Петр 1 сочинение эссе

великого петра дел славных проповедник, витийством златоуст, муз чистых собеседник, историк, богослов, мудрец российских стран - таков был пастырь

                                                                                            Великого Петра дел славных проповедник,

                                                                          Витийством Златоуст, муз чистых собеседник,

                                                                          Историк, богослов, мудрец Российских стран —

                                                                          Таков был пастырь стад словесных Феофан.                                                                                                   

                                                                                                    В.И. Майков

      Безусловно, я соглашусь со словами, произнесенными из уст сподвижника Петра I Феофана Прокоповича. И действительно, мое сердце подсказывает мне, что именно эти справедливые слова государственного деятеля Петровской эпохи полностью отражают идею о превращении России в великую державу. На самом деле, я очень горжусь, что судьбою нашей Родины с 1682 по 1725 год правил такой замечательный и незаменимый царь, как Петр I. Он, словно луч солнца, стал светочем для русского народа, чтобы жить, учиться, работать, процветать и побеждать, но в то же время имел свойство палить и обжигать.

      Хотелось бы отметить, что Петр вступил на престол совсем маленьким мальчиком десяти лет. В этот период страной управляет царевна Софья, но вскоре Петр, подобно молодому орлу, расправляет крылья и пробует свои силы,  еще не зная, куда будет направлен его путь. Во всяком случае, «потехам конец», начинаются первые серьезные принятия решений в государственном направлении, а именно, хотелось бы обратить внимание  на уникальное переплетение внутренней и внешней политики царя.

      Петр еще в 90-е годы XVII века пришел к выводу, что для устранения относительной международной изоляции необходим выход к морям- Черному и Балтийскому или хотя бы к одному из них. Первоначально российская экспансия устремилась на юг — в 1695 и 1696 гг. состоялись азовские походы. В результате второго похода Азов был взят, выход в Азовское море обеспечен. Однако больших успехов в южном направлении против сильной Османской империи Россия тогда не добилась.                                                                                                                              

     В марте 1697 года в Западную Европу через Лифляндию было отправлено Великое посольство, основной целью которого было найти союзников против Османской империи. Великими полномочными послами были назначены генерал-адмирал Ф. Я. Лефорт, генерал Ф. А. Головин, начальник Посольского приказа П. Б. Возницын. Всего в посольство вошло до 250 человек, среди которых под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился сам царь Пётр I. Чему приходится удивляться, так это тому, что Пётр ехал официально не как царь. Интересный факт в истории: впервые русский царь предпринял путешествие за пределы своего государства. Это уже можно назвать становлением дипломатии!

     Пётр посетил Ригу, Кёнигсберг, Бранденбург, Голландию, Англию, Австрию, был намечен визит в Венецию и к Папе Римскому. А ведь путешествовал царь не из праздного любопытства! Посольство завербовало в Россию несколько сотен специалистов по корабельному делу, закупило военное и прочее оборудование. Кроме переговоров, Пётр много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела и других наук. И что особенно восхищает, что Пётр сам, собственноручно работал плотником на верфях Ост-Индской компании, и при  его участии  был построен корабль «Пётр и Павел». В Англии посетил литейный завод, арсенал, парламент, Оксфордский университет, Гринвичскую обсерваторию и Монетный двор, смотрителем которого в то время был Исаак Ньютон.  

   Но великое посольство главной цели не достигло: коалицию против Османской империи создать не удалось из-за подготовки ряда европейских держав к Войне за испанское наследство. Однако благодаря этой войне сложились благоприятные условия для борьбы России за Балтику. Петру стало ясно, что центр тяжести во внешней политике России должен переместиться на Запад. Главная цель — выход к Балтийскому морю, где хозяйничала Швеция и для России выход к морю был закрыт. Таким образом, произошла переориентация внешней политики России с южного направления на северное.                                                                            

     Вот и удача улыбнулась молодому царю. В жизни Петра появляется завещанное его предками великое дело-борьба с западными соседями за восточное побережье Балтийского моря. Как же Петр готовился к этой борьбе?

     Вот тут-то и проявляется решительный и целеустремленный характер царя, ведь кроме задачи возвращения русских земель у Финского залива, необходимо было развивать экономику страны, расширять ее рынок и внешние связи. Современники Петра считали его одного причиной и двигателем той новизны, какую вносили в жизнь его реформы. Эта новизна для одних была приятна, потому что они видели в ней осуществление своих желаний и симпатий, для других она была ужасным делом, так как им казалось, что подрывались основы старого быта, освященные старинным московским правоверием. Равнодушного отношения к реформам не было ни у кого, так как реформы задевали всех. Но передо мной сейчас стоит задача выявить внешнеполитические заслуги Петра I.

     Северная война началась для России и ее союзников неудачно. Дания была сразу выведена из войны. А в ноябре 1700 года 8 тысяч шведов разгромили 60-тысячную русскую армию под Нарвой. Это был серьезный урок, который Петр сумел извлечь для себя и для русской армии. Можно с уверенностью сказать, что Нарвское поражение стало суровой школой и, взяв волю в кулак, Петр делает все возможное, а может быть и невозможное, чтобы ускорить военные победы русской армии. И уже в 1702 -1703 гг. русские войска одержали первые победы. Были взяты крепости Нотебург, Ниеншанц. Все устье Невы оказалось в руках русских.

       Деревня Лесная стала предвестником дальнейших побед. Дело в том, что 28 сентября 1708 года царь Петр со своим войском настиг здесь шведов и полностью сокрушил их! Вот это был тактический ход! С гордостью хочется сказать, что вот они, первые плоды деятельности Петра! Как бы сейчас со мной не спорили противники нововведений Петра, приводя примеры насилия, недовольства крестьян и гибели изнеможденных работой людей, но ведь реформы того требовали, и нельзя было добиться успеха без потерь.

       Рубежом в Северной войне стала Полтавская битва. Русские уже воевали не числом, а умением. Стратегическая инициатива перешла в руки России. Вскоре  от шведов были освобождены Карелия, Лифляндия, Эстляндия, взяты крепости Выборг, Ревель, Рига. Если бы не война с Турцией, Северную войну, длившуюся 21 год, удалось бы закончить быстрее. Союзники вытеснили Швецию из всех ее заморских территорий. Шведская империя рухнула.

    Окончательная судьба Северной войны решалась на море в сражениях при Гангуте, островах Эзель  и Гренгам. Эти грандиозные морские победы, да еще на Балтике, как громом поразили Европу. Более того, русский десант неоднократно высаживался на шведское побережье. 30 августа 1721 года был подписан Ништадтский мирный договор, по которому к России переходили Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия, города Выборг и Кексголь.

