Петька на даче смысл рассказа

Грустный рассказ вертел дмитрий наркисович мамин-сибиряк написал в 1885 году. в нем русский писатель дмитрий наркисович мамин-сибиряк поведал читателям историю

Грустный рассказ «Вертел» Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк написал в 1885 году. В нем русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк поведал читателям историю о трагической судьбе бедного мальчика, сироты, которому из-за жилья, одежды и куска хлеба приходилось много и тяжело работать.

Сочинения Вертел Мамин-Сибиряк

Сочинения и анализ рассказа «Вертел» можно использовать на уроке русской литературы в 4–5 классе, чтобы дать школьникам представление об этом произведении. Рассказ учит милосердию и состраданию, а также ценить то, что имеешь, потому что многие живут много хуже.

Анализ рассказа «Вертел»

Очень грустный и трагичный рассказ Дмитрия Мамина-Сибиряка “Вертел” рассказывает о тяжелой судьбе мальчика, чье здоровье и чья молодость были отданы на заклание золотому тельцу.

Хозяин гранильной мастерской содержал работников в нечеловеческих условиях, а сам наживался на их болезнях. Он обманывал покупателей, и не делал ничего, чтобы облегчить труд своих рабочих.

А ведь среди них был совсем юный мальчик Прошка, которого сын богатой дамы Володя прозвал Вертел, потому что Прошка целыми днями крутил огромное колесо.

Но если для Володи этот труд был романтикой, то для Прошки это была его жизнь. И Прошка очень мечтал сбежать куда-нибудь в лес, на свободу.

В рассказе нашлось место сочувствию и милосердию, которые проявила богатая дама, но эта крохотная толика добра уже ничего не могла изменить в судьбе несчастного мальчика. Он умирает.

Главная мысль рассказа: Все дети имеют право на счастливое детство, а не только дети богачей.

О чем повесть Мамина-Сибиряка – сюжет

Эпоха, описываемая в произведение, это конец XIX – начало ХХ века, действие происходит в Екатеринбурге.

Двенадцатилетний круглый сирота Прошка трудится в гранильная мастерской «вертелом» — на ручном станке целыми днями обтачивает драгоценные и полудрагоценные камни.

Условия его жизни ужасающие: темнота, сырость, грязь, недостаток свежего воздуха и скудное питание. Он ненавидит колесо, которые крутит целый день, ненавидит своего хозяина Алексея Иваныча, ненавидит заказчиков, которые покупают камни, «без которых так легко обойтись».

Однажды в мастерскую приходит барыня Анна Ивановна со своим сыном Володей. Она обращает внимания на Прошку и приглашает его к себе в гости. С тех пор Прошка каждое воскресенье бывает в господском доме, где его кормят и учат грамоте.

Но Прошке совестно просто так есть чужой хлеб – он начинает работать с удвоенное силой, надрывается, заболевает и в конце концов умирает. На его похоронах Анна Ивановна плачет, плачет не только по этому круглому сироте, а по всем бедным детям, которым она не может помочь.

Сочинение о рассказе Мамина-Сибиряка

Рассказ «Вертел» пересекается с другими рассказами русской литературы конца XIX – начала ХХ века, повествующими о нелегкой судьбе детей из низших сословий.

Но более всего по сюжету это произведение схоже с рассказами «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича и «Петька на даче» Л. Андреева. Во всех этих произведениях показана тяжелая, полная невзгод и лишений детская жизнь. Причем всё описываемое происходит при полном равнодушии общества. Для социума это дети-невидимки.

В этом плане рассказ «Вертел» выбивается из общего ряда: героиня Мамина-Сибиряка Анна Ивановна словно прозревает: видя воочию ужасающие условия жизни маленьких работников, вынужденных в буквальном смысле за кусок хлеба идти на добровольную каторгу, она начинает по-другому расставлять приоритеты.

Например, ее прежнее увлечение драгоценными камнями сходит на «нет», т.к. женщина понимает, что относительно невысокую стоимость украшений объясняет практически бесплатных труд таких безропотных сирот, как Прошка, за которых чаще всего некому заступиться.

Она пытает хоть как-то повлиять на это, изменить хотя бы одну детскую жизнь, но сама психология ребенка не позволяет ему принять эту помощь. Круг замыкается.

