «Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения». Любовь не терпит сомнения в любимом существе. Так мы понимаем, что принц убежал от своей любви из-за того, что не до конца любил. И это очень скоро он понимает: «Я не должен был бежать! За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность». Принц перестает жалеть себя, он начинает рассматривать события с точки зрения любимого существа и тем самым приближается к истинной любви. Маленький принц попадает в розовый сад, где сначала чувствует себя «очень-очень несчастным» оттого, что его роза оказалась не единственной, таких цветов целый сад. . И он плакал и думал о своей ничтожности, о том, какой же он «после этого принц…». И тут появляется Лис, который и научил принца замечательному правилу, которое теперь стало крылатым выражением: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». что любить — это отдавать себя всего другому, любимому существу. И принц всего себя отдавал розе, а понял это, только убежав от нее. И только благодаря Лису. Он понял, что любить — это ответственность, самое главное именно это. Приручить — это и есть любить».
 Любовь к розе перерастает у принца в любовь ко всему живому. «Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо глядеть на небо. Все звезды расцветают». Если по-настоящему любишь кого-то, то это и есть, что ты любишь все.

Зависть не даёт человеку покоя, толкает его на дурные поступки, заставляет предавать друзей и родных. Так, зависть к своей сестре, ставшей женой царя, толкает двух оставшихся девиц из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина на преступление. Они обрекают царицу и младенца на смерть в бочке посреди моря. К счастью, все заканчивается благополучно, а завистницы получают по заслугам. Князь Гвидон, перевоплощаясь в насекомых, кусает каждую женщину по очереди за их враньё.

Одна из самых замечательных установок произведений А. Платонова – признание за нравственностью, составляющей смысл искусства, созидательной силы не только саморазвития, духовного, социального самодвижения личности, но и производительной силы в масштабах общества, государства, человечества. Производительной силы, которая может иметь и положительное и разрушительное действие. Именно это конечное действие и составляет главную заботу художника: «Рабочий человек должен глубоко понимать, что ведер и паровозов можно наделать сколько угодно, а песню и волнение сделать нельзя. Песня дороже вещей, она человека к человеку приближает. А это трудней и нужнее всего». В этом и выражается созидательная сила искусства, производящая главное – человеческое, бессмертное в людях – их единение в усилии к жизни, их силу жизни.

Родителям необходимо внимание детей, участие. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» мы видим трагическую судьбу «маленького человека», обиженного не только обществом , но и собственной дочерью. Самсон Вырин любит Дуню, желает ей счастья. Однако девушка жестко поступает по отношению к отцу: бросает его одного. Дуня вспоминает о дочернем долге слишком поздно: отца уже нет в живых.

Герои романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показывают нам своим примером, что значит «помощь», «взаимовыручка», «благодарность». Когда Гринев оказывается в беде, его выручает Пугачев. Из благодарности Гринев дарит Пугачеву заячий тулуп, наливает ему вина. Впоследствии Пугачев еще не раз поможет Гриневу только потому, что тот в свое время не проявил пренебрежения к простому крестьянину.  Он милует Гринева во время расправы над офицерами белогорского гарнизона за его «добродетель». Когда Гринев отказывается присягнуть самозванцу, то Пугачев, пораженный искренностью Петра, отпускает его «на все четыре стороны». Когда Гринева схватили казаки, Пугачев снова приходит ему на помощь. Несмотря на то что Пугачев знал, что Маша – дочь казненного капитана Миронова, он простил Гринева и, благословив молодых людей, отпустил их.