     Петр считал одержанную победу самой большой радостью в своей жизни. В октябре 1721 года, продолжавшийся месяц празднества в столице, завершился торжественной церемонией поднесения царю титула Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. При жизни Петра его новый статус императора признали Швеция, Дания, Пруссия, Голландия, Венеция.

    Россия решила главную внешнеполитическую задачу, которую русские цари пытались осуществить в течение двух веков — выход к морю. Россия прочно вошла в круг европейских держав. Были установлены постоянные дипломатические отношения с крупными европейскими странами.

      Не секрет, что наш Великий император был очень умным и образованным, и именно он прорубил «Окно в Европу». Гениальность Петра проявилась в этом направлении  с блеском! «Окно» раздвинуло прежние горизонты, дало русским людям возможность почувствовать себя частью Европы. Я просто восхищаюсь этим удивительным и могучим человеком!

       Петр Великий любил свой народ, он настоящий патриот и реформатор и     заслуживает вечной памяти и славы от потомков. Благодаря Императору Всероссийскому наше государство превратилось в могучую и великую державу!                            

Министерство
образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет»

Академия
педагогики и психологии

Эссе на
тему:

Реформы
Петра I: «окно в Европу» или крах традиционной русской культуры?

По
предмету: история Российской цивилизации

Выполнила:
Никонова
Анастасия Игоревна
Форма
обучения – заочная,
I
курс, _____________________

                                                     
(подпись)

Направление
подготовки: 44.03.03 специальное (дефектологическое) образование

                                                                                   Проверил:

Бойко
Андрей Леонидович______________

                                                       
(подпись)

«___»__________________
2017 г.

Ростов-на-Дону

2017
г.

На исторической прямой
российской культуры мы можем наблюдать, как строились, развивались,
изменялись отношения с различными странами, какие действия предпринимали
политические деятели, и какие результаты приносили их действия для российского
общества. В этой работе я рассмотрю некоторые аспекты деятельности Петра I в
контексте культурно-исторического диалога со странами Европы. 
         Исследуя влияние Европы на русскую культуру и общество в широком
культурно-историческом смысле, деятельность Петра I можно считать вторым важным
шагом в вопросе становления русской национальной культуры, следующим за первым
— Москва — «Третий Рим». 
Любой незаурядный политический, исторический деятель всегда привлекает внимание
как современников, так и потомков. И, конечно же, Петр I был именно такой
исторической личностью, деятельность которого оставила 
неизгладимый след в истории государства российского. По сей день ведутся
дискуссии о результатах реформаторской деятельности Петра, о ее влиянии на все
сферы жизни русского государства и общества, навсегда поделив общество на тех,
кто «за» результаты петровских реформ, и тех, кто искренне уверен в величайшей
ошибке правителя, лишившей Россию самобытного пути развития. 
         Внутренняя и внешнеполитическая деятельность Петра I, начиная с 1700
года, была направлена на сближение с западными странами, ставя своей целью
сделать Россию развитым государством и тем самым повысить статус нашего
отечества в глазах европейцев. Обусловленная социальными и культурными
причинами, общественная обстановка в России, в период с XVII по XVIII века,
может быть определена как переходная эпоха, затронувшая все сферы жизни страны.
Политическая, экономическая, бытовая, духовная, культурная и иные стороны
находились в таком положении, когда неизбежно требовались преобразования,
способные вывести страну на новый уровень, приобщить к западноевропейским 
достижениям и ценностям. Именно деятельность и сама личность Петра I определили
последующий вектор развития России на последующие несколько столетий. Эти
изменения повлияли не только на страну в целом, но и непосредственно на жизнь
российского человека, изменив его мировосприятие и мировоззрение. 
         Взаимодействие российской и европейской культуры обусловлено
конструктивным взаимодействием и последующим развитием каждой из этих культур в
своем направлении, однако это взаимодействие важно определить как добровольное
заимствование ценностей одной культуры у другой. Россия петровской эпохи не
просто слепо заимствовала достижения Запада, но это взаимное включение было
настолько детальным, глубоким, что смогло повлиять на смену
культурно-ценностных ориентиров на уровне сознания. Изменения, произошедшие в
стране, я попытаюсь рассмотреть с позиции низшей и высшей фазы преобразований. Эти
формации стали основополагающими в вопросе сближения России с европейскими
странами и способствовали модификации жизни общества на основе взаимного
культурного обогащения, повлиявшего на ментальные черты народа. 
В понятие «низшей фазы преобразований» мы включаем результаты реформирования в
экономической, политической, социальной сферах жизни общества, а в понятие
«высшей фазы преобразований» — духовно-культурные изменения. Очень важно
рассматривать эти фазы в совокупности, так как модификации низшей фазы
органично отразились на высшей фазе преобразований. 
Итак, внешнеполитическая реформаторская 
деятельность Петра основывалась на военно-политических потребностях. 
Главным делом Петра стала война со Швецией, которая потребовала огромных усилий
и преобразований, так как была предпринята им ради национальных интересов и
улучшения экономического развития России. Под влиянием военных 
нужд происходили нововведения, которые вызывали последующие изменения во всех
областях государственного устройства. Эти преобразования представляли собой
мощное реформаторское движение, тем не менее Петр I перенимал преимущественно
оптимально-эффективные способы преобразования у западных государств для
укрепления России в европейском геополитическом и социокультурном пространстве.

