Петр гринев дорога чести сочинение

Сочинения по литературе пушкин проблема чести и долга в романе пушкина капитанская дочка в качестве эпиграфа для своего романа капитанская
  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Проблема чести и долга в романе Пушкина Капитанская дочка

В качестве эпиграфа для своего романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкин взял пословицу «Береги честь смолоду». Таким образом, автор обозначил основную проблему произведения.

Повествование ведется от лица Петра Андреевича Гринёва. В его поступках отражаются понятия о долге, благородстве, совести, привитые ему с детства. Так, несмотря на то, что Зурин его обманул, Гринёв возвращает ему проигрыш. Затем дарит незнакомцу, помогшему выбраться из бурана, заячий тулуп. Этот широкий жест впоследствии спасает молодому человеку жизнь. В конечном счёте, благородный характер главного героя приводит его к личному счастью. Пушкин показывает, что успех благоволит к честным людям.

Слуга Савельич тоже человек долга. Для него это забота и уход за молодым хозяином, сохранение господского имущества.

Бережёт свою честь и Маша Миронова. Она не соглашается стать женой Швабрина даже под угрозой смерти. Также героиня не хочет идти под венец и с Петром Андреевичем без благословения его родителей.

Во время захвата Белогорской крепости обнажаются скрытые качества всех персонажей. Капитан Миронов отказывается изменить присяге и погибает. Не предает достоинство офицера и Гринёв, но Пугачёв щадит его в память о подаренном тулупе. Атаман ценит в Петре Андреевиче благородство. Но Гринёв верен своим принципам, он не встаёт на сторону мятежника, а в ответ на калмыцкую сказку об орле и вороне говорит: «Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

Пугачёв – особенно противоречивый персонаж. Он зверствует в завоеванных селениях, но в то же время симпатизирует Гринёву и помогает тому спасти Машу. У него есть свои понятия о чести, но они отличаются от взглядов главного героя.

Антиподом Гринёва является молодой офицер Швабрин, образованный аристократ, но абсолютно бесчестный человек. Он провоцирует Гринёва на дуэль, а потом исподтишка наносит удар. Этот персонаж нарушает офицерскую присягу, примыкая к Пугачёву. Швабрин хочет отомстить Гринёву и насильно взять в жёны Машу. Но даже Пугачёв осуждает своего нового приспешника за низость и подлость. После разоблачения Швабрин даёт против Петра Андреевича ложные показания в суде. Судьба его плачевна: в отличие от Гринёва, удача не благосклонна к нему, ведь он предатель.

Каждый из героев романа «Капитанская дочка» делает выбор в соответствии с собственным пониманием чести и долга, в результате чего вершатся их судьбы.

Образец 2

Одной из главных проблем произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является проблема чести и долга. Как же раскрываются образы героев романа по отношению к этой проблеме?

Петра Гринева мы видим в самом начале произведения совсем юным. Его отец относится к военной службу как к долгу дворянина, поэтому отправляет Петра на службу в армию, чтобы он «потянул лямку». При прощании с ним отец дает ему наставление беречь честь смолоду. И Петр стремится выполнить завет отца.

Петр Гринев – добрый и порядочный человек. Эти его качества проявляются уже по дороге к месту службы. Он возвращает карточный долг, поступив по чести, несмотря на то, что слуга Савельич его отговаривал. Подарил за помощь в дороге заячий полушубок какому-то бродяге, который, как выяснилось позднее, оказался Пугачевым. Уже в крепости, защищая честь Маши Мироновой, вступает в поединок со Швабриным, поступив как истинный офицер и дворянин. Выполняет свой воинский долг при обороне Белогорской крепости. Не боится смерти и отказывается перейти на службу к Пугачеву. Впоследствии он не один раз попадает в лагерь Пугачева и пользуется его помощью, но ни разу не нарушает воинской присяги. Из юноши он вырос в мужчину и офицера, не уронившего чести и достоинства.

В отличие от Гринева, Алексей Швабрин – завистливый человек, способный на всякие низости и гадости. У него нет понятия чести. Швабрин оскорбляет и унижает Машу. Он спасает свою жизнь, не желая быть казненным вместе с защитниками крепости, и переходит на сторону Пугачева. Швабрин нарушил присягу и поступился дворянской честью.

Иван Кузьмич Миронов, комендант крепости, отказывается служить Пугачеву, не признавая его государем. Чувство долго, офицерской чести живет в его душе. Он погиб, но не изменил присяге, не уронил своей чести.

У Пугачева, предводителя восстания, тоже есть свои представления о чести. Он сохраняет жизнь Петру Гриневу, помня его щедрость и тем самым отвечая добром на добро. Уважает Гринева за его достойное поведение перед лицом смерти и верность присяге. Помогает освободить ему от Швабрина Машу. Гринев и Маша обязаны Пугачеву своим счастьем.

Таким образом, каждый из героев романа по-разному понимает понятия чести и долга и поступает так, как велит его совесть.

Сочинение 3

В произведении «Капитанская дочка» Пушкин использовал пословицу, которую знают все, а называется она: «Береги честь смолоду». Именно данная пословица помогает раскрыть всю суть произведения. Все происходит в те времена, когда произошло восстание, которым управлял сам Пугачев. Каждый человек по-своему реагирует на все происходящие события. Главными героями здесь стали Гринев и Швабрин. И в итоге становится понятно, кто готов ради защиты своей родины на многое, а кто вообще не готов ничем рисковать и больше всего ему хочется получить только одну лишь выгоду.

