Петр 1 рассказ для 3 класса

Урок по окружающему миру на темупетр великий. 3 класс цель:сформировать представления у учащихся о времени правления петра i, его реформах.

Урок по окружающему миру на тему«Петр Великий». 3 класс

Цель:Сформировать представления у учащихся о времени правления Петра I, его реформах.

Задачи:

  • Развитие познавательного интереса у учащихся к историческому прошлому своей страны;

  • Развивать познавательные способности и монологическую речь;

  • Развивать умение работать с дополнительной литературой;

  • Развивать умение обобщать и делать выводы;

  • Воспитывать на примере жизнедеятельности Петра I активную гражданскую позицию

Оборудование:

  • Компьютер

  • Интерактивная доска

Дидактическме материалы:

  • Презентация «Петр Великий»

  • Карточки с текстами о преобразованиях Петра Первого

  • Учебник «Окружающий нас мир», Н.Ф.Виноградова.ч.2

Ход урока.

    1. Мотивация к деятельности.

    История страны богата,

    А мы о ней уж знаем очень маловато.

    Будем на уроке стараться многое узнать,

    Чтоб историю России знать на «5»! (Слайд1)

    -Мы продолжаем путешествие по “реке времени”. Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам совершить новые открытия.

      1. Актуализация знаний.

      — Давайте вспомним, что мы уже знаем из истории нашего отечества… Из истории Древней Руси.

      Блиц — опрос:

      1. Какое историческое событие произошло во времена правления князя Владимира? (слайд 2)

      а) освобождение Руси от монголо-татар;

      б) Куликовская битва;

      в) Крещение Руси;

      г) нашествие Золотой Орды.

      1. В каких веках было образовано Московское государство?(Слайд 3)

      а) IX-XI (9-11)

      б) XIVXV (14-15)

      в) XII-XIII (12-13)

      3. Кто стал первым царём в России?(Слайд 4)

      а)Владимир Красное Солнышко;

      б) Иван Грозный;

      в) Владимир Мономах;

      г) Ярослав Мудрый

      У: — Какой вклад внес Иван Грозный в развитие государства?

      Д: — Строил монастыри, увеличил территорию Московского государства, организовал книгопечатание.

      У: -(Сейчас у нас в гимназии проходит неделя православной книги, акция «Подари книгу», и мы принимали участие)

        1. Постановка темы, целей урока.

        У:-Сегодняшнее путешествие позволит нам открыть для себя еще одну историческую личность, о которой знает вся Европа.

        Представьте себе великана, без малого 2 метра роста, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики,  а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Любил он всё делать сам. Считался опытным зубным врачом. Чтобы всё успеть он вставал в 3 утра. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Он быстро осваивал любое ремесло — мастерил лодки, стулья, посуду. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Особенно его привлекало корабельное дело. Одевался он скромно, носил немецкий кафтан, шапку надевал только в холод.

        — Как вы думаете, о ком идет речь?

        Д: высказывают свои предположения (Слайд 5)

        У:— Это царь Пётр Первый.

        У: — Итак, о ком пойдет речь на уроке?

        Д: — О ПетреI.

        У: — Петр I, Петр Великий. Что бы вы хотели узнать о этом человеке?

        Д: — Почему Петр Первый получил прозвание “Великий”? Что он сделал для страны?

        У: — Это и будет целью нашего урока. А как вы думаете, почему его называли Великим? ….. Правы вы или нет узнаем в конце урока.

          1. Открытие нового знания.

          У:— Все начинается с детства. Давайте познакомимся с маленьким Петром.

          • Пётр I стал царём в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Пётр – слишком юным, поэтому государственны-ми делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол. (слайд 6)

          • Пётр был любознательным и одарённым мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости. (слайд 7)

          • С 1683 года в селе Преображенском под Москвой юный царь образовал «потешные полки». «Воины» — сверстники царя из семей придворных и окрестная детвора – были одеты в настоящую военную форму. (слайд 8)

          • На реке Яузе была построена «потешная крепость» — там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую подготовку и переросла в увлечение Петра военными науками. С «потешных полков» и началась новая регулярная русская армия. (слайд 9)

          У:— Итак, детство, юность Петра закончились. Он начал самостоятельно править. Ему было 17 лет, это возраст выпускников школы. Давайте посмотрим на реку времени российской истории. Что вы видите на рубеже 17 — 18 веков?(Слайд 10)

          Д: — Река ударилась о скалу и изменила свое направление.

          У: — Для того, чтобы понять, почему произошли резкие и глубокие изменения , необходимо сначала выяснить, что представляла собой Россия к концу 17 века.

          Россия в то время переживала трудный момент в своей истории: она очень сильно отстала в своём развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было.(слайд 11 )

          Молодой царь хорошо понимал, что для решения этих задач России нужны были образованные люди. «Я в учении нуждаюсь и в учителях», — вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.(Слайд 12 )

          Во время путешествия в Европу молодой Пётр трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. Царь – простой мастеровой – это было в диковинку, и толпы зевак сходились, чтобы посмотреть на него.(Слайд 13 )

          Неутомимый, волевой, царь Пётр всё хотел постичь сам. Он хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Пётр освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль.(Слайд 14, 15 )

          Благодаря реформам Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе.(Слайд 16)

          У: — Как вы понимаете слово «реформа»?

          — Давайте обратимся к толковому словарю и проверим наши предположения. (чтение лексич.знач. с словаре учеником)

          Физминутка : -Мост нагнулся над Невой,  (наклоны вперед),

                                      Над водою ровной:

                                       «Ах, красивый я какой!  (повороты в стороны)

                                      «Ах, какой огромный!» (встать на носочки, руки тянуть вверх).

          У: Итак, обсудим, в каких же областях и какие преобразования были проведены Петром 1.

          — Перед вами карточки с текстом. Вы должны прочитать, обсудить, выделить главное и рассказать нам, о каких преобразованиях идет речь.(работа в группах)

          1 группа (реформа календаря). Карточки на доске: юлианский календарь , 1 сентября-начало года, мануфактуры (слайд 18)

          2 группа (военная реформа) – флот, армия (рекруты)(слайд 19)

          3 группа (реформа образования) — школы, первая печатная газета «Ведомости», первая публичная библиотека, первый российский музей – Кунсткамера(слайд 20-21)

          4 группа (Введение европейского стиля в одежде)- европейское платье, брить бороды(слайд 22)

          5 группа (Строительство Санкт-Петербурга)(слайд 23)

          У: Посмотрите, сколько  преобразований провел Петр Первый и в 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Отца Отечества и императора Всероссийского, а Россия была провозглашена Империей – так называли большие и сильные государства.

          У: — Петру 1 воздвигнуто немало памятников в разных городах нашей Родины .Одним из самых знаменитых является работа французского мастера. Мориса Фальконе. «Медный всадник».(Слайд )

          Он был настолько велик, что даже такой великий поэт как Александр Сергеевич Пушкин написал про него замечательные строки:

          То академик, то герой,

          То мореплаватель, то плотник,

          Он всеобъемлющей душой

          На троне вечный был работник.

          5. Итог урока

          — Давайте подведем итог нашей работы.

          — Во сколько лет Петр 1 стал царем? (10)

          — Чем увлекался Петр 1 в детстве? (военными играми)

          — Какое прозвище получил Петр 1? (Великий)

          — За что Петр I назвали Великим?Всю свою жизнь царь неустанно заботился о пользе Отечества

          — Совпали наши предположения, которые мы делали в начали урока?

          6.Рефлексия

          У: — Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?