Повесть-феерия, как сам ее назвал автор, сюжетно нехитра: молодая девушка Ассоль дожидается своего прекрасного принца на берегу Каперны.
В повести «Алые паруса» А. Грин развивает свою давнюю мысль о том, насколько важным элементом в жизни человека является мечта. Она вдохновляет на подвиги, делает жизнь ярче, помогает отвлечься от серости будней. Маленькая мечтательница Ассоль живет в нехитром мире среди игрушек, созданных ее отцом Лонгреном. У нее нет друзей, а в городе к ним относятся недружелюбно. Единственным лучом света для героини становится мечта. Вдохновленная предсказанием волшебника Эгля, героиня обретает мечту о том, как приплывет за ней принц на корабле с алыми парусами. У Грея тоже есть мечта – увидеть мир. Ему хочется изменить судьбу: стать мореплавателем, выбраться из тесного фамильного замка. 
Вера в мечту позволяет героям справиться с жизненными трудностями: помогает Ассоль вытерпеть насмешки и жестокость жителей Каперны, а Грею придает смелости и наделяет его даром – способностью воплощать чудо в жизнь, что он и делает, превращая сказку Ассоль в реальность.
Эта история поражает воображение читателя, помогая поверить в то, что все на свете возможно. Два человека встретились совершенно случайно, но их объединила способность мечтать, стремление к свободе и жажда любви.
 Благодаря замечательному произведению А. Грина, мы понимаем, что мечтать, действительно, не вредно. Мечта украшает жизнь, позволяет человеку ставить высокие цели и идти к ним.

Ярким примером бескорыстности, является, безусловно, праведница Матрена, героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». Много лет она не получала никакой помощи: Матрену отправили на покой по болезни без пенсии, а с соседей, которым она помогает, она не берет денег. Несмотря на постоянную нехватку средств, она не пытается заработать на людских бедах, для нее чужда идея наживы. Например, она не раз отказывала квартиранту, обещавшему платить ей и привезти машину торфа. Единственной заботой, связанной с деньгами, стали для Матрены хлопоты о пенсии за погибшего мужа. Ее невероятная любовь к окружающим совершенно бескорыстна. 

Любовь к жизни особенно ярко проявляется в детстве. Так, герой рассказа «Железная старуха» Егор даже спать старался меньше, потому любил жить без перерыва, чтоб видеть все, что живет без него, и жалел, что ночью надо закрывать глаза и звезды тогда горят на небе одни, без его участия». Егору хотелось участвовать во всем, быть ко всему причастным, во всем разобраться, принимать во всем участие, быть полезным. Именно такое отношение к миру и можно назвать любовью к жизни.

У В. П. Астафьева есть сборник рассказов, который называется «Затеси» («затесь» – это зарубка на дереве, которую делает человек, чтобы не заблудиться в незнакомом месте). Название этой книги символично: в жизни человека тоже должны быть какие-то «затеси», то есть ориентиры, по которым он должен прокладывать свой путь. Вот такие «затеси» в душе и оставляют книги В.П. Астафьева: повесть «Кража» о беспризорном детстве мальчика-сироты, повесть «Пастух и пастушка», рассказывающая о любви, трагически обреченной войной на разлуку, удивительная книга «Царь-рыба», проникнутая страстной любовью к родной природе и многие другие.

Семнадцатилетний Гринев по воле судьбы оказался в центре пугачевского восстания, которое повлияло на его жизнь самым чудесным образом.  Участвуя в кровопролитных событиях, он сохранил честь – проявил храбрость, благородство, доброту, искренность. Честь, которую сберег Гринев по завету отца, позволила герою на склоне его жизни, когда он писал воспоминания, быть честным в описании всего виденного, быть, быть благодарным за добро Пугачеву. Честь помогла быть искренним и в неприятии вооруженной борьбы народа, и в симпатиях к своему «странному приятелю» Пугачеву. Несмотря на то что социальный инстинкт подсказывал отрицательное отношение к «бунтовщикам», мятежникам, «преступникам», Гринев в реально возникавших ситуациях больше доверял личным впечатлениям. Как дворянин он считал, что бунтовщик Пугачев – злодей и враг. Как человек, испытавший на себе его милости, он полагал своим долгом сказать правду о его поведении, не считаясь с тем, что она противоречит официальному мнению о Пугачеве. Личный опыт оказывался более значимым, чем социальный. Способность быть благодарным характеризует Гринева как человека с высокими моральными устоями, как самостоятельного, не зависящего от обстоятельств и времени, человека.

