Петька на даче сколько страниц в рассказе

Презентация творческого проекта в старшей группе колокольчики тема: творчество николая николаевича носова автор: проценко анна ивановна организация: мбдоу детский сад

Презентация творческого проекта в старшей группе
«Колокольчики»
Тема: «Творчество Николая Николаевича Носова»

Автор: Проценко Анна Ивановна

Организация: МБДОУ «Детский сад №22»

Населенный пункт: Ставропольский край, с. Надежда

Вид проекта: творческий, ролево–игровой.

Участники проекта: воспитанники старшей группы «Колокольчики», родители воспитанников, воспитатель группы.

Срок реализации: 2 недели, краткосрочный.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие.

Актуальность: На сегодняшний день мы все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают и не хотят читать книги.

В нашем проекте мы решили работать с произведениями детского писателя Николая Николаевича Носова. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность рассказов Носова, их заразительность, и необыкновенный юмор. Произведения Николая Носова близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным и добрым другом детей.

Герои рассказов Н.Н. Носова, обязательно заняты каким-нибудь интересным делом: они строят инкубатор, разводят пчёл, работают на огороде, ездят в лес за ёлкой или варят кашу. После прочтения текста детям хочется прослушать их еще несколько раз. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело.

Цели проекта: Формирование у детей представлений о жизни и творчестве Н.Н. Носова, развивать у детей ценностно-смыслового восприятие и понимание произведений писателя, речевую культуру и художественно-творческие способности.

Задачи проекта:

  • познакомить с биографией и основными произведениями детского писателя Николая Носова;
  • способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса речи;
  • воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык рассказов;
  • воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений;
  • формировать способность у детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела, побуждать детей к положительным поступкам;
  • развивать у детей способности к рассуждению, образное мышление, фантазию, творческие способности;
  • формировать умение инсценировать эпизоды сказок;
  • развивать познавательные и интеллектуальные способности, речь детей;
  • приобщить родителей к семейному чтению литературы.

Ожидаемые результаты: Воспитанники имеют представления о жизни и творчестве Н. Н. Носова, проявляют познавательный и эмоциональный отклик на содержание произведений поэта. Свободно, последовательно, логично и грамотно выражают свои мысли, чувства в речи. Творчески передают отношение к литературным образам в коммуникативной, театрализованной, игровой, изобразительной, музыкальной видах деятельности.

Этапы проекта

Содержание деятельности

Участники

1.Подгото-вительный этап

1. Обсуждение проекта, выяснение возможностей и средств для реализации проекта.

2. Сбор информационного материала, подготовка виртуальной экскурсии в библиотеку, оформления книжного уголка, подборка игрового и дидактического материала к играм – драматизациям и сюжетно — ролевым играм по произведениям Н. Н. Носова, иллюстрации к рассказам, фотографий по биографии, видеодисков с мультфильмами по рассказам Н.Н. Носова, аудиозаписи рассказов.

3. Знакомство родителей с проектом, пополнения книжного уголка. Выполнение книжек самоделок, иллюстрации (рисунки) к книжкам.

Воспитатель, родители, дети

2.Основной этап

1. Знакомство с биографией Н.Н. Носова. Рассматривание и обсуждение альбома «Семья Николая Носова»

2. Рассматривание портретов Н.Н. Носова, выполненных разными художниками.

3. Чтение рассказов, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписей по произведениям Н. Н. Носова, обсуждения.

4. Пересказ рассказов или отрывков из рассказов.

5. Виртуальная экскурсия в библиотеку: «Творчество Н. Н. Носова».

6. Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Носова художника — иллюстратора И. Семенова.

7. Проведение Вечера загадок и викторины по произведениям Н. Н. Носова.

8. Самостоятельное составление смешных стихотворений из произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму.

9.Изготовление костюмов, атрибутов, декораций к драматизациям.

10. Инсценировка рассказов Н. Н. Носова «Огурцы», «Телефон».

11. Рисование по произведению «Незнайка и его друзья». Лепка по произведению «Живая шляпа».

12. Оформление ЛЭПБУКа «Н. Н. Носов»

13. Домашние чтения и разговоры с родителями о поэте и его рассказах.

14. Оформление выставки детских и семейных рисунков в группе по произведениям поэта.

Воспитатель, родители, дети

3. Заключительный этап.

Презентация проекта.

Воспитатель: Добрый день, ребята, обратите внимание на портрет писателя. Вы знаете, кто это? (Н. Н. Носов). Хотите поучаствовать в игре «Мы знаем всё», которая посвящена писателю Николаю Николаевичу Носову?

Мы отправляемся в путешествие по произведениям Н. Носова. Вас ожидает 5 конкурсов. Главное – уметь слушать друг друга, договариваться, принимать совместное решение.

1. Разминка.

Воспитатель: Начинаем нашу игру с разминки. Я прочитаю вам стихотворение, а вы назовите произведения Носова, о которых в нем говорится.

С этой книжечкою сразу

Подружились ты и я,

В ней веселые рассказы,

Будто точно по заказу

Для тебя и для меня.

Фантазеры-почемучки!

Ваша жизнь полна вопросов,

И на радость много книжек

Сочинил писатель Носов.

Есть про горку и про кашу,

Про Незнайку и про

Телефон, ступеньки, Дружка,

Про живую шляпу, автомобиль,

И как ночью возвращали

Сорванные огурцы.

Ответы: («Фантазеры», «На горке», «Мишкина каша», «Незнайка», «Телефон», «Ступеньки», «Дружок», «Живая шляпа», «Автомобиль», «Огурцы»).

Воспитатель: Отлично, вы были очень внимательные и отгадали все произведения Н. Носова.

2. «Блиц-опрос».

Воспитатель: Внимательно слушайте вопрос и дайте на него ответ.

Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (картофелем)

Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? («Фантазёры»)

В какой сказке Носов рассказал нам о человечках коротышках? («Приключение Незнайки и его друзей»)

Что нарвали на колхозном огороде мальчики? («Огурцы»)

На что обменял Виталик рыбку в рассказе «Карасик» (Милицейский свисток)

Сколько огурцов съел по дороге к колхозному полю Котька? (Один)

3. «Бюро находок»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Приглашаем Вас в бюро находок. Проходите, присаживайтесь. У нас есть коробка с находками. Попробуем, определить из каких произведений Н. Носова потерялись предметы. Вот одна находка (Шляпа). Из какого рассказа этот предмет? (Полные ответы детей).

1. Шляпа («Живая шляпа»)

2. Огурец («Огурцы»)

3. Лопата («На горке»)

4. Пистолет («Саша»)

5. Нитка с иголкой («Заплатка»)

6. Отвёртка, винтики («Приключения Незнайки и его друзей»)

4. Физминутка: «Зарядка».

5. «Чему учит рассказ?»

Воспитатель: Зачитывает пословицу, задача детей – определить к какому рассказу подходит данная пословица.

Молодцы, отлично справились с заданием! А вы знаете, что рассказы Н. Носова чему-то учат. Попробуем к этим рассказам подобрать пословицы? Как вы думаете, к какому рассказу подходит пословица:

1.У страха глаза велики. (Живая шляпа), а чему же она учит?

2. Дурной пример заразителен. (Огурцы)

3. Сумел испортить, сумей и исправить. (На горке)

4. Всё хорошо, что хорошо кончается. (Саша)

5. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Заплатка)

6. Ломать не строить. (Телефон)

6. Инсценировка отрывка из рассказа Н. Н. Носова «Фантазёры».

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием отлично справились. Но у Н. Носова очень много интересных и поучительных рассказов. А сейчас посмотрим инсценировку отрывка из рассказа Н. Н. Носова «Фантазёры»?

Ребёнок1: Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

Ребёнок2: — Вот врут-то! И вам не стыдно?

Ребёнок3: — А чего стыдно? Мы же никого не обманываем.

— Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

Ребёнок2: — Сказки! — Нашли занятие!

Ребёнок4: — А ты думаешь, легко выдумывать!

Ребёнок2: — Чего проще!

Ребёнок 3: — Ну, выдумай что-нибудь.

Ребёнок2: — Сейчас… . — Пожалуйста.

Ребёнок1: Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

Ребёнок2: — Сейчас…- Э-э-э… гм… кхм э-э-э….

Ребёнок4: — Ну, что ты все «э» да «э»!

Ребёнок2: — Сейчас! Дайте подумать.

Ребёнок3: — Ну, думай, думай!

Ребёнок2: — Э-э-э….

Ребёнок1: — Снова сказал Игорь и посмотрел на небо

Ребёнок2: — Сейчас, сейчас… э-э-э…

Ребёнок3: — Говорил — чего проще! — Ну, чего же ты не выдумываешь?

Ребёнок2: — Сейчас… Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

Ребёнок4: — Ну и что же ты тут выдумал?

Ребёнок2: — Ничего. Как было, так и рассказал.

Ребёнок3: — А говорил — выдумывать мастер!

Ребёнок2: — Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

Ребёнок4: — Какая польза?

