Петр 1 сочинение по истории 8 класс

Тест по истории экономическая политика петра i для учащихся 8 класса с ответами. тест включает в себя 2 варианта, в

Тест по истории Экономическая политика Петра I для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 11 заданий.

1 вариант

1. В чём выражалось активное вмешательство государства в развитие экономики в годы правления Петра I? Выберите из списка три верных ответа. Запишите цифры, под кото­рыми они указаны.

1) государство выделяло средства на открытие предпри­ятий
2) государство не вмешивалось в решения владельцев ма­нуфактур по вопросам управления производством
3) государство распределяло государственные заказы среди владельцев мануфактур
4) владельцы предприятий сами решали, что и в каком ко­личестве производить
5) государство способствовало увеличению числа работни­ков, отказавшись от крепостного права
6) государство предоставляло привилегии успешным фа­брикантам

2. Назовите фамилию тульского кузнеца-оружейника, ко­торый стал крупнейшим заводчиком в годы правления Петра I.

1) Романов
2) Демидов
3) Филиппов
4) Шереметев

3. Какое обстоятельство способствовало развитию оружейного дела в России в начале XVIII в.?

1) отказ от импорта оружия
2) прекращение производства оружия в Европе
3) пропаганда идеи священной войны
4) провозглашение государством идеи войны за колонии в Африке и Азии

4. Мануфактуры какой специализации стали появляться в центральном районе страны в начале XVIII в.?

1) металлургические
2) кожевенные
3) по обработке пушнины
4) текстильные

5. В каком году владельцам мануфактур было разрешено по­купать для своего предприятия крестьян без земли?

1) 1701 г.
2) 1703 г.
3) 1714 г.
4) 1721 г.

6. Как называлась внешнеторговая политика Российского го­сударства в годы правления Петра I, направленная на под­держку отечественного производителя товаров и временное ограничение ввоза импортных товаров?

1) свободная торговля
2) открытый рынок
3) протекционизм
4) инвестиционизм

7. С какой целью в 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись населения России?

1) установления размера нового налога и введения нового принципа налогообложения
2) распределения государственных богатств максимально справедливым образом
3) для возможной отправки мужчин в армию
4) установления количества народов и национальностей, населяющих Российскую империю

8. Как изменилась система взимания налогов в годы правле­ния Петра I?

1) сократился общий размер налогообложения
2) введено множество новых налогов
3) отменены косвенные налоги
4) введены публикации государственных отчётов о налого­обложении

9. Назовите главный вид транспорта в России в начале XVIII в.

1) морской
2) железнодорожный
3) шоссейный
4) речной

10. Приоритетом в экономической политике Петра I было обе­спечение нужд и задач

1) внешней политики
2) науки
3) сельского хозяйства
4) лёгкой промышленности

11. Что можно назвать итогом развития экономики в годы правления Петра I?

1) применение интенсивных методов развития хозяйства
2) расширение объёма выпускаемой продукции
3) прекращение торговли со странами Европы
4) увеличение ввоза импортной промышленной продукции

2 вариант

1. В чём выражалось активное вмешательство государства в развитие экономики в годы правления Петра I? Выберите из списка три верных ответа. Запишите цифры, под кото­рыми они указаны.

1) государство поощряло добычу полезных ископаемых
2) государство активно покупало железо за границей
3) государство привозило ткани и парусину из-за рубежа
4) государство вкладывало средства в открытие промыш­ленных предприятий
5) за государственный счёт нанимались иностранные рабо­чие и специалисты
6) государство отказывалось от использования иностран­ных производственных технологий

2. В какую структуру были объединены мастера-ремесленни­ки по указу Петра I в 1 722 г.?

1) артели
2) цехи
3) команды
4) товарищества

3. К какому экономическому последствию привёл отказ от им­порта оружия Россией с 1702 г.?

1) отказу от военных действий как средства ведения внешней политики
2) упадку экономики и кризису производства
3) развитию отечественного оружейного дела
4) сокращению внешней торговли и отказу продавать рос­сийские товары за границу

4. Как изменилось число мануфактур за годы правления Петра I?

1) увеличилось в несколько раз
2) сократилось
3) осталось неизменным
4) мануфактуры перестали существовать

5. Как в основном решали проблему нехватки рабочей силы на мануфактурах в годы правления Петра I?

1) крестьян, желающих работать на мануфактуре, отпускали на волю
2) крепостных крестьян приписывали для работы на ману­фактурах
3) ввозили необходимое количество рабочих из-за границы
4) на мануфактуры шли работать обедневшие дворяне

6. Как называлась экономическая политика страны в годы правления Петра I, направленная на накопление средств внутри страны и поддержание положительного торгового баланса?

1) меркантилизм
2) протекционизм
3) торговое сальдо
4) государственный бюджет

7. Какая единица налогообложения была введена в годы прав­ления Петра I?

1) с каждого мужчины
2) с каждого двора
3) с каждой семьи
4) с земельного надела

8. Как изменилась система взимания налогов в годы правле­ния Петра I?

1) отменены прямые налоги
2) увеличено количество категорий населения, не платив­ших налоги в казну
3) увеличено количество косвенных налогов
4) государство стало публиковать отчёты о поступающих в казну налогах

9. Какой город стал центром международной торговли России к концу правления Петра I?

1) Архангельск
2) Санкт-Петербург
3) Москва
4) Казань

10. Выделите один из итогов развития экономики в годы прав­ления Петра I.