Жизненные ценности формируются еще в детстве. Фундаментом будущего ребенка становятся не только воспитание и образование, которое родители дают ребенку, но и пример, который они показывают. В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» мы видим, к чему может привести родительский пример. Простакова – мать главного героя – самовластна, груба и невежественна, но для сына находит и ласку, и доброе слово. В такие моменты в ней даже проступает что-то человеческое. К сожалению, ее отношения недостаточно для того, чтобы воспитать достойного человека. Митрофан вырастает грубым, глупым лентяем. Однако это не его вина, он лишь зеркало Простаковой с ее грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим людям. Так же, как и мать, Митрофан признает лишь право сильного. Пока мать держит в своих руках власть, он с ней; как только она эту власть утрачивает, сын ее предает. Простакова минуты не живет без брани. Митрофан вслед за матерью кричит на кормилицу, грубит учителям. Во время урока математики Простакова так прокомментирует решение задачи: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка». Слова героини продиктованы заботой о сыне, а в результате лишь воспитывается эгоизм. Пренебрежение к чувствам других людей, к закону проявляет Простакова в сцене похищения Софьи. Митрофан в этой ситуации оказывается заодно с матерью. Таким образом, Митрофан, как достойный сын своей матери, не умеет любить, переживать, сочувствовать. Его вырастили эгоистом, способным любить только себя.

Пример итогового сочинения на тему: «Гордость — это положительное или отрицательное чувство?»

Гордость — это положительное или отрицательное чувство? На мой взгляд, гордость — это чувство, выражающееся в наличии собственного достоинства и самоуважения, однако часто оно перерастает в гордыню. Я считаю, что нельзя сказать, положительное это чувство или отрицательное, ведь когда испытываешь гордость, начинаешь осознавать собственную ценность, а это является огромной мотивацией для любого человека. Однако если оно перерастает в высокомерие, то людей начинает отталкивать тот факт, что кто-то возвышает себя над остальными. Стоит рассмотреть это на примере художественной литературы.

В прекрасном произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой — Григорий Печорин, красивый и статный молодой офицер, осознающий, как он прекрасен. Молодой человек был горд, люди восхищались им, и это отравило его душу. Григорий стал высокомерным, начал причинять боль людям, которые им дорожили: проигнорировал Максима Максимыча, который любил его всем сердцем, ради собственной прихоти лишил Бэлу семьи и будущего, из-за него погиб Грушницкий, а Мери подверглась душевным терзаниям и насмешкам со стороны общества. Гордость переросла в гордыню, и это навредило как самому герою, так и окружавшим его людям. Григорий не был счастлив, его тяготило общество, ведь он считал, что он выше его. И потому гордость в данном случае — отрицательное чувство.

А в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» это чувство является положительным. Главный герой произведения Чацкий отличается от остальных умом, сообразительностью, умением бороться и идти против старых правил. Он осознаёт своё превосходство над другими, однако его гордость является обоснованной. Именно она помогала герою двигаться дальше в борьбе со светским обществом. И хоть его «битва» была проиграна, определённые результаты она принесла: общество осознало, что кроме лести и зависти есть такие понятия, как доброта и самоуважение. В данной ситуации гордость является опорой всех остальных качеств человека, и поэтому это положительное чувство.

На основе примеров из художественной литературы можно сделать вывод, что данное чувство неоднозначно. Всё зависит от того, как дальше оно будет развиваться: станет гордыней и разрушит жизнь человека и окружающих его людей или же будет опорой всех остальных качеств человека. И потому очень важно знать границу между «хорошо» и «плохо», дабы не совершить ошибку.

Сочинение “Что такое гордость?”

Подготовка к сочинению «Что такое гордость?» предполагает рассмотрение понятия гордости с приведением конкретных аргументов из литературы.

Введение

Гордость – это способность увидеть собственные преимущества. Человек гордый всегда поступает в соответствии со своими жизненными принципами, не давая другим людям подчинить себя и не сворачивая с самостоятельно заданного пути. Гордый человек в любой жизненной ситуации будет защищать свою честь. Понятие гордости сплетается воедино с понятием чувства собственного достоинства.

