Наверх
Тезисы
- Человек осилит дорогу, только если будет предпринимать необходимые шаги для реализации своей цели.
- Как говорят в народе, под лежачий камень вода не течет: если человек не покинет зону комфорта, в его жизни так ничего и не произойдет.
- Путь к мечте требует одного — шагов. Если человек ничего не предпринимает, его грезы не сбудутся, поэтому и говорят, что дорогу осилит только идущий.
- Человек может добиться того, чего он желает, только действием. Ведь дорога сама себя не пройдет, все достигается постепенно.
- Люди ничего не получают от жизни, если не движутся к своей цели, ведь «без труда не выловишь и рыбку из пруда».
- Результата усилий мы добиваемся в ходе самих усилий и только так. Зачастую подлинный смысл пути открывается именно в дороге, а потому его не найти без серьезной работы над собой и своей жизнью.
- Только тот, кто идет, может дойти — это вполне логично. Без определённых шагов цели не достигаются.
Аргументы
- Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Дорогу осилил Стародум — герой пьесы «Недоросль». Разочаровавшись в светском обществе и его методах достижения целей, персонаж отправился в далекий край — Сибирь. Именно там он решил нажить свой капитал честно, а не ценой лести и отказа от принципов. Российская глубинка подарила Стародуму много возможностей. Он открыл свое дело, работал на добыче полезных ископаемых. Теперь у дворянина был свой капитал, добытый трудом. Помещик не паразитировал на крестьянах и своем статусе при царе, а сделал нечто полезное для страны. Он мог бы, как и все, сидеть и ждать, не пожалует ли царь деревеньку с крестьянами, не даст ли чин? Но Стародум пошел по честной дороге к успеху и добился своего. Почему? Потому что рискнул и поехал туда, где нашел то, что искал. Трудом, активностью, целеустремленностью он осилил свой путь.
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Если бы Петруша сидел дома возле маминой юбки, то так и остался бы всего лишь «недорослем», гоняющим голубей по двору. Но отец не хотел для него такой судьбы и отправил сына даже не в Петербург, где для него уже было место в элитной части, а в Оренбургскую губернию, где Петру пришлось пробивать себе дорогу к цели самостоятельно. Этот путь многому научил юношу. Так, он проиграл на бильярде крупную сумму денег и поссорился с Савельичем, который не хотел выплачивать проигрыш. Опыт показал герою, насколько он еще наивный, инфантильный и незрелый. Он извинился перед слугой и больше не стал играть в азартные игры. Также в дороге он познакомился с простым человеком, который помог путникам выбраться из бурана и найти ночлег. За это Петр отблагодарил спасителя. Этот урок благодарности впоследствии выручил героя: Пугачев вспомнил доброту барина и помиловал его. Очевидно, что в путешествии Гринев возмужал, стал умнее и ответственнее. Он осилил дорогу чести, превратившись в смелого и мудрого офицера. Как ему это удалось? Благодаря активным попыткам измениться и достичь целей.
- А.Грин, «Ассоль». Дорогу осилит тот, кто идет — это верное утверждение. Так думал и Артур, герой повести. Он родился в богатой семье дипломата, но с детства мечтал о другом поприще. Его влекли путешествия по морям и океанам. Но родители не позволили мальчику гробить карьеру нелепыми фантазиями. И Артур ушел из дома, чтобы воплотить свою мечту. Он начинал юнгой на корабле, не имея поддержки из родового замка. Артур сам научился всем основам морского дела и смог руководить своим судном. Только благодаря смелости, упорству, решительности юноша добился поставленной цели и стал капитаном корабля с алыми парусами. Но если бы он ничего не делал и плыл по течению, его жизнь никак бы не изменилась. Он служил бы под началом отца и жалел бы о не реализовавшихся замыслах. Только самостоятельные и целенаправленные действия приводят человека к желаемому.
- А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Как бы ни был сложен путь, человек осилит его шаг за шагом. Это доказывает пример Руслана. Главный герой отправился вслед за похитителем своей невесты. Черномор украл Людмилу прямо со свадьбы. Царь был рассержен на непутевого жениха и поручил четырем витязям, в том числе и Руслану, найти дочь. Символично, что в дороге каждый нашел свою судьбу. Рогдай пал в схватке с Русланом, потому что хотел устранить конкурента, но не думал о благе Людмилы. Фарлаф, как самый ленивый и хитрый из соискателей, заключил союз с Наиной и совершил подлость, но в финале был посрамлен и унижен. Ратмир нашел любимую женщину и отказался от поисков Людмилы. И лишь Руслан, который по-настоящему любил девушку, смог ее спасти. Битва с чародеем была опасна и трудна, но упорство и храбрость героя позволили ему дойти до конца и освободить любимую. Его пример учит нас тому, что идущий осилит даже тот путь, который кажется неприступным.
- Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник». Автор показал две противоположные парадигмы мышления: Жилин считал, что он сам должен вызволять себя из плена татар, а Костылин полагался на богатую родню и выкуп. Поэтому один офицер боролся с судьбой и пробовал бежать, даже несмотря на опасность быть пойманным, а другой сидел и лишь жаловался на неудачу. Именно Костылин тормозил Жилина и обрек его попытку освободиться на провал. Но во второй раз Костылин наотрез отказался рисковать, ведь он не верил в возможность уйти. А Жилин верил и пошел, хоть и многие обстоятельства были не на его стороне. Только так он сумел выйти живым из плена и не обременить бедную мать непосильным выкупом. Как бы трудно ни было, Жилин удалось переиграть судьбу, потому что он шел, а не сидел сложа руки.
- А.П. Чехов, «Невеста». Мы убедились на свое опыте, что дорога к успеху открывается только идущему. Вот и героиня рассказа поняла это вовремя. Надя жила в захолустье и не имела возможности разнообразить свою жизнь. Ее судьба в этом месте была предрешена: брак, скучное прозябание с праздности, отсутствие достижений и интересов. Надю перед свадьбой начало тяготить осознание того, что ей этого совсем не хочется. Еще немного, и уже ничего нельзя будет исправить. Тогда она решила воспользоваться помощью знакомого студента Саши и сбежать из дома. План удался. В большом городе ей удалось поступить в учебное заведение и расширить круг знакомств. Надя добилась своего счастья, потому что смогла превозмочь страх и пуститься в рискованный путь. И она его осилила, ведь трудилась и рисковала, а не бездействовала.
- М. Горький, «Старуха Изергиль». Пример Данко убедит каждого, что дорогу осилит идущий. Когда соплеменники героя заблудились в лесу, именно он принял на себя ответственность и повел их к выходу. Но где этот выход — не знал никто. Данко своим примером лишь воодушевлял и обнадёживал людей, ведь нельзя было просто стоять и жаловаться на судьбу. Они шли только потому, что Данко вел их. Но в пути многими овладело отчаяние, и персонажи начали роптать на спасителя, обвиняя его во всем. Тогда Данко вырвал сердце из груди и осветил им дорогу к тому, что так долго искали герои. Он умер со счастливой улыбкой на устах, ведь доказал всем, что путь к свободе существовал, что добраться до него было реально, и он, Данко, этого добился. Если бы он, как и все, стенал и клял злой рок, то племя погибло бы в лесу. Только делом можно было было помочь себе и другим выбраться из чащи.
Последним крупным произведением А.С. Пушкина стал его небольшой по объёму, но невероятно глубокий по смыслу роман «Капитанская дочка». Сам классик, посвятивший его написанию не один год, в дневниках признавался, что произведение стало его философским и творческим завещанием, в котором он сумел отразить все мысли, которые его волновали.