          — Как оцениваете свое участие в уроке? Прикрепите стикер под той картинкой, которая соответствует вашему выбору.

          urok po okruzhaiushchiemu miru pietr vielikii 3 klass 1urok po okruzhaiushchiemu miru pietr vielikii 3 klass 2urok po okruzhaiushchiemu miru pietr vielikii 3 klass 3

          Учитель: Спасибо за сотрудничество! Вы хорошо потрудились.

          — Кому захотелось найти дополнительную информацию по теме урока?

          «Сказание о Петре Первом» Анна Ориховская

          Цель урока:

          • Сформировать представления о деятельности
            царя-реформатора Петра 1.
          • Способствовать развитию УУД:
            • Познавательные УУД: развитие умения
              выделять и формулировать познавательные цели;
              развитие умения осознанного чтения с целью
              получения и использования информации, развитие
              умения строить речевое выказывание в устной
              форме
            • Регулятивные УУД: развитие умения
              планировать, контролировать и оценивать
              собственную учебную деятельность
            • Коммуникативные УУД: развитие умения
              слушать и понимать устную речь других,
              формулировать и аргументировать собственное
              мнение; планировать учебное сотрудничество со
              сверстниками при работе в группе — определять
              цели, функции участников, способы
              взаимодействия.
            • Личностные УУД: формирование положительной
              учебной мотивации; формировать интерес к
              истории, расширять кругозор учащихся.

          Тип урока: урок открытия новых
          знаний.

          Средства обучения: Мультимедийная
          презентация к уроку; компьютер, “Окружающий мир:
          3 класс: учебник для учащихся
          общеобразовательных учреждений: в 2 ч. ч. 2  [Н.Ф.
          Виноградова]; карточки – исторические справки
          “Деятельность Петра 1”, технологические карты
          для работы в группе.

          I. Организационный момент.

          Все за парты тихо сели, 
          На меня все посмотрели.
          Слушайте, запоминайте, 
          Ни минуты не теряйте!

          Слайд 2

          Ученики читают высказывание: “Прошлое не
          безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот
          изучать необходимо”.

          – Как вы это понимаете?

          Ответы учеников: Прошлое действительно
          небезупречно, много разрушений и страданий
          принесли войны. Упрекать прошлое бессмысленно,
          это было, и изменить ничего нельзя. А вот изучать
          необходимо, чтобы не допускать ошибок прошлого.

          — Давайте вспомним, какие события из истории
          нашего отечества мы уже изучили?

          1. Проверка домашнего задания. Выполнение
          теста
          . Приложение 1

          Парная работа.

          Взаимопроверка тестов. Оценивание работ.

          Слайд 3

          II. Актуализация знаний. Постановка цели и
          задач урока.

          Слайд 4

          — С конца 17 века наше государство стало
          называться Россией, Российской империей. С
          латинского языка слово “ империя” переводиться
          как власть. Во главе Российской империи стоял
          император — единоличный правитель.

          Послушайте отрывок из стихотворения
          А.С.Пушкина, в нем говорится об этом человеке.

          Слайд 5

          То академик, то герой,
          То мореплаватель, то плотник –
          Он всеобъемлющей душой
          На троне вечный был работник.

          — Как вы думаете, кто это? (Петр 1)

          Формулировка темы урока.

          Слайд 6

          Формулировка целей урока учащимися.

          III. Тема урока. Российская империя.
          Петр 1 Великий.

          — Что мы знаем про Петра 1? (Ввел новое
          летоисчисление, празднование Нового года)

          — Что хотим узнать?

          (На доске появляется таблица “Знаю, Хочу
          узнать, Узнал”). Прием “Инсерт”

          Цель урока: Узнать о деятельности царя
          Петра 1 в становлении Российской империи.

          Слайд 7

          Знаем Хотим узнать Узнали
          Новое летоисчисление 1. Годы правления  
          Празднование Нового года 2. Кто были родители Петра?  
            3. Каким был первый император?  
            4. Что сделал Петр 1 для Российского
          государства?
           
            5. Почему Петра 1 назвали Великим?  

          Вывод: необходима дополнительная информация.

          Слайд 8

          — Пётр I вошёл в историю как царь-реформатор, как
          Петр Великий. Он был требователен, порой даже
          суров и очень трудолюбив. А кто знает, что такое
          реформа? (Преобразование, изменение,
          переустройство.)

          Россия в это время переживала трудный момент
          своей истории: она сильно отставала в своём
          развитии от других стран Европы. В России почти
          не было инженеров и учёных. Армия была плохо
          вооружена и обучена, военного флота вовсе не
          было. Молодой царь понимал, что нужно выводить
          Россию из этого положения путем новых изменений
          жизненного уклада.

          Слайд 9

          — Находить информацию о Петре 1 мы будем, работая
          в группах. У каждой группы будет свое задание.

          — Об изменениях, т.е реформах мы можем узнать из
          исторических справок. Приложение 2

          Вам нужно найти самые важные подтверждения
          преобразований Петра 1, выяснить, какие дела на
          благо страны он сделал и нам их представить. Вам в
          работе помогут исторические справки, а
          технологические карты вы заполните.

          Слайд 9

          Работа в группах.

          • 1 группа. Каким был первый император?
          • 2 группа. Создание русского флота.
          • 3 группа. Столица России – Санкт — Петербург.
          • 4 группа. Развитие образования в России.
          • 5 группа. Развитие промышленности.

          Физминутка для глаз.

          Ученики заполняют таблицу. Планируют свою
          дальнейшую познавательную деятельность с целью
          получения необходимых знаний, выслушивают друг
          друга.

          По окончании работы в группе учащиеся
          представляют сообщения, пользуясь
          технологической картой. Одновременно на доске
          заполняется третья колонка в таблице “Узнали”.

          IV. Первичное усвоение новых знаний.

          Слайд 10

          • 1 группа. Каким был первый император?

          Пётр родился в ночь на 30 мая (9 июня) 1672 года в
          Теремном дворце Кремля.

          Отец — царь Романов Алексей Михайлович —
          имел многочисленное потомство: Пётр был 14-м
          ребёнком. Мать — царица Наталья Кирилловна
          Нарышкина. 29 июня в день св. апостолов Петра и
          Павла царевич был крещён и наречён Петром. После
          смерти отца Пётр был провозглашён царём в 1682 году
          в 10-летнем возрасте. Стал править самостоятельно
          с 1689 года.

          Слайд 11

          Петр 1 был умным, правдивым, трудолюбивым,
          бережливым, настойчивым порой даже суровым
          императором.

          Слайд 12

          • 2 группа. Создание русского флота.
          Дела на благо страны
          • изучает опыт других стран
          • учится строить корабли
          • сам участвовал в строительстве больших
            кораблей
          • создал русский флот

          — Как вы понимаете, что такое флот? (Флот –
          развитие военного дела, торговля с другими
          государствами, государство, как Россия, без
          военного и торгового флота не в состоянии стать
          великой державой.)

          Вывод: создан русский флот

          • 3 группа. Столица России – Санкт –
            Петербург.

          Слайд 13

          Дела на благо страны
          • построил на берегу реки Невы город-крепость
          • строили город по плану самого Петра.
          • каменное выкладывание улиц
          • царь заботился о посадке садов и парков
          • Санкт-Петербург стал столицей России

          Вывод: Санкт-Петербург стал
          столицей России

          — Когда строился Санкт-Петербург, Карл XII,
          шведский король говорил: “Пусть русские строят
          город. А жить в нём будем мы”. Но история
          доказала, что это не так. Шведский король хотел
          дать решительный бой Петру. Непобедимая до этого
          шведская армия была разбита. Знаменитый
          полтавский бой принёс новую славу Петру. А через 5
          лет после Полтавской битвы молодой флот России
          разгромил и шведский флот. Россия получила выход
          через Балтийское море в Атлантический океан и
          стала морской державой. А в 1713 году Пётр объявил
          Санкт-Петербург новой столицей. 1721 г. – важная
          дата в истории России, Пётр I принял титул
          императора, и Россия стала называться Российской
          империей.