У Гринева есть сын, которого он отправил служить. Ему не хочется чтобы он стал лентяем. Кроме этого сам он является дворянином. В детстве его воспитывал отец. И для того чтобы научить и сделать из сына путного человека он постоянно применял разные пословицы и давал нужные наставления, которыми потом он пользовался в жизни. Он никогда ничего не боялся и всегда шел напрямую к цели, которую перед собой ставил.

Именно поэтому для Гринева самое главное это не только беречь честь, но и быть честным человеком не смотря ни на что. Ему не раз приходилось сражаться с Пугачевым, но из каждой ситуации он выходил живым и невредимым. Немного погодя ему удалось вызволить из плена свою любимую, на которой он потом женился. Но для начала Маша хочет чтобы ее благословили родители.

А вот совсем другим человеком является еще один герой этого романа, и зовут его Швабрин. Он еще никому и никогда не говорил правды и всегда старается обмануть и при этом получить от этого какую-то выгоду. И даже когда наступает бунт, то он не понимает, почему все переживают, поэтому поводу, ведь все должны восхищаться только им. Кроме этого он даже не совсем понимает что такое на самом деле честь. Также он может легко и просто унизить или оскорбить любую девушку и за это его не будет грызть совесть. Вот так он оскорбил Машу Миронову. А вот Гринев всегда защищает и помогает тем, кто оказался в трудной ситуации и всегда защитит девушку.

Когда начался Пугачевский бунт, то Швабрин даже без боя готов был сдаться и работать под предводительством другого командира. Теперь он убивает и уничтожает своих бывших товарищей и ему их совсем не жалко. Кроме этого он захватывает в плен Машу и делает все для того чтобы она стала его женой, но девушка не соглашается. И Швабрина это очень сильно злит и он несколько дней не дает ей еды. А вот Гринев ни за что не продаст родину и будет биться за нее до последней капли крови.

Савельич также никогда не предаст свою родину и будет верен только своему императору. И все что он прикажет, будет делать. Он во всем ему помогает и дает когда нужно дельный и нужный совет, которым император обязательно пользуется. Кроме этого жизнь императора зависит напрямую от Савельича, и он об этом очень хорошо знает.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема чести и долга в романе Пушкина Капитанская дочка

Проблема чести и долга в романе Пушкина Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

  • Характеристика Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо (Корчагина Матрена Тимофеевна)

    Нашли ли счастье в жизни Матрены странники, ищущие ответ на вопрос о счастье? Этому посвящена третья глава поэмы Некрасова, которая повествует о простой русской крестьянке Матрене Тимофеевне.

  • Сочинение Анализ сказки Богатырь Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)

    По мнению большинства критиков, произведение «Богатырь» является одной из сказок Салтыкова-Щедрина, которая наделена резкостью сатирического нападения на сложившуюся в стране ситуацию.

  • План рассказа Кавказ Бунина

    Данный рассказ ведется от имени автора . Он приехал в Москву и остановился в отеле на Арбате . Он влюбился и мечтает не просто о встречах с любимой, а о чем то глубоком и вечном.

  • Был ли иной путь у Катерины? — сочинение

    Островский написал много разных произведений. Но одним из ярких стало «Гроза». И одним из главных героев является девушка по имени Екатерина. У нее добрый, скромный и милый характер. Родители старались

  • Сочинение по книге Белый бим черное ухо Троепольского

    Г.Н. Троепольский является автором произведения о дружбе «Белый Бим черное ухо». В нем идет речь о добре и человеческой жестокости. Так же рассказывается история дружбы мужчины и собаки по имени Бим

Итоговое сочинение – это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. Среди них: словарный запас, знание литературы, умение излагать свою точку зрения на письме. Словом, такой формат дает возможность оценить общее владение ученика как языком, так и предметными знаниями.
1. На итоговое сочинение отведено 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем – 350 слов.
2. Дата итогового сочинения 2016-2017. В 2016 году оно проводилось 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года. В 2017 – 7 декабря, 1 февраля, 17 мая.
3. Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.
Целью сочинения является рассуждение, грамотно и четко выстроенная точка зрения ученика с использованием примеров из литературы в рамках заданной темы. Важно отметить, что в темах не указано конкретное произведение для анализа, оно носит надпредметный характер.

Темы итогового сочинения по литературе 2016-2017

Темы формируются из двух перечней: открытого и закрытого. Первый известен заранее, отражает примерные общие темы, они сформулированы как понятия, противоречащие друг другу.
Закрытый перечень тем оглашается за 15 минут до начала сочинения – это более конкретные темы.
Открытый перечень тем итогового сочинения 2016-2017:
1. «Разум и чувство»,
2. «Честь и бесчестие»,
3. «Победа и поражение»,
4. «Опыт и ошибки»,
5. «Дружба и вражда».
Темы изложены в проблемном ключе, названия тем – антонимы.

Рекомендованная литература

Литература, рекомендованная для успешного написания сочинения, публикуется в сети вместе с открытым перечнем тем. Туда входят не только произведения из школьной программы, но и другие шедевры мировой классики. Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение 2016-2017:
1. А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
2. А.П. Чехов «Ионыч»,
3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
4. Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
5. В.А. Каверин «Два капитана»,
6. В.В. Быков «Сотников»,
7. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
8. Генри Марш «Не навреди»,
9. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
10. Джек Лондон «Белый клык»,
11. Джек Лондон «Мартин Иден»,
12. И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
13. И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
14. Л.Н. Толстой «Война и мир»,
15. М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
16. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
17. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
18. Э. Хемингуэй «Старик и море»,
19. Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
20. Э.М. Ремарк «Три товарища».