Сам роман в первую очередь содержит в себе христианский дидактизм. Он отсылает читателя к Евангелию от Матфея, к Нагорной проповеди Иисуса Христа и к его завету быть истинным праведником, ничего не делать напоказ и нести в своём сердце любовь к ближнему своему, даже с врагом оставаться милосердным, беречь честь и достоинство. Это многократно отмечалось и исследователями-литературоведами.
Историк Г. Федотов, например, называл «Капитанскую дочку» самым христианским произведением за всю историю русской литературы. Он подмечал, что это повесть о «тихой праведности». Не вызывает сомнения и то, что носителем этой праведности становится героиня романа Маша Миронова.
Несмотря на то, что основная смысловая нагрузка приходится на идею христианской любви, не упускает Пушкин из виду и любовь романтическую. Это, пожалуй, наиболее яркая и интересная сюжетная линия в произведении, которая делает «Капитанскую дочку» столь привлекательной даже для современного читателя.
Главный герой повествования Петруша Гринёв рос недорослем: он гонял голубей, слушал рассказы птичницы и грубо ругал своего дядьку Савельича. Утомлённый разгильдяйством сына, Гринёв-старший отправляет того «послужить, пороху понюхать» в провинциальную Белогорскую крепость. Удивительно, но именно там развернутся колоссальные исторические события, которым суждено будет сыграть важную роль в жизни Петруши и других героев. И именно здесь, в Белогорской крепости, избалованному, но честному, благородному юноше посчастливится встретить свою истинную любовь.
Поначалу Марья Ивановна, дочка капитана Миронова, девушка, которая сумеет завоевать сердце Гринёва, не привлечёт его внимания. Она не была хороша собой, отличалась слабым здоровьем и чувствительным сердцем. Мать, Василиса Егоровна, в глаза называла дочь трусихой и предупреждала, что та боится ружейного выстрела.
Интересно, что герои, предстающие изначально не в самом выгодном свете, в конечном итоге объединяются и меняют друг друга в лучшую сторону. Их души отчаянно крепнут, а любовь, зародившаяся между ними, приводит их к истинному счастью и спасению.
Любовная линия в романе «Капитанская дочка» осложнена драматическими перипетиями. Так, впервые Маша проявляет свой характер, оказываясь выйти замуж за возлюбленного без благословения его родителей. Она заявляет Гринёву, что без их одобрения ему, Петруше, не будет счастья. В этом проявляется удивительное благородство героини, готовой пожертвовать собственным счастьем ради счастья любимого человека.
Позже испытания станут гораздо страшнее: родители Маши Мироновой погибают от рук подлых бунтовщиков, а сама девушка чудом спасается у попадьи — в этом эпизоде также проявляются христоцентристские мотивы пушкинских произведений. Гринёв оказывается разлучён с возлюбленной. Вскоре та попадает в плен и оказывается в лапах предателя Швабрина. Тот требует от девушки согласия выйти за него замуж, однако Маша, соблюдая заповедь Христа из Нагорной проповеди «не прелюбодействуй в сердце своём» остаётся верна другому. Благородство её души является в эпизоде, где она в исступлении признаётся, что готова погибнуть, чем продать себя ради спасения тела.
Капитанской дочке приходится искать защиты у самого бунтовщика Пугачёва, несмотря на её прежнюю «трусость». Любовь к Гринёву колоссальным образом изменила характер Маши Мироновой. Против воли ей пришлось стать мужественной, сильной и отважной, преданной своему возлюбленному. Когда ему потребуется помощь, именно она, слабая женщина, отправляется в столицу, чтобы сделать всё от неё зависящее, чтобы спасти Петра Андреича.
Интересно, что любовь в «Капитанской дочке» приобретает оттенок… воинственности! Александр Сергеич проводит своих героев через множество сложнейших испытаний, подвергает их необходимости совершить трудный нравственный выбор. И в условиях исторической драмы, бессмысленного и беспощадного русского бунта Маша и Пётр будто заслуживают духовное очищение. Автор словно устраивает для них круги Ада и Чистилище, чтобы в конечном счёте привести героев через боль и страдания к райской жизни на земле.
Кажется, что в этом романе А.С. Пушкин создаёт несколько гипертрофированный образ идеальных отношений между мужчиной и женщиной — отношений, где царят гармония, взаимоуважение и беззаветная преданность друг другу, готовность пожертвовать всем ради любимого человека. Исторический фон, на котором разворачивается эта любовная история, нужен лишь для того, чтобы разительнее показать контраст между низменными чувствами — жаждой власти, жестокостью и т.д. — и истинной любовью, к которой должен стремиться каждый человек на земле.
Александр Пушкин сам не понаслышке знал многочисленные примеры смелости и трусости, ведь жил в эпоху, когда скрыть проявления характера было практически невозможно. Дуэли, военная служба, охота, карты – все развлечения знати требовали демонстрации отваги и защиты чести. Может, именно поэтому писатель вложил свои силы в создание исторического зеркала ушедшей эпохи, где нравственные достоинства и несовершенства человека были еще более очевидны. На страницах произведения он попытался дать урок своему поколению и тем, кто придет ему на смену, научить людей истинной добродетели души. В частности, в «Капитанской дочке» можно найти убедительные аргументы на тему «Смелость и трусость», которые помогут выпускникам в написании итогового сочинения по данному направлению.
- Примером отважного человека является главный герой повести Пушкина «Капитанская дочка». Он проявляет свою смелость в обороне крепости, когда на нее нападают мятежники. Петр рвался в бой и не посрамил честь дворянина. Но гораздо больше потрясает его отказ от присяги Пугачеву, который сулит мученическую смерть. Однако Гринев не из робких, и он не мыслит себя предателем. Эту черту уважает в нем даже враг. Поэтому следующий героический поступок выпадает на его долю после освобождения из крепости. Юноша выручает Машу, и при этом ослушивается командования. В итоге за формальную «измену родине» его хотят осудить. Но и в данной ситуации Гринев не оправдывается и не жалеет о своем поступке, ведь смелость в человеке нередко соседствует с совестливостью, честью и достоинством.
- Феноменальную трусость изображает Пушкин в повести «Капитанская дочка». Швабрин становится предателем до мозга костей по вине своего всепоглощающего страха. Алексей готов на все, лишь бы избежать опасности. Например, он роняет свое достоинство, пользуясь нечестным приемом в дуэли с Петром. Чтобы избежать конкуренции с его стороны, он также поступает подло: очерняет Машу в глазах кавалера. Но самым низким его поступком стала присяга бунтовщику Пугачеву, к которой он заранее подготовился, предвидя поражение. Так, трусость стала причиной морального разложения личности.
- Смелость демонстрируют не только мужчины. Героиня повести Пушкина «Капитанская дочка» стала отважной благодаря трагическим обстоятельствам: ее семью убили мятежники в ходе захвата крепости. Она осталась одна во вражеском стане, да еще и наедине с подлым предателем, насильно вынуждающим ее выйти за него замуж. В такой ситуации отнюдь не каждая девушка могла совладать с чувствами. Но Марья терпеливо сносила испытания, пока от нее не потребовались решительные действия. Когда Петра арестовали за то, что он пошел к ней на выручку, она поехала к императрице и рискнула просить за «изменника». Юная героиня без связей и помощи при дворе поехала добиваться спасения любимого. Царица была тронута ее историей и помиловала Гринева. Вот так смелость «города берет».