Ребёнок2: — А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.

Ребёнок4: — Значит, из-за тебя, другому досталось, а ты и рад!

Ребёнок2: — А тебе что?

Ребёнок4: — Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!

Ребёнок2: — Сами вы брехуны!

Ребёнок3: — Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

Ребёнок2: — Я и сам не стану с вами сидеть.

Ребёнок1: Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

Ребёнок3: — Купим порцию и разделим пополам.

Ребёнок1: — Продавщица дала им мороженое на палочке.

Ребёнок3: — Пойдем домой — разрежем ножом, чтоб было точно.

Ребёнок4: — Пойдем.

Ребёнок1: — На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.

Ребёнок3: — Ты чего ревела?

Ребёнок5: — Меня мама гулять не пускала.

Ребёнок4: — За что?

Ребёнок5: — За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

Ребёнок3: — Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свои пол порции мороженого дам.

Ребёнок4: — И я тебе свои пол порции отдам, вот только попробую разочек и отдам.

Ребёнок5: — А вы разве не хотите сами?

Ребёнок4: — Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня.

Ребёнок5: — Давайте лучше это мороженое, на троих разделим.

Ребёнок4: — Правильно! А то, у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

Ребёнок1: — Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

Ребёнок3: — Вкусная штука! Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

Ребёнок5: — Ну, ты выдумываешь все! Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

Ребёнок3: — Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана…

Воспитатель: Спасибо ребята за инсценировку! Ребята, а вам понравилось? Продолжайте ребята уже со своими родителями знакомиться с произведениями Н. Н. Носова и с творчеством других писателей. И чтобы вы не потеряли страницу, на которой вы остановились, мы вам дарим закладки. Любите книги.

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь набирайтесь ума!

Дети прощаются и уходят.

Приложения:

  1. file0.docx.. 30,6 КБ

Опубликовано: 17.11.2021

Íà ðàáîòå ó íàñ äâîå øîôåðîâ, â ðàçíàðÿäêó ê êîòîðûì ÿ áîëüøå âñåãî æåëàë áû ïîïàñòü – Âàëåðêà è Ïåòüêà. Î÷åíü æàëåþ, ÷òî íå÷àñòî ìíå âûïàäàëî òàêîå óäà÷íîå ðàñïðåäåëåíèå. Ó ìåíÿ áûëè íåñêîëüêî äðóãèå îñíîâíûå îáÿçàííîñòè, à ñ íà÷àëüñòâîì, êàê èçâåñòíî, íå ñïîðÿò.
 òîò äåíü ìû ðàçáèâàëè ãàçîí â ïðèâîêçàëüíîì ãîðîäêå. Íàøó áðèãàäó ïðèâ¸ç Âàëåðêà.  îáÿçàííîñòè øîôåðîâ íå âõîäèò çàäà÷à ìåñèòü ãðóíò âìåñòå ñ íàìè. Ïðèâ¸ç – îòäûõàé, ïîä êàïîòîì êîâûðÿéñÿ äëÿ âèäèìîñòè. Âàëåðêà íå òàêîé, íàì ïîìîãàåò, çà ÷òî ïîëó÷àåò îò äèðåêòîðà íåáîëüøóþ ïðåìèþ.
Îõ è çàêàç÷èöû ïîïàëèñü æå íàì â òîò ðàç! Õîäÿò âñ¸ ìåæ ðàáîòÿã áàáêè ñòðîãèå, ñëåäÿò, ñîâåòû è óêàçàíèÿ ðàçäàþò. Íåò íè÷åãî ñòðàøíåå äëÿ ðàáî÷åãî, ÷åì êàïèòàíøà çà ñïèíîé. Ñòðàùàåò, óêîðÿåò, íàñìåõàåòñÿ! Êàêàÿ óæ òóò ðàáîòà. Îñîáî ñâàðëèâàÿ îäíà áûëà – óïðàâäîìøà. Îñòàëüíûå ïîääàêèâàëè åé ïðîñòî – áàáóøêè ñ ïîäúåçäíîé ñêàìåå÷êè. È íàìó÷èëèñü æå ìû â òîò äåíü!
Âàëåðêà òîãäà âñ¸ îòøó÷èâàëñÿ îò íà÷àëüñòâåííûõ ïðèñòàâàíèé. ßâíî åé ïîíðàâèëñÿ, è îíà îò íåãî íå îòñòàâàëà. Íå óñòàë îí, âèäèìî, ñ íàñ ïðèìåðîì è çà áàðàíêó ñåë áîäðÿ÷êîì, äîâ¸ç íàñ äî áàçû â êîíöå ñìåíû âñ¸ ñ òåìè æå øóòêàìè-ïðèáàóòêàìè.

Íà ñëåäóþùèé äåíü ìåíÿ ïîñëàëè çàêàí÷èâàòü òó ðàáîòó íà Ñåð¸ãèíîé ìàøèíå. Âå÷íî ìíå äîñòàþòñÿ íåïðèÿòíûå ðàñïðåäåëåíèÿ, äà íàì âûáèðàòü ðàáîòó íå ïî ðàíãó. Òàì îñòàëîñü äîäåëàòü âñåãî íè÷åãî: òðàâîé çàñåÿòü, äà âûðîâíÿòü ãàçîí íà ÷èñòîâóþ. À íàñòðîåíèÿ íà ýòó ðàáîòó íèêàêîãî!
À ÷òî? Ïîñëàëè – ñäåëàë. Ðàáîòà, îíà íàñòðîåíèé íå ïðèçíà¸ò. Ðàáîòàåøü å¸, à èç òåáÿ âñ¸ ïëîõîå ïîòîì âûøèáàåò.
Çàêîí÷èë, ñäàþ óïðàâäîìøå. À ýòà ìíå:
-À ÷òî, Âàëåðà íå ïðèåõàë? Áåç Âàëåðû ÿ ïðè¸ìêó íå ïîäïèøó.
À ïðè÷¸ì çäåñü Âàëåðà? Ïðè¸ìêó íàøà ìàñòåð Ìàðèíà äîëæíà ïðîâîäèòü, à íå øîô¸ð êàêîé-òî. Ïîíÿë ÿ îïîñëÿ, ÷òî æåíùèíà òà ïðîñòî ïîøóòèëà. Ïîíðàâèëñÿ åé Âàëåðà, óâèäåòüñÿ ñ íèì çàõîòåëîñü åù¸ ðàçîê. À äîêóìåíòû îíà ïîäïèñàëà. Ãàçîí÷èê-òî íàø çíàêîâûì âûøåë.
ß ïîñëå ðàññêàçàë î òîì ñëó÷àå íà÷àëüñòâó. Ïðèíÿëè òî êàê äîëæíîå. Âñå çíàþò – ñ Âàëåðîé ïðîñòî òàê âîò ðàññòàâàòüñÿ íå õî÷åòñÿ.

 äðóãîé ðàç ìíå ïîâåçëî ñ Âàëåðêîé, êîãäà ïîñëàëè íàñ â Ìèðíûé. Ïîãîâîðèëè â äîðîãå, ïîñóäà÷èëè. Ïîðæàëè îò äóøè.
-Ñêîëüêî åçæó çäåñü, íèêàê äîðîãè íå ìîãó çàïîìíèòü, — ïîæàëîâàëñÿ Âàëåðêà ïåðåä âúåçäîì ê ðàçâèëêå ÷åðåç ìîñò íàä æåëåçíîäîðîæíîé ëèíèåé. – ׸ðò íîãè çäåñü ñëîìèò, íå òîêìî êîë¸ñà ðåçèíîâûå.
-À ÷òî òóò çàïîìèíàòü? – ïðîñâåòèë ÿ íåçíàþùåãî øîô¸ðà. – Åçæàé ïî ñòðåëî÷êàì è ãîëîâó íå ìó÷ü. À âîí òî îáâîäíîå êîëüöî – êðóãîì òðè ðàçà îáúåçæàé.
-Òðè ðàçà? – ðàññìåÿëñÿ Âàëåðêà. Ïðèÿòíî îáùàòüñÿ ñ ÷åëîâåêîì, êîòîðûé øóòêè ïîíèìàåò. Äðóãîé çàñâåðëèò â òåáÿ âçãëÿäîì íåïîíÿòëèâûì: «Äóðàê, ÷òî ëè»?
Îñòàíîâèëñÿ Âàëåðêà ïåðåä âúåçäîì â Ìèðíûé.
-×åãî ñòîèì, êîãî æä¸ì? – ïîèíòåðåñîâàëñÿ ÿ.
-À òû ðàçâå íå çàìåòèë? ׸ðíàÿ êîøêà íàì äîðîãó ïåðåáåæàëà. Ñèäè, Èãîð¸õà. Æä¸ì, êîãäà ìàøèíà âïåð¸ä íàñ ïðîåäåò. Çàêóðèâàé, îòäûõàé ïîêà. Óñïååì âñ¸ ñäåëàòü.
Êàê íå óñïåòü? Ñ Âàëåðêîé-òî. Îí âñåãäà ïîìîæåò, ïîäñîáèò. Ñ íèì ëþáàÿ ðàáîòà â ðàäîñòü.