Аргумент к теме “Честь и бесчестье”

Точка зрения должна быть аргументирована. Для того, чтобы грамотно оформить аргументы, следует привлекать литературный материал, соответствующий теме. Аргумент является главной составляющей сочинения, входит в число критериев оценки. Так, аргумент должен:
1. Соответствовать теме
2. Включать в себя литературный материал
3. Быть вписан в текст логично, в соответствии с общей композицией
4. Быть изложен с помощью качественной письменной речи
5. Быть грамотно оформлен.
К теме “честь и бесчестье” можно взять аргументы из произведений М. А. Шолохова “Судьба человека”, А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, А. А. Лиханова “Чистые камушки”.

Примеры итоговых сочинений

Существует ряд шаблонов итоговых сочинений. Они оцениваются по пяти критериям, вот пример сочинения, набравшего высший балл:
Пример сочинения на тему: “Что значит идти дорогой чести?”
Что такое честь, как идти по «дороге чести»? Для этого нужно разобраться, что же значит «честь»: согласно толковому словарю, «Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека». У каждого человека есть нравственные принципы, за которые он должен бороться и отстаивать их. Это и значит выбрать верный путь, жить по своей совести, следовательно, и идти дорогой, которую подсказывает честь. Значит человек, не пренебрегающий принципами, даже в самой тяжелой жизненной ситуации идет дорогой своей чести. Это непростой путь, иногда, чтобы оставаться честным по отношению к себе и своей совести приходится пережить множество трудностей и лишений, но важно помнить, что ведет по этому пути: ваша воля, честь, достоинство.
Такой нравственный выбор отражен в произведении М.А. Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, попал в плен. Даже в таких условиях он не подавлен духом, высказывает свою точку зрения. За неосторожно сказанные слова его собирались расстрелять. Он мог бы умолять о пощаде, унижаться перед врагами. Но герой готов отстаивать свою честь даже перед лицом смерти. Следующий нравственный выбор совершил заключенный, когда комендант Мюллер вызвал его к себе на допрос – Мюллер пытался спровоцировать Андрея, изнеможенного голодом и тяготами заключения: «… кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: “Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия”». Даже в условиях неволи и лишений герой делает выбор в пользу чести: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!». Немецкий комендант признал моральную победу советского солдата и сохранил ему жизнь. Автор хочет донести до читателя мысль, что честь и достоинство важнее для человека, чем что бы то ни было.
Но вопрос чести стоит не только во время войны, даже в простой жизни, в повседневных заботах человек не должен забывать о ней. Нужно, не взирая ни на обстоятельства, ни на возраст, отстаивать свои права и интересы. Так, в повести «Чистые камушки» А. А. Лиханов рассказывает о мальчике, не побоявшемся дать отпор хулигану Савватею. Задира выбрал учеников начальной школы для своих проказ, каждый день дежурил у здания, грабил и избивал учеников. Но на побоях и грабеже все не заканчивалось, он еще не упускал случая унизить малышей. После нескольких нападений ученик Михаська не выдержал унижений и решил дать отпор, схватил камень и замахнулся на Савватею, но драка не состоялась. Савватея отступил, потому что не ожидал, что его жертвы способны дать отпор, увидел силу Михаськи, не грубую силу удара, а внутреннюю, то мужество, с которым он раньше не сталкивался. Моральная победа осталась за учеником начальной школы, мальчиком, который проявил отвагу, непосильную взрослым и другим детям его возраста. Это и есть моральная победа.
Таким образом, можно сказать, что каждый человек обязан самому себе чувствовать свою дорогу чести, отстаивать свои интересы и помогать людям, которым нужна помощь.
Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк: Вопросы Абитуриента