- Савельич, второстепенный герой повести «Капитанская дочка», тоже является примером смелости в произведении. Хоть он и холоп, но не боится своего господина, а уважает его. Когда Гринев проигрывается в карты, его слуга по-отечески журит его и сердится. Молодой господин дерзит и отвечает запальчиво, но крестьянин славится своей хваткой: он все же убеждает юношу в своей правоте, не боясь наказания, которое мог применить любой дворянин. Но самый мужественный поступок героя – это спасение Петра от гнева Пугачева. Именно Савельич добивается помилования Гринева, напомнив Пугачеву об услуге, оказанной ему барином. Холоп не боится смерти и выступает против сурового мятежника, заслонив собой хозяина. А ведь он мог бы предать его, переметнувшись к тем, кто как раз таки отстаивал его интересы на политической арене. Так он приобрел бы свободу. Но смелость возвышает человека, делая его еще и честным по отношению к другим.
- Трусость в любви демонстрирует Швабрин, пытаясь хитростью и бесчестным поведением заполучить сердце Марьи. Он боится предстать перед ней, как есть, без фальши и бесконечных подлостей. Не способен герой и на откровенное признание. Он лишь всячески задевает девушку, вместо того чтобы проявить внимание и заботу. Его чувства также пропитаны страхом, как он сам, и героиня это ощущает, поэтому отдает предпочтение другому человеку. Неудивительно, ведь людям совершенно справедливо не нравится боязливость и неуверенность человека в поступках, словах и чувствах. Поэтому отсутствие смелости может повредить не только на бранном поле, но и в личной жизни.
- Трусость в какой-то мере проявляется в поведении отца Гринева, который отказывает сыну в благословении. Его страх можно понять: сын мог быть обманут из корыстных побуждений. Все-таки состояние Марьи было несравнимо с богатством Петра. Девушка едва ли имела основания претендовать на такой неравный брак. Герой боялся, что она – всего лишь корыстная и лицемерная особа, которая хочет вылезти «из грязи в князи». Но он страшился за судьбу наследника – это чувство можно понять и оправдать, поэтому нельзя сказать, что тот или иной трусливый поступок всегда продиктован низостью человека. Иногда такое поведение вполне простительно, ведь речь идет о самых дорогих сердцу людях.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Настроение сейчас — среднее
Я тут наваляла сочинение по Капитанской дочке:) берите кому надо!))
Во имя любви.
Роман «Капитанская дочка» повествует о драматических событиях 70-х годов 18 века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Первоначально Пушкин хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению,но цензура навряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией становится любовь молодого дворянина Петра Гринева к дочери капитана Белогорской крепости Маше Мироновой.
В «Капитанской дочке» одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них-история любви Петра Гринева и Маши Мироновой. Эта любовная линия продолжается на всем протяжении романа. Сначала Петр отнесся к Маше отрицательно из-за того, что Швабрин описал ее «совершенною дурочкою». Но затем Петр знакомится с ней ближе и обнаруживает, что она «благородна и чувствительна». Он влюбляется в нее, и она тоже отвечает ему взаимностью.
Гринев очень сильно любит Машу и ради нее готов на многое. Он доказывает это не один раз. Когда Швабрин унижает Машу, Гринев ссорится с ним и даже стреляется. Когда перед Петром стоит выбор: подчиниться решению генерала и остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши «вы один у меня покровитель,заступитесь за меня,бедную!», Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти ее. Во время суда, рискуя жизнью,он не считает возможным назвать имя Маши,боясь,что она будет подвергнута унизительному допросу-«мне пришло в голову,что если я назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку…».
Но и любовь Маши к Гриневу глубока и лишена каких-либо эгоистических побуждений. Она не хочет выходить за него замуж без родительского согласия,думая,что в противном случае у Петра «не будет счастия».Из робкой «трусихи» она,по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню,сумевшую добиться торжества справедливости. Она едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье. Маша смогла доказать невиновность Гринева,в ерность его данной присяге. Когда Швабрин ранит Гринева Маша выхаживает его-«Марья Ивановна от меня не отходила». Таким образом Маша спасет Гринева от позора,гибели и ссылки так же,как он спас ее от позора и гибели.
Для Петра Гринева и Маши Мироновой все заканчивается благополучно, и мы видим, что никакие превратности судьбы никогда не смогут сломить человека, если он настроен бороться за свои принципы,идеалы,любовь. Беспринципного и бесчестного человека,которому неведома чувство долга, часто ожидает участь остаться наедине со своими гадкими поступками,низостью,подлостью,без друзей,любимых и просто близких людей.
Любовь – это многогранное чувство, которое вдохновляет, делает человека талантливее. Влюбляясь, люди принимают на себя различные испытания, и каждый человек справляется с ними по-разному.
В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» любовная линия введена не случайно, ведь она помогает еще более ярко раскрыть образы героев, лучше проникнуть в смысл произведения.
В первую очередь взгляд падает на Марию Миронову, в честь которой автор называет роман.
Мария является искренней, простой, но в то же время отважной девушкой, имеющей свои личные, «честные» принципы. Маша рассудительна в отношениях, поэтому отказывает Гриневу после получения письма от его отца, который был против брака сына. Однако она предана в любви, что подтверждает фраза: «Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят». В этом отношении Мария похожа на Петра Гринева, который также верен своей возлюбленной.
Петр полюбил Машу за ее скромность, нежность. В капитанской дочке он чувствовал прекрасного человека. К предмету своей любви Гринев относился заботливо, старался беречь чувства Марии, желал ей всяческих благ. Отношения между Гриневым и Машей выражают мысль о том, что любовь способна изменить человека. Гринев вошел в Белогорскую крепость неотесанным Петрушей, а служил там, как сильный и умный человек Петр Гринев.
В отличие от Гринева, Швабрин любил Машу «эгоистично», не был способен понять, что она имеет свои чувства и свое представление о счастье, капитанская дочка была для него просто красивой вещью. Швабрин не завоевал расположение Маши, так как был подл. Автор не сразу рассказывает о нем всю правду, но с каждым гадким поступком Швабрина читатели начинают осознавать его сущность. « Вид офицера, валяющегося в ногах беглого казака», — эта цитата доказывает то, что у Швабрина чувство страха притупляет чувство гордости и благородства.
Гринев и Швабрин – это нарицательные существительные. Ведь в настоящее время присутствуют и Швабрины, не ценящие чувства других людей, и Гриневы, наличие которых в мире вселяет надежду на лучшее.
В образе Василисы Егоровны автор представил простую русскую женщину, самоотверженную, умеющую принять важное решение. Цитата: « У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове», -подтверждает, что Василиса Егоровна была из простых людей. Ее речевые особенности тоже передают ее простоту: « Прошу любить и жаловать», — она часто выражалась поговорками.
Иван Кузьмич – это тоже очень интересный образ произведения. Он не дослужился до высоких чинов, возможно, потому что не умел лгать и льстить начальству, но остался патриотом своей родины, принял благородную смерть от Пугачева.
Отношения между Василисой Егоровной и Иваном Кузьмичом автор считает образцовыми, ведь они вместе сумели преодолеть многие жизненные трудности, честь и верность долгу являлись для них приоритетом до конца дней. Автор иногда со снисходительной иронией относится к семейной паре, потому что в любви Василисы Егоровны к мужу есть много материнского, их отношения проникнуты нежностью, что не мешает им подшучивать друг над другом. Василиса Егоровна и Иван Кузьмич могут служить примером идеальной семьи.
Темы, раскрытые Пушкиным при помощи введения любовной линии актуальны. Повесть говорит о том, что все трудности можно преодолеть, главное быть верным своим принципам, избегать «эгоизма», с пониманием относиться к людям.
Обновлено: 2016-09-09
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывает множество тем. Одной из важнейших считается тема любви. В центре повествования взаимные чувства молодого дворянина Петра Гринева и капитанской дочки Маши Мироновой.
Первая встреча Петра и Маши
Маша Миронова представляет собой идеал А.С. Пушкина, выражающий силу духа, честь и достоинство, умение отстоять свою любовь, пожертвовать ради чувств многим. Именно благодаря ей Петр обретает истинное мужество, закаляется его характер, воспитываются качества настоящего мужчины.
