Петр 1 и мужик русская народная сказка

Бытовые сказки отличаются от волшебных. в их основе лежат события каждодневной жизни. здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные

Бытовые сказки
отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. «В них, — писал Белинский, — отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве». 1

Одной из бытовых сказок является сказка «Жена-доказчица»
.

Ей присущи все особенности бытовой сказки. Она начинается с зачина: «Жил старик со старухой». Сказка повествует об обычных событиях из жизни крестьян. Сюжет ее быстро развивается. Большое место в сказке отводится диалогам (разговор старухи со стариком, старухи и барина). Герои ее — бытовые персонажи. В ней отражается семейный быт крестьян: герои «крючат» (т. е. снимают) горох в поле, ставят приспособления для рыбной ловли («заезочек»), рыболовные снасти в виде сачка («морду»). Герои окружены бытовыми вещами: старик кладет щуку в «пестерек» (берестяная корзина) и т. д.

В то же время в сказке осуждаются человеческие пороки: болтливость жены старика, которая, найдя клад, всем о нем рассказала; жестокость барина, который приказал выпороть розгами женщину-крестьянку.

В сказке присутствуют элементы необычного: щука в поле, заяц в воде. Но они связаны с реальными действиями старика, который остроумным способом вздумал подшутить над старухою, проучить ее, наказать за болтливость. «Он (старик — А.Ф.) щуку-то взял, заместо ее посадил в морду зайца, а рыбу в поле понес и положил в горох». Старуха всему поверила.

Когда барин стал выпытывать насчет клада, старик хотел умолчать, а его болтливая старуха обо всем рассказала и барину. Она доказывала, что щука была в горохе, заяц в морду попал, а черт с барина шкуру драл. Не случайно сказка называется «Жена-доказчица». И даже тогда, когда ее наказывают розгами: «растянули ее, сердечную, и начали потчевать; она знай себе и под розгами то же сказывает». Барин плюнул и прогнал старика и старуху.

Сказка наказывает и порицает болтливую и упрямую старуху и с сочувствием относится к старику, прославляя находчивость, ум, смекалку. Сказка отражает стихию народной речи.

Бытовые и сатирические русские сказки / Бытовые сказки названия

Бытовые и сатирические русские сказки
имеют в основе события ежедневной жизни людей. Сказки передают быт, в котором участвуют реальные герои: муж и жена, господа и слуги, глупые барыни и сударыни, вор и солдат и конечно хитрый хозяин. Названия в бытовых сказках говорят сами за себя: Каша из топора, барин и мужик, жена спорщица, дочь семилетка, дурак и береза и другие…

Подросткам будут интересны бытовые и сатирические русские сказки («Хорошо, да худо», «Каша из топора», «Неумелая жена»). Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам.

Социально бытовые сказки возникли, по мнению исследователей, в два этапа: бытовые — ранее, с формированием семьи и семейного быта во время разложения родового строя, а социальные — с возникновением классового общества и обострением общественных противоречий в период раннего феодализма, особенно во время разложения крепостного строя и в период капитализма. Бытовые сказки названия сказываются, прежде всего в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы: социальную несправедливость и социальное наказание.

Какие сказки бытовые? В сказке «Барин и плотник» барин приказал слугам избить встречного плотника за то, что сам ехал из деревни Адковой, а плотник шел из деревни Райковой. Плотник узнал, где живет барин, нанялся к нему строить дом (барин не узнал его), позвал в лес выбирать нужные бревна и там с ним расправился. Сюжет о том, как мужик одурачил барина, в разных формах и вариациях весьма популярен в сказках.

Часто дети просят читать одну и ту же сказку помногу раз. Зачастую, они точно помнят детали и не дают родителям отступить от текста ни на шаг. Это естественная особенность психического развития крохи. Поэтому русские сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Самое любимое детское занятие — это слушать сказки. Их можно читать или рассказывать на память, но обязательно нужно объяснять ребенку смысл. Дело в том, что в сказках содержится мудрость поколений предков. Возможно, она хорошо скрыта в некоторых произведениях, но присутствует всегда. Есть несколько различных видов сказок. В этой статье речь пойдет о бытовых.

Что такое бытовая сказка?

Бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта, откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей, то бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема — венчание, свадьба или жизнь после замужества.

Эта разновидность сказок появилась не так давно. Бытовые сказки дети лучше всего воспринимают в возрасте от 2 до 7 лет, так что стоит читать их почаще именно в этот период. Также следует обратить внимание на то, что к определенному возрасту подходят те или иные виды сказок.

716559

Какие бывают виды бытовых сказок?

Следует отметить, что бытовые сказки могут быть результатом как народного творчества, так и отдельных авторов. Так, например, Шарль Перро или Салтыков-Щедрин написали немало сказок в бытовом жанре.

Сказки имеют разделение на 3 подгруппы, которые позволяют более точно определить, что такое бытовая сказка:

  • социально-бытовые («Болтливая старуха», «Шемякин суд»),
  • сатирико-бытовые («Мужик и поп», «Барин и мужик»),
  • волшебно-бытовые («Морозко», «Золушка»).

Однако стоит отметить, что сказки можно разделить лишь условно, ведь одно и то же произведение может содержать в себе разные элементы: и сатиру, и волшебство, и просто быт.

716560

Чему учат бытовые сказки?

Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить свою родину.

Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о том, что в бытовых сказках ярко заметно героев. Причем у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более богатых. Роль бытовой сказки в том, чтобы обличать ложь и показывать именно социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

716561

Волшебные бытовые сказки

Часто жанры сказок могут смешиваться, как например в волшебно-бытовых сказках. В них обычно присутствуют 2 мира, один из которых — реальный, а второй — вымышленный. Так, знаменитое начало «В некотором царстве…» и является главным показателем волшебной сказки. Также помимо фантастического мира здесь присутствуют и наделенные особыми силами, как, например, Кощей или Баба-яга.

Волшебные бытовые сказки могут рассказывать о героях («Василиса Прекрасная»), заблудившихся детях («Двенадцать месяцев») или о людях с определенными способностями («Марья Искусница»). Они всегда начинаются с того, что старшие оставляют младших или сильные оставляют слабых одних, а те, в свою очередь, нарушают строго установленный запрет. Такая форма подачи является наиболее запоминающейся для детей.

В таких сказках обязательно присутствует волшебный добрый помощник или предмет, с помощью которых и одерживается победа над злодеем.

Пожалуй, очень интересны детям сказки волшебные бытовые о животных. В русских сказках часто встречаются домашние животные у злодеев, например, у Бабы-яги. Обычно это коты, которые помогают положительным персонажам спастись. Оно и неудивительно, ведь животных хозяева практически не кормят и уж тем более не ласкают.

716562

Бытовые сказки о животных

Среди прочих разновидностей сказок существуют и сказки о животных. Они могут рассказывать как о простых существах, которые обитают в лесу («Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц» и прочие), так и о волшебных «Конек-горбунок»). Сказка о животных бытовая обязательно предполагает умение этих существ разговаривать и мыслить, как люди. В бытовых сказках о животных они зачастую имеют вполне человеческие проблемы и эмоции, а также условия жизни. По сути, речь идет на самом деле о людях.

Отличительная черта русских сказок о животных — все звери наделены в них особыми, характерными чертами. Так, все знают с детства, что лиса — хитрюга, заяц трудолюбив, а волк жесток.

716564

Бытовые сказки народов России

Невозможно переоценить значение бытовых сказок. Так, каждый народ не только нашей большой России, но и всего мира знает, что такое бытовая сказка, и рассказывает ее детям. Каждый народ имеет свои сказки, однако сюжет их часто повторяется. Тем не менее, благодаря им мы можем узнать больше о культуре другого народа и лучше понять его. Это очень важно в такой как Россия. Когда дети слушают сказки своего народа в раннем возрасте, они гораздо лучше воспринимают именно их, чем зарубежные произведения.