Д.Н. Мамин-Сибиряк не делает выводов, но очевидно, что для коренных изменений необходим слом общественного сознание, всеобщее понимание проблемы. В ином случае трагедии, подобные описанной, будут происходит с ужасающей частотой, а попытки отдельных энтузиастов в спасении детских жизней, не изменят общую картину.

Эссе по рассказу «Вертел»

Вертел — очень грустная новелла. Она о бедности, нищете, про огромную пропасть между богатым и бедным.

Главный герой — Прошка, подросток, сирота, который работает в мастерской чтобы как-то прокормиться. Он работает за еду, одежду и крышу над головой.

Купец-ювелир, хозяин мастерской, неплохо относится к Прошке, жалеет его, заботится. Но в целом видно, что судьба Прошки ему с большего пофиг. Один раз приезжает богатая женщина забрать заказ, видит Прошку и решает ему помочь. У нее доброе сердце и ей больно видеть грязного и зашуганного ребенка.

Вроде бы у Прошки даже налаживается жизнь… богатая барыня заботится о нем, а ее сын подружился с Прошкой, несмотря на огромную социальную разницу между ними. Но затем он заболевает. Возможно, воспаление легких или туберкулез — Прошка много кашляет и почти не может работать.

Но упорно пытается. Не хочет видеть барыню, не хочет отдыхать. Хотя купец не настаивал на его работе, наоборот. А добрая барыня могла бы помочь, отвести к доктору — ведь она относилась к Прошке почти как к приемному сыну. Это заканчивается ожидаемо плачевно — парень умирает.

Главная мысль рассказа “Вертел”, написанного талантливым русским писателем Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком, заключается в том, как ужасна была эксплуатация детского труда в царской России.

Привычное и потому еще более страшное положение таких ребят, как Прошка, о которых плакала барыня Анна Ивановна, потому что поняла внезапно, что их миллионы и помощь одному Прошке котлеткой и пирожным — капля в море.

В Российской империи труд женщин и детей был выгоден для хозяев, потому что им можно было мало платить. Дети, даже малолетки, широко привлекались на разные, в том числе вредные производства, где вынуждены были работать наравне со взрослыми, губя свое здоровье.

Читайте также: Краткое содержание сказки «Серая шейка» Мамина-Сибиряка.

В своем рассказе “Вертел” Мамин-Сибиряк показывает трудное детство и жизнь детей из бедных семей, сирот. Детям, чтобы выжить, покушать приходится работать в очень плохих условиях, но тем не менее они сохраняют все положительные черты личности: трудолюбие, доброту, взаимовыручку.

Глава 1. Дед Никита

Время событий – годы Великой Отечественной войны. Деревня Малинка на берегу Малинки-реки. А за деревней и за речкой – бескрайнее лесное моховое болото «Андрюшкина топь». Ступишь ногой – будто на качелях качаешься. Пройти можно только по тропинкам, но их знал только загадочный Андрюшка. Много лет назад он жил в избе на болоте, в самом центре его, на острове. Болото назвали его именем. Бородатый дед Никита в молодости знал туда пути, водил охотников за ценным пером белых цапель. А однажды повел охотника – а вернулся один. С тех пор на болото не ходил. Живет Никита с дочкой Лукерьей, а его женатый внук Степан – отдельно.

Ребятишки любят страшные истории про болото. Особенно в зимние вечера. Ивашка Федоров, мальчонка с голубыми глазками, рассказывает их лучше всех.

Глава 2. Гость из города

Из Минска к бабушке Ульяне приехал внук – Саша Нежильцов. Его папа умер, а мать взяли на фронт врачом. Деревенские мальчишки смеются над ним, городским. Что он гусака испугался. Особенно цепляется высокий Федоска. Нарочно послали Сашу спросить у деда Никиты про Андрюшкин остров. Старик от злости аж лапоть бросил, который плел. После такого Саша и знать ребят не хотел, но они с ним помирились. Решили вместе утром идти пугать филина в дупле.

Глава 3. Они!

В дупло мальчишки послали Сашку. Филин там был – и громадный. Вылетел – ребятишки за ним. А Саша в само дупло залез: интересно же. Вдруг на поляну спустились парашютисты. Немцы! Дали малышам по шоколадке, спрашивали дорогу в деревню. Они не рассчитывали, что здесь живут люди. Федоска шоколад не взял и кинулся в деревню. Немцы (за главного у них был человек со шрамом на щеке) расстреляли Ивашку, Мотю, Андрейку. А Федоску не догнали. Саша все видел, и немецкий язык знал. Он поспешил предупредить жителей. Но было поздно. Деревню сожгли.