Таким
образом, внешнеполитическая деятельность активно влияла на изменения
внутри государства, развивая отдельные его отрасли, но в целом приближая
российское государство и общество к общеевропейским стандартам того времени.
Оценки деятельности Петра I весьма разнообразны, а иногда и диаметрально
противоположны. Но толчком будущим петровским преобразованиям стали такие
явления, как укрепление центральной власти, объединение и упрочнение высших
слоев общества на основе слияния поместной и вотчинной форм землевладения,
развитие мануфактур, рост и расширение торговых сфер, активные взаимоотношения
с Западом и другие. Особое внимание следует обратить на проведение внутренних
реформ с целью преодоления отсталости России. 
         Колоссальная заслуга в процессе развития страны и налаживании
европейского диалога принадлежит именно российскому императору. В составе
Великого посольства с 1696 по1698 год Петр посетил целый ряд стран Западной
Европы. Голландия, Англия, Австрия, Венеция и другие западные страны привлекали
Петра своей политической, технической, культурной развитостью и
благополучностью. Согласно запискам ЯК. Номена о пребывании Петра Великого в
Нидерландах в 1697-1698 годах, император живо интересовался всевозможными
областями устройства Голландии. Несмотря на то, что в первую очередь императора
интересовала практическая сторона преобразований, флот, кораблестроение, тем не
менее и общественно-культурная часть жизни европейского общества не ускользнула
от внимания Петра I [1, с. 496].
         К XVIII веку Россия была в достаточной степени отсталой страной в
политическом и экономическом смысле. Она значительно уступала 
западноевропейским странам по объему производимой продукции и 
промышленному оснащению, образование и культура находились на таком уровне, что
зачастую в руководящих кругах было много необразованных людей. Боярская
аристократия не занималась в достаточной степени нуждами государства, тем самым
становясь бесполезным управленческим аппаратом. Русское воинство, состоявшее из
стрельцов и дворянского ополчения, не способно было выполнять базовые военные
задачи, так как плохое вооружение и слабая обученность были коренной проблемой.
В результате петровского правления произошли колоссальные изменения. Все
основные причины отсталости России были практически устранены. Стоит удивляться
энергии и гению Петра, который смог внести столь серьёзные изменения во всей
целостности России в течение одной человеческой жизни. 
         Всю историю правления Петра I историки условно делят на два периода:
1695-1715 годы и 1715-1725. Все реформы царя отличались молниеносностью,
зачастую проводились в состоянии спешки, обусловленной ведением войны. В первом
этапе реформы были нацелены на пополнение казны средствами для ведения войны.
Во втором же этапе основным направлением деятельности царя было внутреннее
обустройство государства. Однако в целом все реформы Петра I имели характер
западноевропейского направления с сильным укреплением абсолютной
монархии. 
         В этом отношении особенно ярко проявили себя реформы государственного
управления. Унаследованная Петром I система власти ограничивала царя в
достаточном сборе средств на развитие армии, строительстве флота, крепостей и
Санкт-Петербурга. А малоэффективная деятельность Боярской думы тормозила
развитие государства и была застойным явлением на пути европеизации
России. 
Осознавая это, царь в 1699 году учреждает Консилиум (Совет) Министров,
состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был
прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711
года. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел
особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г.
вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так
сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и
ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже
деньги суть артериею войны». Сенат обладал функцией принятия решений, но для их
реализации требовался административный аппарат.

В 1717-1721 годах была проведена реформа
исполнительных органов управления, и как результат появляется 11 коллегий,
которые стали предтечами будущих министерств. 
Ни одна сфера жизни страны не обошлась без внимания царя. Были проведены
реформы армии и флота, благодаря которой появилась регулярная армия в стране.
Ведение боевых действий требовало от солдат знаний, дисциплины, что
предполагало постоянную военную подготовку офицерского состава. Для этого были
созданы военные школы. Благодаря военным реформам Петра I Россия победоносно
поставила точку в Северной войне и завоевала выход к морю, а русская армия
стала мощной, хорошо обученной основой государства. 
         Серьезные реформы произошли в сфере культуры и образования
(просвещения). В день 19 декабря 1699 году царь издал указ об изменении летоисчисления,
что в масштабах страны было грандиозным событием. Отныне год начинался 1
января, а не 1 сентября, как это было ранее, и летоисчисление начали вести от
Рождества Христова, а не от «сотворения мира» [9, с.708].

Возвращение царя из Великого посольства
принесло еще одно важное и ,в некой степени, трагическое событие для
традиционной Москвы. Петр ввел запрет на ношение бороды и боярского платья,
требуя от своих подданных следовать европейской моде, а именно носить иноземное
платье и парики. Особое внимание Петр I уделял образованию дворян и приобщению
к европейской культуре. Для этого царь издал указ об открытии светских учебных
заведений. Пушкарская школа (1699), школа математических и навигацких наук
(1701), медико-хирургическая школа стали кузницами молодых последователей идей
Петра о служении на благо отечества. В Санкт-Петербурге были основаны Морская
академия (1715), инженерная и артиллерийская школы (1719), школы переводчиков
при коллегиях. 
Особую группу представляли школы, готовившие кадры для духовенства. В 1727 году
Синоду с этой целью была передана Славяно-греко-латинская академия. 
         Церковная же и вероисповедальная политика Петра I ,в силу ряда причин,
носила неоднозначный характер. С одной стороны, присутствовала религиозная
терпимость. Петр запретил сожжение старообрядцев, не желавших отречься от
«раскола» и дал разрешение исповедовать свою веру. Однако взамен потребовал
признания существующего государственного порядка и уплаты налогов в двойном
размере. Всем иностранцам в России была предоставлена свобода веры, были
разрешены межконфессиональные браки. Тем не менее существует и иное мнение.
Известный историк Православной Церкви Е. Е. Голубинский говорил, что церковные
реформы Петра это «государственное еретичество». В 1721 году Пётр отменил
патриаршество, установив Синод и утвердил духовный регламент. Причиной такому
решению была уверенность, что духовенство должно влиять на народ под контролем
государства. Крупнейший теоретик петровской эпохи Феофан Прокопович составил
этот регламент и внедрил его в жизнь. В результате произошла коренная реформа
церкви, которая привела к полному подчинению духовенства государству [10, с.508].

Я полагаю, что церковный вопрос
считается важным в дискуссии о диалогизации, потому что если вспомнить
историческое происхождение русской культуры, как диалог в контексте «Третьего
Рима», то важно отметить, что во многом через христианизацию Руси были внедрены
византийские идеи в культурную жизнь народа. Церковь и государство действовали
в тандеме, в едином русле культурного диалога с Византией, при этом сохраняя необходимый
уровень независимости друг от друга, чтобы плодотворно взаимодействовать на
благо отечества. Поэтому важно отметить, что посредством сужения Петром
деятельности духовенства последующая послепетровская эпоха будет отличаться
сильным огрубением народных нравов.

Петр I, желая приблизить Россию к
идеалам Запада, посчитал, что и в России монашеская жизнь должна быть
регулирована законом, а жизнь монахов направлена на материальное служение
обществу. В результате огромное количество монастырей и церквей были превращены
в богадельни, лазареты, военные госпитали, а монахи в санитаров, женские же
монастыри в швейные, ткацкие мастерские и мастерские кружев.
         Помимо изменений в области образования, были предприняты важные шаги в
общественной жизни страны. Основана и вышла в печать в 1703 году 
первая русская печатная газета -«Ведомости». Были сделаны переводы ряда важных
книг на русский язык. В русский язык вошли около 4 тысяч заимствованных
европейских слов. Введение изменений в письменность русского языка 
способствовало появлению современного шрифта вместо старинного полуустава. Это
нововведение резко усилило приток грамотных и расширило круг читающих людей в
стране. 
         Изменения в области искусства отразились в культуре строительства,
отделки зданий, живописи и скульптуре. Петр, не жалея средств, приглашал
иностранных художников в Россию, одновременно посылая русские таланты обучаться
мастерству художества за границу. Возвращаясь на родину, русские художники
привозили опыт итальянских и голландских художников, который в полной мере
проявился при строительстве Петербурга, одного из величайших городов мира.