Первый аргумент

Приведем аргумент из литературы. Главный герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» владеет чувством собственного достоинства, так как уверено идет по лично выбранному жизненному пути. Придерживаясь отцовского наставления «Береги честь смолоду», Петр Гринев не позволяет другим людям подчинить себя. Герой отказывается присягать Пугачеву на верность. Для Гринева смерть намного лучше предательства Родины, ведь предательство Родины – это предательство самого себя. Петр Гринев не может поступить неправильно, ведь перейти на сторону восставших означало самостоятельно опозорить себя. Гордость Гринева защищает его от неправильных поступков, главного героя нельзя назвать ведомым человеком, который ради спасения своей жизни готов пойти против самого себя. Чувство собственного достоинства выделяет Петра Гринева из окружающих, поэтому Пугачев освобождает его от казни.

Второй аргумент

Продолжая рассуждение о гордости, можно привести в пример «Песню про купца Калашникова», написанную М. Ю. Лермонтовым. Главный герой купец Калашников защищает осрамленную честь своей жены Алены Дмитриевны. Калашников не может мириться с безнравственным поступком Кирибеевича, ведь этот поступок затронул его семью. То, что главный герой, не задумываясь, идет на защиту чести своей семьи, говорит о гордости купца Калашникова. Это человек с чувством собственного достоинства.

Заключение

Гордость – это понимание своих достоинств и защита своей чести. Гордый человек не нарушает свои жизненные принципы и не позволяет делать это другим людям.

Сочинение Гордость и гордыня: в чем отличие? (итоговое)

Вопреки общему корню в словах «гордость» и «гордыня», они означают совершенно разные понятия. Слово «гордость» означает уважать самого себя, осознавать свои достоинства.

«Гордыня» означает чрезмерное высокомерие, которое строится на самолюбии и эгоизме. Человек, коему присуща гордость будет относится так же уважительно к окружающим, как и к себе. А вот человек горделивый будет всегда считать, что он такой один единственный и никого на свете лучше нету.

Гордыня сопоставляется с неприятной чертой, а именно, эгоизмом, владелец которого думает только о своей выгоде и не учитывает чужого мнения. Такой человек считает, что все его внутренние качества положительны, хотя зачастую это противоречит реальности. Гордый человек замечает свои личные достоинства и недостатки, не принижая других людей. Степень эгоизма и определяет понятие гордости и гордыни.

Данная проблема тревожит многих писателей в их произведениях. Они наглядно показывают их различие. Возьмём к примеру. «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Чацкий – гордый персонаж, знающий свои сильные стороны. У Чацкого хорошее образование, которое позволяет ему чувствовать гордость за него. А вот общество Фамуса является напротив, примером гордыни. Они стараются добиться выгодного положения в обществе, чтобы хвалиться своими достижениями перед всеми. Фамусов и ему подобные гордятся собой, хотя их достижения сложно назвать честными и заслуженными. Они возомнили себя вершиной, которую не удастся покорить никому.

Также, примером может являться «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, который наглядно сопоставил гордыню и гордость. Пётр Гринёв не желает изменять Родине и вследствие этого, отказывается от предложения Пугачёва. Алексей Швабрин же, выбирает иной путь. Он желает показать всем свое превосходство с помощью приближенности к Пугачеву и принимает его условия. Гринёв и Швабрин поступают по-разному, оказавшись перед одним выбором: Алексей выбирает путь высокомерия и эгоизма, а Пётр – чести и достоинства. Пугачёв принимает отказ на службу от Гринёва и это является примером поступка гордого человека. Ведь он мог выбрать службу разбойнику, признать его царствование и точно остался бы в живых. Но это не для него. Он скорее умрёт, чем пойдёт на службу к самозванцу. Пётр не изменяет своим взглядам даже смотря смерти в глаза. Гринев в свою очередь остался жив, ибо из-за его щедрости и твёрдости характера, Пугачёв помиловал его. В заключение, можно сделать вывод, что гордость является чувством собственного достоинства, которое подкреплено моральными ценностями и принципами человека.

Эти два явления абсолютно противоположны друг другу. Гордыня — это неоправданное высокомерие и алчное желание показать свое превосходство остальным, а гордость — это наличие рассудка, здравого смысла, умения оценивать и сопоставлять. Гордость связана с объективной оценкой своего достоинства.