  Ñ Ïåòüêîé ìû âûåõàëè â Îäèíöîâêó.
Ìîë÷àëèâ Ïåòüêà çà ðóë¸ì. Ñàì ìîë÷èò, à îò ïàññàæèðà áàëàáîëüñòâà òðåáóåò: «Óñíó ÿ â äîðîãå (ãîâîðèò), òû âèíîâàòûì áóäåøü». Âîò è âûäàë ÿ åìó äëÿ ñìåõó ïåðâîå, ÷òî íà óì ïðèøëî. Ïåòüêà íå áðûçæåò óìàòîì, êàê äðóã åãî Âàëåðêà. Óñìåõàåòñÿ òîëüêî íà øóòêó. Äà óñìåøêà Ïåòüêèíà ïî÷èùå ðóêîïëåùóùåãî çàëà áóäåò.
Ïåòüêà, îí ñòàðøèé ñðåäü øîôåðîâ. Íå ïî ðàíãó åìó ðæàòü ïî êîíèíîìó. Ñåðü¸çíûì íàäî áûòü. Âîò è ìîë÷èò, ñëîâà ïðàâèëüíûå ïîäáèðàåò.

Îñòàíîâèëèñü ìû íà ñëèÿíèè. Ìû âñåãäà òóò îñòàíàâëèâàåìñÿ, åñëè ïðîåçæàåì. Çàøëè â ëåñîê, îòìåòèëèñü. Íàäî æå êàêîé-òî ñëåä îñòàâèòü î ñåáå: áûëè ìû çäåñü. Ïðîøëè ïîä êîçûð¸ê íà áåðåãó âûñîêîì. Ïðèñåëè, ñìîòðèì. Ïðîñòî òàê ñìîòðèì, íå äî êðàñîò íàì.
Ïåòüêå íå äî êðàñîò. Â àðìèè îí íà ïîäëîäêå ñëóæèë, è ñëèÿíèåì ìîðÿ ñ íåáîì ëþáîâàòüñÿ íèêàê íå ìîã. Äà è æèçíü åãî ïîñëåäóþùàÿ âñÿ ñåðîé äîðîæíîé ëåíòîé ïðîáåæàëà, ñ ðåäêèìè îñòàíîâêàìè íà áèâóàêàõ.
Ïðîñòî òàê ìû ñìîòðèì. Ïîòîìó ÷òî âèäåòü âñ¸ ýòî íàäî: ëåñ, âîäó, áåðåã äàëüíèé, êðåñò íà îñòðîâå Èêîííèêîâ. Âèäåòü ðåê ñëèÿíèå, ñëèÿíèå äóø, ñëèÿíèå æèçíè ñ ïðèðîäîé…
Âñïîìíèë ÿ òóò, ÷òî íå ëþáèò Ïåòüêà òèøèíû. Ðàññêàçàë åìó àíåêäîò ïðî ÷óê÷ó, êàê òîò íà ×óêîòêå ðóññêèå è ÿïîíñêèå ïîäëîäêè âñòðå÷àë-ïðîâîæàë. Óñìåõíóëñÿ Ïåòüêà îäîáðèòåëüíî è ïîäíÿëñÿ: «Ïîåõàëè».
 
Ïîåõàëè, òàê ïîåõàëè. Íå íà ïðîãóëêå. À â äîðîãå ãîâîðèòü î ÷¸ì-òî íàäî, à ÷òî ñêàçàòü, íå çíàþ. È ñäàë ÿ Ïåòüêå Âàëåðêó, êàê òîò ÷¸ðíîé êîøêè íà äîðîãå èñïóãàëñÿ. Íå íàðóøèë íè÷òî, êîãäà êëÿóçíè÷àë. Äðóçüÿ âåäü îíè, è ñ ìîåé øóòêè íå ðàññîðÿòñÿ. Ó íèõ âñåãäà òàê: ïîîðóò è îáíèìàòüñÿ ëåçóò ïîñëå íàëèòîãî «çà äðóæáó».
-Äà ýòîò Âàëåðêà! – âçúÿðèëñÿ âäðóã Ïåòüêà. – À åñëè áû òàì ïàðêîâêà áûëà çàïðåùåíà? Ñìóòüÿí! Ãîâîðèøü, ãîâîðèøü âàì…, — íà ìåíÿ çàìàõíóëñÿ, áóäòî ÿ â ÷¸ì âèíîâàò. Áëàãî, åõàòü íàì íåäàëåêî îñòàëîñü, çà Îäèíöîâêó, ê äà÷àì.

Ïåòüêà îñòàíîâèëñÿ íå äîåçæàÿ. «×òî ñòîèì»? – ñïðîñèë ÿ øàáëîííî.
-À òû ÷òî çà äîðîãîé íå ñëåäèøü? Íå âèäåë ÷òî ëè, áàáà ñ ïóñòûìè â¸äðàìè äîðîãó ïåðåøëà. Âîí, ê êîëîäöó èä¸ò. Ãëàçà-òî ðàñêðîé.
Äà êàê æå òàê? Îí òîëüêî âîò Âàëåðêó çà ñóìàñáðîäñòâî ðàñïåêàë, à òóò ãëÿäü – ñàì â åðåñü ïîëåç.
-×òî òû ïîíÿòü ìîæåøü? – Ïîïðåêíóë ìåíÿ Ïåòüêà çà ìîè äîìûñëû. – Äâà êîíöà íå ñâÿæåøü. Ó Âàëåðêè êòî áûë? Êîøêà! À òóò æåíùèíà – ÷åëîâåê. Õâàòèò ëÿñû òî÷èòü! Äîñòàâàé áóòûëêè ñ áàðäà÷êà è áåãîì ê êîëîäöó. Íà äà÷å õîçÿèíà íåò, è ñòàíöèÿ íàñîñíàÿ îòêëþ÷åíà. À âîäèöà òóò çíàêîâàÿ!

Äîåõàëè. Ïåòüêà ñàì âñêðûë äâåðü, ðàñïèñàë ìíå ôðîíò ðàáîò. Çåìëþ âûñûïàë ó âîðîò, âî äâîð íà ìàøèíå íå çàåõàòü. Ïðèä¸òñÿ çàâîçèòü òà÷êîé.
Ñïðàâëþñü! Òóò ðàáîòà ñàìà äåëàåòñÿ. Ðàáîòàòü â ýòèõ ìåñòàõ ëåã÷å, ÷åì íà âûõîäíûõ äèâàí îòñèæèâàòü. Äóøà çäåñü îòäûõàåò. Ðàáîòàþò æèëû. À æèëû ñàìè ê ðàáîòå òÿíóòüñÿ, åñëè æèëû òå â ðàáî÷èõ ðóêàõ íàòÿíóòû.
Ðâàíóë ÿ òà÷êó çà êëûêè, Ïåòüêà æå â ëåñ çà ãðèáàìè ïîø¸ë. Äà ÿ ñàì ïîñïåþ. À íå ïîñïåþ, òàê Ïåòüêà ïîäîéä¸ò, ïîìîæåò. Ïåòüêà çà âçìàõ ëîïàòû âñ¸ óëîæèò, ïîäïðàâèò. Îí îïûòíûé.
Ïîñïåþ ÿ. À Ïåòüêà ìíå ïîòîì ðàçâåäàííûé ëåñ ïîêàæåò.
Òóò áåðåã íåäàëå÷å. Îáü óâèäåòü ìîæíî. Øèðîêóþ. Áèÿ òî ïîìåíüøå áóäåò.
Ïîñìîòðèì. Íàâåðíîå, è îòòóäà íà íàñ ñìîòðèò êòî-òî. À èíà÷å, îò÷åãî æå çäåñü ïðèòÿãàòåëüíî òàê?

Âîçðàñò  âàõò¸ðà  Ãåííàäèÿ Ñåì¸íîâè÷à Åëèñòðàòîâà áûë äàëåêî çà ïåíñèîííûì. Âîò â ýòîì-òî âîçðàñòå àäìèíèñòðàöèÿ è âåñü êîëëåêòèâ ïðåäïðèÿòèÿ ñîâìåñòíûìè óñèëèÿìè è ïûòàëèñü îòïðàâèòü Ãåííàäèÿ Ñåì¸íîâè÷à íà äàâíî, ïðÿìî ñêàæåì, çàñëóæåííûé îòäûõ.
Íå âïèñûâàëîñü îêîñòåíåâøåå çà äåñÿòêè ïðîæèòûõ Åëèñòðàòîâîì ëåò ñîçíàíèå â âåÿíèÿ íîâîãî âðåìåíè. Êàê óäàëîñü âñåì êîëëåêòèâîì óãîâîðèòü  Åëèñòðàòîâà Ãåííàäèÿ Ñåì¸íîâè÷à çà ðàäè Áîãà óéòè íà ïåíñèþ, èñòîðèÿ óìàë÷èâàåò. Êîëëåêòèâ âçäîõíóë ñâîáîäíî è ëåãêî.
Åäâà çà ìàøèíîé, óâîçèâøåé Ãåííàäèÿ Ñåì¸íîâè÷à ñ òîðæåñòâåííûõ ïðîâîäîâ íà ïåíñèþ çàêðûëèñü âîðîòà, êàê êîëëåêòèâ ïîä ðóêîâîäñòâîì íà÷àëüñòâà äðóæíî ãðÿíóë ãèìí íîâûì âåÿíèÿì è íîâîìó âðåìåíè:

«À ÿ òàê æäàë, íàäåÿëñÿ è âåðèë
×òî çàçâîíÿò îïÿòü êîëîêîëà
È òû âîéäåøü â ðàñïàõíóòûå äâåðè!»