Следует упомянуть и о том, что
серьезные изменения произошли в общественно-культурной и бытовой жизни
городского населения. В 1718 году появилась новая форма досуга, новый вид
общения между людьми — ассамблея. Боярские пиры и застолья сменились
европейскими танцами, впервые знатные дворянки могли наравне с мужчинами
участвовать в подобных увеселительных мероприятиях. Это формировало новый мир
ценностей, представлений об эстетической стороне жизни общества. Открытие
первого общественного театра перевернуло мировоззрение горожан, возможность
посещения музея, библиотеки стало еще одним шагом на пути европеизации. 
         Большая работа была проведена в историографии России с древнейших
времен на основе летописей и монастырских записей. Экспедиции на Дальний
Восток, Сибирь и в других направлениях позволили расширить картографические
данные, собрать коллекции минералов, расширить знания в области биологии,
ботаники и так далее [9, с.896].
         Однако ряд ученых полагает, что Петр 
шел вразрез с  традициями, русскому укладу, исторически сложившейся системе
взаимоотношений Государь-Народ. Лев Тихомиров — русский общественный деятель
писал о Петре следующее: «Петр стремился организовать самоуправление на
шведский лад и с полнейшим презрением к своему родному…» [11, с. 672]. Владимир Мавродин — советский историк,
специалист по истории древнерусской государственности и этнической истории
русского народа, пишет: «Механическое перенесение на русскую почву иноземных
учреждений, без учета русской действительности, приводило к тому, что
неудовлетворенный деятельностью этих учреждений Петр их совершенствовал, вводил
новые, 
нагромождал одну канцелярию на другую, удорожая и без того дорого стоивший
государственный аппарат, создавал сложную бюрократическую машину, носился с
разнообразными «прожектами». Петр, исполненный презрения ко всему
национальному, игнорировал весь опыт русского самоуправления, широко развитого
до него и стал перестраивать всю русскую систему правительственных учреждений и
систему русского самоуправления на европейский лад» [7, с.31]. Также
укоренилось мнение, что после учреждения девяти коллегий все управление перешло
в руки иностранцев[10, с.519].             

Тем не менее необходимо говорить и о
том, что на момент создания Петром планомерно выстроенного государства в стране
был недостаток образованных деятелей, способных развить страну до уровня
«Государство — всеобщее благо». А так как именно за границей в основном сложилась
конечная идея политического управления Петра, для управления коллегиями и иными
сферами были приглашены иностранцы. Себя же царь мыслил главным слугой отчизны,
которому собственным примером надлежало учить подданных. Нетипичное для царя
поведение и идеи, рушившие 
веками сформировавшийся образ правителя-государя как сакральной фигуры,
порождали возмущение среди той части общества, которая относила себя к
последователям сакраментальной 
славянской традиции. В основном, это были старообрядцы. Государственное
устройство Петра Великого было основано на европейских идеалах абсолютизма, что
являлось по мнению многих, чуждой формой для русской исторической традиции, так
как преследовала единую цель высшего блага для государства, выраженного в
абсолютной пользе. По мнению ряда историков, невозможно однозначно оценить
деятельность Пётра I. С одной стороны, он вошел в историю, как император,
«прорубивший окно в Европу», поднявший авторитет России на мировой политической
арене. До Петра судьбы Европы, а соответственно, и мира решались в Париже,
Лондоне и Вене, но после балтийских событий эти судьбы решались уже в пяти
столицах — Лондоне, Париже, Петербурге, Вене и Берлине. При нем Россия вступила
в равный диалог с европейскими государствами. Но, с другой стороны, Петр I
вошел в историю, как жестокий узурпатор, разрушитель исконно русской культуры.
Петр реформировал Россию на западный манер, хотел сделать частью Европы, но не
учел, что это длительный процесс, занимающий десятилетия. Русский народ всегда
был народом с огромным культурным потенциалом и, безусловно, со своим
своеобразием. Ему чуждо понятие слепого заимствования со стороны, как
культурных форм, так и государственного управления. Петр, преследуя благие цели
развития страны и вынужденно применяя методику вестернизации, не учел глубину
раскола российского общества, а раскол был не только неизбежен, но и оказался
столь глубоким, что едва ли не по сегодняшний день мы всё еще пытаемся решить,
по какому пути развития нам следует идти. Вместе с тем очевидно, что замыслы
Петра I, несомненно, опережали время. И, вместе с тем, у него не оказалось
достойных преемников его дел.

Вместе с тем, в результате воли и
усилий Петра I в России 17 века правление стало осуществляться не в согласии с
землей и не «по Правде Божией», а «по Правде воли Монаршей». Петр I сумел
приблизиться к Западу не только географически, но и политически, определив свою
стратегию как «вхождение в Европу», царь заставил принять инородные идеалы,
вкусы, обычаи, нравы, тем самым открыв путь к диалогу России с Западом.
Сегодня, обращая свои взоры ко времени петровских реформ, мы можем сказать, что
дела его оказались много глубже и шире, чем нам казалось ещё недавно. Ведь в
результате этих преобразований Россия оказалась тем культурным мостом, который
соединил Восток и Запад. А вместе с тем, именно Россия с её
многонациональностью, многоконфессиональностью и её 
возможностями может стать действительно великой страной. Но на этом пути нам
никогда не следует забывать о сущности открытости нашей культуры. 
Размышляя о жизни Петра Великого, можно увидеть, что как реформатор, он
сформировался в период Великого посольства. С момента возвращения на родину у
него начался долгий путь реформаторской деятельности от низшей фазы к высшей.

Изменения русской культуры в результате
реформаторской деятельности императора проявились в усвоении и дальнейшем
использовании инокультурных инноваций, с одной стороны, и процессов интеграции
черт европейской культуры с традиционными формами национальной культуры — с
другой. 
Огромный духовно-культурный 
потенциал определённых слоёв народа проявился именно в эпоху петровских
преобразований. Русский народ оказался восприимчив к новому, оказался способным
аккумулировать, преобразовывать 
достижения инокультурных модернизаций на основе взаимодействия культур. 