          Вывод: Россия получила выход через Балтийское
          море. Россия стала называться Российской
          империей.

          — Петр понимал, что никакие приказы и меры не
          принесут ему пользы, если в России не будет
          образованных людей. Неграмотный дворянин не мог
          поступить на службу и терял права дворянства.

          Слайд 14

          Слайд 15

          • 4 группа. Развитие образования в России.
          Дела на благо страны
          • oткрыты школ
          • открыты училища
          • развиваться издательское дело
          • гражданская азбука
          • государственная общедоступная библиотека.
          • основаны медицинские, кораблестроительные,
            штурманские, инженерные, горные и ремесленные школы.

          Вывод : Преобразования в
          просвещении (образовании)

          5 группа. Развитие промышленности.

          Слайд 16

          Дела на благо страны
          • изучались недра земли
          • велись поиски полезных ископаемых
          • созданы новые предприятия для добычи каменного
            угля.
          • заработали горные, железнодательные,
            деревообрабатывающие заводы.
          • заработали отрасли шелководства, овцеводства,
            кожевенное производство.

          Слайд 17

          Петр 1 создавал указы, в которых содержались
          указания “что именно?”, “сколько?”, “из чего?”
          производить товары. Не исполнение указов
          наказывалось наложением больших штрафов, а в
          некоторых случаях даже смертельной казнью.

          Вывод: Преобразования в
          промышленности

          Оценивание работ в группе координатором. Приложение 3

          Подведем итог:

          Слайд 18

          — За что Петра 1 называли Великим?

          Каких сфер жизни коснулись реформы Петра 1?

          Слайд 19

          — Посмотрите на таблицу, составленную вначале
          урока, на все вопросы мы ответили?

          Знаем Хотим узнать Узнали
          Новое летоисчисление 1. Годы правления 1689 – 1725 гг.
          Празднование Нового года 2. Кто были родители Петра? Отец — царь Романов Алексей
          Михайлович; мать — Наталья Кирилловна Нарышкина.
            3. Каким был первый император? Петр 1 был умным, правдивым,
          трудолюбивым, бережливым, настойчивым порой даже
          суровым императором.
            4. Что сделал Петр 1 для Российского
          государства?
          — создал русский флот;

          — оснастил
          русскую армию;

          — объявил Санкт-Петербург новой столицей;

          — Россия получила выход через Балтийское море;

          — Россия стала называться Российской империей;

          — преобразования в просвещении (образовании);

          — развитие промышленности;

          — добыча полезных ископаемых.

            5. Почему Петра 1 назвали Великим? В царствование Петра 1 Россия стала
          могущественной державой. Он принимал новые
          государственные законы, строил флот, воевал,
          открывал училища, заводы и фабрики. В царе Петре
          ценили то, что он был дальновидным человеком, у
          него был могучий ум и талант государственного
          деятеля. Все эти черты помогали ему достигнуть
          намеченные цели. Петр I вошел в историю под именем
          Петра Великого за огромное преобразование в
          стране.

          Слайд 20

          28 января (8 февраля) 1725 года император Петр I
          умирает в Санкт-Петербурге. Похоронен в
          Петропавловской крепости.

          Рефлексия.

          — Что понравилось на уроке?

          — Кто испытывал трудности и какие?

          Составление синквейна учащимися.

          Слайд 21

          img1

          — Обо всех реформах невозможно рассказать за
          один урок, более подробно вы будите изучать их на
          уроках истории.

          Домашняя работа. Подготовить
          сообщения о реформах Петра 1.

          • Скачать презентацию (1.86 Мб)


          • 469 загрузок

          • 3.6 оценка


          Ваша оценка презентации

          Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

          Комментарии

          Добавить свой комментарий

          Аннотация к презентации

          Презентационная работа по истории на тему: «Петр I», созданная учеником начальной школы. Автор рассказывает нам о наиболее интересных фактах из жизни Петра Великого, о его реформаторской деятельности, увлечениях науками и многом другом.

          Краткое содержание

          • Ранние годы
          • Приход к власти
          • Потешные полки
          • Образование Петра
          • Страсть к кораблестроению
          • Великое посольство
          • Начало правления Петра I
          • Основание Санкт-Петербурга
          • Преобразования Петра
          • Формат

            pptx (powerpoint)

          • Количество слайдов

            15

          • Аудитория

          • Слова

          • Конспект

            Отсутствует

          • Предназначение

            • Презентация сделана учеником для получения оценки

          Содержание

          • Презентация: Петр 1

            Слайд 1

            выполнил ученик 3 «А» класса гимназии № 540 Уральский Егор

            Первый Император России ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (1672-1725) Самые интересные факты из жизни

            г. Санкт-Петербург 2015

          • Slide2

            Слайд 2

            Будущий император родился 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича Романова от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной.

            У отца, царя Алексея Михайловича уже родилось 13 детей от первого брака с Марией Ильиничной Милославской, большинство из которых умерли во младенчестве. Для матери, Натальи Кирилловны Нарышкиной, Петр был первенцем и самым любимым ребенком

            С одного года Петр воспитывался няньками. А после смерти отца в 1676, в возрасте четырех лет, опекуном Петра стал его сводный брат и новый царь — Фёдор Алексеевич.

            Он руководил воспитанием Петра, и позже назначил ему учителем подьячего Никиту Зотова. Царевич учился охотно и бойко.

            Ранние годы

            • Портрет юного Петра I
            • Неизвестный автор
          • Slide3

            Слайд 3

            В 1682 году умер царь Фёдор Алексеевич.

            10-летний Петр и его сводный 16-летний брат Иван Vбыли провозглашены царями.

            Иван был очень болезненным, Пётр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра – царевна Софья Алексеевна.

            Софья была властной и очень умной женщиной. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол. Не желая лишаться власти, в 1689 году Софья организовала бунт стрельцов, направленный против Петра I. Однако мятеж был подавлен, сама Софья была заключена в Новодевичий монастырь, где умерла в 1704 году.

            Власть перешла к Петру I, а управление страной доверено его матери и дяде Л. К. Нарышкину.

            В 1696 году скончался Иван V, и Петр стал единственным самодержцем, единым царем всея Руси.

            • Приход к власти
            • Портрет царевны Софьи
          • Slide4

            Слайд 4

            В годы правления Софьи Петр и его мать вынуждены были отдалиться от двора и переехать в село Преображенское.

            Здесь у Петра I возникает интерес к военной деятельности, он создает «потешные» полки, с которыми он разыгрывал сражения и маневры, и которые впоследствии стали основой русской регулярной армии.

            «Воины» — сверстники царя из семей придворных и окрестная детвора – были одеты в настоящую военную форму.

            Также в те годы Петр познакомился с Александром Меншиковым, сыном придворного конюха, ставшим его близким другом и советником на всю жизнь. Петр научился ценить не знатность и принадлежность к дворянскому роду, а способности человека, его смекалку и преданность делу.

            Потешные полки

            С 1683 года в селе Преображенском под Москвой юный царь образовал 2 «потешных» батальона, которые в будущем стали настоящими военными подразделениями –

            Семеновским и Преображенскимполками – основой гвардии Петра.

            На реке Яузе была построена «потешная крепость» — там юных солдат учили осаде и штурму крепостей.

          • Slide5

            Слайд 5

            Образование Петра

            Петру нравились увлекательные рассказы его учителя дьяка Зотова о других странах и городах в те времена, которые были мало известные русскому народу.

            Кроме того, Никита Зотов познакомил Петра с событиями русской истории, показывая и поясняя ему летописи, украшенные рисунками.

            Пётр был любознательным и одарённым мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости, увлекался огнестрельным делом, кораблестроением.