Сказка о богатыре Назнае

Жанры сказок очень разнообразны, поэтому порой для описания героя может отлично подойти и бытовая сказка. Богатырь Назнай и его действия относятся именно к такому случаю.

В этой сказке речь идет о богатыре, который сам не умел ничего, однако смог стать царем. Дело в том, что ему очень везло, и с врагами он расправлялся просто волей случая. Богатырь был настолько непутевым, что его Но он догадался написать на мече о том, что убил 500 человек одним ударом (хотя на самом деле он погубил всего лишь 500 мух). Об этом прознал царь, пригласил богатыря и женил его на своей дочери. Подвигов, по сути, богатырь не совершал, но ему очень везло, и он расправлялся с врагами. Так, он убил змея просто упав на него с дерева во сне, а трех злых богатырей победил, поссорив их: они сами друг друга убили.

В конце сказки, испугавшись и начав раздеваться, Назнай напугал войско нападавших, потому что те подумали, что перед ними Благодаря победе он стал царем. По сути, перед нами бытовая сказка, поскольку геройства в ней нет, только удача. Герой справляется с трудностями благодаря ей и своей смекалке.

5 названий бытовых русских народных сказок и получил лучший ответ

Ответ от [Леночка][гуру]
Выбирайте:
Каша из топора
Федул и Меланья
Барин и собака
Барин и мужик
Добрый поп
Барин-кузнец
Горшок
Дочь-семилетка
Дурак и береза
Жена-спорщица
Заяц
Иванушка-дурачок
Как поп работницу нанимал
Лутонюшка
Наговорная водица
Не любо — не слушай
Петухан Куриханыч
Похороны козла
Про нужду
Солдатская шинель
Три калача и одна баранка
Хорошо, да худо
Чего на свете не бывает
Докучные сказки

Ответ от Їерный Тракторист
[гуру]
Так пять или шесть? О_о Репка, Колобок, По щучьему велению.. . Так навскидку больше ничего не приходит. Вопрос: 3 медведя и Маша и медведь — это БЫТОВЫЕ сказки, или нет?
А, еще вспомнил: как барину мужик гуся делил. Только точного названия не помню…

Ответ от А.УМАРОВ
[гуру]
курочка Ряба, колобок, репка, маша и медведь, лиса и волк, лиса и журавль

Ответ от сергей афанасьев
[активный]
Колобок
Зайкина избушка
Лисичка-сестричка и волк
За лапоток — курочку, за курочку — гусочку
Лиса-повитуха
Лиса, заяц и петух
Мизгирь
Звери в яме
Маша и медведь
Теремок
Лиса-исповедница
Мужик, медведь и лиса
Овца, лиса и волк
Нет козы с орехами
Волк и козлята
Кот — серый лоб, козел да баран
Лиса и тетерев
Лиса и журавль
Лиса и рак
Лиса и кувшин
Лиса и козёл
Зимовье зверей
Кот и Лиса
Кот, петух и лиса
Яичко (Курочка Ряба)
Лев, щука и человек
Война грибов
Бобовое зернышко
Журавль и цапля
О щуке зубастой
Волшебные сказки
Солнце, Месяц и Ворон Воронович
Пёрышко Финиста ясна сокола
Сума, дай ума!
Дочь и падчерица
Крошечка -Хаврошечка
Ведьма и Солнцева сестра
Царевна-лягушка
Королевич и его дядька
Морозко
Снегурочка
Василиса Прекрасная
Баба-яга
Баба-яга и Заморышек
Терешечка
Гуси-лебеди
Три царства — медное, серебряное и золотое
Правда и Кривда
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Кузьма Скоробогатый
По щучьему веленью
Сказка о молодильных яблоках и живой воде
Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
Мальчик с пальчик
Чивы, чивы, чивычок…
Иван — коровий сын
Иван-царевич и серый волк
Сивка-бурка
Морской царь и Василиса Премудрая
Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче
Иван — крестьянский сын и чудо-юдо
Марья Моревна
Волшебное кольцо
Окаменелое царство
Заколдованная королевна
Хрустальная гора
Белая уточка
Вещий сон
Волшебная дудочка
Глиняный парень
Горе
Клад
Лихо одноглазое
Никита Кожемяка
Ночные пляски
Петух и жерновцы
Птичий язык
Семь Симеонов
Солдат и черт
Хитрая наука
Черт-заимодавец
Чудесная рубашка
Шабарша
Волшебный конь
Бытовые сказки
Каша из топора
Федул и Меланья
Барин и собака
Барин и мужик
Добрый поп
Барин-кузнец
Горшок
Дочь-семилетка
Дурак и береза
Жена-спорщица
Заяц
Иванушка-дурачок
Как поп работницу нанимал
Лутонюшка
Наговорная водица
Не любо — не слушай
Петухан Куриханыч
Похороны козла
Про нужду
Солдатская шинель
Три калача и одна баранка
Хорошо, да худо
Чего на свете не бывает -вроде всё

Ответ от Artem michailin
[новичек]
Каша из топора

Ответ от Ёергей Старых
[активный]
каша из топора

Ответ от Игорь Шведов
[новичек]
спасибо

Ответ от Наталья Соломеина
[новичек]
пасибо

Ответ от Просто Милашка
[новичек]
Бытовые:
1.Про нужду
2.Солдатская шинель
3.Три калача и одна баранка
4.Хорошо, да худо
5.Не любо — не слушай
6.Петухан Куриханыч
7.Чего на свете не бывает
8.Докучные сказки
9.Каша из топора
10.Федул и Меланья
11.Барин и собака
12. Барин и мужик
13. Добрый поп
14.Барин-кузнец
15.Горшок
16. Дочь-семилетка
17. Дурак и береза
18. Жена-спорщица
19.Заяц