1) расширение торговых связей с Европой
2) сокращение промышленного производства
3) появление железнодорожного транспорта
4) отказ от торговли с внешним миром

11. Главными экономическими отраслями, которым государ­ство отдавало предпочтение в годы правления Петра I, были отрасли, обслуживающие

1) развитие науки
2) армию и флот
3) нужды сельского хозяйства
4) лёгкую промышленность

Ответы на тест по истории Экономическая политика Петра I
1 вариант
1-136
2-2
3-1
4-4
5-4
6-3
7-1
8-2
9-4
10-1
11-2
2 вариант
1-145
2-2
3-3
4-1
5-2
6-1
7-1
8-3
9-2
10-1
11-2

Пётр I начал знакомиться с проблемами внешней политики России не позднее декабря 1687 г., когда по свидетельству шведского резидента в Москве Христофора фон Кохена глава Посольского приказа В. В. Голицын начал докладывать Петру I о важнейших делах. С июня 1690 года почтмейстер А. А. Виниус составлял для Петра I краткие выписки из курантов (обзоров иностранной прессы). С этого времени царь стал регулярно следить за изменениями политической ситуации в Европе и средиземноморском регионе, где государства Священной лиги вели войну с Османской империей.[1] Однако личное влияние Петра I стало заметно в российской внешней политике только после смерти в 1694 году его матери Н. К. Нарышкиной.

Азовские походы. 1695—1696[править | править код]

К моменту свержения царевны Софьи Россия вела войну с Османской империей. Правительство Нарышкиных пришло к власти на волне критики Крымских походов В. В. Голицына, и не заключив мира фактически прекратило боевые действия. Продолжение этой войны стало приоритетом деятельности Петра в первые годы единовластия. Одним из ближайших к границам России опорных военных пунктов Османской империи была крепость Азов, расположенная при впадении реки Дон в Азовское море. Первый Азовский поход, начавшийся весной 1695 года, окончился неудачно в сентябре того же года из-за отсутствия флота и неготовности русской армии действовать в отдалении от баз снабжения. Однако уже зимой 1695—96 года началась подготовка к новому походу. В Воронеже развернулось строительство гребной русской флотилии. За короткое время была построена флотилия из разных судов во главе с 36-пушечным кораблем «Апостол Пётр». В мае 1696 года 40-тысячная русская армия под командованием генералиссимуса Шеина вновь осадила Азов, только на этот раз русская флотилия блокировала крепость с моря. Сам Пётр принимал участие в осаде в звании капитана на галере. Не дожидаясь штурма, 19 (29) июля 1696 крепость сдалась. Так был открыт первый выход России в южные моря.

Результатом Азовских походов стал захват крепости Азов, начало строительства порта Таганрог, возможность нападения на полуостров Крым с моря, что значительно обезопасило южные границы России. Однако получить выход к Чёрному морю через Керченский пролив Петру не удалось: он остался под контролем Османской империи. Сил для войны с Турцией, как и полноценного морского флота, у России пока не было.

Для финансирования строительства флота вводятся новые виды податей: землевладельцы были объединены в так называемые кумпанства по 10 тыс. дворов, каждое из которых на свои деньги должно было построить корабль. В это время проявляются первые признаки недовольства деятельностью Петра. Был раскрыт заговор Циклера, пытавшегося организовать стрелецкое восстание. Летом 1699 первый большой русский корабль «Крепость» (46-пушечный) отвёз русского посла в Константинополь для переговоров о мире. Само существование такого корабля склонило султана к заключению мира в июле 1700 года, который оставил за Россией крепость Азов.

При строительстве флота и реорганизации армии Пётр был вынужден опираться на иностранных специалистов.

Завершив Азовские походы, он решает отправить на обучение за границу молодых дворян, а вскоре и сам отправляется в первое путешествие по Европе.

Великое посольство (1697—1698)[править | править код]

В март 1697 года в Западную Европу через Лифляндию было отправлено Великое посольство, основной целью которого было найти союзников против Османской империи. Великими полномочными послами были назначены генерал-адмирал Ф. Я. Лефорт, генерал Ф. А. Головин, начальник Посольского приказа П. Б. Возницын. Всего в посольство вошло до 250 человек, среди которых под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился сам царь. Пётр ехал официально не как царь. Впервые русский царь предпринял путешествие за пределы своего государства.

Пётр посетил Ригу, Митаву, Кёнигсберг, Бранденбург, Голландию, Англию, Австрию, был намечен визит в Венецию и к папе римскому.

Посольство завербовало в Россию несколько сотен специалистов по корабельному делу, закупило военное и прочее оборудование.

Кроме переговоров, Пётр много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела и других наук. Пётр поработал плотником на верфях Ост-Индской компании, при участии царя был построен корабль «Пётр и Павел». В Англии посетил литейный завод, арсенал, парламент, Оксфордский университет, Гринвичскую обсерваторию и Монетный двор, смотрителем которого в то время был Исаак Ньютон.

Великое посольство главной цели не достигло: коалицию против Османской империи создать не удалось из-за подготовки ряда европейских держав к Войне за испанское наследство (1701—1714 годы). Однако благодаря этой войне сложились благоприятные условия для борьбы России за Балтику. Таким образом, произошла переориентация внешней политики России с южного направления на северное.

Создание Российской империи. 1700—1724 годы[править | править код]

Петр 1 сочинение по истории 8 класс

Северная война со Швецией (1700—1721)[править | править код]

После своего возвращения из Великого посольства, Петр готовится к войне со Швецией за выход к Балтийскому морю. В 1699 году был создан Северный союз против шведского короля Карла XII, в который помимо России вошли Дания, Саксония во главе с саксонским курфюрстом и польским королём Августом II. Движущей силой союза было стремление Августа II отобрать у Швеции Лифляндию, за помощь он обещал России возврат земель, прежде принадлежавших русским (Ингерманландии и Карелии).