            Много времени юный царь проводил в Немецкой слободе, где впервые познакомился с европейским бытом, стал поклонником европейской жизни и завел друзей среди европейских купцов.

            Царевич учился охотно и бойко. На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с картинками.

          • Slide6

            Слайд 6

            Страсть к кораблестроению

            Сколько себя помнил царь Пётр — его всегда интересовали корабли. В детстве он с интересом рассматривал специально для него нарисованные картинки. Плавание на маленькой лодочке в детские годы пробудило в Петре Первом страстную любовь к мореплаванию в будущем.

            Царь Пётр начал изучать теорию кораблестроения. Также он хорошо изучил математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки.

            Неутомимый, волевой, царь Пётр всё хотел постичь сам: как корабль строить, как на станке столярном работать, как сапоги шить…

            Не умел он сидеть без дела.

            Оттого с рук его не сходили мозоли.

            Весной 1688 года царь Петр I обнаружил в амбаре старый ботик (небольшое парусное судно) своего деда и приказал её отремонтировать.

            Лодка была спущена в реку Яуза. На ней юный Пётр учился ходить под парусами.

            На реке Яузе для молодого царя построили «потешный флот».

            Пройдет немного времени, и Петр станет строить настоящие корабли.

          • Slide7

            Слайд 7

            Под видом простого плотника Петра Михайлова

            Петр ездил при Великом посольстве в 1697–1698 гг. в Европу. Петр побывал в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии и Венеции, учился корабельному делу, работал на верфях, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела, знакомился с техническими достижениями тогдашней Европы, ее образом жизни, политическим устройством.

            Молодой царь хорошо понимал, что России нужны образованные люди. «Я в учении нуждаюсь и в учителях», — вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.

            По его приказу за границей закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и ученые.

            Пётр освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль.

            Царь – простой мастеровой – это было в диковинку.

            Великое посольство

            памятник Петру I в С-Петербурге «Царь-плотник»

            Скульптур – Л.А. Бернштам (1910г.) (в 1996г. в СПб на Адмиралтейской набережной установили копию памятника взамен уничтоженного в советское время)

          • Slide8

            Слайд 8

            Ко времени прихода Петра I к власти Россия была страной с огромной территорией, но не имела выхода к морю.

            Единственным действующим Российским портом был Архангельск, но 9 месяцев в году воды этого порта находились подо льдом. Это очень сильно ограничивало развитие торговли.

            Петр был одержим идеей выхода к морю. Для достижения этих целей Россия участвовала в Азовских походах и Северной войне.

            Петр продолжил войну с Крымом против Османской Империи, взял крепость Азов. Это была первая победа молодого Петра, значительно укрепившая его авторитет. Россия получила выход к Азовскому морю.

            Следующим этапом правления Петра I стала война со Швецией. В 1709 года в битве при Полтаве Швеция была разгромлена. К России присоединились новые земли, был получен выход в Балтийское море.

            Петру удалось также получить выход к Каспийскому и Черному морю в боях с Персией.

            Так с помощью мощного флота Петр I сделал из отсталой России сильную военную державу и отвоевал для нее выход в море.

            Начало правления Петра I

            • Портрет Петра I в рыцарских доспехах
            • Художник — Натье Жан Марк (1717г.)
          • Slide9

            Слайд 9

            В ходе Северной Войны со шведами, Петр I захватил крепость Ниеншанц. Для того, чтобы закрепить свои позиции на этой территории, он отдал приказ основать неподалёку от крепости город.

            16 (27) мая 1703 года в устье Невы Петр основал город Санкт-Петербург (что по –немецки означало Город Святого Петра – покровителя царя) — новую столицу России. Именно в этот день на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость.

            Санкт-Петербург был любимым детищем и гордостью Петра, символом его царствования.

            Это был уникальный город. Столица была единственным местом, где впервые стали строить каменные здания, где разводились парки, где улицы освещались фонарями, а сами улицы были прямые и широкие (проспекты).

            Основание Санкт-Петербурга

            Расположение крепости позволяло осуществлять полный контроль над морем и подходящими к берегу кораблями и, при необходимости, открывать по ним огонь.

            Сама крепость была окружена водой, что затрудняло штурм и делало её надёжным и безопасным местом.

          • Slide10

            Слайд 10

            Реформы Петра I начались с введения европейского платья и приказа брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства.

            Пётр заставил бояр сбривать бороду для того, чтобы русские люди были похожи на европейцев, а не на стариков. Русскую одежду с длинными рукавами царь считал очень неудобной — она стесняла движения и мешала работать.

            В 1699 была также осуществлена реформа календаря.Петр I отменил действующий в России календарь и ввел Юлианский календарь, а также повелел, чтобы Новый год праздновался не осенью (1 сентября), а зимой, и начало нового календаря стало отмечаться с 1 января 1700 года от Рождества Христова

            Преобразования Петра

          • Slide11

            Слайд 11

            При Петре I возникли первые военные и профессиональные школы, училища, гимназии и Академия наук.

            Для того, чтобы грамота стала доступна не только богатым людям, но и простому народу, Пётр I заменил старый славянский алфавит на более простой.

            Вспомните арабские цифры (1-2-3…10), которыми мы пользуемся сейчас. Их ввёл Пётр I, потому что раньше цифры обозначали буквами, а это было трудно и неудобно.

            Появился первый в стране музей – Кунсткамера, первый постоянный театр

            Была открыта первая Публичная библиотека.

            Появилась первая печатная русская газета, были открыты первые типографии, печатавшие книги светского содержания.

            • Реформа образования
            • Здание Кунсткамеры
            • С-Петербург, Университетская наб., д.3
          • Slide12

            Слайд 12

            Петр I создал постоянную Армию.

            Он ввел ежегодные рекрутские наборы из молодых россиян (от 15 до 20 лет) и велел начать обучение солдат военному делу, а во главе армии встали образованные офицеры.

            Срок службы солдата – 25 лет.

            Жизнь солдата- учения, походы, сражения.

            Создан российский флот.

            В результате военной реформы Петра I была создана мощная регулярная армия и военно-морской флот, ранее отсутствовавший в России.

            Военные реформы

            Детищем Петра по праву считается военно-морской флот, а также регулярная армия, великолепно обученная и столь же хорошо вооруженная.

            При Петре и под его предводительством они навеки прославили русское оружие.

          • Slide13

            Слайд 13

            Чтобы вывести Россию из отсталости, Пётр стал строить заводы и фабрики. Он давал купцам деньги, не брал с них налоги и тысячи крестьян направлял на заводы.

            За 25 лет Пётр создал более 200 заводов и фабрик. На этих заводах изготовляли оружие, боеприпасы, ткани, парусины, кожи, получали железо.

            Пётр не разрешал привозить из-за границы те товары, которые выпускались в России.

            Промышленные реформы

          • Slide14

            Слайд 14

            В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского.

            Россия была провозглашена Империей– так называли большие и сильные государства.

            В истории России царь Пётр остался под прозвищем Великий.

            Всю свою жизнь царь неустанно заботился о пользе Отечества.

            Российская Империя Портрет Петра I

            Художник — Поль Деларош (1838г.).

          • Slide15

            Слайд 15

            Петр I — эпохальная личность, при нем Россия стала Империей, а царь – Императором.

            Во времена правления Петра Первого значительно вырос авторитет России в мире, а сам император стал для многих образцом государя-реформатора.

            Петр стал единовластным монархом, благодаря успешным войнам расширил пределы страны,

            прорубил «окно» в Европу, провел множество необходимых реформ и оставил потомкам величавую и грозную державу — Российскую империю…

            Умер Петр I 28 января (8 февраля) 1725 году после продолжительной болезни.