Ответ от Ольга Иванова
[новичек]
Спасибо

Ответ от Алла Чеснокова
[активный]
cgfcb,j

Ответ от Ольга Мартыненко
[новичек]
Ямщик и купец
Щука с хреном
Шесть братьев — все Агафоны
Шемякин суд
Шел солдат домой
Что на базар везешь?
Что дальше слышно
Чистота, благодать и красота
Черт-заимодавец
Чего на свете не бывает
Церковная служба
Царь, старик и бояре
Царь Иван и лапотник
Худая жена
Хорошо, да худо
Хлыст и Подлыгало
Фомка — шут
Фома и Ерема
Фома Беренников
Федул и Меланья
Умный работник
Удалой батрак
У одной бабы был муж глухой
У мужика в сенях висел кусок сала
Три калача и одна баранка
Топанье и ляганье
Тини-тини, потягивай…
Суд
Стоит река — вся из молока, берега — из киселя
Старухина молитва
Сосватанные дети
Солдатская школа
Солдатская шинель
Солдатская загадка
Солдат-сказочник
Солдат и царь в лесу
Солдат и сало
Солдат и пельмени
Сказка о богатыре Голе Воянском
Сердитая барыня
Свинья на свадьбе
Сапожник на небе
Самоцветный камень
Рыбацкая и охотничья байки
Рифмы
Репка
Репа и мед
Репа
Разговор
Про одного солдата
Про нужду
Про мужика-бедняка
Пришли вятские в Москву
Присказка
Привычки
Похороны козла
Посуленная половина
Поповские увёртки
Попова корова
Поп Пахом
Поп на том свете
Поп на празднике
Поп и работник
Поп и мальчик
Поп и дьякон
Помещик и староста
Повез мужик в город три четверти ржи продавать
По копейке блестка
Плотник и клин
Пётр 1 и мужик
Петухан Куриханыч
Охотник и его жена
Оклеветанная купеческая дочь
Одна глупая баба
О цыгане
О поселянине и медведице
Ночь на Ивана Купалу
Неумелая жена
Неразгаданная загадка
Неграмотная деревня
Наставление отца
Наговорная водица
Набитый дурак
Мужицкий кафтан
Мужик и поп
Мужик и медведь (Вершки и корешки)
Мужик и заяц
Муж и жена
Морока
Мизгирь
Мена
Лиса и дрозд
Лень да Отеть
Ленивая жена
Лгало и Подлыгало
Купил мужик гуся к празднику и повесил в сенях
Куда, миленький, снаряжаешься?
Кому будет лучше в судный день
Коли утонешь
Кобылье яйцо
Каша из топора
Какофей
Как старуха нашла лапоть
Как старик домовничал
Как поп работницу нанимал
Как мужик гусей делил
Как муж отучил жену от сказок
Как муж дома хозяйничал
Как Иван-дурак дверь стерёг
Как дьякона мёдом угощали
Как дела в Ростове?
Как барин овцу купил
Извозчик и лошадь
Иван грозный и вор
Знахарь
Заяц
Загадки
Завещание
За дурной головой — ногам работа
Жена-спорщица
Жена-доказчица
Дурак и береза
Думы
Дочь-семилетка
Дочь и падчерица
Дорогой обед
Дорогая кожа
Дока на доку
Догада
Добрый поп
Дедушка и внучек
Две старухи и архиерей
Два приятеля
Два Ивана — солдатских сына
Два вора
Давно было…
Государь Сидор Карпович
Горшок
Горшечник
Горшеня
Глупый мужик
Глупый жених
Глупая барыня
Выдали девку замуж
Воры и судья
Ворона и рак
Вороватый мужик
Волшебный кафтан
Вещий дуб
В одном селе жил-был старик
Был в одной помещичьей деревне управляющий-немец
Брито — стрижено
Брат и сестра
Большой дом из одного кирпичика
Болтливая баба
Беспамятный зять
Беззаботный монастырь
Беззаботная жена
Безграмотная деревня
Бедный барин и слуга
Батюшка, отпусти!
Барские гуси
Барин-кузнец
Барин лает в церкви
Барин и староста
Барин и собака
Барин и мужик
Барин и гусак
Барин — слуга
Баба и два солдата
Афонька! Где был-побывал?..

Крестникова Марина

Русские народные бытовые сказки, их роль в развитии детей дошкольного возраста

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ БЫТОВЫЕ СКАЗКИ

Детская литера

ВВЕДЕНИЕ

Народная сказка
входит в жизнь ребёнка очень рано и остаётся с ним на протяжении всего детства, а потому трудно переоценить её влияние на развивающуюся личность
. Популярность этого жанра у детей
объясняется её характерными особенностями.

Во-первых, сказка
предлагает перенестись в вымышленный мир
: именно так воспринимают всё, что происходит в сказке и рассказчик
, и слушатель. Это значит, что в сказке возможно всё
, что невозможно в реальности — чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения. Поэтому сказка
отвечает детской склонности к фантазии и вере в чудеса.

Но самая большая ценность сказки
— это непременное торжество добра и справедливости в финале. Мир сказки — это идеальный мир
, образ которого живёт в душе не только ребёнка, но и взрослого. Однако, как уже отмечалось, ребёнок склонен видеть реальность в светлых тонах, а потому сказочный
взгляд на мир ему необычайно близок.

Бытовая сказка
представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта
, откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей
, то бытовые народные сказки
содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки — это не богатырь
, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема — венчание, свадьба или жизнь после замужества.

Эта разновидность сказок
появилась не так давно. Бытовые сказки
дети лучше всего воспринимают в возрасте от 2 до 7 лет
, так что стоит читать их почаще именно в этот период. Также следует обратить внимание на то, что к определенному возрасту
подходят те или иные виды сказок
.

1. Виды сказок

Следует отметить, что бытовые сказки
могут быть результатом как народного творчества
, так и отдельных авторов. Так, например, Шарль Перро или Салтыков-Щедрин написали немало сказок в бытовом жанре
.

Сказки
имеют разделение на 3 подгруппы, которые позволяют более точно определить, что такое бытовая сказка
:

социально-бытовые
(«Болтливая старуха», «Шемякин суд»,

сатирико-бытовые
(«Мужик и поп», «Барин и мужик»,

волшебно-бытовые
(«Морозко», «Золушка»)
.

Однако стоит отметить, что сказки
можно разделить лишь условно,ведь одно и то же произведение может содержать в себе разные элементы
: и сатиру, и волшебство, и просто быт.

Чему учат бытовые сказки
?

Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того
, чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка
, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить свою родину. Бытовые сказки
обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают
, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках
с негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о том, что в бытовых сказках
ярко заметно социальное неравенство героев. Причем у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более богатых. Роль бытовой сказки в том
, чтобы обличать ложь и показывать именно социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

Сказка
всем своим содержанием утверждала
: кто работает, тот и должен обладать богатством. Интересно, что, разбогатев,мужик не перестает трудиться
: сказка
не представляет своего героя вне трудовой деятельности.

Осмеянию в социально-бытовых сказках
, как в „Сказке о Ерше Ершовиче
«, „Вороне», подверглось судопроизводство средневековой Руси и даже сам царь. Неразумность; несправедливость решений суда народ
объяснял глупостью судей, взяточничеством, но в сказках
он как бы восстанавливал справедливость. Ненаказанным уходит бедняк от суда Шемяки („Шемякин суд», отбивается благодаря смекалке своей дочери от неправедного суда воеводы мужик, отгадывающий загадки лучше, чем его недалекий, но богатый брат („Семилетка», и т. д.

Во всем этом сказывался оптимизм народа
, его вера в возможность мира и согласия в обществе и семье, его мечты о счастливом будущем. Довольно долго связывал народ
утверждение на земле справедливости с именем царя. Считалось, что царя окружают нечестные, тщеславные, глупые бояре и приближенные. В сказках они высмеиваются
, высмеиваются зло и остро (например, в сказках „Горшеня
«, „Елевы шишки», царь же изображается мудрым человеком, наказывающим глупцов и награждающим умного мужика. Но в сказке „Царь и портной
» царь показан уже таким же,как и его приближенные
: презирающим простого человека, глуповатым и смешным.

2. Система образов бытовых сказок

Так называемые бытовые сказки — это сказки
, в которых отражается народный
быт и повседневная жизнь, реальная действительность, без всяких чудес, без всякого волшебства.

Бытовые сказки
— это самые настоящие сатирические народные произведения
.

Сатира заключается в явно выраженной насмешке над жадностью, скупостью, глупостью людей, большей частью богатеев.

Высмеиваются эти качества у барина, купца, попа, даже самого царя не жалеют.

С детства всем знаком герой бытовых сказок Иванушка-дурачок
.

Даже в названиях многих сказок фигурирует это имя
: «Сказка про Ивана-дурака
«, «Иванушка-дурачок», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Как Иван-дурак дверь стерег».

Обычно этот герой всеми презирается, вернее сказать
, презирается теми, кто считает его глупым, неразумным среди них, «разумных». А на деле этот простодушный дурачок оказывается едва ли не единственным разумным существом.

Он вовсе не глуп, а просто наивен, добродушен, бескорыстен. Вот вокруг него люди обманывают друг друга, хитрят, жадничают, хотят нажить богатство всеми способами, тешат свое самолюбие, а Иванушка лежит себе на печи, мечтает, он рад бывает немногому — красной рубахе да доброму слову. И счастье — то приходит к нему, а не к тем, кто стремился к богатству, к высокому чину. Дурачок женится на какой-нибудь красавице-царевне, сам становится красавцем писаным.

В бытовых сказках
бескорыстие берет верх над жадностью, скупостью, ум и смекалка — над глупостью, настоящая честь — над спесью.

И в этом глубокий смысл таких сказок
.