2 вариант

Эти два понятия часто бросают нам вызов, а мы уж сами решаем – давать им пропуск в нашу жизнь или нет. Они имеют общий корень «горд», но сила удара по самому себе и окружающим – разная. Как отличить гордость от гордыни? А главное – как увидеть тонкую грань между ними и не попасть в ловушку?

Гордость на начальных этапах своего развития выглядит вполне безобидной, но не стоит ее недооценивать. Она хоть и неопытная еще, но способна существенно подпортить отношения с окружающими. Где ее начало? К примеру, повысили голос на близкого человека. Четко осознаем, что мы неправы, а подойти извиниться зачастую не хотим – гордость нам внушает, что это крайнее унижение. Но мы можем ее переубедить, приложив достаточно усилий. Если над гордостью не работать, она охотно начнет работать над нами, а именно – над разрушением нашей личности.

У гордости есть строгая надзирательница, за ней пристально наблюдает – гордыня. Она чувствует свою власть и превосходство над гордостью, и яро указывает ей, что делать. Каково главное отличие между ними? Сорняк гордости можно сразу выдернуть, а гордыня прорастает большим корнем, чтобы его убрать нужно много сил и терпения. Гордость – она слаба и мала, пойти против гордыни не может, а властная повелительница сильна настолько, что рушит все на своем пути. Она никого не замечает, ее превозношению нет предела. Нужна помощь? Руки не подаст. Гордость чаще всего возникает из эгоизма, тщеславия, самолюбия и излишнего упрямства, гордыня – это итог постоянного погружения в эти состояния, некая трясина, из которой почти не выбраться. Что гордость, что гордыня отдаляют нас от душевной простоты, от любви друг к другу, поддержки и помощи. Гордыня – ошибочная мнимость совершенства, неприступности. Если гордость еще можно напугать, то гордыня не из пугливых, нужно вооружиться твердым решением ее победить.

Чтобы исключить вероятность очутиться в плену у гордыни, следует прогнать гордость, иначе она будет выстраивать лестницу и активно приближать нас к состоянию полнейшего безразличия и сердечной черствости – гордыни. Если есть возможность кому-то в чем-либо уступить, необходимо это сделать, даже если потребуется пойти в параллель с принципами, иногда и их следует пересмотреть. Не нужно ярко выражать свое непокорство и излишнюю самоуверенность, прислушаться к чужой точке зрения – нередко имеет смысл.

Сочинение с примерами из литературы

Гордость и гордыня. Эти слова так похожи, но смысл, заключённый в них, совершенно разный. Что же отличает эти два понятия?

Максим Горький в своей пьесе «На дне» высказал гениальную мысль: «Человек – это звучит гордо». С классиком нельзя не согласиться, ведь гордость – это неотъемлемое качество сильной самодостаточной личности. Оно заключается в чувстве собственного достоинства, умении защищать и отстаивать свои права и взгляды. Гордый человек никогда не позволит обидеть себя, он всегда имеет свое мнение. Настоящая личность ставит перед собой цель, к которой постоянно стремится, занимается саморазвитием, потому что ей важно ощущать собственную значимость. Такие люди, как правило, добиваются в жизни успеха и помогают это делать другим.

Человек, у которого развито чувство гордости, никогда не станет подлецом. У него нет миллиона друзей, зато он всегда уверен в том, что рядом с ним честные и преданные люди. Ведь гордость и ложь — понятия несовместимые. Никогда уважающий себя человек не позволит себе и своим близким обманывать других, предавать, поступать подло. Он не превратится в безвольного слабака, которым можно манипулировать. Сильная личность всегда самостоятельно строит свою судьбу.

Если вы не защищаете свои интересы, идете на поводу у других, успеха в жизни вам просто не достичь. Всегда найдутся те, кто воспользуются вашей слабостью. Безвольному человеку никогда не стать лидером, он всегда будет исполнителем чужой воли. Поэтому развивать в себе чувство гордости крайне важно.

Иногда случается так, что гордость перерастает в гордыню. Человек начинает ощущать собственное превосходство перед другими людьми и кичиться этим. Гордыня бывает обоснованная и необоснованная. Первая возникает, когда у личности есть ряд достижений, вторая зарождается на пустом месте, когда человек считает себя умнее или красивее других. Не зря в христианстве гордыню называют одним из смертных грехов. Она может повлечь за собою много бед. От горделивого человека всегда можно ждать унижения и насмешки. Он слишком много себе позволяет, преувеличивая свои возможности и таланты. Например, Гитлер возомнил, что может за короткое время завоевать весь мир. Гордыня одного человека привела к гибели миллионов людей!