Реформаторские ориентации Петра I
были обусловлены государственными задачами, решение которых можно было найти,
только построив диалог со странами Западной Европы. 
Изучение различных аспектов культурно-исторического положения и преобразования
страны в период реформаторской деятельности Петра I всегда находилось и будет
находиться в фокусе живого интереса историков, культурологов, философов, так
как процесс этот всё ещё не завершен.

Между тем, подводя итог
сказанному, 
следует отметить, что к концу правления Петра Великого Российская империя
представляла собой мощное государство, во главе которой находился император.
Петр, обладавший абсолютной властью, в ходе реформ сумел преодолеть
технико-экономическое отставание России от европейских государств и провел
преобразования во всех сферах жизни российского общества.

Результаты изменений, произошедших в
низшей фазе преобразований, закономерно отразились в высших формах модификации.
Изменения затрагивали процессы на уровне менталитета человека и общества, формируя
новые идеалы и ценности культуры. 

Сейчас мы смело можем говорить о том,
что Петр провел реформы, которые подтолкнули общество как к сохранению
независимости и самобытности, так и заставили искать новые возможности на пути
развития русской культуры. Петровская и послепетровская эпохи дали толчок к
переосмыслению многих тенденций в русской культуре, которые в XIX веке
проявятся в государственном переустройстве и возникновении одного из важнейших
вопросов историко- 
культурологической науки — каким путем России двигаться дальше? Этот вопрос
оказывается актуальным и сегодня. 


Список используемой литературы: 
1. Анисимов, Е. В. Время Петровских реформ. — Л, 1989. — С. 496. 
2. Башилов, Б. Робеспьер на троне. Петр I и исторические результаты совершенной
им революции. — М., 2010. — С. 60.
3. Вагеманс, Э. Царь в Республике. Второе путешествие Петра Великого в
Нидерланды 1716-1717 гг. — СПб., 2013. — С. 256. 
4. Века, А.В. История России с древнейших времён до наших дней. — Мн., 2004.
-С. 896. 
5. Ключевский, В.О. Курс русской истории. Соч.: В 9 т. Т. 3. — М., 1987. 
6. Князьков, С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. — М., 1990. —
С. 
668. 
7. Мавродин, В.В. Петр I и преобразования России в первой четверти 18 века. —
Л., 1954. — С. 31. 
8. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. — СПб., 2000. — С.
847. 
9. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен. Соч.: В 18 т. Т 16.
Царствование Петра I Алексеевича. 1709-1722 гг. — М., 1998. — С. 708. 
10. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен. Соч.: В 18 т. Т. 1. —
М., 1987. 
11. Тихомиров, Л.А. Монархическая государственность. — М., 1998. — С. 672.

Автор:
Самый Зелёный
·

Многомудрый Литрекон наконец-то дождался чудного мгновения, и к нему явились направления итогового сочинения 2021-2022 года. Темы, которые будут на экзамене, пока не знает никто, но Литрекон опытен в таких делах: каждый год он угадывает минимум 35% реальных тем. По другим меняются формулировки, но аргументы попадают в цель. Поэтому давайте готовиться дружно и сообща, чтобы наши усилия увенчались всеобщим триумфом и допуском к ЕГЭ. Перед Вами список тем для наиболее эффективной подготовки к экзамену. Все эти формулировки повторяют закономерности прошлых лет, которые не меняются год от года. По ним и сочиняются темы. Приятного просвещения!

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Какие темы будут по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»? Скорее всего, Вы увидите именно эти:

  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Что человек ищет на своем жизненном пути?
  • Куда ведет жизненный путь человека?
  • Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
  • Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
  • Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
  • Дорога к счастью — какая она?
  • Можно ли идти к цели «по головам»?
  • Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
  • Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
  • Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
  • Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
  • Как не сбиться с жизненного курса?
  • Что означает фраза «сбился с пути»?
  • Что направляет человека на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
  • Какие качества необходимы для первооткрывателя?
  • Какие качества необходимы для путешественника?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как определить свой путь в жизни?
  • Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
  • Как не потерять свою дорогу в жизни?
  • Для чего люди путешествуют?
  • Как путешествовать, не выходя из дома?
  • Что мешает человеку двигаться вперед?

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

А теперь подумаем, какие темы будут по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»? Вот наиболее вероятные варианты:

  • Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
  • Что такое технический прогресс?
  • Как развитие технологий влияет на общество?
  • Как развитие технологий влияет на человека?
  • Как развитие технологий влияет на экологию?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
  • Почему люди отстают от цивилизации?
  • Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
  • Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
  • В чем заключается опасность технократии?
  • Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
  • Для чего необходим прогресс?
  • В чем заключается личностное развитие?
  • Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
  • Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
  • Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
  • Почему обществу необходим прогресс?
  • Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
  • Какие люди способны стать двигателями прогресса?

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Разумеется, каждому выпускнику хочется знать, какие темы будут на итоговом сочинении 2021-2022? Вот наиболее вероятные формулировки:

  • Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
  • Может ли преступление иметь законное основание?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Какое преступление никак нельзя оправдать?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
  • Месть — это преступление или восстановление справедливости?
  • Может ли преступление быть справедливым?
  • Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
  • Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
  • Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
  • Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
  • Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Почему люди становятся преступниками?
  • Что мешает человеку преступить закон?
  • Какое наказание для преступника является самым страшным?
  • Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
  • Можно ли оправдать убийство человека?
  • Жестокость по отношению к животным — это преступление?
  • Может ли преступник исправиться?
  • Как бороться с преступностью в обществе?
  • Какие преступления нельзя прощать?
  • Может ли справедливость быть жестокой?
  • Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
  • Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Чувство вины — это хорошо или плохо?
  • Что толкает людей на преступления?

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Самое таинственное и непонятное направление года — это «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Посмотрим, какие темы итогового сочинения 2021-2022 нас ждут (скорее всего):

  • С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Способно ли искусство врачевать душевные раны?
  • Магия классической музыки — в чем она заключается?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Что лучше: книга или фильм?
  • В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Может ли кино заменить литературу?
  • Может ли кино заменить театр?
  • В чем разница между спектаклем и фильмом?
  • Может ли творчество помочь человеку найти себя?
  • Чему учит читателя классическая литература?
  • Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
  • Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
  • Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Может ли чтение быть опасным?
  • Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
  • Какие качества помогает воспитать в себе литература?
  • Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
  • Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
  • Верно ли, что музыка — это язык чувств?
  • Почему люди в 21 веке не перестают читать?
  • Могут ли новые технологии заменить искусство?
  • Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Зачем человек читает книги?