Конечно, героями таких сказок
, кроме Иванушки, являются обычные мужики, старик со старухой, братья, работник, крестьянин, солдат.

Вот, например, сказки о служивом
: «Каша из топора», «Солдатская шинель», «Солдат и чёрт», «Солдатская школа».

У русского народа очень много сказок
, не раз выпускались сборники сказок русских
.

Привести весь список даже только бытовых
нет никакой возможности.

Многим людям с детства помнятся такие сказки
,например
: «Горшеня», «Лутонюшка», «Горе», «Соль», «Чего на свете не бывает», «Добрый поп», «Репка», «Спрятанный клад», «Мудрый слуга».

Во всех сказках веселая шутка
, ироническая шутка переплетается, перемежается с серьезными оценками дел людских.

3. Жанровые особенности сказки

Детское сознание, которое проходит первые этапы своего формирования именно благодаря восприятию реалистичных рассказов
, намного восприимчивее взрослого. И, несмотря на то, что само понятие сказки
существует уже несколько сотен лет, малыши получают свои первые знания в этой жизни, как и много веков назад, именно благодаря таким рассказам
.

Самые распространенные русские народные бытовые сказки
учат малышей правильно воспринимать жизненные ценности, а также учат верить, любить. Сказки дают понимание того
, что добро всегда рядом, а чудеса могут происходить с нами каждый день и в реальном мире.

Зачастую в сюжетах бытовых сказок разных народов
встречаются как добрые, так и злые персонажи. Конечно, добро всегда побеждает, несмотря на все превратности судеб героев. И такая закономерность неслучайна. Ведь именно такое восприятие развитие сказочного
сюжета помогает ребенку стремиться к лучшему, и совершать добрые поступки в реальной жизни.

А вот жизненные испытания, которые судьба подкидывает персонажам бытовых сказок
, учат малышей смирению и терпению. Но при этом очень важно, чтобы название и сюжет сказки
смогли донести до сознания ребенка то, что счастливый конец обязательно наступит, стоит только чуточку постараться.

Конечно, бытовые сказки
далеки от жанра фентэзи, но волшебство в них тоже есть. Ведь когда ситуация, в которую попадают персонажи, оказывается безнадежной, обязательно появляется ее решение. Такие чудеса дают малышу не только подсознательное ощущение защищенности, но и стимулируют его любознательность и самостоятельное развитие
.

Бытовая
(сатирическая)
сказка
наиболее близка к повседневной жизни и, даже не обязательно, вктючает в себя чудеса. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто,четко выражается оценка
: что безнравственно, что достойно осмеяния и т. п. Даже когда кажется, что герои просто валяют дурака, потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека.

Постоянными героями сатирических сказок выступают
«простые»
бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым»
— богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки
здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников — лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.

Бытовая сатирическая сказка
веками впитывала в себя характерные черты жизни народа
и его отношения к власть предержащим, в частности к судьям, чиновникам.

В бытовых сказках
появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.

Порой в сказку
вводится такой специфический элемент детского фольклора, как перевертыш. При этом возникает смещение реального смысла, побуждающее ребенка к правильной расстановке предметов и явлений. В сказке
перевертыш укрупняется, вырастает до эпизода, составляет уже часть содержания. Смещение и преувеличение, гиперболизация явлений дают малышу возможность и посмеяться, и подумать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сказка
— один из интереснейших жанров устного творчества. Борьба добра со злом, вера в торжество справедливости, светлое будущее — все это нашло свое отражение в народных бытовых сказках
.

Бытовые сказки кратки
. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро
, повторений эпизодов нет, события в них можно определить как нелепые, смешные и странные. В этих сказках широко развит комизм
, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. Также в них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникин В. П. Русская народная сказка/В
. П. Аникин – М.
: Просвещение, 1977 – 430с.

2. Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ. Под ред. Е. Е. Зубаревой — М.
: Просвещение, 1989 –398с.

3. Никифоров А. И. Сказка
, её бытование и носители/А
. И. Никифоров – М.
: Просвещение, 1930 – 105с.

4. Пастернак Н. Сказки
нужны ребенку как воздух/ Дошкольное образование
. — № 8-2008. -23-35с.

5. Пропп В. Я. Русская сказка/ В
. Я. Пропп – Л.
: Лениздат, 1984 –263с.

6. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки/ В
. Я.

7. Пропп – Л.
: Лениздат, 1986 – 415с.

8. Юдин Ю. Дурак, шут, вор и черт (исторические корни бытовой сказки
)
. Изд.
: Лабиринт-К, 2006-336с

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 января 2017; проверки требуют 43 правки.

В некотором царстве…
В некотором царстве (кадр из мультфильма).png
Тип мультфильма рисованный
Жанр сказка
Режиссёр Иван Иванов-Вано,
Михаил Ботов
Автор сценария Николай Эрдман
Художник-постановщик Перч Саркисян
Роли озвучивали Серафим Аникеев,
Вера Орлова,
Мария Бабанова,
Владимир Гуляев,
Георгий Вицин,
Лев Потёмкин,
Григорий Шпигель,
Георгий Милляр
Композитор Юрий Никольский
Мультипликаторы Борис Дёжкин,
Геннадий Новожилов,
Борис Бутаков,
Лидия Резцова,
Вадим Долгих,
Вячеслав Котёночкин,
Фёдор Хитрук,
Константин Чикин,
Владимир Крумин,
Виктор Лихачёв,
Роман Качанов,
Владимир Пекарь,
Елена Хлудова
Оператор Михаил Друян
Звукооператор Георгий Мартынюк
Студия «Союзмультфильм»
Страна Петр 1 и мужик русская народная сказка СССР
Язык русский
Длительность 30 мин. 6 сек.
Премьера 22 февраля 1957 года
IMDb ID 1070879
BCdb подробнее
Аниматор.ру ID 1996

«В некотором царстве…» — советский рисованный мультфильм, который создали в 1957 году режиссёры Иван Иванов-Вано и Михаил Ботов на киностудии «Союзмультфильм» по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью».

Сюжет[править | править код]

В деревенской избе жил Емеля вместе со своей престарелой матерью. Однажды он отправился к проруби за водой, и ему попалась щука. Она попросила отпустить её к деткам, и Емеля выпустил щуку обратно в речку. За это она пообещала исполнять любые его желания. Достаточно сказать: «По щучьему велению, по моему хотению!»

А в это время в царском дворце царь Горох сообщил своей дочери, Марье-царевне, о готовящейся свадьбе. Тогда к царю приезжал заморский принц, чтобы посвататься за его дочь. Тем временем упросила мать как раз Емелю поехать в лес за дровами, и последний согласился сделать это. Поэтому он, прошептав «По щучьему велению, по моему хотению!», на санях поехал за дровами. Но, по случайности, он по дороге не только удивил и распугал прохожих, снёс крышу с чужой избы, но также наехал на карету, в которой находились принц и его советник, и те даже не услышали его предупреждение «Берегись!».

Карета вместе со всеми пассажирами и экипажем опрокинулась на землю. Но когда принц начал обрушиваться, ругаясь из-за Емели, последний уже давно уехал. Прибыв к царю, принц дождался встречи с царевной, и тогда начался танец.

В то время Емеля нашёл в санях случайно выпавший из кареты принца портрет прекрасной царевны и пожелал, чтобы она обязательно полюбила его. Последняя же упала в обморок и, начав свою работу, любила уже другого. За это царь посадил её в башню до тех пор, пока та не признается, кому именно она покорна. После этого он узнал об обидчике принца и велел своему главному генералу привести Емелю во дворец, пригрозив за неподчинение лишить не только медалей, но и головы. Прибыл генерал к Емеле и приказал отправляться к царю, но по волшебству барабанные палочки его барабанщика стали бить его (то есть генерала) по голове.