Ñòðàííûå âðåìåíà íàñòàëè äëÿ Ãåííàäèÿ Ñåì¸íîâè÷à…
Æåëàþùèå çàãëÿíóòü â åãî áèîãðàôèþ è ïîñëóæíîé ñïèñîê ëåãêî óáåäÿòñÿ, ÷òî 20 ëåò ñâîåé áåçóïðå÷íîé ñëóæáû ïîä÷èíÿëñÿ îí íåóêîñíèòåëüíî Óñòàâó âíóòðåííåé ñëóæáû Âîîðóæ¸ííûõ ñèë ÑÑÑÐ(ÐÔ). Ðàçáóäè åãî íî÷üþ, ïðåäïîëîæèì, â 2:45 íî÷è, à ñïðîñèòå åãî  ïðî ñòàòüþ 5 Óñòàâà âíóòðåííåé ñëóæáû ÂÑ Ðîññèè.
Êóëàê èç-ïîä ãîëîâû âûäåðíåò, âñêî÷èò è…
«Ñòàòüÿ 5. Çàùèòà ñâîáîäû, ÷åñòè è äîñòîèíñòâà âîåííîñëóæàùèõ

1. Âîåííîñëóæàùèå íàõîäÿòñÿ ïîä çàùèòîé ãîñóäàðñòâà. Íèêòî íå âïðàâå âìåøèâàòüñÿ â ñëóæåáíóþ äåÿòåëüíîñòü âîåííîñëóæàùèõ, çà èñêëþ÷åíèåì ëèö, óïîëíîìî÷åííûõ íà òî ôåäåðàëüíûìè êîíñòèòóöèîííûìè çàêîíàìè, ôåäåðàëüíûìè çàêîíàìè è èíûìè íîðìàòèâíûìè ïðàâîâûìè àêòàìè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, à òàêæå Óñòàâîì âíóòðåííåé ñëóæáû Âîîðóæåííûõ Ñèë Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, Äèñöèïëèíàðíûì óñòàâîì Âîîðóæåííûõ Ñèë Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, Óñòàâîì ãàðíèçîííîé è êàðàóëüíîé ñëóæá Âîîðóæåííûõ Ñèë Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè (äàëåå — îáùåâîèíñêèå óñòàâû).

2. Îñêîðáëåíèå âîåííîñëóæàùèõ, íàñèëèå è óãðîçà ïðèìåíåíèÿ íàñèëèÿ, ïîñÿãàòåëüñòâî íà èõ æèçíü, çäîðîâüå, ÷åñòü, äîñòîèíñòâî, æèëèùå, èìóùåñòâî, à ðàâíî äðóãèå äåéñòâèÿ (áåçäåéñòâèå), íàðóøàþùèå è óùåìëÿþùèå èõ ïðàâà â ñâÿçè ñ èñïîëíåíèåì èìè îáÿçàííîñòåé âîåííîé ñëóæáû, âëåêóò îòâåòñòâåííîñòü â ñîîòâåòñòâèè ñ ôåäåðàëüíûìè çàêîíàìè è èíûìè íîðìàòèâíûìè ïðàâîâûìè àêòàìè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.»
Ýòî ïî íûíåøíåìó âðåìåíè, åñëè ñïðîñÿò.
À ïîñëåäóþùèå 30 ëåò îí íåóêîñíèòåëüíî èñïîëíÿë Ïðàâèëà âíóòðåííåãî òðóäîâîãî ðàñïîðÿäêà äàííîãî ïðåäïðèÿòèÿ. À âåäü òîæå, õîòü ó êàæäîãî ïðåäïðèÿòèÿ ñâîè ðàñïîðÿäêè, íî ñëóæèë Åëèñòðàòîâ äîñòîéíî è ïðàâèëà çíàë ÎÒ è ÄÎ, â êàêîå áû ïðåäïðèÿòèå åãî íå çàêèíóëè áû.

À òóò… êàê ñïðîâàäèëè åãî, òàê âåäü íè Óñòàâà, íè Ïðàâèë…
À êàê æèòü, íå èìåÿ ïåðåä ãëàçàìè  Ïàðàãðàô…
À âåäü ïûòàëñÿ îí, èçî âñåõ ñèë ïûòàëñÿ ïðèçâàòü ÷åëîâå÷åñòâî ê ïîðÿäêó, ê èñïîëíåíèþ ñàìûõ ïåðâîáûòíûõ ïðàâèë æèòèÿ.
Ê ïðèìåðó, ïåðåõîäèøü òû äîðîãó. È âåäü ìíîãî ïàðàãðàôîâ åñòü íà ýòîò ñ÷¸ò. «Ïåðåõîäèòå óëèöó íà çåë¸íûé ñâåò ñâåòîôîðà!» «Ïåðåõîäÿ óëèöó íà ðàçìåòêå «ÇÅÁÐÀ», ïîñìîòðèòå ïîïåðâó íàëåâî, íå èä¸ò ëè ñëåâà òðàíñïîðòíîå èëè ãóæåâîå ñðåäñòâî. Äîéäÿ äî ñåðåäèíû îãëÿíèñü íàïðàâî. Óáåäèâøèñü â îòñóòñòâèè íàðóøèòåëåé ïðàâèë äîðîæíîãî äâèæåíèÿ, ìàíêèðóþùèx çàêîííûìè ïðèâèëåãèÿìè ïåøåõîäîâ íà ðàçìåòêå «ÇÅÁÐÀ», ÷òî åñòü ñèëû ïåðåáåãàéòå íà ïðîòèâîïîëîæíóþ ñòîðîíó äîðîãè».
Êóäà òàì! Íîðîâÿò íà êðàñíûé ñâåò ïåðåáåæàòü, ïðèíöèïèàëüíî èãíîðèðóþò ðàçìåòêó ÇÅÁÐÀ, ïåðåáåãàþò ãäå íè ïîïàäÿ…
Åëèñòðàòîâ íå áûë áû Åëèñòðàòîâûì ñ áîëüøèì ñòàæåì çíàíèÿ Ïàðàãðîôîâ, åñëè áû îí ýòî äåëî èãíîðèðîâàë.
Áûâàëî çàâèäèò íàðóøèòåëüíèöó íà êðàñíûé ñâåò ïåðåáåãàþùóþ, êàê ãàðêíåò «Ñòîÿòü! Ãðàæäàíêà! Âîçâåðòàéñÿ íàçàä! Æäè çåë¸íîãî!» È õîðîøî, åñëè ïðîñòî ôèãó ïîêàæåò, íî âåäü ñêîëüêî ðàç åãî, Åëèñòðàòîâà, ïî÷¸òíî-çàñëóæåííîãî ïåíñèîíåðà íåñîçíàòåëüíûå ãðàæäàíêè ãðîìêèì êðèêîì ïîñûëàëè íà…íó, âîáùåì òóäà.

Èëè âîò, â ìàãàçèíå. Çàéì¸ò îí î÷åðåäü ñ öåëüþ êóïèòü áàíêó êèëåê, õëåáà, ëó÷êà çåë¸íîãî. ÷åëîâåê îí òåðïåëèâûé, âûñòîèò, ïðèâûêøèé ê âíóòðåííåìó ðàñïîðÿäêó ó÷åðåæäåíèé. È âèäèò — ïëþãàâåíüêèé òàêîé ìóæè÷îíêà óãð¸ì î÷åðåäü ðàñòàëêèâàåò è ïðèãîâàðèâàåò:
— Ãðàæäàíå, ïðîïóñòèòå óâå÷íîãî! Òðóáû ãîðÿò!
Íàðîä íàø âñåãäà ñâî¸ ñåðäîáîëèå ïðîÿâëÿåò, ðàññòóïàþòñÿ, êîíå÷î æå.

Òóò-òî Ãåííàäèé Ñåì¸íîâè÷ ñïîêîéíî òàê ãîâîðèò:
Ãðàæäàíèí! Âàìè òóò íå ñòîÿëî! Çàéìèòå î÷åðåäü ñîãëàñíî Ïðàâèë âíóòðåííåãî îáùåæèòèÿ äàííîãî ó÷åðåæäåíèÿ!