Глава 4. Где искать спасения?

В пустой деревне Федоска и Сашка встретились. «Общая беда сблизила мальчиков». Выжил дед Никита. Он рассказал, что всех загнали в школу и закидали гранатами. Уцелели и бабушка Ульяна, и брат с сестричкой – Гришака и Маринка: они в печку спрятались. И еще пара ребятишек, близнецы. А из взрослых – кузнец Николай. Он из деревни прямо на фронт пошел. Немцев бить. И Федоска с ним. А Сашка остался: бабушку и детей жалко. Ведь немцы вернутся.

Глава 5. На Андрюшкин остров

Сашка сказал деду, что надо идти на остров в болоте. Сашка оставил письмо маме Гришаки и Маринки (хотя ее убили, но дети ведь не знали). С собой взяли картошку, вещи, топор, козу Маньку – и двинулись. Первым шел Сашка с липкой в руках, чтоб вылезти, если провалится. У него глаза зоркие, а дед подслеповат. Но дорогу помнит. Последней шла бабушка Ульяна.

Глава 6. Дошли!

Страшно Сашке, но он идет. Все шли след в след. По совету деда Саша зарубки делал, чтоб дорогу назад было легче искать. Бабушка Ульяна провалилась – дед ее вытащил. Прошли дуб с развилкой – и вот она трава вместо мха, твердая почва! Андрюшкин остров, холм с избушкой! Вошли в пыльный дом. Там все, что надо: стол, посуда, старинное ружье. Поели картошки с молоком и улеглись. Благодарный Саша поцеловал бабушку, и она его в ответ.

Глава 7. Андрейка!

Саша с дедом Никитой сходили в Малинку за едой. Нашли корову Рыжуху и быка Мишку. Нагрузили их картошкой и привели на остров. Послушал Сашка, как дед горюет, что правнук его Андрейка незакопанный лежит, и втихаря подался к полянке с филином. А Андрейка живой! Израненный только. Сашка его на себе донес. Дед от души его поблагодарил. Андрейка выздоровел. Как и Гришака, он очень ждал маму.

Глава 8. Опять они!

Сашка с дедом вновь подались за картошкой. Дед полез в уцелевшую кузницу за инструментом, а тут – немцы! Смеются: «чистая работа», никого нет. На прощанье подожгли кузницу, а там Сашка с дедом. Еле вылезли, и инструмент сберегли. Благополучно вернулись на остров.

Глава 9. Война вокруг нас кружит…

К зиме отрыли погреб под картошку. Дед планировал зарезать быка на мясо. Но Сашка возразил: «Мишка нам друг». И обещал заготовить ему сена на прокорм под зиму. К избушке добралась кошка из Малинки. Дед наделал петель из лыка – зайцев ловить. Теперь на столе было мясо, а из шкурок – одежда. Еще и лося подраненного добыли. Сашка пошел с Андрейкой в Малинку за солью и думал: как там, на фронте, мама? А как Федоска?

Глава 10. Шейка!

Ребята под вой самолетов набрали на деревенском складе соли, и подобрали собачку. Андрейка назвал ее Белошейкой (а если коротко – Шейкой). Бабушка обрадовалась, что лося можно засолить, малыши обрадовались новому четвероногому другу, а дед сказал, что собака волков отпугивать будет.

Глава 11. Страшная битва

Малыши-близнецы без спросу побежали к замерзшему озеру. А там – медведь-шатун! Злющий! Сашка увидел, схватил ребят за руки – и ну бежать. А медведь следом несется, ревет. Кинулась на него Шейка, а медведь ее лапой отбросил. Спас всех бык Мишка: затоптал зверя. Шейка выздоровела, отъелась.

Глава 12. Волки!

Из деревни принесли муки, напекли лепешек. А потом Саша с Андрейкой на лыжах пошли доставать из силков пойманных зайцев. Шейку не взяли: завязнет в снегу. Саша для солидности ружье прихватил. Андрейка лихо спустился с горки – но только сам побился и лыжи поломал. Надо возвращаться. Это километров десять. Саша одолжил лыжи другу.