Вылетев из дома, генерал велел барабанщику заставить Емелю выполнить царский приказ, или тот останется не только без барабана, но и без головы. Пожалел Емеля барабанщика и приехал на самоходной печи к дворцу. Царь разгневался и велел посадить Емелю в башню, но та уже была занята Марьей-царевной. Тогда царь приказал Марье спуститься и выйти к тому, кого она любит. Но каково было удивление царя, когда он увидел, что его дочь выбрала крестьянского сына, а не заморского принца!

Из-за этого принц обиделся, уехал, объявив войну государству, и приказал своим солдатам нападать. Но Емеля, благодаря заклинанию, победил всё вражеское войско. Потом царь спасся бегством, а Емеля и Марья-царевна зажили счастливой жизнью.

Создатели[править | править код]

  • Сценарий Николая Эрдмана
  • Режиссёр-постановщик: Иван Иванов-Вано
  • Режиссёр: Михаил Ботов
  • Художник-постановщик: Перч Саркисян
  • Ассистенты художника: Гелий Аркадьев, Светозар Русаков, Лидия Модель
  • Композитор: Юрий Никольский
  • Оператор: Михаил Друян
  • Звукооператор: Георгий Мартынюк
  • Художники-мультипликаторы:
    • Борис Дёжкин
    • Геннадий Новожилов
    • Борис Бутаков
    • Лидия Резцова
    • Вадим Долгих
    • Вячеслав Котёночкин
    • Фёдор Хитрук
    • Константин Чикин
    • Владимир Крумин
    • Виктор Лихачёв
    • Роман Качанов
    • Владимир Пекарь
    • Елена Хлудова
  • Художники-декораторы:
    • Ирина Кускова
    • Дмитрий Анпилов
    • Ольга Геммерлинг (в титрах как «О. Гемерлинг»)
    • Пётр Коробаев
    • Константин Малышев
  • Ассистенты режиссёра: Е. Туранова, Галина Любарская
  • Монтажёр: А. Фирсова
  • Роли озвучивали:
    • Серафим Аникеев — царь Горох
    • Вера Орлова — Марья-царевна
    • Мария Бабанова — щука
    • Владимир Гуляев — Емеля
    • Георгий Вицин — заморский принц / дьяк
    • Лев Потёмкин — генерал
    • Григорий Шпигель — советник заморского принца
    • Георгий Милляр — барабанщик

Награды[править | править код]

  • 1958 — Первая премия за лучший анимационный фильм — XI МКФ в Карловых Варах.
  • 1958 — Первая премия по разделу мультипликационных фильмов — ВКФ.

Режиссёр Иван Иванов-Вано удостоен:

  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1970) — за мультипликационные фильмы «В некотором царстве» (1957), «Левша» (1964), «Времена года» (1969)[1].

Видео[править | править код]

В начале 1990-х годов мультфильм выпущен на видеокассете в системе PAL кинообъединением «Крупный план». К середине 1990-х годов мультфильм выпускался в VHS-сборнике лучших советских мультфильмов Studio PRO Video. В 2002 году перевыпущен на VHS и DVD студией «Союз видео» в сборнике мультфильмов «Русские сказки». Отреставрированная версия мультфильма выпущена на DVD изданием «Крупный план» в сборнике мультфильмов «Русские народные сказки»[2].

Литература[править | править код]

  • Фильмы-сказки. Сценарии рисованных фильмов. Выпуск 5. — М.: Искусство, 1958. — 290 с.: Н. Эрдман «Сказка про Емелю и Марью-царевну» («В некотором царстве»), стр. 213.

См. также[править | править код]

  • «По щучьему веленью» (1938) — чёрно-белый художественный фильм режиссёра Александра Роу.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Логотип YouTube «В некотором царстве…»
  • «В некотором царстве» на «Аниматор.ру»
  • «В некотором царстве» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • «В некотором царстве» (англ.) на сайте Big Cartoon DataBase
Номер Автор Название Скачать
1 Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Каша из топора», «Гуси — лебеди», «Царевна -лягушка» и другие. icon download
2 Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» icon download
3 Шарль Перро «Кот в сапогах» icon download
4 А.С. Пушкин Cказки icon download
5 И. А. Крылов «Стрекоза и муравей», «Лебедь, Щука и Рак», «Ворона и лисица» icon download
6 А.П. Гайдар «Чук и Гек» icon download
7 Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот» icon download
8 Н.Н. Носов Рассказы icon download
9 Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» icon download
10 В.Ю.  Драгунский «Денискины рассказы» icon download
11 В.В. Бианки «Аришка — трусишка», «Как муравьишка домой добирался» icon download
12 Г.Б. Остер «Вредные советы», «Зарядка для хвоста» icon download
13 К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, А.Л. Барто, Я.Л. Аким Стихи icon download
14 В.И. Даль «Девочка — Снегурочка» icon download

Мифы и легенды

Русская литература 19 века

Басни

Рассказы

Театр и драма

Номер Автор Название Скачать
1 Т.Г. Габбе «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах» icon download
2 В. Железников “Чучело”, “Чудак из 6″Б””, “Путешествие с багажом” icon download
3 Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан» icon download
4 К. Булычёв «Сто лет тому вперёд», «Второгодники», «Лиловый шар», «Приключения чародея» icon download
5 А. Беляев «Человек-амфибия», «Остров погибших кораблей» icon download
6 А. Гайдар «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда» icon download
7 А. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица» icon download
8 Д. Дефо «Робинзон Крузо» icon download
9 Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» icon download
10 Дж. Ф. Купер «Зверобой», «Пионеры», «Последний из могикан» icon download
11 В. Каверин «Два капитана» icon download

Обязательная литература

Номер Автор Название Скачать
1 И. Крылова Басни: “Волк и Ягненок”, “Квартет”, “Волк на псарне”, “Демьянова уха”, “Стрекоза и Муравей” icon download
2 Русские народные сказки: “Сказка о Василисе Золотой Косе, Непокрытой Красе и об Иване Горохе”, “Марья Моревна”, “Иван Быкович” icon download
3 Леся Украинка “Вила-посестра” icon download
4 Н. Островский “Снегурочка” icon download
5 Русские былины: “Волх Всеславьевич”, “Добрыня и змей”, “Исцеление Ильи Муромца”, “Святогор и Илья Муромец”, “Илья и Соловей-разбойник”, “Садко” icon download
6 М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” icon download
7 А.С. Пушкин “Дубровский” icon download
8 В.Г. Короленко “Дети подземелья” icon download
9 Г.Х. Андерсен “Снежная королева” icon download
10 Е.Л. Шварц “Снежная королева” icon download
11 Песнь о Роланде icon download

Из Древнерусской литературы

Из грузинской литературы

Литература для внеклассного чтения 

Детям о детях

Приключения и фантастика

Список художественной литературы на лето

Список книг для летнего чтения

Номер Автор Название Скачать
1 А. С. Пушкин «Медный всадник», «Полтава», «Борис Годунов» icon download
2 М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Тарас Бульба Калашникова» icon download
3 Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» icon download
4 И.С. Тургенев «Бирюк» icon download
5 Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество» icon download
6 М. Горький «Детство», «В людях», «Старуха Изергиль» icon download
7 Л. Андреев «Кусака» icon download
8 А. Платонов «Юшка» icon download
9 Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» icon download
10 В. Скотт «Айвенго» icon download
11 Р. Стивенсон «Чёрная стрела» icon download
12 М. Твен «Янки при дворе короля Артура», «Принц и нищий» icon download
13 М. Рид «Всадник без головы» icon download
14 О.Генри «Дары волхвов» icon download
15 Р. Брэдбери «Каникулы», «Ржавчина» (и др. рассказы) icon download
16 Братья Стругацкие «Стажёры», «Полдень, XXII век» icon download
17 Дж. Р. Р. Толкин «Властелин колец» icon download
18 А. Рыбаков «Кортик», «Выстрел», «Бронзовая птица» icon download
19 Р. Погодин «Сколько стоит долг» (и др.) icon download
20 Ю.Сотник Машка Самбо и Заноза icon download
21 А. Беляев Человек-амфибия icon download
22 Ж. Верн «Дети капитана Гранта» icon download
23 Д. Гринвуд  «Маленький оборвыш» icon download
24 М. Додж «Серебряные коньки» icon download
25 Дж. Лондон «На берегах Сакраменто» icon download

Список художественных текстов для летнего чтения

Русская литература

Литература эпохи Возрождения

Номер Автор Название Скачать
1 Сервантес «Дон Кихот» icon download

Литература XVII века

Номер Автор Название Скачать
1 Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве» icon download

Литература XVIII в. Эпоха Просвещения

Список литературы для летнего чтения (Программа Кудиной Г. Н., Новлянской З.Н.)