(1 вариант)
Петруша Гринев – герой исторического романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Это литературный герой, но он весьма типичен для своего времени: «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Образование получил поверхностное, да и чему его мог научить месье Бопре, который толком и не знал, что значит быть учителем. Так жили многие дворяне в провинции. Судьбу Петруши решил отец. Когда пришло время Петру служить, отец не отправил его в гвардию в Петербург, а написал письмо бывшему однополчанину. У отца были свои принципы долга и чести, и он так напутствовал сына на службу: «Служи верно, кому присягнешь… и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Конечно, молодому человеку случалось ошибаться. Напившись, он проиграл Зурину сто рублей, поддавшись на уговоры, «что надобно к службе привыкать». Он еще не понимает, что не в умении пить и развлекаться честь офицера. Но грозные события Пугачевского восстания заставили его это понять. Когда пала Белогорская крепость, пришлось доказать делом, что «долг наш – защищать крепость до последнего издыхания». Все офицеры, отказавшиеся изменить присяге и перейти к Пугачеву, были повешены. Гринев был готов повторить их участь, и лишь случайное вмешательство Савельича, узнавшего в предводителе бродягу, получившего барский заячий тулуп, помогло герою остаться в живых. Но и после, когда Пугачев предлагает Гриневу перейти к нему на службу, Петр не может на это согласиться. Он открыто говорит о том, что не может нарушить воинскую присягу. Он рискует жизнью, но «чувство долга восторжествовало… над слабостию человеческой», и Гринев этим гордится. Петр верен своей любви и по письму Маши самовольно уезжает из безопасного Оренбурга, чтобы ее спасти. Он опять смел, хотя и безрассуден, но его честность и прямота производят впечатление на Пугачева, и тот отпускает Гринева и Машу своей дорогой. Когда Гринева арестовали по доносу Швабрина и обвинили в измене, он всю вину принимает на себя, не желая впутывать Марью Ивановну в судебное разбирательство и ронять ее доброе имя. Гринев молчит, потому что ему унизительно оправдываться. Только заступничество Маши Мироновой, сумевшей дойти до самой государыни, спасает его. Мы видим на протяжении романа, как Гринев взрослеет и мужает духом, как его воспитание, заложенное в нем отцом, сказалось на его понятии верности долгу и чести. И можно сказать, что он достойно выполнил завет отца – «беречь честь смолоду». (2 вариант)
Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – историческое произведение. Однако его главные герои – вымышленные автором персонажи. А.С. Пушкин ведет повествование о Пугачеве, народном бунте и Екатерине II от лица Петра Андреевича Гринева, офицера далекой Белогорской крепости. Почему так важна история Гринева? С ее помощью автор решает важнейшие нравственные проблемы, такие, как проблема чести и долга. Ведь не случайно эпиграфом к роману стала народная пословица «Береги честь смолоду». Диалог из комедии Княжнина, приведенный в начале I главы, также важен для выражения позиции автора – он раскрывает принципы, в которых Гринева воспитывал отец. Именно отец не пустил Петрушу в Петербург, в гвардейский Семеновский полк, где можно было бы сделать скорую придворную карьеру. «Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». Позиция отца, честного армейского офицера, достойна уважения. Отправив сына служить в Оренбург, в уральские степи, под присмотр своего старого товарища, он просит держать сына «в ежовых рукавицах». Прощаясь, он напутствует Петра служить верно, не в угоду начальникам, а исполняя присягу и беречь честь смолоду. Наверное, большую роль в соблюдении этого наказа сыграли для Петра люди, его окружавшие. Генерал, друг отца, считает, что молодому человеку надо быть «на службе настоящей», научиться дисциплине. Для этого он отправляет Петра в Белогорскую крепость к капитану Миронову – «доброму и честному человеку». Капитан и его жена приняли его как родного. Офицеры крепости не знатны и не богаты, но у них твердые понятия о чести и долге солдата. Война с турками и шведами, которую они перенесли, не может по значимости своей сравниться с дуэлью, которую они называют «душегубством». Серьезное отношение к воинскому долгу они доказали жизнью, отказавшись присягнуть Пугачеву. И Гринев, может быть, неосознанно берет пример с них, а не с предателя Швабрина, сначала изменившего присяге, а потом оклеветавшего Гринева перед властями. Гринев верен своему долгу офицера, верен своей любви к Марье Ивановне. Он честно и прямо говорит Пугачеву, что не может ему служить, и его искренность покорила даже самозванца – он отпускает Гринева с миром. Он не оправдывается при аресте по доносу Швабрина – ему унизительно и постыдно впутывать в судебное расследование Марью Ивановну. Для таких людей, как отец Гринева, капитан Миронов, Иван Игнатьич, не страшна смерть, если они отстаивают то, что почитают «святынею своей совести». Так же был воспитан и Петр Гринев, сохранивший верность своему долгу и честь офицера и дворянина.

Название: Как выполнил Гринев завет отца по роману Пушкина Капитанская дочка
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 18:03:10 16 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 3562
Комментариев: 21
Оценило: 16 человек
Средний балл: 3.4
Оценка: 3   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Как выполнил Гринев завет отца по роману Пушкина Капитанская дочка
Некоторые Мои Читатели Время От Времени Сочинение
Курсовая работа: Возмещение морального вреда
Реферат по теме Политическая элита России
Курсовая Работа На Тему Проектная Разработка Программы Непрерывного Образования
Стимулирование Сбыта Курсовая
Курсовая работа: Разработка программы определительных испытаний
Реферат Оригинальность По Госту
Семь Чудес России Реферат
Курсовая работа по теме Пути повышения обеспеченности материальными ресурсами
Реферат: Правовое обеспечение инвестиционного проекта
Реферат: Физические качества, как основные определяющие спортивный результат в беге на средние дистанции
Курсовая Работа На Тему Государство Как Основной Субъект Международного Права
Традиционное Обучение Реферат
Реферат: Совокупный спрос на рынке благ. Скачать бесплатно и без регистрации
Лабораторная Работа Слюна Крахмал
Курсовая работа по теме Запуск теплоходного судна «Cтолетов»
Сочинение На Тему Памятник Державина
Доклад по теме Химические растворы
Реферат по теме Реформы Петра I и Екатерины II
Курсовая работа: Уголовно-правовая и криминологическая характеристика мошенничества
Реферат: Obituary On George Washington Essay Research Paper
Дипломная работа: Изучение теории и практики бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками, выявление проблемных вопросов и определение путей их решения
Реферат: Capital Punishment 16 Essay Research Paper PITAL

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 г.Кызыла»

$

Конспект урока на тему:

«Дорога жизни – дорога чести»

(По «Капитанской дочке» А.С.Пушкина)

$

Учитель русского языка и литературы

Ондар Аида Васильевна

$

2002-2003 учебный год

Тема урока: «Доро$га жизни – дорога чести» (По «Капитанской дочке» А.С.Пушкина).