При первой встрече в Белогорской крепости девушка не произвела на Гринева большого впечатления, она показалась молодому человеку простушкой, тем более что его приятель Швабрин отзывался о ней весьма нелестно.
Внутренний мир капитанской дочки
Но очень скоро Петр понимает, что Маша девушка глубокая, начитанная, чувствительная. Между молодыми людьми рождается чувство, которое незаметно перерастает в настоящую, всепобеждающую любовь, способную преодолеть все трудности, встречающиеся на ее пути.
Испытания на пути героев
Впервые стойкость и рассудительность характера Маша выказывает, когда не соглашается венчаться с Петей без благословения родителей возлюбленного, ведь без этого простое человеческое счастье будет невозможным. Ради счастья Гринева она готова даже на отказ от свадьбы.
Второе тяжелое испытание выпадает на долю девушки во время захвата крепости мятежниками Пугачева. Она лишается обоих родителей, остается в окружении врагов одна. В одиночестве она выдерживает шантаж и давление Швабрина, предпочитая хранить верность своему возлюбленному. Ничто – ни голод, ни угрозы, ни тяжелая болезнь – не могут заставить ее выйти замуж за другого, презренного ею человека.
Счастливый финал
Петр Гринев находит возможность спасти девушку. Становится очевидным, что они будут вместе навсегда, что они предназначены друг другу судьбой. Тогда родители юноши принимают ее как родную, распознав глубины ее души, внутреннее достоинство. Ведь именно она спасает его от клеветы и расправы перед судом.
Так они спасают друг друга. На мой взгляд, они выполняют роль ангела-хранителя один для другого. Думаю, для Пушкина отношения Маши и Гринева – идеал взаимоотношений между мужчиной и женщиной, во главе которых стоят любовь, взаимоуважение и абсолютная преданность.
Петр Андреевич Гринев – один из центральных персонажей повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Произведение построено в форме мемуаров Петра Андреевича, в которых он рассказывает о своем детстве, о службе, о пугачевском бунте, о своей любви к Марье Мироновой. Читатель видит, как из беззаботного недоросля под воздействием суровых испытаний формируется один из лучших представителей дворянства и русской армии Герой искренен, верен долгу и чести, великодушен, порядочен, смел, благороден и не чужд самоиронии.
Родом Гринев из семьи отставного военного, «премьер-майора», и дочери бедного дворянина. В детстве Петруша рос беззаботным недорослем, проводившим время в играх с «дворовыми мальчишками» и гонявшим голубей. Воспитанием мальчика сначала занимался стремянный Савельич, затем выписанный «из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла» француз Бопре. Но несмотря на то, что Бопре не прикладывал никаких усилий в плане обучения, а от Савельича герой, по его словам, узнал только русскую грамоту и «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля», в дальнейшем повествовании читатель видит, что Гринев – очень образованный молодой человек. Он пишет стихи, занимается переводами, читает книги на французском языке.
На 17-м году жизни герой отправляется по воле отца на службу. Юношеские мечты Петруши о гвардии полны предвкушений об удовольствиях и свободе. Отец же, военный старой закалки, считает, что служба в Петербурге вредна для сына, так как там он научится только «мотать да повесничать». Андрей Петрович отправляет сына в захолустный в то время Оренбург, под начало своего старого друга и товарища. Главный наказ отца – беречь «честь смолоду», верно служить.
По пути к месту службы, Гринев совершает поступки, которые выдают его неопытность и юношеское легкомыслие, барские замашки, желание доказать Савельичу, самому себе, окружающим, что он уже не ребенок. Рассказчик описывает эпизоды пьянства и игры на деньги вместе с Зуриным, ссору с Савельичем, ничего не скрывая, называя себя вырвавшимся на волю мальчишкой. Но дальнейшее его поведение свидетельствует о существовании в Петре нравственного стержня, таких качеств характера, как честность, искренность, верность долгу и присяге, умение признавать свои ошибки, умение быть благодарным и благородным.
Гринев просит прощения у Савельича, признавая свою неправоту, искренне раскаивается в своем легкомысленном поведении в придорожном трактире: «…виноват; вижу сам, что виноват. Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел». Он отдает свой заячий тулуп вожатому в благодарность за то, что тот вывел их во время бурана к постоялому двору. Герой проявляет благородство, заступаясь за честь Маши Мироновой в дуэли со Швабриным. Эта же черта характера заставляет Петра Андреевича не упоминать имени возлюбленной на суде и не дает торжествовать над Швабриным в сцене отъезда с Марьей Ивановной из захваченной Белогорской крепости.
Гринев под угрозой смерти отказывается присягать на верность Пугачеву, потому что «присягал государыне императрице» и не может изменить присяге из чувства долга и чести. Петр способен испытывать сочувствие к тому, кто для всех был врагом; способен воспринимать слугу как надежного и незаменимого друга и рисковать своей жизнью ради спасения близких.
Образ Петра Гринева – это образец мужества, честности, великодушия, благородства, тех качеств, которые были присущи лучшим офицерам и представителям дворянства России.
Сочинение на тему Гринев в романе Капитанская дочка
Одним из главных героев в бессмертном романе А. С. Пушкина, является Пётр Андреевич Гринёв. Пётр появился на свет в простой семье заслуженного офицера. Семья его была достаточно многодетна, но дожить до взрослых лет удалось лишь Петру. Его отец всеми силами пытался дать какое-то образование. Петром также занимался представленные Савельич, который учил мальчика грамоте и письму. И француз, который при всей своей важности не дал ничего полезного.
Увидев, что сын так и не получит нормального образование, и может окончательно превратиться в тунеядца при службе в Петербурге, отец Петра решил, что лучше отправить его в Оренбург. Пётр хоть и не был рад такому событию, но перечить родителям не мог, так как с самого детства в нём были развиты чувства уважения, почитания и послушания. Прежде чем отправить сына Гринёв старший указал соблюдать того самое главное правило, которое гласило: «береги платье снову, а честь смолоду». Это сильно отпечаталось в душе юноши, и он служил верой и храбростью императрице.
Постепенно Пётр Гринёв становился из обычного парня в отважного и справедливого мужчину. Который однажды отстоял честь Маши и вызвал её обидчика на дуэль. Также он не побоялся оказать сопротивление при беседе с Емельяном Пугачёвым, и прямо дал понять, что ни при каких обстоятельствах не станет переходить на его сторону, а если и придётся, то будет сражаться и со всей его бандой. И несмотря на то, что его могли убить Пётр, отправился спасать Марию от Швабрина.
Исключительным образом образ Петра Гринёва наполнен мужеством и определённой сноровкой, которые помогали ему преодолеть даже самые трудные и опасные преграды. И несомненно его добрый, и великодушный характер спас его при встрече с Пугачёвым, дарую Петру при этом жизнь.
Образ Гринева
Произведение “Капитанская дочка” в своём сюжете воссоздает реальные события, которые вошли в историю, через них автор доносит до читателя глубокое значение нравственности.
Пётр Гринёв является ключевым персонажем в романе, который ведёт повествование. Это юноша семнадцати лет, из небогатой дворянской семьи, получивший домашнее образование. Грамоте мальчика учил простой крепостной Савельич.
В 12 – ти летнем возрасте Петру прислали московского гувернера, у которого не было особого желания заниматься обучением мальчика. Но Пётр был настолько любознателен, что с легкостью смог освоить французский язык, который в последствии дал возможность осуществлять переводы.
В 17 лет Гринёв был отправлен отцом на службу в Оренбург. Решение отца несколько огорчило юношу, у которого было амбициозное желание служить в столице.