Ïëþãàâåíüêèé çàïëàêàë, à íàðîä è çàøóøêàë:
— Èçâåðã êàêîé-òî!
— À ñàì, ÷òî, íå áîëåâøèé-òî ýòîé áîëåçíüþ?
— Ñàìîäóð! Ìåñòà â î÷åðåäè ïîæàëåë äëÿ áîëüíîãî!
È òóò ðàçîì âñå õîðîì:
— Èäè íà …!
Äîìîé Åëèñòðàòîâ çà÷àñòóþ âîçâðàùàëñÿ ñ ñèíÿêàìè, êîè ÿâëÿëèñü ñâèäåòåëüñòâîì ïîëíîé íåñîçíàòåëüíîñòè ãðàæäàí è èõ, ïðÿìî ñêàæåì, îòêðûòîé è âûçûâàþùåé íåëþáâè ê èñïîëíåíèþ ðàçíîãî ðîäà Óñòàâîâ è Ïàðàãðàôîâ.

Íàðîäíàÿ ìóäðîñòü, âûðàáîòàííàÿ âåêàìè, ãëàñèò:
Åñëè òû ëåçåøü ñ ñîâåòàìè î êîòîðûõ òåáÿ íèêòî íå ïðîñèò, ïðèãîòîâüñÿ îòïðàâèòüñÿ òóäà, êóäà íå ñîáèðàëñÿ.
Ìíîãàæäû, ìíîãàæäû è ïîñûëàëè åãî òóäà, è ìîðäó ëèöà ïîðòèëè â ïîäâîðîòíÿõ… Îäè÷àë íàðîä áåç Óñòàâà è Ïàðàãðàôà.
Îò ýòèõ äóøåâíûõ è ôèçè÷åñêèõ ïåðåæèâàíèé ñëó÷èëàñü ó Åëèñòðàòîâà áîëåçíü. ßâèëàñü ê íåìó áåññîííèöà. Ïîíà÷àëó íè÷åãî, íå øèáêî áåñïîêîèëà. Ïðîñí¸òñÿ îí ñðåäè íî÷è, âñïîìíèò â÷åðàøíèé èíöèíäåíò íà óëèöå èëè â ìàãàçèíå, ïðîáîðìî÷åò Ãåííàäèé Ñåì¸íîâè÷ ñêâîçü ñîí:»Îò æå, íàðîä áåñòîëêîâûé… Êàê îíè ïðîæèâàþò áåç Ïàðàãðàôà?» è äàëüøå ñîïèò.

«Áåññî;ííèöà, òàêæå èçâåñòíàÿ êàê èíñîìíè;ÿ (îò ëàò. in- — ïðèñòàâêà «íå-», «áåç-» è ëàò. somnus «ñîí»), àñîìíè;ÿ (äð.-ãðå÷. ;- «áåç» è «ñîí»), äèññîìíè;ÿ (äð.-ãðå÷. ;;;- «ïëîõîé» è «ñîí»)[ïðèì. 1], àãðèïíè;ÿ (äð.-ãðå÷. ;;;;;;;;, agrupn;; «áîäðñòâîâàíèå, áåññîííèöà»)[2][3], — ðàññòðîéñòâî ñíà, êîòîðîå õàðàêòåðèçóåòñÿ íåäîñòàòî÷íîé ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ èëè íåóäîâëåòâîðèòåëüíûì êà÷åñòâîì ñíà ëèáî ñî÷åòàíèåì ýòèõ ÿâëåíèé íà ïðîòÿæåíèè çíà÷èòåëüíîãî ïåðèîäà âðåìåíè. Ïðè ýòîì àáñîëþòíàÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü (êîëè÷åñòâî ÷àñîâ) ñíà íå èìååò ðåøàþùåãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ó ðàçíûõ ëþäåé íîðìàëüíàÿ, äîñòàòî÷íàÿ äëèòåëüíîñòü ñíà ìîæåò ñèëüíî îòëè÷àòüñÿ[4].

Ïðè÷èíû áåññîííèöû ìîãóò áûòü ðàçíûìè: íåáëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ çàñûïàíèÿ, íàðóøåíèÿ ãèãèåíû ñíà, ïñèõîñîöèàëüíûå ñòðåññû, ïðè¸ì íåêîòîðûõ ëåêàðñòâ èëè íåêîòîðûõ íàðêîòèêîâ, ðàçëè÷íûå áîëåçíè è òàê äàëåå.» ÂÈÊÈÏÅÄÈß

Âñ¸. Âåðüòå íà ñëîâî. Âèêèïåäèÿ âàì íå ñîâð¸ò. Âîò òîëüêî… òîëüêî…
Åñëè âû âíèìàòåëüíûé ÷èòàòåëü, òî îáðàòèëè âíèìàíèå, ÷òî â ñëîâå ÁÅÑ-ÑÎÍÍÈÖÀ ïðèñóòñòâóåò ñëîâî ÁÅÑ.
Âñ¸. ß ìîë÷ó. Ïóñòü âàøà ôàíòàçèÿ ïðåäîñòàâèò âàì ïðàâèëüíûé âûâîä. ß æå ïîëàãàþ, ÷òî áåç íåãî â ýòîì çëîâðåäíîì äåëå íå îáîøëîñü.

Åëèñòðàòîâà áåñ ïîïóòàë. Áåññîííèöà ñòàëà ÿâëÿòüñÿ åìó êàæäóþ íî÷ü.
Íà÷àëîñü ñ Ïåòüêè Êîðìóõèíà. Ïðîæèâàë îí â îäíîé äåðåâíå ñ Ãåíêîé Åëèñòðàòîâûì. Êîãäà îí ÿâèëñÿ âî ñíå-áåññîííèöå Åëèñòðàòîâó, áûëî èì îáîÿì ïî 5 ëåò. Ãåíêà êóëàêîì çàñâåòèë Ïåòüêå. Ó òîãî þøêà èç íîñà. Ïåòüêà ðûäàåò, à Ãåíêå ñìåøíî.
È âñ¸. Ñîí ó Åëèñòðàòîâà ïðîïàë. Íà÷àëàñü áåññîííèöà. Âñïîìèíàåò îí Ïåòüêó, åãî ëèöî êðîâüþ-ñîïëÿìè çàìóðçàíîå… È ñòûäíî ñòàëî Ãåííàäèþ Ñåì¸íîâè÷ó. Âîðî÷àëñÿ îí, âîðî÷àëñÿ â ïîñòåëè ïîêà íå âñêðèêíóë:»Ïðîñòè ìåíÿ, ïðîñòè, Ïåòðî!» È òàê äîîoëãî ïîâòîðÿë, ïîêà íå óñëûøàë:»Ïðîùàþ!»
È çàñíóë Åëèñòðàòîâ Ãåííàäèé Ñåì¸íîâè÷ óìèðîòâîð¸ííûé ñ óëûáêîé íà ëèöå.
 ñëåäóþùóþ íî÷ü Åëèñòðàòîâ ïðîñíóëñÿ, âñïîìíèâ Âèòüêó Ãëàäûøåâà, îäíîêëàññíèêà ñâîåãî. Áûëà ó Åëèñòðàòîâà çàáàâà: ïîäêëàäûâàòü Âèòüêå êíîïêè. Äîëãî ïðîäîëæàëîñü, ïîêà â 5 êëàññå âîøëà Âèòüêèíà ìàìà â êëàññ ïîñðåäè óðîêà, ñòàëà ñî ñëåçàìè ó÷èëêå æàëîâàòüñÿ íà ñàäèñòà, êîòîðûé Âèòå êíîïêè ïîäêëàäûâàåò… «Ó ðåá¸íêà âñÿ ïîïà èñêîëîòàÿ…» È óòåðåâ ñë¸çû âîñêîëèêíóëà: «Âñòàíü, ñàäèñò!  ãëàçà òâîè õî÷ó ïîñìîòðåòü!»
Ãåíêà íå âñòàë, íî êíîïêè ïîäêëàäûâàòü ïåðåñòàë.
È âñïîìíèëñÿ òåïåðü Åëèñòðàòîâó Âèòüêà Ãëàäûøåâ, åãî îêðîâàâëåííàÿ ïîïà è ñë¸çû ïîêàòèëèñü èç ãëàç.
«Ïðîñòè ìåíÿ, ïðîñòè, Âèòÿ!» çàøåïòàë îí. Äîæäàâøèñü îòäàë¸ííîãî «Ïðîùàþ!» Åëèñòðàòîâ çàñíóë óìèðîòâîð¸ííûé ñ óëûáêîé íà ëèöå.
À åù¸ áûëî äåëî: âñïîìíèëñÿ åìó ˸íüêà Ïåòðîâ èç âîåííîãî ó÷èëèùà, ãäå îáà áûëè êóðñàíòàìè. È îïÿòü íî÷ü áåç ñíà…
Õîõìû ðàäè ñòóêàíóë îí ñòàðøèíå, ÷òî êóðñàíò Ïåòðîâ êóðèò íà ïîñòó. Ïåòðîâà íàêàçàëè, à ïî ó÷èëèùó ñëóõ ïîïîëç, ÷òî â ðîòå îáúÿâèëñÿ ñòóêà÷îê è èìÿ ñòóêà÷ó… ÷èòàòåëü óæå äîãàäàëñÿ. Õîõìà äëÿ Åëèñòðàòîâà èìåëà ïîñëåäñòâèÿ ïå÷àëüíûå. Ïîñëå ñëóæáû îïðåäåëèëè Åëèñòðàòîâà è Ïåòðîâà â îäíó ÷àñòü. Âñëåä çà Ïåòðîâûì è ñëóøîê ïðèïîëç.  çàïàñ ïî âûñëóãå ëåò óõîäèë Åëèñòðàòîâ êàïèòàíîì, Ïåòðîâ æå äî ïîäïîëêîâíèêà äîñëóæèëñÿ…
È îïÿòü… «Ë¸íÿ, òîâàðèù ïîäïîëêîâíèê, ïðîñòè ìåíÿ…» È òîëüêî óñëûøàâ ãóñòûì áàðèòîíîì «Ïðîùàþ!», Åëèñòðàòîâ óñíóë ñ óëûáêîé íà ëèöå.
Æåíó âñïîìèíàë, Òàòüÿíó, êàê èçìåíèë åé… «È ñ êåì? Ñ êåì èçìåíèë-òî? Ñ Êëàâêîé Ñàìîõâàëîâîé… Òàíå÷êà! Òàíþøà! Ïðîñòè ìåíÿ!»
È ñëàààáûé îòäàë¸ííûé âñõëèï:»Ïðîùàþ…»