Вообще, он давно зауважал деревенских ребят, многому у них научился. К примеру, Андрейка знал по солнцу который час. Он приладил сломанные лыжи к Сашкиным – пошли веселее. Но тут их окружили волки. И один сбил Андрейку с ног. А пороху мало. Ребят выручил дед Никита: убил волка топором. А бабушка Ульяна кинула в зверей горящей головней. С порога Гришака тоже кидал головешки, обжегся. Сашка пристрелил одного волка. Все укрылись в доме.

Глава 13. Письмо помогло

Однажды к дому пришли два разведчика. Наши! Андрейка сразу узнал отца. Степан благодарил деда и Сашу за спасение сына. Сказал, что они с товарищем прочли письмо. А вообще они на задании. Оказывается, и Федоска жив, в отряде он. Все были рады встрече. А Гришака сказал сестре, что по письму за ними точно мама придет.

Глава 14. «Мы скоро вернемся»

Степан рассказал, что он в партизанском отряде. Нападают на немцев, взрывают под ними мосты. А сейчас ждут самолет из Москвы – с оружием и лекарствами. Этим же самолетом заберут раненых. Только где ему тут приземлиться? Разве что на ровном Лебяжьем озере. Бабушка Ульяна считает: на то и нужны старые люди, «чтобы молодым около нас тепло было». Она ничего не жалеет для гостей.

Глава 15. Когда же?

Степан сказал – через неделю вернется. И Саше будет подарок. И как-то утром Сашу разбудила… мама Вера. Он думал, что она ему снится, но нет: 63-летний командир партизанского отряда Сергей Ильич пришел сюда вместе с ней. Командир объявил, что самолет заберет всех «болотных робинзонов» (они выжили одни на острове, как когда-то Робинзон Крузо). И мама будет с Сашей: у нее повреждена рука, на фронте быть нельзя. Ей рад не только Саша, но и бабушка Ульяна, она ведь Вере мать.

На сборы 2 часа. А в хате на острове будет здравпункт. И животных сохранят для колхоза. Гришака лететь не хотел, маму ждал, еле уговорили.

Глава 16. Прощай, Андрюшкин остров

Все поклонились старой хате, где спасались. К озеру повел дед Никита: ему командир очки дал. Теперь дед все хорошо видел. К ночи сели в самолет. А дед остался: решил быть проводником у партизан.

После победы над фашистами деревню Малинку заново отстроили. Вера с Сашей, бабушка Ульяна и вся остальная детвора живут в ней все вместе. Дед Никита стал героем с медалями. Федоска вернулся в школу. Старый командир тоже здесь поселился. Жив и бык Мишка. А вот болота больше нет – осушили. К острову теперь легко пройти. Фашистов дети не забыли, но знают, что больше они не придут. А если что – их мигом разобьют!

Читательский дневник по повести «Болотные робинзоны» Радзиевской

Сюжет

Война. Немцы-парашютисты сжигают деревню Малинку, убивают жителей. Дед Никита уводит Сашу, правнука Андрейку и других ребятишек вместе с бабушкой Ульяной на Андрюшкин остров среди болота. Там они заботятся друг о друге, переживают нападение медведя и волков. Наконец, их, «болотных робинзонов», находят партизаны. Среди них отец Андрейки и мама Саши, врач. Их забирают самолетом в Москву. Дед остается у партизан. После войны все возвращаются в деревню, а гиблое болото осушают.

Отзыв

Название – отсылка к «Робинзону Крузо» Дефо. Он тоже выжил и вернулся домой. Повесть о страшном военном времени. Здесь и трагедия, и обычная человеческая жизнь со своими радостями. Тема военного детства, взросления, взаимовыручки. Тема семьи, любви к близким и друзьям. Дети учатся брать на себя ответственность, рискуют собой ради других, как взрослые. И выживают среди природы. У всех общий враг – фашисты.

Качества героев повести: мужество, сострадание, желание помочь, заботиться о слабых. У каждого свой талант, который идет на пользу всем. Только вместе можно выжить. И животные – помощники в этом. Маленькие герои все время чему-то учатся, трудятся. Повесть учит не сдаваться, беречь близких, спасать слабых, не терять надежду, верить в победу.

  • Петушок и жерновцы сказка читать с картинками
  • Петушок и кошечка сказка читать
  • Петушок и кот сказка слушать
  • Петушок и бобовое зернышко рассказ
  • Петушок и бобовое зернышко нарисовать рисунок к сказке