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Напоследок подумаем о том, какие темы итогового сочинения 2021-2022 года ждут нас по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»?

  • Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
  • Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
  • Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
  • Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
  • Кому на Руси жить плохо и почему?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
  • Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
  • Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
  • Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
  • Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
  • Как научиться ценить свою Родину?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Чего не хватает на Руси для полного счастья?
  • Кто виноват в бедах русского человека?
  • Почему люди на Руси страдают?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает нам найти счастье на Руси?
  • Какого человека можно назвать патриотом?
  • Что объединяет нас в одну страну?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • В чем польза и опасность патриотизма? 
  • В чем польза и опасность критики России?
  • Какими качествами обладает русский человек?

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениенаправлениятемы ИС

Читайте также:

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Эссе*

Код 333701
Дата создания 07 июля 2013
Страниц 8

Мы сможем обработать ваш заказ 29 декабря в 12:00 [мск]

Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

Введение

Формирование внешнеполитической программы Петра I

Фрагмент работы для ознакомления

Овладев Азовом, Россия все равно так и не получила свободного выхода в Черное море, т.к. далее предстояла длительная борьба за Керчь и право пользования проливами, соединяющими Черное и Средиземные моря. Для этого необходимо было продолжить борьбу с Турцией на море и на суше с привлечением более крупных сил армии и флота.
Петр I, поверивший в могущество флота, представлял, что он обеспечит ему удержание Азова и дальнейшее продвижение. Он подготовил решение о заселении Азова и закладке там верфей для строительства морского флота [2].
За этим последовал ряд новых распоряжений Петра: послать за границу стольников для изучения морского дела, большинство которых поехало учиться в страхе перед наказанием, т.к. в то время поездка за границу воспринималось как дело редчайшее, труднейшее и опаснейшее. Но на этом нововведения не закончились.
Задача Петра Великого относительно внешней политики России заключалась в продвижении страны на международной арене. Государь хотел собрать по возможности собрать широкую коалицию держав во главе с Россией против Турции. С этой целью он отправил за границу посольство, которое получило название Великое. Подготовку к отправке Посольства началась незамедлительно. Вырабатывались инструкции, комплектовался штат посольства, из архивов извлекались архивные документы о дипломатических отношениях с европейскими державами. Важно, что одновременно с этим шла переписка с иностранными державами по дипломатическим каналам. Большое внимание уделялось тем странам, через которые будет следовать Посольство и тем, с которыми собирались налаживать связи и вести переговоры. Отправка Великого посольства произошла в декабре 1996 г. Великое Посольство выполнило свою миссию с огромным успехом. Результатом его деятельности стало укрепление международных отношений России с европейскими странами, что имело поистине историческое значение, оказавшее влияние на судьбу не только государства российского, но и всей Европы.
После не слишком удачного визита в Ригу, Петр I посетил Кенигсберг, где провел переговоры с Фридрихом III, курфюрстом бранденбургским. В результате был подписан договор о дружбе и торговле между двумя странами. Но главное были достигнуты устные договоренности о единой политике в отношении Швеции и военном взаимодействии против нее же. Там же в Бранденбурге Петр сумел добиться польского престола для Августа Саксонского, таким образом, открыто выступая против интересов Швеции [5]. Далее посольство проследовало в Голландию и Англию. В Нидерландах Петр встретился с датскими дипломатами и напомнил о выгоде совместных действий против Швеции. В Англии Петр на встрече с королем Вильямом склонял его к сотрудничеству или, по крайней мере нейтралитету в предполагаемой войне с Швецией. На это был получен совет скорейшего окончания войны с Турцией, и намек на то, что Англия не будет возражать против появления российского порта на Балтике. На обратном пути Петр встретился с Августом II – новым королем Польши. Он предложил свой вариант совместной борьбы с Швецией и получил заверения об участии Польши в антишведской коалиции. После этого Великое посольство отправилось в Москву.
Если подводить итоги выполненной миссии Великого посольства, то следует отметить, что наряду с официальной целью – заключением союза против Турции – оно имело намного более важную для Петра задачу – дипломатическую подготовку войны со Швецией за выход к Балтийскому морю. Петр стремился заключить пакт против Швеции и с этой целью провел переговоры в Бранденбурге, с Августом II, выяснив, таким образом, что с будущими союзниками – морскими державами – не будет проблем даже если они не поддержат будущий союз. Препятствовать борьбе они не были намерены. В 1700 г. было завершено оформление датско-русско-саксонского Северного союза [6]. Это и было основным итогом Великого посольства.
Обстановка в Европе к началу XVIII века складывалась благоприятно для России, т.к. самые крупные западноевропейские государства: Франция, Англия, Голландия и Австрия были заняты подготовкой к войне за испанское наследство, что, в свою очередь, исключало возможность активного вооруженного вмешательства эти стран в борьбу на Балтике. Однако большие опасения и в связи с этим недовольство государств Прибалтики вызывал бурный рост военной мощи Швеции, начиная с XVII в., а также ее победы на побережье Балтики. Не удивительно, что в такой обстановке Дания, Польша и Бранденбург ожидали лишь удобного случая для нанесения удара процветающей Швеции и, таким образом, являлись потенциальными союзниками России.
Победа России в Северной войне стала вехой в развитии самой России и событием мирового значения, поскольку заключение Ништадтского мира решало наиважнейшую задачу русской внешней политики. А задача, стоявшая перед Российской империей на протяжении нескольких столетий, была не из простых. Петр стремился вывести страну на международную арену. Его не устраивала изоляция России от передовых государств Европы. Он прекрасно осознавал, что подобное положение России не только отбрасывает страну назад в плане экономики и политики, но государь также понимал, что пока Россия не войдет в «концерт» европейских стран и не установит союзнических с ними связей, равноправия с ними не видать. Государство будет оставаться «вне закона», т. е. не сможет апеллировать к нормам международного права, в результате придется бороться за свои интересы в одиночку. Именно поэтому Петр был так предан идее проведения коалиционной, совместной линии внешней политики. Здесь и таится исток его неуклонного и бескомпромиссного стремления создать и любой ценой сохранить Северный союз как межгосударственную систему.
До Петра I деятельность России во внешней политике осуществлялась скорее по инерции или под давлением других государств, и не была направлена на защиту своих интересов. Петр предпринял активные шаги в укреплении позиции России в международных делах и выделил два главных направления, по которым России предстояло действовать как можно быстрее: выйти к Черному и Балтийскому морям. Более того, он укрепляет влияние России на юге успешными Азовскими походами, превращает Московское государство в морскую державу. При помощи искусной дипломатической деятельности Петр заключает соглашения с рядом ведущих европейских держав и подготавливает почву для решения второй неотложной задачи – отвоевания выхода к Балтийскому морю [4].
  Огромный шаг в плане развития международной политики был сделан Петром I в конце XVII в. – начале XVIII в., что ознаменовало переломный момент в истории Русского государства – произошел скачок в экономике, культуре и государственном строительстве. Как следствие успешного государственного строительства произошли положительные изменения и на международной арене. До этого участие России в международной политике Европы было крайне ограниченным. Участие России в международных военных коалициях, союзах было не частым явлением, а когда такое случалось, ей отводилась чисто символическая роль. И все это происходило несмотря на то, что в сферу политических интересов московских царей входили немногие страны Восточной (Польша, Австрия, Крым) и Северной (Швеция, Дания) Европы. Но не только страны Востока были достаточно индифферентны к роли Русского государства в их внешнеполитических делах, но и западные державы, в свою очередь, тоже были безразличны в отношении к России.
На этом фоне исторической заслугой Петра Великого было осознание необходимости для страны выхода к морям, что явилось предпосылкой для развития отношений с основными странами Западной Европы. Появились условия для развития постоянных экономических, культурных и политических связей, что привело к существенным сдвигам в социально-экономическом развитии России. Петр I сумел осуществить задуманное. Это стало великой заслугой государя, который стал для многих образцом государя-реформатора.
  Однако не менее важным результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны. Международные отношения «вовлекли» Россию в свой круговорот, и Россия стала полноправной их участницей. Русское государство во главе с Петром Великим проводило активную внешнюю политику. При Петре были заложены основы русской национальной культуры. Царь создал также систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени. Однако главным инструментом проведения реформ было насилие. А насилие, как известно, порождает страдание. Петровские реформы не смогли избавить страну от социального неравенства, от сложившейся ранее системы социальных отношений, воплощенной в крепостничестве, но, наоборот, консервировали и укрепили его институты. Да и не было такой цели у государя-императора. Таким образом проведение реформ Петром Великим носит характер противоречивый: в целом, для страны они, безусловно, были необходимы и своевременны, но для народа… В этом заключалось главное противоречие петровских реформ и предпосылки будущего нового кризиса.
Список использованной литературы