Цели: 1.помочь учащимся прийти к выводу, что жизненный путь Петра Гринева – это дорога чести;

2.воспитание чувства ответственности за свои поступки, обратить внимание учащихся на одну из актуальных тем – на тему милосердия;

3.расширение словарного запас$а, развитие умения строить устные и письменные монологические высказывания.

Ход урока.

— Сегодня на уроке посмотрим, сумел ли Петр Гринев, пройдя по дороге жизни, сохранить те качества, которые вынес из родительского дома и выполнил ли наказ отца. Ведь дорога жизни каждого человека начинается с родительского дома. Родительский дом не просто начало дороги. Он является путеводной звездой, которая помогает человеку не заблудиться и достойно прожить жизнь. И тот, кто не забывает сверяться по этой звезде, не потеряет свою дорогу. Для Гринева такой путеводной звездой оказался наказ отца.

— Отпуская сына на службу, какой наказ дает отец?

— Что он просит сберечь?

— Итак, верность$ присяге, честь, доброта, благородство – вот что ценит отец Петруши, вот его наказ, напутствие сыну, вступающему в самостоятельную жизнь. Проблема чести – одна из основных проблем повести. Не случайно эпиграфом ко всему произведению Пушкин взял пословицу «Береги честь смолоду», который полностью прозвучал в наказе отца.

— Дома попробуйте раскрыть смысл эпиграфа. Откройте дневники и запишите: «Раскрыть смысл эпиграфа «Береги честь смолоду».

$- Что такое честь?

— Друг Пушкина В.И.Даль в своем словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет так: «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

— А что такое совесть?

— Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведени$е перед окружающими людьми, обществом.

— Как, по мнению отца, надо жить?

— Гринев «отправился в дорогу, сел в кибитку с Савельичем».

— Куда идти? На этот вопрос вместе Гринева ответил Андрей Петрович, отправив сына в Оренбург. А какой будет его дорога? Это зависит от самого Гринева.

— Куда в ту же ночь привела дорога нашего героя?

— Как прошел первый день «на воле»?

$

— Как вы оцениваете его поступки?

— В чем его можно оправдать, а в чем нельзя?

— Что ценного в характере Гринева проявилось в этот неудачный $для него день?

— Если у человека неспокойна совесть, значит, душа его очищается от того дурного, что было в нем. Он чувствует раскаяние, стыд, мучение за свое поведение перед людьми.

— Покинув родительский дом, Гринев уже успел совершить неблаговидные поступки. И поэтому, какой стала его дорога? А дальше будет ли гладкой, спокойной дорога?

— Как развивается буран?

— А зачем нужен был буран? Ведь буран происходит в начале сентября. Это ведь неправдоподобно.

— Белое облачко – белую тучу;

Ветер – слегка подымается, показа$лся не силен, становился сильнее, завыл;

Мелкий снег – повалил хлопьями.

(Буран развивается стремительно)

— Во время бурана наши герои потеряли дорогу. Почему?

— Заблудились. Это в прямом смысле. А в переносном, что означает потеря дороги?

— Кто помог ее найти?

— Как по-др$угому называется вожатый?

— Почему?

— Найдите оп$исание дороги, по которой они поехали, когда дорожный нашел ее.

— На что была похожа эта дорога?

— Это не накатанная дорога, а бездорожье, бугры, ямы, овраги, препятствия. Здесь вожатый выводит на постоялый двор, а в жизни Гриневу самому придется прокладывать дорогу.

— Так начинаются его встречи с Пугачевым. Чем заканчивается первая встреча?

— Почему? Что произошло?

— Как называется качество характера, когда человек отвечает на добро добром?

— Что такое милосердие?

$ Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

— Этот его поступок показал, что Гринев действует так, как его научили добрая мать, строгий и требовательный отец. Он поступает по-человечески. На добро отвечает добром. Пытается жить честно, по совести.

— Актуальна ли тема милосердия в наши дни? Почему?

— Наши герои отправились дальше, и Грин$ев скоро позабыл и о буране, и о вожатом, и о заячьем тулупе.

— Где автор возвращает своего героя с высоты нравственного и милосердного поступка и показывает его озорство и легкомыслие?

— После Оренбурга дорога идет «по крутому берегу Яика» Какой смысл вкладывает автор в слово «крутой»?

— Проехав сорок верст, Гринев приезжает в Белогорскую крепость. Здесь Гриневу пре$дстоит выдержать серьезные испытания.

— Почему Гринев и на желал другого общества в крепости?

— Испытаниям подвергается и зарождающееся чувство любви к Маше Мироновой. Он не отказывается от дуэли со Швабриным, хотя явно оказывается спровоцированным на поединок, защищая доброе имя и честь любимой девушки.

$- Как стал относиться к Швабрину Гринев после дуэли?

— Почему?

Одно из главных испытаний Белогорской крепости – приступ и взятие крепости Пугачевым.

— Как проявил себя Гринев?$

— Почему Пугачев, жестоко расправившийся с комендантом, его женой и Иваном Игнатьевичем, пощадил Гринева?

— А дальше будет и третья встреча с Пугачевым. Найдите этот эпизод. Прочитаем по ролям.

— Оцените поведение Гринева.