            Похоронен в Петропавловском соборе.

            Наследие Петра I

            Памятник Петру I в С-Петербурге«Медный всадник»

            Скульптор — Э.Фальконе (1768-1770гг.)

          Посмотреть все слайды

          Сообщить об ошибке

          Спасибо, что оценили презентацию.

          Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

          Добавить отзыв о сайте

          Детство Петра Первого

          Азовские походы, Великое посольство

          Сын царя Алексея Михайловича Романова и Натальи Кирилловны Нарышкиной, воспитанницы просвещенного боярина Артамона Матвеева.

          Родился Петр 30 мая 1672 года в Москве. Физически крепкий, активный, любознательный, Петр Алексеевич освоил при участии дворцовых мастеров оружейное, столярное, кузнечное, часовое, типографское ремесла. Большое влияние на формирование его увлечений и интересов оказали иностранцы (Я. В. Брюс, П. И. Гордон, Ф. Я. Лефорт) – поначалу учителя в различных областях, а в дальнейшем – его сподвижники. Царь с детства знал много иностранных языков.

          Царь Алексей Михайлович возлагал на своего младшего сына Петра большие надежды, потому что его сыновья от 1-го брака Федор и Иван не годились по причине здоровья.

          После смерти Федора Алексеевича в 1682 г., и в результате компромисса между кланами Нарышкиных и Милославских, Петр в 10-тилетнем возрасте был возведен на российский престол вместе со сводным братом Иваном V при регентстве их сестры царевны Софьи Алексеевны, которая правила Россией в 1682–1689 гг. В годы ее правления Петр вместе с его матерью жили в ссылке в селе Преображенском, где он сформировал из своих ровесников 2 «потешных» батальона во главе с И. И. Бутурлиным и Ф. И. Ромодановским, которые в будущем стали настоящими военными подразделениями — Семеновским и Преображенским полками — основной гвардии Петра. Также он познакомился с Александром Меншиковым, сыном придворного конюха, ставшим его другом на всю жизнь. Петр научился ценить не знатность и принадлежность к дворянскому роду, а способности человека, его смекалку и преданность делу.

          В 1680-х гг. под руководством голландца Ф. Тиммермана и русского мастера Р. Карцева Петр учился кораблестроительству, а в 1684 г. совершил плавания на своем ботике по Яузе, а позже по Переяславскому озеру, где заложил 1-ую верфь для строительства судов.

          27 января 1689 года Петр по указу матери женился на Евдокии Лопухиной, дочери московского боярина. Но молодожен проводил время с друзьями в Немецкой слободе. Там же в 1691 г. он познакомился с дочерью немецкого ремесленника Анной Монс, которая стала его возлюбленной. Зато по русскому обычаю он, женившись, считался совершеннолетним и мог претендовать на самостоятельное правление.

          Но царевна Софья не желала лишаться власти и организовала бунт стрельцов против Петра. Узнав об этом, Петр скрылся в Троице-Сергиевой лавре. Помня, как стрельцы убили многих его родственников, он испытал настоящий ужас. С того времени у Петра появился нервный тик и судороги.

          Но вскоре Петр Алексеевич пришел в себя и жестоко подавил восстание. В сентябре 1689 г. царевна Софья была сослана в Новодевичий монастырь, а ее сторонники были казнены. В 1689 году, отстранив от власти сестру, Петр Алексеевич стал фактически царем. После смерти в 1695 году матери, а в 1696 г. – брата-соправителя Ивана V, он 29 января 1696 года стал самодержцем, единым царем всея Руси и юридически. Едва утвердившись на престоле, Петр I лично участвовал в Азовских походах против Турции (1695–1696 гг.), которые завершились взятием Азова и выходом на берега Азовского моря. Таким образом, был открыт 1-ый выход России в южные моря. реформатор монарх петр самодержец

          Под видом изучения морского дела и кораблестроения Петр ездил волонтером при Великом посольстве в 1697–1698 гг. в Европу. Там под именем Петра Михайлова, царь прошел полный курс артиллерийских наук в Бранденбурге и Кенигсберге, работал плотником на верфях Амстердама, изучал корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии. По его приказу в Англии закупались приборы, оружие, книги, приглашались иноземные мастера и ученые. Англичане говорили о Петре, что не было такого ремесла, с которым бы русский царь не познакомился. Одновременно Великое посольство приготовило создание Северного союза против Швеции, которое окончательно оформилось лишь 2 года спустя (1699г.).

          Летом 1697 г. Петр I провел переговоры с австрийским императором, но получив известие о готовящемся восстании стрельцов, который организовала царевна Софья, пообещавшая в случае свержения Петра множество привилегий, вернулся в Россию.

          26 августа 1698 г. следствие по стрелецкому делу не пощадило никого из мятежников (1182 человек были казнены, Софью и ее сестру Марфу постригли в монахини). Вернувшись в Россию, Петр I начал свою преобразовательную деятельность.

          После августовского переворота 1689 г. власть в стране перешла к сторонникам семнадцатилетнего царя Петра Алексеевича (правившего формально до 1696 г. совместно с братом Иваном) — П. К. Нарышкину, Т. Н. Стрешневу, Б. А. Голицыну идр. Ряд важных государственных постов заняли также родственники первой жены

          Петра Е. Ф. Лопухиной (свадьба с ней состоялась в январе 1689 г.). Предоставив им руководство страной, юный царь все силы отдавал «нептуновым да марсовым потехам», для проведения которых активно привлекал «служилых иноземцев», живших в Немецкой слободе (Кукуе).

          Петр окружил себя способными, энергичными помощниками и специалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделялись: ближайший друг царя Ф. Лефорт, опытный генерал П. Гордон, талантливый инженер Я. Брюс и др. А среди русских постепенно формировалась сплоченная группировка сподвижников, делавших впоследствии блестящую политическую карьеру: А. М. Головин, Г. И. Головкин, братья П. М. и Ф. М. Апраксины, А. Д. Меншиков. С их помощью Петр устраивал маневры «потешных» войск (будущих двух гвардейских полков — Преображенского и Семеновского), которые проводились в селе Преображенском.

          Особое внимание уделялось Петром становлению российского мореплавателя. Уже в мае 1692 г. на Переславском озере был спущен на воду его первый «потешный» корабль, построенный при участии самого царя. В 1693- 1694 гг. в Архангельске был построен первый русский морской корабль и еще один заказан в Амстердаме.

          Именно на борту корабля голландской постройки в июле 1694 г. во время настоящего морского похода, устроенного царем, впервые был поднят российский красно-сине-белый флаг.

          За петровскими «военными забавами» скрывалась далеко идущая цель: борьба за выход России к морю. Архангельский порт из — за короткой зимней навигации не мог обеспечить круглогодичную торговлю. Поэтому ставка была сделана на выход к Черному морю. Таким образом, Петр вернулся к идее Крымских походов, в которых потерпел неудачу князь В. В. Голицын. После трехмесячной осады Азова (весна — лето 1695 г.) Петр был вынужден отступить. Без флота осадить крепость и с суши и с моря было невозможно. Первый азовский поход закончился неудачей. Зимой 1695/96 гг. развернулась подготовка к второму походу. В Воронеже началось строительство первого русского флота. К весне были готовы 2 корабля, 23 галеры, 4 брандера и 1300 стругов, на которых 40-тысячное русское войско в мае 1696 г. вновь осадило Азов. После блокады с моря 19 июля турецкая крепость сдалась. Флоту нашли удобную гавань Таганрог, стали строить порт. Но все же сил для борьбы с Турцией и Крымом было явно недостаточно.

          Петр приказал строить новые корабли (52 судна за 2 года) на средства помещиков и купцов.