Зарубежная литература

Русская литература

Список рекомендуемой литературы для внеклассного чтения

Список литературы для летнего чтения

Список рекомендуемой литературы для внеклассного чтения

Русская классика

Зарубежная литература

Список литературы для летнего чтения

Список рекомендуемой литературы для внеклассного чтения

Номер Автор Название Скачать
1 А.П. Чехов Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»; рассказ «Ионыч»; пьеса «Вишневый сад» icon download
2 И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Легкое дыхание» icon download
3 А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет» icon download
4 В.Г. Короленко «Чудная», «Река играет», «Без языка» icon download
5 А. Блок Поэма «Двенадцать» icon download
6 А. Ахматова Поэма «Реквием» icon download
7 Л. Андреев Рассказы «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Февейского», «Стена», «Бездна» icon download
8 М. Горький Ранние рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра», «Коновалов».

Пьеса «На дне». Литературные портреты «Лев Толстой», «А.П. Чехов».

icon download
9 А. Серафимович «Чапаев» icon download
10 Д. Фурманов «Горячие гильзы» icon download
11 И. Бабель  «Конармия» icon download
12 А. Фадеев «Разгром» icon download
13 М.А. Булгаков Роман «Мастер и Маргарита» icon download
14 А.А. Платонов «Усомнившийся Макар», «Сокровенный человек», «Котлован» icon download
15 А.Н. Толстой «Петр Первый» icon download
16 М.А. Шолохов роман-эпопея «Тихий Дон» icon download
17 Б. Васильев «А зори здесь тихие» icon download
18 В. Быков «Обелиск», «Сотников» icon download
19 Ю. Бондарев «Горячий снег» icon download
20 В. Распутин «Живи и помни» icon download
21 Б.Л. Пастернак роман «Доктор Живаго» icon download
22 А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» icon download
23 В. Шукшин Рассказы по выбору учителя icon download
24 В.П. Астафьев «Печальный детектив», «Царь-рыба» icon download
25 В.Г. Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой» icon download
25 В.В. Набоков «Другие берега», «Дар» (по выбору учителя) icon download

Библиографическое описание:


Коваленко, А. П. Организация работы по гендерному воспитанию дошкольников (формирование качеств женственности у девочек среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы) / А. П. Коваленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 367-368. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86930/ (дата обращения: 29.12.2021).



Многими педагогами, психологами, учеными справедливо подчеркивается, что мужчину в мальчике и женщину в девочке нужно воспитывать с раннего детства и на протяжении всего дошкольного детства. Развитие ребенка с первых дней жизни — это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают волю, способность управлять стремлениями и желаниями. Гурович Л. М, Береговая Л. Б, Логинова В. утверждают, что полоролевые модели поведения детей успешно формируются в художественной литературе. По их мнению, именно из художественной литературы дети перенимают образцы поведения, соответствующие их полу. Для того, чтобы девочки росли женственными, необходимо уделять особое внимание воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов. Закладываются и формируются данные качества в процессе ознакомления с художественной литературой, во время режимных моментов, в игровой деятельности, во время НОД, именно благодаря целенаправленной и систематической работе мы можем развить в детях данные качества женственности.

Проблема гендерного воспитания в условиях ДОУ актуальна на сегодняшний день. В современной образовательной ситуации существует противоречие между необходимостью осуществлять гендерный подход в воспитании детей и недостаточностью условий, необходимых для её реализации. В современной дошкольной педагогике теория гендерного подхода недостаточно разработана, нет определённой методики.

В настоящее время, в детских садах отсутствует слаженная система работы по гендерному воспитанию, в связи с этим дети часто конфликтуют, девочки часто выбирают в партнеры по игре мальчиков, игры носят агрессивный характер. Девочки не проявляют интереса к таким играм как «Дочки-матери», где они могли бы проявлять свои женские качества такие как доброта, заботливость, нежность.

Гендерное воспитание в ДОУ важно осуществлять с позиции системного подхода, призванного в комплексе решать, как социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Все это ложится на плечи педагогов и родителей. В соответствии с ФГОС ДО, воспитание детей происходит в триаде, и родители являются неотъемлемыми участниками образовательных отношений.

Основная цель, которую мы ставим в своей работе — это создание условий, обеспечивающих становление полоролевого поведения мальчиков и девочек.

В соответствии с целью нашей работы мы поставили следующие задачи:

  1. Формирование у девочек среднего дошкольного возраста соответствующих представлений по проблемам пола и взаимодействия между мальчиками и девочками.
  2. Развитие проявлений женственности во взаимодействии с другими детьми и в поведении.
  3. Развитие качеств женственности посредством художественной литературы.
  4. Повышение родительской компетентности в вопросах гендерного воспитания.
  5. Просвещение педагогов в вопросах организации работы с девочками и мальчиками в условиях ДОУ.

Исходя из поставленных задач, мы выстроили следующую систему работы:

  1. Организация работы с педагогическими работниками (просвещение педагогов по вопросам гендерных различий мальчиков и девочек).
  2. Создание развивающей предметно-пространственной среды (В соответствии с требованиями ФГОС ДО).
  3. Организация работы с родителями по направлению гендерное воспитание дошкольников.

Для работы в направлении гендерного воспитания и социализации дошкольников нами была подобрана художественная литература (в частности сказки, рекомендованная для дошкольников 4–5 лет) такие как:

Л. Воронкова

«Как Аленка разбила зеркало»

Ш. Перро

«Красная шапочка»

Русская народная сказка

«Привередница»


«Мальчики и девочки — будущие мужчины и женщины»

Русские народные сказки

«Жихарка»

,

«Мужик и медведь»

,

Русские народные сказки

«Гуси — лебеди»

,

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

,

В. Осеева

«Волшебная иголочка»


«Мужской и женский труд»

С. Михалков

Русская народная сказка

«Снегурочка»

,


«Мальчики и девочки — будущее мамы и папы»

А. К. Вестли и др.

Также проведены следующие мероприятия с педагогами, детьми и их родителями:

– Консультация с педагогами «Учет гендерных особенностей в воспитании девочек и мальчиков»

– Круглый стол «Мир девочек, мир мальчиков»

– Оформление стенда для родителей «Читаем сказки девочкам»

– Консультация для родителей «Девочки и мальчики. Особенности воспитания»

– Пополнение РППС сказками, рассказами (примеры приведены выше).

– Чтение с детьми русских народных сказок, рассказов, содержащих образы мужчин и женщин.

– моделирование подарка для мальчиков, для девочек.

– Беседы «Какой должна быть девочка? Мальчик?»

– Игровые ситуации «Уложим спать малыша» и др.

Проведенная нами работа, способствовала положительным результатам таким как:

– Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания девочек и мальчиков.

– Совершенствование культуры поведения девочек (девочки начали решать конфликты мирно, проявляя доброе отношение к другому ребенку, девочки начали проявлять интерес к русским народным сказкам, девочки проявляют доброжелательное отношение к мальчикам).