Âîñïîìèíàíèé íàêîïèëîñü ó Åëèñòðàòîâà íà äâà ñ ïîëîâèíîé ìåñÿöà. È âîò óæå òîëüêî ïîäóìàë, ÷òî áåññîííèöà åãî îòïóñòèëà, êàê âñïîìíèëàñü äåâ÷óøêà, Çóõðà Òóò-Àíõàìîíîâà. Ëèìèò÷èöà îíà áûëà. Ïðèñòðîèëàñü ê íèì â ó÷åðåæäåíèå. Îäíàæäû âàõò¸ð Åëèñòðàòîâ óãëÿäåë ñòðàííûé íåïîðÿäîê. Íà ñìåíó ÃÒóò-Àíõàìîíîâà ïðèøëà ñ ðàçìåðîì ãðóäè çà íîìåðîì 3. À âûõîäèò óæå ñ 5-ì ðàçìåðîì. À ó Åëèñòðàòîâà íà ðàçìåð æåíñêîé ãðóäè âçãëÿä áûë íàì¸òàííûé. «Ñòîÿòü! — âîñêëèêíóë îí. — Ãðàæäàíêà! Ñàìè âûëîæèòå â ëèô÷èê çàïèõíóòîå èëè êîìèññèþ áóäåì âûçûâàòü?»
Ñàìà âûëîæèëà. Äâà ïàêåòà òåñòà ñëî¸íîãî.
Ñóä òîâàðèùåñêèé ïîòîì áûë. È âñ¸ áû íè÷åãî, íó, âëåïèëè áû ñòðîãà÷à è îòïóñòèëè áû ñ ìèðîì, êòî æ áåç ãðåõà-òî. Íî äóðà — äóðà è åñòü. Ðàñïëàêàëñü, ñòàëà ãîðåñòíî òàê ëåïåòàòü, ìîë, âñå íåñóò, âîí áóõãàëòåðøà Åêàòåðíà Ìàìåäîâíà â òàëèþ êèëî øîêîëàäó çàâåðíóëà…
Âñ¸. Êàê òîëüêî îíà îá ýòîì — åäèíîãëàñíûì ðåøåíèåì — «Óâîëèòü!»
È âñïîìíèëñÿ â ýòó íî÷ü Åëèñòðàòîâó ýïèçîä òîò ñ çàäåðæàíèåì, âñïîìíèëàñü ìàëîðîñòàÿ õðóïêàÿ ôèãóðêà Òóò-Àíõàìîíîâîé… Ïîëèëèñü ñë¸çû èç ãëàç è …»Ïðîñòè ìåíÿ, Çóõðà!» Ïîâòîðÿë äî òåõ ïîð, ïîêà íå óñëûøàë â îòâåò òîíêèé äåâè÷èé ãîëîñîê: «Ïðîùàþóóó…»
Åëèñòðàòîâ çàñíóë óìèðîòâîð¸ííûé ñî ñ÷àñòëèâîé óëûáêîé íà ëèöå.

×åðåç òðè äíÿ ñîñåäè, âîçáóæä¸ííûå òåì, ÷òî Åëèñòðàòîâ ýòè äíè íå ïîêàçûâàëñÿ â ìåñòàõ îáùåãî ïîëüçîâàíèÿ, âûçâàëè ó÷àñòêîâîãî. Ó÷àñòêîâûé ïîòîïòàâøèñü ïåðåä äâåðüþ, âåëåë âûçâàòü Ñò¸ïó Êóçüìèíà, ñëåñàðÿ ïðè ÆÝÊå. Ñò¸ïà äâåðü ëåãêî ðàñïàõíóë.
Íàâñòðå÷ó ëþáîïûòíûì âçãëÿäàì îòêðûëàñü êóøåòêà. Íà íåé  ïî÷èâàë Åëèñòðàòîâ Ãåííàäèé Ñåì¸íîâè÷, 1932 ãîäà ðîæäåíèÿ.         

Ñ÷àñòëèâàÿ óëûáêà, çàñòûâøàÿ  íà çàîñòðèâøåìñÿ  åãî ëèöå òðè äíÿ íàçàä, âûðàæàëà óìèðîòâîð¸ííîñòü.

   Íà ðàáîòå ó íàñ äâîå øîôåðîâ, â ðàçíàðÿäêó ê êîòîðûì ÿ áîëüøå âñåãî æåëàë áû ïîïàñòü – Âàëåðêà è Ïåòüêà. Î÷åíü æàëåþ, ÷òî íå÷àñòî ìíå âûïàäàëî òàêîå óäà÷íîå ðàñïðåäåëåíèå. Ó ìåíÿ áûëè íåñêîëüêî äðóãèå îñíîâíûå îáÿçàííîñòè, à ñ íà÷àëüñòâîì, êàê èçâåñòíî, íå ñïîðÿò.
   Â òîò äåíü ìû ðàçáèâàëè ãàçîí â ïðèâîêçàëüíîì ðàéîíå. Íàøó áðèãàäó ïðèâ¸ç Âàëåðêà.  îáÿçàííîñòè øîôåðîâ íå âõîäèò çàäà÷à ìåñèòü ãðóíò âìåñòå ñ íàìè. Ïðèâ¸ç – îòäûõàé, ïîä êàïîòîì êîâûðÿéñÿ äëÿ âèäèìîñòè. Âàëåðêà íå òàêîé, íàì ïîìîãàåò, çà ÷òî ïîëó÷àåò îò äèðåêòîðà íåáîëüøóþ ïðåìèþ.
   Îõ è çàêàç÷èöû ïîïàëèñü æå íàì â òîò ðàç! Õîäÿò âñ¸ ïðîìåæ ðàáîòÿã áàáêè ñòðîãèå, ñëåäÿò, ñîâåòû è óêàçàíèÿ ðàçäàþò. Íåò íè÷åãî ñòðàøíåå äëÿ ðàáî÷åãî, ÷åì êàïèòàíøà çà ñïèíîé. Ñòðàùàåò, óêîðÿåò, íàñìåõàåòñÿ! Êàêàÿ óæ òóò ðàáîòà. Îñîáî ñâàðëèâàÿ îäíà áûëà – óïðàâäîìøà. Îñòàëüíûå ïîääàêèâàëè åé ïðîñòî – áàáóøêè ñ ïîäúåçäíîé ñêàìåå÷êè. È íàìó÷èëèñü æå ìû â òîò äåíü!
   Âàëåðêà òîãäà âñ¸ îòøó÷èâàëñÿ îò âúåäëèâûõ ïðèñòàâàíèé. ßâíî îí åé ïîíðàâèëñÿ, è îíà îò íåãî íå îòñòàâàëà. Íå óñòàë îí âèäèìî, ñ íàñ ïðèìåðîì, è çà áàðàíêó ñåë áîäðÿ÷êîì, äîâ¸ç íàñ äî áàçû â êîíöå ñìåíû âñ¸ ñ òåìè æå øóòêàìè-ïðèáàóòêàìè.