Для вступления в войну России необходимо было заключить мир с Османской империей. После достижения перемирия с турецким султаном сроком на 30 лет Россия 19 (30) августа (20 августа по шведскому календарю) объявила войну Швеции под предлогом отмщения за обиду, оказанную царю Петру в Риге[2].

План Карла XII заключался в том, чтобы поодиночке разбить противников с помощью ряда быстрых десантных операций. В скором времени после бомбардировки Копенгагена Дания 7 (18) августа 1700 года (8 августа по шведскому календарю) вышла из войны, ещё до вступления в неё России. Неудачно закончились попытки Августа II захватить Ригу.

Поражением русской армии закончилась попытка захватить крепость Нарву. 19 (30) ноября (20 ноября по шведскому календарю) Карл XII с 8500 солдатами атаковал лагерь русских войск и полностью разгромил 35-тысячную неокрепшую русскую армию. Сам Пётр уехал от войск в Новгород за 2 дня до того.

Посчитав, что Россия достаточно ослаблена, Карл XII ушёл в Ливонию, чтобы направить все силы против основного, как ему казалось, противника — Августа II.

Петр 1 сочинение по истории 8 класс

Однако Пётр, наскоро реорганизовав армию по европейскому образцу, возобновил боевые действия. Уже в 1702 году (11 (22) октября) Россия захватила крепость Нотебург (переименована в Шлиссельбург), а весной 1703 года — крепость Ниеншанц в устье Невы. Здесь 16 мая 1703 года началось строительство Санкт-Петербурга, а на острове Котлин разместилась база русского флота — крепость Кроншлот (впоследствии Кронштадт). Выход к Балтийскому морю был пробит.

В 1704 году были взяты Нарва, Дерпт, Россия прочно закрепилась в Восточной Прибалтике. На предложение заключить мир Пётр I получил отказ.

После низложения Августа II в 1706 года и замены его польским королём Станиславом Лещинским Карл XII начал роковой для него поход на Россию. Захватив Минск и Могилёв, король не решился идти на Смоленск. Заручившись поддержкой украинского гетмана Ивана Мазепы, Карл двинул войска на юг из продовольственных соображений и с намерением усилить армию сторонниками Мазепы. 28 сентября (9 октября) 1708 года (29 сентября по шведскому стилю) у деревни Лесной шведский корпус Левенгаупта, шедший на соединение с армией Карла XII из Лифляндии, был разбит русской армией под командованием Меншикова. Шведская армия лишилась подкрепления и обоза с военными припасами. Позднее Пётр отмечал годовщину этой битвы как поворотный момент в Северной войне.

В Полтавской битве 27 июня (8 июля) 1709 год (28 июня по шведскому календарю) армия Карла XII была наголову разгромлена, шведский король с горсткой солдат бежал в турецкие владения.

В 1710 году в войну вмешалась Турция. После поражения в Прутском походе 1711 года Россия вернула Азов Турции и разрушила Таганрог, но за счёт этого удалось заключить очередное перемирие с турками.

Петр 1 сочинение по истории 8 класс

Пётр снова сосредоточился на войне с шведами, в 1713 году шведы потерпели поражение в Померании и лишились всех владений в континентальной Европе. Однако благодаря господству Швеции на море Северная война затянулась. Балтийский флот только создавался Россией, но сумел одержать первую победу в Гангутском сражении летом 1714 года. В 1716 году Пётр возглавил объединённый флот из России, Великобритании, Дании и Голландии, но из-за разногласий в стане союзников организовать нападение на Швецию не удалось.

По мере укрепления Балтийского флота России Швеция почувствовала опасность вторжения на свои земли. В 1718 году начались мирные переговоры, прерванные внезапной гибелью Карла XII. Шведская королева Ульрика Элеонора возобновила войну, надеясь на помощь Великобритании. Разорительные десанты русских в 1720 году на шведское побережье подтолкнули Швецию к возобновлению переговоров. 30 августа (10 сентября) 1721 года[3] между Россией и Швецией был заключен Ништадтский мир, завершивший 21-летнюю войну. Россия получила выход в Балтийское море, присоединила территорию Ингрии, часть Карелии, Эстляндию и Лифляндию.

Россия стала великой европейской державой, в ознаменование чего 22 октября (2 ноября) 1721 года Пётр принял титул императора.

Русско-турецкая война 1710—1713[править | править код]

После поражения в Полтавской битве шведский король Карл XII укрылся во владениях Османской империи, городе Бендеры. Пётр I заключил договор с Турцией о выдворении Карла XII с турецкой территории, однако затем шведскому королю позволили остаться и создавать угрозу южной границе России при помощи части украинского казачества и крымских татар. Добиваясь высылки Карла XII, Пётр I стал угрожать войной Турции, но в ответ 20 ноября 1710 года султан сам объявил войну России. Действительной причиной войны явились захват русскими войсками Азова в 1696 году и появление русского флота в Азовском море.

Война со стороны Турции ограничилась зимним набегом крымских татар, вассалов Османской империи, на Украину. Россия повела войну на 3 фронта: войска совершили походы против татар на Крым и на Кубань, сам Пётр I, опираясь на помощь правителей Валахии и Молдавии, решил совершить глубокий поход до Дуная, где надеялся поднять на борьбу с турками христианских вассалов Османской империи.