В произведениях русской литературы есть множество примеров губительного действия гордыни на человека. Ведь гордец заставляет страдать других, но при этом остаётся несчастным сам. Достаточно вспомнить скитания Печорина из романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова или неприкаянное существование Ларры из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Поэтому всегда помните о том, что гордость – это прекрасное качество, которое делает вас человеком. Но, позволив росткам гордыни поселиться душе и сердце, вы можете погубить собственную жизнь и сделать несчастными других людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Гордость и гордыня (отличие)

Популярные сегодня темы

Если меня спросят о любимом художнике, то я, не раздумывая, отвечу, что это Иван Константинович Айвазовский. Все его картины настолько реалистичны и живы, что можно даже подумать, будто это фотография.

Однажды Муравей залез на верхушку березы, но обратно слезать не спешил. Он хорошо знал, что все ходы в муравейнике закроются, как обычно, с заходом солнца. Муравей сидел на сухом березовом листике

Война в поэме описана через её героев, офицеров и солдат. Твардовский был на фронте корреспондентом. Он придумал образ Василия Тёркина. В нём каждый может узнать себя. Он также, как и остальные борется с фашистами

«Легенда о Данко» — одна из частей новеллы «Старуха Изергиль», написанная Максимом Горьким. Главным персонажем этой истории является сильный и смелый человек с бесконечной любовью ко всем окружающим – Данко

В начале произведения повествуется о бабушке некоего Вани, которая отличалась необычайной мудростью, выверенностью, приветливостью и рассудительностью. Все ею несказанно восхищались и чтили как человека

Из опыта работы учителей русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60 имени героев Курской битвы» О.И. Учаевой, Л.С. Бушиной, Ю.А. Старковой.

«Нет лучше фрегата, чем книга, // Домчит до  любых берегов…»*  В этих строчках … и  шум ветра в парусах, и  соленые брызги, и запах морской воды… Приключения зовут тебя, читатель. Ау, читатель?!

Ну вот, улыбнулись… Только  грустно  как-то улыбаемся мы, взрослые, — мамы и папы, бабушки и дедушки, учителя и наставники нынешних юных. Уж мы-то знаем, как редко сейчас можно встретить по-настоящему увлеченного читателя-подростка.

Вопрос  родителей «как заставить читать ребенка?» учителя слышат постоянно. Ответить на него и легко, и трудно. С одной стороны, понятно, что нет ничего действенней собственного примера: читайте детям, читайте с детьми, говорите с детьми о прочитанном и о непрочитанном. Но не получается почему-то сейчас устраивать семейные чтения так часто, как хотелось бы, и все прочнее утверждается мнение, что не только научить читать должна школа, но и привить интерес, любовь к слову, к книге, к литературе.

В самом деле, именно педагогическое сообщество сталкивается с  этой проблемой в первую очередь, и поэтому именно учителя ищут способы, методы, формы, позволяющие выйти из этой непростой ситуации. Вспомнив истину «не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней», мы пошли «на поводу» у учеников, обратившись к материалу им близкому, интересному – к общению в социальных сетях.

Итак,  социальная литературная сеть. Форма работы, позволившая нам, учителям русского языка и литературы школы № 60,  обратить внимание детей на произведения русской классической литературы, на героев, чьи судьбы стали частью русской истории.

Как она работает?  На первом этапе ученики  получают задание  подготовить характеристику  литературного героя,  оформив «страничку» персонажа  в  воображаемой  социальной  сети.  Сделать это можно на обычном  альбомном листе или электронным слайдом.