   Íà ñëåäóþùèé äåíü ìåíÿ ïîñëàëè çàêàí÷èâàòü òó ðàáîòó íà Ñåð¸ãèíîé ìàøèíå. Âå÷íî ìíå äîñòàþòñÿ íåïðèÿòíûå ðàñïðåäåëåíèÿ, äà íàì âûáèðàòü ðàáîòó íå ïî ðàíãó. Òàì îñòàëîñü äîäåëàòü âñåãî íè÷åãî: òðàâîé çàñåÿòü, äà âûðîâíÿòü ãàçîí íà ÷èñòîâóþ. À íàñòðîåíèÿ íà ýòó ðàáîòó íèêàêîãî!
   À ÷òî? Ïîñëàëè – ñäåëàë. Ðàáîòà, îíà íàñòðîåíèé íå ïðèçíà¸ò. Ðàáîòàåøü å¸, à èç òåáÿ âñ¸ ïëîõîå ïîòîì âûøèáàåò.
   Çàêîí÷èë, ñäàþ óïðàâäîìøå. À ýòà ìíå:
   -À Âàëåðà íå ïðèåõàë? Áåç Âàëåðû ÿ ïðè¸ìêó íå ïîäïèøó.
   È ïðè÷¸ì çäåñü Âàëåðà? Ïðè¸ìêó íàøà ìàñòåð Ìàðèíà äîëæíà ïðîâîäèòü, à íå øîô¸ð êàêîé-òî. Ïîíÿë ÿ îïîñëÿ, ÷òî æåíùèíà òà ïðîñòî ïîøóòèëà. Ïîíðàâèëñÿ åé Âàëåðà, óâèäåòüñÿ ñ íèì çàõîòåëîñü åù¸ ðàçîê. À äîêóìåíòû îíà ïîäïèñàëà. Ãàçîí÷èê-òî íàø çíàêîâûì âûøåë.
   ß ïîñëå ðàññêàçàë î òîì ñëó÷àå íà÷àëüñòâó. Ïðèíÿëè ìîé äîêëàä äîëæíûì îáðàçîì. Âñå çíàþò – ñ Âàëåðîé ïðîñòî òàê âîò ðàññòàâàòüñÿ íå çàõî÷åòñÿ.

   Â äðóãîé ðàç ìíå ïîâåçëî ñ Âàëåðêîé, êîãäà ïîñëàëè íàñ â Ìèðíûé. Ïîãîâîðèëè ñ íèì â äîðîãå, ïîñóäà÷èëè. Ïîðæàëè îò äóøè.
   -Ñêîëüêî åçæó çäåñü, íèêàê äîðîãè íå ìîãó çàïîìíèòü, — ïîæàëîâàëñÿ Âàëåðêà ïåðåä âúåçäîì ê ðàçâèëêå ÷åðåç ìîñò íàä æåëåçíîäîðîæíîé ëèíèåé. – ׸ðò íîãè çäåñü ñëîìèò, íå òîêìî êîë¸ñà ðåçèíîâûå.
   -Òóò è çàïîìèíàòü íå÷åãî, – ïðîñâåòèë ÿ íåçíàþùåãî øîô¸ðà. – Åçæàé ïî ñòðåëî÷êàì è ãîëîâó íå ìó÷ü. À âîí òî îáâîäíîå êîëüöî êðóãîì òðè ðàçà îáúåäü.
   -Òðè ðàçà? – ðàññìåÿëñÿ Âàëåðêà. Ïðèÿòíî îáùàòüñÿ ñ ÷åëîâåêîì, êîòîðûé øóòêè ïîíèìàåò. Äðóãîé çàñâåðëèò â òåáÿ âçãëÿäîì ÷óìíûì: «Äóðàê, ÷òî ëè»?
Îñòàíîâèëñÿ Âàëåðêà ïåðåä âúåçäîì â Ìèðíûé.
   -×åãî ñòîèì, êîãî æä¸ì? – ïîèíòåðåñîâàëñÿ ÿ.
   -À òû ðàçâå íå çàìåòèë? ׸ðíàÿ êîøêà íàì äîðîãó ïåðåáåæàëà. Ñèäè, Èãîð¸õà. Æä¸ì, êîãäà ìàøèíà âïåð¸ä íàñ ïðîåäåò. Çàêóðèâàé, îòäûõàé ïîêà. Óñïååì âñ¸ ñäåëàòü.
   Êàê íå óñïåòü? Ñ Âàëåðêîé-òî. Îí âñåãäà ïîìîæåò, ïîäñîáèò. Ñ íèì ëþáàÿ ðàáîòà â ðàäîñòü.

         Ñ Ïåòüêîé ìû âûåõàëè â Îäèíöîâêó. ×åðåç íåäåëüêó ïîñëå òîãî êàê.
   Ìîë÷àëèâ Ïåòüêà çà ðóë¸ì. Ñàì ìîë÷èò, à îò ïàññàæèðà áàëàáîëüñòâà òðåáóåò: «Óñíó ÿ â äîðîãå (ãîâîðèò), òû âèíîâàòûì áóäåøü». Âîò è âûäàë ÿ åìó äëÿ ñìåõó ïåðâîå, ÷òî íà óì ïðèøëî. Ïåòüêà íå áðûçæåò óìàòîì, êàê äðóã åãî Âàëåðêà. Óñìåõàåòñÿ òîëüêî íà øóòêó. Äà óñìåøêà Ïåòüêèíà ïî÷èùå ðóêîïëåùóùåãî çàëà áóäåò.
   Ïåòüêà, îí ñòàðøèé ñðåäü øîôåðîâ. Íå ïî ðàíãó åìó ðæàòü ïî êîíèíîìó. Ñåðü¸çíûì íàäî áûòü. Âîò è ìîë÷èò, ñëîâà ïðàâèëüíûå ïîäáèðàåò.

   Îñòàíîâèëèñü ìû íà ñëèÿíèè. Ìû âñåãäà òóò îñòàíàâëèâàåìñÿ, åñëè ïðîåçæàåì. Çàøëè â ëåñîê, îòìåòèëèñü. Íàäî æå êàêîé-òî ñëåä îñòàâèòü î ñåáå: áûëè ìû çäåñü. À òî êàê ïðî íàñ ëþäè ïðîçíàþò. Íàìî÷èëè êóñòû è ïðîøëè ïîä êîçûð¸ê íà áåðåãó âûñîêîì. Ïðèñåëè, ñìîòðèì. Ïðîñòî òàê ñìîòðèì.
   Ïåòüêå íå äî êðàñîò. Â àðìèè îí íà ïîäëîäêå ñëóæèë, è ñëèÿíèåì ìîðÿ ñ íåáîì ëþáîâàòüñÿ íèêàê íå ìîã. Äà è æèçíü åãî ïîñëåäóþùàÿ âñÿ ñåðîé äîðîæíîé ëåíòîé ïðîáåæàëà, ñ ðåäêèìè îñòàíîâêàìè íà áèâóàêàõ.
   Ïðîñòî òàê, âîò, è ñìîòðèì. Ïîòîìó ÷òî âèäåòü âñ¸ ýòî íàäî: ëåñ, âîäó, áåðåã äàëüíèé, êðåñò íà îñòðîâå Èêîííèêîâ. Âèäåòü ðåê ñëèÿíèå, ñëèÿíèå äóø, ñëèÿíèå æèçíè ñ ïðèðîäîé…
   Âñïîìíèë ÿ òóò, ÷òî íå ëþáèò Ïåòüêà òèøèíû. Ðàññêàçàë åìó àíåêäîò ïðî ÷óê÷ó, êàê òîò íà ×óêîòêå ðóññêèå è àìåðèêàíñêèå ïîäëîäêè âñòðå÷àë-ïðîâîæàë. Óñìåõíóëñÿ Ïåòüêà îäîáðèòåëüíî è ïîäíÿëñÿ: «Ïîåõàëè».
 
   Ïîåõàëè, òàê ïîåõàëè. Íå íà ïðîãóëêå. À â äîðîãå ãîâîðèòü î ÷¸ì-òî íàäî, à ÷òî ñêàçàòü, íå çíàþ. È ñäàë ÿ Ïåòüêå Âàëåðêó, êàê òîò ÷¸ðíîé êîøêè íà äîðîãå èñïóãàëñÿ. Íå íàðóøèë íè÷òî, êîãäà êëÿóçíè÷àë. Äðóçüÿ âåäü îíè, è ñ ìîåé øóòêè íå ðàññîðÿòñÿ. Ó íèõ âñåãäà òàê: ïîîðóò è îáíèìàòüñÿ ëåçóò ïîñëå íàëèòîãî «çà äðóæáó».
   -Äà ýòîò Âàëåðêà! – âçúÿðèëñÿ âäðóã Ïåòüêà. – À åñëè áû òàì ïàðêîâêà áûëà çàïðåùåíà? Ñìóòüÿí! Ãîâîðèøü, ãîâîðèøü âàì…, — íà ìåíÿ çàìàõíóëñÿ, áóäòî ÿ â ÷¸ì âèíîâàò. Áëàãî, åõàòü íàì íåäàëåêî îñòàëîñü, çà Îäèíöîâêó, ê äà÷àì.