6 (17) марта 1711 года Пётр I выехал к войскам из Москвы с верной подругой Екатериной Алексеевной, которую повелел считать своей женой и царицей (ещё до официального венчания, произошедшего в 1712). Армия перешла границу Молдавии в июне 1711, но уже 20 июля 1711 года 190 тысяч турок и крымских татар прижали 38 тысячную русскую армию к правому берегу реки Прут, полностью окружив её. В казалось бы безвыходной ситуации Петру удалось заключить с великим визирем Прутский мирный договор, по которому армия и сам царь избежали пленения, но взамен Россия отдала Азов Турции и потеряла выход к Азовскому морю.

С августа 1711 года боевых действий не велось, хотя в процессе согласования окончательного договора Турция несколько раз угрожала возобновить войну. Только в июне 1713 был заключён Андрианопольский мирный договор, который в целом подтвердил условия Прутского соглашения. Россия получила возможность продолжать Северную войну без 2-го фронта, хотя и потеряла завоевания Азовских походов.

Движение России на Восток[править | править код]

Экспансия России на восток при Петре I не прекращалась. В 1714 году экспедиция Бухгольца к югу от Иртыша основала Омск, Усть-Каменогорск, Семипалатинск и другие крепости. В 1716—17 годах в Среднюю Азию был отправлен отряд Бековича-Черкасского с целью склонить хивинского хана к подданству и разведать путь в Индию. Однако русский отряд был уничтожен ханом.

В правление Петра к России была присоединена Камчатка. Пётр запланировал экспедицию через Тихий Океан в Америку (собираясь основать там русские колонии), но осуществить задуманное не успел.

Каспийский поход 1722—1723[править | править код]

Наиболее крупным внешнеполитическим мероприятием Петра после Северной войны был Каспийский (или Персидский) поход в 1722—1724 годах. Условия для похода создались в результате персидских междоусобиц и фактического распада некогда мощного государства.

18 июня 1722, после обращения за помощью сына персидского шаха Тохмас-мирзы, из Астрахани по Каспию отплыл 22-тысячный русский отряд. В августе сдался Дербент, после чего русские из-за проблем с провиантом вернулись в Астрахань. В следующем 1723 был завоёван западный берег Каспийского моря с крепостями Баку, Рештом, Астрабадом. Дальнейшее продвижение было остановлено угрозой вступления в войну Османской империи, которая захватывала западное и центральное Закавказье.

12 сентября 1723 года был заключён Петербургский договор с Персией, по которому в состав Российской империи включалось западное и южное побережье Каспия с городами Дербент и Баку и провинциями Гилян, Мазендеран и Астрабад. Россия и Персия также заключили оборонительный союз против Турции, который, однако, оказался недействующим.

По Стамбульскому (Константинопольскому) договору от 12 июня 1724 года Турция признавала все приобретения России в западной части Каспийского моря и отказывалась от дальнейших притязаний на Персию. Стык границ между Россией, Турцией и Персией был установлен на месте слияния рек Аракс и Кура. В Персии смута продолжалась, и
Турция оспорила положения Стамбульского договора прежде, чем граница была точно установлена.

В 1735 году эти владения были возвращены персам в связи с высокими потерями гарнизонов от болезней и бесперспективностью на тот момент региона для России.

Примечания[править | править код]

Тема: Повторительно-обобщающий урок по теме «Преобразования Петра I»

Цель урока: закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи

Задачи урока:

— повторить, обобщить, углубить знания учащихся о личности Петра I, его реформах, внешней политике государства;

— расширить представления о роли и значении личности в истории;

— формировать умения: анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, работать с историческими документами;

— развивать

критическое мышление;

— способствовать формированию чувства уважения к прошлому своей Родины; вырабатывать гражданские качества.

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Форма урока: общественный смотр знаний.

Оборудование :

Компьютер;

Интерактивная доска;

Мультимедиапроектор;

Раздаточный материал с отрывками из исторических источников;

Сигнальные карточки

Бланки для подготовки тестовых заданий.

Учебно-методическое оснащение :

1) карта «Россия с конца XVII в. до 60-х годов XVIII в.»;

2) выставка книг о Петре 1;

3) репродукция картины П. Деляроша «Портрет Петра

I»;

4) компьютерная презентация ;

Содержание урока : соответствует образовательному стандарту, рабочей программе, доступно учащимся.

Методика проведения урока :

А) методы обучения :

— репродуктивный;

— частично-поисковый;

— проблемный

Б) методические приемы:

— работа с интерактивной контурной, настенной картами;

— выполнение заданий на интерактивной доске ;

— обсуждение проблемного вопроса;

— анализ исторического документа;

— составление тестовых заданий

Оценивание в течение урока : промежуточное , конечное .

Эпиграфы на доске:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлемой душой

На троне вечный был работник.

Начало славных дел Петра

Мрачили мятежи и казни.

Ход урока:

I. Организационный этап

Учитель: Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда — талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений —

Мы вместе сотворим урок.

— Я предлагаю начать его с хорошего настроения. Давайте все вместе возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вступительное слово учителя.

— Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.

Этот урок последний в системе уроков об эпохе Петра Первого. Подумайте, как может звучать тема сегодняшнего урока?

А чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? .

Да, вы правы, наша цель: закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи.

Наш урок будет проходить в форме общественного смотра знаний. У вас сегодня имеется возможность показать свои знания гостям. Лист контроля передан им.

За правильные ответы вам будут ставиться баллы, которые в конце урока превратятся в отметки.

— Обратите внимание на эпиграфы урока. Это знаменитые пушкинские строки. Кому они посвящены?

III. Обобщение и систематизация знаний.

— Вспомните, какие ключевые проблемы стояли перед Россией в конце XVII века.

1. Укрепление обороноспособности страны.