          Одновременно надо было заняться поисками союзников в Европе. Так родилась идея «Великого посольства» (март 1697-август 1698 г.). Формально оно имело целью посетить столицы ряда европейских государств для заключения союза против Турции. Великими послами были назначены генерал-адмирал Ф. Я. Лефорт, генерал Ф. А. Головин, начальник Посольского приказа, и думный дьяк П. Б. Возницын. В посольство входило 280 человек, в том числе с 35 волонтеров, ехавших для обучения ремеслам и военным наукам, среди которых под именем Петра Михайлова был и сам царь Петр. Главной задачей посольства было ознакомление с политической жизнью Европы, изучение зарубежных ремесел, быта, культуры, воинских и иных порядков. За полтора года пребывания за границей Петр с посольством посетил Курляндию, Бранденбург, Голландию, Англию и Австрию, встречался с владетельными князьями и монархами, изучал корабельное дело и другие ремесла. Пришедшее летом 1698г. из Москвы сообщение о новом восстании стрельцов, вынудило царя вернуться в Россию.

          Международные отношения в Европе в это время складывались не в пользу продолжения войны с Турцией, и вскоре (14 января 1699 г.) России, как и другим странам членам «Священной лиги», пришлось пойти на перемирие, заключенное в Карловцах. Однако «Великое посольство» стало для Петра подлинной академией, и полученный опыт он использовал при проведении реформ как во внутренней, так и во внешней политике. Оно на длительный период определило задачу борьбы России со Швецией за обладание Балтийским побережьем и выходом к морю. Переориентация внешней политики России к началу ХVIII в. с южного направления на северное совпало по времени с огромными преобразованиями, охватившими страну во всех сферах жизни от приоритетных дипломатических и военных усилий до европеизации быта. Подготовка к войне со Швецией послужила импульсом для глубоких политических и социально- экономических реформ, которые определили в конечном счете облик Петровской эпохи. Одни реформы проводились годами, другие — в спешке. Но в целом они складывались в систему предельно централизованного абсолютистского государства, во главе которого стоял «самовластный монарх, который никому на свете, как писал сам Петр, в своих делах ответа дать не должен».

          Преобразования оформлялись законодательными указами царя, и их количество за первую четверть ХVIII в. составило более 2,5 тыс.

          Детство и отрочество Петра Великого

          Петр I Великий родился 30 мая (9 июня) 1672 в Москве в семье российского царя Алексея Михайловича. Петр был младшим сыном царя Алексея Михайловича. Царь Алексей был женат два раза: в первый раз на Марье Ильиничне Милославской (1648-1669), во второй — на Наталье Кирилловне Нарышкиной (с 1671 года).

          От первого брака у него было 13 детей. Многие из них умерли ещё при жизни отца, и из сыновей только Федор и Иван его пережили, хотя и были оба серьезно болезненными. Быть может, мысль остаться без наследников побудила царя Алексея спешить вторым браком. Свою вторую жену Наталью царь встретил в доме Артамона Сергеевича Матвеева, где она росла и воспитывалась в обстановке реформационной.

          Увлекшись красивой и умной девушкой, царь обещал найти ей жениха и скоро сам присватался к ней. В 1672 году 30 мая у них родился красивый и здоровый мальчик, который был нареченный Петром. Царь был очень рад рождению сына. Рады были и родственники его молодой жены, Матвеев и семья Нарышкиных. Крестили царевича только 29 июня в Чудовом монастыре, и крестным отцом был царевич Федор Алексеевич. По древнему обычаю, с новорожденного сняли мерку и в ее величину написали икону апостола Петра.

          Новорожденного окружили целым штатом мам и нянь; кормила Петра его кормилица. Если бы царь Алексей жил более, можно было бы ручаться, что Петр получил бы такое же прекрасное, по тому времени, образование, как его брат Федор.

          soobshhenie o detstve petra 1 1
          Алексей Михайлович, русский царь, отец Петра

          Но царь Алексей в январе 1676 года умер, тогда Петру ещё и не исполнилось четырех лет, и возникла яростная распря между Нарышкиными и Милославскими по поводу престолонаследия. На престол вступил 14-летний Федор, один из сыновей Марии Милославской. Лишившись отца, Петр до десяти лет воспитывался под присмотром старшего брата царя Федора Алексеевича, который выбрал для него в учителя подьячего Никиту Зотова, обучавшего мальчика грамоте.

          Петру нравились увлекательные рассказы Зотова о других странах и городах в те времена, которые были мало известные русскому народу. Кроме того, Зотов ознакомил Петра с событиями русской истории, показывая и поясняя ему летописи, украшенные рисунками. Но царствование царя Федора Алексеевича было очень кратковременным, так как 27 апреля 1682 года он умер.

          После смерти Федора царя приходилось избирать, потому что не было законом установленного престолонаследия.

          soobshhenie o detstve petra 1 1 1
          Федор Алексеевич, старший брат Петра

          После смерти Федора в 1682, престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра.

          Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смирились и спровоцировали стрелецкий бунт, во время которого десятилетний Петр стал свидетелем жестокой расправы над близкими ему людьми. Десяти лет избранный царем, он в 1682 году пережил ряд тяжелых минут. Он видел бунт стрельцов; старика Матвеева, говорят, стрельцы вырвали из его рук; дядя Иван Нарышкин был им выдан на его глазах; он видел реки крови; его матери и ему самому грозила опасность ежеминутной смерти.

          Чувство неприязни к Милославким, воспитанное уже раньше, перешло в ненависть, когда Петр узнал, сколь они виноваты в стрелецких движениях. С ненавистью он относился к стрельцам, называя их семенем Ивана Михайловича Милославского.

          Таким неспокойным образом кончилось детство Петра.

          soobshhenie o detstve petra 1 2 1
          Наталья Кирилловна Нарышкина, мать Петра

          Эти события оставили в памяти мальчика неизгладимый след, отразившись и на его психическом здоровье, и на мировоззрении.

          Результатом бунта был политический компромисс: на трон в 1682 году были возведены двое: Иван (Иоанн) от Милославских и Петр от Нарышкиных, правительницей при малолетних царях провозгласили сестру Ивана Софью Алексеевну. С этого времени Петр с матерью жили в основном в селах Преображенском и Измайлове, появляясь в Кремле лишь для участия в официальных церемониях, а их отношения с Софьей становились все более враждебными.

          В детстве как мы видим Петр не получил никакого образования, кроме простой грамотности и кое-каких исторических сведений. Забавы его носили ребячески военный характер. Будучи царем, он в то время же время находился под опалой и с матерью должен был жить в потешных подмосковных селах, а не в Кремлевском дворце.

          Такое грустное положение лишало его возможности получить правильное дальнейшее образование и в то же время освобождало от пут придворного этикета. Не имея духовной пищи, но имея много времени и свободы, Петр сам должен был искать занятия и развлечения. В ноябре 1683 года Петр начинает формировать Преображенский полк из охочих людей. В отношении этого потешного полка Петр был не государем, а товарищем-соратником, учившимся наравне с прочими солдатами военному делу.

          Предпринимаются маневры и небольшие походы, на Яузе строится потешная крепость (1685 год), названная Пресбургом, словом изучается военное дело не по старым русским образцам, а по тому порядку регулярной солдатской службы, какой в XVII веке был заимствован Москвой с Запада.

          Несколько позднее, чем организовывались военные игры Петра, пробудилось в нем сознательное стремление учиться. Самообучение несколько отвлекло Петра от исключительно военных забав, сделало шире его умственный кругозор и практическую деятельность. Время шло и Петру уже шел 17-й год, он был очень развит и физически, и умственно. Его мать вправе была ждать, что достигший совершеннолетия сын обратит внимание на государственные дела и устранит от них ненавистных Милославских.