Список литературы

1.Бобылев В. С. Внешняя политика России эпохи Петра I. М., 1990.
2.Возгрин В. Е. Россия и европейские страны в годы Северной войны. Л., 1986.
3.Молчанов Н. Н. Дипломатия Петра Первого. М., 1986.
4.Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Книга VIII.Т. 15 – 16. М., 1962.
5.Тарле Е. В. Северная война и шведское нашествие на Россию // Сочинения. Т.10. М., 1959.
6.Фейгина С. А. Аландский конгресс: Внешняя политика России в конце Северной войны. М., 1959. Итоги петровских реформ.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

p17 knopka1 knopka4

Как написать эссе (сочинение) по истории ЕГЭ в 2021 год

Как показала практика, 25 задание ЕГЭ по истории вызывает у учащихся особые затруднения. Здесь важно не только знать хорошо историю, ее последовательность, деятельность исторических личностей, но и уметь все это логично изложить в форме сочинения. Самостоятельная, с элементами творчества, работа. Задание относится к категории сложных, так как требует упоминания исторических событий, их анализ и структурирование. Необходимо указать исторических личностей и оценить их деятельность, упомянуть общепринятые взгляды историков на конкретный период истории. Рассмотрим особенности, требования и структуру сочинения по истории.

Особенности эссе по истории

Сочинение в формате ЕГЭ по истории не совсем творческая работа, и значительно отличается обычных сочинений по литературе и другим дисциплинам. Есть определенный алгоритм сочинения по истории ЕГЭ,

Во-первых, в нем необходимо указывать достоверные исторические факты, даты, описать и оценить деятельность исторических деятелей, а в завершении сделать вывод, в котором высказать свою точку зрения.

Во-вторых, это отличная форма проверки знаний учащихся исторических событий, а также развивает способности систематизировать большой объем информации, анализировать и высказывать в свободной форме свою точку зрения.

В-третьих, как там ни было, это прием развития личности учащегося, так как учит навыку высказывать свою точку зрения, учащиеся делают оценочную характеристику исторического периода, формирует у них ценностных приоритеты.

Требования к написанию и алгоритм сочинения ЕГЭ по истории

В демоверсиях и примерах ЕГЭ по истории написаны основные требования, которые выдвигаются к написанию. Учащимся дается три исторических периоды, из которых он выбирает один. К примеру, дается 1) 1613 – 1645 гг.; 2) 1801 -1812 гг.; 3) 1922-1928 гг.

  1. По требованию указывается не менее 2-х значимых исторических событий из этого периода истории. К значимым событиям относятся проведенные реформы, войны и конкретные битвы, принятие важных указов, законов, документов, восстания, бунты.
  2. Упоминание двух исторических личностей и их деятельность.
  3. Выявить и логично вставить в текст причинно-следственные связи данного периода. Как эти события и деятельность исторических персонажей повлияли на последующий ход истории.
  4. Оценить значимость периода в общей канве истории, как отечественной, так и мировой.
  5. Необходимо корректно использовать исторические понятия, определения, названия и термины. Правильно оформить эссе.

К примеру, выбираем 1801 – 1812 годы и пишем, основываясь на требованиях. Сначала все заносим в черновик.

  1. Определяем эпоху. В нашем случае это первый период правления Александра Павловича, вошедшего в историю, как император Александр I. Первый исторический деятель у нас есть. Выписываем в черновик.
  2. Определяем основные направления внутренней и внешней политике императора. В первый период молодой император на внешнеполитической арене пытался противостоять росту влияния Франции, а во внутри страны декларировал идеи внедрения в России республиканского строя, желал ослабить крепостничество и провести ряд демократических реформ.
  3. Император был не одинок в своих стремлениях. У него были соратники. Вспоминаем их и выписываем фамилии в черновик.
  4. После определения исторических деятелей выделяем значимые исторические события, и находим между ними причинно-следственные связи. К примеру, стремление провести демократические реформы привело к созданию Государственного Совета, который возглавил выдающийся реформатор М.М. Сперанский.
  5. Не забываем про исторические термины и понятия, относящиеся к этой исторической эпохе. Их также выписываем в черновик.
  6. Выбирая значимые исторические события, не забываем указать их оценку ведущих историков прошлого и современности.
  7. После событий отечественной истории вспоминаем о деятельности России на международной арене. Важнейшим событием этой эпохи стало подписание Тильзитского мира, который оказал большое влияние на развитие всей Европы и России.
  8. Важный этап работы над сочинением – это систематизация информации, выстраивание событий в хронологической последовательности.
  9. Формируем свою оценку и на ее основе пишем вывод. Тоже сначала на черновике.
  10. Теперь всю информацию с черновика оформляем в форме сочинения в бланк ответа тестового задания ЕГЭ.