Если считать, что Пушкин пытался создать исключительно положительный образ Гринёва, то это будет не совсем верно. В ходе повествования можно наблюдать за тем, как идёт личностное формирование, становление характера необходимого для преодоления возникающих трудностей.
Поучительным уроком для незрелого Гринёва становится встреча с Иваном Зуриным, который напоив юношу и воспользовавшись его неопытностью – начинает нечестно вести ход игры.
В ходе всего произведения образ Гринёва претерпевает динамичное изменение. В самом начале перед нами возникает мальчишка с наивной душой, который не имеет забот. Далее открывается юношеский образ самоутверждающейся личности молодого офицера, а в завершении это уже окончательно сложившийся, повзрослевший мужчина. Пётр Гринёв воспринимается читателем как герой положительный, который, как и обычный человек имеет свои достоинства и недостатки. Несмотря на лень и легкомыслие он остается добродушным человеком.
Пушкин избрав в рассказчики Гринёва, не пытается спрятаться за его спиной, в ходе всей сюжетной линии прослеживается четкая авторская позиция. Все мыслительные размышления писатель закладывает в своего героя, формируя тем самым его как самостоятельную личность. Подбираются определенные ситуации, благодаря которым герой поступает так, как желает сам Пушкин.
В произведении наблюдается слияние жизни обычного человека и событий имеющих историческую значимость. Таким образом Пушкин показывает то, что основа всех исторических процессов – это жизнь простых людей.
8 класс
Примером авторитета мирового масштаба может служить личность русского писателя Л.Н. Толстого. Так, М. Горький писал о Толстом: «Весь мир, вся земля смотрит на него; из Китая, Индии, Америки — отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити…». Прославленный художник, подлинный друг простых тружеников, Толстой был непримиримым и страстным противником угнетателей и деспотов. Безбоязненная критика несправедливости, стремление до конца исследовать причины зла снискали Толстому огромное уважение со стороны людей, живущих в разных точках земного шара. Как к «гражданину мира» — к Толстому обращались за советом и помощью не только частные лица, но и многие общественные организации, в первую очередь те, которые выступали против войны. Толстого радовало, что взгляд на войну как на зло «все более проникает в общественное сознание», это вселяло в него надежду, что недалеко то время, «когда войны станут невозможны — никто не станет воевать». Смело выдвигая на первый план борьбу за мир как важнейшую проблему современности и стремясь найти реальные способы ее решения, Толстой завоевал признательность и уважение всех искренних сторонников мира. Толстой принадлежал к тем художникам и мыслителям, в натуре которых, как говорил Белинский, лежит все, чем живет человечество. «Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, — писал Белинский, — она не полна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества».
Настоящая любовь – это чувство, лишенное эгоизма, способное преодолеть любые преграды. Пример истинной любви можно найти на страницах трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Отпрыски враждующих кланов, вопреки всем обстоятельствам, влюбляются друг в друга. Впервые встретившись на балу, молодые люди больше хотят расставаться. Чувство, поглотившее их, важнее предрассудков, важнее родовой вражды. К сожалению, влюбленным не суждено быть вместе: ряд трагических событий приводит к смерти молодых. Сила любви так потрясает их семьи, что Монтекки и Капулетти заключают мир, а герцог под занавес изрекает бессмертную сентенцию: «Нет повести печальнее на свете, / Чем повесть о Ромео и Джульетте».
Маленький принц – герой одноименной повести-сказки А. де Сент-Экзюпери только на земле осознал, что любить означает видеть не только то, что на поверхности, но и хрупкую душу, спрятанную за капризами. «Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения». Любовь не терпит сомнения в любимом существе. Так мы понимаем, что принц убежал от своей любви из-за того, что не до конца любил. И это очень скоро он понимает: «Я не должен был бежать! За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность». Принц перестает жалеть себя, он начинает рассматривать события с точки зрения любимого существа и тем самым приближается к истинной любви. Маленький принц попадает в розовый сад, где сначала чувствует себя «очень-очень несчастным» оттого, что его роза оказалась не единственной, таких цветов целый сад. . И он плакал и думал о своей ничтожности, о том, какой же он «после этого принц…». И тут появляется Лис, который и научил принца замечательному правилу, которое теперь стало крылатым выражением: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». что любить — это отдавать себя всего другому, любимому существу. И принц всего себя отдавал розе, а понял это, только убежав от нее. И только благодаря Лису. Он понял, что любить — это ответственность, самое главное именно это. Приручить — это и есть любить».
Любовь к розе перерастает у принца в любовь ко всему живому. «Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо глядеть на небо. Все звезды расцветают». Если по-настоящему любишь кого-то, то это и есть, что ты любишь все.
Зависть не даёт человеку покоя, толкает его на дурные поступки, заставляет предавать друзей и родных. Так, зависть к своей сестре, ставшей женой царя, толкает двух оставшихся девиц из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина на преступление. Они обрекают царицу и младенца на смерть в бочке посреди моря. К счастью, все заканчивается благополучно, а завистницы получают по заслугам. Князь Гвидон, перевоплощаясь в насекомых, кусает каждую женщину по очереди за их враньё.
Одна из самых замечательных установок произведений А. Платонова – признание за нравственностью, составляющей смысл искусства, созидательной силы не только саморазвития, духовного, социального самодвижения личности, но и производительной силы в масштабах общества, государства, человечества. Производительной силы, которая может иметь и положительное и разрушительное действие. Именно это конечное действие и составляет главную заботу художника: «Рабочий человек должен глубоко понимать, что ведер и паровозов можно наделать сколько угодно, а песню и волнение сделать нельзя. Песня дороже вещей, она человека к человеку приближает. А это трудней и нужнее всего». В этом и выражается созидательная сила искусства, производящая главное – человеческое, бессмертное в людях – их единение в усилии к жизни, их силу жизни.
Родителям необходимо внимание детей, участие. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» мы видим трагическую судьбу «маленького человека», обиженного не только обществом , но и собственной дочерью. Самсон Вырин любит Дуню, желает ей счастья. Однако девушка жестко поступает по отношению к отцу: бросает его одного. Дуня вспоминает о дочернем долге слишком поздно: отца уже нет в живых.
Герои романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показывают нам своим примером, что значит «помощь», «взаимовыручка», «благодарность». Когда Гринев оказывается в беде, его выручает Пугачев. Из благодарности Гринев дарит Пугачеву заячий тулуп, наливает ему вина. Впоследствии Пугачев еще не раз поможет Гриневу только потому, что тот в свое время не проявил пренебрежения к простому крестьянину. Он милует Гринева во время расправы над офицерами белогорского гарнизона за его «добродетель». Когда Гринев отказывается присягнуть самозванцу, то Пугачев, пораженный искренностью Петра, отпускает его «на все четыре стороны». Когда Гринева схватили казаки, Пугачев снова приходит ему на помощь. Несмотря на то что Пугачев знал, что Маша – дочь казненного капитана Миронова, он простил Гринева и, благословив молодых людей, отпустил их.
Повесть-феерия, как сам ее назвал автор, сюжетно нехитра: молодая девушка Ассоль дожидается своего прекрасного принца на берегу Каперны.
В повести «Алые паруса» А. Грин развивает свою давнюю мысль о том, насколько важным элементом в жизни человека является мечта. Она вдохновляет на подвиги, делает жизнь ярче, помогает отвлечься от серости будней. Маленькая мечтательница Ассоль живет в нехитром мире среди игрушек, созданных ее отцом Лонгреном. У нее нет друзей, а в городе к ним относятся недружелюбно. Единственным лучом света для героини становится мечта. Вдохновленная предсказанием волшебника Эгля, героиня обретает мечту о том, как приплывет за ней принц на корабле с алыми парусами. У Грея тоже есть мечта – увидеть мир. Ему хочется изменить судьбу: стать мореплавателем, выбраться из тесного фамильного замка.