          Но Петр не интересовался этим и не думал бросать свое ученье и забавы для политики. Чтобы остепенить его, мать его женила (27 января 1689 года) на Евдокии Федоровне Лопухиной, к которой Петр не имел влечения. Подчиняясь воле своей матери, Петр женился, однако через месяц после свадьбы уехал в Переяславль от матери и жены к кораблям. Надо заметить, что искусство навигации так увлекло Петра, что стало в нем страстью. Но летом этого 1869 года он был вызван матерью в Москву, потому что неизбежна была борьба с Милославскими.

          Переяславскими потехами и женитьбой

          soobshhenie o detstve petra 1 3 1
          Царевна София

          окончился период отроческой жизни Петра. Теперь он — взрослый юноша, привыкший к военному делу, привыкающий к кораблестроению и сам себя образовывающий.

          В то время Софья понимала, что время ее близится к развязке, что следует отдать власть Петру, но, не желая этого, она не решалась ни на какие резкие меры для укрепления себя на престоле.

          Петр, вызванный матерью в Москву летом 1689 года, начал показывать Софье свою власть. В июле он запретил Софье участвовать в крестном ходе, а когда она не послушалась, сам уехал, устроив таким образом сестре гласную неприятность. В конце июля он едва согласился на выдачу наград участникам Крымского похода и не принял московских военачальников, когда они явились к нему благодарить за награды. Когда Софья, напуганная выходками Петра, стала возбуждать стрельцов с надеждой найти в них поддержку и защиту, Петр, не задумываясь, арестовал на время стрелецкого начальника Шакловитого.

          Седьмого августа вечером Софья собрала в Кремле значительную вооруженную силу. Видя военные приготовления в Кремле, слыша зажигательные речи против Петра, приверженцы царя (среди них были и стрельцы) дали ему знать об опасности.

          Петр прямо с постели бросился на лошадь и с тремя провожатыми ускакал в Троицкую Лавру. Из Лавры Петр и руководящие им лица потребовали отчета в вооружениях 7 августа. В это время Софья пробует поднять стрельцов и народ на Петра, но терпит неудачу. Стрельцы сами заставляют Софью выдать Петру Шакловитого, которого он потребовал. Шакловитый подвергся допросу и пыткам, повинился во многих умыслах против Петра в пользу Софьи, выдал много единомышленников, но не признался в умысле на жизнь Петра.

          С некоторыми близкими ему стрельцами он был казнен 11 сентября. Вместе с участью друзей Софьи решилась и ее участь. Софья получила от Петра прямое приказание на житье в Новодевичий монастырь, но в монахини не постриглась. Так, осенью 1689 года кончилось правление Софьи. .

          Начало единоличного правления

          C 1689 года Петр стал самостоятельным правителем безо всякой видимой опеки над ним.

          Царь продолжает учиться кораблестроению и военному делу у иностранцев, которые жили в немецкой слободе в Москве, и учился усердно, не жалея своих сил. Иностранцы теперь же у Петра в роли не учителей, а друзей, сотрудников и наставников. Петр теперь же свободно временами щеголял в немецком платье, танцевал немецкие танцы и шумно пировал в немецких домах. Петр часто стал бывать в слободе (в XVII веке иноземцы были выселены из Москвы в подгородную слободу, которая получила название Немецкая), он даже присутствовал на католическом богослужении в слободе, что, по древнерусским понятиям, было для него вовсе неприлично.

          Сделавшись в слободе обычным гостем, Петр нашел там и предмет сердечного увлечения Анну Монс. Мало-помалу Петр, не выезжая из России, в слободе ознакомился с бытом западноевропейцев и воспитал в себе привычку к западным формам жизни.

          Но с увлечением слободой не прекратились прежние увлечения Петра — воинские потехи и кораблестроение. В 1690 году мы видим большие маневры под Пресбургом, потошной крепостью на Яузе.

          soobshhenie o detstve petra 1 4 1
          Евдокия Лопухина, первая жена Петра I

          Все лето 1692 года Петр проводит в Переяславле, куда приезжает и весь московский двор на спуск корабля.

          В 1693 году Петр с разрешения матери едет в Архангельск, с увлечением катается по морю и основывает в Архангельске верфь для постройки кораблей.

          Детские годы Петра I кратко

          Мать его, царица Наталья, умирает в начале 1694 года. В этом же 1694 году проходят маневры под деревней Кожуховом, которые нескольким участникам стоили жизни. В1695 году, молодой Царь ясно понимает все неудобства Архангельска, как военного и торгового порта, понял, что не может быть обширной торговли около Ледовитого океана, который большую часть времени покрыт льдами, и что Архангельск слишком удален от центра государства — Москвы.

          Иван V скончался в 1696 году, и Петр остался единственным самодержцем.

          Первая война Петра с Турцией

          Между тем продолжались постоянные нападения татар на Русь и обязательства, принятые в отношении союзников, вызвали в Московском правительстве мысль о необходимости возобновить военные действия против турок и татар.

          Первым опытом вождения настоящих войск стала для Петра война с Турцией (1695-1700), которая владычествовала в Крыму и в южнорусских степях.

          Петр рассчитывал отвоевать выход к Черному морю. В 1695 году война началась походом Петра на крепость Азов. Весной регулярные Московские войска в числе 30 тысяч реками Окой и Волгой дошли до Царицына, оттуда перешли на Дон и явились под Азовом. Но сильный Азов, получая провиант и подкрепления с моря, не сдался. Штурмы не удавались; русское войско страдало от недостатка провианта и от многовластия (им командовали Лефорт, Головин и Гордон). Петр, бывший сам в войске в качестве бомбардира Преображенского полка, убедился, что Азов не взять без флота, который бы отрезал крепость от помощи с моря.

          Русские отступили в сентябре 1695 года. Неудача, несмотря на попытки ее скрыть, огласилась. Потери Петра были не меньше потерь Голицына в 1687 и 1689 годах. Недовольство в народе против иноземцев, которым приписывали неудачу, было очень велико. Петр не падал духом, не прогнал иноземцев и не оставил предприятия. Впервые он показал здесь всю силу своей энергии и в одну зиму, с помощью иноземцев, построил на Дону, в устье реки Воронежа, целый флот морских и речных судов.

          Тогда же был основан Таганрог, как база российского военного флота на Азовском море. Части галер и стругов строили плотники и солдаты в Москве и в лесных местах, близких к Дону. Эти части затем свозились в Воронеж и из них уже собирались целые суда. На Пасху 1696 года в Воронеже уже были готовы 30 морских судов и более 1000 речных барок для перевозки войск. В Мае из Воронежа Доном двинулось русское войско к Азову и вторично осадило его. На этот раз осада была полной, ибо флот Петра не допускал к Азову турецких кораблей.

          Петр сам присутствовал в войске

          soobshhenie o detstve petra 1 5 1
          Франц Лефорт, российский адмирал (по происхождению швейцарец), сподвижник Петра I

          (в чине капитана) и, наконец, дождался счастливой минуты: 18 июля Азов сдался на капитуляцию.

          Победа была отпразднована торжественным вступлением войск в Москву, празднествами и большими наградами. Это была первая победа молодого Петра, значительно укрепившая его авторитет. Однако он понял, что Россия еще недостаточно сильна, чтобы прочно обосноваться на юге.

          Далее Петр, заботясь о привлечении в Россию техников-иностранцев, решился создать и русских техников. Пятьдесят молодых придворных были посланы в Италию, Голландию и Англию, т.е. в страны, знаменитые тогда развитием мореплавания. Высшее московское общество было неприятно поражено этим новшеством; Петр не только сам сдружился с немцами, но желает, как видно, сдружить и других. Еще больше поражены были русские люди, когда узнали, что сам Петр едет за границу.