— И вот опять Гринев в дороге. Зачем он едет в Белогорскую крепость?

— Эта дорога таит в се$бе еще одно испытание. Какое?

— И вот опять встреча с Пугачевым. На этот раз в Бердской слободе, в пристанище Пугачева.

— Представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка. В кибитке Пугачев и Гринев. Что чувствовал Гринев?

— Чего он боялся?

— Но, несмотря на это они поехали по гладкой дороге. Причем этот эпитет повторяется дважды. К чему это?

— Мы опять возвращаемся в Белогорскую крепость, в эту «богоспасаемую крепость». Почему она «богоспасаем$ая»? Ведь она пала от Пугачева.

— Здесь он не растратил себя, свою душу. Здесь окрепли его лучшие задатки, то, что завещал отец. Здесь он оказался на высоте своего духа. Здесь бог душу ему спас.

— Испытания Гринева на этом не закончились. Его ожидает впереди арест, где он не выдает Машу – не называет ее имени; последняя встреча с Пугачевым, «который узнал его в толпе и кивнул ему головою…»

— И дорога, по которой он выехал из родительского дома, превратилась в большую. Почему?

— Сохранил ли о$н те качества, которые вынес из родительского дома. Выполнил ли наказ отца?

— Самое главное найти сою дорогу, остаться самим собой, верным себе, тем идеалам, которые руководят. Не покривить душой, сохранить совесть, не замарать честь свою, говорить правду и остаться человеком.

— Дорога жизни Гринева оказалась дорогой… чести.

$- Я вам желаю, чтобы ваша дорога тоже была дорогой чести.


Подборка по базе: Шаблон сочинения на ЕГЭ 2020.docx, Курмакаева Л.442-4Б.Методика сочинения .РЯМП..docx, Собираем материал для успешной подготовки к итоговому сочинения , Список литературы для написания итогового сочинения.doc, Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку 2.docx, Готовые сочинения.docx, все сочинения по литераттуре.pdf, Клише для итогового сочинения 2020 (1).docx, Форма для написания сочинения.doc, Модель написания сочинения.docx


Человек путешествующий

В романе-эпопее особое внимание уделяется описанию жизненного пути князя Андрея. Вначале он появляется в виде представителя светского общества, однако Андрей Болконский выражает недовольство образом жизни, который он был вынужден вести из-за своего происхождения и общественного положения. Отказавшись от ненавистного светского образа жизни, князь Андрей отправился участвовать в войне 1805-1807 гг., где он совершил подвиг под Аустерлицем: не побоявшись врага, герой поднимает упавшее знамя и ведет русских солдат в бой. В романе-эпопее показано, что Андрей Болконский несколько раз разочаровывается в службе, однако в итоге он все равно приходит к желанию служить Родине и всему русскому народу. И если в войне 1805-1807 гг. князем Андреем движет стремление найти «свой Тулон» и восхищение Наполеоном, то в войне 1812 года героем движет искреннее желание защитить Родину, помочь ей. Андрей Болконский погибает после получения ранения во время Бородинского сражения, что показывает самопожертвование персонажа ради блага Отечества.

Л.Н. Толстой показывает, что князь Андрей на протяжении всей своей жизни находился в постоянном поиске собственного «я». Он много раз разочаровывался в том, что он делал, однако он всегда с честью и достоинством продолжал свой жизненный путь, предпринимая многочисленные попытки найти правильную дорогу. Андрей Болконский совершал ошибки, однако он никогда не делал того, что противоречило бы его жизненным убеждениям на определенном этапе жизни. Князь Андрей умер после того, как нашел смысл жизни, перед смертью он оставил все обиды, что подчеркивает мысль о том, что жизненный путь Андрея Болконского – это «дорога чести».

Судьба Андрея Болконского заставляет задуматься над тем, что взлеты и падения – неотъемлемая часть жизни каждого человека, что невозможно сразу же определить верный путь, который принесет человеку счастье, что поиски собственного «я» могут быть очень долгими, и именно в этом заключается жизненный путь человека, смыслом жизни которого в широком смысле этого слова можно считать нахождение смысла собственного существования.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показано, как главный герой Петр Гринев вместе со слугой Савельичем покидает родимый дом и отправляется на службу в Белогорскую крепость. Смена места действия помогает увидеть произошедшие внутри Петра Гринева изменения.

По пути Петра Гринева на службу его образ раскрывается с двух сторон. С одной стороны, прослеживаются прошлые мечты главного героя о службе в Петербурге, где он мог вести разгульный и праздный образ жизни: Петруша Гринев проигрывает деньги Зурину. С другой стороны, уже по дороге в Оренбург Петр Гринев проявляет благородство по отношению к незнакомцу, который вывел их из бурана: центральный персонаж, несмотря на недовольства Савельича, в знак благодарности дарит незнакомцу заячий тулуп.

Прибыв в Белогорскую крепость, Петр Гринев начал вести себя как благородный человек. Из гоняющего голубей и не стремившегося к получению знаний типичного недоросля, которым он был до шестнадцатилетнего возраста, центральный персонаж превращается в человека чести и достоинства, руководящегося данным отцом наказом «Береги платье снову, а честь смолоду». Поведение Петра Гринева во время крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева нельзя назвать поведением типичного разбалованного недоросля, он демонстрирует лучшие качества дворянства.