Вера в мечту позволяет героям справиться с жизненными трудностями: помогает Ассоль вытерпеть насмешки и жестокость жителей Каперны, а Грею придает смелости и наделяет его даром – способностью воплощать чудо в жизнь, что он и делает, превращая сказку Ассоль в реальность.
Эта история поражает воображение читателя, помогая поверить в то, что все на свете возможно. Два человека встретились совершенно случайно, но их объединила способность мечтать, стремление к свободе и жажда любви.
Благодаря замечательному произведению А. Грина, мы понимаем, что мечтать, действительно, не вредно. Мечта украшает жизнь, позволяет человеку ставить высокие цели и идти к ним.
Ярким примером бескорыстности, является, безусловно, праведница Матрена, героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». Много лет она не получала никакой помощи: Матрену отправили на покой по болезни без пенсии, а с соседей, которым она помогает, она не берет денег. Несмотря на постоянную нехватку средств, она не пытается заработать на людских бедах, для нее чужда идея наживы. Например, она не раз отказывала квартиранту, обещавшему платить ей и привезти машину торфа. Единственной заботой, связанной с деньгами, стали для Матрены хлопоты о пенсии за погибшего мужа. Ее невероятная любовь к окружающим совершенно бескорыстна.
Любовь к жизни особенно ярко проявляется в детстве. Так, герой рассказа «Железная старуха» Егор даже спать старался меньше, потому любил жить без перерыва, чтоб видеть все, что живет без него, и жалел, что ночью надо закрывать глаза и звезды тогда горят на небе одни, без его участия». Егору хотелось участвовать во всем, быть ко всему причастным, во всем разобраться, принимать во всем участие, быть полезным. Именно такое отношение к миру и можно назвать любовью к жизни.
У В. П. Астафьева есть сборник рассказов, который называется «Затеси» («затесь» – это зарубка на дереве, которую делает человек, чтобы не заблудиться в незнакомом месте). Название этой книги символично: в жизни человека тоже должны быть какие-то «затеси», то есть ориентиры, по которым он должен прокладывать свой путь. Вот такие «затеси» в душе и оставляют книги В.П. Астафьева: повесть «Кража» о беспризорном детстве мальчика-сироты, повесть «Пастух и пастушка», рассказывающая о любви, трагически обреченной войной на разлуку, удивительная книга «Царь-рыба», проникнутая страстной любовью к родной природе и многие другие.
Семнадцатилетний Гринев по воле судьбы оказался в центре пугачевского восстания, которое повлияло на его жизнь самым чудесным образом. Участвуя в кровопролитных событиях, он сохранил честь – проявил храбрость, благородство, доброту, искренность. Честь, которую сберег Гринев по завету отца, позволила герою на склоне его жизни, когда он писал воспоминания, быть честным в описании всего виденного, быть, быть благодарным за добро Пугачеву. Честь помогла быть искренним и в неприятии вооруженной борьбы народа, и в симпатиях к своему «странному приятелю» Пугачеву. Несмотря на то что социальный инстинкт подсказывал отрицательное отношение к «бунтовщикам», мятежникам, «преступникам», Гринев в реально возникавших ситуациях больше доверял личным впечатлениям. Как дворянин он считал, что бунтовщик Пугачев – злодей и враг. Как человек, испытавший на себе его милости, он полагал своим долгом сказать правду о его поведении, не считаясь с тем, что она противоречит официальному мнению о Пугачеве. Личный опыт оказывался более значимым, чем социальный. Способность быть благодарным характеризует Гринева как человека с высокими моральными устоями, как самостоятельного, не зависящего от обстоятельств и времени, человека.
Жизненные ценности формируются еще в детстве. Фундаментом будущего ребенка становятся не только воспитание и образование, которое родители дают ребенку, но и пример, который они показывают. В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» мы видим, к чему может привести родительский пример. Простакова – мать главного героя – самовластна, груба и невежественна, но для сына находит и ласку, и доброе слово. В такие моменты в ней даже проступает что-то человеческое. К сожалению, ее отношения недостаточно для того, чтобы воспитать достойного человека. Митрофан вырастает грубым, глупым лентяем. Однако это не его вина, он лишь зеркало Простаковой с ее грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим людям. Так же, как и мать, Митрофан признает лишь право сильного. Пока мать держит в своих руках власть, он с ней; как только она эту власть утрачивает, сын ее предает. Простакова минуты не живет без брани. Митрофан вслед за матерью кричит на кормилицу, грубит учителям. Во время урока математики Простакова так прокомментирует решение задачи: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка». Слова героини продиктованы заботой о сыне, а в результате лишь воспитывается эгоизм. Пренебрежение к чувствам других людей, к закону проявляет Простакова в сцене похищения Софьи. Митрофан в этой ситуации оказывается заодно с матерью. Таким образом, Митрофан, как достойный сын своей матери, не умеет любить, переживать, сочувствовать. Его вырастили эгоистом, способным любить только себя.
Первая встреча
Знакомство Пугачева и Гринева произошло во время бурана. Когда Гринев вместе со своим слугой Савельичем по дороге в крепость попали в непогоду, им встретимся незнакомый человек, который помог им добраться до деревни. За это Гринев отдал провожатому заячий тулуп. Данный эпизод показывает сходства между героями: они готовы помогать другим людям. Пугачев стал провожатым Гринева, который отблагодарил его, даже не зная о том, что это Пугачев. Несмотря на то что Савельич был против того, чтобы отдавать незнакомцу тулуп, Гринев принимает решение самостоятельно. Для него не важно социальное положение человека, для Петра все равны между собой. Случайная первая встреча героев повлияет на дальнейшую судьбу Петра Гринева.
Вторая встреча
Петр Гринев вновь встречается с Емельяном Пугачевым тогда, когда бунтовщики занимают крепость, в которой служит главный герой. Гринев отказывается присягать Пугачеву, понимая, что может погибнуть из-за своего решения. В отличие от трусливого Швабрина, Гринев не ищет спасения своей жизни, он не хочет предавать свои жизненные принципы, несмотря на угрозу смерти. Именно это уважает в Гриневе Пугачев. Сила характера, честность, а также то, что Петр уже однажды показал свое истинное лицо Емельяну, спасли центрального персонажа повести от смерти. Емельян Пугачев освобождает Гринева от казни. Предводитель восстания уважает Петра за то, что он честен перед ним, что он готов пожертвовать своей жизнью ради сохранения собственной чести.
Общее между Пугачевым и Гриневым заключается в том, что у них есть свои жизненные девизы. Если для Петра цену приобретают слова «Береги честь смолоду», то Пугачева характеризует следующее выражение: «Казнить – так казнить, миловать – так миловать».
Популярные сочинения
- Отзыв о пьесе Горе от ума
Мне это произведение как-то особенно откликнулось… Оно и запоминается, и главному герою очень сопереживаешь, хотя видишь, что он не совсем прав - Сочинение Что такое Успех
У каждого человека есть какая-то определённая цель в жизни, к которой он на протяжении жизни стремится. Преодолевая препятствия на своём пути, он приходит к своей цели. - Сочинение Иван Васильевич в рассказе После Бала (Образ и характеристика)
Иван Васильевич – главный герой этого произведения, а также единственный, кого читатель видит в двух возрастах: молодом и старом. Все слушают его рассказ с вниманием и уважением.
Помощь Пугачева
Петр Гринев обращается к Пугачеву за помощью, когда понимает, что его любимую девушку забрал к себе в плен Швабрин. Пугачев бескорыстно помогает главному герою, способствует счастливому финалу любовных отношений Маши Мироновой и Петра Гринева.