Таким образом, можно сделать вывод, что наша целенаправленная работа оказалась эффективной, созданные условия приносят положительный результат. Гендерное воспитание и дальше остается одним из приоритетных направлений в воспитании детей в нашем учреждении.

Литература:

  1. Абраширова А. В. Полоролевое воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2009. — № 4. — с. 12–16.
  2. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. Серия «Мастера психологии» [Текст] / Ю. П. Азаров. — П.: Издательство «Питер», 2011. — 400 с.
  3. Гурович Л. М,Береговая Л. Б, Логинова В. И. Ребенок и книга. — С-П, 1996. — с. 19–25.
  4. Еремеева В.Д, Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — СПб.: «Тускарора», 2006. — 184с.

Основные термины (генерируются автоматически): гендерное воспитание, девочка, художественная литература, мальчик, воспитание детей, организация работы, воспитание девочек, гендерный подход, дошкольный возраст, русская народная сказка.

Царю Петру хотелось самому до всего дознаться. Переоденется он иной раз в простое платье и пойдет по городу: слушает людскую молву и сам в разговоры вступает.
Вот как–то раз зашёл он таким манером в трактир. А день был праздничный. Народу в трактире много набралось. Сидят по трое, по четверо, и кто о чём разговоры ведут.
Огляделся Пётр и подсел к крайнему столику, а за столом солдат сидит.
Пётр спрашивает:
– Откуда родом, служивый?
– Костромской я, – солдат отвечает.
Улыбнулся Пётр:
– Земляки, значит. Дед мой то–же из костромских.
– А по какой части земляк? Чего в городе делаешь?
– Мастеровой я, по плотницкой части. Пётр Алексеев зовусь.
– Вот–вот, – подхватил солдат, – так я и думал. У нас, у костромских, это первое ремесло. И дед, и родитель, и сам я – тоже плотники. А что, земляк, закажем графинчик?
Пётр отказывается:
– Денег нет. Да и тебе ведь рано утром вставать – служба!
– Это ничего, а денег нет – палаш заложим.
Пётр уговаривает:
– Что ты, земляк, выдумал! Палаш заложишь – а вдруг ночью тревога, что станешь делать?
Смеётся солдат:
– Наши офицеры да генерал спят до полудня. Семь раз можно выкупить заклад.
– Ну, ты как хочешь, а мне домой пора.
sold 7
Поднялся Пётр и ушёл. А солдат палаш заложил, выпил графинчик и с песенками отправился в казарму.
Утром, ни свет ни заря, в полку тревога.
– Царский смотр, царский смотр! Царь приехал в полк!
Солдат вскочил, амуницию надел, а палаша нет. Что делать?
Раздумывать недосуг. Обстругал лучинку, рукоятку сажей зачернили сунул лучинку в ножны.
А офицеры от малого до большого и сам генерал бегают, суетятся.
Царь прошёл по рядам раз, другой, увидал солдата.
Приказывает:
– Четыре шага вперед!
Солдат исполнил команду, вышел перед строем.
– Покажи, как учат вас строевой службе. Руби меня палашом!
– Никак нет, не могу поднять оружие против вашего величества.
– Руби – я приказываю!
Схватился солдат за рукоять и закричал во всю мочь:
– Господи, обрати сие грозное оружие в древо!
Размахнулся и ударил Петра – только щепки полетели.
Все солдаты и офицеры ни живы ни мертвы стоят, а полковой поп молиться стал:
– Чудо, чудо бог даровал!
Подмигнул Пётр солдату и чуть слышно сказал:
– Ну, молодец! Люблю этаких. Три дня на гауптвахте посиди, а потом в штурманскую школу ступай.

пересказал: Нечаев А.Н.

Тема урока: Народный праздничный костюм.
Задачи урока:
1. познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного костюма,
2. воспитывать интерес к народной культуре,
3. развивать творческую самостоятельность, навыки работы в технике аппликации.
7 урок в теме «ДПИ в жизни человека».

Этапы урока, содержание.
примечания

орг.момент

формирование художественных знаний
— Вспомните, о чём мы начали говорить на предыдущем уроке?
— Прочитайте пословицу. (Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.)
— Как вы понимаете её смысл?
— В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои особенности в одежде.
— Рассмотрим мужской праздничный костюм.
Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и подвязывалась поясом. Шили её из белой, синей, красной ткани.
Частью костюма были штаны (порты). Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами.
— Женский костюм был намного сложнее и многослойнее.
— Основа женского костюма – рубаха. Вышивка на рубахе не только украшала, но и оберегала женщину.
— В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан
Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали узорной полоской.

·В праздничный наряд входили и так называемые душегрей – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики
— А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс. Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник. Передник щедро украшался вышивкой
— Большое внимание уделялось головным уборам. Для женщин разного возраста были разные уборы.
формирование практических умений
Сегодня вам предстоит выполнить праздничный наряд в технике Аппликации. На прошлом уроке вы сделали заготовки кукол. Сейчас вам нужно вырезать наряд из ткани и наклеить его на шаблон.

выполнение творческого задания

итог урока
— Посмотрите работы друг друга, дайте оценку.
(фрагмент песни «Во поле берёза стояла»)
д/з
— Узнать о народных праздниках. Как проходили, чему посвящались.

Слайд 1.
Слайд 2.
Связь с литературой, развитие мышления

Слайд 3.

Слайд 7.

Слайд 8.

Работа с шаблоном.
ТБ при работе с ножницами

Индивид. Помощь

Выставка работ

Приложенные файлы

Русская народная сказка «Находчивый солдат»

Жанр: народная бытовая сказка

Главные герои сказки «Находчивый солдат» и их характеристика

  1. Царь Петр Первый. Хитрый, умный, любопытный, строгий, справедливый
  2. Солдат. Весельчак и гуляка, легкомысленный, остроумный, находчивый.

План пересказа сказки «Находчивый солдат»

  1. Характер царя Петра
  2. Земляки
  3. Заложенный палаш
  4. Царский смотр
  5. Деревяшка в ножнах
  6. Приказ царя
  7. Царская справедливость

Кратчайшее содержание сказки «Находчивый солдат» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Любил царь Петр походить неузнанным среди простого народа.
  2. Встретил Петр в кабаке земляка, а тот выпить предлагает, да палаш заложить хочет
  3. Отказался Петр, ушел, а утром внезапный смотр устроил
  4. Солдат в панике в ножны деревяшку сунул, только ручку сажей зачернил.
  5. Царь приказывает ударить себя палашом, и тот разлетается в щепы
  6. Царь хвалит солдата за находчивость и приглашает в штурманскую школу.

Главная мысль сказки «Находчивый солдат»

Находчивость может и на поле боя выручить, и царский гнев отвести.

Чему учит сказка «Находчивый солдат»

Сказка учит не нарушать дисциплину, не закладывать казенное имущество, не ходить по кабакам и ресторанам. Учит быть смелым и находчивым, учит находить выход в любой ситуации. Учит иметь чувство юмора.

Отзыв на сказку «Находчивый солдат»

Мне понравилось в этой сказке, что солдат быстро сообразил, как отвести от себя беду. Он притворился, что случилось чудо и многие в это поверили. Царь Петр знал правду, но ему понравилась находчивость солдата и он не стал наказывать его.