Для этого ребята, объединившись в пары или небольшие группы,  готовят следующий материал:  портрет героя  (из имеющегося иллюстрационного материала),  наиболее отражающий, по их мнению, сущность персонажа; «статус» (цитата из произведения, пословица/поговорка, собственная оценка). Свой выбор нужно обосновать, обращаясь к содержанию произведения, к истории создания, к авторскому замыслу, к критике  и, без сомнения, к собственному жизненному и читательскому опыту.  Автор «странички» дает характеристику герою. Иногда разгораются настоящие словесные баталии автора «странички» с несогласными. Очень быстро становится понятно, насколько внимательно прочтено произведение, насколько тонко и доказательно  ребята  определяют авторское отношение к  персонажу,  учитывают ли  особенности изображаемой эпохи, что в их понимании нравственно, а что аморально.

 Второй этап. Персонаж уже живет в социальной сети. Не стоит забывать, что это открытое пространство, где информация распространяется молниеносно. Создаем для героя нестандартную ситуацию. Например,

  • Жилин оказывается в центре крестьянского восстания, возглавляемого Пугачевым. Как он себя поведет, чью сторону примет?
  • Павел Иванович Чичиков волею судьбы попадает в горный аул. Какое дело найдет для себя? Попытается убежать или останется?
  • Григорий Александрович Печорин отправляется на несколько дней в уездный город N. Куда он отправится: с визитами к помещикам или на городской бал, как будет себя вести, какие характеристики местных аристократов мы услышим от него?
  • Петр Андреевич Гринев встречается с Беллой (или Ундиной) и увлекается ею.

В новостной ленте на своей «страничке» персонаж (группа учащихся) описывает (очень кратко – по закону жанра), что с ним происходит. И это тоже очень тонкая работа детей – не погрешив против  авторского замысла, «вписать» свою строчку в судьбу героя. И снова возникают споры – кто-то непременно хочет ему помочь, кто-то не верит в непогрешимость мыслей и поступков персонажа, в его стойкость, а кто-то, наоборот, оправдывает слабость. На этом этапе работы дети  почти всегда приходят к выводу о том, что нет людей однозначно сильных или слабых, щедрых или корыстных, честных или  лукавых. Объясняют происходящее, в очередной раз делая запись на «страничке» от имени самого героя.

И вот здесь подключаются «подписчики». Им предлагается оставить свой комментарий. И они поддерживают, оправдывают, обвиняют…  Это возможно при хорошем знании и понимании текста.

Растут дети,  и вместе с ними «растёт» их понимание героев русской классики, которые  становятся для школьников все реалистичнее. Биографии Чацкого, Онегина, Печорина, Татьяны Лариной… даже Митрофанушки Простакова – это часть «биографии» русского мира определенного временного периода. Каждая эпоха рождает своего героя и антигероя. Их путь – это путь России. Об этом в одном из интервью говорил И.Л. Волгин: «…если бы Татьяна Ларина пошла за Онегиным, мы бы уже давно примкнули к европейской цивилизации. Но она этого не сделала… не могла построить собственное счастье на несчастье другого… потому о России можно говорить как о выбравшей свой путь». Нравственные критерии любимой героини Пушкина  применимы ко всем сферам жизни.   И наши соотечественники   всегда верили художественному слову, воспринимали его как реальность, как урок, напутствие, совет…

Следующий, третий  этап работы (а она может быть представлена в «триединстве» обозначенных частей) обращает  учеников – здесь мы работаем со старшеклассниками – к тому, что вся предыдущая работа не просто игра – что-то большее. Подростки соглашаются с тем, что  книга, художественная литература для внимательного, заинтересованного читателя может стать не просто учебником, но  учебником жизни, ведь она развивает не только интеллект, но и духовный мир человека, с малых лет формируя представление о том, «что такое хорошо, и что такое плохо».

В самом деле, даже маленький ребенок скажет, что Иван-Царевич, спасший Василису, – это хорошо, а Карабас Барабас –  плохо. 

Таким образом,  уроки литературы преподносят старшеклассникам понимание того, что есть архетип**.  И в русской литературе достаточно персонажей, которые стали  безусловными  примерами-носителями  каких-либо человеческих качеств:

  • архетип жертвенности, бескорыстного служения – царевна, Сонечка Мармеладова, Матрена («Матренин двор»);
  • романтический герой, человек чести – Руслан, Данко, Петр Гринев, Андрей Болконский;
  • эгоист – Ларра, Печорин…

Когда  мы  проводили  мероприятие  в  первый раз,  то столкнулись с реальностью,  о которой часто говорим  в будничном общении с коллегами, родными, друзьями, но с которой никак не ожидали столкнуться «на территории» урока.  Наивно веря, что уж точно научили детей отличать добро от зла, предложили им представить их недалекое будущее.   