2. Преодоление экономической отсталости

3. Создание предпосылок для развития торговли и связей с другими странами.

4. Развитие просвещения

5. Изменение положения классов.

-И это лишь небольшая их часть. Как вы думаете, какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справится с решением этих и других задач?

Петр I поражал современников масштабом своей личности. Поражает он и нас, потомков. Обратите внимание на проблемное задание.

С ним вы должны будете справиться в конце урока.

Проблемное задание: Определите значение петровских реформ для России и роль Петра I в истории нашей страны.

1 этап. «Разминка»

Учитель задает вопрос. Отвечает первый из учеников, кто поднял руку. 1. Назовите годы жизни Петра I. 2. Назовите годы царствования Петра I. 3. Кто были родители Петра I? 4. Кто был первым учителем Петра I? 5. Как звали первую жену Петра? 6. Кто являлся соправителем Петра I? 7. С какого года Петр правил единолично?

8. Под каким именем Петр 1 отправился за границу?

9.Каковы первые шаги Петра во внешней политике?

10. В каких областях были проведены реформы?

11. В чем заключалась военная реформа?

12. Назовите реформы в управлении.

2 этап. «Птенцы гнезда Петрова»

— Но один Петр не смог бы сделать многого. Среди многочисленных качеств Петра I было умение подбирать способных и деятельных помощников. Перед вами портреты сподвижников Петра Первого .

Задача участников: угадать по описанию личности сподвижников Петра I и поднять нужную цифру

1) Сын конюха, торговец пирожками, в 1686 г. был денщиком у Петра I, затем стал бомбардиром Преображенского полка. Участвовал в Азовских походах, в Великом посольстве, в Северной войне. Одержал ряд побед: при Калише, при Лесной. С 1717 г. — сенатор, с 1718 г. — президент Военной коллегии, с 1721 г. — вице-адмирал. Располагал неограниченным доверием Петра, приобрел огромное влияние на государственные дела.

2) Был родом из боярской семьи, начал свою военную карьеру еще при Алексее Михайловиче. Был отправлен за границу, где быстро усвоил западные обычаи. Участвовал в Северной войне, потерпел сокрушительное поражение под Нарвой.

Однако Петр прислал одобрительное письмо и пожаловал чин генерал-фельдмаршала. После этого одержал ряд блестящих побед. В 1705 году послан усмирять бунт в Астрахани. Участвовал в Полтавской битве, возглавлял главные силы русской армии во время русского Прутского похода, после которого был послан в Константинополь для заключения мира. 3) Родился в Польше.

С малых лет оказался пажом у начальника артиллерии Головина, затем перешел к царскому двору. С 1701 г. состоял денщиком при Петре. Во время Прутского похода был возведен в генерал-адъютанты. В 1722 году был назначен генерал-прокурором Сената.

Получил прозвище «око государево».

3 этап: Историко-географический

— Чем знамениты следующие населенные пункты? :

<

table width=1685 cell; border-; border-; border-; >

Г

метки: Россия, Страна, Осуществление, Государство, Сталь, Деятельность, Крестьянин, Общество

Сочинение — рассуждение (эссе) по истории на тему:

“Роль Петра 1 в истории России”

Непосредственно приступая к работе, мне кажется, что необходимо изучить биографию данной исторической личности. Петр I Великий — последний русский царь и создатель Российской Империи. Родился Петр Первый 30 мая (9 июня) 1672 г. в Москве. Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. С юного , что связанно с войной и военным делом, а также к западному образу жизни. К власти пришёл в 1682 году (правил с 1689 по 1696 г. вместе с братом Иваном V), с 1721 г. принял титул императора; правил до 1725 г. Изучив краткую биографию Петра, мне захотелось порассуждать о том, что же он сделал “хорошего” и “плохого” для России, велика ли его роль в истории нашей страны.

Личность Петра I является одной из самых известных в истории нашей страны. И на это есть свои причины. Ведь Петр I, без сомненья, внёс огромный вклад в развитие России, превратив её в действительно сильную империю.

Личность Петра I противоречива и неоднозначна, многие историки оценивают его деятельность по-разному. О нём самом и о том, что он сделал для страны за время своего правления, можно рассуждать очень долго. Но я , какое же всё-таки влияние на Россию оказал этот человек.

Петр I был очень целеустремленным правителем, он отличался трудолюбием, упорством, любознательностью и волевым характером, что и помогало ему в осуществлении своих планов на пути к развитию страны. Изначально, Петр жил в селе Преображенском под Москвой. Здесь он получал домашнее образование, выучил немецкий, латинский и греческий языки, образовал из своих ровесников два потешных полка — Преображенский и Семеновский. Сначала они использовались будущим царем для игр и отработки воинской стратегии, а после выросли в царскую гвардию. Там же он познакомился с Александром Меньшиковым, своим ближайшим другом и помощником.

Россия в период начала правления Петра Алексеевича , она отставала от многих европейских стран в социально-экономическом, военном и культурном отношении, находилась в международной изоляции. Всё это царь прекрасно осознавал и видел явную необходимость в осуществлении реформ. Его реформаторский курс охватывал все сферы жизни общества – социальную сферу, экономику, управление, военное дело и культуру.