Пословицы к сказке «Находчивый солдат»

Находчивость — великая сила.
Смекалка и воду останавливает.
Подальше от царей — вот и будешь целей.
Глупый киснет, а умный все промыслит.
Находчивого не озадачишь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Находчивый солдат»

Правил раньше на Руси царь Петр Первый. И любил царь до всего сам дознаваться. Вот переоденется в простую одежду и пойдет по трактирам гулять, слушать, кто что говорить будет.
Один раз заходит царь Петр в трактир. Видит, сидит за столом солдат. Подсел царь к нему, здоровается, спрашивает из каковских солдат будет. Узнав, что солдат из костромских, улыбается, и сообщает, что и сам костромской. Дескать плотник.
Солдат радуется земляку и предлагает заложить палаш, чтобы напиться. Царь Петр пытается урезонить солдата, спрашивая, что тот будет делать, случись ночью тревога. А солдат отвечает, что его генералы спят до полудня.
Но Петр отказался пить и ушел. А солдат заложил палаш, напился и в полк пошел. А утром рано царский смотр, все на плац, а у солдата палаша нет. Тогда солдат берет деревяшку, ручку сажей зачернил, да в ножны сунул.
Идет царь Петр мимом солдатских рядов, видит знакомого солдата. Командует сделать четыре шага вперед, а потом приказывает рубить себя палашом. Солдат отвечает, что не может поднять оружие на царя, но царь приказывает строже. И солдат с криком: «Господи! Сделай это оружие деревом!», бьет Петра Первого деревяшкой. Та разлетается в щепы.
Все замерли, поп молится, о чуде вещает, а царь Петр улыбнулся и тихонько солдату говорит: «Молодец! Находчивый. Три дня гауптвахты и в штурманскую школу пойдешь».

Рисунки и иллюстрации к сказке «Находчивый солдат»

Конспект урока чтения для учащихся 4 «В» класса МБОУ СОШ № 1, проведенного студенткой 4 «А» курса ГБПОУ «КонстПК», специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Матушкиной Александрой Владимировной

Тема:

Народные сказки

«Находчивый солдат»

Цели:

познакомить учащихся с содержанием произведения сказки «Находчивый солдат»

Ход урока

    Организационный момент

    Приветствие (знакомство)

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок чтения проведу у вас я, зовут меня Александра Владимировна.

II

. Повторение изученного

Сейчас мы с вами повторим, что такое народные сказки, и какие вы знаете народные сказки.

1. Составление хронологии по сказке «Василиса Прекрасная» (презентация)

2. Повторение объяснений слов

Давайте сейчас с вами повторим, кто такая Баба Яга, кто такая Лада, Перун, Змей Горыныч, Кощей, Остров Буян, Ярило?

3. Опрос по народным сказкам (презентация)

1.

Одно из имен Василисы? (Прекрасная, Премудрая)

2.

Имя царя, пославшего Ивана-царевича за жар-птицей? (Берендей)

3.

Яблоки, дающие молодость? (Молодильные)

4.

Дерево, чаще всего встречающееся в сказках? (Дуб)

5.

Оружие, которым пользовались сказочные богатыри? (Меч)

6.

Кот в русских народных сказках? (Баюн)

8.

Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка? (Лягушка)

9.

Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного аппарата? (Баба Яга)

10.

Сказочное существо, житель леса, так называемый дух леса? (Леший)

11.

Самый одинокий представитель нечистой силы? (Водяной)

12.

Как зовут сестру Бабы Яги, хозяйку болот? (Кикимора)

13.

В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного,

неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента?

(Каша из топора)

14.

Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон? (Лягушка)

15.

Как называется русская народная сказка, в которой рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок)

16.

Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубок)

17.

Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего со смеху при виде некачественно построенного моста? (Пузырь)

18.

Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочная долгожителей? (Игла)

19.

Назовите имя царевны, чья улыбка стоила сказочно дорого? (Несмеяна)

20.

По каким надобностям отправляли цари в путь своих сыновей? (За невестой, за молодильными яблочками и за жар – птицей)

21.

Какую награду обещают сказочные цари, сказочным героям? (Пол царства, дочь)

22.

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне-

И женился на царевне. (Емеля)

23.

Как звался первый летательный аппарат? (Ступа)

Молодцы ребята, вы активно работали на уроке.

III

. Сообщение темы урока

Сегодня мы с вами продолжим изучать раздел народные сказки.

Тема нашего урока русская народная сказка «Находчивый солдат».

Перед чтением сказки проведем словарную работу.

1. Чтения рассказа учителем

Откройте свои учебники на стр. 35

Слушаете внимательно, чтобы могли ответить на вопрос. Кто герои сказки? (Петр
I

, и служивый)

2. Чтение сказки детьми по цепочке

3. Анализ произведения

Разберемся в прочитанном

1. Расскажи о поступках солдата?

2. Объедини в группы близкие по смыслу слова:

Хитрый, Смекалистый, Находчивый, Изворотливый, Изобретательный.

Объясни их различие.

Какие из этих слов можно использовать для характеристики солдата?

Попробуй подобрать и другие слова. (Смекалистый, находчивый)

3. Что ты узнал о Петре
I

из сказки «Находчивый солдат»? Какие качества царя раскрываются в словах:

«Ну, молодец! Люблю этаких. Три дня на гауптаве посиди, а потом в штурманскую школу отправляйся?»

4. В третьем классе ты читал сказку «Кашу из топора»

а) Сравни солдат из сказок «каша из топора» и «Находчивый солдат»

б) Как относится к солдатам люди, сочинявшие эти сказки? Обоснуй свой вывод.

5. Что ты знаешь о русском императоре Петре
I

? Прочитай о нём в детской энциклопедии «История». Расскажи товарищам о том, что показалось тебе особенно интересным. (Триста лет тому назад, в 1672 г., когда родился царевич Петр. Армия была плохо вооружена и обучена, а военного флота и вовсе не существовало. Нужно было вывести Россию из отсталости, построить фабрики и заводы, принять новые законы, привлечь к управлению государством энергичных и образованных людей. И царь Петр учился сам и заставлял учиться своих подданных. Во многом он отличался от других царей. Это был выдающийся государственный деятель, талантливый полководец и флотоводец, он участвовал во многих сражениях. Петр I был образованным человеком, хорошо знал математику, артиллерийское и морское дело. Любил работать в кузнице, на токарном станке, плотничать, слесарить.

Он владел 14 ремеслами, в Голландии царь получил звание корабельного плотника, в Англии — инженера.)

4. Словарная работа

Палаш – прямая длинная тяжёлая сабля с широким лезвием.

Гауптвахта – помещение, в котором держали арестованных – провинившихся военных.

Штурман – специалист по кораблевождению.

Амуниция – снаряжение солдата (т.е военная форма)

Заклад –

имущество или другие ценности.

IV

. Работа в рабочей тетради

Откройте учебник на стр. 11, работа № 2 Раздел «Народные сказки»

Прочитайте отрывок из текста «Василиса Прекрасная» учебник 4 кл. часть 1, стр. 31

Прочитает нам его…

1. Что такое сказка?

Сказка – это вид устного повествования с фантастическим вымыслом;

2.Как правильно сказать?

Это отрывок из: сказки;

3.Определи основную мысль данного отрывка. Сформулируй и запиши её.

4.Раздели предложенный отрывок а три части. Озаглавь каждую часть текста.

1)Матушка для Василисы;

2)Куколка Василисы;

3)Василиса Красавица;

Какой была Василиса? Почему она с каждым днем все хорошела и хорошела.

Василиса была доброй, всю работу делает, всем угождала. Ей куколка помогала.

2.Подбери синонимы к словам:

Привередливый –
брезгливый, заевшийся, капризный, чистоплюйский.

Потужить – погоревать, потосковать, погрустить, покручиниться.

Потчевать –

Угощать, поить, предлагать.

IV

. Итог урока.

С какой сказкой вы сегодня познакомились?

Сегодня на уроке хорошо работали…

Учитель_____________ Тарахтиева Н.П.

Методист____________ Шевченко И.С

  • Петр 1 и мужик план сказки
  • Песчаная сказка цирк на вернадского анонс
  • Песочная сказка для детей
  • Песня что за прелесть эти сказки текст
  • Песня я не знаю детка сказок но я знаю небылицы