Через десять-пятнадцать лет именно  вы – руководители компаний, президенты банков, министры, военачальники, директора,  менеджеры, педагоги…  И вы прекрасно понимаете, что хорошо подобранный кадровый состав – половина успеха. Выберите для себя сферу деятельности и наберите  команду  из  известных  вам  литературных персонажей, способных, на ваш взгляд, к деятельности именно в этой сфере.

И вот тут нас ждало некое потрясение.  Почти удар.

Были предложены следующие области деятельности: педагогика, экономика, финансы, военная служба, государственная служба. Литературные  персонажи: Жилин, Гринев, Печорин, Чичиков, Болконский.

Все сферы деятельности ребятам (рабочими  группами) были задействованы. А вот во взглядах на «профпригодность» героев  поколения «отцов» (учителя) и «детей» (ученики) разошлись: самыми востребованными у  юных «работодателей» оказались Чичиков и Печорин как люди мобильные, умеющие просчитывать ситуацию, управляющиеся со своими эмоциями без ущерба для дела. Жилин,  Гринев  и  Болконский, по мнению ребят, могут быть полезны лишь  на военной службе.  На вопрос «как можно допустить Чичикова  к  государственной казне?» (корыстен, нечист на руку и т.д.)   прозвучал  ответ: «Ничего страшного, при необходимости за ним присмотрят другие структуры». Петр Андреевич Гринев – традиционно эталон нравственности, внутреннего благородства, чести – в глазах определенной части современных подростков – человек «не гибкий, не умеющий находить выход из ситуации», князь Болконский  «слишком  «зациклен» на собственных мироощущениях, он не может быть ни хорошим руководителем, ни надёжным исполнителем».  

Конечно, мнения были разные и споры разгорались нешуточные, но именно то, что нас удивило, заставляло  вернуться к этой работе  с разной аудиторией.

Стоит, конечно, прокомментировать, что эти мероприятия сопровождаются непременными отправками к текстам произведений, к характеристикам и утверждениям  авторов произведений, к критике, к иллюстративному материалу. Представители  рабочих групп  предварительно получали индивидуальные задания (поиски для группы иллюстративного материала, работа с критическими статьями, авторскими пояснениями и т.д.).

Действительно, каждая эпоха рождает своего героя. Кто он – герой нашего времени? Есть ли он у наших детей? Ответить непросто. Может быть, невозможно. Учителя, воспитатели, педагоги как никто понимают это. Ведь мы видим не просто детей, мы видим поколение. И изо всех сил стараемся сохранить традиционные для нашего народа нравственные ориентиры, обращаясь к урокам  русской  истории, к  мудрости русских классиков, которые всегда «ищут правду, а красота появляется сама собой» (Мериме).

Итак, литературная социальная сеть – форма работы, которая, без сомнения, привлечет внимание школьников любого возраста и позволит достичь поставленной цели – познакомить наших учеников  с литературными героями, дать  оценку их словам и поступкам, опираясь на знание текстов произведений,  истории их создания, особенностей изображаемой эпохи, на  жизненный и читательский опыт.

Эта форма работы стала интересна не только учащимся школы  с пятого по одиннадцатый классы, но и участникам осенней смены для одаренных детей (2018 г.), и коллегам – слушателям курсов повышения квалификации. После проведения уроков и внеурочных мероприятий с использованием этой формы работы мы слышим  просьбы от школьников  повторить, продолжить – настолько неожиданными и для них, и для нас были результаты.

*«Нет лучше Фрегата – чем Книга…» (Эмили Дикинсон)

** Литературный архетип – часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях.

  • Петр гринев дорога чести сочинение
  • Петр гринев аргумент для сочинения
  • Петр гринев становление личности сочинение
  • Петр андреевич гринев сочинение
  • Петр 1 сочинение по истории 8 класс