          Поездка Петра в Европу

          Вскоре после возвращения в столицу в 1697 царь отправился с Великим посольством за границу.

          Он был первым русским монархом, появившимся за границей. Петр ехал инкогнито, в свите «великого посольства», под именем Петра Алексеевича Михайлова, урядника Преображенского полка. Цель поездки состояла в подтверждении древней дружбы и любви. Во главе посольства стояли генералы Франц Лефорт и Федор Алексеевич Головин. При них было 50 человек свиты. Москву и государство Петр оставил на руки Боярской думы. И вот через Ригу и Либаву посольство отправилось в Северную Германию.

          В Риге, принадлежавшей шведам, Петр получил ряд неприятных впечатлений и от населения (которое дорого продавало продукты русским), и от шведской администрации. Губернатор Риги (Дальберг) не допустил русских к осмотру укреплений города, и Петр посмотрел на это как на оскорбление.

          Зато в Курляндии прием был радушнее, а в Пруссии курфюрст Фридрих встретил русское посольство чрезвычайно приветливо. В Кенигсберге для Петра и послов дан был ряд праздников. Между весельем Петр серьезно занимался изучением артиллерии и получил от прусских специалистов диплом, признавший его за искусного огнестрельного художника.

          После некоторых экскурсий по Германии Петр отправился в Голландию. В Голландии Петр прежде всего направился в городок Саардам; там были знаменитые корабельные верфи.

          В Саардаме Петр принялся плотничать и кататься по морю. Далее Петр переехал в Амстердам, где он учился кораблестроению на Ост-Индской верфи. Потом следовали Англия, Австрия и, когда Петр собирался в Италию, из Москвы пришло известие о новом бунте стрельцов. Хотя скоро пришло донесение, что бунт подавлен, однако Петр поспешил домой.

          По дороге в Москву, проезжая через Польшу, Петр виделся с новым польским королем Августом II, встреча их была очень дружественная (Россия сильно поддерживала Августа при выборах на польский престол).

          Август предложил Петру союз против Швеции, и Петр, наученный неудачей своих антитурецких планов, не ответил таким отказом, как ответил ранее в Пруссии. Он в принципе согласился на союз. Так, за границу повез он мысль об изгнании из Европы, турок, а из-за границы привез мысль о борьбе со Швецией за Балтийское море.

          soobshhenie o detstve petra 1 6 1
          Юный Петр (немецкая гравюра)

          Что же дало заграничное путешествие?

          Результаты его очень велики: во-первых, оно послужило для сближения Московского государства с Западной Европой, во-вторых, окончательно выработало личность и направление самого Петра.

          Для Петра путешествие было последним актом самообразования. Он желал получить сведения по судостроению, а получил сверх того массу впечатлений, массу знаний.

          Более года Петр пробыл за границей, и, осознав превосходство запада, он решился поднять свое государство путем реформ. По возвращению в Москву 25 августа 1968 года, Петр немедленно начинает реформы. Вначале он начинает с культурных новшеств, а потом чуть позднее проводит реформы государственного устройства

          Начало реформ в России

          За границей в основном сложилась политическая программа Петра.

          Ее конечной целью стало создание регулярного полицейского государства, основанного на всеобщем ему служении, государство понималось как «общее благо». Сам царь считал себя первым слугой отечества, который собственным примером должен был учить подданных. Нетрадиционное поведение Петра, с одной стороны, разрушало веками складывавшийся образ государя как сакральной фигуры, а с другой — вызывало протест у части общества (прежде всего у старообрядцев, которых Петр жестоко преследовал), видевшей в царе антихриста.

          Покончив со стрельцами, Петр вознамерился ослабить власть бояр. Реформы Петра начались с введения иностранного платья и приказа брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства. Так изначально русское общество оказалось разделенным на две неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни.

          В 1699 была также осуществлена реформа календаря. В Амстердаме была создана типография для издания светских книг на русском языке, основан первый русский орден — Св. апостола Андрея Первозванного. Царь поощрял обучение ремеслам, создавал многочисленные мастерские, приобщая русских людей (часто в принудительном порядке) к западному стилю жизни и труда.

          Страна остро нуждалась в собственных квалифицированных кадрах, и поэтому царь распорядился отправить на учебу за границу юношей из знатных семейств. В 1701 в Москве была открыта Навигацкая школа. Началась и реформа городского управления. После смерти в 1700 патриарха Адриана нового патриарха избирать не стали, и Петр создал Монастырский приказ для управления церковным хозяйством.

          Позднее вместо патриарха было создано синодальное правление церковью, сохранявшееся до 1917. Одновременно с первыми преобразованиями интенсивно шла подготовка к войне со Швецией.

          Детство и отрочество Петра (1672–1689)

          (продолжение)

          Таковы были придворные и политические обстоятельства, в которых родился и провел годы детства Петр.

          С началом правления Софьи началось его отрочество. Посмотрим, что мы знаем достоверного о детстве Петра.

          О первых днях жизни царевича сохранилось много любопытных сведений. Его рождение вызвало ряд придворных праздников. Крестили царевича только 29 июня в Чудовом монастыре, и крестным отцом был царевич Федор Алексеевич.

          По древнему обычаю, с новорожденного «сняли меру» и в ее величину написали икону апостола Петра. Новорожденного окружили целым штатом мам и нянь; кормила его кормилица. По некоторым отзывам, Петр с детства был очень крепок физически, «возрастен и красен и крепок телом». Очень рано его стали забавлять игрушки, и эти игрушки почти исключительно имели военный характер.

          По расходным дворцовым книгам мы знаем, что Петру постоянно делали в придворных мастерских и покупали на рынках луки, деревянные ружья и пистолеты, барабаны, игрушечные знамена и т. д. Этим оружием царевич и сам тешился, и вооружал «потешных ребяток», т.

          е. своих сверстников из семей придворной знати, всегда окружавших малолетних царевичей. Если бы царь Алексей жил более, можно было бы ручаться, что Петр получил бы такое же прекрасное, по тому времени, образование, как его брат Федор.

          Но царь Алексей умер, когда Петру не исполнилось и четырех лет. Вот почему Петр остался без правильного образования. Некоторые (И. Е. Забелин) думают, что начало обучения Петра положил еще его отец.

          Такое мнение основывается на том, что 1 декабря 1657 г. начали кого-то учить грамоте в царское семье, как это ясно из книг Тайного приказа. Но в царской семье не начинали учить детей раньше 5 лет, а Петру тогда было только 3,5 года. С другой стороны, первый известный нам учитель Петра, Никита Моисеевич Зотов, был определен к нему уже царем Федором. Поэтому такое мнение о раннем обучении Петра сомнительно. Достовернее, что Петр впервые сел за азбуку под руководством Зотова пяти лет от роду.

          Этого Зотова назначил к Петру его крестный отец, царь Федор, очень любивший своего крестника и брата. Зотов раньше был приказным дьяком и при назначении к Петру подвергся экзамену: читал и писал в присутствии царя и был одобрен как самим царем, так и известным Симеоном Полоцким.

          Детство и отрочество Петра (1672–1689)

          Курс учения в древней Руси начинался азбукой, продолжался чтением и изучением Часослова, Псалтиря, Апостольских деяний и Евангелия. Обучение письму шло позже чтения. Петр начал учиться письму, кажется, в начале 1680 г. и никогда не умел писать порядочным почерком. Кроме письма и чтения Зотов ничему не учил Петра (ошибиться здесь можно только относительно арифметики, которую Петр узнал довольно рано неизвестно от кого).

        • Петр 1 герой или злодей сочинение
        • Петр 1 и наш край сочинение
        • Петр 1 сочинение как личность
        • Петербуржский или петербургский как правильно пишется
        • Петербург и его обитатели в изображении гоголя невский проспект сочинение