4 стр., 1843 слов

Личность в истории России

… главе своего реферата я расскажу о внуке первого Романова – Петре Алексеевиче, который вошел в российскую историю как Петр Великий. Петр, как историческая личность, представляет своеобразное явление не только в истории России, но … В своем реферате я постараюсь понять, как разные люди повлияли на судьбу страны. Для этого я рассмотрю личности четырех правителей нашей страны: Иван IV, Петр I, В.И. …

При Петре 1 произошло много положительных событий, преобразований и т.п., которые буквально “перевернули с ног на голову” нашу страну. Например, при Петре I Русское царство стало Российской империей в результате победы в Северной войне и получения выхода к Балтийскому морю. С этого времени (1721 г.) страна активно включается во внешнеполитические игры. Византийское летоисчисление заменено на эру «от Рождества Христова», Новый год стал праздноваться 1 января. Консервативная Боярская дума была заменена на Правительствующий сенат, которому подчинялись коллегии (министерства), весь документооборот был стандартизирован, делопроизводство приведено к единой схеме. Фискальное ведомство призвано было контролировать деятельность бюрократического аппарата. Территорию страны разделили на 8 губерний, в каждой из которых была создана местная вертикаль власти, а затем каждую губернию – на 50 провинций. Регулярная армия страны пополнилась сначала иностранными офицерами, а затем и российскими дворянами – , инженерной и артиллерийской школ. Был создан мощный военный флот, открыта Морская академия. Церковная иерархия перешла в полное подчинение Сената, вместо патриарха управлением церковной вертикалью занимался Священный Синод, присягавший на верность императору. Земля и крестьяне, приписанные к поместью, стали полной собственностью дворян и помещиков, свободные крестьяне перешли в собственность государства. Начальное образование стало обязательным для всех детей бояр. Все представители дворянского сословия обязаны были нести государственную службу. Появился «Табель о рангах», позволяющий строить карьеру вне зависимости от сословного происхождения: дослужившийся до 8 класса чиновник мог получить личное дворянство. Вместо подворных податей стали взиматься подушные, впервые была проведена подушная перепись населения. Основной денежной единицей стала копейка. Был построен Петербург (заложен в 1703 г.).

Было построено 233 промышленных предприятия.

В правлении Петра 1 , но есть и отрицательное, о котором, конечно же, не стоит умалчивать. Например, в России установили едва ли не принудительное употребление водки, табака, ношение париков, заставили брить бороды, была разорена казна, а население сократилось почти на треть. Приехало много иностранцев, которым была дана «зеленая улица», а русских — унижали и топтали их достоинство. Произошел раскол церкви, гонения на старообрядцев, Россия лишилась церковной автономии. Был взломан исконно-русский , патриархальный уклад народной жизни.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что личность и эпоха правления Петра 1 в истории России играет немаловажную роль. Этот период привнёс большие изменения в жизни людей, государства, как с хорошей, так и с плохой точки зрения. Я считаю, что Петр 1 был всё — таки был успешным и “положительным” правителем нашей страны, так как он сделал больше хорошего, нежели плохого для общества и страны в целом.

Полностью согласна с мнением историков, что Петр 1 любил Россию, любил русский народ, любил его не в смысле массы , а в смысле того идеала, до какого желал довести этот народ. За любовь Петра к идеалу русского народа, русский человек будет любить Петра до тех пор, пока сам не утратит для себя народного идеала, и ради этой любви простит ему все, что тяжелым бременем легло на его памяти.

2 стр., 727 слов

По истории России «Личность и деятельность Петра I»

… империей. Навеки в нашей истории останется имя Петра Великого в связи с постройкой новой столицы – Санкт-Петербурга. Сегодня этот город называют культурной столицей России, а памятник самому Петру – … жители Заандама, что молодой плотник Пётр Михайлов – на самом деле русский царь Пётр I , отправившийся в заграничное путешествие. Проехав европейские страны, Пётр овладеет строительством кораблей, он …

Работу выполнила:

Студентка гр. PR – 141, Пискунова Валерия

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа

села Ягодного Асиновского района Томской области

ОБСУЖДЕНО на заседании М.О.

_________________цикла

Протокол №__ от ___

Руководитель МО

_________/____________

РАССМОТРЕНО

на Педсовете

протокол от

30.08.18 №__1_

Зам. директора по УВР

_____/______________

УТВЕРЖДЕНО

Директор______

01.09.2018г.

м.п.

Рабочая учебная программа

История

(УМК «Новая история», авторы: А. Я. Юдовская и Л. М. Ванюшкина.

УМК ««История России. 8 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2017 г)

8 класс

Общее количество часов – 68 часов

Всеобщая (Новая) история – 24 часа

История России – 44 часа

Составила:

Перунова Т.Ю.,

учитель истории и обществознания

2018г

Всеобщая история.

История Нового времени (8 класс)

Пояснительная записка.

Рабочая программа по «Новой истории» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы«Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. — М.: Просвещение, 2008, имеет базовый уровень.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение истории в объеме 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История нового времени, 1800 – 1913. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., Просвещение, 2015.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

1. Содержание изучаемого курса

НОВАЯ ИСТОРИЯ. XIX в.

8 класс (24ч)

РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ( 13 ч)

Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (5 ч)

Переход от аграрного общества к обществу индустриальному в Европе1. Модернизация — процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.

Технический прогресс в Новое время. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.

Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии.Монополистический капитализм, или империализм, его черты.

Промышленный переворот и его социальные последствия. Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.

Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

Развитие науки в XIX в. Возникновение научной картины мира. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.Изменение взгляда человека на общество и природу.

Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя. Джозеф Редьярд Киплинг. Воплощение эпохи в литературе.

Изобразительное искусство. Романтизм: Эжен Делакруа. Реализм в живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар. Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм: Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог. Музыка: Фридерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси. Архитектура. Рождение кино.

Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.

Тема 2. Строительство Новой Европы (6 ч)

Франция в период консульства.Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.

Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». Внешняя политика Англии.

Европейские революции XIX в.Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.

Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк. Борьба за объединение Германии. Вильгельм I. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.

Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини. Национальное объединение Италии.

Франко-прусская война и Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.

РАЗДЕЛ II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (12 ч)

Тема 1. Страны Западной Европы на рубеже XIX—XX вв. Пути модернизации и социальных реформ (5 ч)

Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II. От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.

Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж. Внешняя политика. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира.

Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. Монополистический капитализм. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств. Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.

Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика.

Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.

Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.

Тема 2. Две Америки (З ч)

США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.

Гражданская война в США. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.

Монополистический капитализм. США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США.

Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в.Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».

Тема 3. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (2 ч)

Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Начало модернизации в Японии. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.

Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.

Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.

Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.

Тема 4. Международные отношения в Новое время (1 ч)

Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира.Обострение противоречий в развитии индустриального общества.Политические партии и главные идеологичес­кие направления пар­тийной борьбы: консер­ватизм, либерализм, социализм, марксизм. Рабочее дви­жение. Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.

Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны.

Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений.

Тема 5. Культурное наследие Нового времени.(1 час)

Технический прогресс в Новое время. Возникновение научной картины мира. Изменение взгляда человека на общество и природу.Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-XX вв.Культурное наследие Нового времени. Демократизация обра­зования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и связи. Основные течения в художественной культуре XIX — начала XX вв. Духовный кризис ин­дустриального обще­ства. Декаданс.

ПОВТОРЕНИЕ «ПОДВЕДЕМ ИТОГИ» (1ч)

2. Учебно-тематический план

Рабочая программа по Новой истории составлена с учетом изучения истории в объеме 2 часов в неделю (всего 24 часf).

Название раздела, темы ( № п/п )

Всего часов

РАЗДЕЛ 1 СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

11 часов

Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху

5 часов

Тема 2. Строительство Новой Европы

6 часов

РАЗДЕЛ II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

12 часов

Тема 1. Страны Западной Европы на рубеже XIX—XX вв. Пути модернизации и социальных реформ

5 часов

Тема 2. Две Америки

3 часа

Тема 3. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма

2 часа

Тема 4. Международные отношения в Новое время

1 час

Тема 5. Культурное наследие Нового времени.

1 час

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

1 час

итого

24 часа

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ»

8 класс

24 часа

Тема урока

Дата проведения

Примечание

СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

11 часов

1

1

От традиционного общества к обществу индустриальному.

2

2

Индустриальная революция: достижения и проблемы.

3

3

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.

4

4

Возникновение научной картины мира. Художественная культура XIX в.

5

5

Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма

6

6

Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт.

7

7

Англия в середине XIX в.

10

8

Франция: революция 1848 г. Вторая империя

11

9

Германия: на пути к единству.

12

10

Образование единого государства в Италии.

13

11

Франко-прусская война

МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

12 часов

14

1

Германская империя в конце XIX -начале XX вв.

15

2

Великобритания в конце XIX -начале XX вв.

16

3

Франция: Третья республика.

17

4

Италияв конце XIX -начале XX вв.

18

5

Австро-Венгрия в конце XIX -начале XX вв.

19

6

Гражданская война в США.

20

7

США в конце XIX в.

21

8

Латинская Америка в конце XIX -начале XX вв.

22

9

Начало модернизации в Японии.

23

10

Кризис традиционного общества в странах Азии на рубежеXIX-XX вв: Китай, Индия.

24

11

Международныеотношения в Новое время.

25

12

Культурное наследие Нового времени.

ИТОГОВЫЙ УРОК

1 час

26

1

Мир накануне ХХ века. Зачёт

4. Количество контрольных и практических занятий по темам 

Тема

Кол-во часов

1

Зачёт по теме «Мир накануне ХХ века.»

1

5. Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения истории ученик должен знать/ понимать:

Основные даты и ключевые события истории мира с начала XIX в. до 1913 г., политической и социальной истории; важнейших военных кампаний, революций

Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необ­ходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.

Показывать на исторической карте: территории государств, центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.

Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.

Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и по­литического строя стран мира XIX — начале XX вв.; положения разных слоев населения; внут­ренней и внешней политики; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).

Объяснять значениеисторических понятий;

Сравнивать развитие России и стран мира в XIX в ; Излагать суждения о причинах и последствиях возникновения общественных движений XIX — начала XX вв.

Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры. Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

6. Ресурсное обеспечение рабочей программы

Учебники и учебные пособия для учителя и учащихся:

1. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История нового времени, 1800 — 1913. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., Просвещение, 2010.

2. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории. 1800 — 1913. 8 класс. В 2 выпусках. – М., Просвещение, 2010.

3. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки по новой истории, 1800 — 1913: 8 кл.: пособие для учителя. – М., Просвещение, 2001.

4. Всеобщая история. Справочник школьника. – М., 1996.

5. Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6 – 9 классах. – М., Просвещение, 1990.

6. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М., Просвещение, 1983.

Электронные издания:

— Всеобщая история. История нового времени. 8 класс.

— подшивка газеты «История» (приложение к газете «Первое сентября») за 2010 г. –CD

Периодические издания:

— журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» за 2001 – 2009 гг.

— журнал «История и обществознание для школьников» за 2002 – 2009 гг.

История России. РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в. (8 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом.

Рабочая программа по «Истории России» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России.6-9 класс. –М: Просвещение, 2009, имеет базовый уровень.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение истории в объеме 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История РоссииXIХ.в.: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010; (гриф: Рекомендовано МО РФ)

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

• овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

• формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.

На основе принятия единой концепции исторического образования будут разработаны учебно-методические комплексы для каждой ступени школьного исторического образования.

1. Содержание изучаемого курса

Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.

Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире.

Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын.

Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.

Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников.

Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.

Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения.

Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество.

Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.

Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.

Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону.

Религиозные выступления.

Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы.

Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.

Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.

Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания.

Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки. Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники.

Строительство городов, крепостей, каналов.

Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре.

Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.

После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов

Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I.

Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович.

Елизавета Петровна. Пётр III.

Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет.

Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе.

Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.

Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.

Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.

Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая.

Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России

казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.

Российская империя в период правления Екатерины II

Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России.

Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.

Экономическая и финансовая политика правительства.

Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.

Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика.

Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.

Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.

Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.

Россия при Павле I

Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.

Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.

Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.

Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский)

корпус.

Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук.

Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике.

Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.

Учебно-тематический план

Рабочая программа составлена с учетом изучения истории в объеме 2 часов в неделю (История России — 44 часа).

Название темы ( № п/п )

Всего часов

Тема I. Россия в эпоху преобразований.

14

ТемаII. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 часов)

6

ТемаIII. Российская империя при Екатерине II

(9 часов)

9

ТемаIV. Россия при Павле I. (3 часа)

3

Тема V. Культурное пространство российской империи в XVIII веке (9 часов).

9

Повторительно-обобщающий урок по теме «История России XVIII века».

1

Зачёт по истории России XVIII века.

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в.»

8 класс

44 часа

№ урока по теме

Тема

Дата проведения

Примечание

У истоков российской модернизации.

Тема I. Россия в эпоху преобразований. (14ч)

Россия и Европа в конце XVII века.

Предпосылки петровских реформ.

Начало правления Петра I.

Великая Северная война 1700-1721 гг.

Реформы управления Петра I.

Экономическая политика Петра I.

Российское общество в Петровскую эпоху.

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам.

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ.

Повседневная жизнь и быт при Петре I.

Значение Петровских преобразований в истории страны.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху преобразований».

ТемаII. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 часов)

Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.).

Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.).

Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг.

Внешняя политика и экономика России в 1725-1762 гг.

Национальная и религиозная политика.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов».

ТемаIII. Российская империя при Екатерине II

(9 часов)

Россия в системе международных отношений

Внутренняя политика. Екатерины II.

Экономическое развитие России при Екатерине II.

Социальная структура российского общества второй половины XVIII века.

Народные движения. Восстание Е.И. Пугачева.

Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II.

Внешняя политика Екатерины II.

Освоение Новороссии и Крыма.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя при Екатерине II».

ТемаIV. Россия при Павле I. (3 часа)

Внутренняя политика Павла I.

Внешняя политика Павла I.

Внешняя политика Павла I.

Тема V. Культурное пространство российской империи в XVIII веке (9 часов).

Общественная мысль, публицистика, литература.

Образование России в XVIII веке.

Российская наука и техника в XVIII веке.

Русская архитектура в XVIII веке.

Живопись и скульптура.

Музыкальное и театральное искусство.

Народы России в XVIII веке.

Перемены повседневной жизни российских сословий.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Культурное пространство российской империи в XVIII веке».

Повторительно-обобщающий урок по теме «История России XVIII века».

Зачёт по истории России XVIII века.

44.

Зачёт по истории России XVIII века.

Количество контрольных и практических занятий по темам 

Тема

Кол-во часов

1

Зачёт по теме «Россия в первой половине XIX в.»

1

2

Зачёт по теме «Россия во второй половинеXIX в.»

1

итоги

2

Планируемые образовательные результаты изучения содержания курса «История России»

(8 класс)

Личностные

· первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период от Петра I до начала XIX в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

· изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

· формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявляя доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание;

· уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов России, осмысление их социального, духовного, нравственного опыта;

· соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами;

· следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;

· обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся;

· расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении.

Метапредметные

· формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

· планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

· соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

— работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять таблицы, план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

· собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (с помощью учителя);

· использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);

· использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

· ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

· определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

· логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

· применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

· решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии, дебатах), а также в виде творческих работ (сочинение, эссе, реферат и др.);

· использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации, в том числе во внеурочной деятельности;

· планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

· выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения учебного задания;

· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

· определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные

· локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщейистории Нового времени;

— соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

· использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;

· анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

· составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

· систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

· раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других cтран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

· объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

· сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

· давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

· используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

· использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

· сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;

· применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Ресурсное обеспечение рабочей программы

Учебники и учебные пособия для учителя и учащихся:

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России:XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – М., Просвещение, 2013

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: ХIX век. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М., Просвещение, 2011.

3. Данилов А.А. Поурочные разработкик учебнику «История России. XIX век» 8 класс. Книга для учителя. (Электронная версия).

4. История Кировской области. – Киров, 1975.

5. История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы. – М., Дрофа, 1999.

6. История Отечества. Справочник школьника. – М., 1996.

7. Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6 – 9 классах. – М., Просвещение, 1990.

8. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М., Просвещение, 1983.

Электронные издания:

— Государственная символика России. История и современность. – CD.

— Энциклопедия истории России. 862 – 1917. —CD.

— Россия на рубеже третьего тысячелетия. — CD.

— подшивка газеты «История» (приложение к газете «Первое сентября»). – CD

Периодические издания:

— журнал «Преподавание истории и обществознания в школе».

— журнал «История и обществознание для школьников».

1 В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/323800-rabochaja-programma-po-istorii-8-klass

  • Петр 1 сочинение эссе
  • Петр 1 чудо или чудовище сочинение рассуждение
  • Петр 1 рассказ для 3 класса
  • Петр 1 герой или злодей сочинение
  • Петр 1 и наш край сочинение