Взаимоотношения между Гриневым и Пугачевым важны в произведении. А. С. Пушкин показывает неоднозначность образа Пугачева, который, с одной стороны, жесток и беспощаден, а с другой стороны, добр и милосерден к тем, кто этого действительно заслуживает. Гринев обращается к Пугачеву за помощью, потому что видит в нем в первую очередь человека, а не бунтовщика. Петр является одним из тех, кто посмотрел на Емельяна с разных сторон. Он видел и отрицательные стороны Пугачева, и положительные.
Автор демонстрирует честь и достоинство не только Гринева, но и Пугачева, указывая на то, что Емельян Пугачев – это живой человек, который имеет и достоинства, и недостатки. Несмотря на то, что идеологические взгляды Пугачева и Гринева отличаются, персонажи имеют ряд сходств. Это внутренние качества: способность к милосердию, смелость, сила духа и стойкость. Гринев преодолевает все жизненные испытания на своем пути. Пугачев понимает, чем закончится восстание, но не сдается до самого конца. Несмотря на то что Петр не принимал власти Пугачева, герои уважали друг друга и помогали.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Образ Пугачева и Гринева», рассмотрит историю взаимоотношений между героями и их отношение друг к другу, а также продемонстрирует сходства Гринева и Пугачева.
Урок литературы в 8 классе «Образы Пугачева и Гринева в повести «Капитанская дочка»
Открытый урок по литературе в 8 классе.
Образы Гринева и Пугачева в повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
Цель урока
- Выяснить, как учащиеся поняли роман
- Выяснить суть взаимоотношений Пугачева и Гринева;
- Показать противоречивость и обреченность характера Пугачева;
- Развивать умение школьников видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом;
- Развивать навыки аргументированного устного выступления, умения задавать вопросы, отвечать на вопросы, возражать, дополнять.
- Воспитание милосердия, честности.
Словарная работа: милосердие и жестокость, беспощадность, обреченность, отсутствие смирения, великодушие, нравственный выбор.
- Оборудование: Презентация: иллюстрации к повести «Капитанская дочка», мультимедийная установка.
Методика урока: Аналитическая беседа, индивидуальные задания. Формы: коллективная, частично групповая, индивидуальная. Технологи: ИКТ, сотрудничества.
Урок проводится в форме семинарского занятия, получившего в литературе название “Конференция однородных групп”. Данная инсценировка направлена на достижение многих целей: решение теоретических и практических проблем, формирование умений сотрудничать в группе при их обсуждении. Во время занятий школьники учатся выделять проблему и доказывать ее актуальность, ясно и точно излагать мысли, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дополнять, возражать.
Форма проведения очень проста. До занятия класс делится на три группы, состав малой группы до пяти человек, выбирается руководитель малой группы, который будет следить за временем выступления.
Ход урока.
Цель урока — выявить основные черты образа Пугачёва в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», выяснить, что лежало в основе диалога Пугачёва и Гринёва.
Это поможет нам подготовиться к написанию сочинения на тему «Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.
1. Вступление.
Ребята, согласитесь, что в наши дни книга уже не единственный источник знаний. Она перестала быть и развлечением: телевизор, компьютер не требуют душевного напряжения для создания виртуальных миров. А вот книга – это инструмент душевной работы, без которой становление личности уродливо и бедно.
Книга – письмо, адресованное всем и каждому, хранящее жар души автора. Но заговорит она тогда, когда встретится с теплом души читателя, и заживут, задвигаются и задышат, начнут страдать и любить, жить и умирать – в который раз! – хранимые книгой образы.
Не всегда легко, а иногда невероятно трудно, расшифровать это послание, а потом и понять, что важного и нужного оно говорит.
Сегодня мы будем анализировать, расшифровывать образы “Капитанской дочки” А. С. Пушкина.
ИТАК, 10 января 1775 года морозным утром в Москве на Болотной площади был казнён Емельян Пугачёв. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более, что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке.
2. Основная часть.
В тетрадях запишем тему урока и эпиграф, принадлежащий Н. В. Гоголю: “В “Капитанской дочке” все не только самая правда, но еще как бы лучше ее”.
Орг. момент о группах.
1). Биографическая справка о Емельяне Пугачеве (индивидуальные сообщения учащихся).
Емельян Пугачев родился в станице Зимовейской Донской губернии. К 1771 году родители Пугачева уже скончались. Фамилия Пугачев произошла от прозвища деда – Михаила Пугача. В семье, кроме Емельяна, был брат – Дементей, и две сестры – Ульяна и Федосья. Как указывал на допросе сам Пугачев, семье его принадлежала к официальной православной вере, в отличие от большинства казаков, придерживающихся старой веры. На службе находился с 18 лет, в 19 лет женился на казачке станицы Есауловской. С 1763 по 1767 год Пугачев проходил службу в своей станице, затем он служил в Польше.
После отвода войск на зимние квартиры в Елизаветград в 1771 году, Пугачев заболел («…и гнили у него грудь и ноги»). Полковник Кутейников направил его на Дон в составе команды из 100 казаков для замены лошадей. По причине болезни Пугачев не мог вернуться обратно и направился в войсковую столицу Черкасск проситься в отставку. В отставке ему отказали, предложив лечиться в лазарете или самостоятельно. Пугачев предпочел лечиться самостоятельно, после чего направился повидать свою сестру в Таганрог. В разговоре с зятем Пугачев узнал, что тот с несколькими товарищами хочет бежать со службы, и вызвался помочь ему.
После поимки беглецов Пугачев вынужден был скрываться, был неоднократно задержан и бежал, неудачно пытался перебраться на Терек.
В ноябре 1772 года Пугачев скрывается в старообрядческом ските Введения Богородицы, где и узнает о произошедшем волнении в Яицком войске. Через несколько дней в конце ноября – в начале декабря Пугачев отправился в поездку за рыбой в Яицкий городок, где встретился с одним из участников восстания 1772 года Денисом Пьяновым. В разговоре с ним Пугачев впервые назвал себя спасшимся Петром III и обсуждал возможность организации побега скрывающихся участников восстания на Кубань. По возвращении в Мечетную слободу по доносу Пугачева арестовали и направили для проведения следствия сначала в Симбирск, а затем в январе 1773 года в Казань. По дороге ему удалось бежать.
(Учащиеся дополняют фактами из энциклопедий).
2). Первая встреча с Гриневым. Глава 2 «Вожатый».
«Каким предстаёт Гринёв в истории с вожатым?» — такова была тема домашнего сочинения-миниатюры. (Зачитываются некоторые работы).
Как мы видим, Пушкин использует в данном эпизоде весьма значимые детали: заячий тулуп, обращение дворянина к мужику — БРАТ
, обращение, в котором отсутствует какая-то ни была социальная иерархия. Савельич совершенно по-хамски тычет пальцем в наготу Пугачёва, дескать, пропьёт, собака, барский заячий тулуп в первом же кабаке. В противовес ему — позиция Гринёва: но ведь этот бродяга ведь тоже человек, ему же холодно. Савельич оценивает ситуацию с практической точки зрения, Гринёв — с точки зрения христианской морали, милосердия, благодарности. Ведь все мы под Богом ходим, это милосердие не корысти ради, а ради Бога. И поэтому отношения пушкинских героев развиваются в дальнейшем исключительно в этой плоскости.
Учитель:
Итак
, Гринёв и Пугачёв расстаются довольными друг другом. Гринёв отправляется в Белогорскую крепость, а Пугачёв – собирать войско.
3. Вторая встреча Гринева и Пугачева. Глава 7 «Приступ».
— Проявление каких черт Пугачева мы наблюдаем в главе
VII«Приступ»?