А.С. Пушкин показывает, что Петр Гринев чувствует ответственность за собственную жизнь. Оказавшись в центре кровопролитных действий в стране, которые требовали решения относительно того, на чьей стороне находиться, главный герой сразу же определяет свой путь: он остается на стороне государства. Рискуя быть казненным пугачевцами, Петр Гринев решает быть верным самому себе и своему пути до самого конца. В отличие от многих дворян, которые перешли на сторону Емельяна Пугачева, Петр Гринев отказался от предложения самого предводителя восстания послужить ему «верою и правдою». Петра Гринева не интересовало обещание самозванца пожаловать его «и в фельдмаршалы и в князья». Отказываясь присягать предводителю восстания крестьян, главный герой рискует собственной жизнью, однако он не готов идти против самого себя: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»; «Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего».

Таким образом, через смену места действия автор демонстрирует произошедшие внутренние изменения Петра Гринева, который остается верным выбранному жизненному пути, несмотря ни на что.

М. Горький «На дне»

В пьесе М. Горького «На дне» особое внимание уделяется жителям ночлежки, которые оказались на «дне жизни». Автор приводит читателя к мысли о том, что такой образ жизни герои ведут не столько из-за внешних обстоятельств, сколько из-за собственного нежелания менять свое существование.

Сатин, Бубнов, Актер, Васька Пепел, Наташа, Клещ, Анна, Барон, Настя, Квашня, Алешка, Кривой Зоб и Татарин идут по пути пьяниц, убийц, воров, картежников, шулеров, безработных людей, женщин с несчастными судьбами. Актер лишился сценической должности из-за своего алкоголизма, Насте для обеспечения своего существования приходится быть девушкой «легкого поведения». Через образ умирающей Анны автор демонстрирует реальные судьбы женщин, которым приходилось на своем жизненном пути сталкиваться с различными трудностями. Большинство ночлежников – любители выпить и нелюбители работать, в особенности – обеспечивать себя честным трудом. Многих жителей ночлежки характеризует бездействие, которое в свою очередь тесно связано с жизненным путем человека.

М. Горький показывает, что жители костылевской ночлежки мирятся с тем положением, в котором они оказались. Они ничего не делают для того, чтобы вырваться со «дна» жизни. Одни герои с рождения живут бессмысленной жизнью, но есть и те, которые раньше жили весьма неплохой жизнью, однако даже они не хотят ничего делать для того, чтобы вернуть свое прежнее положение. Ни один из людей «дна» не встает на путь изменений, хотя у некоторых из них и были мысли и мечты об этом. Актер мечтает о том, как он окажется в лечебнице для зависимых от алкоголя, но толком ничего не делает для того, чтобы действительно изменить свою жизнь к лучшему. Он думает о дороге, но не начинает свой путь и вовсе лишает себя возможности изменить жизнь, совершая самоубийство. Васька Пепел, отец которого основную часть своей жизни провел в тюрьмах, был уверен, что его ждет тот же путь. Даже Клещ, который стремился выбраться из ночлежки, продает свои инструменты и мирится со своим нищенским положением, поняв, что окружающие его люди, к которым до этого он относился с презрением, являются такими же людьми, как и он. Жизненные пути героев горьковской пьесы по-настоящему трагичны, однако во многом они сами виноваты в этом, поскольку они не предприняли реальных попыток по изменению жизни к лучшему, считая, что все эти попытки будут тщетными.

М. ГОРЬКИЙ «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»

Тема пути находит яркое отражение в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».

Данная тема в первую очередь связана с образом Данко, который ведет свой народ по дороге сквозь тьму к свету. Мотив пути является сюжетообразующим в легенде о Данко. Физический путь, который проделывает Данко, взявший ответственность за проведение народа в безопасное место, связан с его жизненным путем: Данко отодвигает собственное существование на второй план, заботясь о благе всего народа. Когда уставшие люди начали роптать на Данко, он не остановился, наоборот, он сделал все возможное, чтобы довести дело до конца и выполнить данные народу обещания: Данко вырвал собственное сердце, чтобы осветить им путь. М. Горький показывает: альтруизм – таков путь Данко. Его дорога – освещать дорогу другим людям.

Свой путь проходит и герой другой легенды – легенды о Ларре. Сын девушки и орла, всю жизнь воспитываясь орлом, не был частью общества. Ларра считал себя лучше всех людей, он был уверен в том, что может делать абсолютно все, что ему захочется. Ларра отказался подчиняться правилам племени матери, ярким выражением протеста против людей стало убийство девушки за то, что та не согласилась быть с ним. М. Горький демонстрирует, что путем Ларры является эгоизм, из-за которого он и получил наказание в виде вечной жизни.

С образом самой старухи Изергиль, которая повествует легенды о Ларре и Данко и рассказывает о собственной жизни, также связана тема пути. До сорока лет родившаяся на берегу Бырлата героиня провела свою жизнь в движении, посещая различные страны и города: Букурешти, Скурати, Болгария, Польша, Бохния, Галиция, Добруджу. Такое большое количество мест взаимосвязано с большим жизненным путем старухи Изергиль. За свое существование она встречалась с различными приключениями и препятствиями, у нее было много объектов любви.

Проблема жизненного пути связана и со словами старухи Изергиль о том, что молодое поколение не умеет жить по-настоящему, поскольку оно всю жизнь «примеряется», а уже под конец жизни, когда все упущено, начинает роптать на судьбу, не понимая, что каждый человек является вершителем собственной жизни.