Пример Эссе по истории период с марта 1801 по май 1812:

В результате дворцового переворота, который стал последним в истории России, к власти пришел сын Павла и внук Екатерины II Александр Павлович, ставший императором Александром I.

С юности Александр был увлечен идеями французского просвещения, а потому, придя к власти, загорелся идеей провести в стране ряд демократических преобразований. Вокруг него сложилась группа единомышленников, которая оформилась в Негласный Совет. Своеобразный кружок, члены которого хотели провести либеральные реформы, облегчить крепостное право, провести ряд реформ на ограничение неограниченной власти императора. Идеи Александра поддерживали Чарторыйский, Строганов, Кочубей. Стремясь решить крестьянский вопрос, Александр в 1803 году подписывает указ «О вольных хлебопашцах».

Но сыграть роль великого реформатора в этот период выпала М.М. Сперанскому. По его инициативе в Российской империи создали Государственный совет. Своеобразный законодательный орган при императоре, который выполнял, по сути, лишь совещательную функцию. Но его создание уже было важным шагом на пути конституционных преобразований. Сперанский становиться вторым человеком в российском государстве, а собрания Государственного Совета регулярно проводятся в Эрмитаже и Зимнем Дворце.

На внешней арене России в этот период вынуждена была участвовать в ряде войн. Страна вступает в многочисленные антифранцузские коалиции, а русские солдаты и офицеры вынуждены воевать на полях сражений Европы. В июне 1807 года Российская империя была вынуждена пописать с Францией не выгодный Тильзитский мир. Во-первых, присоединившись к экономической блокаде Англии, России начала нести большие убытки в торговле. Во-вторых, по условиям мира было создано Варшавское герцогство. Россия потеряла часть территорий.

Таким образом, можно отметить, что этот исторический период в Российской империи был противоречивым и неоднозначным. С одной стороны во внутренней политике начались попытки демократических преобразований, а с другой Россия сдавала позиции на международной арене. Тильзитский мир принес России не только экономические убытки, но и показал неизбежность военного столкновения с наполеоновской Францией.

Несколько советов

Необходимо помнить, что сочинение по истории имеет ряд особенностей.

  1. Не старайтесь писать много. История, наука, основанная на фактах. Пишите конкретно, а при написании вывода опирайтесь на события и деятельность исторических личностей.
  2. Четко устанавливайте между событиями причинно-следственные связи.
  3. Помните, что событий и исторических личностей в эссе можно указывать больше двух. Главное содержательно раскрыть исторический период, а также определить его значимость.
  4. Перед учащимися в 25 задании три исторических периода, поэтому выбирайте тот, который хорошо знаете и сможете четко описать.
  5. Не делайте ошибок в изложении фактического материала. Если не уверены в правильности даты, написании фамилии исторического деятеля, названии документа, лучше опустите, чтобы не потерять на этом баллы. Постарайтесь вспомнить другие важные моменты выбранного периода и вставить их в свое сочинение.

Структура эссе по истории

Для всех сочинений, по какому бы историческому периоду они не писались, есть определенный шаблон, конкретная структура.

Условно, и на бумаге эссе можно поделить на 4 основных части, которые выделяются абзацами. Но и это не догма. Абзацев может быть меньше или больше, ведь главное раскрыть тематику.

В первой части обязательно указываем, чем период значим в общей истории России, а главное – подтверждаем это фактическим материалом. Указываем события, исторических личностей.

Вот, к примеру, период правления Екатерины II:

  • В период с июня 1762 по ноябрь 1796 тт. был важен для истории Российской Империи, как время демонстрации
    собственных сил на европейской театре политических действий.
  • Выделим следующие два события. Во-первых, первый раздел Речи Посполитой. Причинами данного события были
    спабость и политическая нестабильность в Речи Посполитой, которая была неспособна защищать свою
    территориальную целостность, а также стремление ее соседей — Российской империи, Австрии и Пруссии захватить её территории и включить их в свой состав
  • Во-вторых, первая русско-турецкая война при Екатерине 1. Причинами данного события были необходимость Российской империи получить выход к Черному морю, а также объявление Турцией войны Российской империи с целью поддержки польских конфедератов, с которыми воевала Россия.

Вторая часть будет наполнена ролью указанных исторических личностей в событиях данного периода:

  • Ключевую роль в разделе Речи Посполитой сыграла императрица Екатерина Великая. Она пригласила прусского
    короля Фридриха II Санкт-Петербург, где подписала с ним секретное соглашение о будущем разделе Речи
    Посполитой.
  • Ключевую роль в русско-японской войне при Екатерине Второй сыграл Петр Румянцев. Он был назначен
    командующим одной из русских армий и одержал несколько крупных побед благодаря своему полководческому
    таланту.

Третья часть отводится под выявление и описание причинно-следственных связей. Вот, конкретные для данного периода:

  • При Екатерине И Российская империя решит задачу получения выхода к Черному морю и поставит цель установить, контроль над Балканским полуостровом; осуществлять защиту православного населения данного региона; вести дальнейшую борьбу с Османской империей. С их реализацией будет связана внешняя политика русских императоров ХХ века, известная как решение «восточного вопроса».

В четвертой части делаете вывод и формулируете общую оценку для исторического периода:

  • Таким образом, данный период сыграл существенную роль в отечественной истории. В период правления Екатерины Великой будет осуществлена губернская реформа, установившая порядок управления губерниями, который сохранится почти без изменений до 1917 года.

Это своеобразный шаблон, но не забывайте, что историческое эссе должно быть связным, логично выстроенным текстом, а не просто перечислением исторических дат, фактов, личностей.

В завершении еще один важный совет. Чтобы правильно и хорошо написать эссе, необходима постоянная практика. В период самостоятельной, или под контролем учителя, подготовки к сдаче ЕГЭ по истории выбирайте любую эпоху и старайтесь писать эссе по предложенной структуре и в соответствии с критериями.

  • Петр 1 чудо или чудовище сочинение рассуждение
  • Петр 1 рассказ для 3 класса
  • Петр 1 герой или злодей сочинение
  • Петр 1 и наш край сочинение
  • Петр 1 сочинение как личность