— Жестокость — «Унять старую ведьму!»,
— беспощадность — «Вешать его!»,
— милосердие, благодарность — за тулуп или за БРАТА? — сохранил жизнь Гринёву).
ВЫВОД:
Противоречивость натуры Пугачева (учащиеся).
— Чтение отрывка «Есть упоение в бою…» (наизусть)
Есть упоение в бою И бездны мрачной на краю, И в разъярённом океане, Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении Чумы. Всё, всё, что гибелью грозит, Для сердца смутного таит Неизъяснимы наслажденья — Бессмертья, может быть, залог! И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог.
А.С. Пушкин «Пир во время чумы»
Учитель:
Как соотносятся эти слова с изображением вождя народного восстания?
(Есть люди, которые рассматривают жизнь как завораживающую игру со смертью, которые видят в постоянном риске некое упоение, кто не рисковал, тот, может быть, и не жил. Это натуры крайне противоречивые, сложные и необычайно сильные. Конечно, такие личности довольно редки, но они, появляясь, как правило, играют весьма значительную роль и истории. Именно таким человеком и был Емельян Пугачёв.)
Анализ сцены откровенного разговора Гринева и Пугачева (глава
VIII«Незваный гость»)
— Какие качества Гринева импонируют Пугачеву? (с выдержками из текста)
ВЫВОД:
Пугачёву импонирует открытость, честность Гринёва. Он наверняка хотел бы иметь в своём окружении такого человека, как Гринёв (учащиеся).
Работа в группах:
1группа:
А может быть, Пугачев и в самом деле чудом воскресший царь ПетрIII?
(9, 11 главы)
Ответ:
1. не умеет читать (гл.Разлука 9 гл)
2. лексика простонародная (пословицы и поговорки, калмыцкая сказка, «авось, исхожена, изъезжена)
Учитель: Доп. вопрос:
Какие ещё качества Пугачева раскрываются в главе «Разлука»? Великодушие (- «Казнить — так казнить, миловать — так миловать!»), пожаловал Гринёву лошадь и тулуп. (Долг платежом красен).
4. Третья встреча Гринева и Пугачева (Глава
XI«Мятежная слобода» иXII«Сирота»)
2. группа:
В каких сценах повести показано, что Пугачёв понимает свою обречённость, что скорая страшная гибель неминуема?
Ответ:
— когда Гринёв слышит песню, которую поют Пугачёв и его сподвижники — «люди, обречённые виселице, поют о виселице»
— когда говорит, что люди ненадёжны, спасут себя, предав его.
— когда Пугачёв рассказывает калмыцкую сказку (отсутствие смирения)
Чтение наизусть сказки об Орле и Вороне.
Учитель: Доп. вопросы:
- Да, сказка… С кем сравнивает себя Пугачев?
- Что он хочет сказать этим Гриневу?
- А Пушкин с кем сравнивает Пугачева, судя по эпиграфу? (прочитать эп. к 11 главе)
3. группа:
Найдите слова, отражающие постоянную боль рассказчика за Пугачёва, желание спасти его.
(13 глава «Арест»).
Ответ:
(«Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровью столь невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле. «Емеля, Емеля! — думал я с досадою, — зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь:» Мысль о нём неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни.»)
Учитель:
Конечно же, никакой Пугачев не царь — это знают и понимают и Гринев, и Пугачев. И то, что Пугачев обречен, тоже понимают оба. Отсюда и постоянная боль Гринева за Пугачева. Но и сам факт присутствия и общения Гринева с Пугачевым как бы постоянно приглашает последнего покаяться. Эта назойливо открытая возможность мучительна для Пугачёва, как кровоточащая рана. Но приносит она одновременно с собой и облегчающее умиротворение.
Цитата:
«Слушай, — продолжал я, видя его доброе расположение. — Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу… Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души.»
Гринев просит, почти требует: Пугачев, будь человеком, доведи до конца доброе дело, которое ты начал. Уже и не важно то, кто ты есть на самом деле и какие опасные игры играешь ты с людьми и с историей… И Пугачёв понимает, что есть кто-то в мире, чья молитва о буйной его головушке вечной, несгорающей свечкой будет гореть перед Богом! Значит, уже не «кровопийца» только!.. Суровая душа Пугачева была тронута.)
5.Казнь Пугачева.
Учитель:
Итак, мы выяснили, что образ Пугачева неоднозначен: в нем сочетаются черты жестокого убийцы и доброго отзывчивого человека. Обратимся к произведению, которое предваряло создание повести «Капитанская дочка». Это «История Пугачева» или «История Пугачевского бунта» Пушкина и прочтем описание последних минут жизни Пугачева. Наша задача – понять, что
Д.З. группы было найти и изучить этот эпизод. Стр.712 гл 7.
Казнь Пугачёва. (зачитываю отрывок)
— Какие новые черты мы видим в Пугачёве?
(Он попросил прощения, а люди простили — ХРИСТИАНСКОЕ МИЛОСЕРДИЕ),
5. Подведение итога урока.
Учитель:
Что лежит в основе взаимоотношений Пугачёва и Гринёва?
(Милосердие).
М. Цветаева, поэтесса XX столетия, в своём очерке «Мой Пушкин» очень интересно оценивала взаимоотношения Пугачёва и Гринёва:
«От Пугачёва на Гринёва шла могучая чара: Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя её круглой сиротой: такого любить — никакая благодарность не заставит. А чара — и не то заставит, заставит и полюбить того, кто на твоих глазах зарубил самое любимое, девушку. Чара: скроет от тебя всё злодейство врага, всё его вражество, оставляя только одно: твою к нему любовь. Чара дана и пронесена сквозь все встречи, она дана в магической
внешности Пугачёва: Чара — в его чёрных глазах и чёрной бороде, чара в его усмешке, чара — в его опасной ласковости. Чара — в его напускной важности:
В «Капитанской дочке» Пушкин под чару Пугачёва попал и до последней строки из-под неё не вышел».
— Согласны ли вы, что Пушкин в лице Гринёва так не вышел из-под магического влияния Пугачёва, внутренне соглашаясь с ним во всех его поступках?
(Вспомним, что ответил Гринёв Пугачёву после калмыцкой сказки и за кем осталось последнее слово? Чьи это слова: семнадцатилетнего Петра Андреевича или самого автора? Нравственный выбор Гринёва вполне ясен: «Жить убийством и разбоем — значит, по мне, клевать мертвечину».)
- Вывод. Слово учителя.
«Капитанская дочка» оказалась своеобразным «завещанием» Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте,
писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» — предостерегающе восклицает поэт. Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно. И поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся
на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении.
Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого не должны пропасть даром. В нашем материальном мире, в решении проблем экономических и политических большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо больше.
А теперь в качестве рефлексии я попрошу вас написать синквейн на определение вашего отношения к одному из героев: Гринев или Пугачев. Выберите того, кто больше заинтересовал вас.
Чтение 2-3 синквейнов.
Учитель: Вернемся к эпиграфу. Согласимся с Гоголем или оспорим его точку зрения.
Ответы: мы прожили вместе с героями определенные страницы их жизни и сделали выводы, поэтому получилось, что все написанное для нас даже больше правды.
Руководители групп выставят оценки группе, а группа – руководителю (2 мин)
- Домашнее задание
Работа над планом сочинения по повести «Капитанская дочка» (темы даны).
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Капитанская дочка»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Капитанская дочка»
- для самых компанейских — Главные герои «Капитанская дочка»
- для самых занятых — Читательский дневник «Капитанская дочка»
- для самых любопытных — Анализ «Капитанская дочка» Пушкин
- для самых крутых — Читать «Капитанская дочка» полностью
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 16