Жизненные пути Данко, Ларры и старухи Изергиль заставляют читателей задуматься над тем, что у каждого человека собственный жизненный путь. Если Данко выбрал жизнь ради общества, а Ларра – жизнь ради себя одного, то старуха Изергиль жила для себя, но в рамках общества. Каждый из них выбирает собственный путь, исходя из своих целей, интересов и приоритетов. Старуха Изергиль, Данко и Ларра выбирают ту дорогу, которая была близка именно им.

И.А. БУНИН «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО»

Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» начинается с информации о том, что главный герой вместе с женой и дочерью отправляются в двухлетнее путешествие в Старый Свет. Местом действия всего повествования является корабль «Атлантида», на котором отправляются в путешествие семья господина из Сан-Франциско и другие знатные, богатые и влиятельные люди.

В рассказе продемонстрирован жизненный путь господина из Сан-Франциско, если его можно так назвать. Отмечается, что герой в свои 58 лет только «приступал к жизни», возлагая большие надежды на будущее. И.А. Бунин подчеркивает, что господин из Сан-Франциско внутренне уже был мертв, что за свои 58 лет он не жил по-настоящему. Копя деньги и мечтая о жизни, господин из Сан-Франциско не задумывался о том, что он потратил отведенное ему время, что времени на жизнь больше не останется. Существование господина из Сан-Франциско нельзя назвать истинной жизнью. Автор показывает, что главный герой закончил свой жизненный путь, так его и не начав. В рассказе показано, что завершение жизненного пути никак не влияет на жизнь всего общества: люди, путешествующие на корабле, продолжали веселиться и получать удовольствия о жизни, сразу же забыв о господине из Сан-Франциско. Жизнь одного человека завершается, но жизнь всего общества идет дальше, она не останавливается.

Путешествие ведет господина из Сан-Франциско к смерти, о чем говорят многообразные детали. Пока главный герой находится в пути, корабль сопровождают постоянные дожди, на улице наблюдаются серые и черные оттенки. Главный герой отправляет в Рим, чтобы услышать католическую молитву покаяния, которая в свою очередь читается перед смертью.

Однако образ господина из Сан-Франциско собирателен, к такому же исходу жизни придут и другие богатые и влиятельные люди, путешествующие на корабле с говорящим названием «Атлантида». Равнодушное отношение окружающих к покойному господину из Сан-Франциско подчеркивает, что находящиеся на корабле внутренне мертвы. Символичными становятся образ «наследного принца», усы которого «сквозили как у мертвого», и образ принца, на которого обратила внимание дочь главного героя: его кожа была будто слегка лакирована. В рассказе выражается мысль о том, что за внешним богатством жизни на самом деле скрывается пустота и никчемность существования, которое даже нельзя назвать жизнью. И.А. Бунин показывает, что люди, растрачивающие свое существование на никчемные удовольствия, так и не начнут свой жизненный путь, в то время как придет время его уже заканчивать.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН «ПРЕМУДРЫЙ ПИСКАРЬ»

В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» демонстрируется судьба пискаря, который почти всю свою жизнь провел в норе. Из-за того что премудрый пискарь боялся абсолютно всего на свете, он постоянно находился в своей норе, в которой мог уместиться только он. Из норы пискарь выбирался лишь для того, чтобы поесть, и то делал это только ночью. Такой образ жизни не мог позволить пискарю завести семью и друзей. В повествовании премудрому пискарю дается следующая характеристика: «Жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется». На протяжении целых 100 лет пискарь «сидел и дрожал», пытаясь тем самым убежать от реальной действительности, которую он считал исключительно опасной и жестокой, смотря на нее лишь с одной стороны. Также «дрожа», премудрый пискарь и умирает.

Отсутствие движения в существовании премудрого пискаря тесно связано с его жизненным путем. Путь вечного страха и отсутствия радости жизни – этот тот путь, который выбрал премудрый пискарь. Существование героя нельзя назвать полноценной жизнью, оно пусто, скучно и бессмысленно. Премудрому пискарю удалось прожить целых 100 лет, но имеет ли цену такое существование? Физически герой был жив, но внутренне он был мертв. Премудрый пискарь умер, так и не начав жить. Автор приводит читателей к мысли о том, что недолгая, но радостная и счастливая жизнь лучше долгого, но бессмысленного и несчастного существования. Внутренняя смерть, по мнению М.Е. Салтыкова-Щедрина, намного страшнее смерти внешней, физической. В сказке выражена мысль о том, что затворничество и боязнь перемен – самостоятельное лишение себя полноценной жизни.

Только перед своей смертью премудрый пискарь осознал бесполезность собственного существования. Пискарь сам себе задает вопросы: какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит? Герой понял, что никто о нем не вспомнит, что он ничего не оставит после себя. М. Е. Салтыков-Щедрин, демонстрируя бессмысленность обывательского существования, наполненного вечным страхом, показывает, насколько важно найти правильный жизненный путь, без которого невозможно обрести счастье. Сказка заставляет задуматься над тем, что хозяином человеческой жизни должен быть сам человек, а не страх за существование.

  • Петр гринев становление личности сочинение
  • Петр андреевич гринев сочинение
  • Петр 1 сочинение по истории 8 класс
  • Петр 1 сочинение эссе
  • Петр 1 чудо или чудовище сочинение рассуждение