   Ïåòüêà îñòàíîâèëñÿ íå äîåçæàÿ. «×òî ñòîèì»? – ñïðîñèë ÿ øàáëîííî.
   -À òû ÷òî, çà äîðîãîé íå ñëåäèøü? Íå âèäåë êàê áàáà ñ ïóñòûìè â¸äðàìè äîðîãó ïåðåøëà? Âîí îíà, ê êîëîíêå èä¸ò. Ãëàçà-òî ðàñêðîé.
   Äà êàê æå òàê? Îí òîëüêî âîò Âàëåðêó çà ñóìàñáðîäñòâî ðàñïåêàë, à òóò ãëÿäü – ñàì â åðåñü ïîëåç.
   -×òî òû ïîíÿòü ìîæåøü? – Ïîïðåêíóë ìåíÿ Ïåòüêà çà ìîè äîìûñëû. – Äâà êîíöà íå ñâÿæåøü. Ó Âàëåðêè êòî áûë? Êîøêà! À òóò æåíùèíà – ÷åëîâåê. Õâàòèò ëÿñû òî÷èòü! Äîñòàâàé áóòûëêè ñ áàðäà÷êà è áåãîì ê êîëîíêå. Íà äà÷å õîçÿèíà íåò, è ñòàíöèÿ íàñîñíàÿ îòêëþ÷åíà. Âîäèöà òóò íå òà, ÷òî â Áèéñêå!

   Äîåõàëè. Ïåòüêà ñàì âñêðûë äâåðü, ðàñïèñàë ìíå ôðîíò ðàáîò. Çåìëþ âûñûïàë ó âîðîò, âî äâîð íà ìàøèíå íå çàåõàòü. Ïðèä¸òñÿ çàâîçèòü òà÷êîé.
   Ñïðàâëþñü! Òóò ðàáîòà ñàìà äåëàåòñÿ. Ðàáîòàòü â ýòèõ ìåñòàõ ëåã÷å, ÷åì íà âûõîäíûõ äèâàí îòñèæèâàòü. Äóøà çäåñü îòäûõàåò. Ðàáîòàþò æèëû. À æèëû ñàìè ê ðàáîòå òÿíóòüñÿ, åñëè æèëû òå â ðàáî÷èõ ðóêàõ ðàñòÿíóòû.
   Ðâàíóë ÿ òà÷êó çà êëûêè, Ïåòüêà æå â ëåñ çà ãðèáàìè ïîø¸ë. Äà ÿ è ñàì ïîñïåþ. À íå ïîñïåþ, òàê Ïåòüêà ïîäîéä¸ò, ïîìîæåò. Ïåòüêà çà âçìàõ ëîïàòû âñ¸ óëîæèò, ïîäïðàâèò. Îí îïûòíûé.
   Ïîñïåþ ÿ. À Ïåòüêà ìíå ïîòîì ðàçâåäàííûé ëåñ ïîêàæåò.
   Òóò áåðåã íåäàëå÷å. Îáü óâèäåòü ìîæíî. Øèðîêóþ. Áèÿ òî ïîìåíüøå áóäåò.

   Ïîñìîòðèì. Íàâåðíîå, è îòòóäà íà íàñ ñìîòðèò êòî-òî. À èíà÷å, îò÷åãî æå çäåñü ïðèòÿãàòåëüíî òàê?

Сергея Соловьева можно без сомнений назвать главным советским и российским режиссером, который посвятил практически все свое творчество исследованию молодого поколения. Его первый художественный кинофильм «Сто дней после детства» о лете в пионерлагере завоевал признание не только в Советском Союзе, но и на Западе. А знаменитая «Асса» стала главным фильмом русского рока. При этом сам Соловьев называл все свои работы случайностью, стечением «жестких и нетерпимых» обстоятельств, которые буквально втягивали режиссера в новые проекты. Вспоминаем главные работы мастера, которые были созданы не благодаря, а вопреки.

«Сто дней после детства» (1975)

В 1975-м молодой выпускник ВГИКа открыл Советскому Союзу окно на Запад, а Западу, как ни удивительно, совершенно новый характер подросткового кино. Пресыщенная откровенностью и уставшая от эпатажа публика была поражена картиной советского режиссера «Сто дней после детства». Ее наивность освежала, удивительный и экзотический мир пионерлагеря, недоступный для западной публики, поражал, а мечтательная романтичность картины, где пионеры были больше похожи на сказочных существ, завораживал.

«Сто дней после детства» намеренно по-соловьевски бессюжетен: в нем есть и любовь, и ревность, и соперничество — вся гамма чувств, которые юные герои сублимируют в театральной постановке «Маскарад» по Лермонтову. По словам режиссера, ему хотелось отразить неясное ощущение счастья и ожидания вечности. В итоге Соловьев был награжден призом за режиссуру на Берлинале, который до этого был закрыт для коммунистических стран.

«Чужая белая и рябой» (1986)

Историю создания фильма «Чужая белая и рябой» Сергей Соловьев описывает в своем рассказе «Азия». Пролистывая журнал «Новый мир», который был отдан на откуп молодой прозе 70-х годов, режиссер прочел предисловие Чингиза Айтматова к повести никому не известного Бориса Ряховского. Знаменитый советский писатель называл все свои литературные труды бесполезными на фоне молодой прозы Ряховского. Соловьев был заинтригован; прочитав рассказ многообещающего автора, поразился его простоте, смешанной с «многовековой мудростью», и решил переработать повесть в сценарий.

Дело происходит в маленьком городе в Казахстане, куда эвакуировали семью молодого Ивана. Главным его увлечением и спасением в тяжелые военные годы стали голуби. Однажды он находит в городке редкую белую голубку, которую тут же отнимают у него местные авторитеты. Параллельно развивается история отца Ивана, который влюблен в бывшую актрису Ксению Старцеву. Минималистичная драма завоевала спецприз жюри Венецианского кинофестиваля.

«Асса» (1987)

Особым талантом Соловьева было даже не то, что он мог уловить дух эпохи. Он всегда интересовался и прислушивался к людям, которые были самим воплощением нового времени, то есть к молодежи. Так случилось и с легендарной «Ассой». Благодаря тонкому чутью режиссера криминальная драма про необычный любовный треугольник превратилась в настоящий портрет еще совсем юного русского рока.

К концу 80-х Соловьев был уже именитым режиссером, однако ему хотелось снять не просто хороший фильм, который оценят синефилы, но кассовый хит, который прогремит на весь Союз. Ялта, начало 80-х. Криминальный авторитет Крымов (Сергей Говорухин) влюбляется в молодую медсестру Алику (Татьяна Друбич), которая после продолжительного романа с ним в итоге увлекается молодым человеком по прозвищу Бананан (Сергей Бугаев).

Сергей Бугаев и Сергей Соловьев, 1987 год Олег Иванов/ТАСС

Сергей Бугаев и Сергей Соловьев, 1987 год

© Олег Иванов/ТАСС

Соловьев хотел сделать практически мюзикл, поэтому ему было важно найти музыку, которая точно отражала бы вкусы Бананана. Он прослушал огромное количество кассет и даже предложил главную роль молодому музыканту Борису Гребенщикову. Но тот отказался и попросил сделать его ответственным за саундтрек. Гребенщиков пригласил на съемки своих друзей из рок-клуба. Так вся страна узнала о «Браво», «Аквариуме» и «Кино» Виктора Цоя.

«Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989)

Соловьев продолжает документировать время во второй части своей трилогии (первая — «Асса», третья — «Дом под звездным небом»). На этот раз все советское общество в эпоху перестройки умещается в коммунальной квартире в доме на Арбате, готовящемся к сносу. «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» — настоящая трагикомедия положений. Главные действующие лица: 15-летний Митя Лобанов, который выбирает СССР вместо иммиграции во Францию и жизни с богатым дедушкой; странноватый Толик Гнилюга, промышляющий самогоном, который он любовно называет «Русалочка»; девушка Александра, сбегающая от строгого отца; ее ухажер Владимир.

Для создания саундтрека Соловьев снова сотрудничал с Борисом Гребенщиковым. Уже по традиции картина режиссера отправилась на один из главных мировых кинофестивалей — на этот раз на Каннский.

«Нежный возраст» (2000)

Соловьев называл «Нежный возраст» своим любимым фильмом. Он родился снова благодаря природному любопытству режиссера. Однажды на даче он принялся расспрашивать своего сына Дмитрия о его детстве и отрочестве, и вместо ожидаемых рассказов про школу, первые влюбленности и подростковые проделки услышал трагическую историю о потерянном поколении, которое прошло через Чечню, развал СССР и лихие 90-е. Так родилась основа для фильма «Нежный возраст», сценарий к которому Соловьев написал вместе с сыном. Также Дмитрий исполнил в картине главную роль.

Он сыграл молодого человека, чье взросление пришлось на эпоху становления новой рыночной экономики, которое, как известно, не обошлось без человеческих жертв. Выжить в эти непростые времена герою помогает любовь к однокласснице, которая становится известной моделью.

  • Петь караоке сказка в моей жизни
  • Петька на даче о чем этот рассказ
  • Петь более выше как правильно пишется
  • Петька микроб читать рассказ
  • Петька на даче смысл рассказа